Контракт или договор? Чем они отличаются по 44 фз и 223 фз 2022 г.
Однажды в школьном учебнике по русскому языку я увидел две идентичных картинки, под одной из которых было подписано «бегемот», под другой – «гиппопотам». Далее авторы объясняли, что в языке есть слова, которые означают, по сути, одно и то же. У меня эта тема вызвала два вопроса: 1) «бегемот» — демон из Библии, «гиппопотам» — название животного из биологии, и это совсем не одно и то же; 2) зачем в языке, экономичной и целесообразной системе, «лишние» слова для одного и того же объекта?
Ответов на эти вопросы я так и не получил, и сделал вывод, что авторы учебника не всё знают о языке и жизни.
В документообороте синонимичные слова – это источник путаницы и злоупотреблений, особенно в такой области как государственные закупки.И речь здесь идет уже не о научной гипотезе, а о возможной административной, или уголовной ответственности. В словаре понятия «договор» и «контракт» считаются близкими по смыслу и взаимозаменяемыми, т. е., синонимичными. Но как на это смотрит законодательство в лице 44-ФЗ? Что подписывают по итогам тендера заказчик и исполнитель, контракт, или договор?
1. Договор или контракт?
Регламент оформления сделок прописан в 44-ФЗ и в ГК РФ: понятие «контракт» должно использоваться в тех закупках, где одним из агентов является государственная структура. Таким образом, органы власти, а также организации, управляющие внебюджетными государственными фондами, и казенные учреждения должны заключать государственные контракты.
Что касается понятия «договор», то данный вид документов подписывают, как правило, ИП и другие физические лица.
При этом речь идет о неписаной, как говорится, исторически сложившейся традиции, которая юридически не подтверждена: т.е., с точки зрения права разницы между понятиями «контракт» и «договор» нет. Оформление документа, регистрирующего процедуру закупки, не определяется видом или объектом тендера.
Скорее, речь идет о профессиональном сленге, свидетельствующем о принадлежности его носителя к сословию предпринимателей, а это тоже дорогого стоит.
С формальной точки зрения договор и контракт структурированы идентично, включая в себя следующие основополагающие элементы:
- 1) преамбула с указанием наименований контрагентов сделки;
2) объект закупки;
3) условия поставки;
4) форма оплаты;
5) мера ответственности сторон;
6) форс-мажорные обстоятельства;
7) иные подробности (по усмотрению сторон);
8) реквизиты контрагентов закупки.
Для того чтобы упростить задачу заказчика по выбору формы оформления сделки, Министерство экономики и развития выпустило разъяснение за номером №Д28и-1889 от 30 сентября 2014 года. В нем рекомендовано всем бюджетным учреждениям страны по любым видам закупок заключать гражданско-правовые договоры.
Если заказчиком выступает муниципальное предприятие, которое осуществляет закупку от имени муниципального образования, то рекомендуется оформлять взаимоотношения с поставщиком посредством заключения муниципального контракта.
Для поставщика такой вопрос вообще не встаёт на повестке дня: что ему заказчик предоставит, то он и подпишет, договор, так договор, контракт, так контракт. Тем более, что и в законодательстве о КС нет регламента на этот счет, главное, чтобы все нужные условия и реквизиты были прописаны:
1) мера ответственности победителя торгов по поставке ТРУ;
2) мера ответственности заказчика по оплате исполненной закупки:
3) действия сторон в условиях конфликтных и форс-мажорных обстоятельств;
4) причины, по которым участники освобождаются от взятых на себя обязательств;
5) сведения о контрагентах сделки.
Однако, как мы уже отмечали, сферы экономики и юриспруденции не терпят многозначности и неопределенности. В результате регламент на употребление этих терминов, при всей их лингвистической и юридической равнозначности, все-таки был введен специальным разъяснением Министерства экономического развития России под номером Д28и-1889 от 2014 г.
Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!
2. Чем отличается договор от контракта по 44 ФЗ
2) муниципальные органы и государственные организации, уполномоченные проводить торги от имени муниципального образования.
Государственные контракты по 44-ФЗ заключают:
1) государственные организации и казенные учреждения;
2) внебюджетные фонды, проводящие торги от лица РФ или регионального субъекта РФ.
3. Особенности контрактной документации по 223-ФЗ
В тексте 223-ФЗ практически отсутствует слово «контракт» как термин или понятие. В итоге особые государственные заказчики оформляют исключительно договоры.
4. Выводы
1) В правовом отношении 44-ФЗ не противопоставляет понятия «договор» и «контракт», поэтому любые претензии к названию документа неправомочны, как бы вы его ни поименовали, договор, или контракт.
2) Тендерная и судебная практика показывает, что требования к оформлению и содержанию контракта, как правило, выше, в том числе и у контролирующих органов.
3) Выбор формы основного закупочного документа обуславливается не столько характером тендерной сделки, сколько правовым статусом государственного заказчика. Например, один и тот же поставщик, заключая идентичную сделку до 100 тысяч рублей с областной администрацией в качестве заказчика заключит муниципальный контракт, а с техникумом подпишет гражданско-правовой договор.
4) Согласно ст. 3 44-ФЗ: государственный или муниципальный контракт — это договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования государственным заказчиком для решения государственных или муниципальных проблем.
5) Государственный контракт имеет ряд специфических особенностей:
— обязательная ответственность поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств;
— указание порядка и сроков оплаты;
— условие денежного обеспечения исполнения контракта;
— требование о информировании заказчика о привлекаемых субподрядчиках;
Эти специфические черты контрактной документации учтены в шаблонах 9 типовых контрактов, размещенных в библиотеке Единой информационной системы (ЕИС).
Контракт и договор: в чем отличие?
Что подразумевается под понятиями «контракт» и «договор»? В чем их общие и отличительные черты? И почему в сфере закупок эти понятия не являются синонимами? Об этом — в сегодняшней статье.
Контракт или договор?
В широком смысле выражения контракт, договор и соглашение являются взаимозаменяемыми. Таковы обычаи делового оборота и сложившаяся практика. И в отдельных сферах права это действительно так. Например, в трудовом законодательстве понятие «трудовой договор» и «трудовой контракт» абсолютно тождественны.
А вот в закупках действует вполне конкретное разделение:
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
- в рамках закона 44-ФЗ заключается контракт;
- в рамках закона 223-ФЗ — договор.
Что такое контракт в закупках
В гражданском праве контрактом считается соглашение, одной из сторон которого выступает государство. Оно может действовать через органы власти или организации определенных типов. Для удовлетворения нужд государства закупки проводятся по закону 44-ФЗ. В рамках этой нормы между заказчиком и исполнителем заключаются контракты. При этом исполнителем может быть любое лицо, удовлетворяющее определенным требованиям, как юридическое, так и физическое. А вот вторая сторона контракты — это всегда государство, то есть:
- орган государственной власти;
- госкорпорация;
- бюджетное учреждение;
- казенное учреждение;
- государственное или муниципальное унитарное предприятие.
Другими словами, контракт заключается на бюджетные деньги. Заказчик объявляет свои нужды, исполнитель их удовлетворяет и получает за это оплату из бюджета соответствующего уровня.
Что такое договор в закупках
В отличие от контракта, договор может заключаться между любыми лицами. Стороной договора может быть обычный гражданин, индивидуальный предприниматель или организации любого типа. В том числе государственная корпорация или монополия, компания с государственным участием, а также бюджетное учреждение или унитарное предприятие (в части закупок на собственные, а не на бюджетные средства). В таком случае упомянутые лица производят закупки в рамках закона 223-ФЗ. Когда победитель определен, с ним заключается договор.
О том, кто может стать исполнителем договора по 223-ФЗ, вы можете узнать из этого материала.
В чем отличие
В рамках закупок контракт и договор отличаются весьма существенно. И в основном именно за счет того, что первый из них регламентируется законом 44-ФЗ, а второй — законом 223-ФЗ. Второй закон дает заказчиком гораздо больше свободы. Например, они могут самостоятельно выбирать способ определения поставщика, тогда как закон 44-ФЗ жестко регламентирует этот вопрос.
Закон о госзакупках регламентирует практически все аспекты — от планирования закупки до приемки результатов контракта. Любое отступление от его норм карается штрафами. В отличие от него закон 223-ФЗ оставляет практически все решения за сторонами договора.
Что общего
Тем не менее между договором и контрактом в рамках закупочного законодательства много общего. По большому счету любой контракт является договором. Можно сказать иначе — контракт является частным случаем договора, в котором покупатель/заказчик — государство.
И контракт, и договор должны содержать ряд параметров. Часть из них являются существенными условиями, например, наименование сторон, предмет договора, его стоимость. При их отсутствии соглашение будет считаться недействительным. Также существует положения, которые включаются по желанию сторон. Например, это соглашение о предоплате или привлечении субподрядчиков.
В договорах и контрактах, которые заключаются по законам 223-ФЗ и 44-ФЗ, обязательно присутствуют такие пункты:
- Наименование сторон.
- Название объекта закупки.
- Стоимость.
- Срок исполнения обязательства.
- Требования к качеству товара, работы или услуги.
- Ответственность сторон за нарушение своих обязательств.
Что такое соглашение
В российском праве соглашением является любая договоренность между сторонами. Это понятие гораздо шире, чем договор и тем более контракт (как он понимается в сфере закупок). Соглашение может быть и устным, под договором же в большинстве случаев подразумевается бумажный документ.
Вместе с тем рассматриваемый термин фигурирует в выражениях «дополнительное соглашение к договору» и «соглашение о расторжении договора (контракта)». Это устоявшиеся выражения, соответствующие обычаям делового оборота.
Итак, нормы права в целом отождествляют понятие «соглашение», «контракт» и «договор». Однако если речь идет о сфере закупок, то последние два термина имеют явные различия. При этом важно помнить, что как бы ни назывался тип соглашения между сторонами, оно должно соответствовать нормам Гражданского кодекса.
Контракт и договор в закупках: в чем отличие?
Зачастую в госзакупках используются термины «контракт» или «госконтракт». Чем они отличаются от договора и в каких случаях их стоит употреблять, рассказывает Сергей Сердюков, директор по спецпроектам группы электронных торговых площадок OTC.ru.
Зачастую в различных статьях слова «контракт», «договор» (иногда «соглашение») употребляются в качестве синонимов. Это делают для того, чтобы избежать повторов. Если речь идет о закупках, то данные термины все же стоит разграничить.
Понятие «договор» можно встретить в Гражданском кодексе Российской Федерации: в статье 420 говорится, что это соглашение двух или более лиц, регулирующее их взаимные гражданские права и обязанности. В статье 526 ГК РФ упоминаются государственные и муниципальные контракты. Поясняется, что так необходимо называть сделку, в которой одним из участником выступает государственный или муниципальный заказчик. Об этом же говорится в статье 3 44-ФЗ.
Если речь идет о тендерах в рамках 44-ФЗ, то корректнее употреблять слово «контракт». Кроме того, следует различать:
- Госконтракт — здесь одной из сторон (заказчиком) выступает орган власти
- Муниципальный контракт — заказчиком является муниципальная власть (местные администрации)
- Контракт — такие соглашения поставщики заключают с бюджетными учреждениями (больницы, сады, школы и т.д.) и унитарными предприятиями.
Подведем итог: контракт подписывают в рамках 44-ФЗ, в качестве заказчика выступает государство или организация, связанная с ним.
Его специфические особенности:
- Жесткая регламентация. Чтобы заключить сделку, поставщику и заказчику необходимо следовать определенным правилам в рамках 44-ФЗ. Процессы приема заявок, проведения тендера, подведения итогов четко расписаны в самом законодательстве.
- Строгие сроки подписания. Если поставщик выиграл гостендер, ему направят проект контракта, на его подписание отводится 5 рабочих дней. Затем заказчик должен поставить свою подпись в течение 2-х рабочих дней.
- Определенный источник финансирования тендера. Это всегда бюджетные деньги.
- Риск попадания в РНП — Реестр недобросовестных поставщиков. Если поставщик выиграл тендер в рамках 44-ФЗ, он не сможет отказаться от заключения контракта без последствий. Кроме того, он обязан поставить соответствующие товары надлежащего качества в срок, они должны соответствовать заявленным характеристикам. В противном случае компания может попасть в РНП.
Реестр недобросовестных поставщиков — это черный список в сфере закупок, который подразумевает определенные ограничения. Поставщики, попавшие в РНП, не могут участвовать госзакупках в течение 2-х лет.
Обратите внимание:
В связи с введенными против России санкциями, требования в госзакупках несколько смягчили. Теперь поставщику не грозит попадание в РНП, если он не выполнит свои обязательства из-за санкций недружественных стран. Но причину нужно доказать. Каждую закупку рассматривают отдельно.
Для контракта разработаны специальные типовые формы, их можно посмотреть здесь. При проведении конкурентного тендера проект такого документа заказчик прикладывает к извещению в ЕИС. Если это закрытый тендер, то информация о нем не публикуется в ЕИС. В закупках малого объема, которые проходят в электронных магазинах, документ также прикладывают к извещению.
Рекомендую поставщикам внимательно изучать проект контракта, в нем прописаны основные требования к товарам, работам и услугам, сроки и регион поставки. В него также включается информация: о штрафах и пени, графике выполнения работ, порядке оплате, неизменности цены в течение всего срока, ответственности сторон, порядке приемки, условиях возврата, гарантийных обязательствах.
Важно: перед подачей заявки на участие в госзакупке рекомендую тщательно изучить всю тендерную документацию и проанализировать, сможете ли вы исполнить обязательства в случае выигрыша и какой ценой. Отказ от сделки грозит попадаем в РНП. Кроме того, советую заранее рассчитать минимальную цену заказу, чтобы понимать, до какого нижнего значения вы можете торговаться на аукционе. Будущий заказ должен быть прибыльным.
Термин «договор» обычно используют в тендерах по 223-ФЗ. Точного юридического определения в 223-ФЗ нет, следует вновь обратиться к Гражданскому кодексу: договор — это соглашение двух или более лиц, регулирующее их взаимные гражданские права и обязанности.
В 223-ФЗ под договором подразумевается соглашение между двумя компаниями, одна из которых является государственной (доля участия государства должна составлять более 50%).
По сравнению с госзакупками, торги по 223-ФЗ — более свободная процедура. К примеру, положение о закупке госкомпания разрабатывает самостоятельно, а следовательно — договор и всю остальную тендерную документацию. В сравнении с госзакупками, здесь поставщику требуется больше времени на подготовку, ведь у каждого заказчика свои правила, и нужно с ними ознакомиться.
Зачастую формы таких документов корпорация разрабатывает заранее и включает условие об их обязательном использовании в положение о закупке. Они могут обновляться каждый год.
Обычно такой документ включает: предмет договора, порядок исполнения обязательств, сумму договора, ответственности сторон, порядок разрешения споров.
Обратите внимание: некоторые компании включают в договор дополнительные разделы, в которых объясняют различные термины и определения. Также документ может содержать информацию об условиях досрочного прекращения договора.
Если поставщик является субъектом малого или среднего бизнеса, срок оплаты для него сокращается до 7 дней после подписания акта приемки. Данная преференция должна быть указана в договоре. Ранее заказчик переводил оплату компании из числа МСБ в течение 15 рабочих дней.
Особенность договора состоит в том, что в него можно внести изменения после проведения торгов и публикации итогов по обоюдному соглашению заказчика и победителя. В тендерах по 44-ФЗ проект контракта изменить практически нельзя, исключения описаны в самом законе.
Давайте подытожим, чем же различаются данные понятия:
- Слово «контракт» употребляют в тендерах по 44-ФЗ, «договор» — в закупках по 223-ФЗ, а также в коммерческом сегменте.
- Контракт заключается по строгим правилам, т.к. тендеры по 44-ФЗ жестко регламентированы, в 223-ФЗ — больше свободы
- Образец госконтракта утверждается Правительством Российской Федерации, образец документа по 223-ФЗ заказчик разрабатывает самостоятельно, он указывает его в положение о закупке (формы документа могут меняться ежегодно)
- После публикации протокола о подведении итогов тендера менять условия госконтракта нельзя, есть исключения, они прописаны в самом законе. В 223-ФЗ по соглашению обеих сторон в проект договора можно внести изменения
- За нарушение сроков подписания госконтракта заказчик может получить штраф, в 223-ФЗ штрафы за данное нарушения для заказчиков не предумосмотрены
- Правила начисления неустойки в тендерах по 44-ФЗ описаны в законе, в 223-ФЗ заказчик разрабатывает данные правила самостоятельно и включает в договор
- Если речь о договоре в рамках коммерческого тендера или закупки малого объема, поставщик может отказаться от заключения соглашения и не попадет в РНП
Обратите внимание: в 2022 году можно вносить существенные изменения в уже заключенные госконтракты, если на то будет решение региональных или местных властей. Правительство ввело данную меру, чтобы избежать негативных последствий санкций, введенных недружественными странами против России. Это связано, в первую очередь, с изменением цен на расходные материалы.
Если говорить о сходстве, то мы всегда можем выделить общие разделы в таких документах. Они обязательно должны содержать: предмет договора, стоимость, срок поставки или срок исполнения работ/оказания услуг, наименование компании или организации заказчика, наименование компании поставщика, их реквизиты и контактные данные, технические характеристики товара или техзадание, срок и порядок оплаты. Если речь о тендерах в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ, поставщик рискует попасть в Реестр недобросовестных поставщиков. Напомню, что попасть в данный список можно за отказ подписать документ или за некачественное выполнение работ, оказание услуг или поставку некачественных товаров, за нарушение сроков.
Если мы говорим о сделках между двумя коммерческими компаниями, можно употреблять любые термины, сложностей в понимании не возникнет. В качестве синонима также можно использовать слово «соглашение».
В закупках все иначе, но теперь вы знаете основные отличия: в закупках по 44-ФЗ говорят «контракт» или «госконтракт» (в зависимости от вида заказчика), в закупках по 223-ФЗ — «договор».
Слово «соглашение» достаточно часто встречается в повседневной жизни, и мы активно употребляли его в данной статье. В российском законодательстве соглашение — это договоренность между сторонами. Она может быть как устная, так и письменная. В целом, данное слово может быть синонимом рассматриваемых нами терминов в разговоре между двумя людьми. Но если речь идет о закупках органов власти и госкорпораций, то обычно под соглашением понимается дополнительный документ, который сопровождает контракт или договор. К примеру, хотели закупить партию товара — 100 тысяч медицинских масок, на этапе заключения сделки поняли, что необходимо 120 тысяч масок. Заказчик и поставщик подписывают дополнительное соглашение о внесении изменений в основной документ.
Зачастую в устной речи допускается использование и того, и другого термина. В официальных документах, касающихся тендеров по 44-ФЗ и 223-ФЗ, нужно употреблять слова «контракт» и «договор» соответственно. Первый термин несет немного другую смысловую нагрузку и подразумевает под собой больше обязательств, форма документа утверждается Правительством и размещается в ЕИС. Образец договора заказчик разрабатывает самостоятельно, опираясь на действующее законодательство.
Если речь о коммерческих тендерах или обычных сделках между коммерческим заказчиком и поставщиком, чаще всего употребляют слово «договор», иногда «соглашение». Здесь строгих правил нет, можно употреблять любые термины, главное — чтобы собеседник понял, о чем идет речь, и не отождествлял стандартную сделку с госзакупками.
В чем разница между контрактом и договором по 44 фз
Госконтракт и договор — термины, с которыми мы часто сталкиваемся в торгах. Кажется, что это синонимы, но в закупках есть четкое разделение понятий. Разберемся, чем контракт и договор принципиально отличаются друг от друга.
Элла Залужная Автор статей для Контур.Торгов
Особенности заключения госконтракта
Что такое госконтракт
Государственный контракт (госконтракт) — это соглашение между поставщиком и органами власти федерального, регионального или муниципального уровней. Это прямо сказано в ст. 3 федерального закона «О контрактной системе» (44-ФЗ), который регулирует закупочную деятельность госзаказчиков.
Бюджетные учреждения и госкорпорации заключают контракты, а не государственные контракты (ст. 3 44-ФЗ).
Способ отбора поставщика (на конкурсной основе или без проведения тендера) не влияет на то, какой документ будет подписан при заключении сделки — госконтракт или контракт. Порядок заключения таких соглашений одинаковый, различий в форме и содержании документов тоже нет.
Разница только в цели их подписания: госконтракты заключают, чтобы обеспечить потребности государства, а контракты — для закрытия потребностей конкретной организации.
Как составляют госконтракт
Заказчики составляют проект госконтракта на основе типовых форм — типовых условий контракта или рекомендованных образцов. Проект прикладывают к извещению и публикуют в единой информационной системе (ЕИС) и на торговых площадках (ЭТП). В закрытых процедурах, если тендер содержит секретные сведения, проект госконтракта не выкладывают в публичный доступ. В закупках, где заказчик выбирает поставщика без проведения тендера путем переговоров, проект госконтракта также не выкладывают в ЕИС и на ЭТП. Исключение — закупки в электронных магазинах.
Формы типовых условий контракта утверждены приказами вышестоящих ведомств. Если закупка попадает под условия такого приказа, то обязательно нужно использовать утвержденную форму (ч. 11 ст. 34 44-ФЗ). Например, если заказчик проводит тендер на регулярные пассажирские перевозки, форму госконтракта придется брать из приказа Минтранса № 482 от 29 декабря 2018. Подписывать госконтракты на закупку транспортных услуг по другой форме заказчикам запрещено.
Типовые условия контрактов можно посмотреть на сайте ЕИС в разделе « Библиотека типовых контрактов ».
Если предмет закупки не попадает под правила обязательных типовых форм, заказчик разрабатывает форму проекта госконтракта самостоятельно. Обычно за основу берут образцы, которые заказчикам рекомендуют вышестоящие инстанции.
Некоторые госкомпании используют также и типовые формы контрактов. Ранее Правительство обязывало госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» применять типовые формы, если компании заключали контракты по 44-ФЗ. Это регулировалось постановлением Правительства № 606 от 02 июля 2014. С 1 января 2022 года постановление утратило силу, но приказы госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» продолжают действовать. Например, в тендерах на закупку услуг по обращению с радиоактивными отходами Госкорпорация «Росатом» по-прежнему использует типовую форму контракта.
Какие положения включают в госконтракт
Требования к содержанию госконтракта указаны в ст. 34 44-ФЗ. Госконтракт заключают на условиях из извещения и с учетом сведений из заявки участника закупки.
Госконтракт содержит положения о:
- сроках и правилах оплаты;
- порядке приемки;
- гарантийных обязательствах;
- сроке и порядке возврата обеспечения;
- неизменности цены в течение всего срока оказания услуг (исключения указаны в ст. 95 44-ФЗ);
- ответственности сторон;
- правилах начисления штрафов и пеней с учетом правил, которые утверждены правительством (ПП № 1042 от 30 августа 2017);
- графике выполнения работ, если срок их выполнения больше трех лет, а стоимость превышает 100 млн рублей;
- иных особенностях, которые предусмотрены статьей 34 44-ФЗ.
Дополнительно заказчики могут включить в госконтракт разделы о возможности одностороннего отказа и удержания неустойки из оплаты за поставленный товар.
Заказчики готовят проект госконтракта строго по правилам 44-ФЗ и не меняют содержание документа по своему личному усмотрению. Сроки оплаты поставщикам также строго регламентированы контрактным законодательством — об этом мы писали ранее.
В какие сроки заключают госконтракт
Госконтракт заключают по итогам тендеров или в закупках без проведения конкурсных процедур. Порядок заключения контракта строго регламентирован 44-ФЗ. Например, контракт по итогам электронных торгов заключают по такой схеме (ч. 2 ст. 51 44-ФЗ):
- два рабочих дня дается заказчику, чтобы сформировать проект госконтракта в ЕИС;
- пять рабочих есть у поставщика на его подписание;
- два рабочих остается заказчику, чтобы подписать контракт со своей стороны.
В общей сложности подписание контракта занимает до девяти рабочих дней, если участник не выставил протокол разногласий. Схема с протоколом разногласий затянет процесс на три рабочих дня (ч.5 ст. 51 44-ФЗ).
В запросе котировок в электронной форме сроки заключения гораздо короче (ч.6 ст. 50 44-ФЗ):
- три часа у заказчика, чтобы подготовить проект контракта,
- за один рабочий день поставщик должен его подписать,
- один рабочий день у заказчика на подпись с его стороны.
Нарушать эти сроки нельзя. Поставщика, который не подписал госконтракт вовремя, заказчик сочтет уклонившимся и внесет сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Это закроет фирме доступ к госзаказу на два года. Если срок нарушит заказчик, его ждет штраф по статье 7.32 КоАП — 50 тыс. рублей.
Можно ли вносить изменения в госконтракт
Условия изменения госконтракта прописывают в самом соглашении. Они не должны противоречить нормам закона. Если документ не предусматривает возможность изменений, внести их не удастся. В этом случае заказчик и поставщик подписывают соглашение о внесении изменений в госконтракт.
Основания, по которым можно менять условия госконтракта, изложены в статье 95 44-ФЗ. Вот наиболее частые причины:
- увеличение или уменьшение количества товара, но не более чем на 10%;
- изменение действующих тарифов;
- сокращение госбюджета;
- предмет соглашения — коммунальные услуги, обслуживание здания, юридические услуги по представительству за рубежом или услуги по лечению граждан за пределами России;
- изменение сроков отдельного этапа в пределах общей длительности выполнения работ.
Также 44-ФЗ допускает изменение долгосрочных госконтрактов, соглашений на проведение строительных и научно-исследовательских работ (НИР), контрактов жизненного цикла — при соблюдении условий из ст. 95 44-ФЗ. Например, изменение цены НИР или длительности исполнения такого контракта допустимо не более чем на 30%. Обязательные условия:
- письменное обоснование причин, по которым исполнить контракт без изменений невозможно, и доказательства того, что эти причины не зависят от заказчика и поставщика;
- соответствующее решение властей.
Что делать, если подорожали стройматериалы, разъясняет ПП № 1315 от 9 августа 2021: в госконтракт разрешено вносить правки по п. 8 ч. 1 ст. 95 и ч. 70 ст. 112, если заказчик внесен в список из постановления и параметры правок сходятся с установленными условиями.
8 марта 2022 статью 112 44-ФЗ дополнили частью 65.1, которая допускает изменение госконтракта по причинам, которые не зависят от сторон сделки. Например, если выполнить условия контракта на прежних условиях невозможно из-за внешних санкций. В этом случае основанием послужит решение органов власти.
Форс-мажор избавит поставщика по госконтракту от начисления неустойки, но не приведет к изменению условий соглашения, если причины не сходятся с основаниями из ст. 95 или ч. 65.1 ст. 112 (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ). Подтвердить факт форс-мажора поможет Торгово-промышленная палата.
Особенности заключения договора
Что такое договор
Термин «договор» используют в тендерах компаний с госучастием, которые регулирует федеральный закон «О закупках отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ). Закон не разъясняет, что такое договор, но применяет этот термин ко всем соглашениям, которые заключены по 223-ФЗ.
Определение договора можно найти в Гражданском кодексе. В статье 420 ГК сказано, что договор — это соглашение между несколькими участниками сделки, где закреплены их права и обязанности.
Договоры заключают, чтобы обеспечить нужды компаний, а не закрыть потребности государства.
Как составляют договор
Госкомпании, которые заключают договоры по 223-ФЗ, разрабатывают формы соглашений самостоятельно и включают их в распорядительные документы. Например, некоторые компании ежегодно обновляют и утверждают новые образцы договоров. Обязанность применять эти формы прописывают в положении о закупках.
Какие положения включают в договор
Госкомпании включают в договор основные положения, которые содержат права и обязанности сторон, то есть разделы о:
- предмете договора,
- порядке исполнения обязательств,
- сумме договора,
- ответственности сторон,
- порядке разрешения споров.
Некоторые компании вводят дополнительные разделы. Например, Госкорпорация «Росатом» включает в договор такие разделы: «Определения и термины», «Общие сведения», «Конфиденциальность», «Прекращение договора ранее намеченного срока» и «Прочие условия».
Учитывайте, что максимальный срок оплаты для представителей малого и среднего бизнеса в закупках по 223-ФЗ сокращен с 15 до семи рабочих дней — это условие обязательно прописывают в договоре (ПП № 417 от 21 марта 2022). В ближайшее время Правительство может сократить сроки оплаты по договорам и в закупках на общих основаниях. Законопроект уже подписан, его готовят к опубликованию.
Можно ли вносить изменения в договор
223-ФЗ и статья 450 Гражданского кодекса не запрещают госкомпаниям вносить изменения в проект договора после проведения торгов. Заказчик и поставщик на этапе заключения или исполнения договора могут изменить количество товара, его цену и срок поставки (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ). Главное, чтобы эта возможность была предусмотрена договором и не противоречила положению о закупках, которое принято в компании.
Как заключают договор
223-ФЗ регламентирует основные нюансы подписания договора. Например, срок подписания договора по итогам тендера составляет не менее 10 и не более 20 дней после публикации в ЕИС итогового протокола (ч. 15 ст. 3.2. 223-ФЗ). В какие сроки заказчик обменивается документами с участником, а также заключает договор с единственным поставщиком, госкомпании решают самостоятельно и включают эти сведения в положение о закупке.
Поставщиков, которые уклонились от подписания договора или нарушили условия соглашения, что подтверждено решением суда, вносят в РНП (ст. 5 223-ФЗ). Заказчиков за нарушение сроков по КоАП не штрафуют.