Продажа акционерного общества как имущественного комплекса
Перейти к содержимому

Продажа акционерного общества как имущественного комплекса

Купля-продажа предприятия как имущественного комплекса

Один из способов продать бизнес – это реализовать предприятие целиком как единый имущественный комплекс. Этот процесс имеет свои особенности, знать которые будет нелишним как продавцу, так и покупателю.

Предприятие — это имущественный комплекс, предназначенный для предпринимательской деятельности. В его состав входят все виды имущества, которые могут быть использованы для работы. К ним относятся: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие права на объекты интеллектуальной собственности (ст. 132 ГК РФ).

Правовые особенности сделки

По договору купли-продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс (п. 1 ст. 559 ГК РФ). Такой договор регулируется нормами параграфа 8 главы 30 Гражданского кодекса. Следует отметить, что имущественный комплекс является объектом недвижимости. Поэтому к отношениям, связанным с его продажей, применяются правила, регулирующие продажу недвижимости. Если же по каким-либо моментам такие правила отсутствуют, руководствоваться следует общими положениями о купле-продаже товаров (п. 2 ст. 549 ГК РФ).

Говоря о предприятии как об имущественном комплексе, необходимо отметить, что состав его элементов определяется соглашением сторон. Однако при этом необходимо сохранить ту целостность имущественного комплекса, которая необходима для предпринимательской деятельности (ст. 132, п. 1 ст. 559 ГК РФ).

Также законом установлены весьма жесткие требования к форме договора купли-продажи предприятия. Он должен быть письменным и подлежит обязательной государственной регистрации (п. 3 ст. 560 ГК РФ). Заключенным он считается только с момента такой регистрации.

Договор продажи предприятия отличается от договора продажи недвижимости двумя особенностями. Первая – он всегда сопровождается уступкой прав требований продавца покупателю. Вторая – продавец переводит на покупателя долги, что требует согласия кредиторов. Поэтому Гражданский кодекс определяет особый порядок уведомления кредиторов и получения их согласия на продажу предприятия, а также последствия нарушения этого порядка (ст. 562 ГК РФ).

Кроме того, существует еще одна особенность договора купли-продажи предприятия (ст. 566 ГК РФ). Как и другие виды договоров, в ряде случаев он может быть признан недействительным, изменен или расторгнут. При этом полученное по нему имущество стороны (или одна из сторон) обязаны возвратить. Однако к договору купли-продажи предприятия эти правила могут применяться, только если указанные последствия существенно не нарушают:

  • права и охраняемые законом интересы кредиторов продавца и покупателя;
  • права и охраняемые законом интересы кредиторов других лиц;
  • не противоречат общественным интересам.

Алгоритм продажи

В процедуре заключения договора купли-продажи предприятия можно выделить несколько этапов.

Этап 1.Принятие решения о купле-продаже полномочным органом юридического лица. Практически во всех случаях данный договор является для продавца крупной сделкой. Ведь он, вероятнее всего, повлечет отчуждение имущества, стоимость которого превышает 25 процентов балансовой стоимости активов компании на дату совершения сделки.

Крупную сделку должен одобрить Совет директоров в случае, если цена сделки составляет от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов предприятия, или Общее собрание акционеров (участников), если цена сделки больше половины стоимости активов компании (ст. 79 Федерального закона «Об акционерных обществах», ст. 46 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Принятие решения должно подтверждаться соответствующим протоколом (решением) совета директоров или собрания акционеров.

Если и для покупателя данная сделка является крупной, то ему также необходимо соблюсти процедуру ее одобрения полномочным органом. В случае невыполнения данного требования договор купли–продажи предприятия может быть признан недействительным (ст. 168 ГК РФ).

Этап 2. Подготовка документов, которые являются неотъемлемой частью договора купли-продажи предприятия. Такими документами являются (ст. 561 ГК РФ):

— Акт инвентаризации. Он должен быть составлен на основании инвентаризации, которая проводится до продажи предприятия. Ее результаты определяют состав и стоимость продаваемого предприятия (п. 1 ст. 561 ГК РФ).

Инвентаризация имущества предприятия должна проводиться в порядке, определенном в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ от 13 июня 1995 г. № 49);

— Аудиторское заключение о составе и стоимости предприятия.

— Реестр всех обязательств, включаемых в состав предприятия. В нем указываются все кредиторы, характер, размер и сроки исполнения их требований.

— Бухгалтерский баланс. Перед продажей должен быть составлен отдельный баланс имущественного комплекса. При этом до продажи его данные включаются в состав официальной бухгалтерской отчетности собственника предприятия.

Этап 3. Уведомление кредиторов. Как было отмечено ранее, стороны обязаны оповестить кредиторов о продажи предприятия до его передачи покупателю (п. 1 ст. 562 ГК РФ). На практике уведомление уполномоченному лицу кредитора вручается нарочным либо просто отправляют заказное письмо с обратным уведомлением. По общему правилу кредиторов уведомляет продавец предприятия, однако по соглашению сторон это может сделать и покупатель.

Кредиторы, не давшие согласие на перевод долга, могут потребовать, чтобы обязательства перед ними продавец исполнил досрочно и возместил причиненные этим убытки. Также кредиторы вправе обратиться в суд для признания договора продажи предприятия недействительным полностью или частично (постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 февраля 2004 г. по делу № Ф03-А73/04-1/32, постановление ФАС Московского округа от 20 октября 2004 г. по делу № КА – А40/8486-04-П).

Кредитор, получивший уведомление, может воспользоваться своими правами в течение трех месяцев со дня его получения. А кредитор, до которого уведомление не дошло, — в течение года, считая с даты, когда он узнал или должен был узнать о продаже.

Этап 4. Подписание договора купли-продажи предприятия сторонами. Договор должен быть подписан обеими сторонами. К нему прикладываются все вышеперечисленные документы. В западной договорной практике договоры о продаже бизнеса представляют собой настоящие переплетенные тома, содержащие несколько сотен или даже тысяч страниц.

Существенными условиями такого договора являются предмет (то есть сам имущественный комплекс) и те условия, согласования которых в письменной форме потребовала одна из сторон сделки.

В параграфе 8 главы 30 Гражданского кодекса отсутствуют какие-либо специальные правила относительно цены продаваемого предприятия. Однако это условие, безусловно, также является существенным. Поэтому в данном случае применяется статья 555 Гражданского кодекса, которая посвящена вопросам цены в договоре продажи недвижимости. Из этой нормы можно сделать такой вывод: договор продажи предприятия является заключенным, если в нем есть согласованное сторонами в письменном виде условие о цене. Причем эта цена должна учитывать стоимость всех видов имущества, входящего в состав предприятия .

Этап 5. Государственная регистрация договора купли-продажи предприятия. На данном этапе учреждение юстиции регистрирует договор по месту регистрации предприятия как имущественного комплекса.

Этап 6. Фактическая передача имущественного комплекса покупателю. Она осуществляется на основании передаточного акта. С даты его подписания сторонами предприятие считается переданным покупателю.

В передаточном акте должны быть указаны данные о составе предприятия, сведения об уведомлении кредиторов. Также в него вносят данные о выявленных недостатках переданного имущества. Кроме того, в акте может быть перечислено имущество, обязанности по передаче которого продавец не исполнил ввиду его утраты.

При этом подготавливать предприятие к передаче, а также составлять передаточный акт обязан продавец, если иное не предусмотрено договором (п. 1 ст. 563 ГК РФ).

Этап 7. Государственная регистрация перехода права собственности на предприятие (п. 1 ст. 564 ГК РФ). Если иное не предусмотрено договором, право собственности на предприятие переходит к покупателю. Оно подлежит государственной регистрации непосредственно после фактической передачи имущественного комплекса. Регистрация прав проводится в учреждении юстиции по месту регистрации предприятия как юридического лица (ст. 22 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

В состав имущественного комплекса зачастую входят отдельные объекты недвижимости. Переход прав на предприятие приводит, соответственно, к смене собственника и этих помещений (п. 2 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним»). Поэтому на практике одновременно с регистрацией договора купли–продажи предприятия, как правило, регистрируется и переход права собственности на объекты недвижимости.

«Комплекс с недостатками»

Возможны ситуации, когда покупатель получает имущественный комплекс с недостатками, которые существенно снижают стоимость и затрудняют его использование в процессе ведения бизнеса. Какие права в данном случае есть у покупателя?

Во-первых, недостатки предприятия либо утрата его имущества могут быть выявлены уже при передаче с их указанием в передаточном акте. В этом случае покупатель имеет право требовать от продавца соответствующего уменьшения покупной цены. Договор продажи предприятия может предусматривать право предъявлять продавцу и иные требования. Однако в этом случае покупатель будет лишен возможности требования снижения цены.

Во-вторых, покупатель вправе требовать уменьшить цену, если в составе предприятия ему были переданы обязательства продавца, не указанные в договоре продажи или передаточном акте. Правда, продавец может доказать, что покупатель знал о наличии таких обязательств. Если это ему удастся, покупатель лишается права требовать уменьшения цены предприятия.

В-третьих, покупателю, обнаружившему недостатки имущества (или отсутствие отдельных его видов), рекомендуется уведомить об этом продавца. Последний может незамедлительно заменить его на имущество надлежащего качества (или предоставить недостающее). Тем самым продавец избежит возможных неблагоприятных последствий нарушения договора продажи предприятия.

Названные правила о последствиях нарушения договора продажи предприятия носят специальный характер. Они не подлежат расширительному толкованию, что подтверждено судебной практикой (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 21 от 13 ноября 1997 г. «Обзор практики разрешения споров, возникающих по договорам купли – продажи недвижимости»).

Рекомендации

Процесс купли-продажи бизнеса как для продавца, так и для покупателя связан со значительными финансовыми и репутационными рисками. Чтобы их нивелировать, можно рекомендовать несколько простых, но эффективных правил, в частности:

— проводить комплексную правовую и экономическую диагностику бизнеса (due diligence) перед его покупкой;

— привлечь профессионального оценщика, чтобы он определил действительную рыночную стоимость предприятия;

— детально продумать и согласовать с контрагентом пошаговый алгоритм приобретения бизнеса;

— максимально подробно регламентировать все существенные условия покупки в тексте договора. Особенно это касается условий о составе имущественного комплекса, распределения прав и обязанностей сторон по исполнению сделки, порядка фактической передачи имущества, действий сторон по регистрации договора и перехода права собственности, порядка расчетов и т. д.

— заранее продумать неформальный процесс передачи «рулевого управления» во взаимоотношениях с клиентами, партнерами, аффилированными лицами и сотрудниками приобретаемого предприятия. Ведь помимо юридического контроля над компанией и ее активами покупателю важно сохранить работающую бизнес-структуру. Как раз для этого он должен заранее узнать о таких неформальных моментах, как кадровая политика на предприятии, особенности отношений с поставщиками и потребителями, имеющиеся административные ресурсы, деловая репутация и проч.

Только соблюдая на всех этапах сделки купли-продажи предприятия эти правила и обеспечив ее грамотное юридическое сопровождение, можно рассчитывать на позитивный результат.

  • прав на предприятие как имущественный комплекс;
  • договора об отчуждении предприятия как имущественного комплекса;
  • ограничений (обременений) прав на предприятие как имущественный комплекс.

[1] М.И. Брагинский. В.В. Витрянский. «Договорное право. Договоры о передаче имущества» (Книга 2). М., Статут, 2002 г. стр. 137

Каковы особенности договора купли-продажи предприятия?

Договор купли-продажи предприятия — пример одной из самых сложных сделок такого рода. К тому же, поскольку такие договоры заключаются очень редко (фактически являются штучными), юридическая практика по ним наработана довольно скромная. В нашей статье мы рассмотрим особенности предмета и определения его стоимости, момента заключения договора и перехода права собственности, а также иные специфические черты данной группы договоров, которые помогут избежать ошибок при составлении такого соглашения (в том числе касающихся формы и содержания).

Договор купли-продажи бизнеса — понятие, особенности

Понятие договора купли-продажи предприятия закреплено в п. 1 ст. 559 ГК РФ, гдезаконодатель называет его договором продажи. На практике встречаются различные названия таких сделок (например, договор продажи готового бизнеса), но независимо от наименования любые сделки, направленные на отчуждение предприятия, подпадают под действие § 8 главы 30 ГК, регламентирующей порядок их заключения и совершения.

Так, в силу п. 1 ст. 559 ГК договором купли-продажи предприятия признается сделка, в соответствии с которой осуществляется возмездная передача предприятия в целом одной стороной соглашения другой его стороне. При этом само предприятие определяется как имущественный комплекс, с помощью которого можно вести полноценный бизнес, т. е. деятельность с целью извлечения прибыли.

Среди особенностей договоров купли-продажи предприятия можно выделить следующие:

  • Вне зависимости от состава предприятия оно признается недвижимым объектом, потому к таким договорам в части, не противоречащей спецнормам, применяются общие нормы о купле-продаже в целом и сделках по продаже недвижимости в частности (абз. 2 п. 1 ст. 132 ГК).
  • В состав предмета договора могут входить в том числе неимущественные права, будь то товарный знак, название или лицензионные права (абз. 2 п. 2 ст. 132, п. 2 ст. 559 ГК).
  • В связи со спецификой предмета договора при совершении подобных сделок надлежит предварительно уведомлять кредиторов предприятия о предстоящей сделке в целях защиты их прав (ст. 562 ГК).
  • Разрешения на занятие какой-либо деятельностью или выпуск определенной продукции, если таковы требуются по закону, не могут включаться в состав предмета договора (п. 3 ст. 559 ГК).

Еще одна особенность договора продажи предприятия заключается в указании и описании самого предмета договора, определения стоимости продаваемого имущественного комплекса, процедуре заключения сделки и передачи имущества.

Содержание договора продажи готового бизнеса, существенные условия, заполненный образец

Использование образца договора продажи готового бизнеса может существенно ускорить процедуру подготовки к сделке, однако не является гарантией получения на выходе корректного с юридической точки зрения документа. Во избежание каких-либо правовых ошибок важно обладать информацией о существенных (т. е. обязательных) условиях, которые необходимо согласовывать в договоре, и иных важных моментах.

Так, грамотно составленный образец договора продажи бизнеса должен содержать:

  • детальное описание объекта и предмета договора, позволяющее детализировать полный список передаваемого имущества и прав;
  • стоимость предприятия на основании бухгалтерских данных, итогов инвентаризации, независимой оценки и иных документов;
  • наименование сторон с указанием их анкетных (для физлиц) или регистрационных (для организаций) данных;
  • перечень обязанностей каждой из сторон и мер ответственности за неисполнение или неподобающее (в праве оно называется ненадлежащим) их исполнение;
  • список приложений, в качестве которых часто выступают перечень передаваемого имущества, финансовые документы (итоги аудиторской проверки, бухгалтерский баланс и др.), перечень долговых обязательств, акт приемки;
  • реквизиты и подписи представителей каждой стороны.

При этом первые 2 пункта признаются законом существенными условиями договора купли-продажи предприятия— в силу абз. 2 ст. 554 ГК (предмет) и абз. 2 п. 1 ст. 555 ГК (цена). То есть отсутствие их в договоре свидетельствует о его несостоятельности как основания совершения сделки и, как следствие, нивелирует наступившие или предполагающиеся последствия ее совершения как для сторон, так и для третьих лиц (п. 1 ст. 432 ГК).

Для более детального ознакомления со спецификой таких сделок предлагаем вам скачать образец договора купли-продажи предприятия, составленный нашими специалистами.

В какой форме заключается договор, с какого момента считается заключенным?

В силу п. 1 ст. 560 ГК договор купли-продажи предприятия подлежит заключению в простой письменной форме. При этом обязательно составление единого документа, который подписывается обеими сторонами. Обмен письмами, офертой, акцептом и пр. бумагами не свидетельствует о соблюдении формы. Участие нотариуса для удостоверения подобных сделок не запрещено, но в качестве обязательного условия законодатель его не выдвигает.

Несмотря на то что п. 2 указанной выше нормы содержит указание на необходимость госрегистрации таких договоров, оно не применяется с 01.03.2013, т. к. поправки, внесенные в ГК законом от 30.12.2012 № 302-ФЗ (п. 8 ст. 2) исключили это условие из числа обязательных для целого ряда сделок по отчуждению недвижимости (в том числе по продаже бизнеса). Таким образом, договор купли-продажи предприятия считается заключенным со дня подписания его обеими сторонами. При этом обязанность сторон по регистрации перехода права собственности на предприятие продолжает существовать.

Конкретизация предмета и его стоимости при заключении договора купли-продажи предприятия

Сложный состав предмета договоров купли-продажи предприятий с точки зрения законодательства порождает необходимость предварительной инвентаризационной процедуры, на основании которой формируется состав предмета и его стоимость (п. 1 ст. 561 ГК). Подобная процедура должна проводиться в соответствии с методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина от 13.06.1995 № 49.

Список официальных документов, необходимых к рассмотрению сторонами до подписания договора, приводится в п. 2 ст. 561 ГК (они же, как правило, включаются в договор в качестве неотъемлемой его части). На основании этих документов устанавливаются точный состав продаваемого имущества и прав, его стоимость и состав долговых обязательств покупаемой фирмы.

По общему правилу все указанные в прилагаемых документах права, движимые и недвижимые вещи и обязательства должны быть переданы продавцом покупателю. Однако законом (абз. 2 п. 2 ст. 561 ГК) предусмотрены и исключения из этого правила, касающиеся случаев, когда иное допускается в самом договоре или устанавливается на законодательном уровне. Например, в силу закона не могут передаваться лицензии на осуществление того или иного рода деятельности (п. 3 ст. 559 ГК).

Порядок передачи предприятия по договору продажи

Предприятие, как и любое иное недвижимое имущество, надлежит передавать на основании акта приема-передачи от продавца покупателю (п. 1 ст. 563 ГК). В акт при этом включается перечень всего имущества, которое включает передаваемый комплекс. Также в силу указанной нормы в передаточном акте необходимо указать на то, что кредиторы были уведомлены надлежащим образом о планируемой продаже.

В связи с тем, что оценка имущества, аудиторская проверка и проведение иных мероприятий в целях составления документов, указанных в п. 2 ст. 561 ГК, влечет значительные финансовые затраты, стороны имеют право заблаговременно договориться о том, кто будет оплачивать (или компенсировать) их осуществление. Если условие оговорено не было, то эти затраты, согласно абз. 2 п. 1 ст. 563 ГК, несет продавец без права предъявления впоследствии финансовых претензий к покупателю.

Право собственности на предприятие возникает у покупателя в момент подписания обеими сторонами акта приема-передачи. Все риски в отношении принятых вещей переходят также к покупателю сразу после подписания данного документа. Данное правило закреплено в абз. 2 п. 2 ст. 563 ГК.

Правовые последствия ненадлежащей передачи предприятия

Передача имущественного комплекса должна быть осуществлена с соблюдением полного перечня передаваемого имущества (инвентаризационным актом) и надлежащего качества (если другое не было заранее оговорено договором). В том случае, если продавец вручил не все указанное в договоре или качество полученного имущества отличается от указанного, вторая сторона имеет право отказаться от исполнения договора (п. 1 ст. 466 ГК) или потребовать:

  1. Соразмерного уменьшения цены договора (п. 2 ст. 565 ГК).
  2. Замены имущества несоответствующего качества (п. 4 ст. 565 ГК).
  3. Предоставления имущества, не переданного, но подлежащего передаче на основании договора (п. 4 ст. 565 ГК).
  4. Возврата уже выплаченной суммы за предприятие (п. 1 ст. 466 ГК).

Вопрос качества передаваемого имущества сложно описать в договоре применительно к каждой вещи, потому важно указывать цель, для которой передаваемый имущественный комплекс будет использоваться. На основании этого условия (либо в силу п. 2 ст. 469 ГК) надлежащим будет считаться такое качество, при котором имущество может служить исполнению заявленных целей.

Итоги

Итак, нормативно устанавливается лишь понятие договора купли-продажи предприятия, все иные наименования подобных сделок носят бытовой (т. е. юридически незакрепленный) характер. Существенными условиями при этом являются предмет и его стоимость, при отсутствии их согласования договор не считается заключенным. Соглашение составляется в форме единого документа и имеет простую письменную форму (при этом переход права должен быть зарегистрирован). Перечень приложений, являющихся обязательными и составляющими неотъемлемую часть договора, на основании которых в том числе определяются состав и стоимость отчуждаемого имущества, устанавливается п. 2 ст. 561 ГК РФ. Право собственности на предприятие переходит в момент подписания сторонами передаточного акта. С этого же момента переходят и риски гибели и повреждения переданного имущества.

Юридическое оформление продажи бизнеса

В процессе осуществления предпринимательской деятельности перед владельцем бизнеса может встать вопрос его продажи по тем или иным причинам. Стоит понимать, что при отчуждении бизнеса под объектом сделки понимается именно весь процесс осуществления компанией предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, а не какой-либо отдельный предмет имущества компании. Именно весь комплекс оборудования, продукции и налаженных бизнес-процессов и передается при продаже.

Таким образом, имея в виду продажу бизнеса, можно смело говорить о продаже всего комплекса хозяйственной деятельности в виде предприятия. Согласно закону РФ и положениям Гражданского кодекса, под предприятием принято понимать весь комплекс имущества, который используется для осуществления предпринимательской деятельности. Этот имущественный комплекс может включать в себя все виды имущества, которые предназначены и необходимы для полноценной деятельности предприятия и получения прибыли, в том числе:

  • строения, здания и/или сооружения (привязаны к определенному месту возведения, могут находиться на земле или под землей);
  • оборудование и необходимый для работы инвентарь;
  • сырье, материалы, готовую продукцию и товары;
  • права требования, а также долги;
  • исключительные права на средства индивидуализации.

Продажа доли в уставном капитале

Помимо продажи предприятия существует и второй вариант отчуждения бизнеса – заключение договора купли-продажи доли в уставном капитале. Данный вариант является более простым и часто встречающимся. В результате заключения такой сделки происходит смена участников организации.

Для этого в учредительные документы вносятся все необходимые изменения, после этого документ подлежит обязательной государственной регистрации. Таким образом, основным предусмотренным законом способом купли-продажи доли ООО (АО) является договор купли-продажи доли.

Продажа доли в уставном капитале юридического лица (общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество) регулируется соответствующими федеральными законами:

  • Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Законодательство Российской Федерации предписывает, что заключение сделки купли-продажи доли в уставном капитале юридического лица подлежит нотариальному удостоверению. Нотариус поможет оформить все необходимые документы, заверит их, а также сможет подать весь комплект документов в налоговую инспекцию по электронному каналу связи.

После этого налоговый орган внесет соответствующие изменения в реестр юридических лиц. С этого момента покупатель бизнеса становится полноправным участником юридического лица со всеми вытекающими отсюда правомочиями и обязанностями.

То есть после подписания всех бумаг, регистрации в государственных и налоговых органах предприниматель будет самостоятельно вести предпринимательскую деятельность, получать прибыль, подавать все необходимые отчетные документы и налоговые декларации. За ненадлежащее исполнение своих обязанностей предприниматель с данного момента несет ответственность и риски сам.

Итак, весь процесс юридического оформления продажи бизнеса можно разделить на несколько этапов. В первую очередь необходимо найти покупателя бизнеса. После того, как такое лицо уже найдено, рекомендуется проверить приобретателя с юридической точки зрения на предмет его добросовестности, однако это не является необходимостью.

Подготовка предприятия к продаже

Стоит также учитывать, что юридическому оформлению продажи бизнеса предшествует полноценная подготовка предприятия к отчуждению. Данный процесс, в частности, включает в себя подготовку всех необходимых документов, которые подтверждают легальность деятельности предприятия и отсутствие проблем в правоотношениях с государственными органами. При необходимости привлекается сторонний профессиональный аудитор, которые проводит такую проверку и предоставляет результаты заказчику в полном объеме, поручаясь за достоверность.

В дополнение к вышеуказанным документам владельцу продаваемого предприятия следует подготовить бухгалтерский баланс, который содержит финансовые показатели компании и отражает балансовую стоимость бизнеса. Бухгалтерский баланс позволит потенциальному покупателю ознакомиться с финансовым состоянием компании в целом, оценить кредиторскую и дебиторскую задолженность, а также проанализировать текущее состояние дел предприятия.

Покупателю бизнеса также стоит проверить приобретаемую компанию на предмет и иных рисков, к которым, к примеру, относится участие в судебных разбирательствах. Проверить данный аспект не составит труда, поскольку вся необходимая информация содержится в открытых электронных системах. Прозрачность бизнеса и всех его показателей является залогом успешного заключения сделки купли-продажи компании. Таким образом, и продавец, и покупатель компании должны акцентировать особое внимание на вопросе юридической проверки компании.

Выбор способа продажи бизнеса

Следующий этап продажи бизнеса подразумевает выбор сторонами соответствующего способа продажи. При этом выбор зависит от числа учредителей юридического лица, финансовых возможностей участников сделки.

После того, как конкретный способ продажи выбран, необходимо разработать и заключить соответствующий договор, отражающий как интересы покупателя, так и продавца, а также закрепляющий ряд гарантий, позволяющих избежать потенциальные риски в будущем. Крайне важно детально определить в договоре все условия сделки (в том числе и существенные, без которых договор будет недействителен) и указать, что именно является его предметом.

Согласование стоимости сделки купли-продажи бизнеса

Особое внимание стоит уделить согласованию окончательной стоимости компании. При ценообразовании необходимо учитывать следующие факторы:

  • ежемесячную прибыль компании;
  • «возраст» компании – покупателей, как правило, больше привлекают компании, зарегистрированные давно, у которых есть история и репутация среди клиентов;
  • стоимость материальных и нематериальных активов.

Покупателю также особенно важно получить от продавца компании все учредительные документы, печать, бухгалтерию, договоры и кадровые документы.

Продажа бизнеса и налоги

Юридическое оформление продажи бизнеса тесно связано с так называемыми налоговыми последствиями. По общему правилу при продаже долей в ООО или акций физические лица платят налог на доход физических лиц по ставке 13%. Если вы налоговый резидент Российской Федерации, то есть живете в стране более 183 дней в году, то можете сделать имущественный вычет.

Юридическое лицо при продаже акций или долей будет обязано уплатить налог на прибыль по ставке 20%. Чтобы определить налоговую базу, из выручки от продажи доли необходимо вычесть стоимость покупки и расходы на сделку. Например, услуги нотариуса.

Тем не менее существует несколько способов оптимизации налогового бремени при заключении договора купли-продажи бизнеса, о которых более подробно сможет проконсультировать профессионал в области налогового права. Обращаться за помощью стоит именно к узкому специалисту, который владеет информацией именно в области налогового права и является практикующим юристом.

Таким образом, юридическое оформление продажи бизнеса должно сопровождаться профессионалом, помощь которого является неотъемлемой частью вопроса. Именно юрист поможет выбрать и разработать наиболее оптимальный способ отчуждения бизнеса, который будет удовлетворять интересам всех сторон сделки, предупредит о рисках, составит гражданско-правовой договор с учетом всех требований законодательства, а также совершит ряд других действий, которые позволят успешно заключить сделку продажи бизнеса без каких-либо негативных последствий.

Приобретаем бизнес. Зачем развивать с нуля, если можно взять готовое?

Ведущая рубрики

Предприниматели – практичные люди. Если есть действующий бизнес, почему бы не приобрести его, а не развивать предприятие с нуля? Тем более когда объект интереса — это успешная, прибыльная организация.

Чтобы получить желаемое, можно просто договориться с собственником о покупке, пойти более сложным путем и постепенно выкупить компанию по частям или приобрести принадлежащее ей имущество и переоформить сотрудников. Новому владельцу нужна актуальная картина состояния бизнеса, а бывшему собственнику важно избежать претензий от покупателя и неожиданностей при проверках. Мы будем рассматривать сделку с точки зрения покупателя.

Покупка предприятия как комплекса

Подобный способ нечасто практикуется по причине сложности процесса. Он применим скорее к производственной сфере, когда идет речь о фабрике, заводе, комплексе производственных предприятий.

Обратите внимание! Как единый комплекс, предприятие рассматривается в гражданском законодательстве в параграфе 8 раздела 30 ГК РФ, а соответствующее понятие дано в статье 132 Кодекса.

Чтобы совершить сделку, необходимо заключить договор купли-продажи, в котором предприятие будет рассматриваться как объект недвижимости. В составе предприятия передается все имущество, необходимое для его работы:

  • Здания и сооружения.
  • Земельные участки.
  • Оборудование.
  • Инвентарь.
  • Материалы, сырье, готовая продукция.

Кроме того, переходят к новому собственнику и все обязательства, за некоторыми исключениями. В частности, если новый владелец не обладает лицензией на осуществление какой-то деятельности, при этом имеются в ее рамках не исполненные перед клиентами обязательства, то за их неисполнение как бывший, так и действующий владелец несут солидарную ответственность (п. 3 ст. 559 ГК).

Покупатель передает права на такую собственность, как товарный знак или знак обслуживания, другие средства индивидуализации, при условии что договор купли-продажи не предусматривает иного. Вот некоторые виды лицензий передать не удастся, что может создать дополнительные сложности для покупателя.

Оценка предприятия доверяется незаинтересованной стороне, способной провести независимый аудит и удостовериться, что будущего владельца не ждут сюрпризы. В состав обязательной документации при покупке входят:

  • Акт инвентаризации. Она проводится по обычным правилам и призвана выявить соответствие фактических и задокументированных данных.
  • Бухгалтерский баланс.
  • Заключение аудитора. Здесь не только определяются имеющиеся задолженности и обязательства, но и выявляется список кредиторов и выносится решение о реальной (рыночной) стоимости предприятия.

Кстати! Подобную покупку можно совершить как напрямую у собственников, так и на аукционе или при продаже с торгов в результате банкротства.

Ждать момента, когда покупатель проведет процедуру государственной регистрации предприятия (оформит недвижимость, землю и т.д.), не нужно. В его бухгалтерском учете будет отражено приобретенное имущество по стоимости, указанной в передаточном акте, а она соответствует балансовой стоимости на дату акта, т.е. когда фактически активы были переданы новому владельцу.

Насчет учета предприятия единого мнения не сложилось. Одни специалисты рекомендуют отражать покупку через 08 счет (как вложения), другие — через 76. Этот момент лучше определить собственной учетной политикой.

  • Д 76(08) К 60 – отражается стоимость предприятия, определенная договором.
  • Д 10, 01, 43 (и другие) К 76(08) – отражаются активы по балансовой стоимости.
  • Д 76(08) К 60, 76 — отражаются обязательства по балансовой стоимости.

Как вы понимаете, может возникнуть разница между балансом (вернее чистыми активами) и договорной ценой. В зависимости от того, с каким знаком она получается («плюс» или «минус»), выходит, что предприятие куплено либо со скидкой, либо с надбавкой.

Как гласит статья 268.1 НК РФ, скидка может возникнуть в частности с учетом следующих факторов:

  1. Невысокая деловая репутация и качество продукции.
  2. Отсутствие постоянных покупателей и каналов сбыта.
  3. Низкая квалификация персонала, отсутствие устойчивых деловых связей и организации маркетинга.

Надбавка появляется, соответственно, если покупатель ожидает в будущем развития и появления экономических выгод. Этот расчет может основываться на прямо противоположных факторах (положительная репутация, высококлассный персонал, налаженный сбыт и т.д.).

Надбавка или скидка, собственно, и называются деловой репутацией (положительной или отрицательной). Положительная учитывается в БУ как отдельный объект нематериального актива (НМА) и списывается равномерно в течение 20 лет (ПБУ14/2007 п. 44). Отрицательная списывается разом через 91 счет, как прочий расход (ПБУ14/2007 п. 45).

В налоговом учете приобретенные активы будут списываться в соответствии с обычными принятыми для них правилами. Например, ОС будут амортизироваться в соответствии со сроком полезного использования, материалы использоваться для производства продукции, товары передаваться покупателям и т.д.

Вот с деловой репутацией все обстоит по-другому (см. п. 3 ст. 268.1 НК):

  • Скидка образует доход, который следует учесть в месяце государственной регистрации права на предприятие.
  • Надбавка — это расход, признаваемый в налоговом учете равномерно в течение пяти лет. Признание начинается с месяца, следующего за месяцем госрегистрации.

Сложный процесс, объем документов и отдельные правовые нюансы делают этот громоздкий вариант не самым популярным у предпринимателей. Если они хотят выкупить активы и сохранить персонал, то поступают несколько проще.

Покупка имущества и перевод сотрудников

Если собственник готов к продаже бизнеса, но покупатель опасается каких-то подвохов в сделке (наличие задолженностей, не отраженных в балансе, ошибки учета, которые могут привести к доначислениям налогов), то стороны могут договориться о простой купле-продаже имущества и переводе работников с одного места работы на другое.

В этом случае продавец передает покупателю недвижимость, оборудование и другие материальные ценности по одному или нескольким договорам. Стоимость при этом может определяться как приглашенным оценщиком, так и самостоятельно участниками сделки. Покупатель имеет собственную действующую фирму или открывает новую.

С сотрудниками в зависимости от их согласия и желания поступают следующим образом:

  • Уволить по собственному желанию из компании «А» и тут же принять в компанию «Б». Минусы: работникам ничего и никто не гарантирует, руководитель «Б» может не взять их в штат, кроме компенсации за неиспользованный отпуск (если такой есть), нет никаких выплат.
  • Уволить в связи с сокращением штата из «А» и принять в «Б». Долгоиграющий процесс, ведь о предстоящем мероприятии потребуется предупредить сотрудников минимум за 2 месяца, а также гарантировать им выплаты по сокращению. Хотя если персонал сразу трудоустроится в «Б», то они будут минимальны. Некоторые работники могут передумать и отказаться от нового трудоустройства, обратившись на биржу труда, и станут получать выплаты за счет старого работодателя.
  • Осуществить перевод из «А» в «Б» (п. 5 ст. 77 ТК РФ). Работника переводят от одного работодателя к другому. Причем предусмотрены две ситуации: работник переводится по собственной просьбе или по согласию. Второй случай — это перевод по инициативе работодателя, когда работник соглашается с таким вариантом смены места работы. В зависимости от того, как именно произведен перевод, формулируется запись в трудовой книжке.

Оформление приобретаемых ценностей происходит в обычном порядке, о чем можно почитать в статьях об МПЗ, товарах, основных средствах.

Правда, есть и минусы: в рамках подобной купли-продажи не передаются обязательства и товарные знаки, для этого необходимо заключать отдельные контракты, например, договор цессии.

Единственный участник ООО

Наверное, самая удобная и простая форма сделки по покупке организации – выкуп 100% доли у единственного собственника (участника) общества. Достаточно обратиться к нотариусу, который сам же и подготовит договор, заверит подписи, составит и направит в налоговую инспекцию заявление о произошедших изменениях.

Достаточно старому и новому участнику записаться на встречу и все манипуляции провести в течение одного дня. Правда, приобретенный бизнес может преподнести немало сюрпризов, поэтому перед покупкой ознакомьтесь с его историей. Способов для этого достаточно много:

  • Запросить выписку из налоговой и посмотреть соответствие представленных документов (устав, решение о создании, данные об уставном капитале) тем, что значатся в реестре. Во-первых, нотариус, если увидит несоответствия (например, было увеличение УК, но в реестре не регистрировалось), попросит сначала их устранить, а потом уже проведет сделку. Во-вторых, встречаются хитрецы, которые умалчивают немаловажные детали. Допустим, недавно участников было двое, один вышел из общества, но при этом ему еще не выплачена его доля. Не факт, что вы заметите это в документах. В выписке как минимум видно недавние изменения, а также смены руководителей, юридических адресов, возможно, информацию о недостоверности сведений и т.п.
  • Попросить предоставить бухгалтерские документы, балансы, справку о состоянии расчетов с бюджетом, включая расчеты по налогам, взносам, пени и штрафам с налоговой и ФСС.
  • Провести поиск в интернете на сайтах, публикующих информацию о компаниях. Некоторые из них размещают такие сведения, как: наличие судебных дел, участие в торгах, уровень репутации на рынке и риски. Информация предоставляется в свободном доступе или платно, в зависимости от используемого ресурса. Операторы, передающие электронную отчетность, за определенную плату соберут целое досье на контрагента. Частично данные можно найти на сайте ФНС, правда, в более разрозненном виде.
  • Проверка участника. Сеть — это кладезь информации. Вдруг собственник «забыл» упомянуть, что женат и приобретение доли состоялось во время брака, значит, супруга должна дать согласие на сделку, иначе есть риск, что ее признают в будущем недействительной. Может показаться, что ситуация накрученная, но мне недавно пришлось заниматься изменением состава участников ООО, и нотариус рассказала несколько интересных случаев, когда покупателю доли приходилось в суде отстаивать свое право на ее владение.
  • Зайти на сайт судебных приставов и проверить, нет ли задолженностей по предприятию или самому участнику. Если есть, то какова их природа. Если там 10 рублей недоплаченных в ФСС пени или штраф за неправильную парковку, то вряд ли это повлияет на решение. Если же административка за нарушение сроков передачи отчетов, то стоит присмотреться к тому, насколько все хорошо в этой области. Возможно, это система, и вам предстоит «сюрприз» в виде актов от ФНС. Причем иногда они серьезно запаздывают, так что обращайте внимание не только на наличие сданной отчетности, но и на соблюдение сроков.
  • Поищите отзывы работников и клиентов. Они не всегда есть, но в большинстве случаев, если компания активно работает несколько лет, – находятся. Как вариант, пообщайтесь с действующим персоналом.
  • Проверьте наличие и полноту данных. Уточните, есть ли электронная база бухгалтерии (хорошо бы за последние лет пять как минимум). Вся ли первичка в наличии, как она хранится, систематизирована или нет. Кадровые документы хранятся очень долго, и нужно проверить, все ли личные дела сотрудников на месте. Знакомить вас со всеми бумагами потенциальный продавец, вероятно, не захочет. Они ведь содержат, в том числе, персональную информацию, конфиденциальные сведения, возможно, какие-то технологические секреты, но получить общее представление о том, как ведутся дела и хранятся документы, необходимо.

Обретя уверенность в честности собственника, можно приступать к заключению договора. По возможности настаивайте на составлении описи передаваемых дел и документов, печатей, ключей, баз данных и прочего. У нотариуса внимательно прочитайте текст контракта, т.к. обычно используется шаблонный типовой проект, который может не устроить вас в деталях.

Покупка пакета акций или нескольких долей

Почти аналогично предыдущему варианту происходит покупка долей, если участников в обществе несколько. Правда, здесь есть такой нюанс, как согласие других участников на сделку. Т.е. при продаже каждой доли придется заручиться письменным согласием оставшихся участников или как минимум известить само общество и его членов о предстоящей сделке и дать им время на принятие решения.

Хотя не обязательно потребуется выкуп 100% уставного капитала. В зависимости от требований устава и положений Федерального закона № 14ФЗ «Об ООО» для голосования по основным вопросам может быть достаточно 2/3 голосов или их простого большинства.

Например, две трети голосов достаточно для создания филиала или увеличения УК за счет имущества общества или дополнительных вкладов всех участников.

Простого большинства хватит для избрания руководителя общества или ревизора, привлечения аудитора, одобрения крупной сделки.

Обратите внимание! Некоторые решения принимаются только единогласно. Например, о долях – преимущественной покупке, определенной заранее цене; внесение вклада новым участником с увеличением УК; реорганизации или ликвидации общества.

Если приобретателю долей достаточно тех прав, что дает большинство голосов, ему не нужно выкупать весь УК.

Аналогично можно поступить с акционерным обществом. Приобретя так называемый контрольный пакет акций, его владелец получает в большинстве случаев преимущество в принятии решений и голосовании.

Причем в АО правила несколько иные, чем в ООО. На собрании акционерного общества решение принимается большинством голосующих акций присутствующих акционеров.

Пример: В АО всего 1000 акций. Допустим, один акционер обладает 1 акцией. На собрание явилось 300 акционеров. Было принято решение, где «за» проголосовало 200 участников и 100 «против». Решение было принято большинством голосов присутствовавших. Фактически же выходит, что решение приняли 200 акционеров из 1000.

Естественно, новым владельцем долей или акций может быть не только стороннее лицо, но и действующий участник (акционер). О том, как можно получить долю в обществе выходящего из него участника, можно почитать в этой статье.

Банкротство как способ захватить компанию

Не все способы получения чужого бизнеса прозрачные и честные с точки зрения морали. Иногда конкуренты или просто заинтересованные лица прибегают с одной стороны к законным, а с другой. неэтичным методам получения организации и ее имущества.

Ситуация № 1

Развивающаяся организация берет кредит под залог, но в результате неверной маркетинговой стратегии получает крупные убытки и не может рассчитаться по обязательствам. Банк забирает залоговое имущество и реализует его с торгов, где его приобретает заинтересованная компания.

Причем несмотря на имеющиеся запреты, конфиденциальность и определенную закрытость информации торгов, работник банка может «слить» информацию нужному покупателю заранее. Нежелательных конкурентов не допускают к торгам по причинам несоответствия документации (что, учитывая ее запутанность и сложность, не удивительно).

Ситуация № 2

Организация получает товар с рассрочкой или по постоплате от ключевого поставщика. Тот лояльно смотрит на небольшие просрочки, предоставляет удобные условия. В какой-то момент поставщик требует расчета по обязательствам, потому что договор это позволяет, либо желает получить обратно товар, но его организация уже отгрузила своим покупателям (кстати, некоторые вполне могут оказаться подставными, почему сейчас поймете), а они не торопятся рассчитываться.

В результате поставщик идет в суд, организация не может получить от покупателей расчет и становится банкротом, а главный кредитор – поставщик. Вот он уже в порядке конкурсного производства получает имущество и денежные средства в счет долга.

Т.е. сначала фирме предлагают вроде бы выгодные условия, а затем фактически захватывают контроль над ней. В процессе кредитор может договориться с участниками общества о продаже ему долей в ООО-банкроте (не обязательно напрямую). А так «удачно» подвернувшиеся покупатели-неплательщики оказываются предприятиями подконтрольными кредитору.

Разумеется, существует очередность платежей, но это заинтересованная компания наверняка учтете и просчитает.

Просто покупка предприятия-банкрота тоже иногда оказывается выгодной сделкой. Выше я упомянула, что купить предприятие, как имущественный комплекс, можно в рамках аукциона или торгов.

Другие способы получения готового бизнеса

Существуют и другие варианты, например, слияние организаций или вхождение в общество со своим вкладом, который станет превалирующим в процентном отношении.

Можно подключиться к действующему успешному бизнесу при помощи франшизы. Это популярная сейчас модель бизнеса. Ее можно рассмотреть на примере точек продаж суши. Вы могли видеть на соответствующем сайте адреса точек в вашем и других городах. Если же взять чек в разных заведениях, то в нем будут стоять различные названия (или ФИО в случае ИП) продавца. При том что вывеска, торговая марка, предлагаемое меню и даже цены будут аналогичными. Все потому, что продавец купил право на работу под определенным брендом.

Почти аналогично действуют и дилеры, например, в автомобильной сфере. Они договариваются с официальным производителем о продаже именно его продукции по определенным стандартам и привлекают к себе клиентов, заинтересованных в покупке оригинального товара и получении качественного обслуживания.

Однако эти способы имеют некоторые ограничения:

  • Нельзя заключать аналогичные договоры с конкурентами.
  • Работа проходит по определенной схеме и стандарту. Например, готовить нужно по строго прописанному меню.
  • Ограничение в продаже других аналогичных товаров или услуг. Допустим, если вы продаете оригинальные запасные части, то одновременно торговать их аналогами, производимыми другими заводами, нельзя.
  • Необходимо выплачивать часть прибыли по франшизе или уплачивать дилерский сбор.
  • Возможны проверки (контрольные закупки, тайные покупатели). Если результаты неудовлетворительные, на компанию налагают штраф или она лишается права на работу по франшизе (дилерства).

С другой стороны, договор дает ряд преимуществ:

  • Раскрученная марка, рекламная, маркетинговая поддержка.
  • Наставничество и консультации в бизнесе.
  • Льготные условия – скидки на поставку продукции, оборудования, его предоставление в аренду или безвозмездное пользование.
  • Разработанная стратегия развития, стандарт обслуживания и торговли.

Конечно, есть и незаконные способы захвата бизнеса. Разумеется, советовать их использовать я не буду, а вот поберечься недобросовестных конкурентов стоит. Если вам предлагают слишком интересные условия работы с поставщиком или франшизу без последующих роялти, то, прежде чем бросаться в омут с головой, проконсультируйтесь с юристом. Стоимость такой консультации обойдется дешевле возможных негативных последствий сделки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *