Принцип работы звездочка и треугольник в трансформаторах
Звездочка и треугольник – это метод группирования обмотки в силовых аппаратах, в том числе и трансформаторах ТМГ. Они отличаются принципом работы, и каждый имеет свое преимущество, в зависимости от конечной цели.
Звездочка – метод, при котором нагрузка в сети, имеющей три фазы, становится симметричной для конечного потребителя, что является главным преимуществом этого соединения.
Разберем на примере трансформатора с тремя фазами, который имеет три магнитопровода (A, B, C) из шихтованного железа (называется также электротехническая сталь или трансформаторная сталь).
Трансформатор заключает в себе два вида обмотки – первичную и вторичную. Первичная принимает высокое напряжение, а вторичная снимает низкое напряжение и подает непосредственно к потребителю.
У каждой обмотки есть начальная и конечная точка. При способе соединения звездочка, концы вторичной обмотки объединяются в одну линию, вследствие чего получается ноль – нулевая фаза(N), а из начальных точек к конечному потребителю выходят 3 фазы (L1, L2, L3). При таком способе получается четырехпроводная трехфазная система. Самый наглядный пример – такая система используется на воздушных линиях электропередач, которые проходят в населенных пунктах. Все они имеют, как правило, четыре провода – три фазы и ноль.
Эта схема хороша тем, что из нее возможно извлечь 2 вида напряжения – линейное (ЛН) и фазное (ФН). Фазный вольтаж измеряется посреди выводов обмотки L1 (L2, L3) и нулевой фазы и равняется значению 220V. Линейный вольтаж меряется уже в линии и равен 380V. Схема соединения звездой, характеризуется тем, что ЛН больше ФН в 1,73 раза, что соответствует корню (√) из трех.
Сам электрический ток тоже может быть фазным (ФТ) и линейным (ЛТ). При способе соединения звездочка, ФТ равен ЛТ, они одинаковы. При использовании такой схемы, и ФТ и ЛТ выходят из обмотки и не имеют другого выхода, в любом случае ток проходит по линейному проводу.
Поскольку большинство бытовых приборов рассчитаны на 220V, способ соединения звездочка обеспечивает именно такой показатель, путем уравнивания током нулевой фазы меняющегося в значении тока фаз L1-L3. Ноль есть только в методе звездочка, в методе треугольника его нет. То есть именно такая схема целесообразна, когда конечная цель – потребление электроэнергии в бытовых целях.
Если изображать этот способ схематически, получается трехлучевая звезда, собственно, поэтому этот вид объединения обмоток получил название звезда или звездочка.
Выигрышные моменты при использовании звездочки таковы:
- Повышается надежность оборудования за счет понижения его мощности;
- Устойчивость режима работы;
- Плавность запуска электрического привода.
Треугольник
Для удобства сравнения возьмем в пример тот же трехфазный трансформатор с фазами A B С.
Если при способе соединения звездочка концы вторичной обмотки соединялись в один, в треугольнике картина совсем другая. Здесь конец фазы А соединяется с началом фазы В, конец фазы В соединяется с началом фазы С, а конец фазы С соединяется, в свою очередь, с началом фазы А. То есть обмотки соединены последовательно. В такой схеме отсутствует нулевая фаза, поскольку ее попросту неоткуда вывести. Если изобразить эту схему в виде изображения, она будет иметь форму треугольника, благодаря чему и получила свое название.
Преимущественно, эта схема используется при симметричной нагрузке, поскольку, где по фазам нагрузка не меняет свое значение и не прыгает, как в методе треугольник, и всегда строго одинаковая.
Применяя соединение треугольником, ФН равно ЛН, и имеет значение 380V. Но в то же время электрический ток здесь разный, в отличие от схемы звездочка. ЛТ больше ФТ в корень (√) из трех раз, поскольку при этой схеме идет геометрическое сложение векторов.
Главные преимущества соединения обмотки при схеме треугольник это:
- Увеличение мощности оборудования;
- Пусковые токи меньше;
- Больший крутящий момент;
- Лучшие тяговые свойства.
У каждого из этих двух способов есть как преимущества, так и недостатки, поэтому важно определить с какой целью будет использоваться первый или второй способ соединения обмотки в трансформаторах.
С одной стороны, метод подключения звездочка, делает работу электродвигателя плавнее и мягче, но не позволяет выйти развить полную мощность, заявленную в технической документации. Кроме того, корпус двигателя не будет нагреваться. В свою очередь, при соединении способом треугольника такой двигатель может быстро развить максимальную заявленную мощность и выдать максимальный КПД, но будет иметь избыточные пусковые токи. Корпус будет греться. В дополнение необходимо использовать реостат пуска для придания плавности.
Чем отличается соединение звезда от треугольника
В трехфазных цепях обычно применяется два типа соединения обмоток трансформаторов, электрических приёмников и генераторов. Одно из этих соединений носит название звезда, другое — треугольник. Рассмотрим подробнее, что это за соединения и чем они отличаются друг от друга.
Что такое звезда и треугольник
Соединение в звезду подразумевает под собой такое соединение, в котором все рабочие концы фазных обмоток объединяются в один узел, называемый нулевой или нейтральной точкой и обозначается буквой O.
Соединение в треугольник представляет собой схему, при которой фазные обмотки генератора соединяются таким образом, что начало одной из них соединяется с концом другой.
Разница между звездой и треугольником
В чем же разница между соединением звездой и треугольником? Различие в указанных схемах состоит в соединении концов обмоток генератора электродвигателя. В схеме «звезда», все концы обмоток соединяются вместе, тогда как в схеме «треугольник»конец одной фазной обмотки монтируется с началом следующей.
Кроме принципиальной схемы сборки, электродвигатели с фазными обмотками, соединенными звездой, функционируют значительно мягче, чем двигатели, имеющие соединение фазных обмоток в треугольник. Но при соединении звездой электродвигатель не имеет возможности развивать свою полную паспортную мощность. Тогда как, при соединении фазных обмоток в треугольник двигатель всегда работает на полную заявленную мощность, которая почти в полтора раза выше, чем при соединении в звезду. Большим недостатком соединения треугольником являются очень большие величины пусковых токов.
В чем особенности подключения звездой и треугольником?
Предлагаем подробно изучить, что такое подключения звездой (star) и треугольником (дельта). Рассмотрим особенности асинхронного двигателя и вариаций его подключения к сети. Узнаем, почему комбинированное включение более практично и выгодно на мощных установках.
Подключение асинхронного двигателя производится по трехфазной схеме от сети переменного тока. Простейший вид на статоре имеет 3 обмотки. Вращение происходит из-за их расположения под углом относительно друг друга. Для подсоединения к сети концы обмоток выводят на специальные клеммные колодки. На них организация контактов электродвигателя может производиться двумя разными способами, для простоты названными «звездой» и «треугольником».
Асинхронный трехфазный электродвигатель
Асинхронная модель трехфазного исполнения применяется для преобразования электрической энергии в механическую. Конструктивно силовые устройства асинхронного типа состоят из трех частей:
- Корпус. Предотвращает механические повреждения. Также служит для крепления подвижной и неподвижной части.
- Статор. Статичный компонент конструкции. Состоит из станины и магнитопровода. Впрессованная в каркас магнитная составляющая формирует электромагнитное ядро. С его помощью выполняется намагничивание машины, создаются вращающиеся магнитные поля.
- Ротор. Подвижная составляющая конструкции.
Магнитные обмотки расположены под углом относительно друг друга, что делает возможным вращение без дополнительных приспособлений.
Преимущества АД
Использование АД в производственных системах широко распространено в силу его положительных сторон:
- Конструкция. В сравнении с другими разновидностями, асинхронная наиболее проста конструктивно. Это объясняется возможностью включения в стандартную трехфазную сеть, а также принципом эксплуатации. Простота делает АД наиболее дешевым среди конкурентов в аналогичной области.
- Принцип запуска. Использование смещенных на 120 о обмоток позволяет формировать поле без применения дополнительных преобразующих устройств и элементов. Сама конструкция обуславливает вращение. Для его запуска достаточно подать питание любым подходящим способом (чаще – посредством контактора).
- Использование. Эксплуатационные расходы на асинхронные конструкции небольшие, а обслуживание не требует особых навыков. Достаточно очищать систему от пыли и обеспечивать правильное подсоединение контактов электродвигателя при необходимости.
Также среди преимуществ устройств данного типа стоит отметить долговечность и надежность при широком диапазоне мощности. При правильных условиях эксплуатации и регулярном обслуживании подшипники менять придется не чаще, чем раз в 15 лет.
Особенности «звездного» соединения
Все три обмотки имеют по 2 вывода – начальный и конечный. В итоге имеем 6 контактов электродвигателя, которые необходимо подсоединить к трехфазной сети. Подключение электродвигателя «звездой» подразумевает объединение конечных выводов в единую нейтраль, для чего применяется перемычка. Начала обмоток соединяют с соответствующими фазами электросети с электропитанием уровня 380 или 660 В.
К преимуществам такого способа соединения можно отнести:
- длительную работу силового агрегата без перерывов;
- увеличение эксплуатационного периода техники, повышение ее надежности;
- плавный, щадящий пуск;
- устойчивость к коротким перегрузкам;
- минимальный нагрев корпуса в процессе работы.
В некоторых моделях техники обмотки со стороны концевых выводов соединены изначально. Эта конструктивная особенность не позволяет применять другие способы организации – доступ есть только к начальным клеммам. Такой подход ограничивает варианты соединения, однако упрощает процесс подключения. Для его выполнения не потребуется особых навыков и специального образования.
Особенности включения в «треугольник»
Основным принципом способа является соединение конца одной обмотки с началом другой. В конечном итоге формируется контур неразрывного типа с особенной структурой монтажа. При изначальном проектировании оборудования для соединения таким способом, обмотки и их выводы располагаются соответствующим образом, что и создает форму, давшую название технике.
Для соединения дельтой линейное напряжение на каждой обмотке статора составляет 220В или 380В. Особенности данного типа включения обусловливают его преимущества:
- достижение максимального показателя рабочей мощности техники;
- применение пускового реостата;
- увеличенный крутящий момент;
- повышенное тяговое усилие.
Имеет такой способ соединения также свои минусы – повышенные пусковые токи, усиленный нагрев корпуса. Включение осуществляется исключительно по трехпроводной схеме, поскольку отсутствует общая точка.
Высоким ЭДС самоиндукции (из-за больших пусковых токов) обусловлен повышенный вращающий момент. Данное свойство делает подключение дельтой распространенным решением в агрегатах, рассчитанных на большую рабочую мощность.
В чем различия этих соединений
Разница между этими способами заключается в условиях пуска, рабочей мощности подключенного двигателя. При соединении клемм электродвигателя типа «звезда» весь процесс работы проходит более плавно, мягко. Однако техника не способна выйти на максимальную рабочую мощность, заявленную сопутствующей документацией. Также при больших пусковых нагрузках такой способ подключения способен повредить силовой агрегат.
Соединение «треугольник» для электродвигателя является возможностью достижения наивысшего показателя КПД. Агрегат развивает максимальную мощность, указанную в документации. Отрицательным моментом являются большие пусковые токи. Для повышения плавности запуска в данном варианте применяется пусковой реостат, позволяющий компенсировать этот недостаток «треугольника».
Исходя из типа подключения, мощность агрегата меняется втрое. Если выполняется включение модели, рассчитанной на работу со «звездой» при 380В, необходимо соблюдать именно «звездную» схему. После переключения его на «треугольник» мощность возрастет втрое, вероятность перегорания агрегата практически равна 100%. Однако при обратной ситуации у двигателя просто втрое упадет мощность.
Именно второй вариант применяется в системах запуска электродвигателей. При пуске токовая величина в несколько раз превышает номинальную (показатель может быть кратным 8). Это крайне негативно влияет на состояние сети, а также способно сильно сократить эксплуатационный период подключенного оборудования.
Фазные, линейные величины
Сети питания трехфазного типа имеют 2 вида напряжения и тока – фазный, линейный. Напряжение фазной разновидности является величиной между началом, концом фазы приемника. Аналогичный ток протекает по одной фазе. Протекание этих показателей в разных вариантах подключения можно описать с помощью обозначений:
- Звезда. Фазное напряжение представляют параметры Ua, Ub, Uc. Токи называются соответственно – Ia, Ib, Ic.
- Треугольник. В таком варианте напряжение будет зависеть от последовательно соединенных обмоток – Uab, Ubc, Uca. Ток выражен иначе – Iac, Ibc, Ica.
Разница заключается в способе соединения.
Линейные показатели напряжения описывают величины между началами фаз или линейных проводников. Протекание тока проходит между источником питания и нагрузкой. При использовании «звезды» характеристики тока будут аналогичны фазным. Линейное напряжение будет отображаться следующим образом: Uab, Ubc, Uca. Дельта дает обратный результат, при котором ток отображается Ia, Ib, Ic. Вторая величина линейного типа будет равна фазным показателям.
При анализе показателей, а также расчете параметров трехфазной цепи особое внимание уделяют направлению ЭДС. Этот показатель оказывает решающее влияние на соотношение между диаграммными векторами.
Для чего используют комбинацию?
При запуске двигателя с подачей питания напрямую пусковые токи создают повышенные нагрузки, вызывающие вибрации разной амплитуды. Если мощность агрегата выше 5 кВт, содрогаться начинает весь привод. При наличии насаженного на вал тяжелого элемента (например, крыльчатка), колебания могут крайне негативно влиять на состояние, исправность всего комплекса.
Для снижения усилия на валу при пуске, включение производится несколькими этапами. Запуск выполняют на пониженных оборотах. После постепенного разгона производится переключение на номинальную мощность. Если использовать для этого реостаты, трансформаторы, система становится слишком перегруженной узлами. Поэтому применяются особые варианты подключения с учетом определенной последовательности.
В момент разгона используется вариант «звезда», а после достижения необходимых оборотов производится переключение на дельту для дальнейшей работы. Такой вариант позволяет использовать преимущества обеих подключений для одного двигателя.
Комбинированный вариант «звезда-треугольник»
Системы повышенной сложности требуют особого подхода, поэтому используется ступенчатое переведение к рабочему состоянию. При этом важно следить за параметрами двигателя, поскольку мощность после переключения со «звезды» на «треугольник» резко возрастает. Не все агрегаты способны это выдержать.
Повышенные пусковые токи, присущие мощным системам, способны вызывать перегорание предохранителей, отключение автоматов. Чтобы уменьшить линейное напряжение на статоре, применяют автоматические трансформаторы, универсальные дроссели, реостаты или подключение типа «звезда».
При соединении дельтой на каждой обмотке показатель линейного напряжения будет значительно меньше, соответственно, уменьшится пусковой ток. При разгоне наращивается только частота вращения. Сила тока при этом постепенно снижается вплоть до момента переключения на вариацию «треугольник». Переход осуществляется посредством релейно-контактной схемы.
При использовании комбинированного способа соединения получается достичь максимального показателя надежности, продуктивности. При этом риск выхода силового агрегата из строя минимален. Благодаря плавному пуску нагрузка равномерно распределяется по всей механической части, что повышает эксплуатационный период устройства. Также появляется возможность использовать двухуровневую мощность.
Какие двигатели могут быть подключены способом «звезда-треугольник»?
Основная направленность современной промышленности – низковольтные агрегаты, имеющие 2 основных рабочих напряжения – 220/380В, 380/660В. Есть также другие варианты, например – 230/400В, однако принцип работы при этом не сильно отличается, поэтому для понимания процесса достаточно рассмотреть основные пары. Двойной показатель указывает на рабочий вольтаж при включении «треугольником», «звездой» соответственно. Важно помнить, что при втором варианте подключения напряжение всегда больше.
220/380В
Данный вариант системы имеет минимальное напряжение, аналогичное бытовым централизованным сетям электроснабжения. Поэтому его можно подключать к 1-фазной сети, но исключительно по типу «треугольник». Для этого применяют фазосдвигающий конденсатор или специальный частотный преобразователь.
Если же подключение производится на мощности 380В, используется схема «star» посредством контактора или УПП. Важный момент заключается в том, что такие низковольтные модели не могут быть использованы с комбинированной схемой «звезда-треугольник».
380/660В
Оптимальный вариант напряжений для использования комбинации из двух последовательно используемых способов. Напрямую данный тип электродвигателя включается через дельту с использованием частотного преобразователя или контактора.
Технические характеристики каждого конкретного агрегата указываются на его бирке, описывается сопутствующей документацией. Там же можно найти предпочтительные схемы включения и возможность их переключения.
Работа при применении «звезда-треугольник»
Принцип работы комбинированного подключения у всех двигателей функционирует одинаково. Используется данный алгоритм:
- Подача питания на начальные выводы. При запуске контактором подключается «звезда», объединяющая все конечные контакты на единой точке или перемычке-планке.
- Разгон. После пуска двигатель работает определенный промежуток времени, который зависит от сложности процесса. Время разгона может достигать нескольких минут. За контроль таймера отвечает реле времени, присутствующее в цепи.
- Защитный интервал. Чтобы обеспечить безаварийную работу системы, на время напряжение с агрегата снимается (период может составлять 50-500мс). Вращение продолжается по инерции. Параллельно происходит переключение контакторов. Отключается стартовый режим, включается «дельта». Длительность временного промежутка обусловлена тем, что отключение контактора занимает больше времени, чем включение, из-за намагничивания.
- Включение. После того как второй таймер срабатывает, происходит перевод двигателя на систему «треугольника», подающую нормальное рабочее питание. Это – основной режим, при котором агрегат эксплуатируется до его отключения.
Второй таймер – не обязательный элемент схемы, однако при его отсутствии система дополняется блокиратором, который не позволяет включить «треугольник» пока «звезда» не отключена. В противном случае возможны конфликты между контакторами, которые способны привести к выходу энергопотребителя из строя.
Это – простейшее описание принципа работы комбинированного способа подключения. С точки зрения схемы процесс регулируется 2 частями системы – силовой, управляющей. Каждая из них имеет свое устройство, может быть реализована несколькими вариантами в зависимости от конструкции и потребностей конкретного случая.
Силовая часть схемы
Процесс включения двигателя подразумевает участие 3 контакторов, каждый из которых имеет свои функции:
- Подача питания. После запуска электричество поступает на начальные выводы и не прерывается до полного отключения агрегата.
- «Звезда». Производит объединение конечных выводов обмоток на единую точку для инициации разгона. При формировании блока необязательно использовать перемычки или отдельный клеммник. Однако в таком исполнении удобнее будет выполнить ремонт и перекраивание при необходимости.
- «Треугольник». Выполняет подачу питания на конечные выводы в соответствии с данной схемой подключения. Вводит электродвигатель в режим стабильной эксплуатации, поддерживаемый до полного отключения.
Благодаря своевременному переключению этих узлов схема работает без риска повреждения. Увеличивает ее срок службы и повышается надежность эксплуатации.
Управление схемой
Для включения правильного контактора в нужный момент может применяться несколько версий:
- Тумблеры. Простейший вариант, позволяющий вручную управлять процессом. Требует скрупулезного соблюдения алгоритма.
- Трехпозиционный переключатель. Есть в продаже, также может быть собран самостоятельно из стандартного кулачкового варианта.
- Релейная система, таймер. Используется с включением реле времени. Оно может быть электронного или пневматического вида.
- Специализированное реле.
- Универсал. Управление такого исполнения передается программе, которая регулирует моменты переключения режимов контроллером.
Подача питания на схему управления может выполняться посредством тумблера или же в классическом варианте, с самоподхватом.
Релейное исполнение достаточно просто, а также не совсем надежно, поскольку возможны нестыковки между режимными контакторами. Проблема во времени срабатывания (отключения/включения). Ее стабильность, надежность во многом зависима от качества, конструкции контакторов. Для снижения риска аварийной ситуации рекомендуется использовать дополнительный блокиратор электрического или механического типа.
Пусковые реле
Запуск по принципу «звезда-треугольник» современные системы реализовали посредством специального реле. Оно может иметь различные названия, например – «Стар-дельта», «Пусковое реле времени». При этом алгоритм действия остается неизменным:
- после поступления питания запускается отсчет времени разгона;
- размыкаются контакты и выключается пускатель «звезды»;
- замыкается контактор, включающий «треугольник».
Есть много разновидностей таких реле. Они производятся в Украине, Италии, Австрии, Чехии. Система может быть модульной, съемной. Функционал включает программируемую работу с разными периодами эксплуатации – цикл, сутки, неделя. Различаться может функциональность, от узконаправленного действия до многофункционального устройства.
Реле времени «Стар-Дельта»
Использование обычного реле времени на современных системах не пользуется популярностью. Тому есть несколько причин:
- Модели пневматического и механического типа отличаются чувствительностью к внешним факторам и перебоям питания.
- При создании цепи необходимо включать второе реле, контролирующее паузу между сменой режимов. Данная опция часто упускается, из-за чего появляются конфликты между контакторами.
- Стоимость установки универсального варианта практически не отличается от специализированных моделей.
При учете этих и других нюансов наиболее рациональным становится установка специальных реле типа «Стар-Дельта». При доступной стоимости, данный прибор позволяет осуществлять автоматический контроль работы и своевременное переключение режимов.
Преимущества
Специализированные реле могут получать питание от разного напряжения (например, 220В и 24В), что дает больше возможностей по выбору контакторных катушек. Также это позволяет подобрать нужный режим питания для реле, исходя из параметров пускового контактора. Функционально устройство предоставляет возможность регулировать время разгона. Пауза устанавливается на промежуток от 1 секунды до 16 минут. На передней панели для этого есть специальные регуляторы и переключатели.
Принцип работы
На боковой стороне специализированного реле или в сопроводительной документации зачастую указывается диаграмма его срабатывания во временных промежутках. Согласно ей, при подаче пускового питания на устройство, производится включение схемы «star». Начинается период разгона. Он может регулироваться с помощью специальных органов управления, расположенных для этого на передней панели.
По прошествии установленного промежутка, контактор «звездного» соединения размыкается, наступает пауза, длительность которой также регулируется. Период характеризуется подачей на обмотки напряжения без тока. Вращение вала продолжается за счет инерции. После окончания паузы вторым контактором включается режим «треугольник» и двигатель выходит на номинальную рабочую мощность.
Особенностью такого специализированного реле является возможность самостоятельно выбирать необходимый режим работы. За точностью и правильной последовательностью запуска следит программа, что исключает необходимость постоянного контроля питания со стороны оператора, а также сводит к минимуму вероятность аварийной ситуации.
Полезная информация
При включении асинхронного двигателя есть несколько моментов, которые необходимо знать:
- пусковой электроток агрегата может в несколько раз превышать номинальный;
- подключение «треугольником» втрое повышает мощность устройства в сравнении со «звездой»;
- для низковольтного двигателя в однофазной сети используют фазосдвигающий конденсатор.
Соединение «звездой» требует внимания к «перекосу фазы» – его быть не должно. В противном случае проявляется ряд негативных последствий для всей цепи.
Выводы
По рабочим характеристикам различий между двумя способами подсоединения электродвигателя к сети быть не может. При неправильном выборе пусковой электроток просто сожжет двигатель. Выделить один из методов, как лучший, также нельзя, поскольку каждый имеет свои особенности. Для правильного выбора важно тщательно изучать техническую документацию и шильдик на корпусе двигателя.
Комбинированная вариация помогает сохранить работоспособность мощных агрегатов, продлить срок их службы, повысить стабильность работы. Для минимизации риска аварийной ситуации лучше использовать современное специализированное реле типа «Стар-Дельта». Оно дает возможность регулировать процесс разгона и запуска по своему усмотрению.
Соединение обмоток электродвигателя: звезда и треугольник
Асинхронные двигатели имеют множество преимуществ, среди которых можно выделить высокий уровень производительности, надежность эксплуатации, сравнительно невысокую стоимость, невысокие требования в обслуживании и при ремонте. К тому же асинхронные двигатели достаточно хорошо переносят механические нагрузки. Все перечисленные преимущества обусловлены простотой конструкции. Но, несмотря на широкий ряд достоинств можно выделить и некоторые слабые стороны.
На практике при подключении двигателя можно применить один из двух трехфазных способов соединения с электросетью. К таковым способам относят подключение по типу «звезда» или по типу «треугольник».
При соединении трехфазного двигателя способом «звезда» соединение концов обмоток статора производится в одной точке. Трехфазное напряжение, в этом случае, подается на начала обмоток.
При выполнении соединения трехфазного двигателя способом «треугольник» обмотки статора присоединяют друг за другом в последовательном порядке. Начало следующей обмотки соединяют с концом предыдущей и т. д.
Если провести практический анализ теоретических и технических основ электротехники, то становится ясно, что электродвигатели, работающие от схемы «звезда» в эксплуатации запускаются более плавно и функционируют мягче сравнительно с двигателями, подключенными по схеме «треугольник». Но, в то же время асинхронные двигатели с обмотками соединенными способом «треугольник» набирают значительно большую мощность. При соединении звездой такого не достичь. При соединении «треугольник» электродвигатель способен функционировать на максимальной мощности, заявленной в технических характеристиках. Следует учесть, что пусковые токи здесь будут иметь высокие значения. Если сравнивать работу электродвигателей подключенных по разным схемам, можно сделать вывод, что при треугольнике мощность выдается на полтора раза выше, чем при подключении звездой.
Беря за основу вышеизложенную информацию, для снижения токов при запуске логично применять соединение обмоток в комбинационной схеме «звезда-треугольник». Данный вид подключения особенно актуален для асинхронных двигателей с высокой мощностью. При использовании схемы «звезда-треугольник» непосредственный запуск происходит по типу «звезда», а после того как набраны обороты происходит автоматическое переключение на схему «треугольник».
Также можно использовать еще одну схему управления асинхронным двигателем, которая заключается в следующем.
На контакт NC (нормально замкнутый) реле времени K1, а также на контакт NC реле K2, в цепи катушки пускателя КЗ, происходит подача напряжения питания.
После включения пускателя КЗ нормально закрытыми контактами КЗ происходит расцепление цепи катушки пускателя К2. Контакт К3 в цепи питания катушки пускателя К1 замыкается.
При запуске магнитного пускателя К1, в цепи питания его катушки замыкают контакты К1. В этот же период включается реле времени. Контакт данного реле К1 в цепи катушки пускателя К3 размыкается. А в цепи катушки пускателя K2 – замыкается.
Во время отключения обмотки пускателя К3 произойдет замыкание контакта К3 в цепи К2. При включении К2 произойдет размыкание цепи питания катушки пускателя К3.
Трёхфазное напряжение питания будет подано на начало каждой обмотки W1, U1 и V1 за счет силовых контактов пускателя К1. После срабатывания магнитного пускателя К3, за счет его контактов произойдет замыкание, затем между собой должны соединиться концы каждой обмотки двигателя W2, V2 и U2. Так происходит подключение обмоток по типу «звезда».
Спустя некоторый промежуток времени произойдет срабатывание реле времени с магнитным пускателем К1, затем отключится магнитный пускатель К3 и включится К2. Силовые контакты К2 замкнутся и питание пойдет на концы каждой обмотки двигателя. Двигатель заработает по схеме «треугольник».
Для запуска электродвигателя по типу «звезда-треугольник» у разных производителей выполнены специальные пусковые реле.
Типовую схему запуска «звезда-треугольник» рассмотрите на рисунке ниже.
Для снижения пусковых токов электродвигатель должен запускаться в определенной последовательности:
На пониженных оборотах по типу соединения «звезда»;
Переход на схему «треугольник».
Первоочередный пуск по типу «треугольник» создает максимальную нагрузку, а следующее соединение «звезда» с меньшим пусковым моментом продолжит работу в номинальном режиме. При наборе оборотов двигателя автоматически осуществится переход на соединение «треугольник». Важно понимать, что нагрузка, созданная перед запуском на валу, скажется на ослаблении при соединении схемой «звезда». Исходя из этого маловероятно, что такой способ запуска подойдет для двигателей с высокой нагрузкой, ведь при таких условиях они утрачивают работоспособность.
В качестве заключительного аккорда рассмотрим основные преимущества и недочеты каждого из способов подключения.
Преимущества подключения по типу «звезда»:
Устойчивость и возможность эксплуатации двигателя длительное время;
Высокий уровень надежности долговечности благодаря сниженной мощности электродвигателя;
Максимально плавный запуск электропривода;
Возможный допуск кратковременных перегрузок;
Исключен перегрев корпуса двигателя.
Есть типы оборудования, у которого концы обмотки соединены внутри. К колодке подводятся лишь три вывода, и использовать другой вид подключения нет возможности. Электроустановки такого типа не требуют работы узкого специалиста для соединения.
Преимущества подключения электродвигателя по типу «треугольник»:
Возможность увеличения до максимальных показателей уровня мощности электродвигателя;
Применение реостата для запуска;
Повышение вращающегося момента;
Высокие усилия тяги.
Отдельное внимание следует уделить и недостаткам:
Высокое потребление электроэнергии при пуске;
Перегрев двигателя в условиях длительной эксплуатации.
Основные преимущества комбинации:
Значительное продление срока эксплуатации электроустановки;
Исключение возникновения неравномерных нагрузок;
Сохранение механических элементов двигателя;
Наличие двухуровневой мощности.
Для соединений обмоток асинхронных двигателей необходимо использовать специальные термостойкие колодки. Компания «Термоэлемент» предлагает специально разработанные моторные колодки из стеатита для электродвигателей, которые предназначены именно для работы с данными электротехническими устройствами. Клеммные колодки со стеатитовым корпусом легко выдерживают температурную нагрузку до 800°С даже при длительной эксплуатации. У нас вы можете купить клеммные колодки в любом количестве и для любых высокотемпературных применений.