КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЗДРАВПУНКТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Вряд ли кто станет спорить с утверждением, что одна из основных ценностей предприятия – его трудовой коллектив. И заботиться необходимо не только об укомплектованности штата, но и о здоровье работников. Одним из способов проявления такой заботы является организация здравпункта на предприятии.
С точки зрения трудового законодательства работодателю необходимо наладить медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 212 ТК РФ). В этих целях работодатель оборудует помещения для оказания медицинской помощи (ст. 223 ТК РФ).
Некоторые предприятия обязаны иметь здравпункты. Требования об этом содержатся в отраслевых и межотраслевых правилах по охране труда, в санитарных правилах и других нормативных правовых актах. Таких как:
Например, Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте для проведения медосмотров водителей установлена необходимость иметь фельдшерские или врачебные здравпункты в организациях со списочным количеством работающих более 300 человек. Состав и площадь данных пунктов предусматриваются действующими строительными нормами и правилами и иными нормативными актами (п. 3.6.23 ПОТ Р М-027-2003, утверждены постановлением Минтруда России от 12 мая 2003 г. № 28).
Также обязательно нужно иметь здравпункты на атомных электростанциях и железнодорожном транспорте.
Организации, в которых рекомендуется иметь здравпункт
Одной из задач здравпункта является поддержание здоровья работников. Поэтому заинтересованность в его работе должны проявлять работодатели, у которых на производстве имеется большое количество вредных факторов. Ведь именно они наиболее сильно влияют на здоровье работников. Речь идет, прежде всего, о предприятиях, занимающихся добычей нефти, газа и других полезных ископаемых в условиях Крайнего Севера, пустынных и отдаленных районах. Кроме того, существует ряд производств, в которых состояние здоровья сотрудника влияет на качество выпускаемой продукции. Например, производство продуктов питания, оказание услуг общепита, образовательных и транспортных услуг и проч.
Основные функции здравпункта
Чтобы понять, какие основные функции может выполнять здравпункт на предприятии, необходимо обратиться к приложению № 1 приказа Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н. Вот основные из них:
Что нужно для организации здравпункта?
Чтобы организовать здравпункт, необходимо руководствоваться Правилами организации деятельности врачебного здравпункта (приказ Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н).
Врачебный здравпункт создается в виде структурного подразделения организации, которое, наряду с основной (уставной), занимается медицинской деятельностью.
Для его размещения нужно выделить помещение. Требования к нему установлены в СП 44.13330.2011 «Административные и бытовые здания» (утверждены приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 г. № 782).
Состав и площадь помещений врачебного здравпункта определены в таблице 5 СП 44.13330.2011.
Помещения, в которых будет осуществляться медицинская деятельность, также должны соответствовать СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 18 мая 2010 г. № 58).
Таблица 1. Состав и площадь помещений врачебного здравпункта
Примечание: На предприятиях, где предусматривается использование труда инвалидов, состав врачебного здравпункта может быть дополнен по согласованию с местными органами здравоохранения с учетом вида инвалидности, групп заболеваний и степени утраты трудоспособности работающих.
Структура здравпункта и его штатная численность устанавливаются руководителем организации, в составе которой он создан. Рекомендованные штатные нормативы и стандарт оснащения здравпункта установлены приказом Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н. Однако они могут быть откорректированы по решению руководителя организации в зависимости от вида деятельности
Таблица 2. Рекомендуемые штатные нормативы врачебного здравпункта
№ п/п | Наименование должности | Количество должностей |
1 | Заведующий здравпунктом – врач-терапевт | 1 |
2 | Врач-терапевт | 1 на рабочую смену* |
3 | Старшая медицинская сестра | 1 |
4 | Медицинская сестра | 1 на рабочую смену* |
5 | Санитар | 1 на рабочую смену для уборки помещений* |
* Количество рабочих смен определяется соответственно графику работы организации |
Стандарт оснащения врачебного здравпункта включает в себя 87 наименований оборудования. В это число входят:
Нужна ли лицензия на медицинскую деятельность?
Поскольку для ведения медицинской деятельности нужно иметь лицензию, ее следует получить для легальной работы здравпункта. В противном случае в нем можно оказывать только первую доврачебную помощь. На оказание медицинской помощи работникам, на проведение предварительных и периодических и предрейсовых медицинских осмотров необходима медицинская лицензия. Перечень работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность и порядок ее лицензирования, определен постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291.
Получение лицензии на медицинскую деятельность для большинства организаций – дело весьма хлопотное и затратное, как правило, по этому пути идут предприятия, имеющие большое количество работников, занятых во вредных условиях труда, или крупные транспортные компании.
Однако большинство предприятий предпочитает аутсорсинг медицинских услуг – передачу имеющегося на предприятии здравпункта по договору на профессиональное управление медицинской организации, имеющей лицензию на соответствующие виды медицинской деятельности. Это направление сейчас активно развивается, и на рынке появляется все больше медицинских учреждений, предлагающих услуги по организации работы медпункта или здравпункта на территории предприятия.
Медицинские учреждения могут предложить предприятию различные формы организации медицинского обслуживания, например:
При такой форме обслуживания предприятие имеет возможность сформировать индивидуальный пакет медицинских услуг, в том числе дающий возможность получать медицинские услуги различной сложности в поликлиниках и стационарах лечебного учреждения.
Медпункт на предприятии
Всем доброе время суток. Уважаемые коллеги, помогите разобраться. Руководство поставило задачу обосновать наличие мед.пункта на предприятии, т.е. при каких условиях работодатель обязан создать мед.пункт или ввести в штат медицинского работника, а так же необходима ли лицензия на медицинскую деятельность при организации мед.пункта на предприятии или при вводе штатной единицы?
Немного о предприятии: штат около 3000 человек, имеются опасные производственные участки (литейка, грузоподъемные, сосуды под давлением), автопарк.
Большое Спасибо за помощь!
Цитата |
---|
Дмитрий Зернов пишет: при каких условиях работодатель обязан создать мед.пункт или ввести в штат медицинского работника, |
Трудовой кодекс РФ возлагает на работодателя ряд обязанностей по обеспечению:
безопасных условий и охраны труда (ч.1 ст.212 ТК РФ);
санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием работников в соответствии с требованиями охраны труда (ч. 2 ст.212 ТК РФ).
В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты отдыха в рабочее время (ст. 223 ТК РФ).
Свод правил СНиП 2.09.04-87* «Административные и бытовые здания» (актуализированная редакция приказ Минрегиона № 782 от 27.12.10) устанавливает:
п. 5.27. При списочной численности работающих от 50 до 300 необходимо предусматривать медицинский пункт.
п. 5.28. На предприятиях со списочной численностью работающих более 300 чел. должны предусматриваться фельдшерские здравпункты.
Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» п.4. ст.24 В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения ), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Вместе с тем ст.212, 213 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда — недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, в частности это относится к работникам, занятым на производствах, связанных с движением транспорта.
Кроме того, Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры .
Следовательно, организации, обязанные в соответствии с установленным законодательством порядком осуществлять медицинское освидетельствование водителей, вправе открывать медпункты, входящие в состав их организации.
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, а также расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации , относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Цитата |
---|
Дмитрий Зернов пишет: необходима ли лицензия на медицинскую деятельность при организации мед.пункта на предприятии или при вводе штатной единицы |
Цитата |
---|
Дмитрий Зернов пишет: при каких условиях работодатель обязан создать мед.пункт или ввести в штат медицинского работника, |
Цитата |
---|
Мишка Яблочкин пишет: Ст. 212 ТК РФ не обязывает ГЕНу иметь медпункт. |
А я где-то написала, что Гена обязан иметь медпункт?
По-моему, слова «вправе», «может» не являются синонимами слову «обязан»
Что Гена обязан, написано в ТК. А как он это будет обеспечивать — это его дело, отсюда и формулировки «может сделать так-то, а «может по-другому».
Цитата |
---|
Ольга А пишет: . Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» п.4. ст.24 В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения ), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. |
Организация собственного медпункта
Иногда организации, в которых работает множество работников, подлежащих обязательному медицинскому организуют собственные медпункты. Организация собственного медпункта зачастую обходится организациям дешевле, чем заключение договора на лечение и медицинское обслуживание в лечебном учреждении.
Медпункты и здравпункты осуществляют мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенических требований, направленных на создание безопасных условий труда на вредном производстве, предупреждение и профилактику профессиональных заболеваний, обеспечение сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, на поддержание чистоты и порядка на производстве.
В этих случаях медицинская деятельность прописывается в уставе организации, и она получает лицензию на медицинскую деятельность в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем, Минфин России не раз указывал на то, что признавать расходы в налоговом учете можно только в том случае, если наличие медпункта или здравпункта является обязательным требованием законодательства.
Создавать собственные медпункты могут организации, занятые такими видами деятельности, как:
— нефтедобыча и добыча газа в районах Крайнего Севера, пустынных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, а также при морском бурении;
— военизированная охрана;
— производство продуктов питания;
— оказание услуг общественного питания (в том числе на транспорте);
— оказание транспортных услуг;
— оказание медицинских, образовательных, ряда бытовых услуг и т.д.
Нередко предприятия организуют вахтовые поселки для проживания работников, занятых, например, в добыче нефти и газа. Для охраны их здоровья на территории отдаленных поселков могут также открываться медицинские пункты (кабинеты).
По мнению Минфина России, выраженному в Письме от 18.04.2006 N 03-03-04/1/356, расходы на содержание таких медпунктов могут быть учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ в состав расходов для целей налогообложения прибыли организация имеет право включить:
— расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ;
— расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— расходы на лечение профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными или тяжелыми условиями труда;
— расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
Расходы на организацию медицинского пункта должны быть обоснованы и документально подтверждены.
Конечно, в медицинском пункте должны работать сотрудники, обладающие соответствующей квалификацией и образованием. По мнению Минфина России, выраженному в Письме от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/90, здравпункт должен иметь в штате хотя бы одного медицинского работника.
Признание расходов на оплату труда медицинского персонала медицинских пунктов учитываются в составе расходов по оплате труда в порядке, предусмотренном ст. 255 НК РФ. Подобная позиция также содержится в Письме Минфина России от 18.04.2006 N 03-03-04/1/356, Письме Минфина России от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/90. Финансовое ведомство разъясняет, что организации, на которые законодательством РФ возложена обязанность проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, могут включать в расходы на оплату труда выплаты медицинскому персоналу здравпунктов.
Рекомендуется учитывать расходы на содержание помещений и инвентаря на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, расходы на оплату труда медицинского персонала – на основании ст. 255 НК РФ, а расходы на приобретение медикаментов – в соответствии с пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Заключение договора с медпунктом
Заключение договора с мендпунктом подпадает под нормы Гражданского кодекса. Данные расходы как и в случае с организацией медпункта могут быть признаны в качестве расходов на организацию нормальный условий труда.
Сложнее обстоит дело, если вы, например, хотите безвозмездно сдать помещение лечебному учреждению, а в обмен за это, оно будет осуществлять лечение Ваших работников.
Для исключения рисков, связанных с безвозмездной передачей, и уменьшения налоговой нагрузки рекомендуется заключить полноценный возмездный договор передачи в аренду помещения под медицинский пункт и договор на оказание услуг по обязательному обследованию, например, водителей перед выездом в рейс. Оплату по этим договорам возможно закрывать проведением двухстороннего зачета согласно ст. 410 ГК РФ.
Если Вы просто заключаете договор с медпунктом или лечебным учреждением, вам нужно обратить внимание на изменения законодательства.
С этого года организации могут учитывать в расходах на оплату труда оплату медицинских услуг, оказанных работникам, по договорам, заключенным с медицинскими организациями на срок не менее 1 года. До 2010 г. у работодателей была возможность учесть в расходах только затраты на добровольное медицинское страхование работников и с медицинскими учреждениями им приходилось работать через посредников – страховщиков. Признать новые расходы можно будет только в том случае, если медицинская организация, с которой заключен договор, имеет лицензию в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда.
Если вы оплачиваете оказание медицинских услуг для своих работников, то не забудьте собрать все документы, необходимые для подтверждения расходов:
— договор с медицинской организацией;
— копию ее лицензии;
— платежное поручение на перечисление денег;
— программу оказания медицинских услуг.
Все вышеупомянутые документы должны быть заверены в обязательном порядке.
Безопаснее будет, если оплату медицинских услуг для работников вы оговорите в трудовых или коллективных договорах. Если медицинские услуги не предусмотрены трудовым договором, то Вам следует заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, предусматривающее предоставление данных гарантий работнику.
В качестве подтверждающих документов могут выступать следующие:
Документы, подтверждающие лечение, покупку медикаментов | ||
лечение | медикаменты | медицинское страхование |
Платежные документы (кассовые чеки, квитанции к приходным кассовым ордерам, платежные поручения, банковские выписки и т.п.) | ||
Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы | Рецепт по форме N 107-1/у со штампом “Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика” | Копия договора добровольного личного страхования, заключенного налогоплательщиком со страховой организацией, или полиса |
Копия свидетельства о браке, копия свидетельства о рождении (в зависимости от того, чье лечение, медикаменты, страховка оплачены налогоплательщиком) |
8)——————
Вопрос: Просим дать разъяснения по следующему вопросу.
В ОАО на территории Каргасокского района Томской области организованы вахтовые поселки для проживания работников, обеспечивающих добычу нефти и газа. Для охраны здоровья работников на территории отдаленных поселков были открыты медицинские пункты (кабинеты), по которым общество несет расходы на содержание помещений и инвентаря, на оплату труда персонала, ЕСН, медикаментов.
В соответствии с нормами пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам относятся расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации. Однако Письмо Минфина России от 05.03.2005 N 03-03-01-04/1/90 содержит позицию, обосновывающую возможность отнесения к прочим расходам и других расходов, связанных с содержанием здравпунктов, а именно: расходов по заработной плате персонала, единому социальному налогу, начисленному на сумму оплаты труда, стоимости медикаментов и необходимой медицинской техники.
Кроме того, в соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и ст. ст. 209, 219 Трудового кодекса РФ обязанностью общества как работодателя является осуществление санитарно-бытовых, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических и иных мероприятий, связанных с обеспечением безопасных условий и охраной труда работников. Также общество, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16.08.2004 N 83, при осуществлении работ в нефтяной и газовой промышленности, выполняемых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обязано проводить за счет своих средств предварительные и периодические медицинские осмотры работников, занятых на таких работах (Приложение N 2 к указанному Приказу). В Уставе ОАО предусмотрен такой вид деятельности, как оказание медицинской помощи, для чего в соответствии с пп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» была получена соответствующая лицензия на медицинскую деятельность.
На основании изложенного просим дать разъяснение по порядку отнесения расходов по заработной плате персонала, ЕСН и стоимости медикаментов медицинских пунктов (кабинетов), находящихся на территории вахтовых поселков, к расходам, учитываемым для целей налогообложения по налогу на прибыль в соответствии со ст. 264 НК РФ, при условии, что все вышеперечисленные расходы документально подтверждены, медицинский персонал состоит в штате общества, вахтовые поселки находятся в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, а медицинский пункт (кабинет) является структурным подразделением.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/356
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов по содержанию медицинских пунктов и сообщает следующее.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
При этом указанные расходы должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса, согласно которому расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации, в частности, предусмотрено, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.08.2004 N 83 предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в том числе при выполнении работ в нефтяной и газовой промышленности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
По нашему мнению, налогоплательщики, в отношении которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязанность по организации прохождения работниками предварительных и периодических медицинских осмотров, вправе учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль также расходы по оплате труда медицинского персонала медицинских пунктов, расходы по уплате единого социального налога, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда, расходы по приобретению медикаментов.
Указанные расходы учитываются для целей налогообложения при условии их надлежащего документального подтверждения в объемах, необходимых для санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, предусмотренного обязательными требованиями по организации труда в соответствующих отраслях.
При этом расходы по оплате труда медицинского персонала медицинских пунктов учитываются в составе расходов по оплате труда в порядке, предусмотренном ст. 255 Кодекса. Расходы по уплате единого социального налога и расходы по приобретению медикаментов учитываются в составе прочих расходов на основании пп. 1 и 49 п. 1 ст. 264 Кодекса соответственно.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ
18.04.2006
Ответ недели: Какие организации обязаны иметь здравпункт?
При списочной численности работающих от 50 до 300 человек необходим медпункт (п. 5.27 СП 44.13330.2011).
Площадь медицинского пункта следует принимать: 12 м 2 — при списочной численности от 50 до 150 работающих, 18 м 2 — от 151 до 300. На предприятиях, где предусматривается возможность использования труда инвалидов, площадь медицинского пункта следует увеличивать на 3 м 2 . Медпункт должен иметь оборудование, определенное заданием на проектирование. На предприятиях со списочной численностью работающих более 300 человек предусматриваются фельдшерские здравпункты (п. 5.28 СП 44.13330.2011).
То есть, оборудовать медпункт или фельдшерский здравпункт при меньшей численности работников, до 50 чел., не требуется. Однако выделить помещение (или уголок-пост в нем при малом размере организации) для оказания медпомощи все равно придется из-за требований ч. 1 ст. 223 ТК РФ, согласно которой у работодателя должно быть место, в котором можно оказать первую медицинскую помощь, исходя из его площади и оборудования (мебель, аптечка и т.п.).
Как организовать медицинский пункт на удалённом объекте — пошаговая инструкция
Основная задача здравпункта на предприятии — оказание медицинской помощи работникам, если она необходима. Здравпункт должен соответствовать требованиям, которые предъявляются со стороны законодательства. В этом материале расскажем, когда на объекте нужен медицинский пункт и что важно учесть при его создании.
Когда предприятию нужен здравпункт
Медицинские пункты создаются в организациях с численностью работников от 50 до 300 человек. На предприятиях с численностью работающих более 300 человек должны предусматриваться фельдшерские здравпункты. При этом количество человек, которых может принять один фельдшер, зависит от вида работ:
- при подземных работах — не более 500 человек;
- на предприятиях химической, горнорудной, угольной и нефтеперерабатывающей промышленности — не более 1200 человек;
- на предприятиях других отраслей народного хозяйства — не более 1700 человек.
Ряд организаций, на которых имеется большое количество вредных факторов, обязаны организовать здравпункты, даже если они не достигли заявленной численности. Например, предприятия, занимающихся добычей нефти, газа и других полезных ископаемых.
При согласовании с местными органами здравоохранения на предприятиях следует предусматривать врачебные здравпункты взамен фельдшерских.
Закон предписывает организацию медицинских пунктов предприятиям следующих отраслей:
- добыча нефти и газа на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях, а также при бурильных работах на море;
- охранные услуги (военизированные);
- производство пищевой продукции;
- услуги общепита (стационарные и в транспорте);
- предприятия транспорта.
Другие предприятия также могут самостоятельно организовать здравпункт на своей территории, но для этого необходимо получить два важных документа: лицензию на медицинскую деятельность и санитарно-эпидемиологическое заключение. Если организация здравпункта не выглядит целесообразным решением, то можно заключить договор с действующим медицинским учреждением, в рамках которого и решается вопросы с медицинским обслуживанием персонала.
Основные задачи здравпункта
Функции, которые может выполнять медицинский пункт на предприятии, указаны в приложении № 1 приказа Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н. Вот, основные пункты:
- оказание первичной медико-санитарной помощи;
- экспертиза временной нетрудоспособности;
- направления работников на консультацию к врачам-специалистам;
- выдача справок о факте обращения за медицинской помощью;
- направление работников на медицинские осмотры;
- контроль прохождения медицинских осмотров;
- проведение предрейсовых, послерейсовых, предсменных, послесменных осмотров;
- организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на территории организации;
- проведение мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, травматизма, профессиональных заболеваний и профессиональных отравлений, по улучшению санитарно-гигиенических условий труда работников организации;
- охрана здоровья работников организации;
- участие в разработке и проведении комплекса профилактических и оздоровительных мероприятий, в том числе осуществлении контроля за выполнением рекомендаций по результатам предварительных и периодических медицинских осмотров работников организации;
- ведение учётно-отчётной документации по установленным формам, в том числе направление извещений о предварительном диагнозе профессионального заболевания;
- участие в тренировках и учениях, имитирующих аварийные ситуации на территории организации;
- оформление документов по запросам;
- повышение квалификации медицинских работников здравпункта, участие в конференциях и семинарах;
- изучение и соблюдение правил охраны труда;
- предоставление регулярных отчётов о проводимой работе и полученных результатах.
Что нужно для организации здравпункта
Минздрав России утвердил правила, в соответствии с которыми необходимо организовывать деятельность врачебного здравпункта. В правилах указано, что здравпункт создаётся в виде структурного подразделения организации, которая наряду с основной деятельностью оказывает медицинскую помощь.
Можно выделить основные шаги, которые необходимо выполнить для организации здравпункта:
- Организовать помещение и получить санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие требованиям СанПиНа.
- Получить лицензию на медицинскую деятельность. Без лицензии в здравпункте можно оказывать только первую доврачебную помощь. Перечень работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность и порядок её лицензирования, определён постановлением Правительства РФ от 1 июня 2021 г. № 852.
- Организовать график работы здравпункта в зависимости от специфики деятельности предприятия (при круглосуточной работе предприятия здравпункт должен работать соответственно).
- Оснастить здравпункт лечебным и диагностическим оборудованием, лекарственными средствами и расходными материалами согласно стандартам оказания медицинской помощи.
- Подобрать квалифицированный медицинский персонал.
Помещение здравпункта
Медицинские пункты должны находиться на первом этаже здания. Площадь помещения определяется категорией здравпункта: I категория — если количество обслуживаемых людей вдвое больше установленного, например, если при подземных работах необходимо обслуживать 1000 человек, а не 500; II категория — если количество человек соответствует установленным нормам.
Состав и площадь помещений врачебного здравпункта (в соответствии с СНиП 2.09.04-87)
На предприятиях, где предусматривается возможность использования труда людей с ограниченными возможностями и инвалидов, площадь медицинского пункта следует увеличивать на 3 м 2 .
Персонал здравпункта
Штат сотрудников и структура здравпункта могут быть установлены руководителем предприятия. Минздрав рекомендует следующие нормативы и штатные нормы.
Рекомендуемые штатные нормативы врачебного здравпункта (приказ Минздрава России от 13 ноября 2012 г. № 911н)
Стандарт оснащения врачебного здравпункта включает в себя 87 наименований оборудования. В это число входят:
- пять аптечек первой помощи;
- два набора для оказания экстренной медицинской помощи;
- одна аптечка «АнтиСПИД»;
- один электрокардиограф портативный, 6-канальный;
- три фонендоскопа;
- пять термометров медицинских;
- три тонометра для измерения артериального давления;
- два алкометра;
- две медицинские кушетки;
- десять стульев, включая стулья-вертушки;
- один сейф для хранения сильнодействующих медикаментов;
- два холодильника;
- три кровоостанавливающих жгута;
- десять перевязочных индивидуальных пакетов.
Организация собственного здравпункта не всегда целесообразна для предприятия. Получить лицензию на предоставление медицинских услуг может быть довольно сложно. Поэтому, если для предприятия не обязателен собственный медицинский пункт, можно рассмотреть аутсорсинг медицинских услуг, то есть заключить договор с медицинской организацией, у которой уже есть лицензия для предоставления штата сотрудников, оснащения и управления здравпунктом.
Данная статья носит не рекламный, а информационный характер. Существуют противопоказания к применению и использованию препаратов и медицинских процедур, которые фигурируют в тексте. Необходимо ознакомиться с инструкцией по применению препаратов и процедур и получить консультации специалистов.