Что такое кост в ресторане
Перейти к содержимому

Что такое кост в ресторане

Фудкост

Фудкост — себестоимость ингредиентов для блюда относительно выручки с этого блюда в процентах. Чем ниже этот показатель, тем больше прибыли у ресторана или кафе.

Фудкост показывает, какая часть выручки с продажи блюда уходит на ингредиенты для его приготовления. Например, шаурма стоит 150 рублей, а ингредиенты — 50 рублей, тогда фудкост равен:

50 / 150 *100% = 33%.

Сами по себе цифры ничего не говорят, нужно сравнивать. К примеру, если взять две шаурмячные, у одной из которых фудкост будет равен 33%, а у второй 15%, будет видно, что вторая получает больше прибыли. Чтобы и первой зарабатывать больше, нужно уменьшить расходы на ингредиенты. В бизнесе это называется «резать косты».

Что такое система True Cost в ресторане и как это поможет сохранить твои финансы

Первыми российскими заведениями, работающими по системе True Cost, были рестораны «Крымский» и «Хамовники». Несмотря на то, что в Сети прародителями концепции считают Александра Кана и Илиодора Марача, на деле всё немного иначе. Заведения с подобным форматом существовали уже давно — настолько, что современная система ресторанного бизнеса практически стерла все следы их существования. Это вновь доказывает то, что всё новое — это хорошо забытое старое. Оставалось лишь адаптировать концепцию под современные реалии, что, как показывает время, владельцам сделать удалось. Сами же Марач и Кан просто управляли заведением «Хамовники» на улице Льва Толстого в момент перехода на новую концепцию.

Все сложности, связанные с реализацией перспективной задумки, легли на плечи собственника ресторана. Основной сложностью, как нетрудно догадаться, было финансирование: нужно было вложить большие средства в интерьер и оформление помещения, рекламу, товарные запасы, разработку целесообразного меню в рамках концепции.

Убедившись в работоспособности формата True Cost, Кан и Марач решили открыть свой ресторан с той же формой устройства и без ведома собственника зарегистрировали товарный знак, чем теперь и пользуются. В свою очередь, те, кто проделал сложный путь первооткрывателей, были лишены заслуженных лавров. Чтобы как-то компенсировать эту несправедливость, для подробного анализа мы решили взять тот самый первый ресторан «Хамовники» на Льва Толстого.

Как это работает и почему все заведения не могут так же

У тебя мог возникнуть вопрос: сколько же нужно платить, чтобы сохранялась выгода для всех? Чтобы сбалансировать размер входного билета и добиться стабильной посещаемости, цену привязали ко времени посещения:

— в будние дни с 12:00 до 16:00 — 150 рублей с человека;
— в будние дни с 16:00 до 00:00 — 500 рублей с человека;
— в выходные дни (кроме воскресенья) с 16:00 до 18:00 — 500 рублей с человека;
— в выходные дни (кроме воскресенья) с 18:00 до 00:00 — 700 рублей с человека;
— в выходные дни (кроме воскресенья) с 01:00 до 06:00 — 500 рублей с человека;
— в воскресенье с 12:00 до 00:00 — 500 рублей с человека.

Такой разброс цен делает ресторан приемлемым вариантом и для офисных сотрудников, приходящих пообедать, и для людей, желающих вкусно и весело провести вечер. Высокая проходимость позволяет владельцам производит оптовые закупки и получать скидки от поставщиков. Сокращая себестоимость, они уменьшают и финальную цену для посетителей. Звучит просто, но на деле концепция формировалась методом проб и ошибок. Была построена сложная система взаимодействия с поставщиками, а также стандартов, предъявляемых к помещению и работе с аудиторией. Одно можно сказать точно: без опыта и знания всех этих нюансов невозможно с нуля запустить аналогичное заведение.

Почему это выгодно

Прочитав всё вышесказанное, ты мог скептически произнести: «И что?» Теперь, когда ты знаешь все нюансы, мы разложим по полочкам все финансовые преимущества гриль-бара «Хамовники».

Можно выгодно и вкусно пообедать. Если ты не из тех, кто возит обед в контейнере из дома, то тебе знакомы все предложения по бизнес-ланчам рядом с офисом. Сравнивая обеденный перерыв в True Cost с бизнес-ланчами в других заведениях, мы высчитали средний чек в 300–500 рублей. Однако в случае True Cost посетитель получает блюда ресторанного уровня. Вот конкретный пример: 150 рублей за вход плюс 98 за грибной крем-суп плюс 135 за куриные котлеты с кенийской фасолью. Итого — 383 рубля.

Можно попробовать что-то новое и дорогое. Заведение дает людям отличную возможность попробовать то, что они не могли позволить себе раньше. Например, придя в обычный ресторан, ты за две тысячи рублей сможешь купить одно блюдо, заурядное пиво и такую же закуску к нему. Здесь же даже с учетом входа за 500 рублей ты сможешь взять тартар из тунца с авокадо и азиатским соусом (109), запеченного в прованских травах лосося с молодым картофелем (307), тальятелле с говядиной (246), карпаччо из говяжьей вырезки c козьим сыром и кедровыми орехами (216), буррату со слабосоленым лососем и рукколой (363) — и это только на 1 741 рубль. Оставшихся денег с головой хватит на любые напитки, которые ты предпочитаешь.

Кстати о напитках: в «Хамовниках» на Льва Толстого ты сможешь попробовать тот самый элитный алкоголь, бутыли с которым покрываются пылью в остальных заведениях. Тратиться на целую бутылку — это слишком, а здесь ты сможешь заказать порцию настоящего португальского Porto, не ощутив удара по своему кошельку.

Отлично подходит для свидания. При выборе заведения для посещения с девушкой парню важно, чтобы было не только вкусно и красиво, но и чтобы средств хватило на любой заказ. В «Хамовниках» не нужно с потом на лбу ожидать, что выберет подруга: что бы она ни предпочла, ты легко уложишься в свой бюджет. При этом вы отведаете ресторанные блюда высокого уровня в красивом атмосферном месте, оставляющем исключительно положительные эмоции. Только учти: столик нужно бронировать заранее. Лучше даже за неделю или две, потому что ажиотаж вокруг заведения даже не собирается утихать.

До сих пор испытываешь скепсис? Тогда самый верный способ разделаться с ним — забронировать столик. Высока вероятность, что на ближайшие вечера все места уже будут заняты. Это тоже, знаешь ли, показатель. Своими атмосферой и подходом заведение быстро завоевывает любовь посетителей, которым становится всё сложнее ходить в обычные рестораны.

Фудкост и маржинальность в общепите. На что смотреть и как оценивать

Что такое Фудкост (food cost) и маржинальность, разбирали несколько раз. Поговорим об использовании этих показателей для сравнения предприятий.

Фудкост равен доли сырьевой себестоимости в выручке, а маржинальность равна отношению маржи (разнице выручки и переменных затрат) к выручке. В общепите переменными затратами являются, как правило, именно сырьевые.

Т.о. оба показателя зависят от выручки и переменных затрат. Зависимость у них обратная: чем выше фудкост, тем ниже маржинальность, и наоборот.

Сегодня подробнее рассмотрим, как оценивать эти показатели.

  1. Первое, с чего следует начать, это ответить на вопрос, для чего мы сравниваем, и что хотим понять.

— хотим оценить эффективность использования сырья предприятием

— хотим оценить объемы получаемой прибыли

— хотим оценить уровень эффективности предприятия и т.д.

  • Во-вторых, важно сравнивать предприятия одного направления одной сферы.

В общественном питании в зависимости от направления средняя величина фудкоста и маржинальности сильно разнится.

Например, в кофейнях, выручка которых состоит из кофе и выпечки, фудкост много ниже ресторанов. Почему?

Что представляет собой стандартный чек кофейни? — Чашка кофе и пирожок (любая выпечка).

Себестоимость чашки кофе складывается из нескольких зернышек кофе и горячей воды.

Себестоимость выпечки складывается из теста, чуть-чуть начинки и воздуха.

Маржинальность такого набора может спокойно быть в районе 80-90% и больше.

Если же взять ресторан не быстрого питания без ярко выраженного акцента на хлебобулочные изделия, то там фудкост будет выше, а маржинальность ниже просто за счет большего числа ингридиентов и их стоимости. Например, стоимость мяса, используемого в выпечке, сильно (в несколько раз) отличается от стоимости мяса, используемого при приготовлении шницелей, стейков и т.п.

  • Важно понимать, что оба показателя относительные, потому ими одними при оценке и сравнении пользоваться нельзя. Всегда в паре нужен абсолютный показатель, которым может стать выручка, прибыль и т.д.

Почему? Потому что маржинальность в 70% для предприятия с выручкой в 200 000 руб. даст 140 000 руб. маржи, а маржинальность в 35% при обороте в 2 000 000 руб. даст 700 000 руб. маржи.

Это абсолютно разные уровни деловой активности. Как видим, у второго предприятия маржи в пять раз больше при том, что маржинальность вдвое ниже.

Если же их сравнить только по маржинальности, то не всегда можно прийти к корректным выводам

  • Важно сравнивать предприятия примерно одного размера.

Продолжая предыдущий пример, мы видим, что, несмотря на более низкую маржинальность, второе предприятие имеет больше маржи. А теперь сравним размер предприятий и объем накладных затрат, которые они несут.

Первое – почти наверняка небольшой ларек с кофе/выпечкой, у которого из постоянных затрат аренда (небольшая), налог (патент или ЕНВД), зарплата сотрудника (1-2 человека), затраты на кассу и прочее. В целом по итогу месяца из 140 тыс. руб. маржи в чистую прибыль вполне могут превратиться 70-100 тыс. руб. Итого, чистая рентабельность около 35-50%

Второе – уже ближе к среднего размера кофейне/кафе/ресторану. Здесь существенно выше эксплуатационные издержки в силу размера предприятия: аренда, зарплата (основной персонал, управление и безопасность), реклама и маркетинг, программное обеспечение, налоги, прочее. В итоге, из 700 тыс. руб. может остаться 100-400 тыс. руб. чистой прибыли (чистая рентабельность = 5-20%).

В данном случае в относительных показателях лучше смотрится первое предприятие, в абсолютных – второе. Но однозначно сказать, что 1 предприятие эффективнее, нельзя, поскольку с ростом размера предприятия, его эксплуатационные издержки растут нелинейно.

  • У предприятия своя кухня или блюда покупные?

Почему это важно.

Рассмотрим два предприятия одной сферы и одного направления.

Одно – покупает продукты, готовит из них и продает блюда конечным покупателям

Второе – покупает полуфабрикаты/готовые блюда и продает их.

У первого, кроме непосредственно сырьевой себестоимости, в структуру затрат добавятся расходы на повара (или иного сотрудника, который будет готовить) и технолога (того, кто разрабатывает рецептуру и контролирует процесс).

Если мы будем ориентироваться только на фудкост, то можем сделать неправильные выводы, поскольку, даже, если фудкост первого предприятия немного ниже, чем у второго, затраты на доп. персонал могут перекрыть разницу.

На этом пока остановлюсь.

Сравнивая предприятия между собой по уровню фудкоста и/или маржинальности, важно, чтобы все прочие условия и параметры были сопоставимы, а критерии и цель оценки заранее определены. В противном случае это может превратиться в сравнение слона и моськи по способности лазить по деревьям.

Food cost — что это такое и как считать?

Food cost - что это такое и как считать?

Расчёт фудкоста – простой, но весьма эффективный метод контроля затрат в ресторанном бизнесе. Формулой давно пользуются на Западе. Предлагаем российским рестораторам познакомиться с полезным инструментом, чтобы затем применять его на практике.

Фудкост блюда (food cost) — это процентный показатель себестоимости ингредиентов относительно выручки с продаж. Чем ниже процент, тем выше прибыль.

Формула фудкоста: (Себестоимость продуктов / сумму выручки) * 100. Пример: себестоимость блюд = 2500 р., сумма выручки с продаж этих блюд = 10 000 руб., 2500 / 10000 = 0,25 * 100, т.е. фудкост = 25%.

Одна из важнейших задач, которую необходимо решить уже на начальном этапе существования ресторана, – установление цен на позиции меню. Это совсем несложно: из данной статьи вы узнаете, как легко производить расчёты и достигать отличных результатов!

Вы решили войти в ресторанный бизнес – увлекательный мир, полный азарта и приключений, – не как гость, а как полноправный и успешный хозяин? Поздравляем! Не важно, владеете вы рестораном или баром, вы получили возможность делать людей счастливыми! Посетители вознаградят вас за усилия и будут приходить к вам снова и снова. Но как сбалансировать цены, чтобы покрыть все расходы, связанные с запуском и деятельностью заведения?

Замечательный инструмент определения расходов на закупки продуктов, из которых вы будете готовить блюда и напитки, и показатель рентабельности предприятия – food cost (в русском варианте «фудкост»). После его вычисления вы сможете найти разумный компромисс между ценами, сделать их выгодными для заведения и привлекательными для гостей.

Хорошая новость заключается в том, что для вычисления фудкоста не обязательно быть Эйнштейном! Однако прежде чем вы начнёте работать, прочитайте наши инструкции и практические советы.

Как установить оптимальные цены на позиции меню

Опытные рестораторы знают, насколько важно определить стоимость еды и напитков, чтобы установить разумные цены на блюда из меню, гарантирующие прибыль предприятию общественного питания.

Многие посетители прекрасно осведомлены о среднем уровне цен на блюда и напитки. Ценник может слегка различаться в зависимости от того, о каком заведении идёт речь, – кофейня это или ресторан, пляжный бар или ночной клуб. Однако ценовые нюансы в долгосрочной перспективе могут оказать существенное влияние на функционирование вашего бизнеса. Они особенно заметны, если, например, сравнить стоимость одинаковых коктейлей в различных барах.

Как найти решение, выгодное и вам, и вашим гостям? На самом деле это очень просто.

Цены на напитки

Подсчитайте в процентах стоимость закупки алкогольных напитков. В большинстве баров (в зависимости от типа) эта сумма варьируется от 20 до 25%, но в ночных барах может доходить до 30% и даже больше. Минимальные показатели – в ресторанах фаст-фуда, кофейнях и молочных барах. Произвести вычисления не составит труда, если вы регулярно проводите инвентаризацию.

Определите себестоимость приготовления каждого безалкогольного и алкогольного напитка. Она зависит от количества ингредиентов.

Как посчитать стоимость одного напитка? Рассмотрим это на простом примере – приготовим популярный коктейль джин-тоник. Чтобы сделать ясным расчёт фудкоста одного напитка, нужно суммировать затраты на все ингредиенты, необходимые для его приготовления: 30 мл джина, 100 мл тоника, 20 г лимона и одна соломинка.

Если закупочная цена одного литра джина составляет 1500 руб., тогда цена 30 мл будет 45 руб. Подобным образом вы можете посчитать стоимость тоника: если литр стоит 100 руб., то 100 мл – 10 руб. Упаковка 100 соломинок стоит 100 руб, одна штука – 1 руб., 1 кг лимонов – 100 руб., ломтик лимона (20 г) – 2 руб.. Сложив стоимость отдельных ингредиентов, вы получите общую сумму затрат на приготовление напитка в данном варианте: 45 + 10 + 1 + 2 = 58 р..

Умножьте сумму расходов на приготовление одного напитка на 4 или 5, и вы получите приемлемую цену. Если вы умножите на 4, ваша прибыль составит 75%, если умножите на 5 – соответственно 80%. В нашем примере розничная цена джин-тоника будет равняться: 58 x 4 = 232 или 58 x 5 = 290. Конечно необходимо округлить до красивой цены.

Таким образом, вы установите цену в диапазоне между 200 и 300 рублей, которая устроит и вас, и ваших гостей.

Как рассчитать фудкост и назначить правильные цены

Для формирования ценника вам следует вычислить фудкост определённого блюда, при этом учесть все остальные расходы (например: затраты на электроэнергию, аренду и зарплату персоналу, налоги и сборы).

При вычислениях не упустите из виду следующие моменты:

  • ориентируйтесь на доход по каждой позиции из меню на порцию;
  • особенно тщательно подойдите к установлению цены на самые продаваемые блюда.

Вы можете сделать расчёт по формуле вручную или использовать программное обеспечение для ресторанов iiko.

Ошибки при расчёте фудкоста

Наиболее распространённые ошибки случаются при составлении списка ингредиентов для каждой позиции меню. Привлеките к этому процессу шеф-повара или кого-то ещё, кто хорошо знает рецепты.

На что обратить внимание?

  • Тип продуктов, применяемых для приготовления определённого напитка или блюда.
  • Точный объём каждого ингредиента.
  • Количество допустимых в процессе приготовления потерь. Не забудьте, что потери случаются во время чистки, резки, охлаждения и хранения, тепловой обработки.

Это очень важно. Например, для приготовления 330-граммового бифштекса требуется 500 г сырого мяса, так как потери составят 34%. Заранее учтите потери, чтобы корректно определить нормативы ингредиентов для каждого блюда и, таким образом, вычислить их общую стоимость.

Проблемы иногда возникают при определении количества (в граммах и даже миллиграммах) таких продуктов, как специи и пряности. Самый простой способ вычисления – подсчитать, сколько вкусовых добавок потребуется для приготовления 10 порций, а затем разделить это количество на 10, чтобы получить массу и стоимость, соответствующие одной порции.

Формула процента фудкоста

Формула процента фудкоста выражает затраты на приготовление какого-либо блюда или напитка.

В помощь начинающим предпринимателям мы приводим простую формулу, при помощи которой вы можете легко рассчитать процент стоимости ингредиентов для приготовления блюда в вашем ресторанном меню:

Процент фудкоста = общая стоимость ингредиентов / цена продажи

В нашем примере о джине с тоником, который продаётся по 200 рублей, процент стоимости приготовления этого напитка будет:

58 / 200 = 0,29 или 29%

Ваша прибыль в этом случае: 100% – 29% = 71%, как мы определили выше.

Контролируйте объём порций

После того как вы сформировали сбалансированные цены на все пункты меню, подумайте о качестве сырья и размерах порций.

Секрет процветания больших сетевых ресторанов базируется в значительной мере на контроле: порции должны быть одинакового размера и веса. Так вы сможете должным образом отследить расходы, сделать наиболее точные вычисления, установить окончательные цены и спрогнозировать прибыль.

Контролируйте размер порций с помощью точных ресторанных весов, измерительных чаш, стаканов, контейнеров для хранения ингредиентов, используемых часто и в больших количествах, таких как мука, растительное масло, картофель и подобные продукты. Тарелки, в которых вы подаёте еду, должны быть одинакового размера, как и стаканы, в которых подаются напитки.

Приучите персонал взвешивать и измерять ингредиенты в ходе приготовления и перед подачей. Когда сотрудник «набьёт руку», запомнит размер порции и доведёт навык до автоматизма, он сможет работать «на глаз», но до тех пор пусть пользуется весами и измерительными чашами!

Качество ингредиентов

Поддерживайте качество сырья на высоком уровне: оно не только влияет на вкус блюд и напитков, но также является важным аспектом при определении цен на позиции меню. Если сырьё низкокачественное, будьте уверены, что потерь будет гораздо больше, и расчёт фудкоста будет изначально неверным. В результате объём блюда и его цена для клиентов останутся неизменными, а ваша прибыль уменьшится.

Меняйте позиции меню, но не цены

Не пренебрегайте сезонными изменениями в меню. Это особенно важно, когда речь идёт о фруктах и овощах. Закупочные цены на эти продукты в течение года существенно колеблются, разница иногда составляет более 100%.

Радуйте клиентов изысканным вкусом фруктов, подавайте свежие овощи и зелень. Это особенно относится к закускам, салатам, десертам, свежевыжатым фруктовым и овощным сокам. Такой подход позволяет получить более высокую прибыль без поднятия цен. Оставляйте основное блюдо неизменным, но предлагайте новые закуски и держите цены на прежнем уровне.

Уделите особое внимание стоимости наиболее популярных блюд и напитков. Обязательно принимайте в расчёт качество и количество сырья, время приготовления, упаковку и покупательский спрос на определённые позиции меню.

Изменяя цены на отдельные блюда и анализируя продажи, вы определите лучшую цену! Ваша растущая прибыль – лучший индикатор успеха. Желаем удачи!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *