Как проверить емкость аккумулятора
Перейти к содержимому

Как проверить емкость аккумулятора

Что такое ёмкость АКБ и как её правильно проверить

Автомобильный аккумулятор — это своего рода хранилище энергии. В устройстве накапливается заряд, который передаётся потребителям. В случае с машинами это стартерные батареи. То есть основная функция — это запуск двигателя, проворачивание стартера.

Для определения параметров энергии внутри АКБ используются единица Ампер-час.

Замер ёмкости АКБ

Каждая батарея имеет определённую ёмкость, заданную производителем. Она отображает способность устройства работать на имеющемся заряде с постоянной силой тока в течение определённого отрезка времени.

Также ёмкость влияет на то, сколько энергии АКБ способна принять от автомобильного генератора или зарядного устройства.

Понятие о единицах измерения

Сначала нужно разобраться с ёмкостью автомобильных аккумуляторов и понять детальнее, что такое Ампер-часы. Это основная характеристика для стартерного аккумулятора, на которую ориентируются при выборе и покупке.

Интересно, что в международной системе единиц SI Ач нет. Это объясняется применением таких единиц как значения количества энергии в АКБ и других видах батарей.

Из-за этого будет полезно узнать, что означает единица Амер-час и какую роль она отыгрывает в аккумуляторе.

Таблица емкости

Каждый автомобилист знает, что для его авто нужно использовать батарею с определёнными параметрами. Он идёт в магазин, смотрит на ассортимент и берёт ту АКБ, где на корпусе написаны подходящие цифры.

Большинство легковых машин комплектуются аккумуляторами ёмкостью 40-70 Ач. Но нужно понять, что такое Ампер-час для автомобильного аккумулятора.

Официальное определение звучит примерно так. Ёмкость — это энергия, которую удаётся получить при пропускании тока с силой в 1 Ампер за 60 минут через проводник.

По ГОСТу ёмкость определяют как способность АКБ отдавать ток в 200 А при температурных условиях 18 градусов Цельсия за временной промежуток.

Подбор АКБ

Всё равно не всем понятно, что значит Ампер-часы и причём тут цифры на аккумуляторе.

Нужно рассмотреть на примере. Это даст понять, на что же влияет ёмкость от аккумулятора, установленного под капот автомобиля.

Есть батарея, на которой указана ёмкость в 60 Ач. Она способна работать в диапазоне напряжения 10,8-14,6 В. Аккумулятор отдаёт примерно 50% тока при запуске мотора на машине. Отдача происходит с силой в 30 Ампер в течение одной минуты.

Понятно, в чём измеряется такая характеристика как ёмкость аккумулятора любого автомобиля.

Важно учитывать, что Ач — это самостоятельная единица измерения. Нет формул превращения Ач в А или в обратном направлении. Амперы измеряют силу тока. А Ампер-часы ёмкость, означающую количество энергии, отдаваемой за единицу времени.

Подбор ёмкости

Для тех, у кого хорошее воображение. Ёмкость — это бак с энергией. Можно визуализировать как некую тару с водой. При запуске двигателя из этого резервуара отбирается часть объёма энергии. Чем быстрее отбирается ток, тем скорее бак опустошится. А объём, который забирается, должен быть равен объёму возвращаемой энергии. Сколько взял, столько и забрал.

Если этот принцип не действует, то батарея садится. Аккумулятор теряет возможность запускать двигатель. Генератор не успел восполнить потраченную энергию. Поэтому решением становится подключение АКБ к зарядному устройству.

Нельзя сказать, что автомобилистам важно понимать, что такое ёмкость, в чём она измеряется, и по какой причине Ампер-часы используются в определении параметров аккумулятора автомобиля. Хотя дополнительная эрудированность, а также знание теории никогда лишним не бывает.

Но важнее научиться определять количество Ач, понимать, почему ёмкость падает, и знать, как её правильно проверять.

Какая ёмкость у аккумуляторов

Правильно разделить ёмкость на 2 типа:

Ёмкость АКБ

  • паспортная или номинальная;
  • фактическая или реальная.

Паспортная ёмкость является ориентиром при покупке аккумуляторной батареи в магазинах. Эти характеристики заданы производителем и отображают количество Ач при идеальных условиях эксплуатации.

Таблица емкости

Под оптимальными условиями подразумевается:

  • температура от 10 до 20 градусов Цельсия;
  • низкая или средняя влажность;
  • полный заряд батареи и пр.

Следует учитывать, что ёмкость — это переменная характеристика. Она меняется постоянно и зависит от ряда факторов. Поэтому, когда на корпусе источника питания пишут 60 Ач, это ещё не означает, что реальная ёмкость там такая. В большинстве случаев она ниже.

Стоит вспомнить напряжение в АКБ. Она определяется суммированием напряжения в каждой из секций батареи. Стандартно конструкция включает 6 банок (секций). В идеальных условиях каждая генерирует по 2,1 В напряжения. В сумме это даёт 12,6 В. Также и ёмкость суммируется из характеристик каждой банки.

Измерение напряжения

У автопроизводителей обычно предусмотрена таблица, где прописано, батарея с какой ёмкостью должна устанавливаться на тот или иной автомобиль. Причём параметры зависят не только от марки и модели. На это влияет тип двигателя, его объём, мощность, комплектация, наличие тех или иных электропотребителей и пр.

Большое значение для поддержания работоспособности машины имеет фактическая ёмкость. Она поддаётся измерению. Требуется измерить, сколько энергии отдаёт АКБ при полном заряде до состояния разряда. Засекается время, за которое отдаётся ток, и умножаются величины друг на друга. То есть силу тока умножают на время. Ток в Амперах, а время в часах.

В 99% случаев реальная ёмкость будет отличаться от паспортной. Это объясняется воздействием разных внутренних и внешних факторов на батарею, которая эксплуатируется, либо просто хранится на полке.

За время хранения внутри протекают электрохимические процессы. И постепенно АКБ теряет ёмкость. Вот почему рекомендуется покупать аккумуляторы, с момента выпуска которых прошло не более 6 месяцев.

Причины падения ёмкости

Даже самые передовые технологии производства аккумуляторов не защищают их от потери характеристик. То есть утрата ёмкости — это неизбежное явление. Как-либо влиять на него пока невозможно.

В среднем простые свинцово-кислотные АКБ эксплуатируются по 3-4 года. Усовершенствованные модели могут прослужить 5-6 лет. Изредка работоспособность сохраняется в течение 7-8 лет.

На потерю ёмкости указывают несколько признаков:

Индикатор заряда

  • меняется цвет индикатора на корпусе;
  • при попытках запустить мотор щёлкает стартер;
  • снижается интенсивность свечения фар;
  • медленно функционирует стартер, долго крутится перед пуском ДВС.

Когда в АКБ остался небольшой заряд, начинаются проблемы со стороны бортовой сети. Какие-то потребители работают нестабильно, либо вообще не включаются.

Снижение ёмкости происходит под влиянием нескольких причин.

Сульфатация электродов

  • Сульфатация. Проблема всех свинцово-кислотных АКБ. Так называют процесс появления налёта в виде сульфата свинца. Это нерастворимый осадок. Из-за покрытия таким слоем свинцовые пластины теряют способность вступать в электрохимические реакции. Снижается количество восстанавливаемой ёмкости. Даже при длительной зарядке на 100% восстановить заряд не получается.
  • Осыпающиеся пластины. Чаще это становится следствием перезаряда. Также осыпание усиливается из-за снижения уровня электролита.
  • Замыкания. При замыкании пластин падает ёмкость, а также напряжение. Банки уже не выдают по 2,1 В. Если замкнёт даже 1 секция, АКБ перестанет работать. Запустить двигатель вряд ли получится. Решения два. Это попытка восстановления или утилизация.

Хотя потеря ёмкости и неизбежная, но при соблюдении правил хранения и эксплуатации АКБ, срок её службы можно серьёзно увеличить.

За период работы АКБ нужно периодически проверять показатели ёмкости.

Способы проверки

Тут потребуется вооружиться некоторыми инструментами и приспособлениями.

Специалисты выделяют несколько способов, как определить ёмкость и проверить реальное состояние аккумулятора под капотом автомобиля.

Замер емкости

Проводится тестирование с помощью:

  • мультиметра;
  • тестера;
  • нагрузки.

Теперь пошагово о том, как узнать настоящую ёмкость своего аккумулятора и убедиться в его пригодности для дальнейшей эксплуатации автомобиля.

Применение тестера

Это, наверное, самый простой вариант, как измерить ёмкость своего автомобильного проблемного аккумулятора.

Нужно взять тестер. У современных моделей широкий функционал. Тестеры имеют разные элементы настройки, управления и диагностики. Просто выбирается нужный режим и подключается к батарее.

Тестер ёмкости

Потребуется взять тестер, способный измерять ёмкость. Но важно понимать, что такие тестеры дают приблизительные значения. Точность измерений не образцовая.

Поэтому, если нужно узнать конкретные цифры, с минимальной погрешностью, придётся провести более сложную диагностику.

Помощь мультиметра

Мультиметр — это универсальный прибор, который поможет для измерения ёмкости стартерного аккумулятора от автомобиля. Но самостоятельно дать ответ не способен. Это лишь компонент для диагностики. Мультиметр используется совместно с нагрузкой или контрольным разрядом.

Чтобы выполнить замер ёмкости и проверить работоспособность аккумулятора от автомобиля, можно взять обычную лампу от фар.

Устройство мультиметра

Будьте внимательными, проводя такие тесты. Используйте лампу, мощность которой составляет около 50% от паспортной ёмкости. То есть при условных 60 Ач требуется лампочка на 30 Вт.

Чтобы проверить работоспособность АКБ, нужно действовать так:

  • отключается АКБ от генератора;
  • делается замер напряжения обычным вольтметром или мультиметром;
  • подключается нагрузка к батарее;
  • лампа работает в течение 1-2 минут;
  • отключается нагрузка;
  • подключается мультиметр;
  • делается повторный замер напряжения.

Если после нагрузки напряжение составит 12,4-12,6 В, то с ёмкостью всё хорошо. Если же напряжение упадёт ниже 12 В, то АКБ работает на пределе. Нужна десульфатация, хорошая зарядка, либо полная замена.

Метод контрольного разряда

Для тестирования потребуется грамотно подобрать нагрузку. Одна должна равняться силе тока разряда, прописанной в технической документации.

Схема контроля разряда АКБ

Тут также нужен мультиметр. Он подключается к аккумулятору, соблюдая полярность, и контролирует изменяющиеся параметры. Да, можно просто соединить АКБ с мультиметром и ждать долгие часы, пока он разрядится. Но лучше дать нагрузку, которая будет разряжать батарею.

Замеры проводятся до момента падения силы тока до 50-60% от номинальных значений. Эти параметры нужно сравнить с паспортными. Если разница существенная, то АКБ на исходе своих возможностей.

На практике проверить ёмкость не так тяжело. Но здесь нужно вооружиться измерительными приборами, устройствами для нагрузки и разряда. Плюс не обойтись без определённых навыков и теоретических знаний.

Многие проводят такие тесты своими руками. Но никто не запрещает отдать АКБ на диагностику. Проводится быстро, на специальном оборудовании, а сама услуга довольно дешёвая.

Батарею какой ёмкости устанавливаете на машину? Приходилось ли самостоятельно делать замеры и тестировать характеристики? Какой метод использовали? С какими сложностями столкнулись?

Как проверить автомобильный аккумулятор: эффективные способы, как узнать реальное состояние аккумулятора и проверить емкость

В качестве автомобильных аккумуляторных батарей (АКБ) используются свинцово-кислотные источники тока с номинальным напряжением 12 В. Они состоят из 6 последовательно соединенных двухвольтовых аккумуляторов, помещенных в общий корпус, и закрытых общей крышкой.

В этих аккумуляторах имеются положительные и отрицательные электроды, находящиеся в растворе серной кислоты – электролите. Для исключения межэлектродных замыканий они разделяются пропитанными электролитом синтетическими, целлюлозными или стекловолоконными сепараторами.

Если электролит жидкий, то это обслуживаемые аккумуляторы, если он имеет консистенцию геля, то обслуживания не требуется.

Назначение аккумуляторов – питание стартеров, приборов внутреннего и наружного освещения, охранной сигнализации, электродвигателей стеклоподъемников, вентилятора радиатора, кондиционеров, аудио-систем, регистраторов, навигаторов и другого электрооборудования.

Содержание

Технические характеристики АКБ

Основные параметры регламентируются ГОСТ 53165 – 2014:

  1. Габаритные размеры;
  2. Номинальная емкость – это количество электричества, отдаваемое батареей в нагрузку при разряде стабилизированным номинальным (двадцатичасовым) током до снижения напряжения на ее клеммах до 10,5 В. Наиболее распространены АКБ с емкостью от 40 до 190 Ач.
  3. Номинальный ток разряда численно равен емкости аккумулятора, деленной на 20. Он соответствует стандартному двадцатичасовому циклу разряда.
  4. Номинальный зарядный ток вычисляется делением емкости на 10. Эта величина стандартного десятичасового зарядного цикла.

Ток холодной прокрутки

  • Этот параметр характеризует возможность завести автомобиль при низких температурах. Его значение указывается на этикетке батареи, например EN 550.
  • Это означает, что батарея соответствует Европейскому стандарту, и при температуре минус 18°С должна обеспечить пусковой ток стартера величиной не менее 550 А в течение 10 секунд. Напряжение при этом не должно снизиться более, чем до 7,5 В.

НРЦ – Напряжение разомкнутой цепи, измеряется на выводах батареи при полностью отключенной нагрузке.

Плотность электролита характеризует концентрацию серной кислоты в водном растворе, измеряется в г/см³.

Проверка аккумулятора

Установленная в автомобиле батарея должна обеспечивать запуск двигателя, питание наружных световых приборов – фары, габаритные, тормозные, противотуманные огни, сигналы поворотов.

  • Это непременное условие безопасной эксплуатации транспортного средства.
  • Нет нужды объяснять, к чему может привести невозможность запустить мотор в мороз, на пустынной дороге, да еще и в ночное время.
  • Последовательность, периодичность и способы проверки.

Проверку следует производить хотя бы раз в три месяца, а перед наступлением зимнего и весеннего сезонов – обязательно. Это не занимает много времени, но обеспечит уверенную эксплуатацию транспортного средства. Рекомендуемая последовательность:

Внешний осмотр

Корпус должен быть целым и чистым, на поверхности его крышки не должно быть пыли, грязи и следов электролита.

  • Дело в том, что грязь образует токопроводящие дорожки между положительными и отрицательными клеммами, в результате в разы увеличивается саморазряд.
  • При необходимости загрязненные места промыть слабым раствором щелочи или моющих средств.
  • Совершенно недопустимо наличие трещин на корпусе и вытекание электролита.

Грязные и окисленные клеммы со следами коррозии имеют повышенное переходное сопротивление, это затрудняет и затягивает запуск мотора.

  • Такие клеммы следует очистить мелкой наждачной бумагой, плотно затянуть контакты наконечников подведенных к ним проводов, а сверху покрыть тонким слоем консервирующей смазки: литола или солидола.

Проверка уровня электролита

Такая проверка проводится только для обслуживаемых батарей.

Уровень электролита удобно измерять тонкой стеклянной трубкой.

  1. Для этого ее опускают в заливное отверстие, плотно закрывают верхний торец пальцем и вынимают наружу. Высота столбика жидкости на другом конце трубки должна быть в пределах 7 – 12 мм.
  2. Если он меньше, то это значит, что произошло испарение воды. Это м.б связано как с интенсивной эксплуатацией автомобиля в жаркую погоду, так и с неисправностью бортовой системы зарядки.
  3. При нормальной работе зарядное напряжение не превышает 13,5 — 14 В, увеличение его сверх этого значения может привести к закипанию электролита.
  4. Если зафиксирован пониженный уровень, то нужно во все банки долить необходимое количество дистиллированной воды, полностью зарядить батарею и проанализировать ситуацию.

Если пониженный уровень обнаружен в разных банках, то это свидетельствует о том, что, скорее всего, срок службы аккумулятора приходит к концу.

Внимание: доливать следует дистиллированную воду, а не электролит!

Проверка степени заряженности

Измерением плотности электролита.

  • Для измерения плотности используются автомобильные ареометры.
  • При проверке нужно учитывать, что плотность электролита хотя и незначительно, но зависит от температуры.
  • С увеличением температуры она уменьшается на 0,0007 г/см³ на каждый градус, а при повышении, на столько же, увеличивается.
  • Поэтому, после измерения нужно произвести корректировку для приведения к стандартной температуре 25°С.
  • Например, измеренная плотность Ризм при 40°С равна 1,24 г/см³.
  • Тогда откорректированная Рк, приведенная к 25°С, определится как:
  • Рк = 1,24 + (40 – 25)х0,0007 = 1,25 г/см³
  • Другой случай: Температура измерения равна 5°С, Ризм = 1,29.
  • Тогда Рк = 1,29 – (25 – 5)х0,007 = 1,276.
  • В зависимости от климатического района и времени года полностью заряженный аккумулятор должен иметь разную плотность электролита.
  • Для очень холодного климата приведенная температура в зимний период должна быть равной 1,3 г/см³, а летом – 1,26 г/см³.

Для климата холодного, умеренного, жаркого – 1,28, 1,26, 1,24 г/см³ круглый год соответственно.

Отсюда следует, что, если Рк ниже этих значений, то АКБ частично разрядилась, и ее нужно дозарядить по методике, изложенной в руководстве по эксплуатации. В нем же имеется график или таблица зависимости степени заряженности от плотности, которые можно использовать не производя вычислений.

С помощью вольтметра.

  • Рассматриваемая электрохимическая система свинцово-кислотных аккумуляторов имеет строгую взаимосвязь между степенью заряженности и величиной НРЦ.
  • График или таблица этой зависимости приводится в руководстве по эксплуатации.
  • Для практического определения заряженности можно использовать такие табличные значения: при НРЦ равном 12,8 В АКБ имеет заряд 100%, при напряжении от 12,35 до 12,5 В уровень заряда составляет 50 – 75%, а при 12,0 В – не больше 25%.

Измерение напряжения следует проводить на отключенной от потребителей батарее вольтметром постоянного тока (мультиметром), имеющим класс точности не ниже 0,5.

По полученным результатам принять решение о необходимости дозарядки.

Внимание! Чтобы исключить влияние э.д.с поляризации, образующейся при подзарядке аккумулятора от генератора во время движения, проверку нужно проводить на холодном двигателе

Проверка под нагрузкой

Нормальный уровень НРЦ и плотности свидетельствует о том, что аккумулятор заряжен, но это не является гарантией, что он сможет обеспечить стартерный пуск.

Дело в том, что с течением времени, по ряду причин, снижается реальная емкость батареи, поэтому она может не обеспечить достаточный стартерный ток при тяжелых условиях пуска, например, зимой в сильный мороз.

Потеря емкости наглядно проявляется в быстром заряде и таком же быстром разряде АКБ.

Емкость главным образом зависит от пористости и площади электродных пластин.

Основных причин потери емкости свинцово-кислотных аккумуляторов несколько:

  • Осыпание активной массы электродных пластин. Оно происходит под действием тряски, ударов и вибраций, сопровождающих работу автомобиля.
  • Сульфатация электродов.

Это явление возникает в результате большого количества зарядно-разрядных циклов, воздействующих на структуру активной массы электродных пластин.

Со временем происходит увеличение размеров кристаллов сульфата свинца, которые покрывают поверхность электродных пластин нерастворимым слоем, уменьшающим их эффективную площадь.

Пониженный уровень электролита, как и длительное хранение разряженных аккумуляторов, также вызывает сульфатацию.

  • В результате увеличивается сопротивление пластин и, следовательно, внутреннее сопротивление аккумуляторов, что дополнительно ухудшает стартерные свойства.
  • Поэтому для определения рабочих свойств батареи желательно проверить ее с помощью нагрузочной вилки.
  • Вилка, несмотря на простоту устройства, дает наиболее объективную информацию о состоянии батареи.
  • Она представляет собой эталонное сопротивление с вольтметром и выключателем нагрузки.
  • Иногда имеется еще и амперметр, показывающий нагрузочный ток.
  • Ток разряда вилки колеблется в пределах 100 – 200 А, что примерно соответствует стартерному току.
  • Вначале с помощью вольтметра определяется НРЦ, затем на 5 секунд батарею подключают к нагрузке и измеряют напряжение в конце разряда.
  • Если оно больше 10,2 В, то заряженность АКБ полная, напряжение от 9,0 до 9,6 В соответствует уровню зарядки 50 – 75%, а при величине 7,8 — 8,4 В он не превышает 25%.

У исправного аккумулятора после снятия нагрузки НРЦ должно восстановиться до начальных значений.

Если напряжение разряда меньше 8 В, то такой аккумулятор требует замены, так как не сможет завести двигатель.

Проверка с помощью встроенных индикаторов

Многие модели АКБ оснащены индикаторами уровня заряда. Внутри индикатора находится калиброванный поплавок, помещенный в электролит. Высота всплытия поплавка зависит от плотности электролита.

  • По сути дела такой индикатор – это дискретный ареометр.
  • В зависимости от уровня всплытия поплавок включает один из сигнальных светодиодов разного цвета.
  • Рядом с индикатором имеется табличка, информирующая об уровне заряда в зависимости от цвета включенного светодиода.

Объем проверок невелик, но своевременное их выполнение позволит поддерживать электрооборудование в исправном состоянии, продлит срок эксплуатации АКБ и позволит избежать неприятных ситуаций во время поездок.

Проверка ёмкости аккумуляторной батареи своими руками

Автомобиль нуждается в достаточно мощном источнике электроэнергии, которую можно было бы накапливать и в случае необходимости отдавать. Из курса физики известно, что энергия измеряется в джоулях. Но, когда речь заходит об аккумуляторах, используется иная единица – ампер-часы. В действительности она измеряет, конечно, не количество энергии, а силу тока, которую АКБ может отдать за единицу времени. Но эта величина напрямую связана с мощностью батареи и в конечном итоге с той потенциальной энергией, которая скрыта в электролите.

Проверка ёмкости мультиметром

Ёмкость аккумулятора можно увеличивать, делая больше её объём и площадь электродов, но на практике такой путь применим до определённых пределов, выше которых нельзя подниматься из-за дефицита пространства в моторном отсеке и других факторов.

В чём измеряется ёмкость аккумулятора автомобиля и почему

Итак, мы знаем, что ёмкость измеряется в ампер-часах, и такая единица в принятой в России системе СИ отсутствует. Действительно, этот термин характерен исключительно для обозначения энергетического потенциала аккумуляторных батарей.

Физическая интерпретация ампер-часа довольно проста: это величина электрического заряда, проходящего через проводник за 60 минут при наличии в нём силы тока в 1 ампер.

Другими словами, если ёмкость аккумулятора составляет 50 А/час, то он может отдавать на протяжении 60 минут заряд силой тока 50 ампер, или за 6 минут – 500 ампер, или 5 ампер за 10 часов.

Но это теоретические показатели. На практике, чем больше ёмкость батареи, тем менее эффективно она отдаёт накопленную электроэнергию.

И вообще считается, что ёмкость АКБ – это величина, рассчитываемая исходя из того, что на протяжении 20 часов батарея сможет отдавать электроэнергию, пока напряжение на её клеммах не упадёт до порогового значения (10.5–10.8 В).

Это означает, что если аккумулятор имеет ёмкость 60 ампер-час, то он в состоянии в течение 20 часов выдавать ток в 3 А, и за это время напряжение не упадёт ниже указанного выше значения.

Можно ли перевести А*час в джоули? Нет, но зато можно сопоставить ёмкость с величиной заряда. В системе СИ это кулон, при этом 1 ампер = 1 Кл/сек. Это означает, что 1 А*час = 3600 Кл.

Разберёмся, на что влияет ёмкость автомобильного аккумулятора. Во-первых, на возможность отдать достаточно энергии для пуска двигателя, вернее, для питания электромотора стартера, который и будет прокручивать коленвал силового агрегата. Поскольку мощность мотора немаленькая, аккумулятор способен отдавать заряд необходимой величины ограниченное время. Если система зажигания и сам мотор исправны, то этого времени вполне достаточно для пуска мотора, в противном случае батарея может сесть, и тогда потребуется её подзарядка с помощью зарядного устройства.

Но часто АКБ используют и для других целей – например, для работы магнитолы, когда двигатель заглушён. Время работы потребителя электроэнергии будет зависеть от его мощности и ёмкости батареи. Более того, его можно рассчитать, если исходить из того, что аккумулятор будет отдавать энергию, пока напряжение с 14.6 В не упадёт до 10.8 В. Его энергетические потери составят (14.6–10.8)*q, где q – ёмкость батареи. Для 60-амперной АКБ это 228 Вт*час. Если магнитола имеет мощность 30 Вт, то от аккумулятора она сможет работать 228:30=7 часов 20 минут.

Сколько ампер-часов в аккумуляторе автомобиля

Поскольку ёмкость аккумуляторной батареи – один из важнейших её параметров, он обязательно присутствует в маркировке, и именно на него ориентируются в первую очередь при совершении покупки.

Мультиметр для АКБ авто

Однако мало кто обращает внимание на такой показатель, как резервная ёмкость. И совершенно напрасно. Если номинальная ёмкость определяет величину разряда во временной оси при воздействии токов небольшого номинала, то резервная ёмкость указывает, насколько хватит батареи в случае поломки генератора. Ток разряда в таких случаях может достигать внушительных величин порядка 25 А (достаточно работы кондиционера и внешнего освещения).

Резервная ёмкость тоже часто включается в маркировку, но здесь уже иное масштабирование: вместо часов указываются минуты, поэтому абсолютные цифры кажутся внушительными.

Рассмотрим факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на ёмкость АКБ. Это уровень нагрузки по потреблению электрического тока автомобилем и конструктивные особенности аккумулятора.

О первом факторе много говорить не будем. Очевидно, что чем выше класс автомобиля, тем лучше он оснащён. А значит, и нагрузка выше, поэтому требуется батарея с повышенными значениями пускового тока.

Для обычной городской малолитражки вполне достаточно АКБ ёмкостью 45 А*час. Для большинства автомобилей среднего класса требуется 60-амперная батарея, а представительские автомобили и джипы часто комплектуют аккумуляторами ёмкостью 75 А*час.

Действительно, для пуска малолитражного силового агрегата (объёмом 1.0–1.2 л) достаточно пускового тока номиналом до 250 А, но 3.5-литровый мотор такой аккумулятор не потянет – здесь нужен АКБ с пусковым током порядка 350–400 А повышенной ёмкости.

Что касается конструктивных особенностей батареи, то они сводятся в основном к их весогабаритным показателям: чем массивнее и крупнее аккумулятор, тем больше площадь пластин и активной зоны, что напрямую влияет на ёмкость батареи.

Почему ёмкость батареи со временем падает

Удивляться здесь нечему: ничего вечного в природе не существует. Увы, но аккумуляторные батареи деградируют с достаточно высокой скоростью, классические сурьмянистые АКБ «ходят» 3–5 лет, у кальциевых и гибридных этот показатель чуть выше.

Рассмотрим основные причины падения ёмкости автомобильных аккумуляторов:

  1. Постепенная сульфатация влияет на деградацию батареи в наибольшей степени. По мере увеличения циклов заряда-разряда часть активного вещества покрывается солями кислоты, которые уже не в состоянии вступать в обратную реакцию. Происходит уменьшение площади контакта электролита с пластинами – как следствие, изначальная ёмкость со временем падает.
  2. Уменьшение уровня электролита ниже верхней кромки пластин (например, при частом перезаряде и кипении жидкости) приводит к их окислению и осыпанию с такими же негативными последствиями, как и при сульфатации.
  3. Наконец, существует такое явление, как замыкание пластин между собой (из-за выпадения токопроводящего осадка), что также уменьшает ёмкость батареи. Если пластины закорочены сильно, долго такой аккумулятор не протянет.

Как проверить ёмкость аккумулятора автомобиля

Существует немало способов определения ёмкости батареи, ведь этот показатель позволяет выяснить, нуждается ли АКБ в замене.

Проверка с помощью тестера

Один из самых оперативных и несложных способов, как определить ёмкость батареи автомобиля. Потребуется наличие тестера – прибора, позволяющего одновременно регистрировать несколько показателей.

Определение ёмкости АКБ

Поскольку тестеры функционируют в автоматическом режиме, каких-либо специальных познаний от вас не потребуется – достаточно подключить прибор к аккумулятору. На получение интересующего вас результата уходит не более 15 секунд. АКБ считается непригодной к эксплуатации, если её текущая ёмкость менее 50% от изначальной.

Метод с применением мультиметра

Рассмотрим, как узнать ёмкость автомобильного аккумулятора посредством мультиметра – ещё одного многофункционального измерительного прибора, способного измерять все три основных параметра электрического тока.

  • задействуем режим измерения постоянного тока;
  • выставляется необходимый диапазон измерений (немногим больше паспортных данных);
  • подключаем прибор к батарее;
  • производим замер ёмкости аккумулятора, снимая показания с дисплея мультиметра.

Тестирование под нагрузкой

Использование прибора для измерения ёмкости АКБ не обязательно, по крайней мере, на начальной стадии – достаточно дать поработать батарее под нагрузкой. Например, подключить к ней автомобильную лампочку. Если она спустя несколько минут тускнеет – значит, аккумулятор или сильно разряжен, или уже просто не держит заряд.

Алгоритм действий следующий:

  • отключаем АКБ от генератора (снимаем клеммы);
  • подключаем нагрузку, оставляем её на несколько минут;
  • отключаем нагрузку;
  • производим измерение напряжения батареи с помощью вольтметра/мультиметра;
  • если показания прибора ниже 12 В, можно утверждать, что ёмкость батареи недостаточна для пуска двигателя.

Методика контрольного разряда

Метод отличается повышенной точностью, но он и самый сложный, требующий, кроме использования мультиметра, расчёта нагрузки.

Мультиметр – прибор универсальный. Его наличие является весьма желательным, ведь с его помощью можно измерять отнюдь не только ёмкость аккумулятора.

Характеристики нагрузки определяются на основании силы тока разряда – эта величина может присутствовать на этикетке АКБ или в технической документации. Если таковой у вас нет, необходимые данные можно найти на сайте производителя батареи.

Схема измерения ёмкости авто достаточно проста: нагрузка остаётся подключённой, пока сила тока не снизится примерно вдвое. После этого полученное значение сравнивается с номинальным, указанным в техпаспорте. Если различия существенны, аккумулятор деградировал в такой степени, что его дальнейшая эксплуатация становится бессмысленной.

Как измерить реальную ёмкость и пусковые характеристики АКБ

У многих автолюбителей возникали проблемы с запуском авто, в такие моменты нужно исключить самые распространённые причины данной проблемы, одна из которых – потеря емкости АКБ, чаще всего это происходит из-за сульфатации пластин АКБ. В связи с этим возникает вопрос – как правильно продиагностировать состояние АКБ? Основные параметры АКБ, влияющие на корректную работу данного агрегата это – ее емкость и максимальное значение пускового тока.

Способы диагностики АКБ

  1. Измерение напряжения (с помощью мультиметра) на выводах АКБ – напряжение на полностью заряженной АКБ составляет 12.7В, если напряжение меньше 12.3В, то АКБ необходимо зарядить, при напряжении менее 11.7В – АКБ близка к глубокому разряду. (Данный способ никак не свидетельствует о емкости АКБ и о пусковых характеристиках)
  2. Разряд стабильным током с помощью профессиональных разрядно-диагностических устройств. Этот способ самый точный для измерения емкости, но к сожалению стоимость таких устройств в несколько раз выше стоимости АКБ.
  3. Диагностика с помощью тестера АКБ – данный способ так же достаточно точно и быстро определяет реальную емкость и измеряет пусковой ток. (Видео обзор на тестер АКБ ВА1000)
  4. 20-ти часовой разрядный тест АКБ, достаточно точный способ измерить емкость АКБ и что самое главное доступный практически каждому. (этот способ мы детально разберем в следующем разделе)
  5. Измерение плотности электролита. Нормальное среднее значение 1,27-1,28 г/куб.см (для умеренного климата при полном заряде АКБ). Для жаркого и холодного климата это значение может варьироваться плюс-минус 0,03 г/куб.см (для холодного выше, для жаркого ниже). Измерить можно с помощью ареометра (например, с помощью — Ареометра АР-02). Если после полного заряда плотность электролита ниже нормы, это свидетельствует о потере емкости.
  6. Тест с помощью нагрузочной вилки – данный тест показывает, как ведет себя АКБ при высоких нагрузках. Это самый доступный по цене способ для измерения пусковых характеристик АКБ, так как прибор имитирует работу стартера. (этот способ мы так же разберем далее)

Как провести 20-ти часовой разрядный тест.

Для теста нам понадобится:

  1. Цифровой мультиметр
  2. Лампочка

( прим. Как рассчитать силу тока которую потребляет лампочка.) I = P/U, где I – величина силы тока (А), Р– единица мощности (Вт), U – единица напряжения (В).

Этапы проведения 20-ти часового разрядного теста:

  1. Подключаем лампочку к АКБ
  2. Переключаем мультиметр в режим вольтметра и подключаем параллельно лампочке.
  3. Отслеживаем напряжение каждый час пока напряжение не упадет до 11.5В (записываем общее количество часов (t))
  4. По мере разряда каждый час снимаем ток потребления лампочки, для этого подключаем мультиметр последовательно в режиме амперметра, в конце теста складываем все значения и получаем общее потребление тока лампочкой (I общ)
  5. Считаем результат:
    • I общ / t = I ср (среднее значение потребления лампочки в час)
    • I ср * t = C (где С емкость АКБ в Ач)

Тест АКБ нагрузочной вилкой

Тест нагрузочной вилкой не покажет вам точное значение максимального пускового тока, но с помощью нагрузочной вилки вы можете понять, как ведет себя АКБ при высоких нагрузках (имитируя работу стартера), удачное прохождение теста косвенно указывает на то, что с пусковые характеристики АКБ в норме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *