Приобретение предприятия как имущественного комплекса
Перейти к содержимому

Приобретение предприятия как имущественного комплекса

Приобретение предприятия как имущественного комплекса

НК РФ Статья 268.1. Особенности признания доходов и расходов при приобретении предприятия как имущественного комплекса

(введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ)

1. В целях настоящей главы разница между ценой приобретения предприятия как имущественного комплекса и стоимостью чистых активов предприятия как имущественного комплекса (активы за вычетом обязательств) признается расходом (доходом) налогоплательщика в порядке, установленном настоящей статьей.

Величину превышения цены покупки предприятия как имущественного комплекса над стоимостью его чистых активов следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод.

Величину превышения стоимости чистых активов предприятия как имущественного комплекса над ценой его покупки следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и с учетом других факторов.

2. Сумма уплачиваемой надбавки (получаемой скидки) при приобретении предприятия как имущественного комплекса определяется как разница между ценой покупки и стоимостью чистых активов предприятия как имущественного комплекса, определяемой по передаточному акту.

При приобретении предприятия как имущественного комплекса в порядке приватизации на аукционе или по конкурсу величина уплачиваемой покупателем надбавки (получаемой скидки) определяется как разница между ценой покупки и оценочной (начальной) стоимостью предприятия как имущественного комплекса.

3. Сумма уплачиваемой покупателем надбавки (получаемой скидки) учитывается в целях налогообложения в следующем порядке:

1) надбавка, уплачиваемая покупателем предприятия как имущественного комплекса, признается расходом равномерно в течение пяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации права собственности покупателя на предприятие как имущественный комплекс;

2) скидка, получаемая покупателем предприятия как имущественного комплекса, признается доходом в том месяце, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на предприятие как имущественный комплекс.

4. Убыток, полученный продавцом от реализации предприятия как имущественного комплекса, признается расходом, учитываемым в целях налогообложения в порядке, установленном статьей 283 настоящего Кодекса.

5. В целях настоящей главы расходами покупателя на приобретение в составе предприятия как имущественного комплекса активов и имущественных прав признается их стоимость, определяемая по передаточному акту.

НК РФ Статья 268.1. Особенности признания доходов и расходов при приобретении предприятия как имущественного комплекса

1. В целях настоящей главы разница между ценой приобретения предприятия как имущественного комплекса и стоимостью чистых активов предприятия как имущественного комплекса (активы за вычетом обязательств) признается расходом (доходом) налогоплательщика в порядке, установленном настоящей статьей.

Величину превышения цены покупки предприятия как имущественного комплекса над стоимостью его чистых активов следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод.

Величину превышения стоимости чистых активов предприятия как имущественного комплекса над ценой его покупки следует рассматривать как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала и с учетом других факторов.

2. Сумма уплачиваемой надбавки (получаемой скидки) при приобретении предприятия как имущественного комплекса определяется как разница между ценой покупки и стоимостью чистых активов предприятия как имущественного комплекса, определяемой по передаточному акту.

При приобретении предприятия как имущественного комплекса в порядке приватизации на аукционе или по конкурсу величина уплачиваемой покупателем надбавки (получаемой скидки) определяется как разница между ценой покупки и оценочной (начальной) стоимостью предприятия как имущественного комплекса.

3. Сумма уплачиваемой покупателем надбавки (получаемой скидки) учитывается в целях налогообложения в следующем порядке:

1) надбавка, уплачиваемая покупателем предприятия как имущественного комплекса, признается расходом равномерно в течение пяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем государственной регистрации права собственности покупателя на предприятие как имущественный комплекс;

2) скидка, получаемая покупателем предприятия как имущественного комплекса, признается доходом в том месяце, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на предприятие как имущественный комплекс.

4. Убыток, полученный продавцом от реализации предприятия как имущественного комплекса, признается расходом, учитываемым в целях налогообложения в порядке, установленном статьей 283 настоящего Кодекса.

5. В целях настоящей главы расходами покупателя на приобретение в составе предприятия как имущественного комплекса активов и имущественных прав признается их стоимость, определяемая по передаточному акту.

Приобретаем бизнес. Зачем развивать с нуля, если можно взять готовое?

Ведущая рубрики

Предприниматели – практичные люди. Если есть действующий бизнес, почему бы не приобрести его, а не развивать предприятие с нуля? Тем более когда объект интереса — это успешная, прибыльная организация.

Чтобы получить желаемое, можно просто договориться с собственником о покупке, пойти более сложным путем и постепенно выкупить компанию по частям или приобрести принадлежащее ей имущество и переоформить сотрудников. Новому владельцу нужна актуальная картина состояния бизнеса, а бывшему собственнику важно избежать претензий от покупателя и неожиданностей при проверках. Мы будем рассматривать сделку с точки зрения покупателя.

Покупка предприятия как комплекса

Подобный способ нечасто практикуется по причине сложности процесса. Он применим скорее к производственной сфере, когда идет речь о фабрике, заводе, комплексе производственных предприятий.

Обратите внимание! Как единый комплекс, предприятие рассматривается в гражданском законодательстве в параграфе 8 раздела 30 ГК РФ, а соответствующее понятие дано в статье 132 Кодекса.

Чтобы совершить сделку, необходимо заключить договор купли-продажи, в котором предприятие будет рассматриваться как объект недвижимости. В составе предприятия передается все имущество, необходимое для его работы:

  • Здания и сооружения.
  • Земельные участки.
  • Оборудование.
  • Инвентарь.
  • Материалы, сырье, готовая продукция.

Кроме того, переходят к новому собственнику и все обязательства, за некоторыми исключениями. В частности, если новый владелец не обладает лицензией на осуществление какой-то деятельности, при этом имеются в ее рамках не исполненные перед клиентами обязательства, то за их неисполнение как бывший, так и действующий владелец несут солидарную ответственность (п. 3 ст. 559 ГК).

Покупатель передает права на такую собственность, как товарный знак или знак обслуживания, другие средства индивидуализации, при условии что договор купли-продажи не предусматривает иного. Вот некоторые виды лицензий передать не удастся, что может создать дополнительные сложности для покупателя.

Оценка предприятия доверяется незаинтересованной стороне, способной провести независимый аудит и удостовериться, что будущего владельца не ждут сюрпризы. В состав обязательной документации при покупке входят:

  • Акт инвентаризации. Она проводится по обычным правилам и призвана выявить соответствие фактических и задокументированных данных.
  • Бухгалтерский баланс.
  • Заключение аудитора. Здесь не только определяются имеющиеся задолженности и обязательства, но и выявляется список кредиторов и выносится решение о реальной (рыночной) стоимости предприятия.

Кстати! Подобную покупку можно совершить как напрямую у собственников, так и на аукционе или при продаже с торгов в результате банкротства.

Ждать момента, когда покупатель проведет процедуру государственной регистрации предприятия (оформит недвижимость, землю и т.д.), не нужно. В его бухгалтерском учете будет отражено приобретенное имущество по стоимости, указанной в передаточном акте, а она соответствует балансовой стоимости на дату акта, т.е. когда фактически активы были переданы новому владельцу.

Насчет учета предприятия единого мнения не сложилось. Одни специалисты рекомендуют отражать покупку через 08 счет (как вложения), другие — через 76. Этот момент лучше определить собственной учетной политикой.

  • Д 76(08) К 60 – отражается стоимость предприятия, определенная договором.
  • Д 10, 01, 43 (и другие) К 76(08) – отражаются активы по балансовой стоимости.
  • Д 76(08) К 60, 76 — отражаются обязательства по балансовой стоимости.

Как вы понимаете, может возникнуть разница между балансом (вернее чистыми активами) и договорной ценой. В зависимости от того, с каким знаком она получается («плюс» или «минус»), выходит, что предприятие куплено либо со скидкой, либо с надбавкой.

Как гласит статья 268.1 НК РФ, скидка может возникнуть в частности с учетом следующих факторов:

  1. Невысокая деловая репутация и качество продукции.
  2. Отсутствие постоянных покупателей и каналов сбыта.
  3. Низкая квалификация персонала, отсутствие устойчивых деловых связей и организации маркетинга.

Надбавка появляется, соответственно, если покупатель ожидает в будущем развития и появления экономических выгод. Этот расчет может основываться на прямо противоположных факторах (положительная репутация, высококлассный персонал, налаженный сбыт и т.д.).

Надбавка или скидка, собственно, и называются деловой репутацией (положительной или отрицательной). Положительная учитывается в БУ как отдельный объект нематериального актива (НМА) и списывается равномерно в течение 20 лет (ПБУ14/2007 п. 44). Отрицательная списывается разом через 91 счет, как прочий расход (ПБУ14/2007 п. 45).

В налоговом учете приобретенные активы будут списываться в соответствии с обычными принятыми для них правилами. Например, ОС будут амортизироваться в соответствии со сроком полезного использования, материалы использоваться для производства продукции, товары передаваться покупателям и т.д.

Вот с деловой репутацией все обстоит по-другому (см. п. 3 ст. 268.1 НК):

  • Скидка образует доход, который следует учесть в месяце государственной регистрации права на предприятие.
  • Надбавка — это расход, признаваемый в налоговом учете равномерно в течение пяти лет. Признание начинается с месяца, следующего за месяцем госрегистрации.

Сложный процесс, объем документов и отдельные правовые нюансы делают этот громоздкий вариант не самым популярным у предпринимателей. Если они хотят выкупить активы и сохранить персонал, то поступают несколько проще.

Покупка имущества и перевод сотрудников

Если собственник готов к продаже бизнеса, но покупатель опасается каких-то подвохов в сделке (наличие задолженностей, не отраженных в балансе, ошибки учета, которые могут привести к доначислениям налогов), то стороны могут договориться о простой купле-продаже имущества и переводе работников с одного места работы на другое.

В этом случае продавец передает покупателю недвижимость, оборудование и другие материальные ценности по одному или нескольким договорам. Стоимость при этом может определяться как приглашенным оценщиком, так и самостоятельно участниками сделки. Покупатель имеет собственную действующую фирму или открывает новую.

С сотрудниками в зависимости от их согласия и желания поступают следующим образом:

  • Уволить по собственному желанию из компании «А» и тут же принять в компанию «Б». Минусы: работникам ничего и никто не гарантирует, руководитель «Б» может не взять их в штат, кроме компенсации за неиспользованный отпуск (если такой есть), нет никаких выплат.
  • Уволить в связи с сокращением штата из «А» и принять в «Б». Долгоиграющий процесс, ведь о предстоящем мероприятии потребуется предупредить сотрудников минимум за 2 месяца, а также гарантировать им выплаты по сокращению. Хотя если персонал сразу трудоустроится в «Б», то они будут минимальны. Некоторые работники могут передумать и отказаться от нового трудоустройства, обратившись на биржу труда, и станут получать выплаты за счет старого работодателя.
  • Осуществить перевод из «А» в «Б» (п. 5 ст. 77 ТК РФ). Работника переводят от одного работодателя к другому. Причем предусмотрены две ситуации: работник переводится по собственной просьбе или по согласию. Второй случай — это перевод по инициативе работодателя, когда работник соглашается с таким вариантом смены места работы. В зависимости от того, как именно произведен перевод, формулируется запись в трудовой книжке.

Оформление приобретаемых ценностей происходит в обычном порядке, о чем можно почитать в статьях об МПЗ, товарах, основных средствах.

Правда, есть и минусы: в рамках подобной купли-продажи не передаются обязательства и товарные знаки, для этого необходимо заключать отдельные контракты, например, договор цессии.

Единственный участник ООО

Наверное, самая удобная и простая форма сделки по покупке организации – выкуп 100% доли у единственного собственника (участника) общества. Достаточно обратиться к нотариусу, который сам же и подготовит договор, заверит подписи, составит и направит в налоговую инспекцию заявление о произошедших изменениях.

Достаточно старому и новому участнику записаться на встречу и все манипуляции провести в течение одного дня. Правда, приобретенный бизнес может преподнести немало сюрпризов, поэтому перед покупкой ознакомьтесь с его историей. Способов для этого достаточно много:

  • Запросить выписку из налоговой и посмотреть соответствие представленных документов (устав, решение о создании, данные об уставном капитале) тем, что значатся в реестре. Во-первых, нотариус, если увидит несоответствия (например, было увеличение УК, но в реестре не регистрировалось), попросит сначала их устранить, а потом уже проведет сделку. Во-вторых, встречаются хитрецы, которые умалчивают немаловажные детали. Допустим, недавно участников было двое, один вышел из общества, но при этом ему еще не выплачена его доля. Не факт, что вы заметите это в документах. В выписке как минимум видно недавние изменения, а также смены руководителей, юридических адресов, возможно, информацию о недостоверности сведений и т.п.
  • Попросить предоставить бухгалтерские документы, балансы, справку о состоянии расчетов с бюджетом, включая расчеты по налогам, взносам, пени и штрафам с налоговой и ФСС.
  • Провести поиск в интернете на сайтах, публикующих информацию о компаниях. Некоторые из них размещают такие сведения, как: наличие судебных дел, участие в торгах, уровень репутации на рынке и риски. Информация предоставляется в свободном доступе или платно, в зависимости от используемого ресурса. Операторы, передающие электронную отчетность, за определенную плату соберут целое досье на контрагента. Частично данные можно найти на сайте ФНС, правда, в более разрозненном виде.
  • Проверка участника. Сеть — это кладезь информации. Вдруг собственник «забыл» упомянуть, что женат и приобретение доли состоялось во время брака, значит, супруга должна дать согласие на сделку, иначе есть риск, что ее признают в будущем недействительной. Может показаться, что ситуация накрученная, но мне недавно пришлось заниматься изменением состава участников ООО, и нотариус рассказала несколько интересных случаев, когда покупателю доли приходилось в суде отстаивать свое право на ее владение.
  • Зайти на сайт судебных приставов и проверить, нет ли задолженностей по предприятию или самому участнику. Если есть, то какова их природа. Если там 10 рублей недоплаченных в ФСС пени или штраф за неправильную парковку, то вряд ли это повлияет на решение. Если же административка за нарушение сроков передачи отчетов, то стоит присмотреться к тому, насколько все хорошо в этой области. Возможно, это система, и вам предстоит «сюрприз» в виде актов от ФНС. Причем иногда они серьезно запаздывают, так что обращайте внимание не только на наличие сданной отчетности, но и на соблюдение сроков.
  • Поищите отзывы работников и клиентов. Они не всегда есть, но в большинстве случаев, если компания активно работает несколько лет, – находятся. Как вариант, пообщайтесь с действующим персоналом.
  • Проверьте наличие и полноту данных. Уточните, есть ли электронная база бухгалтерии (хорошо бы за последние лет пять как минимум). Вся ли первичка в наличии, как она хранится, систематизирована или нет. Кадровые документы хранятся очень долго, и нужно проверить, все ли личные дела сотрудников на месте. Знакомить вас со всеми бумагами потенциальный продавец, вероятно, не захочет. Они ведь содержат, в том числе, персональную информацию, конфиденциальные сведения, возможно, какие-то технологические секреты, но получить общее представление о том, как ведутся дела и хранятся документы, необходимо.

Обретя уверенность в честности собственника, можно приступать к заключению договора. По возможности настаивайте на составлении описи передаваемых дел и документов, печатей, ключей, баз данных и прочего. У нотариуса внимательно прочитайте текст контракта, т.к. обычно используется шаблонный типовой проект, который может не устроить вас в деталях.

Покупка пакета акций или нескольких долей

Почти аналогично предыдущему варианту происходит покупка долей, если участников в обществе несколько. Правда, здесь есть такой нюанс, как согласие других участников на сделку. Т.е. при продаже каждой доли придется заручиться письменным согласием оставшихся участников или как минимум известить само общество и его членов о предстоящей сделке и дать им время на принятие решения.

Хотя не обязательно потребуется выкуп 100% уставного капитала. В зависимости от требований устава и положений Федерального закона № 14ФЗ «Об ООО» для голосования по основным вопросам может быть достаточно 2/3 голосов или их простого большинства.

Например, две трети голосов достаточно для создания филиала или увеличения УК за счет имущества общества или дополнительных вкладов всех участников.

Простого большинства хватит для избрания руководителя общества или ревизора, привлечения аудитора, одобрения крупной сделки.

Обратите внимание! Некоторые решения принимаются только единогласно. Например, о долях – преимущественной покупке, определенной заранее цене; внесение вклада новым участником с увеличением УК; реорганизации или ликвидации общества.

Если приобретателю долей достаточно тех прав, что дает большинство голосов, ему не нужно выкупать весь УК.

Аналогично можно поступить с акционерным обществом. Приобретя так называемый контрольный пакет акций, его владелец получает в большинстве случаев преимущество в принятии решений и голосовании.

Причем в АО правила несколько иные, чем в ООО. На собрании акционерного общества решение принимается большинством голосующих акций присутствующих акционеров.

Пример: В АО всего 1000 акций. Допустим, один акционер обладает 1 акцией. На собрание явилось 300 акционеров. Было принято решение, где «за» проголосовало 200 участников и 100 «против». Решение было принято большинством голосов присутствовавших. Фактически же выходит, что решение приняли 200 акционеров из 1000.

Естественно, новым владельцем долей или акций может быть не только стороннее лицо, но и действующий участник (акционер). О том, как можно получить долю в обществе выходящего из него участника, можно почитать в этой статье.

Банкротство как способ захватить компанию

Не все способы получения чужого бизнеса прозрачные и честные с точки зрения морали. Иногда конкуренты или просто заинтересованные лица прибегают с одной стороны к законным, а с другой. неэтичным методам получения организации и ее имущества.

Ситуация № 1

Развивающаяся организация берет кредит под залог, но в результате неверной маркетинговой стратегии получает крупные убытки и не может рассчитаться по обязательствам. Банк забирает залоговое имущество и реализует его с торгов, где его приобретает заинтересованная компания.

Причем несмотря на имеющиеся запреты, конфиденциальность и определенную закрытость информации торгов, работник банка может «слить» информацию нужному покупателю заранее. Нежелательных конкурентов не допускают к торгам по причинам несоответствия документации (что, учитывая ее запутанность и сложность, не удивительно).

Ситуация № 2

Организация получает товар с рассрочкой или по постоплате от ключевого поставщика. Тот лояльно смотрит на небольшие просрочки, предоставляет удобные условия. В какой-то момент поставщик требует расчета по обязательствам, потому что договор это позволяет, либо желает получить обратно товар, но его организация уже отгрузила своим покупателям (кстати, некоторые вполне могут оказаться подставными, почему сейчас поймете), а они не торопятся рассчитываться.

В результате поставщик идет в суд, организация не может получить от покупателей расчет и становится банкротом, а главный кредитор – поставщик. Вот он уже в порядке конкурсного производства получает имущество и денежные средства в счет долга.

Т.е. сначала фирме предлагают вроде бы выгодные условия, а затем фактически захватывают контроль над ней. В процессе кредитор может договориться с участниками общества о продаже ему долей в ООО-банкроте (не обязательно напрямую). А так «удачно» подвернувшиеся покупатели-неплательщики оказываются предприятиями подконтрольными кредитору.

Разумеется, существует очередность платежей, но это заинтересованная компания наверняка учтете и просчитает.

Просто покупка предприятия-банкрота тоже иногда оказывается выгодной сделкой. Выше я упомянула, что купить предприятие, как имущественный комплекс, можно в рамках аукциона или торгов.

Другие способы получения готового бизнеса

Существуют и другие варианты, например, слияние организаций или вхождение в общество со своим вкладом, который станет превалирующим в процентном отношении.

Можно подключиться к действующему успешному бизнесу при помощи франшизы. Это популярная сейчас модель бизнеса. Ее можно рассмотреть на примере точек продаж суши. Вы могли видеть на соответствующем сайте адреса точек в вашем и других городах. Если же взять чек в разных заведениях, то в нем будут стоять различные названия (или ФИО в случае ИП) продавца. При том что вывеска, торговая марка, предлагаемое меню и даже цены будут аналогичными. Все потому, что продавец купил право на работу под определенным брендом.

Почти аналогично действуют и дилеры, например, в автомобильной сфере. Они договариваются с официальным производителем о продаже именно его продукции по определенным стандартам и привлекают к себе клиентов, заинтересованных в покупке оригинального товара и получении качественного обслуживания.

Однако эти способы имеют некоторые ограничения:

  • Нельзя заключать аналогичные договоры с конкурентами.
  • Работа проходит по определенной схеме и стандарту. Например, готовить нужно по строго прописанному меню.
  • Ограничение в продаже других аналогичных товаров или услуг. Допустим, если вы продаете оригинальные запасные части, то одновременно торговать их аналогами, производимыми другими заводами, нельзя.
  • Необходимо выплачивать часть прибыли по франшизе или уплачивать дилерский сбор.
  • Возможны проверки (контрольные закупки, тайные покупатели). Если результаты неудовлетворительные, на компанию налагают штраф или она лишается права на работу по франшизе (дилерства).

С другой стороны, договор дает ряд преимуществ:

  • Раскрученная марка, рекламная, маркетинговая поддержка.
  • Наставничество и консультации в бизнесе.
  • Льготные условия – скидки на поставку продукции, оборудования, его предоставление в аренду или безвозмездное пользование.
  • Разработанная стратегия развития, стандарт обслуживания и торговли.

Конечно, есть и незаконные способы захвата бизнеса. Разумеется, советовать их использовать я не буду, а вот поберечься недобросовестных конкурентов стоит. Если вам предлагают слишком интересные условия работы с поставщиком или франшизу без последующих роялти, то, прежде чем бросаться в омут с головой, проконсультируйтесь с юристом. Стоимость такой консультации обойдется дешевле возможных негативных последствий сделки.

Продажа предприятия как имущественного комплекса: правовые и финансовые особенности сделки

Продажа предприятия как имущественного комплекса — непростая операция. Проводится она не часто. И тем не менее иногда продажа предприятия не по частям, а единым комплексом — самое рациональное и выгодное решение. В этом случае необходимо знать правовые, налоговые и финансовые особенности такой сделки. Проанализируем самые важные из них.

Что собой представляет предприятие как имущественный комплекс?

Предприятие как имущественный комплекс включает в себя все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.

Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью и может быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав[1]. По договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам[2].

Продать предприятие можно не только в ходе обычной его работы, но и в целях восстановления платежеспособности должника[3].

Следует различать продажу отдельных активов (основных средств, незавершенного производства, материалов, товаров и т. п.) и продажу предприятия в целом как имущественного комплекса. Продажа предприятия как имущественного комплекса не равнозначна продаже 100% акций (долей) этого предприятия, как и не равнозначна продаже имущества по частям.

Какие правовые и другие особенности связаны с такой сделкой?

Предположим, собственник компании решил продать ее. Есть 3 способа сделать это:

У каждого из этих способов разные правовые последствия. Рассмотрим их.

Способ 1. Продажа долей (акций), равных 100%.

• собственник получает деньги и больше не имеет никакого отношения к данной организации;

• персонал остается в организации, у которой будет новый собственник. То есть по факту новый собственник получит и персонал предприятия;

• все деловые связи юридически останутся на компании, и она сможет без остановки продолжать свою деятельность;

• согласие кредиторов на такую операцию не нужно;

• имущество отдельно не передается, не регистрируется. Данные о смене собственника подаются в регистрирующий налоговый орган и отражаются в ЕГРЮЛ;

• нет налоговых последствий, привязанных к стоимости имущества организации.

К сведению

В связи с продажей акций (долей) нужно будет уплатить НДФЛ или налог на прибыль, если продавец акций (долей) — юридическое лицо.

Способ 2. Продажа всего имущества по частям.

• собственник остается собственником своей организации, но в этой организации уже не будет никакого имущества, только поступающие средства от продажи активов;

• остаются долги организации, которые нужно будет погашать отдельно;

• согласовывать с кредиторами продажу имущества не нужно;

• в компании, не имеющей имущества, остается персонал организации;

• все деловые связи и юридически, и фактически остаются у компании, распродавшей имущество;

• чтобы продолжить (возобновить) деятельность, компании, скорее всего, потребуется время на стартовый период (приобретение нового оборудования, сырья, материалов и т. п.);

• продажу движимого имущества регистрировать не надо, кроме транспортных средств. Регистрировать нужно будет продажу недвижимости;

• госпошлина при продаже недвижимости составит в общем случае 22 000 руб. за каждый объект;

• налоговые обязательства возникают в отношении каждого продаваемого актива.

Способ 3. Продажа компании в целом (как имущественного комплекса).

• собственник останется собственником своей организации, которая юридически не прекратит свою деятельность;

• активов и пассивов в организации уже не будет;

• чтобы долги перешли покупателю, потребуется согласие кредиторов. То есть какие-то задолженности могут остаться на продавце бизнеса. Налоговые обязательства, начисленные до совершения сделки, в любом случае остаются на продавце предприятия[4];

• остается персонал организации;

• для возобновления деятельности потребуется время, необходимое для организации производственного процесса заново;

• нужна как предварительная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс, так и регистрация продажи предприятия как имущественного комплекса;

• госпошлина при продаже предприятия как имущественного комплекса — 0,1 % стоимости имущества, имущественных и иных прав, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, но не более 60 000 руб.;

• при продаже предприятия как имущественного комплекса НДС облагается каждый вид имущества.

Как считать НДС при продаже предприятия как имущественного комплекса?

Операция по продаже предприятия как имущественного комплекса не освобождается от НДС[5].

Налоговая база при продаже предприятия как имущественного комплекса рассчитывается отдельно по каждому виду активов.

Что это означает на практике?

Все имущество компании, которым она владеет, распределяется по группам. В качестве самостоятельных позиций выделяются:

• прочие виды имущества производственного и непроизводственного назначения;

• сумма дебиторской задолженности;

• стоимость ценных бумаг;

• другие позиции активов баланса.

В обоих случаях необходимо использовать специальный поправочный коэффициент (К).

[1] Статья 132 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).

[2] Статья 559 ГК РФ.

[3] Статья 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 30.12.2020).

[4] Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28.01.2002 № 04-01-10/1-10.

[5] Подпункт 1 п. 1 ст. 146, ст. 158 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ).

Д. В. Кислов,
канд. экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 2, 2021.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *