Первостольник в аптеке кто это
Перейти к содержимому

Первостольник в аптеке кто это

Первостольник глазами посетителя аптеки

Ни для кого не секрет, что работа в аптеке, связанная с непосредственным отпуском лекарственных препаратов покупателям – зачастую очень нелёгкий труд. Во-первых, такая работа трудна физически, ведь фармацевту приходится стоять на ногах всю смену, а она может длиться от восьми до двенадцати часов. Когда же аптеке нет посетителей, сотрудники занимаются выкладкой товара и санитарной уборкой – присесть порой удаётся только в обеденный перерыв, особенно если это крупный фарммаркет с большим потоком покупателей. Во-вторых, работа в аптеке требует существенных эмоциональных затрат: фармацевт просто не имеет право «срываться» на покупателе, даже если тот раздражён и нетерпелив. Но в аптеку в основном приходят люди именно в таком настроении, а в итоге первостольник получает «эмоциональное выгорание», ему хочется всё бросить и куда-нибудь уехать… Однако есть в этой работе и позитивная составляющая: сколько тёплых слов говорят признательные клиенты за ценный совет, проявленную заботу и внимание! Вот тогда и приходит понимание, зачем нужно совершенствоваться, повышать свой профессионализм, посещать тренинги, знакомиться с новой информацией о лекарствах, читать профильные журналы. Ведь, в конце концов, сотрудники аптеки работают для здоровья людей, которые ежедневно приходят к ним со своими проблемами и надеются, что им помогут. Так каким видят идеального первостольника посетители аптеки? В 2011 году компанией Synovate Comcon были проведены крупные исследования, согласно которым самым ценным качеством первостольника, по мнению посетителей аптеки, является его профессионализм. Особенно часто это качество отмечают женщины и пожилые люди. Профессиональные компетенции Из чего складывается профессионализм сотрудника аптеки? Во-первых, это знания фармакологии и фармакотерапии, то есть знания лекарственных препаратов, их свойств, противопоказаний и побочных эффектов, а также информация о совместимости с другими лекарствами. Эта область знаний является базовой: на её основе выстраивается весь процесс общения с покупателем, начиная с выявления потребностей и заканчивая работой с возражениями. Существует прямая связь между профессиональным «багажом» первостольника и его умением осуществлять активные продажи – клиенты легко определяют уровень компетенции фармацевта и гораздо легче идут на контакт, если тот излучает уверенность. Способов повышения профессиональной компетенции великое множество: тренинги, фармкружки, справочники, обучение у производителей лекарственных препаратов, специализированные журналы, наконец, опытные коллеги и Интернет. Постоянное совершенствование своего профессионализма помогает убеждать клиентов, грамотно работать с их возражениями и чувствовать себя за первым столом уверенно. аскорбинка Другим немаловажным аспектом профессионализма первостольника является его знания о той аптеке или аптечной сети, в которой он работает. На первый взгляд может показаться, что эти знания не столь существенны – каким образом то, что сотрудник знает о своей аптеке, поможет покупателю с его проблемами? Но если взглянуть на ситуацию с другой стороны, станет понятно, что уверенность фармацевта зависит от того, насколько комфортно ему работать в этой аптеке, какая атмосфера в ней царит, насколько он уверен в завтрашнем дне и в своих перспективах на работе. Если же такой уверенности у него нет, это неизбежно сказывается на эмоциональном состоянии и, в конечном итоге, влияет на продажи. Эмоциональный аспект Эмоциональное или душевное состояние работника аптеки – крайне важная составляющая его успешности как профессионала. Как было сказано ранее, фармацевты, наряду с врачами, педагогами, спасателями, подвержены синдрому «эмоционального выгорания». Им ежедневно приходится общаться с разными людьми, при этом общение почти всегда лежит в негативной области – это проблемы со здоровьем. Аптечный работник должен уметь контролировать свои эмоции и в то же время проявлять эмпатию, сострадание к своим клиентам, в противном случае, ни он, ни клиенты не будут удовлетворены результатами его работы. Таким образом, идеальный первостольник – это отличный специалист с высоким уровнем так называемого EQ, эмоционального интеллекта. Хочется надеяться, что в наших аптеках таких сотрудников большинство! Автор Емельянова Екатерина

Памятка первостольнику: все юридические риски

19 июля онлайн-журнал «Катрен-Стиль» провел вебинар «Риски фармацевтической деятельности: персональная ответственность первостольника». В ходе вебинара доцент кафедры управления и экономики фармации Северо-Западного государственного медицинского университета (СЗГМУ) Лариса Гарбузова емко описала все возможные нарушения, которые может допускать работник аптеки при выполнении ежедневной работы, а также последствия таких нарушений. Сегодня мы публикуем краткий обзор вебинара с ключевыми тезисами и наглядными схемами.

Определения

Начнем с терминологии. Что такое юридические риски? Это в первую очередь риски потерь из‑за нарушения законодательства. Что такое юридическая ответственность? Это, согласно определению из теории права, «применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния». Другими словами, это правовосстановительные или карательные меры, применяемые за какой‑либо проступок.

Какой ущерб может причинить фармацевт? Для того чтобы это понять, нам понадобятся два определения. Одно из ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»: «Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи». Другое — из ФЗ № 61 «Об обращении лекарственных средств»: «В случае, если вред здоровью граждан причинен вследствие применения ЛП, пришедшего в негодность в результате нарушения правил хранения ЛС, правил оптовой торговли ЛП, правил отпуска, правил изготовления и отпуска ЛП, возмещение вреда осуществляется соответственно организацией оптовой торговли ЛС, аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность…, допустившими продажу или отпуск такого лекарственного препарата».

Другими словами, это причинение вреда жизни или здоровью граждан. Надо отметить, что возмещение подобного вреда не освобождает медицинских и фармацевтических работников от привлечения их к ответственности в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, помимо возмещения ущерба к ответственному лицу так же будут применены меры ответственности.

Рассмотрим подробнее виды юридической ответственности:

Администрация предприятия, учреждения, организации

Уполномоченное на то лицо организации, предприятия

Суд, административный орган

Административные комиссии, суды, надзорные органы и т. д.

Материальная ответственность. Если по вине сотрудника организация несет расходы, например, возмещает ущерб покупателю или платит штрафы по его вине. В таком случае у организации есть право взыскать размер ущерба с сотрудника, который стал виновником.

Дисциплинарная ответственность фармацевтических работников. Нарушения трудовой дисциплины, согласно ТК, являются причиной для увольнения. Трудовая дисциплина — это соблюдение должностных обязанностей.

Гражданско-правовая ответственность. Первостольники не имеет таких функций, нарушение которых повлечет за собой такой вид ответственности.

Административная ответственность фармацевтических работников. Чаще всего именно она подразумевается при разговорах о нарушениях. Это не что иное, как штрафные санкции. Однако здесь стоит отметить, что первостольники ее практически не несут. Поскольку штрафы налагают на должностных, а не физических лиц.

Согласно нормам статьи 2.4 КоАП РФ должностные лица это:

а) руководители организаций (независимо от форм собственности);

б) работники организаций, которые выполняют административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции (например, заместители руководителя, главный бухгалтер, руководители структурных подразделений):

постоянно, в силу своего служебного положения или по специальному полномочию (например, в силу разовой доверенности, выданной руководителем, в связи с временным исполнением функций руководителя на основании приказа по организации);

в) индивидуальные предприниматели, т. е. физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (физические лица, которые прошли государственную регистрацию в качестве ИП). ИП приравниваются к должностным лицам, если только другими нормами КоАП не установлено иное.

Таким образом, первостольник, как сотрудник, не выполняющий административных функций, не несет административной ответственности. Однако это не значит, что к нему не могут быть применены другие меры взысканий. Например, депремирование (т. е. возмещение наложенного штрафа из заработной платы сотрудника) или увольнение.

А вот с уголовной ответственностью всё иначе. Она распространяется на физических лиц. По каким статьям фармацевту может грозить уголовное наказание:

  • причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ст. 109 УК РФ, ч. 2);
  • причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей (ст. 118, ч. 2);
  • занятие частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека или смерть человека (ст. 235 УК РФ, ч. 1 и 2);
  • нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание людей, отравление или смерть (ст. 236 УК РФ, ч. 1 и 2).

Частые причины нарушений

Основная масса нарушений, конечно же, связана с отпуском и реализацией товаров в аптеке. Об этом чуть позже, а пока хотелось бы обратить внимание на фармацевтическое консультирование. Согласно Правилам надлежащей аптечной практики, оно входит в обязанности работника, а именно в его функции включено: «предоставление достоверной информации о товарах аптечного ассортимента, их стоимости, фармацевтическое консультирование», «информирование о рациональном применении лекарственных препаратов в целях ответственного самолечения».

О консультировании также говорится в профстандарте «Провизор». Скорее всего, фармконсультирование будет включено и в пока не утвержденный профстандарт «Фармацевт». Фармацевтическое консультирование важно еще не только с этической стороны, но и с точки зрения выгоды — ведь это прямое повышение выручки.

Еще раз напомним определение фармконсультирования: «Фармацевтическое консультирование — доступ к информации о порядке применения или использования товаров аптечного ассортимента, в том числе о правилах отпуска, способах приема, режимах дозирования, терапевтическом действии, противопоказаниях, взаимодействии лекарственных препаратов при одновременном приеме между собой и (или) с пищей, правилах их хранения в домашних условиях» (п. 8 Правил НАП).

Кроме этого стоит помнить о нормах приказа Минздрава РФ от 11.07.2017 № 403н: «При отпуске лекарственного препарата фармацевтический работник информирует лицо, приобретающее (получающее) лекарственный препарат:

  • о режиме и дозах его приема;
  • о правилах хранения в домашних условиях;
  • о взаимодействии с другими лекарственными препаратами».

Информирование о наличии аналогов

Еще одно нарушение может быть связано с тем, что первостольник не сообщает покупателю о более дешевых аналогах препаратов. В действующих нормативных документах указывается, что «фармацевтический работник не вправе скрывать от покупателя информацию о наличии иных ЛП, имеющих одинаковое МНН, и цены на них относительно к запрошенному» (приказ от 31.08.16. № 647н), а также «не вправе предоставлять недостоверную и (или) неполную информацию о наличии лекарственных препаратов, включая лекарственные препараты, имеющие одинаковое МНН, в том числе скрывать информацию о наличии ЛП, имеющих более низкую цену» (приказ от 11.07.17 № 403н).

Обратите внимание на формулировку: не вправе скрывать. Но не забывайте, что это лицензионное требование, а значит, ответственность за его нарушение весомая. Однако недавно в Госдуму был внесен законопроект, который предлагает законодательно закрепить обязанность в первую очередь информировать покупателя о наличии самого дешевого препарата с аналогичным МНН, а также о наличии всех остальных ЛС с таким же действующим веществом. Но пока это только законопроект.

Выявить нарушение этого требования сейчас почти невозможно, ведь контрольные закупки Росздравнадзору еще не разрешены. Поэтому только в виде жалоб от посетителей, а их поступает достаточное количество.

Нарушения отпуска

Теперь поговорим про нарушения отпуска. Самое частое нарушение — это, конечно же, отпуск без рецепта. Сразу отметим, что первостольник обязан провести экспертизу рецепта, чтобы определить правильность его оформления и благодаря этому решить — отпускать по нему препарат или нет. В свете приказа № 403н этому уделяется особое внимание.

Для наглядности приведем таблицу с алгоритмом проведения экспертизы:

algorithm.png

Кроме этого, напомним о нюансах по специальным пометкам на бланках рецептов. На бланках № 107/у-НП или № 148–1/у-88 может быть пометка «По специальному назначению». В таком случае в рецепте может быть выписано количество ЛП, превышающее предельно допустимые количества или рекомендованные количества (приложения № 1 и № 2 к Приказу Минздрава РФ от 20 декабря 2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов…»). При этом такой рецепт выписывается на курс лечения до 60 дней и заверяется подписью медицинского работника и печатью МО «Для рецептов».

На бланках № 107–1/у может быть пометка «Пациенту с хроническим заболеванием». В таком случае обязательно указывается срок действия рецепта (от 2 до 12 месяцев) и периодичность отпуска ЛП (еженедельно, ежемесячно или иные периоды). Такой рецепт заверяется подписью и личной печатью медицинского работника, а также печатью МО «Для рецептов».

Более подробно о порядке действий при выявлении неправильно оформленного рецепта можно будет узнать на вебинаре «Что делать при выявлении неправильно выписанного рецепта: требования надлежащей аптечной практики и алгоритм обслуживания клиента аптеки», который состоится 8 августа в 12:00 по московскому времени.

Теперь же рассмотрим частные варианты нарушений при отпуске и реализации товаров аптечного ассортимента.

Самые распространенные нарушения при отпуске:

  • Отпуск без рецепта рецептурных ЛП.
  • Отпуск ЛП по неправильно оформленным рецептам. В каком случае отказывать в отпуске по неправильным рецептам, а когда отпускать? Ответ всегда один — рецепт должен соответствовать приказу № 1175. Поэтому каждый такой случай — на вашей ответственности.
  • Реализация ЛП с ограниченным сроком годности. Это продажа препаратов курсового приема, у которых кончается срок годности и ясно, что пациент не успеет принять весь курс до истечения срока годности. Это нарушение. Как и реализация препаратов с истекшим сроком годности.
  • Отпуск ЛП без инструкции по применению. Такое происходит при делении вторичной упаковки или отпуске в первичной упаковке.
  • Нарушение правил ведения ПКУ ЛП.
  • Не подшиты документы, подтверждающие приход и расход ЛП, подлежащих ПКУ.

Какова ответственность за нарушения отпуска ЛС?

Вид
правонарушения
Ответственность (штрафные санкции) Статья КоАП и контролирующий орган
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) — на должностных лиц:
от 3000 до 4000 руб.;
— на юридических лиц:
от 30 000 до 40 000 руб.
Ч. 3 ст. 14.1
Росздравнадзор
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) — на должностных лиц:
от 5000 до 10 000 руб.;
— на юридических лиц:
от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Ч. 4 ст. 14.1
Росздравнадзор

Еще раз стоит повторить, что если нарушение при отпуске совершил первостольник, то штрафовать будут аптеку, ИП или должностное лицо, которое должно было обеспечить соблюдение правила отпуска (кто разрабатывал локальные документы, СОПы). Таким образом, лично первостольник штрафы оплачивать не будет.

Административная ответственность фармацевтических работников за нарушение правил продажи отдельных видов товаров

Вид
правонарушения
Ответственность (штрафные санкции) Статья КоАП и контролирующий орган
Нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов (ТР) или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих ТР обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам… эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям — на граждан:
от 1000 до 2000 руб.;
— на должностных лиц:
от 10 000 до 20 000 руб.;
— на ИП:
от 20 000 до 30 000 руб;
— на юридических лиц:
от 100 000 до 300 000 руб.
Ч. 1 ст. 14.43
Росздравнадзор и Роспотребнадзор
Такие же действия, предусмотренные ч. 1 ст. 14.43, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан… — на граждан:
от 2000 до 4000 руб.;
— на должностных лиц:
от 20 000 до 30 000 руб.;
— на ИП:
от 30 000 до 40 000 руб.;
— на юридических лиц:
от 300 000 до 600 000 руб.
Ч. 2 ст. 14.43
Росздравнадзор и Роспотребнадзор
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.43 — на граждан:
от 4000 до 5000 руб.;
— на должностных лиц:
от 30 000 до 40 000 руб.;
— на ИП:
от 40 000 до 50 000 руб.;
— на юридических лиц:
от 700 000 до 1 000 000 руб.
Ч. 3 ст. 14.43
Росздравнадзор и Роспотребнадзор

Реализация пищевой продукции

Необходимо обращать внимание, что при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем (ст. 17 Технического регламента Таможенного союза 021/2011). Кроме этого, при реализации нужно обеспечить «предоставление необходимой и достоверной информации покупателю, в том числе сведений об обязательном подтверждении соответствия, о цене, сведения о государственной регистрации, сведения о назначении, условиях и области применения, а также о противопоказаниях для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать эти сведения) (пункты 11, 12, 32 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55)»

В случае, если реализуется пищевая продукция, не упакованная в потребительскую упаковку, или отсутствует часть информации, которая размещена на листках-вкладышах, прилагаемых к упаковке, продавец обязан довести информацию о такой продукции до потребителя (ст. 17 Технического регламента Таможенного союза 021/2011), а именно:

  • состав пищевой продукции;
  • количество пищевой продукции;
  • наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или ФИО и место нахождения индивидуального предпринимателя — изготовителя пищевой продукции, а также, в случаях, установленных настоящим Техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица…;
  • рекомендации и (или) ограничения по использованию;
  • показатели пищевой ценности пищевой продукции;
  • сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (ГМО).

Также при реализации БАД нельзя скрывать, что это БАД. Иначе это будет считаться введением потребителя в заблуждение и наказываться штрафом до 500 000 рублей. Это же положение относится и к реализации косметической продукции: нельзя скрывать, что предлагается косметика.

Кроме этого, при продаже парфюмерно-косметической продукции (ПКП) необходимо обратить внимание на пункты Постановления Правительства № 55 от 19.01.98, где указана вся необходимая информация, которая должна сопровождать парфюмерию или косметику. Кроме этого, Положение обязывает иметь косметические пробники:

  • с запахом духов, одеколонов, туалетной воды с использованием для этого лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, предоставляемых изготовителями товаров;
  • с другими свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров.

Важный аспект, касающийся ПКП: «При передаче товаров в упаковке с целлофановой оберткой или фирменной лентой покупателю должно быть предложено проверить содержимое упаковки путем снятия целлофана или фирменной ленты. Аэрозольная упаковка товара проверяется лицом, осуществляющим продажу… в присутствии покупателя».

Ограничение продаж

И в заключение скажем немного об ограничениях при продвижении лекарственных препаратов и медицинских изделий. Два основных нормативных документа, касающихся этого вопроса, — это статья 67.1 Федерального закона от 12.04.2010 № 61‑ФЗ и статья 74 Федерального закона от 21.11.2011 № 323‑ФЗ. Согласно им:

«Фармацевтические работники и руководители аптечных организаций не вправе:

  1. принимать подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, и принимать участие в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компании (организаций, занимающихся разработкой, производством и (или) реализацией лекарственных препаратов или медицинских изделий) или представителя компании;
  2. получать от компании, представителя компании образцы лекарственных препаратов или медицинских изделий для вручения населению;
  3. заключать с компанией, представителем компании соглашения о предложении населению определенных ЛП или МИ;
  4. предоставлять населению недостоверную и (или) неполную информацию о наличии медицинских изделий, в том числе скрывать информацию о наличии ЛП, МИ, имеющих более низкую цену».

На сегодняшний день за нарушение этих требований предусмотрена ответственность по статье 6.29 КоАП «Невыполнение обязанностей об информации о конфликте интересов». Однако стоит отметить, что сейчас есть ответственность только в том случае, если сотрудник, приняв такое предложение о продвижении какого‑либо препарата за вознаграждение, не сообщил об этом своему руководителю. А руководитель, в свою очередь, не сообщил соответствующую информацию в Росздравнадзор о таком конфликте интересов. Законопроект о более строгой ответственности за подобные «договоры о продвижении» в настоящий момент находится на стадии разработки.

Напомним, что зарегистрироваться на полезные и интересные вебинары от журнала «Катрен-Стиль» легко и просто. Участие в бесплатном вебинаре в режиме онлайн дает уникальную возможность задать свой вопрос эксперту и получить оперативный ответ.

За «первым столом» и дальше

Карьера и HR: За «первым столом» и дальшеЗаходя в аптеку, мы хотим не только приобрести лекарства и сопутствующие товары, но, кроме того, нередко ещё и получить совет. А иногда – и на жизнь пожаловаться. Поэтому работу первостольника, обслуживающего клиентов аптеки, лёгкой уж точно не назовёшь.

Каждой аптеке – свой специалист

Прежде чем рассказывать о сотрудниках, хочется несколько слов сказать о том, какие сегодня существуют аптеки. Их главный отличительный признак – это форма выкладки, которая бывает открытой и закрытой. Закрытая (когда провизор или фармацевт стоит за прилавком – «первым столом») более привычна для людей старшего поколения, ведь именно такими были все советские аптеки. Открытая форма выкладки (такие учреждения в фармацевтической среде называют «аптека-маркет») появилась на постсоветском пространстве и предполагает, что покупатель имеет возможность сам выбрать и взять то, что ему нужно, а затем пробить товары на кассе. В этом случае провизоры и фармацевты находятся не за прилавком, а в зале, чем напоминают продавцов-консультантов в современном магазине.

Конечно же, отличаются аптеки по величине ассортимента, расположению и проходимости. Все эти различия накладывают отпечаток и на работающих в них специалистов, а точнее, предъявляют к ним определённые требования (не только к опыту работы и квалификации, но и к личностным особенностям). Первостольник, работающий в аптеке закрытой формы в спальном районе, должен уметь не только быстро и качественно обслужить клиентов, но и терпеливо выслушать, уделить внимание тем, кто в этом нуждается. В таких аптеках очень важен личный контакт с посетителями. И наоборот: там, где высокая проходимость и люди заходят в аптеку по дороге на работу или в обеденный перерыв, очень важна скорость обслуживания, умение быстро реагировать, чёткость действий. В аптеках с открытой формой выкладки, где сотрудника и клиента аптеки не разделяет прилавок, нужно иметь очень высокие коммуникативные навыки и любить общение, иначе такая работа может превратиться в сплошной стресс.

Профессия и образование

Теперь, собственно, о самих сотрудниках аптек. Как и в любом другом бизнесе, здесь существует своя иерархия. Основными специалистами, с которыми приходится сталкиваться посетителям аптек, являются фармацевты и провизоры, которых ещё называют «первостольниками», так как они работают за «первым столом».

Фармацевт (от греч. pharmakeutes – приготовляющий лекарства) – это специалист, получивший среднее специальное фармацевтическое образование. Провизор (от лат. provisor – заранее заботящийся, заготовляющий, предвидящий) имеет высшее фармацевтическое образование. Кроме того, звание провизора даёт право на самостоятельную фармацевтическую работу и на управление аптекой.

Получить диплом фармацевта в столице можно лишь в одном учебном заведении – Московском фармацевтическом училище №10, а также в подмосковных училищах – Люберецком медицинском колледже, Орехово-Зуевском медицинском колледже, Серпуховском медицинском училище. Период обучения: 2 года 10 месяцев на базе 11 классов и 3 года 10 месяцев на базе 9 классов.

Провизоров в Москве готовят несколько вузов, среди которых: Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (ПМГМУ), Российский университет дружбы народов (РУДН), Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ).

Карьера и HR: За «первым столом» и дальшеКроме того, по словам директора по продажам Kelly Services Натальи КУРАНТОВОЙ, котируется также ряд вузов, расположенных в других регионах страны:

Пятигорский медико-фармацевтический институт (ПМФИ), являющийся филиалом Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ); Пермская государственная фармацевтическая академия (ПГФА); Курский государственный медицинский университет (КГМУ); Нижегородская государственная медицинская академия (НижГМА); Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова (РязГМУ).

Также провизор должен окончить интернатуру и получить соответствующий сертификат.

Карьера

Карьерная лестница в аптеке выглядит примерно следующим образом: младший фармацевт – фармацевт – старший фармацевт – провизор-интерн – провизор – старший провизор (стаж работы не менее 5 лет) – заместитель заведующего аптекой – заведующий аптекой (стаж руководящей работы не менее 5 лет). Кроме того, существует такая должность как провизор-аналитик. Это специалист, в задачи которого входит проведение проверок аптеки по всем вопросам, касающимся санитарного режима, технологии изготовления лекарственных средств, внутриаптечного контроля их качества, соответствующих условий хранения. А также в аптечных сетях работают заведующие аптечными складами (они должны иметь среднее профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «Фармация», а также стаж работы по учёту и контролю препаратов не менее 1 года).

Помимо специализированного образования, каждые 5 лет фармацевты и провизоры должны подтверждать (а иногда и повышать) свою квалификацию, пройдя кратковременное обучение (144–500 ак. часов), сдав экзамены и получив Сертификат фармацевта. Крупные аптечные сети, как правило, оплачивают своим сотрудникам такое обучение.

Уперевшись в «аптечный потолок», то есть став директором (заведующим) аптеки, можно перейти работать в офис аптечной сети (возможны разные позиции, например, региональный менеджер, то есть управляющий несколькими аптеками) или же уйти в фармацевтическую компанию, производящую и продающую медицинские препараты. Но это уже совсем другая история.

Компенсация

Согласно информации, предоставленной Кадровым агентством уникальных специалистов (КАУС), уровень заработных плат специалистов аптечного сегмента в Московском регионе (Москва и Московская область) на IV квартал 2013 года был следующим:

провизор/фармацевт – от 30 до 60 тыс. рублей в месяц (в среднем – 40–50 тыс.);
заведующий аптекой – от 45 до 75 тыс. рублей (в среднем – 50–65 тыс.);
руководитель аптечной сети – от 50 до 135 тыс. рублей (в среднем – 80–115 тыс. рублей в месяц).

Карьера и HR: За «первым столом» и дальшеПо мнению генерального директора КАУС Екатерины КРУПИНОЙ, вакансии с минимальной заработной платой можно часто встретить среди предложений работодателей. Однако, как правило, они долго остаются незакрытыми, а уже устроенные работники менее стабильны, поскольку легко могут найти работу с более высокой зарплатой. Вместе с тем заработные платы в рамках минимального уровня можно рекомендовать при привлечении специалистов без опыта работы или специалистов, которых можно привлечь дополнительными факторами (такими, как карьерный рост, близость работы к месту проживания, солидный соцпакет и т.д.).

Повышенный уровень оплаты характерен в следующих случаях: когда работодатели желают привлечь лучших и наиболее квалифицированных соискателей, если они предъявляют дополнительные требования или устанавливают нестандартные, специфические условия работы (большой опыт работы, наличие дополнительного образования, знаний, специфического опыта или навыков, знание иностранных языков, напряжённый характер работы на новом месте работы, переработки и т.д.), желают минимизировать время на поиск персонала или же в компании действует стратегия повышения стабильности коллектива и снижения текучести кадров.

По сведениям Натальи Курантовой, фармацевты и провизоры в Московском регионе зарабатывают на сегодняшний день от 45 до 65 тыс. рублей в месяц. На уровень оплаты этих специалистов, по информации эксперта, влияют: стаж работы, размер аптечной сети и умение продавать.

По запросу «фармацевт» на портале Job.ru было найдено 34 вакансии в Москве и МО и 156 вакансий по России. Предложения по заработной плате в московском регионе колеблются от 30 до 55 тыс. рублей, а в других регионах России – от 13 до 35 тыс. рублей. По запросу «провизор» нашлось 25 вакансий в Москве и МО и 124 вакансии по России. Заработная плата – от 35 до 65 тыс. рублей и от 14 до 40 тыс. рублей соответственно. Нередко название вакансии звучит как «фармацевт-провизор», да и выполняемые функции у этих специалистов часто абсолютно идентичные, поэтому отделить одних от других достаточно трудно.

Напоследок хочу сказать, что аптечные сети сегодня очень остро ощущают дефицит квалифицированного персонала. Специалисты, получившие дипломы фармацевтов и провизоров, нередко ищут более «хлебные» места и находят их, переквалифицировавшись в медицинских представителей, у которых и оплата выше, и всякие «приятные мелочи» вроде предоставления служебной машины и оплаты мобильной связи и ГСМ присутствуют. Да и работа не такая нервная и ответственная.

Всё о профессии фармацевт

Фармацевт – это специалист, который занимается изготовлением, исследованием и продажей лекарственных препаратов. Чаще эту должность занимают женщины. Такой профессионал должен знать:

  • как действуют препараты;
  • как правильно их принимать;
  • какие существуют побочные эффекты и противопоказания к их использованию;
  • как изготавливать лекарства по рецепту врача и пр.

Потребителей интересует, кто такой первостольник, – это человек, который работает в аптеке за кассой, консультирует покупателей и продает медицинские препараты.

История профессии фармацевт

Фармакология – это наука, которая изучает создание медицинских препаратов. Задачей исследований является расчет дозировки препарата с учетом многих факторов (возраст, физиологические особенности и пр.) и запуск его массового производства. Если интересует, кто такой фармацевт, – это человек, который:

  • работает с лекарственными препаратами;
  • знает свойства, химический состав средств;
  • может приготовить медикамент по рецепту врача или самостоятельно (на основании исследований химического состава лекарственных веществ и их воздействия на организм больного).

Началом фармакологии считается использование в далеком прошлом лекарственных трав для устранения боли и снятия воспаления. Лечение целебными растениями применялось еще в Древней Греции, где с этой целью использовались различные отвары. С того времени люди изучали воздействие трав на организм и использовали полученные знания для борьбы с заболеваниями.

В 1231 г. в Европе аптека впервые отделилась от больницы и стала самостоятельной структурой. С этого времени люди начали проводить научные исследования с целью изучения целебных свойств растений.

В 18 в. люди стали задумываться о массовом производстве лекарственных средств и медицинских препаратов. Это стало началом стремительного развития фармакологии как науки: появилось множество новых препаратов, которыми лечили опасные и распространенные заболевания того времени.

Фармакология сегодня, как и вся медицина, продолжает свое развитие и ищет новые способы лечения заболеваний. Поэтому специалисты данной области востребованы на рынке труда. Они могут найти себе место в аптеке, научных и исследовательских центрах и пр. Опытные специалисты стремятся заниматься собственным бизнесом и создать свою сеть аптек.

Всё о профессии фармацевт

Кто такие фармацевты?

Профессия аптекарь является одной из стабильных и востребованных должностей в России. Фармацевты – это специалисты, имеющие высшее или среднее фармацевтическое образование, которые могут заниматься фармацевтической деятельностью (продавать лекарственные препараты, изготавливать их по рецепту врача и т.д.).

Большинство специалистов занимаются продажей медикаментов и работают в аптеках или больницах в должностях фармацевт или провизор. Остальная часть занята на предприятиях, в аналитических лабораториях и научно-исследовательских институтах по изготовлению медикаментов и пр.

Направления профессии фармацевт и их описания

Фармацевтика – это наука, связанная с производственно-технологическими процессами изготовления различных медикаментов. Таким способом специалисты определяют нужную дозировку (формулу) лекарственных средств (учитывается возрастная категория пациентов, режим применения и тип введения лекарства) и запускают ее в массовое производство.

Окончив колледж, человек получает профессию фармацевта. Карьерную лестницу специалиста этой области можно представить следующим образом:

  • фармаколог;
  • провизор;
  • фармацевт.

В задачи фармацевта входит:

  • знания медицинских препаратов (названия, свойства, воздействие на организм, способы применения, противопоказания к использованию и т.д.);
  • продажа медикаментов покупателям (в случае необходимости умение подобрать аналог лекарства);
  • приготовление средств по рецепту врача (выполнение этой задачи встречается в редких случаях);
  • обеспечение правильных условий хранения медикаментов и пр.;
  • учет прихода и расхода лекарственных препаратов, составление рабочих отчетов и пр.

Специалист этого профиля не должен консультировать больных и назначать им те или иные препараты. Поэтому покупателям не стоит требовать совета у аптекаря: самостоятельное лечение и прием лекарств, отпущенных не по назначению врача, могут привести к лишним денежным тратам, в худшем случае – к проблемам со здоровьем.

Фармацевт-провизор – это человек с высшим образованием, который может управлять аптекой. Его задачами является оценивать качество медикаментов, назначать им цену, заниматься их производством, искать пути оптовой поставки лекарств (в том числе из зарубежных стран) и пр. Его миссия – обеспечить людей широким ассортиментом медикаментов. Чаще провизоры стремятся работать в научной сфере по разработке новых лекарств, вакцин и т.д. Провизор не назначает препараты (не занимается врачебной деятельностью), его цель – не допустить неправильного использования медикамента.

Фармаколог (или врач-фармацевт) изучает лекарства, их свойства и преимущества, может назначать препараты пациентам: другие доктора обращаются к нему за советом о целесообразности приема больным того или иного лекарства (или за поиском альтернативного пути лечения). Такой человек стремится знать все о новых препаратах.

Всё о профессии фармацевт

Достоинства и недостатки специальности

Любая деятельность подразумевает наличие плюсов и минусов профессии. Это относится и к должности аптекаря. К достоинствам специальности можно отнести:

  • интересная работа, позволяющая раскрыть свой потенциал (и заниматься саморазвитием), двигаться вверх по карьерной лестнице;
  • востребованность профессии;
  • достойные оплата и условия труда;
  • стабильность;
  • стаж работы и возраст сотрудника являются плюсом.

Профессия фармацевта имеет следующие недостатки:

  • возможен ненормированный рабочий день (ночные смены);
  • ежедневное общение с большим количеством разных покупателей (чаще это пожилые люди);
  • ответственность (ошибка в выдаче препарата по рецепту может стоить пациенту жизни).

Специалисты, непосредственно занятые изготовлением лекарств, могут иметь вредные условия труда (работать с веществами, которые негативно сказываются на здоровье человека), поэтому для них разработана система сокращенного рабочего дня и предусмотрены льготы.

Всё о профессии фармацевт

Насколько сложной является работа фармацевта?

Фармакология – это прогрессирующая наука: каждый день появляются новые лекарственные препараты, названия и действия которых специалисту нужно знать. Фармацевтическое дело подразумевает наличие большого объема теоретических знаний, постоянное изучение новой информации, желание заниматься исследовательской деятельностью и пр.

Работа фармацевта несложная: для нормальной деятельности ему требуются профессиональные знания, внимание и терпение (при работе с трудными покупателями), желание профессионального роста и т.д. Сотрудник аптеки несет ответственность за проданные лекарственные препараты. Поэтому работник должен четко представлять свойства каждого медикамента, уметь подбирать аналогичные препараты, внимательно выдавать лекарства, отпущенные по рецепту врача, быть сосредоточенным в течение рабочего дня и т.д.

Кому подходит профессия фармацевт?

Характеристика фармацевта включает наличие у специалиста хорошей памяти, предметно-действенного мышления, высокого уровня концентрации внимания (в течение многочасовой работы), склонности к научной исследовательской деятельности, развитые коммуникативные навыки.

Профессия подходит людям, имеющим склонность к точным наукам (особенно это относится к биологии, химии), способным работать с большим объемом информации. Такие специалисты аккуратны, педантичны и ответственны.

Какими личностными качествами должен обладать фармацевт?

Для работы с лекарственными препаратами человек должен обладать особым характером. Личностные качества фармацевта включают:

  • ответственность;
  • пунктуальность;
  • аккуратность;
  • терпение и усидчивость;
  • продуктивность;
  • работоспособность;
  • хорошая память;
  • концентрация внимания (включая многочасовой рабочий день).

Чтобы стать сотрудником аптеки, нужно иметь желание помогать людям. Медицинские препараты – это специфичный товар, который необходимо хорошо знать. Прием противопоказанных лекарств может стать причиной смерти.

Всё о профессии фармацевт

Требования к работнику фармации

При трудоустройстве руководитель выдвигает профессиональные требования к будущему сотруднику. Фармацевт должен:

  • знать физико-химические свойства медицинских препаратов и правила их хранения;
  • правильно подобрать аналог искомому препарату;
  • знать латынь;
  • уметь сохранять четкость мысли при многочасовом рабочем дне;
  • оперировать большим количеством информации;
  • тактично общаться с разными покупателями.

Часто молодым специалистам идут на уступки и охотно принимают их с дипломом о среднем специальном образовании. Новые сотрудники работают под чутким руководством заведующего аптекой.

Обязанности фармацевта

В случае необходимости специалист данного профиля должен уметь оказать первую медицинскую помощь и всегда соблюдать врачебную тайну. Другие обязанности фармацевта, работающего в аптеке:

  • продажа лекарств (включая проверку рецептов медикаментов, которые не отпускаются без назначения врача);
  • общение с покупателями и подбор аналогичных препаратов;
  • ведение учета прихода и расхода средств;
  • приготовление некоторых видов лекарств (по рецепту врача);
  • правильное хранение препаратов;
  • составление рабочих отчетов.

Специалисты, связанные с исследовательской деятельностью и производством препаратов, должны иметь углубленные знания процесса изготовления медикамента, искать эффективные пути лечения различных заболеваний и пр.

Всё о профессии фармацевт

Как стать фармацевтом?

Задумываться о будущей профессии стоит в начале 9 класса. Это дает возможность подготовиться к выпускным школьным экзаменам и вступительным испытаниям в средних и высших учебных заведениях. Чтобы стать фармацевтом, следует четко представлять будущее направление деятельности, и в соответствии с этим выбирать образовательное учреждение.

Где учиться на фармацевта или провизора и сколько?

После 9 класса можно поступить в соответствующий медицинский колледж или училище по специальности «фармация». Обучение будет длиться около 3-4 лет.

На фармацевта в высших образовательных учреждениях обучают после 11 класса в течение 5-6 лет. Выбор сдачи ЕГЭ зависит от требований выбранного вуза. Чаще школьники сдают экзамены по русскому языку, химии и биологии. Некоторые институты требуют сдачи физики или обществознания.

Список высших учебных заведений, предлагающих обучение по специальности «фармация»:

  1. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ).
  2. Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова (Сеченовский университет).
  3. Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова (РНИМУ).
  4. Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет (СПХФУ).
  5. Новосибирский государственный медицинский университет (НГМУ).

Всё о профессии фармацевт

Перспективы карьерного роста

Фармацевт, получивший среднее специальное образование, должен постоянно повышать свою квалификацию, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Параллельно работая в аптеке, он может учиться в высшем учебном заведении заочно.

Специалист, имеющий диплом высшего учебного заведения, может рассчитывать на должность заведующего аптекой (провизора) или менеджера на медицинском складе. При наличии амбиций, желания и профессионального опыта он может начать свой бизнес по продаже лекарственных средств и медицинских препаратов.

Варианты развития карьеры

Профессиональный рост фармацевтов достаточно ограничен. Многие по окончании учебных заведений работают в частных или государственных аптеках в должности продавца. Более амбициозные добиваются должности заведующего аптекой или занимаются научной деятельностью в лабораториях или исследовательских институтах.

Где могут работать фармацевты?

Если интересует, где работают фармацевты: в аптеках, больницах, аналитических лабораториях, научно-исследовательских институтах, на фармацевтических фабриках и предприятиях, занимающихся производством медицинских препаратов, в государственных контролирующих органах и пр.

Востребованность профессии

Востребованность профессии фармацевт достаточно высока. Это объясняется ростом аптечного бизнеса (который приносит хорошие доходы). С другой стороны, это связано с постоянным развитием медицины, непрекращающимися исследовательскими трудами и пр.

Работа специалиста данного профиля считается стабильной. Профессиональный рост имеет ограниченные возможности.

Сколько зарабатывают фармацевты в России?

В России фармацевтам платят в среднем 25-35 тыс. руб. В крупных городах зарплата может доходить до 40 тыс. руб. и выше. К этому стоит прибавить премии при выполнении плана продаж и пр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *