Деловая репутация как объект нематериальных активов определяется
Перейти к содержимому

Деловая репутация как объект нематериальных активов определяется

Деловая репутация как объект нематериальных активов

Деловая репутация или «Гудвилл» существует у любой организации, желает она того или нет. Истоки ее формирования находятся в самой компании и определяются её отраслевой принадлежностью, организационно-правовой формой, размерами, возрастом, историей развития, видами и масштабами бизнеса. Важна при этом также индивидуальность компании, определяемая фирменным стилем, то есть рядом атрибутов, позволяющих идентифицировать её, иметь «говорящие» сами за себя признаки (название, логотип, символика, корпоративная цветовая гамма и др.). Наличие всего этого позволяет не только распознавать компанию, но и объяснять людям, что она собой представляет, а иногда даже чем занимается. В дополнение к этому различные контактные аудитории могут также узнавать организацию по таким признакам, как здание, в котором она находится, интерьер офисов, вывески, её инфраструктурные элементы.

Деловая репутация организации является одним из видов нематериального актива — это оценка фирмы, предприятия, бизнесмена со стороны смежников, контрагентов, потребителей; представление партнеров о фирме, благоприятствующее её деятельности и учитываемое в условиях хозяйствования; «доброе имя» фирмы. Рассматривается как составляющая нематериальных активов в одном ряду с авторскими правами, торговой маркой. Обычно деловая репутация фирмы оценивается качественными показателями, но применимы и количественные показатели, например, в виде разности между прибылью, получаемой фирмой, и средним уровнем прибыли в отрасли, выпускающей аналогичную продукцию.

Сегодня актуальны вопросы отражения в отчётности деловой репутации, а также оценки предполагаемых рисков и дохода или убытков в связи с возможным страхованием. Для признания деловой репутации в составе нематериальных активов должны быть выполнены следующие условия:

1) приобретаемое предприятие утрачивает статус самостоятельного юридического лица;

2) деловая репутация отражается отдельно в учёте и отчётности при совершении сделки купли-продажи предприятия;

3) отражение деловой репутации в документации зависит от положительного или отрицательного её значения.

Положительная деловая репутация организации — надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод, учитывается в качестве отдельного инвентарного объекта.

Отрицательная деловая репутация организации — скидка с цены, предоставляемая покупателю в связи с отсутствием факторов наличия стабильных покупателей, репутации качества, деловых связей, опыта управления.

Таким образом, в качестве нематериального актива может быть учтена только положительная деловая репутация.

Величина приобретённой деловой репутации организации для целей бухгалтерского учёта определяется расчётным путем как разница между суммой, уплачиваемой продавцу за организацию, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу организации на дату её покупки. Деловая репутация организации при приобретении объектов приватизации на аукционе или по конкурсу определяется как разница между покупной ценой, уплачиваемой покупателем, и оценочной стоимостью проданной организации. Приобретённая деловая репутация организации амортизируется в течение 20 лет, но не более срока деятельности организации. При положительной деловой репутации организации амортизационные отчисления отражаются в бухгалтерском учёте путём равномерного уменьшения её первоначальной стоимости. А отрицательная деловая репутация равномерно относится на финансовые результаты организации как прочий доход. Для развития организации считается, что деловая репутация — это бесценный капитал, который нарабатывается годами, но может быть безвозвратно утерян в результате даже одного неверного поступка. Пострадать может деловая репутация под воздействием внутренних факторов, обусловленных собственными стратегическими или тактическими ошибками, ну и «благодаря» внешним обстоятельствам, не зависящим непосредственно от деятельности компании.

Одним из важнейших факторов, влияющих на деловую репутацию, является деловое доверие физических лиц и организаций. В процессе взаимоотношений у них формируются общие взгляды, представления, мнения, интересы, они делятся информацией, соображениями, принимают совместные решения. Длительные продуктивные связи, обусловленные разделяемыми материальными и моральными ценностями, создают предпосылки для доверительных отношений и повторных сделок. Это говорит о том, что доверие организации со стороны субъектов бизнеса является основой формирования её деловой репутации. Вопрос — как его сформировать.

Доверие к организации является многоаспектным понятием. Его можно представить в виде пяти наиболее важных современных представлений о компании:

5. резонанс ценностей.

Представление о компетентности базируется на вере потребителей и деловых партнёров в том, что компания располагает знаниями и навыками ведения бизнеса, которым она занимается.

Понятие честности подразумевает готовность компании соблюдать условия договоров, вести дела по справедливости, то есть не пытаться мошенничать и вводить участников бизнеса в заблуждение, не вовлекать их сознательно в противозаконные и неэтичные действия.

Следующий элемент доверия организации — забота — стал важным сравнительно недавно. В конце концов, представления о компетентности, честности и последовательности реализуются в настоящее время многими компаниями. На этом фоне забота способна стать новым фактором дифференциации.

Представление о заботе связывается с двумя составляющими: ценность в обмен на деньги и мотивированные работники. Безусловно, компания должна приносить потребителям её товаров и услуг определённые выгоды (ценности), адекватные установленной цене, ожиданиям и восприятиям клиентов. При этом работники компании должны быть мотивированы на проявление заботы о качестве предоставляемых ими товаров или услуг, высокий уровень сервисного обслуживания.

Последняя составляющая доверия организации — резонанс ценностей. Она предполагает веру партнёров компании в то, что она не нарушает принятого в обществе и на рынке «консенсуса ценностей» по ключевым вопросам, связанным с функционированием продукта, а также по дополнительным вопросам — например, таким, как защита окружающей среды и этики.

Компания, реализующая в реальной практике рассмотренные выше представления о доверии организации, вполне может иметь хорошую деловую репутацию. Тем не менее, доверие не является единственной характеристикой понятия «деловая репутация компании». Деловая репутация тесно связанна также с такими понятиями как имидж, бренд, известность, респектабельность, авторитетность. Чтобы более глубоко раскрыть её содержание, необходимо разобраться в факторах и предпосылках её формирования и развития. Деловая репутация компании зависит от множества факторов, которые можно классифицировать по различным признакам. В наиболее обобщённом виде их можно разделить на две группы: внутренние и внешние факторы.

Деловая репутация как объект нематериальных активов определяется

С переходом России к рыночной экономике возникла необходимость реорганизации бухгалтерского учета в целом, так как он не был приспособлен для целей оперативного управления затратами предприятий. Начиная с 1991 года Минфин СССР ввел единую отчетность для всех предприятий, объединений и организаций. Номенклатура статей была существенно укрупнена, введены дополнительные статьи, отражающие появление новых объектов бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики, таких как ценные бумаги, валютный счет и многое другое, в том числе и нематериальные активы [6].

На законодательном уровне условия отнесения объектов к нематериальным активам и их оценки отражаются в бухгалтерском и налоговом учете, Международном стандарте финансовой отчетности (МСФО 38 «Нематериальные активы»), Гражданском кодексе РФ, а также ряде других законодательных актов. Нематериальные активы делятся на две группы: объекты интеллектуальной собственности и деловая репутация. Если для первой группы нематериальных активов правовая охрана чётко и точно представлена в Гражданском кодексе (IV глава ГК РФ) и можно условно представить объекты интеллектуальной собственности в разрезе прав их охраняющих (подлежащие охране авторским правом, патентным правом и т.д.) [1], то деловая репутация предприятия, как и честь, достоинство или деловая репутация гражданина, находится лишь под защитой гражданского права в целом. В соответствии с п. 1 ст. 152 ГК РФ имеется право требовать по суду опровержения порочащих честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший подобные сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

Главной особенностью нематериальных активов является то, что они обеспечивают предприятию возможность получения дохода постоянно или в течение длительного периода, но не имеют материально-вещественной формы, не обладают физическими свойствами.

Одним из важнейших элементов нематериальных активов предприятия является деловая репутация. Для признания деловой репутации в составе нематериальных активов должны быть выполнены следующие условия:

? приобретаемое предприятие утрачивает статус самостоятельного юридического лица;

? деловая репутация отражается отдельно в учёте и отчётности при совершении сделки купли-продажи предприятия;

? отражение деловой репутации в документации зависит от положительного или отрицательного её значения.

В положении бухгалтерского учета деловая репутация предприятия определяется как разница между стоимостью предприятия как единого целостного имущественно-финансового комплекса, имеющего определенную репутацию, и балансовой стоимостью имущества этого предприятия и представляет собой оценку деятельности предприятия с точки зрения его деловых качеств (рисунок).

pic_66.wmf

Деловая репутация в составе нематериальных активов

Положительная деловая репутация организации – «гудвилл» – надбавка к цене, уплачиваемая покупателем в ожидании будущих экономических выгод, учитывается в качестве отдельного инвентарного объекта.

Отрицательная деловая репутация организации – «бэдвилл» – скидка с цены, предоставляемая покупателю в связи с отсутствием стабильных покупателей, репутации качества, деловых связей, опыта управления [12].

Наличие хорошей деловой репутации может послужить серьёзной надбавкой к цене при продаже. Таким образом, экономически целесообразно создание, наращивание и управление деловой репутацией на протяжении всей деятельности предприятия. Приобретённая деловая репутация предприятия амортизируется в течение 20 лет, но не более срока деятельности предприятия.

Деловая репутация является сложным и комплексным понятием, вследствие чего достаточно трудно определить, из чего именно состоит деловая репутация, какие элементы в своей совокупности влияют на её наличие и уровень. А именно эти вопросы имеют первостепенное значение для анализа деловой репутации предприятия не только в момент купли-продажи, но и для повышения конкурентоспособности в рамках оперативной его деятельности, а также с целью управления деловой репутацией предприятия. Выделяют два вида деловой репутации – внешнюю и внутреннюю. Внутренняя деловая репутация создается в рамках предприятия и представляет интерес собственников, инвесторов и менеджеров. Внешняя деловая репутация отражается в балансе и возникает в результате сделок купли-продажи, слияния и поглощения.

Обычно выделяют следующие группы элементов, формирующие деловую репутацию: финансовую, рыночную, корпоративную и социальную. Показатели финансовой группы интересны для инвесторов, рыночные – для клиентов и партнеров, корпоративные – для сотрудников, социальные – для общественности. Однако не существует сложившегося мнения о составе этих групп.

Поскольку в качестве нематериального актива может быть учтена только положительная деловая репутация, то в дальнейшем будем использовать понятие «гудвилл». Можно сказать, что существуют два основных подхода к определению стоимости гудвилла: формализованный и экспертный (таблица). С помощью формализованных методов стоимость гудвилла определяется строго аналитически и вычисляется закономерность влияния динамики конкретных финансово-экономических показателей на ее оценку. Экспертные методы основываются на рейтингах, составленных независимыми организациями, а также анализе и соотнесении элементов деловой репутации предприятия на основе экспертных оценок.

Нематериальные активы — полезно и несложно

Нематериальными активами (НМА) являются объекты, не имеющие физической формы, которыми владеет компания.

Нематериальные активы и основные средства (ОС) — главные составляющие внеоборотных активов, которым посвящен раздел I Бухгалтерского баланса (формы 1).

Внеоборотные активы служат бизнесу долго. В отличие от оборотных активов (материалов, запасов, денег) они не быстроликвидны.

Как любые другие активы, внеоборотные активы направлены на получение дохода. Они переносят свою стоимость на затраты не сразу, а постепенно, в течение срока полезного использования.

В признании и учете основных средств и нематериальных активов много общего, но есть и различия. Основное отличие НМА от основных средств — отсутствие материальной формы. Здания, сооружения — это основные средства. Товарный знак, патент, новый сорт фрукта как результат селекции — это НМА.

Объекты НМА в бухгалтерском учете

Бухгалтерский учет нематериальных активов регулирует специальное положение по бухгалтерскому учету ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденное Приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н (в ред. от 16.05.2016).

Нематериальные активы — это объекты интеллектуальной собственности, которые приносят компании доход и используются более одного года. Они не имеют материально-вещественной формы и существуют обособленно, то есть отделимы от других активов.

В ПБУ 14/2007 (п. 3) указаны и другие условия отнесения к НМА:

  • возможность определить первоначальную стоимость объекта;
  • не предполагается его продажа или перепродажа в течение 12 месяцев;
  • компания имеет контроль над активом: обладает правом на сам объект и на доход, полученный от использования данного НМА.

Важнейший из этих критериев — контроль над активом и наличие исключительных прав на него. К примеру, используемые для учета и отчетности бухгалтерские программы или электронные справочно-информационные системы не могут учитываться как НМА, так как исключительных прав у компании на них нет.

Не выполняется один из обязательных критериев — контроль над активом: право на сам объект и на полученный от его использования доход.

Аналогичная ситуация с покупкой лицензии на операционную систему. Это не НМА, а только право использования операционной системы. А вот создание собственного сайта — это нематериальный актив: признаем, определяем стоимость и учитываем по всем правилам учета НМА.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Проверять объекты на их соответствие приведенным условиям очень важно с точки зрения бухгалтерского учета. Если объект интеллектуальной собственности не соответствует какому-либо из условий признания нематериальным активом, объектом НМА он считаться не может.

Разработка обновления программы для ЭВМ не является отдельным нематериальным активом, а включается в стоимость самой программы.

Созданное разработчиками компании электронное приложение, которое используется свыше одного года с целью получения дохода при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг), можно признать НМА.

Если созданную собственными силами программу планируется продать в течение ближайших 12 месяцев — требование долгосрочности не выполняется. Поэтому в качестве НМА учитывать этот актив компания не вправе.

Что относится к нематериальным активам

К нематериальным активам относятcя:

  • компьютерные программы, базы данных;
  • произведения науки, литературы и искусства;
  • изобретения, полезные модели и промышленные образцы;
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем;
  • ноу-хау, коммерческие находки, уникальные достижения и производственные секреты;
  • фирменные наименования;
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • коммерческие обозначения;
  • деловая репутация организации.

Завод освоил новую технологию по огранке алмазного сырья в бриллианты. Оборудование завода относится к основным средствам, алмазы — к материалам. Бриллианты — это готовая продукция. Новая технология, на которую получен патент, — НМА.

Приведенный список активов, которые могут быть признаны НМА, не является исчерпывающим. При соблюдении условий, установленных в п. 3 ПБУ 14/2007, перечень можно дополнить другими объектами интеллектуальной собственности.

Что не относится к нематериальным активам

Не признаются нематериальными активами поименованные в пп. 2, 4 ПБУ 14/2007 расходы и активы даже с похожими на НМА характеристиками. Это:

  • финансовые вложения;
  • организационные расходы, связанные с образованием юридического лица;
  • квалификация сотрудников, их интеллектуальные и деловые качества;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, не давшие положительного результата, не законченные, надлежаще не оформленные;
  • материальные носители, в которых записаны объекты интеллектуальной деятельности.

Поэтому купленные на бирже акции, учтенные на счете «депо» и не имеющие материальной формы, не могут быть признаны НМА.

Объекты НМА в налоговом учете

Перечень нематериальных активов в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль является открытым. В пункте 3 ст. 257 Налогового кодекса РФ приведены примеры НМА со строгим акцентом на «исключительность права»:

  • исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
  • исключительное право автора и иного правообладателя на использование программы для ЭВМ, базы данных;
  • исключительное право автора или иного правообладателя на использование топологии интегральных микросхем;
  • исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и фирменное наименование;
  • исключительное право патентообладателя на селекционные достижения;
  • владение «ноу-хау», секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта;
  • исключительное право на аудиовизуальные произведения.

ПОРЯДОК УЧЕТА НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Для учета НМА планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен специальный счет 04 «Нематериальные активы». НМА учитываются по первоначальной стоимости, амортизируются и отражаются на текущую дату с учетом морального износа.

С точки зрения бухгалтерского учета нематериальные активы можно классифицировать по разным категориям:

по способу поступления: приобретенные за плату, полученные в дар, по договору мены, созданные собственными силами, внесенные участниками в качестве вклада в уставный капитал;

по факту использования: применяются в производственной деятельности, связанной с получением дохода, или не применяются;

по амортизируемости: начисляется амортизация или не начисляется. Если со временем нематериальный актив теряет свою ценность, морально изнашивается, его можно и нужно амортизировать.

К примеру, технологии могут устаревать, профессиональные секреты (ноу-хау) становятся известными, перестают быть уникальными и со временем обесцениваются. Такие объекты нужно амортизировать.

Товарные знаки, произведения литературы и искусства, наоборот, со временем увеличивают свою стоимость. Амортизации они не подлежат.

Признание и постановка на учет

С точки зрения оценки НМА бухгалтерский учет допускает первоначальную и последующую стоимость.

В налоговом учете строже: первоначальная стоимость нематериального актива изменению не подлежит.

Порядок определения первоначальной стоимости НМА зависит от способа их поступления в организацию.

  1. Если нематериальные активы приобретены за плату, то первоначальная стоимость НМА складывается из всех фактических расходов, связанных с покупкой:
  • суммы по договору на приобретение исключительного права на НМА с правообладателем;
  • таможенные пошлины и сборы;
  • невозмещаемые суммы налогов, государственные, патентные и иные платежи, уплачиваемые в связи с покупкой НМА;
  • вознаграждения посредникам, помогающим приобрести нематериальные активы;
  • информационные и консультационные услуги;
  • иные расходы, непосредственно связанные с приобретением НМА и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.

2. Если НМА создан собственными силами компании, то кроме расходов, перечисленных на увеличение первоначальной стоимости можно также отнести следующие затраты:

  • стоимость материалов, используемых при создании НМА;
  • услуги сторонних организаций по договорам подряда, способствующих формированию НМА;
  • расходы на оплату труда сотрудников, которые участвовали в создании НМА (в том числе страховые взносы с их фонда оплаты труда);
  • расходы на содержание и эксплуатацию активов, которые были задействованы в образовании НМА, включая износ этих активов;
  • иные расходы, непосредственно связанные с созданием нематериального актива и обеспечением условий для его использования в запланированных целях.

3. Если нематериальный актив получен в порядке дарения, первоначальную стоимость определяют по заключению оценки с независимым оценщиком.

4. Если нематериальный актив передан собственниками в качестве взноса в уставный капитал, первоначальную стоимость НМА следует указать в протоколе собрания участников.

Последующая оценка НМА

В бухгалтерском учете последующая оценка может возникнуть в связи с переоценкой нематериальных активов или их обесцениванием. Проведение переоценки НМА — это право компании, а не обязанность.

Если принято решение провести переоценку, то в дальнейшем ее следует делать регулярно, чтобы стоимость НМА в бухгалтерском учете существенно не отличалась от их текущей рыночной стоимости.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Экспертную оценку НМА лучше поручить компании, которая имеет соответствующий опыт оценки именно нематериальных активов.

Проведение переоценки НМА позволит увеличить капитализацию компании. Есть и другие преимущества: отчет независимого оценщика, подтверждающий соответствие стоимости НМА рыночной, пригодится, если потребуется продать НМА, передать в пользование, при заключении лицензионного соглашения или при расчете суммы роялти, при передаче НМА в залог банку и т. д.

Компании, которые формируют отчетность по Международным стандартам финансовой отчетности, должны проверять нематериальные активы на предмет обесценивания. Организации, применяющие российские стандарты учета, проверять НМА на обесценивание не обязаны.

Начисление и учет амортизации НМА

Нематериальные активы можно списывать до постепенной утраты ими своей ценности только путем начисления амортизации. Самое сложное в вопросе амортизации — корректно определить срок полезного использования.

К СВЕДЕНИЮ

Срок полезного использования нематериального актива — это период времени, в течение которого компания рассчитывает использовать НМА для получения дохода. Его применяют для определения величины амортизационных отчислений.

Если исключительные права приобретены за плату, срок полезного использования определяют по патенту, свидетельству или по договору, где указан срок исключительного права на объем НМА.

Если нематериальный актив создан своими силами, срок полезного использования устанавливают самостоятельно. Он будет равен сроку, в течение которого компания планирует получать доход от использования этого НМА.

Срок полезного использования нематериального актива определяют пообъектно, указывают в месяцах и закрепляют в приказе в момент принятия НМА к учету.

Если по какому-либо объекту срок полезного использования однозначно определить не получается, такой объект признается активом с неопределенным сроком полезного использования и не амортизируется.

Срок полезного использования НМА следует ежегодно пересматривать и проверять на актуальность. Если срок существенно изменился, его нужно скорректировать и отразить в учете как изменения в оценочных значениях.

Не забывайте о нематериальных активах с неопределенным сроком. Если появилась возможность установить по ним срок полезного использования, нужно выбрать способ начисления амортизации и начать амортизировать объект НМА.

В соответствии с ПБУ 14/2007 компания вправе выбрать один из способов начисления амортизации исходя из ожидаемых поступлений будущих экономических выгод от использования актива:

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции, выполненных работ или оказанных услуг.

Важный момент: если оценить надежно будущие экономические выгоды от использования НМА не представляется возможным, применяют линейный способ амортизации.

В налоговом учете действуют иные правила определения сроков полезного использования и методов начисления амортизации НМА.

Нематериальные активы распределяют по амортизационным группам на 10 групп (аналогично основным средствам).

Если срок полезного использования нематериальных активов определить невозможно, НМА будут амортизироваться исходя из срока, равного 10 годам. При этом он не может быть меньше двух лет.

Если за объект НМА компания перечисляет периодические взносы, их можно учесть как прочие расходы, амортизировать НМА не нужно.

Методов начисления амортизации нематериальных активов в целях исчисления налога на прибыль два — линейный и нелинейный.

Для нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 20 лет применяется исключительно линейный метод. По остальным объектам можно выбрать — использовать линейный метод или применять нелинейный метод. При этом переходить с нелинейного метода амортизации на линейный метод можно не чаще одного раза в пять лет.

Выбранные способы начисления амортизации для целей бухгалтерского и налогового учетов закрепляют в учетной политике компании.

Амортизацию НМА начинают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия актива к учету, до полного погашения стоимости, списания или выбытия актива.

Для учета амортизации НМА в бухгалтерском учете применяют счет 05 «Амортизация нематериальных активов». Амортизацию нематериальных активов начисляют бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 05 «Амортизация нематериальных активов» Кредит счета 04 «Нематериальные активы».

Амортизация нематериальных активов (Дебет счета 05) списывается на счета учета затрат. Каких именно, зависит от того, где используется объект: производство, продажа товаров, управленческие цели и т. д.

Выбытие нематериальных активов

До истечения срока полезного использования нематериальный актив можно продать, подарить или передать в уставный капитал дочерней компании. В этом случае право собственности на НМА прекращается, сам актив и его амортизация списываются с баланса. Выбытие НМА оформляют актом.

После полного погашения стоимости нематериальные активы остаются собственностью компании (несмотря на то что не отражаются в составе активов в балансе).

Если НМА продолжает приносить компании доход по истечении срока полезного использования, срок и стоимость можно пересмотреть и в балансе восстановить.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ В БУХГАЛТЕРСКОМ БАЛАНСЕ

В бухгалтерском балансе все нематериальные активы необходимо отражать по остаточной стоимости в разделе I «Внеоборотные активы» по строке 1110 «Нематериальные активы».

Амортизация НМА отдельно в балансе не отражается, так как баланс составляется в нетто-оценке, то есть за минусом регулирующих величин. Поэтому арифметически строка 1110 определяется так:

Остаточная стоимость НМА (строка 1110 формы 1) = Дебет счета 04 «Нематериальные активы» – Кредит счета 05 «Амортизация нематериальных активов».

Информацию о нематериальных активах требуется заполнить не только в бухгалтерском балансе, но и развернуть в приложениях к нему.

В балансе есть строка 1130 «Нематериальные поисковые активы». Это активы особые, своеобразные. Их учет регулирует ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов», утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2011 № 125н. К традиционным нематериальным активам, учитываемым по ПБУ 14/2007, они отношения не имеют.

Строка 1130 бухгалтерского баланса предназначена для компаний-недропользователей. Здесь они отражают свои затраты на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых на определенном участке недр, которые не относятся к приобретению или созданию объекта, имеющего материально-вещественную форму.

К нематериальным поисковым активам относятся:

  • права на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
  • результаты разведочного бурения;
  • оценка коммерческой целесообразности добычи и т. д.

ОСОБЫЙ ВИД НМА — ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ

В бухгалтерском учете в составе нематериальных активов компания вправе учитывать свою положительную деловую репутацию.

Деловую репутацию нельзя купить, создать, получить в дар отдельно от компании. На нее как на обособленный объект не возникает права собственности.

Деловая репутация может возникнуть только при приобретении бизнеса в целом (предприятия как имущественного комплекса, его товарных знаков и исключительных прав на объекты НМА). Ее можно измерить.

По математической сути деловая репутация — это разница между ценой покупки, уплаченной продавцу бизнеса, и валютой баланса на дату покупки.

К СВЕДЕНИЮ

Валюта баланса — сумма всех активов и обязательств по балансу приобретаемого предприятия (Итог актива баланса = Итог пассива баланса).

По экономической сути положительная деловая репутация — это надбавка в цене бизнеса, которую покупатель намерен компенсировать своими будущими доходами.

Срок амортизации деловой репутации единый для всех — 20 лет. Амортизацию можно начислять только линейным способом.

Если цена покупки бизнеса окажется ниже валюты баланса, появляется отрицательная деловая репутация, которую включают в прочие доходы. К нематериальным активам она не относится.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нематериальные активы — это объекты интеллектуальной собственности, которые приносят компании доход.

Признаки нематериального актива:

• не обладает материально-вещественной формой;

• является обособленным/отделяемым от другого имущества;

• направленность — приносить компании экономическую выгоду;

• срок полезного использования более одного года;

• компания не планирует продать актив в течение 12 месяцев;

• можно установить стоимость.

Если объект интеллектуальной собственности не соответствует какому-либо из приведенных условий, объектом НМА он считаться не может.

Отражая в бухгалтерском балансе нематериальные активы, компания увеличивает свою капитализацию, повышает финансовую устойчивость, демонстрирует внешнему миру свой предпринимательский потенциал и инвестиционную привлекательность.

Деловая репутация как нематериальный актив

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее по тексту – Закон «О бухгалтерском учете) «Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.».

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона «О бухгалтерском учете» «Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются активы.».

Согласно пункту 7.2. «Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России» (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997) «Активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем.».

В соответствии с пунктом 4.11. «Концептуальных основы финансовой отчетности» (приняты Советом по МСФО) «Многие активы, например, основные средства, имеют физическую форму. Однако физическая форма не является необходимым условием наличия актива; поэтому патенты и авторские права, например, являются активами, если от них ожидается поступление в организацию будущих экономических выгод и если они контролируются организацией.».

В письме Министерства финансов Российской Федерации от 9 октября 2015 г. № 07-01-06/57871 отмечено, что «при принятии к бухгалтерскому учету имущества в качестве актива определенного вида следует руководствоваться критериями (условиями), установленными соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.».

Согласно письму Министерства Российской Федерации от 08.07.2019 № 07-01-10/50302 «Так, при принятии активов к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов – [необходимо руководствоваться] условиями, установленными Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденным приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н.».

В соответствии с пунктом 3 указанного Приказа Минфина России от 27.12.2007 № 153н «для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации);

б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе организация имеет надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права данной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации — патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т.п.), а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам (далее — контроль над объектом);

в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.».

Пункт 4 Приказа Минфина России от 27.12.2007 № 153н гласит, что «В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).».

В соответствии со статьей 132 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее по тексту – ГК РФ) «Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.».

В соответствии с пунктом 2 статьи 559 ГК РФ «Исключительные права на средства индивидуализации предприятия, продукции, работ или услуг продавца (коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания), а также принадлежащие ему на основании лицензионных договоров права использования таких средств индивидуализации переходят к покупателю, если иное не предусмотрено договором.».

Согласно статье 561 ГК РФ «Состав и стоимость продаваемого предприятия определяются в договоре продажи предприятия на основе полной инвентаризации предприятия, проводимой в соответствии с установленными правилами такой инвентаризации. До подписания договора продажи предприятия должны быть составлены и рассмотрены сторонами: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечень всех долгов (обязательств), включаемых в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размера и сроков их требований. Имущество, права и обязанности, указанные в названных документах, подлежат передаче продавцом покупателю, если иное не следует из правил статьи 559 настоящего Кодекса и не установлено соглашением сторон.».

В соответствии с пунктом 3.8. Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» «При инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить: наличие документов, подтверждающих права организации на его использование; правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.».

В соответствии с пунктом 42 Приказа Минфина России от 27.12.2007 № 153н «Для целей бухгалтерского учета стоимость приобретенной деловой репутации определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения).». Согласно пункту 43 указанного в настоящем абзаце Приказа Минфина №153н «Положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными неидентифицируемыми активами, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.».

Также необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 25 Приказа Минфина России от 27.12.2007 № 153н «При принятии нематериального актива к бухгалтерскому учету организация определяет срок его полезного использования.

Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать нематериальный актив с целью получения экономической выгоды (или для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).

Для отдельных видов нематериальных активов срок полезного использования может определяться исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования активов этого вида.

Нематериальные активы, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования.».

Согласно пункту 42 Приказа Минфина России от 27.12.2007 № 153н «Приобретенная деловая репутация амортизируется в течение двадцати лет (но не более срока деятельности организации).».

Нематериальный актив учитывается в бухгалтерском учете с помощью карточки унифицированной формы N НМА-1, форма которой утверждена Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г.№ 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве». Она заполняется на каждый нематериальный актив. Основанием для ее заполнения являются документы, подтверждающие исключительные права экономического субъекта на нематериальные активы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *