Главное в 44-ФЗ для начинающих
Государственные закупки — крупный рынок для поставщиков. В 2018 году в Единой информационной системе закупок были опубликованы госзакупки общим объемом более 8 трлн руб., из которых более 1 трлн руб. отдано малому бизнесу.
Проведение госзакупок регулирует федеральный закон № 44 «О контрактной системе». В нем прописаны все правила проведения закупочной процедуры: от ее планирования, размещения в ЕИС до выполнения всех обязательств по контракту.
Кто может участвовать в госзакупках
В закупках по 44-ФЗ заказчиками являются государственные и муниципальные органы и учреждения, бюджетные организации. Участником госзакупок может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.
Участвовать в закупках не могут организации, ИП или физлица, которые:
- Находятся в процессе ликвидации, на стадии банкротства или конкурсного производства.
- Имеют задолженность более 25% от балансовой стоимости активов.
- Имеют судимость за экономические преступления по ст. 289, 290, 291, 291.1 УК РФ.
- Привлечены к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ (дача взятки) в течение двух лет до момента подачи заявки.
- Имеют конфликт интересов с заказчиком или другим участником закупки (близкие родственные связи).
- Являются офшорной компанией.
- Входят в реестр недобросовестных поставщиков.
- Подпадают под ограничения для участия в закупках, которые установило Правительство РФ.
Участник должен подтверждить, что может участвовать в госзакупке и не относится ни к одному из требований выше, на каждой электронной торговой площадке (ЭТП), где участвует в закупках.
Дополнительные требования к участникам госзакупок
Заказчики могут предъявить дополнительные требования к квалификации участников, их опыту, деловой репутации, финансовым ресурсам и оборудованию. Такие требования устанавливают, если закупка касается реконструкции объекта культурного наследия, строительству объекта капитального строительства, ремонту автодорог и других работ из перечня Правительства РФ №99. Подтвердить соответствие требованиям участник должен до подачи заявки на закупку — прикрепив документы в личном кабинете на федеральной ЭТП.
Заказчик может потребовать, чтобы участник закупки соответствовал требованиям на выполнение определенной деятельности — имел соответствующую лицензию для проведения работ, членство в саморегулируемых организациях и тд.
Участник должен иметь патент, лицензионный договор или другое подтверждение прав на результаты интеллектуальной деятельности. Это требование обязательно, если в рамках контракта заказчик получает права на результаты интеллектуальной деятельности. Требования не устанавливается, если по контракту поставщик создает или исполняет произведение литературы или искусства, финансирует прокат или показ национального фильма.
Преференции участникам
Некоторым участникам госзкакупок предоставляются льготы или приоритет при рассмотрении заявок. Например, госзаказчики обязаны проводить 15% от всего объема закупок среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).
Кроме СМП и СОНКО, преференции в госзакупках предоставляются:
- учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы,
- организациям инвалидов,
- поставщикам товаров из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия).
Виды закупок
Госзаказчики могут закупить товар, работу или услуги 7 способами:
- открытый конкурс
- конкурс с ограниченным участием
- двухэтапный конкурс
- электронный аукцион
- запрос предложений
- запрос котировок
- закупка у единственного поставщика (проводится в ограниченных законом случаях).
В зависимости от вида закупки победителя определяют одним из двух способов:
- По минимальной цене, предложенной в ходе закупки — аукцион, запрос котировок.
- По лучшему сочетанию цены и условий исполнения контракта, предложенным в заявках или окончательных предложениях — в конкурсах и запросах предложений.
Что нужно для победы
Подать заявку без ошибок, снижать цену на онлайн-аукционе.
Лучшее сочетание цены и условий исполнения
Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами.
Запрос котировок
Отправить заявку, в которой согласиться с условиями исполнения контракта, описать товар и предложить цену.
Запрос предложений
Лучшее сочетание цены и условий исполнения
Направить заявку, в которой указаны цена, характеристики товара и другие условия исполнения контракта с подтверждающими их документами. Условия можно улучшить один раз после вскрытия всех заявок.
Также заказчики по 44-ФЗ могут провести закрытые конкурсы и аукционы, чтобы закупить товары, связанные с гостайной и обеспечением безопасности страны, услуги для Госфонда драгоценных металлов и камней, приставов и судей. Информация о таких закупках не публикуется в открытом доступе, а заказчик направляет приглашения для участия потенциальным поставщикам.
Где проводят госзакупки
Все закупки по 44-ФЗ проводят в электронной форме. Они проходят на восьми федеральных электронных торговых площадках (ЭТП): ЕЭТП, РТС-тендер, Сбербанк-АСТ, ЗаказРФ, НЭП, Российский аукционный дом, ЭТП ГПБ, ТЭК-Торг.
Чтобы участвовать в торгах по 44-ФЗ, нужно зарегистрироваться в ЕИС. Она дает доступ к госзакупкам на восьми федеральных ЭТП, а также к закупкам по капремонту по 615-ПП и торгам по 223-ФЗ для субъектов малого и среднего бизнеса. Регистрация в ЕИС бесплатная и действует три года.
Поскольку закупки проводятся в электронной форме, то для участия в них необходимо наличие усиленной квалифицированной подписи. Она понадобится для регистрации в ЕИС, отправки заявки, участия в аукционе и подписания контракта.
Обеспечение заявки, контракта и гарантийных обязательств
При подаче заявки на закупку по 44-ФЗ участник должен предоставить обеспечение заявки. Так он подтвердит свое намерение участвовать в тендере. Размер обеспечения заявки зависит от размера начальной максимальной цены контракта (НМЦК):
- если НМЦК от 0 до 20 млн руб., то обеспечение заявки от 0,5 до 1% НМЦК
- если НМЦК больше 20 млн руб., то обеспечение — от 0,5 до 5% НМЦК.
Обеспечение можно предоставить деньгами или банковской гарантией. Его вернут всем участникам после того, как определится победитель.
Победитель закупки при подписании контракта должен предоставить обеспечение исполнения контракта. Так он подтверждает, что исполнит свои обязательства по контракту. Размер обеспечения контракта составляет от 10 до 30% от НМЦК. Предоставить его можно деньгами на счет заказчика или банковской гарантией. Обеспечение заказчик полностью вернет, если поставщик выполнит все обязательства по контракту.
Также госзаказчик может потребовать обеспечения гарантийных обязательств. Если в закупке установлено такое требование, то заказчик может подписать акт о приемке только после предоставления обеспечения. Размер обеспечения гарантийных обязательств — не более 10% НМЦК.
Снижение начальной цены контракта на 25%
Если контракт с победителем заключен по цене, которая ниже НМЦК на 25% и больше, то к победителю применяются антидемпинговые меры:
- В закупках с НМЦК больше 15 млн руб. победитель должен предоставить обеспечение контракта увеличенное в 1,5 раза.
- В закупках с НМЦК меньше 15 млн руб. победитель может предоставить либо полуторное обеспечение контракта, либо подтвердить свою добросовестность и предоставить обеспечение в обычном размере (указан в документации). Добросовестность подтверждается тремя контрактами за 3 последние года, которые исполнили без неустоек. При этом цена одного из контрактов должна быть не менее 20% от НМЦК текущей закупки.
Кроме того, при снижении НМЦК на 25% и больше победитель не получит аванс, если он был предусмотрен в закупке.
Реестр недобросовестных поставщиков
Если компания попала в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП), то она не сможет участвовать в закупках по 44-ФЗ и других закупках, если заказчик установит соответствующее требование.
Причины, почему победитель закупки может попасть в РНП по 44-ФЗ:
- Если он победил в закупке (или стал единственным допущенным участником закупки) и отказался заключать договор с заказчиком.
- Компания победила в закупке, но подписала контракт позже необходимых сроков.
- Победитель не предоставил обеспечение контракта, предоставил его поздно или с ошибкой.
- Если контракт расторгнут по решению суда, потому что победитель серьезно нарушил обязательства по контракту.
- Заказчик решил расторгнуть контракт в одностороннем порядке.
При этом, если договор расторгнут по соглашению сторон, то компанию не включат в РНП. Включение в РНП можно оспорить в суде.
Закон 44-ФЗ подробно объясняет участникам госзакупок правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя, обязывает заказчика заключить контракт с победителем и оплатить товар в срок. Поэтому он подходит начинающим участникам. Но нужно помнить, что нарушение требований 44-ФЗ на любом этапе закупки, влечет штрафы для заказчика, а участнику грозит занесением организации в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчики контрактной системы по 44-ФЗ 2022 г.
Нормативно-правовой базой действий заказчиков при осуществлении государственных и муниципальных закупок является 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В том случае, если заказчик использует не только бюджетное финансирование, но и дополнительные источники доходов, но в качестве создателя выступает государство, то осуществление государственных закупок будет осуществляться на основании 223-ФЗ.
Государственный заказчик – это орган, выступающий в качестве юридического лица, отстаивающего интересы РФ либо региона, а также получил полномочия принимать различные бюджетные обязательства и проводить за счет таковых закупки, направленные на удовлетворение собственных нужд, а также нужд представляемого уровня государственных структур.
Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!
1. Виды государственных заказчиков
К числу государственных заказчиков относятся:
органы управления внебюджетными фондами;
казенные учреждения федерального подчинения;
унитарные предприятия за исключением тех предприятий, которые были созданы для обеспечения правопорядка и безопасности граждан РФ, а также защиты интересов самого государства;
государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос».
Типы заказчиков в сфере государственных закупок
Основные виды государственных заказчиков:
образовательные учреждения различных видов образования;
медицинские учреждения, в том числе предоставляющие услуги санаторно-курортного пребывания;
государственные органы обеспечения занятости населения; государственные органы, осуществляющие обеспечение безопасности граждан Российской Федерации и защиту интересов самого государства и др.
Для первых двух типов заказчиков характерно получение финансирования не только из государственного бюджета различных уровней, но также и за счет оказания различного рода платных услуг населению, например, дополнительные платные занятия, которые осуществляются в образовательных учреждениях различного уровня образования. Остальные же государственные заказчики имеют только бюджетное финансирование, в результате чего могут осуществлять свою деятельность только на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».
Отправьте запрос и получите в распоряжение целый штат экспертов с оплатой за результат!
2. Права государственных заказчиков
К числу основных прав и полномочий любого государственного заказчика относятся:
возможность планирования потенциально проводимой закупочной деятельности на основании имеющихся нужд, а также на основании полученного объема государственных бюджетных обязательств;
проведение различного рода закупочных процедур исходя из установленных ранее потребностей конкретного заказчика;
заключение контракта по итогам проведенной закупочной процедуры;
проведение внутренних проверок функционирования созданной внутри организации контрактной системы, а также внешней аудиторской проверки в случае, если у самого государственного заказчика возникает вопрос о верном соблюдении норм действующего законодательства в сфере закупок.
Для государственного заказчика, кроме прав и полномочий в сфере закупок, законодательно предписан ряд обязанностей:
регулярное соблюдение установленных законом сроков относительно проводимых процедур осуществления различного рода государственных и муниципальных закупок, в том числе в части размещения всей необходимой информации в ЕИС;
составление отчетности и направление ее для проверки в уполномоченные контролирующие органы;
предоставление отчетов о расходовании средств, полученных как из государственного бюджета, так и из сторонних источников доходов, если такое дополнительное финансирование предусмотрено действующим законодательством в отношении конкретного типа государственных заказчиков;
участие в проводимых исследованиях относительно правильной и грамотной реализации основных функций существующей контрактной системы, если такие исследования направлены на улучшение функционирования такой системы, а также играют роль маяков относительно существующих проблем, что в последующем повлечет изменение действующих норм права.
Если заказчик не выполняет свои обязательства, то он сам как юридическое лицо, а также его должностные лица, ответственные за осуществление такой деятельности, могут быть привлечены к административной ответственности.
Для вас — самая большая база субподрядов и коммерческих заказов, которые вы можете получить по итогам обычных переговоров!
3. Плюсы и минусы работы с государственными заказчиками
В системе государственных закупок есть два основных участника: заказчик и исполнитель. Но для государственного заказчика участие в созданной контрактной системе обязательно, а исполнитель может выбирать, участвовать в тендерах, или нет, взвесив положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны работы с государственными заказчиками:
стабильность взаимодействия, так как осуществление оплаты по исполненным контрактам происходит на основании выделенных бюджетных средств;
возможность принимать участие одновременно в нескольких закупках;
получение хорошей бизнес-репутации при регулярном выполнении взятых на себя обязательств без каких-либо нарушений;
получение различных преференций и льгот, а также субсидий, которые государство предусматривает для участников государственных закупок.
Отрицательные стороны работы с государственными заказчиками:
необходимость наличия большого объема средств на счетах юридического лица, которые при необходимости можно вывести из оборота на длительный срок, особенно для тех случаев, когда речь идет об участии в электронных торговых процедурах, в которых необходимо для участия вносить средства в качестве обеспечения заявки, а также предоставлять гарантию заказчику своей добросовестности в виде внесения обеспечения исполнения контракта, которое не будет возвращено до момента, пока контракт не будет полностью исполнен, а его результаты приняты;
возможность включения в Реестр недобросовестных поставщиков, если будут установлены случаи нарушения сроков или условий исполнения контракта по причинам, которые напрямую зависят от исполнителя;
риск больших финансовых потерь из-за применения различного рода антидемпинговых мер;
ограничение возможностей принимать участие в различных закупочных процедурах по причинам установления заказчиком перечня категорий юридических лиц, которые могут принимать участие в тех или иных закупках (например, СМСП).
Для вас — самая полная база государственных и коммерческих тендеров с авансированием от 30% до 100%!
4. Видео инструкция «Госзакупки и тендеры. Урок №2. Типы заказчиков, покупающие ваши товары через госзакупки и тендеры»
Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!
Кто может выступать в качестве заказчика в рамках законодательства о контрактной системе №44-ФЗ?
Под заказчиком в рамках 44-ФЗ о контрактной системе может выступать юридическое лицо, которое занимается закупкой товаров, работ и услуг на государственные и муниципальные нужды, нужды организации, учреждения и предприятия, и подписывает с исполнителем госконтракт.
Классификация заказчиков
В п. 7 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ приводится указание на типы заказчиков в рамках контрактной системы закупок. Такими заказчиками могут выступать:
- Государственные заказчики. .
- Бюджетные учреждения.
- Юридические лица, в адрес которых перечислялись инвестиции из средств бюджета.
- Муниципальные и государственные унитарные предприятия.
- Автономные учреждения.
Возможные заказчики по 44-ФЗ перечислены в п. 5, 6, 7 ч. 1 ст. 3, ст. 15 44-ФЗ.
Государственные и муниципальные заказчики
Определение государственных заказчиков по 44-ФЗ приведено в п. 5 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ. Здесь подчеркивается, что это учреждение или орган, которые действуют от имени РФ или субъекта РФ. Они уполномочены принимать бюджетные обязательства на основании Бюджетного кодекса. Их деятельность финансируется из средств федерального и регионального бюджетов.
Под государственными заказчиками понимаются:
- Государственный орган власти (федеральный или региональный). .
- ГК Роскосмос.
- Орган госуправления внебюджетным фондом.
- Государственное казенное учреждение, которое действует от имени РФ или субъекта РФ.
Такое учреждение должно принимать бюджетные обязательства от имени РФ или российского региона.
Государственные и муниципальные заказчики не отличаются между собой с позиции применения ими норм 44-ФЗ при закупках: они должны применять принципы контрактной системы при планировании закупок, выборе поставщика, подписании контракта и его исполнении и пр. Разница между данными категориями заказчиков заключается только в источнике финансирования закупок: государственные заказчики в данных целях применяют средства федерального бюджета, муниципальные – местного бюджета (бюджета муниципального образования).
Государственные и муниципальные заказчики должны проводить все виды закупок на поставку товаров, работ и оказание услуг по требованиям, установленным в 44-ФЗ. Исключения из этого правила прописаны в ч. 2 ст. 1 44-ФЗ. Так, законодательство в сфере закупок по 44-ФЗ не регулирует отношения, которые возникают по вопросам:
- Оказания услуг международными организациями, которые созданы по международным договоренностям с участием РФ, а также международными организациями, с которыми у РФ подписан договор.
- Закупки товаров, работ и услуг для обеспечения безопасности лиц под государственной защитой по ФЗ-119 от 2004 года «О государственной защите потерпевших, свидетелей и прочих участников уголовного судопроизводства», а также по ФЗ-45 от 1995 года «О государственной защите судей…».
Государственные и муниципальные заказчики должны придерживаться принципов контрактной системы без каких-либо существенных ограничений. Они не вправе применять в своей практике положения 223-ФЗ, даже если выполнят все требования данного закона в части документального оформления процесса закупок.
Бюджетные учреждения
Бюджетные учреждения выступают заказчиками по 44-ФЗ по нормам ч. 1 ст. 15 44-ФЗ.
Если бюджетное учреждение разработает и разместит в ЕИС до конца года Положение о закупках по нормам 223-ФЗ, то оно вправе не учитывать требования законодательства о контрактной системе. В числе таких закупок:
- Закупки, которые проводятся за счет средств, полученных в дар, через пожертвования, гранты, завещание, за счет грантов от иностранных организаций, которые имеют право работать на российской территории.
- Закупки, в которых бюджетное учреждение выступает исполнителем.
- Закупки, которые проводятся за счет доходов от деятельности, приносящей доход (за исключением тех закупок, которые финансируются из средств ФОМС).
Таким образом, бюджетным учреждениям в отношении некоторых закупок предоставлено право выбора: проводить их с использованием норм 44-ФЗ или по правилам 223-ФЗ. В случае выбора 223-ФЗ заказчик не вправе изменить свое решение до конца года. Порядок перехода на 223-ФЗ будет следующим:
- Заказчик разрабатывает Положение о закупках по 223-ФЗ.
- Его утверждает руководитель заказчика и оформляет свое решение в виде приказа.
- Положение о закупках размещается в ЕИС.
При проведении закупок по 223-ФЗ заказчикам нет необходимости формировать контрактную службу или назначать контрактного управляющего.
Унитарные предприятия
В зависимости от учредителя различают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они могут являться заказчиками в рамках контрактной системы по нормам ч. 2.1 ст. 15 44-ФЗ.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки по требованиям законодательства о контрактной системе за исключением:
- Закупок, которые происходят по нормам 223-ФЗ, при условии принятия такими заказчиками Положения о закупках по требованиям этого закона.
- Закупок, которые имеют существенное значение для прав и интересов граждан, обороноспособности, согласованные с Правительством, осуществляемые без субсидий из федерального бюджета. Это закупки из средств, полученных в дар, пожертвований, по завещанию, грантов и прочие закупки на внебюджетные средства, которые применяют без привлечения бюджетных средств.
Автономные учреждения
Автономные учреждения осуществляют государственные закупки в порядке, который предусмотрен правилами законодательства о контрактной системе, если они осуществляют закупки из средств бюджетной системы в целях производства капитальных вложений в объекты государственной собственности (по п. 4 ст. 15 44-ФЗ). Также они могут выступать участниками закупок, если государственные и муниципальные заказчики передали таким учреждениям собственные полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе по договорам и соглашениям (на основе ч. 6 ст. 15 44-ФЗ).
Особенностью применения положений 44-ФЗ в отношении заказчиков является то, что на них не распространяются требования закона относительно исполнения, корректировки и расторжения контракта.
Автономные учреждения должны опираться на положения 44-ФЗ в части планирования закупочной деятельности, процедуры выбора поставщика, заключения госконтракта, мониторинговых и контрольных мероприятий в сфере госзакупок.
Лица, получающие инвестиции из бюджета
Лица, которых нельзя рассматривать, как государственных и муниципальных заказчиков, бюджетные и автономные учреждения, государственные и муниципальные предприятия, также могут стать заказчиками по 44-ФЗ. Такую обязанность за ними закрепляет ч. 5 ст. 15 44-ФЗ в следующих случаях:
- Если закупка происходит за счет инвестиций из бюджета.
- Если закупка осуществляется в рамках реализации инвестпроекта по строительству, реконструкции и ремонту.
Указанные выше юрлица имеют обязанность применять положения 44-ФЗ, но только в пределах конкретных договоров об участии РФ, российского субъекта или муниципального образования.
Полномочия заказчиков
Права и обязанности заказчиков по 44-ФЗ одинаковы для всех категорий. Законодательство содержит лишь отдельные ограничения по области применения положений о контрактной системе (например, для автономных учреждений).
Заказчики по 44-ФЗ наделены правом:
- закупать товары, работы и услуги на бюджетные средства;
- использовать функционал ЭТП для проведения закупок в электронной форме;
- выбирать один из предусмотренных способов закупок;
- передавать часть полномочий по закупке в адрес уполномоченной организации;
- участвовать в процессе обжалования действий заказчиков в рамках закупок;
- заключать государственные и муниципальные контракты.
В обязанности заказчиков по 44-ФЗ входит:
- Назначить контрактного управляющего или закупочную комиссию, ответственных за проведение закупки.
- Планировать закупочную деятельность через формирование плана-графика.
- Размещать в ЕИС извещение о закупке и закупочную документацию.
- Разрабатывать четкие критерии оценки заявок на участие.
- Оценивать заявки и выбирать победителя закупки.
- Предоставлять разъяснения закупочной документации.
- Проводить экспертизу результатов работ (при необходимости).
- Своевременно проводить приемку работ.
- Своевременно осуществлять оплату результатов работ.
- Сдавать установленную законом отчетность.
- Передавать сведения о недобросовестных поставщиках в РНП.
Предоставление отчетности
Помимо прочего, в обязанности заказчиков входит своевременное представление положенной отчетности. Стоит отметить, что последние законодательные изменения, направленные на упрощение процедуры закупки, сократили число подаваемых отчетных форм. Так, обязанность публиковать отчет об исполнении контракта отменили для заказчиков с мая 2019 года.
Ранее контрактный управляющий или другой сотрудник контрактной службы обязаны были предоставлять отчеты по исполнению конкретного этапа госконтракта или всей закупки в целом.
Еще одна упраздненная форма отчетности – обоснование закупки у единственного поставщика. Ранее заказчики должны были обосновывать свой выбор неконкурентной закупки.
Отчетность по объему закупок у представителей малого бизнеса размещается заказчиком до 1 апреля года, следующего за отчетным. Доля товаров, работ и услуг, закупленных у организаций из числа СМП, должна составлять 15% и более от совокупного объема закупок.
Смена заказчика
44-ФЗ строго запрещает смену подрядчика по результатам закупки. При этом запрет на смену заказчика в 44-ФЗ не приведен, и в ст. 95 44-ФЗ предусмотрено право сторон на подобную корректировку. Но смена заказчика допускается, только если новая сторона по контракту выступает заказчиком по правилам 44-ФЗ (на основании п. 5-7 ч. 1 ст. 3, ч. 6 ст. 95 44-ФЗ). Например, первоначальным заказчиком был государственный орган власти: его допускается сменить, например, на муниципальный. Тогда как смена государственного заказчика на коммерческое юрлицо недопустима.
Стандартная процедура смены заказчика по 44-ФЗ предполагает подписание сторонами дополнительного соглашения. В нем стороны указывают на наименование действующего заказчика и того, к которому переходят обязательства.
Также в составе дополнительного соглашения нужно прописать такие условия, как:
- Дата подписания дополнительного соглашения.
- Место подготовки допсоглашения.
- Реквизиты госконтракта.
- Указание на то, что все остальные условия реализации госконтракта остаются неизменными.
Дополнительное соглашение подписывается обеими сторонами, после чего оно приобретает юридическую силу (первым его подписывает поставщик). Оно выступает неотъемлемой частью госконтракта и должно храниться вместе с ним.
Хотя в контрактной системе не предусмотрена обязанность заказчика получать согласие исполнителя на смену заказчика, но подписание допсоглашения крайне желательно, так как подтвердит факт должного уведомления поставщика об изменении важных условий.
При этом законодательство не предусматривает случаи, когда допускается смена заказчика и как нужно обосновать такой переход.
Ответственность за нарушение положений 44-ФЗ
44-ФЗ достаточно строго регулирует положения законодательства в рамках контрактной системы. За нарушение норм ответственность для заказчика наступает по Уголовному или Административному кодексам.
Что касается уголовной ответственности, то она применяется только по отношению к физлицам и на юрлицо-заказчика не распространяется. Но это не лишает правоохранительные органы права привлечь к наказанию должностное лицо заказчика.
При нарушении заказчиком порядка планирования закупок ему грозит ответственность по ст. 7.29.3 КоАП. Если он ошибется при подготовке плана-графика, то штраф для него составит 20-50 тыс. р. При нарушении формы обоснования НМЦК или объекта закупки штраф установлен в размере 10 тыс. р. В части планирования предусмотрены следующие штрафы:
- Нарушение порядка и сроков общественного обсуждения закупок – 30 тыс. р.
- Нарушение сроков размещения плана-графика в ЕИС – 5-30 тыс. р.
Нарушение сроков размещения документации и сведений по закупкам грозит заказчику штрафами по ст. 7.30 КоАП:
- По открытому конкурсу и аукциону – если сроки размещения сведений были нарушены не более, чем на 2 дня, штраф составляет 5 тыс. р., для заказчика в статусе юрлица – 15 тыс. р. При нарушении сроков более, чем на 2 дня, ответственность должностного лица составит 30 тыс. р., юридического – 100 тыс. р.
- В случае нарушения сроков публикации по запросу котировок или предложений штраф для специалиста со стороны заказчика составляет 3 тыс. р. при задержке не более, чем на день, и 10 тыс. р. при более длительной просрочке. Для юрлица заказчика штрафы за такое деяние составляют 15 тыс. и 50 тыс. р. соответственно.
- При размещении в ЕИС недостоверных сведений по вопросам проведения конкурса или аукциона штрафные санкции для должностного лица составят 15 тыс. р., для заказчика – 50 тыс. р. Штраф в указанном размере последует за нарушения при приеме заявок на участие в закупках.
- Различают штрафные санкции за нарушения в части рассмотрения заявок на участие. Неправомерное отклонение заявки участника или допуск участника, не соответствующего требованиям 44-ФЗ, грозит штрафом, размер которого не является фиксированным. Он составляет 1% от НМЦК (от 5 до 30 тыс. р.). Аналогичное наказание наступает и за нарушение заказчиком порядка рассмотрения заявок, за установление неправомерных требований, некорректной величины обеспечения заявки или госконтракта.
- Если по какой-либо закупке в адрес заказчика было вынесено предписание об устранении нарушений, но оно не было исполнено, то ему грозит штраф в размере 30 тыс. р. Аналогичное наказание КоАП предусмотрел и за невключение информации о закупке в план-график.
- Неправомерное отклонение заявок на участие в запросе котировок и предложений влечет штраф в размере 5% от НМЦК, но не менее 30 тыс. р. Аналогичное наказание наступает за допущенные нарушения при рассмотрении заявок на процедуру.
- Если требования к объекту закупки привели к ограничению конкуренции, то штрафные санкции составят 1% от НМЦК. Минимальная сумма штрафа – 10 тыс. р., максимальная – 50 тыс. р.
- Когда документация по закупке утверждена с нарушением правил, штраф для заказчика составляет 3 тыс. р.
- За задержку при подготовке закупочного протокола штраф составит 3 тыс. р. при задержке до 2 рабочих дней и 30 тыс. р. – при более длительных нарушенных сроках.
- Штрафные санкции в размере 50 тыс. р. предусмотрены для заказчиков, которые не соблюли лимиты закупок у СМП и СОНКО.
Крупные штрафные санкции предусмотрены для заказчиков по правилам ст. 7.32 КоАП за нарушение порядка подписания контракта и внесения поправок:
- Если заказчик подпишет контракт на отличных условиях от тех, которые были размещены в проекте, штрафы составят 1% от НМЦК. Его предельная величина составит – 5-30 тыс. р. для должностного лица и 50-300 тыс. р. – для юрлица.
- Если же результатом нарушения установленного законом порядка подписания госконтракта или его корректировок стали дополнительные расходы из бюджета, то штраф назначается в двойном размере от указанных расходов.
- В случае если победитель закупки нарушит сроки подписания контракта, то ему грозит попадание в реестр недобросовестных поставщиков, тогда как заказчику – административная ответственность. При нарушении сроков подписания контракта штраф для заказчика составит 50 тыс.р.
- За изменение государственного контракта без учета требований 44-ФЗ (например, если были изменены его существенные условия, или не было подписано дополнительное соглашение) размер штрафных санкций для должностных и юридических лиц составит 20 тыс. р. и 200 тыс. р.
- При расторжении контракта сторонами или при отказе от контракта в одностороннем порядке с нарушением норм законодательства (например, без уведомления второй стороны) сумма штрафа для должностных лиц составит 50 тыс. р. и 200 тыс. р.- для юрлиц.
- В случае неисполнения госконтракта в результате действий или бездействия заказчика на него будет наложен штраф. Величина штрафа для должностного лица составит 5-15% от неисполненных обязательств, но не менее 30 тыс. р. Также должностному лицу грозит дисквалификация на срок до 2 лет за подобный проступок. Заказчику грозит штраф до 3-кратной стоимости неисполненных обязательств или до 300 тыс. р.
- При приемке товара заказчик занимается проведением экспертизы, составляет документы в виде акта или накладной. При нарушениях в указанных процедурах заказчику грозит штраф 20-50 тыс. р.
44-ФЗ также предполагает штрафные санкции за несоблюдение порядка в части возврата поставщику обеспечения. При возврате с задержкой на 3 рабочих дня штраф составит 5-30 тыс.р., согласно ч. 1 ст. 7.31.1. Если просрочка за возврат обеспечения составит более 3 дней, то штраф для должностного лица составит 15 тыс. р., для заказчика – 90 тыс. р. по ч. 2 ст. 7.31.1.
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность наступает не за нарушение законодательства о закупках, а за совершение преступлений. В числе наиболее распространенных деяний, которые преследуются по нормам УК:
- Мошенничество по ст. 159 УК. Наказание за проступок составляет до 10 лет лишения свободы.
- Получение взятки по ст. 290 УК. Например, за победу на тендере или содействие в приемке работ. Наказание по данной статье – до 15 лет лишения свободы или штраф в сумме, в 70 раз превышающей взятку.
- Посредничество во взяточничестве по ст. 291.1 УК для лиц, которые передадут взятку от участника представителю заказчика. Наказание по указанной статье составляют до 7 лет лишения свободы или 30-кратный размер взятки.
- Нецелевое расходование бюджетных денег по ст. 285.1 УК. Наказание грозит при сумме нецелевых расходов в размере свыше 1,5 млн р. и составляет вплоть до 5 лет лишения свободы. Если траты составят меньшую сумму, то сторонам грозит административное наказание по ст. 15.14 КоАП в виде штрафа, который составляет 50 тыс. р.
Таким образом, под заказчиком в рамках системы госзакупок подразумевается лицо, которое закупает товары, работы и услуги для государственных нужд, региональных нужд и муниципальных нужд или для конкретного предприятия или учреждения на бюджетные средства. Заказчиком по 44-ФЗ выступает лицо, которое действует в интересах РФ, субъектов и принимает бюджетные обязательства. Перечень юридических лиц, которые должны осуществлять закупки по нормам 44-ФЗ, приведен в пп. 5-7 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ.
44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки
Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам). Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ . Разобраться в нем — непростая задача для новичков. Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.
Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?
Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:
- отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
- поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
- поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.
Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.
Какие закупки регулирует 44-ФЗ?
Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой Федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.
- закупки услуг у международных финансовых организаций;
- закупки услуг по государственной защите;
- закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
- закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
- закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
- вопросы взимания платы за участие в закупках.
Как организована контрактная система
Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.
Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.
В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. В 2022 году заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.
ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.
По итогам торгов выявляют победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключают контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.
Какими способами осуществляются госзакупки
Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:
- АО «Сбербанк-АСТ»,
- ООО «РТС-тендер»,
- АО «Агентство по государственному заказку Республики Татарстан»,
- АО «ЕЭТП»,
- АО «РАД»,
- АО «Электронные торговые системы»,
- АО «ТЭК-Торг»,
- ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».
Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись, зарегистрироваться в ЕИС и попасть в Единый реестр участников закупок. После этого участники бесплатно получают аккредитацию на всех 8-ми ЭТП.
Электронный аукцион
Большая доля всех закупок осуществляются путем проведения аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. Потенциальный поставщик составляет заявку (прежде она состояла из двух частей, с 2022 года — из одной).
Поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.
В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от начальной максимальной цены. Направить ценовое предложение нужно в течение 4-х минут, оператор ЭТП вправе продлить время еще на 4 минуты. Общее время подачи ценовых предложений не может превышать 5 часов.
Далее в течение 1 часа оператор торговой площадки формирует протокол ценовых предложений и публикует его в ЕИС. В течение следующих 2-х рабочих дней заказчик размещает на ЭТП протокол подведения итогов. С победителем тендера подписывают контракт.
Открытый конкурс в электронной форме
Участники подают заявки, состоящие из трех частей, в электронном виде. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.
Запрос котировок в электронной форме
Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 3 млн руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.
Закупка у единственного поставщика
Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 600 тыс. рублей (с апреля 2021 года лимит подняли до 3 млн руб., если торги проходят на ЭТП). Крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).
Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.