Как работают электрозаправочные станции
Перейти к содержимому

Как работают электрозаправочные станции

Зарядные устройства для электромобилей: типы, скорость зарядки

Электромобиль в наши дни перестал быть фантастикой и превратился в реальное, ставшее привычным транспортное средство. Такой вид автомобиля весьма экономичен, ведь его не нужно заправлять дорогим бензином или дизельным топливом, которые к тому же загрязняют атмосферу. Однако батарею электромобиля необходимо заряжать, и именно об этом и пойдет речь далее. Мы узнаем все о том, что такое зарядное устройство электромобиля, какие бывают его виды, от чего зависит время зарядки и многое другое.

Устройство электрокара

Зарядное устройство

Электромобиль имеет довольно простое по сравнению с машинами с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) устройство. Это объясняется тем, что электромотор гораздо проще, чем ДВС, и не требует регулярного обслуживания. А так как электропривод практически не имеет трущихся частей (кроме подшипников качения на валу), его КПД достигает 90-95%. При этом уровень КПД бензинового ДВС едва достигает 35%, а дизельного – 45%.

Если же говорить об электрокаре в целом, то он не имеет значительных отличий от обычных машин с ДВС. В основном разница – только в двигателе. И так как электромотор работает на электричестве, ему нужна емкая и мощная батарея вместо бака для жидкого топлива в обычных авто. В остальном же машины практически не имеют существенный различий. В электрокаре та же система подвески, кузов и так далее.

Многие электромобили построены на базе бензиновых машин. Это означает, что производитель просто устанавливает электромотор и батарею в обычный автомобиль вместо ДВС

Конечно, существует множество других тонкостей и незначительных конструктивных отличий.

Что такое зарядное устройство электромобиля

Электромобиль имеет, по сути, такую же батарею, как, например, ноутбук или мобильный телефон. Разница только в объеме и мощности. Это означает, что и для зарядки используется такое же зарядное устройство, как для любого другого гаджета. Разница только в мощности и силе зарядного тока. А также в том, что ЗУ для электрокаров имеют большие размеры, поэтому в карман или в рюкзак их не положишь. Также производители электрокаров используют свои уникальные разъемы. Но об этом мы поговорим ниже.

Зарядка (ЗУ) для электромобиля – это устройство, которое преобразует переменный ток высокого напряжения (220 вольт в однофазной цепи или 380 вольт в трехфазной) в постоянный ток с напряжением, соответствующим напряжению батареи машины. Такие ЗУ могут быть разного типа:

  • стационарные – настенные шкафы, стойки и так далее;
  • портативные устройства – можно возить с собой в багажнике электрокара.

Неважно, как выглядит или какого типа зарядка, в любом случае это всего лишь устройство, которое преобразует один вид электроэнергии в другой, соответствующий техническим параметрам электрокара.

Если говорить о визуальном представлении, то это некий гаджет, который подключается к источнику питания посредством обыкновенной бытовой розетки или к специальному разъему (в зависимости от того, как вы заряжаете свой автомобиль). С другой стороны устройство имеет соответствующий разъем для подключения к электромобилю. Так выглядит портативная зарядка.

Портативная зарядка

Стационарные устройства подключаются в сети электропитания посредством однофазной или трехфазной цепи. Здесь важно знать, что трехфазная цепь дает больше мощности, а это означает, что увеличивается и скорость зарядки батареи. По сути, это стационарная станция, которую можно установить в гараже. Такие же станции установлены и на электрозаправочных станциях и на стоянках для электрокаров.

Станция всегда подключена к электрической сети. А для подключения к машине имеется соответствующий шнур (электрокабель), на конце которого находится разъем для подключения к электромобилю.

Электрический кабель

В самом электромобиле также имеется встроенное оборудование, необходимое для зарядки батареи. Если проследить цепь от разъема для подключения ЗУ до батареи (внутри электромобиля), то наиболее важным компонентом здесь является контроллер силы тока и уровня заряда батареи.

Контроллер пропускает определенную максимальную силу тока и автоматически отключает подачу электроэнергии к батарее при достижении 100% уровня заряда. Также контроллер регулирует уровень заряда между секциями батареи, чтобы каждый элемент АКБ имел одинаковый уровень заряда, не перегревался, не закипал и не вышел из строя.

От чего зависит скорость зарядки АКБ

Скорость зарядки любой батареи, в том числе и электромобиля, зависит прежде всего от силы тока. Чем выше сила тока, тем выше скорость. Но здесь важно понимать, что быстрая зарядка значительно сокращает срок службы батареи. Поэтому производители стараются найти определенный баланс, создавая такие ЗУ, которые наносят минимальный вред АКБ и при этом способны заряжать батареи достаточно быстро.

Если говорить об обычных батареях, то они заряжаются током небольшой силы (в бытовых условиях максимум 2-3 ампера). И обычной бытовой розетки более чем достаточно для таких целей.

Зарядка от сети 220 Вольт

Но в электромобилях батарея довольно большая и мощная. Поэтому для ее зарядки требуется больше мощности. Сила тока в этом случае может достигать 60-80 ампер (при зарядке от станции постоянного тока сила тока достигает 250 Ампер). И такой силы тока обычная бытовая розетка выдать не способна. Поэтому скорость зарядки от бытовой розетки будет медленной.

Для полного заряда батареи от сети в 220 вольт может потребоваться до 24 часов. Но обычно большинство электрокаров заряжаются от бытовой розетки около 16 часов.

Чтобы ускорить зарядку, нужно повысить напряжение. А сделать это можно только при помощи трехфазной цепи питания. Но к этому вопросу мы вернемся ниже.

Существует максимальный показатель силы тока. Если превысить его, то это может привести не только к потере емкости батареи, но и к полному выходу из строя АКБ, а также к ее взрыву

Также на скорость влияет и емкость самой батареи. Соответственно, чем больше емкость АКБ, тем больше времени потребуется для ее заполнения.

Методы зарядки и типы ЗУ для электромобилей

Как уже было сказано выше, существуют разные зарядки для электромобилей. Отличия между ними заключаются не только в портативности, но и в различных схемах питания. А некоторые зарядки вообще работают без проводов.

Итак, существуют следующие типы ЗУ для электрокаров:

  • от бытовой розетки в 220 вольт;
  • от сети с напряжением 380 вольт. Может иметь два типа:
    • однофазная цепь;
    • трехфазная цепь;

    Зарядка от солнечной батареи

    Последний вариант не самый эффективный, поэтому зарядка от солнечной батареи применяется некоторыми производителями электромобилей лишь для незначительного увеличения запаса хода.

    Дело в том, что для эффективной зарядки АКБ электрокара солнечная панель должна иметь очень большие размеры и внушительный вес (даже с учетом современных технологий). Но автомобиль имеет некоторые ограничения по размерам. И так как батареи как правило размещают на крыше авто, то таких размеров достаточно лишь для незначительной подзарядки.

    Конечно, возможность полностью зарядить электромобиль при помощи солнечной панели имеется. Для этого вам потребуется оставить машину под прямыми солнечными лучами на несколько дней.

    Остальные типы ЗУ более эффективны, но также имеют определенные различия между собой. Поэтому давайте разберем их подробнее.

    Зарядка от бытовой розетки 220 вольт

    Зарядка электромобиля от розетки 220 В осуществляется посредством подключения портативного зарядного устройства, которое подсоединяется к сети электропитания посредством обычной вилки. Такое ЗУ прилагается в комплекте с автомобилем, имеет относительно небольшие габариты и вес, благодаря чему его всегда можно возить с собой в багажнике авто.

    Это самый старый и универсальный способ зарядки электромобиля, так как обычную бытовую розетку можно найти практически где угодно. Но при этом скорость зарядки является самой медленной, так как бытовая сеть с напряжением 220 вольт не способна выдать большую силу тока, необходимую для быстрого заполнения током батареи.

    Но есть и положительный момент. Такой метод является щадящим для батареи, так как ёмкость АКБ в этом случае будет сохраняться максимально длительный срок.

    Зарядка от бензогенератора

    Зарядка от бензогенератора

    Зарядка электромобиля от бензогенератора схожа по своему принципу на зарядку от бытовой розетки. Дело в том, что бензиновый генератор вырабатывает тот же переменный ток, напряжение которого зависит от диодного моста и конечной схемы преобразования тока.

    В России и странах СНГ бензогенераторы вырабатывают 220 вольт, как и в бытовой розетке. Но мощность в том случае зависит уже от типа генератора. Как правило, такие устройства значительно уступают бытовым электросетям, так как бензогенератор имеет определенные ограничения.

    Наибольшим распространением пользуются генераторы мощностью от 600 Вт до 2 кВт. Для сравнения, бытовая розетка может выдать максимальную мощность около 4 кВт

    Конечно, существуют и более мощные бензиновые генераторы, однако они встречаются довольно редко, да и стоимость их весьма высока. В любом случае зарядить электромобиль таким способом вполне возможно, но скорость зарядки будет напрямую зависеть от мощности генератора. В этом случае применяются все те же портативные ЗУ.

    Зарядка от сети с напряжением 380 Вольт (одно- или трехфазная цепь)

    Зарядка электромобиля от 380 В способна значительно сократить время. При помощи повышения напряжения увеличивается и мощность сети, а также сила тока. Но важно понимать, что портативные ЗУ не рассчитаны на такое напряжение. Поэтому потребуется устанавливать стационарное зарядное устройство, которое будет подключено к сети с напряжением 380 вольт. При этом подключение можно выполнить двумя типами:

    • однофазная схема;
    • трехфазная схема.

    Второй вариант способен обеспечить большей мощностью и ускорить процедуру полной зарядки АКБ. Разница между этими схемами заключается лишь в том, что однофазная цепь питания использует только одну фазу (линию) с напряжением 380 вольт. Во втором же случае используется три линии, подключенные параллельно. При этом напряжение остается неизменным, но мощность сети возрастает втрое. Следовательно, значительно возрастает и максимальная сила тока.

    Подобные зарядные установки уже имеют свои коннекторы для подключения к электромобилю. При этом для разных стран используются различные стандарты:

    • В США и странах Азии используется тип разъема J Максимальная мощность, передаваемая таким коннектором, ограничена 7,4 кВт. Данный разъем имеет пять контактов.

    Разъем на пять контактов

    • Mennekes – применяется в европейских странах, в том числе в России и странах СНГ. Имеет семь контактов. Максимальная передаваемая мощность может достигать 43 кВт при условии трехфазной цепи питания или 7,4 кВт в условиях однофазной цепи. Максимальная сила тока не должна превышать 63 Ампера, а напряжение – не более 400 вольт.

    Зарядка Mennekes

    Для организации такой зарядной станции вам потребуется разрешение от городских властей и городских электросетей.

    Быстрая зарядка постоянным током

    Зарядка электрокара постоянным током – это самый мощный и быстрый способ, так как такая схема питания позволяет достичь наибольшей силы тока. Максимальное значение может колебаться в пределах 125 ампер. Для подключения к такой станции используется коннектор типа CHAdeMO.

    Коннектор типа CHAdeMO

    Подобные станции устанавливаются на специализированных зарядных станциях и стоянках. Максимальное напряжение не должно превышать 500 вольт, а мощность – 62 кВт. Существуют комбинированные зарядные станции и соответствующими коннекторами (CCS combo 2).

    CCS combo 2

    Такой тип ЗУ способен выдать самые высокие показатели:

    • мощность 0 до 100 кВт;
    • сила тока – до 200 ампер;
    • напряжение – до 500 вольт.

    При всех своих достоинствах, при зарядке электромобиля данным способом срок службы батареи значительно снижается. Поэтому использовать его стоит только в крайних случаях, когда время не терпит, а батарея автомобиля разряжена.

    Беспроводная зарядка

    Некоторые производители электромобилей занимаются разработками беспроводных зарядных станций. Их работа заключается в том, чтобы специальная платформа генерировала мощное электромагнитное поле. Автомобиль также оснащается специальным устройством (катушкой), которое способно преобразовывать магнитное поле в электроэнергию. В этом случае автомобилю достаточно просто заехать на соответствующую платформу и стоять на ней до полной зарядки АКБ.

    На данный момент существуют беспроводные ЗУ, которые способны выдавать максимум 20 кВт, что довольно много для такого типа. Однако разработчики на этом не останавливаются, и уже ведутся работы над созданием беспроводной зарядной станции с мощностью до 50 кВт.

    Главное преимущество данного типа ЗУ заключается в его универсальности: вам не нужны провода и разъемы для подключения к автомобилю.

    Наиболее распространенные способы зарядки

    Популярный способ зарядки

    Наибольшим распространением в наше время в европейских странах, в том числе в России и странах СНГ, пользуются зарядки от бытовых розеток, так как именно этим способом можно зарядить свой электрокар в гаражных условиях.

    Если же говорить об электрозаправочных станциях, то в этом случае чаще используются цепи трехфазного питания. Также трехфазные зарядки можно устанавливать и в гаражах, получив предварительно разрешение от городских электросетей.

    Зарядные станции с постоянным током встречаются довольно редко, в основном в США и странах Азии, а также некоторых европейских государствах. Устанавливать их в гараже нет смысла, так как они портят батарею. И если вы оставляете машину на ночь в гараже, то лучше зарядить батарею от обычной розетки или установить ЗУ с трехфазным питанием.

    Стоимость зарядных устройств

    В наше время можно купить практически любую зарядку для электромобиля, как портативную, так и стационарную. Стоимость будет зависеть от производителя и мощность устройства. А выбор осуществляется по типу разъема и способу подключения (трехфазная или однофазная цепь).

    Зарядную станцию мощностью в 22 кВт при подключении к трехфазной цепи в Москве можно приобрести по стоимости около 257 000 рублей. Быстрая зарядная станция прямого тока стоит около 2 500 000 рублей. Сумма может значительно варьироваться в зависимости от производителя и мощности устройства

    Многие энтузиасты собирают зарядки самостоятельно, а также переделывают ЗУ, увеличивая их мощность и, следовательно, эффективность. Но переделка зарядки требует соответствующих знаний в радиоэлектронике.

    Как часто придется заряжать электрокар

    Как часто заряжать авто

    Как уже говорилось выше, оборудование для зарядки электромобилей влияет только на скорость зарядки батареи. Но ответ на вопрос, как часто придется заряжать автомобиль, зависит только от манеры езды и ежедневного пробега. Кроме этого, многое зависит от самой батареи и оптимизаций, которые указываются в технических характеристиках.

    Также немаловажным является и запас хода авто. Ведь некоторые автомобили могут проезжать на одном заряде не больше 100 км, другие – свыше 500 км. Поэтому однозначного ответа просто нет. Одни электрокары нужно заряжать несколько раз в день (в зависимости от пробега и манеры езды), другие смогут ездить несколько дней.

    Где и как можно зарядить электрический автомобиль

    В наше время сети электрозаправочных станций активно развиваются, постоянно устанавливаются новые точки, специализированные стоянки для электрокаров и так далее.

    На данный момент многие АЗС уже оборудованы специальными ЗУ для электромобилей. Кроме этого, при наличии портативной зарядки вы сможете зарядить свой автомобиль в любом месте, где есть доступ к бытовой розетке. Многие придорожные кафе и гостиницы разрешают подключить электромобиль для зарядки, естественно, за отдельную плату.

    Подведем итоги

    Учитывая темпы развития электромобилей, можно сделать вывод, что это перспективный вид транспорта. А постоянно развивающиеся сети электрозаправок в скором времени позволят без ограничений ездить не только в пределах города, но и на загородных трассах. Более того, благодаря наличию портативных ЗУ уже сегодня можно сделать остановку на ночь и зарядить батарею в придорожной гостинице.

    Зарядные станции для электромобилей, электропарковки. Что еще будет нас удивлять в 2022 году.

    «Мир тесен». Тривиальная фраза, но она очень точно отражает тенденции мирового автомобилестроения сегодня. Экологическая повестка въезжает в нашу повседневность на электромобиле и меняет ее, зачастую вопреки нашему желанию и инерции мышления. Экология, зеленая энергетика, источники возобновляемой энергии, зеленый транспорт сегодня самые актуальные темы мировой повестки дня.

    Зарядка электрокара на зарядной станции

    Будущее за электромобилем

    Желание технологически передовых и успешных стран уменьшить свою зависимость от поставок нефти и скачков ее цены привели к революционному развитию технологий, в частности в автомобилестроении. В сочетании с не менее масштабными, длительными рекламной компанией и компанией по промыванию мозгов, мы имеем сегодня качественный прорыв в увеличении мощности и емкости аккумуляторных батарей, технологий производства электрических батарей и зарядных устройств к ним. Следом произошел ожидаемый, взрывной рост производства колесной техники на электрической тяге.

    Волна электромобилизации не миновала и нас, хотя с нефтью и газом у нас все в порядке. Но мода и мировая тенденция разворачивают Россию в сторону электрической тяги. С другой стороны, постепенное удешевление электромобилей и их большая доступность, вкупе с простотой обслуживания (по сравнению с обслуживанием автомобилей с двигателями внутреннего сгорания), сделают свое дело и парк электрических автомашин будет расти и вытеснять традиционные автомашины.

    Как подтолкнуть автовладельцев пересаживаться на электромобили

    Правительства стран, заинтересованных в пересадке своих граждан с бензиновых на электромобили сочиняют, активно вводят всевозможные поощрительные, стимулирующие меры для ускорения процесса и поддержки наметившейся тенденции. Меры самого разного характера, но существенно облегчающие жизнь владельцам электрических машин.

    zaryadnye-stantsii-dlya-elektromobiley-elektroparkovki (29).jpg

    Чего только стоят разрешение езды по полосе, выделенной для общественного транспорта, отмена дорожного налога, бесплатная парковка! Кроме этого, в зависимости от зажиточности государства, масса других монетарных и не очень бонусов, ожидает владельцев электромобилей. Далеко ходить не будем: наши соседи белорусы отменили плату за растаможку на ввозимые на территорию республики электромобили. Думают быстрее, чем мы.

    Какие препятствия подстерегают всеобщую электромобилизацию

    Конечно, все это произойдет не так скоро и не везде будет возможно заменить тот же дизель на нынешний электромотор, как, например, в условиях крайне низких температур, при которых резко падает емкость электрической батареи и, соответственно, мощность электродвигателя. Но наука движется вперед и, вероятно, в недалеком будущем эта проблема будет решена.

    Колесоотбойники вблизи зарядных станций для электромобилей

    Будущее за электромобилем? Если так, то пора посмотреть на обратную сторону медали, то есть вопроса. Если есть электрическая батарея, приводящая в движение самодвижущуюся тележку, то значит должна быть вилка или розетка зарядного устройства, куда надо будет подключать имеющуюся батарею для ее зарядки и подзарядки. Эта вилка-розетка должна быть в количестве, соответствующем количеству электромобилей, как минимум, а с учетом тенденции роста их числа, в количестве гораздо большем.

    Зарубежный опыт использования электромобилей

    Пионеры и чемпионы в электромобилизации своего автопарка — китайцы. На сегодняшний день при поддержке государства в Китае создано более 2.5 миллионов зарядных станций. Более 1 миллиона из них — станции созданные частными лицами в своих домах, повторюсь, при поддержке государства. Цифры впечатляют, особенно против официально зарегистрированных наших 1500 станций.

    Разумеется, количество станций прежде всего зависит от количества имеющихся в стране электромобилей. Если у нас официально ввезено и продано через дилерские сети около 6000 электромобилей, то и количество станций будет им соответствовать. Для сравнения приводим цифры: Норвегия, с ее 4.5 миллионным населением — 300.000 электромобилей (лучшая в мире программа поддержки владельцам электрокаров), Финляндия отстает — 30.000 электромобилей, Украина — 50.000.

    Оснащение электропарковки металлическими и резиновыми колесоотбойниками

    Ситуация с увеличением числа электромобилей в РФ

    Да, мы начали производить собственные электробусы на заводах ГАЗ, КАМАЗ, ВОЛГОБАС, но их число крайне незначительно в сравнении с парком частных автомашин. Конечно, количество 6000 автомобилей учитывает только проданные через официальных дилеров люксовые модели ведущих брендов «Ягуар», «Мерседес», «Порш», «Ауди», «Лексус», соответствующей цены, которые далеко не по карману рядовому потребителю. Однако парк электромобилей в России активно пополняется серыми дилерами и за счет ввоза на Дальний Восток подержанных японских электромобилей, численность которых растет, но не учитывается почему-то в официальной статистике.

    Зарядные станции на парковке для электромобилей

    Разумная цена в сочетании с отсутствием головной боли со сменой масла, фильтров, прокладок, сальников, ремня ГРМ, подшипников, резинок, дисков сцепления, ремонта коробки передач дает поразительный эффект радости обладания красивой игрушкой. Сел, включил питание и знай себе, гоняй педалью реостата «больше — меньше». Ну, еще не забывай следить за уровнем зарядки аккумуляторной батареи. Привычка у нас уже есть. Ведь следим же мы за уровнем зарядки батареи мобильного телефона. Прибавьте к этому льготы и бонусы от государства. Впечатляет?

    А для того, чтобы не пришлось, остановившись посреди дороги, звонить эвакуатору и кричать «Караул!», должна быть развернута и действовать сеть станций подзарядки автомобильных аккумуляторных батарей в городе, пригородах, деревнях, автотрассах, второстепенных дорогах, везде, где может эксплуатироваться автомобиль с электродвижением. Ведь недалек тот день, когда на электродвижение начнут переводить грузовую, общего назначения и сельскохозяйственную колесную технику.

    Что предпринимают Российские власти для увеличения числа электромобилей

    Правительство РФ уже озаботилось вопросом зарядных станций и издало указ, обязующий всех владельцев бензозаправочных станций до конца года проработать вопрос об установке на станциях терминалов электрической подзарядки аккумуляторов электромобилей. Постановление вступило в силу с 1 января 2021 г. В нем перечислены требования к размещению, мерам безопасности, необходимой мощности подводящей электросети и так далее. Мера своевременная и крайне разумная, так как бензозаправочные станции имеют готовую, рабочую инфраструктуру на своей территории и не надо «изобретать велосипед».

    Есть ли место для частной инициативы в этом сравнительно новом, но активно развивающимся виде бизнеса? Разумеется есть. Нам обещают к 2030 году рост количества электромобилей в стране до цифры 20% от количества всего автопарка. Это миллионы электромобилей в городах и на дорогах России, а значит сотни тысяч новых станций зарядки аккумуляторных батарей.

    Парковочное оборудование для безопасности движения вблизи зарядных станций электрокара

    Заправочные станции для электромобилей — новый перспективный вид бизнеса

    Ниша свободна и заполняется пока еще сравнительно медленно. Цена входа невелика — от 1 млн. рублей. На рынке много предложений, как от производителей отечественного и европейского электрозаправочного оборудования, так и от компаний, занимающихся его установкой и пусконаладочными работами. Производители программного обеспечения по управлению заправочными системами и сбору оплаты за электричество и услугу также активно рекламируют себя в интернете. Дело за малым — решиться и организовать новый бизнес.

    Организация электрозаправки не требует больших территорий, сложных инженерных решений, капитального строительства, объемных земляных работ, многомиллионных инвестиций. Достаточно иметь доступные электрические мощности, обеспечить электробезопасность самого объекта и его пользователей. Разумеется, правильный выбор места установки станции зарядки будет влиять на ее востребованность. Сегодня срок окупаемости, по утверждению финансовых аналитиков, от трех лет, но они же оговариваются, что это прогноз дан на текущие цифры, без учета ожидаемого взрывного спроса через два — три года. Ждем электрическую Ладу Весту?

    Парковочные столбики для оснащения зарядных станций

    Мы не будем останавливаться на подробностях устройства самих станций, принципа их действия, разделения на станции с использованием переменного или постоянного тока. Мы акцентируем внимание на общих принципах их размещения и защиты от внешнего воздействия, хотя пару слов о различии станций быстрой и медленной зарядки сказать необходимо.

    Парковочное оборудование для оснащения электропарковок

    Сейчас в мире используются в основном ручные контактные кабельные станции медленной зарядки со временем зарядки (полной) аккумуляторной батареи от 4 до 12 часов. Соответственно устанавливаются такие станции возле жилого дома, рабочего офиса, производственного помещения владельца электромобиля. Станции быстрой зарядки, с мощностью зарядного тока свыше 25 киловатт, заряжают батарею за время от 30 минут до 4 часов в зависимости от мощности тока, емкости батареи, температуры наружного воздуха. Такие станции должны быть установлены на автомагистралях. бензоколонках, городских парковках и специальных станциях подзарядки электромобилей.

    Как работают электрозаправочные станции

    Что общего у всех электрозаправок? Все электрозаправочные станции оборудуются стандартными раздаточными колоннами на 2 выходных заправочных кабеля с двух боковых сторон колонны. Внешний вид, клавишные доски ввода данных, интерфейсы экранов панелей управления колонн могут значительно отличаться друг от друга, но все они внешним видом и геометрическими размерами напоминают хорошо знакомые нам уличные парковочные автоматы и точно так же устанавливаются на возвышении возле парковочного места автомобиля.

    Оснащение зарядных станций на парковке для электромобилей

    Одна колонна обслуживает два электромобиля. Сделано это для удобства и упрощения пользования зарядным кабелем и сервисного обслуживания станции. Количество колонн устанавливаемых на станции зарядки, на автомобильной парковке может быть любым и зависит от выделенной мощности электрической сети. В минувшем году постановление Правительства РФ обязало МЧС разработать специальные требования по пожаро- и электробезопасности для электрических зарядных станций в закрытых помещениях и разрешить устанавливать электрозаправки на подземных и многоуровневых автомобильных парковках.

    Решение вступает в силу с начала этого года и расширяет возможности использования электромобилей гражданами и организациями. Оно снимает вопрос обеспечения зарядки в новых современных жилых кварталах и офисных зданиях с подземными и многоуровневыми паркингами и, разумеется, повышает привлекательность электромобилей в глазах потенциальных покупателей.

    Электросамокаты, электровелосипеды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса обретают второе дыхание для использования их вне специализированных прокатных площадок и вполне себе свободно переходят в разряд транспортных средств с электроприводом. Наступает время наделения их владельцев обязанностями в придачу к полученным ими правам свободы передвижения.

    Хорошая идея поступила из Якутии. Там, в столице — Якутске, и мы надеемся в соседних городах тоже, по решению городских властей, были организованы настоящие электропарковки на площадках автомобильных парковок для городского и частного транспорта. Суть их заключается в том, что машины, стоящие на улице, в сорокаградусные морозы не гоняют вхолостую двигатели.

    Электропарковки в Якутии

    Чтобы не заморозить машину и обеспечить легкий старт греют масло двигателя, охлаждающую жидкость и даже амортизаторы подвески с помощью специально сконструированных автомобильных устройств, питаемых от обычной электросети 220 вольт. Водитель через обыкновенный удлинитель подключается к электроколонке, установленной на парковке. Экономия топлива, экономия моторесурса двигателя, уменьшение нагрузки на резину и пластик прокладок, сальников, муфт, цилиндры гидравлики. Экономия плюс экология. Молодцы якуты!

    Обеспечение безопасной эксплуатации электрозаправочных станций

    Есть электрозаправочные или электрозарядные станции состоящие из зарядных колонн, есть электромобили, подъезжающие к этим колоннам, настало время поговорить о защите этих колонн от механических повреждений, от наезда на них электромобилей и электромотоциклов (в недалеком будущем). Как правило, кабель, подающий электропитание к колонне, укладывается в грунт, в гильзу, замурованную в бетон или асфальт и не подвергается физическому воздействию внешних сил, чего не скажешь о самой колонне, стоящей позади парковочного места.

    Обезопасить оборудование электрозаправочной станции от наезда паркующегося на зарядку электромобиля поможет выпускаемое нами, производственной компанией «Технология», специальное дорожное и парковочное оборудование.

    Дорожное и парковочное оборудование для обеспечения безопасности на электрозаправочных станциях

    Наши резиновые колесоотбойники дадут вам знать, что вы коснулись колесами крайней точки парковочного места и дальше двигаться нельзя. Металлические колесоотбойники на фланцевых опорах, металлические колесоотбойники на отводах, изготавливаемые и реализуемые нами, надежно защитят колонну от случайного наезда электромобиля, автомобиля, упрутся в ваш бампер, даже если вы проскочили колесами резиновый колесоотбойник.

    Металлические колесоотбойники на электрозаправочных станциях

    Искусственные дорожные неровности — «лежачие полицейские» ограничат скорость автомобилей, проезжающих мимо парковочных мест с установленными колоннами электрозаправок, обезопасят вашу парковку к заправочной стойке или отъезд от нее. Дорожные знаки, информирующие о зарядной станции, установке лежачих полицейских, ограничении скорости также есть в нашем каталоге. Обязательно посмотрите. Саму колонну защитят от механических повреждений негабаритным грузом или выступающими частями автомобиля угловые резиновые демпферы, окрашенные в заметные, яркие диагональные черно-желтые полосы, привлекающие внимание водителя.

    Угловые демпферы, лежачие полицейские, дорожные знаки и разметка для оборудования электропарковок

    Парковочные столбики, расставленные в качестве дополнительных элементов разграничения парковочных мест у электрозаправочных станций, облегчат парковку подъезжающим автомобилям, особенно зимой, когда разметка занесена снегом. Парковочными столбиками удобно огородить всю территорию станции, выделив ее из общей площади автомобильной парковки или бензозаправки.

    zaryadnye-stantsii-dlya-elektromobiley-elektroparkovki (18).jpg

    Установка защитного дорожного оборудования вокруг станций электрической зарядки автомобилей является обязательным условиям получения разрешения на открытие станции. Обратившись к нашим специалистам, вы получите исчерпывающую консультацию по всему производимому нами дорожному оборудованию, используемому для защиты оборудования бензозаправочных, электрозаправочных, газозаправочных станций и автомобильных парковок.

    Защитное дорожное оборудование вокруг станции зарядки электрокара

    Вас проинформируют по номенклатуре и ценам необходимого оборудования, условиям поставки, возможности установки оборудования нашими специалистами, гарантийным обязательствам на изделия и работы по его установке. Мы можем обсудить цены и скидки, исходя из суммы выделенного вами бюджета и принять, устраивающее обе стороны, решение. Обращайтесь!

    По телефону +7 (495) 021-60-08

    Отправив заявку по почте info@idn500.ru

    Менеджер примет ваш звонок, и проконсультирует по всем интересующим вас вопросам. Ждем вашего звонка!

    Мифы и реальность зарядной инфраструктуры для электромобилей ⁠ ⁠

    Мифы и реальность зарядной инфраструктуры для электромобилей Электромобиль, Мифы о электромобилях, Европа, Длиннопост

    Зарядная инфраструктура является неотъемлемой и едва ли не самой важной частью электромобильного мира поскольку обеспечивает самое главное, мобильность. Только благодаря наличию разветвленной сети зарядных станций электромобили становятся глобальным транспортом массового потребления и смогли, условно говоря, выехать за пределы городов и беспрепятственно путешествовать по всей территории тех европейских стран, которые поставили электрическую мобильность в приоритет. Норвегия, Нидерланды, Великобритания, Германия, Франция и ряд других стран, во многом благодаря развитию зарядной инфраструктуры, снизили эмиссию вредных выбросов не только в крупных городах, но и на территории всей страны.

    В тоже время до сих пор существуют люди, которые верят в какие-то суеверия в отношении зарядной инфраструктуры электромобилей. Чтобы навсегда избавиться от распространенных заблуждений в отношении зарядных станций и инфраструктуры как таковой, предлагаем развенчать самые популярные мифы в ее отношении, указать на реальное положение дел и пояснить почему зарядную инфраструктуру нужно было развивать еще вчера.

    Миф № 1. Электромобили используют электричество выработанное от ископаемого топлива, в первую очередь угля, поэтому переход на электромобили приведет к тому же количеству загрязнений, что и от ДВС за счет увеличения выработки электроэнергии

    Говоря о Европе, которую мы берем в качестве примера, а также как региона, к которому принадлежим географически, то этот миф абсолютно бессмысленный, поскольку 58% выработки всей электроэнергии в ЕС уже является углеродно-нейтральным, а 93% населения ЕС имеет возможность использования на 100% возобновляемой электроэнергии для зарядки своих транспортных средств.

    Даже учитывая использование электроэнергии выработанной в ЕС, скажем так от смеси различных источников (уголь, атом, газ, зеленая энергетика), электромобиль выделяет всего 60 г CO2/км, что значительно ниже, чем у любого автомобиля на ископаемом топливе.

    Мифы и реальность зарядной инфраструктуры для электромобилей Электромобиль, Мифы о электромобилях, Европа, Длиннопост

    Как изменится инфраструктура для альтернативных видов топлива в ЕС в 2020 году и к 2025 году © transportenvironment.org

    Миф № 2. Массовый переход на электромобили приведет к коллапсу энергетической сети, а чтобы добиться ее стабильности необходимы слишком большие инвестиции

    Это популярное заблуждение также не имеет ничего общего с реальностью, поскольку количество электромобилей увеличивается хоть и быстро, но постепенно, что никак не может привести к коллапсу энергосистем. Более того, электрокары, которые практически 95% времени проводят на стоянках можно наоборот использовать как средство поддержания стабильности электросети, благодаря двунаправленным зарядкам, инфраструктура которых сейчас активно разрабатывается и внедряется.

    Также доказано, что если 80% всех автомобилей станут электрическими, нагрузка на сеть вырастет на 10-15%, при этом интеллектуальная система зарядки сможет справиться с пиковым спросом и решить потенциальные проблемы.

    Миф № 3. Зарядка электромобилей слишком долгая

    Этот миф уже давно опровергнут установкой тысяч быстрых зарядных станций по всей Европе. Для тех же кто еще верит в подобное, напомним, что скорость зарядки электромобиля зависит от мощности зарядной станции (и бортового зарядного устройства самого электромобиля). Сейчас самым распространенным стандартом мощности становятся зарядные устройства на 100 кВт и выше, вплоть до сверхмощных зарядных станций на 350 кВт. Зарядные станции с подобной мощностью, в среднем заряжают электромобиль до 80% емкости аккумулятора за 20-30 мин, что не дольше заправки автомобиля бензином с перерывом на кофе и походом в уборную на АЗС.

    Что касается крупногабаритного транспорта, то в мире транспортных средств большой грузоподъемности идет процесс стандартизации зарядки до общепринятой мощности в 1 МВт, чтобы обеспечить высокоскоростную зарядку для электрических автобусов и грузовиков. Когда это будет реализовано, такой грузовик как Tesla Semi с запасом хода 800 км может легко зарядиться до 80% емкости батарею также всего за 30 минут.

    Миф № 4. Нельзя пользоваться зарядной станцией под дождем, поэтому зарядная инфраструктура не практичная и зависит от погодных условий

    Этот миф вообще нонсенс, поскольку каждый электрокар соответствует самым высоким стандартам безопасности и гидроизоляция зарядных портов обязательна. Получить удар током даже при зарядке электромобиля на зарядной станции под дождем, можно только при самом халатном пренебрежении элементарной техники безопасности, которая характерна для всех электрических бытовых приборов.

    Миф № 5. Зарядная инфраструктура еще недостаточно развита, чтобы люди приняли электромобили

    Еще один стереотип, который легко опровергнуть, зайдя на карту зарядных станций, и взглянув, что только в Украине количество зарядок позволяет вполне доступно использовать электромобиль в крупных городах, не говоря уже о странах Европы, где количество зарядных пунктов давно превысило 150 000 и неуклонно растет с каждым днем, поскольку там понимают, что они чрезвычайно скоро будут зависеть от зарядной инфраструктуры для электромобилей ничуть не меньше, чем на данный момент мы зависим от топливных АЗС.

    Мифы и реальность зарядной инфраструктуры для электромобилей Электромобиль, Мифы о электромобилях, Европа, Длиннопост

    Количество общественных зарядных пунктов и электромобилей в зависимости от населения ЕС в 2020 году © transportenvironment.org

    Комиссия ЕС рекомендует 10 электромобилей на один зарядный пункт, другие авторитетные исследования немного больше 13, но это соотношение будет сильно различаться в зависимости от местоположения, в частности, от быстрых и обычных зарядных устройств. Сегодня средняя достаточность инфраструктуры в ЕС составляет около 6 электромобилей на одну точку зарядки, и во всех странах, кроме Бельгии (коэффициент достаточности 18), не более 10 электромобилей на одну точку зарядки (ниже зеленой линии на графиках).

    Резюмируя, отметим, что зарядная инфраструктура и электрическая мобильность это уже неотъемлемые и важные составляющие повседневной жизни в Европе.

    Развитие зарядной инфраструктуры, как ключевой фактор распространения электромобилей стоит на повестке дня во внутренней политике каждого государства Европы, в первую очередь входящих в ЕС. Специально разработанные программы уже регламентируют стандарты установки зарядных станций, объемы инвестиций в отрасль, изменение законодательства под новые стандарты. В Европе складывается ситуация, что необходимость в инфраструктуре диктует свои условия политикам, поскольку в регионе уже к 2025 году каждый пятый выпущенный автомобиль будет с электроприводом. Поэтому в Европе давно избавились от мифов и предрассудков в отношении электрокаров и их инфраструктуры, и подходят к вопросу с обычным прагматизмом, свойственным для любого финансово привлекательного и социально важного проекта.

    Как работают электрозаправочные станции

    Рынок электромобилей и станций зарядки для них только формируется. Пока игроков на рынке не много, конкуренция слабая, а порог входа в бизнес небольшой, дальновидные предприниматели могут занять самые перспективные локации на рынке инфраструктуры для зарядных станций.

    Не стоит ожидать, что этот бизнес начнет приносить дивиденды сразу и окупится в ближайшие два года, но в будущем — в течение 3-5 лет — станции зарядки начнут приносить владельцу стабильный и хороший доход, который будет расти с каждым годом.

    По прогнозам экспертов, с которыми удалось пообщаться RB.RU, через 10 лет доля электромобилей в структуре всего автотранспорта составит уже 30% — без учетах двух и трехколесных гаджетов. Все эти авто нужно будет заряжать.

    «Как видно из практики Евросоюза, как только установка электрозарядок станет рентабельной, на этот рынок пойдут все: и сети торговых центров и сети АЗС, у которых уже есть удобные точки с магазином и кофе, и другие игроки», — говорит Владимир Млынчик, совладелец IT-платформы для владельцев электромобилей и зарядных станций ZEVS. Она позволяет автовладельцам искать удобные для заправки станции и заряжать электрокар, а владельцам станции — управлять зарядной инфраструктурой, контролировать ее состояние и зарабатывать, потому что сама по себе зарядка не имеет ни купюроприемника, ни оператора.

    Скорее всего в будущем российский рынок электрозаправок окажется абсолютно раздробленным, и единого крупного игрока, каким сейчас можно назвать компанию «Россети», не будет. «Конкурентами станут сотни компаний из самых разных сфер, которые пошли в этот бизнес, понимая, что по цене средней квартире в Москве — 30 млн рублей — можно создать собственную сеть станций, — говорит Владимир Млынчик. — Для сравнения, инвестиции в одну АЗС составляют около 150 млн рублей.

    Количество станций и авто

    В мире насчитывается около 540 тыс. зарядных станций. Самые крупные рынки: США и Европа, на остальные регионы приходится примерно 10% от общего количество зарядок. В Европе больше всего их в Германии и Франции, в топ также входит Норвегия, Австрия и Финляндия. В России работает около 450 станций, что в три раза меньше, например, Финляндии по данным компании Zevs.

    Количество заправочных станций в регионе напрямую зависит от количества электроавтомобилей в стране: чем больше авто, тем больше заправок, как личных, так и общедоступных. Рекорд по продажам был поставлен в 2019-ом: тогда по всему миру дилеры продали больше миллиона новых электрокаров (367 тыс. из них — Tesla). В 2020-ом году электрокары тоже покупали, но коронавирус внес свои изменения в мировой рост продаж.

    По данным Autostat, в мире больше 7 млн. электромобилей, примерно 6 тыс. из них — в России. Для сравнения, на Украине их 50 тыс., в Норвегии — больше 300 тыс., а в Финляндии — около 30 тыс. Еще в 2005 году на всей планете было не больше 1 тыс. электроавто: рост действительно впечатляет.

    «По данным аналитиков, к 2030 году продажи электромобилей достигнут 31,1 млн электромобилей в год, а общий объем рынка составит более 180 млн авто по всему миру», — говорит Юрий Орлов, глава компании Touch.

    Международный оператор зарядной инфраструктуры для электромобилей Touch имеет два головных офиса: в России (Санкт-Петербург) и Германии (Карлсруэ). Сеть включает примерно 60 000 зарядных станций, включая как собственные, так и станции роуминговых партнеров.

    В прошлом году объем рынка новых машин в РФ составил 353, в 2020 году, для сравнения, — минимум 4 тыс. Официальные дилеры электрокаров в России — это Jaguar, Audi, Mercedes и Porsche. Остальные авто приобретаются у перекупщиков. Чаще всего на отечественном рынке можно встретить машины с пробегом из Японии.

    Примерно 90% электромобилей в России используется на Дальнем Востоке. Это легко объяснить: туда проще доставить бывшие в употреблении, а значит, более доступные авто из-за границы.

    «Тут электромобиль можно купить за 350 тысяч рублей, то есть дешевле, чем бензиновый автомобиль», — отмечает Владимир Млынчик, совладелец IT-платформы для владельцев электромобилей и зарядных станций ZEVS.

    Инфографика предоставлена компанией Zevs

    Структура рынка

    Рынок зарядной инфраструктуры для легкового электротранспорта состоит из четырех групп игроков. Это производители зарядных станций, сервисные компании по установке и техническому обслуживанию заправок, разработчики платформ-агрегаторов и электромобилисты, которые выступают и как потребители, и как владельцы частных станций.

    Среди российских производителей станций выделяются «Яблочков», «Форма», Touch, Rewatt и «ПСС», имена западных игроков у всех на слуху: Siemens, Shneider Electric, ABB, ENEL. Сервисом занимаются «Мир электромобилей», Volt4drive и Watson (железо), а также ZEVS, EVtime и «Росток» (ПО). Свои платформы есть у Volt4drive, Touch и компании «Яблочков».

    Специфика рынка предполагает, что компаниям-производителям приходится вести не только коммерческую, но и просветительскую деятельность, предупреждает технический директор компании «Яблочков» Самвел Аветисян:

    «Мы работаем на рынке три года и видим изменения в поведение клиентов: практически ушли заказчики, которые не очень понимают, что они покупают и делают выбор «наобум»,. Аудитория уже разобралась в том, что она хочет купить, но пока не до конца понимает детали и, бывает, предъявляет в качестве техзаданий нереализуемые на практике требования к продукции, забывая о прочих, более важных вещах».

    Зарядные станции в России принадлежат ДЗО «Россети», «Русгидро», «Газпромнефть», автосалонам (Audi, Landrover, Jaguar), производителям («Яблочков», Touch, «ФОРА»), компании «Росток», а также торговым и бизнес-центрам, жилым комплексам и частникам, которые располагают станции около своих домов.

    Самая большая сеть заправок находится на Дальнем Востоке и принадлежит «Русгидро», в нее входит 19 быстрых станций. Они находятся в Приморском, Камчатском и Хабаровском крае, а также в Сахалинской и Амурской области. Для сравнения, всего в Петербурге работает около 30 станций, в Москве — минимум 60.

    «Отечественный рынок зарядной инфраструктуры с задержкой в пять лет проходит те же этапы развития, что мы видим в США и Европе. Все начиналось со стихийного появления электрозаправок: их стали устанавливать как частные энтузиасты, так и торговые сети, например McDonald’s, IKEA, электросетевые компании.

    У станций было разное ПО от производителей железа, со временем возникла проблема необходимости объединять станции в единую сеть, чтобы монетизировать станции, мониторить процесс их эксплуатации, привлекать новых клиентов и стандартизировать взаимодействие участников рынка», — объясняет Владимир Млынчик, совладелец IT-платформы для владельцев электромобилей и зарядных станций ZEVS.

    Так в мире начали появляться первые стартапы-агрегаторы станций: Charge Point, New motion (куплен Shellrecharge), Charge’n’drive (куплен Fortum), Virta (куплен EON). Большинство из них приобрели крупные энергетические или нефтедобывающие компании, которые вовремя поняли перспективность нового направления.

    Примерно тоже самое сделал «Яндекс», создав платформу «Яндекс.Заправки»., которая объединила 15 крупнейших сетей АЗС.

    Российский рынок электромобильности. Инфографика предоставлена компанией Zevs

    Виды заправочных станций

    Станции делятся по типу тока, скорости и мощности заряда, формату самой зарядки и типам коннекторов. Также различаются ручные и автоматические зарядки: с использованием кабеля или индукционной платформы и пантографа (токоприёмника с подъёмным механизмом). Эти различия влияют на стоимость, востребованность и, как следствие, окупаемость станции.

    Главное, что нужно знать про зарядки для электрокаров: в них может использоваться как переменный, так и постоянный ток. В первом случае преобразование переменного тока из сети в постоянный ток, необходимый для зарядки батареи, происходит в электромобиле.

    То, с какой скоростью может заряжаться батарея, зависит от мощности преобразователя переменного тока. Как правило, такие зарядки ставят у дома или работы: авто в них заряжается несколько часов ночью или днем.

    Во втором случае преобразование переменного тока из сети в постоянный происходит на самой зарядной станции. Благодаря специальному коннектору, электрокар заряжается при высокой мощности (более 22 кВт) и быстро, а сам зарядный порт имеет прямой контакт с батареей машины.

    По времени зарядка электромобиля может занимать от 30 минут до четырех часов и зависит от максимальной мощности станции, типа кабеля, емкости аккумуляторной батареи, текущего уровня заряда авто и температуры на улице.

    «Около 90% сессий зарядки электромобилей в Европе происходит на “медленных” зарядных станциях, в основном дома или в офисе. Это связано с паттерном поведения владельцев транспортных средств: медленная зарядка ночью у дома и днем у работы покрывает все нужды. Быстрыми зарядными станциями пользуются в основном на магистралях, либо если электрокар по каким-то причинам не получилось зарядить дома», — объясняет технический директор компании «Яблочков» Самвел Аветисян.

    «Яблочков» производит, устанавливает и обслуживает станции на территории России и Белоруссии, а сейчас выходит на рынок Казахстана.

    В России, наоборот, чаще пользуются быстрыми зарядными станциями. Возможно, дело в том, что в стране мало закрепленных за владельцами парковочных мест, чтобы установить там зарядную станцию. Хотя в некоторых элитных комплексах уже ставят зарядки на подземных парковках. Первые подземные станции на парковках ЖК и в Москве и в Петербурге появились в 2019 году.

    С другой стороны, по словам владельцев электрокаров, как только у них появляется собственная зарядная станция, на публичную зарядку они заезжают редко и в экстремальных случаях: примерно пару раз в месяц.

    «Год назад в Петербурге ввели закон, по которому 3% машиномест должны быть укомплектованы медленными зарядными станциями. Но мы не занимаемся продажей такой продукции, потому что там очень маленькая маржинальность на станцию, и большинство клиентов не до конца понимают разницу между домашними и коммерческими станциями. А они отличаются по цене в 3-4 раза в зависимости того, какое оборудование используется. Так что в тендерах, подразумевающих установку меньше 50 медленных зарядных станций, мы не участвуем: это не интересно», — рассказывает Самвел Аветисян.

    Зарядная станция компании «Яблочков»

    В этом году компания уже поставили 50 станций и до конца зимы рассчитывает увеличить это число до 100. В основном «Яблочков» работает в сегменте ультрабыстрых зарядных станций от 150 киловатт. На данный момент такие зарядки самые технологичные: сложные в установке и обслуживании, конкурентов здесь немного.

    По словам Самвела Аветисяна, они на российском рынке пользуются наибольшим спросом среди коммерческих клиентов: заказчики рассчитывают, что на быстрых зарядных станциях удастся быстрее передать больший объем мощностей, соответственно, получится быстрее их окупить и быстрее начать зарабатывать.

    Электромобиль можно заряжать через обычную розетку с переменным током в 230 В, от розетки с использованием кабеля с блоком управления (снова переменный ток) и при помощи постоянного тока без использования специального конвертера в самой машине.

    Через розетку авто заряжается очень медленно, а сам процесс нельзя назвать безопасным. Кабель с встроенным блоком управления позволяет машине самостоятельно следить за заправкой и контролировать ее. Передаваемая мощность заряда в основном варьируется от 50кВт до 175 кВт.
    Наконец, важно понимать, что пока в России в основном работают одиночные станции, за рубежом активно появляются целых зарядные хабы — площадки, где находятся сразу несколько зарядных станций, обслуживаемых одним оператором.

    В здании такого хаба, как правило, уже при планировке предусмотрена площадка под арендатора из сферы общественного питания. Россия отстает от западного рынка на пять лет, поэтому такой тренд в итоге придет и к нам. Уже известно, что в планы одного из крупных игроков рынка электроэнергии входит проект нескольких хабов, в том числе в столице.

    Как выглядит зарядка

    Конечно, это может быть и просто розетка, но, как правило, классическая станция оборудована одним или несколькими зарядными портами и системой управления (кнопки, RFID-считыватели, дисплеи). Впрочем, есть и исключения: например, зарядные станции формата Plug&Charge (вставь и заряжай) не имеют пользовательских интерфейсов и активизируются либо автоматически, либо при подключении коннектора к электромобилю.

    Количество авто, которые могут одновременно заряжаться на станции, зависит от числа зарядных портов: в этом смысле полное сходство с привычными всем бензоколонками. В одном порту может располагаться несколько зарядных коннекторов, однако использоваться в конкретный временной период может только один из них.

    Ручные зарядки подразумевают наличие кабелей, автоматические — их отсутствие. Для старта зарядки нужно подъехать к пантографу или запарковаться в специально отведенное место, где расположена индукционная плита. Сессия начнется либо по умолчанию, либо после запуска специального приложения на мобильном.

    Зарядные станции с пантографами обычно располагают в парках или в местах официальных остановок, этот вид обеспечивает высокую проводимость электроэнергии и используется в основном для сверхбыстрой зарядки электрических автобусов, грузовых электромобилей и специальной техники в аэропортах и морских портах. Кстати, электробусы, в отличие от электромобилей, в России производят: «Газ», «Волгабас» и «Камаз».

    В будущем к беспроводной зарядке электромобилей на парковочных местах может добавиться зарядка непосредственно на дорогах — во время движения. Такие разработки уже ведутся, но до рыночного использования еще довольно далеко.

    Зато уже в этом году в мире появилась целая улица для зарядки электрокаров: 24 фонарных столба весной превратились в точки зарядки на Сазерленд-авеню в Лондоне. Инициатором проекта выступили компании Siemens и Ubitricity.

    Где ставить

    «Нельзя просто купить и где-то поставить станцию: это неэффективно и никогда не окупится. Перед тем как выйти в новый регион, мы проводим глубинную аналитику, общаемся с местным сообществом электромобилистов, смотрим, какое количество машин есть в городе, какой средний пробег, анализируем основные точки притяжения, общаемся с органами власти и сетевыми компаниями», — объясняет Юрий Орлов, глава компании Touch.

    Это позволяет принять решение, стоит ли сейчас развивать зарядную инфраструктуру в конкретном регионе и понять, где наиболее оптимальные места для зарядных станций

    Обычно станции располагаются на магистралях между крупными городами и в самих городах: у офисов, бизнес-центров, торговых молов, в инфраструктуре жилых комплексов, развлекательных центров, отелей и спа-центров.

    Оценивать при выборе места для установки станции нужно не только пропускную способность площадки (поток посетителей), но и время, которое автолюбитель может провести на объекте, пока машина будет заряжаться. Нет смысла ставить станцию медленной зарядки у кофейни, а быструю зарядку размещать там, где человек и так проведет большую часть дня, когда пандемия кончится.

    «Удобнее всего быстро заряжаться во время шоппинга или посещения ресторанов, — говорит Дмитрий Филатов, основатель компании Topface, владелец электрокара. — В Петербурге, например, таких зарядок всего парочка, хотя в других странах это мейнстрим. Для владельцев таких заведений это хороший способ привлечения новых клиентов, так как зарядки видны в специальном приложении, которое есть у всех владельцев электромобилей».

    У компании Touch есть зарядная станция для анализа спроса и поведения электромобилистов в конкретной геолокации. Ее, к сожалению, нельзя взять в аренду, зато устройство должно помочь с минимальными вложениями протестировать выбранную точку, определиться с необходимой мощностью и конфигурацией будущей станции.

    В компании продукт называют «умной розеткой» и советуют устанавливать там, где люди проводят минимум 2 часа, а в сети есть свободная мощность в 3,5 вКт. Такой пилотный вариант будет стоить в пределах 100 тыс. рублей и позволит осознанно делать дальнейшие инвестиции.

    Сколько это стоит

    «Вход в бизнес быстрой зарядки электромобиля в России начинается от 3 млн рублей, но пока их установка далеко не всегда коммерчески рентабельна: рынок электромобилей представлен “дорогими игрушками” стоимостью от 6 млн рублей.

    Есть электромобили премиум-класса: Audi, Jaguar, Porsche, Mercedes, но доступных брендов нет, массовый сегмент электромобилей у нас не развит, между тем именно его появление подстегнет развитие рынка зарядной инфраструктуры. Если “Камаз” реализует свой проект доступного электромобиля, это будет качественный скачок», — объясняет Владимир Млынчик, совладелец IT-платформы для владельцев электромобилей и зарядных станций ZEVS.

    Окупаемость зарядных станций зависит от их типа, класса и проходной способности и может составлять от года до пяти лет, при условии, что речь идет о крупных городах или трассах между ними.

    «Себестоимость самой станции составляет примерно 30% от себестоимости всего проекта по установке зарядной инфраструктуры. Большая часть средств уходит на строительно-монтажные работы и подключение дополнительных мощностей к точке подключения зарядной станции. Здесь зашито от 60% до 95% всех трат», — уточняет технический директор компании «Яблочков» Самвел Аветисян.

    Впрочем, основные расходы на самом старте проекта — стоимость станции, техническое подключение к электросетям и оплата электроэнергии — можно постараться уложить в миллион рублей, говорит Юрий Орлов.

    «Продвижение также потребует вложений, но не очень больших, поскольку на данном этапе потребители сильно консолидированы и достаточно работы с сообществом», — говорит он. Как только станция готова, ее обязательно нужно зарегистрировать в приложениях, которые подскажут владельцу электрокара ее местонахождение и позволяют фиксировать и анализировать, как часто ею пользуются, сколько денег она приносит и так далее.

    Для сравнения, вход на рынок IT-платформ для зарядной инфраструктуры требует более масштабных инвестиций: на команду разработчиков, техническое обеспечение, серверную инфраструктуру, софт и лицензии уйдет около 30 млн рублей. А окупаемость, по словам Владимира Млынчика, составляет 10 лет.

    «Сам заработок платформы составляет комиссия с зарядных сессий, ежемесячные лицензионные платежи от клиентов-владельцев зарядных сетей и эксклюзивные заказные доработки ПО для стратегических партнеров».

    Экономия на старте бизнеса в последствии может обернуться сужением потенциальной аудитории, это тоже важно держать в уме предпринимателям, присматривающимся к этому рынку.

    «Одной из первых компаний, которые начали устанавливать зарядные станции в России, стали «Россети», — рассказывает технический директор компании «Яблочков» Самвел Аветисян. — Чтобы не тратить деньги на дополнительные монтажно-строительные работы и подведение мощностей, компания подключала станции там, где уже были все необходимые условия, в основном неподалеку от своих трансформаторных подстанций.

    Этот эксперимент, на мой взгляд, можно назвать неудачным: в итоге много зарядок находятся в промзонах, и чтобы попасть туда, нужно сворачивать с основным маршрутов, оставлять авто и потом искать какое-то подходящее кафе или магазин, которые, как правило, находятся довольно далеко».

    У кого покупать

    Можно закупить оборудование для станций у зарубежных производителей (Siemens, Schneider Electric, ABB, ENEL и другие) или сделать ставку на эксклюзив и попробовать открыть одну из первых точек Tesla Supercharger в России. Однако дешевле будет обратить внимание на продукцию российских игроков: Rewatt, Touch, «Яблочков», «Форма», «ПСС». Интересно, что производство у Touch, как и у компании «Яблочков», находятся в Петербурге.

    «Активно занимающихся заправочной инфраструктурой игроков в России около 10. В основном это дистрибьютеры и дилеры электрооборудования, которые закупают зарядные станции за рубежом. При этом у них чуть разные бизнес-модели: кто-то работает только с корпоративным сектором, кто-то за счет этого расширяет свой ассортимент. Но и те, и другие активно не продвигаются, — говорит Юрий Орлов, глава компании Touch. — Помимо этого, в России есть четыре компании, которые занимаются сборкой зарядных станций из импортных комплектующих».

    Потенциал рынка

    Прибыльность рынка зарядных станций для электрокаров зависит от его размера, темпов роста и конкуренции. «Размер рынка станет привлекательным для бизнеса, когда в год в РФ будет продаваться несколько десятков тысяч машин. Темпы роста в ближайшие годы точно будут огромными для авторынка, а конкуренция очень низкой, так как традиционные игроки будут с трудом понимать его специфику и новые требования», — говорит Дмитрий Филатов, основатель Topface, владелец электроавтомобиля.

    В РФ бизнес на электрозаправках с каждым годом будет развиваться все активнее, и отдельным большим сегментом станет установка домашних зарядок и оборудование ими паркингов как самый удобный способ зарядки личного электромобиля.

    «Думаю, в ближайшие 3-5 лет нас ждёт взрывной рост в этом сегменте. Будучи представителем IT-бизнеса, любые инвестиционные возможности я сравниваю со своим сегментом и думаю, что электрозаправки — это сегмент для крупных игроков, так как он точно не будет высокомаржинальным с быстрой окупаемостью», — говорит Дмитрий Филатов.

    Молодым предпринимателям он советует подумать о том, какие IT-решения потребуются в связи с массовым переходом на электромобили, которые надо заряжать по 30-60 минут даже на быстрой зарядке. А еще об инновациях в сфере зарядки и новых решениях для взаимодействия с автомобилями через смартфоны.

    Зарядная станция Malanka

    Сдерживающие факторы

    Основной фактор, сдерживающий рост рынка зарядной инфраструктуры, – отсутствие государственной поддержки, которая в Европе стала одним из ключевых драйверов развития.

    «В России работа в этом направлении ведется крайне медленно. Постепенно вносятся поправки в законодательство в виде отмены транспортного налога и бесплатной парковка для их владельцев. Однако без обеспечения городов зарядной сетью эти меры неэффективны», — говорит Юрий Орлов, глава компании Touch.

    Отсутствие стабильного спроса на электрокары заставляет дилеров осторожничать, стоимость авто и неразвитая инфраструктура становится преградой для заинтересовавшихся покупателей. Получается замкнутый круг: нет поддержки и достаточного количества зарядок, нет и автомобилей. Нет автомобилей — предприниматели не торопятся открывать зарядные станции.

    «Конечно же, для полноценного развития рынка электромобилей сеть быстрых зарядок должна быть на порядки больше, чем сейчас, — говорит Дмитрий Филатов, основатель Topface. — К примеру, в Петербурге есть всего пара десятков быстрых зарядок, часть из которых периодически не работает. На каждой из них одновременно может заряжаться всего одна машина. То есть пропускная способность всей сети буквально несколько сотен машин в день. Если место для зарядки, конечно, не занято обычной машиной».

    К тому же обычно электрокары приобретаются семьями, уже имеющими авто, поэтому такая машина используется не каждый день: это тоже нужно учитывать предпринимателям, выходящим на рынок электрозаправок.

    «Опыт других стран показывает, что развитию рынка зарядной инфраструктуры способствует следующий комплекс мер поддержки автовладельцев: частичная компенсация стоимости электромобиля, освобождение от дорожных и транспортных налогов со стороны федеральных властей, обустройство бесплатных парковок, выделение отдельных полос на дорогах со стороны муниципальных властей и льготы от коммерческий компаний, например, страховых агентств», — говорит Михаил Гурьянов, генеральный директор ООО «Соллерс Инжиниринг».

    Правительственные программы, поддерживающие производителей и покупателей электромобилей в Норвегии в итоге привели к тому, что процент таких машин в стране составляет около 15%, а в некоторых городах доходит до 50%. Например, в Бергене.

    Среди льгот — бесплатная парковка, доступ к полосам для общегородского транспорта, отмена платежей за использование бесплатных дорог, сниженный налог на машину.

    Активно развивает экосистему электрического транспорта и Китай: сейчас в стране больше таких машин, чем в Штатах. Индийское правительство тоже делает ставку на электротранспорт и разрабатывает программы поддержки электрификации транспорта: страна рассчитывает продать 10 млн. электрокаров через 10 лет.

    Великобритания старается нарастить долю электромобилей и задумывается запретить продажи новых бензиновых и дизельных автомобилей к 2040 году. Такой же запрет собирается ввести в будущем Франция.

    Инфографика компании Zevs

    Некоторые меры поддержки есть и в России. Например, осенью этого года продлили отмену транспортного налога на электрокары в Москве и Московской области — до 2024 года. Впервые льгота была введена в 2016 году, с тех пор количество авто в области на электрической тяге выросло с 13 до 235. Такая же норма действует еще в 10 регионах, в том числе в Санкт-Петербурге, Калужской и Амурской и Калиниградской области.

    В ряде других регионов действуют частичные льготы. К примеру, в Сахалинской области предусмотрена скидка в 50% на транспортный налог для владельцев элетрокаров. Пока в области только 85 электрокаров, но власти Сахалинской области намерены до 2030 года полностью перевести регион на транспорт, который приводит в движение электричество и природный газ. Сейчас в регионе расширяется локальная сеть зарядных станций.

    По оценке некоторых экспертов, при поддержке со стороны государства количество электромобилей в России в ближайшие 5-6 лет может вырасти до 380 тыс., и вряд ли составит больше 120 тыс. без нее, от этого зависит и развитие зарядной инфраструктуры.

    «Я же, наоборот, считаю, что главный драйвер развития рынка электромобилей — не льготы и спецпрограммы от государства, а наличие доступного электромобиля у официальных дилеров BMW, Nissan, Volkswagen и Volvo», — подчеркивает Владимир Млынчик.

    По словам эксперта, в этом году в России добавилось около 500 станций, а в следующем можно ожидать появления еще 1,2 тыс. заправок.

    Драйверы роста

    На развитие рынка электрического транспорта и зарядных станций для них влияет ряд экологических инициатив, в частности, Европейский стандарт, Европейское зеленое соглашение, Директива о развертывании инфраструктуры альтернативных видов топлива.

    Часть внешних международных соглашения по сокращению парниковых выбросов поддержала и Россия. Это значит, что налоги на обычные автомобили будут расти, а электромобили, освобожденные от «углеродного налога», получат дополнительный интерес со стороны потенциальный потребителей. Еще одним внешним фактором спроса на электромобили и зарядные станции в будущем может стать ввод строгих ограничений по нормам выбросов углекислого газа для автопроизводителей.

    Сейчас же драйвером развития сети электрозаправок может стать запрос со стороны самих пользователей или потенциальных владельцев электрокаров. Например, в Ломоносовском районе Москвы депутаты подписали народное обращение к городским властям с просьбой разместить в районе несколько заправок в локациях с высоким трафиком.

    «Звучала и идея предоставить приоритетное право парковки электрокарам возле этих заправок, — добавляет Владимир Калинин, депутат муниципального округа Ломоносовский. — Эта задача формулируется для последующего рассмотрения на уровне законодательного собрания города.

    Немаловажным фактором роста рынка может стать и расширение сети заправок для зарядки электрического общественного транспорта. Сейчас в отдельных районах наблюдаются даже очереди из электроавтобусов, а строительство частных станций смогло бы решить эту проблему и привлекло бы в отрасль инвесторов».

    Перспективы для бизнеса

    «Будущее транспорта именно за электричеством. Отрасль будет развиваться, и те, кто войдут в неё сейчас, будут стоять у её истоков завтра. Это волна, которую надо вовремя поймать. Я полагаю, что электромобильность сегодня то же самое, что сфера IT в начале XXI века: мы стоим на пороге огромного взрывного рынка.

    Сейчас можно стать тем, кто находится на переднем фланге прогресса и тащит его за собой – очень привлекательная перспектива, — говорит Константин Клюка, инвестор, владелец агропромышленного холдинга «Промагро» (инвестировал в Zevs). — Я наблюдаю 300 тыс. зарядных станций в Европе, вижу мировых гигантов, таких как Shell, которые вкладываются в стартапы в этой отрасли, и заряжаюсь оптимизмом и верой в этот рынок».

    Использование электромобиля обходится владельцу заметно дешевле: они меньше ломаются, реже надо делать ТО (не нужно менять масло или колодки), к тому же стоимость километра получается примерно в 8 раз дешевле.

    К тому же весной этого года Евразийская экономическая комиссия (ЕАК) обнулила для России ввозные таможенные пошлины на электромобили. Когда нулевые пошлины применяли в 2016-ом, импорт электрокаров в некоторых странах заметно увеличился. Например, в Белоруссии, по данным ЕАК, он вырос почти в четыре раза.

    Тогда льготы были только для юрлиц, новая инициатива подразумевает поблажки и для физических лиц: тех, кто покупает авто для себя. Такая пошлина может доходить до 54% от таможенной стоимости машины. Эксперты считают, что подобные льготы могут увеличить продажи электромобилей в России минимум в 1,5 раза. Нулевые пошлины пойдут на пользу как количеству электромобилей в стране, так и рынку зарядной инфраструктуры.

    «Инфраструктура зарядных станций тесно связана с другими сферами. И для ее дальнейшего роста очень важно развитие связанных технологий. Например, возобновляемых источников энергии, таких как энергия солнца и ветра, системы децентрализованных источников энергии, локализация производства электрокаров в России, новых разработок для накопителей энергии. Все это даст мультипликативный эффект за счет комплексного роста рынков», — добавляет Юрий Орлов, глава компании Touch.

    Зарядка электромобиля в Москве

    «Учитывая небольшое количество владельцев электрокаров в нашей стране, настороженное отношение к ним со стороны потенциальных покупателей, отсутствие стимулирующих действий со стороны государства и защитников экологии и, конечно же, ориентацию экономики на нефтяные ресурсы, количество зарядных станций и возможность для их монетизации оставляет желать лучшего, — говорит Елена Силинская, директор стартап-акселератора iDealMachine. — При этом крупные российские города имеют большой потенциал в этом направлении, как с точки зрения покупательной способности, так и со стороны предоставляемого предложения.

    Производством электромобилей уже занялись BMW, Volkswagen, Hyundai, Opel и прочие. Если в дальнейшем все большее количество мировых производителей будут делать такого рода автомобили и активно расширять их линейку, то выход на этот рынок в России сейчас позволит занять свою нишу, приобрести аудиторию лояльных клиентов в будущем и постепенно достичь стабильного дохода».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *