Игорный бизнес. Закон об игорном бизнесе. Игорный бизнес в России
Игорный бизнес – это организованная деятельность по проведению азартных игр с помощью игровых столов, автоматов, тотализаторов, приёмов ставок.
Деятельность осуществляется для извлечения прибыли. Доход игорный бизнес может получать от выигрышей, взимания платы за проведение игры, заключения пари.
Первое казино в Москве начало свою работу в 1989 году. Тогда игорный бизнес решили организовать в гостиницах Госкоминтуриста для иностранцев, чтобы госбюджет пополнялся дополнительным источником дохода, и для получения свободно конвертируемой валюты, которой в те времена очень не хватало.
Первопроходцем в Москве стала гостиница «Савой». Именно в ней было размещено первое казино, хотя в СССР оно было вторым, так как полутора годами ранее казино открывали в Таллине.
Уже в девяностые годы игорный бизнес набрал немаленький оборот, но в связи с распадом СССР имел больше полукриминальный характер.
Среда обитания для игорного бизнеса
До 2006 года основная среда обитания для игорного бизнеса базировалась в Москве и в Санкт-Петербурге. На тот момент в государственном реестре насчитывалось свыше 6400 лицензий. Основными монополистами были Ritzio Entertainment Group и Storm International. Одних только игровых автоматов от этих двух монополистов было зарегистрировано более 400 000, их чрезмерный прогрессирующий рост не оставил равнодушной власть.
В 2006 году было внесено предложение о выведении игрового бизнеса из Москвы и Санкт-Петербурга и создании четырёх игровых зон. Предложение нашло отклик у нескольких партий, 26 декабря того же года был принят законопроект.
Четыре игровые зоны
В четыре игровые зоны попали: Калининградская область, Алтайский край, Краснодарский край и Приморский край.
О налогообложении
Налог на игорный бизнес – это сбор, который организация должна выплатить государству за осуществление предпринимательской деятельности в сфере азартного бизнеса.
На сегодняшний день работает только одна игровая зона из четырёх, которая находится в Краснодарском крае — «Азов-Сити».
Налог на игорный бизнес предусматривает следующие ставки:
- От 25 до 125 тысяч за один игровой стол, за одну букмекерскую кассу, за один тотализатор.
- От 1500 до 7500 за один игровой автомат.
Каждый объект налогообложения необходимо зарегистрировать в налоговом органе по месту установки.
Налоговым периодом считается один календарный месяц.
О законе
С 2009 года, когда вступил в силу закон об игорном бизнесе, в России была запрещена деятельность казино и прочих игорных заведений во всех местах, кроме отведённых игровых зон.
Но не всем владельцам этого бизнеса понравился закон, поэтому многие предпочли уйти в подполье.
Из-за этого в 2010 году власть создала мониторинговую группу и поставила перед ней цель — выявлять и закрывать все нелегальные игровые заведения, конфисковывать игровое оборудование, а на незаконных предпринимателей налагать немаленький штраф.
Для принятия информации об игровых заведениях была открыта бесплатная горячая линия.
Благодаря ей и ответственным гражданам, которые добровольно сообщали о наличии в их доме подпольного заведения, было собрано более 1400 адресов, по ним успешно проведены рейды. Игорные заведения были закрыты, оборудование конфисковано, а их владельцы были привлечены к уголовной ответственности. Этими вопросами занималась Генеральная прокуратура.
В 2011 году, благодаря гражданам, сообщавшим адреса подпольных заведений вблизи их домов, было выявлено и закрыто 396 игорных заведений и конфисковано больше 10 000 единиц игорного оборудования.
Мониторинговая группа действует и сегодня, любой гражданин имеет возможность сообщить о месте нахождения незаконного игрового бизнеса, позвонив по телефону горячей линии.
О покере в России
Игорный бизнес в России, в частности покер, стал наиболее популярен с распадом СССР. Тогда была мода на всё иностранное, и карточная игра, отличавшаяся от советского «подкидного дурака», пришлась по вкусу многим любителям азартных игр.
Официально играть в покер в России разрешено в игровой зоне (на данный момент это Краснодарский край). Но не все любители покера могут позволить себе игры в тысяче километров от дома, поэтому прибегают к услугам нелегальных заведений или играют через интернет.
Игра через интернет в России запрещена, все российские онлайн-заведения находятся в статусе нелегального бизнеса. Однако правительство РФ сейчас рассматривает проект о легализации онлайн-покера.
До распада Советского Союза игра в покер в России уже существовала, но она была не такой популярной, как сегодня. Чаще всего в покер можно было поиграть в частных квартирах, в которых организовывали нелегальный подпольный любительский клуб, а приглашение на закрытую покер-вечеринку могли получить только вхожие в определённых круг люди.
Основной пик популярности игры в покер пришёлся на двухтысячный год.
Первая школа покера была открыта в 2001 году, а интернет начал наполняться множеством видеоуроков. Знания, разные стратегии игры в покер стали доступны большинству, у кого был доступ в интернет. Всё это породило повышенный интерес к покеру, начали появляться первые профессионалы.
В 2006 году была возглавлена Дмитрием Лесным первая Российская Федерация покера, который к тому моменту приравняли к спортивной игре, а в 2007 г. официально признали спортивной дисциплиной. Задача Федерации заключалась в продвижении игры в массы и регулировании покерных клубов.
До 2009 года покер процветал как спортивная игра, его распространению в массы не мешал ни один закон. Но в 2009 году всё поменялось. У покера отняли статус спортивной игры и присвоили ему статус азартной. На покер наложили запрет живой игры на территориях, не предназначенных для игр, а также в интернете. Соответственно, любителям игры в покер, чтобы поиграть, нужно было ехать в специально отведённую игровую зону.
Однако в этом же 2009 году наш спортсмен на мировом чемпионате по покеру занимает второй место и привозит домой приз — около шести миллионов долларов.
Выигрыш русского покермена даёт повод для маркетингового хода со стороны PokerStars, и те активно начинают разворачивать рекламные кампании с целью привлечения интереса к легальной покерной зоне «Азов-Сити».
Увы, эти кампании не увенчались успехом из-за расположения игорных зон. По сути, казино находились на голых полях, и туда никто не хотел ехать. Посетителями казино, в которых проходили игры в покер, стали местные ростовские любители игры.
Игорный бизнес: уголовная ответственность
26 июля 2011 года был принят закон, который предусматривает административное наказание. Теперь любое использование игрового оборудования либо информационно-телекоммуникационных сетей вне специально отведённой зоны приравнивается к нарушению закона. Ответственность за игорный бизнес предусматривает штраф, лишение свободы до трёх лет, исправительные работы в зависимости от масштаба извлекаемой незаконно прибыли.
Организация бизнеса
Организация игорного бизнеса до 2006 года считалась перспективной и рентабельной. Даже маленькая комнатка с несколькими игровыми автоматами была забита желающими игроками и приносила владельцу большой ежедневный доход.
Но после вступления закона о запрете казино и игровых автоматов всё изменилось. Одни ушли, на их место пришли другие, ибо свято место пустым не бывает. Вместо казино и игровых автоматов начали появляться букмекерские конторы и лотерейщики, с которыми со временем тоже начали активно вести борьбу.
Идея правительства была простой – избавить людей от пагубного пристрастия к игре. Уже тогда, по данным исследовательских центров, картина складывалась неблагоприятная, игроманией заболело рекордное количество жителей страны.
Сколько игровых зон начали работать после законопроекта
Из выделенных игровых зон быстро открыться смогла только одна, которая находится в Краснодарском крае. Остальные же так и остались всего лишь грандиозными проектами по открытию русского Лас-Вегаса.
Но и в Краснодар не все спешили ехать за игрой. Владельцы игорного бизнеса несли большие убытки. В результате они, ущемлённые и задавленные правовой базой, открывали нелегальные заведения, которые маскировали под что угодно, кроме казино: от безобидного интернет-кафе до стриптиз-клубов.
Процветали одно время и букмекерские конторы, но и их начал давить закон, поэтому они ушли в подполье.
Постоянные рейды, конфискация игрового оборудования, огромные штрафы, лишение свободы – всё это привело к тому, что многие владельцы игорного бизнеса ушли в интернет, придумывая незаконные схемы с офшорами, при которых их сложно было отследить.
Власти ответили блокировкой игорных сайтов, поэтому владельцы игорного бизнеса снова терпели поражение.
Сегодня для организации игорного бизнеса предприниматель должен зарегистрироваться как юридическое лицо, после чего подать заявление в налоговую службу и получить разрешение на осуществление игорного бизнеса в специально отведённой зоне.
Легализация бизнеса: лотереи
Легализация игорного бизнеса в России прошла под вывеской государственной лотереи и в спорах Минфина и Минэкономики.
Минэкономики посчитало, что принятые меры пополнят российский бюджет, а Минфин засомневался и предположил: это решение приведёт к неконтролируемому росту нелегальных интернет-заведений с аналоговыми автоматами по продаже государственных билетов, бизнес, как всегда, выйдет из-под контроля государства.
В настоящее время закон о государственных лотереях на стадии бурных обсуждений вокруг степени контроля лотерейного рынка.
Часть депутатов предлагает ослабить контроль, разрешить продажу электронных лотерейных билетов каждые пять минут посредством интернета и в специальных терминалах, рассредоточенных по городам.
Другая часть депутатов скептически относится к предложению о государственных лотереях и утверждает, что такой вид деятельности ничем не отличается от одноруких бандитов и обычных игровых автоматов. Напоминают депутаты, как в 2006 году очищали Москву и Санкт-Петербург от них, после чего ещё несколько лет боролись с нелегальными, подпольными заведениями.
Легализация игры в Крыму
Недавно Совет РФ одобрил Крым и Сочи в качестве игорной зоны. Парламентарий считает, что если сделать Крым игровой зоной, будут привлечены дополнительные инвестиции, созданы рабочие места, увеличится поток туристов, желающих отдых совместить с игрой, и, таким образом, региональный бюджет будет пополнен за счёт всех привлечённых средств.
Игорный бизнес в России
Игорный бизнес — это казино, залы игровых автоматов, букмекерские конторы и тотализаторы. До 2006 года эта отрасль индустрии развлечений регулировалась федеральным законодательством (29 глава Налогового кодекса и федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») и местным законодательством (в части установления различных ограничений по размещению объектов игорного бизнеса).
Содержание
История [1] [2]
Первые автоматы начали устанавливаться в 1988 году — в гостиницах Госкоминтуриста СССР. В его системе было образовано ВХВО «Интурсервис», которое разработало новые виды дополнительных услуг для иностранных туристов с оплатой в свободно конвертируемой валюте. В первый год в гостиницах Интуриста в Москве, Ленинграде, Сочи, Ялте, Минске, Таллине, Выборге и Пятигорске было установлено 226 игровых автоматов с денежным выигрышем.
Первое казино в СССР, Astoria Palace, открылось в Эстонской ССР весной 1989 года в гостинице Palace в Таллине. Второе казино было открыто в Москве 23 августа 1989 года в гостинице «Савой».
В 2005 году оборот этой сферы составил $5 000 000 000—6 000 000 000, в стране было около 400 000 игровых автоматов и 5000 игровых столов. К 2006 году было выдано свыше 6300 лицензий на игорный бизнес.
До 60 % отечественных игорных клубов было сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Лидерами отрасли стали Ritzio Entertainment Group (сеть «Вулкан»), Storm International (сеть «Супер Слотс» и несколько казино в Москве и Петербурге) и компания «Джекпот».
4 октября 2006 года на встрече с лидерами парламентских фракций президент Владимир Путин предложил радикальное решение проблемы игорного бизнеса. Путин передал в думу предложения по законопроекту «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», суть которых состояла в укрупнении и концентрации игорного бизнеса в четырёх специальных игорных зонах. 26 декабря 2006 года законопроект был принят.
Игорный бизнес в СНГ в настоящее время
Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты» определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории СНГ, и устанавливает ограничения на осуществление данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан. Его действие не распространяется на деятельность бирж и на организацию и проведение лотерей.
Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путём:
- установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;
- выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, — игорных зон;
- выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;
- выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
- выявления, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр с нарушением законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
Закон предусматривает, что создаются 4 игорные зоны, при этом на территории одного субъекта может быть создано не более одной игорной зоны. Если созданная игорная зона лежит в нескольких регионах, то на их территории не могут быть созданы другие игорные зоны. Игорные зоны создаются на территории Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, а также на границе Краснодарского края и Ростовской области. Порядок создания и ликвидации игорных зон, их наименования, границы, а также другие параметры игорных зон определяются правительством по согласованию с органами государственной власти субъектов.
Срок действия игорных зон неограничен. Решение о ликвидации правительством игорной зоны не может быть принято до истечения 10 лет с даты её создания. В решении о создании игорной зоны могут быть установлены требования к отдельным видам игорных заведений, а также другие ограничения. В случае, если в течение 3 лет с даты получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне организатор азартных игр не приступил к осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствующей игорной зоне, данное разрешение аннулируется.
Игорные заведения, за исключением букмекерских контор и тотализаторов, могут быть открыты только на территории игорных зон в порядке, установленном данным законопроектом. При этом игорные зоны должны быть созданы до 1 июля 2007 года и не могут быть созданы на землях поселений.
Управление игорными зонами осуществляется уполномоченными органами государственной власти субъекта. Органы управления игорными зонами, включающими в себя части территорий нескольких субъектов, определяются на основании соглашения между органами государственной власти соответствующих субъектов.
Организатор азартных игр обязан предоставлять сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований законодательства. Чистые активы организатора азартных игр в течение всего периода осуществления деятельности не могут быть менее: 600 000 000 рублей (для организаторов азартных игр в казино и залах игровых автоматов) и 100 000 000 рублей (для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах). Порядок расчёта стоимости чистых активов организаторов азартных игр устанавливается министерством финансов, при этом правительством могут быть установлены дополнительные требования к организаторам азартных игр.
Посетителями игорного заведения не могут являться лица, не достигшие возраста 18 лет.
Игорное заведение должно быть разделено на зону обслуживания участников азартных игр и служебную зону игорного заведения. Площадь обслуживания участников азартных игр в казино не может быть менее 800 квадратных метров. В зоне обслуживания в казино должно быть установлено не менее 10 игровых столов. В случае установки в зоне обслуживания в казино игровых автоматов — площадь зоны игровых автоматов не может быть менее 100 квадратных метров, и в этой зоне должно расположиться не менее 50 игровых автоматов. Технологически заложенный средний выигрыш игрового автомата должен быть не ниже 90 %.
Закон вступил в силу с 1 января 2007 года, при этом игорные заведения, соответствующие установленным требованиям, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. Все игорные заведения, не отвечающие требованиям, установленным данным законопроектом, должны быть закрыты до 1 июля 2007 года. Игорная деятельность с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.
Таким образом, с 1 июля 2009 года любая игорная деятельность, за исключением букмекерских контор, тотализаторов и лотерей, может осуществляться только в четырёх специальных игорных зонах — в Калининградской области («Янтарная»), Алтайском («Сибирская монета») и Приморском краях («Приморье» [3] ), а также в Краснодарском крае («Азов-Сити»).
Местоположение игорной зоны на юге страны определено [4] недалеко от посёлка Порт-Катон в Азовском районе Ростовской области, граничащем с Щербиновским районом Краснодарского края. Расстояние от Ростова-на-Дону до Порт-Катона составляет около 80 км, от Краснодара — около 300 км.
В Калининградской области игорная зона будет создана неподалёку от посёлка Поваровка Зеленоградского района [5] .
Создание игорной зоны в Алтайском крае решено [6] осуществить недалеко от известного курорта Белокуриха, в более чем 200 км от Барнаула.
В Приморском крае игорную зону предполагается [7] строить близ города Артём (35 км от Владивостока), в бухте Муравьиная.
Несмотря на запрет, игорный бизнес продолжает свою работу, маскируясь под интернет-кафе, лотерейные клубы, ночные клубы. [8]
1 июля 2009 года игорный бизнес закрывается. В феврале 2010 года в игорной зоне «Азов-Сити» открылось первое казино «Оракул».
Однако позднее было решено игорную зону Азов-Сити ликвидировать, и на месте неё построить кадетский корпус или воинскую часть. [9] .
В итоге за 3 года прошедшие с момента закрытия игорного бизнеса резко выросло количество подпольных игорных заведений в городах. СМИ постоянно сообщают о закрытиях милицией подпольных казино [10] .
Ответственность по УК РФ за незаконную игорную деятельность
На сегодняшний день в России не существует законодательного акта, который бы полностью запрещал проведение азартных игр или владение игровыми автоматами. Однако, ограничения в данной сфере все же присутствуют, налагая наказание за незаконное проведение игр азартного характера.
В случае если человек, предоставляющий игорное оборудование и являющийся организатором игр, не имеет на это специальное разрешение, то это будет расцениваться как незаконная игровая деятельность и наказываться законом.
Что такое игорный бизнес
В отечественном законодательстве есть специальный документ – ФЗ №244, который регламентирует процесс организации игорной деятельности. Часто этот закон называют «Законом об азартных играх в России».
В данном законодательном акте под азартными играми подразумевается заключение участвующими лицами и организаторами соглашений о вознаграждении, основу которого составляет риск. Организатором устанавливаются жесткие правила, которые участники обязаны выполнять. Игра может быть организована таким образом, что участники состязаются друг с другом, или же участники играют против лица, предоставляющего такие услуги.
Процесс участия в азартных играх является добровольным и всегда подразумевает под собой наличие риска. Главными компонентами игорной деятельности являются ставка (деньги, которые передаются игроком организатору или еще одному участнику процесса и являются условием начала игры) и выигрыш (материальные и иные средства, которые выдаются победителю по итогам проведения состязания).
Наверняка предугадать, кто станет обладателем выигрыша невозможно, поэтому результат игры образуется по воле случая, и зачастую не отражает навыков и специальных умений участников в данной области.
Важно! Самыми распространенными азартными играми являются карты, пари, рулетка, тотализатор и видео слоты.
Закон регламентирует, какая игровая деятельность может считаться законной:
- Только юрлицо, имеющее регистрацию на территории России, может стать организатором игорного процесса.
- Игры могут проводиться только в игорных заведениях, чье функционирование регулируется соответствующим законодательством.
- Все игорные заведения могут осуществлять свою работу только в рамках игорных зон, разрешенных и санкционированных законом. К данному пункту не относится деятельность букмекерских контор, мест приема ставок и тотализаторов.
- Для поведения любой игорной деятельности руководитель заведения обязан получить на это специальную лицензию и соблюдать установленные ей правила.
Что касается правил для букмекеров, то для них не обязательно проводить азартные игры в игорных зонах, можно осуществлять игру и за их пределами. Однако они тоже должны иметь соответствующую лицензию. Более того, в подобных заведениях не разрешается использование игровых автоматов, специальных столов, поверхностей и прочего инвентаря.
В целом, игорный бизнес вполне можно осуществлять на законных основаниях, но потребуется немало времени, чтобы получить необходимое разрешение на осуществление деятельности в форме подобных игр и соблюсти все формальности. Из-за этого организаторы игрового бизнеса часто пытаются схалтурить и идут в обход нормативных актов.
Статья за азартные игры
Регулирует наказание за незаконную игорную деятельность УК РФ. В кодексе такая незаконная деятельность по организации и проведению санкционируются статьей 171.2.
В последние несколько лет государственное регулирование в области игорного бизнеса было ужесточено, поэтому в 2018 году данная статья была значительно расширена и дополнена.
Первый пункт статьи фактически копирует положение статьи 14.1.1. административного кодекса и устанавливает наказание за осуществление деятельности организационного характера по проведению азартных игр, с условием использования запрещенных законом информационных сетей и средств связи вне игорных зон и в случае отсутствия у организатора особой лицензии.
То есть под действие статьи попадает игорная деятельность, осуществляемая за территорией игорных зон и с применением игрового оборудования. Территория игорных зон определяется по решению российского Правительства, а их перечень содержится в федеральном законе.
В России формально разрешено располагать игорные заведения в пяти зонах, расположенных в Алтае, Приморье, Краснодарском крае, в Калининграде и в Крыму. Фактически же у нас существует только одна игорная зона, находящаяся в Краснодарском крае.
Игорное оборудование
Что касается использования игорного оборудования, то под ним подразумеваются специальные устройства, которые задействуются игроками во время азартной игры. К игорному оборудованию можно отнести следующие приспособления:
- игральные автоматы (выигрыш определяется машиной без участия организатора или иных сотрудников заведения);
- стол для игры (стол, на котором располагаются специальные поля для игры в рулетку, осуществляемой при посредничестве работника игорного заведения);
- игральные карты и стол для них;
- фишки (считаются обменной валютой данной конторы).
Уголовная ответственность для организатора наступит только в случае задействования данных средств во время игры. Их приобретение и хранение не считается преступлением.
Игорный бизнес в Сети
Говоря об использовании Интернета и прочих сетей, законодательство налагает жесткий запрет на их использование в игровом процессе. Так, любая вычислительная техника, средства связи, радио, телефоны не могут применяться во время игры.
Подробнее про преступления в сфере компьютерной информации можно прочитать тут.
Наконец, важнейшим условием привлечения к ответственности будет являться отсутствие у организатора лицензии на проведение игр азартного характера. В случае, если лицензия была аннулирована, но заведение продолжает свою деятельность, то также последует уголовное наказание.
Подобное разрешение может выдаваться только юрлицу. Его наличие позволяет открывать в игорной зоне сколько угодно заведений подобного характера. Действовать оно будет до момента закрытия игорной зоны.
Состав преступления
Так как по правилам организации и проведения состязаний азартного характера существует специальное законодательство, то объектом данного преступления как раз будут являться нормы осуществления азартных игр.
Само преступление состоит в организации и проведении незаконной игорной деятельности. Причем лицо может привлекаться как за оба действия, так и за каждое отдельно.
Организация игр азартного характера являет собой действия одного человека или группы лиц, которая состоит в:
- планировании осуществления азартных игр;
- содержании помещений и приспособлений, используемых во время игровой деятельности;
- предоставлении денежных средств;
- наборе сотрудников, задействованных на территории заведения;
- создание правил игры;
- привлечение клиентов;
- осуществлении руководства над игорной конторой и ее сотрудниками.
Организатором может стать как один человек, так и несколько лиц, которыми могут быть разделены те или иные полномочии в осуществлении игорного бизнеса. При участии в данном процессе нескольких лиц, это будет квалифицироваться как соучастничество и являться отягчающим обстоятельством.
Под проведением азартных игр понимается объяснение правил процесса его участникам, создание соглашения меж игроками, посредничество в игре, контроль за процессом, осуществление ставок, выдача выигрыша и так далее.
Важно! Организатор должен получать от своей деятельности значительный доход, превышающий полтора миллиона.
Субъектом преступления могут выступать только участники организаторского процесса. Соответственно, сами игроки не попадают под ответственность.
Субъективная сторона определяется умыслом, который может быть выражен в прямой или косвенной форме.
Дополнительная ответственность
Во втором и третьем пункте рассматриваемой статьи также содержатся квалифицирующие признаки преступления, при наличии которых наказание становится суровее.
Так, ответственность увеличивается в случае, когда незаконная организация игорного процесса осуществляется группой людей по предварительной договоренности или же доход от такого бизнеса совершается в крупном размере.
Что касается ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, подробнее можно прочитать, пройдя по этой ссылке.
Еще большие последствия грозят организаторам, если правонарушение было осуществлено организованной группировкой или с получением прибыли в особо крупном размере или при использовании гражданином его служебного поста.
В примечании к статье указывается, что доходом в крупном размере считается прибыль выше 1,5 миллионов, в особо крупном же – превышает шесть миллионов. Доход определяется как все вырученные организатором средства со своей деятельности при условии невычета трат на ее проведение.
Каково наказание
За данное преступление лицу, являющемуся организатором или участником проведения игорного процесса, законом назначается следующее наказание:
- денежная санкция на сумму до 0,5 миллиона рублей, а также в размере дохода виновного за три года;
- обязательные работы сроком от 180 до 240 часов;
- ограничение свободы в течении 4-х лет;
- лишение свободы на протяжении срока до двух лет.
За аналогичное преступление, совершенное при предварительном сговоре или при получении крупного дохода, виновные получат:
- штраф до 1 миллиона либо в виде дохода преступника за 5 лет;
- срок лишения свободы до 4 лет + штраф на сумму до пятисот тыс. рублей или в виде дохода за три года.
Если деяние было совершено преступной группой, или с получением особо крупного дохода, или с использованием лицом его служебного поста, то наказание подразумевает:
- денежный штраф на сумму до 1500000 рублей или в виде зарплаты или других средств виновного до 5 лет;
- лишение свободы до 6-ти лет со штрафом до 1 млн;
- запрет на занятие определенным видом деятельности и занимать конкретные должности.
Заключение
Игорный бизнес представляется довольно тонким делом и требует соблюдения большого количества формальностей для того, чтобы подобная деятельность считалась законной. В противном случае, лицу, которое содержит игорное заведение и извлекает из этого доход, грозит серьезная уголовная ответственность.
Что такое игорный бизнес
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;
2) пари — азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;
3) ставка — денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры в наличной форме или с использованием платежных карт (за исключением денежных средств, передаваемых организатору азартных игр в соответствии с пунктом 3.1 настоящей статьи) и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 222-ФЗ, от 31.07.2020 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1) интерактивная ставка — денежные средства, в том числе электронные денежные средства, передаваемые с использованием электронных средств платежа, в том числе посредством информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», а также средств связи, включая средства подвижной связи, единым центром учета переводов ставок букмекерских контор и тотализаторов организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе по поручениям участников данных видов азартных игр и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными таким организатором азартных игр;
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 222-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 03.07.2019 N 169-ФЗ, от 30.12.2020 N 493-ФЗ (ред. 12.06.2021))
(см. текст в предыдущей редакции)
4) выигрыш — денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;
5) организатор азартной игры — юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр;
6) деятельность по организации и проведению азартных игр — деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше или по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры;
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 198-ФЗ, от 31.07.2020 N 270-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) игорная зона — часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом;
8) разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне — выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений;
9) лицензия на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах — специальное разрешение, подтверждаемое записью в реестре лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах (далее — реестр лицензий) и предоставляющее организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах вне игорных зон. В реестре лицензий в отношении каждой лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах обязательно указываются виды оказываемых услуг (услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше или услуг по организации заключения основанных на риске соглашений о выигрыше между двумя или несколькими участниками азартной игры), места нахождения процессингового центра букмекерской конторы или тотализатора либо процессингового центра интерактивных ставок букмекерской конторы или тотализатора, пунктов приема ставок букмекерских контор или тотализаторов, доменное имя, используемое для вида оказываемой услуги;
(п. 9 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) участник азартной игры — физическое лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, принимающее участие в азартной игре и заключающее основанное на риске соглашение о выигрыше с организатором азартной игры или другим участником азартной игры;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) игорное заведение — здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг);
12) казино — игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых столов или игровых столов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования;
13) зал игровых автоматов — игорное заведение, в котором осуществляется деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием игровых автоматов или игровых автоматов и иного предусмотренного настоящим Федеральным законом игрового оборудования, за исключением игровых столов;
14) букмекерская контора — игорное заведение, в котором организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр;
(в ред. Федерального закона от 13.06.2011 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
15) тотализатор — игорное заведение, в котором организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр, а также выплату выигрышей за счет суммы ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, за вычетом размера взимаемого организатором данного вида азартных игр вознаграждения;
(в ред. Федеральных законов от 13.06.2011 N 133-ФЗ, от 21.07.2014 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16) игровое оборудование — устройства или приспособления, используемые для проведения азартных игр;
17) игровой стол — игровое оборудование, которое представляет собой место с одним или несколькими игровыми полями и при помощи которого организатор азартных игр проводит азартные игры между их участниками либо выступает в качестве их участника через своих работников;
18) игровой автомат — игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников;
19) касса букмекерской конторы — часть пункта приема ставок букмекерской конторы, в которой организатор азартных игр принимает ставки от участников данного вида азартных игр, за исключением интерактивных ставок, и выплачивает выигрыши;
(в ред. Федеральных законов от 13.06.2011 N 133-ФЗ, от 21.07.2014 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
20) касса тотализатора — часть пункта приема ставок тотализатора, в которой организатор азартных игр принимает ставки от участников данного вида азартных игр, за исключением интерактивных ставок, и выплачивает выигрыши;
(в ред. Федеральных законов от 13.06.2011 N 133-ФЗ, от 21.07.2014 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
21) касса игорного заведения — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр осуществляет операции с денежными средствами и в которой находится специальное оборудование, позволяющее осуществлять указанные операции;
22) зона обслуживания участников азартных игр — часть игорного заведения, в которой установлены игровое оборудование, кассы игорного заведения, тотализатора, букмекерской конторы, а также иное используемое участниками азартных игр оборудование;
23) служебная зона игорного заведения — обособленная часть игорного заведения, которая предназначена для работников организатора азартных игр и в которую не допускаются участники азартных игр;
24) сопутствующие азартным играм услуги — гостиничные услуги, услуги общественного питания, услуги в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий, услуги по распространению (реализации, выдаче) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, приему лотерейных ставок среди участников лотереи, выплате, передаче или предоставлению выигрышей участникам международных лотерей, которые проводятся на основании международных договоров Российской Федерации, и всероссийских государственных лотерей;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 222-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
25) процессинговый центр букмекерской конторы — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет и обработку ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках и о рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы;
(п. 25 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
25.1) процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет и обработку ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, заключает пари с участниками данного вида азартных игр при приеме интерактивных ставок и проводит учет и обработку принятых интерактивных ставок на основе информации, полученной от единого центра учета переводов букмекерских контор и тотализаторов, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках, интерактивных ставках и о рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы и в единый центр учета переводов букмекерских контор и тотализаторов;
(п. 25.1 введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 358-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 493-ФЗ (ред. 12.06.2021))
(см. текст в предыдущей редакции)
26) процессинговый центр тотализатора — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет и обработку ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках и о рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок тотализатора;
(п. 26 в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
26.1) процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора — часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет и обработку ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр при приеме интерактивных ставок и проводит учет и обработку принятых интерактивных ставок на основе информации, полученной от единого центра учета переводов букмекерских контор и тотализаторов, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках, интерактивных ставках и о рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок тотализатора и в единый центр учета переводов букмекерских контор и тотализаторов;
(п. 26.1 введен Федеральным законом от 27.11.2017 N 358-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 493-ФЗ (ред. 12.06.2021))
(см. текст в предыдущей редакции)
27) пункт приема ставок букмекерской конторы — территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и осуществляет представление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр букмекерской конторы или процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы;
(п. 27 введен Федеральным законом от 13.06.2011 N 133-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
28) пункт приема ставок тотализатора — территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр и осуществляет представление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр тотализатора или процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора;
(п. 28 введен Федеральным законом от 13.06.2011 N 133-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
29) единый центр учета переводов ставок букмекерских контор и тотализаторов — кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, осуществляющая деятельность в соответствии со статьей 14.2 настоящего Федерального закона;
(п. 29 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 222-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 493-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
30) единый регулятор азартных игр — публично-правовая компания, созданная в соответствии с Федеральным законом «О публично-правовой компании «Единый регулятор азартных игр» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях повышения эффективности контроля и надзора в области организации и проведения азартных игр и обеспечения внебюджетного финансирования спорта в Российской Федерации;
(п. 30 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 493-ФЗ)
31) информационная система единого регулятора азартных игр — программно-аппаратный комплекс, содержащий пакет прикладных программ, предназначенных для обеспечения контроля за деятельностью организаторов азартных игр в букмекерской конторе путем автоматизированной передачи, приема, регистрации, обработки, учета, накопления и сохранения информации о заключенных пари, о принятых ставках, интерактивных ставках, в том числе о сумме ставки, сумме интерактивной ставки, дате и времени их приема, событиях и условиях ставки, интерактивной ставки, о рассчитанных по ним суммах подлежащих выплате выигрышей, о выплаченных и невыплаченных выигрышах, возвращенных несыгравших ставках, интерактивных ставках, об осуществлении кассовых операций в игорных заведениях, о форме расчетов с участниками азартных игр, в том числе с использованием наличных денежных средств, о переводе денежных средств, в том числе электронных денежных средств, от участников азартных игр организаторам азартных игр и от организаторов азартных игр участникам азартных игр с предоставлением в режиме реального времени информации о таких операциях единому регулятору азартных игр.
(п. 31 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 493-ФЗ (ред. 12.06.2021))