Формулы в excel как использовать

Работа с формулами в Excel

Работа с формулами является одной из самых ключевых особенностей табличного редактора MS Excel. Благодаря им работа с табличными данными значительно ускоряется и при этом упрощается. Например, с помощью формул можно быстро сделать подсчёт общих итогов из большой таблицы, рассчитать прибыли и т.д. И всё это за несколько кликов. В статье мы постараемся разобраться, как работать с основными формулами в табличном редакторе Excel.

  1. Как работать с формулами в MS Excel
  2. Работа с простейшими формулами
  3. Примеры вычислений
  4. Использование в качестве калькулятора

Как работать с формулами в MS Excel

Перед тем, как начинать работу с формулами, нужно ознакомиться с основными их операторами. Операторы, применяемые в программе Excel, практически не отличаются от операторов, которые применяются в обычной арифметике:

  • = («знак равно») – равенство, равно. Обычно отвечает за начало формулы;
  • + («плюс») – сложение. Может складывать как числа, так и выражения;
  • — («минус») – вычитание;
  • * («звёздочка») – умножение;
  • / («наклонная вправо») – делит;
  • ^ («циркумфлекс») – возводит в степень.

Кроме этих знаков ещё иногда используются и другие, но происходит это редко, поэтому этих данных вам вполне хватит, чтобы ознакомиться с азами работы с формулами в MS Excel.

Работа с простейшими формулами

Самыми простыми и в то же время самыми частыми формулами являются выражения арифметических действий между двумя ячейками таблицами. Задаются они по следующему алгоритму:

  1. В готовой таблице выделите ту ячейку, куда хотите получить результат вашей формулы.
  2. Поставьте в этой ячейке знак «=». Он отвечает за начало формулы. Также вы можете его поставить не в самой ячейке, а в специальном поле, что расположено сверху. Здесь уже как вам будет самим удобно. Рассмотрим пример формулы a+b.
  3. После знака равно кликните левой кнопкой мыши по ячейки, значение из которой вам нужно взять в качестве первого.
  4. Автоматически установится наименование этой ячейки (латинская буква и номер) после знака равно. Здесь же вам требуется установить оператор, отвечающий за действие с этими ячейками – плюс, минус, равно, делить и т.д.
  5. Нажмите теперь левой кнопкой мыши по той ячейки, которая будет выполнять функции b в нашей формуле.

  • Чтобы получить результат расчётов, нажмите на клавишу Enter.
  • По такой инструкции можно делать формулы с несколькими переменными, а не только вида a+b. Например, вы можете сделать по аналогии формулу вида a+b+c, a+b+c+d и т.д.

    Примеры вычислений

    Предположим, что у нас есть таблица, в которой нужно посчитать сумму от продажи товара. В одном столбце указана цена за единицу товара, а в другом количество этого товара. По сути, формула будет задаваться по аналогии с тем, как описано в предыдущей инструкции. Правда, для более быстрого расчёта у товаров в нескольких позициях придётся выполнить некоторые дополнительные шаги:

    1. Задайте формулу вида a*b, чтобы рассчитать полученную сумму от продажи товара. Вид у формулы в Excel будет таким: =(название ячейки с количеством товара, например, B3)*(название ячейки с ценой, например, C3).
    2. Нажмите Enter, чтобы увидеть полученный результат в ячейки суммы у определённого товара. Учтите, что в формуле не должно быть пустых ячеек. В противном случае вместо результата вы получите просто сообщение об ошибке.

  • Теперь вам нужно применить эту формулу для всех товаров в таблице, но вот проблема в том, что вписывать её вручную для каждой из позиций не очень удобно. Разработчики программы это предусмотрели. Для того, чтобы формула автоматически применилась к другим позициям, нужно просто выделить ячейку с ней, навести курсор на правый нижний угол ячейки и протянуть его вниз, чтобы захватить все товары.
  • Формула автоматически скопируется и адаптируется под ячейки ниже, то есть у вас будет подсчитана цена именно за тот товар, который вам нужен.
  • По такому же принципу вы можете сделать расчёт формул в несколько действий, например, если у вас нужно использовать не две переменных (как показано в примере), а три и более. В целом синтаксис и алгоритм работы с формулами в Excel очень похож на аналогичный в классической арифметике.

    Давайте в качестве примера рассмотрим, как работать с более сложными формулами, состоящие из трёх элементов и более. Для этого в таблице зададим дополнительный столбец, в котором будут располагаться данные по второй партии. Сам товар для удобства разделим на две партии. Итак, приступим:

      В ячейку напротив столбца «Сумма» укажите формулу вида: =([название ячейки с количеством первой партии товара, например, B3]+[название ячейки с количеством второй партии товара, например, C3])*[название ячейки с ценой, например, D3].

  • Нажмите на клавишу Enter, чтобы получить конечный результат вычислений.
  • По аналогии с прошлой таблицей зажмите правый нижней угол ячейки и проведите его вниз. Все значения в формуле будут подставлены автоматически.
  • Здесь стоит отметить, что данные необязательно должны быть в соседних ячейках или вообще располагаться в одной таблице. Их можно расположить хоть на другом листе, но это может добавить дополнительных сложностей, поэтому желательно держать данные под рукой. При правильно заданной формуле Excel всё равно правильно подсчитает результаты.

    Использование в качестве калькулятора

    В табличном редакторе Excel есть встроенный по умолчанию калькулятор в редакторах формул. Хотя основное предназначение программы совсем другое. Использование встроенного калькулятора максимально простое:

    1. На листе выберите ячейку, в которой собираетесь происходить расчёты.
    2. Выделите эту ячейку и поставьте в ней знак равно.
    3. Пропишите нужные действия. Сюда можно прописать и сложный пример по типу: 444*89+((78-660)*9)/15).

  • Чтобы получить результат ваших вычислений, нажмите на кнопку Enter на клавиатуре.
  • В ходе этой статьи мы рассмотрели основные аспекты работы с формулами в табличном редакторе Excel. На самом деле возможности здесь куда более широки, например, можно сравнивать логические выражение и т.д., но это используется достаточно редко, поэтому и в статье мы не рассматривали данный аспект.

    5 основ Excel (обучение): как написать формулу, как посчитать сумму, сложение с условием, счет строк и пр.

    Многие кто не пользуются Excel — даже не представляют, какие возможности дает эта программа! ☝

    Подумать только: складывать в автоматическом режиме значения из одних формул в другие, искать нужные строки в тексте, создавать собственные условия и т.д. — в общем-то, по сути мини-язык программирования для решения "узких" задач (признаться честно, я сам долгое время Excel не рассматривал за программу, и почти его не использовал) .

    В этой статье хочу показать несколько примеров, как можно быстро решать повседневные офисные задачи: что-то сложить, вычесть, посчитать сумму (в том числе и с условием) , подставить значения из одной таблицы в другую и т.д.

    То есть эта статья будет что-то мини гайда по обучению самому нужному для работы (точнее, чтобы начать пользоваться Excel и почувствовать всю мощь этого продукта!) .

    Возможно, что прочти подобную статью лет 17-20 назад, я бы сам намного быстрее начал пользоваться Excel (и сэкономил бы кучу своего времени для решения "простых" задач. 👌

    Обучение основам Excel: ячейки и числа

    Примечание : все скриншоты ниже представлены из программы Excel 2016 (как одной из самой новой на сегодняшний день).

    Многие начинающие пользователи, после запуска Excel — задают один странный вопрос: "ну и где тут таблица?". Между тем, все клеточки, что вы видите после запуска программы — это и есть одна большая таблица!

    Теперь к главному : в любой клетке может быть текст, какое-нибудь число, или формула. Например, ниже на скриншоте показан один показательный пример:

    • слева : в ячейке (A1) написано простое число "6". Обратите внимание, когда вы выбираете эту ячейку, то в строке формулы (Fx) показывается просто число "6".
    • справа : в ячейке (C1) с виду тоже простое число "6", но если выбрать эту ячейку, то вы увидите формулу "=3+3" — это и есть важная фишка в Excel!

    Просто число (слева) и посчитанная формула (справа)

    👉 Суть в том, что Excel может считать как калькулятор, если выбрать какую нибудь ячейку, а потом написать формулу, например "=3+5+8" (без кавычек). Результат вам писать не нужно — Excel посчитает его сам и отобразит в ячейке (как в ячейке C1 в примере выше)!

    Но писать в формулы и складывать можно не просто числа, но и числа, уже посчитанные в других ячейках. На скриншоте ниже в ячейке A1 и B1 числа 5 и 6 соответственно. В ячейке D1 я хочу получить их сумму — можно написать формулу двумя способами:

    • первый: "=5+6" (не совсем удобно, представьте, что в ячейке A1 — у нас число тоже считается по какой-нибудь другой формуле и оно меняется. Не будете же вы подставлять вместо 5 каждый раз заново число?!);
    • второй: "=A1+B1" — а вот это идеальный вариант, просто складываем значение ячеек A1 и B1 (несмотря даже какие числа в них!).

    Сложение ячеек, в которых уже есть числа

    Распространение формулы на другие ячейки

    В примере выше мы сложили два числа в столбце A и B в первой строке. Но строк то у нас 6, и чаще всего в реальных задачах сложить числа нужно в каждой строке! Чтобы это сделать, можно:

    1. в строке 2 написать формулу "=A2+B2" , в строке 3 — "=A3+B3" и т.д. (это долго и утомительно, этот вариант никогда не используют) ;
    2. выбрать ячейку D1 (в которой уже есть формула) , затем подвести указатель мышки к правому уголку ячейки, чтобы появился черный крестик (см. скрин ниже) . Затем зажать левую кнопку и растянуть формулу на весь столбец. Удобно и быстро! ( Примечание : так же можно использовать для формул комбинации Ctrl+C и Ctrl+V (скопировать и вставить соответственно)) .

    Кстати, обратите внимание на то, что Excel сам подставил формулы в каждую строку. То есть, если сейчас вы выберите ячейку, скажем, D2 — то увидите формулу "=A2+B2" (т.е. Excel автоматически подставляет формулы и сразу же выдает результат) .

    Как задать константу (ячейку, которая не будет меняться при копировании формулы)

    Довольно часто требуется в формулах (когда вы их копируете), чтобы какой-нибудь значение не менялось. Скажем простая задача: перевести цены в долларах в рубли. Стоимость рубля задается в одной ячейке, в моем примере ниже — это G2.

    Далее в ячейке E2 пишется формула "=D2*G2" и получаем результат. Только вот если растянуть формулу, как мы это делали до этого, в других строках результата мы не увидим, т.к. Excel в строку 3 поставит формулу "D3*G3", в 4-ю строку: "D4*G4" и т.д. Надо же, чтобы G2 везде оставалась G2.

    Чтобы это сделать — просто измените ячейку E2 — формула будет иметь вид "=D2*$G$2". Т.е. значок доллара $ — позволяет задавать ячейку, которая не будет меняться, когда вы будете копировать формулу (т.е. получаем константу, пример ниже) .

    Константа / в формуле ячейка не изменяется

    Как посчитать сумму (формулы СУММ и СУММЕСЛИМН)

    Можно, конечно, составлять формулы в ручном режиме, печатая "=A1+B1+C1" и т.п. Но в Excel есть более быстрые и удобные инструменты.

    Один из самых простых способов сложить все выделенные ячейки — это использовать опцию автосуммы (Excel сам напишет формулу и вставить ее в ячейку) .

    Что нужно сделать, чтобы посчитать сумму определенных ячеек:

    1. сначала выделяем ячейки (см. скрин ниже 👇) ;
    2. далее открываем раздел "Формулы" ;
    3. следующий шаг жмем кнопку "Автосумма" . Под выделенными вами ячейками появиться результат из сложения;
    4. если выделить ячейку с результатом (в моем случае — это ячейка E8) — то вы увидите формулу "=СУММ(E2:E7)" .
    5. таким образом, написав формулу "=СУММ(xx)" , где вместо xx поставить (или выделить) любые ячейки, можно считать самые разнообразные диапазоны ячеек, столбцов, строк.

    Автосумма выделенных ячеек

    Как посчитать сумму с каким-нибудь условием

    Довольно часто при работе требуется не просто сумма всего столбца, а сумма определенных строк (т.е. выборочно). Предположим простую задачу: нужно получить сумму прибыли от какого-нибудь рабочего (утрировано, конечно, но пример более чем реальный) .

    Я в своей таблицы буду использовать всего 7 строк (для наглядности) , реальная же таблица может быть намного больше. Предположим, нам нужно посчитать всю прибыль, которую сделал "Саша". Как будет выглядеть формула:

    1. " =СУММЕСЛИМН( F2:F7 ; A2:A7 ;"Саша") " — ( прим .: обратите внимание на кавычки для условия — они должны быть как на скрине ниже, а не как у меня сейчас написано на блоге) . Так же обратите внимание, что Excel при вбивании начала формулы (к примеру "СУММ. "), сам подсказывает и подставляет возможные варианты — а формул в Excel’e сотни!;
    2. F2:F7 — это диапазон, по которому будут складываться (суммироваться) числа из ячеек;
    3. A2:A7 — это столбик, по которому будет проверяться наше условие;
    4. "Саша" — это условие, те строки, в которых в столбце A будет "Саша" будут сложены (обратите внимание на показательный скриншот ниже) .

    Сумма с условием

    Примечание : условий может быть несколько и проверять их можно по разным столбцам.

    Как посчитать количество строк (с одним, двумя и более условием)

    Довольно типичная задача: посчитать не сумму в ячейках, а количество строк, удовлетворяющих какомe-либо условию.

    Ну, например, сколько раз имя "Саша" встречается в таблице ниже (см. скриншот). Очевидно, что 2 раза (но это потому, что таблица слишком маленькая и взята в качестве наглядного примера). А как это посчитать формулой?

    "=СЧЁТЕСЛИ( A2:A7 ; A2 )" — где:

    • A2:A7 — диапазон, в котором будут проверяться и считаться строки;
    • A2 — задается условие (обратите внимание, что можно было написать условие вида "Саша", а можно просто указать ячейку).

    Результат показан в правой части на скрине ниже.

    Количество строк с одним условием

    Теперь представьте более расширенную задачу: нужно посчитать строки, где встречается имя "Саша", и где в столбце "B" будет стоять цифра "6". Забегая вперед, скажу, что такая строка всего лишь одна (скрин с примером ниже) .

    Формула будет иметь вид:

    =СЧЁТЕСЛИМН( A2:A7 ; A2 ; B2:B7 ;"6") — (прим.: обратите внимание на кавычки — они должны быть как на скрине ниже, а не как у меня) , где:

    A2:A7 ; A2 — первый диапазон и условие для поиска (аналогично примеру выше);

    B2:B7 ;"6" — второй диапазон и условие для поиска (обратите внимание, что условие можно задавать по разному: либо указывать ячейку, либо просто написано в кавычках текст/число).

    Счет строк с двумя и более условиями

    Как посчитать процент от суммы

    Тоже довольно распространенный вопрос, с которым часто сталкиваюсь. Вообще, насколько я себе представляю, возникает он чаще всего — из-за того, что люди путаются и не знают, что от чего ищут процент (да и вообще, плохо понимают тему процентов (хотя я и сам не большой математик, и все таки. ☝) ).

    👉 В помощь!

    Как посчитать проценты: от числа, от суммы чисел и др. [в уме, на калькуляторе и с помощью Excel] — заметка для начинающих

    Самый простой способ, в котором просто невозможно запутаться — это использовать правило "квадрата", или пропорции.

    Вся суть приведена на скрине ниже: если у вас есть общая сумма, допустим в моем примере это число 3060 — ячейка F8 (т.е. это 100% прибыль, и какую то ее часть сделал "Саша", нужно найти какую. ).

    По пропорции формула будет выглядеть так: =F10*G8/F8 (т.е. крест на крест: сначала перемножаем два известных числа по диагонали, а затем делим на оставшееся третье число).

    В принципе, используя это правило, запутаться в процентах практически невозможно 👌.

    Пример решения задач с процентами

    PS

    Собственно, на этом я завершаю данную статью. Не побоюсь сказать, что освоив все, что написано выше (а приведено здесь всего лишь "пяток" формул) — Вы дальше сможете самостоятельно обучаться Excel, листать справку, смотреть, экспериментировать, и анализировать. 👌

    Скажу даже больше, все что я описал выше, покроет многие задачи, и позволит решать всё самое распространенное, над которым часто ломаешь голову (если не знаешь возможности Excel) , и даже не догадывается как быстро это можно сделать. ✔

    Ссылка на основную публикацию