На кого из работников организации распространяется
Перейти к содержимому

На кого из работников организации распространяется

Какому бизнесу разрешили бронировать сотрудников

Указ президента о проведении в стране частичной мобилизации вызывает немало вопросов. Главный из них — кто же все-таки может получить отсрочку от военной службы?

В указе есть девятый пункт, который говорит о возможности получения отсрочки некоторым категориям граждан, которые работают в организациях оборонно-промышленного комплекса (ОПК).

Помимо отсрочки по статусу — она дается не годным по состоянию здоровья, занятым постоянным уходом за больным близким родственников, отцам минимум четырех детей до 16 лет и некоторым другим, есть еще один вариант избежать призыва на военную службу через бронирование сотрудников.

Бронь — это отсрочка от мобилизации, которую могут получить сотрудники некоторых предприятий. Забронированные граждане освобождаются от службы, даже если находятся в запасе и подходят по критериям для мобилизации.

Кто имеет право бронировать работников по закону

Такое право имеют организации на следующих основаниях:

  • у организации есть подписанные с правительством или органами власти договоры о выполнении поставок для госнужд в военное время или в период мобилизации;
  • организация поставляет продукцию, работы или услуги для госнужд или администраций регионов по гособоронзаказам;
  • в полномочия организации входят «особые задачи», которые устанавливают органы власти разных уровней. Перечень таких задач не опубликован;
  • деятельность организации в военное время, в условиях вооруженного конфликта или ведения боевых действий «обеспечивает безопасность государства и жизнедеятельность населения». К таким организациям относятся, например, железнодорожные перевозчики и поставщики коммунальных ресурсов.

По этим критериям определяются компании, которые могут претендовать на бронь сотрудников. Решение принимают Межведомственная комиссия по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, и федеральные органы госвласти. Публичного списка организаций нет, у него статус — «Для служебного пользования федеральными властями».

Узнать о том, есть ли у вашей организации право бронировать сотрудников, можно в Межведомственной комиссии по бронированию по месту регистрации компании — они создаются в каждом городе или муниципальном районе. Комиссии предоставляют нужные документы и перечни должностей и профессий, по которым бронируют сотрудников.

Как устроена процедура бронирования сотрудников

Порядок бронирования в условиях мобилизации определяется секретным постановлением Правительства РФ — в свободном доступе его нет. Для общего пользования можно обратиться к методическим рекомендациям по ведению воинского учета.

Предприятия, которые имеют основания для бронирования, организуют отсрочку сотрудникам самостоятельно. Как правило, работу по воинскому учету и бронированию граждан в запасе ведут отделы кадров. За разъяснениями о процедуре можно обратиться в Межведомственную комиссию по бронированию по месту регистрации организации.

Общая схема бронирования выглядит так:

  1. Отдел кадров предприятия организует воинский учет и назначает ответственных за него. Предприятие встает на учет в военкомате.
  2. Ответственные за воинский учет отправляют запрос о бронировании сотрудников в Межведомственную комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе. Внутри предприятия назначается ответственный за спецучет.
  3. На основании рекомендаций комиссии утверждается план персонального бронирования сотрудников, который должен быть согласован с военкоматом.
  4. Предприятие в свободной форме составляет перечень работников для бронирования и передает его на утверждение в Межведомственную комиссию или военкомат.
  5. Предприятие передает в военкомат документы воинского учета сотрудников. Военкомат в ответ присылает форму 4 на каждого сотрудника — бланк специального учета с удостоверением о подтверждении отсрочки.

Бронь закрепляется за конкретной должностью, а не за человеком, который ее занимает. То есть если сотрудника переводят на должность без брони или он уволится, то бронь перейдет к его преемнику.

В каких еще отраслях сотрудники могут получить отсрочку от мобилизации

Бизнес из многих отраслей заинтересован сохранить персонал. В этом разделе рассказываем, работники каких организаций уже получили право на отсрочку, а какие — надеются к ним присоединиться.

По указу президента отсрочку могут получить сотрудники организаций оборонно-промышленного комплекса. Реестр организаций ОПК ведет Минпромторг России. Он также закрыт для служебного пользования.

23 сентября 2022 года Министерство обороны РФ в официальном телеграм-канале заявило, что получить отсрочку могут сотрудники организаций, которые соответствуют ряду критериев и работают в сферах:

  • ИТ;
  • связи;
  • СМИ;
  • финансов.

Официальными нормативными документами сообщение Минобороны все еще не подкреплено.

27 сентября 2022 года Минтранс РФ обратился к Министерству обороны с просьбой дать пилотам и инженерам гражданской авиации отсрочку от частичной мобилизации. С таким же запросом выступили главы сельхозпредприятий, профсоюзы моряков, шахтеров, объединения фармкомпаний и производители электроники. Официального ответа и документа по поводу отсрочки специалистов этих отраслей пока тоже нет.

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина рассказала, что сотрудники Банка России, организаций финансовой инфраструктуры и банков, занятые на критически важных направлениях, останутся на рабочих местах после объявления частичной мобилизации. Каким образом будут получать отсрочку сотрудники финансовой сферы, еще не утверждено. Вероятно, работодатели будут готовить списки кандидатов и передавать их в Генштаб.

Как устроена процедура получения отсрочки для сотрудников

Для сотрудников сферы ИТ и связи разработана другая схема получения отсрочки — она зависит и от образования сотрудника, а не только от его рабочей роли. 27 сентября Минцифры выпустило уточнение о том, какие сотрудники могут претендовать на отсрочку от мобилизации и как ее получить. Это люди, которые:

  • работают в аккредитованной Минцифры ИT-компании или операторе связи с лицензией;
  • работают в организации по трудовому договору полный рабочий день — 8 часов — или ненормированный;
  • имеют соответствующее высшее образование для выполнения своих обязанностей.

Перечень специальностей — их 195, — которые подходят для получения отсрочки от мобилизации, опубликован в приказе Минцифры. Среди них не только технические специальности, но и гуманитарные, а также экономика и юриспруденция.

Для получения отсрочки сотрудник должен самостоятельно заполнить и направить заявление через Госуслуги. В заявлении сотрудник указывает:

  1. Личные данные.
  2. Сведения о воинском учете.
  3. Сведения о высшем образовании.
  4. Сведения о работе.

К заявлению нужно прикрепить форму-подтверждение, заполненную сотрудником кадровой службы и подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) генерального директора.

Минцифры после обработки заявлений направит их в Генштаб. Решение о непривлечении к мобилизации примет Минобороны. 23 сентября на сайте Минобороны опубликовано решение, что основанием для отсрочки по мобилизации будут считаться списки граждан от руководителей организаций в сфере ИТ и связи по установленной форме. По заявлению Минцифры, первые списки планируется отправить 29 сентября.

Важно: на момент выхода этой статьи официального документа о том, будет ли предоставляться отсрочка вообще, в каком виде и на какой срок — нет. Однако заявления на получение отсрочки уже принимают.

Подписка на новое в

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Воинский учет

Как определить перечень должностей, которые бронируются на предприятии?

Работа по БГПЗ проводится в соответствии:

  1. указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;
  2. постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;
  3. с Конституцией Российской Федерации;
  4. федеральными законами;
  5. постановлениями и распоряжениями Межведомственной комиссии по вопросам БГПЗ;
  6. «Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в ОГВ, ОМСУ и организациях» (утвержденной Постановлением МВК по вопросам БГПЗ от 22.12.1999 N 144).

Бронирование ГПЗ осуществляется: — по перечням должностей и профессий (утвержденный Постановлением МВК N 140 от 22 декабря 1999 г.); — персональное; — по постановлениям МВК.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в организациях здравоохранения

Граждане, пребывающие в запасе и имеющие право на отсрочку от призыва, но не зачисленные на специальный воинский учет вследствие не оформления им отсрочек по вине администрации, подлежат призыву по мобилизации.

ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ БРОНИРОВАНИЕ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 22 декабря 1999 г. № 144

ИНСТРУКЦИЯ

По бронированию на период мобилизации и на военное время граждан

Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. В целях обеспечения бесперебойной работы в военное время органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также объединений, предприятий, организаций, учреждений независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее именуются — организации)* и осуществления планомерного перевода экономики страны с объявлением мобилизации на работу в условиях военного времени в мирное и в военное время проводится бронирование граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас (далее именуются

граждане, пребывающие в запасе), и работающих** в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, — это комплекс ме­роприятий, направленных на обеспечение в период мобилизации и в военное время органов государственной власти, органов местного само­управления и организаций трудовыми ресурсами из числа граждан, пре­бывающих в запасе, путем предоставления им отсрочек от призыва на военную службу, а также от направления их для работы на должностях

* Определения основных терминов приведены в приложении № 32.

** В системе бронирования граждан, пребывающих в запасе, учитываются граждане, постоянно работающие в организациях на условиях полного рабочего дня, а также учащиеся (студенты и аспиранты), обучающиеся по очной форме обу­чения в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккреди­тацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосудар­ственных учебных заведениях.

гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных форми­рований (далее именуется — отсрочка от призыва на военную службу

граждан, пребывающих в запасе).

Основной задачей бронирования граждан, пребывающих в запасе, является сохранение на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями работающих в этих органах и организациях квалифицированных рабочих и служащих из числа граждан, пребываю­щих в запасе, путем заблаговременного и рационального распределения их между Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями, органами, создаваемыми на военное время специальными формированиями и органами государст­венной власти, органами местного самоуправления и организациями.

Отсрочка от призыва граждан, пребывающих в запасе, на военную службу может предоставляться на срок от одного до шести месяцев со дня объявления мобилизации. В реальных условиях, если в удостове­рении об отсрочке от призыва на военную службу указан 6-месячный срок отсрочки, то при более длительном сроке мобилизации и военного времени он не корректируется, а предоставленная отсрочка действует на весь период мобилизации и военного времени.

Руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в Российской Федерации осуществляется Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, фе­деральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работаю­щих в органах государственной власти, органах местного самоуправле­ния и в организациях (далее именуется — Межведомственная комис­сия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе).

2. Работа по бронированию граждан, пребывающих в запасе, проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Рос­сийской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правитель­ства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Меж­ведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребываю­щих в запасе, и настоящей Инструкцией.

Ответственность за организацию работы по выполнению возложен­ных на органы государственной власти, органы местного самоуправле­ния и организации задач по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе, правильность и полноту бронирования несут руководители соответствующих органов и организаций.

3. На граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию, в организациях по месту их работы заполняются, а в военных комис­сариатах (органах ФСБ России) по месту нахождения (расположения) организаций* оформляются в установленном порядке удостоверения об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации инавоенное время и извещения о зачислении на специальный воинский учет (форма № 4 или 4а).

Все граждане, пребывающие в запасе, на которых оформлены от­срочки от призыва на военную службу по мобилизации и на военное время, в мирное время извещаются по месту работы, что они заброни­рованы, а с объявлением мобилизации им вручаются удостоверенияоботсрочке от призыва на военную службу (форма № 4 или 4а).

Право подписи документов строгой отчетности по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, имеют руководители этих органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций или замести­тели руководителей, в ведении которых находятся вопросы воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.

4. Забронированные граждане, пребывающие в запасе, освобождают­ся от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время на срок действия предоставленной отсрочки, а также от военных сборов в мирное время и зачисляются на специальный воинский учет.

5. Военные комиссариаты с объявлением мобилизации могут вре­менно привлекать к работе по обеспечению мобилизационных меро­приятий забронированных граждан, пребывающих в запасе, при нали­чии соответствующих постановлений районных комиссий по брониро­ванию граждан, пребывающих в запасе, органов местного самоуп­равления.

Список забронированных граждан, пребывающих в запасе, привлекаемых к этой работе, и длительностьих привлечения предварительно согласовываются военными комиссариатами с руководителями органи­заций по месту работы этих граждан.

6. Граждане, пребывающие в запасе, имеющие право на отсрочку от призыва на военную службу, но не зачисленные на специальный воинский учет вследствие не оформления им отсрочек по вине долж­ностных лиц органов государственной власти, органов местного само­управления и организаций, подлежат призыву на военную службу по мобилизации и в военное время (направлению для работы на должнос­тях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных форми­рований).

7. За задержку призыва на военную службу (направления для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований)

* Здесь и далее под местом нахождения (расположения) организации понимает­ся адрес, по которому эта организация зарегистрирована (ее юридический адрес).

граждан, пребывающих в запасе, которым не были своевременно оформлены отсрочки от призыва на военную службу по вине должностных лиц органов государственной власти, органов мест­ного самоуправления и организаций, а также за бронирование граждан, пребывающих в запасе, не имеющих права на получение отсрочки, в том числе за преднамеренное сохранение отсрочек от призыва на воен­ную службу гражданам, пребывающим в запасе, потерявшим на них право, виновные привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Граждане, пребывающие в запасе, предназначенные для доукомплектования воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в случае их переме­щения в организации на должности, по которым они могут быть забро­нированы в соответствии с перечнем должностей и профессий или по­становлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, подлежат бронированию.

По представлению Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, где федеральным зако­ном предусмотрена военная служба. Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, может уста­навливать ограничения на бронирование граждан, пребывающих в запасе, предназначенных для доукомплектования воинских частей и команд постоянной готовности Вооруженных Сил Российской Федера­ции и других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований, а также на бронирова­ние граждан, пребывающих в запасе, имеющих дефицитные военно-учетные специальности.

9. Бронированию на период мобилизации и на военное время не

уволенные с военной службы в запас 1 разряда — в течение 5 лет

пребывания в запасе 1 разряда*;

не прошедшие по каким-либо причинам военную службу и зачис­ленные в запас — до достижения ими 27-летнего возраста;

пребывающие в запасе и работающие в организациях водителями автомобильного транспорта, тракторов, мотоциклов, дорожно-строительной, подъемно-транспортной техники и других машин и механизмов, предназначенных по нарядам военного комиссариата для поставки по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации , другие войска, воинские формирования, органы и

* Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребываю­щих в запасе, своими постановлениями вправе разрешать бронирование граждан, пребывающих в запасе, независимо от длительности их пребывания в запасе 1 разряда, работающих в некоторых отраслях экономики, являющихся определяющими в области обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также обес­печения жизнедеятельности населения и устойчивой работы органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления и экономики.

создаваемые на военное время специальные формирования;

пребывающие в запасе и предназначенные для укомплектования воинских частей и команд, отнесенных к команде с номером «ЗОО»;

пребывающие в запасе и предназначенные в специальные формиро­вания и работающие в организациях, на которые мобилизационными заданиями возложено создание специальных формирований.

10. Предоставленная отсрочка от призыва граждан, пребывающих в запасе, на военную службу подлежит аннулированию в случаях:

а) решения об этом Межведомственной комиссии по вопросам бро­нирования граждан, пребывающих в запасе;

б) истечения срока, на который была предоставлена отсрочкаотпризыва на военную службу;

в) перемещения гражданина, пребывающего в запасе, на должность, по которой отсрочка от призыва на военную службу по перечню долж­ностей и профессий не предоставляется;

г) перемещения гражданина, пребывающего в запасе, имеющего персональную отсрочку от призыва на военную службу, на другую должность;

д) изменения военно-учетных признаков (военно-учетной специаль­ности, возраста (разряда учета), годности к военной службе по состоя­нию здоровья, состава и воинского звания), в результате которых гражданин, пребывающий в запасе, теряет право на отсрочку;

е) признание гражданина, пребывающего в запасе, в установленном федеральным законом порядке негодным к военной службе по состоя­нию здоровья или при достижении предельного возраста пребывания в запасе;

ж) увольнения гражданина, пребывающего в запасе, из организации, в которой ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу;

з) предназначения гражданина, пребывающего в запасе, в специаль­ное формирование для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени;

и) отчисления студентов, слушателей, курсантов и аспирантов (докторантов) из учебного заведения, в котором им была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу;

к) выезда забронированного гражданина, пребывающего в запасе, за границу на срок свыше шести месяцев;

л) ликвидации организации.

Р а з д е л II

ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ БРОНИРОВАНИЕ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ

11. Работу по бронированию граждан, пребывающих в запасе, осу­ществляют:

Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, и рабочий аппарат, обеспечивающий ее деятель­ность;

комиссии субъектов Российской Федерации по бронированию граж­дан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации, органах местного самоуправления и в организациях (далее име­нуются — территориальные комиссии), и рабочие аппараты этих комис­сий;

комиссии органов местного самоуправления* по бронированию граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Феде­рации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах местного самоуправления и в организациях (далее именуются — районные комиссии), и рабочие аппараты этих комиссий;

подразделения по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в федеральных органах государственной власти и в организациях;

Министерство обороны Российской Федерации (военные комисса­риаты);

Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее органы;

военно-учетные подразделения организаций.

Схема организации бронирования граждан, пребывающих в запасе, в Российской Федерации приведена в приложении № 1.

Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, образуется указом Президента Российской Федерации, которым также устанавливается порядок организации работ по бронированию граждан, пребывающих в запасе, на период мобили­зации и на военное время в Российской Федерации.

Положение о Межведомственной комиссии по вопросам бронирова­ния граждан, пребывающих в запасе, и ее персональный состав утверж­даются постановлениями Правительства Российской Федерации.

* В отдельных случаях по согласованию с Межведомственной комиссиейповопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, функции территориальных и районных комиссий могут быть возложены главами администраций субъектов Российской Федерации на суженные заседания при соблюдении требований Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, по составу и функциональным обязанностям рабочих аппаратов, обеспечи­вающихих работу.

Территориальная комиссия образуется решением главы администра­ции (правительства) субъекта Российской Федерации. Состав террито­риальной комиссии и ее функции определяются положением о терри­ториальной комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе, субъекта Российской Федерации, которое утверждается главой админи­страции (правительства) субъекта Российской Федерации после согласо­вания с Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе.

Рабочий аппарат территориальной комиссии образуется как подраз­деление по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в составе мобилизационного органа администрации (правительства) субъекта Рос­сийской Федерации. Численность рабочего аппарата территориальных комиссий субъекта Российской Федерации должна быть не менее 2 че­ловек.

Персональный состав и функциональные обязанности сотрудников рабочего аппарата территориальных комиссий утверждаются постановле­нием главы администрации (правительства) субъекта Российской Фе­дерации.

Руководство работой по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в муниципальных образованиях (районах, городах без районно­го деления) возлагается на соответствующую районную (городскую, окружную) комиссию.

Районная комиссия образуется главой муниципального образования (администрации) района. Состав районной комиссии и ее функции определяются положением о районной комиссии, которое утверждается главой администрации района после согласования его с территориальной комиссией.

Рабочий аппарат районной комиссии образуется как подразделение по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в составе мобили­зационного органа администрации района. Численность рабочего аппа­рата районной комиссии должна быть не менее 2 человек. Персональный состав и функциональные обязанности сотрудников рабочего аппа­рата районной комиссии утверждаются постановлением главы органа местного самоуправления после согласования с территориальной комис­сией.

Должностные оклады сотрудников рабочих аппаратов территориаль­ных и районных комиссий приравниваются к должностным окладам сотрудников мобилизационных органов.

12. Персональный состав и функциональные обязанности работни­ков военно-учетного подразделения организации определяются приказом руководителя организации. Численность работников, осуществляющих воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, определяется исходя из выполняемого объема работ и следующих норм нагрузки*:

* Нормы нагрузки определяются Положением о воинском учете, утверждаемым постановлением Правительства Российской Федерации.

в органах местного самоуправления, ведущих первичный воинский учет граждан, при наличии на воинском учете от 500 до 1000 граждан -— один освобожденный работник, от 1000 до 2000 граждан — два освобож­денных работника и на каждые последующие 1000 граждан — еще по одному освобожденному работнику;

в организациях при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан — один освобожденный работник, от 2000 до 4000 граждан — два освобожденных работника, от 4000 до 7000 — три освобожденных работника и на каждые последующие 3000 граждан — еще по одному освобожденному работнику.

При наличии на воинском учете в органе местного самоуправления или организации менее 500 граждан работа по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, может возла­гаться по совместительству в установленном порядке на одного из работников органа местного самоуправления или организации.

13. При временном убытии работника военно-учетного подразделе­ния (отпуск, командировка, лечение и т. д.) руководитель организации назначает другого работника для исполнения обязанностей по воинскому учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необхо­димые для выполнения этой работы, в том числе бланки специального воинского учета (форма № 4), личные карточки учета граждан, пребы­вающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу (форма № Т-2, утверждаемая Госкомстатом России), и другие докумен­ты, необходимые для работы по ведению воинского учета и брониро­ванию граждан, пребывающих в запасе.

14. В случае невозможности обеспечения надежного хранения в организациях документов по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, или при делегировании организациями своих полномочий по этим вопросам вышестоящим по подчиненности организационным структурам управления вся работа по оформлению отсрочек от призыва на военную службу гражданам, пребывающим в запасе, ведется военно-учетными подразделениями вышестоящих орга­низаций или организаций, которым делегированы полномочия по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.

РАЗДЕЛ 111

Как определить, кто из сотрудников организации подлежит бронированию?

БРОНИРОВАНИЕ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ В ЗАПАСЕ, НА ПЕРИОД МОБИЛИЗАЦИИ И НА ВОЕННОЕ ВРЕМЯ Статья 22.

Бронирование граждан на период мобилизации и на военное время Бронирование граждан, пребывающих в запасе и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Статья 23. Граждане, подлежащие бронированию на период мобилизации и на военное время 1. Бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Новое в законодательстве по вопросу бронирования граждан, пребывающих в запасе

1. Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, введена новая

«Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время»

; ранее действовавшая инструкция по бронированию утратила силу.

3. Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, введен

«Перечень дефицитных военно-учетных специальностей, по которым гражданам Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, по всем должностям и профессиям отсрочки от призыва на военную службу на период мобилизации и на военное время не предоставляются»

. 4. Изменены основания для ведения бронирования граждан в организациях.

5. Установлены новые формы отчетных документы по бронированию – форма № 18, , приложений к докладу о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе.

Одновременно с вышеуказанными документами предоставляются 6.

№ 505-ст); Консультации по вопросам организации и ведения бронирования граждан можно получить у представителей Оренбургской городской комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в округах города Оренбурга.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)

Актуальная пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2021 году включает в себя и такое отдельное направление, как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении лицам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки и от призыва на военные сборы.

Нормативное и методическое обеспечение, в том числе порядок бронирования организацией граждан, пребывающих в запасе, и контроль за этим осуществляет межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.

Для бронирования лиц, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.

Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Иногда решения принимаются на уровне субъекта, как это делает Крым или Севастополь. Впоследствии это решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.

Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.

Ответственными лицами испорченные бланки СВУ сдаются для уничтожения в ВК не реже раза в квартал. Самостоятельно их уничтожать запрещено.

Перечень должностей и профессий по бронирующим

из обра­зовательных учреждений где им была предоставлена отсрочка; — выезда забронированного гражданина, пребывающего в запасе, за границу на срок свыше трех месяцев; — ликвидация организации.

Рекомендации мобилизационного отдела по бронированию граждан, пребывающих в запасе вс РФ

4 — образецН угловой штамп предприятияачальнику отдела Белгородского военкомата по Ракитянскому и Краснояружскому районам___________________________________________________________________________(наименование организации)просит Вас для производства бронирования граждан, пребывающих в запасе ВС РФ, выдать бланки формы № 4 в количестве _____ штук.Список кандидатов на отсрочку от призыва на военную службу помобилизации и в военное время прилагается.Руководитель _______________ ________________________(подпись) (имя, фамилия)Дополнительно иметь при себе:1.

Приказ об организации воинского учета и бронирования по организации.2. Доверенность на получение бланков формы № 4.3.

Военные билеты военнообязанных, кандидатов на бронирование.

4. Личная карточка формы Т-2 кандидатов на бронирование.5.

Список кандидатов на бронирование.

«___» ____________ 20____ г. 1Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формированийВооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формированийПостановлением Межведомственной комиссией по бронированию граждан, пребывающих в запасе, от 3 февраля 2015 года №664с и Методическими.Постановлением Межведомственной комиссией по бронированию граждан, пребывающих в запасе, от 22 декабря 1999 года №144 и Методическими.Постановлением Межведомственной комиссией по бронированию граждан, пребывающих в запасе, от 22 декабря 1999 года №144 и Методическими.Заполнение Доклада о состоянии работы по воинскому учёту и бронированию граждан, пребывающих в запасеИнструкции по бронированию на период мобилизации и в военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе…, и в целях.О предоставлении годового отчёта по воинскому учёту и бронированию граждан, пребывающих в запасе вс РФ за 2010 годРаботники организаций, отвечающие за осуществление воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе, должны руководствоваться.Работники организаций, отвечающие за осуществление воинского учета и бронирование граждан, пребывающих в запасе, должны руководствоваться.Вы можете разместить ссылку на наш сайт: При копировании материала укажите ссылку © 2021 Поиск

Перечень должностей по бронированию

42. Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, направляет федеральным органам государственной власти, территориальным комиссиям и организациям свои постановления с указанием, кому и на какой срок предоставлены персональные отсрочки, и извещения (форма № 3).

Важно Указанные плану утверждаются руководителями организаций или их заместителями.

Уполномоченные лица от цехов, отделов, служб и т.п. с объявлением мобилизации получают в военно-учетных подразделениях удостоверения об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время по ведомости (форма № 10) и вручают их забронированным гражданам, пребывающим в запасе, под расписку в раздаточной ведомости (форма № 9). Share В среднем, оформление занимает до одного часа времени.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил

Стр 15 из 19 Российской Федерации, по перечням должностей и профессий Бронирование граждан, пребывающих в запасе, по перечням должностей и профессий ведется по занимаемым должностям или рабочим профессиям с учетом условий бронирования, установленными этими перечнями.

Перечни должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на две категории по их предназначению: 1) для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работающих в федеральных органах государственной власти и организациях (ОАО «Газпром» и др.», а также в организациях, находящихся в сфере их ведения или деятельность которых связана с их деятельностью; 2) для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работающих в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, деятельность которых связана с деятельностью этих органов или которые находятся вне сферы их ведения. (Территориальный перечень). Федеральные органы государственной власти и организации, осуществляющие разработку и представление на утверждение в Межведомственную комиссию по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, проектов перечней должностей и профессий и осуществляющие ведение их в процессе работы с ними, являются держателями этих перечней.

(Держателем Территориального перечня является МВК). Перечни должностей и профессий включают: а) наименование основных направлений экономической деятельности организаций и структурных подразделений, входящих в состав органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, или наименование отраслей экономики (разделы перечней должностей и профессий); б) наименование должностей и рабочих профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе; в) условия бронирования граждан, пребывающих в запасе, включающие военно-учетные признаки: составы, профили, военно-учетные специальности, воинские звания и возрасты граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию по установленной номенклатуре должностей и рабочих профессий; г) приоритеты и ограничения в бронировании отдельных категорий граждан, пребывающих в запасе.

В случае, когда в перечне должностей и профессий предусмотрены ограничения в бронировании граждан, пребывающих в запасе, по возрасту, отсрочки от призыва на военную службу им предоставляются после 1 января года, следующего за годом, в котором гражданам, пребывающим в запасе, исполнилось указанное в перечне должностей и профессий количество лет. Бронирование граждан, пребывающих в запасе, работающих в организации вновь образованного федерального органа государственной власти, до утверждения нового перечня должностей и профессий производится по тем перечням должностей и профессий, по которым ранее осуществлялось бронирование в этой организации. 15

Где получить перечень должностей и профессий по которым бронируются граждане 2021

Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях Граждане, не призванные по каким-либо причинам на военную службу и зачисленные в запас, могут быть забронированы только при достижении ими 27 — летнего возраста.

Порядок и правила бронирования граждан, пребывающих в запасе

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, может осуществляться:

  • по перечню должностей и профессий, утвержденному Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования;
  • персонально в отношении отдельных работников.

Наиболее распространенным способом бронирования в организациях граждан, пребывающих в запасе, является бронирование по перечню должностей и профессий. Организация вправе оформлять персональные отсрочки от призыва только в отношении квалифицированных работников, не подпадающих под бронирование в соответствии с Перечнем должностей и профессий, утвержденным Межведомственной комиссией по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе.

Для получения персональных отсрочек организация должна направить в районную комиссию по бронированию список граждан, которым требуются персональные отсрочки.

Статья 11 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (действующая редакция)

Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.

Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):

военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;

члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);

лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;

другие лица, если это установлено федеральным законом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 11 ТК РФ

1. Статья 11 посвящена сфере действия трудового права. В ней сформулировано важное положение, применяемое как к работникам, так и к работодателям: трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников и на всех работодателей (физических лиц и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), если между ними был заключен трудовой договор.

Это означает, что ТК, иные нормативные правовые акты о труде регулируют трудовые отношения не только лиц наемного труда, но и работников, являющихся участниками товариществ, работников-акционеров. Широкая сфера действия трудового права была подтверждена Верховным Судом РФ и до принятия комментируемого Кодекса. В п. 50-1 Постановления Пленума ВС РФ от 22.12.1992 N 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» было указано, что нормы Кодекса законов о труде регулируют трудовые отношения лиц, работающих по трудовому договору (контракту) на любых предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в т.ч. трудовые отношения работников, являющихся акционерами, участниками хозяйственных товариществ и обществ, с которыми они заключили трудовой договор (контракт), с учетом особенностей в регулировании труда таких лиц, предусмотренных законами об этих товариществах и обществах. Аналогичный вывод содержится и в Постановлении Пленума ВС РФ от 20.11.2003 N 17 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ». Дела об оспаривании руководителями организаций, членами коллегиальных исполнительных органов организаций (генеральными директорами акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ и т.п.), а также членами советов директоров (наблюдательных советов) организаций, заключивших с данными организациями трудовые договоры, решений уполномоченных органов организаций либо собственников имущества организаций или уполномоченных собственниками лиц (органов) об освобождении их от занимаемых должностей, как разъяснил Пленум, подведомственны судам общей юрисдикции и рассматриваются ими в порядке искового производства как дела по трудовым спорам о восстановлении на работе. Нормами материального права по таким делам являются ст. ст. 273 — 281 ТК. Такая же позиция была подтверждена Верховным Судом РФ и при рассмотрении конкретного дела, касающегося отношений участников товарищества, основанных на их личном труде. Суть этого дела в следующем.

Гладких, Кузнецова и др. обратились в суд с иском к товариществу «Ариадна» о взыскании заработной платы. Коминтерновский районный суд г. Воронежа в иске отказал. Такое решение было оставлено в силе судебной коллегией Воронежского областного суда и Президиумом этого же суда. Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что законодательством и уставом товарищества не предусмотрено обязательное трудовое участие работников товарищества в его деятельности и поэтому спорные отношения между ними и товариществом должны регулироваться гражданским законодательством. Верховный Суд РФ с выводами судебных инстанций не согласился. По его мнению, закон четко разграничил отношения, возникающие из трудового договора, и отношения работника с хозяйственным товариществом, вытекающие из членства. В последнем случае имеются в виду отношения, связанные с созданием уставного и иных фондов, личными вкладами в имущество товарищества, распределением прибыли, имущественной ответственностью, которые регулируются гражданским законодательством. В соответствии с действующим законодательством участник товарищества одновременно является его работником, если отношения с товариществом связаны с личным трудом, а не ограничиваются лишь его имущественным вкладом и получением части прибыли. Отношение, основанное на личном труде участника товарищества, — сфера действия трудового законодательства (БВС РФ. 1993. N 4).

К сфере действия ТК, иных нормативных правовых актов о труде относятся и отношения работников акционерных обществ. При этом не имеет значения, являются ли такие работники акционерами данных обществ. Работник-акционер, уволенный из акционерного общества, продолжает участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам компетенции собрания, а также имеет право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества — право на получение части его имущества. В совместном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что прекращение трудовых отношений с акционером не изменяет статуса данного лица как акционера.

Вопросы, относящиеся к трудовым отношениям, не должны регулироваться гражданским законодательством.

Сфера действия гражданского законодательства — имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников; сфера действия трудового законодательства — трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

Комментируемая статья допускает возможность применения трудового законодательства (и иных актов, содержащих нормы трудового права) не только к трудовым и иным, непосредственно связанным с трудовыми отношениями, но и к отношениям, основанным на личном труде. Так, лица, работающие по договору подряда, обязаны соблюдать требования по охране труда, установленные в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах. Могут быть и другие случаи применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к отношениям, основанным на личном труде, если это установлено федеральным законом.

2. Отраслевая принадлежность правовых норм определяется прежде всего содержанием регулируемых отношений, а не формой регулирования. Комментируемая статья подчеркивает: во всех случаях, когда доказано, что гражданско-правовые договоры регулируют трудовые отношения, к ним должны применяться нормы трудового законодательства.

Последовательное применение такого положения исключает произвольное толкование вопроса о правовой природе договоров, регулирующих трудовые отношения.

3. Иностранные граждане, постоянно проживающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан Российской Федерации.

Иностранные граждане, временно пребывающие в России, могут заниматься трудовой деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания.

Иностранные граждане, лица без гражданства не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству Российской Федерации (см. Закон о государственной гражданской службе, предусматривающий занятие должности государственного гражданского служащего только гражданином Российской Федерации).

Иностранные граждане, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами России.

Организации, принадлежащие полностью или частично иностранным юридическим или физическим лицам, если они расположены на территории Российской Федерации, должны применять правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, ко всем работающим у них гражданам. Это положение распространяется как на иностранных граждан, так и на граждан Российской Федерации. Исключения могут устанавливаться федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Так, Соглашение Правительств государств СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, ратифицированное Федеральным законом от 24.04.1995 N 47-ФЗ, предусматривает, что его стороны могут потребовать досрочного прекращения трудовых отношений и возвращения трудящегося-мигранта в страну выезда, если он нарушил законы страны трудоустройства и правила пребывания иностранных граждан.

С целью привлечь иностранную рабочую силу и одновременно обеспечить приоритетное право российских граждан на занятие вакантных рабочих мест определены условия и порядок привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (Закон о правовом положении иностранных граждан, Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 N 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации»).

Иностранная рабочая сила привлекается на работу в Россию после выдачи соответствующего разрешения Федеральной миграционной службой или ее территориальным органом. Это разрешение выдается работодателю при условии внесения им в установленном порядке средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из Российской Федерации. Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу предусматривает, что соответствующее заявление должно быть рассмотрено в течение 30 рабочих дней со дня подачи работодателем необходимых документов.

В случае если работодатель нарушает условия и порядок привлечения иностранной рабочей силы, установленные законодательством, территориальный орган в сфере миграции может приостановить действие разрешения до устранения допущенных нарушений. Закон о правовом положении иностранных граждан предусматривает также обстоятельства, при наличии которых разрешение на работу не может быть выдано, а выданное разрешение подлежит аннулированию.

Такие последствия наступают, если иностранный гражданин:

— выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или ее граждан;

— финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;

— в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;

— представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

— осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;

— имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;

— неоднократно (2 раза и более) в течение года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;

— выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;

— находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;

— является больным наркоманией; либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции); либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством РФ.

Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ внесены изменения в Закон о правовом положении иностранных граждан, и, в частности, этот Закон дополнен ст. 13.1 — о трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Согласно этой статье таким гражданам разрешение на работу выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления. Одновременно с заявлением иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу представляются: 1) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве; 2) миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты; 3) квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу.

Вся информация о выданных иностранным гражданам разрешениях на работу направляется в орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ.

В отличие от общепринятых правил, в отношении иностранных граждан работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Разрешения на работу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдаются в пределах квот на их въезд в Российскую Федерацию, ежегодно утверждаемых Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на территории всей Российской Федерации. Кроме того, Правительство РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на территории всей Российской Федерации. При установлении указанной допустимой доли Правительство РФ определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством РФ.

Федеральным законом от 12.11.2012 N 185-ФЗ было установлено, что иностранные граждане, трудовая деятельность которых связана с выполнением работ (оказанием услуг) в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания, должны подтвердить владение русским языком на уровне не ниже основного общего образования.

Особый порядок оформления на работу предусмотрен для иностранных граждан, которых Федеральный закон от 30.11.2011 N 365-ФЗ относит к высококвалифицированным специалистам. На них не распространяется квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу. Разрешение на работу высококвалифицированным специалистам выдается на срок действия заключенного им трудового договора, но не более чем на три года. Указанный срок действия разрешения на работу может быть неоднократно продлен на срок действия трудового договора, но не более чем на три года для каждого такого продления. В случае если в соответствии с трудовым договором предполагается осуществление высококвалифицированным специалистом трудовой деятельности на территории двух и более субъектов РФ, данному высококвалифицированному специалисту выдается разрешение на работу, действующее на территориях этих субъектов РФ.

4. Комментируемая статья устанавливает пределы действия общих норм, содержащихся в Кодексе и иных нормативных правовых актах о труде. Общие правовые нормы не применяются только в том случае, если особенности труда отдельных категорий работников требуют дифференцированного правового регулирования. Эта дифференциация устанавливается ТК, который содержит значительное число правовых норм, регулирующих особенности труда отдельных категорий работников. Все эти нормы выделены в отдельную часть Кодекса — четвертую, которая включает в себя 17 глав (40 — 55): гл. 40 «Общие положения», гл. 41 «Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями», гл. 42 «Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет», гл. 43 «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации», гл. 44 «Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству», гл. 45 «Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев», гл. 46 «Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах», гл. 47 «Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом», гл. 48 «Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей — физических лиц», гл. 49 «Особенности регулирования труда надомников», гл. 49.1 «Особенности регулирования труда дистанционных работников», гл. 50 «Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», гл. 51 «Особенности регулирования труда работников транспорта», гл. 51.1 «Особенности регулирования труда работников, занятых на подземных работах», гл. 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников», гл. 53 «Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей», гл. 54 «Особенности регулирования труда работников религиозных организаций», гл. 54.1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров», гл. 55 «Особенности регулирования труда других категорий работников».

Комментируемая статья допускает также возможность дифференциации правового регулирования в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. Соответствующая дифференциация осуществляется в отношении государственных гражданских служащих и муниципальных служащих (см. Закон о государственной гражданской службе; Закон о муниципальной службе; Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112; Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 110, и др.).

5. Принципиальное положение о том, что трудовые отношения должны регулироваться трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, подчеркивается и в заключении комментируемой статьи, где указывается круг лиц, на которых не распространяются ТК, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, если они не являются одновременно работодателями или их представителями. К таким лицам относятся: военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (кроме лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие по гражданско-правовым договорам, а также другие лица, если это установлено федеральным законом. Так, вне сферы трудового права находятся отношения, возникающие между лицами рядового и начальствующего состава и органами внутренних дел.

Персональные данные сотрудника: как с ними работать

Марина Крицкая

Неоднозначное понимание того, что именно скрывается под персональными данными, в итоге приводит к конфликту между сторонами, когда работодатель и работник злоупотребляют своими правами. Чтобы избежать таких ситуаций, надо понимать, как правильно обрабатывать персональные данные на каждом этапе взаимодействия.

Основные документы, на которые нужно ориентироваться при обработке персональных данных, — это Конституция РФ (ст. 24) и Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (далее — Закон о персональных данных).

В ст. 24 Конституции РФ говорится, что «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Закон о персональных данных определяет значение не только ключевых понятий, с которыми придется сталкиваться на практике каждому работодателю, но и вводит принципы и условия обработки персональных данных, права субъекта персональных данных и другие важные моменты.

Вопросам защиты персональных данных работника посвящена гл. 14 ТК РФ.

Что включают персональные данные работника

Персональные данные — это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному физическому лицу (субъекту персональных данных). Как правило, эти данные позволяют идентифицировать конкретного человека.

В рамках трудовых отношений работодатель может запрашивать только те персональные данные, которые нужны для выполнения трудовой функции. К ним относятся ФИО, сведения о предыдущей работе, документы, которые необходимы для устройства на работу (паспорт, трудовая книжка и т.д.), сведения об образовании. Такие сведения, как вероисповедание, работодатель запрашивать не имеет права, так как они не требуются для выполнения трудовой функции.

Сложность обработки персональных данных заключается в том, что на разных этапах взаимодействия и при решении различных трудовых задач у работодателя могут возникнуть вопросы. Например, считается ли та информация, которая содержится в резюме кандидата, персональными данными? Должен ли он давать согласие в этом случае, даже если его не возьмут на работу? Нужно ли как-то согласовывать с работником факт передачи данных для оформления пропуска? Можно ли размещать фотографию работника на доске почета без его согласия? Допускается ли размещение «черных списков» сотрудников на сайте компании? Что делать с данными уволенных сотрудников?

На все эти вопросы важно знать ответы. Тем более что периодически разъяснения по ним публикуют Минтруд, Роструд, Роскомнадзор.

Что делать с персональными данными кандидата

Еще на этапе просмотра резюме компания начинает собирать персональные данные кандидатов. Она может сохранять резюме в специальных программах, распечатывать их, сохранять контакты для дальнейшей связи и т.д.

В резюме обычно представлен целый перечень персональных данных — от номера телефона до сведений об образовании и предыдущих местах работы.

Роскомнадзор предупреждает о том, что обработка персональных данных соискателей предполагает получение соответствующего согласия от них. Согласие следует оформлять на период принятия решения о приеме либо отказе в приеме на работу.

Но есть и исключения, когда такое согласие не требуется:

  • если от имени соискателя действует кадровое агентство, с которым кандидат заключил договор;
  • при самостоятельном размещении резюме в интернете.

В согласии нужно обязательно указать цель получения персональных данных — рассмотрение кандидата на вакантную должность. Можно воспользоваться образцом согласия на обработку персональных данных.

Если работодатель получает резюме соискателя по электронной почте, ему нужно дополнительно провести мероприятия, которые бы служили подтверждением факта направления резюме самим соискателем. Например, это может быть приглашение соискателя на собеседование или ответ на его письмо по электронной почте.

Что делать, если персональные данные собираются с помощью анкеты

Нередко работодатель осуществляет сбор персональных данных кандидатов с помощью типовой анкеты. Во-первых, такая анкета должна содержать информацию о сроке её рассмотрения и принятия решения о приеме либо отказе в приеме на работу.

  • в анкете должны быть сведения о цели обработки персональных данных, имя (наименование) и адрес оператора, ФИО и адрес субъекта персональных данных, источник получения персональных данных, сроки обработки персональных данных, перечень действий с персональными данными, которые будут совершаться в процессе их обработки, общее описание используемых работодателем способов обработки данных;
  • в анкете должно быть поле, в котором субъект персональных данных может поставить отметку о своем согласии на обработку;
  • анкета должна быть составлена таким образом, чтобы каждый из субъектов персональных данных, содержащихся в документе, имел возможность ознакомиться со своими данными, не нарушая прав и законных интересов других;
  • в анкете не должно быть предусмотрено объединение полей, предназначенных для внесения персональных данных, цели обработки которых заведомо не совместимы.

Обычно анкета размещается в электронном виде на сайте компании, и согласие на обработку персональных данных подтверждается с помощью проставления «галочки» в соответствующем поле.

Что делать с данными кандидата, которого не взяли на работу

В таком случае предоставленные соискателем данные нужно уничтожить в течение 30 дней.

Есть в этой ситуации исключения — случаи, предусмотренные законодательством о государственной гражданской службе. Тогда хранить персональные данные соискателя придется в течение 3-х лет.

Направление запросов на прежние места работы

На этапе собеседования работодателю может потребоваться уточнение некоторых данных о работнике или получение дополнительной информации у прежних работодателей.

Для этого ему обязательно нужно заручиться согласием соискателя.

Сбор и обработка персональных данных при приеме на работу

Трудовое законодательство определяет перечень документов, которые работодатель запрашивает у работника при приеме на работу. На этом этапе, согласно ст. 65 ТК РФ, запрашиваются:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовая книжка;
  • документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа;
  • при необходимости: документы воинского учета, документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний, справка о наличии (отсутствии) судимости.

На то, чтобы внести персональные данные из этих документов в трудовой договор, согласие работника не требуется. Когда он подписывает трудовой договор, то тем самым уже дает свое согласие.

Оформление зарплатной карты и персональные данные работника

Многие организации при приеме на работу оформляют работникам зарплатную карту. В связи с этим может возникнуть вопрос — нужно ли на передачу персональных данных работника банку получать согласие? Да, нужно.

При этом важно, чтобы:

  • перечень персональных данных строго соответствовал тому, что передается в банк;
  • была указана цель для получения персональных данных, а именно — для оформления зарплатной карты.
Роскомнадзор определяет случаи, когда передача персональных данных работника банку для открытия зарплатных карт должна происходить без согласия:
  • договор на выпуск банковской карты заключался напрямую с работником и в его тексте прямо предусмотрены положения о передаче данных работника;
  • у работодателя есть доверенность на представление интересов работника при заключении договора с банком на выпуск карты и её обслуживание;
  • соответствующая форма и система оплаты труда прописана в коллективном договоре (ст. 41 ТК РФ).

Стоит учесть, что работник может отказаться подписать согласие на передачу данных банку, с которым работает компания. У него могут быть уже открыты счета и карты в другом банке, и поэтому для него удобнее продолжать обслуживаться в своем банке.

В прошлом году была установлена ответственность за «зарплатное рабство». Это значит, что сотруднику нельзя отказать в праве на изменение кредитной организации, в которую будет перечисляться зарплата.

Сотрудник сменил фамилию — что делать с трудовым договором?

В этом случае нужно обязательно внести изменения в трудовой договор. Главное — сделать это правильно.

Часто работодатели оформляют дополнительное соглашение, хотя им, как правило, меняются условия, а не сведения трудового договора. Фамилия относится именно к сведениям о работнике.

Правильно будет внести изменение непосредственно в текст трудового договора, вручную.

Размещение «черных списков» сотрудников на сайте

Иногда работодатель смело публикует в открытом доступе списки бывших работников, которые были уволены, например за утрату доверия или неоднократное неисполнение обязанностей.

Следует отметить, что это расценивается законом, как нарушение требований к обработке персональных данных. Об этом, в частности, предупреждает Минтруд в Письме от 08.10.2018 N 14-2/В-803.

В данном случае, публикуя причины увольнения, работодатель сообщает личную информацию сотрудника третьим лицам. Делать это без согласия работника нельзя.

Каким должно быть согласие на обработку персональных данных

Роскомнадзор в своих рекомендациях формулирует следующие требования:

  1. Содержание согласия должно быть конкретным и информированным. То есть по информации можно сделать однозначный вывод о целях, способах обработки с указанием действий, совершаемых с персональными данными, объеме обрабатываемых данных.
  2. Допускается оформление согласия в виде отдельного документа или в виде части текста трудового договора.
  3. Согласие должно отвечать требованиям, предъявляемым к его содержанию, согласно ч. 4 ст. 9 Закона о персональных данных.

Оформление доски почета

Противоположная ситуация — это поощрение работника в виде доски почета. Но и здесь есть свои тонкости.

Обычно на доске почета размещается фотография человека, указывается его ФИО. И всё это персональные данные, которые работодатель не имеет права выставлять на всеобщее обозрение у себя в офисе, даже если цель его действий — поощрить успешных сотрудников и мотивировать тем самым остальной коллектив.

Для использования фото сотрудника тоже придется заручиться согласием.

Персональные данные для пропуска

В большинстве организаций сейчас действует пропускной режим. Соответственно, новым работникам требуется оформление пропуска.

В данном случае нет необходимости в получении согласия на обработку персональных данных, если:

  • компания самостоятельно осуществляет пропускной режим;
  • если обработка соответствует порядку, предусмотренному коллективным договором, локальными актами, принятыми в соответствии со ст. 372 ТК РФ.

В том случае, если пропускной режим находится под контролем сторонней организации, то согласие обязательно.

Кадровый и бухгалтерский учет на аутсорсе и персональные данные

Если работодатель решает вопросы кадрового и бухгалтерского характера при помощи аутсорса, то есть силами сторонних организаций, то он должен соблюдать требования, обозначенные ч. 3 ст. 6 Закона о персональных данных.

Что делать с персональными данными уволенных сотрудников

Нужно учитывать, что существуют требования к обработке персональных данных в рамках бухгалтерского и налогового учета.

Так, например, работодатели обязаны в течение 4-х лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налога (пп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ). И здесь согласия уже бывших сотрудников, хотят они того или нет, не требуется.

Роскомнадзор напоминает, что по истечении сроков, определенных законодательством, личные дела работников переходят на архивное хранение на срок 75 лет. Но на саму организацию хранения в архиве и использование архивных документов с персональными данными работников Закон о персональных данных не распространяется.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *