Что такое управленческий учет
Перейти к содержимому

Что такое управленческий учет

Управленческий учет на предприятии: система, основные задачи, требования, виды, инструменты и показатели

Почепский Олег

В этой статье мы разберемся, кто осуществляет управленческий учет на предприятии, как это правильно делать и для чего. Только благодаря использованию этой системы удается анализировать текущее финансовое состояние компании и спрогнозировать будущее, верно распределить ресурсы, оптимизировать затраты. Все это делается с определенными целями — улучшить экономику фирмы, вывести ее на новый уровень и научиться ставить корректные задачи. Это одинаково нужно маленькому бизнесу и огромным корпорациям, ведь с первого взгляда невозможно выявить проблемы развития и устранить параметры, тормозящие увеличение прибыли.

особенностью управленческого учета является

Что это такое

Обязательный управленческий учет на предприятии в системе бухгалтерского и финансового — это форма сбора, фиксации, представления и изучения деятельности организации с целью всесторонне увеличивать эффективность и решать различные сложности предпринимательства.

Чтобы постоянно улучшать компанию, необходимо следить за положением дел в динамике, активно действовать и принимать решения, которые помогут справиться с нуждами, избавиться от недостатков или минимизировать их, оптимизировать затраты на разные сектора.

С его помощью руководство видит реальную картину происходящего, внутреннее и внешнее состояние предприятия и всех объектов, ставит цели и прописывает план мероприятий по его достижению. Поэтому важно, чтобы он был регулярным, а не одноразовым.

Ведение финансового и бухгалтерского учета обязательно в отличие от управленческого. Но желательно этим заниматься несмотря на отсутствие государственного регулирования, ведь это отличный способ увеличить прибыль и решить препятствующие развитию нюансы.

что не является задачей управленческого учета

Так как нет госконтроля, то не разработана структура и функции. Все приходится продумывать самостоятельно и сопрягать с другими системами. В разных компаниях они похожи, поэтому можно воспользоваться многолетним опытом и сложившейся практикой. С их помощью можно создавать автоматизированные решения для организации и оптимизации бизнеса.

Ведение задается учетной политикой и специальным сводом правил. Согласно ему сотрудники регулярно фиксируют все хозяйственные операции для создания и будущего анализа отчетности, а затем — для подготовки мероприятий по повышению эффективности.

При правильной реализации формируется системность координат и ценностей. Если она будет формализованной и периодически обновляемой, то пользоваться ею можно годами, а также использовать в качестве основы для принятия стратегических решений.

Задача управленческого учета состоит в том, чтобы выбирать корректны вектор движения для предприятия. Без него все действия будут предприниматься по факту свершившихся событий. Без планово-предупредительных мер компания обречена оставаться позади всех конкурентов.

Что можно рассчитать:

  • распределение маржинальной прибыли по видам;
  • деление накладных расходов;
  • изменения рентабельности по типам выпускаемой продукции;
  • точку безубыточности и рычаг.

Формирование основных задач управленческого учета: в чем состоят и что ими не является, способы их реализации

Если ввести и регулярно использовать этот метод изучения состояния фирмы, можно упростить принятие самых разных решений:

  • ведение хозяйственной деятельности через бюджетирование;
  • контроль и оптимизация всех расходов, так как информация поступает оперативно;
  • проверка целевых показателей и анализ причин отклонения от них на основании отчетности.

Все начинается с изучения 3 видов документов:

  • бюджет по доходам и расходам;
  • отчет по движению денежных средств;
  • плановый прогноз.

Они составляются по окончании каждого периода. Важно их правильно составить, а затем разобраться в значениях.

Управленческий учет: как внедрить и автоматизировать в компании

управленческий учет

Управленческий учет — это система анализа финансовых показателей компании, планирования и отчетности. Эта информация используется для принятия руководством управленческих решений, основанных на цифрах.

Часто управленческий учет путают с бухгалтерским. Это ошибка. Бухучет — лишь часть управленческого, он нужен для отчетности перед ФНС. Вы ведь понимаете, что вашему бухгалтеру куда важнее вовремя сдать государству отчет или дождаться пятницы, чем подумать о том, как ваш бизнес может больше зарабатывать?

Зачем вести управленческий учет

Управленческий учет нужен предпринимателю, чтобы в любой момент времени ответить на вопросы — в каком состоянии находится компания и как распределить ресурсы, чтобы поднять продажи и снизить издержки.

Конкретные задачи, которые решает управленческий учет:

1. Расчет прибыльности направлений бизнеса/проектов

Допустим, вы оказываете разные виды услуг. На каждое направление тратится определенный бюджет, каждое приносит свой доход. Бухучет не покажет, какие сегменты бизнеса прибыльные, а какие нужно закрывать, какие сотрудники или филиалы приносят убыток, сколько людей нужно уволить, чтобы не обанкротиться. Управленческий учет призван решать такие задачи.

Собственник компании «Окей, трактор» Михаил Иванов внедрил управленческий учет на базе сервиса ПланФакт и поделился результатами:

2. Планирование финансовой деятельности

Вы фиксируете ожидаемые расходы и доходы и понимаете, сколько денег и когда можете вывести, инвестировать в другие проекты. Всегда интересно понимать, когда вы сможете позволить себе новенький «ягуар» без последствий для бизнеса. Планирование также позволяет предсказать и предотвратить кассовый разрыв — временную нехватку денег на счетах. Бывали случаи, когда подходит день выдачи зарплаты, а платить сотрудникам нечем?

Екатерина Зуева, совладелица студии Be in Bikram Yoga рассказала, как кассовые разрывы преследовали компанию:

3. Контроль дебиторки и кредиторки

В любое время вы получите ответы на вопросы: «Какой общий размер долга ваших клиентов и когда они его выплатят?», «Сколько у вас на счетах чужих денег, которые нельзя тратить?»

Наталия Морозова, эксперт по управлению финансами и налоговой безопасности, делится опытом:

Какие отчеты важны для ведения управленческого учета

В математике есть понятия необходимого и достаточного условия. Вы можете создавать любые отчеты, которые вам удобны, но 3 самых важных отчета обязательно должны присутствовать в управленческом учете:

  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • баланс.

Отчет о движении денежных средств (ДДС) покажет, что происходит с деньгами за определенный период: сколько было на начало периода, сколько пришло, откуда и куда ушло и сколько денег будет на конец этого периода.

Практически у всех предпринимателей есть ДДС, у некоторых есть отчет о прибылях и убытках (ОПиУ), он же отчет о финансовых результатах (или PNL). Используется, чтобы понять, насколько эффективно работает компания, либо ее направления. Он показывает, какая была выручка компании, сколько всего реализовано продукции, товаров и услуг, какие были расходы и какая прибыль у компании за требуемый период.

Баланс — это мгновенная фотография, которая показывает положение бизнеса, что у компании есть и откуда это приходит. Балансовый отчет формируют на конкретную дату, например, на 1 января. Этот отчет предприниматели почти не ведут и напрасно его недооценивают.

Виды управленческого учета

Нет четкой классификации управленческого учета по видам, поскольку каждая компания имеет свои особенности и может устанавливать методы учета исходя из бизнес-целей.
Условно принято выделять четыре вида управленческого учета по направлениям.

1. Производственный учет

Направлен на расчет себестоимости с учетом затрат на производство. Отвечает на вопрос: сколько и каких ресурсов было потрачено на тот или иной вид продукции.

2. Маржинальный учет

Направлен на оптимизацию объема реализации продукции, затрат и итоговых цен для получения максимальной прибыли.

3. Бюджетный учет

Направлен на повышение работы и эффективности подразделений и отдельных сотрудников. Позволяет повысить управляемость и предсказуемость финансовых результатов для руководителей разных направлений и усилить их ответственность за выполняемую работу.

4. Стратегический учет

Направлен на обеспечение компании финансами и ресурсами, необходимыми для развития, а также на повышение конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

Внедрение управленческого учета в организации

Обычно управленческий учет начинается с Excel и учета движения денежных средств. Таблицы можно использовать только на самом начальном этапе, пока бизнес маленький и у собственника есть время, чтобы самостоятельно вносить все данные. Но даже в небольшом бизнесе недостаточно видеть только как движутся денежные средства. Это не является показателем успеха.

С ростом бизнеса собственники внедряют специализированные программы или облачные сервисы, которые способны собирать информацию из нескольких источников и автоматически строить все важные отчеты. Также часто владелец бизнеса обзаводится финансистом или финансовой службой.

Основные программы для ведения управленческого учета:

  • Excel или Google Sheets;
  • Специализированные облачные сервисы (ПланФакт, Финолог и другие);
  • Различные конфигурации на базе 1С;
  • ERP-системы (для крупных предприятий).

Каждая из программ будет иметь как подходящие для конкретной компании возможности, так и отсутствующие. И это логично, ведь разработчики не могут учесть все особенности и сделать универсальное ПО для бизнесов разных отраслей и размеров.

Автоматизация управленческого учета на базе ПланФакта

Когда Excel убивает все больше времени и сил, разрастаясь в десятки разных таблиц, появляется потребность автоматизировать внесение данных и построение отчетов. С этим справляется онлайн-сервис ПланФакт:

  1. Интеграция с банками, 1С, CRM позволяет не тратить уйму времени на ручное внесение данных;
  2. На основе поступлений и выплат по принципу двойной записи автоматически строятся три отчета — ДДС, ОПиУ и Баланс;
  3. Есть возможность бюджетирования, отслеживания дебиторки и кредиторки, анализ рентабельности направлений, прогноз кассовых разрывов.

Понятные отчеты и графики позволяют собственникам принимать решения на основе цифр, а не интуитивно.

автоматизация управленческого учета

ПланФакт — это система управленческого учета, которой пользуются тысячи компаний в России и СНГ. Это бизнесы самых разных отраслей и размеров — от онлайн-школ до строительных компаний.

Ниже кейсы разных компаний, которые внедрили управленческий учет на базе ПланФакта.

Тимофей Логвиненко, управляющий партнер транспортной компании, долгое время страдал от кассовых разрывов и сознательно сдерживал рост бизнеса, чтобы контролировать финансы:

«Кассовые разрывы стали для нас чуть ли не стандартной процедурой. Я приловчился их отслеживать за счет резерва денежных средств. Раньше я проходил проблему с большими кассовыми разрывами, с перерасходами, несколько компаний я обанкротил по этой причине. У меня были классические истории, когда из одних проектов брал деньги и вкладывал их в другие, когда уже давно работал в минус, но продолжал пировать, все это заканчивалось кучей долговых обязательств.

Я делал отчеты для себя в каком-то минимальном виде, чтобы можно было контролировать хотя бы что-то. Вывод, который я сделал из этой работы, — самостоятельные отчеты вручную — это очень краткосрочное финансовое планирование, они не позволяют компании расти. О каком масштабировании можно говорить, если я сознательно не давал компании наращивать объемы, чтобы держать финансы под контролем»

Прочитайте, как Тимофей автоматизировал учет и нашел потерянный миллион рублей.

Владимир Андреев, руководитель компании «Трион» (монтаж каркасных конструкций и мобильных павильонов), вел учет денег в Excel-таблицах. Данные не сходились, убивалась куча времени, нельзя было отследить рентабельность разных проектов:

Узнайте, как правильно организованный финансовый учет помог Владимиру купить микроавтобус Ford и не попасть в кассовый разрыв.

Антон Тимофеев (благоустройство и озеленение города Пермь) почувствовал потребность в ведении финучета, когда бизнес вырос и превратился в группу компаний:

Посмотрите, как Антон наладил учет и сэкономил более 1,5 млн рублей.

Автоматизированный управленческий учет — это как приборная доска и навигатор вашего автомобиля: ты видишь, где находишься, сколько бензина осталось, когда масло менять, сколько километров прошел. Ты перестаешь двигаться вслепую и знаешь, как добраться до цели.

Основы управленческого учёта. Как удержать бизнес под контролем

Управленческий учёт нужен, чтобы понимать, сколько денег на самом деле заработал бизнес, какую сумму можно безопасно взять из оборота и не грозит ли предприятию кассовый разрыв. Бухгалтерия не поможет отследить нужные показатели в реальном времени, а Налоговой и Пенсионному фонду управленческий учёт не интересен.
Расскажем, как увидеть движение денежных средств, кто должен этим заниматься и какие показатели отслеживать.

  • Что такое управленческий учёт
  • Какие задачи решает
  • Требования к управленческому учёту
  • Отчет о движении денежных средств (ДДС)
  • Основы управленческого учёта
  • Запомнить

Автоопределение категорий доходов и расходов, виртуальные счета для учета наличных, аналитика по проектам и подразделениям и другие инструменты для бизнеса

Что такое управленческий учёт

Когда бизнес небольшой, следить за ходом дел относительно легко. Иногда достаточно фиксировать оперативную информацию в школьных тетрадях или в Excel. С ростом предприятия задача усложняется: потоки данных мало просто фиксировать. Их много, в них нужно вникать, цифры быстро устаревают, а решения нужно принимать здесь и сейчас. Управленческий учёт решает эту проблему. Посмотрим, что он включает.

Зачем нужен управленческий учёт

Управленческий учёт — это своего рода приборная панель компании. По аналогичной логике работают банковские приложения. Используют разные диаграммы, демонстрирующие доходы и расходы, статьи этих расходов, комиссии и т.д. Открыл приложение и сразу понятно какими ресурсами обладаешь. Только управленческий учёт идёт дальше и предсказывает критические сценарии, например, кассовые разрывы.

Подсветка кассового разрыва в сервисе Контур.Пульс

Сервисы вроде Контур.Пульс покажут риск кассового разрыва

Допустим, предприятие сдавало помещение в субаренду. В январе съёмщик не стал продлевать контракт, следовательно, появилась новая графа расходов. В этом случае управленческий учёт поможет отделить издержки на содержание помещения среди прочих расходов и спрогнозирует финансовую нагрузку по времени. Всё происходит автоматически — нагружать сотрудников лишним отчётом не нужно.

Это базовая возможность управленческого учёта. Рассмотрим основные задачи, с которыми она работает.

Кто ведет управленческий учёт

В малом и среднем бизнесе, как правило, управленческий учёт ведёт собственник. В крупных компаниях — финансовый директор или его подчинённый.

Отдавать учёт на откуп бухгалтеру — плохая идея. Его задача в другом: рассчитать налоги, грамотно отчитаться в контролирующие органы и всячески защитить «тылы» бизнеса. Никто не ставит под сомнение важность работы бухгалтера, но она направлена в прошлое. Управленческий учёт интересует что происходит сейчас и в обозримом будущем.

Узнайте, куда уходят деньги, и принимайте управленческие решения на основе цифр

Отличие от бухгалтерского учёта

Схема, визуализирующая что включает в себя управленческий учёт.

Управленческий отчёт гораздо шире бухгалтерского, поэтому помогает взглянуть на бизнес с разных точек зрения

Все бизнесы ведут налоговый учёт, а ООО ещё и бухгалтерский. Все они содержат важную информацию, но в первую очередь она нужна государственным контролёрам. Собственники могут опираться на эти данные. В этом случае качество решений страдает из-за неактуальной информации.

Вот основные отличия:

Тип учёта
Управленческий Бухгалтерский
Цель Оценка ситуации, предоставленные информации для принятия решений Зафиксировать факты ведения хозяйственной деятельности
Причины ведения Потребность собственника или руководителя Требование законодательства
Интересанты Собственник или руководитель Налоговая, прочие государственные органы
Срок готовности Здесь и сейчас В установленные законом даты
Глубина отчёта До конкретной сделки Общая отчётность по предприятию, отражение доходов и расходов по подразделениям

Управленческий учёт помогает трезво посмотреть на убыточные и доходные части бизнеса, избежать кассовых разрывов и необоснованных трат.

Какие задачи решает

Перечислим основные «болячки», которые можно вылечить.

Кассовые разрывы

Так называют ситуацию, когда не хватает денег на закрытие текущих платежей. Например, компания должна перечислить зарплату или оплатить аренду помещения, а денег нет, потому что крупный клиент вовремя не оплатил счета.

С кассовым разрывом рискуют столкнуться даже крупные бизнесы. Проектов и обязательств много, уследить за всеми проблематично. В лучшем случае получится договориться об отсрочке платежей, в худшем — брать кредит и платить неустойку контрагентам.

Управленческий учёт соотносит расходы и прибыль, поэтому поможет предсказать кассовые разрывы. Деньги из воздуха не появятся, но бизнес успеет принять меры, например, договориться с поставщиками об отсрочке, с покупателями — об оплате пораньше. В идеале кризисная ситуация вообще не наступит.

«Проедание» авансов

В предпринимательской среде ходит присказка: «Маржа прощает всё». Это когда расходы кажутся незначительными, ведь прибыль перекрывает издержки. Финансовая модель вроде сходится, бизнес чувствует себя хорошо.

Системные недочёты проявляются, когда поток денег снижается. Тут оказывается, что платежей хватает, но большинство из них отложенные, а часть расходов можно было избежать при более грамотном планировании.

Особенно критично «проедание» авансов касается индивидуальных предпринимателей — для них расчётный счёт часто смешивает личные деньги и ресурсы бизнеса.

Управленческий учёт отделит свободные деньги от «зарезервированных». Поэтому финансовые директора советуют вести учёт по операциям на счёте и «по отгрузке», опираясь на акты и накладные.

Скрытая утечка денег

Неприятная ситуация: по всем показателям на счёте должны быть деньги, но их нет. Причин может быть множество: от просрочек до скрытых комиссий банков и прочих сервисов. Чтобы разобраться, придётся отследить денежные потоки всех юридических лиц и расчётных счетов. Решение не идеально, ведь критический момент уже наступил, а его хотелось бы предвидеть заранее.

Управленческий учёт включает аналитику, календарь платежей, бюджетирование и другие инструменты. Они сделают финансовые потоки прозрачными, руководитель бизнеса будет знать «маршрут» каждого рубля.

Управленческий учёт не волшебная таблетка. Он даст понимание по состоянию дел, но решение остаётся за руководством компании.

Требования к управленческому учёту

В начале мы сравнили управленческий учёт с приборной панелью автомобиля. Добавим к этому сравнению важную деталь: в компании самостоятельно решают какие метрики нужны для принятия решений. Есть несколько классических показателей, но остальное остаётся на усмотрение собственника.

Важно

Главное требование — поступающая информация не вводит в заблуждение и позволяет принимать решения. В остальном вопрос метрик остаётся внутренним делом бизнеса.

  • Автоматизация. В идеале программа или сервис, погружающая новую информацию без участия человека.
  • Оперативность. Важнее скорость получения информации, даже с небольшой погрешностью. В идеале данные поступают в реальном времени.
  • Свобода в показателях. Бухучёт работает с цифрами, но управленческий учёт более демократичен. Бракованные товары измеряются долями, удовлетворённость клиентов в баллах по шкале NPS, а средний заказ — количеством позиций в договоре.
  • Непрерывность учёта. Без этого затруднительно анализировать работу компании по разным направлениям. Например, сравнить результативность точек продаж.
  • Достаточность. Если управленческий учёт не даёт исчерпывающей информации, значит, это не управленческий учёт.
  • Детализация. Компания делится на юридические лица, они — на подразделения и проекты, и даже сотрудников. Только высокий уровень детализации позволит сделать источники прибыли прозрачными и исчисляемыми.

К управленческому учёту стоит относиться как к ультимативному банковскому приложению. Оно должно отражать состояние дел онлайн, включать разные дашборды и детализацию до конкретной операции.

Найдите точки роста бизнеса с Контур.Пульс. Это сервис управленческого учёта, который используют и рекомендуют больше 1300 компаний

Отчет о движении денежных средств (ДДС)

Основной блок аналитики. Часто из-за него и обращаются к управленческому учёту. Движение денежных средств (ДДС) показывает сколько денег у бизнеса в моменте. Этот гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Разберёмся на примере.

Компания поставляет мебель крупными партиями. Контракты заключаются на миллионы рублей, но платежи по ним разбиваются на несколько траншей. Периодически нужно закупать материалы и платить за аренду производственных помещений.

Схематически ситуация выглядит так:

Пример распределения платежей по месяцам

Траты постоянны, а доход динамичен. Важно, чтобы денег всегда хватало на закрытие обязательств. В примере демонстритуется, как «растянутость» платежей создаёт иллюзию бесконечного бюджета

Примерно в середине июня на счёте компании окажется значительная сумма. Особенно если смотреть по факту заключённых контрактов. Но какая часть денег в моменте действительности принадлежит бизнесу? Что можно тратить и не столкнуться с кассовым разрывом? Какие резервы оставить на случай возврата? Это только базовые вопросы, ведь в расчёты не включена зарплата, амортизация и многое другое.

Важно

ДДС помогает отделить поступления и доходы, платежи и расходы. Так движение финансов становится прозрачными. Понятно какие средства пока лучше зарезервировать, а что можно тратить.

Для удобства бизнеса ДДС раскрывает четыре показателя:

  1. Количество денег на начало периода.
  2. Статьи доходов.
  3. Статьи расходов.
  4. Количество денег на конец периода.

Для примера посмотрим на аналитику движения денежных средств в Контур.Пульсе.

Скриншот сервиса Контур.Пульс

Анализ ДДС в сервисе Контур.Пульс. Справа отражены ключевые статьи расходов

Здесь собраны основные показатели с разбивкой по категориям. Больше всего потратили на зарплату сотрудникам. Далее идёт покупка инструментов и расчёт страховой части пенсионных взносов. Каждая статья детализируется до конкретных сроков, договоров и ответственных сотрудников.

ДДС — первый этап внедрения управленческого учёта. Это своего рода азбука финансовой грамотности бизнеса. Она помогает избежать ситуаций, когда по документам деньги есть, но на счёте пусто.

Основы управленческого учёта

Метрики, которыми пользуются чаще всего.

Финансовый результат

Финансовый результат — разница между доходами и расходами за определённый календарный период. Может быть положительным (прибыль) и отрицательным (убыток). Поэтому показатель ещё называют о прибылях и убытках (ОПУ).

Скриншот сервиса Контур.Пульс

Отражение ОПиУ в Контур.Пульс. Синие столбцы означают прибыль, а красные — убыток

Отчет помогает понять, что происходит с деньгами, куда компания их тратит и можно ли сэкономить. Допустим, открылся новый производственный цех. Загрузка — выше 70 %, но денег больше не становится. Собственник изучил ОПиУ и увидел, что выросли издержки на логистику, электроэнергию и обслуживание производственных мощностей. По отдельности показатели подросли незначительно, но вместе они обременяют компанию.

Также ОПиУ детализирует структуру долгов и может быть спроецирован на будущие периоды. Например, в Контур.Пульс прогноз формируются на основе статей, запланированных платежей и отчета ДДС.

Прибыльность сделок

Финансовый результат, но с детализацией до конкретной сделки или проекта. Как правило, у компаний нет трудностей с подсчётом дохода от сделки, но непонятно как считать издержки.

Скриншот сервиса Контур.Пульс

Прибыльность проектов в Контур.Пульс

В примере рентабельность проекта — 73,93 %. Достойный показатель. Если показатель ниже 50 % стоит внимательнее посмотреть статьи расходов и доходов.

Прибыльность клиентов

В маркетинге применяют метрику LTV (Life-Time Value). Она отражает жизненную ценность клиента — сколько он принёс денег пока оставался с компанией. Аналогичный показатель часто «вшивают» в управленческий учёт. Однако здесь есть нюанс. С точки зрения финансов интереснее увидеть платёжную дисциплину и динамику оплат.

Прибыльность продавцов

Большинство бизнесов следят за эффективностью менеджеров по продажам. При этом количество сделок не означает, что сотрудник приносит много денег. Возможно, продавец делает щедрые дисконты или не следит за своевременностью платежей клиентов.

Кроме ДДС бизнес оценивает финансовые результаты и прибыльность разных подразделений вплоть до конкретной сделки.

Что бизнесу дает управленческий учет и как его автоматизировать

Мечтаете обладать даром предвидения кассовых разрывов, развить седьмое чувство, позволяющее избегать убытков? Для этого не обязательно иметь сверхъестественные способности, нужно просто вести управленческий учет.

Что такое управленческий учет

Он необходим руководителям, чтобы аккумулировать все ключевые показатели бизнеса: финансы, производство, продажи.

Общие принципы:

  • планирование бюджета и работы предприятия;
  • контроль на каждом этапе;
  • оптимизация затрат;
  • постоянное сравнение и анализ плана и факта.

Базовые формы:

  • баланс;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет о прибылях и убытках.

Бухгалтер обязан ежегодно сдавать финансовую отчетность в налоговые органы, а для управленческого учета три важных документа должны лежать на столе руководителя в конце каждого планового периода: месяца, квартала, года.

Когда вы научитесь их правильно читать, вы поймете, удалось ли компании достичь поставленных целей. Вы узнаете не только размер прибыли или убытка, но и определите товары с нулевой или отрицательной рентабельностью , а также выгодные направления деятельности.

Отчет о движении денежных средств показывает не только остаток денег, но и оценивает готовность бизнеса продолжать выбранную деятельность, а баланс сводит всю информацию воедино.

Какие задачи решает управленческий учет

После его внедрения вы получаете:

  • точную и своевременную информацию о себестоимости продукции;
  • причины невыполнения поставленных планов;
  • резервы, способные повысить эффективность работы;
  • контроль над финансами и трудовыми ресурсами;
  • актуальную информацию о состоянии бизнеса.

Качественно выполненный управленческий учет подскажет, нужно ли прямо сейчас купить или арендовать еще один склад, следует ли нанять собственного специалиста по продвижению или обратиться в агентство, открывать ли новые каналы продаж или расширять те, что уже есть.

Учет помогает улучшить внутренние показатели организации, используя при этом информацию из внешней среды.

Например, как может помочь анализ продукции конкурентов . Для увеличения числа клиентов понадобится внедрить более гибкую систему ценообразования, а для уменьшения стоимости нужно снизить издержки, которые легко выявить при ведении управленческого учета.

Как запланировать бюджет без понимания конечных целей и планов? Управленческий учет покажет, что крупному бизнесу удобнее выделять каждое направление отдельно, а малому — достаточно общего плана.

Кому нужно вести управленческий учет

Руководителю для принятия решений не стоит полагаться на интуицию. Есть рабочий инструмент, который укажет на сильные и слабые стороны работы компании. Сколько вы заработали за минувший квартал и сможете ли повторить результат в следующем? Куда стоит вложить деньги, чтобы увеличить доходы?

Чтобы учет работал, необходимо:

  • Использовать только правдивую информацию . Отчеты и баланс должны содержать достоверные сведения и не противоречить друг другу.
  • Цифры из отчетов отражают текущую деятельность . Недостаточно использовать данные из прошлых периодов и накопленную статистику. Экономическая ситуация в стране меняется молниеносно, только свежая информация помогает подстраиваться под изменчивый мир.
  • Конечный результат показывает, что делать, а что — нет . При каких расходах вы можете себе позволить открыть новую точку продаж, а при каких стоит подождать.

Можно ли обойтись без ведения управленческого учета

Даже если вы привыкли принимать решения, руководствуясь своим жизненным опытом и профессиональным чутьем, подстрахуйте себя от финансовых рисков, просчитайте все варианты развития событий с помощью управленческого учета. Цена ошибки может оказаться слишком высока. Вплоть до потери бизнеса.

Солидный остаток денежных средств на счете вовсе не говорит о благополучии и безубыточности. Потому что, например, полученный заранее аванс можно потратить не на те цели.

Отличие управленческого учета от финансового

Управленческий учет не может существовать без финансовых показателей. Также с финансовым учетом их связывают:

  • объекты;
  • подходы к выбору к выбору целей и задач;
  • информационная база;
  • выполняемые операции.

Однако, следует разделять между собой эти два вида учета:

  1. Цель перед управленческим учетом более глобальная и состоит в том, чтобы регулировать деятельность компании. У финансового учета в приоритете получить как можно больше прибыли.
  2. С юридической точки зрения финансовые отчеты нужно сдавать обязательно, у управленки нет такой обязанности.
  3. Ценность финансовых отчетов не исчезнет, если будут использованы устаревшие данные. Для принятия управленческих решений требуется своевременно предоставленная информация, пусть даже с округленными значениями.
  4. Нет смысла составлять финансовую отчетность для каждого отдела или регионального проекта. Финансовый учет показывает работу предприятия в целом. Управленческий учет необходим на любом уровне принятия решения , как на самом высоком, так и на самом низком, чтобы определить успешность каждого направления деятельности.
  5. Способ ведения. Математические формулы используются в каждом учете, но формат представления данных управленческого учета руководитель вправе установить сам. Состав финансовой отчетности регулируется законодательством.
  6. Привязка ко времени. Финансовый отчет не поможет заглянуть в будущее, а только будет констатировать факт и показывать финансовый результат от принятого решения. Между тем, перед управленческим учетом лежит задача спрогнозировать результат перед принятием решения .
  7. Пользователи. Разбираться в показателях управленческого учета должны руководители или менеджеры компании, в то время как данные финансового учета предназначены для внешнего мира (налоговой инспекции и т. д.).

Автоматизация управленческого учета

На самом старте и с небольшими оборотами можно ограничится использованием Excel. С развитием бизнеса увеличивается нагрузка, количество данных растет, цена ошибки становится все выше. На помощь приходят специальные программы:

  • конфигурации на базе 1С;
  • автоматизированные системы управления предприятием;
  • облачные сервисы для формирования отчетов.

Объединить товарный учет с управленческим можно в МоемСкладе . Разноплановые задачи можно решать одновременно и в одном месте:

  • проверять поступления от продаж с учетом оформленных возвратов;
  • ускорить обработку заказов и формирование бухгалтерских операций за счет автоматизации рутинных действий;
  • использовать шаблоны и типовые формы для документооборота.

В одном сервисе сочетаются сразу три вида учета :

  • оперативный для отслеживания поступлений и перемещений товара;
  • бухгалтерский в первую очередь для расчета и оценки себестоимости;
  • статистический для построения воронки продаж по заказам покупателей и контрагентов.

Облегчить обработку первички можно, подключив терминал сбора данных, чтобы выгружать сведения в 1С:Бухгалтерию 8 для подготовки отчетности. Для контроля за финансовыми потоками используйте интеграции с банками, а для бесперебойного общения с контрагентами и между подразделений — ЭДО.

Какие задачи управленческого учета решает МойСклад :

  • управление продажами и закупками;
  • контроль дебиторской и кредиторской задолженностью;
  • получение и обработка информации о ценах и остатках со всех складов;
  • ведение клиентской базы.

Расскажем, как работают основные управленческие отчеты в МоемСкладе .

1. Движение денежных средств . Он объединяет поступления и списания в заданном периоде из всех финансовых «карманов» организации.

Отчет находится в разделе «Деньги». Все платежки, приходники и расходники собираются в едином отчете за выбранный период. Вы увидите подробную информацию о выполненных платежах с указанием суммы, временем списания, получателя, комментария и статуса документа.

2. Отчет « Прибыли и убытки ». Формируется на основе поступивших доходов от продаж, включая совершенные отгрузки и розничную выручку. Расходная часть отчета состоит из исходящих платежей и списания товаров.

Получив данные о выручке и себестоимости, из одного отчета вы узнаете о трех видах прибыли: чистой, валовой и операционной . Важно знать, какая часть расходов приходится на операционную деятельность, а также на налоги и сборы. Система просигнализирует красным цветом о наличии убытков, когда ключевые показатели ухудшатся.

Как мы уже говорили, управленческий учет работает по законам, которые для него устанавливает сам руководитель. Поэтому вы можете использовать свои статьи расходов кроме уже установленных в отчете: возврат, закупка и перемещение товаров, налоги, аренда, зарплата, реклама.

3. Движение средств компании с несколькими счетами — в отдельном отчете. Это то же, что ОДДС, только более детально. Он показывает связь между наличной выручкой в кассе и расчетными счетами, чтобы в нужный момент времени совершить перевод собственных средств, списать деньги из кассы и внести их на счет в банке.

Кроме этого МойСклад позволяет составлять и редактировать баланс расчетов с контрагентами , получать данные о рентабельности производимой или реализуемой продукции, держать под контролем издержки, контролировать размер и своевременности выплаты зарплаты сотрудникам.

Автоматизированный управленческий учет в МоемСкладе сокращает издержки, связанные с человеческими ошибками при выполнении рутинных операций, помогает оценить и выбрать новые каналы продаж, следить за убытками и управлять задолженностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *