Какой режим работы трансформатора называется номинальным
Перейти к содержимому

Какой режим работы трансформатора называется номинальным

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Номинальным режимом работы трансформатора называется режим работы, соответствующий данным, указанным на заводском щитке. В номинальном режиме трансформатор может работать неограниченно длительное время.  [4]

Номинальным режимом работы трансформатора называется режим работы, для которого он предназначен заводом-изготовиелем. Номинальной мощностью называется мощность, указанная на щитке и выраженная в киловольт-амперах, на которую трансформатор рассчитан по условиям нагревания. В трехобмо-точном трансформаторе номинальной мощностью считается мощность его наиболее мощной обмотки.  [5]

Номинальным режимом работы трансформатора называется режим, указанный на заводском щитке трансформатора.  [6]

Номинальным режимом работы трансформатора является такой, при котором трансформатор отдает в сеть номинальную мощность при номинальном напряжении и номинальных условиях охлаждающей среды. Номинальными условиями охлаждающей среды являются: а) естественно изменяющаяся температура охлаждающего воздуха в местностях, где ее максимальное значение равно 35 С, при воздушном охлаждении трансформатора; б) естественно изменяющаяся температура охлаждающей воды с максимальным значением, не превышающим 25 С, при водяном охлаждении трансформатора. При таком режиме работы срок службы изоляции трансформатора равен примерно 20 годам.  [7]

Номинальным режимом работы трансформатора называется режим работы, для которого он предназначен заводом-изготовителем.  [8]

Номинальным режимом работы трансформаторов считается режим, для которого они предназначены заводами-изготовителями. Этот режим характеризуется параметрами, указанными на заводском щитке трансформатора. При номинальных токах и напряжениях трансформаторы могут работать неограниченно долго, если условия охлаждающей среды будут номинальными. К номинальным условиям охлаждающей среды относится прежде всего ее температура. Установлены следующие предельные значения температуры охлаждающей среды: для воздуха — не выше 40 С и не ниже-45 С при среднегодовом значении не более 5 С, для воды у входа в охладитель — не выше 25 С.  [9]

Продольная изоляция первичной обмотки при номинальном режиме работы трансформатора подвергается воздействию синусоидального напряжения сети. Напряжение на зажимах первичной обмотки трансформатора может быть определено из выражения t / iH / iHZi — / iHaLi, где LI — полная индуктивность первичной обмотки.  [10]

Нагрузочной способностью называется совокупность допустимых нагрузок и перегрузок трансформатора. Исходным режимом для определения нагрузочной способности является номинальный режим работы трансформатора на основном ответвлении при номинальных условиях места установки и охлаждающей среды, определяемых соответствующим стандартом или техническими условиями.  [11]

Нагрузочной способностью трансформаторов называется совокупность допустимых нагрузок и перегрузок трансформатора. Исходным режимом для определения нагрузочной способности является номинальный режим работы трансформатора на основном ответвлении при номинальных условиях места установки и охлаждающей среды, определяемых соответствующим стандартом или техническими условиями.  [12]

Так как напряжение на первичной обмотке номинальное, то при холостом ходе потери в стали такие же, как и при номинальном режиме работы трансформатора под нагрузкой.  [13]

Режимы работы силовых трансформаторов.

Режим работы силового трансформатора определяется его нагрузкой, напряжением на обмотках, температурой масла, обмоток, условиями окружающей среды и другими параметрами. Можно выделить три режима работы трансформатора: нормальный режим работы, режим перегрузки и аварийный режим.

Нормальный режим работы характеризуется условиями (рабочими параметрами), при которых трансформатор может проработать весь гарантированный заводом-изготовителем срок службы. К нормальному режиму относятся следующие режимы: номинальный режим, режим холостого хода, режим параллельной работы и др.

Номинальный режим трансформатора соответствует его работе с номинальным напряжением, номинальной нагрузкой при температуре окружающей среды (воздуха) +20°С. Данный режим является идеализированным.

Нормальный нагрузочный режим. Практически при работе трансформатора его параметры отклоняются от номинальных, эти отклонения в нормальном режиме лежат в пределах допустимых стандартами, техническими условиями и другими нормативными документами.+

Режим холостого хода характеризуется работой трансформатора без нагрузки. С точки зрения эксплуатации данный режим является нежелательным, так как связан с непроизводственными расходами электроэнергии.

Режим параллельной работы трансформаторов допускается при условии, что ни один из них не будет перегружен. Это достигается при соблюдении следующих условий: группы соединений обмоток трансформатора должны быть одинаковы; коэффициенты трансформации не должны отличаться более чем на 0,5%; соотношение номинальных мощностей трансформаторов должно быть не более 1:3; напряжения короткого замыкания должны отличаться не более чем на 10%; должна быть выполнена фазировка трансформаторов.

Режим перегрузки характеризуется отклонением параметров трансформатора (нагрузка, температура) за пределы, установленные нормативными документами для нормального нагрузочного режима. При длительной работе трансформатора в режиме перегрузки происходит сокращение срока его службы. Перегрузка трансформатора может быть систематической, вызванной суточными изменениями графиков нагрузки, и аварийной, вызванной аварийным отключением какого-либо элемента системы электроснабжения. Режим перегрузки трансформатора допускается стандартами и техническими условиями в течении определенного времени (ГОСТ 14209-97).

Аварийный режим работы трансформатора связан со значительными отклонениями параметров трансформатора от номинальных значений. Работа трансформатора в данном режиме недопустима, так как может привести к его значительным повреждениям. Аварийный режим работы может быть связан с внутренними повреждениями в трансформаторе или с внешними повреждениями в системе электроснабжения. Признаками возникновения аварийного режима связанного с внутренними повреждениями может быть:

· сильный и неравномерный шум или потрескивание внутри бака трансформатора;

· повышенный нагрев трансформатора при нагрузке, не превышающей номинальную и нормальной работе охлаждающих устройств;

· выброс масла из расширителя или разрыв диафрагмы выхлопной трубы;

· течь масла или уменьшение уровня масла ниже уровня масломерного стекла в расширителе.

Аварийный режим, связанный с внутренними повреждениями трансформатора, как правило, отключается газовой или дифференциальной защитами.

Аварийный режим, связанный с внешними повреждениями, как правило, характеризуется значительным увеличением тока трансформатора и отключается максимальной токовой защитой.

В некоторых случаях бывает необходимо изменять напряжение в небольших пределах. Это проще всего сделать недвухобмоточными трансформаторами, а однообмоточными, называемыми автотрансформаторами. Если коэфициент трансформации мало отличается от единицы, то разница между величиной токов в первичной и во вторичной обмотках будет невелика. Что же произойдет, если объединить обе обмотки? Получится схема автотрансформатора (рис. 1).

Автотрансформаторы относят к трансформаторам специального назначения. Автотрансформаторы отличаются от трансформаторов тем, что у них обмотка низшего напряжения является частью обмотки высшего напряжения, т. е. цепи этих обмоток имеют не только магнитную, но и гальваническую связь.

В зависимости от включения обмоток автотрансформатора можно получить повышение или понижение напряжения.

Рис. 1 Схемы однофазных автотрансформаторов: а — понижающего, б — повышающего.

Если присоединить источник переменного напряжения к точкам А и Х, то в сердечнике возникнет переменный магнитный поток. В каждом из витков обмотки будет индуктироваться ЭДС одной и той же величины. Очевидно, между точками а и Х возникнет ЭДС, равная ЭДС одного витка, умноженной на число витков, заключенных между точками а и Х.

Если присоединить к обмотке в точках a и Х какую-нибудь нагрузку, то вторичный ток I2 будет проходить по части обмотки и именно между точками a и Х. Но так как по этим же виткам проходит и первичный ток I1, то оба тока геометрически сложатся, и по участку aХ будет протекать очень небольшой по величине ток, определяемый разностью этих токов. Это позволяет часть обмотки сделать из провода малого сечения, чтобы сэкономить медь. Если принять во внимание, что этот участок составляет большую часть всех витков, то и экономия меди получается весьма ощутимой.

Таким образом, автотрансформаторы целесообразно использовать для незначительного понижения или повышения напряжения, когда в части обмотки, являющейся общей для обеих цепей автотрансформатора, устанавливается уменьшенный ток что позволяет выполнить ее более тонким проводом и сэкономить цветной металл. Одновременно с этим уменьшается расход стали на изготовление магнитопровода, сечение которого получается меньше, чем у трансформатора.

В электромагнитных преобразователях энергии — трансформаторах — передача энергии из одной обмотки в другую осуществляется магнитным полем, энергия которого сосредоточена в магнитопроводе. В автотрансформаторах передача энергии осуществляется как магнитным полем, так и за счет электрической связи между первичной и вторичной обмотками.

Трансформатор и автотрансформатор

Автотрансформаторы успешно конкурируют с двухобмоточными трансформаторами, когда их коэффициент трансформации — мало отличается от единицы и но более 1,5 — 2. При коэффициенте трансформации свыше 3 автотрансформаторы себя не оправдывают.

В конструктивном отношении автотрансформаторы практически не отличаются от трансформаторов. На стержнях магнитопровода располагаются две обмотки. Выводы берутся от двух обмоток и общей точки. Большинство деталей автотрансформатора в конструктивном отношении не отличаются от деталей трансформатора.

Лабораторные автотрансформаторы (ЛАТРы)

Автотрансформаторы применяются также в низковольтных сетях в качестве лабораторных регуляторов напряжения небольшой мощности (ЛАТР). В таких автотрансформаторах регулирование напряжения осуществляется при перемещении скользящего контакта по виткам обмотки.

Лабораторные регулируемые однофазные автотрансформаторы состоят из кольцеобразного ферромагнитного магнитопровода, обмотанного одним слоем изолированного медного провода (рис. 2).

От этой обмотки сделано несколько постоянных ответвлений, что позволяет использовать эти устройства как понижающие или повышающие автотрансформаторы с определенным постоянным коэффициентом трансформации. Кроме того, на поверхности обмотки, очищенной от изоляции, имеется узкая дорожка, по которой перемещают щеточный или роликовый контакт для получения плавно регулируемого вторичного напряжения в пределах от нуля до 250 В.

При замыкании соседних витков в ЛАТР не происходит витковых замыканий, так как токи сети и нагрузки в совмещенной обмотке автотрансформатора близки друг к другу и направлены встречно.

Лабораторные автотрансформаторы изготовляют номинальной мощностью 0,5; 1; 2; 5; 7,5 кВА.

Схема лабораторного регулируемого однофазного автотрансформатора

Лабораторный автотрансформатор (ЛАТР)

Наряду с однофазными двухобмоточными автотрансформаторами часто применяются трехфазные двухобмоточные и трехфазные трехобмоточные автотрансформаторы.

В трехфазных автотрансформаторах фазы обычно соединяют звездой с выведенной нейтральной точкой (рис. 3). При необходимости понижения напряжения электрическую энергию подводят к зажимам А, В, С и отводят от зажимов а, b, с, а при повышении напряжения — наоборот. Их применяют в качестве устройств для снижения напряжения при пуске мощных двигателей, а также для ступенчатого регулирования напряжения на зажимахнагревательных элементов электрических печей.

Рис. 3. Схема трехфазного автотрансформатора с соединением фаз обмотки звездой с выведенной нейтральной точкой

Трехфазные высоковольтные трехобмоточные трансформаторы используются также в высоковольтных электрических сетях.

Трехфазные автотрансформаторы, как правило, на стороне высшего напряжения соединяются в звезду с нулевым проводом. Соединение в звезду обеспечивает снижение напряжения, на которое рассчитывается изоляция автотрансформатора.

Применение автотрансформаторов улучшает КПД энергосистем, обеспечивает снижение стоимости передачи энергии, но приводит к увеличению токов короткого замыкания.

Недостатком автотрансформатора является необходимость выполнения изоляции обеих обмоток на большее напряжение, так как обмотки имеют электрическую связь.

Существенный недостаток автотрансформаторов — гальваническая связь между первичной и вторичной цепями, что не позволяет использовать их в качестве силовых в сетях 6 — 10 кВ при понижении напряжения до 0,38 кВ, так как напряжение 380 В подводится к оборудованию, на котором работают люди.

При авариях из-за наличия электрической связи между обмотками в автотрансформаторе высшее напряжение может оказаться приложенным к обмотке низшего. При этом все части эксплуатируемой установки окажутся соединенными с высоковольтной частью, что не допускается по условиям безопасности обслуживания и из-за возможности пробоя изоляции токопроводящих частей присоединенного электрооборудования.

здушных линий передач

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 1782 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Эксплуатация силовых масляных трансформаторов 35-110 кВ — Режимы работы трансформаторов

Повреждения или отклонения от нормального режима работы , возникающие в силовых трансформаторах, могут быть вызваны недоработкой конструкции, скрытыми дефектами, нарушениями правил перевозки, технологии монтажа, эксплуатации или некачественным ремонтом. Своевременное выявление возникающего дефекта позволяет принять меры по предупреждению его развития и сохранению работоспособного состояния трансформатора. Наиболее характерными повреждениями трансформаторов являются следующие: повреждение обмоток и изоляции, активной стали, фарфоровой и внутренней изоляции вводов, контактов устройства для регулирования напряжения, вспомогательных узлов и устройств.

Общие сведения

Силовые трансформаторы предназначены для преобразования электроэнергии переменного тока одного напряжения в другое. В городских распределительных сетях применяются, как правило, трансформаторы, понижающие напряжение до значений, целесообразных и допустимых по условиям подвода электроэнергии к потребителям. По числу фаз трансформаторы разделяются на однофазные и трехфазные, по количеству обмоток различного напряжения – на двухобмоточные и трехобмоточные. Существуют также трансформаторы с расщепленными обмотками, обычно имеющие две одинаковые обмотки низшего напряжения. Основными электрическими параметрами трансформаторов являются:

  • номинальная мощность Sном, т.е. значение полной мощности, на которую непрерывно в течение всего срока службы может быть нагружен трансформатор при номинальном напряжении и номинальных температурных условиях охлаждающей среды. Для двухобмоточных трансформаторов эта мощность соответствует мощности каждой из его обмоток. Для трехобмоточных трансформаторов, обмотки которых могут иметь разные мощности, за номинальную принимается мощность наиболее мощной обмотки. Для трансформатора с расщепленной обмоткой за номинальную принимается мощность обмотки высшего напряжения. Номинальные мощности двух расщепленных обмоток одинаковы и равны половине номинальной каждая;
  • номинальные напряжения обмоток Uном, соответствующие напряжениям холостого хода. При работе под нагрузкой с номинальным напряжением первичной обмотки напряжения других обмоток будут меньше своих номинальных значений на величину потери напряжения в трансформаторе. По номинальным напряжениям обмоток определяются: коэффициент трансформации двухобмоточного трансформатора как отношение номинального напряжения обмотки высшего напряжения ВН к номинальному напряжению обмотки низшего напряжения НН; коэффициенты трансформации каждой пары обмоток трехобмоточного трансформатора как отношения соответствующих номинальных напряжений;
  • номинальный ток обмотки Iном – ток, определяемый по номинальной мощности и номинальному напряжению обмотки. Для трехфазного трансформатора номинальный ток обмотки где Sном – номинальная мощность трансформатора; Uном – номинальное междуфазное (линейное) напряжение обмотки;
  • напряжение короткого замыкания, характеризующее полное сопротивление трансформатора и определяющее величину падения напряжения в его обмотках. Оно обычно выражается в процентах по отношению к номинальному напряжению и обозначается как uк%. Так как реактивное сопротивление трансформатора значительно выше активного, то величина напряжения КЗ в основном зависит от реактивной (индуктивной) составляющей сопротивления, т.е. от конструкции и параметров магнитопровода, количества витков обмоток и взаимного расположения последних. В трехобмоточном трансформаторе напряжение короткого замыкания определяется для каждой пары его обмоток. В трансформаторе с расщепленной обмоткой имеются два напряжения короткого замыкания: uк.вн и uк.нн. По существу у двухобмоточного трансформатора есть сопротивление короткозамкнутого трансформатора в Ом, разделенное на его номинальное сопротивление, равное
  • номинальный ток холостого хода Iх, характеризующий потери электрической мощности на намагничивание магнитопровода трансформатора ( потери в стали). Он обычно выражается в процентах по отношению к номинальному току трансформатора и зависит от магнитных свойств стали магнитопровода, конструкции и качества его сборки, а также от величины магнитной индукции в сердечнике;
  • потери короткого замыкания Рк (потери в меди), соответствующие режиму полной нагрузки трансформатора и характеризующие экономичность его работы. Эти потери определяются параметрами обмоток трансформатора (материал, сечение и длина провода ) и протекающим по ним током. Потери КЗ являются переменной cоcтавляющей полных потерь мощности, так как изменяются в зависимости от нагрузки трансформатора. Потери мощности указываются в киловаттах, а их относительная, по отношению к номинальной мощности, величина уменьшается с увеличением этой мощности;
  • потери холостого хода Рх (потери в стали на вихревые токи и перемагничивание), соответствующие режиму работы при номинальном напряжении и также являющиеся одним из показателей экономичности работы трансформатора. Эти потери указываются в киловаттах и создаются в основном вихревыми токами в магнитопроводе трансформатора, не зависят от его нагрузки и являются постоянной составляющей полных потерь мощности (влиянием напряжения на величину потерь в стали обычно пренебрегают);
  • схема соединения обмоток. Обмотки ВН напряжением 35 кВ и выше соединяют в звезду, так как при этом удешевляется междувитковая изоляция, которую можно выполнить из расчета на фазное, а не на линейное напряжение. Обмотки НН напряжением 6-10 кВ чаще соединяют в треугольник, что позволяет рассчитывать сечение обмотки на фазный, а не на линейный ток,. Кроме того, соединение в треугольник способствует уменьшению искажений симметрии линейных напряжений при неравномерной загрузке фаз;
  • группа соединения обмоток. Группа соединения обмоток трансформатора определяется углом , отсчитываемым по часовой стрелке от вектора первичного напряжения к одноименному вектору вторичного напряжения. Этот угол может меняться от 0 до 360 градусов через каждые 30 градусов. Номер группы определяется делением угла сдвига на 30 градусов. В результате получается 12 вариантов номера группы соединения от 0 до 11 через 1. Так как количество часовых делений циферблата часов также равно 12, а разница между каждой соседней парой этих делений равна 30 градусам, принято номер группы соединения определять по часовой системе. При этом вектор первичного напряжения принимается за большую стрелку часов, а жестко связанный с ним одноименный вектор вторичного напряжения – за маленькую стрелку. При установке первичного вектора – стрелки на 12 часов вторичный вектор-стрелка укажет на циферблате время в качестве номера группы соединения.

Условные обозначения трансформаторов состоят из двух частей. В первой буквенной части указываются по порядку:

  • число фаз. Для однофазных трансформаторов используется буква О, для трехфазных – буква Т;
  • вид охлаждения. Для масляных трансформаторов при естественной циркуляции воздуха и масла используется буква М, при принудительной циркуляции воздуха (вентиляторы) и естественной масла – буква Д, при принудительной циркуляции воздуха (вентиляторы) и масла (насосы) – буквы ДЦ, при принудительной циркуляции охлаждающей масло воды и естественной циркуляции масла – буквы МВ, при принудительной циркуляции охлаждающей масло воды и масла – буква Ц. У сухих трансформаторов (с воздушным охлаждением) вторая буква обозначения – С.
  • вид исполнения. Для трехобмоточных трансформаторов используется буква Т (третья буква в обозначении), для трансформаторов с регулировкой напряжения под нагрузкой – буква Н, для трансформаторов с расщепленной обмоткой низшего напряжения – буква Р (ставится после буквы, обозначающей число фаз). Вторая, цифровая часть условных обозначений, имеет вид дроби, в числителе которой указывается номинальная мощность трансформатора в кВА, а в знаменателе – класс напряжения обмотки ВН в кВ.

Условное обозначение трансформатора, его заводской номер, основные параметры, схема и группа соединений обмоток а также некоторые другие данные указываются на заводской табличке, прикрепляемой к каждому трансформатору. Заводской номер дополнительно выбивается на крышке бака около ввода А и на верхней полке ярмовой балки со стороны выводов обмотки низкого напряжения. Вводы трансформаторов маркируются следующим образом: для обмоток ВН используются заглавные буквы, для обмоток НН – прописные, начала обмоток обозначаются буквами А В С (а в с), концы – X Y Z (x y z).

Нормальный режим — работа — трансформатор

Нормальный режим работы трансформаторов раздельный. Схема имеет поперечную связь на высшем напряжении. Исходя из этого, отделители установлены до поперечной связи ( мостика) со стороны питания. [2]

Нормальным режимом работы трансформатора называется режим, соответствующий данным, указанным на заводском щитке. [3]

Поскольку нормальным режимом работы трансформатора тока является режим короткого замыкания, то для переключений во вторичной цепи устанавливаются приспособления, замыкающие выходные зажимы вторичной обмотки. [4]

При нормальном режиме работы трансформатора резервуар реле заполнен маслом, поплавки 18 и 20 подняты, контакты 17 и 19 в колбочках с ртутью не замкнуты. [5]

При нормальном режиме работы трансформатора резервуар реле заполнен трансформаторным маслом, поплавки 8 и 10 подняты и контакты 9 и / / в колбочках с ртутью не замкнуты. При слабом газообразовании, характеризующем незначительное повреждение внутри бака трансформатора, газы медленно поднимаются вверх и, скопляясь в резервуаре, вытесняют из него масло. Уровень масла в реле понижается, вследствие чего верхний поплавок опускается. При этом ртуть в его колбочке переливается и замыкает контакты цепи сигнала, вызывая действие защиты на сигнал. При большом газообразовании, характеризующем серьезные повреждения внутри трансформатора, возникает сильное движение масла из бака трансформатора в расширитель. Поток масла, проходя через реле, опрокидывает нижний поплавок, ртуть в его колбочке замыкает цепь отключения и защита отключает трансформатор от сети. Газовое реле сработает и при снижении уровня масла в баке, приведшем к уходу масла из реле. [6]

При нормальном режиме работы трансформатора резервуар реле заполнен трансформаторным маслом, поплавки 18 и 20 подняты и контакты 17 и 19 я колбочках с ртутью не замкнуты. При слабом газообразовании, характеризующем незначительное повреждение внутри бака трансформатора, газы медленно поднимаются вверх и, скопляясь в резервуаре, вытесняют из него масло. Уровень масла в реле понижается, из-за чего верхний поплавок опускается. При этом ртуть в его колбочке переливается и замыкает контакты цепи сигнала, вызывая действие защиты на сигнал. При большом газообразовании, характеризующем серьезные повреждения внутри трансформатора, возникает сильное движение масла из бака трансформатора в расширитель. Поток масла, проходя через реле, опрокидывает нижний поплавок, ртуть в его колбочке замыкает цепь отключения и защита отключает трансформатор от сети. Газовое реле срабатывает и при снижении уровня масла в баке, приведшем к уходу масла из реле. [7]

Элементы конструкции трансформаторов

Основные элементы конструкции трансформатора – это магнитопровод, обмотки, бак с расширителем, выводы обмоток всех напряжений, детали изоляции, устройства для регулирования напряжения, приборы контроля и защиты (рис. 6.1.). Магнитопровод – это магнитная система, по которой замыкается основной магнитный поток трансформатора. Одновременно он служит основой для установки и крепления обмоток, отводов от них и переключателей и состоит из стержней и ярем, которые создают замкнутую магнитную цепь. Полностью собранная магнитная система со всеми конструктивными и крепящими элементами носит название остова. Для уменьшения вихревых токов, создающих потери мощности в самом трансформаторе, магнитопровод собирается из листов электротехнической стали, изолированных друг от друга лаком. Обмотки трансформатора выполняются, исходя из требований электрической прочности и термической и динамической стойкости. Изоляция обмоток относительно друг друга и заземленного магнитопровода называется главной, так как рассчитывается на рабочее напряжение; изоляция между витками, слоями витков и катушками обмоток называется продольной. Проводники, соединяющие обмотки с другими элементами конструкции, называются отводами. Единая конструкция, состоящая из остова, обмоток и отводов называется активной (выемной) частью трансформатора. Активная часть помещается в бак, обычно залитый маслом, играющим основную роль охладителя и попутную – изолятора. На крышке бака устанавливается расширитель, необходимый для уменьшения площади соприкосновения масла с воздухом. Объем расширителя должен быть таким, чтобы уровень масла при изменении температуры окружающей среды всегда был выше крышки бака трансформатора. Кроме того, расширитель выполняет роль антиокислителя, ограничивая площадь соприкосновения масла с воздухом. Бак соединяется с расширителем с помощью маслопровода. В маслопровод, соединяющий бак и расширитель, встраивается газовое реле для защиты трансформатора от внутренних повреждений, сопровождающихся интенсивным выделением газов. На крышке бака крепятся вводы обмоток, привод переключателя для регулирования напряжения, термометр для контроля температуры верхних слоев масла, предохранительная труба для защиты бака трансформатора от разрыва при недопустимом повышении давления внутри него, вызванном интенсивным выделением газов. Трансформатор также оснащается устройствами охлаждения (радиаторы, вентиляторы, насосы, водяные охладители), термосифонным фильтром для удаления продуктов окисления масла, лестницей с площадкой для осмотра расширителя и крышки бака, устройствами релейной защиты, автоматики и сигнализации.

Течь масла с понижением его уровня ниже уровня масломерного стекла

Обмотки высоковольтных трансформаторов для лучшего охлаждения погружены в масло. Понижение уровня трансформаторного масла приведет к тому, что верхняя часть обмоток окажется без охлаждения и перегреется.

Проверяется этот уровень в масломерном стекле. Кроме того, вытекшее масло может загореться и привести к пожару.

Необходимость немедленной замены масла

Химический состав и физические свойства масла необходимо регулярно проверять в специализированной лаборатории. По результатам исследований она выдает заключение, о возможности дальнейшей эксплуатации аппарата.

Эксплуатация трансформаторов

Режимы работы трансформаторов

Нормальные режимы работы трансформатора

Исходным для характеристики нормальных режимов является номинальный режим, т.е. такой, при котором сохраняются номинальные значения напряжения, частоты, тока и номинальные условия охлаждающей среды и места установки. Очевидно, что в процессе эксплуатации возникают те или иные отклонения от номинального режима. Повышения тока сверх номинального значения приводит к перегрузкам трансформатора, которые делятся на две группы: аварийные и систематические (повторяющиеся). Допустимость перегрузок определяется нагрузочной способностью трансформатора, заложенной в его конструкцию. Аварийные перегрузки бывают кратковременные и длительные. Кратковременные аварийные перегрузки сверх номинального тока регламентируются следующей табл.6.1.

Допустимые аварийные перегрузки трансформаторов

Масляные трансформаторы
Перегрузка, % 30 45 60 75 100
Длительность перегрузки, мин. 120 80 45 20 10
Сухие трансформаторы
Перегрузка, % 20 30 40 50 60
Длительность перегрузки, мин. 60 45 32 18 5

Таблица применима к трансформаторам с любой системой охлаждения независимо от значения и длительности предшествующей нагрузки, температуры охлаждающей среды и места установки трансформатора Длительные аварийные перегрузки масляных трансформаторов допускаются в соответствии со следующим правилом: трансформатор можно перегружать на 40 % сверх номинального тока в течение не более пяти суток подряд на время максимумов нагрузки общей продолжительностью не более шести часов в сутки при условии, что коэффициент предшествующей нагрузки не превышает 0,93. Для сухих трансформаторов длительные аварийные перегрузки устанавливаются заводскими инструкциями. Систематические перегрузки, в отличие от аварийных, не являются вынужденными, и допускаются сознательно, исходя из понятия нормативного срока службы трансформатора, напрямую связанного с нормативным износом продольной изоляции его обмоток, рассчитываемых для номинального режима. В эксплуатации режимы работы трансформатора отличаются от номинального, причем в периоды работы с недогрузом износ изоляции понижается по сравнению с расчетным, и если при этом не допускать перегрузов трансформатора, срок службы изоляции может значительно превысить нормативный, что экономически нецелесообразно. Поэтому в случае необходимости можно допускать перегрузки трансформатора, но такие, чтобы повышенный износ изоляции в часы перегрузок компенсировался бы таким ее недоизносом в часы пониженных нагрузок, что срок службы изоляции оставался близким к расчетному. Систематические перегрузки могут быть обусловлены как недогрузкой по суточному графику, так и сезонной недогрузкой. Допустимые значения систематических суточных перегрузок определяются по графикам нагрузочной способности в зависимости от характера суточного графика нагрузки, температуры охлаждающей среды, постоянной времени нагрева трансформатора и вида системы охлаждения. Сезонные систематические перегрузки регламентируются следующим правилом: если максимум среднего графика нагрузки в летнее время меньше номинальной мощности трансформатора, то в зимнее время допускается перегрузка трансформаторов в размере 1% на каждый 1% летней недогрузки, но всего не более чем на 15%, причем суммарная систематическая перегрузка (суточная и сезонная) не должна превышать 50%. Работа трансформатора с повышенным сверх номинального напряжением регламентируется правилом: допускается длительное 5% и кратковременное (не более 6 часов в сутки) 10% повышение напряжения при нагрузке, не превышающей номинальную. При нагрузке, не превышающей 25% номинальной, допускается длительное повышение напряжения до 10% сверх номинального. Несимметрия нагрузки или параметров электрической сети являются причинами несимметричного режима работы трансформатора, допустимость которого определяется расчетом. Предельным случаем несимметричного режима является работа трансформатора двумя фазами (асимметричный режим). На практике для работы двумя фазами пригодны только трансформаторы с двумя схемами соединения обмоток: звезда с заземленной нейтралью на стороне ВН и треугольник на стороне НН либо треугольник на обеих сторонах. Так как ток в заземленной нейтрали трансформатора, работающего двумя фазами, может в 1,73 раза превысить ток трансформатора, такой режим допустим только при надежном заземлении нейтрали, рассчитанном на длительное протекание указанного тока. Поврежденную фазу трансформатора допускается оставлять под напряжением только в том случае, если повреждение является обрывом. Располагаемая мощность трансформатора в несимметричном режиме уменьшается с увеличением асимметрии токов и находится в пределах от 58 до 66,7 % его номинальной мощности. Для снижения несимметрии токов рекомендуется параллельно неполнофазному трансформатору включать трансформатор, работающий тремя фазами. При этом следует помнить, что у полнофазного трансформатора в наибольшей степени загружается фаза, отсутствующая у неполнофазного. Суммарная располагаемая мощность обоих трансформаторов может быть при этом повышена за счет установки на них неодинаковых коэффициентов трансформации: у полнофазного понижающего трансформатора он должен быть больше, чем у неполнофазного. В соответствии с Правилами технической эксплуатации ток в нейтрали сухого трансформатора не должен превышать 25% от номинального тока обмотки трансформатора.

Параллельная работа трансформаторов

Для включения трансформаторов с одинаковыми номинальными напряжениями на всех сторонах на параллельную работу необходимо обеспечить соблюдение следующих условий:

  • тождественность схем и групп соединений обмоток;
  • равенство коэффициентов трансформации;
  • равенство напряжений КЗ.

Наиболее жестким является первое условие. Включение на параллельную работу трансформаторов с разными группами соединений может привести к катастрофическим последствиям: при этом по трансформаторам могут проходить уравнительные токи, близкие к токам трехфазного КЗ на выводах трансформатора. Следует подчеркнуть, что основные быстродействующие защиты трансформаторов – продольные дифференциальные – не реагируют на данные токи и трансформаторы будут отключены резервными максимальными токовыми защитами, имеющими значительные выдержки времени. Электродинамические силы, обусловленные указанными токами, могут вызвать смещение обмоток и другие повреждения трансформаторов; кроме того, может иметь место перегрев обмоток уравнительными токами. По этим причинам при включении трансформаторов даже с одинаковыми группами соединения на параллельную работу необходимо выполнить фазировку. Второе и третье условия являются менее жесткими, однако необходимо учитывать также ограничение по уравнительному току между трансформаторами. Поэтому допускается параллельная работа трансформаторов с такими отступлениями от двух последних условий, при которых ни одна из обмоток не перегружается. Кроме того, необходимо учитывать четвертое условие – рекомендуется не включать параллельно трансформаторы, мощности которых различаются более чем в три раза. Несоблюдение любого из перечисленных выше условий (кроме первого) приводит к возникновению уравнительного тока, протекающего между трансформаторами, что влечет за собой непропорциональное их номинальным мощностям распределение нагрузки. В результате при номинальной загрузке одного из трансформаторов второй оказывается недогруженным и общая располагаемая мощность трансформаторов становится ниже суммы их номинальных мощностей. На практике возможно параллельное включение трансформаторов, имеющих неравные напряжения КЗ. При этом добиваются компенсации уравнительного тока, обусловленного неравенством напряжений КЗ, путем создания уравнительного тока, обусловленного неравенством коэффициентов трансформации. Полная компенсация этих двух токов возможна только для конкретного значения нагрузки. При отклонении от этого значения компенсация нарушается, и необходимо подбирать другие значения коэффициентов трансформации. Поэтому данный способ параллельного включения трансформаторов рекомендуется использовать при относительно стабильной нагрузке подстанции.

Включение и отключение трансформатора

Включение трансформатора, как правило, производится со стороны питания на холостом ходу толчком на полное напряжение сети. При таком включении трансформатора возникает переходный процесс, обусловленный изменением магнитного потока в сердечнике от начального значения до установившегося. Начальное (остаточное) значение потока может достигать половины его номинального значения. При большом остаточном значении потока, совпадающем по знаку с потоком, возникшему при включении, амплитуда суммарного потока в сердечнике через половину периода достигает 2,5 – кратного значения амплитуды нормального потока. Такое увеличение суммарного потока приводит к насыщению стали магнитопровода и значительному (вследствие нелинейного характера кривой намагничивания стали), до 100 раз, возрастанию намагничивающего тока трансформатора. В результате включение трансформатора в течение нескольких десятков периодов сопровождается протеканием повышенного тока. Это явление называют броском намагничивающего тока трансформатора. Намагничивающий ток при этом может значительно превышать номинальный ток трансформатора, оказывая на последний такое же воздействие, как и ток КЗ. Возникают электродинамические усилия в обмотках и других элементах конструкции, появляются условия для ложного срабатывания релейной защиты. Поэтому быстродействующие токовые защиты трансформатора (в том числе продольная дифференциальная) должны отстраиваться от броска намагничивающего тока. Отключение трансформатора производится сначала со стороны нагрузки с помощью выключателей, а затем – со стороны питания. Допускается производить отключение холостого хода силового трансформатора разъединителями, если последние на это рассчитаны.

Как работает трансформатор тока

  1. В каком режиме работает трансформатор тока
  2. В каком режиме работает измерительный трансформатор напряжения
  3. Видео

В процессе эксплуатации энергетических систем довольно часто решаются вопросы, связанные с необходимостью каких-либо установленных электрических величин в аналогичные величины с измененными значениями в определенной пропорции. Такая возможность позволяет выполнять безопасные измерения, производить моделирование определенных процессов в электроустановках. Для этого необходимо знать, как работает трансформатор тока, действие которого основано на законе электромагнитной индукции, применяемого для электрических и магнитных полей.

В процессе работы выполняется преобразование первичной величины вектора тока, протекающего в силовой цепи, во вторичный ток с пониженным значением. Во время такого преобразования соблюдается пропорциональность по модулю и точная передача угла.

В каком режиме работает трансформатор тока

Работа трансформатора может осуществляться в нескольких режимах. Одним из них является режим холостого хода, при котором вторичная обмотка находится в разомкнутом состоянии. Потребление тока первичной цепью самое минимальное, поэтому он называется током холостого хода. Магнитное поле холостого хода образуется вокруг первичной обмотки. Данный режим считается абсолютно безвредным для трансформатора.

Основным является режим нагрузки, в который трансформатор переходит из режима холостого хода. Во вторичной обмотке начинается течение тока, создающего магнитный поток, направленный против магнитного поля в первичной обмотке. В первый момент значение этого магнитного потока уменьшается, что приводит к уменьшению ЭДС самоиндукции в первичной обмотке.

Поскольку внешнее напряжение, приложенное к генератору, не изменяется, это приводит к нарушению электрического равновесия между приложенным напряжением и ЭДС самоиндукции, а ток в первичной обмотке увеличивается. Соответственно увеличивается и магнитный поток, а также электродвижущая сила самоиндукции. Однако значение тока в первичной обмотке будет выше, чем в режиме холостого хода. Таким образом, сумма магнитных потоков первичной и вторичной обмоток в режиме нагрузки, будет равна магнитному потоку первичной обмотки трансформатора в режиме холостого хода.

В режиме нагрузки, когда появляется вторичный ток, происходит возрастание первичного тока. Это приводит к падению напряжения во вторичной обмотке и его уменьшению. В случае снижения нагрузки, при которой вторичный ток уменьшается, наступает уменьшение и размагничивающего действия вторичной обмотки. Наблюдается рост магнитного потока в сердечнике и соответствующий рост самоиндукции ЭДС. Данный процесс, касающийся электрического равновесия, продолжается до тех пор, пока оно полностью не восстановится.

Одним из основных считается и режим короткого замыкания, при котором во вторичной цепи будет практически нулевое сопротивление. Ток во вторичной цепи достигает максимального значения, магнитное поле во вторичной обмотке также будет иметь наивысший показатель. Одновременно, магнитное поле в первичной обмотке уменьшается и становится минимальным. Следовательно, происходит и снижение индуктивного сопротивления в этой обмотке. В то же время возрастает ток, потребляемый первичной цепью. Данная ситуация приводит к возникновению режима короткого замыкания, опасного не только для самого трансформатора, но и для всей цепи. Защита от короткого замыкания обеспечивается путем установки предохранителей в первичной или вторичной цепи.

Особенности работы трансформатора тока в разных условиях:

  • Режим работы приближается к короткому замыканию, поскольку сопротивление нагрузки, подключаемой совместно со вторичной обмоткой, имеет минимальное значение. Фактически, работа трансформатора тока происходит в режиме короткого замыкания.
  • Трансформатор тока своим режимом работы существенно отличается от других трансформаторных устройств. При изменении нагрузки в обычном трансформаторе, значение магнитного потока в сердечнике не изменяется при условии постоянно приложенного напряжения.

В каком режиме работает измерительный трансформатор напряжения

Важнейшими элементами высоковольтных цепей являются измерительные трансформаторы напряжения. Данные устройства предназначены для понижения высокого напряжения, после чего пониженное напряжение может питать измерительные цепи, релейную защиту, автоматику и учет, а также другие элементы. Таким образом, трансформаторы напряжения позволяют измерять напряжение в высоковольтных сетях, от них поступает питание на катушки реле минимального напряжения, счетчики, ваттметры, фазометры, а также на аппаратуру, контролирующую состояние изоляции сети.

С помощью трансформатора осуществляется понижение высокого напряжения до стандартных значений. С их помощью происходит разделение измерительных цепей и релейной защиты с первичными цепями высокого напряжения. Подключение первичной обмотки производится к источнику входного напряжения сети, а вторичная обмотка соединяется параллельно с катушками реле и измерительных приборов. Работа трансформатора напряжения осуществляется в режиме, приближенном к холостому ходу. Это связано с высоким сопротивлением приборов, подключенных параллельно и низким током, потребляемым ими.

Для обеспечения нормальной работы вторичных цепей установка трансформаторов напряжения может выполняться не только на шинах подстанции, но и на каждой точке подключения. Перед началом электромонтажных работ необходимо осмотреть устройство, проверить целостность изоляции, исправность узлов и элементов. С целью дальнейшей безопасной эксплуатации трансформатора, его корпус и вторичная обмотка заземляется. В результате, создается защита от возможного перехода высокого напряжения во вторичные цепи в случае пробоя изоляции.

Каждый трансформатор обладает определенной номинальной погрешностью и классами точности, составляющими 0,2; 0,5; 1; 3. Уровень погрешности зависит от конструкции магнитопровода, размеров вторичной нагрузки и других факторов. Компенсировать погрешность напряжения можно, если уменьшить количество витков первичной обмотки и компенсировать угловую погрешность специальными компенсирующими обмотками.

Диагностика состояния трансформаторов

Повреждения или отклонения от нормального режима работы , возникающие в силовых трансформаторах, могут быть вызваны недоработкой конструкции, скрытыми дефектами, нарушениями правил перевозки, технологии монтажа, эксплуатации или некачественным ремонтом. Своевременное выявление возникающего дефекта позволяет принять меры по предупреждению его развития и сохранению работоспособного состояния трансформатора. Наиболее характерными повреждениями трансформаторов являются следующие: повреждение обмоток и изоляции, активной стали, фарфоровой и внутренней изоляции вводов, контактов устройства для регулирования напряжения, вспомогательных узлов и устройств. Диагностика состояния трансформатора носит комплексный характер: она осуществляется на стадии изготовления трансформатора, перед вводом его в работу и в процессе эксплуатации. После окончания монтажа перед вводом в работу проводятся испытания в объеме, предусмотренном ПУЭ: определение условий включения трансформатора, измерение характеристик изоляции и сопротивления обмоток постоянному току, проверка работы переключающего устройства и снятие круговой диаграммы, испытание бака с радиаторами гидравлическим давлением, проверка состояния силикагеля, фазировка трансформатора, испытание трансформаторного масла, испытание включением толчком на номинальное напряжение. Все работы по диагностике трансформаторов в процессе его эксплуатации делятся на четыре группы:

  • не требующие прикосновения к работающему трансформатору;
  • не требующие отключения, но связанные с необходимостью прикосновения к трансформатору или его вспомогательным устройствам;
  • выполняемые на отключенном трансформаторе;
  • выполняемые на трансформаторе, выведенном в ремонт.

К первой группе работ относятся периодические внешние осмотры с контролем за показаниями сигнальных устройств и средств контроля и измерения. При периодических осмотрах проверяется следующее:

  • состояние внешней изоляции, т.е. изоляторов вводов: нет ли на них трещин или сколов фарфора, какова степень загрязнения поверхности, не наблюдается ли коронирование;
  • исправность измерительных приборов, термометров, маслоуказателей, мембраны выхлопной трубы, газового реле. Окошко последнего должно быть заполнено маслом;
  • наличие или отсутствие подтекания масла;
  • состояние доступных для наблюдения контактных соединений. Их повышенный нагрев может быть выявлен с использованием термоиндикаторов или по внешнему виду контакта и шины: появление цветов побежалости, потемнение, выгорание краски, “струящийся “ воздух над контактом. Очень сильный нагрев может вызвать свечение контакта, особенно в темное время суток.

Эффективный контроль нагрева осуществляется с помощью тепловизора (микропроцессорный прибор с дисплеем, осуществляющий измерение температуры на расстоянии, без непосредственного контакта с контролируемым объектом). Одновременно осматриваются все контрольные средства, по показаниям которых можно судить о появлении какой-то неисправности или об опасности ее возникновения. Температура верхних слоев масла контролируется термометром. Если эта температура превышает допустимую, в первую очередь следует обратить внимание на исправность системы охлаждения. Если неисправностей в ней не обнаружено, то повышение температуры скорее всего обусловлено возникновением внутренних повреждений в трансформаторе: витковым замыканием в обмотке, ухудшением состояния контактных соединений, ухудшением циркуляции масла вследствие уменьшения сечения масляных каналов из-за разбухания изоляции или наличия постороннего предмета. Снижение уровня масла ниже допустимого может быть обусловлено наличием протечек в баке или радиаторах, ухудшением системы дыхания масла через расширитель или недостаточным количеством залитого масла. Работа трансформатора со сниженным уровнем масла не допускается, так как это может привести к ускоренному старению масла, срабатыванию газового реле и отключению трансформатора, ухудшению работы системы охлаждения. Если уровень снизится настолько, что изоляция обмоток окажется частично в воздухе, может произойти перекрытие по воздуху с замыканием между обмотками, что является серьезной аварией. При осмотрах могут быть выявлены и другие нарушения нормальной работы трансформатора, например, такие, как усиленный гул, чаще всего обусловленный повышенной вибрацией трансформатора или его элементов, нарушение наружных контактных соединений, сопровождаемое характерным потрескиванием, нарушение крепления ошиновки, деформация каких-либо элементов, повреждения дренажной системы и т.д. Персонал, заметивший при осмотре какое-либо нарушение в работе трансформатора, должен информировать об этом соответствующую службу предприятия и принять необходимые меры для устранения неисправности, если это возможно без отключения трансформатора. При обнаружении внутреннего повреждения трансформатор должен быть отключен обслуживающим персоналом с предварительным извещением вышестоящего дежурного персонала. Ко второй группе мероприятий по диагностике состояния трансформаторов относится отбор проб масла для проверки его электрических свойств, химического или хромотографического анализа растворенных в масле газов. Сюда же относится измерение вибрации бака или других частей трансформатора, контроль частичных разрядов, отбор газа из сработавшего на сигнал газового реле и др. Значительная часть повреждений трансформаторов вообще никак не проявляется при внешнем осмотре, особенно, если это начинающиеся внутренние повреждения. Значительная их часть может быть определена проверкой состояния масла. Такие внутренние повреждения , как местные перегревы, частичные разряды, незначительное искрение в контактах и др. в большей или меньшей степени влияют на свойства трансформаторного масла. Кроме того, изменение свойств масла происходит при его увлажнении, загрязнении, попадании в него воздуха или другого газа при естественном старении как самого масла, так и твердой изоляции. Отбор проб масла должен производиться аккуратно, чтобы не допустить увлажнения, загрязнения масла и возникновения помех. В противном случае результаты испытания или анализа масла будут недостоверными. Для отбора пробы масла необходимо очистить от грязи и пыли сливную пробку или кран, слить в постороннюю емкость некоторое количество масла и набрать требуемую пробу. Емкость для пробы должна быть вместимостью не менее 0,5 л с притертой пробкой и предварительно дважды промытой маслом, предназначенным для испытаний. Необходимо учитывать, что резкий перепад температуры может вызвать конденсацию влаги внутри емкости, поэтому открывать последнюю следует после того, как она приняла температуру окружающей среды. В настоящее время широкое распространение получил хроматографический анализ газов, растворенных в масле трансформатора, причем, в последние годы особое внимание обращают на фурановые соединения. Разработаны специальные методики, позволяющие по наличию определенных наборов газов с их концентрациями выявлять различные повреждения трансформатора, включая повреждения бумажной изоляции, наличие электрической дуги, замыкание на корпус и др. Третья группа мероприятий по диагностике состояния трансформатора, выполняемых на отключенном трансформаторе, включает в себя испытания и определение состояния изоляции обмоток, магнитопроводов, высоковольтных вводов, переключающих устройств и вспомогательного оборудования. Сюда относятся все виды профилактических испытаний, ревизии и т.п. Четвертая группа мероприятий, проводимых на выведенном в ремонт трансформатор, подразумевает более полный анализ состояния отдельных частей с целью определения или уточнения объема ремонтных работ. Однако окончательное решение о необходимости вывода трансформатора в ремонт принимается на основании результатов диагностических мероприятий первых трех групп. Наиболее ненадежными элементами трансформаторов являются маслонаполненные вводы и устройства переключения коэффициента трансформации под нагрузкой (РПН). Специалистами признано, что силовые трансформаторы центров питания целесообразно оснащать системами контроля состояния под рабочим напряжением. Такие системы разработаны и предлагаются к использованию зарубежными и отечественными фирмами. При этом может контролироваться отработанный ресурс изоляции, контролироваться концентрация определенных газов, осуществляться управление работой системой охлаждения трансформатора, контролироваться уровень частичных разрядов во вводах и внутри бака трансформатора, уровень акустических разрядов, состояние РПН и др. Однако внедрение указанных систем затруднено их высокой стоимостью. Все большее распространение получают системы периодического и автоматизированного контроля состояния изоляции маслонаполненных вводов под рабочим напряжением (что рекомендовано Руководящими документами). Контролируется либо модуль комплексной проводимости изоляции ? , либо tg? изоляции вводов, либо уровень частичных разрядов.

Повреждения или отклонения от нормального режима работы , возникающие в силовых трансформаторах, могут быть вызваны недоработкой конструкции, скрытыми дефектами, нарушениями правил перевозки, технологии монтажа, эксплуатации или некачественным ремонтом. Своевременное выявление возникающего дефекта позволяет принять меры по предупреждению его развития и сохранению работоспособного состояния трансформатора. Наиболее характерными повреждениями трансформаторов являются следующие: повреждение обмоток и изоляции, активной стали, фарфоровой и внутренней изоляции вводов, контактов устройства для регулирования напряжения, вспомогательных узлов и устройств.

Сильный неравномерный шум и потрескивании внутри трансформатора

Во время работы все электроустановки, подключенные к сети переменного тока, издают негромкое низкочастотное гудение. Оно возникает из-за изменения направления тока в проводах. Сильный гул свидетельствует о токе, величина которого значительно превышает допустимую, чаще всего из-за виткового замыкания или короткого замыкания на отходящих выводах. Треска быть не должно. Если он есть, то это значит, что нарушена изоляция и есть электрический разряд между токоведущими частями или этими элементами и заземленными частями конструкции.

Отключение устройства производится так же если есть сильный гул или треск в рядом расположенном реакторе.

трансформатор на столе

Ненормальный и постоянно возрастающий нагрев

Во время эксплуатации обмотки м магнитопровод электротрансформатора нагреваются. Чем больше ток, протекающий через обмотки, тем сильнее нагрев.

При нормальной работе излишнее тепло отводится системами охлаждения. Сильный перегрев и рост температуры указывают на перегрузку или нарушениях в системе теплоотвода. Продолжение работы в этой ситуации приведет к разрушению изоляции.

Выброс масла из расширителя или разрыв диафрагмы выхлопной трубы

При коротком замыкании, проходящем через масло, выделяется большое количество газов, что приводит к увеличению давления внутри масляного бака.

Поэтому выброс масла или повреждение диафрагмы, предохраняющей корпус от разрыва, указывают на наличие К.З. внутри аппарата и необходимость немедленного отключения.

Номинальные параметры трансформаторов

Номинальным называется режим работы трансформатора, для которого он предназначен заводом-изготовителем. Условиями, определяющими номинальный режим работы, являются:

— номинальная мощность, , кВА, МВА;

— номинальное напряжение, , кВ;

— номинальный ток, , А;

— номинальные условия охлаждающей среды;

— напряжение короткого замыкания, ;

— ток холостого хода, ;

— потери холостого хода, ;

— потери короткого замыкания, .

Номинальной мощностью трансформатора называется указанное в паспорте значение полной мощности, на которую трансформатор может быть нагружен непрерывно в номинальных условиях установки и охлаждающей среды при номинальной частоте и напряжении. Если обмотки трансформатора имеют разные мощности, то за номинальную принимают наибольшую (обычно ВН). За номинальную мощность АТ принимается номинальная мощность сторон, имеющих автотрансформаторную связь. Ее называют "проходной" мощностью.

Номинальное напряжение обмоток — это напряжение первичной и вторичных обмоток при холостом ходе (линейные — для 3-хфазных или — для однофазных трансформаторов Номинальным коэффициентом трансформации для 2-х обмоточных трансформаторов называют

Для 3-хобмоточных трансформаторов определяют коэффициент трансформации каждой пары обмоток.

Номинальными токами обмоток трансформатора называют токи, определяемые по их номинальным мощностям и номинальным напряжениям. Под номинальной нагрузкой понимают нагрузку, равную номинальному току.

Напряжение короткого замыкания ( ) — это напряжение в процентах от номинального, при подведении которого к одной из обмоток трансформатора в замкнутой накоротко другой обмотке ток равен номинальному. Оно характеризует полное сопротивление обмоток трансформатора. Для 3-х обмоточных трансформаторов и АТ приводится для каждой пары обмоток (при разомкнутой третьей).

Ток холостого хода характеризует активные и реактивные потери в стали и выражается в процентах от номинального тока трансформатора.

Потери холостого хода и короткого замыкания определяют экономичность работы трансформатора. Они характеризуют потери в стали (на вихревые токи и гистерезис) и потери в обмотках при протекании по ним токов нагрузки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *