Пишем возражения на акт налоговой проверки — образец
Акт налоговой проверки — это документ, который фиксирует результаты проведенной проверки и содержит позицию контролеров по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов налогоплательщиком.
Акт составляется как при выездных, так и при камеральных проверках. Однако при выездных это происходит всегда, а при камеральных только в том случае, если налоговики выявили нарушения (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ)
Акт не является итоговым документом. Он информирует налогоплательщика о предварительных выводах налоговиков, но не содержит каких-либо требований к нему и не порождает правовых последствий — а значит, не может быть обжалован в вышестоящем налоговом органе или суде (см. определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О). Итоговым документом выступает решение, принимаемое в ходе рассмотрения материалов проверки, к которым относится в том числе и акт.
На случай несогласия налогоплательщика с мнением проверяющих, изложенным в акте, НК РФ предусматривает возможность подачи возражений на него (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Возражения на акт налоговой проверки: как составить и подать
Посредством подачи возражений налогоплательщик может выразить свое несогласие:
- с фактами, изложенными в акте налоговой проверки;
- выводами и предложениями проверяющих.
Если у вас есть доступ к «КонсультантПлюс», проверьте, правильно ли вы оформили возражения на акт выездной или камеральной проверки. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
На подачу возражений НК РФ отводит 1 месяц. Срок начинает исчисляться со дня получения налогоплательщиком акта проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).
Возразить можно на акт в целом или на его отдельные положения. Все возражения необходимо подкреплять ссылками на нормы законодательства. Кроме того, к возражениям нужно приложить копии документов, подтверждающих обоснованность возражений.
Подача таких документов — право, а не обязанность, однако прилагать их стоит всегда. Возражения войдут в материалы проверки и будут изучены и учтены в ходе рассмотрения этих материалов. Наличие подтверждающих документов при этом, как правило, позволяет снять лишние вопросы.
Где взять образец возражений на акт налоговой проверки
Специального бланка для возражений на акт налоговой проверки не предусмотрено, поэтому составляются они в свободной форме. Их образцы можно найти в справочно-правовых системах, а также на нашем сайте.
Возражение оформите в двух экземплярах: первый отправьте в инспекцию, второй оставьте у себя. Отправлять лучше заказным или ценным письмом с уведомлением и описью вложений – так у вас будет доказательство того, когда и что было отправлено вами и получено налоговиками. Так контролеры не смогут обвинить вас в несвоевременной подаче возражений и сделать вид, что не видели подтверждающие документы, приложенные к возражениям.
Возражения и документы под опись также можно подать в ИФНС лично или через представителя.
Если же вы не подали письменные возражения и не согласны с принятым налоговиками решением по результатам налоговой проверки, у вас есть возможность в устной форме пояснить свою позицию. Сделайте это во время рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).
Как правильно подать возражения по дополнению к акту налоговой проверки, разъяснили эксперты «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите в готовое решение.
Итоги
Возражения на акт налоговой проверки оформите в произвольном виде — специальной формы для них не предусмотрено. В этом документе аргументировано изложите, с чем вы не согласны, со ссылками на нормы законодательства, разъяснения Минфина и ФНС, подкрепите свои выводы решениями судов. Приложите подтверждающие документы.
На оформление возражений у вас есть 1 месяц с момента получения акта проверки. Если вы вовремя этого не сделали, у вас остается право в устной форме пояснить свою позицию при рассмотрении материалов налоговой проверки в инспекции.
Как правильно написать возражения на акт налоговой проверки
Вопрос особенно актуален в связи с усилением контроля за бизнесом, а также введением электронных пояснений по НДС.
От того, насколько правильно, развернуто и полно будут написаны возражения, зависит решение, которое примет налоговый орган, — о привлечении к ответственности, о возмещении НДС или отказе в возмещении. Поэтому в этом материале мы научимся основному алгоритму составления возражений на акт налоговой проверки.
Составление возражений на акт проверки
Возражения на акт налоговой проверки необходимо готовить в случае проведения:
— камеральных проверок;
— выездных налоговых проверок.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представитель в случае несогласия с фактами, изложенными в акте этой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по нему в целом или по его отдельным положениям (п.6 статьи 100 НК РФ).
Причем, каких-то специальных требований к возражениям на акт камеральной налоговой проверки нет. Вместе с тем, в возражениях должны быть обязательно указаны:
— наименование (для организации) или фамилия, имя и отчество (для физического лица);
— адрес места нахождения согласно учредительным документам (для организации) или адрес места жительства (для физического лица);
— ИНН и КПП;
— дата представления возражений;
— точное наименование налогового органа, куда представляются возражения;
— фамилия, инициалы и должность инспектора, который проводил камеральную проверку;
— по какой декларации (расчету) проводилась проверка (налог, период).
Приведем пример возражений.
Руководителю ИФНС России N 55 по г. Москве
173000, г. Москва, ул. Малахова, д. 32
от ООО «Амир»,
ИНН 7755134420, КПП 775501001,
173000, г. Москва, ул. Малахова, д. 30
Возражения ООО «Амир» на акт камеральной налоговой проверки от 13.03.2017 № 3-29/55
13 марта 2017 г., г. Москва
ИФНС России № 55 по г. Москве в лице старшего государственного налогового инспектора К.С. Иванова (далее — Инспектор) провела камеральную налоговую проверку первичной налоговой декларации по налогу на имущество.
В результате проведенных мероприятий была выявлена недоплата налога в бюджет.
Налогоплательщик не согласен с актом камеральной налоговой проверки на основании следующего
Позиция налогового органа
В ходе выездной налоговой проверки за 2016 год установлено, что общество неправомерно не включило в среднегодовую стоимость облагаемого налогом имущества организаций стоимость основных средств, фактически используемых в производственной деятельности в течение 2016 года.
В 2016 году общество приобрело недвижимое имущество на сумму 4 513 954 руб.:
— дизель-генератор (акт приемки-передачи от 14.11.2016);
— мобильный конвейер (договор поставки от 29.06.2016).
Общество приняло приобретенное оборудование к учету в состав ОС с 01 января 2017 года, до этого момента оборудование находилось на балансовом счете 08.04 «Приобретение объектов основных средств».
Налоговый орган также указывает, что фактическое использование объектов началось в 2016 году при выполнении работ или оказании услуг для управленческих нужд организации либо для представления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В ходе допроса бухгалтер И.И.Иванова пояснила, что расхождения между данными по выездной налоговой проверке по налогу на имущество организаций и данными по сданной уточненной декларации по налогу на имущество организаций за 2016 год произошли в связи с бухгалтерской ошибкой. Таким образом данные выездной налоговой проверки являются верными.
Позиция общества
Согласно статье 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, руководитель экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.
Таким образом, выводы о том, что расхождения по налогу на имущество организаций произошли в связи с бухгалтерской ошибкой, не были подтверждены руководителем экономического субъекта, а следовательно, не являются верными.
Налоговый орган подтверждает, что постановка в Гостехнадзоре произведена в 2016 году, что подтверджает техническую возможность использования имущества.
Поскольку постановка в Гостехнадзоре предусмотрена законодательно, а техническое состояние техники не было проверено уполномоченным органом, использование вышеуказанной техники без соблюдения требований законодательства и ввод в эксплуатацию не возможны.
Кроме того, эксплуатация без регистрации в Гостехнадзоре является нарушением законодательства, предусматривающим административную ответственность.
Регистрация опасных производственных объектов и ведение государственного реестра опасных производственных объектов осуществляются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) (п. 5.3.5 Положения о Ростехнадзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401, п. 3 Правил, п. 6 Регламента).
Отсутствие государственной регистрации опасного производственного объекта является административным правонарушением, влекущим за собой ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности. Под данными требованиями понимаются условия, запреты, ограничения и иные требования, содержащиеся, в частности, в Законе (п. 1 ст. 3 Закона). Одним из них является требование об обязательной регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре, установленное в п. 2 ст. 2 Закона. Из этого можно сделать вывод, что нарушение данного требования влечет за собой ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. Это подтверждается следующими судебными актами:
— Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 23.11.2010 № А82-4734/2010;
— Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.2010 № А31-557/2010;
— Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А17-1418/2008 (Определением ВАС РФ от 03.09.2009 № ВАС-10704/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).
Следовательно, общество правомерно ввело в эксплуатацию технику только после регистрации в уполномоченном органе.
Данный факт был зафиксирован в конце 2016 года (16 декабря 2016 года).
Правомерность неначисления налога на имущество также подтверждается и Минфином.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» п. 4 ст. 374 Кодекса дополнен пп. 8, на основании которого с 1 января 2013 г. не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.01.2013 N 03-05-05-01/01, Письмо Минфина России от 24.12.2012 N 03-05-05-01/79).
Кроме того, налоговый орган неправомерно относит к недвижимому имуществу дизель-генератор и мобильный конвейер.
Понятия движимого и недвижимого имущества определены ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания и сооружения и иное имущество (п. 1 ст. 130 ГК РФ).
Что касается движимого имущества, то вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом, регистрация прав на которое не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).
В статье 130 Гражданского кодекса приведен один из ключевых критериев отнесения имущества к недвижимому – прочная (прежде всего физическая) связь с землей. Его суть заключается в следующем: если объект возможно переместить с одного места на другое без несоразмерного ущерба его назначению, он признается движимым имуществом. В этом случае прочная связь с землей отсутствует. Конвейер, самосвал, бульдозер не являются недвижимым имуществом. Гражданский кодекс относит к недвижимому имуществу:
— земельные участки;
— участки недр;
— все, что прочно связано с землей (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и т. п.);
— воздушные и морские суда;
— суда внутреннего плавания;
— космические объекты;
— предприятие (в целом как имущественный комплекс).
Под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в п. 2 ст. 2 Закона № 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно (Письмо Минфина России от 29.03.2013 № 03-05-05-01/10050).
Таким образом, вышеуказанное имущество (дизель-генератор, мобильный конвейер) не относится к недвижимости.
Движимое имущество не облагается налогом на имущество на основании пп.8 п.4 статьи 384 НК РФ.
Следовательно, вышеуказанная техника правомерно не включена в налогооблагаемую базу по налогу на имущество, поскольку:
— введена в эксплуатацию после постановки в Ростехнадзоре;
— введена в эксплуатацию после 01.01.2017, что подтверждает право на льготу по налогу на имущество в отношении движимого имущества.
Генеральный директор А.А.Бенедиктов
Здесь приведен пример возражений. Однако каков алгоритм составления возражений?
Алгоритм написания возражений
Необходимо:
— внимательно изучить акт налогового органа;
— постараться найти ошибки, связанные с нарушением процессуального порядка проведения проверки;
— найти ошибки, связанные с ошибками в применении налогового законодательства;
— составить возражения на акт;
— указать и сверить нужные реквизиты, которые являются обязательными;
— в случае принятия решения не в пользу налогоплательщика подать жалобу и апелляционную жалобу любым удобным способом через налоговый орган, решение которого оспаривается.
Процессуальные нарушения и их обжалование
В случае, если налоговый орган допустил нарушения, связанные с порядком проведения камеральной налоговой проверки, то на этом основании возможно оспорить решение налогового органа. Приведем примеры таких ошибок.
Несоблюдение крайней даты проведения проверки.
Проведение проверки без декларации.
Камеральная налоговая проверка налоговой декларации (расчета) не может начаться до получения налоговым органом налоговой декларации или расчета по налогу.
С учетом изложенного, определение момента начала течения трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки связано с моментом получения налоговым органом налоговой декларации (расчета).
Истребование излишних документов.
Направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, противоречит нормам статьи 88 НК РФ. Следовательно, привлечение общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ по указанному основанию неправомерно.
К существенным нарушениям относятся несоблюдение следующих условиий:
— обеспечение права проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;
— обеспечение права налогоплательщика представлять объяснения.
Нарушения материального права и их обжалование
Если налогоплательщик не согласен с позицией налогового органа в части применения норм налогового законодательства, он также может оспорить его решение.
Для того чтобы написать апелляционную жалобу по данному основанию необходимо:
— изучить норму законодательства, указанную в акте или решении налогового органа;
— найти позицию Высшего арбитражного суда в пользу налогоплательщика, поскольку существует множество позиций по применению одних и тех же норм налогового законодательства;
— найти позицию Минфина, ИФНС в пользу налогоплательщика;
— указать в апелляционной жалобе позицию налогоплательщика, основанную на конкретных положениях законодательства.
Примеры мнений, на основании которых может быть основано обжалование решений ИФНС по НДС
В п. 5 Постановления указано, что в соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ при выставлении счета-фактуры с выделенной суммой налога лицом, не являющимся плательщиком НДС, у этого лица появляется обязанность перечислить соответствующую сумму налога в бюджет. Возникновение этой обязанности не означает, что лицо приобретает статус плательщика НДС, в том числе и право на применение налоговых вычетов.
Орган местного самоуправления не является плательщиком НДС.
Применение вычетов по НДС является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в гл. 21 НК РФ условий.
1. Место реализации товаров, услуг можно подтвердить документально, например, договором. На этом основании можно обжаловать неправомерное решение налогового органа.
2. Налоговым законодательством не установлена обязанность налогоплательщика по представлению в налоговый орган первичных документов вместе с декларацией по НДС в том случае, если в ней не отражена стоимость товаров, местом реализации которых территория РФ не признается.
3. Операции по реализации доли морского судна, которое транспортировано через территорию РФ в таможенном режиме реэкспорта, не являются объектом налогообложения НДС.
4. Территория РФ не признается местом реализации работ по ремонту экскаватора на территории Республики Казахстан, выполняемых российской организацией по договору с другой российской организацией. Следовательно, платить НДС не нужно.
5. Территория РФ не является местом реализации услуг по организации автомобильных перевозок грузов, а также участию в расчетах за эти перевозки, оказанных иностранной компанией. Поэтому у российской организации-приобретателя данных услуг обязанностей налогового агента не возникает.
6. Местом оказания инжиниринговых услуг, проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, передачи в аренду движимого имущества признается территория РФ в случае, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ на основе государственной регистрации. Следовательно, выполнение обществом работ за пределами территории РФ по договору с иностранной компанией не подпадает под объект обложения НДС независимо от гражданско-правовой квалификации договора.
Доводы отражены в уже сформированной судебной практике и позиции Минфина.
Представление пояснений и направление возражений в ИФНС
Пояснения в налоговый орган могут быть направлены:
— в электронной форме;
— в виде бумажного документа.
Однако если говорить об НДС, то по этому налогу с 2016 года пояснения должны представляться только в электронном виде.
Представить пояснения просят не просто так. Основаниями для пояснений могут послужить следующие причины:
— ошибки в проверяемой отчетности;
— противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах;
— несоответствие представленных сведений данным документов, имеющихся у инспекции, а также полученным ею в ходе налогового контроля.
При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика — организации или индивидуального предпринимателя представить в течение 5 дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, а также истребовать у них в установленном порядке документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.
Поэтому не нужно игнорировать требования налогового органа о представлении документов, поскольку за это предусмотрены штрафные санкции: 200 рублей за каждый не представленный документ. Но если бы были только штрафы. К более суровой мере можно отнести доначисление налогов расчетным путем.
В этой связи необходимо:
— оценить объем запрашиваемой информации;
— оценить возможность представить документы и пояснения.
К пояснениям можно приложить выписки из учетных регистров и другие необходимые документы, подтверждающие доводы, которые приводите в пояснениях.
Формировать и направлять пояснения и возражения вполне удобно в электронном виде.
Электронный документооборот поступательно входит в нашу жизнь
В некоторых случаях пояснения на бумажном носителе не считаются представленными. Данное правило закреплено в абз. 4 п. 3 ст.88 НК РФ. Это может повлечь штрафные санкции в размере 5 000 или 20 000 рублей.
Более того, в соответствии с Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ с начала текущего года введен специальный электронный формат представления пояснений к налоговой декларации по НДС.
И есть еще ряд причин, по которым выполнять такую процедуру методом электронного документооборота просто необходимо.
Во-первых, электронные пояснения снижают коррупционную составляющую в общении налогоплательщика с налоговым органом.
Во-вторых, всегда можно оперативно подготовить пояснения и решить проблему, например, если ошибка носит технический характер и не влияет на факт уплаты налога и подачи отчетности.
В-третьих, можно быстрее представить пояснения, которые влияют на налоговый вычет и, следовательно, воспользоваться этим вычетом.
В-четвертых, представление пояснений в электронном виде не влечет представления «уточненки». Ведь при отсутствии недоплаты налога в бюджет она носит рекомендательный характер. И если ошибка в декларации не повлияла на сумму НДС, необходимо представить пояснения с корректными данными.
Представить документы и пояснения в ФНС России можно по электронным каналам связи в рамках статьи 93 НК РФ и Приказа ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@.
Компания «Такском» предлагает вам воспользоваться для этих целей широкой линейкой специализированного программного обеспечения, где каждый, даже самый требовательный, пользователь найдет для себя подходящий продукт.
Возражения на акт проверки 2021
Проверка ГНС прошла, и вы получили акт проверки, но не соглашаетесь с его положениями. Кроме проведения административного или судебного обжалования решений ГНС есть еще один механизм — это представление возражения на акт проверки. Сегодня в консультации о том, что это такое, когда он подается, и как его составить.
Возражение на акт проверки: представление
Возражение к акту налоговой проверки — это документ, который составляется плательщиком налога на имя органа ГНС, который проводил налоговую проверку. Он содержит обоснованное несогласие с изложенными фактами и данными в акте налоговой проверки, произведенными налоговиками выводами, возражения относительно действий органа ГНС при проведении проверки, а также содержит дополнительные факты, которые налоговиками не были выложены (были проигнорированы), в акте проверки и тому подобное.
Срок подачи возражения на акт налоговой проверки
Возражения на акт налоговой проверки представляются налогоплательщиком в налоговый орган. Подать возражения в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта проверки. В этот же срок представляются дополнительные документы, подтверждающие показатели, отраженные таким налогоплательщиком в налоговой отчетности (п. 44.7 НКУ, п. 86.7 НКУ).
Например, акт проверки было получено 05 июля 2021 г. Итак, отсчет десятидневного срока начинается 06 июля 2021 г. Считаем только рабочие дни. Итак, 10 и 11 июля 2021 года в счете пропускаем как выходные (суббота и воскресенье). 17 июля 2021 – тоже пропускаем (выходной, суббота). Тогда последним днем подачи возражения становится 19 июля 2021 г. (воскресенье).
Напоминаем, что налоговая проверка может быть камеральной, документальной (выездной или невыездной) или фактической. Акт проверки фиксирует выявленные нарушения налогового законодательства и порядка осуществления расчетных кассовых операций (п. 86.2, п. 86.3 п. 86.4 и п. 86.5 НКУ). На основании акта проверки принимается налоговое уведомление-решение (НУР), которое определяет сумму доначисленного налога и/или применен штраф (пп. 54.3.2 НКУ). Таким образом, возражение подается до получения НУР.
Что выиграет налогоплательщик, подав возражение
Возражения на акт проверки – это возможность согласовать и отстоять свои права до проведения административного или судебного обжалования дела. Существует вероятность, что в результате ознакомления с возражением и дополнительными документами ГНС не примет НУР вообще, а, следовательно, и не будет штрафа. Плательщик налога в результате подачи получает такое:
- поданы возражения становятся неотъемлемой частью акта проверки (п. 86.7 НКУ), а поэтому НУР принимается уже с учетом возражения (п. 86.8 НКУ). Конечно, не факт, что аргументы будут учтены ГНС;
- есть возможность перечислить документы, которые не были отражены в акте проверки (проверяющие или не рассмотрели их, или не указали в акте);
- подать копии тех документов, которые налогоплательщик не смог предоставить при проведении проверки по определенным причинам;
- возможность потом ссылаться на сформулированные аргументы и приложенные документы во время административного или судебного обжалования результатов проверки (ч. 1 ст. 5 Кодекса административного судопроизводства).
Рассмотрение возражения на акт налоговой проверки
Подача возражения может быть основанием для проведения документальной внеплановой проверки (п. 78.1.5 НКУ). Такая проверка назначается, если налогоплательщик ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы во время проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки. Такая проверка проводится органом ГНС, который проводил прежнюю проверку, исключительно по вопросам, ставшим предметом обжалования.
Возражения и представленные дополнительные документы рассматриваются ГНС в течение 7 рабочих дней, следующих за днем их получения. Если была назначена внеплановая проверка, то — 7 рабочих дней за днем окончания такой проверки (п. 86.7 НКУ).
Налогоплательщик имеет право принять участие в рассмотрении возражения. Об этом нужно указать предварительно в представленном возражении или письме на рассмотрение документов. ГНС должно уведомить плательщика в таком случае о месте и времени рассмотрения возражения. Такое уведомление направляется не позднее следующего рабочего дня со дня получения возражения, но не позднее чем за 4 рабочих дня до дня их рассмотрения.
Проверьте, а может, за налоговиками есть «грешок». Юрист объяснит, где ошибаются налоговики, и посоветует, как обжаловать их требования!
Внимание: Участие руководителя или его заместителя, или уполномоченного лица органа ГНС в рассмотрении возражения является обязательным.
По результатам рассмотрения возражения должен быть составлен вывод, в котором указываются приведенные в акте документальной проверки выводы, факты и данные, относительно которых предоставлено возражение налогоплательщиком, краткое содержание возражений, приводятся обоснованные позиции органа ГНС по каждому вопросу, которые были затронуты в возражении. В результате делается конечный вывод относительно обоснованности поданного возражения. На основании этого заключения должна быть составлена обоснованный письменный ответ плательщику налогов, которая подписывается руководителем или его заместителем и направляется налогоплательщику (письмо ГНС от 25.04.2016 г. № 9296/6/99-99-14-03-03-15).
Как оформить возражение к акту налоговой проверки
Как написать возражение на акт налоговой проверки? Во-первых, рекомендуем при подписании самого акта проверки указать на нем: “С выводами акта не согласны. Возражения будут поданы в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения этого акта в соответствии с п. 86.7 НКУ”. Это необходимо, чтобы орган ГНС вдруг не выслал НУР с нарушением сроков.
Во-вторых, утвержденной формы возражения на акт проверки не существует. Нет и конкретных требований по его наполнению или форме и в НКУ, поэтому составляется возражение в произвольной форме. Исходя из общей практики, рекомендуем в нем указать такое:
- название органа ГНС, которому подается возражение и составившего акт проверки;
- полное название и место нахождения налогоплательщика, который подает возражения;
- реквизиты (дата, номер) акта проверки, на который подается возражение;
- перечень нарушений, которые налогоплательщик отрицает;
- обоснование правомерности позиции налогоплательщика путем ссылки на соответствующие нормы законодательства и документы;
- намерение участвовать в рассмотрении возражения (если налогоплательщик этого желает).
Возражение на акт проверки подается по основному месту регистрации налогоплательщика. Подать его можно лично. При этом надо получить отметку на втором экземпляре. Также можно направить почтой заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
Образец возражения на акт проверки налоговой
При составлении возражения на акт проверки можно воспользоваться приведенным ниже образцом.
Если возражение не сработало
Если аргументы, которые представлены в составленном возражении, были проигнорированы со стороны ГНС, то налогоплательщик может использовать ее при осуществлении административного или судебного обжалования результатов проверки.
Что делать, если вы не согласны с результатами выездной проверки?
По статистике количество выездных проверок год от года неуклонно снижается. Но суммы доначислений, приходящиеся на одну ревизию, растут. Так, в 2000 году было проведено более 1,3 млн проверок, а в 2016 около 30 тыс. При этом сумма взысканий по одной проверке стала почти в 50 раз больше. Что делать, если вы не согласны с актом и решением по проверке и как снизить сумму потенциального взыскания?
Вышестоящие налоговые органы в досудебном порядке удовлетворяют более 1/3 от числа всех жалоб плательщиков на решения нижестоящих инспекций. А суды — 50% от заявленных требований компаний.
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.
Внимательно изучите акт проверки
Выездная проверка заканчивается справкой. Далее налоговый орган готовит акт. У него есть на это 2 месяца, считая от даты справки. При проверке КГН этот срок составляет три месяца. Форма акта и требования к его составлению утверждены Приложениями № 23 и 24 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее — Приказ).
Содержание акта детально урегулировано Приказом. В нем помимо данных о компании и проверяющих указывают документы, которые представил плательщик, сведения о проведенных в ходе ревизии мероприятиях налогового контроля, выявленные нарушения.
В требованиях указано, что все факты нарушений должны быть подтверждены документально. Каждое нарушение инспекция обосновывает ссылками на «первичку», регистры бухгалтерского и налогового учета, результаты экспертиз. Документ должен быть сформулирован кратко, четко, ясно и последовательно. То есть таким образом, чтобы его поняли те, кто не имеет специальных познаний в области бухгалтерского и налогового учета.
Акт должны подписать все проверяющие. Но если документ завизирован не всеми инспекторами, проводившими ревизию, а только, например, руководителем группы, нарушением это не будет.
После изготовления акта, инспекция обязана в течение 5 дней с даты подписания документа должностными лицами, проводившими проверку, вручить его представителю компании под расписку. Обратите внимание, что направить акт по почте налоговики вправе, только если проверяемый плательщик уклоняется от получения. Факт уклонения должен быть отражен в самом акте (п. 5 ст. 100 НК РФ, постановление ФАС Московского округа от 20.01.2014 № Ф05-16692/2013).
Подготовьте возражения
У компании есть 2 месяца с даты получения акта на то, чтобы подготовить возражения. В них налогоплательщик детально по пунктам описывает те положения, с которыми он не согласен и поясняет почему.
Структура возражений обычно соотносится с актом по проверке. Каждому пункту в описательной и резолютивной части акта соответствует пункт возражений. Не пренебрегайте ссылками на законодательство, ведомственные разъяснения и судебную практику. Что касается последней — то она должна быть либо из вашего округа, либо позицией ВС РФ.
Форма возражений законодательно не установлена. Например, недавно суд решил, что «уточненки», представленные после окончания проверки, но до вынесения решения по ней можно рассматривать как возражения на акт проверки (определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 № 310-КГ16-5041).
Не бойтесь дополнительных мероприятий
Доводы, которые вы заявите в возражениях, могут стать причиной для вынесения решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. А именно: истребование документов у самого налогоплательщика или иных лиц (например, контрагентов), допрос свидетеля или экспертизы.
Такое решение налоговый орган принимает, если не сочтет материалы проверки достаточными для принятия решения о привлечении либо отказе в привлечении общества к ответственности. Поэтому опасаться дополнительных мероприятий не нужно. Наоборот — это решение косвенным образом подтверждает неустойчивую позицию налогового органа в отношении конкретных пунктов акта. Подтвердить или опровергнуть эту позицию и призваны допмероприятия. Но проводить их можно только для проверки уже установленных нарушений (постановление ФАС Уральского округа от 27.04.2012 № А60-28239/11). Именно в этом и заключается их предназначение.
Дополнительные мероприятия не предназначены для того, чтобы выявлять новые правонарушения. Такова позиция Конституционного суда (определение от 27.05.2010 № 650-О-О, постановление от 14.07.2005 № 9-П).
Важно помнить, что срок на «допы» ограничен. У инспекции есть всего месяц, чтобы провести контроль и вынести решение по проверке. Ранее Налоговый кодекс этого срока не содержал. Изменения в ст. 101 НК РФ внес Федеральный закон от 01.05.2016 № 130-ФЗ, который вступил в силу 2 июня 2016 года. После проведения дополнительных контрольных мероприятий материалы по ним рассматривают вместе с материалами самой проверки. Налоговый кодекс РФ не ограничивает количество дополнительных мероприятий в течение установленного месячного срока (письмо Минфина России от 15.07.2016 № 03-02-07/1/41426).
На дополнительные мероприятия также можно представить возражения. На это плательщику отведено 10 дней с даты окончания «допов». Они будут рассмотрены вместе со всеми материалами проверки. В течение 10 дней после окончания срока для представления возражений инспекция обязана принять окончательное решение по проверке.
Раскройте «карты»
Часто возникает соблазн не заявлять в возражениях все доводы, подтверждающие позицию налогоплательщика и опровергающие выводы инспекции, а приберечь их для последующего обжалования. Такой подход чреват проблемами для компании. Так как суд может отказаться принять документы, ранее не заявленные на возражениях или на рассмотрении жалобы в Управлении ФНС по субъекту. Аргумент судей таков — они в рамках своих полномочий не подменяют налоговый контроль и не выполняют обязанности налоговых инспекторов (Определение ВС РФ от 09.03.2017 № 305-КГ-17-199).
Если налогоплательщик не может обосновать, почему он не защищал свои интересы на досудебной стадии и не представлял доказательства и документы, его обвинят в злоупотреблении правом. В этом случае рассчитывать на положительное решение суда бессмысленно.
Другое дело, когда невозможность представить документы на досудебной стадии вызвана объективными причинами — тогда можно рассчитывать на то, что суд примет их в качестве доказательств по делу. Например, в постановлении АС Северо-Западного округа от 11.12.2014 № А56-59616/2013 суд согласился рассмотреть документы, подтверждающие вычеты по НДС, но ранее не предъявленные в налоговый орган по причине изъятия в рамках уголовного дела.
Возражения на акт проверки, по сути, шаблон для будущей жалобы в вышестоящий налоговый орган и в последующем для искового заявления в суд — если жалоба не будет удовлетворена. Поэтому относиться к подготовке возражений следует максимально серьезно.
Проверьте, соответствует ли решение акту
После того как инспекция составит решение по проверке, она обязана вручить его налогоплательщику. Документ вступает в силу по истечении одного месяца с даты вручения плательщику. Вручить его инспекторы обязаны под расписку в течение 5 дней с даты вынесения.
Решение должно соответствовать акту проверки. Бывает, что налоговый орган включает в документ те эпизоды, которые не были указаны в акте. Соответственно, налогоплательщик не мог представлять на них возражения, а, значит, был лишен права отстаивать свои интересы.
Напишите жалобу в вышестоящий налоговый орган
Если вы не согласны с решением по проверке, его нужно обжаловать. Первым шагом станет досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган. Решение по проверке можно обжаловать в течение года со дня его вынесения. Жалобу следует подавать в тот налоговый орган, который принял обжалуемое решение.
Если вы обжалуете решение до его вступления в силу, то есть до истечения месячного срока с даты вручения — это называется апелляционным обжалованием. В этом случае документ вступит в силу с даты вынесения Управлением своего решения по жалобе (ст. 101.2 НК РФ).
При рассмотрении жалобы Управление не может принять решение о взыскании с компании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не указанных в оспариваемом решении. Так как это считается ухудшением для налогоплательщика. А кроме того приведет к тому, что вышестоящий налоговый орган фактически проведет контроль за деятельностью нижестоящей инспекции в нарушении определенного порядка (п. 10 ст. 89 НК РФ). Ухудшающее положение плательщика решение Управление вправе принять только по проверке, которую может назначить в рамках контроля за деятельностью своих территориальных подразделений.
Вышестоящий налоговый орган вправе дополнить или изменить приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, исправить арифметические ошибки, опечатки (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, Определение ВАС РФ от 04.07.2014 № ВАС-8380/14).
Обратите внимание, если решение Управления по жалобе компанию не устроило, акт инспекции можно обжаловать выше — в Центральный аппарат ФНС России.
Подготовьте исковое заявление в суд
Если досудебное обжалование не привело компанию к желаемому результату, следует подать исковое заявление в суд. Чтобы оспорить решение инспекции у налогоплательщика есть три месяца с момента, когда он узнал о нарушении своих прав (ст. 198 АПК РФ). Срок, пропущенный по уважительной причине, можно восстановить. Такой причиной может стать, например, болезнь заинтересованного лица (Письмо ФНС России от 04.07.2016 № ГД-4-14/11938@).
При досудебном обжаловании трехмесячный срок на подачу заявления в суд следует отсчитывать с даты истечения срока на вынесение вышестоящим налоговым органом решения по жалобе. Если в установленный срок вышестоящие налоговики не приняли решение по жалобе или не направили его налогоплательщику, это однозначно будет признано судом уважительной причиной для восстановления пропущенного срока.
Как мы уже сказали, в основу заявления ложатся, как правило, возражения на акт проверки. Если какие-то пункты удалось отстоять на досудебной стадии, проследите, чтобы они не попали в заявление, а также проверьте итоговые расчеты налогов и штрафов.
В процессе судебного обжалования есть масса нюансов. Поэтому проводить этот этап должны или штатные юристы или привлеченные консультанты.
Рекомендуем запись вебинара о том, как без особых юридических знаний обжаловать результаты налоговой проверки.