Кто и за что оплачивает водный налог
Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Полный список всех объектов налогообложения, тонкости расчета налога и правила его уплаты описаны в гл. 25.2 НК РФ.
За что конкретно оплачивают водный налог
Ст. 333.8 НК РФ дает точную формулировку плательщика водного налога. Прежде всего, это организации и физ.лица (включая ИП), использующие водные объекты в таких видах деятельности, где требуется особое разрешение (так называемое особое водопользование).
Особым водопользованием принято считать использование разного рода техсредств, инструментов, строений для ведения основной деятельности на упомянутых водных объектах. Чтобы эта деятельность считалась законной, выдается специальная лицензия на основании положений ВК РФ.
Хотя в Налоговом кодексе последнего десятилетия уже нет такого термина, как особое водопользование, его применение хорошо передает суть определения плательщика данного вида налога, впервые озвученного в 2005 г. и ставшего заменой ФЗ «О плате за пользование водными объектами».
СПРАВКА. Налогоплательщиками могут быть предприятия и предприниматели, получившие разрешение на использование в своей деятельности подземных вод, которые также являются природными ресурсами, но регламентируются законом РФ «О недрах».
Согласно п. 2 ст. 333.8 НК РФ не относятся к налогоплательщикам такие предприятия и физ.лица, которые получили в пользование водные объекты в силу соответствующего договора/решения.
Правом принятия решения обладает Правительство РФ, органы муниципальной власти и прочие исполнительные органы, уполномоченные самостоятельно фиксировать плату за водопользование, а также способы его исчисления и уплаты. Все это относится только к договорам и решениям, заключенным с 01.01.2007 года.
Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Это – своеобразный гибкий инструмент, с помощью которого создается эффективный механизм повышения ответственности пользователей водных ресурсов перед экологией страны и всего мира. Водный налог способствует возмещению неизбежных расходов, связанных с защитой и восстановлением экосистем страны и богатейших водных ресурсов.
Какие объекты облагаются налогом
В п. 1 ст. 333.9 НК РФ приведен список возможных видов деятельности, которые могут быть связаны с допустимым использованием вверенных водных объектов:
- простой забор воды для поддержания процесса производства предприятий;
- поддержание работы энергосистем, расположенных близ водных объектов, не требующих забора воды;
- сплав леса на специальных плотах/кошелях;
- ведение деятельности, не относящейся к лесосплаву, но с применением акватории объекта.
Какие объекты не подлежат налогообложению
П.2 ст. 333.9 НК РФ содержит список из 15 пунктов, содержащих виды деятельности, не облагаемые водным налогом. К ним относят:
- орошение сельхозугодий, полей и пастбищ;
- борьба с пожарами и прочими стихийными бедствиями, где обосновано применение воды;
- создание летних лагерей и санаториев детям, инвалидам и ветеранам на территории, прилегающей к водному объекту;
- использование близлежащих территорий в качестве угодий для охотничьего и рыбного промысла;
- другие виды деятельности, связанные с интересами государства.
Налоговая база
Виды использования водных объектов напрямую связаны с расчетом налоговой базы:
- Если имеет место изъятие воды из источников, основным показателем для исчисления налоговой базы будет объем изъятой воды за отчетный период, подтвержденный показаниями водомеров. Если таковых не имеется, объем можно определить через производительность и время работы тех. средств. В других случаях применяются стандартные нормы потребления.
- При обеспечении электроэнергией прилегающих территорий расчет производится через общее количество произведенной электроэнергии за отчетный период.
- Если речь идет о сплаве леса, налоговая база будет рассчитана по формуле:
V*S/1000, где V — объем древесины (в тысячах м3), S — протяженность сплава (км).
Для иных видов деятельности с использованием акватории при расчете налоговой базы потребуется значение ее площади.
Налоговые ставки
На размер ставок водного налога влияют:
- сами объекты налогообложения;
- регионы, где расположены водные ресурсы;
- виды водных объектов.
По основным видам пользования ставки отражены в п.1 ст. 333.12 НК РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
В отношении водоснабжения населения существует индивидуальная налоговая ставка (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В 2017 году она равна 107 руб. за 1000 м3 изъятой воды.
Данная ставка распространяется на все организации, так или иначе связанные с подачей воды населению. Все ключевые моменты, связанные с таким родом деятельности, должны быть зафиксированы в договоре на пользование водными объектами и подтверждены лицензией.
ВАЖНО. Ставки водного налога применимы при изъятии воды в лимитированных пределах. Если лимит был превышен, ставка будет пятикратно увеличена. При отсутствии прописанных в лицензии допустимых пределов лимит на 1 квартал рассчитывается как ¼ стандартного годового оборота.
С 2015 года к налоговым ставкам применяются корректировочные повышающие коэффициенты, размер которых определен на законодательном уровне до 2025 года (п.1.1 ст. 333.12 НК РФ). Начиная с 2026 года, показатели будут рассчитываться на основе фактического роста/снижения цен за предшествующий год. Ежегодно коэффициент будет применяться к установленной ставке предыдущего года.
Налоговые ставки выражаются в рублях и округляются до полного нуля по правилам округления.
НК РФ не рассматривает налоговые льготы, а значит, на местном уровне их тоже нет, так как этот налог федеральный.
Налоговый период и сроки уплаты налога
За налоговый период принимается квартал. Налогоплательщик обязан самостоятельно рассчитать общую сумму налога за квартал и произвести оплату в течение 20 дней после его окончания.
Декларацию предоставляют в налоговую службу, расположенную по месту нахождения используемого объекта. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.
Порядок исчисления водного налога
Ст. 333.13 НК РФ описывает довольно простой порядок расчета налога. Последний является результатом произведения размера налоговой базы и повышающего коэффициента, соответствующего текущему году.
В отношении каждого вида пользования налог нужно рассчитывать отдельно, как и в отношении самих водных объектов. Для получения общей суммы налога, оплачиваемой в бюджет, полученные результаты суммируются.
Пример расчета налога
Допустим, некая фирма, располагающая лицензией и имеющая необходимые водоизмерительные приборы, в 2016 году осуществляла забор воды в реке Дон Поволжского района для поддержания производственного цикла. Квартальный лимит – 280 000 м3. Фирма в I квартале превысила лимит на 10 000 м3. Необходимо правильно рассчитать водный налог за I квартал.
Водный налог: налоговая база, плательщики, ставки
Плательщики водного налога — юридические и физические лица, в том числе ИП, которые на основании лицензии занимаются:
- забором воды;
- использованием акватории (кроме лесосплава);
- использованием гидроэнергетических ресурсов;
- лесосплавом.
При этом к плательщикам водного налога относят также тех, кто продолжает использовать поверхностные водные объекты на основании лицензий или договоров водопользования, выдававшихся в период действия старого Водного кодекса РФ, утратившего силу с 01.01.2007.
Когда пользователи водного объекта не признаются налогоплательщиками
Новый Водный кодекс РФ, вступивший в силу с 2007 года, не предусматривает лицензирования для использования поверхностных водных объектов. Вместо него введена возможность использования водного объекта либо по договору водопользования, либо по решению о предоставлении его в пользование.
Оба документа оформляются органом власти того субъекта РФ, в чьей собственности находится водный объект. Платежи по ним представляют собой арендную плату за пользование водным объектом (неналоговый платеж), а не водный налог.
Не облагают водным налогом некоторые виды водопользования, которые условно можно разделить на четыре группы:
- деятельность, неразрывно связанная с водным объектом (рыбоводство, рыболовство, судоходство, строительство, орошение, разработка месторождений);
- деятельность, попадающая под обложение другим налогом (извлечение минеральных и термальных вод);
- деятельность, относящаяся к водоохранной;
- если по виду деятельности предоставлены льготы (обеспечение пожарной безопасности, нужд обороны, отдых инвалидов и детей).
Налоговая база по водному налогу
Налоговая база водного налога зависит от способа использования воды:
- при заборе определяют объем забранной воды;
- использовании акватории (исключая лесосплав) учитывают предоставленную площадь;
- использовании гидроэнергетических ресурсов в расчет берут объем выработанной электроэнергии;
- лесосплаве базу считают как произведение объема древесины (в тысячах кубических метров) и расстояния сплава (в километрах), которое делят на 100.
Налоговый период по водному налогу
Водный налог рассчитывают за квартал. Представляют декларацию в ФНС и уплачивают налог до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по месту нахождения объекта, в отношении которого исчисляется водный налог. Крупнейшие налогоплательщики представляют декларацию по водному налогу в ту ИФНС, где они стоят на учете.
Ставки водного налога
Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды — еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ).
Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. В 2020 году повышающий коэффициент равен 2,31.
С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.
Ежегодные повышающие коэффициенты должны применяться также при расчете ставки в случаях обязательного применения иных повышающих коэффициентов:
- 5-кратного — при сверхлимитном заборе воды;
- 10-кратного — при заборе подземных вод для их дальнейшей продажи;
- 10-процентного — при отсутствии средств измерения объемов забранной воды.
С 2015 года повышена льготная ставка водного налога, предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015–2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях. В 2020 году — 162 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды (п. 3 ст. 333.12 НК РФ) и применяется на территории всей РФ вне зависимости от субъекта.
С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.
Порядок расчета водного налога
Ставку по основным видам водопользования определяют путем перемножения ставки водного налога, указанной в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, и всех коэффициентов, которые необходимо учесть для ее расчета.
Водный налог в 2020 году рассчитывается по формуле:
Где:
- объем воды — объем воды в пределах лимита, указанного в лицензии;
Внимание! Если лимит установлен на год, его нужно разделить на 4. Если установлен суточный лимит, то чтобы определить квартальный, нужно умножить его на количество дней в квартале (письмо ФНС от 22.01.2015 № ГД-4-3/721@).
- ставка — базовая ставка, утв. ст. 333.12 НК РФ.
- 2,31 — повышающий коэффициент в 2020 году.
Если воды забрано сверхлимита, то для сверхлимитного забора воды применяется ставка, увеличенная на повышенный коэффициент. Формула для сверхлимитного забора воды будет выглядеть следующим образом:
Пример расчета водного налога см. здесь.
С 2026 года применение коэффициента станет обязательным и для льготной ставки водного налога, установленной для забора воды с целью снабжения населения.
Как связан с использованием воды налог на водный транспорт в 2020 году и кто его платит
Водный налог не уплачивают по деятельности, связанной с судоходством (подп. 6 п. 2 ст. 333.9 НК РФ). Однако собственники водного транспорта могут оказаться плательщиками транспортного налога по нему. Транспортный налог регулируется гл. 28 Налогового кодекса и законами субъектов РФ. Таким образом, налог на водный транспорт не имеет отношения к водному налогу.
Итоги
Плательщиками водного налога являются юрлица, предприниматели и физлица, осуществляющие забор воды на основании лицензии. Ежеквартально они должны подавать декларацию по водному налогу и уплачивать полученную сумму в бюджет по месту нахождения водного объекта не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Водный налог: база, ставки, декларация
Водный налог должны платить все, кто пользуется водой по лицензии. У расчета налога много нюансов, разбираем их в статье.
Леонид Яковлев
Эксперт по праву
Водный налог платят компании и ИП, которые пользуются водой по лицензии: берут воду из водоемов, затрагивают акватории. Рассказываем, как бизнесу правильно рассчитать налог и подать декларацию.
Кто платит водный налог
Тех, кто использует водные объекты, условно можно разделить на две категории:
- компании и ИП, у которых есть действующая лицензия на пользование водными объектами;
- компании и ИП, которым лицензия была нужна раньше, но срок ее действия вышел, и продлевать ее по закону не нужно.
Есть действующая лицензия. Те компании и ИП, которые используют водные объекты по лицензии, всегда платят водный налог. Тут может быть две ситуации.
На некоторые виды пользования водными объектами лицензия нужна всегда: например, на забор воды из водных объектов, использование акватории водоемов.
На другие виды пользования лицензия была получена раньше, но теперь они больше не лицензируются и продлевать лицензию не нужно. Как правило, это касается лицензий, которые получены до введения водного налога — до 1 января 2007 года.
Тут действует такое правило. Если такая лицензия еще действует, нужно платить налог. Если же она закончилась, получать новую и платить налог не нужно.
Срок действия лицензии вышел. В таком случае вместо лицензии у водопользователя будет один из двух документов:
- договор на использование водных объектов — заключают с региональными или местными администрациями, по договору и взимают плату за воду;
- решение о предоставлении водных объектов в пользование. Для обороны и безопасности страны его принимает Правительство РФ, для других целей — региональные или местные администрации.
По этим документами нужно будет платить не водный налог, а платежи по договору.
Как рассчитать налоговую базу
Налогоплательщики рассчитывают сумму налога самостоятельно. Для этого нужно правильно определить налоговую базу и ставку водного налога.
Налоговую базу рассчитывают отдельно по каждому виду водопользования и водному объекту. Так, видами водопользования могут быть забор воды, использование акваторий водных объектов, сплав древесины. Водными объектами — озера, моря, реки.
Рассмотрим несколько ситуаций, как определить налоговую базу.
Использование для забора воды. Налоговая база равна объему воды, откачанной из объекта за квартал. Объем воды определяют одним из способов на выбор:
- По данным измерительных приборов. Показания отражают в журнале учета объемов забора воды. Форма журнала утверждена приказом Минприроды от 09.11.2020 № 903.
- По времени работы и производительности технических средств, если измерительных приборов нет. Например, при заборе воды насосом налоговая база зависит от производительности насоса.
- По нормам водопотребления из лицензии, если первыми двумя способами определить объем воды нельзя. Лимит устанавливают по каждому водному объекту и целям использования.
Использование без забора воды. Налоговая база равна количеству электроэнергии, которую выработали за квартал.
Использование для прочих целей. В этом случае налоговая база соответствует площади водного пространства, которое предоставили в пользование. Этот показатель, как правило, указан в лицензии на водопользование.
Ставки водного налога
Ставки водного налога зависят от нескольких факторов: от объекта налогообложения, от бассейнов рек, озер, морей, от экономических районов.
Если для одного водного объекта установлены разные ставки, определяют налоговую базу отдельно для каждой ставки. Например, компания откачивает воду из Волги в Твери и Волгограде. Это Центральный и Поволжский экономические районы, где действуют разные ставки водного налога, и налог нужно считать раздельно для двух случаев.
Водный бассейн можно узнать из лицензии или обратиться в региональное бассейновое водное управление.
Повышение ставки водного налога
Ко всем ставкам водного налога по умолчанию применяют повышающий коэффициент:
- в 2021 году — коэффициент 2,66;
- в 2022 году — 3,06;
- в 2023 году — 3,52.
Кроме основного повышающего коэффициента, есть еще дополнительные.
Повышающие коэффициенты для водного налога
Вид водозабора | Дополнительный коэффициент |
---|---|
Забор воды | 1,1, если нет специальных приборов, чтобы измерить количество изъятой воды; |
Пример расчета водного налога
Плательщики водного налога считают сумму налога самостоятельно. Чтобы ее определить, нужно сложить суммы налога по каждому объекту.
Получается, компания должна уплатить в бюджет почти 89 000 ₽ налога за один квартал.
Когда платить налог и сдавать декларацию
Налоговый период для водного налога — квартал. Перечислить платеж в бюджет нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом. Так, за четвертый квартал 2021 года нужно уплатить налог до 20 января 2022 года.
Декларацию по водному налогу должны сдавать все плательщики этого налога.
Если у компании есть лицензия, но она не вела деятельность, нужно сдать декларацию с нулевыми показателями. Если компания больше не планирует использовать водный объект, нужно аннулировать лицензию. До тех пор, пока лицензия действует, декларации по водному налогу придется сдавать.
Сроки подачи декларации за 2022 год
Период | Срок |
---|---|
I квартал 2022 года | До 20 апреля 2022 года |
II квартал 2022 года | До 20 июля 2022 года |
III квартал 2022 года | До 20 октября 2022 года |
IV квартал 2022 года | До 20 января 2023 года |
Декларацию подают в налоговую того района, где используют водный объект.
Если компания ведет деятельность на территории нескольких городов в пределах одного субъекта РФ, декларацию подают либо в налоговую по месту нахождения организации, либо в одну из налоговых по месту использования воды. Но второй вариант нужно согласовать с территориальным управлением ФНС.
Декларацию по водному налогу можно сдать:
- на бумаге через представителя или по почте;
- электронно.
Если среднесписочная численность сотрудников за предыдущий год больше 100 человек, сдать налоговую декларацию можно только в электронном виде.
Ответственность за неуплату водного налога
В зависимости от вида нарушения могут быть разные санкции.
Не уплатили налог ошибки в расчете или незнания, что его нужно платить. Налоговая может оштрафовать компанию за полную или частичную неуплату налога по итогам налогового (расчетного) периода. Штраф — 20% от суммы недоимки. Если докажут, что неуплата была умышленной, то штраф может быть до 40%.
Не сдали декларацию. Налоговая может оштрафовать на 5% от суммы налога по декларации, который вовремя не заплатили. Штраф придется заплатить за каждый полный или неполный месяц просрочки начиная со дня, который установлен для подачи декларации.
Максимальный предел для такого штрафа — 30% от неуплаченного в срок налога по декларации, а минимальный — 1000 ₽.
Налог уплатили вовремя, но декларацию сдали позже. Налоговая может оштрафовать на 1000 ₽. А если не заплатили часть налога, то штраф рассчитают именно с этой части.
Не вовремя сдали декларацию. Для руководителя компании может быть предупреждение или штраф. Решение об этом принимает суд по протоколу налоговой. Размер штрафа — от 300 до 500 ₽.
Сдали декларацию не в том формате. Если организация обязана сдавать налоговые декларации только в электронном виде, то за нарушение этого порядка ее привлекут к налоговой ответственности. Штраф — 200 ₽. Это следует из статьи 119 НК РФ.
Водопользование без лицензии. Грозит штраф от 100 000 ₽ или принудительные работы.
Предложение Тинькофф
Водный налог для юридических лиц в 2022 году
Руководители организаций не только зарабатывают, но и платят. В том числе и в федеральный бюджет поступают и средства за воду. Как выглядит водный налог для юридических лиц в 2022 году, какие у него появились новшества, узнали у экспертов в этой теме.
Водный налог для юридических лиц. Фото: Светлана Маковеева
Плательщики водного налога для юридических лиц
Все организации и индивидуальные предприниматели, которые используют в своей деятельности водные объекты, подлежат лицензированию. Использование рек, озер, морей в личных целях — например, забор воды из водных объектов, использование последних для целей гидроэнергетики или сплава древесины — облагается определенной платой.
— Не признаются плательщиками налога организации и ИП, которые пользуются источниками воды на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие водного кодекса РФ, — рассказывает налоговый консультант компании «Маржу» Олеся Жукова.
Юрист Юридической компании «ЭЛКО профи» Кирилл Маркеев добавляет, что не предусмотрен водный налог за забор минеральной воды из подземных источников, за заборы воды для тушения пожаров, за использование водных объектов для выращивания рыб, за использование воды для полива сельскохозяйственных угодий. Некоторые другие виды деятельности, прописанные в статье 333.9 НК РФ, также водных налогом для юридических лиц не облагаются.
Сроки уплаты водного налога для юридических лиц
Сроки уплаты водного налога для юридических лиц такие же, как и у других видов налогов. Расчет ведется по итогам квартала. Налог следует выплатить в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сроки уплаты водного налога:
- За 1 квартал-не позднее 20 апреля
- За 2 квартал-не позднее 20 июля
- За 3 квартал-не позднее 20 октября
- За 4 квартал-не позднее 20 января
Отметим, что налог уплачивается по местонахождению используемого водного объекта. В том числе это касается и иностранных организаций.
Ставка водного налога для юридических лиц
Как объясняет Олеся Жукова, ставки налога установлены за единицу налоговой базы. Последняя представляет собой виды водопользования, которые различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам, морям. В отношении каждого такого объекта отдельная ставка.
Расчеты водного налога для юридических лиц
Схема расчета водного налога для юридических лиц кажется простой. Налоговая база перемножается на соответствующую ей ставку, а та на специальный коэффициент, установленный статьей 333.12 НК РФ.
— Если имеются несколько видов водопользования, то общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленного по всем видам водопользования, — объясняет Жукова. — Если в отношении одного водного объекта установлены различные ставки, то налоговую базу необходимо определять применительно к каждой налоговой ставке.
Маркеев в свою очередь подчеркивает, что организация-налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно:
— К примеру, при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной с объекта за налоговый период, а при использовании водных объектов для целей гидроэнергетики – как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.
Пени по водному налогу для юридических лиц
Опять же, как и в случае с другими налогами для юридических лиц, за просрочку уплаты водного налога начисляются пени.
— Они начисляются за каждый день просрочки платежа в размере — за каждый день в течение 1-го месяца просрочки 1/300 ставки рефинансирования, начиная со следующего дня по окончании 1-го месяца просрочки и далее — 1/150 ставки рефинансирования, — указывает Олеся Жукова.
Кроме того, если налог не уплачен в результате каких-либо нарушений — занижение налоговой базы, неправильное исчисление налога — то они влекут за собой штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налога. Если установлено, что ошибка допущена умышленно, то речь идет о 40 %.
— Обращаю ваше внимание, что если превышается лимит потребления (указывается в лицензии или для расчета лимита берутся данные обоснованной потребности в водозаборе, указываемые в документах, представляемых вместе с заявкой на получение лицензии), то для расчета налога применяется повышенный коэффициент, — делится Олеся.
Популярные вопросы и ответы от юристов
Как рассчитывать налог, если забор водных ресурсов осуществляется без использования измерительных устройств?
Есть ли льготы по водному налогу?
Такие не предусмотрены. Не платят его только предприниматели, чья деятельность:
1. Неотъемлема от водной стихии: рыболовство, судоходство, разведение рыбы, орошение, купание, катание на водном транспорте и т.п.
2. Подпадает под другой налог (например, использование полезных ископаемых).
3. Имеет отношение к водоохране.
4. Может претендовать на льготы (оборонные нужды, отдых детей, инвалидов и др.).
Если вода берется для полива, тушения пожара или ликвидации других стихийных бедствий, то тогда речи о налоге тоже не идет.