Как потребителю бороться с недобросовестными подрядчиками
Я представляю интересы людей в суде с 2013 года. Каждый месяц ко мне на консультацию приходит как минимум один потребитель, которого обманули исполнители услуг или работ.
Был случай, когда клиент купил кухонный гарнитур за 500 тысяч рублей, а при сборке оказалось, что не хватает полок, некоторых фасадов и фурнитуры. Ожидание недостающих деталей растянулось на три месяца. Другой клиент оплатил двери, а позже обнаружил брак, но продавец отказался их обменять: говорил, что сломал двери сам покупатель. Третьему некачественно выполнили кровельные работы: при сильном ветре унесло один лист, который повредил машину на соседнем участке. Подрядчик тоже утверждал, что это не его вина.
В статье я расскажу и покажу на примерах, как обманутому заказчику добиться справедливости и бороться с недобросовестными подрядчиками.
Две истории
В моей практике было два похожих дела.
В первом мой клиент заказал окна между комнатой и балконом и остекление балкона на сумму 32 100 Р и внес аванс в размере 22 000 Р . Подрядчик — ООО. Установщик окон работу в срок не выполнил, с указанного в договоре адреса съехал, на звонки не отвечал. После претензии, которую мы направили на адрес прописки директора ООО, клиенту установили окна между комнатой и балконом, но предоплату за остекление балкона не вернули.
После повторного обращения с претензией, жалоб депутату Законодательного собрания, заявлений в ФАС, Роспотребнадзор и полицию мы подали заявление в суд.
Во втором деле клиент заказал лестницу в частный дом за 44 400 Р . Подрядчик — физическое лицо. После заключения договора и внесения предоплаты 31 000 Р подрядчик пропал и на связь не выходил.
Экономя время, мы не стали обращаться в органы власти — написали претензию исполнителю с требованием вернуть предоплату. Он не ответил, и мы тоже подали иск в суд.
Сходства дел. В обеих историях мои клиенты — физические лица. Они как потребители заключили договоры подряда, но подрядчики не выполнили работы в срок и скрылись.
Чтобы добиться справедливости в истории с окнами, мы обращались в органы власти. На этом примере расскажу, стоит ли это делать и какой результат ждать.
Отличия дел. Подрядчики были в разных статусах. Установщик окон — фирма, установщик лестницы — физическое лицо.
Работая без ИП, установщик лестницы пытался избежать более строгой ответственности по закону «О защите прав потребителей» — ЗоЗПП. Но он ошибался: Пленум Верховного суда указал, что суд применяет к таким исполнителям ЗоЗПП. Потребитель должен доказать, что исполнитель выполняет работы систематически — фактически занимается предпринимательством. Так и произошло: в суде мы ссылались на ЗоЗПП и убедили судью, что установкой лестниц подрядчик занимался постоянно — это подтверждало объявление о его услугах на «Авито».
Матчасть
Потребитель получает в результате сделки товар, услуги или работу. В статье я расскажу именно про защиту прав потребителей в спорах с подрядчиками — для продавцов товаров и исполнителей услуг законом предусмотрены другие правила.
Потребитель и подрядчик вправе назвать договор иначе: выполнения работ, договор строительного подряда. Или выбрать вариант, не предусмотренный законом, — от этого правила и нормы, которые применяются к договору, не меняются.
Работа — действие, в результате которого заказчик получает материально выраженный результат. Заказал монтаж лестницы — получил лестницу и ее установку на месте.
Если потребитель — физическое лицо или ИП, которые заказывают работу для личных целей, а исполнитель — организация или ИП, их взаимоотношения регулируются гражданским кодексом и ЗоЗПП. Еще есть специальные законы для отдельных видов сделок: связи, перевозки пассажиров, общественного питания и т. д. Они подробнее описывают правила таких сделок. В историях с окнами и лестницей специальных актов нет.
Потребитель вправе получить качественный и безопасный результат работы в сроки, определенные договором. Невыполнение этих условий нарушает права потребителя.
ст. 7 ЗоЗПП — право потребителя на безопасность товара
Если подрядчик не выполнил работы в срок, потребитель вправе:
- Установить для него новый срок.
- Требовать скидку.
- Нанять другого исполнителя и требовать оплату его работы от подрядчика, который не выполнил обязательство в срок.
- Расторгнуть договор.
п. 1 ст. 28 ЗоЗПП — последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ
ст. 27 ЗоЗПП — сроки выполнения работ
п. 1 ст. 31 ЗоЗПП — сроки удовлетворения отдельных требований
Претензии по возврату денег, уменьшению цены и расчету с другим исполнителем удовлетворяются в течение 10 дней.
За нарушение сроков подрядчик платит неустойку в размере 3% от цены работы за отчетную единицу времени: если в договоре сроки указаны днями — за каждый день, если часами — за каждый час. Неустойка взыскивается за любое нарушение сроков: за несоблюдение даты начала работ, сдачи промежуточного результата, окончания работ или исполнения требований. Размер неустойки не может быть больше цены работы, от которой она считается.
п. 5 ст. 28 ЗоЗПП — последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ
Помимо неустойки потребитель вправе требовать от подрядчика возместить убытки в полном объеме. Убытки — это все расходы потребителя, которые возникли в результате невыполнения подрядчиком своих обязательств, и упущенная выгода — средства, которые потребитель мог получить, если бы его право не было нарушено.
Если договориться до суда не получилось, в сумму требований можно включить компенсацию морального вреда. Ее можно взыскать только в суде: размер компенсации за моральные страдания устанавливает судья, исходя из конкретной ситуации.
ст. 15 ЗоЗПП — компенсация морального вреда
Также за нарушение ЗоЗПП подрядчику грозит штраф в размере 50% от суммы, которую суд присудил потребителю.
п. 6 ст. 13 ЗоЗПП — ответственность за нарушение прав потребителей
Повлиять на исполнителя, который не торопится делать свою работу, можно до обращения в суд, в процессе рассмотрения дела или уже после принятия решения судом.
Если подрядчик не выполняет свои обязательства, потребитель может сразу идти в суд. Ни в гражданском кодексе, ни в ЗоЗПП нет обязанности потребителя сначала направить претензию и попытаться договориться без суда. Исключение — потребители услуг связи, владельцы грузов и багажа, который перевозится внутренним водным транспортом, и пассажиров, передвигающихся тем же способом. Но пройти досудебный порядок стоит в любом случае.
Во-первых, потому, что он экономит время. Рассмотрение дела в мировом суде займет минимум месяц, в районном — два месяца. А подрядчик по закону должен рассмотреть претензию в течение 10 дней. Предупреждение об обращении в суд может сподвигнуть исполнителя выполнить требование добровольно.
Во-вторых, судья выносит решение на основе закона, но по своему внутреннему убеждению. Поэтому важно, чтобы судья понял намерения потребителя. Судьи загружены работой, и им понятнее, когда потребитель, желая вернуть деньги, сначала просит их у того, кто взял, и только в случае отказа идет в суд.
Что писать в претензии. Строгой формы претензии нет, но из документа должно быть понятно, кто к кому и с какой целью обращается. В шапке укажите, кто привлекался как подрядчик (организация, ИП или физическое лицо), его адрес регистрации, а также данные заказчика — ФИО, адрес, телефон. В основном тексте претензии опишите обстоятельства дела: кто куда когда обратился, какой договор был заключен, что должны были сделать. Дальше сформулируйте требования.
В обеих историях мы направляли подрядчикам досудебные претензии. От установщика окон требовали возместить убытки в размере 12 300 Р и выплатить неустойку за просрочку исполнения работ на 30 дней в размере 11 070 Р .
От установщика лестницы мы требовали вернуть аванс 31 000 Р и выплатить неустойку в размере 44 400 Р . Также просили признать, что размер неустойки, указанный в договоре, незаконен. Маскируя соглашение с потребителем под договор между физическими лицами, подрядчики прописали в договоре неустойку в размере 0,2% от цены сделки, в то время как по ЗоЗПП ее размер 3%.
Внимательно следите за размером неустойки. Исполнители часто в договоре указывают ее меньше, чем положено по закону. Это неверно. Условия договора, которые ущемляют права потребителя в сравнении с ЗоЗПП, недействительны.
Куда направлять претензию. Претензию можно направить по почте заказным письмом, передать лично или через законного представителя — адвоката, юриста или любое лицо, на которое оформлена доверенность. Претензия составляется в двух экземплярах: один для подрядчика, второй — с отметкой о принятии — для потребителя.
В обоих делах мы направляли претензии Почтой России заказными письмами с уведомлением о доставке.
Хранить квитанцию об отправке обязательно. На ней указан номер отправления, по которому отслеживается движение письма. Она же послужит доказательством соблюдения претензионного порядка в суде.
Обращаться в органы власти необязательно. Но этот этап можно использовать как вспомогательный.
Правоохранительные органы. Потребителю бессмысленно обращаться в правоохранительные органы. Даже если подрядчик забрал деньги и пропал, полиция рассматривает эту ситуацию как гражданское дело, в котором нет состава преступления.
Клиент, заказавший окна, обратился в УБЭП, который переадресовал заявление в отделение полиции. Там на руки клиенту выдали отказ в возбуждении уголовного дела: подрядчик дал показания, что заказчик просто не приезжает за деньгами, которые потребовал вернуть.
Единственный вариант для возбуждения уголовного дела — если заявления подают несколько обманутых потребителей. Потому что единичное обращение указывает не на факт мошенничества, а только на спорную гражданскую ситуацию, которая разрешается в суде.
Роспотребнадзор надзирает и контролирует продавцов, производителей и исполнителей работ. При ущемлении прав потребителей Роспотребнадзор возбуждает дела об административном правонарушении, штрафует, заявляет в суд о привлечении к ответственности нарушителей или в полицию о возбуждении уголовного дела. Но Роспотребнадзор не сможет обязать исполнителя вернуть внесенный аванс, возместить ущерб или выплатить неустойку. Эти вопросы решает только суд.
Обращаться в Роспотребнадзор стоит для привлечения к ответственности недобросовестного исполнителя услуг или работ. Например, в результате нашей жалобы против установщика окон возбудили дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ за то, что он включил в договор условия, ущемляющие права потребителя. В договоре размер неустойки был ниже законной — за это предусмотрен штраф от 10 до 20 тысяч рублей.
штраф, который наложил на установщика окон Роспотребнадзор
Обращаться в этот орган бессмысленно, если исполнитель — физическое лицо. Правило о применении ЗоЗПП работает только для разбирательств дел в суде. Об этом писал Роспотребнадзор.
Местные органы власти. Если нужно сэкономить время, можно не обращаться в местные органы власти: законодательные региональные или муниципальные органы и муниципальные администрации. Но в эти учреждения стоит пойти, чтобы сэкономить деньги.
Заказчики окон пошли к депутату областной думы, написали заявление. И получили бесплатную правовую помощь в составлении претензии. Получить эту услугу они могли бы и в местной администрации. Там работает отдел по защите прав потребителей, помогающий обманутым потребителям.
Обращение в муниципальный орган власти, законодательный орган субъекта или в общественную организацию по защите прав потребителей — реальная возможность сэкономить на услугах юриста.
Помощь юристов и адвокатов
Желающие сэкономить время, а не деньги, могут обратиться к адвокату или юристу. На юриста оформляется доверенность. С адвокатом заключается соглашение об оказании адвокатской помощи. На основании соглашения и ордера адвокат составляет правовые документы, отправляет претензии, представляет потерпевшего в суде, участвует в исполнительном производстве. Объем полномочий определяется в каждом конкретном случае между потребителем и адвокатом.
На взаимоотношения между клиентом и адвокатом не действует ЗоЗПП.
После попытки урегулировать спор мирно можно готовиться к суду.
Выбор суда. По общему правилу истцы подают документы в суд по месту регистрации ответчика.
Для потребителей предусмотрена альтернативная подсудность. Истец-потребитель может подать иск по месту регистрации исполнителя или его структурного подразделения, с которым заключался договор, по месту заключения договора или его исполнения или по своему месту жительства или регистрации.
До подачи документов важно определить размер требований — цену иска. Если долг подрядчика меньше 50 тысяч рублей, исковое заявление подается мировому судье, если больше — в районный суд.
Госпошлина. Обращение в суд для потребителей бесплатно независимо от исхода дела.
Составление иска. В отличие от претензии, требования к исковому заявлению установлены в законе — в статьях 131—132 ГПК РФ. В иске указывается наименование и адрес суда, наименования и адреса сторон и телефоны для контакта. В самом исковом заявлении прописываются обстоятельства дела и доказательства, на которые ссылается истец.
Доказательства документально подтверждаются. Копии документов передаются в суд, оригиналы истец приносит с собой на заседания, чтобы судья мог убедиться в их подлинности.
В обоих делах мы ссылались на договоры оказания услуг. Оригиналы принесли с собой. Доказательством нарушения сроков стало отсутствие акта о приеме работ, письменные претензии в адрес исполнителей, квитанции о пересылке заказных писем с претензиями и распечатки с сайта Почты России.
В споре с установщиком окон в суд мы предоставляли обращение в правоохранительные органы и письменные пояснения полицейского из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, а также ответ Роспотребнадзора о привлечении исполнителя к административной ответственности. Эти документы необязательны для суда, но они позволяют судье увидеть полную картину происходящего — он оценивает дело, исходя из предоставленных документов.
Формулировка требований. Требования в иске формулируются четко и оформляются пунктами. Их можно списать с претензии, но обязательно нужно сделать перерасчет сумм, потому что размер убытков может увеличиться. Кроме того, в иск следует добавить штраф за нарушение прав потребителей и моральный ущерб.
Расчеты оформляются отдельным документом.
Убытки и неустойка определяются на день обращения в суд. Например, к моменту обращения в суд просрочка установки окон составила 120 дней, а не 30, как было в день составления претензии. Размер неустойки вырос и составил 115 560 Р , а не 11 070 Р . Но так как по закону неустойка не может быть больше цены работы, требование мы уменьшили до общей стоимости работ — 32 100 Р .
Из-за обращения в суд убытки, которые понес заказчик окон, увеличились на сумму расходов на почту и услуги адвоката. Компенсацию морального вреда мы оценили в 81 000 Р и потребовали штраф в размере 50% от присужденной истцу суммы. Требования в исковом заявлении выросли до 221 420 Р , хотя в досудебной претензии потребитель просил 12 565 Р .
Просрочка установки лестницы на день обращения в суд составила 122 дня. Неустойка — 162 504 Р . Ее мы тоже уменьшили до стоимости работ — 44 400 Р . Моральный вред оценили в 35 000 Р и просили взыскать штраф в размере 50% от присужденной истцу суммы.
Исковое заявление обязательно должно быть подписано истцом или его законным представителем.
Все документы подаются в количестве по числу сторон. Один экземпляр иска остается на руках у истца, на нем в суде ставят печать и дату получения заявления.
В суде
Рассмотрение дела происходит в несколько этапов.
В течение 5 дней с иском знакомится судья и выносит определение о принятии дела к производству. Начинается подготовка дела к разбирательству, секретарь судьи связывается со всеми участвующими в деле, высылает ответчику копию иска, разъясняет его право представлять доказательства. Назначается дата предварительного заседания.
Предварительное заседание — ознакомительный этап, на котором стороны приносят возражения, подробно разъясняют свою позицию суду, представляют доказательства или примиряются.
Установщик окон не согласился с требованиями истца и представил в суд отзыв на иск. Несмотря на большое количество страниц в отзыве, подрядчик не предоставил документы, подтверждающие его слова. Отзыв приобщили к материалам дела, но ситуацию он не изменил.
Установщик лестницы по телефону не отказывался от своего обязательства, но его не исполнил и в суд не явился.
Рассмотрение по существу. На основных заседаниях суда дело рассматривается по существу. Количество заседаний зависит от сложности дела, доказательств и явки всех сторон, экспертов и специалистов.
Установщик окон на основном заседании понял, что суд может вынести решение не в его пользу и тогда сумма долга будет большой. Поэтому предложил истцу заключить мировое соглашение и отдать деньги — 20 000 Р — прямо в зале суда.
А установщик лестницы посчитал, что суд не удовлетворит требования в заявленном размере, поэтому на мировую не пошел. Суд вынес решение в пользу истца и обязал исполнителя возместить убытки и выплатить неустойку в размере 44 000 Р , компенсацию морального вреда — 10 000 Р — и штраф за нарушение прав потребителя в размере 42 700 Р . Требования потребителя вернуть уплаченный аванс в размере 31 000 Р превратились в долг в размере 128 100 Р .
Решение суда вступает в силу через 30 дней с момента его составления. В течение месяца решение можно обжаловать. Оба моих клиента были довольны результатом суда, поэтому апелляционные жалобы мы не подавали. Подрядчики решения тоже не обжаловали.
После того как решение вступит в силу, необходимо получить исполнительный лист и начать взыскивать деньги через приставов или через банк. Если ответчик не исполнит решение суда добровольно.
Сейчас мы работаем с приставами по долгу установщика лестницы. О том, как контролировать работу приставов, Т—Ж уже писал.
Чем закончились истории
В обеих историях потребители выиграли, хотя работы так и не были выполнены.
Установщик окон вернул заказчику аванс 15 000 Р и неустойку 5000 Р . Еще до суда Роспотребнадзор привлек подрядчика к ответственности и наложил административный штраф — 10 000 Р .
В зале суда истец и ответчик пришли к мировому соглашению. Подрядчик рассудил, что ему дешевле выплатить 5000 Р неустойки. Если бы дело дошло до решения, суд взыскал бы с него компенсацию ущерба и морального вреда и штраф за невыполнение требования потребителя в добровольном порядке. Потребителю мировое соглашение тоже выгодно. Он получил наличными прямо в зале суда всю сумму сразу — 20 000 Р .
Установщик лестницы не пошел на мировое соглашение. Поэтому суд принял решение взыскать с него все положенные потребителю деньги: аванс, неустойку, компенсацию ущерба и морального вреда и штраф за неисполнение требования потребителя в добровольном порядке. Изначально потребитель просил вернуть ему лишь сумму аванса в размере 31 000 Р . По решению суда подрядчик должен отдать потребителю 128 100 Р . Долг он пока не выплатил.
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Рекомендации по написанию искового заявления в суд о взыскании денежных средств за нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) с целью защиты нарушенных прав потребителя — RSS
Рекомендации по написанию искового заявления в суд о взыскании денежных средств за нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) с целью защиты нарушенных прав потребителя
Рекомендации по написанию искового заявления в суд о взыскании денежных средств за нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) с целью защиты нарушенных прав потребителя
Статьей 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» установлено право обращения потребителей за защитой нарушенных прав в суд. Прежде чем обращаться в суд, потребитель должен попытаться урегулировать спорный вопрос в досудебном порядке. При этом необходимо помнить, что требования потребителя к исполнителю (изготовителю) о назначении новых сроков, уменьшении цены за просрочку, отказа от исполнения договора должны быть четко выражены в претензии.
Претензию необходимо составить в двух экземплярах и передать представителю исполнителя (изготовителя), при этом в экземпляре потребителя должны стоять отметка о дате принятия, Ф.И.О., должность, роспись лица, принявшего претензию. Только после получения отказа на изложенные в претензии требования либо в случае отсутствия какого-либо ответа в течение установленного срока потребитель может обратиться в суд.
Досудебное разрешение конфликта будет предпочтительно для обеих сторон по многим причинам, среди которых и длительность судебных процедур, эмоциональный и психологический дискомфорт, который стороны испытывают в суде, потеря времени и многое другое. В то время как досудебное решение возникших проблем в большинстве случаев приводит к урегулированию отношений и прояснению позиций сторон.
Потребителю при общении с исполнителем (изготовителем) как в досудебном порядке, так и в суде необходимо обратить особое внимание на то, что его целью должно быть восстановление нарушенных прав и получение соразмерной компенсации. Стремление получить материальную выгоду, желание обогатиться, как показывает практика, не приносит желаемого результата. Потребитель должен учитывать возможность принятия судом решения не в его пользу. Соответственно, перед обращением в судебную инстанцию потребителю необходимо адекватно оценивать ситуацию и предъявлять обоснованные и разумные требования.
Требования, связанные с несоблюдением сроков выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги), если при этом стало очевидным, что она не будет выполнена в срок.
Завершение выполнения работ (оказания услуг) оформляется актом либо иным подобным документом согласно ст. 720 Гражданского кодекса РФ. Наличие подписи потребителя в нем свидетельствует о его согласии со сроком и результатом работ (услуг) и об отсутствии претензий в отношении видимых недостатков. Следовательно, принятие работы (услуги) без отметки о нарушении сроков исполнения работы (оказания услуги) лишает потребителя права ссылаться на наличие просрочки, и предъявление впоследствии искового заявления по данному поводу, вероятнее всего, будет безрезультатным для потребителя.
По своей природе исковое заявление – это в определенной части та же претензия, обращенная к исполнителю (изготовителю) через посредничество суда и содержащая в обязательном порядке, помимо требований потребителя, дополнительную информацию. В исковом заявлении должны быть указаны:
- наименование суда, в который подается заявление (гражданский суд, как правило, мировой либо районный);
- наименование истца, его место жительства (согласно паспорту; дополнительно следует указать адрес для получения корреспонденции, если он отличается от адреса регистрации), телефон;
- наименование ответчика, его местонахождение, телефон. Если юридический адрес ответчика находится в ином регионе, помимо юридического адреса, указывается местонахождение подразделения (салона, отдела и т.д.);
- наименование документа «Исковое заявление о ….»;
- сумма исковых требований (материальных и нематериальных);
- в чем заключается нарушение прав и законных интересов истца, его требования (т.е. произвольное изложение ситуации с указанием, кем и в чем нарушены права потребителя, а также требования истца);
- обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства (т.е. факты, свидетельствующие о правомерности требований потребителя. Это может быть техническое заключение, экспертиза, письменный ответ исполнителя (изготовителя) и др.);
- расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм, как правило, прилагаемых к исковому заявлению на отдельном листе;
- сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, сведения об иных предпринятых для решения проблемы мерах: обращение в экспертные, сервисные организации и т.д.;
- перечень прилагаемых к заявлению документов;
- дата, подпись.
Для подтверждения информации, указанной в заявлении, истец может опираться на показания свидетелей, которых суд может пригласить по его обоснованной просьбе, а также на письменные источники – заявления, претензии, справки, запросы, акты, квитанции, счета и т.д.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) в судебном заседании каждая из сторон обязана сама доказать обстоятельства, на которые она ссылается. Если стороны не позаботятся о предоставлении доказательств, суд сам не обязан изыскивать и истребовать доказательства и, соответственно, может принять решение на основе тех доказательств, которые есть в деле. Отсутствие либо непредставление доказательств может повлечь отказ в удовлетворении требований.
При сборе доказательств следует обратить внимание на полноту и правильность оформления заказа — в квитанции, договоре, ином документе, должны быть указаны все необходимые сведения: исполнитель, заказчик, выполняемая работа (оказываемая услуга), ее характеристики, используемые материалы и т.д. Отсутствие этих сведений может повлечь вывод суда о незаключении договора и неблагоприятные для потребителя последствия, в том числе отказ в удовлетворении требований. Однако следует отметить, что ни одно из предоставляемых доказательств не является изначально приоритетным для суда. Согласно ст. 67 ГПК РФ судья оценивает все доказательства по своему собственному убеждению.
В случае неисполнения исполнителем в добровольном порядке законных требований потребителя последний имеет право требовать взыскания неустойки, а также изменить свои требования, что указывается в исковом заявлении. Согласно ст. 30 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя, предъявленные в связи с просрочкой выполнения работы (оказания услуги), должны быть исполнены в установленные сроки. Так, назначенные потребителем новые сроки выполнения работы (оказания услуги) указываются в договоре. Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. За нарушение данных сроков исполнитель уплачивает потребителю неустойку (пеню) за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена – общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен только более высокий размер неустойки (пени).
В случае нарушения новых требований в установленные сроки потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования: назначить исполнителю новый срок; поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги); отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги). Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). Среди этих убытков могут быть: расходы на юридическую помощь, причинение вреда иному имуществу потребителя и др.
Размер неустойки ограничен законом: ее сумма не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). Кроме того, с учетом ст. 333 ГК РФ суд вправе уменьшить неустойку, если ее размер явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства, поэтому истец должен быть готов к тому, что размер взысканной неустойки по исковому заявлению может быть меньше. В случае подачи нескольких претензий в отношении одного и того же предмета спора, необходимо учитывать, что требования последующей претензии погашают требования предыдущей. При этом расчет неустойки производится отдельно за неудовлетворение требований по каждой претензии (требованию).
Расчет исковых требований производится на отдельном листе, с проставлением даты его составления, подписи истца. В правом верхнем углу расчета следует указать «Приложение к исковому заявлению _________» В заголовке – «Расчет исковых требований».
Пример расчета неустойки:
С ___.____. 20__ г. (дата отказа в удовлетворении требований или истечения срока для ответа, исполнения требований) до _____._____. 20__ г. (дата подачи заявления в суд) просрочка составляет ______ дней, следовательно, размер неустойки на указанную дату составляет:
стоимость работы (услуги) х 3% х кол-во дней = ___________руб.
Так как при подаче заявления невозможно определить дату вынесения решения, в исковом заявлении следует рассчитать неустойку на дату подачи заявления. При желании увеличить размер неустойки и пересчитать ее на дату вынесения решения суда необходимо будет заявлять в суде требования об увеличении исковых требований, что приведет к возобновлению дела уже по новым требованиям.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» истец может требовать возмещения морального вреда, что также указывается в исковом заявлении. Под термином «моральный вред» понимается причинение физических или нравственных страданий действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Размер компенсации морального вреда определяется судом самостоятельно, причем сумма, определенная судом, может быть совершенно несопоставима с указанной в требованиях потребителя. В данном случае во внимание принимается тяжесть душевных и нравственных страданий истца, состояние здоровья, имущественное положение и иные факторы. Суд при определении размера компенсации морального вреда руководствуется теми обстоятельствами, на которые будет указано потребителем, следовательно, именно истец должен описать суду свои душевные страдания. Практика показывает, что потребители оценивают требования возмещения морального вреда в размере 3000-50000 рублей.
Предложенный образец может дополняться, изменяться с учетом фактических обстоятельств конкретного дела потребителя. При этом в судебном заседании истец может привести дополнительные факты, объяснения.
Для подачи заявления в суд необходимо подготовить несколько экземпляров заявления (по числу участвующих сторон), подписанных собственноручно, а также сделать копии требуемых документов, которые должны быть заверены нотариусом либо судьей при наличии его согласия.
При рассмотрении дела у судьи должны быть в распоряжении подлинники документов, которые по просьбе сторон могут быть позже возвращены с передачей судье заверенных копий в дело. Экземпляры с приложениями по числу участвующих в деле сторон и один экземпляр для суда направляются в суд по почте или передаются в канцелярию суда, на экземпляре потребителя должна остаться отметка суда о принятии заявления. Необходимо учитывать, что при выявлении каких-либо недостатков в заявлении, в том числе отсутствие каких-либо документов, сведений, неверная адресация заявления и т.д., судья выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает потребителя в определении с указанием недостатков и определением срока для их устранения. Определение направляется потребителю почтой, в связи с чем при его получении у потребителя не остается времени для исправления. Неисполнение определения об оставлении заявления без движения является основанием для возвращения заявления, после чего потребитель вновь может обратиться в суд, исправив свои ошибки.
В целях экономии времени предлагается при сдаче заявления в канцелярию суда брать номер телефона, по которому можно уточнить судьбу своего заявления и, при необходимости, подъехать в суд и на месте устранить недостатки.
В соответствии с п. 7 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» у заявителя имеется право предъявить иск по месту жительства или пребывания, по месту заключения или исполнения договора либо по общему правилу – по месту нахождения ответчика.
Имущественные споры при цене иска до 50000 рублей рассматриваются мировыми судьями.
Истцы по искам по защите прав потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины за рассмотрение искового заявления.
Как подать в суд на ип за невыполнение обязательств договора
Содержание:
- С чего начать решение проблемы?
- Что делать, если претензия о добровольном исполнении не помогла?
- Идти или не идти в суд за взысканием задолженности?
- Предварительные выводы и рекомендации
- Что делать, когда судебное взыскание долга не дало нужного результата?
Основной причиной кризиса неплатежей на внутрироссийском рынке в последнее время считается сжатие отдельных рынков товаров и услуг, закономерным итогом которого становятся разрывы в цепочках взаимоотношений между компаниями-партнерами, ведущими свою деятельность на внутреннем российском рынке.
Когда добросовестный предприниматель руководствуется только бизнес-логикой и не обращает внимания на объективные данные о состоянии коммерческого партнера, он не получает нужного встречного исполнения.
В нынешних условиях есть несколько традиционных способов возврата своих денег:
- Взыскание задолженности через суд;
- Банкротство контрагента; с руководителя и собственника компании-контрагента;
- Продажа долга профессиональному взыскателю.
Неисполнение контрагентом своих обязательств может быть вызвано разными причинами. Например, его заведомой недобросовестностью, которая не позволяет достичь необходимого бизнесу результата.
Однако в настоящее время поводом невозможности исполнения могут служить и внешние обстоятельства, к примеру, международные санкции. Из-за них у контрагента возникает финансовый разрыв, и как следствие, он не может выполнить взятые на себя коммерческие задачи.
Во всех названных случаях одна из немногих законных форм воздействия на контрагента и понуждения его к исполнению своей ответственности — судебное взыскание задолженности.
Но может сложиться ситуация, когда судебное взыскание не даст желаемого результата и приведет к дополнительным издержкам, поэтому перед тем как приступать к этому способу возврата долга, для начала надо оценить его целесообразность и понять, есть ли альтернатива судебному спору.
С чего начать решение проблемы?
Прежде всего попытайтесь урегулировать разногласия в досудебном порядке, направив требование о добровольном исполнении контрагентом своих обязательств перед вами.
Не исключено, что контрагент после получения претензии адекватно оценит перспективы и возможные потери от участия в судебном споре и решит добровольно выполнить пункты договора.
Такой вариант развития событий может показаться фантастическим, но вполне возможно, что именно страх несения дополнительных судебных издержек подтолкнет контрагента к быстрому решению вопроса.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что досудебный порядок урегулирования возникшей спорной ситуации считается обязательным перед обращением в суд с соответствующим исковым заявлением (например, п. 5 ч. 1 ст. 129 и п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).
Поэтому направление досудебной претензии — в любом случае обязательный этап урегулирования разногласий с контрагентом.
Что делать, если претензия о добровольном исполнении не помогла?
Следующий этап — судебное взыскание. Однако до сбора пакета документов необходимо реально оценить, что сулит вам судебный спор с контрагентом.
Помимо этого, ответить для себя на вопрос: есть ли смысл идти за взысканием долга в суд, если итогом может стать работа «в стол»? Ведь нужно учитывать расходы на судебное представительство, которые не будут компенсированы даже в малой их части.
Контрагент может оказаться неспособным исполнить свои обязательства даже после решения суда, и по результатам работы вам ничего не останется кроме исполнительного листа.
Чтобы судебное взыскание не стало работой «в стол», необходимо провести досудебный анализ целесообразности судебного спора с контрагентом.
Для того чтобы на основе такого анализа сделать правильные выводы, понадобится максимум информации о финансовом состоянии контрагента и его контролирующих лицах из общедоступных официальных источников (ЕГРЮЛ, Картотека арбитражных дел, официальный сайт Росстата, Росреестра и др.).
Процесс сбора данных можно упростить, воспользовавшись сервисом проверки контрагентов, который считается качественной альтернативой всем вышеперечисленным источникам, так как агрегирует всю названную информацию в одном месте и систематизирует ее в формализованный отчет.
При оценке целесообразности судебного спора не стоит ограничиваться только анализом финансового состояния вашего должника. Необходимо разумно подойти к оценке тех издержек, которые вы понесете на ведение спора в суде. Это расходы и на государственную пошлину, и на услуги судебного представителя на всех этапах судебного спора.
Идти или не идти в суд за взысканием задолженности?
Если контрагент проигнорировал претензию, то суд становится единственным вариантом для получения вами своих денег.
Обращаясь в суд, вы можете получить не только свои деньги, но и компенсировать судебные издержки (к примеру, расходы на госпошлину, услуги представителя), а также взыскать неустойку и проценты.
Этот вариант развития событий представляется идеальным, когда имущественное положение контрагента позволяет получить от него все взысканное по суду.
Когда, пройдя досудебный этап, вы поняли, что перспективы досудебного получения денег призрачны, следующим шагом будет обращение в суд. Принимая такое решение, в первую очередь необходимо руководствоваться выводами, сделанными на основании досудебного анализа.
Между тем отрицательный результат спора с точки зрения невозможности получения взысканного — тоже результат, так как наличие судебного акта о взыскании задолженности в будущем поможет избежать претензий со стороны налоговых органов.
Необходимо оценить налоговые риски для вашей компании, и если они высоки и потенциальные убытки могут превысить расходы на сопровождение процесса, то в суд идти однозначно нужно.
Актуальная судебная практика привлечения компаний к налоговой ответственности за получение необоснованной налоговой выгоды говорит о том, что в случае, если налогоплательщик не принял меры по взысканию задолженности — это один из доводов налогового органа в пользу доначисления налогов. Судами он охотно принимается «на веру».
Стоит помнить о, так называемом, стандарте обоснованного выбора контрагента, который ФНС России называет «коммерческой осмотрительностью», а в сложившейся арбитражной практике это именуется «должной осмотрительностью».
Однако если налоговые риски невысоки, когда, например, ваша компания использует упрощенный режим налогообложения, а не общий, и сумма сделки небольшая, и расходы по ней незначительно влияют на налоговую базу, то подача иска не имеет смысла, так как это длительный и дорогостоящий процесс.
В текущих кризисных условиях следует знать, что мораторий на проверки бизнеса, согласно с пп.1 п.5. ст.2 Закона о государственном контроле (надзоре), не распространяется на мероприятия налогового контроля, проводимые налоговыми органами, в соответствии с положениями НК РФ.
Предварительные выводы и рекомендации
Как известно, отрицательного результата спора, даже с точки зрения невозможности получения взысканного, можно избежать, следуя минимальному набору рекомендаций.
Чтобы оценить вероятность возврата денег через суд, рекомендуется:
- Отследить финансовое состояние компании (включая количество судебных споров и исполнительных производств);
- Проверить, находится ли ваш контрагент по известным адресам или уже закрылся, выходят ли на связь по обычным контактам руководитель и сотрудники контрагента (электронная почта, телефон), а также увольняются ли его работники;
- Посмотреть, не вносились ли изменения в ЕГРЮЛ, работает ли по-прежнему сайт контрагента и принимает ли он заявки, если вы представитесь новым клиентом и т.д.;
- Провести анализ социальных профилей лиц, принимающих от имени контрагента решения.
Эти рекомендации учитывают взаимоотношения только с теми компаниями, которые зарегистрированы на территории РФ. В отношениях с неблагонадежным партнером из иностранной юрисдикции они не подойдут.
Помимо этого, необходимо четко понимать, что именно нынешнее экономическое положение в бóльшей степени влияет на то, какой путь получения долга вы выберете дальше.
Что делать, когда судебное взыскание долга не дало нужного результата?
Если судебное взыскание не дало ожидаемого результата, то это не значит, что все потеряно.
Коммерческая практика управления долгом, кроме судебной работы с вашим дебитором, включает использование и других механизмов, понуждающих должника к исполнению своих обязательств.
Банкротное взыскание задолженности и убытков с руководителя компании
Один из вариантов, когда классическое взыскание задолженности не сработало, — банкротство вашего контрагента.
Банкротство — это такой же судебный процесс, так как для признания банкротом требуется обращение в суд. Однако следует иметь в виду, что банкротство — дорогая и долгая (не менее 18 месяцев) услуга, к тому же не гарантирует нужный результат.
Кроме того, в условиях постоянных экономических потрясений, когда Правительством РФ периодически вводится мораторий на подачу «кредиторского» заявления о банкротстве, срок на потенциальное получение своего долга отодвигается еще на 6 месяцев.
Введенный мораторий схемы по выводу имущества вашего контрагента не исцелит, как и не исцелит наступление момента его «объективного банкротства», но в последующем усложнит задачу по взысканию долга, так как к моменту отмены моратория использование банкротного способа взыскания может оказаться для вас уже не актуальным.
Между тем важно понимать, что для вашей компании, как для кредитора, инициирование банкротства, в силу специальных требований законодательства, невозможно без наличия вступившего в законную силу решения суда, которым с вашего контрагента взыскана сумма задолженности (п.2 ст.7 Закона о банкротстве), а это значит, без классического судебного взыскания задолженности вам не обойтись.
При этом сумма долга контрагента перед вами должна быть не менее 300 тыс. рублей (п.2 ст.6 Закона о банкротстве). Поэтому, прежде чем принимать решение о банкротстве, необходимо взвесить все «за» и «против», и если вы все-таки намерены идти до конца, то возможным решением станет привлечение руководителя контрагента к «внебанкротной» субсидиарной ответственности.
Привлечение руководителя или собственника вашего контрагента к «внебанкротной» субсидиарной ответственности — более короткий вариант по сравнению с классическим банкротством, но для этого нужны соответствующие основания:
- Ваш должник ликвидирован (ст. 53.1, п. 3 ст. 64.2, ст. 399 Гражданского кодекса РФ и п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО);
- Процедура его банкротства прекращена судом из-за отсутствия финансирования (ст. 57 и п.1 ст. 61.19 Закона о банкротстве).
Однако, чтобы процедура банкротства вашего контрагента была прекращена из-за отсутствия финансирования, заявление о признании банкротом компании-должника должно быть принято судом, а требования по нему должны быть признаны обоснованными.
Это значит, что в таком случае необходимо учитывать действие моратория на банкротство. Поэтому в текущих условиях привлечение к «внебанкротной» субсидиарной ответственности будет работать в усеченном варианте, когда ваш контрагент будет ликвидирован.
Путь «внебанкротного» взыскания долга немного короче, чем классический банкротный, но в любом случае его судебное сопровождение затратно при том, что нужный результат, а именно получение того, что вам должны, этот путь также не гарантирует.
Как итог, ситуация может быть аналогична той, когда вы остановитесь только на классическом взыскании дебиторской задолженности с компании-должника и, кроме как решения суда о взыскании с бывшего директора (собственника) вашего контрагента суммы долга и исполнительного листа на его исполнение, у вас также больше ничего не останется.
Продажа долга контрагента профессиональному взыскателю
Если контрагент уклоняется от исполнения требований по оплате долга, то вы можете продать (уступить) долг третьему лицу, которое будет самостоятельно сопровождать процесс взыскания.
Долг можно продать, как по классической уступке, которая предполагает его оплату с определенным дисконтом, так и через инкассо-цессию, когда долг уступается взыскателю без оплаты, но с последующим возвратом части взысканной суммы задолженности в вашу пользу за вычетом вознаграждения взыскателя.
В целом, продажа компанией долга профессиональному взыскателю — альтернатива судебному спору не только в условиях экономического кризиса, но и в обычное время. Все зависит от готовности кредитора пойти на уступки по размеру дисконта за уступаемый долг.
Использование инкассо-цессии решает главную проблему во взаимоотношениях между вами и профессиональным взыскателем — взаимное недоверие.
Приобретая долг по классической цессии, профессиональный взыскатель не застрахован от возможных злоупотреблений или мошеннических действий со стороны «продавца» долга, например, передача недействительного долга или передача долга, по которому утеряна возможность судебной защиты.
При классической продаже долга шанс получить денежные средства с минимальным дисконтом очень низкий, а при инкассо-цессии ваша компания получает возможность получения большей части от взысканного в будущем.
Механика судебного взыскания дебиторской задолженности, как и в целом вопросы управления дебиторской задолженностью, — это огромная область бизнес-практики, в которой очень много отдельных направлений.
Поэтому в отдельных случаях лучше обратиться к специалисту, обладающему соответствующими профессиональными компетенциями. Возможно, вы сэкономите не только время, но и деньги.
Фото на обложке: Shutterstock / Salivanchuk Semen
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!
Как и в какой суд можно подать на ИП
Возможностью подать в суд на ИП (индивидуального предпринимателя) владеет каждый гражданин, организация, объединение, пострадавшее в результате неправомерных действий. Отстаивать личные интересы можно самостоятельно или с помощью нанятого адвоката. При тщательной подготовке добиться положительного результата вполне реально. Прежде чем начинать судебное разбирательство, следует определить, какие именно права нарушены, в какой суд обращаться, а также установить размер понесенного ущерба. Правильные ответы на эти вопросы позволят существенно сэкономить время, деньги и усилия.
Кто может обращаться с иском. Способы подачи документов
В ситуациях, которые возникают впоследствии ведения ИП недобросовестной экономической деятельности, инициаторами судебных тяжб, как правило, становятся:
- потребители и клиенты, которые приобрели товары или воспользовались услугами;
- контрагенты, партнеры согласно заключенным сделкам, которые понесли убытки из-за ненадлежащего исполнения пунктов договора;
- работники, нанятые предпринимателем, в отношении которых были нарушены нормы трудового законодательства;
- контролирующие государственные органы за результатами проведенных проверок.
Обратиться в орган правосудия возможно несколькими способами. Первый – это подача документов в канцелярию лично или с использованием почтовых средств связи. Второй способ предполагает совершение действий через представителя с оформлением нотариальной доверенности или посредством использования услуг адвоката.
Правила подсудности
Чтобы определить, в какой суд обращаться за защитой нарушенных прав, следует исходить из правил подсудности.
Спорами, которые возникают в сфере экономической деятельности, в том числе, где стороной или сторонами является ИП, занимаются арбитражные суды. Законодательное закрепление нормы содержится в ст. 27 АПК РФ . Выбор конкретного суда зависит от следующих факторов:
- места, где был зарегистрирован ИП;
- территории, где ведется бизнес.
Потребитель, который пострадал в результате неправомерной деятельности предпринимателя, обращается с исковым заявлением в судебный орган по месту:
- постоянного или временного проживания ответчика;
- пребывания или жительства заявителя;
- подписания или выполнения договора.
Право выбора принадлежит истцу. Правила подсудности потребительских споров закреплены в ст. 17 профильного закона «О защите прав потребителей».
Рассмотрение отдельных категорий дел может определяться принципом исключительной подсудности. Например, обращаться с иском к предпринимателю за нарушение трудового законодательства следует в районный судебный орган.
Причини подачи иска
Подать в суд на ИП, как и на любую организацию или физическое лицо, можно путем составления соответствующего иска. Главную часть грамотного заявления о защите прав формирует описание оснований обращения и аргументация.
Законодательство России закрепляет правила организации и ведения бизнеса на разных его этапах, начиная оформлением трудовых отношений с наемными сотрудниками и заканчивая заключением договоров с контрагентами и реализацией товаров и услуг.
Анализ судебной практики показывает, что чаще всего с иском к ИП обращаются за невыполнение обязательств, предусмотренных нормативными актами:
- о потребительских правах;
- по защите персональных данных;
- по соблюдению стандартов здравоохранения;
- по соблюдению правил безопасности труда и трудовых отношений;
- по финансовым вопросам и взаимодействию с банками и кредитными учреждениями.
Что касается потребителей и их прав
Наиболее распространенные – иски к ИП в связи с несоблюдением правил, установленных государством для защиты потребителя. Любая коммерческая деятельность нацелена на клиента. Однако ситуации, при которых на первое место выходит прибыль, а не качество предоставляемых услуг, случаются часто.
Основанием для начала судебного процесса может послужить:
- продажа некачественного товара или услуги, которая не соответствует описанным параметрам;
- осуществление расчетных операций с допущением ошибок, что привело к финансовым убыткам покупателя или контрагента;
- отказ предоставить гарантийное обслуживание, на которое имеет право потребитель согласно условиям договора.
Соблюдение стандартов здравоохранения
Предприниматель обязан следить за тем, чтобы реализуемая им продукция соответствовала установленным санитарным и экологическим нормам. Правонарушения в этой сфере характеризуются повышенной социальной опасностью, поскольку в случае несоблюдения обязательных правил существует угроза для здоровья и жизни человека.
Варианты неправомерного поведения ИП:
- реализация опасной, токсической продукции;
- несоблюдение санитарных правил при предоставлении услуг;
- продажа алкогольных напитков и табачных изделий лицам моложе 18 лет;
- игнорирование требований относительно необходимого медосмотра и наличия санитарной книги для наемных работников, когда вид деятельности этого требует.
Защита персональных данных
Нарушение норм по защите персональных данных также служит достаточным основанием для обращения за судебной защитой.
Предприниматель будет отвечать за нанесенный ущерб в случаях:
- получения конфиденциальной информации о клиентах, контрагентах, партнерах неправомерным путем, а также дальнейшее использование этих данных в целях, не предусмотренных сделкой;
- незаконного распространения информации с персональными данными;
- нарушения порядка надлежащего хранения бумажных или электронных носителей с личными данными.
Споры в сфере трудового законодательства
Работники, которые оформили трудовые отношения с предпринимателем, вправе подать иск, если работодатель допустил нарушения:
- порядка предоставления и оплаты отпусков, больничных, начисление и выплату заработной платы;
- правил оформления приема на работу и увольнения;
- требований к безопасности обустройства рабочего места.
Недобросовестная финансовая деятельность
В список правонарушений в сфере финансовых операций входит:
- нарушение условий кредитных договоров;
- нецелевое использование предпринимателем личного расчетного счета;
- получение кредита путем предоставления банку неправдивой информации.
Оформление искового заявления
При написании иска необходимо придерживаться общего делового стиля. Текст должен быть лаконичным, простым и четким. Лучше избегать абстрактных размышлений, предположений, которые невозможно подкрепить фактами.
Иск составляется в письменной форме с соблюдением общих правил оформления процессуальных документов. Грамотно написанное исковое заявление обязательно включает три блока:
- вступительная часть;
- информационная или основная часть;
- заключительный блок.
Во вступительной части следует отметить полное название и адрес судебного органа, а также реквизиты сторон. В обязательном порядке указывается фамилия, имя и отчество или полное наименование истца и ответчика, адреса места жительства или регистрации, номера телефонов и другая известная информация.
Основная часть начинается с указания названия документа – «Исковое заявление». Тело иска должно содержать информацию о том, какие права заявителя нарушены, содержать ссылки на статьи законов, кодексов и других нормативных актов. Важно четко сформулировать претензии и дать подробный перечень требований, предъявляемых к ответчику. Отдельно необходимо акцентировать внимание на вопросе о возмещении понесенных потерь.
В заключении проставляется подпись заявителя и дата составления документа, описание добавленных бумаг.
Если истец владеет информацией об адресах свидетелей, номера телефонов, это можно указать в тексте с пометкой «Дополнительно».
При условии соблюдения предусмотренных правил суд примет поданное заявление и назначит дату и время заседания. Для успешного результата важно лично участвовать в процессе или обеспечить явку уполномоченного представителя. Если дело будет выиграно, предпринимателю придется выполнить принятое решение. В случае вынесения судьей отказа в удовлетворении иска, единственным вариантом защиты является обращение с апелляцией.