8. Профсоюзы как субъекты трудового права, их функции, правосубъектность, права и гарантии реализации.
Для выражения и защиты своих интересов работники объединяются в профсоюзы.
Статья 30 Конституции РФ предусматривает «право создавать профсоюзы для защиты своих интересов». Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Закона). Его основными функциями (направлениями деятельности) являются представительская (на всех уровнях организации) и защитная — по защите и повышению социально-трудовых прав и интересов трудящихся.
Защитная функция профсоюзов — это целенаправленная правовая деятельность (на правовой основе) по защите социально-трудовых прав работника на всех этапах правового регулирования труда: при создании норм трудового права, применении важнейших норм администрацией, профилактике трудовых правонарушений, профсоюзном контроле за соблюдением трудового законодательства, восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей.
Основные права профсоюзов
— на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 11);
— на содействие занятости
— на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением
— на участие в урегулировании коллективных трудовых споров
— отношения профсоюзов с работодателями, их объединяющими (союзами, ассоциациями), органами государственной власти и местного самоуправления строятся на основе социального партнерства и взаимодействия сторон трудовых отношений, их представителей, а также на основе системы коллективных договоров, соглашений, а отношения профсоюзов, их первичных организаций и органов с другими представительными органами работников в организации — на основе сотрудничества
— на бесплатную информацию
— на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров
— на профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде
— в области охраны труда и окружающей среды (
— на участие профсоюзов в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества , право на социальную защиту работников на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров .
Основные права профсоюзов предусмотрены и в других законах (Кодексе, федеральных законах о коллективных договорах и соглашениях, о порядке разрешения коллективных трудовых споров и др.).
Новый Трудовой кодекс РФ также не предоставляет эти права профсоюзам. Представительская функция профсоюзов отражена в разделе II о социальном партнерстве во всех его главах. При этом профсоюз осуществляет также и защитную функцию — в настоящее время главную функцию российских профсоюзов.
Защитная функция профсоюзов отражена также в гл. 58 Трудового кодекса, «Защита трудовых прав работников профессиональными союзами», состоящей из 9 статей. В ней предусмотрены и гарантии профсоюзным активистам, а в ст. 378 — ответственность за нарушение прав профсоюзов. В ряде статей Кодекса предусмотрены права профсоюзов на участие в правоприменении соответствующих норм.
Профсоюзы у нас строятся по производственно-территориальному принципу, могут создавать свои объединения по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему профессиональную специфику (шахтер, химик и т. д.). Их объединения и органы делятся на общероссийские объединения (ассоциации), межрегиональные объединения (ассоциации), региональные (республик, краев, областей, городов) объединения (ассоциации).
Все профсоюзы пользуются равными правами и равно осуществляют свою представительскую и защитную функции.
Все права профсоюзов можно классифицировать по сфере их деятельности и по объему компетенции в правах.
По сфере деятельности различают следующие права:
— представительства работников для осуществления своей защитной функции;
— на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности;
— на защиту права на труд, в том числе по обеспечению занятости, защите от необоснованных отказов в приеме на работу, незаконных переводов и увольнений;
— на социальную защиту трудящихся (обеспечение высокого уровня условий труда, охрана труда, его оплата и т. д.);
— профсоюзного контроля за охраной труда, соблюдением трудового законодательства и жилищно-бытового обслуживания работников;
— на участие в социально-партнерских отношениях и рассмотрении коллективных трудовых споров, включая объявление забастовки;
— на участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.
Профсоюзы как субъекты трудового права не подлежат регистрации. Они имеют право представлять своих членов, участвовать в установлении условий труда и его оплаты на всех уровнях их органов. Таким образом, они являются субъектами трудового права на всех этапах правового регулирования труда — при создании норм трудового права, их применении, контроле за соблюдением трудового законодательства, охраны труда, а также в разрешении коллективных трудовых споров как представители работников.
5.4. Профсоюзы как субъекты трудового права. Правовой статус профсоюзов
Профессиональный союз (профсоюз) – добровольная общественная организация, объединяющая граждан, в том числе обучающихся в учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов (ст. 1 ТК).
Профсоюзы осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. № 1605-ХII «О профессиональных союзах»[28] (далее – Закон о профсоюзах), иными актами законодательства о труде. Значительный объем прав в сфере трудовых отношений предоставлен профсоюзам нормами Трудового кодекса.
В соответствии со ст. 2 Закона о профсоюзах граждане Республики Беларусь имеют право добровольно создавать по своему выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов. Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в профсоюзы, созданные и действующие на территории Республики Беларусь, если это предусмотрено их уставами. Профсоюзы могут создавать на добровольной основе республиканские союзы (ассоциации) и иные объединения, обладающие правами профсоюзов, а также вступать в них. Республиканские объединения профсоюзов могут создавать в порядке, предусмотренном уставами, территориальные (областные, городские, районные) и иные организационные структуры, обладающие правами профсоюзов. Профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры в соответствии с законодательством Республики Беларусь и их уставами являются юридическими лицами.
Государственная регистрация республиканских профсоюзов осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь, территориальных профсоюзов, профсоюзов в организациях – управлениями юстиции облисполкомов, Минского горисполкома (п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 6 октября 2006 г. № 605 «О некоторых вопросах государственной регистрации общественных объединений и их союзов (ассоциаций)»[29]). Порядок и условия государственной регистрации профсоюзов определены Положением о государственной регистрации (перерегистрации) профессиональных союзов и их союзов (ассоциаций), утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений»[30].
Для создания и деятельности республиканского профсоюза необходимо не менее пятисот учредителей от большинства областей Республики Беларусь и г. Минска; территориального профсоюза – не менее пятисот учредителей от большинства административно-территориальных и территориальных единиц соответствующей территории; профсоюза на предприятии, в учреждении, организации и в иных местах работы (учебы) – не менее 10 % работающих (обучающихся) от их общего числа, но не менее 10 человек.
Трудовая правосубъектность профсоюза возникает с момента его государственной регистрации. В соответствии со ст. 3 Закона о профсоюзах профсоюзы самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, пленумы, съезды.
Деятельность профсоюзов может быть ограничена в случаях, которые предусмотрены законодательными актами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, общественного порядка или обеспечения прав и свобод других лиц. В случаях, когда деятельность профсоюзов (объединений профсоюзов) противоречит Конституции и иным законодательным актам Республики Беларусь, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или прекращена в отношении республиканских профсоюзов, их объединений – решением Верховного Суда Республики Беларусь по заявлению Генерального прокурора Республики Беларусь, а территориальных профсоюзов – решением суда по заявлению прокурора данной административно-территориальной единицы.
Основными принципами создания и деятельности профсоюзов являются:
1) независимость от органов государственной власти, нанимателей и других организаций или объединений (данный принцип находит свое закрепление в нормах, устанавливающих запрет вмешательства в деятельность профсоюзов, если это может повлечь ограничение их прав или препятствовать их законной деятельности; имущественную самостоятельность профсоюзов и др.);
2) самоуправление (принцип проявляется в нормах, закрепляющих право профсоюзов на самостоятельную внутреннюю организацию);
3) добровольность объединения в профсоюзы (реализация данного принципа обеспечивается с помощью норм, наделяющих соответствующих субъектов правом создавать профсоюзы по своему выбору и вступать в них при условии соблюдения их уставов; правом создавать профсоюзы без предварительного разрешения);
4) равноправие (все профсоюзы и их органы одного уровня имеют равные права независимо от численности и других признаков, принуждение (дискриминация) или преимущественное обращение (фаворитизм) со стороны государства в отношении какого-либо профсоюза не допускается).
5) законность создания и деятельности профсоюзов.
Отметим, что принципу равноправия не противоречит институт наиболее представительного профсоюза, если определение такого профсоюза основывается на объективных, заранее сформулированных критериях, а признание его наиболее представительным не выходит за рамки предоставления данному профсоюзу определенных прав, не лишая при этом другие профсоюзы основных средств защиты своих членов.
В соответствии со ст. 7 Закона о профсоюзах основаниями представительности республиканских профсоюзов (объединений профсоюзов) и их организационных структур в органах государственного управления является наличие:
• соответствующих выборных, руководящих, исполнительных органов и их правомочность в соответствии с нормами уставов и требованиями законодательства Республики Беларусь;
• установленной ежегодной внутрипрофсоюзной статистической отчетности по структуре и членству, а также сводной финансовой отчетности.
Республиканские профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры, включая первичные организации, созданные в организациях, имеющие указанные основания представительности, обладают всеми полномочиями, предоставленными Законом о профсоюзах, и на соответствующих уровнях обеспечивают защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюза.
Республиканские профсоюзы (объединения профсоюзов) и их организационные структуры, включая первичные организации, созданные в организациях, не имеющие установленных Законом о профсоюзах оснований представительности, отстаивают интересы своих членов в пределах предоставленных законодательством Республики Беларусь полномочий, а также путем присоединения (с согласия сторон) к коллективным договорам (соглашениям), заключаемым наиболее представительными профсоюзами или их объединениями.
Основные права профсоюзов закреплены в гл. 2 Закона о профсоюзах. К ним относятся:
1) права по защите трудовых прав граждан:
• защищают трудовые права своих членов, принимают участие в разработке государственной политики занятости, вносят предложения по социальной защите лиц, высвобождаемых из организаций, в соответствии с коллективным договором (соглашением) и законодательством Республики Беларусь;
• защищают трудовые права граждан – членов профсоюзов при заключении или расторжении трудовых договоров (контрактов), знакомят вновь принятых на работу с содержанием коллективного договора (соглашения) и уставом юридического лица;
• вправе (в лице правовых инспекторов труда профсоюзов) при осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, требовать от нанимателя в интересах работника – члена профсоюза изменения условий трудового договора (контракта) в случае несоответствия трудового договора (контракта) законодательству Республики Беларусь, коллективному договору (соглашению);
• вправе при осуществлении общественного контроля в форме проведения мероприятий по наблюдению, анализу, оценке соблюдения трудовых и социально-экономических прав граждан (мониторинг), участия в работе коллегиальных органов, комиссий и в иных формах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, коллективными договорами (соглашениями), не связанных с проведением проверок за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, в порядке, установленном республиканскими объединениями профсоюзов, выдать нанимателю рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства Республики Беларусь, коллективного договора (соглашения).
Кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, расторжение трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя производится после предварительного, но не позднее чем за две недели, уведомления соответствующего профсоюза. В случаях, предусмотренных коллективными договорами (соглашениями), расторжение трудового договора по инициативе нанимателя может производиться только с предварительного согласия соответствующего профсоюза.
Ликвидация или реорганизация организаций, их структурных подразделений, полная или частичная приостановка производства по инициативе нанимателя, собственника или уполномоченного им органа управления, влекущие сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, могут осуществляться лишь при условии предварительного уведомления (не позднее чем за три месяца) соответствующих профсоюзов и проведения с ними переговоров по соблюдению прав и интересов граждан;
2) права по социальной защите граждан (ст. 11 Закона о профсоюзах) профсоюзы:
• вправе в соответствии с законодательством Республики Беларусь участвовать в разработке социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойный уровень жизни и свободное развитие личности, а также мер по социальной защите граждан, в определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, в решении вопросов, связанных с оздоровлением и медицинским обслуживанием граждан, и осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь по социальной защите граждан;
• в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, участвуют в принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставлении жилых помещений, а также в случаях, предусмотренных коллективными договорами (соглашениями), – в распределении средств, предназначенных для жилищного строительства;
• осуществляют общественный контроль в формах, не связанных с проведением проверок, за состоянием учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлением очередности на улучшение жилищных условий, распределением жилых помещений в государственных органах, других организациях;
3) право на участие в решении вопросов приватизации государственного имущества и преобразования государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества;
4) права в области охраны труда (ст. 13 Закона о профсоюзах); в частности, профсоюзы имеют право:
• осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
• участвовать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, в экспертизе безопасности условий труда проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектов, а также проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов, в аттестации рабочих мест по условиям труда;
• участвовать в разработке государственных программ по вопросам охраны труда, а также нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профилактики профессиональных заболеваний и экологической безопасности;
• в порядке, определяемом законодательными актами Республики Беларусь, требовать от нанимателя устранения нарушений требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работающих, а в случае непосредственной угрозы для их жизни и здоровья – приостановления этим нанимателем выполнения работ, в том числе деятельности цехов (производственных участков), оборудования, до устранения нарушений (при осуществлении общественного контроля в форме проведения проверок за соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда техническими инспекторами труда);
• при осуществлении общественного контроля в формах, не связанных с проведением проверок, за соблюдением законодательства Республики Беларусь об охране труда в порядке, установленном республиканскими объединениями профсоюзов, выдать нанимателю рекомендацию по устранению установленных нарушений актов законодательства Республики Беларусь, коллективного договора (соглашения), требований по охране труда, угрожающих жизни и здоровью работающих;
5) права в социально-партнерской сфере: право на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров (соглашений), на заключение соглашений в социально-трудовой сфере, на осуществление общественного контроля за выполнением коллективного договора (соглашения), на объявление забастовок;
6) право на осуществление общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде и о профсоюзах;
7) право на информацию и др.
Юридические гарантии прав профсоюзов находят свое закрепление в гл. 3 Закона о профсоюзах. В их числе могут быть выделены:
• обязанности нанимателей (их объединений), государственных органов, субъектов хозяйствования, общественных объединений и должностных лиц по отношению к профсоюзам (соблюдать права профсоюзов, не препятствовать представителям профсоюзов посещать организации, в которых работают члены этих профсоюзов, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь, создавать условия для осуществления деятельности профсоюзов);
• имущественные гарантии, закрепленные в ст. 27 Закона о профсоюзах. В соответствии с указанной статьей профсоюзы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им на праве собственности имуществом и денежными средствами в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь.
В собственности профсоюзов могут находиться капитальные строения (здания, сооружения), санаторно-курортные и оздоровительные организации, организации физической культуры и спорта, туризма, культурно-просветительные организации, учреждения среднего специального, высшего образования, центры повышения квалификации руководящих работников и специалистов, центры подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих и другие организации, жилищный фонд, издательства, типографии, а также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения уставной деятельности профсоюзов. Профсоюзы не отвечают по обязательствам других общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, которые, в свою очередь, не отвечают по обязательствам профсоюзов. Источники, порядок формирования и использования средств профсоюзного бюджета определяются уставами профсоюзов. Источники доходов организаций, принадлежащих профсоюзам, размеры полученных ими средств и уплата налогов контролируются финансовыми и налоговыми органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Профсоюзы в соответствии с их уставными целями и задачами имеют право в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, осуществлять коммерческую деятельность, формировать необходимые фонды солидарности и иные фонды;
• личные гарантии (гарантии прав профсоюзных работников, определяемые ст. 24 Закона о профсоюзах). В частности, в случае, если профсоюз является участником заключенного коллективного договора (соглашения), то профсоюзным работникам этого профсоюза предоставляются следующие гарантии (если иное не предусмотрено этим договором (соглашением)):
– расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (за исключением случаев, вызванных виновными действиями работника) с работниками, избранными в состав профсоюзных органов и не освобожденными от работы, допускается лишь с письменного предварительного уведомления (не позднее чем за два месяца) профсоюзного органа, членом которого они избраны;
– расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (за исключением случаев, вызванных виновными действиями работника) с работниками, избранными руководителями профсоюзных органов и не освобожденными от работы, допускается только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа;
– лицам, избранным в состав профсоюзных органов, предоставляется преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников при прочих равных условиях;
– работникам, освобожденным от работы вследствие избрания на выборные должности в профсоюзных органах, после окончания их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника – другая равноценная работа (должность) в той же организации;
– привлечение к дисциплинарной ответственности представителей профсоюзов, уполномоченных в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, на осуществление общественного контроля, и работников, уполномоченных профсоюзом на участие в создаваемых в организации комиссиях по коллективным переговорам, рассмотрению трудовых споров, в примирительных комиссиях, допускается только с предварительного согласия профсоюзного органа;
– коллективным договором (соглашением) могут предусматриваться дополнительные гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы.
Освобожденные профсоюзные работники обладают такими же социальными и трудовыми правами и льготами, как и другие работники организации в соответствии с коллективным договором (соглашением).
Ответственность профсоюзов.
В соответствии со ст. 29 Закона о профсоюзах профсоюз, нанесший своими незаконными действиями ущерб государству, физическим или юридическим лицам, обязан возместить его в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
С учетом охарактеризованных элементов правового статуса профсоюзов могут быть обозначены его особенности:
1) юридические обязанности не возлагаются прямо государством на профсоюзы, а вытекают из их защитной функции;
2) обязанности профсоюзов являются обязанностями перед работниками, а не перед государством;
3) выполнение соответствующих обязанностей обеспечивается в первую очередь силой общественного (внутрипрофсоюзного) воздействия.
Трудовая правосубъектность профсоюза как субъекта трудового права характеризуется
Ключевые слова: Отсутствуют
Ссылка для цитирования:
В современных условиях профессиональные союзы представляют собой образования, призванные выполнять важнейшую функцию — осуществлять представительство работников в их взаимодействии с работодателями. Посредством профсоюзного представительства работники получают возможность выразить свои интересы при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров с работодателем. Поэтому обычно профсоюзы рассматриваются как субъекты трудового права, именно с этих позиций исследуется специфика их правового положения.
Вместе с тем они участвуют и в широком круге гражданских правоотношений — приобретают имущество в собственность и реализуют правомочия собственника, совершают различные гражданско-правовые сделки, осуществляют приносящую доход деятельность и пр., выступая в качестве самостоятельных субъектов гражданского оборота. Участие в имущественных отношениях во многом способствует созданию оптимальных условий для выполнения профсоюзами своих основных общественно-полезных функций в сфере социального партнерства.
Понятие, содержание, правовая природа профсоюза
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон о профсоюзах) профессиональным союзом признается добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Из этого легального определения следует, что профсоюз представляет собой общественную организацию особого рода, для которой характерны специфическая цель деятельности, состоящая в представительстве и защите социально-трудовых прав и интересов своих членов, а также наличие у членов общих интересов производственного и профессионального характера, лежащих в основе создания организации.
Моменты создания профсоюза (объединения профсоюзов, первичной профсоюзной организации) и приобретения им прав юридического лица разграничиваются. Как и большинство иных общественных объединений, профсоюз считается созданным с момента принятия учредителями (съездом, конференцией, собранием) решения о его создании. Права юридического лица и, соответственно, гражданскую правосубъектность профсоюз приобретает с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке. Эта особенность профсоюзов обусловлена тем, что цели их деятельности находятся за пределами гражданско-правового регулирования и могут быть достигнуты без признания соответствующих образований субъектами гражданского права.
Организационно-правовой формой профсоюзов и их объединений как юридических лиц является общественная организация (объединение). Между тем некоторые авторы склонны рассматривать профсоюз как самостоятельный вид некоммерческих юридических лиц, отличный от формы общественной организации (объединения) [1, с.86-96].
Понятие общественных организаций (объединений) раскрывается в ст. 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.
Основным актом, регулирующим деятельность именно общественных объединений, является Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях, который также предполагает возможность детализации статуса, порядка создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации отдельных видов общественных объединений, в т. ч. профсоюзов, другими законами.
Двойственное положение
Специальный Закон о профсоюзах, имеющий комплексный характер, является основным документом, определяющим статус профсоюзов, в т. ч. как субъектов гражданского права. Вместе с тем те его отдельные нормы, которые могут быть квалифицированы как гражданско-правовые, должны соответствовать ГК РФ (п. 2 ст. 3). Поскольку в системе гражданского законодательства данный акт является основополагающим, все нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, не должны ему противоречить. В случае коллизий преимущество имеют положения ГК РФ. В системе правовой регламентации профсоюзов такие расхождения между нормами имеют место. Во многом это продиктовано двойственным положением профсоюзов [2, с. 33-37].
С одной стороны, это особые общественные формирования, основанные на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности, свободные в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. С другой — некоммерческие юридические лица с корпоративным устройством, предполагающим возникновение между ними и их учредителями (членами) определенных отношений, свойственных всем подобным организациям, наличие определенной структуры органов управления и др.
Право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов предоставляется каждому гражданину, достигшему возраста 14 лет и осуществляющему трудовую (профессиональную) деятельность (п. 2 ст. 2 Закона о профессиональных союзах).
Буквальное толкование данной нормы свидетельствует, что для создания профессионального союза достаточно волеизъявления одного работника, достигшего указанного возраста, тем не менее, профсоюз определяется как объединение граждан, а поэтому его учредителей должно быть как минимум двое. Если ориентироваться на положения Закона об общественных объединениях, необходимым является участие в создании профсоюза не менее 3 физических лиц (ст. 18). Кроме того, несовершеннолетний по общему правилу (ст. 26 ГК РФ) не обладает достаточным объемом гражданской дееспособности для учреждения каких-либо, кроме кооперативов, юридических лиц.
Исключение составляют случаи приобретения им полной дееспособности в связи со вступлением в брак или эмансипацией. В связи с этим точнее было бы определять несовершеннолетних, достигших 14 лет, как способных к созданию профсоюзов, не приобретающих права юридического лица, и в качестве возможных членов уже созданных профсоюзов — юридических лиц.
Следует отметить, что установление каких-то дополнительных условий для вступления в профсоюз, помимо указанных в Законе и касающихся возраста и деятельности гражданина, является неправомерным и влечет ликвидацию профсоюза.
Остановимся более подробно на положениях, которые предполагают участие профсоюзов в качестве субъектов гражданских правоотношений:
Государственная регистрация
Государственная регистрация профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в качестве юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Для ее осуществления предусмотрен особый порядок — решение о государственной регистрации организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации общественных объединений, или его территориальным органом.
В настоящее время таким органом является Министерство юстиции РФ [3]. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации должны представить необходимые для государственной регистрации документы в течение 1 месяца со дня их создания. Формы документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» (ред. от 05.05.2010). Принятое решение служит основанием для внесения Федеральной налоговой службой России сведений о создании профсоюза в Единый государственный реестр юридических лиц. Порядок его принятия установлен Административным регламентом исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утв. Приказом Минюста России от 31.03.2009 N 96.
Статья 8 Закона о профсоюзах предусматривает, что государственная регистрация профсоюзных организаций всех видов в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке. Соответственно, Министерство юстиции и его территориальные органы не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации. Отказ в регистрации или уклонение от нее могут быть обжалованы в суд.
Имущество
Согласно п. 1 ст. 24 Закона о профсоюзах профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации, приобретшие права юридического лица, являются собственниками имущества, в т. ч. денежных средств, необходимых для выполнения своих уставных целей и задач, владеют и пользуются переданным им в установленном порядке в их хозяйственное ведение иным имуществом. Из этой нормы следует, что имущество у профсоюзных организаций может находиться как на праве собственности, так и на праве хозяйственного ведения. При этом Законом не определяются ни субъекты, обладающие правом передавать находящееся в их собственности имущество в хозяйственное ведение профсоюзных организаций, ни основания такой передачи, ни ее порядок. Данное положение не соответствует правилам ГК РФ.
Также в ст. 24 Закона о профсоюзах закрепляется, что профсоюзы владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащим им на праве собственности имуществом. При этом гарантируются признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами независимо от форм собственности.
Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в т. ч. отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Однако для некоммерческих организаций исходя из особенностей их правового статуса устанавливается ограничение. В силу п. 4 ст. 213 ГК РФ общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, являющиеся собственниками приобретенного ими имущества, могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Это правило предполагает некоторое ограничение круга сделок, которые способны совершать некоммерческие организации в отношении своего имущества.
Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами и положениями о первичных профсоюзных организациях. Если исходить из общих правил о некоммерческих организациях, то имущество профсоюза может быть сформировано за счет регулярных и единовременных поступлений от учредителей (участников, членов); добровольных имущественных взносов и пожертвований; выручки от реализации товаров, работ, услуг; дивидендов (доходов, процентов), получаемых по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходов, получаемых от собственности некоммерческой организации; других не запрещенных законом поступлений (п. 1 ст. 26 Закона о некоммерческих организациях). В собственности профсоюзов могут находиться различные виды имущества, необходимого для обеспечения их уставной деятельности.
Ведение предпринимательской деятельности
Являясь некоммерческими организациями, профсоюзы и их объединения могут заниматься предпринимательской деятельностью [4, с.40-50], но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Закон о некоммерческих организациях предусматривает возможность осуществления помимо предпринимательской также и иной приносящей доход деятельности. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.
Согласно п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях возможные виды приносящей доход деятельности некоммерческих организаций должны быть в обязательном порядке предусмотрены в их учредительных документах. Доходы от предпринимательской и иной деятельности не могут перераспределяться между учредителями (участниками) некоммерческих организаций и должны использоваться только для достижения их уставных целей.
Применительно к профсоюзам установлено особое правило. Согласно п. 7 ст. 24 Закона о профсоюзах они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность через учрежденные ими организации. О возможности ведения профсоюзами такой деятельности непосредственно специальный Закон не упоминает, но и прямого запрета не содержит. При этом и ГК РФ, и Закон о некоммерческих организациях, и Закон об общественных объединениях допускают занятие общественными объединениями предпринимательской деятельностью и без создания для этого специальных структур.
Понятие субъектов трудового права в трудовых отношениях
Знания о сторонах трудовых отношений полезны не только специалистам в области права, но и обычным гражданам, которые собираются подписать договор с работодателем. Обладая необходимой информацией, они смогут обнаружить потенциальные проблемы перед заключением соглашения или защитить свои интересы. Знания о правилах помогут и работодателям: они подпишут договоры, не нарушая закон.
Понятие субъекта
Субъекты трудового права — это лица, на которых распространяется действие норм трудового законодательства, обладающие определенным набором прав и обязанностей, способные своими действиями реализовывать и выполнять их. Каждый из них обладает набором признаков.
- Правоспособность. Под ней подразумевается возможность иметь трудовые права и нести обязанности.
- Дееспособность. Она предполагает возможность самостоятельными действиями осуществлять трудовые права или выполнять обязательства.
- Властные полномочия. Они относится не ко всем участникам трудовых отношений. Речь идет о ситуациях, когда работодатель, учреждение или организация издает указания, обязательные для исполнения другими лицами.
Трудовые правоотношения отличаются одновременным появлением у их субъектов дееспособности и правоспособности.
Следует отличать трудовые и гражданско-правовые отношения. Последние возможны в случаях, когда заключается договор на оказание услуг или выполнение работ.
Такие ситуации не предполагают появления у сторон специального статуса, предусмотренного ТК РФ.
Виды участников трудовых правоотношений
Участников трудовых правоотношений нередко ограничивают сторонами работника и работодателя. Перечень таких субъектов гораздо шире, чем круг лиц, установленный в ст. 20 ТК РФ. Стороны договора являются лишь наиболее распространенными участниками трудовых отношений. Их можно назвать основными субъектами. Наряду с ними существует множество дополнительных участников:
- органы власти, осуществляющие контроль за соблюдением трудового законодательства;
- профсоюзные организации;
- комиссии по трудовым спорам;
- структуры, действующие в рамках социального партнерства в трудовой сфере.
Деятельность перечисленных субъектов носит производный характер и связана с отдельными процедурами, предусмотренными законом. По этой причине их можно отнести к дополнительной категории.
Работник как участник трудовых отношений
Согласно ст. 20 ТК РФ, работниками могут быть только физические лица. На момент заключения трудового договора соискателю должно быть не менее 16-ти лет. Из этого правила есть несколько исключений, установленных ст. 63 ТК РФ:
- Договор может заключить 15-летний подросток, если работа относится к категории легкого труда, не связанного со вредом для здоровья.
- С согласия законного представителя или органа опеки и попечительства соглашение может быть заключено с 14-летним работником. При этом осуществлять безопасный и легкий труд он может лишь в свободное от учебы время.
- В отдельных случаях возможно привлечение работников младше 14-ти лет. Речь идет о различных творческих коллективах. Соглашение подписывается с законным представителем или опекуном на основании разрешения, выданного органом опеки и попечительства.
В момент подписания договора у физлица появляется статус работника, предусмотренный ст. 21 ТК РФ.
ВАЖНО! Споры могут вызывать ситуации, когда компания направляет своих сотрудников на работу в другую организацию. Такие случаи именуются арендой персонала и регулируются главой 53.1 ТК РФ.
Юрлицо, предоставляющее трудовые ресурсы, не может считаться работником, поскольку непосредственные трудовые функции осуществляются гражданами.
Работодатель как участник трудовых правоотношений
Статус работодателя определен в ст. 22 ТК РФ. Помимо прав и обязанностей, закон наделяет его рядом властных полномочий. Примером служит возможность принимать локальные акты, которым обязаны подчиняться работники. В число наиболее распространенных входят правила внутреннего трудового распорядка. В отличие от работников, работодателями могут выступать не только физические лица.
Организации
Подавляющее большинство таких субъектов трудового права обладают статусом юридического лица. Их особенности предусмотрены в ст. 48-49 ГК РФ и включают следующее:
- наличие закрепленного на законном праве имущества;
- ответственность по обязательствам в рамках принадлежащей собственности;
- правосубъектность, появляющаяся в момент госрегистрации и оканчивающаяся при ликвидации или прекращении деятельности в результате реорганизации.
Заключая трудовой договор, гражданину следует убедиться в наличии у работодателя статуса юридического лица. Для этого он может потребовать документы компании (устав, свидетельство о регистрации, выписку из госреестра и решение о назначении руководителя). Альтернативой служат онлайн-сервисы, позволяющие выяснить сведения о компании по регистрационным номерам (ОГРН или ИНН). Если выяснится факт ее ликвидации, трудовой договор будет считаться незаключенным.
Как правило, соглашения с работниками подписывает руководитель компании, но своим приказом он может наделить этими полномочиями другого сотрудника. В последнем случае необходимо запросить текст этого документа.
Единственное исключение, при котором организация может не обладать статусом юрлица, составляют профсоюзы. Речь идет о ситуациях, когда они представляют интересы работников в переговорах или во время конфликтов.
Индивидуальные предприниматели
Статус таких граждан в трудовом праве во многом схож с организациями. ИП подлежат регистрации, которая подтверждается свидетельством. Данные об этом статусе также можно уточнить на специальных онлайн-порталах.
По общему правилу гражданин может заниматься предпринимательской деятельностью с 18-ти лет. Исключением выступают случаи, когда подросток занимается бизнесом с 16-летнего возраста. Если будущий работник столкнется с такой ситуацией, то наличие свидетельства о регистрации ИП станет гарантией дееспособности работодателя.
Когда предпринимательство осуществляется без постановки на учет, закон защищает работников. На них будут распространяться все гарантии, предусмотренные при заключении трудовых соглашений с зарегистрированными ИП.
Физические лица, не являющиеся ИП
В ряде случаев работодателями могут выступать обычные граждане. Такая возможность предусмотрена, если им требуется помощь при ведении домашнего хозяйства или личное обслуживание. Примером выступает привлечение домработниц или нянь.
В отличие от ИП, обычные физлица не могут издавать локальных актов, обязательных для исполнения работниками.
Все условия взаимодействия сторон трудовых правоотношений должны быть отражены в тексте договора. Работодателем может выступать полностью дееспособный гражданин, достигший 18-ти лет. Закон предусматривает следующие исключения:
- эмансипированные лица (получившие полную дееспособность до 18-ти лет);
- если подростки старше 14-ти лет имеют собственный доход, они также могут нанимать работников, получив согласие попечителя или законного представителя;
- гражданам с ограниченной дееспособностью для найма работника также понадобится собственный доход и согласие попечителя.
В ситуациях, когда уход необходим недееспособному гражданину, от его имени договор может заключить опекун.
Разобравшись с правилами ТК РФ, регулирующими статус участников трудовых правоотношений, потенциальные стороны соглашения получат полную информацию о требованиях к работнику и о способах проверить ряд документов работодателя. Это существенно снизит риски нарушить закон и позволит повысить взаимное доверие сторон.