Гаммы что это такое
Перейти к содержимому

Гаммы что это такое

Музыкальные гаммы

Музыкальная гамма – это выстроенная восходящая или нисходящая последовательность нот внутри одной октавы. Теория музыки объясняет понятие гаммы как звукового ряда неопределенной протяженности, между соседними ступенями которого существует отставание на целый тон или полутон.

Ниже на изображении вы можете видеть: гаммы ля-минор, ми-минор, ре-минор и соль-минор.

гаммы

Цель изучения гамм

В начальный период обучения игры на музыкальном инструменте идет закладка фундамента технических навыков игры, основных понятий, развиваются и закрепляются приемы построения звуковых интервалов и трезвучий. Звуковые ряды, в виде музыкальных гамм, тренируют пальцы рук, позволяют оттачивать технику игры на инструменте. В результате ежедневных тренировок происходит наработка беглости, четкой последовательности движения пальцев. Звуковые ряды отлично развивают слух и чувство ритма, помогают отшлифовать технику звукоизвлечения, выработать скорость. Обычно вначале осваивают прямые звукоряды, затем переходят на расходящиеся.

Примерно так выглядит и играется гамма на фортепиано:

Структура музыкальной гаммы

Гаммы образуют ключевые шаблонные элементы музыкального произведения в любом жанре и стиле. Для того чтобы понимать структуру звукового ряда, нужно знать определения октавы, тона и полутона. Пространство между двумя идентичными нотами, например, между ближайшими нотами Соль, называют октавой.
Разница в высоте звучания, интервал между ближайшими звуками называется полутоном. Тон состоит из двух последовательно взятых полутонов. Начальная нота музыкальной гаммы – это основной тон или тоника. Понятие гаммы можно также выразить, как ряд звуков от тоники до следующей тоники.
Постепенное повышение звуков в пределах тоник – это восходящая гамма , понижение звуков создает нисходящий звукоряд. Мажорный звукоряд обладает 7-ю ступенями. Ступени – звуки гаммы, обозначенные римскими цифрами. Начинаются от тоники, самой устойчивой ступени, задающей тональность. За тоникой следует верхний вводный тон, медианта, субдоминанта, доминанта, субмедианта, седьмая, октава. Октава идентична тонике, но находится выше. После нее можно начинать со второй или продолжать с девятой.

Разновидности

Разновидностей звукорядов – несколько десятков. Тональная музыка имеет разделение на две крупные группы гамм, с которых начинается обучение:

  • Мажорные гаммы. Принцип построения основан на чередовании тонов и полутонов: 2 тона, полутон, 3 тона, полутон. Простейший звукоряд для скрипки – ре мажор, для фортепиано – до мажор. Звучание этих звуковых рядов имеет радостный оттенок.
  • Минорные гаммы. Принцип построения: тон, полутон, 2 тона, полутон, 2 тона. Простейшая гамма для фортепиано – ля минор. Звучание воспринимается, как лирическое, грустное.

Существует также разделение этих двух групп на диезные и бемольные. Первые характеризуются наличием в тональности диеза при ключе: C dur, a moll. Вторые отличаются наличием бемолей при ключе: F dur, d moll.

Отдельную нишу занимают хроматические гаммы, построение которых идет по принципу – полутон, полутон.
Могут быть и необычные звуковые ряды. Гаммы можно сравнить с каким-либо блюдом, которому изменения придают новый особый вкус. В модальной и атональной музыке существует безграничное количество ладов, дающее возможность придумывать свой звуковой ряд. Для увеличения возможностей для самовыражения необходимо знать их как можно большее количество.

Мажорная и минорная пентатоника, мажорная, натуральная минорная гамма – составляют основу музыки. Зная лишь их, можно исполнить до 95% музыки, в том числе рок. Можно остановиться на этом количестве. При желании можно изучить более редко используемые звукоряды: гармонический и мелодический минор, мажорные и минорные лады, множество экзотических гамм, применяемых в народной музыке.

Мажорные и минорные гаммы

Законом построения гаммы считается определенная последовательность промежутков между нотами гаммы. Построение звукоряда может начинаться от любой ноты. При этом она может содержать любое количество нот, но не более семи. Например, Ми-минорная гамма строится от ноты Ми и заканчивается ею же. Для построения мажорного звукового ряда за основу берется любая нота, поднимается на тон выше, становясь второй ступенью гаммы. Затем вторая нота поднимается на тон, образуя третью ступень, поднятием третьей ноты на полтона получают четвертую ступень. Мажорные и минорные гаммы разделяются на три вида:

  • Диатонические. Это натуральный, наиболее часто встречающийся мажорный звукоряд со своими имеющимися ключевыми знаками, без случайных знаков альтерации. Для минорной гаммы – это простой, одинаковый при любых движениях звукоряд, в котором учитываются лишь ключевые знаки.
  • Гармонические. Характеризуется пониженной шестой ступенью (VIb) при движении вверх или вниз. Это придает звуку более минорный оттенок. В минорной гамме при любом движении происходит повышение седьмой ступени (VII#), с тяготением к тонике.
  • Мелодические. Для мажорного звукоряда, при восходящем движении играет, как гамма диатонического типа. При нисходящем движении происходит понижение шестой и седьмой ступенек (VIb, VIIb). Минорная гамма характеризуется повышением двух ступеней, шестой и седьмой (VI#, VII#) при движении звукоряда вверх. Нисходящее движение отменяет повышение и играется натурально.

Изучение

При осваивании звукоряда необходимо вникнуть в ее характер, обучаться навыкам певучести и плавности игры legato. Нужно стараться использовать различную артикуляцию, акценты, разные ритмы. Применение многообразия нюансировок, динамики, тембра позволят улучшить качество исполнения.

Гамма сравнима с фундаментом той мелодии, из которой ее извлекают. Число их довольно велико. Разные национальные культуры обладают различными звукорядами. Незнание гамм сравнимо с попыткой сочинить поэму, не используя слова. Они являются палитрой, предоставляющей ноты для создания сольных мелодий, аккордов, аккомпанементов. Чем большее количество изученных гамм, тем больше возможностей для самовыражения.

Что такое гаммы, для чего они и как их играть?

Gamma

Гамма в музыке – это ряд звуков, последовательное звучание которых в восходящем или нисходящем порядке, образует ЛАД. Крайние звуки гаммы одинаковы по названию, но расположены на расстояние октавы или нескольких октав.

Чтобы построить гамму от какого-либо звука, воспользуйтесь формулой. Формула для мажора:

formula gammy mazhor

Формула для минора:

formula gammy minor

А вот как звучит гамма До-мажор, протяженностью в одну октаву:

А это гамма Ля-минор (натуральный вид):

Зачем нужно играть гаммы

Сколько недовольства вокруг этого упражнения! Ученикам музыкальных школ непонятно, зачем ежедневно повторять эти нудные упражнения? Тем, кто вынужден их слушать – семье музыканта, а также соседям сверху и снизу – очень надоедает монотонное повторение одних и тех же звуков. Ведь гораздо приятнее, когда играют какую-нибудь пьесу, где есть мелодия и настроение.

Гаммы — основа основ, как алфавит в письме или таблица умножения в математике. И никто не возмущается, что их надо выучить наизусть! Ведь не зная буквы не получится писать, а не умея перемножать и складывать простые числа вы будете иметь трудности даже когда расплачиваетесь в магазине.

Однако гаммы для фортепиано недостаточно выучить и просто запомнить. Их нужно повторять ежедневно, добиваясь автоматизма и беглости пальцев. Ведь это – необходимое упражнение которое держит в тонусе аппарат пианиста. Как разминка для спортсмена или танцора. Но играя гаммы и доводя их до совершенства, вы открываете перед собой врата в мир удивительной красоты — мир этюдов Шопена, Листа, Рахманинова и других композиторов.

Приоткрою для вас одну створку этих врат и познакомлю с этюдом Ре-мажор Феликса Блуменфельда.

Этюд что надо 110

Слишком быстро 11

Будьте предельно осторожны играя гаммы! Учитесь чувствовать тело и сигналы, которое оно вам посылает. Если почувствуете малейший дискомфорт — остановитесь, встряхните руки, отдохните. Если игнорировать дискомфорт в аппарате, есть вероятность «переиграть» руки. А это может грозить серьезными последствиями.

Аппликатура

Чтобы научиться играть гаммы, нужно выбирать правильную аппликатуру. Поэтому для начала пронумеруем пальцы рук. Большой палец – первый, мизинец – пятый.

applikatura

Такая нумерация пальцев принята на тех инструментах, где участвуют все 10 пальцев. Гитаристы, например, в левой руке при игре используют только 4 пальца – большой не участвует. Так что их нумерация выглядит по-другому. Для начинающих музыкантов во всех нотных текстах прописывается порядок пальцев. Он называется аппликатурой. Номер пальца, которым играется каждая нота, указывается цифрой над или под ней. Взгляните:

do-mazhor

Виды гамм

Как мы сказали, гаммы могут быть мажорными и минорными, но также они бывают разных видов. Чем выше мастерство исполнителя, тем более сложный вид ему по зубам. Начнем с простого.

Прямая гамма

Итак, самый простой вид гаммы – прямой. Руки играют параллельно вверх и вниз одни и те же ноты, с дистанцией в одну октаву.

do-mazhor

Как вы видите, первый палец в правой руке равен пятому пальцу в левой.

applikatura

Это, пожалуй, самая первая сложность с которой вы столкнетесь. Перекладывание пальцев в левой и правой руке происходит не синхронно — это может стать проблемой на ранних этапах разучивания гамм.

Играть гаммы, безусловно, полезно! Но рано или поздно, они могут надоесть. Вот тогда и наступает время этюдов! У Карла Черни есть этюды на все виды техники. Есть этюды для детей и более продвинутых исполнителей. Послушайте этюд Ля-минор на мелкий вид техники из 740 опуса:

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/12/17-Czerny-The-Art-of-Finger-Dexterity-Book-III.mp3

Расходящаяся гамма

Следующий вид гаммы – расходящийся. Это такое упражнение, когда руки играют гамму в разные стороны. Изолированно расхождение не играют, ну разве что для тренировки. Расходящаяся гамма содержит в себе и параллельное и расходящееся движение. Вот как это выглядит и звучит в тональности До-мажор:

Знак «восьмерка», который пунктирной линией охватил некоторые ноты, означает, что эти ноты нужно играть на октаву выше, чем написано. Подробнее об этот читайте тут.

Gamma Do mazhor

Gamma mi mazhor

Если вы собираетесь приняться за расходящиеся гаммы, то начинать стоит с гаммы Ми мажор. Эта гамма устроена так, что при расхождении и схождении рук, пальцы будут выполнять синхронные движения, при этом встречные черные клавиши в обеих руках тоже совпадают. Поэтому начинайте тренироваться играть расходящуюся гамму именно в этой тональности. Для начала отточите параллельное движение, затем расходящееся:

Гамма в терцию

Гамма в терцию — такой вид гаммы, когда правая рука начинает гамму с терцового тона, а левая с основного. Например, в гамме «До мажор в терцию», правая рука начнет свой путь с ноты Ми, а левая с ноты До. Руки при этом находятся в одной октаве.

Gamma Do mazhor

Гамма в сексту

Гамма в сексту, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с основного тона, а левая с терцового. В нашей любимой тональности До-мажор, правая рука начнет гамму с ноты До, а левая с ноты Ми.

Gamma Do mazhor

Гамма в дециму

Гамма в дециму, это такой вид, когда правая рука начинает свое движение с терцового тона, а левая с основного. Но эти звуки располагаются через октаву. В гамме До-мажор правая рука начнет движение с ноты Ми, а левая с ноты До.

Gamma Do mazhor

Гаммы развивают

  • Пальцевую технику
  • Умение распознавать мажорный и минорный лад в музыке, мелодический и гармонический звукоряд.
  • Запоминание ключевых знаков альтерации для каждой тональности
  • Память на аппликатуру, что облегчает разучивание длинных пассажей в пьесах

С какой гаммы начать

Разумеется, начинать играть гаммы стоит с самых простых. Самые лёгкие гаммы – до-мажор и ля-минор. Они играются только по белым клавишам и не содержат знаков альтерации — диезов и бемолей.

Теперь подробнее о том, как играть мажорные и минорные гаммы.

Мажорные гаммы

В академической школе игры на фортепиано, мажорные гаммы играются всегда одном виде – натуральном. Напомню, что формула мажорной гаммы такова: ТОН – ТОН –ПОЛУТОН – ТОН – ТОН – ТОН – ПОЛУТОН.

Полутон — это расстояние между двумя ближайшими звуками. На клавишном инструменте полутон, это две соседние клавиши.

malaya sekunda Do Re bemolBol

Если мы используем эту формулу от ноты ДО, то получим гамму «До мажор». Эта гамма не содержит знаков альтерации и играется по белым клавишам. Если мы начнем строить гамму от ноты ФА, то благодаря формуле выясним, что для реализации не хватает знака – Си бемоль. В гамме Соль мажор появятся знак Фа диез…

Минорные гаммы

Если мы построим гамму опираясь на формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН), мы получим натуральный вид. Гаммы в натуральном виде не играют.

В минорном ладе, как правило, используют гармонический и мелодический виды.

Гармонический минор

В гамме гармонического минора при движении вверх и вниз, повышается VII ступень. Гамма «Ля минор» в гармоническом виде будет выглядеть так:

Gamma lya minor

Мелодический минор

В гамме мелодического минора при движении вверх будут повышаться VI и VII ступени, а при движении вниз эти диезы будут отменяться. Мелодический вид гаммы «Ля минор» будет выглядеть так:

lya minor melodicheskij

Когда мы говорим о том, сколько знаков в той или иной тональности, мы всегда имеем в виду НАТУРАЛЬНЫЙ вид мажора или минора.

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма — это восходящее или нисходящее мелодическое движение по полутонам. Хроматическая гамма строится ОТ какой-либо ноты. Вот как будет выглядеть Хроматическая гамма от ноты До:

Hromaticheskaya gamma

Может показаться, что музыкальности в хроматической гамме не много. Но я попробую вас переубедить. Послушайте начало этюда Ф. Шопена Си-минор из 25 опуса.

Арпеджио

Арпеджио — такой прием, когда звуки аккорда следует играть не гармонически, а мелодически. То есть не одновременно, а по очереди.

Разновидностей арпеджио много, но самые популярные — короткие, длинные и ломанные. Рассмотрим их.

Короткие арпеджио

Korotkie arpedzhio

Длинные арпеджио

dlinnye arpedzhio

Длинные арпеджио можно играть не только в две октавы, но и в четыре.

http://earsfingers.ru/wp-content/uploads/2019/12/Длинные-арпеджио-4-октавы.mp3

Популярнейшим произведением на такой вид техники, является этюд Шопена До мажор. Невероятно красивый этюд.

lomannye arpedzhio

11 Арпеджио

11 арпеджио я вынес в отдельную главу, потому что это очень интересное и красивое упражнение. Из названия понятно, какой вид техники оно развивает. Но в отличии от обычных гамм и арпеджио, это упражнение наполнено смыслом. Послушайте как красиво оно звучит:

11 arpedzhio

Из чего состоят 11 арпеджио:

Арпеджио 1 — это мажорное трезвучие

Арпеджио 2 — минорное трезвучие

Арпеджио 3 — мажорный секстаккорд

Арпеджио 4 — минорный секстаккорд

Арпеджио 5 — мажорный квартсекстаккорд

Арпеджио 6 — минорный квартсекстаккорд

Арпеджио 7 — доминантсептаккорд

Арпеджио 8 — квинтсекстаккорд

Арпеджио 9 — терцквартаккорд

Арпеджио 10 — секундаккорд

Арпеджио 11 — уменьшенный септаккорд

Двойные терции

Двойные терции — такой вид гаммы, где каждая рука ведет сразу 2 голоса. Нижний голос начинает движение с основного тона, а верхний с терцового. В До-мажоре это будут ноты ДО и Ми соответственно. Взгляните ноты и послушайте эту гамму:

Dvojnye tercii

Как заниматься

  1. Играйте гамму диапазоном в 1-2 октавы.
  2. Доведите до автоматизма сперва одну, а затем другую руку. Только потом соединяйте.
  3. Играйте пробежками — 2 ноты медленно, 4 быстро. На тонике «висим» долго, остальные клавиши играем быстро.
  4. Чтобы добиться четкости артикуляции поставьте кисть руки на стол так, как она у вас должна лежать на пианино. По очереди «играйте» каждым пальцем по столу, пока не добьетесь одинакового стука. На пианино играйте пунктирным ритмом.
Также полезно играть разными штрихами
  • легато (legato – плавно, слитно)
  • стаккато (staccato – резко, отрывисто)
  • нонлегато (nonlegato – раздельно)
Использовать разную динамику
  • пиано (piano – тихо)
  • форте (forte – громко)
  • крещендо (crescendo – постепенно увеличивая громкость)
  • диминуэндо (diminuendo – постепенно затихая)

Отличная статья 110

Бесполезная статья 11

Надеюсь, теперь вы поняли что такое гаммы, каких видов они бывают и как их играть. Начинайте с простого, постепенно усложняйте и вы добьетесь успеха. Не в коем случае не играйте через не могу. Если чувствуете, что руки устали — отдыхайте. У вас все получится, главное хотеть и заниматься регулярно! Не откладывайте на завтра, начните прямо сейчас.

Надеюсь, статья оказалась вам полезной и теперь вы знаете, что такое гаммы и какими они бывают. Если вопросы все же остались, буду рад ответить на них — пишите в комментарии. Подписывайтесь на ютуб-канал и вступайте в группу вконтакте , где много интересного!

А теперь послушайте трансцендентный этюд Ференца Листа «Дикая охота». Исполняет Борис Березовский

гамма

Диатонические гаммы.

I
(γ, ?), третья буква греческого алфавита.
II
(обозначается γ), 1) стотысячная доля эрстеда, 1 γ=10 -5 Э. 2) Редко применяемая дольная единица массы, 1 γ=10 -9 кг, чаще называемая микрограммом (мкг).
III
(муз.), восходящее или нисходящее последование ступеней тональности или тонов хроматического звукоряда (в пределах 1 или более октав). В практике игры на музыкальных инструментах используются диатонические гаммы (см Диатоника) и хроматическая гамма. См. также Звукоряд.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Полезное

Смотреть что такое «гамма» в других словарях:

ГАММА — (греч. gamma, третья буква греческой азбуки). 1) старинная Гвидонова система звуков, начинавшаяся с греч. буквы гаммы. 2) семь основных музыкальных звуков (do, re, mi, fa, sol, la, si), расположенных в постепенном возвышении. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

ГАММА — 1. ГАММА1, гаммы, жен. (греч. gamma название буквы, обозначавшей звук соль в средневековой музыке). Последовательный ряд звуков, повышающийся или понижающийся, обычно в пределах одной или двух октав (муз.). Играть гаммы на рояле. Мажорная,… … Толковый словарь Ушакова

ГАММА — 1. ГАММА1, гаммы, жен. (греч. gamma название буквы, обозначавшей звук соль в средневековой музыке). Последовательный ряд звуков, повышающийся или понижающийся, обычно в пределах одной или двух октав (муз.). Играть гаммы на рояле. Мажорная,… … Толковый словарь Ушакова

Гамма-ДЕ — Основные характеристики Модификации: Гамма Д1Е / Д2Е / Д3Е Тип: трёхкоординатная РЛС общего назначения с ФАР Диапазон волн: дециметровый Потребляемая мощность: 170 / 112 / 75 кВт Сопровождаемых целей: 200 Выходная информация: трассовая,… … Википедия

ГАММА-Е — ГАММА . Первая часть сложных слов со знач. относящийся к гамма излучению, напр. гамма лучи, гамма астрономия, гамма терапия. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

гамма-. — ГАММА . Первая часть сложных слов со относящийся к гамма излучению, напр. гамма лучи, гамма астрономия, гамма терапия. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Гамма — в криптографии псевдослучайная числовая последовательность, вырабатываемая по определенному алгоритму и используемая для зашифрования открытых данных и расшифрования зашифрованных данных. По английски: Gamma См. также: Гаммирование Финансовый… … Финансовый словарь

гамма-. — ( … Словарь иностранных слов русского языка

гамма — ы, ж. gamme f., нем. Gamme <, ит. gamma. 1. муз. Вторая нота их <китайской> Гаммы или музыкальной таблицы. Танц. сл. Что такое Гамма? Корифей 1 11. || только мн. Музыкальное (для инструмента или голоса) упражнение, состоящее из… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

гамма- — (буква греческого алфавита γ) первая часть сложных слов, пишется через дефис, но: гаммаг/рамма, гамма/трон (прибор), гамма/графия, гам/маметрия, гам/маскопия … Слитно. Раздельно. Через дефис.

Гамма – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово гамма? Пытаешься разобраться, что такое гамма? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «гамма» в словарях русского языка

Гамма это:

Га́мма может означать:

Гамма

1.Последовательно восходящий или нисходящий ряд звуков ( звукоряд ) в пределах одной или нескольких октав.

2. перен.Ряд гармонически взаимосвязанных оттенков одного цвета.

3. перен.Ряд однородных, последовательно изменяющихся явлений, свойств и т.п. II ж.

1.название буквы греческого алфавита.

2.Название буквы, обозначающей звук "соль" в средневековой нотной записи. III ж.Редко применяемая, внесистемная единица массы, равная миллионной доле грамма. IV ж.Внесистемная единица напряженности магнитного поля, равная одной стотысячной доле эрстеда. V ж.Последний перед официальным выпуском вариант разработанной программы.

Гамма

I. ( ( гр. ; см. гамма
2)
1) муз. постепенная последовательность звуков в пределах одной октавы; существуют гаммы звуковых систем (пентатонная г. — 5 звуков, диатоническая г. — 7 звуков, хроматическая г. — 12 звуков) и ладов (мажорная, минорная г. и др.);
2) г. красочная (цветовая) — в изобразительном и декоративном искусствах — последовательный ряд цветов, используемых при создании художественного произведения. II. ( гр. gamma) третья буква греческого алфавита — г; III. обозначение одного из состояний вещества ( напр. , гамма-железо); IV. приставка, указывающая на смысловую связь термина с гамма-излучением ( напр. , гамма-дефектоскопия); V. миллионная доля грамма; VI. стотысячная доля эрстеда.

Гамма

1. ж.
1) Последовательный восходящий или нисходящий ряд звуков (звукоряд) в пределах одной или нескольких октав.
2) Ряд гармонически взаимосвязанных оттенков одного цвета.
3) перен. Последовательный ряд изменяющихся явлений, свойств и т.п.

2. ж. Название буквы греческого алфавита.

3. ж. Редко применяемая, внесистемная единица массы, равная миллионной доле грамма.

4. ж. Внесистемная единица напряженности магнитного поля, равная стотысячной доле эрстеда.

Гамма

жен. , итал. нотная азбука, лестница, скала в музыке, ряд, порядок звуков. | Таблица нот, с означением аппликатуры.

Гамма

Гамма

последовательный ряд звуков, повышающийся или понимающийся в пределах одной или нескольких октав гамма ряд однородных, последовательно изменяющихся явлений, признаков Г. красок. Г. голосов.

Гамма

(? , ?), третья буква греческого алфавита. — в музыке — звукоряд — последование всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке; имеет объем октавы, но может быть продолжена в соседние октавы. См. также Хроматическая гамма. — (обозначается ?) ,
1) стотысячная доля эрстеда, 1 ? = 10-5 Э.
2) Редко применяемая дольная единица массы, 1 ? = 10-9 кг, чаще называют микрограммом (мкг).

Гамма

1. ж.
1) Последовательный восходящий или нисходящий ряд звуков (звукоряд) в пределах одной или нескольких октав.
2) Ряд гармонически взаимосвязанных оттенков одного цвета.
3) перен. Последовательный ряд изменяющихся явлений, свойств и т.п.

2. ж. Название буквы греческого алфавита.

3. ж. Редко применяемая, внесистемная единица массы, равная миллионной доле грамма.

4. ж. Внесистемная единица напряженности магнитного поля, равная стотысячной доле эрстеда.

Гамма

гаммы, ж. (греч. gamma – название буквы, обозначавшей звук "соль" в средневековой музыке). Последовательный ряд звуков, повышающийся или понижающийся, обычно в пределах одной или двух октав (муз.). Играть гаммы на рояле. Мажорная, минорная гамма. Гамма си бемоль. Для меня так это ясно, как простая гамма. Пушкин. || перен. Последовательный ряд каких-н. однородных, но многообразных в своей изменчивости предметов, качеств (книжн.). Гамма красок. Гамма цветов. Гамма настроений.

Гамма

гаммы. Третья буква греческого алфавита. Гамма – лучи, гамма-лучей, ед. нет (физ.) – то же, что рентгеновские.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *