Определить объем выпуска который обеспечит прогнозную прибыль
Перейти к содержимому

Определить объем выпуска который обеспечит прогнозную прибыль

Оценка объемов производства продукции как инструмент экономического планирования

imageВнимание!

Компания «VVS» оказывает исключительно аналитические услуги и не консультирует по теоретическим вопросам основ маркетинга (расчету емкости, методов ценообразования и др.)

Данная статья носит ислючительно информационный характер!

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться здесь.

Структурный анализ производственной компании следует начинать с изучения объемов производства и темпов роста изготовления продукции. Компания, которая выставляет ее на рынок, решает главную задачу – обеспечение спроса потребителей на продукцию высокого качества. С методами оценки объемов производства и необходимостью данной процедуры мы предлагаем ознакомиться в данной статье.

Что представляет собой оценка объемов производства

Главными задачами по оценке объемов производства и темпов реализации продукции являются:

Оценка движения ключевых показателей объема произведенной продукции, ее качества и составляющих элементов;

Выявление факторов, влияющих на динамику движения данных показателей;

Определение наличия резервных возможностей для увеличения темпов роста производства и сбыта произведенной продукции;

Планирование комплекса мероприятий по рациональному использованию внутренних резервов производственной компании.

Оценка объема производства может быть охарактеризована комплексом показателей. Это натуральные, условно-натуральные, показатели стоимости и трудозатрат. Главными показателями объема производства являются валовый и товарный продукты. Валовый – складывается из общего числа изготовленной продукции и выполненных работ. Он включает в себя показатели незавершенного производства и внутрихозяйственного оборота. Валовый продукт выражен в существующих ценах без НДС (налога на добавленную стоимость). В современных условиях, в случаях, когда отсутствуют внутрихозяйственный оборот и остатки незавершенного производства, валовый продукт совпадает с товарным.

Производственные особенности ряда компаний диктуют выбор алгоритма действий, этапов, методов и расчетов для оценки объемов производства и реализации продукции.

Оценка объемов производства и реализации заключается в анализе конкурентоспособности предприятия на рынке и его возможностей гармонично и адекватно реагировать на любые изменения конъюнктуры рынка, грамотно распоряжаясь производственными ресурсами.

Такая оценка осуществляется на основании следующих показателей:

Объема производства и характеристик выпускаемой продукции;

Соблюдения договорных обязательств и объемов реализации продукции;

Качества выпускаемой продукции и ее функционального уровня;

Резервов роста объемов производства, запаса для обеспечения роста объемов производства и реализации продукции;

Страхования финансовых рисков и стабильности безубыточного производства.

Основными источниками для проведения анализа объемов производства и реализации выпускаемой продукции могут послужить статистические данные по отчетности и финансовые документы бухгалтерского учета.

Существуют четыре этапа оценки объемов производства и организации выпуска продукции:

Оценка роста выпуска валового продукта, товарной продукции и их соотношения с объемом реализованной продукции.

Оценка объема производственных программ по объему производства по группам товаров.

Исследование структуры продукции и влияние структурных изменений на выполнение планов производства.

Анализ параметров безубыточного состояния и определения запаса финансовой устойчивости предприятия.

Как проводится оценка динамики показателей объема производства и реализации продукции

Объектами оценки являются три вида продукции:

Реализованная.

В структуре данного анализа главную роль играет оценка абсолютного (показатели – в рублях) и относительного (показатели – в %) изменения объема произведенной продукции за определенный период времени (например, за месяц). Оценивается динамика показателей объема производства и реализации продукции за аналогичный период прошлого года или по состоянию на начало текущего года.

При проведении оценки объемов производства и реализации могут применяться следующие показатели: натуральные (в единицах, штуках, тоннах, литрах, метрах и др.), условно-натуральные (количество условных единиц меры и веса), стоимостные (объемы производства продукции в денежном эквиваленте). Наиболее предпочтительным является именно стоимостный показатель.

Стоимостные показатели оценки объема производства продукции должны отвечать требованиям соответствия для возможности их сопоставления с другими факторами. Для эффективного сопоставления данных в условиях инфляции на рынке изменение цен (стоимостного фактора) является одним из наиболее важных условий для сравнения данных.

В международной экономической практике оценки объемов производства существует стандарт IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен», в котором нашли свое отражение две ключевые концепции. Первая вытекает из методики оценки в денежных единицах идентичной покупательной стоимости объектов, подлежащих бухгалтерскому учету. Эта концепция замыкается на совокупный индекс инфляции национальной валюты.

Вторая представлена под заголовком «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». В данной технологии основное внимание уделяется применению персональных индексов цен на товар или определенную товарную группу. В рамках этой методики могут быть использованы следующие приемы:

Перерасчет объемов производства и реализации по ограниченному перечню выпускаемой продукции за отчетный год по ценам схожей продукции базисного периода;

Поправки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группам сходных товаров, работ, оказываемых услуг или по направлению (отрасли) в целом:

1.jpg

VВП1 – производство продукции в натуральном выражении за отчетный период;

VВП0 – продукт в базисный период в натуральном его выражении;

Ц0 – цена, установленная на единицу продукта в базисном периоде.

Следовательно, фактический объем выпускаемой продукции (сопоставимый с базисным), высчитывается по формуле:

2.jpg

ВП1 – выражение стоимости объема выпускаемой продукции.

В случае, когда в оценке объемов производства и реализации применяются вышеописанные методы, фактически сводится к нулю влияние изменения цен на определенный товар или группу товаров.

Оценка показателей объема производства продукции в нормо-часах

При оценке объема производства можно ошибиться, если использовать только показатель стоимости. Это происходит потому, что на эту оценку в выражении стоимости сильно влияют процесс изменения структуры выпускаемой продукции и закупочные цены на сырье.

Изменение структуры выпускаемой продукции зависит от ряда причин:

Недостаток технологического оборудования;

Сбои и перебои в организации материально-технического обеспечения;

Повышение себестоимости производимого товара.

При колебании структуры выпускаемой продукции показатели стоимости никак не характеризуют трудовые затраты. Это связано с тем, что стоимость продукции включает в себя совокупность реального труда и материальных затрат на ее изготовление. В различных видах продукции данная совокупность имеет свои показатели. Поэтому при оценке объемов производства и реализации выделяют трудоемкое, материалоемкое и капиталоемкое производство. Так как между трудовыми затратами и ценами на созданный товар нельзя установить прямую зависимость, изменение структуры производства оказывает серьезное влияние на оценку объемов производства в показателях их стоимости.

Этот факт приводит к потребности иметь более эффективный инструментарий оценки объемов производства и реализации продукции на конкретном предприятии. В алгоритм анализа входит оценка в нормо-часах и установление нормативной заработной платы.

Оценка объемов производимой продукции заранее предполагает определение показателя количества продукта, который изготовлен за счет собственных усилий субъекта хозяйствования, его производительности труда, содержание фондов, количество затраченных материальных ресурсов, процентный показатель отдачи произведенного товара.

Для оценки объемов произведенной продукции в величинах выполненных норм за установленный период времени (нормо-часах) необходимо количество запланированной продукции по видам умножить на реально изготовленное количество продукта. Полученное общее число нормо-часов, затраченных на создание отдельного продукта, суммируют и таким образом получают общий объем произведенной продукции в нормо-часах. Далее производят расчеты темпов роста объемов производства в нормо-часах и определяют выполнение плана.

Все искомые данные, включая трудозатраты в нормо-часах на единицу произведенного продукта, можно высчитать, применяя форму № П-1 (по выпуску продукции) из бизнес-плана или из материалов оперативно-технического учета.

Оценка объемов производства не отражает сложности технологического процесса, а также качество и объем затраченного труда, который определяется в нормо-часах. В этом состоит его ключевой недостаток.

Оценку объемов производства в нормативной заработной плате определяют исходя из фактического количества продукции, выпущенной по плану, умноженного на норму заработной платы за единицу выпущенного продукта. После суммирования расходов на нормативную заработную плату по всем изделиям определяют запланированный и осуществленный объемы производства, выраженные в нормативной зарплате.

Стоимостные оценки объемов производства

Оценка объемов производства и реализации продукции в денежном значении является наиболее правдоподобной в определении производственно-хозяйственной деятельности организации. Данный способ является наиболее реальным в оценке объемов производства товаров, которые разнообразны по своим качественным показателям и по ассортименту.

Оценка всех объемов производства и реализации продукции предприятия по стоимостным критериям позволяет определять объем производства в производственных объединениях и отраслях, в целом по промышленности и народному хозяйству в государственных масштабах. Данная оценка дает возможность следить за динамическим ростом этого показателя во времени, рассчитывать и подвергать анализу производительность труда, объем прибыли, степень рентабельности и другие параметры, характеризующие работу предприятия за установленный период.

При определении объемов стоимости производства и реализации продукции учитывают объем производимой продукции и объем ее реализации в денежном исчислении. При этом различают стоимость общей (валовой), номинальной (товарной) и реализованной продукции. Кроме того, в определении объемов производства на предприятиях оценивается вновь созданная стоимость, которая была образована в результате трудовой деятельности сотрудников предприятия. Такая оценка включает следующие два показателя: показатель чистой продукции и показатель добавленной стоимости.

В оценке объемов стоимости производства между этими параметрами имеются отличия. Показатель «Чистая продукция» определяет величину дополнительной стоимости, которую произвело предприятие за установленный период времени. Показатель «Добавочная стоимость» – величину дополнительной произведенной и реализованной стоимости в определенный период. Первый показатель может оценивать объем цены производства и реализации продукции в неизменных ценах, в которых оценивается объем валовой продукции. Показатель «Добавочная стоимость» оценивает продукцию в ценах, за которые реально была реализована продукция в установленный период времени.

Валовая стоимость – это денежный эквивалент всей реализованной продукции предприятия, объединения или отрасли за определенный календарный период.

В оценке объемов стоимости производства валовый продукт предприятия учитывает:

Общую стоимость всей произведенной по техническим условиям и стандартам продукции за установленный период времени в совокупности с той стоимостью, которая была затрачена на нужды самого предприятия (например, на энергоносители и энергоресурсы);

Стоимость произведенных полуфабрикатов;

Стоимость производственных услуг, предоставленных предприятием;

Изменение остатков объемов незавершенного производства.

Анализ объемов стоимости производства валовой продукции, как правило, проводится исходя из цен, которые принято считать неизменными в длительный календарный период. Однако не исключается возможность выполнять этот анализ в действующих ценах на реализацию продукции.

Для оценки общего объема и динамики производства в изучаемый календарный период используется показатель стоимости произведенной валовой продукции.

Валовый объем производства рассчитывают по формуле: ВП = ТП + (Нк. г – Нн. г),

где ВП – валовая продукция;

ТП – товарная продукция;

Нн. г, Нк. г – остатки незавершенного производства на начало и конец года.

Товарная стоимость составляет стоимость произведенной предприятием продукции, которая отвечает требованиям технических условий и стандартов и предназначается для реализации на рынке. Оценка объемов реализации продукции включает: стоимость всей продукции, изготовленной предприятием, кроме той части, которая была использована самой организацией, и стоимость производственных товарных услуг, которые были оказаны предприятием.

Колебания показателей остатков незавершенного производства товарная продукция в учет не берет.

Оценка объемов производства по показателям стоимости товарной продукции организуется, учитывая действующий уровень рыночных цен на данную продукцию в установленный период времени.

Стоимость реализованной продукции для сторонних организаций по ценам, которые устанавливаются рынком сбыта. В состав этой продукции включают услуги промышленного характера, оказанные предприятием.

Объем плановой реализованной продукции исчисляют по формуле: РП = Он + ТП – Ок,

где РП – реализованная продукция;

ТП – товарная продукция;

Он, Ок – остатки нереализованной продукции на начало и конец периода.

Оценка стоимости объемов производства по величине вновь созданной продукции (чистой продукции) определяется следующим образом. Величина валовой продукции минус материальные затраты и амортизационные отчисления или как суммарная заработная плата, которая была затрачена на выпуск продукции, плюс ожидаемая прибыль от результатов ее реализации.

Одна из возможных формул: ЧП = ВП – МЗ – АО,

где ЧП – чистая продукция;

ВП – валовая продукция;

МЗ – материальные затраты;

АО – амортизационные отчисления.

Определенное количество товаров и услуг, произведенных и приращенных предприятием, составляют добавленную стоимость.

Все приведенные выше показатели оценки стоимости, объемов произведенной и реализованной продукции имеют отличные друг от друга содержание и пути использования. Например, показатель стоимости валового продукта позволяет сравнить уровни производства продукции в различные периоды времени и дает возможность определить направления роста объемов производства. По цифре, характеризующей величину валового продукта, можно наиболее точно отследить состояние производительности труда персонала.

Оценочный показатель стоимости выпускаемого товара иллюстрирует объем, изготовленный для реализации. Когда такие параметры, как объем валовой и товарной продукции в оценке объемов производства, демонстрируют производственные результаты предприятия, тогда показатель реализованного товара дополнительно оценивает еще и хозяйственную деятельность организации.

В оценке объемов производства и реализации продукции объемы и стоимость реализованного продукта в отдельные временные периоды могут существенно отличаться от тех же параметров товарной продукции. В случае слабого спроса или в результате неудовлетворительного сбыта товара объемы реализованной продукции будут существенно меньше объемов произведенного продукта. В противовес этому бывает так, что при оценке объемов производства наглядно видно, что объемы реализованной продукции, даже при наличии остатков на складе, значительно превосходят объемы производства за определенный промежуток времени. Это явление можно охарактеризовать как динамику активных продаж.

Существуют различия и по ценам реализации товаров. Устанавливая стоимость продукции, следует использовать усредненные цены, а при анализе объемов реализованной продукции – реально действующие цены партии товаров в исследуемые временные периоды.

Оценка факторов, влияющих на объем производства продукции

Оценка объема реализации продукции на предприятии состоит из суммы множества всевозможных факторов. Все показатели, которые влияют на объем производства и реализации продукции, могут быть сгруппированы следующим образом:

1) Факторы, которые демонстрируют обеспечение организации основными капиталами, такими как денежные ресурсы и частота их использования;

2) Факторы, которые демонстрируют обеспечение организации материальными средствами (сырьем, материалами, энергоресурсами и др.), а также использование данных материальных средств;

3) Факторы, обеспечивающие организацию кадровым персоналом (кадровыми ресурсами), и их использование в производстве;

4) Факторы, которые взаимосвязаны с внедрением инновационных методик на предприятии, обновлением технического оснащения и производством новой продукции;

5) Факторы, которые взаимодействуют с движением рынка и реакцией потребителей;

6) Факторы, связанные с рыночными показателями:

конкурентное качество товара;

насыщенность рынка сходным товаром;

покупательская способность потребителей;

степень убежденности потребителей товара;

характеристика настроения потребителей товара;

определение целевых направлений рынка;

позиционирование функциональных преимуществ товара на рынке;

характеристика профессиональной подготовки маркетинговых структур.

При оценке изменения объема реализации продукции обращают внимание на такие моменты, как производство и отпуск товара за период, подлежащий отчетности, складские остатки произведенной продукции, образовавшиеся на крайние даты периода отчетных мероприятий.

Оценка изменения объема продаж определяется методом сопоставления. В данном случае изменение складских остатков готовой продукции и отгруженных товаров на последние числа календарного периода оказывают отрицательное влияние на изменение самих показателей.

В период разработки, внедрения программы производства и на момент подписания контрактов важно обратить внимание на последствия изменений экономических условий договорных отношений (календарных сроков, объемов поставки продукции, сложившихся цен на стоимость сырьевых ресурсов и выпускаемую продукцию). Существенную роль играет влияние колебания затратных показателей в сравнении с заданными нормативами на суммарную прибыль, спланированную на конец исследуемого периода.

Данная задача при оценке объемов производства и реализации продукции решается посредством факторного анализа производственной программы по определенным договорам на поставку продукции с учетом технологии ее производства, а также роста или уменьшения затрат по определенным типам изделий. Такой анализ основывается на том, каким образом между собой связаны затраты и прибыль. При этом он строится из расчетов воздействия количества продаж и расходов на размер прибыли.

Анализируя объем производства и реализации продукции при определенном уровне расходов, необходимо решать иную задачу: ориентируясь на планируемую выручку, рассчитывать требуемый объем реализации для получения данной прибыли и объем производимой продукции для ее извлечения. Динамику того, как влияют на общую прибыль уровни постоянных и непостоянных расходов, объем производства и реализации продукции, стоимость материалов по каждому отдельно взятому договору, можно рассчитать по формуле:

П = К × Ц – (МЗ + Отр) – Руп – Пн,

К – натуральная величина количества изделий одного наименования;

Ц – цена единицы продукции;

МЗ – материальные затраты в эквиваленте стоимости определенных видов продукции;

Отр – затраты на заработную плату;

Руп – условно-постоянные расходы;

Пн – прибыль остатков нереализованной продукции.

Данная формула позволяет увидеть, как на возможную прибыль влияют определенные факторы:

Понижение качества продукта, уменьшение спроса на продукт, нарушение этапов поставки и, как результат, отказ от договоренностей покупающей стороны;

Изменение плановых объемов производства по инициативе покупающей стороны;

Изменение технологий по причине замены производственных материалов, в том числе по причине задержки или срыва их поставок;

Изменение цен на материалы, что приводит к изменению цен на продукцию.

Из всего вышеописанного следует, что, определив ключевые факторы оценки изменения объемов производства и реализации продукции предприятия на основе факторной модели, можно прогнозировать предполагаемую прибыль от дальнейшей реализации товара и минимизировать влияние негативных факторов, которые тормозят рост объема продаж и реализации продукции.

Оценка объема безубыточности производства

Существует управленческий анализ, который позволяет определить зависимость финансовых результатов предпринимательской деятельности от издержек и объемов производства либо продажи. Еще его условно называют анализом «издержки-объем-прибыль» («Cost-Volume-Profit») или «CVP».

Данный анализ является наиболее эффективным методом оценки планирования и прогнозных показателей работы предприятия. Он помогает управленческой структуре организации контролировать баланс между постоянными и временными затратами, между ценой и объемом продаж, минимизировать риски предпринимателей на рынке. Бухгалтеры и контролирующие органы финансовой деятельности предприятия благодаря данному анализу могут предоставить более серьезные и обоснованные выводы результатов финансовой деятельности организации и сформулировать рекомендации для повышения эффективности производства и реализации продукции.

При оценке объема производства и реализации продукции часто используют термин «break-even point», который означает точку безубыточного производства. Это минимальный объем производства и реализации товаров, работ либо услуг, который покрывает все расходы размером доходов. В данном случае при производстве и реализации каждой следующей товарной единицы предприятие становится прибыльным. Точка безубыточности определяется в единицах произведенного продукта, в денежном эквиваленте или с учетом прогнозируемой прибыли.

Точка безубыточности представляет собой пиковый объем производства. При ее достижении прибыль и убытки организации равны нулю.

При оценке объемов производства и реализации продукции точка безубыточности служит значительным показателем, определяющим финансовое положение организации. При повышении объемов производства и реализации продукции над точкой безубыточности можно определить уровень финансовой устойчивости предприятия.

Понятие безубыточного производства строится на совокупности следующих предположений:

Характеристики затрат и вырученных денежных средств можно заменить линейной функцией с одной переменной, которая является объемом выпуска;

Переменные цены и затраты имеют постоянное значение в течение всего планового календарного периода;

Структура продукции остается неизменной в течение всего планового периода;

Характер поведения постоянных и непостоянных затрат определяется точным числом;

На конец анализируемого периода у организации освобождается склад запасов готовой продукции либо ее число минимально. Это говорит о том, что объем продаж равносилен объему производимой продукции.

Формула точки безубыточности (отсутствия прибыли) может быть определена расчетным методом:

I = S — V — F = (p × Q) — (v × Q) — F = 0

I – величина прибыли;

V – суммарные переменные затраты;

F – суммарные постоянные затраты;

Q – объем производства в натуральном выражении;

v – переменные затраты на единицу продукции;

p – цена реализации единицы продукции.

В экономическом смысле этот показатель представляет собой выручку, которая равна нулю. Если при оценке объемов производства и реализации продукции предприятия выручка больше критического показателя, организация получает прибыль. В противном случае – это убыток.

Рассмотренные формулы расчета номинального объема производства и реализации продукции в выражении произведенного продукта и его стоимости верны лишь в том случае, когда выпускается только один номинал продукции или когда структура производства фиксирована и сохраняет баланс между различными видами продукции.

Когда выпускаемые виды товара неоднородны и несут в себе разные затраты на их производство, тогда начинают учитывать структуру производства и реализации продукции и уровень постоянных затрат определенного вида продукции. Понятие, при котором предприятие становится экономически нерентабельным (выручка равна постоянным затратам), называется точкой закрытия предприятия.

где Qз – точка закрытия.

В том случае, когда фактический объем производства и реализации продукции имеет более низкий показатель, чем точка безубыточности, предприятие становится нерентабельным и подлежит закрытию. И наоборот, когда фактический объем производства и реализации продукции больше точки безубыточности в выражении стоимости, организации предпочтительно продолжать свою деятельность даже при возникновении убытков.

В оценке объемов производства и реализации продукции предприятия показатели величины маржинального дохода и некоторых других показателей нашли широкое применение. Они используются в прогнозировании затрат, цен на реализуемую продукцию, допустимого удорожания себестоимости продукции, в оценке увеличения эффективности производства, целесообразности производимых объемов, в решении задач о самостоятельном производстве или закупке продукции и в других расчетах при оптимизации решений управления производством.

Это во многом объясняется тем, что расчеты точки безубыточности в оценке объемов производства и реализации продукции относительно просты, наглядны и доступны. Однако применение формул модели безубыточности пригодно только для решений, которые принимаются в рамках определенного диапазона цен, затрат и объемов производства. За пределами данного диапазона цены на единицу продукции и издержки при ее производстве уже не являются постоянными величинами, и все результаты, которые будут получены без учета подобных ограничений, могут привести к ложным заключениям.

Кроме оговоренных достоинств модель безубыточности обладает и рядом существенных недостатков, которые связаны с некоторым непостоянством в ее основе. При оценке объемов производства, рассчитывая точку безубыточности, руководствуются линейным наращиванием объемов производства и реализации продукции без учета возможности ускорения. Такие скачки производства и реализации продукции допустимы в различные календарные периоды и сезоны.

Анализ точки безубыточности решает многие проблемы управления. Это объясняется тем, что при комбинационном его применении с другими методами анализа он достаточно точно обеспечивает принятие управленческих решений в реальных условиях производства.

При оценке объемов производства организации необходимо изучить большой объем информации о рынке, которой у предприятия часто нет. Поэтому стоит обратиться к профессионалам. Информационно-аналитическая компания «VVS» является одной из тех, что стояли у истоков бизнеса по обработке и адаптации рыночной статистики, собираемой федеральными ведомствами. Компания имеет 19-летний опыт в сфере предоставления статистики рынка товаров как информации для стратегических решений, выявляющей рыночный спрос. Основные клиентские категории: экспортеры, импортеры, производители, участники товарных рынков и бизнес услуг B2B.

Наибольший авторитет компания завоевала в следующих отраслях:

Коммерческий транспорт и спецтехника;

Химическая и нефтехимическая промышленность;

Производство кормов для животных;

Электротехника и другие.

Качество в нашем деле – это, в первую очередь, точность и полнота информации. Когда вы принимаете решение на основе данных, которые, мягко говоря, неверны, сколько будут стоить ваши потери? Принимая важные стратегические решения, необходимо опираться только на достоверную статистическую информацию. Но как быть уверенным, что именно эта информация достоверна? Это можно проверить! И мы предоставим вам такую возможность.

Основными конкурентными преимуществами нашей компании являются:

Точность предоставления данных. Предварительная выборка внешнеторговых поставок, анализ которых производится в отчете, четко совпадает с темой запроса заказчика. Ничего лишнего и ничего упущенного. В результате на выходе мы получаем точные расчеты рыночных показателей и долей рынка участников.

Подготовка отчетов «под ключ» и удобство работы с ними. Информация быстро воспринимается, так как таблицы и графики простые и понятные. Агрегированные данные по участникам рынка сведены в рейтинги участников, вычислены доли рынка. В результате сокращается время изучения информации и есть возможность сразу переходить к принятию решений, которые «на поверхности».

Заказчик имеет возможность получить часть данных бесплатно в форме предварительной экспресс-оценки рыночной ниши. Это помогает сориентироваться в ситуации и решить, стоит ли изучать глубже.

Мы не только рассказываем о рыночной нише заказчика, но и подсказываем, какие близкие ниши. Даем возможность вовремя найти решение – не замыкаться на своем товаре, а обнаружить выгодные новые ниши.

Профессиональная консультация с нашими отраслевыми менеджерами на всех этапах сделки. Мы – создатели данной ниши анализа экспорта-импорта на основе таможенной статистики, наш почти 20 летний опыт – залог эффективного сотрудничества.

Вы хотите найти новые рынки сбыта и узнать все о предприятиях в вашем регионе и сегменте? Мы будем готовы с этим помочь и предложить вам анализ по статистике производства и клиентским базам предприятий. С помощью этих данных вы сможете проверить надежность вашего поставщика или подрядчика, провести конкурентную разведку, узнать, какова инвестиционная привлекательность предприятия.

Уточнить все детали можно по телефонам: +7 (495) 565-35-51 и 8 (800) 555-34-20 или просто заказать обратный звонок.

imageВнимание!

Компания «VVS» оказывает исключительно аналитические услуги и не консультирует по теоретическим вопросам основ маркетинга (расчету емкости, методов ценообразования и др.)

Как и зачем рассчитывать точку безубыточности

Организация, расширение и даже текущая работа бизнеса неизменно связана с вложениями в проект. Чем раньше они окупаются, тем лучше для предприятия, тем скорее оно начинает получать прибыль. Точка безубыточности (ТБУ) – тот маркер, в достижении которого заинтересован любой бизнесмен. Она не только показывает, насколько прибыльна компания, но и дает возможность определить, как повлиять на рентабельность.

Точка безубыточности

Из этой статьи вы узнаете, что такое точка безубыточности, когда, кому и зачем она нужна, получите формулы и научитесь расшифровывать показатели. Тому, как рассчитать точку безубыточности, будет посвящен отдельный раздел в статье.

Что такое точка безубыточности

Точка безубыточности (break-event point) переводится с английского как точка критического объема производства. Иногда этот термин называют иначе: точка нулевой прибыли или порог рентабельности – суть у этих понятий она и та же.

График тбу

В экономике и маркетинге точка безубыточности – это объем производства, при достижении которого полученные доходы перекрывают расходы на ведение бизнеса. Доходы, которые превышают точку безубыточности, являются чистой прибылью компании.

Простыми словами, если вы достигли точки безубыточности, значит, все вложенные в проект деньги вернулись, но прибыль еще не получена, то есть фирма сработала «в ноль».

Задачи расчета точки безубыточности

Главная цель расчета точки безубыточности – оценка финансового состояния компании и получение данных для экономического планирования.

Задачи расчета точки безубыточности

Также это позволяет решать ряд сопутствующих управленческих задач в рамках бизнеса.

  • Определять минимальный уровень продаж, который обеспечит прибыль предприятию.
  • Определять наиболее выгодную цену для продажи продуктов.
  • Рассчитывать себестоимость при нынешних ценах.
  • Планировать новое производство и продажи.
  • Рассчитывать сроки окупаемости вложений.
  • Контролировать производство и реализацию продукции, предотвращая риски работы в убыток.
  • Понимать целесообразность выпуска новых линеек продукции, выхода на новые рынки, освоения новых технологий, расширения производства или дилерской сети;
  • Регулярно оценивать финансовый сектор предприятия, в т. ч. финансовую стабильность, надежность и платежеспособность.
  • Корректировать убыточные направления и перераспределять ресурсы на более перспективные.
  • Прогнозировать возможную динамику прибыльности бизнеса в зависимости от колебания цен и прочих расходов, выявлять узкие места в процессе производства.
  • Понимать допустимые проседания в продажах, выручке или объеме выпуска новой продукции.
  • Находить резервы для оптимальных затрат.

Различные предприятия преследуют свои цели при расчете точки безубыточности, поэтому данный список задач с трудом получится назвать окончательным.

Когда применяется точка безубыточности

Точку безубыточности рассчитывают в следующих ситуациях:

Когда применяется точка безубыточности

  1. При планировании бизнеса.
  2. Перед внесением изменений в текущий проект.
  3. Перед продажей компании.
  4. При разработке франшизы.
  5. При выводе бизнеса из кризиса.

Планирование бизнеса и разработка франшизы. В этих случаях необходимо построить финансовую модель на основе общей информации о доходах и расходах конкурентов, а также ситуации на рынке. Точка безубыточности помогает понять предполагаемый объем продаж, который должен покрыть расходы. Благодаря этому можно оценить перспективу получения прибыли в текущих условиях.

Внесение изменений и вывод компании из кризиса. Рассчитывая точку безубыточности, можно провести анализ состава и структуры затрат предприятия. При этом становится видно, как показатели изменяются с течением времени. Это позволяет оптимизировать текущие издержки, своевременно переводить постоянные расходы в переменные, отслеживать закупочную стоимость товара или сырья.

Продажа компании. Для определения цены продажи бизнеса нужно оценить его эффективность и перспективы получения прибыли. Сделать это можно путем расчета точки безубыточности.

Кому необходим показатель

О том, кому необходимо знать точку безубыточности, удобнее говорить, используя таблицу.

Планирование и прогнозирование продаж. Оценка минимальной отпускной цены, на которой будет основываться бюджет. Анализ нынешних продаж и допустимой наценки.

Директор отдела продаж и развития

Определение объемов расходов. Расчет средних цен на товары и услуги с учетом удержания конкурентоспособности бизнеса. Составление плана продаж.

Сотрудники финансового отдела

Анализ финансовой устойчивости путем сопоставления точки безубыточности и реального объема продаж. Отслеживание своевременных зачислений платежей от клиентов.

Поддержка количества сырья и материалов, которые нужны для выпуска готовой продукции в заданном объеме. Поиск новых поставщиков, чтобы снизить стоимость закупки.

Собственники бизнеса, акционеры

Оценка финансовых возможностей и общего финансового положения дел в фирме.

Оценка финансовой прочности предприятия и анализ его платежеспособности.

Оценка привлекательности компании с точки зрения инвестиций. Понимание ее финансовой стабильности и устойчивости.

Анализ надежности и платежеспособности организации.

Понимание устойчивости компании на рынке.

Каким бывает расчет безубыточности

Рассчитывают точку безубыточности в двух вариациях:

Каким бывает расчет безубыточности

  • в денежном выражении;
  • в единицах продукции.

Точка безубыточности в денежном выражении. Показывает минимальный размер выручки, благодаря которому компании удастся окупить затраты и выйти к нулю. Такой вариант подходит для предприятий, основная деятельность которых связана с продажей большого количества товаров. Пример: интернет-магазин электроники продает на своем сайте множество видов электронных устройств и посчитать ТБУ удобнее в денежном выражении.

Точка безубыточности в единицах продукции. Показывает минимальное количество товаров/услуг, которые обязательно нужно продать, чтобы избежать убытков. Именно этот вариант используется, когда фирма реализует один продукт. Пример: онлайн-школа каллиграфии продает через сайт единственный обучающий курс.

Классификация издержек для расчетов

Классификация издержек для расчетов

В основе расчета точки безубыточности лежат затраты, которые можно разделить на две категории:

  1. Постоянные.
  2. Переменные.

Постоянные затраты не зависят от объема производства и выручки. Компания все равно вкладывает эти финансы в бизнес, даже если он приносит мало прибыли.

К постоянным издержкам относятся:

  • аренда помещения;
  • зарплата административному персоналу, включая директора;
  • выплаты по кредитам и другим обязательствам;
  • амортизация;
  • реклама.

Переменные затраты напрямую зависят от объема произведенной и реализованной продукции, полученной выручки. Чем они больше, тем выше переменные затраты.

К ним относятся:

  • закупка сырья для производства или товаров для перепродажи;
  • зарплата рабочим, задействованным в производстве и продаже;
  • коммунальные услуги;
  • закупка ГСМ;
  • доставка товаров покупателям.

Какие данные нужны для расчета точки безубыточности

В основе расчета точки безубыточности лежат расходы проекта. Для правильных вычислений важно понимать, в чем разница между переменными и постоянными затратами, какие издержки относятся к каждому из них. Об этом мы говорили выше в статье. Теперь разберемся, какие исходные данные требуются для расчета точки безубыточности.

Затраты, независящие от объема производства и выручки, не меняются в течение длительного периода.

Затраты, которые могут колебаться в зависимости от уровня производства и продаж. Показатель быстро реагирует на малейшие изменения в работе предприятия.

Переменные расходы на единицу товара

Переменные затраты на производство и реализацию одного товара или услуги.

Деньги, полученные компанией от реализации продукции.

Отпускная стоимость, за которую человек сможет купить товар компании или воспользоваться его услугой.

Объем производства в натуральной величине

Количество единиц выпущенной и проданной продукции или оказанных услуг за конкретный период (месяц, квартал, год, день).

Выручка без переменных расходов.

Формулы и способы расчета точки безубыточности

Точку безубыточности можно рассчитать по-разному. В этом разделе статьи читайте в подробностях, как это сделать.

Выбор формулы для вычисления зависит от исходных данных и особенностей предприятия.

Формула ТБУ в денежном выражении

В данном случае результат вычисления отражает минимальный размер выручки, которую нужно получить предприятию, чтобы окупить все затраты на проект и выйти в ноль.

Формула ТБУ в денежном выражении

В этой формуле знаменатель – маржинальный доход, который определяется как разница между выручкой и переменными расходами. Рассчитать его можно в т. ч. на единицу товара, учитывая, что выручка рассчитывается как произведение стоимости реализации и объема производства:

Маржинальный доход на единицу продукции составит:

MR на 1 единицу = P – TVC на 1 единицу

Расчет ТБУ по коэффициенту маржинального дохода

Когда товаров или услуг несколько, удобно рассчитывать точку безубыточности в денежном выражении с помощью коэффициента маржинального дохода:

При этом коэффициент маржинального дохода рассчитывается по следующей формуле:

KMR = MR / TR = MR на 1 единицу / P

Формула ТБУ в натуральном выражении

Для расчета точки безубыточности в натуральном эквиваленте используют следующую формулу:

Формула ТБУ в натуральном выражении

Если маржинальной доход неизвестен, его можно рассчитать по формуле:

Средние переменные расходы на единицу продукции вычисляют таким образом:

Способы расчета

Применяют разные способы определения точки безубыточности:

  • вручную по формуле (математический метод);
  • с построением графика;
  • в электронных таблицах;
  • с помощью платформ управления предприятием;
  • по Шеремету.

Рассмотрим более подробно каждый из способов.

Математический метод или вручную

Этот метод предполагает определение точки безубыточности в денежном или натуральном выражении по формулам. Вычисления следует производить вручную.

Математический метод расчета ТБУ или вручную

Математический метод предполагает:

  • сбор всех необходимых данных для расчета;
  • применение подходящих формул;
  • корректировка исходных метрик по результатам вычислений, если это необходимо, например, изменение стоимости;
  • повторный расчет.

По итогам вычислений, используя новые данные по проекту, разрабатывают план по достижению нужных результатов.

Ручной расчет ТБУ по классической модели, при которой вычисление проводится для одного продукта, предполагает допущения по следующим факторам:

  • объем выпуска продукции и ее себестоимость изменяются прямо пропорционально;
  • номенклатура товаров/услуг остается неизменной;
  • в пределах конкретного объема производства постоянные и переменные затраты, а также стоимость не меняются;
  • в пределах расчетных интервалов производственная мощность не меняется;
  • объем незавершенного производства колеблется несущественно, а вся новая продукция реализуется.

Важно не путать точку безубыточности с точкой окупаемости. Последняя показывает, через какое время вложенные средства окупятся, и проект начнет получать прибыль.

Расчет с построением графика

Это наиболее наглядный способ представления данных. На графике по вертикальной оси откладывается выручка, по горизонтальной – объем производства. Результаты:

  • выручка – красная линия;
  • общие затраты – синяя линия;
  • чистая прибыль – зеленая линия;
  • точка безубыточности – пересечение синей и красной линий.

График ТБУ Excel

Чтобы отразить точку безубыточности более полно, эксперту рекомендуется работать по следующей инструкции:

  1. На вертикальной оси откладываем объем продаж.
  2. На горизонтальной оси – затраты.
  3. Откладываем точку объема продаж и строим линию, проходящую через нее и начало координат.
  4. Вычисляем переменные затраты, используя заданный объем продаж.
  5. Через полученную точку и начало координат строим линию переменных затрат.
  6. Отображаем постоянные затраты на нужном уровне в виде горизонтальной линии.
  7. Из точки валовых затрат строим линию, параллельную переменным затратам.
  8. По имеющемуся объему продаж вычисляем выручку.
  9. Через полученную точку и начало координат отчерчиваем линию выручки.

В данном случае точкой безубыточности станет пересечение линий валовых затрат и выручки.

Расчет в электронных таблицах

Для полуавтоматического расчета точки безубыточности подходят электронные таблицы MS Excel и Google Таблицы. Для расчета показателя нужно:

  1. Вручную прописать исходные данные для единицы продукции:
    1. Постоянные затраты на единицу продукта;
    2. Переменные затраты на единицу продукта;
    3. Цена на товар или услугу;

    Excel-1

    1. Объем производства;
    2. Постоянные затраты;
    3. Переменные затраты;
    4. Валовые затраты;
    5. Выручка;
    6. Маржинальные доход;
    7. Чистая прибыль.

    Excel-2

    1. Переменные затраты;
    2. Валовые затраты (сумма постоянных и переменных затрат);
    3. Выручка (произведение цены и объема производства);
    4. Маржа (выручка минус переменные затраты);
    5. Объем чистой прибыли (маржа минус постоянные затраты).

    Excel-3

    Глядя на колонку чистой прибыли, можно наблюдать, как по мере увеличения объема производства растет показатель.

    Excel-4

    Первое положительное значение чистой прибыли и является точкой безубыточности.

    Расчет с помощью платформ управления предприятием

    Вычислить точку безубыточности на современном предприятии можно с помощью специализированного ПО, например:

    • 1С:ERP Управление предприятием;
    • WA:Финансист.

    Эти платформы позволяют собирать финансовые данные в процессе работы компании и, используя их, определять точку безубыточности в автоматическом режиме. В частности, системы помогают:

    • отражать все виды издержек (финансовые, материальные, трудовые);
    • анализировать ценовые решения;
    • рассчитывать себестоимость продукта и объем продаж

    Преимущество таких платформ – автоматический режим вычислений, что значительно экономит время и трудовые ресурсы.

    Расчет по Шеремету

    Российский, а в прошлом советский экономист А.Д. Шеремет разработал собственный способ определения точки безубыточности. Он предполагает 3 основных этапа:

    1. Собираем необходимые данные для анализа проекта: объем производства, продаж, показатели прибыли или убытка.
    2. Определяем постоянные и переменные затраты, зону безопасности и точку безубыточности.
    3. Оцениваем уровень производства или продаж, который обеспечит компании финансовую устойчивость.

    Расчет точки безубыточности по Шеремету предполагает поиск нижней границы финансовой устойчивости предприятия, а также обеспечение возможностей, которые позволят увеличить зону безопасности.

    Примеры расчета точки безубыточности

    Пример 1. Расчет точки безубыточности для магазина электроники.

    В ассортименте магазина электроники есть разные виды товаров. По каждому товару разные поставщики и разные выручки, существуют переменные индивидуальные издержки, а также постоянные общие для всех затраты. Для наглядности составим таблицу.

    Выручка, тыс. руб.

    Переменные затраты, тыс. руб.

    Постоянные затраты, тыс. руб.

    Поскольку товары и цены на них очень разные, оптимально считать точку безубыточности в денежном эквиваленте. Воспользуемся формулой, которая позволяет определить ТБУ в диапазоне:

    В рамках примера составим еще одну таблицу с результатами расчетов коэффициента переменных расходов, а также маржи и ее процента в выручке для каждого товара.

    Коэффициент маржинального дохода

    Коэффициент переменных расходов

    Зная коэффициент переменных расходов по всему магазину, можно определить среднюю точку безубыточности как:

    BEPД = 400 / (1 – 0,49) = 784,31 тыс. рублей

    Поскольку это средний показатель, нужно рассчитать наиболее оптимистичную величину. Она носит название маржинальная упорядоченность по убыванию. В качестве ориентира будут выступать самые рентабельные товарные позиции: смартфоны и планшеты.

    От их продажи магазин получает маржинальный доход в размере 370 тыс. руб. Эта сумма покрывает большую часть постоянных издержек. Недостающие 30 тыс. руб. покроет продажа смарт-часов. Если сложить выручку от продажи всех перечисленных товаров, получим точку безубыточности:

    BEPД оптим. = 250 + 420 + (30/40 * 150) = 782,5 тыс. рублей

    Наиболее пессимистичный прогноз носит название маржинальная упорядоченность по возрастанию. В этом случае в первую очередь будут проданы наушники и смарт-часы. В сумме будет получена выручка 190 тыс. руб. Недостающие 210 тыс. покроют продажи смартфонов.

    Пример 2. Расчет точки безубыточности для предприятия.

    Предположим, что производственная компания выпускает отбеливающие растворы для бытового использования. Поскольку в этом сегменте цены почти не меняются, порог рентабельности будет удобно рассчитывать в натуральной величине: по количеству выпущенных и реализованных бутылок.

    Исходные данные отобразим, используя таблицу.

    Розничная цена 1 бутылки

    Переменные издержки на выпуск 1 бутылки

    Постоянные расходы предприятия в месяц

    Выручка в месяц

    Фактический объем выпуска в месяц

    Данный пример расчета предполагает определение точки безубыточности в натуральной величине (в штуках):

    BEPН. = 76 000 / (80 – 42) = 2 000 шт.

    Из расчета видно, что в данный момент предприятие успешно работает и получает прибыль, выпуская и реализуя в месяц на 1 500 бутылок больше, чем необходимо продать для выхода «в ноль».

    Пример 3. Расчет точки безубыточности для стартапа.

    Начинающий предприниматель собирается открыть фирму и оказывать услугу по ремонту бытовых газовых котлов. По предварительным данным, предстоят следующие постоянные расходы каждый месяц:

    • аренда офиса – 20 000 руб.;
    • коммунальные платежи – 5 000 руб.;
    • амортизация транспорта – 10 000 руб.;
    • амортизация инструмента – 5 000 руб.

    Чтобы понять, насколько перспективно данное направление в условиях стартапера, необходимо рассчитать точку безубыточности, исходя из того, что цена услуги составит 10 000 рублей, а продать в месяц планируется 10 услуг. Переменные расходы составят 15 000 рублей в месяц.

    Определим основные показатели.

    TFC = 20 000 + 5 000 + 10 000 + 5 000 = 40 000 рублей

    Средние переменные расходы:

    AVC = 15 000 / 10 = 1 500 рублей

    MR = 10 000 – 1 500 = 8 500 рублей

    Теперь можно рассчитать точку безубыточности для стартапа:

    BEPН = TFC / MR = 40 000 / 8 500 = 4,7 ≈ 5 шт.

    В данном примере при указанных условиях стартаперу предстоит оказывать минимум 5 услуг в месяц, чтобы исключить работу в убыток.

    Построение графика

    Путем графического отображения показателей, связанных с точкой безубыточности, можно проследить их логику и взаимную зависимость.

    Построение графика ТБУ

    Если рассматривать эту модель, можно заметить следующие закономерности:

    • линия AD всегда горизонтальна, это постоянные расходы;
    • линия ОВ демонстрирует прямую зависимость выручки от продаж;
    • линия АС покажет, как меняются средние совокупные затраты;
    • пересечение АС и ОВ – точка безубыточности, которая показывает объем продаж, при котором выручка достигает значения совокупных затрат.

    Внимание! Результаты анализа графика не всегда универсальны. Он может иметь разную форму, а зависимость между доходами, издержками и объемом производства может быть нелинейной.

    Расшифровка показателей

    После того, как собраны все исходные данные и проведены вычисления, важно правильно интерпретировать результаты. В статье рассмотрим, на что стоит обратить внимание.

    • Объем продаж меньше ТБУ – явный признак того, что бизнес работает в убыток и, оставаясь в такой ситуации, планомерно движется к банкротству.
    • Достижение ТБУ в середине месяца – благоприятный показатель.
    • Точка безубыточности находится на уровне соотношения постоянных и переменных расходов – в такие периоды стоит минимизировать постоянные издержки или переводить их в переменные. В противном случае предприятие становится финансово неустойчивым.
    • Бизнес не может работать без существенных постоянных затрат. Чтобы их компенсировать, необходимо автоматизировать внутренние процессы и стремиться продать как можно больше.
    • Премиальный сегмент предполагает работу над повышением узнаваемости бренда и уникальности продукта, чтобы перекрыть значительные постоянные издержки.
    • Молодым компаниям не рекомендуется повышать долю постоянных расходов в условиях непредсказуемого спроса на новый продукт.
    • Слишком низкие или, наоборот, завышенные цены могут препятствовать окупаемости. Это повод пересмотреть ценообразование.

    Анализ и планирование на основе точки безубыточности

    Расчет точки безубыточности – основа для дальнейшего анализа текущих показателей компании, прогнозирования, а также составления новых производственного и финансового планов.

    Анализ и планирование на основе точки безубыточности

    Планирование безубыточности компании осуществляется в несколько этапов:

    1. Анализ текущих продаж и финансовых показателей. На этом этапе нужно выделить сильные и слабые стороны, найти способы уменьшить себестоимость, учитывая, как влияют внешние и внутренние факторы. Под прицелом оказывается работа отделов сбыта, снабжения, рациональность процесса производства, общий уровень менеджмента в организации.
    2. Прогноз цен на товары и услуги. Необходимо оценить все факторы влияния и предположить возможный диапазон наценки. Эта стадия планирования также предполагает изучение альтернативных каналов сбыта или переориентирование компании на производство схожей продукции при неблагоприятных рыночных условиях.
    3. Расчет себестоимости, переменных и постоянных издержек. Требуется составить план по объему незавершенного производства для каждого этапа, сформировать потребность предприятия в основных и оборотных средствах, определить источники их получения. В производственных расходах также стоит учесть дополнительные расходы по обязательствам, включая выплаты по лизингу, кредитам и другим статьям.
    4. Расчет точки безубыточности. На данном этапе следует определить величину кромки безопасности. Запас прочности должен определяться уровнем стабильности внешних факторов. После этого вычисляется объем производства и реализации на уровне кромки безопасности.
    5. Ценовое планирование. Здесь стоит задача определить такие цены, которые помогут достичь нужного объема продаж. Далее проводится повторный расчет точки безубыточности и кромки безопасности.
    6. Принятие нового плана безубыточности. Необходимо утвердить данные окончательного плана по точке критического объема.
    7. Контроль выполнения плана. Весь процесс делится на составляющие: контроль расходов по всем статьям, общей себестоимости, выполнения плана продаж, внесения оплаты от покупателей и т. д. Важно понимать, соответствует ли нынешнее финансовое положение компании имеющемуся плану безубыточности.

    Что необходимо еще рассчитать

    При планировании безубыточности предприятия могут потребоваться дополнительные параметры. Рассмотрим, какие еще полезные данные необходимо получить после расчета точки безубыточности.

    Запас прочности и минимальная выручка

    Чтобы компания не рисковала уйти в минус при малейшем повышении цен или налогов, выручка всегда должна превышать точку безубыточности. Запас финансовой прочности (ЗФП) показывает, насколько фирма превзошла эту отметку.

    Формула запаса финансовой прочности

    ЗФП = (Выручка – Выручка в ТБУ) / Выручка

    Если запас прочности превышает 0,5, это говорит о том, что минимальная выручка минимум вдвое превышает точку безубыточности, и компания не имеет финансовых проблем.

    Неучтенные расходы

    Когда компания выпускает гораздо больше продукции, чем предусмотрено в точке безубыточности, весь объем выпуска реализуется, но ожидаемых финансовых результатов нет, это говорит либо об ошибке в расчетах, либо о неучтенных расходах. Примеры неучтенных расходов:

    • издержки на реализацию;
    • налоги;
    • другие расходы и доходы;
    • издержки, которые уходят в прибыль (поддержка соц. сферы, программа развития, содержание сайта и пр.);
    • необходимый к уплате налог на прибыль.

    В качестве дополнения к ТБУ было введено понятие реальной точки безубыточности, которая учитывает издержки текущего периода. Ее рассчитывают по формуле:

    BEPреальная = (TFC + Затраты из прибыли) / (1 – Доля переменных затрат)

    В ситуациях, когда компания имеет обязательства, которые необходимо погашать, вводят понятие долговой точки безубыточности:

    BEPдолговая = Постоянные платежи / (1 – Доля переменных затрат)

    В данном случае:

    Постоянные платежи = TFC + Расходы на прибыль + Часть долга

    Часть долга – та сумма задолженности, которую фирма планирует выплатить в течение заданного периода.

    Использование полученных результатов на практике

    Определение точки безубыточности наглядно показывает, как связаны друг с другом прибыль, выручка и издержки. Отслеживая эту взаимосвязь, управляющее звено компании получает рычаги для централизованного влияния на финансовую ситуацию.

    В частности, на основе анализа точки безубыточности осуществляется ценообразование. Влияние цены и издержек предприятия на финансовые показатели позволяет прогнозировать динамику цены, а также переменных и постоянных расходов.

    Зная точку безубыточности, руководитель фирмы может легко сориентироваться в цифрах и назначить оптимальную цену на продукт. Если же такой возможности нет, могут быть сокращены издержки, что позволит снизить себестоимость, оставив цену на прежнем уровне.

    Плюсы и минусы метода

    Преимущества построения модели точки безубыточности

    1. легкость вычислений за счет простой формулы и небольшого количества переменных;
    2. высокая точность для крупных предприятий со стабильными объемами продаж;
    3. наглядность благодаря очевидной взаимосвязи прибыли, затрат и объема продаж.
    1. вероятность погрешности из-за невозможности учета ряда факторов вследствие постоянно меняющихся производственных и внешних условий;
    2. плохая применимость для малых предприятий с неустойчивым уровнем продаж;
    3. по результатам расчета ТБУ не всегда можно дать четкие комментарии для улучшения финансовой ситуации.

    Подводные камни определения точки безубыточности

    В процессе вычисления точки безубыточности могут возникать проблемы.

    Подводные камни определения точки безубыточности

    Разберем ситуации, в которых бывает трудно рассчитать порог рентабельности.

    • При росте предложения на рынке компания снижает цены, это приводит к сдвигу ТБУ вправо. Такой же эффект дает предоставление скидок оптовым клиентам, например, при покупке через сайт.
    • При повышении спроса растут цены, это смещает точку безубыточности влево.
    • Расходы на сырье, материалы или товар могут колебаться: при крупных закупках они снижаются, при простое поставок выходит рост.
    • При больших объемах выпуска продукции могут сокращаться затраты на удельные з/п персоналу.
    • Постоянные и переменные издержки со временем зачастую возрастают.
    • Сложно четко разграничить постоянные и переменные расходы.
    • Структура продаж может сильно меняться в процессе работы компании.

    Перечисленные ситуации стоит учитывать в анализе порога рентабельности, однако примитивные бизнес-планы, как правило, игнорируют их.

    Часто задаваемые вопросы

    Если речь идет о небольшом предприятии, например, о магазине, который работает через сайт или оффлайн, один из эффективных вариантов – включить режим экономии. Но сокращение расходов может дать побочные эффекты. Приведем примеры:

    • из-за уменьшения количества продавцов ради экономии на сдельной зарплате снижается качество обслуживания клиентов;
    • закупленный дешевле товар оказывается худшего качества при том, что плата за него была прежней.

    Это неизменно приводит к потере клиентов и сокращению прибыли.

    Распространенный эффективный способ избежать этого и получить хорошую прибыль – известная акция «черная пятница». Работая весь год практически с нулевым доходом, ритейлеры получают колоссальную прибыль за счет активной торговли в конце периода.

    Для этого бизнесмены применяют два метода: снижение расходов и увеличение цены. В первом случае распределяют расходы в порядке значимости и прорабатывают те статьи, на которых можно сэкономить, например, более дешевая аренда склада, отказ от такси для сотрудников, перевод сайта на более дешевый хостинг.

    Во втором случае повышают цены на товары или услуги компании. Этот метод подходит компаниям, которые объективно работают на 5+: выпускают хороший товар или предоставляют качественные услуги, всегда в срок выполняют обязательства по договору, превосходят конкурентов.

    Точка бесприбыльности – это тот объем выручки, по достижении которого активно расширяющаяся компания начинает опять работать в убыток. Например, при увеличении выпуска товара и переходе на многосменную работу предприятию придется увеличить расходы на оплату вечерних и ночных смен, амортизацию, ремонт оборудования и т. д.

    Чтобы понимать, до каких пределов можно развивать бизнес и не пропустить негативную тенденцию, стоит отслеживать следующие показатели:

    • постоянные издержки – не должны увеличиваться при росте выручки;
    • переменные расходы – должны увеличиваться медленнее, чем выручка;
    • чистая прибыль и маржа – должна увеличиваться быстрее, чем выручка.

    Заключение

    Рассчитать точку безубыточности очень легко, имея минимум бухгалтерских данных. В свою очередь, этот показатель помогает определить минимальную выручку, которую должна получать компания, чтобы окупить расходы, или минимальное количество товара/услуг, которые нужно продавать, чтобы выйти в ноль. Доход, вдвое превышающий точку безубыточности, позволяет поддерживать устойчивое финансовое положение предприятия.

    Расчет плана производства для получения максимальной прибыли

    Как рассчитать оптимальный план производства, чтобы получить максимальную прибыль? Этот вопрос актуален для многих компаний. Интуитивное формирование плана производства может быть не таким эффективным, как расчет с помощью математических моделей.

    Сравним эти способы на примере.

    Компания производит шоколад трех сортов: белый, молочный и горький. У каждого — своя рецептура, но трудоемкость одинаковая. Цена каждого сорта разная, поэтому и прибыль на килограмм тоже отличается. Представим эти данные в виде таблицы:

    Ингредиент Белый шоколад Молочный шоколад Горький шоколад
    Какао-масло, кг 0,4 0,4 0,4
    Сахар, кг 0,3 0,4 0,2
    Сухое молоко, кг 0,3 0,15 0
    Какао, кг 0 0,15 0,3
    Прибыль, за 1 кг 1 000 2 500 3 000

    На складе имеются определенные запасы сырья:

    • какао-масло — 20 кг;
    • сахар — 15 кг;
    • сухое молоко — 7 кг;
    • какао — 12 кг.

    Расчет плана производства интуитивным методом

    План производства для первого вида продукции

    Больше всего прибыли приносит горький шоколад. Рассчитаем, сколько шоколада этого сорта можно произвести из сырья на складе:

    Ингредиент Требуется для производства 1 кг горького шоколада Наличие сырья на складе, кг Достаточно для объема производства горького шоколада, кг
    Какао-масло, кг 0,4 20 50
    Сахар, кг 0,2 15 75
    Сухое молоко, кг 0 7
    Какао, кг 0,3 12 40

    Объем производства ограничивает какао — его достаточно для производства только 40 килограммов шоколада.

    Прибыль от горького шоколада = 40 х 3000 = 120 000 (руб.)

    Рассчитаем количество сырья, которое потребуется для производства 40 килограммов горького шоколада. Для этого умножим количество ингредиента, нужного для производства одного килограмма, на 40.

    Например, для производства одного килограмма горького шоколада нужно 16 килограммов какао-масла:

    Рассчитаем расход каждого ингредиента и внесем в столбец «Резерв сырья».

    Ингредиент Требуется для производства 1 кг горького шоколада Резерв сырья для производства 40 кг Остаток на складе, с учетом резерва
    Какао-масло, кг 0,4 16 4
    Сахар, кг 0,2 8 7
    Сухое молоко, кг 0 0 7
    Какао, кг 0,3 12 0

    После производства горького шоколада на складе останутся продукты, их объем можно рассчитать как разницу между остатками на складе и резервом.

    Остаток какао-масла = 20 — 16 = 4 (кг)

    Такой же расчет проводим и для других ингредиентов и вносим данные по остаткам в последний столбец.

    План производства для второго вида продукции

    Так как все какао зарезервировано для производства горького шоколада, компания из остатков сырья может произвести только белый шоколад, при его приготовлении какао не используется.

    Рассчитаем, сколько белого шоколада можно произвести из оставшихся ингредиентов:

    Ингредиент Требуется для производства 1 кг белого шоколада Остаток на складе, с учетом резерва, кг Достаточно для объем производства белого шоколада, кг
    Какао-масло, кг 0,4 4 10
    Сахар, кг 0,3 7 23
    Сухое молоко, кг 0,3 7 23
    Какао, кг 0 0

    «Ограничивающим» ингредиентом выступает какао-масло. Из имеющегося количества можно сделать только 10 килограммов белого шоколада.

    Прибыль от белого шоколада = 10 х 1000 = 10 000 (руб.)

    Рассчитаем расход сырья на производство белого шоколада и остатки на складе.

    Ингредиент Требуется для производства 1 кг белого шоколада Резерв сырья для производства 10 кг Остаток на складе, с учетом резерва
    Какао-масло, кг 0,4 4 0
    Сахар, кг 0,3 3 4
    Сухое молоко, кг 0,3 3 4
    Какао, кг 0 0 0

    Из остатков на складе произвести шоколад больше нельзя.

    Общая прибыль составит 130 000 рублей.

    120 000 + 10 000 = 130 000 (руб.)

    Этот способ расчета достаточно трудоемкий и при большом ассортименте продукции и запасов может быть просто неприменим. Математическое моделирование плана производства позволит учесть больше переменных.

    Антон Варламов, начальник производства CWS-group:

    «Мы производим оборудование для моек самообслуживания. В производстве ориентируемся на спрос: в основном, начинаем сборку после заказа. Именно спрос является «толкающим» фактором.

    Плюс этого способа — готовое оборудование не задерживается на складе, сразу отправляется клиентам. В процессе производства мы можем внести какие-то изменения и учесть просьбы заказчиков: сделать больше или меньше функций в пульте самообслуживания, подобрать нужную мощность аппаратов высокого давления.

    Минус — мы упускаем часть прибыли из-за нерационального использования запасов. Что-то невостребованное лежит на складе, что-то приходится покупать срочно и переплачивать.

    Но в текущей ситуации пока не видим возможности перехода на планирование производства»

    Расчет плана производства методом математического моделирования

    Для построения математической модели используется надстройка «Поиск решения» в Excel. Мы уже подготовили математическую модель, которую вы можете скачать на компьютер с установленным Excel и заполнить своими данными.

    Таблица для производства шоколада выглядит так:

    математическая модель плана производства

    Желтые ячейки заполнены исходными данными из примера. Это прибыль по каждому виду продукции, расход ингредиентов и их наличие на складе.

    Голубые ячейки будет изменять программа в процессе расчетов.

    В оранжевых — расход сырья, нужного по плану производства. Он рассчитывается также, как и в первом способе, только не вручную, а автоматически. Для этого в ячейки введены нужные формулы.

    В фиолетовых значение прибыли по сортам, рассчитывается по формуле:

    Прибыль по сорту = Количество шоколада х Прибыль от сорта шоколада

    Розовая — значение прибыли, максимум которой программа найдет в процессе расчета, она суммирует все прибыли по сортам.

    После нажатия «Поиск решения» система рассчитывает оптимальный план производства с максимальной прибылью:

    план производства с максимальной прибылью

    План производства, рассчитанный этим способом, отличается от первого. Сокращено количество горького шоколада, поэтому остается больше сырья для производства молочного. Это позволяет увеличить прибыль со 130 тысяч рублей до 140 тысяч и более эффективно использовать складские запасы.

    Изменение плана производства

    Описанные методы не учитывают спрос, подразумевается, что будет продан весь произведенный шоколад. Но в математическую модель можно внести дополнительные ограничения.

    Например, объем производства горького шоколада ограничить 20 килограммами, тогда программа посчитает новый план, но прибыль в нем будет меньше, чем в оптимальном:

    план производства с ограничениями

    Моделирование оптимального плана производства позволит один раз создать математическую модель и потом изменять параметры, оценивая изменение прибыли:

    1. Вводить ограничения по количеству производимой продукции: задать определенный объем или нужные пропорции. Например, чтобы объем производства горького шоколада был равен объему производства молочного.
    2. Менять ограничения по ресурсам, в зависимости от объема запасов.
    3. Проверить целесообразность введения новой продукции — будет ли увеличиваться или уменьшаться прибыль в этом случае.
    4. Изменять прибыль по видам продукции для более корректного ценообразования.
    5. Выявить слабые позиции в ассортименте и, возможно, отказаться от них.

    В математической модели можно использовать не только ресурсы в натуральном выражении, как в нашем примере, но и в денежном. Это еще больше расширяет возможности ее применения, так как позволяет учесть расходы на оплату труда, электричество, время работы оборудования. Чем точнее исходные данные, тем точнее будет расчет плана производства. Компании, ведущие управленческий учет, тратят меньше времени на сбор данных для заполнения математической модели.

    Резюмируем

    Расчет оптимального плана производства позволяет компании заработать больше, используя ограниченные ресурсы. Создание модели плана производства в Excel экономит время и позволяет достаточно быстро оценить изменение прибыли при разных вариантах исходных данных.

    Цена оконной рамы составляет 1 200 руб. за штуку. Удельные переменные затраты 600 руб. Постоянные затраты цеха по изготовлению оконных рам за квартал составили 90 тыс. рублей

    Цена оконной рамы составляет 1 200 руб. за штуку. Удельные переменные затраты 600 руб. Постоянные затраты цеха по изготовлению оконных рам за квартал составили 90 тыс. рублейГотовое решение: Заказ №9980

    Цена оконной рамы составляет 1 200 руб. за штуку. Удельные переменные затраты 600 руб. Постоянные затраты цеха по изготовлению оконных рам за квартал составили 90 тыс. рублей

    Цена оконной рамы составляет 1 200 руб. за штуку. Удельные переменные затраты 600 руб. Постоянные затраты цеха по изготовлению оконных рам за квартал составили 90 тыс. рублейТип работы: Задача

    Цена оконной рамы составляет 1 200 руб. за штуку. Удельные переменные затраты 600 руб. Постоянные затраты цеха по изготовлению оконных рам за квартал составили 90 тыс. рублей

    Цена оконной рамы составляет 1 200 руб. за штуку. Удельные переменные затраты 600 руб. Постоянные затраты цеха по изготовлению оконных рам за квартал составили 90 тыс. рублейСтатус: Выполнен (Зачтена преподавателем ВУЗа)

    Цена оконной рамы составляет 1 200 руб. за штуку. Удельные переменные затраты 600 руб. Постоянные затраты цеха по изготовлению оконных рам за квартал составили 90 тыс. рублей

    Цена оконной рамы составляет 1 200 руб. за штуку. Удельные переменные затраты 600 руб. Постоянные затраты цеха по изготовлению оконных рам за квартал составили 90 тыс. рублейПредмет: Экономика

    Цена оконной рамы составляет 1 200 руб. за штуку. Удельные переменные затраты 600 руб. Постоянные затраты цеха по изготовлению оконных рам за квартал составили 90 тыс. рублей

    Цена оконной рамы составляет 1 200 руб. за штуку. Удельные переменные затраты 600 руб. Постоянные затраты цеха по изготовлению оконных рам за квартал составили 90 тыс. рублейДата выполнения: 04.11.2020

    Цена оконной рамы составляет 1 200 руб. за штуку. Удельные переменные затраты 600 руб. Постоянные затраты цеха по изготовлению оконных рам за квартал составили 90 тыс. рублей

    Цена оконной рамы составляет 1 200 руб. за штуку. Удельные переменные затраты 600 руб. Постоянные затраты цеха по изготовлению оконных рам за квартал составили 90 тыс. рублейЦена: 229 руб.

    Цена оконной рамы составляет 1 200 руб. за штуку. Удельные переменные затраты 600 руб. Постоянные затраты цеха по изготовлению оконных рам за квартал составили 90 тыс. рублей

    Чтобы получить решение , напишите мне в WhatsApp , оплатите, и я Вам вышлю файлы.

    Цена оконной рамы составляет 1 200 руб. за штуку. Удельные переменные затраты 600 руб. Постоянные затраты цеха по изготовлению оконных рам за квартал составили 90 тыс. рублей

    Кстати, если эта работа не по вашей теме или не по вашим данным , не расстраивайтесь, напишите мне в WhatsApp и закажите у меня новую работу , я смогу выполнить её в срок 1-3 дня!

    Цена оконной рамы составляет 1 200 руб. за штуку. Удельные переменные затраты 600 руб. Постоянные затраты цеха по изготовлению оконных рам за квартал составили 90 тыс. рублей

    Описание и исходные данные задания, 50% решения + фотография:

    Цена оконной рамы составляет 1 200 руб. за штуку. Удельные переменные затраты 600 руб. Постоянные затраты цеха по изготовлению оконных рам за квартал составили 90 тыс. рублей

    Задача 2

    Цена оконной рамы составляет 1 200 руб. за штуку. Удельные переменные затраты 600 руб. Постоянные затраты цеха по изготовлению оконных рам за квартал составили 90 тыс. рублей. Найти критический объем выпуска оконных рам за квартал в натуральном выражении (порог рентабельности), а также такой объем выпуска, который обеспечит фирме прибыль от этого вида деятельности, равную 120 тыс. руб. за квартал.

    Решение:

    Точка безубыточности показывает физический объем производства, при котором выручка от реализации равна затратам на производство:

    где FC — постоянные затраты;

    AVC — удельные переменные затраты.

    V min = 90000 1200-600 =150 шт.

    Безубыточная деятельность предприятия достигается при объеме реализации 150 ед. При таком объеме выручка от реализации показывает постоянные и переменные затраты на производство и реализацию продукции, а прибыль в этом случае равна нулю. Такая выручка называется пороговой выручкой, или порогом рентабельности (150*1200=180 000 руб.)

    Цена оконной рамы составляет 1 200 руб. за штуку. Удельные переменные затраты 600 руб. Постоянные затраты цеха по изготовлению оконных рам за квартал составили 90 тыс. рублей

    Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

    Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

    Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

    Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *