Проведение ппа в налоговой что это
Юридическая служба «Ю-ТАКС-ГРУПП» запись закреплена
Что вы не знали о предпроверочном анализе налогового органа, и боялись спросить.
Пока вы все сидите дома, налоговые органы продолжают работать и мне в личку всё чаще валятся вопросы, связанные с отголосками проведения предпроверочного анализа (ППА). На фоне всеобщей тревоги бухгалтерам, владельцам и директорам компаний мерещится призрак предстоящей налоговой проверки. Иногда это, действительно, бывает правдой, ведь налоговикам надо что-то кушать.
Итак, что такое вообще ППА? У некоторых моих клиентов бытует мнение, что это некое партизанское мероприятие, ведь проверки бывают камеральными, выездными и по вопросам трансфертного ценообразования (ст. 88, 89, 105.17 НК РФ). А про ППА тут ничего не сказано. В своё время Налоговая, относительно подпольной деятельности её подчиненных, заявила, что контроль в теории делят на предварительный, текущий и последующий. И ППА является предварительной формой камеральной проверки. Так как камеральные проверки — способ помочь правильно заплатить налоги, а конкретно ППА помогает налоговикам осознать, в отношении каких налогоплательщиков надо осуществлять последующий контроль, то есть проводить выездные проверки.
Мораторий на проверки скоро кончится, а значит, у налоговиков есть время не спеша подобрать себе жертву, используя свой любимый риск-ориентированный подход к контролю. Это когда вашу компанию относят к определенной категории риска, либо к определенному классу (категории) опасности на основании только инспекторам известных алгоритмов. Главный, из которых это наличие имущества и средств для оплаты начисленной недоимки.
Потому как только выгодоприобретатель схемы обладает возможностью заплатить недоимку.
Когда мне задают вопрос про то, проверят ли ИП, у которого нагрузка 0,1% от налоговой базы, то я отвечу, что скорее всего проверят контору, которая ставит на него безнал и при этом уплачивает налоги на десятки миллионов рублей. При этом, если в ходе проверочного производства у налогоплательщиков есть права и гарантии, в частности касающиеся длительности проверок, их периодичности, прав проверяющих, необходимости описания в акте всех установленных обстоятельств, ознакомления налогоплательщика со всеми доказательствами, собранными в ходе проверки, то при ППА компания такими правами не обладает.
Следует понимать, что критерии отбора по ППА не отданы на полное усмотрение налоговиков и урегулированы ведомственными нормативными актами. Одним из них является письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622, где говорится о рекомендациях по вопросам проведения ППА (п. 5.2).
Сами налоговики на всех официальных мероприятиях, на вопрос о критериях ППА и принципе открытости работы ФНС, уклончиво рекомендуют консультантам и плательщикам внимательно читать письмо ФНС России от 07.09.2018 № ЕД-4-2/17467@. Однако, в данном письме, кроме разъяснения о том, что информационный ресурс «Риски» — это внутренний информационный ресурс ФНС России (непубличные сведения) и что факты включения налогоплательщика в этот ресурс «не являются однозначными показателями неблагонадежности организации» и «не нарушают законные интересы организации». Предоставление сведений, содержащихся в информационных ресурсах ФНС России, невозможно, — подчеркивается в письме.
Был случай, когда налогоплательщик «купил» у добрых людей скриншот страницы ИР „Риски“ и направил его вместе с запросом в ФНС. На такой хитрый финт, ФНС ответила, что это скриншот страницы, являющейся ресурсом для служебного пользования налоговых органов, право на доступ к которому у заявителя отсутствует, не наделен правовым статусом и не влечет правовых последствий.
Широко известный Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», которым утверждены 12 общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков также ничего не говорит про порядок проведения ППА и сам момент зарождения идеи налоговой проверки.
При этом, мы видим, что сегодня НК РФ даёт возможность налоговикам очень широкие возможности по сбору доказательств вне рамок налоговых проверок. Всем известный п.2 ст. 93.1 НК РФ позволяет истребовать документы и информацию по любым сделкам, достаточно лишь указать в требовании, кто является сторонами сделки. Судебная практика полагает, что этого достаточно и дополнительно обосновывать необходимость истребования документов или информации (а по факту и то и другое) налоговый орган не должен. Например, Постановление АС УО от 01.08.2018 по делу № А76-34609/2017: отклонен довод о том, что налоговый орган при выставлении требования вне рамок налоговых проверок должен обосновать необходимость истребования документов (информации), указать на конкретное проводимое мероприятие налогового контроля, в ходе которого возникла такая необходимость, поскольку это из положений НК РФ не следует. Ссылка в п. 2 ст. 93.1 НК РФ на обоснованную необходимость получения документов (информации) подразумевает лишь, что они не могут истребоваться в неслужебных или иных целях, не связанных с осуществлением контроля за соблюдением налогового законодательства (ст. 82 НК РФ). А для чего они истребуются, нам понять не дано.
Помимо сбора документов, а также информации, налоговики в рамках ППА могут допрашивать свидетелей (ст. 90 НК РФ), но чаще они вызывают директора налогоплательщика для дачи пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Что налоговики не могут сделать в рамках ППА, так это провести осмотр (ст. 92 НК РФ), выемку документов и предметов (ст. 94 НК РФ), назначить экспертизу (ст. 95 НК РФ). Но последнее, а именно экспертизы, они обходят, назначая исследования. Например, почерковедческие.
Поэтому сегодня мы пришли к тому, что полномочия налоговиков и до, и после (а также вне) проверок не так уж серьезно различаются. Поняв, что ваших контрагентов массово «прощупывают» требованиями, рекомендую связаться с инициатором рассылки и прямо сообщить, что готовы встретиться и обсудить справку, которую он составит по итогам ППА. Потому что на момент её окончания, налоговый орган располагает теми же доказательствами, которые можно было бы собрать в ходе выездной проверки. А, значит и вы и отдел ППА (камеральщики) могут аргументированно приблизиться к наиболее реальной цифре доначислений. И отмораживаться на этой стадии уже поздно. Потому что выездная проверка будет нацелена лишь на то, чтобы процессуально зафиксировать те обстоятельства, которые уже установлены ППА и подтверждены собранными до проверки доказательствами.
Справка по итогам ППА, по сути представляет собой готовый акт ВНП, только в отличие от стандартных процедур, описанных в ст. 100, 101 НК РФ, налоговый орган не обязан письменно излагать все установленные обстоятельства, извещать о них налогоплательщика, знакомить его с собранными доказательствами. Я обычно прошу представить табличку к справке, где видны все «сомнительные» контрагенты, после чего совместно с клиентом, оцениваю насколько реальны претензии и что можно отбить. Далее мы согласовываем удобную для налоговиков и для клиента цифру. Это удобно тем, что не надо заниматься «тёрками» с выездниками, которые обладают конскими аппетитами и задваивают сумму недоимки, копию цифры требуя себе. Отдел ППА согласовывает стоимость проверки с руководством инспекции и с Управлением, после чего передаёт все материалы в отдел ВНП. Главное требование теперь: чтобы сумма доначислений по итогам ВНП не была ниже, установленной в ходе ППА. А, если вы изъявили желание добровольно погасить недоимку, то она точно не будет выше и не будет штрафа за умысел.
Отсюда вывод: не бросайте ППА на самотёк и держите под контролем все стадии прохождения контрольных мероприятий.
Всем крепкого здоровья
Предпроверочный анализ ФНС: что следует о нем знать
Предпроверочный анализ – это мероприятия, проводимые налоговыми инспекторами для выявления потенциальных нарушителей налогового законодательства. В последнее время предпроверочный анализ стал более эффективным и результативным – об этом свидетельствует тот факт, что число налоговых проверок в 2018 году сократилось на 30 %, а собираемость налогов по их итогам выросла. Отсюда можно сделать вывод: если налоговая инспекция пришла в компанию с проверкой, это значит, что факт нарушения практически точно установлен.
Как понять, что в отношении фирмы ведется предпроверочный анализ? Естественно, налоговая такую информацию организациям не сообщает. Однако это можно узнать по косвенным признакам.
- Компания соответствует критериям, описанным в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. Чем больше критериев выполняется, тем выше риск проверки.
- Нахождение налогоплательщика на общей системе налогообложения с оборотом от 100 млн. руб. в год.
- Наличие у компании и их руководства (владельцев) крупных активов.
- Наличие у налогоплательщика-компании или ИП “сомнительных” контрагентов.
- Налогоплательщик получил требование о предоставлении информации (документов) о деятельности за несколько лет работы фирмы. Чаще всего для обоснования своих требований налоговики ссылаются на ст.93.1 НК РФ. Также компанию должен заставить задуматься запрос из полиции.
- Налогоплательщик был вызван в ИФНС для дачи пояснений по каким-либо вопросам. Если ответы на эти вопросы вызовут подозрения, риск выездной проверки увеличится.
- Налоговики запрашивают информацию или проводят выездную проверку в отношении партнеров фирмы.
Однако возможны ситуации, когда компания не получает ни запросов, ни вызовов в ФНС, однако в это время налоговые инспекторы активно собирают на нее «компромат». В данном случае стоит помнить о 12 критериях риска.
Что делать?
Разумеется, далеко не любая компания может определить, что в отношении нее ведется предпроверочный анализ. Чтобы достоверно узнать об этом, рекомендуется обращаться к опытным адвокатам по защите бизнеса, которые сумеют выявить и устранить все риски. Если специалисты в ходе налогового аудита выясняют, что компании грозит реальная опасность, они предлагают руководителям совершить следующие действия:
- подготовить все бухгалтерские и налоговые документы, подобрать досье по контрагентам, которые могут быть сочтены “проблемными”, если каких-либо бумаг не достает – запросить их у контрагентов или из других источников;
- проинструктировать работников о том, как взаимодействовать с налоговиками;
- привести в порядок всю документацию, регламентирующую работу организации.
Следует помнить, что защита бизнеса при налоговых проверках должна строиться как можно раньше. Тогда можно рассчитывать на то, что внезапный визит инспекторов не парализует фирму.
Налоговый контроль 2022: как проходят выездные налоговые проверки и распространяется ли на них мораторий
Органы ФНС имеют законное право проводить выездные налоговые проверки в 2022 году, поскольку мораторий на такой налоговый контроль в 2022 не вводился. На это Минфин РФ указал в письме от 15 июня 2022 г. № 03-02-07/56732.
Органы ФНС имеют законное право проводить выездные налоговые проверки в 2022 году, поскольку мораторий на такой налоговый контроль в 2022 не вводился. На это Минфин РФ указал в письме от 15 июня 2022 г. № 03-02-07/56732.
На какие контрольные надзорные мероприятия действует мораторий в 2022 году:
- плановые контрольные (надзорные) мероприятия;
- плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), и муниципального контроля. (постановлениям Кабмина РФ от 8.09.2021 г. № 1520, и от 10.03.2022 г. № 336).
Проведение данных проверок регулируется Федеральным законами от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ, и от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ.
В отличие от вышеперечисленных мероприятий, проведение выездных налоговых проверок и порядок их проведения регламентированы нормами Налогового кодекса РФ.
Что из себя представляет выездная налоговая проверка
Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.
Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.
Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Каковы цели выездной налоговой проверки:
- Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
- Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
- Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
- При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.
Проверить ФНС может только те периоды и вопросы, которые были заявлены в решении о проведении проверки.
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Обратите внимание! Заранее предупреждать налогоплательщика о предстоящей проверке налоговые органы не обязаны (письмо ФНС России от 18 января 2010 года № АС-37-2/15853).
Как может проходить выездная налоговая проверка: методы
Выездная налоговая проверка может проводиться несколькими методами (таблица 1).
Таблица 1. Методы выездной налоговой проверки
Особенности
Выборочно проверяется часть документов по нескольким налоговым периодам. Выявляются систематические нарушения, которые, как правило, имеют место и в остальных периодах.
Проверяют всю документацию организации за отчётный период.
Компанию проверяют по всем уплачиваемым налогам.
Компанию проверяют по одному и ли нескольким заранее выбранным налогам.
Пришла налоговая проверка: какие документы готовить
Особое внимание при налоговом контроле 2022 инспекторы уделяют документам, уменьшающим налоговую базу:
- Банковские выписки и платёжки — проверяют с целью выявить основных контрагентов компании, а также правильности отражения безналичных доходов и расходов в книге продаж.
- Счета-фактуры — проверят правильность заполнения и соответствие действующим законодательным нормам.
- Накладные — проверяют на наличие реквизитов, подписей и печатей.
У компаний на общем налоговом режиме проверяют книги учёта доходов и расходов, покупок и продаж. Также инспекторы могут запросить расчётно-платёжные ведомости, сведения о численности сотрудников, зарплатах, копии реестра и протокола сведений о доходах 2-НДФЛ.
В 90% случаев органы ФНС проводят инвентаризацию. Она помогает оценить движение товарно-материальных ценностей и собрать информацию о хозяйственной деятельности проверяемой компании. Инспекторы могут осмотреть офисные комнаты, проверить торговые залы, цеха, склады и подсобные помещения.
Количество и сроки выездных налоговых проверок: какие есть ограничения
Дата начала выездной проверки исчисляется с даты, когда ФНС вынесла решение о её проведении (п.8. ст.89 НК РФ).
Сроки и количество выездных проверок ограничено. Одну организацию могут проверить не более двух раз в год. Если налоговая инспекция планирует провести третью проверку за год, проверяемый налогоплательщик имеет право обжаловать это решение, но при условии, что выездная проверка не является повторной.
Когда проводится повторная налоговая проверка?
Повторная проверка проводится по тем же налогам и тем же основаниям (п. 10 ст. 89 НК РФ):
- в случае предоставления уточнённой налоговой декларации, в которой указана сумма налога меньше заявленной ранее, при этом проверяется период, за который уточнённая декларация была представлена;
- при проверке налогового контроля — вышестоящий налоговый орган проверяет деятельность органа, который проводил первичную проверку.
Если при повторной выездной налоговой проверке будут выявлены факты нарушения налогового законодательства, которые не были установлены в ходе первичной проверки, налоговые санкции к налогоплательщику применяться не будут, за исключением случаев, когда невыявленные нарушения фактически являлись результатов сговора между проверяющим и налогоплательщиком.
Временной период выездной налоговой проверки не должен превышать трёх лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о проведении такой проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).
Налоговые проверки 2022: какие есть основания
ФНС может провести выездную налоговую проверку в отношении любой компании и в любое время согласно плану. Компании отбираются для проверок на основе информации об их деятельности и Концепции системы планирования выездных проверок (приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ в редакции приказа ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@).
Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски
Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.
Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:
- имеют низкую налоговую нагрузку;
- низкорентабельны;
- указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
- на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
- имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
- динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
- компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
- компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.
Выездная налоговая проверка не равнозначна правонарушению и к обязательному применению налоговых санкций не ведёт, конечно, если правонарушения не будут фактически выявлены в ходе такой проверки.
Кто участвует в выездной налоговой проверке
При проведении выездной налоговой проверки должны присутствовать проверяющая и проверяемая стороны — налоговые органы, налоговые агенты, налогоплательщики. Также к проверке могут привлекаться сотрудники правоохранительных органов, специалисты, эксперты, понятые, свидетели и переводчики.
Когда могут провести внеплановую проверку
Внеплановую выездные проверки налоговых органов проводятся вне зависимости от времени проведения и предмета предыдущих проверок. Основанием может послужить ликвидация или реорганизация компании (п. 11 ст. 89 НК РФ).
Что будет, если обнаружатся нарушения, не относящиеся к предмету проверки
В ходе выездной налоговой проверки могут обнаружиться нарушения, которые к предмету налоговых мероприятий не относятся. Имейте в виду, что имеют место различные межведомственные соглашения и в случае обнаружения нарушений, ФНС обязана сообщить о них в соответствующие территориальные органы или центральные аппараты таких ведомств.
Кстати! В 2022 году внесли поправки в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (Федеральный закон от 09.03.2022 № 51-ФЗ). Если раньше за уклонение от уплаты налогов на организацию или ИП могли возбудить уголовное дело по статьям 198-199.2 УК после поступления заявления о таком нарушении из любых источников, вынесения прокурором постановления об отправке материалов для расследования или явки с повинной, теперь дело возбудят лишь после того как материалы в МВД отправит ФНС.
Планирование выездных проверок: как попасть в топ самых проверяемых
На протяжении нескольких лет статистика, публикуемая ФНС на своём сайте, свидетельствует об уменьшении количества налоговых проверок. Суммы доначислений при этом растут. Как же так выходит, что в план проверок попадает 99% «виновных»?
Сегодня мы посмотрим на этот вопрос с точки зрения системного подхода налоговой службы к организации процесса планирования выездных налоговых проверок, на основе рекомендаций ФНС(Письмо ФНС России от 12 февраля 2018 года № ЕД-52/307ДСП@ (письмо с отметкой для служебного пользования)) для нижестоящих органов.
Всего работа налоговой по планированию ВНП делится на несколько этапов и схематично выглядит следующим образом:
Особый интерес вызывают первые два этапа, поскольку именно в ходе их проведения налоговая даёт некую первичную оценку действиям налогоплательщика.
Отбор налогоплательщиков
Представляет из себя сбор информации. Результатом отбора является решение проводить или не проводить в отношении налогоплательщика предпроверочный анализ. Ключевую роль на данном этапе играют сведения полученные из внешних и внутренних источников информации.
К первой категории в том числе относится информация:
полученная от иных контролирующих (правоохранительных) органов;
общедоступная информация из интернета;
жалобы физических и юридических лиц.
Внутренние источники информации — это специализированные информационные ресурсы (ИР), автоматизированные системы контроля (АСК) и программные комплексы (ПК/ПИК), находящиеся в пользовании сотрудников ФНС. Их перечень впечатляет. Мы насчитали десятки таких помощников, предоставляющих инспекторам на местах огромный объём информации. Например:
ИР «Сведения о доходах ФЛ» позволяет проверяющим получить сведения о доходах конкретных физических лиц, в том числе чтобы установить их реальное место работы;
ИР «Допросы и осмотры» предоставляет информацию обо всех поручениях провести допрос, о проведенных допросах и осмотрах или о невозможности их проведения;
ПИК «Таможня-Ф» — предоставляет данные об экспорте и импорте;
ИР «Ограничения» -содержит перечень объектов недвижимости, в отношении которых собственниками в налоговый орган поданы заявления о запрете на регистрацию в их помещениях юридических лиц;
ППО «Анализ на основе среднеотраслевых индикаторов» — автоматически формирует информацию по всем налогоплательщикам отрасли за 3 года и проводить анализ уровня уплаты налогов в увязке с результатами финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации. Задача — выявить уровень отклонений и отнести в определённую группу риска.
Как вы понимаете, этот список можно продолжать. Однако, ФНС в своих рекомендациях прямо указывает, что на этапе отбора налогоплательщиков приоритетом обладают программные комплексы АСК «НДС-2» и «ППА-отбор». Первый позволяет выявлять расхождения в налоговых декларациях по НДС. Второй, на основе 12 критериев Концепции системы планирования ВНП, выстраивает рейтинг налогоплательщиков по убыванию от наиболее рисковых к наименее рисковым.
Принципы работы этих роботов широко известны, кроме того ранее мы уже рассматривали их в другой статье, поэтому сейчас подробно останавливаться на них не будем.
Помимо сбора информации, налоговый орган оценивает поведение налогоплательщика в ретроспективе. В частности, информацию об уточнениях налоговых обязательств в результате направления требований о представлении письменных пояснений или вызове в инспекцию.
В целом, в своих рекомендациях, ФНС акцентирует внимание на том, что приоритетными для включения в проект Плана ВНП являются налогоплательщики, обладающими максимальными рисками совершения правонарушений. Соответственно, эта же категория налогоплательщиков является первыми кандидатами на проведение в отношении них предпроверочного анализа.
Предпроверочный анализ
Предпроверочный анализ включает в себя проведение инспекторами ряда обязательных процедур:
1) Истребование документов по конкретным сделкам
Безусловно, требования от налогового органа поступают налогоплательщикам постоянно и не всегда это означает инициацию проведения предпроверочного анализа. Тем не менее, участившиеся требования от ИФНС — первый звонок.
2) Проведение допросов должностных лиц контрагентов налогоплательщика
Как правило проводится в целях установления реальности сделок.
3) Анализ банковских выписок и информации из АСК «НДС 2»
Цели анализа: (а) сопоставить данные о товарных потоках с денежными потоками; (б) установить звенья вывода денежных средств (обналичивание) либо факт возврата денег налогоплательщику.
4) Запрос в банках информации о представителях налогоплательщика и его контрагентов
Конечно, речь идёт не обо всех контрагентах, а лишь о подозрительных (потенциально подконтрольных). В ходе данной процедуры инспекторы запрашивают сведения: (а) о личности лиц, участвовавших в открытии расчётных счетов, лиц и/или имеющих право распоряжаться деньгами; (б) данные таких представителей: контактные телефоны, IP и MAC адреса устройств, с которых они управляют счетами.
5) Анализ обстоятельств сделки
Цель анализа — определить, было ли вообще возможно её реальное исполнение, с точки зрения экономических и физических обстоятельств.
6) Истребование информации о сделках налогоплательщика у его контрагентов
«Встречной проверкой», в целом, тоже никого не удивишь и получение требований контрагентами также не гарантирует проведение предпроверочного анализа. Однако, как и в пункте 1, при получении информации от контрагентов об участившихся требованиях в отношении компании, стоит быть начеку.
7) Установление подконтрольности между контрагентом и анализируемым налогоплательщиком
Речь идёт о выявлении некого перечня связанных с налогоплательщиком субъектов, которые используются им в целях уклонения от уплаты налогов. Данный процесс носит вероятностный характер. То есть налоговый орган выдвигает некоторые предположения о подконтрольности на основе собранных к текущему моменту доказательств, что вовсе не гарантирует верность их предположений.
8) Изучение информации о контрагенте налогоплательщика
В рамках данного мероприятия, налоговый орган должен собрать в отношении контрагентов информацию, аналогичную той, что была собрана в отношении самого налогоплательщика на этапе отбора, то есть с использованием внешних и внутренних источников информации.
9) Установления факта «злоупотребления» именно налогоплательщиком
Иными словами, налоговый орган должен убедиться, что именно анализируемый налогоплательщик организовал схему уклонения от уплаты налогов. Кроме того, он или его бенефициары являются выгодоприобретателями от схемы уклонения.
10) Составление графической схемы товарных и денежных (в т.ч. заёмных) потоков
Данная процедура предполагает условное изображение модели ведения деятельности конкретным налогоплательщиком и его взаимодействия с иными контрагентами, отношения с которыми вызывают подозрения.
11) Расчёт предполагаемых сумм доначислений
Здесь в целом всё понятно, налоговый орган должен прикинуть потенциальный куш, для определения целесообразности проведения проверки в отношении налогоплательщика.
12) Передача материалов в другой субъект
Эта процедура выполняется в случае, если проверяющими будет выявлен иной налогоплательщик, стоящий на учёте в другом регионе и являющийся выгодоприобретателем от схемы.
Декларируемая ФНС цель всех вышеописанных процедур — собрать доказательства совершения налогового правонарушения. Однако совершенно очевидно, что помимо сбора доказательств, инспекторы решают вопрос целесообразности проведения проверки с точки зрения возможных доначислений и перспектив взыскания денежных средств.
Добровольное уточнение
В своих рекомендациях ФНС прямо указывает, что при наличии объективных доказательств совершения налоговых правонарушений, перед включением налогоплательщика в план проверок, ему должна быть предоставлена возможность добровольно заплатить налоги.
Обязательность данной процедуры подтверждается текущей практикой, поскольку так называемые комиссии по легализации стали чуть ли не главным средством налоговой службы для повышения собираемости налогов.
Тем не менее, в ряде случаев работа, направленная на добровольное уточнение налоговых обязательств, может не проводиться:
имеется поручение вышестоящего органа о включении налогоплательщика в проект плана ВНП;
есть основания полагать, что в случае проведения комиссии, налогоплательщик предпримет меры реорганизации или миграции в другой регион;
Сама по себе комиссия по легализации является безусловным благом. Во-первых, участие в данном мероприятии позволяет налогоплательщику донести до инспекторов свою позицию, что, возможно, вообще снимет все претензии. Во-вторых, она предоставляет возможность доплатить налог без штрафов.
Важно! Рекомендации ФНС прямо указывают на то, что уточнение налоговых обязательств не является 100% гарантией избежание проверки. После доплаты компанию могут не включать в проект плана ВНП, а могут и включить. Соответственно, даже после, казалось бы, удачного завершения комиссии, у налогоплательщика не должна возникать иллюзия безопасности.
Кроме этого, важно понимать, что само по себе уточнение налоговых обязательств по итогам комиссии, свидетельствует о том, что инспекторы работают в верном направлении и налогоплательщику есть что скрывать. Подача уточнённой декларации предоставляет основание для проведения камеральной проверки прошлого периода (См. Письмо Федеральной налоговой службы от 26 сентября 2016 г. № ЕД-4-2/17979), чем иногда пользуются инспекторы, забывая о «джентльменских» договорённостях.
Миграция, реорганизация, ликвидация
Не секрет, что ликвидация, реорганизация или изменение адреса, могут спровоцировать выездную налоговую проверку. Анализируемые рекомендации подтверждают этот тезис.
ФНС разъясняет, что в отношении реорганизуемых или ликвидируемых организаций должна быть проведена оценка наличия рисков совершения налоговых правонарушений. Данную оценку даёт управление налоговой службы соответствующего субъекта. При выявлении указанных рисков, принимается решение о включении субъекта в план ВНП.
Фактически это означает, что Управления ФНС в регионах имеют установку анализировать любую реорганизационную процедуру или ликвидацию на предмет целесообразности проведения проверки.
Что касается смены адреса, то с точки зрения рекомендаций потенциально подозрительным является смена региона. На этот случай у налоговой есть три сценария, применение которых зависит от определённых вводных условий:
1) Юридическое лицо включено в план ВНП на текущий квартал
В этом случае текущий налоговый орган в течение одного рабочего дня с момента получения сведений о предстоящей смене региона инициирует назначение выездной налоговой проверки.
2) В отношении компании проводится предпроверочный анализ
В этом случае текущий налоговой орган в течение 5 рабочих дней направляет в налоговую по новому адресу материалы предпроверочного анализа, дабы налогоплательщика могли включить в план ВНП на текущий квартал.
3) Компании нет в плане ВНП и предпроверочный анализ в отношении неё не проводится
В этом случае налоговому органу по новому адресу предоставлен месяц на проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика на основе рекомендаций по проведению предпроверочного анализа. Иными словами, в отношении компании проводят предпроверочный анализ.
Формирование и утверждение плана ВНП
Сам по себе порядок формирования и утверждения плана ВНП мало интересен налогоплательщику, поскольку повлиять на этот процесс снаружи — невозможно. Однако, в рекомендациях ФНС затронуты два интересных нюанса данного процесса:
Например, то, что план ВНП по крупнейшим налогоплательщикам утверждается один раз в полугодие. А вот по обычным налогоплательщикам — один раз в квартал. Соответственно, среднестатистический налогоплательщик «играет в рулетку с налоговой» 4 раза в год.
В ходе утверждения плана ВНП Управления ФНС в регионах, посредством отправки уведомлений в другие регионы, могут инициировать проверки филиалов и иных обособленных подразделений налогоплательщиков, а также его контрагентов. При этом, в случае отказа Управления ФНС соответствующего региона в проведении проверки, инициатор процесса может пожаловаться в ФНС России, дабы пролоббировать решение о проведении проверки на самом верхнем уровне.
Эти особенности должны быть интересны любителям договариваться. Во-первых, договорённость, достигнутая с конкретным лицом в начале года, вовсе не гарантирует, что к третьему кварталу лицо не сменится и в следующем квартале инспекция выйдет на проверку.
Во-вторых, даже имея договорённости в своей инспекции, нельзя исключать ситуацию, при которой указание проверить, прилетит от вышестоящего органа.
Вместо резюме
Анализ рекомендаций ФНС, в целом, подтверждает сложившиеся в последние несколько лет тренды.
Налоговая служба делает ставку на автоматизацию механизмов отбора налогоплательщиков, которые ориентируются на соответствие неким усреднённым статистическим показателям. В этой связи принципиально важно (а) знать необходимые параметры и (б) соответствовать им.
На стадии допроверочных мероприятий налоговая служба проделывает большую работу, в результате которой уже рождаются доказательства, обосновывающие доначисления налогов.
Приоритетом перед проведением ВНП пользуются комиссии по легализации. Очевидно, что налоговая служба стремится сделать больше, меньшими средствами, поскольку «стоимость» выездной проверки гораздо выше процедуры стимулирования для добровольного уточнения своих налоговых обязательств.