Как стать финдиректором: инструкция для бухгалтера или 8 ступеней к успеху
Определимся, кто такой и чем занимается директор по финансам. Почему финансовый анализ может выполнять только он, а не главбух компании и гендир. А по пути расскажем, что нужно сделать, чтобы стать первоклассным финансовым директором.
Финансовый руководитель, кроме экономического анализа и составления отчетов, отвечает за будущее компании. Опираясь на результаты его исследований генеральный директор управляет компанией и разрабатывает стратегию развития. В зависимости от оборотов бизнеса в организации может быть целый штат финансистов под руководством одноименного начальника. Поэтому можно смело считать, что помимо математического склада ума нужно обладать коммуникационными и управленческими скиллами.
Первым пунктом программы — прокачка управленческих навыков
Часть компетенций, такую как многофункциональность, можно развить, погрузившись в рабочий процесс. Но, чтобы руководить своей командой, финдир должен обладать лидерскими качествами. Не отчаивайтесь, если вам кажется, что не прирожденный лидер. Эту, как и любую другую компетенцию, можно получить в процессе саморазвития и психологических тренингов.
60 % управленческих качеств вы нарабатываете на своем рабочем месте, только 20 % полезной информации усваивается от общения с другими лидерами, а по 10 % приходится на онлайн обучение и классические тренинги. Так что вперед — в поля.
Правильно настроенные внутренние коммуникации облегчают жизнь
Руководитель любого отдела подтвердит, что нужно уметь делегировать полномочия и контролировать результат на выходе. Это первое, о чем забывают свеженазначенные финансовые директора. Вам нужно поменять мышление и мировоззрение от исполнителя к руководителю. Теперь ваша задача — выстроить доверительные отношения с подчиненными , так чтобы не страшно было отдать часть полномочий.
Кроме финансового коллектива финдир обязан коммуницировать с другими структурными подразделениями: производство, отдел продаж, логистика, маркетинг, бухгалтерия и т.д. Они все готовы диктовать собственные условия. Ваша цель — не вступать в конфликты . Нужно доказать, что решения, принимаемые финансовым отделом, намного весомее прочих. Можно поднять эффективность специалистов других функциональных отделов, привязав их вознаграждение к комбинации экономических целей (рост, прибыльность, денежный поток). Тогда «продажи любой ценой» отойдут на второй план и менеджеры будут прислушиваться к наставлениям финансистов.
Движения к должности финансового директора должны быть поступательными
Этот специалист обязан иметь знания сразу из двух областей: бухгалтерия и финансовое управление. На основе бухгалтерских отчетов и операций строится управленческая и финансовая отчетность, а уже затем происходит анализ, прогнозирование и принятие решения.
Проще всего строить свою карьеру, начиная в бухгалтерии, а после перехода в финансисты расти до специалиста-управленца, затем подняться до начальника финансового отдела и приземлиться в кресле финансового директора.
Для начала станьте уверенным главбухом, для этого подойдет курс «Главный бухгалтер» от LABA.
Определите основные задачи финансового директора
Независимо от масштабов компании финдир всегда отвечает за рост прибыли в долгосрочной перспективе. Работая специалистом финансового отдела, от вас потребуется четко выполнять поручения и эффективно сотрудничать с коллегами. Поднимаясь выше по иерархии, добавляется ответственность за подчиненных, умение смотреть на проблему в целом и работать с неопределенностью.
На основе управленческой отчетности вы моделируете сценарии дальнейшего развития, а от финансовых прогнозов зависит будущее всего бизнеса. Для финансиста мало получить необходимые коэффициенты и цифры, нужно просчитать на несколько шагов вперед, как модель согласуется с действиями функциональных отделов и влиянием внешней среды.
Расстановка красных флагов и маяков
Для быстрой корректировки намеченного курса необходимо проверять контрольные значения в различных пунктах плана. Для этого еще до разработки стратегии нужно оценить финансовое состояние компании. Сюда входит:
- прогноз денежных потоков;
- объем и оценка кредиторской задолженности перед поставщиками и банками;
- оценка величины и динамики прибыльности.
Таким образом, вы определите узкие и слабые места в компании, узнаете до каких значений нельзя допускать, и сверяйте свой курс по ним.
Как вырасти в эффективного финансиста узнаете на курсе «Финансовый директор». Эксперт поможет разобраться в финансовой отчетности, бюджетировании и риск-менеджменте.
Важно разбираться в ключевых показателях
Без знаний в сфере финансов непрофессионалу делать нечего. Поэтому грызем гранит науки, разбираемся в зарубежной и отечественной теории. Среди главных определений важно понимать что такое:
- Рост продаж (Sales Growth) — через анализ результатов всех компонентов продаж: ценообразование, скидки торговым сетям, промоакции, продуктовый, региональный и канальный микс, строятся прогнозы и вскрываются проблемные области. Лучший рост — тот, который максимизирует валовую прибыль, то есть прибыль после вычета из продаж переменных затрат на продукт.
- Прибыльность (Profitability) — за ней скрывается не только показатель валового дохода. Здесь важно понимать за счет каких доходов и статьей расходов сформировался финансовый результат. Кроме этого, обращайте внимание на скорость роста продаж и затрат. Как они соотносятся между собой и к чему это приведет.
- Денежный поток (Cash Flow). Это отсутствие кассовых разрывов, просрочек в кредиторской и дебиторских задолженностях. Одним словом денежная река, которая не должна застаиваться и превращаться в болото.
Финансовый директор должен быть готов к любой ЧС
Человеческий фактор или изменения внешней среды так и норовят разрушить финансовую стратегию. А у вас всегда должен быть козырь в рукаве, чтобы допустим обойти мировой экономический кризис, отстоять свою модель на совете директоров, устранить кассовый разрыв, найти финансирование.
От оперативности и согласованности принятых мер зависит прибыльность и денежный поток — двигатель бизнеса.
На всякий непредвиденный случай составьте список антикризисных мер для сохранения прибыли. В него могут войти следующие пункты:
- заморозка кадров;
- минимизация косвенных расходов: реклама, представительские, накладные, командировочные, обучение;
- перевод всех оплат в национальную валюту;
- пересмотр соглашений и сроков оплаты по договорам с контрагентами и арендодателями;
- корректировка ценообразования.
Только не стоять на месте
Финансовый директор, как впередсмотрящий на корабле, должен постоянно саморазвиваться, приобретать новые и прокачивать старые компетенции. Нет предела в совершенствовании коммуникативных навыков, они понадобятся для мотивации сотрудников, устранения конфликтов и делегирования полномочий. Точность и скорость стратегического планирования зависит от используемых профессиональных программ, которые упрощают работу, оставляя человеку контроль за отклонениями.
Пока не готовы к новым карьерным рывкам, но хотите лучше разбираться в финансах? LABA приглашает на курс «Управление финансами». Эксперта Антон Шулык докажет, что финансы — это не сложно. Курс пригодится не только бухгалтеру, но и руководителю компании.
Чек лист финансового директора
Залог любого успешного бизнеса – правильное управление. Ни одна организация не может обойтись без грамотного финансового работника, ведь именно финансисты являются прочной основой любой деятельности. На вас сегодня возложены важнейшие задачи как создания сбалансированного бюджета, рационального распределения затрат, так и анализа полученных результатов.
Этот чек-лист поможет выявить слабые и сильные стороны финансового директора. Для повышения эффективности пользуйтесь инструментом для управления финансами в компании — БИТ.ФИНАНС.
Польза чек-листа
Собранный материал предоставит возможность финансовым директорам, владельцам бизнеса и генеральным директорам оценить свою компетенцию и необходимость получения новых знаний.
Как пользоваться чек-листом?
Придерживайтесь поочередности вопросов, следуйте плану. Отвечайте максимально честно «да»/«нет» на вопросы о функционировании вашей деятельности. Каждая положительная отметка свидетельствует о верном направлении. Пункты с ответом «нет» указывают на узкие места, которые нужно проработать.
Обратите внимание, что не все пункты будут актуальными для разных видов деятельности и размеров бизнеса. Но и на них желательно дать максимально честный ответ, это позволит определить дальнейшую стратегию. Укрепление позиций в одних направлениях может помочь постепенно добиться результата в других. Проверка включает несколько этапов.
Этап №1. Задачи Финансового директора
1. Вы входите в состав руководящих лиц компании, которые несут ответственность за управление денежными потоками, финансовое управление и составление отчетности? Занимаетесь ли Вы определением финансовой политики компании, разработкой и внедрением мер по обеспечению финансовой стабильности? Входит ли в перечень Ваших обязанностей контроль в системе управления финансами в соответствии со стратегическими целями и перспективами развития, а также определение источников финансирования с учетом рыночной конъюнктуры?
2. Можно ли назвать отношения между финансовым и генеральным директором конструктивными? Это очень важный фактор успешного развития хозяйственной деятельности. Без слаженного взаимодействия директоров будут нарушены все бизнес-процессы. Здесь идет речь не о простом следовании должностным инструкциям. Должны быть установлены доверительные отношения. Можно провести аналогию с браком без любви – все формально и официально.
3. В список Ваших приоритетов входят стратегии, повышающие стоимость организации? Основной приоритет для финансового директора – увеличение акционерного капитала. В этот раздел также можно отнести тактические задачи по сокращению расходов с сохранением качества производимой продукции.
4. Занимаетесь ли Вы разработкой эффективных систем планирования, а также контролем их внедрения? Одна из ведущих задач каждого финансового директора заключается в планировании. Ошибки в этом направлении в сочетании с ненадлежащим отслеживанием исполнения могут нанести ощутимый, а иногда масштабный финансовый ущерб. Поэтому финансовому директору необходимо регулярно отслеживать существующие системы планирования/контроля, для него это первоочередные задачи. Новые управленческие решения могут кардинально изменить всю систему.
5. Вы разрабатывали стратегию рисков? Контролируете ее реализацию? Риски – это очень обширное направление деятельности финансового директора. Ему необходимо иметь достаточные знания в секторе экономики, а также о внутренних и корпоративных системах. Разработка стратегии по уменьшению рисков ― задача непростая, но это позволит своевременно выявить риски, рассчитать их размер, вероятность наступления, а также предотвратить нанесение серьезного вреда компании.
6. Налажено ли взаимодействие с руководителями всех служб предприятия? Для успешного развития бизнеса финансовому директору важно тесно сотрудничать со всеми руководителями служб. Это позволит выявить новые пути улучшения работы подразделений. На постоянной основе должен проводиться финансовый анализ внутренних операций, а также оцениваться отраслевые сведения о передовых методиках. Необходимо устранять факторы, которые мешают стратегическому развитию, и добавлять новые направления для выдвижения стратегических инициатив. Индивидуальные показатели важно привести в соответствие с новой системой. Это будет непрерывный процесс, так как стратегические изменения требуют регулярного пересмотра системы показателей. Поощрение повышения эффективности работы во всех подразделениях заключается в способности убеждать руководящий состав компании в необходимости оптимизации бизнес-процессов. Также крайне важно перенаправлять финансирование на сегменты, которые больше в нем нуждаются. Финансовый директор должен быть первым человеком, разбирающимся в работе всех отделов и служб в части доходов/расходов.
7. Используете ли Вы в своей работе автоматизированные системы? Своевременному и точному поступлению данных из подразделений необходимо уделять особое внимание. Этого можно добиться путем автоматизации обработки данных и введением прямого доступа к сведениям для основных пользователей. Важно также внедрять адекватные меры контроля в основные процессы компании. Доступ к информации должны иметь все пользователи, это позволит им самостоятельно обрабатывать данные в соответствии со своими потребностями.
Используйте в работе БИТ.ФИНАНС.Управленческий учёт — программа, давно доказавшая свою эффективность для бизнес-управления. Она решает задачи организации управленческого учёта любой фирмы.
Выполняли ли Вы перегруппировку команды? Ротация персонала способствует улучшению различных направлений работы. Однообразная деятельность рано или поздно приводит к эмоциональному выгоранию. Перегруппировка персонала стимулирует должностной рост. Основная задача всех групп должна заключаться в выполнении целей совершенствования работы подразделений, поставленных финансовым директором.
8. Занимаетесь ли Вы распределением ресурсов организации? Финансовый директор стоит во главе распределения ресурсов, что предполагает проведение анализа ЧПС (чистой приведенной стоимости) предлагаемых капитальных вложений и составления заключения о выделении средств на финансирование. Есть несколько вопросов, которые следуют задать себе перед инвестированием в проект: увеличится ли денежный поток, вырастет ли выручка? Произойдет ли снижение расходов? Повлияют ли изменения на уменьшение себестоимости, увеличение качества продукции и рост стоимости компании? Если ни на один из пунктов не последует утвердительный ответ, от запланированного распределения ресурсов следует отказаться.
9. Входит ли в перечень Ваших основных обязанностей финансовый анализ различных аспектов деятельности компании? Основа работы финансового директора – составление финансового анализа разных сторон деятельности и нововведений, основанных на результатах финансового анализа. Ответственность за составление анализа, принятие решения о необходимости усовершенствований и предоставление данных руководителям всех отделов лежит на финансовом директоре. Должность предполагает акцент на управлении деньгами, включая определение подходящих финансовых инструментов для СДС (свободных денежных средств), работу с кредиторами по разным видам задолженности, проведение презентаций для финансовых аналитиков, общение с инвесторами.
10. Разбираетесь ли Вы в бухгалтерском учете? Знание основ поможет наладить взаимоотношения с бухгалтерией. Как правило, финансовых директоров пугают терминологией и приукрашивают сложность бухгалтерского учета.
Подведение итогов первого этапа. Выделение зоны ответственности финансового директора. Основные ключевые качества финансового директора независимо от сферы деятельности компании – это способность находить пути решения проблем и умение своевременно менять подходы к управлению.
Концентрация на этих задачах позитивно влияет на общую ценность организации. Значительную часть времени финансовому директору следует уделять разработке и внедрению эффективной стратегии в сфере информационных технологии, налоговой и бухгалтерской сферах, а также маркетинге (если эта функция возложена на него).
Этап №2. Разработка финансовой стратегии компании
12. Принимаете ли Вы в компании финансовые решения, имеющие стратегическое значение? Компетентность и профессионализм оцениваются по умению принимать решения в вопросах, которые влияют на финансовый результат.
13. Если деятельность компании связана с международной торговлей или работой с иностранными юридическими лицами, есть ли у Вас разработанная валютная стратегия? Финансовому директору необходимо учитывать риски, связанные с потенциальными изменениями стоимости валюты. Прибыль является основной его задачей при любых валютных колебаниях.
14. Имеете ли Вы представление о том, как следует бороться с кассовыми разрывами? Во избежание временной нехватки средств на обязательные расходы следует выработать комплексные меры по использованию внутренних резервов. Также важно определить комплексные модели управления, которые в дальнейшем будут использоваться для разработки методики принятия решений. Все действия по выявлению резервов должны проводиться в совокупности с отслеживанием оперативных планов, включая закупку, продажи и инвентаризацию запасов.
БИТ.ФИНАНС/ПРОФ
Автоматизация бюджетирования предприятия
- Минимизация кассового разрыва;
- Контроль бюджета вашей организации (БДДС, БДР);
- План-фактный анализ по всем видам бюджетов;
- Автоматизация контроля платежей по бюджетам.
15. Интересуетесь ли Вы рентабельностью собственных активов? Финансовый показатель отражает эффективность использования активов компании для генерации выручки.
16. Используете ли Вы в своей практике автоматизированный учет взыскания дебиторской задолженности? Современные системы позволяют внедрить систему автоматического оповещения дебиторов через IP-телефонию, смс-рассылку или по e-mail. Для этого необходимо настроить систему оповещения и привязать ее к бухгалтерскому учету.
17. Можете ли Вы назвать количество единиц каждого предмета, которое должно храниться на складе компании, сколько нужно еще заказать и в какие сроки следует оформить заказ? На финансовом директоре лежит ответственность в части разработки политики управления ТМЗ. Прежде всего, это зависит от сферы экономики, в которой функционирует компания. Превышение объема товарно-материальных запасов сказывается на прибыльности, так как они снижают коэффициент оборота средств. На содержание и хранение текущих запасов требуются значительные расходы.
18. Используете ли Вы на практике кредиторскую задолженность как способ беспроцентного кредитования? Есть несколько способов, как это сделать. При правильном управлении предприятие получает возможность беспроцентного кредитования за счет поставщиков.
19. Знаете ли Вы определение таких понятий как «уставный и добавочный капитал»?
20. Сможете ли Вы определить потребность организации в основных средствах? ОС – это материальные активы, используемые компанией в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, а также с целью предоставления в аренду другим лицам или выполнения функций – административных, социальных, культурных. Срок их полезного использования составляет более одного года или операционного цикла, если он длится больше года.
21. Умеете ли Вы определять текущую стоимость компании согласно данным бухгалтерского учета? Сделать это очень просто. Сумма собственного капитала и является стоимостью компании. Рассчитывается ее значение следующим образом: сумму всех активов отнимаем от суммы обязательств.
22. Что представляет собой нераспределенная прибыль, каким образом она формируется? Финансовый директор может распределить прибыль по нескольким направлениям – на формирование РК (резервного капитала), для начисления/выплаты дивидендов, на модернизацию оборудования или прочих активов. Для реализации любого из перечисленных направлений потребуется официальное решение. В товариществе с ограниченной ответственностью этот вопрос обсуждают на общем собрании, в акционерном обществе – на общем собрании акционеров.
23. Можете ли Вы назвать себестоимость каждой единицы товара/услуги компании? Основной показатель для работы финансового директора – это себестоимость, которая отражает сумму расходов при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг.
24. С какой периодичностью должна рассчитываться себестоимость товаров/услуги? Себестоимость – непостоянная величина, она имеет свойство изменяться. Очень важно периодически ее пересчитывать для своевременной корректировки рыночной стоимости, это позволить избежать банкротства и неоправданных расходов.
25. Знаете ли Вы этапы управления затратами, и какие из них используете их в своей деятельности? Различают 4 этапа – прогнозирование, планирование и нормирование затрат, учет и калькуляция, анализ и контроль.
26. Задействованы ли Вы в принятии решений относительно изменений в штатном расписании? Оплата труда – одна из самых важных статьей расхода и управленческого анализа хозяйственной деятельности компании. Эффективное управление затратами на оплату труда занимает ключевое место в системе принятия управленческих решений финансовым директором.
Подведение итогов второго этапа. Важно уметь разрабатывать финансовую стратегию на основе нескольких показателей. С ее помощью можно своевременно адаптировать деятельность компании к предстоящим изменениям возможностей экономического развития.
Этап №3. Как контролировать финансовые показатели
Достигнуть поставленных задач и выполнить все требования управляющего персонала, а также акционеров под силу только «здоровой» компании. Для этого финансовому директору необходимо регулярно проводить анализ и контролировать основные финансовые показатели.
27. Разработана ли Вами налоговая стратегия? Основная цель стратегии заключается в минимизировании суммы средств, выплачиваемых в виде налогов в рамках налогового законодательства.
28. Отслеживаете ли Вы нововведения в области информационных разработок? Финансовому директору крайне важно интересоваться информационными технологиями. Бизнес-процессам нужна постоянная автоматизация внутренних процессов. К тому же среди новинок может скрыться потенциальный конкурент. Существует также вероятность упущения момента и потери рыночных возможностей, доли рынка или конкурентных преимуществ. Еще один важный аргумент – автоматизация и цифровизация всегда повышают стоимость компании. Ведите управленческий и финансовый учет в Бит.Финанс, в программе соответствующей международным стандартам и отвечающей последним требованиям рынка.
29. Используете ли Вы в своей работе систему контроля для бизнес-процессов и движения материальных/нематериальных средств? Финансовому директору необходимо отслеживать все процессы, контролировать факторы риска, рыночные возможности и другие показатели.
30. Знаете ли Вы, как можно эффективно использовать данные управленческого учета? Основная цель управленческого учета заключается в выявлении резервов для увеличения эффективности работы компании.
31. Имеете ли Вы представление об организации управленческого учета? В перечень обязанностей финансового директора должна входить организация управленческого учета, основанная на следующих принципах политики компании: периодичность – зависит от специфики деятельности и сезонности производственных циклов; сопоставимость данных – единая система измерений (в денежных и натуральных эквивалентах); формирование показателей отчетности для всех уровней управления; использование бюджетирования; оценка результатов деятельности; достоверность, оперативность, полнота информации, возможность анализа.
32. Знаете ли Вы общие характеристики и отличия между управленческой и финансовой отчетностью? Основное предназначение финансового учета заключается в предоставлении данных внешним пользователям, включая фискальные службы. Инструменты управленческого учета, в свою очередь, позволяют составить полноценную и объективную информацию для внутренних пользователей. В дальнейшем она будет использоваться для принятия важных управленческих решений.
33. Умеете ли Вы использовать в своей работе финансовый анализ? С помощью показателей можно выявить такие важные параметры, как возможная вероятность банкротства.
34. Входит ли в перечень Ваших обязанностей планирование работы компании? Одна из основных функций финансового директора – грамотное планирование работы компании. В бизнесе и в мире в целом сейчас наблюдаются стремительные изменения, и успеть за ними непросто. Есть события, которые невозможно предусмотреть заблаговременно. А они способны изменить планы компании, например, появление на рынке сильной компании, объединение конкурентов, выпуск новой продукции/услуги.
Подведение итогов третьего этапа. Финансовые показатели – это лучший инструмент для понимания текущего состояния бизнеса и определения стратегии для достижения высоких результатов фирмы.
Формула расчета кассового разрыва
Подсчёт движения денег проходящим по счётам и по кассовым расчётам вести точно каждому предприятию абсолютно необходимо. Грамотно составленный отчёт по перемещению денежных потоков непременно поможет провести грамотный анализ ситуации и просчитать следующий срок наступления разрыва, позволит узнать его величину. Появление минуса на счёту в начале следующего отчётного периода говорит о появлении разрыва.
ВАЖНО! Помимо, денежных средств обязательному точному учёту и анализу обязательно должны подвергаться оставшиеся запасы товара. Когда их достаточное количество, то можно закупки сырья отложить. Или необходимо срочно реализовать товар, который залежался, чтобы получить необходимые оборотные средства.
Подсчёты необходимо проводить ежедневно! Следует опираться на сведения, получаемые из платёжного календаря, позволяющие чётко знать, когда следующий платёж и на какую сумму предстоит провести.
Элементарная формула расчёта:
ДС + ПД — ПП = ОДС
ПП — плата за поставки — то, что мы обязаны отдать сегодня поставщикам.
ПД — поступления на счёт и в кассу — фактические платежи дебиторов.
ДС — количество средств у нас — это сумма средств в наличии в начале рабочего дня.
В итоге мы получаем ОДС позволяющий получить остаток средств на конец дня. Именно этот показатель и даст понимание как успешно отработало предприятие и по окончании рабочей смены остались ли средства и в каком количестве. Когда ОДС с отрицательным значением почитайте проблемой! Требуется срочно запрашивать от дебиторов возвращения задолженности.
Пользуйтесь платежным календарем, формируйте бюджет движения денежных средств в программе Бит.Финанс и исключите кассовые разрывы в своем бизнесе.
Рентабельность
Этот показатель — комплексная оценка степени эффективности применения разных видов ресурсов предприятия.
Анализ структуры баланса
На этом этапе проверяется риск несостоятельности предприятия и возможности ее преодолеть. Обычно рассчитывается коэффициент утраты (или восстановления) платежеспособности. Покажет реальные перспективы компании:
Результат, который меньше 1 — опасный признак. Говорит о том, что в ближайшее время структура баланса может стать неудовлетворительной.
Результат, который больше 1 — свидетельство того, что на протяжении полугода компания может стать платежеспособной.
Оба показателя — вероятностные. Чтобы сделать картину достовернее, можно взять для расчетов не 2, а 4 временных отрезка (и даже более).
2. Предварительный обзор состояния предприятия
Собираются данные о том, каковы ключевые показатели деятельности компании на момент проведения анализа. Обязательно надо зафиксировать такие данные:
- условия работы компании;
- результаты, которых добилось предприятие;
- имущественное положение на начало и конец отчетного периода;
- перспективы.
3. Проверка имущественного и финансового состояния организации
На этом этапе проверяется рациональность вложения денежных средств в активы. Также оцениваются платежеспособность и ликвидность организации.
Обычно рассчитываются такие показатели.
- Коэффициенты ликвидности
Обеспечивают понимание способности компании отвечать по краткосрочным обязательствам. В идеале — досрочно. В пессимистичном варианте — с нарушением сроков.
Финансовый анализ предприятия может быть:
- полным, тематическим (зависит от объема);
- предварительный, текущий (или оперативный), ретроспективный (зависит от периода, за который проведен анализ).
Задачи подчиняются цели и виду исследования, среди них:
- полная, объективная и своевременная оценка состояния финансов компании на отчетную дату;
- выявление причин, которые привели к такому состоянию дел;
- обнаружение резервов и ресурсов (возможно, не использованных), которые можно использовать для оптимизации деятельности предприятия в финансовой сфере;
- проработка конкретных шагов, направленных на улучшение финансового состояния компании;
- прогнозирование финансовых результатов будущих периодов.
Звоните специалистам Первого Бита, чтобы подобрать оптимальное решение для управления финансами.
Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку
Обязанности финансового директора: чем он занимается в компании
Финансовый директор — это руководитель, который отвечает за финансы компании, частично управляет ими и помогает собственнику (генеральному директору или совету директоров) принимать правильные управленческие решения. В разных компаниях должностные обязанности финансового директора выглядят по-разному: где-то он занимается в том числе отчетностью, где-то — руководит другими отделами.
Разбираемся, какие вообще обязанности могут быть у финансового директора, чем он занимается в течение рабочего дня. Выясняем, на что он имеет право в компании и чем не должен заниматься.
Содержание статьи
Обязанности финансового директора
Главная задача финансового директора — сделать так, чтобы компания получала больше прибыли и оставалась «на плаву».
Условно, все его обязанности можно разделить на три большие группы:
- Контроль;
- Планирование;
- Прогноз.
Контроль в обязанностях финансового директора
Финансовый директор контролирует работу всех отделов компании. Он должен знать, сколько денег они потратили, сколько выручки получили, какие статьи расходов были задействованы. Для этого он использует отчетность.
Чтобы цифры были простыми и понятными и чтобы не упустить ничего важного, финансовый директор выстраивает архитектуру управленческого учета:
- готовит шаблоны отчетов для каждого отдела: показывает, что нужно учитывать малейшие расходы вплоть до покупки печенья и воды в офис;
- делает регламенты для руководителей отделов: какие цифры они должны указывать, где их брать, кто ответственный за составление отчетов;
- контролирует сроки получения отчетности — говорит руководителям отделов, что они должны подготовить бумаги до условного первого числа каждого месяца за прошлый;
- обрабатывает документы и объединяет разные отчеты в один, чтобы показать их своему руководству.
Финансовый директор также может заняться автоматизацией отчетности: внедрить сквозную аналитику, чтобы упростить составление бумаг для отдела маркетинга, или подключать специализированное ПО.
Правильно выстроенная архитектура управленческого учета — это грамотное вложение в будущее. Директор разрабатывает ее один раз и потом не отвлекается на организационные процессы. А если из компании увольняется какой-то сотрудник, новый, благодаря регламентам и шаблонам, быстро разбирается, что ему делать.
Сформированная отчетность нужна собственникам бизнеса, чтобы принять правильное решение по дальнейшему развитию бизнеса. Финансовый директор делает цифры простыми и фокусирует внимание на том, что требует вмешательства. Видит снижение выручки или резкое увеличение количества сделок — прямо говорит руководителю, что надо что-то предпринять или, наоборот, развивать маркетинговую стратегию дальше, чтобы сделок стало еще больше. Чуть подробнее о том, что именно делает финансовый директор, рассказал Никита Сашко, руководитель отдела консалтинга в «ПланФакте»:
«В классическом понимании финансовый директор — это человек, который устанавливает правила финансового учета в компании и занимается стратегическим анализом и планированием финансов. На основе отчетов он дает собственнику бизнеса рекомендации по управленческим решениям, которые должны привести к повышению прибыли. Финансовый директор не должен заниматься сбором данных, перед ним стоят более глобальные задачи, а вопросы учета необходимо делегировать компетентным помощникам.
Чаще всего финансовый директор работает с тремя классическими отчетами: с балансовым отчетом, отчетом о движении денег и отчетом о прибылях и убытках. Еще есть операционные отчеты — их составляют в зависимости от задач компании. Кто-то собирает данные по продажам в различных разрезах, кто-то пытается соотносить показатели выручки и увеличения количества сотрудников. Операционные отчеты опциональны. Если финансовый директор понимает, что ему для принятия решений достаточно классической отчетности, он работает только с ней.
Из-за того что финансовый директор работает с отчетами, его иногда путают с бухгалтером. Это неправильно. Бухгалтер представляет интересы компании перед ФНС: он готовит документы для оплаты налогов и следит, чтобы в них не было ничего, нарушающего закон. Финансовый директор смотрит на ситуацию гораздо шире — он в курсе реального состояния финансов, у него ключевая роль в экономическом развитии компании и сохранении ее стабильности»
Также в обязанности финансового директора входит контроль за всеми операциями: бухгалтерскими, налоговыми, управленческими. Он следит за тем, сколько денег тратит компания и как оформляет документы по этим операциям. Делает это для того, чтобы в будущем у организации не было проблем, кассового разрыва, внеочередных проверок от ФНС и штрафов за неверно оформленные бумаги.
Должность финансового директора относится к руководящим, поэтому он контролирует деятельность отделов, работающих с финансами. Например, отдела сбыта или отдела маркетинга. Почти наравне с собственниками компании специалист может требовать предоставления текущих документов, просмотра ежедневной статистики в отделе или выполнения конкретных нормативов: получения не менее 10 лидов ежедневно.
Если деньги расходуются неэффективно, директор должен заметить это и что-то предпринять: рекомендовать отделу выбрать другой инструмент, перераспределить бюджет или вообще отказаться от направления. Серьезные решения он не принимает сам, но фокусирует внимание собственников или руководителей бизнеса на важных показателях и может подсказать им, как лучше всего выйти из сложившейся ситуации.
Планирование в обязанностях финансового директора
На основании полученных отчетов и указаний руководства, финансовый директор планирует бюджет: распределяет, сколько денег может потратить отдел или конкретный проект в следующем месяце. Если он видит, что блог не окупается и не приносит трафика и лидов, может урезать суммы в 2-3 раза. А если статьи в нем участвуют в воронке продаж и приводят клиентов больше, чем контекстная реклама, наоборот — повысить допустимые расходы.
Директор может составлять бюджет детально, прописывая суммы по каждой статье расходов для каждого отдела, или в общем, распределяя суммы по отделам. В этом случае руководители подразделений сами решают, на что потратить деньги: выплатить побольше премий штатным специалистам в качестве мотивации сотрудников либо дополнительно привлечь фрилансеров и тем самым увеличить объем работы. Финансовый директор просто контролирует освоение бюджета и может вмешаться, если видит, что кто-то выходит за допустимые рамки.
В долгосрочной перспективе специалист занимается построением финансового плана развития компании. Это означает, что он:
- изучает предыдущую отчетность, смотрит, какие показатели были за разные отчетные периоды: месяц, квартал, год;
- ставит достижимые цели, исходя из текущей ситуации: например, повысить чистую прибыль компании на 5% в течение полугода;
- подбирает инструменты достижения целей, фактически — объясняет, как их достичь, и составляет план действий;
- контролирует выполнение финансовой стратегии, помогает руководителям отделов исполнять ее, если у них возникают проблемы.
Финансовая стратегия — очень подвижный инструмент, и специалист постоянно обновляет ее: ставит новые цели после достижения предыдущих. Также он может разрабатывать стратегию не для всей компании в общем, а для отдельного ее проекта или направления деятельности — заняться только приложением на смартфоны и понять, какие результаты оно должно принести через год, либо составить план действий по развитию продаж услуг по ремонту.
Еще одна обязанность финансового директора — сделать все, чтобы компания успешно работала. Он поддерживает финансовую стабильность организации и делает так, чтобы всегда были деньги на текущие расходы: зарплату сотрудникам, ремонт оборудования, закупку новой партии товара. Специалист на основе данных, полученных в ходе планирования бюджета, может заранее видеть кассовые разрывы и другие подобные проблемы.
Если они есть, финансовый директор ищет пути решения:
- использует факторинг, чтобы быстрее получить дебиторские задолженности и покрыть этими деньгами предстоящие крупные расходы;
- привлекает заемные средства: берет кредит на развитие бизнеса, использует лизинг или другие модели кредитования;
- ищет инвесторов, составляет предложение для них, договаривается о привлечении капитала.
Естественно, специалист не принимает все решения сам. Он просто предупреждает руководство о том, что в будущем возможны проблемы, и предлагает пути их решения. И только если получает одобрение, начинает действовать: подает заявки в банк на целевой кредит или обращается к факторинговой компании. О порядке принятия решений рассказал Никита Сашко, руководитель отдела консалтинга в «ПланФакте»:
«Может ли финансовый директор принимать самостоятельные решения, зависит от компании. Если его роль существенна, он может оценить потенциальную прибыльность нового проекта, построить финансовую модель и прийти к собственнику с конкретными цифрами. Ему за это могут даже сказать «спасибо» и поручить контролировать этот проект.
Зачастую в микро- и малых бизнесах функции финансового директора и собственника сочетает в себе один человек. Он сам оценивает финансы компании и потом принимает решение, как ее развивать, в том числе руководит новыми проектами. В крупных компаниях у финансового директора есть четкий круг обязанностей. Он может внести предложение об открытии нового проекта, но не будет контролировать его реализацию, потому что это отнимает много сил и времени. Его работа — оценивать происходящее и понимать экономическую целесообразность процессов. Операционная деятельность и реализация предложений лежат на других сотрудниках»
Прогноз в обязанностях финансового директора
Финансовый директор не только планирует, как будут идти дела в дальнейшем, но и прогнозирует, что может произойти. Он анализирует возможные риски и предотвращает их. Точнее, минимизирует — заранее прорабатывает план действий на случай, если что-то пойдет не так.
Например, есть риск увеличения цен на стройматериалы в 2-3 раза. Специалист работает в компании, которая занимается ремонтом, и понимает, что стоимость услуг для клиентов тоже вырастет, а выручка может снизиться. Тогда он заранее прорабатывает алгоритм: в случае роста цен нужно договориться с поставщиками о льготных условиях, большей отсрочке платежа, и плавно увеличивать цены на услуги.
Также специалист оценивает инвестиционную привлекательность идей. Составляет расчеты, сколько денег придется потратить на реализацию проекта, на каких этапах понадобятся дополнительные серьезные вложения, когда проект начнет приносить чистую прибыль и сколько времени ему понадобится на окупаемость. Финансовый директор может составлять подобные модели для чего угодно: если руководство решит запустить отдельный проект, открыть новый филиал или изменить направление деятельности компании.
О том, чем финансовый директор занимается в конкретной компании, блогу «ПланФакт» рассказала Ирина Яшунина, операционный директор Вендорной лизинговой компании:
«Мы — иностранная вендорная лизинговая компания. У нас финансовый директор подчиняется генеральному директору, а у него в подчинении Группа российского БУ, группа МСФО.
Есть ежедневные обязанности: обеспечение финансирования, взаимодействие с казначейством, контроль cashflow, контроль РСБУ, контроль МСФО, участие в процессах оптимизации, участие в составлении регламентов и процедур, общение с налоговыми органами, аудиторами.
Есть то, чем он занимается ежемесячно. Это отчеты в головной офис, подготовка сводных данных по основным финансовым показателям компании, финансовому результату, показателям объемов нового бизнеса, маржинальности, прибыльности.
Раз в полгода или год финансовый директор занимается оптимизацией портфеля, оптимизацией способов финансирования. Права директора — согласование различных отклонений по финансовым условиям сделок, согласование сложно-структурированных сделок, проработка новых финансовых продуктов и услуг. При этом он не должен вникать в мелкие детали, погружаться в рутину, участвовать во всем и всегда. Это эксперт по сложным вопросам»
Права финансового директора
У финансового директора есть не только обязанности, в связи с ними он получает множество прав. Например, он может:
1. Запрашивать у подчиненных документы
Руководители отделов фактически подчиняются финансовому директору, поэтому он может просить у них разные документы, необходимые для работы. Это не только отчеты, но и сведения о текущих бизнес-процессах, договоры с подрядчиками, сметы.
2. Требовать выполнения задач
Финансовый директор вправе устанавливать подчиненным обязанности и следить за их исполнением. Но только если эти обязанности касаются финансов. Он может указывать, как именно вести финансовые документы, но не может решать, сколько человек отправить на реализацию конкретного проекта — за это отвечают руководители отделов.
3. Вносить руководству предложения о премированиях и наказаниях
Если специалист видит, что деятельность конкретного сотрудника привела к хорошим финансовым результатам, он может предложить выписать ему премию или мотивировать как-то иначе. А если кто-то постоянно нарушает трудовую дисциплину, и это сказывается на материальном положении отдела, он может предложить привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности или уволить его. Но окончательное решение всегда за руководством компании или конкретного отдела.
4. Представлять интересы компании
Финансовый директор представляет интересы компании, когда работает с кредитными учреждениями, инвесторами, страховыми компаниями. Также может взаимодействовать с ФНС и компаниями, оказывающими услуги факторинга.
5. Подписывать документы, касающиеся финансов
Если есть соответствующий приказ о праве подписи, финансовый директор может подписывать договоры с другими компаниями. Например, подписать кредитный договор или застраховать активы организации от несчастных случаев.
6. Визировать документы
То есть подтверждать их. Опять же, это касается только финансовых документов. Специалист может заверять различные отчеты, планы, прогнозные балансы.
7. Вносить предложения по изменениям в компании
Финансовый директор лучше всех понимает материальное положение компании, поэтому может инициировать какие-то изменения в ней. Предложить расформировать неэффективный отдел, «съедающий» бюджет, или наоборот — создать перспективный проект, который быстро окупится и начнет приносить чистую прибыль.
8. Готовить документы
Документы, предназначенные для решения разных финансовых вопросов. Директор делает их сам либо принимает участие в подготовке должностных инструкций, приказов и особых указаний. Например, может внести свою лепту в создание инструкции для менеджера по продажам и предложить обязательное внесение данных о сделках в CRM-систему, из которой потом формируют отчет. Но не может вмешиваться в разработку скриптов разговоров по телефону, потому что это не относится к финансам.
9. Проводить финансовые проверки
Проверки внутри компании: запрашивать документы, сверять их с отчетностью. Если в результате проверки выявлены нарушения или несоответствия, специалист сообщает о них руководству и вносит предложение, что с этим делать.
10. Участвовать в подборе персонала
Если сотрудник в будущем должен будет подчиняться финансовому директору и взаимодействовать с ним. Специалист может подготовить требования к кандидатам и передать их HR-менеджерам, либо лично проводить собеседование.
Чем не должен заниматься финансовый директор
Финансовый директор по сути — один из главных руководителей в компании. Но есть то, чем он не должен заниматься. Например, он не должен вмешиваться в рабочие процессы, если они напрямую не влияют на финансовое положение компании. Специалист имеет право рекомендовать увеличить скорость производства и даже предложить конкретные способы, как это сделать. Но обычно не решает, какое именно новое оборудование приобрести, этим должны заниматься ответственные лица.
Дело не в том, что финансовый директор не имеет права вмешательства: все отделы находятся в административном подчинении у него. Дело в том, что ему и так есть чем заняться — если специалист будет отвлекаться на решение мелких проблем, он не будет справляться с прямыми должностными обязанностями. Так считает Никита Сашко, руководитель отдела консалтинга в «ПланФакте»:
«Считаю, что финансовый директор не должен заниматься сбором и обработкой данных, иначе все ценное время будет уходить на рутину. На анализ данных и принятие решений не останется времени. Лучше всего все вопросы связанные с текучкой делегировать другому специалисту.
В этом смысле финансовый директор — это управленец. Если управленец начнет делать работу за подчиненных, он не будет успевать выполнять стратегическую более важную работу.
Также финансовый директор не должен вмешиваться в рабочие процессы, потому что он не может быть компетентен во всем. Его задача — понимать, что происходит с финансами компании, а не лезть в обязанности других рабочих»
Есть и другие мнения. Дмитрий Бурмистров, основатель инвестиционно-залоговой платформы «Красный Джин», считает, что сегодня обязанности финансового директора чуть шире:
«Ни для кого не секрет, что роль финансового директора заключается в работе с бухгалтерским ПО, анализе финансовых данных, управлении продажами. Но я хочу порассуждать о другой стороне профессии, которая отчасти продиктована пандемией.
Сегодня финансовый директор не просто «человек-цифра» или «присяжный хранитель денежных ресурсов». Он как никогда стал ближе к людям и процессам, чтобы не дать сбиться команде с намеченного пути, когда все поменялось в один миг. У него появилась новая должность — директор по трансформации. Он играет ведущую роль в цифровых изменениях: выслушивает потребности, мониторит ситуацию, ищет подрядчиков, внедряет. Он отвечает за оценку результативности инициатив, контроль над их финансовой эффективностью и управление рисками. Это не означает, что новые обязанности заменили базовые функции финансового директора. Они просто их дополнили! Все, что финансовый директор должен был делать вчера, он обязан выполнить сегодня, только с меньшими затратами времени и ограниченными ресурсами.
Сегодня перед нами встала насущная задача расширения возможностей команд с помощью интеграции офисных, надомных сотрудников, фрилансеров, проектных специалистов и представления им технологичных инструментов для взаимодействия. Для этого мы не только должны выслушивать проблемы, с которыми сталкиваются команды или просто отвечать на запросы новых цифровых инструментов. Только в тесном сотрудничестве с отделами можно выявить точки трений, которые ограничивают их эффективность.
Необходимость получать больше информации в режиме реального времени расширяет коммуникационный пул финансового директора. Чтобы лучше согласовывать стратегические цели, быть гибкими и готовым к принятию решений, надо знать все боли компании. Проще ответить, с кем не приходится взаимодействовать финансовому директору.
Инвестирование в трансформацию остается главным приоритетом финансовых директоров для роста выручки и повышения операционной эффективности. Мы на своей платформе делаем ставку на аналитику данных, автоматизацию, облачные хранилища и трансформацию клиентов. Цифровизация процессов в бизнесе — одна из самых значительных статей расхода. Но она способствует гибкости и прозрачности «дистанции», которая преодолевается за квартал, а не за 12 месяцев. Кроме этого, качественное обслуживание клиентов, рациональная работа, эффективное использование технологий повышают устойчивость бизнеса в непредвиденных ситуациях»
Также финансовый директор не должен принимать серьезные решения самостоятельно без участия собственников или совета директоров. Он может предложить открыть новый филиал или запустить еще одну производственную линию, но не имеет права отдать соответствующий приказ без подписи генерального директора. Зато специалисту можно принимать самостоятельно решения, касающиеся контроля, планирования и прогнозов — начать автоматизацию составления отчетности или построение управленческого контроля.
У финансового директора много обязанностей и не меньше прав. Он должен уметь работать с разными отчетами, рассчитывать финансовые модели, принимать взвешенные решения, от которых зависит дальнейшее развитие компании. Это второе лицо компании после генерального директора, поэтому нужно тщательно подбирать специалиста на такую важную для бизнеса должность.
Финансовые директора нужны крупным предприятиям, у которых много сотрудников, разные направления развития, новые перспективные проекты. В малом бизнесе функции специалиста берет на себя собственник. Все зависит от ниши и размера компании — нужен ли директор вообще, какие у него обязанности и на что он имеет право.
Основные функции финансового директора: чем занимается финансовый директор в компании?
Один из самых противоречивых вопросов в профессиональной бизнес-среде — функции финансового директора. По мнению некоторых руководителей, CFO должен быть финансовым контролером, аналитиком, консультантом и риск-менеджером в одном лице. Другие же считают, что от финдира не больше пользы, чем от хорошего главного бухгалтера. К тому же, эта должность достаточно молодая и набор входящих в нее функций продолжает расти и меняться в связи со стремительным развитием IT-технологий. Попробуем разобраться, входят ли в современный перечень обязанностей финдира только пункты, связанные с финансами, или он гораздо длиннее и разнообразнее?
В чем отличия функций финансового директора и главного бухгалтера
Профессия финансового директора возникла при переходе к рыночным отношениям, когда управление финансовыми потоками в компаниях существенно усложнилось. Поначалу она была практически полным аналогом должности главного бухгалтера. В круг обязанностей финдира входило выполнение традиционных бухгалтерских задач: контроль и учет денежных средств, предоставление документации налоговым органам и т.д. Со временем требования к CFO значительно возросли. Теперь на его долю приходятся преимущественно стратегические и управленческие функции, а финансовые расчеты и подготовка документации — оставлены на попечение бухгалтерской службы.
На практике функции финдира и главбуха часто дублируются, а подход к их выполнению отличается, что зачастую является причиной конфликтов и недопонимания с обеих сторон. Например, распространена ситуация двойного ввода одних и тех же данных в разные информационные системы учета — для бухгалтерских и управленческих целей. В результате необоснованно увеличиваются затраты рабочего времени сотрудников бухгалтерской службы и финансового отдела.
Многие компании выходят из положения, совмещая 2 этих должности. Но зачастую главбуху не хватает специальной профессиональной подготовки и навыков решения стратегических задач управления финансами, а финдиру — достаточно глубоких знаний в области бухучета.
Какие основные функции возлагаются на финансового директора
Руководство ждет от финансового директора многого и нуждается не только в его профессиональных знаниях и навыках. Владельцы бизнеса хотят, чтобы CFO стал для них надежным партнером и инициатором изменений в компании.
Чтобы определиться с ключевыми функциями финансового директора, необходимо выявить цели развития компании на как можно более длительную перспективу. Поскольку финансовый директор принадлежит к руководящему звену и может на многое повлиять в компании, задачи перед ним стоят глобальные: эффективное управление ресурсами, оптимизация бизнес-процессов и поддержание финансовой стабильности компании.
Если отойти от официальных формулировок и специальных терминов, можно составить максимально приближенный к практической деятельности список приоритетных функций финансового директора.
Функционал финансового директора все больше выходит за рамки ведения учета и составления отчетности. Круг его обязанностей расширяется за счет вовлечения в задачи юридической службы, HR-проекты, маркетинг и IT. Сейчас CFO — это стратег, основной задачей которого является повышение стоимости компании, рост ее прибыли и инвестиционной привлекательности. Без него не принимается ни одно важное решение в компании.
Чем должен заниматься финансовый директор в компании
Прогноз, планирование и контроль лежат в основе любой деятельности финансового директора в компании. Он собирает данные по подразделениям и составляет прогнозный план, в соответствии с которым координируется вся дальнейшая финансово-экономическая деятельность предприятия.
Ведение бизнеса невозможно без денег. И финдир обязан обеспечить поступление финансов в нужном количестве для совершения всех текущих расчетов. В этом ему помогают прогнозирование денежных потоков, привлечение дополнительных источников финансирования и постановка системы риск-менеджмента.
В достоверной финансовой информации, как в конечном показателе деятельности предприятия, заинтересованы руководство, акционеры, инвесторы и другие пользователи. Предоставление необходимой для принятия управленческих решений отчетности также ложится на плечи финдира. А еще он должен наладить эффективную систему поддержания экономической безопасности. Для этого необходимо выявить слабые места компании и разработать пути минимизации рисков по подразделениям.
Насколько хорошо вы разбираетесь в финансовом менеджменте?
Пройдите бесплатный тест, чтобы получить объективную оценку своих знаний.
Разграничение понятий “функции” и “инструменты” финансового директора
Является ли, например, оценка инвестиций функцией финдира? Нет, это лишь способ достижения одной конкретной цели или другими словами — инструмент. Владение финансовыми инструментами по сравнению с умением эффективно выполнять свои функции вторично. Если специалист владеет множеством финансовых инструментов, но при этом не понимает глобальных целей компании, то ему будет сложно достичь успеха.
Отличия в понятиях “функция” и “инструмент”
Функция | Инструмент |
Ориентирована на цель Включает целый ряд умений Для ее выполнения формируются совокупность задач | Является способом достижения цели Включает одно отдельное умение Решает одну конкретную задачу |
Пример: Обеспечение компании необходимыми финансами | Пример: Бюджетный контроль |
Какие базовые компетенции необходимы финансовому директору?
Чтобы успешно справляться со своими обязанностями, CFO должен обладать набором профессиональных компетенций по 2 направлениям: финансовые и управленческие. Они тесно взаимосвязаны, поэтому для профессионального роста придется постоянно совершенствовать и формировать новые компетенции по обоим направлениям.
С появлением новых функций набор необходимых компетенций для финансового директора регулярно актуализируется. Современному финдиру в первую очередь необходимо сделать упор на развитие стратегического мышления, изучение МСФО и разобраться в принципах построения системы риск-менеджмента.
В чем же суть работы финансового директора?
Известно множество историй блестящих финансовых директоров, которые вносят ощутимый вклад в развитие компании. Им удалось собрать вокруг себя команду компетентных специалистов, которые справляются с задачами. Такие финдиры выступают незаменимыми членами группы стратегического планирования, имеют собственную независимую позицию и эффективно управляют системами внутреннего контроля и риск-менеджмента на предприятии. В то же время, они уделяют достаточно времени общению с руководством, коллегами, внешними заинтересованными лицами, которые также влияют на жизнь компании.
Функции и компетенции финансового директора: прогнозы на будущее
Реалии таковы, что финансовый директор в ближайшие годы должен стать специалистом широкого профиля, источником ценной информации и экспертом в области управления рисками. У него всегда должен быть готов ответ на любой вопрос генерального директора, касающийся показателей деятельности. При этом руководитель финансового отдела должен уметь действовать в условиях ограниченных бюджетов, что требует от него изобретательности и умения находить дополнительные источники финансирования. Подробнее об этом в материале компетенциях финансового директора.
Чтобы в дальнейшем достигать карьерных высот и добиться процветания своей компании, амбициозному финансовому директору необходимо:
- создать правильную команду из финансовых специалистов, способных генерировать идеи и владеющих современными технологиями
- делегировать свои обязанности по планированию и контролю менеджерам компании
- заняться выявлением и ликвидацией низкопродуктивных процессов
- взять на себя контроль за системой оценки эффективности
- начать разработку и внедрение концепции улучшения работы финансового отдела
Постоянные трансформации экономической среды требуют от CFO еще большей профессиональной многофункциональности. Чтобы в нынешней обстановке оставаться эффективным, он должен сменить роль тактика на стратега, который реализует потенциал своей компании и отыщет дорогу к долгосрочной экономической выгоде.
При этом финансовый директор не должен управлять всеми процессами в компании. Текущие и операционные задачи лучше делегировать подчиненным или передать на аутсорс. Это позволит освободить время для осуществления его основной функции — построение и реализация результативной финансовой стратегии.
Пройдите комплексный курс «IPFM: Профессиональный финансовый директор», чтобы изучить работу по МСФО, основы внутреннего аудита, управленческий учет и стратегический менеджмент. Зарегистрируйтесь и пройдите 1-й модуль курса бесплатно!