Утверждаем нормы списания строительных материалов
Разработка и утверждение норм списания стройматериалов для конкретного предприятия должны происходить на основе базовых правил и нормативов. Основными рабочими документами являются:
- СНиП 82-01-95 «Разработка и применение норм и нормативов расхода материальных ресурсов в строительстве»;
- РДС 82-201-96 «Правила разработки норм расхода материалов в строительстве».
СНиП 82-01-95 устанавливает более общие положения нормирования материалов в строительстве, РДС 82-201-96 дополняет и конкретизирует большую часть аспектов, а также содержит примеры расчетов.
Базовые количества расхода и вида материалов определяются требованиями к объекту строительства. Например, состав используемого бетона может отличаться для здания промышленного цеха и для жилого дома. По данному аспекту следует руководствоваться нормами ГОСТ и СанПиН для строительства, а также заключениями технических экспертов.
Существуют и другие виды специфических документов, участвующих в нормировании:
- ГЭСН — государственные элементные сметные нормы. В них указываются допустимые сметные значения расхода материалов для конкретных видов строительных работ;
- МДС — методические документы в строительстве. В них содержатся указания по применению ГЭСН.
Основным органом, выпускающим регламентные документы, перечисленные выше, является Госстрой России. Хотя в разработке обычно участвуют и другие исполнительные органы (например, Минздрав), научно-исследовательские учреждения и даже предприятия строительной отрасли.
Как учитывать строительные материалы, подробно рассказывают эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Порядок и содержание процесса нормирования стройматериалов
Процесс нормирования в строительстве заключается в регламентации действий по использованию стройматериалов в ходе выполнения работ. Основными этапами нормирования являются:
- Анализ условий, в которых будут проходить строительные работы. На данном этапе осуществляют:
- окончательный выбор материалов (с учетом требований технической проектной документации, ГОСТ и СНиП);
- организацию процесса выполнения работ;
- определение единицы работ;
- определение расходных материалов на выполнение единицы работ.
ВАЖНО! Единица строительной продукции — это составляющая строительного потока. Строительный поток — равномерное, непрерывное выполнение работ (хода) строительства. За единицу при нормировании может быть принят:
- отдельный участок работ;
- часть строящегося объекта (например, фундамент или стена);
- один объект целиком или группа однородных объектов (например, очередь строительства коттеджного поселка в 20 типовых домов);
- захватка — частный поток, который охватывает несколько элементов основного (например, отделка под заказ части квартир в новом доме).
- Определение нормативного расхода каждого стройматериала на единицу работ. Согласно РДС 82-201-96 нормы расходов могут быть:
- Укрупненные — по комплексу работ. Применяются на этапе проектирования для выбора технологических решений.
ВАЖНО! Укрупненные нормы нельзя использовать для списания стройматериалов.
- Усредненные—по сметной документации. Нужны для определения всего количества ресурсов, необходимых на строительство.
ВАЖНО! Усредненные нормы нельзя применять для контроля за фактическим списанием материалов, а также для расчетов за строительные работы (между заказчиками и подрядчиками).
- Элементные — расход на выбранную единицу строительных работ. Именно они должны применяться при расчете и утверждении норм списания материалов при строительных работах (а также для расчетов между заказчиками и подрядчиками).
- Контроль за соблюдением норм расхода при выполнении работ и корректировка нормативов при необходимости. Здесь следует упомянуть еще одну специфическую вещь в строительном процессе — нормаль.
Нормаль — это показатель или характеристика, наиболее полно соответствующие техническому процессу. Определяется с учетом комплекса параметров. Для типовых работ обычно существуют уже разработанные нормали, на которые можно опираться при разработке нормативов списания.
Главный принцип нормирования — единство нормали и норматива. Если расход по установленному нормативу приводит к отклонению от нормали — нужно пересматривать норматив.
РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
С 1 января 2021 г. действует ФСБУ 5/2019 «Запасы», утвержденный приказом Минфина от 15.11.2019 № 180н. ПБУ 5/01 и Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ утратили силу. Что изменилось в учете, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.
Методы разработки элементных норм списания
Нормы списания на единицу продукции определяются по нормам расхода на единицу рабочей операции.
N — норма списания на единицу строительной продукции;
ni — норма расхода на рабочую операцию;
Ki— коэффициент, учитывающий долю единицы рабочей операции в общем объеме строительной продукции;
Ki= Элементная единица продукции / Укрупненная единица продукции.
Подробные правила расчета, представления и округления числовых значений норм списания стройматериалов представлены в п. 5 РДС 82-201-96.
Для установки элементных норм на единицу рабочей операции применяются следующие методы:
- Производственный — заключается в наблюдении за аналогичной операцией непосредственно на строительном объекте и в измерении объема выполненных работ и затраченных на него материалов. Чаще всего используется для материалов, имеющих трудноустранимые потери (об этом подробнее мы расскажем дальше).
- Лабораторный — наблюдения и замеры производятся в специально создаваемых условиях. Обычно применяется в случаях, когда необходимо определить влияние на процесс какого-либо фактора (например, плотности песка из разных партий) или комплекса факторов (например, влияние различных метеоусловий на новый тип материала).
- Расчетно-аналитический — заключается в проведении теоретических расчетов на базе имеющихся статистических данных по аналогичным конструкциям и технологиям.
ВАЖНО! При проведении замеров должно быть выполнено несколько подходов (не менее 5 по РДС 82-201-96). Для различных категорий стройматериалов может быть установлено различное число подходов для приведения данных к допустимой погрешности. Таблицы зависимости подходов от категории материалов представлены в РДС.
Составление нормативов списания стройматериалов
Полученные результаты замеров анализируются для определения базового значения нормы. После этого можно приступать к составлению нормативов списания (расхода) материалов на операцию. Обычно результат оформляется таблицей, в которой указывается единица рабочей операции, наименование материала, единица его измерения и норматив.
Пример (на основе РДС 82-201-96)
Единица рабочей операции: кладка 1 м 3 стены из керамического камня с облицовкой силикатным кирпичом.
- Устройство постели из раствора.
- Укладка керамических камней.
- Облицовка силикатным кирпичом.
По результатам замеров и расчету:
Норма расхода на 1 м 3 стены со средним архитектурным оформлением в 2 кирпича, с проемностью 20%
Как бухгалтеру разобраться со списанием материалов на выполнение строительно-монтажных работ
В очередной раз я недавно наткнулся на вопрос о списании материалов при выполнении строительно-монтажных работ: что делать, если в КС-2, которую составил заказчик, указаны далеко не все материалы, которые мы реально израсходовали?
Сразу же отмечу, что Акт о приемке выполненных работ, форма которого (№ КС-2) была утверждена постановлением Госкомстата России от 11.11.99 № 100, подтверждает, что результат работ, в нем указанных в количественном и денежном выражении, передан подрядчиком и принят заказчиком. Он является основанием для отражения у подрядчика стоимости реализации выполненных СМР, у заказчика — принятия к учету их результата в той же самой стоимости.
Определить же на основании КС-2 фактическую стоимость выполненных работ (то есть себестоимость), даже если в акте и будут максимально подробно перечислены все (точнее, почти все) материалы, которые подрядчик должен был использовать при их выполнении, не только фактически, но даже и теоретически, невозможно.
Не вдаваясь в подробности в правила составления* КС-2, равно как и КС-3, КС-6а, и других форм документации по учету работ в строительстве, отметим только, что в них указывается договорная стоимость выполняемых работ. Может быть также указан и перечень материалов, которые подрядчик должен использовать при их выполнении. Однако далеко не факт, что подрядчик использовал только эти материалы, и именно только в том количестве, которое указано в акте.
* В служебные обязанности бухгалтера строительной организации заключение договоров с заказчиками, определение сметной (договорной) стоимости выполняемых работ, как и составление упомянутых актов и справок не входит, и входить не должно. Это другая специальность, другие полномочия, другая заработная плата. Можно, конечно, и совмещать, но при совмещении зарплаты.
Основанием же для списания на затраты, понесенные при выполнении СМР, материалов в количественном и стоимостном выражении служат другие документы.
Первым таким документом является отчет о расходовании материалов на производство СМР. Его должен составлять тот сотрудник организации, под чьим чутким руководством и выполняются конкретные работы для конкретного заказчика — бригадир, мастер, прораб, начальник участка и т. д., и т. п., и пр.
За руководство к действию при составлении такого отчета (его формы, порядка заполнения, проверки, утверждения) оптимально взять утвержденную почти сорок лет назад Инструкцию о порядке составления ежемесячного отчета начальника строительного участка (производителя работ) о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам, по форме № М-29.
Эту Инструкцию ЦСУ СССР (Центральное статистическое управление Союза Советских Социалистических Республик) утвердило своим исходящим номером 613 от 24.11.1982.
Оптимально, на мой взгляд, разработать свою форму отчета, взяв за образец М-29. И именно такой отчет будет служить основанием для списания материалов на себестоимость СМР и сопоставления фактического расхода материалов на выполненные работы с расходом, определенным по производственным нормам, то есть согласованными с заказчиком.
Но нормы есть нормы, а факт есть факт. И чаще всего фактический расход материалов будет отличаться, как в большую, так и в меньшую сторону от того, каким он был предусмотрен в договоре с заказчиком и, возможно, указан в КС-2.
Если бригадир (мастер, начальник участка) по факту потратил материалов больше, чем это было предусмотрено, то возник их перерасход. В этом случае руководству оптимально затребовать от него объяснительную записку о причинах такового. И если причина эта признается достойной внимания и понимания (перерасход материалов технически обоснован или вызван производственной необходимостью), то может быть дано разрешение о списании такого перерасхода на затраты. В противном случае начальство имеет право и потребовать с такого производителя работ возмещения нанесенного им ущерба.*
* Ещё раз обращаю внимание, что бухгалтерия никоим образом не должна брать на себя обязанности производственников по проверке М-29. Эта не её епархия.
Если материалов было израсходовано меньше, чем предусмотрено нормами (договором, сметой), но не в ущерб качеству выполненных работ, то имеет место быть их разумная экономия.
И после того, как отчет будет утвержден руководством (главным инженером, директором, или другим сотрудником, на которого возложена такая обязанность), он будет служить основанием для отнесения их на себестоимость выполненных работ.
В бухгалтерию производитель работ предоставляет материальный отчет, в котором он должен отразить все движение материалов, которые за ним числятся. Ветераны учетного строительного фронта до сих пор обзывают его Отчетом по форме М-19. Однако мне не удалось найти нормативно-правовой акт, которым была утверждена такая форма. Видно, это было достаточно давно.
В нем указывается остаток числящихся материалов за данным сотрудником на начало месяца, их приход, расход, остаток на конец месяца. И расход материалов на производство должен соответствовать расходу по М-29.
И на основании материального отчета бухгалтерия оценивает использованные на производство СМР материалы, обоснованность расходования которых подтверждена производственниками.
Таким образом, материальные затраты на производство СМР обоснованы и документально подтверждены. Поэтому никто не может заявить, что их нельзя признать для целей налогообложения прибыли. Все требования п. 1 ст. 252 НК РФ полностью соблюдены.
Данная схема документооборота при списании материалов на производство СМР успешно применяется уже не один десяток лет. Поэтому менять её большого смысла не вижу. Но никто не запрещает разработать и какую-то другую схему, если она позволит достоверно определить действительный расход материалов на производство СМР.
Однако ещё раз повторюсь, что в любом случае обязанность по обоснованию необходимости списания конкретных материалов на выполнение конкретных видов работ возлагается на сотрудников производственного отдела. Задача бухгалтерии — только их стоимостная оценка.
Закупка, контроль и списание материалов в строительстве
Управление строительным производством в части обеспечения материалами является важной и в то же время сложной частью каждого строительного проекта. Точное планирование потребности в материалах, дальнейший контроль расхода и соответствия плану обеспечивает экономию средств и положительно влияет на скорость реализации проекта.
Как составить план закупок и выбрать оптимальную цену у поставщиков?
Закупка стройматериалов – это процесс поиска подходящих материалов по оптимальной цене и в оптимальное время для соблюдения сроков реализации проекта.
Существует два основных подхода к процессу закупки строительных материалов. Первый – это составление планов и определение лимитов для контроля показателей расхода и перерасхода (при сравнении плановых и фактических показателей). Второй подход – закупка по мере необходимости, однако данный подход при отсутствии плана не дает возможности с чем-либо сравнивать фактический расход. Поэтому, если необходимо контролировать расход в количественном и финансовом выражении, то необходимо формировать план потребности и график закупок.
В программе БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО/Снабжение и склад на платформе «1С» предусмотрены два документа для планирования потребности в материалах: ресурсная ведомость и лимитно-разделительная ведомость. Документ «Ресурсная ведомость» используется для ввода сметных данных, которые сопоставляются с данными учетной системы. Лимитно-разделительная ведомость может создаваться на основании ресурсной ведомости, загружаться отдельным файлом или заполняться вручную.
В чем разница между этими документами? Ресурсная ведомость – это смета, составленная проектной организацией, лимитно-разделительная ведомость – то, что строительная компания собирается использовать и закупать по факту («реальный план»). Между ними могут быть количественные, суммовые и номенклатурные отличия, которые в программе сопоставляются с помощью специального отчета. Так можно наглядно увидеть, как соотносится фактическая работа с тем, что запланировано проектировщиками.
Для подбора поставщиков материалов в программе реализована подсистема «Тендеры». Она позволяет рассылать запросы на закупку поставщикам как в ручном, так и в автоматизированном режиме, получать коммерческие предложения и сравнивать их условия с помощью специального отчета.
Как контролировать расход материалов на объекте?
Контролировать расход материалов необходимо, чтобы избежать перерасхода и двойных закупок, минимизировать повторные закупки.
В программе БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО расход контролируется с помощью лимитно-разделительной ведомости (ЛМР). При формировании заявок на материалы происходит сопоставление с ЛМР. В случаях расхождения с номенклатурой или количественного превышения система об этом оповещает. Также реализован суммовой контроль (превышение бюджета) при формировании заявок на расходование денежных средств.
Отчет «План-фактный анализ по лимитам» позволяет наглядно увидеть, сколько было запланировано по лимитно-разделительной ведомости и сколько материалов было заказано фактически, а также в отношении каких материалов возникли отклонения от плана. Сопоставить сметные данные с фактом закупленных материалов позволяет отчет «План-фактный анализ расхода МПЗ».
Как упорядочить работу с первичными документами и иметь необходимые данные под рукой?
Когда приходуются материалы на склад, поступают также первичные документы. В программе БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО это может происходить следующим образом. Кладовщик приходует материалы на склад, получает «первичку» и регистрирует ее, создавая документ «Регистрация входящих документов». В данном документе указывается, какие конкретно первичные документы были получены, номера и даты документов. При необходимости можно прикрепить скан. В системе таким образом появляется информация о «первичке».
Приходные ордера, по которым нет первичной документации, можно контролировать с помощью учета входящих документов. Анализ учета входящих документов позволяет видеть список приходных ордеров и номера документов, которые поступили.
Как организовать оперативное взаимодействие сотрудников отдела снабжения и прораба на стройплощадке?
Оперативное взаимодействие сотрудников отдела снабжения и прораба, находящегося на стройплощадке, можно обеспечить с помощью мобильного приложения, входящего в состав поставки решения БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО/Снабжение и склад. Из приложения можно создать заявку на МПЗ (прораб может подбирать материалы в свою заявку сразу из ЛМР), осуществлять «приемку», перемещение и списание материалов. Приложение, с помощью которого можно организовать эффективный контроль расхода материалов непосредственно на объектах строительства, работает как на мобильных устройствах, так и на терминалах сбора данных.
Хотите узнать больше об инструментах учета и контроля расхода строительных материалов? Посмотрите видео от экспертов компании Первый Бит.
Программа БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО/Снабжение и склад значительно облегчает и ускоряет учет материалов в разрезе объектов строительства. Она позволяет автоматизировать складской учет, проводить план-фактный анализ, управлять заявками на закупку и перемещениями запасов между объектами. Ее внедрение позволяет сократить расход материалов до 20% благодаря более эффективной и прозрачной организации процессов контроля.
Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку
Списание материалов в 1С 8.3 пошаговая инструкция
В этой статье разберем порядок списания материалов в 1С Бухгалтерия (на примере конфигурации БП 8.3), а также дадим пошаговую инструкцию для совершения списания. Сначала рассмотрим методологический подход с точки зрения бухгалтерского и налогового учета, затем порядок действий пользователя при списании материалов в 1С 8.3. Следует отметить, что рассматривается общий порядок списания материалов, без учета определенных отраслевых нюансов. Например, девелопменту, сельскохозяйственному или производственному предприятию требуются дополнительные типовые документы или акты на списание материалов.
Методологические указания
В бухучете порядок списания материалов регулируется ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Согласно п. 16 данного ПБУ допускается три варианта списания материалов, ориентированных на:
- себестоимость каждой единицы;
- среднюю себестоимость;
- себестоимость первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО).
В налоговом учете при списании материалов следует ориентироваться на статью 254 НК РФ, где под пунктом номер 8 указаны варианты метода оценки, ориентирующиеся на:
- стоимость единицы запасов;
- среднюю стоимость;
- стоимость первых по времени приобретений (ФИФО).
Бухгалтеру следует закрепить в учетной политике выбранный метод списания материалов для бухгалтерского и налогового учета. При этом логично, что для упрощения учета в обоих случаях выбирают один и тот же способ. Зачастую используется списание материалов по средней себестоимости. Списание по себестоимости единицы уместно для определенных видов производств, где каждая единица материалов уникальна, например, ювелирное производство.
Типовые проводки по списанию материалов
Списание материалов для основного производства
Списание материалов для вспомогательных производств
Списание материалов на общепроизводственные расходы
Списание материалов на общехозяйственные расходы
Списание материалов на расходы, связанные с реализацией готовой продукции
Выбытие материалов при их безвозмездной передаче
Списание стоимости материалов при их порче, хищении и т.д.
Списание материалов, утраченных в результате стихийных бедствий
Перед списанием материалов в 1С 8.3, следует установить (проверить) соответствующие настройки учетной политики.
Настройки учетной политики при списании материалов в 1С 8.3
В настройках отыщем подменю «Учетная политика», и в нем – «Способ оценки МПЗ».
Рис.1 Способ оценки МПЗ
Здесь следует помнить о ряде специфических черт, характерных для конфигурации 1С 8.3.
- Предприятия на общем режиме могут выбрать любой способ оценки. Если необходим способ оценки по стоимости единицы материала, следует выбирать метод ФИФО.
- Для предприятий на УСН считается наиболее подходящим такой метод, как ФИФО. Если упрощенка в размере 15%, то в 1С 8.3 будет строгая установка на списание материалов по методу ФИФО, а выбор способа оценки «По средней» будет недоступен. Это связано с особенностями налогового учета при данном режиме налогообложения.
- Обратите внимание на вспомогательную информацию 1С, которая говорит о том, что только по средней, и никак иначе, происходит оценка стоимости материалов, принятых в переработку (счет 003).
Если у вас остались вопросы по настройке учетной политики, обратитесь к нашим специалистам за консультацией по программам 1С, мы с радостью вам поможем.
Списание материалов в 1С 8.3
Для списания материалов в программе 1С 8.3 надо заполнить и провести документ «Требование-накладная». Поиск его обладает некоей вариативностью, то есть может быть осуществлен двумя путями:
- Склад => Требование-накладная
- Производство => Требование-накладная
Рис.2 Требование-накладная
Создаем новый документ. В шапке документа выбираем Склад, с которого будем списывать материалы. Кнопка «Добавить» в документе создает записи в табличной его части. Для удобства выбора можно воспользоваться кнопкой «Подбор», которая позволяет увидеть остатки материалов в количественном выражении. Кроме того, обратите внимание на связанные между собой параметры – вкладка «Счета затрат» и настройка-галочка «Счета затрат на закладке «Материалы»».
Если галочка не установлена, то все позиции будут списаны на один счет, который установлен на вкладке «Счета затрат». По умолчанию этот тот счет, который установлен в настройках учетной политики (обычно 20 или 26). Данный показатель можно менять вручную. Если же надо списать материалы по разным счетам, тогда устанавливаем галочку, вкладка «Счета» исчезнет, и на вкладке «Материалы» будет возможность установить нужные проводки.
Рис.3 Материалы
Ниже показан экран формы при нажатии кнопки «Подбор». Для удобства работы, чтобы видеть только те позиции, по которые есть фактические остатки, следите, чтобы кнопка «Только остатки» была нажата. Выбираем все необходимые позиции, и по щелчку мыши они попадают в раздел «Подобранные позиции». Затем следует нажать кнопку «Перенести в документ».
Рис.4 Перенести в документ
Все выбранные позиции отобразятся в табличной части нашего документа на списание материалов. Обратите внимание, включен параметр «Счета затрат на закладке «Материалы»», и из выбранных позиций «Повидло яблочное» списано на 20-й счет, а «Вода питьевая» – на 25-й.
Кроме того, обязательно заполняйте разделы «Подразделение затрат», «Номенклатурная группа» и «Статья затрат». Первые два становятся доступными в документах, если установлены настройки в параметрах системы «Вести учет затрат по подразделениям-Использовать несколько номенклатурных групп». Даже если ведете учет в небольшой организации, где разделения на номенклатурные группы нет, заведите в справочке пункт «Общая номенклатурная группа» и выбирайте его в документах, иначе могут возникнуть проблемы при закрытии месяца. На более крупных предприятиях правильное ведение данной аналитики позволит оперативно получать необходимые отчеты по затратам. Подразделение затрат может быть цехом, участком, отдельным магазином и т.д., по которому необходимо собирать сумму затрат.
Номенклатурная группа связана с видами выпускаемой продукции. По номенклатурным группам отражается сумма выручки. При этом, например, если разные цеха выпускают одну и ту же продукцию, следует указывать одну номенклатурную группу. Если же мы хотим видеть раздельно сумму выручки и сумму затрат по разным видам продукции, например, конфеты шоколадные и карамель, следует установить разные номенклатурные группы при отпуске сырья в производство. При указании статей затрат ориентируйтесь как минимум на налоговый кодекс, т.е. можно указать пункты «Материальные затраты», «Расходы на оплату труда» и т.д. Этот перечень может быть расширен в зависимости от нужд предприятия.
Рис.5 Указание статей затрат
После указания всех необходимых параметров нажимаем кнопку «Провести и закрыть». Теперь можно посмотреть проводки.
Рис.6 Провести и закрыть
При дальнейшем ведении учета, если необходимо выписать похожее требование-накладную, можно не создавать документ заново, а сделать копирование, используя стандартные возможности программы 1С 8.3.
Рис.7 1С 8.3
Алгоритмы расчета средней цены
Алгоритм расчета средней цены, на примере позиции «Повидло яблочное». До списания было два поступления этого материала:
100 кг х 1 000 руб = 100 000 руб
80 кг х 1 200 руб = 96 000 руб
Итого средняя в момент списания равна (100 000 + 96 000)/(100 + 80) = 1088, 89 руб.
Умножаем это количество на 120 кг и получаем 130 666,67 руб.
В момент списания мы использовали так называемую скользящую среднюю.
Затем после списания было поступление:
50 кг х 1 100 руб = 55 000 руб.
Средневзвешенная средняя за месяц равна:
(100 000 + 96 000 + 55 000)/(100 + 80 + 50) = 1091,30 руб.
Если умножить ее на 120, получим 130 956,52.
Разница 130 956, 52 – 130 666, 67 = 289, 86 будет списана при закрытии месяца при выполнении регламентной операции Корректировка стоимости номенклатуры (разница в 1 коп. от расчетной возникла в 1С при округлении).
Рис.8 Корректировка стоимости номенклатуры
Алгоритм расчета по методу ФИФО
В таком случае стоимость расходов за месяц будет следующей:
100 кг х 1 000 руб = 100 000 руб
20 кг х 1 200 руб = 24 000 руб
Общий итог 124 000 рублей.
Рис.9 Алгоритм расчета по методу ФИФО
Важное дополнение
Формирование требований-накладных и их применение для списания требует выполнения важного условия: все списанные со склада материалы должны быть израсходованы для производства в этом же месяце, то есть списание полной их стоимости на затраты является корректным. На самом деле так бывает не всегда. В таком случае передачу материалов с основного склада следует отражать как перемещение между складами, на отдельный субсчет счета 10, или как вариант, на отдельный склад по тому же субсчету, на котором он учитывается. Списывать при этом варианте материалы на затраты следует актом на списание материалов, указывая фактически использованное количество.
Вариант акта, распечатанный на бумаге, следует утвердить в учетной политике. В 1С для этого предусмотрен документ «Отчет производства за смену», посредством которого, по произведенной продукции, можно списать материалы вручную, или, если производятся стандартные изделия, заранее составить спецификацию на 1 единицу продукции. Затем, при указании количества готовой продукции, необходимое количество материала будет подсчитано автоматически. Более подробно об этом варианте работы будет рассказано в следующей статье, в которой также будут освещены такие частные случаи списания материалов, как учет спецодежды и списание в производство давальческого сырья.
Если у вас регулярно возникают вопросы по настройке программ 1С, обратитесь к нашим специалистам. Мы с радостью проконсультируем вас, а также подберем для вас оптимальные тарифы на сервисное обслуживание 1С, ориентируясь на ваши индивидуальные задачи.