Что такое акциз
Акциз есть косвенный налог, который включается в цену продукции, товаров и в итоге уплачивается конечным потребителем их. В НК РФ акцизам посвящена глава 22, в которой подробно рассматриваются вопросы налогообложения подакцизных товаров и особенности применения акциза. В нашем материале изложена наиболее важная информация, касающаяся этого косвенного налога: каков экономический смысл акциза, как он влияет на цену товара, каковы недостатки и преимущества акцизного механизма.
Акцизы в налоговой системе РФ
Акциз взимается с организаций и предпринимателей, работающих с определенными НК РФ видами товаров, в том числе и при перемещении через границу (таможню) со странами — членами Евразийского экономического союза.
Классификационные признаки акциза:
- федеральный налог (по принадлежности к властному и управленческому уровню);
- платеж юрлиц и ИП (по принадлежности к субъектам, уплачивающим его);
- нецелевой платеж (средства, полученные от взимания акциза, не направлены на финансирование строго определенных проектов или мероприятий);
- косвенный налог (по методу изъятия);
- неокладный налог, исчисляемый и уплачиваемый самим плательщиком (по способу обложения);
- регулирующий налог, зачисляемый в федеральную казну и в бюджеты регионов (по полноте прав использования).
Целью применения акциза, помимо общей, присущей всем налогам, – наполнения бюджета, является регулирование с помощью этой надбавки к цене спроса на наиболее востребованные потребителем товары.
Подакцизные и неподакцизные товары
Облагаемыми акцизом товарами законодатель признает:
- спирты и содержащую их продукцию;
- напитки, содержащие алкоголь;
- табак, изделия из него, в том числе и употребляемый нагреванием, жидкий никотин, электронные сигареты;
- легковые авто и мотоциклы;
- бензин, ДТ, моторные масла, керосин авиационный, средние дистилляты (например, топливо печное и судовое), сырье нефти;
- газ природный (в контексте международных договоров РФ);
- параксилол, бензол, ортоксилол.
Из общего правила есть исключения. Так, не облагаются акцизами содержащие спирт: лекарства, ветпрепараты (если они разлиты в малые емкости, не более 100 мл), парфюмерия и косметика (до 90% включительно спиртосодержания, разлита в емкости по 100 мл, имеется механизм для разбрызгивания, если процент спирта до 80, пульверизатор не нужен; либо если процент спирта составляет до 90, а объем розлива до 3 мл); отходы спиртопроизводства, сусло, виноматериалы.
Алкогольные напитки, более чем на 0,5% содержащие спирт, облагаются так же, за некоторым исключением. Существует правительственный Перечень пищевой продукции, куда в том числе входят и товары со спиртосодержанием более 0,5%, и они не облагаются акцизом (документ утв. Постановлением Прав-ва №1344 от 9/11/17 г.). К ним, например, относят напитки брожения, квасы, пряные напитки до 1,2% крепости включительно, кисломолочные продукты (ст. 181 НК РФ, Перечень, утв. пост. №1344).
Облагаемые и необлагаемые операции
Операциям, облагаемым акцизами, посвящена ст. 182 НК РФ. Объекты обложения налогом изложены в ней с учетом присущих им нюансов.
Основу составляют такие операции, как:
- продажа подакцизой номенклатуры на территории России;
- реализация конфиската, бесхозных товаров либо тех, на которые поступил отказ в пользу государства;
- передача подакцизных товаров из давальческого сырья;
- ввоз товаров подакцизного характера;
- получение (оприходование) этилового спирта-денатурата;
- получение бензина прямогонного.
На заметку! Под оприходованием, согласно НК РФ, понимается момент принятия подакцизного товара на бухгалтерский учет.
Не относят к операциям, облагаемым акцизом, согласно НК РФ, следующие:
- передача облагаемого акцизом товара внутри организации, по подразделениям;
- продажа подакцизной номенклатуры на экспорт;
- первичная реализация конфиската, бесхозных товаров, относящихся к подакцизным, которые должны быть переданы государству, переработаны, уничтожены;
- аналогично — ввоз таких же товаров, от которых произошел отказ, на территорию РФ, либо размещенных в особой портовой экономической зоне и т.п.
Подробности освобождения от налога содержит ст. 183 Кодекса.
На заметку! Освобождение от акциза может быть применено только в случае обособленного учета «льготных» операций.
Акциз в цене товара
При совершении операций с подакцизными товарами определяется, согласно установленным ставкам, сумма акциза. Она включается в цену товарной номенклатуры. Каждый хозяйствующий субъект, совершающий такие операции, рассчитывает сумму налога, которая подлежит перечислению в бюджет. Затем при реализации бизнес-партнеру эта обязанность переходит к нему. Процесс происходит до тех пор, пока не определится конечный покупатель, потребитель товара. Фактически на нем и лежит бремя обложения акцизом. Таков механизм регулирования потребления подакцизных товаров.
Ставки по акцизам устанавливаются трех видов:
- твердая, или фиксированная, на единицу продукции, товара;
- адвалорная, или в процентах от стоимости;
- комбинированная, или сочетающая в себе признаки первого и второго вида.
Конкретные значения ставок на тот или иной облагаемый налогом товар указаны в ст. 193 НК РФ. Так, в текущем году применяются ставки:
- на бензин класса 5 — 12 314 руб./т., а не соответствующий этому классу — 13 100 руб./т;
- авто с мощностью двигателя от 90 до 150 л.с. — 47 руб./1 л.с.;
- сигареты и папиросы — 1890 руб./тыс. шт. +14,5% от максимальной цены в розницу, но не менее 2 568 руб./тыс. шт.;
- газ природный — ставка 30% (если иных положений нет в международных договорах).
Формулы расчета акциза:
- А= Нб * СтА — для твердых или процентных ставок.
- А= Нб * СтА + Д% * Цмакс – для комбинированных ставок.
Здесь А – расчетная сумма акциза, Нб – налоговая база (в натуре или в рублях), СтА – ставка в процентах или в рублях за единицу товара, продукции, Д% – процентная доля, Цмакс – максимальная цена товара в розницу.
Важно! При определении налоговой базы следует руководствоваться нормами ст. 187 НК РФ. По каждому товару она определяется обособленно.
Преимущества и недостатки акцизной системы
Применение акцизов в налоговой системе, как уже отмечалось выше, носит характер регулирующий, в отношении тех товаров, которые государство считает роскошью, или вредящих здоровью граждан. По сути акциз – это завуалированный «штраф» за приобретение таких товаров. По мысли законодателей, акцизы позволяют:
- стабильно наполнять бюджет;
- стимулировать потребление и производство в определенном «правильном» русле.
Однако на практике у этого явления две стороны, и экономисты, социологи не прекращают полемику по вопросу применения акцизов и их постоянного повышения.
Например, повышение цен за счет акцизов на табак и алкоголь приводит к тому, что население, употребляющее указанные товары, переходит на более дешевые, зачастую контрафактные аналоги, качество которых отследить невозможно.
Положительный эффект, свидетельствующий об уменьшении потребления вышеуказанных товаров, возможен, как показывает мировой опыт, лишь в долгосрочной перспективе (более четверти века) и в ограниченном количестве мировых держав (в настоящее время это произошло в Италии и Швейцарии). Тем не менее у «акцизного» метода борьбы за здоровье нации много сторонников среди законодателей – ставки продолжают увеличиваться год от года.
Похожая ситуация и с акцизами на автомобили, бензин. Часть специалистов считает применение к этим товарам указанного налога правомерным, отмечая, что автомобиль все еще остается роскошью для населения, особенно в сельской местности. В то же время, по их мнению, увеличение акцизов в этой сфере приведет рынок авто:
- к снижению количества автомобилей в крупных городах;
- к переходу на производство электромобилей.
Заключение
С помощью косвенных налогов — акцизов — государство не только пополняет свой бюджет, но и регулирует спрос на определенные товары: табак, алкоголь, автомобили и др. Операции с этими товарами облагаются акцизом. Законодатель предусматривает и ряд исключений. Налоговая база по каждому подакцизному товару рассчитывается отдельно. Ставки по акцизам применяются твердые, в процентах и комбинированного характера. Значения ставок регулярно изменяются, как правило, в сторону повышения.
В гл. 22 НК РФ подробно рассматриваются вопросы налогообложения акцизами операций с подакцизными товарами.
Положительным моментом применения акцизных рычагов регулирования спроса является стабильный приток средств в бюджет. Повышение за счет акцизов цены вредных для здоровья товаров может уменьшить потребление и снизить негативные последствия их использования (автомобили, табак, алкоголь). Эту точку зрения разделяют не все специалисты, указывая, что потребитель в таком случае стремится перейти на более дешевые аналоги того же товара и эффект может оказаться обратным.
Постоянное повышение налогового бремени отрицательно сказывается и на экономике в целом.
Почему шфлу не облагается акцизом
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация занимается оптовой торговлей ГСМ, в том числе бензином. Производством, переработкой или импортом ГСМ не занимается, свидетельства на операции с ГСМ не имеет. На АЗС, принадлежащих организации, осуществляется добавление в бензин различных присадок.
Возникает ли у организации обязанность по оплате акцизов? Нужно ли подавать декларацию по акцизам?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация, осуществляющая реализацию подакцизной продукции (как розничную, так и оптовую) и не являющаяся производителем или импортером данной продукции, плательщиком акцизов не признается. Поэтому налоговую декларацию по акцизам организации представлять не требуется.
Смешение подакцизных товаров между собой или с иными компонентами признается производством подакцизного товара только в тех случаях, когда в результате такого смешения получается продукт, облагаемый по более высокой ставке акциза, чем исходные компоненты. То есть в случаях, когда один или несколько исходных компонентов до смешения не являлись подакцизными товарами (либо в отношении которых установлены более низкие ставки акциза), но после смешения изменили свойства и приобрели характеристики подакцизного товара или товара с более высокой ставкой акциза.
При этом Минфин России в последних разъяснениях указывает, что в целях исчисления акцизов под произведенным объемом этого подакцизного товара следует понимать ту часть объема смеси, которая отвечает требованиям пункта 3 статьи 182 НК РФ.
Как пример — смешение дизельного топлива и керосина приводит к реализации керосина как топлива в составе полученной смеси. И в таком случае, учитывая последние разъяснения Минфина России, объектом налогообложения является только та часть полученного в результате смешения топлива, которая приходится на объем керосина, т.к. он изменил свои характеристики (в отношении него повысилась ставка акциза).
По нашему мнению, смешение компонентов, не приводящее к такому изменению свойств одного или нескольких компонентов, при котором они становятся подакцизными товарами или в отношении них начинают применяться более высокие ставки акциза, не является производством для целей главы 22 НК РФ.
Например, смешение автомобильного бензина с присадками не является производством подакцизного товара, если при этом не понижается класс бензина, и/или сами присадки не приобретают свойств подакцизного товара. То есть при условии, что используемые присадки, добавки не приобретают физико-химические, потребительские свойства бензина (компонента с более высокой ставкой акциза), а используются только для изменения характеристики этого компонента (например, повышение октанового числа), или остаются в составе смеси без изменения своих характеристик (например, моющие присадки).
В то же время обнаружено разъяснение ФНС России по вопросу смешения давальческого сырья, в котором чиновники, не анализируя назначение присадки, указанной в вопросе налогоплательщика, приходят к выводу, что смешение автомобильного бензина с октановым числом 92 с присадками вида МТБЭ в целях получения подрядчиком автомобильного бензина с октановым числом 95 следует признавать одним из способов его производства.
Если учитывать указанное разъяснение ФНС России, то смешение топлива с присадками с изменением свойств самого топлива (но без изменения ставки акциза) признается производством подакцизного товара, что влечет необходимость уплаты организацией акциза и подачи налоговой декларации. При этом под произведенным объемом подакцизного товара следует понимать не всю полученную смесь, а часть объема смеси, пропорционально компоненту (компонентам), который стал подакцизным товаром или в отношении которого стала применяться более высокая ставка акциза.
Ввиду неурегулированности вопроса смешения топлива с различными присадками, изменяющими характеристики топлива, а также учитывая отсутствие официальных разъяснений контролирующих органов (именно по применению п. 3 ст. 182 НК РФ для такого смешения) и судебной практики рекомендуем обратиться в Минфин России или в налоговый орган с письменным запросом для получения официальных разъяснений.
Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 179 НК РФ плательщиками акциза признаются организации и ИП, а также лица, перемещающие товары через таможенную границу ЕАЭС. Указанные лица признаются налогоплательщиками только в том случае, если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизом (п. 2 ст. 179 НК РФ).
Объект обложения акцизами определен в ст. 182 НК РФ. В частности, подлежат обложению операции по реализации на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров (подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ).
Операции по перепродаже подакцизных товаров в ст. 182 НК РФ не поименованы, то есть данная операция к объекту обложения акцизом не относится.
При этом в целях исчисления акцизов к производству приравниваются любые виды смешения товаров в местах их хранения и реализации, в результате которого получается подакцизный товар, в отношении которого статьей 193 НК РФ установлена ставка акциза в размере, превышающем ставки акциза на товары, использованные в качестве сырья (материала) (п. 3 ст. 182 НК РФ)*(1).
Таким образом, для целей п. 3 ст. 182 НК РФ производством является смешение компонентов с получением нового товара, облагаемого по ставке выше, чем сами компоненты (один или несколько).
Признается производством подакцизного товара такое смешение, когда в составе компонентов смешения имеются неподакцизные товары и (или) товары, в отношении которых установлена более низкая ставка акциза, чем ставка акциза на произведенный товар, а также подакцизные товары, операции по реализации (передаче) которых, совершаемые их производителем, подлежат освобождению от налогообложения акцизом (например, авиакеросин) (письмо Минфина России от 14.09.2021 N 03-13-08/74634, письмо Минфина России от 11.08.2020 N 03-13-08/70101). Либо добавление в неподакцизный товар различных присадок, что позволяет получить товар, который является объектом налогообложения (смотрите, например, постановление Первого ААС от 26.06.2018 N 01АП-2605/18).
Для различных видов ГСМ статьей 193 НК РФ на 2022 год установлены следующие ставки акциза:
1) для автомобильного бензина, не соответствующего классу 5, — 14 169 рублей за 1 тонну;
2) для автомобильного бензина класса 5 — 13 793 рубля за 1 тонну;
3) для дизельного топлива — 9556 рублей за 1 тонну;
4) для моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей — 6075 рублей за 1 тонну;
5) для авиационного керосина — 2800 рублей за 1 тонну;
6) для прямогонного бензина — 16 344,96 рублей за 1 тонну (13 100 + 4865 x 0,667) (п. 6 ст. 193 НК РФ).
Смешение подакцизного бензина с присадками
Ранее Минфин России разъяснял, что отсутствует производство при смешении подакцизных и неподакцизных товаров, в результате которого получается продукт с одним и тем же классом, одной и той же ставкой акциза, как и у подакцизного продукта, выступающего в качестве сырья (смотрите письма Минфина России от 02.04.2019 N 03-13-08/22593, от 31.07.2018 N 03-13-14/53840, от 04.10.2017 N 03-13-08/64636, от 16.09.2016 N 03-07-06/54254, от 27.04.2016 N 03-07-06/24461, от 03.10.2013 N 03-07-06/40952, от 10.07.2013 N ЕД-4-3/12414@, от 20.07.2012 N 03-07-06/190).
Чиновники исходили из того, что для исходного продукта и продукта, получаемого в результате смешения, установлена единая ставка акциза.
Однако в 2020 году Минфин России в письмах от 11.03.2020 N 03-13-12/19201, от 11.08.2020 N 03-13-08/70101 и от 11.11.2020 N 03-13-08/98241 сообщил, что если организацией получен подакцизный товар путем смешения нескольких компонентов, то в целях исчисления акцизов под произведенным объемом этого подакцизного товара следует понимать ту часть объема смеси, которая отвечает требованиям пункта 3 статьи 182 НК РФ (т.е. ту часть объема, которая повысила свою ставку акциза в результате смешения). Поэтому в части объемов, пропорционально приходящихся на использованный компонент с меньшей ставкой акциза (без акциза), возникает объект налогообложения акцизом, а организация, смешавшая товары, признается налогоплательщиком.
Минфин России поясняет свою позицию тем, что в результате смешения объем компонента с более низкой ставкой акциза приобретает физико-химические, потребительские свойства компонента с более высокой ставкой акциза. Аналогичный процесс происходит с объемами компонентов из числа неподакцизных товаров, на которые ставки акциза отсутствуют*(2).
Данная позиция Минфина России поддержана решением ВС РФ от 27.07.2021 по делу N АКПИ21-416 (смотрите также апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 21.10.2021 N АПЛ21-367).
При этом сама норма п. 3 ст. 182 НК РФ не изменилась — изменилось разъяснение ее Минфином России. Обращаем внимание, что указанные письма Минфина России касаются смешивания различных видов топлива (дизельного топлива и авиационного керосина; мазута и топлива маловязкого судового). В рассматриваемых письмах также идет речь об изменении свойств одного или нескольких из составляющих элементов товара, который до смешения не являлся подакцизным либо реализовался с применением более низкой ставки указанного налога. Объем данного компонента (мазута, авиационного керосина) на основании п. 3 ст. 182 НК РФ также должен облагаться акцизом, так как этот объем товара произведен и реализован в составе подакцизного товара (смешанного топлива).
Отметим, что ранее чиновниками разъяснялось, что смешение топлива с присадками не приводит к возникновению объекта обложения акцизами, если в результате не произведено топливо с иным качеством и иными физико-химическими показателями (определение ВАС РФ от 02.03.2011 N ВАС-1860/11).
При смешении автомобильного бензина с присадками, не понижающими класс нефтепродукта, объект налогообложения по акцизам отсутствует (смотрите письма Минфина России от 20.07.2012 N 03-07-06/190, от 15.12.2011 N 03-07-06/342, от 04.12.2008 N 03-07-06/106). Смотрите, например, постановление Четырнадцатого ААС от 14.06.2019 N 14АП-4367/19, в котором налоговый орган доказал понижение класса бензина в результате смешения бензина с моющими присадками.
Полагаем, что позиция Минфина России относительно трактовки п. 3 ст. 182 НК РФ распространяется на ситуации, когда при смешении увеличивается объем продукта, а компонент с более низкой ставкой акциза далее реализуется в составе нового подакцизного товара (например, смешение дизельного топлива и керосина приводит к реализации керосина как топлива).
То есть для признания смешения производством требуется, во-первых, чтобы исходные смешиваемые товары были разными товарами, во-вторых, чтобы происходило смешение товаров, в-третьих, чтобы результатом смешивания стал новый подакцизный товар со ставкой акциза выше, чем ставка какого-либо из его компонентов (нефтепродуктов), использованных в качестве сырья (смотрите также п. 5 письма ФНС России от 16.12.2021 N БВ-4-7/17685@).
Смешение подакцизного товара с присадками в целях изменения характеристик продукта, в отношении которого применяется такая же ставка акциза (или меньше), не является, по нашему мнению, производством. При условии, что применяемые добавки, присадки не приобретают физико-химические, потребительские свойства компонента с более высокой ставкой акциза, а используются только для изменения характеристики этого компонента (повышение октанового числа), или остаются в составе смеси без изменения своих характеристик (например, моющие присадки не приобретают характеристики топлива).
В то же время в письме ФНС России N СД-4-3/5330@ от 19.04.2021 по вопросу применения подп. 7 п. 1 ст. 182 НК РФ*(3) указано, что смешение автомобильного бензина с октановым числом 92 с присадками вида МТБЭ в целях получения подрядчиком автомобильного бензина с октановым числом 95 следует признавать одним из способов его производства.
При этом в отличие от приведенных выше разъяснений Минфина России, в данном письме ФНС России не уточняется, что объект налогообложения акцизом возникает только в части пропорции произведенного продукта, приходящейся на долю неподакцизных компонентов (присадок). По мнению ФНС России, в случае смешения рассмотренных в письме компонентов возникает подакцизный товар, который в полном объеме облагается акцизом*(4).
Хотя, как указывалось выше, из разъяснений Минфина России можно прийти к выводу, что объектом налогообложения признается не весь объем полученной смеси, а та часть полученной смеси, которая меняет свои характеристики, становясь подакцизным товаром или в отношении которой повышается ставка акциза.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Ответ прошел контроль качества
10 марта 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Отметим, что до 01.01.2009 указанная норма не содержала условия о получении в результате смешивания товара с более высокой ставкой акциза, чем исходное сырье.
В связи с этим в судебной практике, в которой рассматривались споры о применении п. 3 ст. 182 НК РФ в редакции, действующей до 01.01.2009, судьи принимали во внимание технологические документы, используемые при смешивании, для квалификации операции смешивания как производство подакцизного товара.
Исходя из действующей редакции п. 3 ст. 182 НК РФ, достаточно определить, появляется ли в результате смешивания товар, который облагается акцизом по более высокой ставке, чем установлена для исходных компонентов, либо облагается ли акцизом товар, получаемый в результате смешивания компонентов, которые сами по себе не являются подакцизными товарами.
*(2) В примере, изложенном в письме Минфина России от 11.11.2020 N 03-13-08/98241, при приобретении авиационного керосина, используемого в целях смешения с дизельным топливом в местах их хранения и реализации, сумма акциза в цене данного товара отсутствует.
В указанной ситуации при сравнении ставки акциза по такому топливу (в результате смешения получается дизельное топливо с аналогичной использованному при смешивании ставкой акциза), установленной статьей 193 НК РФ, в части объемов авиационного керосина, использованного для его изготовления, приобретаемого по цене без акциза и, соответственно, в отсутствие ставки такого акциза, возникает указанное в п. 3 ст. 182 НК РФ превышение.
Таким образом, такое смешение ингредиентов полученного топлива признается производством подакцизных товаров, при реализации которого в части объемов, пропорционально приходящихся на использованный авиационный керосин, возникает объект налогообложения акцизом, а организация, смешавшая товары, признается налогоплательщиком.
*(3) На основании подп. 7 п. 1 ст. 182 НК РФ передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов) является объектом налогообложения акцизами.
*(4) Отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 200 НК РФ суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров, подлежат вычетам.
Новый налог: виноград в России попал под акциз
С 1 января 2020 года виноград, виноматериалы, виноградное или фруктовое сусло облагаются акцизами. Поправки в 22 главу Налогового кодекса внесены законом 29.09.2019 № 326-ФЗ. По замыслу законодателей, новые нормы помогут поддержать отечественных виноделов, в том числе представителей малого и среднего бизнеса. Что нужно учитывать плательщикам новых акцизов, пояснил эксперт по ЕГАИС компании СКБ Контур Владимир Поздняков.
Акцизом будет облагаться виноград, отечественный и импортный, который используется для производства вин, шампанского, виноматериалов и виноградного сусла. То же касается винограда, который применяется для производства спиртных напитков по технологии полного цикла (переработка сырья, дистилляция, выдержка не менее трех лет в особой таре до достижения специфических свойств).
Пополнят перечень подакцизных товаров виноматериалы, виноградное и фруктовое сусло. Эта мера, как пояснили в своих письмах специалисты Минфина, позволит пресечь случаи ввоза импортного вина в Россию под видом сырья без уплаты акцизов.
Объект налогообложения
Подчеркнем: облагаемая налогом операция — использование винограда для производства перечисленных выше продуктов. Сама по себе реализация винограда, в том числе передача на возмездной или безвозмездной основе или в качестве натуральной оплаты, акцизом не облагается (п. 21 ст. 183 НК РФ).
Обратите внимание на особый порядок учета сумм налога при использовании винограда для производства алкоголя: акциз, начисленный по этой операции, не относится на стоимость винограда (ст. 199 НК РФ).
Что касается виноматериалов и сусла, то для них особый порядок определения облагаемых операций не установлен. Это значит, что нужно применять правила статьи 182 НК РФ. Проще говоря, акцизом будет облагаться реализация произведенного товара, ввоз на территорию РФ, передача на возмездной или безвозмездной основе и другие операции, перечисленные в статье 182 НК РФ.
Не облагается налогом передача в структуре одной организации (ст. 183 НК РФ):
- ректификованного этилового спирта, произведенного из спирта-сырца, подразделению, которое производит виноматериалы;
- дистиллятов для выдержки или купажирования для дальнейшего производства (розлива) виноматериалов.
Налоговая база и сумма налога
Налоговой базой признается объем винограда в тоннах, использованного для производства вин, виноматериалов, виноградного сусла, спиртных напитков полного цикла, реализованных в налоговом периоде. Напомним, по акцизам это — календарный месяц.
Сумма налога к уплате определятся как произведение налоговой базы на ставку акциза.
Для импортных подакцизных товаров, облагаемых акцизами по адвалорной ставке, в налоговую базу включается таможенная стоимость и таможенная пошлина. Однако ни винограда, ни виноматериалов, ни сусла такой порядок расчета на затрагивает, эта продукция облагается акцизами по специфическим (твердым) ставкам.
Дата реализации
Датой использования (датой реализации) винограда признается последний день налогового периода, в котором реализованы произведенные из него вина, виноматериалы, сусло и спиртное полного цикла.
Важно! Производство и хранение алкогольной продукции, ее поставка и реализация лицензируются. Правовые основы всей деятельности, связанной с алкоголем, закреплены в отдельном Федеральном законе от 22.11.1995 № 171-ФЗ.
Все участники алкогольного рынка — производители, импортеры, оптовики, розничные магазины, предприятия общепита, работают через ЕГАИС, государственную информационную систему контроля над оборотом алкоголя.
Ставки акцизов
Итак, облагаются акцизами виноград для производства алкоголя, виноградное, фруктовое сусло и виноматериалы. Повышаются акцизы на вино, при этом ставки выравниваются для российской и зарубежной продукции. Одновременно вводится ставка акциза на винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, на уровне ставки акциза на игристые вина.
Виды подакцизных товаров
Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)
с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно
с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно
с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно
Виноград, использованный для производства вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), виноматериалов, виноградного сусла, спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, реализованных в налоговом периоде
30 руб. за тонну
31 руб. за тонну
32 руб. за тонну
Виноматериалы, виноградное сусло, фруктовое сусло
31 руб. за 1 литр
32 руб. за 1 литр
33 руб. за 1 литр
Вина, фруктовые вина (за исключением игристых вин (шампанских), ликерных вин)
31 руб. за 1 литр
32 руб. за 1 литр
33 руб. за 1 литр
Игристые вина (шампанские)
40 руб. за 1 литр
41 руб. за 1 литр
43 руб. за 1 литр
Винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) дистиллятов
40 руб. за 1 литр
41 руб. за 1 литр
43 руб. за 1 литр
Вычеты налога
Налогоплательщик вправе уменьшить сумму акциза на вычет. Порядок применения вычетов различается в зависимости от вида подакцизной продукции (ст. 200 —201 НК РФ).
Так, при расчете акциза на реализованную алкогольную продукцию вычету подлежат суммы акциза, уплаченного при покупке или ввозе в РФ виноматериалов, виноградного и фруктового сусла. При этом нужно подтвердить право на вычет, собрав пакет документов по перечню в пункте 19 статьи 201 НК РФ.
Производители вина из российского винограда смогут получить вычет с повышающим коэффициентов. Этот коэффициент определяется плательщиком акциза самостоятельно, причем показатель дифференцируется по видам продукции и по годам Порядок расчета подробно описан в пункте 31 статьи 200 НК РФ. Подтвердить факт производства продукции из виноградов позволит пакет документов, перечисленных в пункте 29 статьи 201 НК РФ.
Что изменится в работе производителей
Напомним, что производители вина, игристого вина (шампанского) до 1 июля 2019 года должны были провести инвентаризацию этой винодельческой продукции и представить налоговикам уведомление о ее результатах.
Перечень подакцизных товаров расширился, ставки изменились. Убедитесь, что ваша учетная система поддерживает соответствующие операции. При необходимости обновите программное обеспечение.
Тем, кто прежде не имел дела с подакцизной продукцией, важно не упустить несколько нюансов:
- Увеличится объем налоговой отчетности — придется представлять налоговые декларации ежемесячно. Форма декларации по акцизам утверждена приказом ФНС России от 12.01.2016 № ММВ-7-3/1.
- В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков, реестрах на получение средств с аккредитивов, в первичных учетных документах и счетах-фактурах сумма акциза выделяется отдельной строкой. Исключение — реализация подакцизных товаров за пределы Российской Федерации.
- Налог уплачивается исходя из фактической реализации (передачи) подакцизных товаров не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (если иное не оговаривается в НК РФ).
- При использовании винограда для производства вина (подп. 38 п. 1 ст. 182 НК РФ) акциз уплачивается по месту нахождения налогоплательщика или его обособленных подразделений, которые участвовали в облагаемых налогом операциях (ст. 204 НК РФ).
Виноградари ежегодно представляют декларации об объеме собранного винограда и его использовании для производства вин. Такая отчетность подается в электронном виде не позднее 15 февраля года, следующего за годом сбора винограда, в подразделения Росалкогольрегулирования.
Отчитаться должны не только сельхозпроизводители, но и граждане, ведущие подсобное хозяйство, и организации, не имеющие статуса сельхозпроизводителей. Такие правила установлены постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 № 815, там же имеются формы декларация, правила их заполнения и порядок корректировки сведений.
Переработчиков этана и сжиженного углеводородного газа поддержат налоговым вычетом
Со следующего года в России заработает механизм обратного акциза на переработку этана и сжиженного углеводородного газа (СУГ). Правила заключения таких соглашений между Минэнерго и нефтехимическими предприятиями утвердил премьер-министр Михаил Мишустин, сообщила 14 марта пресс-служба правительства.
Постановление позволит реализовать положения закона о признании СУГа и этана продукцией нефтехимии и праве производителей рассчитывать на налоговые вычеты по ним, он был подписан президентом в октябре 2020 г. «Обратный акциз уже несколько лет применяется для всей нефтехимии, работающей на нафте, – отмечает директор практики «Газ и химия» Vygon Consulting Дмитрий Акишин. – Таким образом, принятое решение фактически уравнивает условия для химических производств на различном сырье».
Согласно постановлению, речь идет о предоставлении компаниям удвоенного налогового вычета – обратного акциза с повышающим коэффициентом 2. С января 2022 г. он составит 9000 руб./т для этана и 4500 руб./т для СУГа (в случае с СУГом вычет будет ежегодно индексироваться). Однако есть условие: чтобы получить вычет, претендующее на него предприятие должно будет в течение шести лет (в 2022–2027 гг.) инвестировать не менее 65 млрд руб. в обновление производства.
Управляющий директор ИК «Универ капитал» Артем Лютик уточняет, что отчитываться о ходе выполнения заключенных с властями соглашений компаниям нужно будет ежегодно. Кроме того, чтобы воспользоваться льготой, нефтехимическим предприятиям необходимо будет с 1 января 2022 г. либо запустить дополнительные мощности по переработке сырья в объеме не менее 300 000 т в год, либо провести значительную модернизацию уже существующего производства.
«Воспользоваться налоговой льготой смогут те компании, у которых на подходе новые газохимические проекты, потребляющие в качестве сырья этан или СУГ, либо проекты расширения газохимических мощностей», – говорит аналитик Газпромбанка Евгения Дышлюк.
В частности, указывает она, обратным акцизом наверняка воспользуется «Сибур», который в партнерстве с китайской Sinopec планирует построить на Дальнем Востоке Амурский газохимический комплекс (ГХК). Сырьем для него станут этан и СУГ, поставляемый с соседнего Амурского газоперерабатывающего завода «Газпрома», запуск которого запланирован на текущий год. Амурский ГХК будет выпускать до 2,7 млн т полиэтилена и полипропилена в год, потребляя для этого примерно 2 млн т этана и 1,5 млн т СУГа. По оценке Дышлюк, налоговая субсидия в виде обратного акциза на этан и СУГ для Амурского ГХК может составлять до 30 млрд руб. в год, что повысит рентабельность проекта.
Введение обратного акциза на СУГ было ключевым условием для старта этого проекта. В феврале 2020 г. председатель правления «Сибура» Дмитрий Конов говорил, что конечная мощность предприятия во многом будет зависеть от решения правительства по этому вопросу. А в июле в компании заявляли, что для принятия финального решения и начала строительства необходимо окончательное утверждение законопроекта.
Для получения обратного акциза «Сибур» может также рассмотреть возможность расширения своего уже действующего нового нефтехимического комплекса «Запсибнефтехим» (Тобольск), который тоже потребляет СУГ в качестве сырья, считает Дышлюк. В «Сибуре» говорят, что изучают возможные варианты дальнейшего развития тобольского кластера, но окончательного решения пока нет.
Другим выгодоприобретателем от обратного акциза, по словам Дышлюк, может стать компания «Русгаздобыча». К 2023–2024 гг. она планирует построить крупный ГХК в районе Усть-Луги (Ленинградская обл.) мощностью свыше 3 млн т полимеров в год. Сырье будет поставляться с проектируемого «Газпромом» совместно с «Русгаздобычей» газоперерабатывающего завода мощностью до 3,8 млн т этановой фракции в год. Налоговая субсидия в виде обратного акциза на этан для ГХК в Усть-Луге, по оценкам Дышлюк, может составлять до 34 млрд руб. ежегодно. В «Русгаздобыче» «Ведомостям» сообщили, что механизм обратного акциза затронет проекты строительства Балтийского химического комплекса. В компании подтвердили, что планируют заключить соглашение о налоговом вычете с Минэнерго.