Что запрещается лицам допущенным к сведениям составляющим гос тайну
Перейти к содержимому

Что запрещается лицам допущенным к сведениям составляющим гос тайну

Что запрещается лицам допущенным к сведениям составляющим гос тайну

О выявлении конституционно-правового смысла ст. 24 см. Постановление КС РФ от 07.06.2012 N 14-П.

Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 10 июня 1998 года N 33.

«О введении в действие положения о работе с секретными материалами, документами, делами».

1. Утвердить и ввести в действие Положение о работе с секретными материалами, документами, делами.

2. Начальникам управлений, отделов организовать изучение Положения оперативными и техническими работниками, допущенными к секретным сведениям, и обеспечить соблюдение его требований.

3. Контроль за выполнением Положения возложить на Первый отдел Генеральной прокуратуры РФ.

Генеральный прокурор
Российской Федерации,
Действительный
государственный
советник юстиции
Ю.И. СКУРАТОВ
Утверждено
Приказом
Генерального прокурора РФ
от 10 июня 1998 года №33

Положение о работе с секретными материалами, документами, делами

1. Настоящее Положение определяет порядок работы со сведениями, составляющими государственную тайну, а также основные требования к обеспечению режима секретности в Генеральной прокуратуре Российской Федерации.

Положение подготовлено в соответствии с Законом РФ «О государственной тайне», другими нормативными актами, регулирующими отношения, связанные с защитой государственной тайны. Его положения обязательны для всех должностных лиц прокуратуры, выполняющих секретные и совершенно секретные работы.

Сотрудники прокуратуры, которым предстоит постоянная работа с секретными материалами, могут быть назначены на должности только после оформления допуска по соответствующей форме в установленном порядке. С ними заключается договор (контракт), в котором они принимают на себя обязательства по неразглашению доверенных им сведений. На основании Постановления Правительства РФ от 14.10.94 №1161 работающие на постоянной основе с секретными документами имеют право на получение процентной надбавки к должностному окладу. Надбавка устанавливается по решению специально созданной в центральном аппарате комиссии по представлению руководителя подразделения.

За подбор лиц, допускаемых к секретным сведениям, организацию работы с секретной информацией в управлениях (отделах) отвечает их руководитель. Секретное делопроизводство в подразделениях ведется уполномоченными Первого отдела.

Контроль за организацией секретного делопроизводства, обеспечением режима секретности, сохранностью секретных документов осуществляет Первый отдел.

2. Лица, допущенные к секретным работам и документам, знакомятся только с теми документами и выполняют только те работы, к которым они имеют отношение по роду служебной деятельности.

Исполнители секретных работ и документов должны знать, в части, их касающейся, правила учета, хранения, порядок пользования документами.

3. Лица, работающие с секретными материалами, обязаны:

а) строго хранить в тайне секретные сведения, ставшие им известными по службе; пресекать действия лиц, которые могут привести к их разглашению;

б) при составлении секретных документов ограничиваться минимальными, действительно необходимыми секретными сведениями; определять количество экземпляров в строгом соответствии со служебной необходимостью; пользоваться только специальными рабочими тетрадями, учтенными в Первом отделе;

в) все полученные для исполнения секретные документы вносить во внутреннюю опись (форма 55); хранить только в рабочей папке, в личном сейфе (металлическом шкафу), который по окончании работы опечатывать личной печатью.

Не допускать совместного хранения в рабочей папке секретных и несекретных документов;

г) при получении документа – проверить, имеется ли на нем учетный номер (входящий или машбюро), гриф секретности, пересчитать количество листов и экземпляров, сличить эти данные с записями в карточке или журнале. Только после этого расписаться (с указанием даты) за получение документа;

д) своевременно возвращать полученные секретные документы. На исполненном документе делать отметку: «В дело (наряд)». Все резолюции, указания и записи об исполнении, как правило, пишутся на самих секретных документах.

На документы, предназначенные для массовой рассылки, исполнитель составляет расчет рассылки;

е) об утрате или недостаче секретных документов (отдельных листов), ключей от режимных помещений, сейфов, личных печатей немедленно сообщать в Первый отдел;

ж) при увольнении, уходе в отпуск, отъезде в командировку сдать или отчитаться перед уполномоченным за все числящиеся секретные документы.

4. По требованию работников Первого отдела прокуроры, следователи, специалисты обязаны предъявлять для проверки все числящиеся за ними и имеющиеся секретные документы. При проведении служебных проверок в случаях нарушений правил выполнения секретных работ, разглашения секретных сведений, утраты документов представлять письменные объяснения на имя руководства Генеральной прокуратуры.

5. Запрещается использовать секретные сведения в несекретной служебной переписке; вести переговоры по секретным вопросам по незащищенным линиям связи; снимать копии с секретных документов без письменного разрешения Первого отдела; выполнять секретные работы на дому; печатать документы закрытого характера на незащищенном компьютере; перевозить секретные документы, материалы и дела в общественном транспорте.

6. При подготовке документа, содержащего секретные сведения, исполнитель должен правильно определить степень его секретности.
При определении степени секретности необходимо руководствоваться Перечнем сведений, отнесенных к гостайне (Указ Президента РФ от 30.11.95 №1203), Перечнем сведений, подлежащих засекречиванию в органах прокуратуры РФ (Приказ Генерального прокурора РФ от 05.03.97 №1с), а также аналогичными перечнями министерств и ведомств.

Установлены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Степень секретности определяется исполнителем и лицом, подписывающим документ. Гриф секретности проставляется на первом (титульном) листе в правом верхнем углу.

Гриф секретности сопроводительного письма должен соответствовать наивысшей степени секретности сведений, содержащихся как в самом письме, так и в приложении к нему.

7. В делах, содержащих различные по степени секретности сведения, а также несекретные сведения, материал может быть сгруппирован в отдельные части (тома).

Все законченные производством дела должны быть правильно оформлены: листы дел сброшюрованы и пронумерованы, составлена внутренняя опись секретных документов, в конце дела (тома) сделана заверительная надпись. Каждый том дела должен содержать не более 250 листов.

Изъятие из дела (тома) каких-либо подшитых документов и перемещение их из одного дела в другое разрешается в исключительных случаях и только с ведома Первого отдела.

Наряды (дела) выдаются уполномоченными под расписку только тем исполнителям, которым предоставлено право пользоваться ими. Выданное для работы дело подлежит возврату в тот же день.

8. Совещания по секретным вопросам проводятся с разрешения начальника управления (отдела).

Руководитель управления назначает лиц, ответственных за проведение совещания.

На совещание допускаются лица, которые имеют непосредственное отношение к обсуждаемым на них секретным вопросам и соответствующую форму допуска.

Звукозапись и видеозапись воспроизводятся при соблюдении правил, исключающих их прослушивание или просмотр посторонними лицами.

9. Доступ сотрудников Генеральной прокуратуры РФ к секретным сведениям в организациях, куда они командируются по служебным делам, осуществляется после предъявления ими удостоверения личности (с отметкой о допуске) или справки о допуске и предписания на выполнение задания.

Указанная справка выдается Первым отделом командированному лицу под расписку на срок выполнения задания, но не более чем на год, после чего она возвращается в Первый отдел с отметкой об ознакомлении с секретными сведениями.

Предписание (форма 16) подписывается руководителем управления, регистрируется, заверяется печатью Первого отдела.

В нем кратко указывается основание командирования и сведения, с которыми необходимо ознакомиться. Предписание передается принимающему должностному лицу учреждения и хранится в его подразделении по защите гостайны не менее 5 лет.

В пути следования нельзя иметь при себе секретные документы, они должны быть заранее отправлены по адресу учреждения, в которое направляется командированное лицо.

Секретные записи производятся только в специальных рабочих тетрадях, по окончании командировки все секретные материалы сдаются в подразделение по защите гостайны, которое при необходимости пересылает их в Первый отдел Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Командированные лица должны выполнять все требования режима секретности, установленные в учреждении по месту их командировки.
10. Прием, учет и хранение шифротелеграмм, а также ознакомление с ними лиц, которым они адресованы, и исполнителей осуществляют работники Первого отдела.

К ознакомлению с шифротелеграммами исполнители допускаются только по письменному указанию начальника управления. Лица, ознакомившиеся с шифротелеграммами, разборчиво расписываются на них с указанием даты ознакомления, а в необходимых случаях и времени, делают отметку об исполнении.

Резолюции пишутся на шифротелеграммах. Писать резолюции, указания, поручения на отдельных листах бумаги не разрешается.

Передача шифротелеграммы от одних исполнителей другим, а также за пределы прокуратуры производится только через Первый отдел.

По каналам шифрованной связи разрешается передавать важную и срочную информацию по секретным вопросам, а в исключительных случаях и по срочным несекретным вопросам, когда не представляется возможным или целесообразным ее направление другим способом.

Передавать один и тот же текст телеграммы в открытом и зашифрованном виде, вести переговоры о содержании по незащищенным линиям связи, снимать копии, делать какие-либо записи о содержании на неучтенных листах бумаги запрещается.

Шифротелеграммы составляются в единственном экземпляре.

По содержанию входящих и исходящих шифротелеграмм могут составляться краткие справки (выписки), которые учитываются в Первом отделе, хранятся как документы соответствующей степени секретности.

Сведения, содержащиеся в шифротелеграммах, могут включаться в другие секретные документы (справки, письма и т.д.) только в тех случаях, когда степень их секретности не превышает степени секретности документов, в которые они включаются.

Ссылаться в этих документах на шифротелеграммы не разрешается.

11. За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, либо утрату документов, иные нарушения требований по обеспечению режима секретности и сохранению гостайны виновные лица несут уголовную, административную, гражданско – правовую или дисциплинарную ответственность, а также могут быть отстранены от секретных работ и документов.

Что запрещается лицам допущенным к сведениям составляющим гос тайну

Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 февраля 2010 г. № 63
МОСКВА
Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лици граждан Российской Федерации к государственной тайне
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1123, от 18.03.2016 № 214, от 29.12.2016 № 1549, от 19.04.2019 № 468, от 10.07.2020 № 1017, от 20.10.2021 № 1793, от 03.02.2022 № 96, от 26.03.2022 № 484)

В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.

2. Установить, что допуск к государственной тайне, оформленный до вступления в силу настоящего постановления, действителен до окончания срока действия допуска.

3. Предоставить Федеральной службе безопасности Российской Федерации право давать государственным органам, органам местного самоуправления и организациям разъяснения по вопросам применения Инструкции, утвержденной настоящим постановлением.

4. Органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и организациям привести свои акты в соответствие с Инструкцией, утвержденной настоящим постановлением.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 43, ст. 4987) ;

пункт 15 изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2003 г. № 475 «О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 33, ст. 3269) ;

постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2004 г. № 637 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 47, ст. 4658) ;

постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 415 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 21, ст. 2565) .

6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 мая 2010 г.

Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин

УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерацииот 6 февраля 2010 г. № 63

ИНСТРУКЦИЯ о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1123, от 18.03.2016 № 214, от 29.12.2016 № 1549, от 19.04.2019 № 468, от 10.07.2020 № 1017, от 20.10.2021 № 1793, от 03.02.2022 № 96, от 26.03.2022 № 484)
I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации (далее — граждане) к государственной тайне и формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска, согласно приложению.

Положения настоящей Инструкции обязательны для выполнения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо намерены получить в установленном порядке лицензию на право проведения таких работ (далее — организации) , гражданами, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять законодательство Российской Федерации о государственной тайне.

2. Государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне, а также Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» и Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» могут принимать с учетом специфики решаемых ими задач ведомственные инструкции, регламентирующие порядок допуска граждан к государственной тайне в этих государственных органах и указанных государственных корпорациях по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1123; от 18.03.2016 № 214)

3. В настоящей Инструкции используются следующие основные понятия:

«доступ к сведениям, составляющим государственную тайну» — санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного работника со сведениями, составляющими государственную тайну;

«близкие родственники» — жена (муж) , отец, мать, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры;

«постоянное проживание за границей» — проживание граждан за пределами Российской Федерации более 6 месяцев в течение года, не связанное с исполнением ими обязанностей государственной службы;

«номер допуска к государственной тайне» — номер отметки о проведении проверочных мероприятий, проставляемый органами безопасности, а при оформлении допуска к государственной тайне без проведения органами безопасности проверочных мероприятий — номер соответствующего удостоверения либо учетный номер карточки (форма 1) .

4. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.

5. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы) .

Оформление допуска к государственной тайне гражданам, пребывающим в запасе и поступающим на военную службу по контракту либо подлежащим призыву на военную службу (в том числе по мобилизации) , на военные сборы, а также гражданам, не пребывающим в запасе и подлежащим призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей, осуществляется военными комиссариатами по месту воинского учета указанных граждан.

6. Если по характеру выполняемых должностных (специальных, функциональных) обязанностей предусматривается доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, граждане могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

7. Допуск граждан к государственной тайне предусматривает:

а) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

б) письменное согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;

в) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

г) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

д) ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

е) принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.

8. Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска граждан к государственной тайне, осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений.

Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска к государственной тайне сотрудников и граждан, принимаемых на службу (работу) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, осуществляются указанным федеральным органом исполнительной власти во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения безопасности.

9. Допуск граждан к государственной тайне по третьей форме оформляется без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. В случае если имеются сомнения в достоверности предоставленных гражданами анкетных данных, руководитель организации может в установленном порядке направить материалы в орган безопасности для проведения проверочных мероприятий.

Руководителям организаций, работникам их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лицам, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны, допуск к государственной тайне оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

Органы безопасности по согласованию с заинтересованными организациями определяют организации, в которых допуск к государственной тайне по третьей форме оформляется с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

10. Обязательства граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, с которыми заключается трудовой договор (контракт) , отражаются в трудовом договоре (контракте) , а обязательства граждан, с которыми не заключается трудовой договор (контракт) , оформляются в виде расписки (примерное содержание обязательств представлено в форме 2) .

11. Сенаторы Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 Закона Российской Федерации «О государственной тайне». (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 № 1793)

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них берется соответствующая расписка.

12. Основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

а) признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу, наличие у него статуса обвиняемого (подсудимого) по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение в отношении его уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям, если со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2019 № 468)

б) наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

в) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

г) выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

д) уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

13. Решение о допуске к государственной тайне принимается:

а) в отношении граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации или на военные сборы, — военным комиссаром;

б) в отношении руководителей государственных органов и государственных организаций — теми, кем они были назначены на соответствующие должности;

в) в отношении руководителей негосударственных организаций — руководителем организации-заказчика работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

14. Оформление допуска к государственной тайне указанным в подпунктах «б» и «в» пункта 13 настоящей Инструкции должностным лицам осуществляется организацией, должностное лицо которой принимает решение о допуске к государственной тайне. В организацию, руководителю которой оформлен допуск к государственной тайне, направляется письмо, заверенное печатью организации (при наличии печати) , оформлявшей допуск к государственной тайне, в котором указываются дата окончания проверочных мероприятий, форма и номер допуска к государственной тайне, наименование органа безопасности, проводившего проверочные мероприятия, и дата принятия решения о допуске к государственной тайне. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1549)

15. Допуск гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению должностного лица, принявшего решение о его допуске к государственной тайне, в случае:

а) расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

б) однократного нарушения им обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

в) возникновения обстоятельств, являющихся в соответствии с пунктом 12 настоящей Инструкции основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.

16. Решение о прекращении допуска к государственной тайне может быть обжаловано гражданином в вышестоящую организацию или в суд.

17. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает гражданина от ранее взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

18. Руководители организаций несут персональную ответственность за подбор граждан, допускаемых к государственной тайне.

II. Порядок оформления допуска к государственной тайне

19. Перечень должностей, при назначении на которые гражданам оформляется допуск к государственной тайне, определяется номенклатурой должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (форма 3) (далее — номенклатура должностей) .

20. Номенклатура должностей разрабатывается режимно-секретным подразделением организации (далее — режимно-секретное подразделение) и подписывается его руководителем.

21. В номенклатуру должностей включаются только те должности, по которым допуск работников к государственной тайне действительно необходим для выполнения ими должностных (специальных, функциональных) обязанностей, в том числе должности работников, допуск которых к государственной тайне обусловлен направлением их в другие организации для выполнения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Количество работников, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в организациях должно быть максимально ограничено.

22. Номенклатура должностей в 2 экземплярах направляется организацией, территориально обособленным подразделением на согласование в орган безопасности по месту их расположения. В сопроводительном письме о направлении номенклатуры должностей на согласование в орган безопасности указываются:

а) сведения о лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну: дата выдачи, наименование органа безопасности, выдавшего лицензию, срок ее действия и номер (кроме организаций, не подлежащих лицензированию) ;

б) сведения о согласовании предыдущей номенклатуры должностей: дата согласования, наименование органа безопасности, согласовавшего номенклатуру должностей;

в) количество должностей, предусматривавшихся в предыдущей номенклатуре должностей для оформления допуска к государственной тайне по первой, второй и третьей формам, причины увеличения или снижения количества указанных должностей в новой номенклатуре должностей.

23. После согласования с органом безопасности номенклатура должностей утверждается:

в государственных органах, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», органах местного самоуправления — руководителями соответственно государственных органов, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», органов местного самоуправления или уполномоченными ими должностными лицами; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1123; от 18.03.2016 № 214)

в организациях — руководителями организаций.

24. Номенклатура должностей хранится в режимно-секретном подразделении.

25. Изменения в номенклатуру должностей вносятся по мере необходимости в порядке, установленном для подготовки номенклатуры должностей.

Номенклатура должностей переутверждается в порядке, установленном для ее подготовки, не реже 1 раза в 5 лет.

26. Форма допуска гражданина к государственной тайне должна соответствовать форме допуска, предусмотренной номенклатурой должностей.

Снижение формы допуска гражданина к государственной тайне оформляется решением должностного лица, принявшего решение о его допуске, о чем проставляется соответствующая отметка в позиции 8 карточки (форма 1) . В случае необходимости должностное лицо, ранее снизившее гражданину, постоянно работающему в организации, форму допуска к государственной тайне, может восстановить ее без проведения проверочных мероприятий органами безопасности.

В случае изменения формы допуска граждан к государственной тайне в орган безопасности, осуществляющий проверочные мероприятия, в месячный срок направляется соответствующее уведомление, в котором указываются фамилии, имена, отчества граждан (в алфавитном порядке) , даты и места их рождения, номера и формы допусков к государственной тайне, даты окончания проведения органами безопасности проверочных мероприятий.

27. Подготовка материалов для оформления допуска граждан к государственной тайне осуществляется кадровыми подразделениями (работниками, ведущими кадровую работу) организации (далее — кадровые подразделения) .

Направлять граждан в режимно-секретные подразделения и органы безопасности по вопросам, связанным с оформлением допуска к государственной тайне, запрещается.

28. Граждане, которым оформляется допуск к государственной тайне, представляют собственноручно заполненную анкету (форма 4) , документы, удостоверяющие личность и подтверждающие сведения, указанные в анкете (паспорт, военный билет, трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 661 Трудового кодекса Российской Федерации, свидетельство о рождении, свидетельство о заключении (расторжении) брака, диплом об образовании и т.п.) , а также справку об отсутствии медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную

Формы допуска секретности, запрещающие выезд за границу

Ограничения выезда за границу оговаривается в трудовом договоре, с которым знакомится сотрудник спецслужб, потом ставит свою подпись. Срок ограничения на выезд за рубеж действует в течение определённого времени после увольнения из органов.

Что означает допуск к государственной тайне

Государственная тайна – это комплексное понятие, которое включает в себя ряд сведений, разглашение или использование которых без надлежащего разрешения может нанести ущерб интересам государства.

Поступая на службу на оборонное предприятие либо устраиваясь по контракту в ФСБ, ФСО либо МВД, кандидат должен знать, что в случае зачисления его в ряды сотрудников, ему будет оформлен допуск к государственным тайнам.

Данный допуск является проявлением доверия, за которое нужно платить.

Доступ к гостайне получает гражданин РФ, который занимается следующими видами деятельности:

  • оперативно-розыскной;
  • разведывательной;
  • экономической;
  • контрразведывательной;
  • внешнеполитической;
  • военной.

Какие ограничения связаны с допуском секретности

  • выезд за границу (ознакомиться с правилами выезда госслужащих можете на нашем сайте);
  • распространение секретной информации;
  • права на неприкосновенность частной жизни.

Если перед номером приказа не было нулей, то это было предназначено для общего пользования.

Например: приказ номер 123. Такие приказы публиковались в печати и эфире. Например, приказ о призыве и демобилизации.

Есть документы, которые предназначаются только для служебного пользования (обозначение ДСП). Этот гриф ставится на не секретные документы органов государственной власти. Ограничение распространения их продиктовано служебными причинами.

Такие приказы никаких секретных сведений не несут, но используются только в рабочее время. В основном такие приказы даются для несения внутренней службы. Например, приказ заступить в наряд, или приказ на отправку на какие-нибудь работы.

Если в номере документа пишется ноль (0123), то ставится гриф “Секретно”.

Если перед приказом значится два нуля (00123), то ставится гриф «Совершенно Секретно». Если перед приказом значится три нуля (000123) или ОВ, то ставится гриф: «Документы особой важности».

За нарушение режима секретности при работе с документами с нулями или Особой Важности наступает уголовная ответственность.

Ограничения выезда за границу

Существует 3 формы допуска секретности:

  • 1-я (000 или ОВ);
  • 2-я (00);
  • 3-я (0).
1 форма допуска

1 уровень допуска секретности позволяет работать с секретными сведениями особой важности. Имеются в виду данные, разглашение которых может причинить ущерб обороноспособности страны, разведке/контрразведке и науке.

Информация особой важности носит конкретный характер. В случае её обнародования под угрозу ставится безопасность всей державы.

1 форма допуска оформляется:

  • сотрудникам прокуратуры;
  • силовикам;
  • сотрудникам особых армейских подразделений;
  • некоторым научным организациям.
2 форма допуска

2 форма допуска секретности предполагает работу со сведениями, которые находятся под грифом «Совершенно секретно».

Она оформляется сотрудникам:

  • органов законодательной власти;
  • исполнительной власти;
  • научно-исследовательских институтов;
  • организаций, связанных с оборонным производством;
  • научно-исследовательских институтов.

А также 2 степень оформляется руководству компаний, работающих с государственными заказами, которые предполагают знакомство с секретными данными.

3 форма допуска

3 форма считается самой низкой степенью допуска и позволяет работать с документами под грифом “Секретно”. Её оформление в 90% случаев является формальностью.

Большей части сотрудников она требуется для знакомства с документами, которые имеют гриф «Для служебного пользования», и их применения.

Каким образом налагается ограничение и запрет выезда

Человек, имеющий 1 форму допуска, не имеет права на выезд за границу в течение 5 лет. Если сотрудник работает с очень важными сведениями, то продолжительность запрета может быть увеличена ещё на 5 лет. Общий срок при этом составляет 10 лет.

Также был принят Федеральный закон 16.12.2019 № 433-ФЗ, по которому бывшие сотрудники ФСБ не могут выезжать в течение 5 лет за границу.

Решение по данному вопросу принимается межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

Наличие 1 степени допуска не означает, что сотрудник «автоматом» лишается возможности путешествовать.

Решение об ограничении может быть принято с учётом следующих факторов:

  • страна, которую сотрудник выбирает для заграничной поездки;
  • сроки путешествия и его цель;
  • уровень секретности сведений на момент подачи заявления.

Сотрудник, имеющий 2 форму допуска секретности, не имеет право выезжать за пределы России в течение 5–10 лет.

Срок ограничения на заграничные поездки действует не с момента оформления допуска, а тогда, когда сотрудник начинает работать с секретными данными.

Ограничения при 1 и 2 уровне допуска выглядят так:

  • оформляется загранпаспорт в УФМС только после согласования с ФСБ;
  • если ФСБ не разрешает сотруднику покидать Россию, то загранпаспорт ему не выдаётся;
  • срок оформления паспорта при одобрении ФСБ – до 2 мес.

У сотрудников, имеющих 3 форму допуска, практически нет ограничений, связанных с выездом за рубеж. Одновременно они обязаны предупреждать о стремлении выехать за границу своего нанимателя, либо режимный отдел.

Дополнительно такой сотрудник обязан:

  • быть готовым к тому, что во время проверки, которая следует перед поездкой за границу, сотрудниками ФСБ будут изучаться факты его личной жизни, период проверки зависит от того, где именно работает человек, и чем он занимается;
  • соблюдать правила работы с секретной информацией.

Ограничения, касающиеся распространения секретной информации

Ограничения касаются только сотрудников, имеющих 1 и 2 форму допуска. Им запрещается разглашать секретные сведения, а также использовать их по своему усмотрению.

Запрещено также перевозить и применять по собственному усмотрению образцы изобретений, на которые распространяется режим государственной тайны.

  • прототипов;
  • моделей;
  • чертежей.

Приборы, которые предназначаются для секретных разработок, вообще не разрешено применять вне служебного помещения.

Сотрудник не может оперировать секретными данными в ходе диспута или использовать их в своих докладах и научных работах.

Ограничения, связанные с личной жизнью

Когда человек поступает на работу, его анкетные данные поступают на изучение в ФСБ.

Сотрудники службы безопасности направляют запросы в следующие организации:

  • школу;
  • вуз;
  • ЗАГС;
  • полицию.

Это требуется для проверки всех поступивших сведений. Проверяется не только претендент на допуск, но и все члены его семьи. А также сотрудники ФСБ получают информацию о банковских операциях и о различных сделках.

Определённые ограничения актуальны только во время проверки. В остальное время частная жизнь сотрудника является неприкосновенной.

Заключение

Когда человек расторгает контракт с нанимателем или уходит на пенсию, допуск к государственной тайне прекращается.

Но также гражданину отказывают в допуске к государственной тайне в том случае, если он становится недееспособным, или имеет другие серьёзные отклонения в здоровье. Ещё одна причина отказа в допуске – нахождение под следствием или под стражей.

Нет похожих статей.

Ваш комментарий отправлен и будет опубликован на сайте после модерации

С 1986 по 1993 года работал инженером отдела микроэлектроники и имел 1 форму допуска. С 1993 года 20 лет служил в МВД и имел 2 форму допуска. Никаких проблем с выездом за границу со 2-й формой не имел.

Документы ДСП ( Для служебного пользования) не имеют 0 перед номером, соответственно и нет документов имеющих 000 перед номером, Совершенно секретные документы имеют гриф 00. А так же существуют документы Особой важности, имеющие гриф ОВ.

Как вы сделали загранпаспорт?

1. Формы допуска говорят о том, к каким категориям сведений может быть представлен допуск:
– III форма – секретные
– II форма – совершенно секретные
– I форма – особой важности

О том, что тот или иной документ содержит секретные сведения и уровень секретности говорит не номер, начинающийся на 0 или 00, а гриф на первой странице. Хотя, да, в армейской и некоторых других структурах, секретные документы, действительно начинаются с 0, а совершенно секретные – с 00, но это, скорее, особенности документооборота, а не главное правило. Потому что засекретить можно любой документ, даже если он изначально таким не задумывался.

А ДСП (Для служебного пользования) – вообще никаких допусков не предполагает и никакой ответственности (кроме, возможно, дисциплинарной) за ее разглашение не следует.

2. Нет никаких заранее оговоренных категорий граждан или структур, которым оформляются допуски. Более того, любой гражданин может обратиться с заявлением в ФСБ, чтобы они провели проверочные мероприятия и оформили допуск. И они проверят и оформят даже допуск по I форме, конечно, если оснований для отказа не найдут. Вот только само наличие допуска не говорит о том, что ты теперь можешь заходить во все учреждения и требовать ознакомления с секретными данными.

Для ознакомления, тебе нужно обратиться в секретную часть (отдел, который обеспечивает соблюдение режима секретности), и написать заявление об ознакомлении, обосновать запрос (пояснить над чем ты сейчас работаешь и каким образом эти сведения тебе могут помочь), заполнить формуляр, ознакомиться с документом и расписаться об ознакомлении. Причем это совсем не значит, что ты можешь зайти в секретный архив и начать читать все, что там есть, тебе принесут только тот документ, который ты запросишь.

Немного проще обстоит обстоит дело в случае, если ты работаешь в среде, где все допущены и непосредственно работают с секретными материалами. Там, обычно, церберский режим включается на входе, а внутри обращение с документами гораздо проще.

Чаще всего заявления о проведении проверочных мероприятий и оформлении допуска пишут призывники, которые хотят попасть в службу на ЗАС или похожие объекты. Проверочные мероприятия могут занять от трех месяцев до двух лет, поэтому, военкоматы набирают на секретные позиции тех, кто оформлением допуска озаботился заранее. Поэтому студенты, которые определись с выбором, идут в ФСБ, пишут заявления, получают допуски… А их потом на медкомиссии признают негодными к службе, вручают военники, и не могут они получить загранпаспорта еще несколько лет.

3. Теперь о поездках.
Прямых запретов на выезд нет. Могут возникнуть проблемы с получением загранпаспорта. Потому что метка о допуске есть, значит внимание повышенное. Смотрят, с какими документами ты работал и работал ли вообще, могут отказать в выдаче загранника. Но если он у тебя уже есть то можешь выезжать. Тут система построена таким образом, что, чаще всего, твой загранпаспорт лежит в сейфе у шефа и он уже сам решает отпустить тебя или нет.

А вообще, я лично знаю гражданина другой страны, который вообще не имеет ни гражданства России, ни даже вида на жительство, которому оформлен допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Естественно, он летает по всему миру, и никто ему выезжать из России не запрещает.

Система вообще никак не построена – при оформлении ТРЕТЬГО загранпаспорта (при замене, а менял досрочно потому, что штампы о пересечении границы некуда было ставить) я получил отказ, мотивированный моим доступом к секретам. Я потом долго узнавал в ФСБ к каким секретам я имел доступ и когда. Все зависит от некомпетентной сотрудницы, которая не там “галочки” ставит.

Здравствуйте! Муниципальный служащий с 3 формой допуска может посетить Грузию?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *