Как ездить без путевого листа на служебном автомобиле
Перейти к содержимому

Как ездить без путевого листа на служебном автомобиле

Кого, как и на какую сумму оштрафуют за нарушения в путевых листах

Кого, как и на какую сумму оштрафуют за нарушения в путевых листах

При участии Наталья Бокова

В прошлом году правила заполнения путевых листов были изменены, что нарушило привычные для многих организаций алгоритмы оформления и выдачи этих документов. Между тем, проверяющие из разных контролирующих органов все чаще обращают внимание на наличие путевых листов и правильность их заполнения. Кто может ездить без путевых листов? Кого могут оштрафовать? На какую сумму? Кто может проверять путевые листы? На эти и другие вопросы отвечает эксперт программы « Путевые листы и ГСМ » компании СКБ Контур Игорь Голдырев.

Кого могут оштрафовать?

В тексте КоАП РФ фигурируют термины «должностные лица» и «юридические лица», но при этом имеются оговорки, что юридическим лицом с точки зрения закона в данном случае считается не только коммерческая/бюджетная организация, но и индивидуальный предприниматель. Самозанятые физлица в статьях КоАП РФ не упомянуты, но мы подозреваем, что инспектор ГИББД, выписывающий штраф, не будет обращать внимание на разницу между ИП и самозанятыми гражданами.

Кто может проверить путевой лист?

Путевые листы проверяют:

  1. Трудовая инспекция — на предмет нарушения режима труда и отдыха водителей (см. « С 1 января вводятся новые нормы труда и отдыха для водителей грузовиков и автобусов »);
  2. ФНС — при проверке правильности учета затрат (ГСМ) для расчёта налога на прибыль и в рамках проведения выездных и камеральных проверок;
  3. ГИБДД — непосредственно на дороге, в целях установления правомерности использования транспортного средства, права водителя им управлять или обоснованности самого рейса.

Из всех перечисленных инстанций штрафы непосредственно за путевые листы, как правило, выписывают только ГИБДД.

За что могут выписать штраф?

  1. За отсутствие путевого листа;
  2. За неверно оформленный путевой лист;
  3. За то, что путевой лист не подтверждает затраты на ГСМ.

Кому не нужен путевой лист?

Путевой лист необходим при перевозке пассажиров или грузов на легковом и грузовом транспорте, арендованном или принадлежащем юридическому лицу, а также в любой поездке таких ТС как трамвай, троллейбус, автобус (п. 2 ст. 6 закона № 259-ФЗ от 08.11.07).

Путевой лист не нужен частному лицу или сотруднику компании, который официально не является водителем, и который использует автомобиль для собственного передвижения. Однако при этом стоит помнить о том, что путевой лист необходим компании для подтверждения расхода ГСМ, поэтому единственный, кто может действительно обойтись без путевого листа — это частное лицо в частной поездке на собственном, арендованном автомобиле или автомобиле, управляемым по доверенности.

Путевой лист могут проверить не только непосредственно у водителя во время рейса, но и на предприятии. Срок хранения путевого листа составляет 5 лет, и его отсутствие в архиве также может привести к выписке штрафа.

Штраф за отсутствие путевого листа составляет 500 руб. (ст. 12.3 КоАП РФ). При этом инспектор ГИБДД вправе ограничиться предупреждением.

В то же время отсутствие путевого листа может интерпретироваться ГИБДД и Ространснадзором как свидетельство отсутствия предрейсового медицинского осмотра водителя и технического контроля транспортного средства, что повлечёт за собой дополнительные штрафы (см. далее).

Что необходимо указывать в путевом листе?

Штрафы налагаются в случае нарушений оформления путевого листа в части:

  • предрейсового медицинского осмотра водителя;
  • предрейсового технического контроля транспортного средства.

Отметка о медицинском осмотре

Неверное оформление — это отсутствие даты, подписи и штампа медицинского работника о прохождении предрейсового медосмотра. Отметим, что медицинский работник должен иметь соответствующее разрешение. Величина штрафов может быть различна:

  • Отсутствие отметки о предрейсовом медицинском осмотре водителя — 5000 руб. для должностных лиц и 30 000 руб. для организаций (п. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ).
  • Если отметка о прохождении медосмотра имеется, но она не соответствует действительности (например, водитель при проверке оказался пьян) — 20 000 руб. для должностных лиц и 50 000 руб. для организаций (ст. 12.32 КоАП РФ).
  • Если же ГИБДД или Ространснадзор посчитает, что медосмотр вообще не был проведён, то штраф составит от 2000 до 3000 рубю для должностных лиц и от 30 000 до 50 000 руб. для организаций (ст. 11.32 КоАП РФ).

Отметка о техническом контроле

Неверное оформление — это отсутствие даты и подписи лица, контролирующего техническое состояние транспортного средства. Лицо, ответственное за техконтроль должно иметь профессиональное образование по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» или профподготовку с присвоением квалификации «Контролер технического состояния автомобильного транспорта». Величина штрафов за неверное оформление технического контроля такова:

  • Отсутствия отметки о предрейсовом техническом контроле ТС — 5000 руб. для должностных лиц и 30 000 руб. для организаций (п. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ)
  • При наличии отметки о прохождении техконтроля, не соответствующей действительности (ТС имело неисправности, с которыми запрещена эксплуатация) — от 5 000 до 8 000 руб. для должностных лиц (п. 2 ст. 12.31 КоАП РФ)

Налоговые штрафы: путевой лист и расход ГСМ

При проверке ФНС может выявить либо отсутствие путевого листа, либо его неверное оформление. В данном случае «неверное оформление» трактуется гораздо шире, чем отсутствие отметок о предрейсовом контроле. Реквизиты путевого листа должны полностью соответствовать перечисленным в приказе Минтранса России № 152 от 18.09.08.

При отсутствии или при неверном оформлении путевой лист перестаёт являться документом, подтверждающим затраты предприятия, и ситуация интерпретируется налоговой, как занижение предприятием своей прибыли.

Размер штрафа в этом случае составит 20% от доначисленной суммы налога на прибыль (п. 1 ст. 122 НК РФ).

Т.е. в общем случае:

сумма штрафа = (зарплата водителя + расход ГСМ + амортизация ТС) х 0.04.

Автор: Игорь Голдырев, эксперт программы «Путевые листы и ГСМ» компании СКБ Контур

Путевой лист: за что штрафуют надзорные органы

От 500 до 100 000 рублей могут заплатить должностные, юридические лица и ИП за неверное заполнение путевого листа. Какие ошибки не стоит допускать, чтобы сберечь деньги, рассказал эксперт программы Контура «Путевые листы».

Путевые листы нужны не только чтобы вести учет затрат на горюче-смазочные материалы и отслеживать работу водителей. По этому документу компанию контролируют надзорные органы и в случае нарушений выписывают штрафы.

Наказать могут должностных и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей. И вот по каким причинам.

Причина 1. Путевого листа нет

Чаще всего отсутствие путевого листа обнаруживают сотрудники ГИБДД в дорожных рейдах. Этот документ могут попросить предоставить наряду с правами и страховкой. Если у водителей, которые в рабочих целях перевозят пассажиров, багаж или грузы, путевого листа не окажется, то, скорее всего, инспектор выпишет штраф. (п. 2 ст. 6 закона № 259-ФЗ от 08.11.2007).

Еще за отсутствие путевого листа может наказать трудовая инспекция во время обхода предприятия. Поэтому храните этот документ в архиве компании не менее пяти лет.

Почему за это штрафуют

Отсутствие путевого листа наталкивает проверяющих на мысль, что компания занимается перевозками незаконно, нарушает нормы труда и отдыха водителей.

Какой штраф за это ждет

Проверяющий может ограничиться предупреждением или выписать штраф в размере 500 рублей (ст. 12.3 КоАП РФ). При этом наказать он может не только компанию, но и самого водителя.

Штрафа можно избежать?

Да, если водитель докажет полицейскому, что он частное лицо и едет на личном автомобиле по своим делам. Во всех остальных случаях штраф или предупреждение неизбежны. Предъявить путевой лист водитель компании обязан, даже когда транспортирует машину из пункта А в пункт Б без людей или грузов.

Причина 2. Путевой лист оформлен неверно

Оштрафовать могут за неточности в двух реквизитах документа: «предрейсовый медицинский осмотр» и «пункт технического осмотра». Их должны заполнять специалисты, которые прошли специальное обучение и имеют разрешение. Они должны поставить дату, подпись и расшифровку.

Проверить факт медосмотра может и трудовая инспекция. Отсутствие медосмотра будет считаться нарушением норм охраны труда и вызовет соответствующие санкции.

Как заполнять графы о медосмотре водителя и техническом контроле транспортного средства.

Почему за это штрафуют

Медицинские и технические осмотры снижают риск дорожных происшествий. Ошибки или пустые графы могут означать, что осмотры проводятся не по правилам или не проводятся вовсе.]

Какой штраф за это ждет

Размер штрафа зависит от ситуации.

Отсутствие записи или ошибки в заполнении реквизитов обойдутся в 3 тыс. рублей для граждан, 5 тыс. рублей для должностных лиц, 30 тыс. рублей для юрлиц (пп. 2, 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ).

Если водитель, например, оказался пьян, то проверяющие могут поставить под сомнение достоверность медосмотра и выписать штраф в размере 20 тыс. для должностных лиц и 100 тыс. — юридических (ст. 12.32 КоАП РФ).

За вождение в нетрезвом виде штраф ждет и водителя (от 30 000 до 3 000 000 руб., п.1 ст. 12.8 КоАП РФ, ст. 264.1 УК РФ), и владельца транспортного средства (п. 2 ст. 12.8 КоАП РФ). В обоих случаях — с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Если проверяющие докажут, что водитель вообще не проходил медосмотр, то гражданам выпишут штраф в размере 1-1,5 тыс. руб, должностным лицам — 2-3 тыс. руб., юридическим — 30-50 тыс. руб (ст. 11.32 КоАП РФ). За нарушение правил техосмотра штрафы будут больше: гражданам — 3 тыс. руб, должностным лицам — 5 тыс. руб, юридическим — 30 тыс.руб. (п. 3 ст.12.31.1 КоАП РФ).

Штрафа можно избежать?

Нет, в Приказе Минтранса России от 11.09.2020 № 368 указано, что предрейсовый медосмотр не обязателен лишь для экстренных оперативных служб.

В интернете можно встретить рекомендации, что если водитель не будет оформлен в штат, то медосмотр проходить не обязательно. Эта идея основана на выдернутой из контекста фразе: «Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя» (п. 3 ст. 23 Федеральный закон от 10.12.95 № 196-ФЗ). Следовать ей не стоит.

Причина 3. Путевой лист не подтверждает затраты на горюче-смазочные материалы

Штраф за это выписывают сотрудники ФНС. Не подтверждает затраты — это значит, что путевой лист или отсутствует, или неверно заполнен. Реквизиты ПЛ должны полностью соответствовать перечисленным в Приказе Минтранса России от 11.09.2020 № 368. В 2021 году обязательных пунктов для оформления стало больше. Пополнила список графа «Сведения о перевозке».

Подробнее о том, как заполнять путевые листы в 2021 году, читайте в статье «Заполняем путевые листы в 2021 году: инструкция и образцы для бухгалтера».

Почему за это штрафуют

Если путевой лист заполнен неточно или вовсе отсутствует, налоговая может предположить, что предприятие специально не показывает свои затраты, т.к. намеренно нарушает ведение учета документа или занижает прибыль.

Какой штраф за это ждет

Минус 20 % от доначисленной суммы налога на прибыль (ст. 122 п.1 НК РФ). Общая сумма штрафа = (зарплата водителя + расход ГСМ + амортизация ТС) х 0.04 (п. 1 ст.122 НК РФ).

Штрафа можно избежать?

ФНС считает путевой лист единственным документом, который может подтвердить расходы на ГСМ. В противном случае надзорный орган исключает расходы на покупку топ­лива при расчете налога на прибыль.

Но были случаи, когда суды вставали на сторону налогоплательщиков. Например, в одном из споров судьи Московского округа указали, что, поскольку общество не является автотранспортным предприятием, оно вправе подтвердить правомерность списания ГСМ актами на списание топлива (Постановление ФАС Московского округа от 18.09.2013 по делу № А40-19421/13-99-60).

Аналогичные выводы есть в Постановлениях ФАС Московского округа от 25.10.2012 № А40-13623/12-75-66 (Определением ВАС РФ от 21.02.2013 № ВАС-1181/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), от 19.12.2008 № КА-А40/11889-08 по делу № А40-67263/06-14-379.

Однако не стоит забывать, что нежелание подтверждать затраты на ГСМ в путевых листах в любом случае приведет в суд.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Образец заполнения путевого листа, применяемого для учета работы легкового автомобиля

Для правильного отражения расхода топлива организациям нужен документ, содержащий сведения о работе автомобиля. Например, путевой лист. Приведем возможную форму путевого листа, в который организация вносит необходимые ей сведения об эксплуатации легкового автомобиля, используемого для поездок административно-управленческого персонала.

Ситуация

ОДО «Альфа» использует принадлежащий ей легковой автомобиль LADA Vesta SW Cross 1,6i (мощность двигателя 78 kW) г.н. XXXX для поездок административно-управленческого персонала организации, связанных с выполнением трудовых обязанностей (далее — служебный автомобиль).

Для учета работы служебного автомобиля, контроля за расходованием топлива в организации утвержден и применяется документ с названием «Путевой лист легкового автомобиля». Предусмотрено его заполнение за календарный месяц с детализацией информации в разрезе дней. В документе, в частности, фиксируется информация о времени выезда и возвращении автомобиля, показаниях спидометра, пробеге, движении топлива, исправности автомобиля и допуске водителя к управлению, принятии и сдаче автомобиля водителем. В соответствии с принятым в организации порядком оформления указанного документа при использовании автомобиля для поездок, связанных с выполнением трудовых обязанностей, в пределах г. Минска в графе «Маршрут следования» указывают «по г. Минску». В организации ведется учет затрат в разрезе каждого структурного подразделения. В этих целях поездки в путевом листе делают отметки о заказчике поездки. В графе «Заказчик» указывают подпись, инициалы и фамилию лица, совершившего поездку, а также структурное подразделение, в котором он работает.

На рассматриваемый автомобиль приказом руководителя установлены для применения:

— норма расхода бензина 7,8 л/100 км (в размере, равном определенному Минтрансом);

— корректировки данной нормы при определенных условиях эксплуатации. В частности, при поездках по г. Минску норма повышается на 15%, при отрицательной температуре воздуха на момент выпуска автомобиля на линию норма расхода топлива повышается на 5%. При одновременном применении повышений они суммируются.

Учет топлива организация ведет в литрах с точностью два знака после запятой.

1 ноября данный автомобиль использовался для служебных поездок по г. Минску. При выпуске автомобиля на линию зафиксирована положительная температура воздуха.

Пояснения к заполнению

1. Автомобильные перевозки (как для собственных нужд, так и по договору автомобильной перевозки) в настоящее время осуществляются без оформления такого транспортного документа, как путевой лист (абз. 2 подп. 4.5 п. 4 Декрета N 7; абз. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 35, абз. 2 ч. 1 ст. 40 Закона N 278-З). Но для правильного списания израсходованного транспортным средством топлива и учета стоимости этого топлива при налогообложении организации следует документально подтвердить работу автомобиля.

Для учета работы служебного автомобиля организация может, например, оформлять документ с названием «Путевой лист легкового автомобиля». Его форму и порядок заполнения она определяет самостоятельно. При этом можно воспользоваться формой путевого листа, ранее обязательного к применению при выполнении автомобильных перевозок пассажиров по соответствующим договорам, и порядком его заполнения (абз. 26 ч. 1 ст. 1, абз. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 35 Закона N 278-З; п. 1 Инструкции N 25). Организация может также откорректировать данную форму (порядок) либо разработать такой документ с нуля.

2. При создании формы путевого листа легкового автомобиля и правил его оформления следует определить круг сведений, которые будут в нем фиксироваться:

1) сведения о работе автомобиля, необходимые для списания топлива.

Для того чтобы списать топливо, нужны документально подтвержденные данные о его расходе. В рассматриваемой ситуации такие сведения отражаются в документе «Путевой лист легкового автомобиля». Расход топлива при его оперативном учете обычно рассчитывается как разность между остатками топлива в баке автомобиля на начало и конец дня плюс количество заправленного топлива. Такие исходные данные для расчета расхода топлива также разумно отразить в путевом листе.

Стоимость топлива, израсходованного на эксплуатацию транспортных средств, списывается в бухучете в дебет счетов учета затрат на производство, расходов на реализацию с кредита счета 10 в зависимости от направления использования этих транспортных средств (ч. 1 п. 83 Инструкции N 133). Каким образом фиксируются данные о направлении использования транспорта, организация определяет самостоятельно. В частности, в путевом листе можно отражать сведения о выполнении водителем задания (например, маршрут, подпись ответственного лица и др.). Степень детализации маршрута следования в данном документе организация определяет самостоятельно с учетом потребности в такой информации.

Расход топлива нормируется. В частности, при налогообложении прибыли в затраты включают стоимость топлива, израсходованного в пределах норм (подп. 1.2-1 ст. 171 НК). Поэтому для контроля расхода топлива наряду с его фактическим расходом целесообразно указывать сведения о расходе топлива по норме, экономии либо перерасходе.

Кроме того, целесообразно отразить сведения о пробеге: нормы расхода топлива легковым автомобилем в общем случае устанавливают на 100 км пробега, поэтому для подтверждения величины нормируемого расхода, контроля за использованием топлива необходимо знать пройденное автомобилем расстояние. Если организация в зависимости от условий эксплуатации автомобиля корректирует норму расхода топлива либо применяет разные нормы, пробег фиксируется в разрезе таких условий. Логично зафиксировать и исходные данные для расчета пробега, то есть показания спидометра при выезде автомобиля и его возвращении;

Перечисленные сведения могут быть необходимы организации и для иных целей, нежели списание топлива. Например, информация об экономии топлива нужна, если организация премирует водителей за экономию топливно-энергетических ресурсов (подп. 1.1 п. 1 Постановления N 1124).

2) учет рабочего времени водителя.

Наниматель должен организовать учет рабочего времени своих работников. Учет рабочего времени водителей осуществляется в табелях использования рабочего времени и других документах.

Формы документов для учета использования рабочего времени, а также порядок их заполнения утверждает организация (ст. 133 ТК, ч. 1 и 2 п. 20 Положения о рабочем времени водителей).

Отдельные сведения можно включить в документ, служащий для учета работы автомобиля. Но можно использовать и иной документ. В рассматриваемой ситуации в путевом листе учет рабочего времени водителя не ведется;

3) контроль за техническим состоянием автомобиля.

Организация обязана осуществлять контроль за соответствием технического состояния и конструкции принадлежащего ей автомобиля установленным требованиям. Транспортные средства, техническое состояние которых не соответствует установленным требованиям, не допускаются к участию в дорожном движении (абз. 2 ч. 1 ст. 34 Закона N 313-З, п. 208 ПДД). Требование о документальном оформлении результатов контроля технического состояния автомобиля указанные НПА не предъявляют. Однако такие результаты целесообразно зафиксировать. В рассматриваемой ситуации организация предусмотрела соответствующую отметку в документе, служащем для учета работы автомобиля;

4) сведения о прохождении водителем контроля на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (далее — приборный контроль).

Водитель проходит приборный контроль перед началом рабочей смены (началом перевозки, если она выполняется в течение нескольких дней). Информация о прохождении указанного контроля фиксируется (ч. 2 ст. 34 Закона N 313-З, ч. 1 п. 3 и 5 Инструкции N 25/28). В рассматриваемой ситуации организация предусмотрела соответствующую отметку в разработанном ею документе «Путевой лист легкового автомобиля».

По решению руководителя организации приборный контроль опьянения может также проводиться во время и после окончания рабочей смены (рабочего дня) водителя (ч. 2 п. 3 Инструкции N 25/28).

Организация может вносить в документ, служащий для учета работы автомобиля, иные необходимые ей сведения.

3. Следует также определить, за какой период будет заполняться рассматриваемый документ. Например, можно составлять отдельный документ каждый день или заполнять его за определенный период (к примеру, неделю, декаду или месяц).

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Путевой лист грузового автомобиля — 2021

Согласно уставу автомобильного транспорта, путевой лист — это учетный документ для контроля работы транспортного средства и водителя. Эксплуатация транспорта без путевых листов в большинстве случаев запрещена, поскольку они подтверждают обоснованность пробега и списания расходов на ГСМ, а также начисление заработной платы водителям, поэтому при их заполнении важно соблюдать определенные правила, тем более что типового бланка путевого листа не существует.

С 01.01.2021 эти правила изменены. Минтранс Приказом от 11.09.2020 № 368 утвердил обязательные реквизиты и правила заполнения путевых листов, которые распространяются и на грузовые автомобили. Особенностям оформления путевых листов на этот вид транспортных средств и посвящена наша статья.

Зачем нужен путевой лист

Деятельность по перевозке грузов специализированными транспортными компаниями, а также иными организациями, эксплуатирующими грузовые автомобили, должна сопровождаться оформлением оправдательных документов. Таким документом, согласно п. 14 ст. 2 Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, утвердившего устав автотранспорта, является путевой лист (ПЛ). Это первичный учетный документ, на основании которого организация может учесть затраты на его эксплуатацию в налоговых расходах.

Грузовой автомобиль представляет собой транспортное средство (ТС), предназначенное для перевозки грузов. Грузовики подразделяются:

  • на бортовые автомобили, в том числе с прицепом (бортовой тягач);
  • на автомобильные тягачи с полуприцепом (седельный тягач);
  • на автомобили-самосвалы;
  • на специализированные автомобили.

Автомобиль с прицепом или автомобиль-тягач с полуприцепом или роспуском называют автопоездом.

Основным документом первичного учета, определяющим показатели учета работы подвижного состава и водителя, являются ПЛ. Именно они являются основанием для начисления зарплаты водителю и расчетов за перевозки грузов.

Можно ли ездить без путевого листа

Нет, нельзя. Согласно пункту 2 ст. 6 устава автотранспорта, перевозки грузовыми ТС без путевых листов запрещены. Невыполнение этого правила водителю грузовика грозит предупреждением или штрафом в размере 500 рублей (п. 2 ст. 123 КоАП РФ).

Наличие и корректность заполнения путевого листа могут проверить сразу несколько структур:

  • ИФНС;
  • Ространснадзор;
  • ГИБДД;
  • ГИТ.

Кроме того, ошибки в путевых листах могут привести не только к штрафам, но и к снятию налоговых расходов.

Причем если эксплуатируется грузовик, то оформление путевых листов требуется не только при коммерческих перевозках, но и в том случае, если они выполняются для нужд организации или ИП (п. 2 ст. 20 Закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Например, отсутствие путевого листа не позволило компании доказать в суде обоснованность затрат на приобретение товара и дизтоплива, хотя товарные чеки на покупку солярки имелись. Однако согласно Определению ВС РФ от 22.12.2017 № 306-КГ17-18710, количество израсходованного топлива, исходя из пробега авто, может подтвердить лишь путевым листом.

Виды путевых листов грузового автомобиля

Обязательная для применения форма ПЛ как для легкового, так и для грузового автомобиля законом не установлена. Исходя из статьи 9 Закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ, формы «первички» организация разрабатывает самостоятельно. Согласно информации Минфина РФ № ПЗ-102012, применение унифицированных форм первичных документов начиная с 2013 года не являются обязательным. Однако несмотря на это, компании и ИП продолжают использовать именно их, прописывая этот факт в учетной политике.

С другой стороны, унифицированные формы не содержат обязательных реквизитов для заполнения ПЛ, поэтому их применение может повлечь нарушение нормативных требований.

Таким образом, унифицированные формы можно брать лишь за основу, а дополнять необходимыми реквизитами.

Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 утверждены два вида унифицированных путевых листов:

  • по форме № 4-С;
  • по форме № 4-П.

Отличие этих форм в том, что первая, № 4-С (сдельная) — используется при сдельной оплате работы на грузовике, а вторая, № 4-П (повременная) — при оплате работы по повременному тарифу (при этом допускается одновременная перевозка грузов до двух заказчиков в течение одной смены водителя).

Как правильно заполнять путевой лист грузового автомобиля

Заполнение ПЛ грузового автомобиля зависит от того, каким образом оплачивается работа водителя.

Если труд водителя оплачивается по сдельным расценкам, можно разработать бланк путевого листа, взяв за основу форму № 4-С, если по повременным расценкам — форму № 4-П. И в том и в другом случае бланки необходимо дополнить обязательными реквизитами, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 11.09.2020 № 368. Разработанный образец бланка следует закрепить в учетной политике компании.

Итак, согласно Приказу Минтранса РФ № 368 начиная с 01.01.2021 в бланке ПЛ должны быть следующие обязательные реквизиты:

  1. Наименование документа и его номер.
  2. Срок действия документа, то есть дата, в течение которой действует путевой лист. Если документ оформляется больше чем на один день — даты начала и завершения периода применения ПЛ.
  3. Собственник ТС. Если владелец ТС — юрлицо, то указывается его наименование, организационно-правовая форма, местонахождение, номер телефона, ОГРН. Если собственник ИП, то его фамилия, имя и отчество, почтовый адрес, номер телефона, ОГРНИП.
  4. Сведения о ТС, то есть его тип, марка и модель. Те же сведения о прицепе или полуприцепе (если они используются), регистрационный номер автомобиля и прицепа, показания пробега автомобиля (в полных км по одометру) при выезде с парковки и по возвращении из рейса, а также после завершения рабочей смены, дата и время осуществления предрейсового и предсменного контроля техсостояния ТС, дата и время пуска транспорта на линию и его возврата.
  5. Информация о водителе. Указывают фамилию, имя, отчество, дату и время предрейсового и послерейсового медосмотра (если такая обязанность установлена законом).
  6. Сведения о перевозке. Здесь нужно отразить сведения о видах сообщения и видах перевозок. Они приведены в статьях 4 и 5 устава автотранспорта. О том, как заполнить данные реквизиты, Минтранс сообщил в письме от 03.03.2021 № Д3-468-ПГ. Как разъяснило ведомство, видов сообщения может быть четыре:
  • городское;
  • пригородное;
  • междугородное;
  • международное.

Если же перевозка осуществляется несколькими видами сообщения, в соответствующей графе путового листа нужно будет указать все эти виды через запятую.

Что касается реквизита «Вид перевозки», здесь потребуется отразить один из следующих видов перевозок:

  • регулярная — пассажиров и багажа;
  • пассажиров и багажа;
  • по заказу пассажиров и багажа легковым такси;
  • грузов для собственных нужд;
  • организованная группы детей.

В ПЛ можно размещать и дополнительные реквизиты, учитывающие индивидуальные особенности работы предприятия.

Заполнять путевые листы необходимо по правилам, приведенным в пунктах 8–16 порядка заполнения ПЛ по Приказу Минтранса РФ № 368.

На каждое ТС заполняется отдельный ПЛ. Если за рулем одного и того же автомобиля работают несколько водителей, можно заполнить отдельный документ на каждого из них — п. 8 и 10 порядка.

Согласно разъяснениям Минтранса, приведенным в письме от 04.04.2019 № ДЗ-514-ПГ, если в путевом листе идентифицированы отметки о предрейсовом, послерейсовом медосмотре каждого водителя, управляющего ТС, можно оформить один ПЛ. И хотя данное письмо касается порядка заполнения путевого листа по утратившему силу Приказу Минтранса РФ № 152, руководствоваться им можно и сейчас.

Если на один грузовик оформлено несколько ПЛ для каждого водителя, то в документе необходимо указать:

  • сведения о водителе, который выезжает со стоянки первым, дату и время, а также показания пробега;
  • сведения о водителе, который заезжает на стоянку последним, дату и время и показания пробега на момент заезда.

Медработник отмечает в путевом листе результаты проведенных предрейсового и послерейсового осмотров в виде штампов «Прошел предрейсовый медосмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» или «Прошел послерейсовый медосмотр» соответственно (п. 15 порядка заполнения ПЛ, п. 16 и 17 порядка проведения медосмотров, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н.

Если рейс превышает по длительности один день, то отметки о предрейсовом и послерейсовом медосмотрах вносятся в путевой лист перед началом поездки и после ее завершения. По такому же принципу в путевом листе отражаются отметки и в том случае, если в течение одного дня производится один рейс и более. Эти разъяснения приведены в письме Минтранса РФ от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ до выхода новых правил оформления путевых листов, но актуальны и в настоящее время.

Предрейсовый и предсменный контроль техсостояния авто осуществляет работник, ответственный за данный участок работы. В путевом листе он отражает:

  • состояние ТС;
  • дату и время выпуска и возвращения ТС на линию;
  • результат осуществления предрейсового или предсменного контроля в виде отметки «Выпуск на линию разрешен» (п. 16 порядка заполнения ПЛ).

Последовательность проведения медосмотров и контроля техсостояния автомобиля при оформлении путевого листа законом не установлена, поэтому согласно письму Минтранса РФ от 08.04.2019 № ДЗ-531-ПГ эти процедуры можно проводить в произвольной очередности.

Заполненные путевые листы нужно зарегистрировать в журнале, предназначенном для этих целей. Если журнал регистрации заполняется на бумаге, его листы нужно пронумеровать и прошить (п. 17 порядка).

Данный журнал может быть и в электронной форме. Информацию, вносимую в электронной журнал, необходимо заверять усиленной КЭП, а также иметь возможность его распечатки (п. 17 и 18 порядка).

Согласно указаниям по заполнению ПЛ, приведенным в Постановлении Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, после заполнения ПЛ диспетчером, документ выдается под расписку водителю.

В ПЛ по форме № 4-П предусмотрены блоки для заполнения заказчиками — отрывные талоны.

Выписывать новый ПЛ можно только после сдачи водителем предыдущего листа.

При перевозках МЦ в ПЛ необходимо отразить реквизиты товарно-транспортных документов с указанием характеристик перевозимого груза.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *