Как избежать налоговых рисков и защититься от проверок ФНС
Деятельность любой компании связана с клиентами и поставщиками, а значит сопряжена с определенными рисками. Но если в работе с клиентами эти риски носят только коммерческий характер, то сотрудничество с поставщиками может повлечь и коммерческие, и налоговые проблемы.
Какие риски возникают при работе с клиентами
Допустим, есть компания, которая занимается продажей окон. Если она работает по принципу постоплаты, то с коммерческими рисками она сталкивается постоянно. Например, она отгрузила товар клиенту, а деньги не получила. В итоге осталась и без товара, и без денег. В этом случае стопроцентная предоплата полностью защитила бы её от неблагоприятных последствий коммерческого характера, так как деньги ей поступили бы еще до отгрузки товара.
В то же время работа с клиентами никак не связана с налоговыми рисками. Налоговая не будет проверять ваших клиентов и предъявлять вам претензии. Исключение составляет только встречная налоговая проверка, когда вами могут заинтересоваться в рамках проверки цепочки поставщиков.
Какие риски возникают при работе с поставщиками
В случае с поставщиками всё сложнее: в определенный момент могут возникнуть и коммерческие, и налоговые риски. Типичная ситуация: ваша компания заказала товар, заплатила за него деньги, но ничего не получила. Вы потеряли деньги и столкнулись с коммерческими рисками.
Но даже если бы вы работали по предоплате, к вам могут возникнуть вопросы со стороны налоговых органов. ФНС нередко лишает компанию права вычета НДС по сделке, и она, по сути, теряет возможность поставить сумму сделки в расходы, доначислить НДС, налог на прибыль. Плюс к этому добавляются штрафы, пени. А в случае выездной налоговой проверки помимо конкретной сделки проверяют еще и другие.
Последствия коммерческих и налоговых рисков
Когда компания отгружает товар, но не получает за него оплату, она лишается части оборотных денег. Для небольшого бизнеса, у которого нет запасов, такие «сбои» могут оказаться критическими. Теряя деньги, он не может продолжать коммерческую деятельность, а значит перестает выполнять свои обязательства.
Чтобы при заключении сделки избежать потери денег и товара, а также снизить риск попадания под санкции ФНС, нужно проверять контрагентов. Особый интерес к компании со стороны налоговой повышает также репутационные риски — с ней никто не хочет сотрудничать.
Методика проверки контрагентов во многом зависит от размера бизнеса и целесообразности. Проверять можно как в простом режиме — просто скачать с сайта ФНС выписку по контрагенту и проанализировать её, так и комплексно — организовать в компании службу безопасности, отдел кредитного контроля, юридическую службу. Очевидно, что второй вариант больше подходит крупным компаниям, так как подразумевает серьезные затраты.
Небольшому бизнесу, который заинтересован в том, чтобы проверять контрагентов, важно максимально сократить ресурсы на эту работу.
Почему нужно проверять поставщиков
Не все компании в полной мере осознают необходимость проверки поставщиков. В то же время есть несколько законодательных принципов, которые обязывают все организации это делать. И неважно, работают ли они с НДС или применяют УСН.
В-третьих, ст. 54.1 НК РФ озвучила критерии, которыми налоговая должна руководствоваться при проверке компаний.
До определенного периода немаловажен был и принцип должной осмотрительности. Предполагалось, что компания с целью проверки контрагента может использовать открытые источники информации и профессиональные сервисы, скачивать необходимые отчеты и выписки из ЕГРЮЛ. В случае, если ФНС в результате проверки имеет к ней претензии, она лишает компанию вычета, доначисляет налоги, начинает арбитражное дело. Если компания не согласна со штрафами, она подает в суд. В свою очередь суд руководствовался фактами, что на момент заключения сделки компания, проверив своего контрагента-поставщика, посчитала его благонадежным, то есть убедилась, что рисков в сотрудничестве с ним нет. Суд нередко становился на сторону компаний и отказывал в требованиях ФНС.
Но в 2017 году ситуация поменялась. Понятия должной осмотрительности и недобросовестности налогоплательщика устарели. Сейчас при проверке поставщика необходимо убедиться, что он осуществляет реальную финансово-хозяйственную деятельность и сможет самостоятельно исполнить обязательство по сделке.
Таким образом, сейчас компании нужно иметь доказательства следующих фактов.
1. Договор выполняется тем лицом, с которым заключен
Например, компания «Ромашка» заключила с компанией «Лютик» договор о том, что обеспечит ей поставку стекол для окон, которые она производит. Но если по факту стекла привезла не компания «Ромашка», а компания «Василек», и в договоре или в акте это не указано, то возникнут большие проблемы.
Напротив, если по документам прописано, что поставщиком является субподрядчик, и у вашего контрагента заключен договор с ним, то у налоговой не возникнет вопросов.
2. Сделка реальная
При необходимости компания должна быть готова представить переписку, коммерческое предложение, критерии, по которым она выбрала конкретного поставщика.
ФНС точно покажется подозрительной ситуация, когда компания, осуществляющая деятельность, например, на Камчатке, заказывает оконные стекла в Московской области. С точки зрения налоговой такая сделка необоснованная: на транспортировку явно уходит много денег, значит, компания ставит себе это в расходы и платит меньше налогов. В процессе проверки налоговая сравнит цены, по которым компания покупала стекла в Московской области, посмотрит, какие поставщики работают на Камчатке, и задаст вопросы.
3. Основная цель сделки не состоит в неуплате или возврате суммы налога
То есть сделка заключалась ради «здоровой» прибыли, а не для того, чтобы обмануть налоговые органы.
4. По договору поставщик ведет материально-хозяйственную деятельность, способную обеспечить выполнение условий договора
Формируя налоговую базу, ФНС собирает доказательства. Часто она смотрит, могла ли компания-поставщик в принципе выполнить условия договора: есть ли у нее необходимые для этого материалы, склады, персонал и т.д. Если нет, то сделку могут посчитать фиктивной.
Как возникают дела о налоговых правонарушениях
Если в сданной декларации налоговая нашла расхождения, директора компании могут вызвать на допрос или опрос, чтобы разобраться в конкретных сделках. Если он соглашается с претензиями, то компании доначисляют сумму. Вдобавок к этому ФНС может запустить проверку и по другим сделкам.
При возникновении арбитражного дела специалисты налоговой будут не просто доказывать факт, что конкретная сделка была фиктивной, — они будут доказывать умысел. Их задача — убедиться, что контрагент является добросовестным лицом и ведет реальную деятельность.
При этом неважно, платит ли контрагент, с которым вы заключаете договор, налоги. Важны четыре критерия, перечисленные выше.
Как происходит лишение права на вычет по НДС
Основной риск, который возникает при налоговой проверке, — это лишение компании права на вычет по НДС. Но, чтобы оценить этот риск, надо понять, что такое НДС.
Допустим, ООО «Ромашка» производит товар, который стоит 100 руб. Когда компания его продает, то к этой сумме добавляется 20 руб. НДС. Стоимость товара в итоге составляет 120 руб. Именно за эту сумму у нее покупает товар следующее юрлицо — ООО «Василек». В свою очередь «Василек» продает этот товар физлицу, например, за 200 руб. И к этой сумме добавляется НДС в размере 40 руб. Таким образом, физлицо покупает товар уже за 240 руб.
«Василек» должен заплатить в бюджет налог (НДС) — 40 руб. Но этот товар изначально приобретался им за 120 руб., из которых 20 руб. НДС уже было уплачено «Ромашкой». Если «Василек» заплатит 40 руб. и «Ромашка» 20 руб., то ФНС в итоге получит 60 руб., а должна — 40 руб.
Поэтому, когда в конце отчетного периода «Василек» подает в налоговую декларацию, то он указывает в ней, что должен уплатить не 40 руб., а 20 руб. НДС. Остальные 20 руб. он заявит на вычет.
Когда налоговая лишает компанию права на вычет НДС, она, по сути, лишает её возможности поставить определенную сумму, полученную в результате сделки с поставщиком, на вычет. И так по каждой сделке.
Какие налоговые преференции и льготы есть у компаний
Каждая компания имеет немало преференций, но в данном случае остановимся на следующих:
- право на вычет по НДС;
- расходы по налогу на прибыль.
Со своей прибыли компания обязана уплачивать налог 20 %. Под прибылью следует понимать то, что остается после вычета расходов из доходов. Если ИП или компания применяет УСН, то вместо 20 % платит 6 % с доходов или 15 % с разницы доходов и расходов.
Чем опасно лишение права поставить сделку в расход
Когда ФНС решает, что сделка на 1 млн руб., которую вы заключили с поставщиком, недействительна, она заявляет о том, что вы не имеете права поставить эту сделку в расход.
Чтобы понять, как это бьет по экономике компании, рассмотрим такой пример: допустим, доход вашей компании составил 10 млн, затраты — 1 млн руб., и если вы не сможете поставить в расходы сделку с поставщиком на 1 млн руб., то сумма налога будет больше на 200 000 руб.
Помимо этого на сумму накладываются штрафы и пени. Штраф платится с суммы налога, которую вы должны доплатить (НДС и налог на прибыль).
Согласно ст. 122 НК РФ, если налоговики доказывают умысел, то штраф составляет 40 % от неуплаченной суммы налога. Если деяние расценивается просто как неуплата или неполная уплата суммы налога, то 20 %.
На сумму неуплаченного налога начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (5,5 %) за каждый день просрочки со срока уплаты налога. А поскольку вы не начислили эти деньги вовремя в бюджет, на них начисляют пени за каждый день просрочки.
В каких случаях суд возбуждает уголовное дело
Если налоговая доказывает умысел в заключении сомнительной сделки, то в отношении руководителя предприятия может быть возбуждено дело по одной из статей УК РФ: ст. 199 за неуплату налога в крупных размерах или ст. 159 за мошенничество.
Как налоговая строит доказательную базу
При проведении камеральных проверок по НДС налоговая использует специальную программу АСК НДС. Она сопоставляет данные по одной операции, и в случае, если они не совпадают, формируется автоматическое требование по разрыву, который сигнализирует о завышении налоговых вычетов покупателем или занижении суммы налога к уплате продавцом. По таким требованиям осуществляются мероприятия налогового контроля по всей цепочке контрагентов. Система АСК НДС показывает низкий, средний и высокий налоговый риск, они имеют цветовые обозначения.
Имея на руках информацию о компаниях из системы АСК НДС, сотрудники налоговой службы используют профессиональный сервис по проверке юрлиц, например, Контур.Фокус, и дальше уже подробно смотрят информацию о заинтересовавшем их налогоплательщике.
Экономьте время на оценке надежности компании и снижайте коммерческие и налоговые риски по сделке.
В центр внимания инспекторов могут попасть компании, которые не проявили должную осмотрительность и отнеслись к проверке контрагента формально.
В рамках проверки налоговая может вызвать директора компании на допрос. В Письме ФНС РФ от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ приводится перечень вопросов, которые помогают сотрудникам ФНС прояснить ситуацию по сделкам. Один из важных вопросов — существуют ли в организации документы, регламентирующие процесс проверки контрагентов?
Как с помощью Фокуса трактовать информацию о контрагенте
В процессе мониторинга клиента или поставщика в Фокусе важно оценить коммерческие риски, которые могут возникнуть в случае сотрудничества с ним.
Задача заключается в том, чтобы не потерять деньги. Хотя коммерческие и налоговые риски сильно пересекаются.
Фокус позволяет увидеть признаки финансово-хозяйственной деятельности. Важно убедиться в том, что компания «живая», то есть она функционирует.
Оценить финансовое состояние помогут следующие индикаторы.
- (вероятность банкротства).
- Наличие денег для выполнения обязательств. Обратите внимание на размер уставного капитала: чем он больше — тем лучше. Размер уставного капитала указывает на то, какую сумму способна выплатить компания в случае банкротства или ликвидации. Если речь идет о нескольких тысячах, то стоит насторожиться.
- Уплата налогов. Само по себе наличие задолженности не говорит о недобросовестности поставщика, но является сигналом, на который стоит обратить внимание.
- Размер краткосрочных и долгосрочных кредитов и доля дебиторской задолженности. Если в прошлом году компания была закредитована и имела высокую дебиторскую задолженность, то через год вряд ли у нее резко всё наладится.
- Наличие периодически выигрываемых и исполняемых государственных контрактов. Можно сравнить суммы по госконтрактам, которыми оперирует организация, с суммой по вашему контракту. Если суммы сопоставимы, то риск ниже, чем если сумма вашей сделки в десяток раз превышает обычные сделки компании. Кроме того, когда компания принимает участие в госконтрактах по 44-ФЗ, она проходит проверку. При этом важно обращать внимание именно на исполненные, а не просто на заключенные госконтракты. Если компания выиграет тендер и не исполнит его, то может попасть на три года в Реестр недобросовестных поставщиков. с удовлетворительным уровнем выручки и чистой прибыли.
- Среднесписочная численность сотрудников должна быть адекватна деятельности компании. Если в компании работает мало людей, а работы по договору предполагают наличие большого штата, то это повод задать поставщику вопрос, как он планирует исполнять свои обязательства. Возможно, он заключает договор с другим юрлицом и передает ему часть работ по договору.
- Договоры лизинга. Если компании предоставляли машины или оборудование в лизинг, значит, её проверял лизингодатель и тот был готов к рискам, которые могут возникнуть при сотрудничестве. в качестве истца. Стоит обратить внимание на суммы, чтобы понять, попадает ли ваша сделка в категорию «рядовых». Не лишним будет ознакомиться с самими арбитражными делами и посмотреть, как ваш поставщик строит свою защиту по делам в качестве ответчика. Вполне возможно, что он ничего не платит до тех пор, пока с ним не начинают судиться. (ТПП). Вступление в ТПП предполагает членский взнос. Кроме того, компании нужно пройти комиссию, которой придется доказывать реальное ведение хозяйственной деятельности и предоставить стратегию развития предприятия на несколько лет вперед. Такая проверка проводится регулярно.
- Действующие сертификаты и декларации. Их наличие может свидетельствовать о том, что на реальное место ведения бизнеса приезжали специалисты, и тот товар, который должен быть сертифицирован или задекларирован, проверялся на месте. . Лицензии также выдаются по месту работы предприятия после проверки.
- Товарные знаки. На их получение нужно потратить и время, и деньги. Если они есть, значит, компания серьезно относится к делу.
- Завершенные плановые проверки. Проверяющий орган выезжает на фактическое место работы компании, что также является косвенным признаком ведения компанией материально-хозяйственной деятельности.
- Открытые и архивные вакансии. Свидетельствуют о кадровых масштабах компании, её деятельности — если она набирает персонал, следовательно, развивается, расширяется, открывает новые направления. : руководство имеет дисквалификацию и не может занимать руководящие должности; руководитель или учредитель могут быть номинальным руководителем или владельцем многих других фирм; по юридическом адресу компания не найдена; адрес регистрации может быть массовым; есть задолженность перед ФНС более 1 000 руб.; компания не сдает налоговую отчетность более года.
Обратите внимание на то, что все перечисленные факторы не имеет смысла рассматривать по отдельности. Зато в комплексе они складываются в целостный портрет. И чем больше информации о компании вам удалось собрать, тем проще оценить риск сотрудничества с ней. Напротив, если по компании нет никакой информации, это повод задать контрагенту уточняющие вопросы, возможно, встретиться с ним лично у него в офисе или на производстве, запросить дополнительные документы.
Как избежать выездных налоговых проверок
Целью проведения выездных налоговых проверок является проверка правильности исчисления и полноты уплаты налогов в бюджет. Чтобы защитить компанию от визита налоговиков, нужно предусмотреть несколько важных моментов.
1. Комплексный анализ сведений о контрагентах
Нужно обращать внимание на ключевые индикаторы, которые были перечислены выше, и анализировать их в комплексе. Для компании, как для пользователя сервиса по проверке контрагентов, важно, чтобы инструмент не просто выдавал как можно больше информации, но и удобно её систематизировал. Иначе вам будет сложно с ним работать. Удобство и простота пользования особенно важны для малого и среднего бизнеса, у которых ограничены ресурсы на такие задачи.
2. Регламент проверки
Любой сервис по проверке контрагентов — это инструмент. И чтобы им пользоваться, нужно настроить процесс. Для этого нужен регламент — документ, который подробно расписывает процесс проверки. Он позволит организовать сам процесс, назначить ответственных, снизить риски работы с контрагентом, нивелировать человеческий фактор. При наличии регламента компании значительно проще доказать налоговой свою правоту.
В регламенте нужно прописать:
- от какой суммы сделки вы начинаете проверять компанию;
- кого вы проверяете — клиентов, поставщиков или и тех и других;
- какую информацию вы по ним смотрите.
Кроме того, должен быть назначен ответственный за проверку. Если в компании нет регламента, по умолчанию ответственным за заключение сделки и проверку контрагента является директор. И если ФНС придет с проверкой, то задавать вопросы она будет именно ему.
3. Отчет о проверке
По итогам проверки контрагентов нужно составлять отчеты и хранить их в электронном виде и на бумажном носителе.
В целях соблюдения ст. 54.1 НК РФ желательно иметь организованный процесс проверки контрагента. Если его нет, то налоговая будет доказывать умысел.
Введение регламента также позволяет систематизировать процесс проверки. Если этим занимается бухгалтер, то на основании регламента он будет приносить директору отчет. То есть он сможет показать, на основании чего было принято решение работать с конкретной компанией.
Нужно понимать, что отчет — не панацея от проверок ФНС. Но если так случилось, что компания плохо оценила контрагента и на пороге появилась ФНС, то собранная доказательная база позволит показать отсутствие умысла в действиях компании и защититься от штрафа.
Нужно ли проводить тотальную проверку всех контрагентов? Глубина проверки контрагента должна зависеть от суммы сделки. Чем больше сумма контракта и выше риски в условиях, тем тщательнее должна быть проверка. И наоборот, при покупке канцтоваров на несколько тысяч рублей можно ограничиться базовым комплектом уставных документов и экспресс-отчетом из профессионального сервиса.
Меры по снижению рисков
- Внедрите регламент проверки.
- Выстроите процесс проверки и определите, кто и за что отвечает.
- Организуйте хранение отчетов в электронном и бумажном виде.
- Будьте готовы к проверкам через 3, 5 и 10 лет. По налоговым проверкам срок давности составляет 3 года. Если возбуждено уголовное дело (например, в цепочке контрагентов выявляется схема хищения), то налоговая, распутывая цепочку, может выйти на вас и начать задавать вопросы. Срок давности по таким делам — 5 лет. Если уголовное дело особо тяжкое, то 10 лет.
Получается, что фактически организация должна знать, что происходило по сделкам за 10 лет. Не стоит забывать и о таком явлении, как субсидиарная ответственность. Директор может заключить договор, а позже уволиться. Но в течение трех лет его вправе вызвать на допрос по сделкам, к которым возникли вопросы за период его руководства. Поэтому, заключая договор с контрагентом, всегда готовьте себе «подушку безопасности».
Андрей Веселов, руководитель направления развития продаж в компании СКБ Контур
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Система внутреннего контроля для налогового мониторинга. С чем поможет 1С
Управление рисками практикуется в большинстве крупных предприятий и регламентируется различными структурами, например, Кодексом корпоративного управления, разработанным Центральным банком. Предприятия формируют и утверждают документ «Положение об СВК», или «Политику внутреннего контроля», которое публикуется для инвесторов.
Учет рисков бизнеса может относиться к различным областям, например, политические риски, репутационные, риски ликвидности и т.д.
А в данной статье мы поговорим об управлении рисками в целях налогового мониторинга. Теории – минимум, практики в 1С – максимум!
Что такое СВК
Требования к организации системы внутреннего контроля участников налогового мониторинга вступили в силу в 2017 году и с тех пор совершенствуются. На 2022 год актуальный документ Приказ ФНС № ЕД-7-23/518@ от 25.05.2021 (далее по тексту – Приказ № 518)
Система внутреннего контроля (СВК) — это комплекс процедур и методов, действующих в компании и направленных на соблюдение актуального законодательства, защиту собственных активов и информации, подготовку достоверной и корректной бухгалтерской и финансовой отчетности, выявление и устранение ошибок как в учетных записях, так и во внутренних процессах компании в целом.
С момента перехода на налоговый мониторинг и до его окончания, если налогоплательщик примет решение вернуться на классический режим взаимодействия с ФНС, предприятие должно вести учет рисков, контрольных процедур и отчитываться в налоговый орган ежеквартально.
Положение о системе внутреннего контроля должно содержать:
Цели и задачи системы внутреннего контроля;
Компоненты и принципы внутреннего контроля;
Перечень участников процесса внутреннего контроля и их функции;
Основные этапы процесса системы внутреннего контроля;
Перечень рисков и контрольных процедур;
Оценку эффективности системы внутреннего контроля;
Термины и определения.
Какие бывают риски. Терминология
Налоговый риск — это возможность наступления неблагоприятного события, в результате которого организация, принявшая то или иное решение в области налогообложения, может потерять или не получить ресурсы, утратить возможную выгоду или понести финансовые либо репутационные убытки. Проще говоря, налоговые риски угрожают организации штрафами, пенями, потерей репутации на рынке, а в некоторых случаях и уголовной ответственностью.
Риски могут быть различные, например, занижение доходов или налоговой базы, завышение расходов, неправомерное применение льготы и другие. Риски классифицируются по виду налога, категории, направлению риска и так далее.
Контрольная процедура — действие, позволяющее исключить или снизить вероятность реализации риска или предотвратить его последствия.
Перечень контрольных процедур предприятие формирует самостоятельно на основе анализа причин возникновения рисков и оценки их последствий. Описание контрольных процедур должно содержать характеристики, квалификацию и порядок их проведения.
Инцидент — реализация риска.
Реакция на инцидент — действие, нацеленное на исправление негативной ситуации, к которой привела реализация риска.
Мероприятие — обобщенный термин для контрольных процедур и реакций на инциденты.
Отражение рисков в учетной системе
Подсистема «Управления рисками» представлена в трёх программных продуктах 1С:
Конфигурация 1С
Расположение в разделе
1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО (далее – 1С:НМ)
1С:Управление холдингом (далее – 1С:УХ)
1С:ERP. Управление холдингом (далее – 1С:ERP. УХ)
Подсистема «Управление рисками» идентична во всех трёх тиражных решениях, соответствует основным требованиям Приказа № 518 и позволяет:
выполнить общие требования, предъявляемые к системе внутреннего контроля и управлению рисками;
вести учет рисков и контрольных процедур в соответствии с требованиями ФНС России;
формировать и отправлять отчеты, утвержденные ФНС России;
анализировать информацию по рискам и СВК.
Основные процессы подсистемы «Управление рисками»:
Планирование и регистрация контрольных процедур по предупреждению рисков;
Планирование реакций на инциденты — мероприятий для минимизации ущерба от инцидентов реализации рисков;
Регистрация инцидентов и реакции на них;
Анализ информации о рисках, контрольных процедурах, инцидентах;
Заполнение и отправка регламентированной отчетности.
Стоит обратить внимание на то, что в конфигурациях 1С:УХ и 1С:ERP. УХ есть отдельный раздел «Управление рисками», он относится к рискам бизнеса. Тем не менее, справочники «Риски», «Контрольные процедуры», «Инциденты» и «Реакции на инциденты» едины как для рисков бизнеса, так и для рисков налогового мониторинга.
Рисунок 1. Управление рисками в разделах 1С:УХ и 1С:ERP. УХ
Как видно по рисунку 1, подсистема управления рисками для бизнеса содержит гораздо больше видов данных, которые не требуются для учета налоговых рисков. А в подсистеме раздела «Корпоративные налоги» справочники содержат только элементы, предназначенные для налогового мониторинга. Поэтому пользователю, как правило, удобнее использовать данный вариант для работы.
В статье рассмотрен функционал на примере 1С:НМ.
В первую очередь необходимо заполнить справочник «Риски» списком рисков, утвержденных в положении об СВК вашей организации.
Риски
Навигация: Налоговый мониторинг / Управление рисками / Риски налогового мониторинга
Рисунок 2. Форма справочника «Риск», основные данные
Закладка «Основные данные»
Вероятность, оценка последствий, класс ущерба и уровень риска заполняются в соответствии с утвержденными в Положении об СВК конкретного предприятия (п. 5.13. главы V. Выявление рисков Приказа № 518).
1. По кнопке «Шестеренка» открывается форма настройки матрицы рисков. Необходимо настроить её в соответствии с утвержденной матрицей в «Положении об СВК» предприятия.
Рисунок 3. Матрица установки уровней риска
Справочник «Категории ущерба» также можно открыть отдельно: Налоговый мониторинг / Управление рисками / Категории ущерба
Рисунок 4. Настройка категории ущерба
2. Внимание! Важно установить флаг «Учитывать в налоговом мониторинге», для того чтобы риск попал в регламентированный отчет.
Область риска. Например, занижение доходов, завышение расходов или убытков. Закрытый перечень соответствует приложению № 21 к Приказу № 518;
Направление риска – соответствует приложению № 20 к Приказу № 518;
Код налога – соответствует приложению № 22 к Приказу № 518;
Категория риска: общие или отраслевые риски (п. 8.2 главы VIII. Представление информации о рисках Приказа № 518);
Описание – выводится в отчет «Риски организации, идентифицируемые в целях налогового мониторинга».
Рисунок 5. Форма справочника «Риск», дополнительно
Тип контекста – справочник, заполняется самостоятельно.
Источник контекста – доступен выбор любого типа данных системы.
Источник риска – справочник.
ЦФО (центр финансовой ответственности) – справочник «Организации».
Рисунок 6. Форма справочника «Риск», причины и последствия
Закладка «Причины и последствия»
Текстовые поля в регламентированные отчеты не выводятся.
На основании Риска доступно создание Инцидента и Мероприятия.
Инциденты
Навигация: Налоговый мониторинг / Управление рисками / Инциденты
Рисунок 7. Форма справочника «Инцидент». Данные об инциденте
Закладка «Данные об инциденте»
При создании на основании Риска основные поля заполняются автоматически.
Необходимо заполнить описание инцидента и оценку прогнозного ущерба.
Рисунок 8. Форма справочника «Инцидент». Реакции на риск
Закладка «Реакции на риск»
Доступно добавление нескольких мероприятий.
Контрольные процедуры
Навигация: Налоговый мониторинг / Управление рисками / Контрольные процедуры
Для планирования контрольных процедур нужно создать шаблон мероприятия с видом «Контрольные процедуры», и на его основании создавать мероприятия с соответствующим видом.
Рисунок 9. Шаблоны и мероприятия «Контрольные процедуры»
Создание шаблона контрольной процедуры
Рисунок 10. Шаблон мероприятия «Контрольная процедура». Основное
В шапке необходимо установить флаг «Учитывается в налоговом мониторинге», при необходимости — «Отслеживать прогресс выполнения», «Использовать контроль затрат» и «Контролировать последовательность действий».
На закладке «Основное» необходимо заполнить все предлагаемые реквизиты.
Реквизит «Направление выявления рисков» отображается только при установленном флаге «Учитывается в налоговом мониторинге».
Рисунок 11. Шаблон мероприятия «Контрольная процедура». Стадии
На закладке «Стадии» заполняется список стадий и длительность в днях. Прогресс выполнения может быть заполнен вручную либо рассчитан автоматически с помощью команды «% Пропорционально»
Рисунок 12. Справочник «Стадии мероприятий»
Рисунок 13. Настройка стадии мероприятия
Стадии мероприятия – это справочник. В нём настраивается длительность в днях, возможность прикреплять файлы и итоговый документ. В табличной части можно настроить тип итогового документа из системы. Представление документа заполняется автоматически с возможностью ручной корректировки.
Также доступна возможность добавить текстовое описание.
Создание контрольной процедуры на основании шаблона
Рисунок 14. Форма документа «Контрольная процедура». Основное
На основной закладке необходимо заполнить наименование контрольной процедуры, ЦФО, организацию, период проведения и затраты.
Рисунок 15. Форма Контрольной процедуры. Стадии
На закладке «Стадии» автоматически заполняется список стадий, настроенных в шаблоне. Необходимо указать даты начала и окончания каждой стадии.
В правой части формы отображаются поля для ввода информации о выбранной стадии. Если в настройке справочника «Стадия» установлена возможность присоединять файлы и документы, то будет доступна табличная часть «Вложения».
На закладке «Описание» – поле для текстового описания мероприятия.
На закладке «Участники» – список пользователей, участвующих в мероприятии.
На закладке «Результаты» заполняются результаты мероприятия и предписание, а также пользователь, ответственный за мероприятие.
Реакции на инциденты
Навигация: Налоговый мониторинг / Управление рисками / Реакции на инциденты
Для планирования реакций на инцидент нужно создать шаблон мероприятия с видом «Реакция на инцидент» и на его основании создавать мероприятия с соответствующим видом.
Создание шаблона реакции на инцидент
Рисунок 16. Шаблон мероприятия «Реакция на инцидент». Стадии
Настройка стадий реакций на инцидент соответствует настройке стадий контрольных процедур.
Рисунок 17. Шаблон мероприятия «Реакция на инцидент». Принадлежность
На закладке «Принадлежность» заполняются риски, к которым относится данный инцидент.
Создание реакции на инцидент на основании шаблона
Рисунок 18. Форма документа «Реакция на инцидент». Основное
В шапке документа необходимо заполнить контекст – инцидент.
На закладке «Основное» заполняется наименование, тип реакции – справочник, период проведения мероприятия, фактические и плановые затраты.
Закладки «Стадии», «Описание», «Участники» и «Контексты» заполняются аналогично документу «Мероприятие» с видом «Контрольная процедура».
Информационные системы
Навигация: Налоговый мониторинг / Управление рисками / Информационные системы
Рисунок 19. Список информационных систем
Справочник используется в мероприятиях и необходим для регламентированных отчетов.