ФСБУ 6/2020: как по-новому учитывать основные средства с 1 января 2022 года
Новый стандарт ФСБУ 6/2020 «Основные средства» с 2022 года сильно меняет порядок бухгалтерского учёта основных средств. Рассказываем об изменениях, которые затронут всех, и о послаблениях для малого бизнеса. В конце статьи — видео с вебинара Алексея Иванова и Людмилы Архипкиной по применению нового стандарта.
Кто должен применять ФСБУ 6/2020
Использовать новый стандарт обязаны все коммерческие и некоммерческие организации. Исключение закон делает только для бюджетников ( п. 2 ФСБУ 6/2020) . Малые предприятия, которые ведут упрощённый бухгалтерский учёт, тоже обязаны перейти на новый стандарт, но могут не применять отдельные его положения ( п. 3 ФСБУ 6/2020) . Подробнее об этом ниже.
Что относится к основным средствам по новому стандарту
Объект можно отнести к основным средствам, если он удовлетворяет п. 4 стандарта:
- Обладает материально-вещественной формой. Раньше этого критерия не было, хотя на практике он подразумевался.
- Предназначен для использования организацией в её обычной деятельности, как коммерческой, так и некоммерческой. При этом фактически объект может и не использоваться. В перечень возможных направлений использования основных средств в новом стандарте добавлена охрана окружающей среды.
- Компания предполагает использовать объект в будущем в течение длительного времени:
- получать с его помощью доход, если речь идёт о коммерческой компании;
- достигать целей, определённых уставом некоммерческой организации.
В общем случае период использования объекта должен быть более 12 месяцев. Если операционный цикл бизнеса превышает 12 месяцев, то организация должна планировать использовать объект в течение времени, превышающего операционный цикл.
Новый стандарт не распространяется на следующие объекты учёта, даже если они обладают перечисленными признаками ( п. 6 ФСБУ 6/2020) :
1. Капитальные вложения — для них разработан отдельный стандарт ФСБУ 26/2020 .
2. Долгосрочные активы, предназначенные для перепродажи. Такие активы учитывают в соответствии с ПБУ 16/02 .
Как учитывать малоценные основные средства
Организация может исключить отдельные объекты из состава основных средств, если установит в учётной политике стоимостной лимит. Его определяет сама организация с учётом существенности ( п. 5 ФСБУ 6/2020 ). На основные средства, которые стоят меньше этого лимита, ФСБУ 6/2020 не распространяется. Стоимость малоценных объектов основных средств относят на расходы периода.
Однако нужно организовать учёт этих активов. Методику организация разрабатывает сама и отражает в учётной политике. Например, можно учитывать малоценные основных средств на забалансовом счёте или в специальной ведомости.
Никаких суммовых ограничений новый стандарт не предусматривает. Теперь можно установить лимит для основных средств в любой сумме. В частности, если компания работает на ОСНО и хочет свести к минимуму налоговые разницы, она может установить лимит в 100 тыс. руб. как в налоговом учёте.
Лимит для ОС можно установить не только в виде фиксированной суммы, но и в процентах от общей стоимости этого вида активов ( п. 5 рекомендации БМЦ от 29.03.2021 № Р-126/2021-КпР ). Например, можно определить, что группа основных средств является несущественной, пока её доля составляет менее 5% от общей стоимости ОС, принадлежащих компании.
В то же время по рекомендации Минфина следует устанавливать лимит не на группу, а на каждый объект ОС в отдельности ( письмо от 25.08.2021 № 07-01-09/68312) .
Компания может воспользоваться любым из этих вариантов, отразив его в учётной политике.
Оценка основных средств при признании
Новый объект основных средств оценивают по первоначальной стоимости. Это вся сумма капвложений, связанных с этим объектом ( п.12 ФСБУ 6/2020 ).
В первоначальную стоимость объекта включают оценочные обязательства, например, по предстоящему демонтажу или восстановлению окружающей среды после ликвидации объекта основных средств . Эти оценочные обязательства за время использования объекта могут меняться.
Здесь возможны два варианта ( п. 23 ФСБУ 6/2020) :
1. Если изменилось само оценочное обязательство, нужно изменить первоначальную стоимость основных средств .
2. Если же изменилась приведённая стоимость обязательства, то изменение нужно отнести на прочие доходы или расходы периода.
Организация должна регулярно проверять основные средства на обесценение в соответствии с МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» ( п. 38 ФСБУ 6/2020) . К признакам обесценения актива относятся, например, его физический или моральный износ, неблагоприятная рыночная конъюнктура или ликвидация направления бизнеса, для которого он приобретался.
При проверке на обесценение актив нужно оценить две величины:
- справедливая стоимость актива;
- ожидаемый денежный поток от его использования.
Стоимость объекта основных средств доводится до наибольшей из этих оценок.
Обесценение основных средств относят на прочие расходы. В соответствии с п. 2 рекомендации БМЦ от 20.02.2015 № Р-56/2015-КпР здесь нужно использовать корреспонденцию со счётом 02, на котором следует завести отдельный субсчёт:
Малые предприятия, которые ведут упрощённый бухучёт, могут не пересчитывать стоимость основных средств при изменении оценочных обязательств и не проверять основные средства на обесценение.
Оценка основных средств после признания
Есть два варианта последующей оценки основных средств после признания ( п. 13 ФСБУ 6/2020) :
1. Продолжать оценивать объект по первоначальной стоимости.
2. Использовать переоценённую стоимость.
При выборе варианта с переоценкой организация должна регулярно пересматривать стоимость основных средств так, чтобы она была равна справедливой стоимости или близка к ней ( п. 15 ФСБУ 6/2020 ). Справедливую стоимость определяют по МСФО (IFRS) 13 «Оценка справедливой стоимости» .
Организация может выбрать один из вариантов последующей оценки для каждой группы основных средств . Под группой в рамках стандарта понимают совокупность объектов основных средств со сходным характером использования ( п.11 ФСБУ 6/2020 ). Это может быть, например, недвижимость, транспорт, оргтехника.
Если у организации есть инвестиционная недвижимость, то её обязательно нужно выделить в отдельную группу. Речь идёт о недвижимом имуществе, которое предназначено для сдачи в аренду и (или) последующей перепродажи с наценкой.
Для основных средств , которые не относятся к инвестиционной недвижимости, действуют следующие правила переоценки ( пп. 16-20 ФСБУ 6/2020) :
1. Переоценивать можно по мере изменения справедливой стоимости, но не реже, чем раз в год.
2. Возможны два варианта переоценки:
- пропорциональный пересчёт первоначальной стоимости и накопленной амортизации;
- уменьшение первоначальной стоимости на сумму накопленной амортизации с последующей корректировкой до справедливой стоимости.
3. Сумма дооценки объектов увеличивает добавочный капитал:
Дт 01 Кт 83 — увеличена стоимость ОС;
Дт 83 Кт 02 —амортизация списана за счёт добавочного капитала.
4. Сумма уценки относится на финансовые результаты периода:
Дт 02 Кт 01 — первоначальная стоимость уменьшена за счёт амортизации;
Дт 91.2 Кт 01 — дополнительная уценка сверх накопленной амортизации
Инвестиционную недвижимость переоценивают по отдельным правилам (п. 21 ФСБУ 6/2020):
1. Переоценивать нужно на каждую отчётную дату.
2. Стоимость инвестиционного объекта после любой переоценки должна быть равна справедливой стоимости.
3. Как дооценка, так и уценка объекта относится на финансовый результат:
Дт 03 Кт 91.1 — дооценка;
Дт 91.2 Кт 03 — уценка.
Амортизация основных средств
Общие правила начисления амортизации
Теперь начислять амортизацию по объектам основных средств должны все юридические лица, на которых распространяется новый стандарт — как коммерческие, так и некоммерческие организации. Как и раньше, не нужно амортизировать объекты, свойства которых не меняются со временем, например — земельные участки.
Новый стандарт добавил ещё одну группу основных средств , не подлежащую амортизации. Это инвестиционная недвижимость, которую организация учитывает по переоценённой стоимости ( п. 28 ФСБУ 6/2020) .
В общем случае начинать начисление амортизации нужно с даты признания объекта в учёте, а завершать — с даты его списания. Но организация имеет право начинать и завершать начисление амортизации с 1 числа месяца, следующего соответственно за месяцем признания или списания объекта ( п. 33 ФСБУ 6/2020) .
Чтобы применять альтернативный способ начисления амортизации с 1 числа следующего месяца, нужно отразить это положение в учётной политике. Такой вариант позволит избежать отклонений между бухгалтерским и налоговым учётом, но лишь в том случае, когда объект введён в эксплуатацию в том же месяце, что и принят к бухучёту.
Теперь амортизацию нужно начислять вне зависимости от фактического использования основного средства, в том числе при длительных простоях или консервации.
Амортизацию по новым правилам не обязательно начислять ежемесячно. Это можно делать за отчётный период. Но если организация ведёт управленческий учёт и каждый месяц определяет финансовый результат, то логично продолжать считать амортизацию ежемесячно.
Элементы амортизации
Принимая объект основных средств на учёт, организация должна определить для него ликвидационную стоимость, срок полезного использования и способ начисления амортизации. Вместе эти показатели называются элементами амортизации.
Ликвидационная стоимость — это материальная выгода, которую организация предполагает получить от выбытия объекта в конце срока его полезного использования ( п. 30 ФСБУ 6/2020 ).
Срок полезного использования по каждому объекту организация определяет на основе ожидаемых условий эксплуатации, предполагаемого физического износа и морального устаревания, а также планов по замене и модернизации ОС ( п. 9 ФСБУ 6/2020) .
Амортизацию по новому стандарту нужно начислять так, чтобы к концу срока полезного использования балансовая стоимость объекта стала равной его ликвидационной стоимости ( п. 32 ФСБУ 6/2020) . Если балансовая стоимость достигла ликвидационной, или стала ниже её, например, после переоценки, то начисление амортизации следует приостановить. Таким образом, полностью самортизированные объекты ОС теперь будут отражаться в учёте не по нулевой, а по ликвидационной стоимости.
Ликвидационная стоимость может быть равна нулю, если выполняется одно из следующих условий ( п. 31 ФСБУ 6/2020 ):
1. Материальной выгоды от выбытия объекта в конце срока полезного использования не ожидается.
2. Указанная материальная выгода незначительна или не может быть определена.
Организация должна выбрать для каждой группы основных средств метод начисления амортизации из трёх способов начисления амортизации , предусмотренных стандартом:
- линейный способ;
- способ уменьшаемого остатка;
- способ расчёта пропорционально количеству продукции или объему работ.
Способ начисления амортизации нужно выбирать так, чтобы наиболее точно отразить распределение экономических выгод от использования объекта во времени ( п. 34 ФСБУ 6/2020 ).
Например, офисное или складское здание, как правило, приносит организации одну и ту же пользу и в первый, и в десятый год эксплуатации. Поэтому для здания нужно применять линейный способ амортизации. В этом случае амортизация за каждый период определяется, как отношение разности между балансовой и ликвидационной стоимостью к оставшемуся числу лет полезного использования ( п. 35 ФСБУ 6/2020 ).
Транспортное средство или станок обычно в первые годы использования эксплуатируют интенсивно, а затем — в щадящем режиме. В таких случаях следует использовать один из методов, которые учитывают интенсивность использования.
Если срок полезного использования объекта зависит от длительности работы, но внутри периода интенсивность эксплуатации меняется, то нужно использовать метод уменьшаемого остатка. При этом сумма амортизации за каждый последующий год должна быть меньше, чем за предыдущий. Формулу расчёта организация должна определить самостоятельно.
Если можно привязать срок полезного использования объекта к выпущенной продукции или выполненным работам, нужно применять способ расчёта амортизации пропорционально количеству продукции или объему работ. При этом нельзя определять сумму амортизации исходя из поступившей выручки ( п. 36 ФСБУ 6/2020 ).
Пример 1.
Организация построила модульный склад. Его первоначальная стоимость — 12 млн руб. Компания собирается использовать его 10 лет, а затем разобрать и продать конструктивные элементы за 2 млн руб.
Амортизация за первый год использования склада будет равна:
А1 = (12 млн руб. – 2 млн руб.) / 10 = 1 млн руб.
А2 = (12 – 2 млн руб. – 1 млн руб.) / 9 лет = 1 млн руб.
И так далее: если компания не будет пересматривать ликвидационную стоимость или другие элементы амортизации, то до конца срока полезного использования склада нужно каждый год начислять по нему 1 млн руб. амортизации.
Предположим, что после двух лет использования склада из-за роста цен на стройматериалы компания решила увеличить его ликвидационную стоимость с 2 млн руб. до 3 млн руб.
Тогда амортизация за третий и последующие годы уменьшится и станет равна:
А3 = (12 млн руб. – 3 млн руб. – 2 млн руб.) / 8 = 0,875 млн руб.
Элементы амортизации следует проверять и при необходимости пересматривать. По умолчанию это нужно делать раз в год. Также следует менять подход к начислению амортизации в случаях, когда изменились условия ( п. 37 ФСБУ 6/2020 ). Например, оборудование морально устарело из-за появления новых технологий, поэтому его ликвидационную стоимость нужно снизить.
Списание основных средств
Новый стандарт устанавливает следующие причины для списания объекта ОС в бухучёте ( п. 40 ФСБУ 6/2020 ):
1. Фактическое выбытие: передача другому лицу по любым основаниям или физическая утрата, например, из-за стихийного бедствия.
2. Невозможность дальнейшего использования, например, из-за истечения предельного срока эксплуатации.
3. Утрата способности приносить экономические выгоды в будущем. Например, объект физически изношен, морально устарел или больше не нужен компании из-за того, что соответствующая деятельность прекращена. При этом продать объект невозможно. В этом случае основное средство нужно демонтировать или утилизировать иным способом.
Накопленные амортизацию и обесценение нужно отнести на уменьшение первоначальной (переоценённой) стоимости объекта ( п. 42 ФСБУ 6/2020 ):
Если в процессе выбытия организация получила материальные ценности, то их стоимость тоже уменьшает первоначальную стоимость объекта:
Оставшуюся балансовую стоимость следует отнести на расходы периода ( п. 44 ФСБУ 6/2020 ):
Затраты на выбытие также в общем случае списывают за счёт текущих расходов периода ( п. 43 ФСБУ 6/2020 ):
Дт 91.2 Кт 60 (70, 69, 71…).
Если под выбытие объекта основных средств было создано оценочное обязательство, то затраты на выбытие нужно списать за счёт этого обязательства:
Дт 96 Кт 60 (70, 69, 71…).
Пример 2.
Организации принадлежит грузовой автомобиль. Первоначальная стоимость — 800 тыс. руб., накопленная амортизация — 120 тыс. руб. После аварии руководитель компании решил не восстанавливать автомобиль, а разобрать его на запчасти. Демонтажом занималась сторонняя организация, стоимость услуги — 50 тыс. руб. Стоимость запчастей, пригодных для дальнейшей эксплуатации — 140 тыс. руб.
Дт 02 Кт 01 120 тыс. руб. — первоначальная стоимость уменьшена на накопленную амортизацию.
Дт 10 Кт 01 140 тыс. руб. — учтена стоимость полученных запчастей.
Дт 91.2 Кт 01 540 тыс. руб. — остаточная стоимость автомобиля списана на затраты.
Дт 91.2 Кт 60 50 тыс. руб. — учтены затраты на демонтаж.
Какую информацию об основных средствах нужно раскрывать в бухгалтерской отчётности
Новый стандарт существенно расширил перечень информации, которую раскрывают в бухгалтерской отчётности с учётом её существенности ( п. 45 ФСБУ 6/2020). В частности, необходимо:
- Отразить сведения об инвестиционной недвижимости и других видах основных средств в разрезе групп: балансовая стоимость, амортизация, движение за отчётный период.
- Привести информацию о переоценке и обесценении основных средств, в том числе сведения, предусмотренные стандартом МСФО (IAS) 36«Обесценение активов» .
- Указать сведения о балансовой стоимости особых групп основных средств: объектах, которые пригодны для использования, но не используются, кроме случаев, когда это обусловлено сезонностью; основных средствах, сданных в аренду; объектах, в отношении которых имущественные права организации ограничены.
- Предоставить информацию об элементах амортизации основных средств и их корректировках, если таковые были.
Малые предприятия, которые ведут упрощённый бухучёт, могут существенно сократить объём информации об ОС, раскрываемой в отчётности. В частности, они могут не раскрывать данные о переоценке, обесценении и элементах амортизации ( п. 3 ФСБУ 6/2020 ).
Как перейти на ФСБУ 6/2020
Все, кто обязан использовать ФСБУ 6/2020, должны перейти на него не позднее 01.01.2022 ( п. 2 приказа Минфина от 17.09.2020 № 204н ).
В общем случае организации должны переходить на новый стандарт ретроспективно ( п. 48 ФСБУ 6/2020 ), то есть по требованиям нового стандарта пересчитать всю бухгалтерскую информацию об имеющихся основных средствах за прошедшие периоды.
Однако стандарт допускает и упрощённый вариант перехода (п. 49 ФСБУ 6/2020). В этом случае организация может не проводить ретроспективный пересчёт за прошедшие периоды. Но нужно единовременно провести следующие операции по состоянию на 01.01.2022:
1. Выделить объекты, которые ранее учитывались в качестве основных средств, а по новым правилам — не должны учитываться. Например, это малоценные основных средств со стоимостью ниже лимита. Их остаточную стоимость нужно списать на нераспределённую прибыль:
2. По всем оставшимся основным средствам пересчитать амортизацию с учётом ликвидационной стоимости, и также отнести разницу на нераспределённую прибыль. Эта же операция относится к тем объектам, которые ранее не учитывались в качестве основных средств , а по новому стандарту должны учитываться
3. Если организация решила вести учёт всех или отдельных групп ОС по переоценённой стоимости, то кроме корректировки амортизации нужно провести и переоценку тех активов, к которым это относится.
Выбранный вариант перехода нужно раскрыть в первой бухгалтерской отчётности, подготовленной по новому стандарту ( п. 52 ФСБУ 6/2020) .
Пример 3
На балансе компании на 31.12.2021 числится станок. Первоначальная стоимость — 500 тыс. руб., накопленная амортизация — 100 тыс. руб., балансовая стоимость — 400 тыс. руб. Срок полезного использования — 5 лет, фактически станок использовался 1 год.
Организация решила установить ликвидационную стоимость станка в сумме 150 тыс. руб. С учётом корректировки амортизация за 2021 год должна быть равна:
А = (500 тыс. руб. – 150 тыс. руб.) / 5 = 70 тыс. руб.
Б = 500 тыс. руб. – 70 тыс. руб. = 430 тыс. руб.
Таким образом, в результате пересчёта балансовая стоимость станка увеличилась на 30 тыс. руб. Эту разницу нужно отнести на нераспределённую прибыль:
Дт 02 Кт 84 30 тыс. руб.
Малые предприятия, которые ведут упрощённый бухучёт, могут переходить на новый стандарт перспективно — без пересчёта данных за прошлые периоды и остатков на начало 2022 года ( п. 51 ФСБУ 6/2020 ).
Как проводится учет объектов недвижимости
И коммерческая, и бюджетная структура время от времени оперирует с недвижимыми объектами. Поступление, выбытие, строительство объектов подлежат учету.
Бухучет объектов недвижимости
Бухучет недвижимости осуществляется в соответствии с этими актами:
- Положение по бухучету, установленное Приказом Минфина №26 н от 30.03.2001.
- Методические указания по учету ОС №91.
Учет не должен противоречить общим правилам. Существуют условия вхождения недвижимости в перечень основных средств (далее — ОС):
- Недвижимость необходима для ведения основной деятельности фирмы (продажа продукции, оказание услуг).
- Объект будет эксплуатироваться дольше года.
- Фирма не планирует перепродажу.
- Предполагается, что объект будет приносить финансовую выгоду. В этом случае его приобретение будет считаться обоснованным.
Перечень этих условий приведен в пункте 4 ПБУ 6/01. Эти правила касаются всех объектов ОС, к которым относится недвижимость. Учет проводится по стоимости объекта. Стоимость эта формируется исходя их фактических расходов фирмы на покупку, сборку, изготовление. Из этой суммы вычитаются все налоги, а также государственные пошлины. Однако в состав расходов можно включать регистрационные сборы, так как они связаны с покупкой. То есть траты на государственную регистрацию недвижимости будут списываться на текущие расходы. Списание выполняется в соответствии с общими правилами бухучета.
Вопрос: Организация в 2019 г. приобрела и приняла к учету объект недвижимости, который используется в операциях, облагаемых и не облагаемых НДС. НДС был принят к вычету в 2020 г. В каком порядке следует восстановить НДС за периоды использования объекта недвижимости в не облагаемых НДС операциях в 2019 г.?
Посмотреть ответ
Покупка объектов с учетом новых правил не считается капитальным вложением.
Объектами ОС они признаются на дату появления документов, подтверждающих готовность их к эксплуатации.
Это могут быть такие документы, как акт приема-передачи, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Амортизация будет начисляться по общим основаниям с первого дня месяца, который следует за месяцем принятия недвижимости к бухучету. В 2011 году порядок учета объектов был изменен. В частности, новые нормативные акты упразднили эти условия:
- Необязательны документы о регистрации объекта.
- Необязательна фактическая эксплуатация.
- Амортизация не начисляется в том случае, если имущество остается на счету 08.
С 2011 года имущество принимается к бухучету как ОС в том случае, если он отвечает этим требованиям:
- Соответствие положениям пункта 4,5 ПБУ 6/01.
- Капитальные вложения окончены.
- Есть документы, подтверждающие готовность к эксплуатации.
Регистрация для вхождения имущества в ОС необязательна. Амортизация собственности будет зависеть от того, когда она принята к учету. Месяц принятия к учету – это тот месяц, в котором окончены вложения и объект стал соответствовать характеристикам, оговоренным в пункте 4 ПБУ 6/01. Для амортизации необязательна передача бумаг на регистрацию. Объект можно принимать в состав ОС в дату подписания акта приема-передачи.
Принятие недвижимости к учету
Первоначальная стоимость объекта будет включать в себя эти составляющие:
- Если объект куплен: стоимость имущества, выставленная поставщиком, а также издержки на приведение объектов в вид, пригодный для эксплуатации.
- Если компания строит недвижимость: средства, заплаченные подрядчику.
Прочие издержки допустимо включать в расходы, сопутствующие деятельности фирмы. Учитывать эти траты нужно в том периоде, в котором они возникли. Рассмотрим проводки, актуальные при принятии объекта недвижимости:
- ДТ08 КТ60. Учет трат на приобретение или возведение объектов. Предполагается, что эти расходы входят в первоначальную стоимость.
- ДТ01 КТ08. Принятие объектов к учету.
Проводки выполняются на основании документов. К примеру, это акт приема-передачи недвижимости.
Бухучет реконструкции имущества при УСН
Реконструкция недвижимости – это улучшение объекта. Траты на реконструкцию учитываются в составе расходов. Признаются они тратами с даты эксплуатации объекта. Расходы должны равномерно списываться до окончания отчетного периода. К учету принимаются только те траты, которые были фактически оплачены.
Формирование первоначальной стоимости при ОСНО
Если фирма использует ОСНО, первоначальная стоимость включает в себя эти расходы:
- Стоимость возведенного или приобретенного имущества.
- Процент по кредиту, взятому для приобретения или строительства.
- Траты на улучшение объекта для того, чтобы он стал пригоден к эксплуатации.
- Прочие траты, сопутствующие приобретению (к примеру, комиссионные).
Если фирма использует ОСНО, для учета и амортизации также необязательно посылать документы на государственную регистрацию.
Особенности учета объектов у продавца
Если недвижимость была продана, ее стоимость списывается с учета. Выручка от реализации признается в этих случаях:
- У фирмы есть право собственности на объект, подтвержденное документами.
- Сумма выручки от продажи известна.
- Есть признаки того, что фирма получит экономическую выгоду от реализации.
- Покупатель получил право собственности на объект.
- Траты на операцию можно установить однозначно.
Доходы и траты от списания будут зачислены на прибыль и убыток.
Бухгалтерские проводки
Фирма-продавец выполняет следующие проводки:
- ДТ02 КТ01. Списание амортизации, начисленной по объекту.
- ДТ45 КТ01. Списание остаточной стоимости.
- ДТ62 КТ91.1. Выручка от продажи.
- ДТ91.2 КТ68. Начисление НДС.
- ДТ91.2 КТ45. Списание остаточной стоимости.
- ДТ91.9. КТ99. Фиксация прибыли.
В налоговой документации необходимо отразить доход от реализации, расходы, прибыль от продажи.
Учет покупки объектов
Фирма, которая приобрела объект недвижимости, учитывает ее вне зависимости от наличия регистрации этого объекта. Недвижимость входит в ОС, а потому она включается в специальную группу амортизации. С первого дня месяца, который следует после месяца приобретения, начинает начисляться амортизация. Для налогового учета объектов должны соблюдаться эти условия:
- Направлены бумаги на регистрацию.
- Недвижимость введена в эксплуатацию.
Как правило, предприятия используют линейный способ начисления амортизации. Норма основывается на периоде полезной эксплуатации. Из этого периода вычитается время, на протяжении которого недвижимость использовалась прошлым владельцем. Период полезной эксплуатации может определяться этими методами:
- На основании общего срока полезной эксплуатации.
- Остаток срока.
Если используется второй способ, у компании должен быть документ, подтверждающий период эксплуатации объекта прошлым собственником. В первом варианте фирма устанавливает срок самостоятельно. При приобретении недвижимости покупатель должен внести эти проводки:
- ДТ08 КТ60. Поступление объекта.
- ДТ01 КТ08. Принятие недвижимости к учету в качестве ОС.
- ДТ19 КТ60. Выделение суммы НДС.
- ДТ68 КТ19. Принятие к вычету НДС.
Напротив каждой проводки должна стоять дата, в которую исполнен учет.
Налоговый учет
С 1 июля 2014 года при продаже объектов НДС начисляется в день передачи недвижимости покупателю. Подтверждением факта передачи является передаточный акт. Налоговая база устанавливается в порядке, утвержденном пунктом 1 статьи 154 НК РФ. НДС рассчитывается по ставке 18%. Исчисление производится на основании полной стоимости при продаже без учета НДС. На протяжении 5 дней должна быть выставлена счет-фактура.
Приобретение недвижимого имущества (переход права собственности после гос. регистрации) в 1С
Приобретение недвижимости — дорогостоящая покупка и ответственная хозяйственная операция, ошибки в отражении которой могут дорого обойтись организации. В этой статье мы рассмотрим особенности учета в 1С приобретения недвижимого имущества и ввода его в эксплуатацию.
- каким документом и в какой момент принимать недвижимое имущество на баланс;
- как оформить ввод в эксплуатацию недвижимости до регистрации права собственности;
- когда начинать начислять амортизацию по такому имуществу;
- о нюансах принятия к учету основного средства, бывшего в эксплуатации;
- как отразить уплату пошлины за гос. регистрацию объекта недвижимости и входит ли она в его первоначальную стоимость;
- как оформить переход права собственности на эксплуатируемое недвижимое имущество;
- в какой момент принимается к вычету НДС при приобретении недвижимости.
Пошаговая инструкция
- БУ:
- СПИ = 5 лет (60 мес.) — планируемый срок эксплуатации ОС;
- ликвидационная стоимость — 2 400 000 руб.;
- способ амортизации — линейный.
- СПИ = 500 мес., относится к 10 группе амортизации (свыше 30 лет);
- способ амортизации — линейный;
- амортизационная премия не установлена.
Рассмотрим пошаговую инструкцию оформления примера. PDF
Дата Дебет Кредит Сумма БУ Сумма НУ Наименование операции Документы (отчеты) в 1С Дт Кт Принятие недвижимости по акту приемки-передачи 04 декабря 08.01.1 60.01 3 000 000 3 000 000 3 000 000 Принятие к учету внеоборотного актива Поступление (акт, накладная, УПД) —
Оборудование19.01 60.01 600 000 600 000 Принятие к учету НДС Регистрация СФ поставщика 04 декабря — — 3 600 000 Регистрация СФ поставщика Счет-фактура полученный на поступление Ввод в эксплуатацию ОС 04 декабря 01.08 08.04.1 3 000 000 3 000 000 3 000 000 Ввод в эксплуатацию ОС Принятие к учету ОС —
ОборудованиеПеречисление оплаты поставщику 04 декабря 60.01 51 3 600 000 3 600 000 Перечисление оплаты поставщику Списание с расчетного счета —
Оплата поставщикуОплата госпошлины за гос. регистрацию прав собственности 05 декабря 68.10 51 22 000 Оплата госпошлины за регистрацию прав собственности Списание с расчетного счета —
Уплата налога26 68.10 22 000 22 000 Учет госпошлины Операция, введенная вручную —
ОперацияПереход права собственности на недвижимое имущество 15 декабря 01.01 01.08 3 000 000 3 000 000 3 000 000 Переход права собственности на недвижимое имущество Операция, введенная вручную —
Операция— — Изменение счета учета ОС в регистре Счета бухгалтерского учета ОС — — Регистрация права собственности в Росреесте Налог на недвижимость: объекты с особым порядком налогообложения Принятие НДС к вычету по ОС 31 декабря 68.02 19.01 600 000 Принятие НДС к вычету Формирование записей книги покупок — — 600 000 Отражение вычета НДС в Книге покупок Отчет Книга покупок Начисление амортизации 31 января 26 02.01 10 000 6 000 6 000 Начисление амортизации Закрытие месяца —
Амортизация и износ ОСПризнание затрат на амортизацию в составе управленческих (косвенных) расходов 31 января 90.08.1 26 10 000 6 000 6 000 Признание затрат на амортизацию в составе управленческих (косвенных) расходов Закрытие месяца —
Закрытие счетов 20, 23, 25, 26Принятие недвижимости по акту приемки-передачи
Затраты на приобретение офисного помещения, которое в последующем будет принято к учету в качестве основного средства (ОС), отражаются по счету 08.04 «Приобретение объектов основных средств» (план счетов 1С).
До регистрации права собственности, объект учитывается на счете 01.08 «Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы»» (план счетов 1С).
Первоначальная стоимость ОС в БУ и НУ формируется исходя из фактических затрат на его приобретение, доставку и доведения объекта до состояния, пригодного к эксплуатации (п. 10, 11, 12 ФСБУ 26/2020, п. 1 ст. 257 НК РФ).
Узнать подробнее о формировании первоначальной стоимости в статье Фактические затраты на капитальные вложения в ОС.
В 1С есть два варианта оформления приобретения и принятия к учету ОС:
Стандартный вариант, при котором используется документы:
- оприходование ОС — документ Поступление (акт, накладная, УПД) вид операции Оборудование;
- ввод в эксплуатацию ОС — документ Принятие к учету ОС;
Упрощенный вариант, при котором используется единый документ:
- оприходование и ввод в эксплуатацию ОС — документ Поступление (акт, накладная, УПД) вид операции Основные средства.
При принятии к учету объекта недвижимости, право собственности на который еще не зарегистрировано, можно выбрать любой способ, однако нужно учитывать другие ограничения, предусмотренные для упрощенного варианта.
В нашем примере ОС имеет разницу в элементах амортизации по БУ и НУ, поэтому воспользуемся стандартным способом.
Принятие объекта недвижимости оформите документом Поступление (акт, накладная, УПД) вид операции Оборудование в разделе Покупки .
Проводки по документу
Документ формирует проводки:
- Дт 08.04.1 Кт 60.01 — формирование первоначальной стоимости актива;
- Дт 19.01 Кт 60.01 — принятие к учету НДС.
Регистрация СФ поставщика
Для регистрации входящего счета-фактуры поставщика укажите его номер и дату внизу формы документа Поступление (акт, накладная, УПД) , далее — нажмите Зарегистрировать .
Документ Счет-фактура полученный автоматически заполняется данными документа Поступление (акт, накладная, УПД) .
- Код вида операции — 01 «Отгрузка или приобретение товаров…».
Независимо от того, установлен или нет в документе флажок Отразить вычет НДС в книге покупок датой получения , при его проведении не будут сделаны проводки по принятию НДС к вычету.
Вычет НДС по ОС возможен только через документ Формирование записей книги покупок .
Ввод в эксплуатацию недвижимости
Введите документ Принятие к учету ОС с видом Оборудование в разделе ОС и НМА – Принятие к учету ОС .
Вкладка Оборудование :
- Способ поступления — Приобретение за плату;
- Оборудование — тот же элемент справочника Номенклатура, что в поступлении оборудования.
Вкладка Основные средства :
- Основное средство — приобретаемый объект недвижимости, который создайте в справочнике Основные средства.
Вкладка Бухгалтерский учет :
- Счет учета — 01.08 «Основные средства в организации», установите вручную;
- Способ начисления амортизации — Линейный способ;
- Счет амортизации — 02.01 «Амортизация основных средств, учитываемых на счете 01», устанавливается автоматически;
- Способ отражения расходов по амортизации — способ учета затрат на амортизацию ОС, выбирается из справочника Способ отражения расходов.
В нашем примере затраты по амортизации будут учитываться в составе общехозяйственных расходов, т. к. объект недвижимости будет использоваться как офис.
- Срок полезного использования (в месяцах) — срок полезного использования (СПИ) для объекта в БУ (в нашем примере 60 мес.).
- Ликвидационная стоимость — в нашем примере 2 400 000 руб.
Вкладка Налоговый учет :
- Срок полезного использования в месяцах — срок полезного использования (СПИ) для объекта в НУ (в нашем примере 500 мес.).
- указывается та же амортизационная группа, к которой их отнес прежний собственник (п. 12 ст. 258 НК РФ);
- срок полезного использования можно определить за минусом срока эксплуатации предыдущим собственником (п. 7 ст. 258 НК РФ).
При проведении документа карточка основного средства в справочнике Основные средства заполнится следующим образом: PDF При этом Амортизационная группа определится автоматически в зависимости от установленного в документе срока службы, вручную укажите амортизационную группу, установленную прежним владельцем.
Для автоматического начисления налога на имущество установите флажок Недвижимое имущество .
Остальные данные в карточке ОС заполняются вручную.
Проводки по документу
Документ формирует проводки:
- Дт 01.08 Кт 08.04.1 — принятие объекта недвижимости в состав ОС, право собственности на которое не зарегистрировано.
Документальное оформление
Организация должна утвердить формы первичных документов, в т. ч. документа по вводу в эксплуатацию объекта недвижимости и форму инвентарной карточки для дальнейшего учета ОС. В 1С используется Акт о приеме-передаче здания (сооружения) ОС-1а и Инвентарная карточка ОС-6.
Бланк Акта о приеме-передаче здания (сооружения) ОС-1а можно распечатать по кнопке Акт о приеме-передаче ОС (ОС-1) документа Принятие к учету ОС . PDF
Бланк Инвентарной карточки по форме ОС-6 можно распечатать по кнопке Инвентарная карточка ОС (ОС-6) в карточке основного средства ( Справочники – Основные средства ). PDF
Перечисление оплаты поставщику
В момент передачи объекта недвижимости образовалась кредиторская задолженность перед поставщиком по Кт 60.01 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Перечисление задолженности поставщику оформляется документом Списание с расчетного счета вид операции Оплата поставщику в разделе Банк и касса — Банковские выписки — Списание .
Документ можно создать на основании документа Поступление (акт, накладная, УПД) по кнопке Создать на основании .
В документе указывается:
- Сумма — сумма оплаты в руб. согласно выписке банка.
- Статья расходов — статья с видом движения Приобретение, создание, модернизация и реконструкция внеоборотных активов, для автоматического заполнения отчета о движении денежных средств.
Проводки по документу
Документ формирует проводку:
- Дт 60.01 Кт 51— перечисление оплаты поставщику.
Оплата госпошлины за гос. регистрацию прав собственности
Переход права собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации (п. 1 ст. 130, п. 1 ст. 131, п. 1 ст. 164, п. 2 ст. 223 ГК РФ).
За регистрацию права собственности взымается государственная пошлина (п. 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ). Ее размер регламентирован пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
Оплата государственной пошлины за регистрацию прав собственности на недвижимое имущество оформляется документом Списание с расчетного счета вид операции Уплата налога в разделе Банк и касса – Банковские выписки – Списание .
В документе указывается:
- Налог — Государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. (КБК32110807020011000110).
- Вид обязательства — Налог;
- Счет — 68.10 «Прочие налоги и сборы»;
- Виды платежей в бюджет — Налог (взносы): начислено / уплачено;
- Уровни бюджета — Федеральный бюджет.
Проводки по документу
Документ формирует проводки:
- Дт 68.10 Кт 51 — уплачена госпошлина в связи с регистрацией прав собственности.
Отражение в учете госпошлины за регистрацию прав собственности недвижимого имущества
- до принятия к учету объекта ОС — включать в первоначальную стоимость ОС;
- после принятия к учету объекта ОС — относить к расходам по обычным видам деятельности.
Учет затрат на госпошлину отражается документом Операция, введенная вручную вид операции Операция в разделе Операции – Операции, введенные вручную .
- Дебет — 26 «Общехозяйственные расходы».
- Субконто 1 — подразделение затрат. Заполняется только в том случае, если ведется учет по подразделениям.
- Субконто 2 — статья затрат для учета госпошлины в НУ с Видом расхода — Налоги и сборы. При таком оформлении статьи затрат расходы на госпошлину будут учтены в составе косвенных расходов по налогу на прибыль, как налоги и сборы единовременно.
- Кредит — 68.10 «Прочие налоги и сборы».
- Сумма, Сумма НУ Дт — сумма госпошлины.
Декларация по налогу на прибыль
В Декларации по налогу на прибыль расходы на госпошлину отразятся только после того, как будет проведено Закрытие счетов 20, 23, 25, 26 в процедуре Закрытие месяца .
- стр. 040 «Косвенные расходы — всего» в т. ч.:
- стр. 041 «суммы налогов и сборов…».
Переход права собственности на недвижимое имущество, введенное в эксплуатацию
Переход права собственности на недвижимое имущество
После получения выписки из ЕГРН о переходе права собственности на объект недвижимости перенесите первоначальную стоимость объекта со счета 01.08 «Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы» на счет 01.01 «Основные средства в организации».
Для этого сформируйте документ Операция, введенная вручную вид операции Операция в разделе Операции –Операции, введенные вручную .
Для корректного формирования отчета Ведомость амортизации ОС необходимо также заменить Счет учета в регистре сведений Счета бухгалтерского учета ОС ( Еще — Выбор регистров — Регистры сведений ).
Регистрация права собственности в Росреестре
Если недвижимость облагается по кадастровой стоимости, то ее необходимо зарегистрировать в регистре сведений Налог на имущество: объекты с особым порядком налогообложения в разделе Главное — Налоги и отчеты — вкладка Налог на имущество — ссылка Объекты с особым порядком налогообложения .
Принятие НДС к вычету по ОС
- ОС должно использоваться в деятельности, облагаемой НДС;
- в наличии — правильно оформленный СФ (УПД);
- ОС принято к учету, в т. ч. учтено на счете 08.04 «Приобретение объектов основных средств» (абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ, Письма Минфина от 04.07.2016 N 03-07-11/38824от 18.11.2016 N 03-07-11/67999).
Принятие НДС к вычету по приобретенному объекту недвижимости оформляется документом Формирование записей книги покупок в разделе Операции —Регламентные операции НДС .
Для автоматического заполнения вкладки Приобретенные ценности необходимо воспользоваться кнопкой Заполнить .
Проводки по документу
Документ формирует проводки:
- Дт 68.02 Кт 19.01 — принятие НДС к вычету.
Отчет Книга покупок можно сформировать из раздела Отчеты – Книга покупок . PDF
Декларация по НДС
В декларации по НДС сумма вычета НДС отражается:
- сумма НДС, принятая к вычету.
В Разделе 8 «Сведения из книги покупок»:
- счет фактура полученный, код вида операции «01».
Начисление амортизации
Нормативное регулирование
В БУ:
Стоимость ОС погашается посредством начисления амортизации: (п. 27 ФСБУ 6/2020, п. 33 ФСБУ 6/2020):
начиная:
- с даты признания ОС в БУ;
- с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания ОС в БУ (в нашем примере).
заканчивая:
- моментом списания ОС с БУ;
- с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания ОС в БУ (в нашем примере).
Начисление амортизации осуществляется по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами затрат. В нашем примере ОС учитывается для общехозяйственных нужд, поэтому затраты по начисленной амортизации учитываются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы».
В НУ:
Стоимость объекта ОС погашается посредством начисления амортизации, начиная со следующего месяца после ввода в эксплуатацию ОС, независимо от даты государственной регистрации прав на него, и прекращает погашаться со следующего месяца после выбытия ОС или полного погашения его стоимости (п. 4 ст. 259 НК РФ, п. 5 ст. 259.1 НК РФ).
Начисленная амортизация может признаваться в составе прямых, косвенных или внереализационных расходов в соответствии с учетной политикой. В нашем примере амортизация учитывается в составе косвенных (прочих) расходов единовременно в последний день месяца начисления.
Учет в 1С
Ежемесячное начисление амортизации осуществляется при выполнении процедуры Закрытие месяца операция Амортизация и износ основных средств в разделе Операции – Закрытие месяца .
В нашем примере объект недвижимости принят к учету в качестве основного средства и введен в эксплуатацию 04 декабря, следовательно, амортизация в БУ и НУ начисляется с января.
Операция формирует проводки:
- Дт 26 Кт 02.01 — начисление амортизации.
Аналогично осуществляется начисление амортизации за следующие месяцы до полного погашения стоимости. При выбытии ОС амортизация за последний месяц начисляется в документе выбытия, например, в документе Передача ОС.
Проверка
Расчет амортизации по формуле:
Амортизация за январь:
- Амортизация в БУ = (3 000 000 (первоначальная стоимость) – 0 (накопленная амортизация) – 2 400 000 (ликвидационная стоимость))/ 60 мес. = 600 000 / 60 = 10 000 руб.;
- Амортизация в НУ:
- Норма амортизации = 1/ 500 мес. * 100% = 0,2%;
- Сумма амортизации = 3 000 000 (первоначальная стоимость) * 0,2% / 100 = 6 000 руб.
Ежемесячная сумма амортизации в 1С рассчитана правильно.
В 1С сумму начисленной амортизации можно посмотреть в отчете Ведомость амортизации ОС в разделе ОС и НМА –Ведомость амортизации ОС . PDF
Документальное оформление
Организация должна утвердить формы первичных документов, в т. ч. документа по расчету амортизации, например, Бухгалтерскую справку.
В 1С можно распечатать бланк расчета амортизации с помощью отчета Справка-расчет амортизации в разделе Операции — Закрытие месяца — кнопка Справки-расчеты – Амортизация .
В нем представлен расчет амортизации в БУ и НУ PDF по отдельности, но с возможностью раскрыть сумму амортизации по месяцам начисления.
Признание затрат на амортизацию в управленческих (косвенных) расходах
Списание общехозяйственных затрат осуществляется регламентной операцией Закрытие счетов 20, 23, 25, 26 в процедуре Закрытие месяца в разделе Операции —Закрытие месяца .
Документ формирует проводки:
- Дт 90.08.1 Кт 26 — отражение в составе управленческих (косвенных) расходов общехозяйственных затрат в размере амортизации в БУ и НУ.
Декларация по налогу на прибыль
В декларации по налогу на прибыль суммы начисленной амортизации и амортизационной премии отражаются:
- стр. 040 «Косвенные расходы – всего»:
- сумма амортизации.
- сумма амортизации.
См. также:
Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательстваПомогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
- Рассмотрим особенности отражения в 1С поступивших по талонам ГСМ —.Рассмотрим более подробно на примере как отразить приобретение материалов по..Согласно российскому законодательству, все поступающие в организацию активы должны приниматься.
(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Обсуждение (2)
Добрый день!
После получения выписки из ЕГРН о переходе права собственности на объект недвижимости необходимо перенести первоначальную стоимость объекта со счета 01.08 «Объекты недвижимости, права собственности на которые не зарегистрированы» на счет 01.01 «Основные средства в организации».
Для этого сформируем документ Операция, введенная вручную вид операции Операция в разделе Операции – Бухгалтерский учет – Операции, введенные вручную.
Для корректного формирования отчета Ведомость амортизации ОС необходимо также заменить Счет учета в регистре сведений Счета бухгалтерского учета ОС.
Вопрос: Как добавить регистр сведений Счета бухгалтерского учета в операцию?Очень хороший вопрос — спасибо, что уточнили!
Чтобы добавить регистр сведений Счета бухгалтерского учета ОС в Операцию нужно выполнить следующие действия в этом документе
Еще (верхнее) — Выбор регистров — вкладка Регистры сведений — найти нужный регистр и поставить флаг — ОКВы можете задать еще вопросов
Доступ к форме «Задать вопрос» возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8
Нажимая кнопку «Задать вопрос», я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>Переход на применение ФСБУ 6/2020: ответы на частые вопросы
Должна ли организация применять ФСБУ 6/2020 к уже введенным в эксплуатацию и используемым основным средствам, или правила стандарта распространяются только на ОС, приобретенные (созданные) уже после перехода на его применение?
Да, должна. По общему правилу переход на ФСБУ 6/2020 осуществляется ретроспективно. Это значит, что новый стандарт должен применяться не только к будущим объектам, но и к ОС, уже имеющимся в наличии у организации на момент перехода на применение ФСБУ 6/2020 (п. 48 Стандарта). Соответственно, это требует изменения сформированных ранее данных бухучета.
Исключением из данного правила являются организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухотчетность. Такие организации вправе применять ФСБУ 6/2020 перспективно. То есть только в отношении ОС, созданных или приобретенных уже после начала применения нового стандарта (п. 51 Стандарта).
Наша организация планирует перейти на ФСБУ 6/2020, установив лимит стоимости основных средств в 100 000 рублей. Как нам в таком случае вести учет малоценных основных средств, которые ниже этой стоимости?
Организация может не применять ФСБУ 6/2020 в отношении активов, имеющих стоимость ниже установленного лимита. Поэтому затраты на приобретение и создание таких малоценных активов могут признаваться расходами того периода, в котором они понесены (п. 5 Стандарта). Решение о неприменении ФСБУ 6/2020 к таким активам должно быть раскрыто в бухотчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией.
ФСБУ 6/2020 разрешает компаниям самостоятельно устанавливать лимиты по ОС, но в соответствии со ст. 257 НК РФ под ОС понимается только имущество с первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Можем ли мы установить лимит меньше указанной суммы, или лимит должен непременно превышать 100 000 рублей?
Действительно, в отличие от ПБУ 6/01, новый стандарт не ограничивает минимальное значение стоимости актива (по правилам ПБУ – это 40 000 рублей) для его признания основным средством. Соответственно, компании, перешедшие на ФСБУ, вправе увеличить лимит по ОС сверх ранее применяемого значения в 40 000 рублей. Теперь разрешается повысить лимит, к примеру, до 100 000 рублей.
Сделано это было для того, чтобы по возможности максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет организаций. Но это не значит, что организация не может установить лимит по ОС ниже 100 000 рублей. ФСБУ 6/2020 на данный счет не содержит никаких ограничений и позволяет компаниям самим определяться с лимитом по ОС.
Как после перехода на ФСБУ 6/2020 считать налог на имущество по недвижимости, учтенной в качестве ОС, если новый стандарт не содержит правил расчета остаточной стоимости ОС?
Действительно, новый стандарт использует только такое понятие, как «балансовая стоимость», под которой понимается разность между первоначальной стоимостью недвижимости и суммами накопленной амортизации и обесценения (п. 25 Стандарта). Вместе с тем, зная балансовую стоимость недвижимости, можно рассчитать и ее остаточную стоимость и, соответственно, подлежащий к уплате налог на имущество организаций.
Для этого из первоначальной стоимости недвижимого имущество необходимо отнять суммы накопленной амортизации и обесценения. К получившемуся результату требуется прибавить стоимость всех последующих капитальных вложений, связанных с улучшением или восстановлением недвижимости (письмо Минфина от 22.12.2020 № 03-05-05-01/112530).
Нужно ли после перехода на ФСБУ 6/2020 учитывать дорогостоящие запчасти (стоимость – свыше 100 000 рублей) в составе основных средств?
Все зависит от характеристик данных запчастей. Если такие запчасти предназначены для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев, то они учитываются в качестве ОС (п. 4 Стандарта). Если срок их использования меньше 1 года, то они относятся к запасам.
Как при переходе на ФСБУ 6/2020 учитывать малоценные ОС? Нужно ли их относить к запасам?
Нет, не нужно. Все затраты на приобретение и создание таких активов в рамках применения нового стандарта признаются расходами того периода, в котором они понесены (п. 5 Стандарта).
Наша организация применяет ФСБУ 6/2020 с начала 2021 года. При этом все малоценные ОС на начало года были переведены в состав материальных запасов. Не является ли это нарушением?
По общему правилу (исходя из установленных сроков перехода на ФСБУ 6/2020) активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, в течение 2021 года могут отражаться в бухгалтерском учете и раскрываться в бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
Однако данное правило может применяться только для тех ситуаций, когда организация еще не перешла на применение ФСБУ 6/2020 и продолжает применять ПБУ 6/01 (письмо Минфина от 02.03.2021 № 07-01-09/14384). В вашем же случае такие активы в составе запасов не учитываются, а их стоимость относится непосредственно на расходы.
ФСБУ 6/2020 допускает одновременный учет недвижимости как на балансе самой организации, так и на балансе ее структурных подразделений. Кто в таких случаях признается налогоплательщиком налога на имущество и должен платить налог за недвижимость?
Налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимости, учитываемых на балансе в качестве ОС, признается балансодержатель недвижимого имущества (пп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ). Если такая недвижимость учитывается одновременно как на балансе организации (на праве собственности), так и на балансе ее обособленных подразделений (на праве оперативного управления), то плательщиком налога признается собственник этих объектов недвижимого имущества (письмо Минфина от 22.12.2020 № 03-05-05-01/112530).
Здесь нужно отметить, что данное правило применяется к объектам недвижимости, налоговая база по которым определяется по среднегодовой стоимости. По той же недвижимости, которая облагается по кадастровой стоимости, налогоплательщиком признается организация, у которой эти объекты находятся либо на праве собственности, либо на праве хозяйственного ведения (пп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ). То есть плательщиками могут выступать как сами организации-балансодержатели, так и их структурные подразделения.
Как после перехода на ФСБУ 6/2020 учитывать капитальные вложения в арендованную недвижимость?
Капитальные вложения в арендованные объекты основных средств не относятся к ОС, и к ним не применяются положения ФСБУ 6/2020. Поэтому учет предметов договоров аренды/субаренды, а также всех прочих договоров, положения которых предусматривают предоставление за плату имущества во временное пользование, устанавливаются ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» (п. 7 Стандарта).
Должна ли некоммерческая организация с 2022 года (обязательный переход на ФСБУ 6/2020) начать начислять амортизацию по имеющимся и приобретаемым ОС, или она может продолжить начислять износ в забалансовом учете?
По действующим правилам в отношении объектов основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом (п. 17 ПБУ 6/01).
Однако ФСБУ 6/2020, который станет общеобязательным для применения с 2022 года, таких оговорок в отношении основных средств НКО не делает. Следовательно, с нового года НКО должны будут начислять амортизацию по ОС на общих основаниях.
Обязательно ли начислять амортизацию по ОС непременно с даты признания объекта в бухучете? Нельзя ли перенести начало амортизации на более поздний срок?
Нет, не обязательно. ФСБУ 6/2020 допускает возможность перенесения момента начала амортизации на более позднее время. По общему правилу начисление амортизации объекта ОС начинается с даты его признания в бухучете. Однако по решению самой организации допускается начинать начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС в бухучете.
То же самое касается и прекращения начисления амортизации. По решению организации амортизацию можно прекратить с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания объекта (п. 33 Стандарта). Таким образом, переход на ФСБУ 6/2020 не исключает возможности применения правил начисления амортизации, установленных ПБУ 6/01.
Нужно ли по новым правилам прекращать амортизацию, если ОС временно выводится из производственного процесса и перестает эксплуатироваться?
Нет, не нужно. Начисление амортизации по ОС не приостанавливается даже в тех в ситуациях, когда организация объявляет простой или временно прекращает использовать ОС.
Исключение составляют случаи, когда ликвидационная стоимость ОС становится равной или превышает балансовую стоимость ОС. Здесь амортизацию следует прекратить. Но если через какое-то время ликвидационная стоимость ОС становится меньше его балансовой стоимости, амортизация по ОС возобновляется (п. 30 Стандарта).