План счетов бухгалтерского учета
План счетов бухгалтерского учета составляют, чтобы сгруппировать счета компании по назначению. Это помогает упростить бухгалтерскую отчетность.
Что такое план счетов бухучета
План счетов — это таблица всех бухгалтерских счетов, с помощью которых в компании учитывают хозяйственные операции. На основании записей на этих счетах компания составляет бухгалтерскую отчетность: баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним.
Пример рабочего плана счетов
Синтетический счет | Наименование счета |
---|---|
01 | Основные средства |
01-1 | Основные средства в организации |
01-2 | Выбытие основных средств |
02 | Амортизация основных средств |
03 | Доходные вложения в материальные ценности |
03-1 | Вложения в недвижимое имущество |
03-2 | Вложения в оборудование |
План счетов используют все компании, потому что они ведут бухучет. Индивидуальные предприниматели не ведут бухучет, поэтому план счетов им не нужен.
Виды счетов бухгалтерского учета
В бухгалтерском учете есть синтетические счета и субсчета. Объясним на примере, что это такое.
План счетов бухучета — это список всех синтетических счетов и субсчетов компании.
Как составить план счетов бухучета
В России используют утвержденный Минфином план счетов бухучета. Этот план одинаковый для всех компаний, кроме банков: для них отдельные правила.
Действующий план счетов состоит из восьми разделов, в каждом из них — список обязательных счетов, которые должны быть в бухучете компаний, если у них есть соответствующие операции. В действующем плане есть и список субсчетов, но в дополнение к ним компании могут вводить свои субсчета, опираясь на специфику деятельности.
Собрали в таблице список разделов, которые есть в утвержденном плане счетов бухгалтерского учета.
План счетов бухгалтерского учета: для чего он нужен и как им пользоваться
С 1 января 2014 года новый закон «О бухгалтерском учете» (ФЗ-№402 от 06.12.2011) благополучно вступил в силу. В соответствии с этим законом вести бухгалтерский учет теперь должны абсолютно все организации – в том числе и те, которые используют упрощенный режим налогообложения. Причем если представители малого и среднего бизнеса имеют право вести бухгалтерию самостоятельно, то при крупных формах предпринимательской деятельности необходимо брать в штат главбуха либо заключать договор аутсорсинга со специализированной компанией. Словом, коль скоро без детального вникания в премудрости бухгалтерского учета не обойтись, план счетов (ПС) вместе с инструкцией по его применению придется изучать. И желательно – максимально подробно.
Что же представляет собой план счетов?
Итак, план счетов БУ – это перечень счетов, отражающих и группирующих всю информацию о хозяйственной деятельности компании. Его можно назвать схемой регистрации хозяйственных и финансовых операций в бухучете. Сегодня планом счетов пользуются все организации, в которых учет ведется методом двойной записи.
Из чего же состоит план счетов? В целом он содержит номера и наименования счетов первого порядка (синтетических) и второго порядка (аналитических и субсчетов). Первых в настоящее время выделяется 99, причем каждому присваивается двузначный код – от 01 до 99. Используют «по прямому назначению» только 60, все же остальные счета остаются свободными. Что касается субсчетов, то их нумеруют в пределах одного синтетического счета (начиная с 1); кроме того, выделяются так называемые забалансовые счета. Их легко опознать по трехзначной нумерации – от 001 до 011.
Наибольшую практическую ценность с точки зрения изучения плана счетов бухгалтерского учета имеют синтетические счета. Их группируют по восьми разделам:
- внеоборотные активы (от 01 до 08 включительно) – соответственно основные средства, амортизация основных средств, доходные вложения и материальные ценности, нематериальные активы, амортизация нематериальных активов, оборудование к установке, вложения во внеоборотные активы;
- производственные запасы (от 10 до 19) – материалы, животные на выращивании и откорме, резервы под снижение стоимости материальных ценностей, заготовление и приобретение материальных ценностей, отклонение в стоимости материальных ценностей, НДС по приобретенным ценностям;
- производственные затраты (от 20 до 39) – основное производство, полуфабрикаты собственного производства, вспомогательные производства, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, брак в производстве, обслуживающие производства и хозяйства;
- готовая продукция и товары (от 40 до 49) – выпуск продукции/осуществление работ/ оказание услуг, товары, торговая наценка, готовая продукция, расходы на продажу, товары отгруженные, а также выполненные этапы по незавершенным работам;
- денежные средства (от 50 до 59) – касса, расчетные счета, валютные счета, специальные счета в банках, переводы в пути, финансовые вложения, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги;
- расчеты (от 60 до 89) – расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты с покупателями и заказчиками, резервы по сомнительным долгам; далее – только расчеты: по краткосрочным кредитам и займам, по долгосрочным кредитам и займам, по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению, с персоналом по оплате труда, с подотчетными лицами, по прочим операциям, с учредителями, с дебиторами и кредиторами, а также внутрихозяйственные расчеты;
- капитал (от 80 до 89 включительно) – уставной капитал, собственные акции или их доли, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенная прибыль/непокрытый убыток, целевое финансирование;
- финансовые результаты (от 90 до 99) – продажи, прочие доходы/расходы, недостачи и потеря от порчи ценностей, резервы предстоящих расходов, расходы будущих периодов, доходы будущих периодов и, наконец, прибыли и убытки.
Что касается перечня забалансовых счетов, то выглядит он следующим образом:
- 001 – арендованные основные средства;
- 002 – принятые на ответственное хранение ТМЦ;
- 004, 003 – соответственно материалы, принятые в переработку/товары, принятые на комиссию;
- 005 – принятое для монтажа оборудование;
- 006 – бланки строгой отчетности;
- 007 – задолженность неплатежеспособных дебиторов, списанная как убыток;
- 008 – полученные обеспечения обязательств и платежей;
- 009 – выданные обеспечения обязательств и платежей;
- 010, 011 – соответственно износ основных средств, сданные в аренду основные средства.
План счетов утвержден приказом российского Минфина от 31.10.2000 г. (ред. 2010 г.). Используя этот документ, руководство любого предприятия может составить свой вариант, подобрав список аналитических и синтетических счетов, максимально подходящих для ведения учета именно в этой организации.
Рабочий план счетов: как его сформировать
При необходимости создать на предприятии собственный рабочий план счетов необходимо руководствоваться не только соответствующим ПС, утвержденным Министерством финансов, но и иными регулирующими документами. Во-первых, это приказы российского Минфина №174н от 16.12.2010 (для бюджетных организаций), №162н от 06.12.2010 (для казенных учреждений), №183н от 23.12.2010 (для автономных организаций). Во-вторых, это инструкция по применению, устанавливающая единый подход к использованию плана счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Кроме того, инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учетасодержит краткую характеристику всех синтетических и аналитических счетов, информацию об их назначении, структуре, а также экономическое содержание обобщаемых на счетах фактов хозяйственной деятельности.
Каким же образом формируется рабочий план счетов? Из официального перечня руководству компании необходимо выбрать наиболее подходящие для конкретной организации инструменты максимально удобного и функционального бухучета. Чтобы решить эту задачу было проще, в Инструкции и собственно ПС даны характеристики каждого счета и представлены типовые схемы корреспонденции с другими синтетическими счетами. Если таковой не предусмотрено, то предприятие может дополнить схему, однако действовать при этом можно исключительно в рамках установленного инструкцией единого подхода.
После составления и утверждения рабочий ПС оказывается очень полезным инструментом управленческого учета, представляющим собой систему сбора, регистрации и обобщения информации о финансово-хозяйственной деятельности компании. Иными словами, рабочий план счетов не только наглядно демонстрирует топ-менеджерам и руководству структурных подразделений предприятия плановую и фактическую информацию, но и дает возможность составить прогноз деятельности фирмы. В свою очередь, это позволяет принимать максимально эффективные управленческие решения и правильно осуществлять руководство компанией.
Прежде чем перейти к формированию рабочего плана счетов главный бухгалтер организации должен последовательно решить две задачи:
- определить, какие именно синтетические счета нужны предприятию;
- установить, какие аналитические счета необходимо открыть к выбранным синтетическим счетам.
Как же должен выглядеть в итоге рабочий план счетов? В любой компании он имеет древовидную структуру, а все осуществляемые бухгалтерские операции находят отражение 26-разрядных счетах. Вне зависимости от типа организации состав рабочего плана счетов следующий:
- синтетические счета (для учета имущества, обязательств и операций по хозяйственным процессам), на которых учитываются финансовые результаты и отдельные виды имущества, обязательств, капитала;
- прикрепленные к синтетическим аналитические счета (для контроля над сохранностью и движением объектов бухучета), на которых ведутся расчеты и в натуральных, и в стоимостных показателях, – предназначены для детализации данных по содержанию синтетического счета. При необходимости можно вовсе отказаться от использования аналитических счетов или использовать собственную номенклатуру;
- субсчета, служащие для детализации основных счетов.
Более подробная структура рабочего плана счетов будет зависеть от типа финансового обеспечения учреждения и вида организации (казенная, автономная, бюджетная).
План счетов для субъектов малого предпринимательства
В чем же состоят особенности процедуры составления рабочего плана счетов для ИП? Главное отличие – возможность субъектов малого предпринимательства сократить количество используемых синтетических счетов. Это может быть полезным, если предприниматель желает рационализировать, оптимизировать свой бухучет.
На практике такое упрощение может выглядеть следующим образом.
- Раздел «Производственные запасы»: счет 10 «Материалы» может заменить одновременно собственно 10-й счет, а также счета 07 «Оборудование к установке» и 11 «Животные на выращивании и откорме».
- Раздел «Затраты»: счет 20 «Основное производство» может консолидировать информацию как по непосредственно 20-му счету, так и по счетам 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», а также по счетам 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу».
- Раздел «Готовая продукция»: счет 41 «Товары» может дополнительно вместить информацию и по счету 43 «Готовая продукция».
- Раздел «Дебиторская и кредиторская задолженность»: на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могут учитываться данные как по 76-му счету, так и по счетам 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», а также по счетам 75 «Расчеты с учредителями» и 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
- Раздел «Денежные средства»: счет 51 «Расчетные счета» вполне может дополнительно «вместить» информацию по счетам 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и 57 «Переводы в пути».
- Раздел «Капитал»: на счете 80 «Уставный капитал» можно учитывать информацию также по счетам 82 «Резервный капитал» и 83 «Добавочный капитал».
- Раздел «Финансовые результаты»: на счете 99 «Прибыли и убытки» помимо данных по 99-му счету можно отображать информацию по счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».
Кроме того, индивидуальный предприниматель вправе принимать решения о целесообразности использования кассового учета доходов и расходов и отмены переоценки основных средств и нематериальных активов.
План счетов бухгалтерского учета
План счетов бухгалтерского учета – это система бухгалтерских счетов, предусматривающая их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учета.
По плану счетов бухгалтерского учета бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи. Он обеспечивает согласованность учётных показателей с показателями действующей отчётности.
План счетов утвержден приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (в редакции от 08.11.2010). План счетов применяется в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.
Структура плана счетов бухгалтерского учета
В основе Плана счетов лежат синтетические счета.
Эти счета пронумерованы, и их нумерация является обязательным условием.
Во вторую часть Плана счетов входят счета второго порядка или субсчета, в этих счетах нумерация необязательна.
То есть, План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете.
В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
При этом План счетов имеет иерархическую структуру.
План счетов в зависимости от экономической составляющей группируется по разделам.
В плане содержится 71 синтетический счет, из которых 11 счетов относятся к забалансовым.
Все счета плана объединены в 8 разделов:
Для удобства представим структура Плана счетов в виде Таблицы:
РАЗДЕЛ ПЛАНА СЧЕТОВ
СЧЕТА ПЛАНА СЧЕТОВ
Применяется для отражения информации об имеющихся активах фирмы
Используется для отражения информации об имеющихся предметах труда
Затраты на производство
Применяется для отражения информации о расходах по
Готовая продукция и товары
Используется для отражения данных о наличии и движении готовой продукции, и товаров
Применяется для отражения данных об имеющихся денежных средствах
Используется для отражения информации обо всех видах расчетов Организации с контрагентами, а также внутрихозяйственных расчетов
Используется с целью отражения данных о капитале Организации
Применяется для обобщения информации о расходах и доходах фирмы, а также для определения конечных итоговых финансовых показателей деятельности компании за отчетный и налоговый период (месяц, квартал, год)
Используется с целью обобщения данных, отражаемых на забалансовых счетах
Инструкция по применению Плана счетов
Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета.
В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов, раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
Описание счета бухгалтерского учета, план счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.
Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета
На основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции организация утверждает Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
То есть, используя утвержденный учет План счетов с комментариями и субсчетами, организации утверждают свой рабочий план счетов бухгалтерского учета, который будет применяться и который должен содержать полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.
В зависимости от содержания бухгалтерские счета подразделяются на активные счета, пассивные и активно-пассивные счета.
Начальное и конечное сальдо записывается по дебету счета / увеличение по дебету, уменьшение по кредиту.
Начальное и конечное сальдо записывается по кредиту счета / увеличение по кредиту, уменьшение по дебету.
Бывают: с односторонним сальдо (дебетовое либо кредитовое) / с двусторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно).
Отметим, что для учета специфических операций организация может вводить в Рабочий План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.
Также организация может уточнять содержание приведенных в бухгалтерском Плане счетов учета субсчетов, исключать и объединять их.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Типовой и рабочий план счетов бухгалтерского учета — таблица с пояснениями
Для учета деятельности предприятия бухгалтер применяет бухгалтерские счета, перечень которых утвержден на законодательном уровне.
Минфин своим Приказом №94н от 31.10.2000 утвердил типовой перечень счетов бухучета, именуемый План счетов.
Организация для отражения совершаемых операций из типового перечня выбирает необходимые счета, тем самым формируя свой рабочий счетный список.
Что такое План счетов и для чего нужен кратко простыми словами
Счетный план — это единый по РФ типовой набор счетов бухгалтерского учета с указанием их номеров, наименований, пояснений по применению. Приведен перечень основных балансовых счетов (первого порядка), субсчетов к ним (второго порядка), а также забалансовых счетов.
Всего Минфином утверждено 62 балансовых счетов (номер с 01 по 99, некоторые номера в настоящее время не используются) и 11 забалансовых.
Каждый отдельный счет предназначен для учета отдельных хозяйственных операций, объединенных по какому-либо признаку.
Примеры:
⇒ все операции с наличными деньгами показываются на счете 50 «Касса»;
⇒ все операции, связанные с поставщиками, отражаются на сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
⇒ все операции по учету движения товарных ценностей отражаются на сч. 41 «Товары» и т.д.
Все счета сгруппированы по разделам — всего их 8, отдельно показываются 11 забалансовых.
Что такое забалансовые счета и для чего они нужны — читайте в статье.
Пояснения по разделам
- основных средств,
- нематериальных активов,
- операций, связанных с их строительством, созданием, приобретением и выбытием
- предметах труда для обработки, переработки, использования в производстве, для хознужд;
- средствах труда, включаемых в состав оборотных активов;
- операций по их приобретению или заготовлению
- производством продукции;
- выполнением работ;
- оказанием услуг
- произведенной продукции;
- приобретенных товаров
- в банке;
- в кассе;
- на валютных счетах;
- ценных бумаг;
- платежных и денежных документов.
- поставщиками;
- подрядчиками
- покупателями;
- персоналом;
- банками;
- бюджетом;
- прочими дебиторами и кредиторами.
- ценностях во временном пользовании или распоряжении;
- принятых и выданных гарантий;
- бланках строгой отчетности;
- износе ОС;
- списанных невозвратных долгах дебиторов.
Типовой План бухучета 2020 — таблица с расшифровкой
Типовой счетный План содержит 99 счетов бухучета, однако заняты только 62 номера, остальные номера свободны и могут быть задействованы организацией для создания новых счетов, необходимых для отражения особенностей деятельности конкретной компании.
По типу учитываемых объектов и операций все счета типового Плана делятся на активные, пассивные и активно-пассивные.
Активные отражают учет активов, пассивные — учет пассивов, активно-пассивные — учитывают и те, и другие.
У каждого счета есть наименование и номер. Номера у балансовых — двухзначные, у забалансовых — трехзначные.
Все счета в типовом счетном Плане называются синтетическими первого порядка, для более детализированного учета можно открывать к ним субсчета второго порядка. План содержит рекомендации по их открытию.
Если нужен еще более точный учет, к субсчетам открываются аналитические счета.
Небольшим предприятиям обычно достаточно синтетического учета первого порядка, крупным необходим более подробный учет, поэтому они также используют субсчета второго порядка и аналитический учет.
В целом типовой План позволяет ускорить работу бухгалтера. Так как счета имеют номер, то в процессе учета и составлении проводок можно не использовать наименования, а указывать только номера, понятные всем.
Пример:
Хозяйственная операция — Поступление наличной оплаты от покупателя.
Данная операция учитывается в бухучете с помощью проводки: Дебет счета 50 «Касса» — Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Можно указать ее кратко без наименований: Дебет 50 — Кредит 62, такая запись также будет всем понятна.
Ниже представлена таблица, в которой содержатся все счета типового Плана с указанием номера, наименования, деления на активные, пассивные и активно-пассивные, а также указаны субсчета, которые могут быть открыты в соответствии с рекомендациями типового Плана.
Скачать в word
Скачать типовой План счетов (таблица с субсчетами) — word.
Скачать инструкцию к Плану счетов — word.
Как запомнить и быстро выучить?
Один из возможных, но не самых лучших способов запоминания бухгалтерских счетов — это зубрить наизусть номер и название, не разбираясь в назначении и особенностях применения.
Удобнее и быстрее можно запомнить счета бухучета, применяя их на практике в различных задачах, разбираясь с порядком их применения.
Для учета операций необходимо составлять проводки, для этого придется постоянно определять корреспондирующие счета, выбирая их из Плана. Вновь и вновь обращаясь к Плану происходит постепенное запоминание.
Нет необходимо специально заучивать номера и названия, лучший способ — это решать задачи по бухучету на составление проводок.
Также нужно понимать, что все счета бухгалтеру могут и не понадобиться. На практике формируется Рабочий План из тех номеров, которые нужны для ведения бухгалтерского учета. Производственные предприятия используют один набор счетов, торговые — другой. Крупные предприятия ведут более детальный учет, а небольшие компании могут упрощать бухучет, обобщая данные.
Разработка рабочего плана для организации
Минфин разработал типовой счетный План, однако предприятию дается право на его основе формировать и разработать свой Рабочий План, который будет применяться для бухгалтерского учета.
При разработке Рабочего счетного плата организация может:
- выбирать и использовать только нужные синтетические счета первого порядка из утвержденного перечня;
- дополнять их необходимыми субсчетами второго порядка;
- уточнять содержание отдельных субсчетов, дополнять и объединять их, удалять и добавлять новые субсчета;
- дополнять их необходимыми аналитическими счетами в любом количестве на свое усмотрение;
- использовать свободные номера для создания своих счетов бухгалтерского учета для отражения особенностей деятельности;
- уточнять содержание отдельных субсчетов.
В начале деятельности бухгалтер разрабатывает Рабочий План, далее сформированный перечень утверждается руководителем и закрепляется в учетной политике предприятия.
При разработке важно помнить о требованиях бухучета, установленных ПБУ (Положения по бухгалтерскому учету), Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и другими нормативными актами.
Задача бухгалтера — составить оптимальный План, счетов не должно быть слишком много (велик риск допустить ошибку и запутаться), не должно быть слишком мало (будет недостаточная детализация)
Пример для предприятия
Торговые предприятия могут сформировать Рабочий План из следующих счетов бухучета:
- 01 и 04 — отражение ОС и НМА;
- 02 — начисление амортизации ОС;
- 10 — учет всех МПЗ;
- 19 — учет входного НДС;
- 41 — отражение товаров для перепродажи;
- 44 — учет затрат;
- 50 и 51 — для учета наличных и безналичных денег;
- 60 и 62 — отражение расчетов с поставщиками и покупателями;
- 68 и 69 — расчеты по налогам и взносам;
- 70 — расчеты с работниками;
- 75 — расчеты с учредителями;
- 80 — формирование уставного капитала;
- 84 — итог деятельности за год (прибыль/убыток);
- 90 и 91 — доходы/расходы по основной деятельности и прочие;
- 99 — финансовый результат.
Производственные предприятия дополнительно могут использовать счета учета расходов на производство, выполнение работ, услуг на сч. 20, при этом коммерческие затраты показывать на сч. 44.
Пример Рабочего Плана счетов и субсчетов, наиболее часто используемого предприятиями — скачать.
Субъекты малого предпринимательства могут обобщать данные.
Пример Рабочего Плана для малых предприятий:
- все материальные ценности отражать на сч. 10 «Материалы»;
- все расходы, связанные с производством, выполнением работ, услуг собирать на сч. 20 «Основное производство», не применяя счета 23, 25, 26, 28 и 29;
- все коммерческие расходы собирать на сч. 44 «Расходы на продажу»;
- товары и готовую продукцию отражать на сч. 41 «Товары»;
- всю задолженность отражать на сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», не применяя счета 60, 62, 71, 73, 75, 79;
- все безналичные деньги отражать на сч. 51 «Расчетные счета», не применяя счета 52, 55, 57;
- капитал учитывать на сч. 80 «Уставный капитал» вместо 80, 82, 83;
- все финансовые результаты отражать на сч. 99 «Прибыли и убытки» вместо 90, 91 и 99.
Полный курс «Бухучет с нуля» можно приобрести по этой ссылке »»».
До 30 апреля 2021 года действует скидка 25%.