Соблюдайте субординацию что это значит
Перейти к содержимому

Соблюдайте субординацию что это значит

Что значит соблюдать субординацию

Под определением «субординация на работе» подразумевают совокупность правил делового этикета, главная задача которого правильно определить взаимоотношения между сотрудниками в рамках одного коллектива или целого предприятия. Таким образом, устанавливаются правила общения работника с вышестоящим руководителем, основы взаимоотношений между подчиненными. Признание сотрудниками авторитета руководителя, исполнение работниками поставленных задач и поручений, уровень воспитания и выражение личной инициативы, определение трудовых обязанностей согласно занимаемой должности и статуса — все это включает понятие субординации.

субординация

Основные принципы

Общие принципы подчиненности должны соблюдать не только работники, но и руководители. Структура служебной иерархии подразумевает, что начальник с отделом на ступени ниже подчиняется руководителю на ступень выше. Если не следовать этому правилу, то авторитет всего руководящего состава будет подорван.

Грамотный управленец придерживается начал корпоративной культуры, не допускает фамильярного поведения по отношению к подчиненным. Избежать недоразумений в рабочем процессе и некорректных действий помогает обоюдное следование этикету всеми сторонами.

Фамильярность, неуместный категоричный тон и подшучивания, особенно в общении с руководителем, делает работника первым кандидатом на увольнение.

Начальник, который оговаривает личные проблемы и переживания с сотрудниками, попустительствует недисциплинированности и халатности при выполнении служебных обязанностей и в итоге может утратить свой авторитет и репутацию руководителя.

Что такое субординация на работе и каковы особенности межуровневых взаимоотношений внутри компании всем сотрудникам разъясняют еще на этапе устройства на работу.

Согласно требованиям, каждый начальник обязан соблюдать основы деловой этики, отдавая распоряжения и приказы подчиненным. Все поручения должны быть составлены корректно, унижение чувства собственного достоинства и критика личных качеств младших по должности недопустимы.

Уважительный характер общения — это залог правильных рабочих взаимоотношений между начальником и подчиненным, а также благоприятной обстановки внутри коллектива.

На всех предприятиях, в любых компаниях действует установленный регламент подачи начальником распоряжений своим подчиненным. Сотрудники должны быть ознакомлены с правилами, принятыми в организации, формами по которым происходит доклад руководству о проделанной работе.

Одновременно со своими должностными обязанностями, работнику необходимо знать о своем праве и возможности в спорных ситуациях обжаловать действия своего непосредственного начальника вышестоящему руководству.

Виды взаимоотношений и подчинения

Если на предприятии все сотрудники подчиняются напрямую директору (первому лицу), то в отношении подчинения коллектива все просто. Проблемы с субординацией могут возникнуть в организациях с более сложной системой иерархии. Общая задача и единая цель объединяют все отделы в цельное предприятие с единой структурой.

В компании определяют два направления взаимоотношений.

  • Горизонтальные (функциональные) задания (заявки), которые определены в соответствии с занимаемыми должностями. Весь перечень обязанностей функционально прописан в бизнес-процессе или должностной инструкции. Определяет взаимоотношения между коллегами на должностях одного уровня. Общение основано на равноправии, принципе обоюдного уважения, партнерстве. В отделе царит благоприятная обстановка, растет продуктивность, коллектив — это единая команда. Существует риск перехода профессиональных взаимоотношений в дружеские.
  • Вертикальные (административные) задания не составляют четкого плана касательно того, что сотрудник обязан делать. Это задачи, которые руководители устанавливают для исполнения непосредственно подчиненным. Трудовые взаимоотношения строятся по принципу «сверху вниз» и подразумевают прямое общение между руководителем и подчиненным. Вертикаль — это определенная и согласованная иерархия отношений внутри коллектива.

Поставленные задачи, горизонтальные или вертикальные, обязательны для исполнения.

Контроль реализации задания, координация рабочих процессов, оценка эффективности по итогам выполнения осуществляется руководящим составом в зависимости от того, в чьем подчинении находятся сотрудники.

Исполнительская эффективность зависит от степени управления и контроля, поэтому рабочий процесс может носить управляемый и неуправляемый характер, тем самым определяя уровень полученного результата.

Выделяют три вида подчинения.

  • Административное устанавливает принадлежность специалиста к конкретному отделу согласно штату организации. Сотрудник находится в непосредственном подчинении руководителя подразделения, где работает.
  • Функциональное подчинение сотрудников относительно функциональных задач начальникам других отделов косвенно или напрямую согласно с внутренними регламентами. Полномочия руководителей на работников других отделов незначительны и касаются только сроков и качества выполнения конкретных видов работ.
  • Этическое подчинение определяет неформальное соподчинение. Широко распространено в медицине. Характеризуется доброжелательностью и уважением, основано на взаимопомощи, чувстве такта со стороны вышестоящих должностных лиц. Дисциплина и морально-этическая составляющая повышают уровень взаимодействия в коллективе.

Важность и необходимость

Субординация предусматривает позицию нейтралитета в проявлении эмоций по отношению к сотрудникам. Сдержанность и ровное общение ко всем подчиненным — главная задача для хорошего управленца.

Существует порядок и регламент посещения подчиненными своего руководителя. Есть ряд сотрудников, у которых есть право обращаться к начальнику без предварительного информирования благодаря особенным должностным обязанностям.

У других подчиненных визит строго определен по времени. Это позволяет каждому работнику быть уверенным, что у него будет возможность встретиться на приеме с руководителем.

Принципы субординации выступают основой этикета корпоративных отношений, позволяя определить четкую границу взаимодействия. У каждой компании существует свой критерий ответственности за несоблюдение субординации.

Основы иерархии и подчинения определяют корпоративными положениями предприятия:

  • трудовой договор (соглашение) определяет порядок поведения для каждого сотрудника и его служебные обязанности,
  • коллективный договор устанавливает ключевые основы взаимодействия в коллективе,
  • должностная инструкция четко определяет положение в иерархии предприятия, обязанности сотрудника относительно занимаемой должности,
  • правила внутреннего распорядка расписывают рабочий график, помогая работнику правильно распределить время труда и отдыха.

Каждая фирма (предприятие) может единолично установить должностную иерархию и определить степень ответственности за невыполнение субординации. В уставе учитывают актуальность и специфику рабочих условий, основа остается неизменной. Все это помогает выстроить дальнейшую тактику.

Последствия нарушений субординации

Служебные отношения определяются рамками профессиональной деятельности в выполнении трудовой дисциплины. Должностная инструкция определяет действия всех сотрудников, уровень их ответственности. Руководитель не вправе дополнительно возлагать на работника другие обязанности и поручения, кроме установленных в договоре.

субординация

Каждый сотрудник имеет непосредственного начальника, задания которого он обязан выполнять. При несогласии с методами и поступками руководителя он может обжаловать их в установленном порядке. Поступают, при наличии, инициативы по улучшению работы и качеству продукции. Невыполнение поручений начальника исключено при следовании правилам субординации.

Ответственность каждого служащего, от работника до директора, их взаимоотношения регламентирует субординация. Простые сотрудники могут лишиться рабочего места, а директор рискует своим имиджем и деловой репутацией. На субординации полностью строится вся вертикаль и горизонталь власти.

Исход и вид наказания за несоблюдение правил субординации обусловлен видом нарушения, которое совершил сотрудник.

  • Замечание от начальника в устной форме о недопустимости такого рода поведения. Следует после однократного нарушения основ подчинения и существующих привил делового общения.
  • Простой или строгий выговор назначается за дисциплинарный проступок и системные нарушения дисциплины и трудового распорядка, запись об этом заносят в личное дело.
  • Увольнение по собственному желанию (статье). Вид наказания за неисполнение непосредственных обязанностей, системное несоблюдение дисциплины труда.

субординация

Нормальные деловые отношения внутри организации способствуют эффективной работе бизнеса, тем самым обеспечивая здоровую рабочую обстановку. Если руководитель дорожит репутацией фирмы, его работа с сотрудниками и партнерами строится на стандартах этики и соблюдении принципов субординации.

Субординация на работе: «хочу – уважаю, хочу – нет»?

Масштабирование бизнеса является приоритетной задачей для любого руководителя. Но выход на новые рынки, открытие филиалов, безусловно, влечет за собой расширение штата. И вот еще вчерашний стартап уже превращается в фирму с крупной организационной структурой. Возникает вопрос, как теперь согласовывать отношения на предприятии? Так ли важна субординация на работе? К какому начальнику действительно будут прислушиваться?

Социологи ВЦИОМа выяснили портрет идеального руководителя: мужчина-новатор зрелого возраста, спокойный, строгий. К такому обращаются, такого уважают. А как тогда быть остальным? Перспективному юноше, окончившему MBA? Девушке, обладающей высоким IQ, EQ, лидерским потенциалом? Им будет сложно, и здесь без субординации не обойтись.

субординация на работе

Субординация: понятие, виды

Термин «субординация» означает систему отношений, построенную по иерархическому принципу и направленную на установление дистанции между людьми, причем необязательно на службе. Подобная модель поведения характерна для семей, где отец и мать обладают непререкаемым авторитетом, а дети и внуки обязаны прислушиваться к мнению старших. В общинах, группах по интересам также применимо данное понятие. В контексте рабочего взаимодействия субординация бывает горизонтальной (участники – коллеги) и вертикальной (руководство – персонал).

Правила субординации на работе устанавливаются в зависимости от двух факторов: стиля управления и принятой корпоративной культуры.

Субординация не всегда подразумевает беспрекословное подчинение, хотя в переводе с латинского значение у слова «subordinatio» как раз такое. Например, в организациях «бирюзового» уровня нет строгой иерархии. Сотрудники свободны в выражении мнений, продвижении идей, нередко могут обращаться к фаундерам на «ты». В отличие от «красных» компаний, где вертикаль власти, цензура довольно жесткие. Однако некая грань в отношениях между членами команды и начальством в «бирюзовой» фирме все же существует, без этого нормальное функционирование бизнес-процессов просто невозможно.

Субординация это простыми словами на работе:

  • дистанция;
  • модель поведения;
  • проявление делового этикета.

Соблюдать субординацию – значит проявлять уважение к коллегам, подчиненным, руководителю. Такой подход позволяет сохранить деловые отношения в коллективе, избежать недопонимания, ненужных разговоров. Чтобы данная модель поведения работала на 100%, грамотный менеджер должен выстроить взаимодействие в команде по правилам иерархии. Тогда сотрудники будут понимать зону ответственности, функциональные обязанности и знать, к кому обратиться за помощью.

Субординация между руководителем и подчиненным

Эту ветвь стоит рассматривать с разных сторон, так как в исходных данных у нас два человека с разными служебными ролями. Но проблемы с соблюдением профессиональной дистанции встречаются в обоих случаях.

Начальник и сотрудник

По мере развития лидерских качеств и укрепления управленческой позиции к каждому менеджеру приходит понимание, кто составляет его окружение. Он узнает о союзниках, которые поддерживают все начинания и помогают в достижении целей, конкурентах и недоброжелателях, которые при удобной возможности вставляют палки в колеса, и «нейтральных» людях, не влияющих на становление карьеры.

С годами управленцы становятся осторожнее и не допускают неформальных отношений с подчиненными. Некоторые опытные руководители все же способны умело вести «двойную игру»: соблюдать профессиональную дистанцию на работе и поддерживать дружеские отношения вне офиса. Но это, скорее, исключение.

Риск открытых приятельских отношений между менеджером и подчиненным кроется в следующем:

  1. Начальнику сложно принять объективное решение, касающееся увольнения. Представим, что сотрудник допустил грубую ошибку. Если закрыть на это глаза, коллектив не поймет, уровень доверия к руководству упадет. Если расторгнуть договор, дружба с данным человеком прекратится. Жестокий выбор, но от него порой зависит судьба бизнеса.
  2. Команда всегда чувствует «особое» отношение босса к отдельному сотруднику. Повышение оклада, премия, карьерный рост, путевки – в коллективе такие бонусы будут списываться на близость к начальству, даже если человек действительно заработал все честным трудом.

Ситуация усугубляется, если руководитель и подчиненный являются представителями противоположного пола. Такие отношения могут быть даже трактованы в коллективе как интимные.

соблюдение субординации на работе с руководителем

Что делать? Руководителю следует научиться чувствовать атмосферу, которая царит в коллективе. Также важно знать сильные и слабые стороны сотрудников, их потенциал. Не забывать хвалить специалистов за профессиональные успехи. Однозначно не допускать хамского, унизительного поведения по отношению к подчиненным. А если субординация в коллективе нарушается, применять другие методы воздействия. О них мы расскажем позже.

Сотрудник и начальник

Правила взаимодействия подчиненных с начальником определяются корпоративной этикой и стилем управления, который выбран директором. В государственных организациях часто можно встретить авторитарные методы руководства. В качестве примера рассмотрим три структуры и поясним, что значит субординация на каждом месте работы.

Полиция

Согласно Закону о Полиции РФ, сотрудник не имеет права «идти через голову» – обращаться по служебным вопросам к прямому начальнику, не поставив в известность непосредственного руководителя. Полицейский может быть привлечен к дисциплинарной ответственности как за неверное действие, так и за бездействие. Это четко прописано в указанном выше Законе. ТК РФ в данном случае бессилен.

Центральная больница

В медицине большая роль отводится вопросам медицинской этики и деонтологии. Здесь есть неофициальное четкое разграничение, кто, к кому, в каких случаях и как может обращаться. Совершенно неприемлемо, когда младший и средний медицинский персонал идет уточнять рабочие моменты к главному врачу или заведующему отделением. Считается, что по всем вопросам санитару следует обращаться в первую очередь к медсестре. Медсестре – к старшей медсестре. Старшей – к главной и т.д.

Школа

Педагогический коллектив по своему определению должен являться образцом добропорядочности, примером того, как выстраиваются идеальные служебные отношения. В образовательной среде принято, что молодые учителя просят помощи у наставников (опытных педагогов) и заведующего учебной частью. Директор школы – управленец, в компетенции которого входит решение разного рода задач (административных, хозяйственных, кадровых и др.), отвлекать его считается нарушением делового этикета. Тем более, недопустимо без ведома начальника обращаться в структуры выше рангом (Управление образования, Министерство).

Вне зависимости от того, где работает сотрудник, и какой стиль управления выбран его руководителем, в отношениях с боссом он должен придерживаться правил хорошего тона:

  1. Не критиковать, не обсуждать действия начальника за его спиной.
  2. Не подрывать авторитет, не бежать по каждому вопросу к вышестоящему руководству.
  3. Не настраивать коллектив против директора.
  4. Быть вежливым.
  5. Всегда уточнять, может ли начальник уделить время.
  6. Беспокоить в неслужебное время только при наступлении форс-мажорных обстоятельств.

Как выстраивать общение: на «вы» или на «ты» – вопрос внутренней культуры. Лучше начать с «вы». Здесь сразу требуется уточнить, как именно обращаться: по имени или по имени и отчеству.

Субординация между сотрудниками

Продуктивность работы возрастает, когда отношения в команде построены на взаимоуважении и доброжелательности. Это не значит, что можно поднимать в процессе беседы любую тему и «тыкать» друг другу. Даже если в организации принят неформальный стиль общения, поддерживать дистанцию все равно необходимо.

Субординация в коллективе выстраивается в зависимости от возраста, пола и квалификации сотрудников. Мужчинам следует быть с женщинами учтивыми, не соперничать, не позволять фамильярностей. Уважать мнение старших – это правило знакомо с детства каждому, и на работе оно тоже действует. Новичкам лучше прислушиваться к мнению опытных коллег и не отстаивать до хрипоты свою точку зрения.

Если положение коллег абсолютно равнозначно, что встречается крайне редко, сотрудники просто не должны забывать элементарные правила приличия. Никаких оскорблений, обсуждений личной жизни, сплетен.

Нарушение субординации: предпосылки и последствия

Хотя в Трудовом кодексе нет регламентации, как должны выстраиваться отношения между руководителем и подчиненными, человека, нарушившего субординацию, все-таки может ждать наказание. Когда профессиональную дистанцию нарушает начальник, он рискует своей репутацией. Это дорогого стоит, ведь речь идет о судьбе бизнеса. Когда виноват сотрудник, работодатель вправе повлиять на него, руководствуясь положениями статьи 192 ТК РФ.

нарушение субординации на работе трудовой кодекс

Нарушение субординации нельзя прописать в качестве причины при вынесении дисциплинарного взыскания. Здесь важно, как проявляется неуважительное поведение. Допустим, сотрудник систематически опаздывает на работу и игнорирует замечания начальника отдела. Тогда непосредственный руководитель составляет докладную записку на имя директора либо акт.

Опоздание по неуважительной причине квалифицируется как дисциплинарный поступок, а это уже повод для вынесения замечания.

Если работник нарушает устав или положения иных внутренних документов, тогда можно наказать за нарушение трудовой дисциплины, опираясь на конкретные пункты НПА. Как бороться с «токсичными» сотрудниками, смотрите в этой статье.

Не забывайте, что срок привлечения к дисциплинарной ответственности составляет один месяц со дня обнаружения нарушения, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения профсоюзной организации. Кроме того, перед вынесением взыскания убедитесь, что сотрудник был письменно ознакомлен с должностной инструкцией и другими НПА.

Вывод

Субординация – негласный регламент взаимодействия в коллективе. О ней должны помнить как сотрудники, так и руководители. Неважно, какого стиля управления придерживается начальник – авторитарного, демократического – основу «здоровых» отношений составляют уважение и порядочность. Несоблюдение субординации на работе чревато серьезными последствиями для бизнеса. Поэтому профессиональная дистанция необходима даже когда компания только выходит на рынок.

Несоблюдение субординации. Что такое субординация и чем регламентируется?

Поговорим о том, что такое субординация, зачем она нужна в деловом общении, какими нормами регламентируется и что происходит, если ее не соблюдать. Тема будет рассмотрена ниже во всех подробностях. При этом стоит понимать, что роль общения в бизнесе и на работе просто огромна. Можно быть отличным профессионалом своего дела, но из-за неумения общаться уступать свое место человеку менее способному, но более коммуникабельному. Одно из самых важных правил общения между деловыми людьми является субординация. Правила общения касаются трех плоскостей: между начальником и подчиненным, между подчинённым и начальником или между сотрудниками.

Субординация

несоблюдение субординации

Для начала попробуем ответить на вопрос о том, что такое субординация. С латинского языка дословно это слово переводится как «подчинение». Субординация означает место человека в системе отношений. Придерживаться субординации – это значит следовать правилам общения, которые установлены между людьми, находящимися на разных ступенях иерархической лестницы.

Начальник и подчиненный

Отношение подчиненного к своему начальнику зависит от многих факторов, но главные из них – это авторитет и поддержание рабочего процесса. Для того чтобы работники могли соблюдать субординацию, руководитель должен правильно изложить правила служебной дисциплины, обратить внимание на этику общения и установить рамки дозволенного. Это очень важно, ведь когда нет установленных правил, коллектив чувствует себя неуверенно, мало проявляет инициативу. Работникам непонятно, как нужно относиться к словам босса: как к просьбе или приказу. Чтобы не возникало казусов, каждый работник должен знать нормы общения в данной компании.

Основные советы для руководителя:

  • Если работник не выполняет свою работу, напомните, что вы ждете от него результата. В другом случае он может подумать, что вы забыли о поручении и не выполнить его. Кроме того, такие замечания напоминают сотруднику, что может быть, если не выполнять поручения начальника.
  • Если вы критикуете работника, критика должна касаться исключительно рабочих моментов. Недопустимо использовать унижение или оскорбления;
  • Нельзя давать подчиненным какие-то советы личного характера, ведь ответственным за результат будете вы.
  • Даже в самых критических ситуациях руководитель должен демонстрировать уверенность. Работники не должны видеть в словах и действиях начальника неуверенности, страха или паники. Это грозит потерей авторитета.
  • Важно ценить своих лучших сотрудников. Их вознаграждение должно соответствовать тем силам, которые они потратили на его выполнение.
  • Не забывайте о похвале. Похвала перед другими сотрудниками способна вызвать у работника большую мотивацию.

что такое субординация

Мы уже знаем, что такое субординация, но основной совет в деловых отношениях между начальником и подчиненным заключается в том, что давать задания нужно исходя из конкретной ситуации и характера работника. Нужно понимать, что некоторые нуждаются в постоянном контроле, ведь без него они не могут работать.

Приказы, просьбы и советы

При общении очень важно установить, какой будет форма поручений — приказ, просьба, рекомендация. Чаще всего руководители пользуются просьбой, что выражает их доброжелательный настрой. Однако при общении с недобросовестными сотрудниками следует использовать приказ. От просьбы он отличается строгостью в голосе и особенной эмоциональной подачей. Несоблюдение субординации на работе должно быть отмечено руководством. Нельзя игнорировать этот факт. Необходимо сказать работнику о правилах общения. Выговор за несоблюдение субординации должен быть в строгой форме, чтобы сотрудник усвоил урок.

Отношения с коллективом

Руководитель должен понимать, что несоблюдение субординации может быть вызвано его поведением. Недопустимы панибратские отношения.

несоблюдение субординации на работе

Начальник должен общаться с сотрудниками при помощи рекомендаций. Советы должны даваться для того, чтобы помочь сотрудника отыскать решение проблемы. Отношения с коллективом должны строиться на взаимовыгодных принципах. Финансовая стимуляция, как и моральная, играет в этом деле важную роль.

Подчиненный и начальник

Работник, не придерживающийся норм делового общения, может добиться увольнения за несоблюдение субординации. Человек, который планирует задержаться на работе и двигаться по карьерной лестнице, просто обязан придерживаться субординации, ведь его будущее во многом зависит от начальника. При этом не стоит бросаться в крайности и проявлять холодность в отношениях, но также не надо и заискивать перед начальством.

Для того чтобы построить хорошие отношения с руководителем, следует помнить о некоторых правилах:

  • руководителю понравится, если сотрудник будет сплачивать коллектив;
  • свои идеи по поводу работы необходимо высказывать в тактичной и вежливой форме, так как наглые замечания в сторону лидера могут обернуться неприятностями;
  • не стоит говорить с начальником в категорическом тоне или односложно отвечать, чаще всего под сокращения попадают сотрудники, которые мало разговаривают и постоянно недовольным всем;
  • не нужно пытаться получить повышение, прыгая «через голову» своего непосредственного начальника.

выговор за несоблюдение субординации

Последний совет заключается в том, что даже при самых хороших отношениях не следует проявлять неуважения: входить без стука в кабинет босса, прерывать его когда-то он с кем-то беседует.

Деловое общение руководителей

Отношения в сфере деловых отношений могут строится горизонтально, то есть между двумя начальниками. Несоблюдение субординации в таком случае также может приводить к ряду негативных последствий. Чтобы избежать их, следует помнить о следующих правилах:

  • С партнером следует говорить четко и по делу, не тратя времени на проявление интереса. Многих деловых людей раздражают пустые диалоги, потому что они ценят свое время.
  • Для того чтобы привлечь внимание коллеги предложите ему факты и цифры.
  • Если ваш собеседник проявляет агрессию, демонстрируйте спокойствие, чтобы утихомирить его. Ни в коем случае не реагируйте гневно.
  • Предлагайте заранее продуманные решения, чтобы показать свою инициативность и компетентность в делах.

Телефонное общение

увольнение за несоблюдение субординации

Общение при помощи телефона является неотъемлемой частью делового общения. Некоторые успешные люди портят свои дела из-за того, что не умеют правильно общаться по телефону с деловым партнером.

Для начала стоит отметить, что при общении с деловым человеком не стоит отвечать на телефонные звонки. Это допустимо только в очень редких и важных случаях. Звоня кому-то по делу, следует для начала уточнить, удобно ли человеку говорить в данный момент. Ни в коем случае не используйте матерные слова, так как это может оттолкнуть бизнес-партнера.

Коллеги

Для работника так же важно найти общий язык со своими коллегами, как и с начальником. Общение нужно поставить грамотно с самого начала, чтобы не возникало распространенных проблем. Некоторые, используя хорошее отношение к себе, перекладывают на других профессиональные обязанности. Другие же выставляют своих товарищей в негативном свете перед боссом. Чтобы избежать этого, стоит следовать некоторым правилам:

  • когда начальник дает задание, следует поровну разделить работу между всеми членами команды, чтобы в ней не было бездельников;
  • необходимо избегать конфликта интересов и перетягивания клиентов: парочка клиентов не поможет получить повышение, зато испортит атмосферу в коллективе, из-за чего придется работать в напряжённой обстановке;
  • если вы не можете помочь, не обещайте этого;
  • не стоит на работе начинать задушевные беседы, так как это может привести в дальнейшем к ухудшению отношений с начальником и коллегой.

несоблюдение субординации на работе тк рф

Последний совет касается того, что не стоит самореализовываться за счет коллег.

Несоблюдение субординации

выговор за несоблюдение субординации образец

Можно ли наказать сотрудника законным образом? За несоблюдение субординации на работе ТК РФ предусматривает три вида последствий: замечание, выговор и увольнение как крайняя мера. Замечание используется при однократном нарушении правил. Выговор за несоблюдение субординации, образец которого есть в статье, могут быть устными или заносится в личное дело. Все зависит от степени нарушения. Обычно причина выговора – это единичные или постоянные дисциплинарные нарушения. Увольнение при несоблюдении субординации используется в случае нарушения, которое попадает под статью административного или Уголовного кодекса (нанесение побоев).

При этом важную роль играет то, о каком общении идет речь. Работник, например, рискует только потерей рабочего места, в то время как руководитель может потерять свою репутацию и уважение в деловых кругах. Все успешные компании строят внутренние отношения на принципах субординации.

Субординация: что это простыми словами, примеры, значение

Рабочий процесс

Субординация – это система формальных или неформальных правил, которые могут действовать в межличностных отношениях при наличии социальной, служебной, военной или другой иерархии. Если говорить простыми словами, субординация – это дистанция, которую нужно соблюдать по отношению к тому, чей статус выше. Изначально это слово использовалось в военном деле для обозначения того, что солдат должен беспрекословно выполнять приказы начальства, но позже его смысл распространился и на другие сферы жизни.

Термин «субординация» образован от латинского слова subordinatio, которое переводится как «подчинение». В современном русском языке это слово приобрело более широкий смысл. Оно подразумевает не столько подчинение, сколько уважение между людьми, связанными служебными или другими отношениями.

Субординация как явление всегда существовала в человеческом обществе в той или иной форме. Для людей естественно обращаться уважительно к тем, кто выше их по социальному статусу, должности, званию или просто старше. Мы не можем говорить с руководителем или наставником так, словно это наш старый приятель, даже если мы очень давно с ним знакомы. Если же человек обращается к кому-то недостаточно уважительно, его могут попросить соблюдать субординацию.

Примеры субординации

Чаще всего мы сталкиваемся с необходимостью сохранять субординацию в служебных отношениях. Однако существуют и другие сферы нашей жизни, в которых мы придерживаемся негласных правил общения, порой даже не замечая этого. Рассмотрим несколько примеров, чтобы лучше понять, о чём идёт речь.

Субординация в семье

Отношения между членами семьи обычно определяются их старшинством. В традиционном обществе главой семейства считался муж и отец, и ему беспрекословно подчинялись дети и жена. Такая форма отношений в семье сегодня считается устаревшей, но всё же по-прежнему встречается повсеместно.

Семейная субординация держится на двух ключевых принципах:

  • Признание авторитета старших. Дети должны уважать своих родителей, а те – с почтением относиться к своим. При этом дедушки и бабушки не претендуют на главенство в семье, но дети и внуки должны их уважать и считаться с их мнением.
  • Разделение обязанностей. Традиционно мужчину считают добытчиком, который работает и обеспечивает семью деньгами. Женщина же обычно занимается хозяйством и воспитывает детей.

Несмотря на то, что современное общество стремится к гендерному равенству, такое разделение обязанностей сохраняется в большинстве семей по всему миру. Однако современная семейная субординация больше не обязывает женщину подчиняться мужчине, и при принятии важных для семьи решений голоса супругов обычно равны. Кроме того, всё чаще встречаются ситуации, в которых зарплата жены превышает зарплату мужа, что также существенно меняет представления о традиционной семейной субординации.

Субординация в школе

В большинстве случаев субординация сводится к простому принципу: младшие уважают старших, а подчинённые – начальство. В школе этот принцип полностью соблюдается, но при этом школьники должны уважать своих учителей не только потому, что они старше, но и потому, что те являются их наставниками. При этом они должны не просто вести себя послушно, но и всегда демонстрировать уважение к учителям и старшим.

При этом учителя также должны уметь правильно выстраивать отношения со своими учениками, выдерживать дистанцию и относиться ко всем одинаково, независимо от их заслуг, успехов в учёбе и поведения. Очень важно, чтобы никто из учеников не становился изгоем или любимчиком. Конечно, заслуги необходимо поощрять, а плохое поведение – пресекать, но это никак не должно влиять на отношение учителей к ученикам в долгосрочной перспективе.

Соблюдение субординации в школе имеет огромное значение, поскольку от неё зависит качество образования, качество усвоения знаний и будущее каждого ученика.

Внутри школьного коллектива субординация также имеет большое значение. И речь здесь даже не о том, как учителя должны общаться с завучем и директором школы. Дело в том, что дети часто становятся свидетелями общения учителей между собой. Поэтому важно, чтобы те всегда вели себя друг с другом уважительно, избегали панибратства и обращались друг к другу по имени и отчеству. Кроме того, при наличии между учителями романтических или семейных отношений нельзя допускать их проявления в школьных стенах.

Субординация на работе

В любом коллективе присутствует распределение ролей, и субординация необходима для обеспечения продуктивности. Каждый работник должен выполнять свои обязанности и подчиняться руководству, уважать его и не оспаривать его указания. Если между руководителем и подчинённым устанавливаются дружеские или романтические отношения, это может сильно сказаться на субординации. Поэтому в некоторых компаниях личные отношения между сотрудниками строго запрещены, и это даже оговаривается в трудовом договоре.

Служебная субординация подразумевает не только подчинение начальству, но и соблюдение норм делового этикета. Обычно подчиненные придерживаются следующих правил:

  • обращение по имени и отчеству (изредка допускается обращение только по имени, если формат разговора это позволяет);
  • перед визитом в кабинет начальника его обычно предупреждают об этом намерении по телефону;
  • приветствие должно быть формальным (нельзя говорить «Привет!»);
  • недопустимы любые вопросы личного характера.

Перечисленные правила поведения необходимо соблюдать по отношению к начальству, но они совершенно не обязательны в общении с коллегами, занимающими такое же положение в иерархии компании. В то же время в большинстве коллективов не принято слишком афишировать любовные, романтические, семейные и прочие неформальные отношения между сотрудниками. Даже родственники обычно ведут себя как обычные коллеги.

Субординация в армии

Очевидно, что самые жёсткие правила субординации действуют в армии. Военнослужащие обязаны беспрекословно подчиняться приказам начальства, которые отданы в соответствии с уставом и не являются преступными. Соблюдение субординации в армии является обязательным, поскольку от этого напрямую зависит боеспособность. Действительно, если солдат откажется выполнять приказ просто потому, что тот ему не понравился, это может создать серьёзные проблемы на поле боя. Поэтому за несоблюдение субординации военнослужащий может попасть под трибунал.

Субординация в медицине

Профессия медика подразумевает большую ответственность, поэтому в медицине субординация также очень важна. Здесь она проявляется в уважительном отношении младшего медперсонала к врачам. Кроме того, большое значение имеет то, как проходит общение с пациентами и их родственниками, и для этого существуют хорошо проработанные правила субординации. Врач, хамящий пациенту – это чисто анекдотический персонаж. В реальности врачи, медсёстры и санитары всегда вежливы и тактичны в общении с пациентами и их родными, они тщательно подбирают слова так, чтобы никого не испугать и не задеть чьи-либо чувства.

Для чего нужна субординация?

Можно придумать немало примеров, в которых неформальные отношения приводят к хорошим результатам. К примеру, некоторые работники могут нарушать трудовую дисциплину и игнорировать взыскания. Но когда такого работника приглашает к себе директор и объясняет в неформальной обстановке, что его недисциплинированность больше терпеть никто не собирается, его поведение резко меняется. Да, так бывает, но такие ситуации – это скорее «исключения, подтверждающие правило».

Субординация на работе необходима, поскольку делает всех сотрудников более ответственными по отношению друг к другу (в том числе и руководителей). Соблюдающий субординацию работник знает, что входит в его обязанности, а что не входит. Его совесть всегда чиста, поэтому он не позволит никому взвалить на него лишние обязанности. Он знает, что начальство также имеет по отношению к нему определённые обязательства. Поэтому он может рассчитывать на комфортное рабочее место, своевременную и достойную оплату труда, а также перспективу повышения.

В любой организации присутствует некая иерархическая лестница, на ступенях которой находятся сотрудники. Соблюдение субординации подразумевает, что человек знает своё место в этой иерархии и следует действующим в организации правилам. К примеру, каждый работник о любых происшествиях всегда должен докладывать своему непосредственному руководителю (даже если уже успел поговорить с более высоким начальством).

Это правило является важнейшим в служебной и деловой субординации, поскольку любому начальнику неприятно, когда подчинённые «прыгают через его голову». Если окажется, что он не может решить проблему самостоятельно, он сам точно так же передаст её своему непосредственному руководителю. А тот может передать ещё выше. Данное правило действует в любой организации и помогает значительно повысить общую эффективность, поскольку каждый решает те проблемы, которые должны решаться именно на его уровне.

Ещё один фактор, подчеркивающий важность субординации в рабочих отношениях – опасения девушек по поводу сексуальных домогательств со стороны руководителей. Это очень распространённое явление, которое часто начинается с ненавязчивых шуток и заигрываний, но постепенно заходит всё дальше. Из-за этого женщины чувствуют давление и часто просто увольняются, чтобы не усугублять ситуацию. Соблюдение субординации позволяет избежать и таких ситуаций тоже. Поэтому в современных крупных компаниях в трудовом договоре специально оговаривается запрет на личные отношения в коллективе.

Конечно, всегда можно найти контрпример, в котором субординация не только не помогает, но и мешает организации быть эффективной. Так часто случается в небольших компаниях, основанных несколькими приятелями или просто давно знакомыми людьми. В таком случае попытки как-то формализовать отношения, устраивать деловые встречи и соблюдать субординацию могут негативно сказаться на продуктивности работы. А дружеское общение, неформальные встречи и корпоративы, наоборот, делают коллектив более сплочённым и эффективным. Но так бывает лишь в небольших командах, а как только компания начинает расширяться, без соблюдения субординации продуктивно работать уже не получится.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *