Выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка — вид налоговой проверки. В отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции.
Ограничения, связанные с выездной налоговой проверкой
НК РФ установлены ограничения для налоговых органов, связанные с проведением выездных налоговых проверок.
Выделяют шесть таких ограничений:
1) ограничения по месту проведения проверки: проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа;
2) ограничения по количеству проверок:
налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
3) ограничения по периоду проверки: в рамках проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки;
4) ограничения по самостоятельной проверке филиалов или представительств:
налоговый орган не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года;
5) ограничения по длительности проверки: проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев;
6) контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездной проверки.
Срок проведения выездной налоговой проверки
По общему правилу выездная налоговая проверка организации не может длиться более двух месяцев. Этот срок исчисляется со дня вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки и до дня составления проверяющими органами справки о проведенной проверке.
Однако по решению руководителя (заместителя руководителя) УФНС по субъекту РФ общий срок выездной налоговой проверки может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
Перечень оснований, при наличии которых продлевается срок выездной налоговой проверки, открыт.
Это, в частности:
большое количество документов, которые надо проверить;
большая продолжительность проверяемого периода;
большое количество проверяемых налогов;
несвоевременное представление проверяемой организацией истребованных для проверки документов;
наличие у проверяемой организации обособленных подразделений.
Выездная налоговая проверка может быть приостановлена по решению руководителя (заместителя руководителя) ИФНС в следующих случаях:
для истребования документов (информации) о проверяемой организации у ее контрагентов и других лиц;
для проведения экспертизы;
для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
для перевода на русский язык проверяемых документов, составленных на иностранном языке.
В период приостановления выездной налоговой проверки инспекторы не вправе требовать от организации представления документов и проводить какие-либо действия на ее территории (в помещениях).
Документы, истребованные ИФНС до приостановления выездной налоговой проверки, надо представить в срок, указанный в требовании.
Приостанавливать выездную налоговую проверку ИФНС может неоднократно. При этом общий срок приостановления выездной налоговой проверки по любым основаниям не может превышать шести месяцев.
Таким образом, максимальный срок выездной налоговой проверки организации с учетом продления и приостановлений может составить 12 месяцев.
Методы проведения выездной налоговой проверки
Анализ прав и обязанностей налоговых органов позволяет метод налоговой проверки определить как способ или совокупность приемов, при помощи которых налоговые органы устанавливают, соблюдалось ли налогоплательщиком в проверяемом периоде законодательство о налогах и сборах.
Существует 2 метода выездной налоговой проверки:
Как правило, налоговики применяют сплошной метод проверки, поскольку решения по результатам выборочных проверок могут быть признаны недействительными.
В ходе применения сплошного метода налоговым органом проверяется, устанавливается, истребуется, исследуется вся документация (первичные документы, журналы-ордеры, главная книга, кассовая книга, книга покупок и книга продаж, журнал регистрации счетов-фактур, журнал учета доходов и расходов, платежные поручения, налоговые декларации, хозяйственные договора и др.) налогоплательщика за все налоговые периоды, охваченные проверкой.
В частности, должностными лицами налогового органа:
ведется ли налогоплательщиком учет;
наличие документов у налогоплательщика, предусмотренных законодательством;
факт представления отчетности в налоговые органы.
правильно ли выбран налогоплательщиком режим налогообложения по виду деятельности;
факты, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате налогов;
соблюдение налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах.
налогоплательщика дополнительные документы и необходимые пояснения;
документы о налогоплательщике у сторонних лиц, организаций, контрагентов налогоплательщика;
правильность составления документов и наличие в них необходимых реквизитов;
правильность и полнота учета документов;
правильность определения налогоплательщиком объекта налогообложения, налоговой базы и др.;
полнота и правильность исчисления налога, а также своевременность, полнота и правильность уплаты его в соответствующий бюджет;
своевременность и правильность представления отчетности в налоговый орган.
Документы анализируются и сопоставляются в том числе с документами, полученными от сторонних организаций и контрагентов налогоплательщика.
Сличаются записи по первичным документам с записями по бухгалтерскому и налоговому учету и отчетности.
Делается вывод о наличии или отсутствии налогового правонарушения.
В случае выявления фактов налогового правонарушения устанавливается событие и состав правонарушения, формируется доказательственная база, доначисляются налоги, пени.
При проведении выездной налоговой проверки выборочным методом проверяется только часть документов по некоторым налоговым (отчетным) периодам. Выявляются нарушения систематического характера, которые распространяются налоговым органом на остальные налоговые периоды.
Выбор метода зависит от проверяемого периода, проверяемых налогов, объема деятельности налогоплательщика и количества проверяющих.
Виды выездной налоговой проверки
Выездные проверки бывают:
комплексные и тематические;
плановые и внеплановые.
При тематической выездной налоговой проверке проверка проводится по одному налогу. При комплексной выездной налоговой проверке проверка проводится по нескольким налогам.
Как комплексные, так и тематические проверки проводятся сплошным или выборочным методами.
Окончание выездной налоговой проверки
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.
Таким образом, факт окончания выездной налоговой проверки фиксируется справкой. Дата окончания проверки должна совпадать с датой составления справки. В то же время день вручения справки налогоплательщику может отличаться от дня ее составления, что не изменяет дату окончания проверки.
Справка подписывается всеми полномочными на то лицами.
Налоговый орган после составления справки о проведенной проверке должен прекратить мероприятия по этой выездной налоговой проверке.
Оформление результатов выездной налоговой проверки
Налоговым кодексом РФ установлены правила оформления выездной налоговой проверки, которые налоговый орган должен соблюдать.
Должностным лицам налогового органа недостаточно установить факты налогового правонарушения, необходимо правильно оформить выявленные нарушения.
Так, по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
По результатам выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки составляется в течение трех месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке.
Таким образом, результаты проведенной выездной налоговой проверки закрепляются в соответствующем акте, который составляется как в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, так и в случае отсутствия таковых.
Содержание акта выездной налоговой проверки
Акт выездной налоговой проверки, как любой официальный документ, должен быть составлен по установленной форме.
Выделяют три основных требования к содержанию акта:
1) акт составляется на бумажном носителе, на русском языке и имеет сквозную нумерацию страниц.
В акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего и проверяемого лица (его представителя).
В случае необходимости использования в тексте акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту;
2) акт выездной налоговой проверки:
- должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения;
- не должен содержать субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах;
3) акт должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.
Подписание акта выездной налоговой проверки
После составления акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).
При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и ответственным участником этой группы (его представителем).
Вручение акта выездной налоговой проверки
Составленный и подписанный акт выездной налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка.
Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки в течение 10 дней с даты этого акта вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.
Как правило, налоговые органы не принимают мер по вручению акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка, а ограничиваются направлением его по почте.
Действия налогоплательщика после получения акта выездной налоговой проверки
Налоговый кодекс РФ определяет действия налогоплательщика, которые он вправе осуществлять, после получения акта выездной налоговой проверки.
Так, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта.
При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Принятие итогового решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит два вида решения:
- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Соответственно, в решении об отказе в привлечении к ответственности отсутствует штраф, однако могут быть начислены налоги и пени.
Итоговое решение по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки подписывается тем руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, который непосредственно рассматривал эти материалы проверки.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Отдел выездных проверок: чем занимается, функции отдела
В нашей практике имелись ситуации, когда к клиенту выходили десять-одиннадцать проверяющих.
В отделе выездных проверок нет четко структурированных групп проверяющих, а состав проверяющих определяется руководителем отдела перед каждой проверкой. Как правило, в группе имеется сотрудник, ответственный за результаты проверки. В его функции входит не только проверка налогоплательщика, но и координация работы других инспекторов.
Этот сотрудник также занимается оформлением результатов проверки (акта проверки), участвует в рассмотрении разногласий налогоплательщика и подготовке решения по итогам проверки, а иногда и присутствует в судебных разбирательствах при оспаривании результатов проверки в судебном порядке.
Вместе с тем, необходимо понимать, что даже акт выездной проверки проходит несколько этапов согласований — от начальника отдела, до курирующего заместителя руководителя налоговой инспекции.
В большинстве случаев, заранее предопределены и результаты проверки, так как они должны совпадать с запланированными.
В настоящее время у отделов выездных проверок очень высокая «результативность» — более 97% проверок заканчиваются доначислениями.
В этой связи, лучше заранее готовиться к обжалованию результатов выездной проверки.
Что такое выездная налоговая проверка и как бизнесу к ней подготовиться
С экспертом по налоговым проверкам разобрались, как бизнесу вести себя при выездной проверке, какие права и ограничения есть у сотрудников налоговой и как оспорить результаты, если вы с ними не согласны
Сергей Скрябин
Эксперт по праву
Налоговая следит, чтобы бизнес вовремя и в полном объеме платил налоги, сборы и страховые взносы. Для этого компании и ИП сдают декларации и расчеты, а налоговая их проверяет.
Если налоговая сомневается в добросовестной работе бизнеса, она может провести выездную проверку. Вместе с экспертом разобрались, что это такое и как к ней подготовиться.
Что такое выездная налоговая проверка
Выездная проверка — это когда сотрудники налоговой приезжают в офис или торговую точку ИП или компании и проверяют, насколько добросовестно работает бизнес: как учитывает доходы и расходы, когда платит налоги и сколько.
Во время такой проверки налоговая проверяет первичные и финансово-хозяйственные документы — например, договоры с контрагентами, книги учета покупок и продаж, акты и накладные.
Сотрудники налоговой могут опрашивать работников и осматривать помещения. Задача проверки — найти доказательства, что бизнес нарушает налоговое законодательство.
Виды выездных налоговых проверок
В зависимости от того, что именно будет проверять налоговая, выездные проверки бывают тематическими и комплексными.
Как бизнесу оценить риски проведения выездной проверки
Налоговая оценивает компании и ИП по 12 критериям риска. По результатам оценки она принимает решение о проведении выездной проверки.
- Средний размер налогов ниже, чем у других плательщиков в этой отрасли.
- Бизнес несколько лет показывает убытки в декларациях.
- Доля вычетов по НДС — 89% и больше от суммы исчисленного налога.
- Расходы бизнеса растут быстрее, чем доходы.
- Среднемесячные зарплаты сотрудников ниже, чем у работников других компаний и ИП в такой же отрасли в регионе.
- Бизнес несколько раз за год был на границе лимитов по спецрежимам.
- Расходы ИП за год максимально приближены к сумме доходов.
- Компания или ИП работает с «цепочками контрагентов» — перекупщиками или посредниками.
- Бизнес не отвечает на запросы налоговой.
- Компания или ИП несколько раз снимались с учета в связи со сменой места ведения бизнеса.
- Рентабельность бизнеса ниже, чем рентабельность других компаний и ИП в этой отрасли.
- Сотрудничество с сомнительными контрагентами.
Разберем каждый из этих критериев на примерах.
Средний размер исчисленных налогов ниже, чем у других компаний и ИП в этой отрасли. Сотрудники налоговой сравнивают налоговую нагрузку бизнеса с нагрузкой компаний и ИП, которые работают в этой же отрасли.
Рассчитать налоговую нагрузку можно на специальном калькуляторе на сайте налоговой.
Если показатель налоговой нагрузки ниже, чем средний показатель по отрасли, это может насторожить налоговую.
Бизнес на ОСН или УСН «Доходы минус расходы» на протяжении нескольких лет отражает убытки в декларациях. Налоговая подозревает, что бизнес специально скрывает доходы, чтобы не платить налоги, и может проверить компанию или ИП.
Доля вычетов по НДС — 89% и больше от исчисленной суммы налога за тот же квартал. Например, у компании «Мебель на заказ» НДС за квартал 550 000 ₽. Компания заявила вычет 500 000 ₽ за тот же период. Кажется, что компания использовала незаконные схемы для занижения суммы НДС. Если такое будет происходить регулярно, налоговая проведет проверку.
Расходы бизнеса на ОСН или УСН «Доходы минус расходы» растут быстрее, чем доходы. В первом квартале расходы компании составили 500 000 ₽, во втором — 700 000 ₽, а в третьем — 1 000 000 ₽. При этом квартальный доход компании остается на одном уровне — 1 500 000 ₽. Сотрудники налоговой могут подумать, что эти расходы фиктивны и руководитель специально выводит часть дохода компании, чтобы не платить с этой суммы налог.
Среднемесячные зарплаты сотрудников ниже, чем у работников других компаний и ИП в той же отрасли в регионе. Средняя зарплата за месяц у сотрудников компании «Мебель на заказ» в Перми — 20 000 ₽. А по данным зарплатной отчетности других мебельных компаний в этом регионе средняя зарплата сотрудников за месяц вдвое больше. Это может вызвать подозрение — возможно, «Мебель на заказ» платит часть зарплаты в конвертах, чтобы сэкономить на НДФЛ и взносах.
Бизнес несколько раз за год был на границе лимитов по специальным налоговым режимам. Налоговая обращает внимание, если разница между реальными показателями бизнеса и предельно допустимыми лимитами менее 5%.
Расходы ИП на ОСН за год максимально приближены к сумме доходов. Предприниматели на общей системе налогообложения могут уменьшать налоговую базу на сумму расходов. Для этого нужно заявить вычет на сумму расходов: подать в налоговую декларацию 3-НДФЛ и хранить документы, которые подтверждают расходы. Если доля вычета превышает 83% от дохода ИП, налоговая может заинтересоваться и устроить проверку.
Компания или ИП работает с «цепочками контрагентов» — перекупщиками или посредниками. Компания «Мебель на заказ» закупает материалы для производства не напрямую у производителя, а через цепочку посредников, каждый из которых берет процент за свои услуги. Налоговая не видит в таком решении разумных экономических причин — компании было бы выгодно закупить материалы напрямую у поставщика. Налоговая заинтересуется и проведет проверку.
Бизнес не отвечает на запросы налоговой. Во время камеральной проверки декларации по налогу на прибыль налоговая направила руководителю компании запрос с требованием предоставить договор с контрагентом и первичные документы на расходы по этой сделке. Руководитель проигнорировал требование и ничего не ответил. Налоговая заподозрит, что компания вывела деньги со счета незаконно и никакого договора у нее нет, и назначит проверку.
Компания или ИП несколько раз снимались с учета смены места ведения бизнеса. Если бизнес мигрирует между налоговыми инспекциями, это выглядит подозрительно. Возможно, так компания или ИП путает следы, чтобы усложнить проверку со стороны налоговой.
Рентабельность бизнеса ниже, чем рентабельность других компаний и ИП в этой отрасли. Если этот показатель ниже на 10% и более, чем среднеотраслевая рентабельность, сотрудники налоговой могут подумать, что компания или ИП скрывает доходы, чтобы платить меньше налогов.
Сотрудничество с сомнительными контрагентами. Чтобы сделать ремонт в офисе, компания наняла подрядчиков и заключила договор с фирмой «Ремонт для всех». Сотрудники налоговой заметили, что в «Ремонт для всех» числится только один сотрудник, а у директора фирмы есть еще несколько компаний, не связанных со сферой ремонта. Налоговая может предположить, что компания заключила фиктивную сделку и вывела деньги через фирму-однодневку, и назначит проверку.
Как подготовиться к выездной проверке
Налоговая нигде не публикует план выездных проверок и в некоторых случаях может приехать внезапно. Но если уведомление о проверке пришло, у вас есть время, чтобы к ней подготовиться.
Рассказываем, что можно сделать.
Приведите в порядок документы. Проверьте, чтобы оригиналы документов были на месте и на них стояли нужные подписи.
Пригласите юриста. Он подскажет, как себя вести в спорных ситуациях и что делать, если сотрудники налоговой превышают полномочия.
Расскажите сотрудникам, как себя вести. Сотрудники налоговой могут опрашивать ваших работников, поэтому лучше заранее провести с ними беседу. Например, рассказать, как отвечать на вопросы о сотрудничестве с поставщиками.
Пригласите опытного бухгалтера. Хорошо, если в момент проверки в офисе будет специалист, который знает бухгалтерию компании и сможет быстро найти нужные документы и отчеты.
Подготовьте помещение для сотрудников налоговой. Чтобы проверка проходила быстрее, подготовьте все документы по теме проверки, освободите кабинет, где сотрудники налоговой смогут их изучить, и подготовьте оборудование, на котором налоговики смогут снять копии с документов.
Как проходит выездная налоговая проверка
Налоговая организует выездную проверку в несколько этапов:
- Включает в план компании и ИП, которых будут проверять.
- Разрабатывает программу проверки.
- Назначает выездную проверку.
- Проводит проверку.
- Оформляет справку о проведении проверки.
- Составляет акт о результатах проверки.
- Выносит итоговое решение.
Расскажем подробно о порядке проведения выездной налоговой проверки.
Включение в план компаний и ИП, которых будут проверять. Налоговая отбирает в план компании и ИП на основании камеральной проверки и по общедоступным критериям риска, о которых мы подробно рассказали выше. Если у налоговой есть вопросы к бизнесу, она включает его в план проверок.
Разработка программы. Сотрудники налоговой определяют, что нужно проверить для подтверждения своих подозрений. Например, если у работников компании маленькая зарплата, могут проверить правильность уплаты НДФЛ и страховых взносов. А если компания постоянно снимается с места учета, скорее всего, будут проверять по всем налогам.
Назначение выездной налоговой проверки. Руководитель налоговой инспекции или его заместитель оформляет решение о проведении выездной проверки. В нем должно быть указано название компании или ИП, предмет проверки — какие налоги, сборы и страховые взносы будут проверять, период проверки и фамилии инспекторов, которые будут участвовать в проверке. Например, предметом проверки может стать уплата НДФЛ и страховых взносов за последний год.
Проведение проверки. У сотрудников налоговой есть определенные полномочия, но есть и ограничения.
- Изучать документы: счета-фактуры, акты, договоры и прочие бумаги, которые имеют отношение к бизнесу.
- Изымать документы, если в них есть подтверждение налоговых нарушений и проверяющие подозревают, что компания или ИП попытаются избавиться от бумаг.
- Осматривать помещения и территорию.
- Опрашивать свидетелей — например, сотрудников или партнеров.
- Проводить инвентаризацию, чтобы проверить данные, которые бизнес отражал в декларациях.
- Привлекать сторонних специалистов, если нужна экспертная оценка.
Сотрудникам налоговой запрещено:
- Проверять один и тот же период по одинаковым платежам более одного раза. Есть исключения: второй раз бизнес могут проверить, если управление налоговой службы по региону решило проконтролировать работу инспекции или если компания была реорганизована или ликвидирована.
- Проверять одну и ту же компанию или ИП больше двух раз в год.
- Искать нарушения, которые не указаны в решении о назначении проверки в качестве предмета проверки. Например, предмет проверки — уплата НДФЛ и страховых взносов. Значит, сотрудники налоговой в рамках этой проверки не могут запрашивать документы по поводу налога на прибыль.
- Проверять деятельность компании или ИП за период больше трех лет, предшествующих году, в котором вынесли решение о проведении проверки. Например, налоговая вынесла решение о проведении проверки в 2021 году. Значит, она имеет право проверить деятельность компании или ИП за период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года.
- Нарушать сроки проведения выездной налоговой проверки. Сотрудники налоговой не могут проверять бизнес дольше двух календарных месяцев с момента вынесения решения, кроме случаев, когда есть основания для продления срока. Например, срок проверки может быть увеличен до четырех месяцев, если в составе компании от четырех до десяти обособленных подразделений.
Оформление справки о проведении проверки. Справку с датой завершения проверки отдают на руки ИП или руководителю компании. После выдачи справки сотрудники налоговой больше не могут продолжать проверять бизнес: например, опрашивать сотрудников или находиться на территории компании или ИП.
Не позднее двух месяцев с даты, когда руководитель компании или ИП получил эту справку, сотрудники налоговой должны составить акт о результатах проверки.
Оформление акта о результатах проверки. Сотрудники налоговой обязаны составить акт, в котором зафиксированы нарушения и предписания к их устранению, или указать, что нарушений не нашли. Срок оформления акта о результатах проведения выездной налоговой проверки — не более двух месяцев после того, как ИП или руководитель компании получил на руки справку.
Вынесение итогового решения. Если факты нарушений найдены и доказаны, налоговая выносит решение о привлечении ИП или компании к ответственности. Например, если выявят недоимку по налогам, оштрафуют.
Как оспорить результаты проверки
Если бизнес не согласен с результатами проверки, он может их оспорить. Для этого нужно в течение месяца после выдачи акта направить в налоговую письменное возражение. В нем объяснить свою позицию и по возможности приложить подтверждающие документы — например, накладные или счета-фактуры. Налоговая в течение десяти дней рассмотрит возражение и вынесет по нему решение.
Если решение по результатам выездной проверки уже вынесено, у бизнеса есть месяц, чтобы подать апелляционную жалобу в региональное управление налоговой службы. В течение двух месяцев региональное управление рассмотрит ее и примет окончательное решение.
Пока рассматривают жалобу, решение по выездной проверке не вступает в силу, а налоговая не может взыскать недоимку, пени и штрафы за выявленные нарушения.
Если в региональном управлении налоговой службы тоже ничего не получилось, у бизнеса есть еще три месяца, чтобы обратиться в арбитражный суд.
Главное
- Выездная проверка — это когда сотрудники налоговой выезжают в офис или торговую точку ИП или компании, чтобы проверить, насколько добросовестно бизнес платит налоги, сборы и страховые взносы.
- Проверить могут по одному налогу или комплексно по всем налогам.
- Бизнес может самостоятельно оценить свои риски на проведение выездной проверки по 12 общедоступным критериям, которые использует налоговая при отборе компаний и ИП для проверки.
- Сотрудники налоговой могут приехать с проверкой внезапно.
- Если налоговая предупредила о выездной проверке, у бизнеса есть время подготовиться.
- Результаты выездной проверки можно оспорить. Для этого нужно отправить в налоговую письменное возражение, а если она отказала, подать апелляционную жалобу в управление налоговой службы по региону. Если и там ничего не получилось, можно обратиться в арбитражный суд.
Предложение Тинькофф
Выездная налоговая проверка: сроки и порядок проведения в 2022 году
При участии Михаил Пархоменко
Выездная проверка сегодня явление не такое частое, каким было в начале действия Налогового кодекса. В последние годы налоговая служба постоянно проводит риск-анализ деятельности налогоплательщиков. Выездная проверка назначается лишь после того, как инспекторы соберут достаточное количество косвенных доказательств, свидетельствующих о нарушениях со стороны налогоплательщика. Однако от выездной проверки по-прежнему никто не застрахован. Именно поэтому важно знать, что может стать поводом для этого мероприятия, а также его сроки и порядок проведения в 2022 году.
Что такое выездная налоговая проверка
Налоговый кодекс не содержит четкого определения термина «выездная налоговая проверка». Но из положений статей 82, 88 и 89 НК РФ следует, что выездная налоговая проверка (ВНП) — мероприятие налогового контроля, которое характеризуется двумя основными признаками.
Во-первых, во время такой проверки изучается правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (в то время как в рамках «камералки» исследуются только данные конкретной декларации).
Во-вторых, в ходе ВНП инспекторы могут присутствовать на территории налогоплательщика.
Основания для выездной налоговой проверки
Такие проверки уже давно носят исключительно плановый характер. Кандидаты для этого мероприятия отбираются налоговой службой на основании критериев риска. Часть из них носит общедоступный характер и приведена в приказе ФНС от 30.05.07 № ММ-3-06/333@. Перечислим основные критерии.
Налоговая нагрузка. В «красную» зону попадают те, у кого она меньше среднеотраслевого показателя. Значения этого критерия ежегодно публикуются на сайте ФНС . Также см. «ФНС обновила показатели для назначения выездных проверок ».
Доля вычетов по НДС. Здесь применяется следующий критерий отбора претендентов на проверку: сумма вычетов составляет 89 и более процентов от начисленного за 12 месяцев НДС.
Среднемесячная зарплата на одного работника. В зоне риска находятся налогоплательщики, у которых этот показатель ниже, чем в целом по отрасли в регионе. Данные о среднем уровне зарплаты по видам деятельности должны публиковаться на сайтах территориальных органов Росстата и УФНС по субъектам РФ.
Рентабельность деятельности. С проверкой могут прийти к тем, у кого она на 10 и более процентов меньше среднеотраслевого показателя. Данные для сравнения можно найти на сайте ФНС.
Соотношение расходов и доходов. В план проверок попадут налогоплательщики, у которых рост расходов опережает рост доходов. Также подозрение вызывают ситуации, когда доходы падают быстрее, чем расходы, либо доходы падают, а расходы растут.
Убыточность деятельности. Внимание проверяющих привлекут организации, которые показывают убыток на протяжении двух и более календарных лет.
Ведение деятельности через цепочку контрагентов. В этом случае контролеры оценят, была ли разумная экономическая или иная причина для привлечения посредников.
Ведение деятельности с высоким налоговым риском. В частности, рискованным является привлечение фирм-однодневок, работников-инвалидов и т.д.
Непредставление в ИФНС пояснений или документов. Речь, в частности, идет об отказе представить документы по запросам, которые были направлены в рамках «камералки».
«Миграция» между налоговыми инспекциями. В зону риска попадают организации, которые с момента создания два и более раза меняли юридический адрес с одновременной сменой ИФНС.
Приближение спецрежимника к предельным показателям. Налогоплательщики, применяющие спецрежимы, могут попасть в план проверок, если два и более раза за год приближались к предельным показателям (выручка, стоимость ОС, количество работников и т.д.), которые дают право на льготный порядок налогообложения. Для этих целей «приближением» считается разница между фактическим и предельным значением параметра менее 5%. Также см. « Налоги ООО в 2021 году: виды налогообложения и сколько нужно платить ».
Сумма профессионального вычета. Предприниматели на ОСНО могут стать кандидатами для выездной проверки, если сумма профессионального налогового вычета по декларации составит более 83% от суммы дохода. Также см. « Налоги для ИП с работниками и без работников в 2022 году ».
Другие показатели (например, изменение балансовой стоимости активов по сравнению с предыдущим отчетным периодом) не являются самостоятельными критериями риска. Об этом сказано в письме ФНС от 02.08.21 № СД-19-2/279@ (см. « ФНС сообщила, может ли уменьшение балансовой стоимости активов стать поводом для проверки »).
Заявления третьих лиц о том, что налогоплательщик нарушает налоговое законодательство, также не признаются основанием для назначения выездной проверки (письмо ФНС от 10.09.21 № СД-4-2/12900@, см. « Может ли жалоба контрагента привести к выездной налоговой проверке: ответ ФНС »).
Сроки проведения выездных налоговых проверок
По общему правилу выездная ревизия длится два месяца. Этот срок начинает течь со дня, следующего за тем, которым датировано решение руководителя ИФНС (его заместителя) о назначении проверки (п. 2 и 5 ст. 6.1, п. 6 и 8 ст. 89 НК РФ). Например, проверка, начатая 28 января, должна закончиться 28 марта. Однако на практике ВНП часто занимают гораздо больший промежуток времени.
Связано это с тем, что срок проверки можно приостановить или продлить. И если продление проверки явление не такое частое, так как требует вмешательства вышестоящих инстанций, то приостановкой ревизий ИФНС пользуется весьма активно. Как правило, решение о приостановке оформляется при запросе документов у контрагентов, в том числе банков, в рамках «встречных» проверок (подп. 1 п. 9 ст. 89 НК РФ).
Проверить фирму или ИП по критериям «антиотмывочного» закона № 115‑ФЗ Демодоступ
Справка
Поводом для приостановки ВНП также являются следующие обстоятельства: проведение экспертизы; истребование информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров; необходимость перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке (п. 9 ст. 89 НК РФ).
Выездная проверка может быть «заморожена» на полгода, или даже на 9 месяцев (в случае запроса документов за рубежом). При этом надо помнить, что каждая приостановка и возобновление требуют оформления отдельного решения начальника ИФНС или его заместителя.
Во время приостановки ВНП инспекторы не могут проводить контрольные мероприятия на территории налогоплательщика, а также направлять ему новые требования о представлении документов (п. 9 ст. 89 НК РФ). Но е сли требование было направлено до приостановки проверки, то его надо выполнить, даже если оно получено в тот период, когда проверка была «заморожена» (письмо Минфина от 07.04.21 № 03-02-11/25508, « Налогоплательщик обязан представить документы, запрошенные до приостановления выездной проверки »). Также запрет на истребование документов во время приостановки ВНП не касается случаев, когда ИФНС запрашивает сведения по конкретной сделке на основании пункта 2 статьи 93.1 НК РФ ( письмо ФНС от 03.09.21 № СД-4-2/12530@, см. « ФНС: инспекция может запрашивать документы, даже если проверка приостановлена »).
Порядок и правила проведения выездных налоговых проверок
Как уже упоминалось, сначала руководство ИФНС выносит решение о назначении проверки. Принять его может только та инспекция, в которой налогоплательщик состоит на учете. В решении указываются данные о контрольном мероприятии. В частности, отмечается по каким налогам и за какой период пройдет проверка, кто именно входит в ревизионную группу.
Важно
Налоговый кодекс не требует вручать налогоплательщику копию решения о назначении проверки. Однако форма решения предусматривает передачу его копии проверяемой организации или ИП (прил. № 5 к приказу ФНС от 07.11.18 № ММВ-7-2/628@). И налоговики, как правило, вручают этот документ.
Далее инспекторы, указанные в решении, приступают непосредственно к контрольным мероприятиям. А именно: направляют требования о представлении документов; проводят выемки, осмотры, экспертизы, допросы и совершают прочие необходимые действия.
Внимание
В ходе ревизии состав проверяющих может меняться, но только при условии внесения соответствующих корректив в решение о назначении проверки.
В последний день ВНП составляется справка. В ней указываются предмет проверки и ее сроки. Справка вручается налогоплательщику (п. 15 ст. 89 НК РФ).
Как проходит выездная налоговая проверка
По общему правилу она проводится в офисе (на территории) налогоплательщика. Исключение сделано для ситуаций, когда компания не может выделить для проверяющих помещение. В этом случае проверка переносится по месту нахождения налоговой инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).
На практике самое частое мероприятие, осуществляемое в рамках ВНП, проходит в заочном режиме — инспекторы присылают по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или по почте требования о предоставлении документов. А проверяемый налогоплательщик (либо его контрагент, в т. ч. банк) направляет ответ в адрес ИФНС.
Во время выездной проверки могут проходить допросы свидетелей, в том числе действующих и бывших работников налогоплательщика (ст. 90 НК РФ). При этом работодатель не вправе присутствовать при таких допросах (определение Верховного суда от 16.06.20 № 301-ЭС20-8110). Руководитель организации тоже может быть допрошен в качестве свидетеля (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.05.18 № Ф01-1539/2018 ).
Обычно допрос проходит в стенах ИФНС или на территории налогоплательщика. Входить в жилые помещения проверяющие могут только с согласия проживающих (п. 5 ст. 91 НК РФ). Это ограничение действует и в случае проведения допроса на дому у свидетеля (письма Минфина от 20.02.18 № 03-02-08/10690 и от 01.09.20 № 03-02-08/76651 ).
Важно
В период распространения коронавирусной инфекции мероприятия, требующие личного контакта проверяющих с налогоплательщиком, свидетелями и иными лицами, должны проводиться исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки в субъекте РФ. При этом обязательно соблюдать установленные в регионе правила использования средств индивидуальной защиты (приказ ФНС от 09.07.20 № БС-7-2/437@, см. «Налоговики возобновили проведение досмотров и опросов»).
Также при проведении выездной проверки инспекторы вправе осматривать помещения и территорию налогоплательщика, проводить инвентаризацию и выемку оригиналов документов и других предметов (п. 13 ст. 89, ст. 92 и ст. 94 НК РФ ). В том числе допустимо изымать флешки, диски, компьютеры или ноутбуки (определение Верховного суда от 10.07.19 № 305-ЭС19-11972). По инициативе инспекции в рамках ВНП возможно назначение экспертиз, а также привлечение специалистов в различных областях ( ст. 95 и 96 НК РФ ). Кроме того, в выездной проверке могут участвовать сотрудники полиции (п. 1 ст. 36 НК РФ).
Как подготовиться к выездной налоговой проверке
Заранее подготовиться практически невозможно, поскольку план проведения данных мероприятий в открытых источниках не публикуется. Налогоплательщики узнают о предстоящей ВНП непосредственно от контролеров. (На практике инспекторы направляют или передают решение о назначении проверки вместе с первым требованием о предоставлении документов).
Тем не менее, возможно предпринять некоторые превентивные меры, позволяющие пройти проверку с наименьшими потерями для бизнеса. В частности, правильная номенклатура дел и организация делопроизводства помогут сократить время на поиск и подготовку запрошенных документов. Подробнее об этом см. « Сроки хранения бухгалтерских и кадровых документов в организации в 2022 году: таблица ».
Также желательно заранее озаботиться вопросами правовой (в т.ч. адвокатской) помощи на случай вызова сотрудников и руководства на допросы. Работники должны быть осведомлены о том, что компания предоставляет услуги защитника. А в его отсутствие они вправе отказаться давать показания на основании статьи 51 Конституции РФ. Либо могут сообщать только ту информацию, которая является общедоступной (размещена на сайте компании, рассылается контрагентам и т.п.).
Нелишним будет взять за правило ежегодно проводить мини-аудит налоговых обязательств с приглашением сторонних специалистов. Свежий взгляд на документы и принятый порядок учета позволит исправить ошибки, избежав доначислений при проверке.
Наконец, целесообразно самостоятельно проводить ту же работу, что выполняет ИФНС, то есть осуществлять риск-анализ собственной деятельности. Это позволит уменьшить вероятность назначения выездной проверки (если удастся устранить подозрительные, по мнению налоговиков, обстоятельства деятельности), либо заранее подготовить аргументы и документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов.
Важно
Оперативно узнавать о событиях, которые могут вызвать подозрение у налоговиков, позволяет сервис «Контроль рисков для бизнеса». Он держит под контролем все факторы риска, связанные с отчетностью, налогами, требованиями и реестрами ФНС. Подробнее см. «Контроль рисков для бизнеса: как избежать блокировки счетов и штрафов за пропущенную отчетность».
Результаты выездной налоговой проверки
Как уже упоминалось, ВНП завершается в день составления справки, которая вручается налогоплательщику (п. 8 и 15 ст. 89 НК РФ). Этот документ запускает процедуру оформления результатов ревизии.
Все выявленные нарушения фиксируются в акте, на составление которого у налоговиков есть два месяца (п. 1 ст. 100 НК РФ). Подготовленный акт со всеми приложениями предъявляется на подпись налогоплательщику (п. 2 ст. 100 НК РФ). Отказываться от проставления автографа не имеет смысла, так как подписание данного документа не означает согласие с изложенными в нем фактами. Напротив, подпись налогоплательщика на акте не позволит инспекторам в дальнейшем вносить в него изменения и дополнения. После подписания один экземпляр акта передается налогоплательщику (п. 5 ст. 100 НК РФ).
Внимание
Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, документ направляется по почте и считается врученным на шестой день с даты отправки (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ).
С момента получения акта начинает течь время, отведенное на составление письменных возражений (если таковые имеются). На их подготовку и отправку в ИФНС у налогоплательщика есть ровно один месяц (п. 6 ст. 100 НК РФ). Возражения можно готовить как по акту в целом, если проверяемый не согласен со всеми выводами контролеров, так и по отдельным его частям.
Справка
Представление письменных возражений — право, а не обязанность налогоплательщика. Никаких штрафов или иных негативных последствий за отсутствие данного документа не предусмотрено.
Письменные возражения налогоплательщика с прилагаемыми документам, а также акт проверки со всеми приложениями формируют материалы налоговой проверки. Они поступают на рассмотрение руководителя ИФНС или его заместителя (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Рассмотрение материалов — мероприятие открытое, на которое в обязательном порядке должны пригласить руководителя компании или другого представителя налогоплательщика (п. 2 ст. 101 НК РФ). Нарушение этого правила влечет безусловную отмену решения, принятого по результатам ВНП (п. 14 ст. 101 НК РФ). Отметим, что несоблюдение налоговиками процессуальных сроков не признаетс существенным нарушением, влекущим отмену решения по проверке (письмо ФНС от 25.01.21 № СД-4-2/778@, см. « Инспекция нарушила сроки при выездной проверке: можно ли отменить результаты »).
В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель ИФНС (его заместитель) еще раз изучает все данные, указанные в акте, а также возражения, если таковые поступили. При этом налогоплательщик вправе дополнительно давать свои пояснения, в том числе письменные. Поэтому, собираясь на рассмотрение дела, возьмите с собой чистые листы бумаги и письменные принадлежности. А если будете давать устные пояснения, следите, чтобы они были отражены в протоколе рассмотрения. Непредоставление налогоплательщику возможности дать пояснения или объяснения непосредственно в ходе рассмотрения дела — еще одно грубейшее нарушение, которое влечет безусловную отмену принятого решения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
По итогам рассмотрения выносится решение. Оно может либо быть окончательным — о привлечении к ответственности или об отказе в таковой, либо промежуточным — о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля. В первом случае в тексте решения о привлечении к ответственности ИФНС должна детально разобрать все доводы, которые проверяемый привел в свою защиту (как в возражениях, так и в процессе рассмотрения материалов), указав, по каким причинам они принимаются или не принимаются (п. 8 ст. 101 НК РФ).
Во втором случае в решении отмечается, какие именно дополнительные мероприятия и для каких целей надо провести. При этом допустимы только три действия: экспертиза, допросы, а также истребование документов у налогоплательщика или третьих лиц. А цель такого контроля — сбор дополнительных доказательств для подтверждения или опровержения фактов, изложенных в акте. Поэтому ИФНС не может искать в рамках допмероприятий новые нарушения. Срок проведения дополнительных мероприятий ограничен одним месяцем. Продлевать его нельзя.
По окончании допмероприятий вышеописанная процедура повторяется: составляется дополнительный акт, налогоплательщик предоставляет свои письменные возражения (при наличии) и проводится новое рассмотрение всех материалов в ИФНС.
Подать жалобу на решение ИФНС через оператора ЭДО Подать бесплатно
Важно
Налогоплательщик (его представитель) может участвовать в рассмотрении материалов проверки через телекоммуникационные каналы связи или каналы видеоконференцсвязи. Для этого надо представить в инспекцию по ТКС заявление об обеспечении такого участия и копии документов, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия. Если налогоплательщик не направит такое заявление (либо ходатайство об отложении рассмотрения дела), то налоговики смогут рассмотреть материалы проверки без его участия (п. 3 приказа ФНС от 20.03.20 № ЕД-7-2/181@).
Жалоба на решение по проверке также может быть рассмотрена по каналам видеоконференцсвязи. В настоящее время технические возможности для этого есть в 1 113 налоговых инспекциях и управлениях (см. «Изменился перечень ИФНС, в которых жалобы налогоплательщиков рассматривают по видеосвязи »).
Повторная выездная налоговая проверка
Второй раз проверить те же налоги (страховые взносы) за тот же период, по которому уже проводилась выездная проверка, можно только в трех случаях. Первый — для контроля за работой инспекции, которая осуществляла первую ВНП. Такую повторную ревизию назначает и проводит вышестоящий налоговый орган (УФНС по субъекту РФ или непосредственно ФНС).
Бесплатно запросить в ИФНС акт сверки по налогам через интернет Попробовать
Важно
Вышестоящий налоговый орган не вправе организовать повторную проверку, целью которой является преодоление судебных актов, вынесенных по итогам оспаривания результатов первой проверки (п. 1 постановления Конституционного суда от 17.03.09 № 5-П, п. 2 определения КС от 28.01.10 № 138-О-Р, постановление Президиума ВАС от 03.04.12 № 15129/11). Другими словами, запрещено инициировать повторные проверки для устранения ошибок (как процедурных, так и фактических), которые «выплыли» при судебном рассмотрении спора, возникшего по результатам налоговой проверки.
Второй случай, когда возможна повторная ВНП — представление « уточненки» за уже проверенные периоды. Но не любой, а только той, в которой уменьшена сумма налога, либо увеличена заявленная к возмещению сумма НДС или акциза, либо увеличена сумма полученного убытка (п. 10 ст. 89 НК РФ). В этом случае проверку осуществляет ИФНС, но рамки мероприятия ограничены только теми данными, из-за которых была подана « уточненка » (письмо ФНС от 26.09.16 № ЕД-4-2/17979, постановление Президиума ВАС от 16.03.10 № 8163/09). При этом проверяемый период может быть и за пределами трех лет, предшествующих году принятия решения о проверке (письмо Минфина от 19.04.13 № 03-02-07/1/13473 ).
Наконец, третья ситуация, когда допускается повторная ВНП, — реорганизация или ликвидация компании (п. 11 ст. 89 НК РФ, п. 3.2 письма ФНС от 25.07.13 № АС-4-2/13622).
Подведем итог. Выездная налоговая проверка — мероприятие, способное на некоторое время парализовать деятельность компании или ИП. Избежать этого можно, если понимать, как организуется такая проверка, каковы ее сроки и порядок проведения в 2022 году. Также важно знать, какие права и обязанности есть у контролеров и проверяемого налогоплательщика. А знание критериев, на основании которых ИФНС отбирает налогоплательщиков для проведения выездной проверки, поможет настроить бизнес таким образом, чтобы свести риск визита инспекторов к минимуму.