Проверка больничного листа в ФСС по номеру онлайн в 2021 году
ФСС-проверка больничного листа по номеру онлайн становится общедоступной процедурой и позволяет заинтересованным лицам получить на сайте ведомства полезную информацию по листкам нетрудоспособности. Рассмотрим, каким образом и кем она может быть запрошена.
Кому может понадобиться проверка больничного
Речь может идти о проверке:
- обычного бумажного больничного листа. Проверка здесь будет осуществляться, прежде всего, на предмет подлинности документа. Основные заинтересованные лица в этом — работодатель и сотрудник, на которого оформлен больничный;
- инновационного электронного больничного.
Самый крутой бухгалтерский канал в Телеге. Ведут редакторы «Клерка». Главные новости, мануалы для бухгалтеров, без воды и рекламы. Плюс сливаем регистрации на бесплатные вебинары. Присоединяйтесь.
С июля 2017 года на федеральном уровне (до того — в нескольких регионах) начали действовать электронные больничные. В отличие от бумажных, которые выдаются на руки пациентам, они хранятся на серверах ФСС. Доступ к ним при необходимости могут получить:
- ФСС;
- медицинская организация, выдавшая документ;
- работодатель;
- сотрудник-пациент.
Каждый из них может запрашивать доступ к больничному в разных целях.
Рассмотрим подробнее, как проверить больничный лист в двух указанных разновидностях при использовании сайта ФСС и иных доступных ресурсов. Условимся, что такую проверку требуется провести работодателю, представителю медучреждения и самому пациенту.
Как проверить электронный больничный на сайте ФСС работодателю
Чтобы проверить больничный на сайте ФСС (и одновременно добавить в него необходимые сведения для последующей отправки в ведомство), работодателю нужно:
- Предварительно получить ЭЦП для документооборота с ФСС и создать учетную запись предприятия на сайте «Госуслуги». Подпись оформляется в аккредитованном удостоверяющем центре на руководителя организации. Создание профиля фирмы — на портале «Госуслуги».
- Получить от работника уникальный номер электронного больничного, который сообщается ему медицинской организацией после приема у врача.
- Войти в «Кабинет страхователя» на странице http://cabinets.fss.ru.
- Выбрать вкладку «Электронные листки», затем — «Запросить листок».
- Ввести номер листка нетрудоспособности и СНИЛС работника.
- При необходимости выбрать сертификат, удостоверяющий права организации на осуществление запроса в ФСС.
- Дождаться появления найденного листка в «Списке листков».
- При необходимости — выбрать пункт «Заполняется работодателем».
- Заполнить соответствующую область больничного, нажать «Сохранить».
После этих действий заполненный больничный будет отправлен в ФСС на оформление компенсации по выплате пособий по нетрудоспособности.
С 01.01.2021 года к прямым выплатам ФСС присоединились все регионы.
Для удобства поиска больничного листка работодатель может воспользоваться фильтрами, предусмотренными веб-интерфейсом. Например, больничный может быть найден:
- по Ф.И.О. пациента;
- СНИЛС;
- номеру больничного;
- статусу документа;
- дате оформления.
При необходимости можно сформировать файл больничного в формате XML, чтобы впоследствии обработать его в криптографической программе, если она используется работодателем для электронного документооборота с государственными органами.
Проверка больничного листа по номеру онлайн может потребоваться и представителю медучреждения, которое выдало листок нетрудоспособности.
Получите доступ к 35 онлайн-курсам для кадровиков и бухгалтеров. Подключите «Клерк.Премиум». Вы сможете не только проходить курсы, получать сертификаты ИПБ России, но и задавать экспертам «Клерка» неограниченное количество вопросов. Мы ответим в течение дня. Это точно дешевле, чем иметь сторонних консультантов. Сможете собирать вопросы со всех коллег и даже давать им свой логин и пароль, и они тоже смогут задавать вопросы.
Как проверить больничный врачу
Чтобы проверить интересующий больничный лист, представитель медицинской организации также задействует знакомый нам ресурс http://cabinets.fss.ru. При этом он выбирает пункт «Кабинет МСЭ» и пользуется ЭЦП, оформленной в установленном законом порядке на медицинское учреждение.
Для проверки больничного врачу нужно:
- Войти в «Кабинет МСЭ».
- Выбрать нужный больничный по списку, который откроется сразу же после входа.
- Нужный листок можно найти с помощью различных фильтров — как и в случае, когда веб-интерфейсом пользуется работодатель.
Личный кабинет учреждения на сайте ФСС обладает широким спектром функций и, в частности, предусматривает:
- дополнение выписанного больничного различными данными, корректировку сведений в листке нетрудоспособности — в установленном порядке;
- удаление больничного — на определенных основаниях.
При применении веб-интерфейсов на сайте ФСС проверить больничный по номеру онлайн может быть интересно и пациенту — получателю пособия по нетрудоспособности.
Как проверить больничный работнику
Для проверки больничного самим работником используется тот же веб-интерфейс http://cabinets.fss.ru. Но в данном случае заинтересованное лицо выбирает опцию «Кабинет застрахованного».
К тому моменту у человека, как и в случае с работодателем, должен быть профиль на «Госуслугах». При этом оформлять квалифицированную ЭЦП от удостоверяющего центра необязательно. Достаточно лишь пройти процедуру подтверждения личности в уполномоченном центре по регистрации на «Госуслугах». Самые доступные из них — это отделения «Почты России», городские МФЦ, офисы Ростелекома, СбербанкОнлайн. Их услуги бесплатны.
Функционал «Кабинета застрахованного» позволяет, в частности:
- просматривать выданные работнику листки нетрудоспособности;
- распечатывать данные листки;
- просматривать данные по начисленным и выплаченным больничным;
- распечатывать справки по расчетам.
При необходимости пользователь может:
- просмотреть и уточнить сведения о себе;
- просмотреть и уточнить контактные данные.
И это лишь малая доля доступных для застрахованного лица функций.
Что касается просмотра данных о больничном листке, то они приведены во всей полноте и соответствуют тем данным, что отражены в обычном больничном. Для поиска нужного листка человек может, как и работодатель или врач медучреждения, воспользоваться специальными фильтрами по различным реквизитам листка нетрудоспособности.
Рассмотрим теперь, как проверить подлинность больничного листа в обычном бумажном виде.
Как проверить подлинность бумажного больничного
Проверка, о которой идет речь, может включать следующие процедуры:
1. Проверку элементов защиты документа. К таким элементам относятся:
- водяные знаки — с логотипом ФСС;
- надписи, просвечиваемые ультрафиолетом.
2. Визуальную проверку документа на предмет:
- качества бумаги (она не должна отличаться на ощупь от той, из которой сделаны достоверно подлинные листки);
Если провести по номеру рукой, то вы должны почувствовать неровный рельеф.
- наличия микротекстов (хорошо различимых только с использованием увеличительного стекла) со словосочетанием «Листок нетрудоспособности», которые располагаются под подписями врача, директора и бухгалтера фирмы-работодателя;
- корректности заполнения (с точки зрения отражения сведений о медучреждении).
3. Сверку номера больничного с базой данных недействительных листков, которую ФСС формирует и выкладывает на сайте.
Для этого скачайте реестр недействительных больничных и сверьте с номером бумажного больничного, который находится сразу под штрихкодом. Если совпадения будут, значит, больничный на момент его предъявления работником недействителен.
Данный реестр обновляется один раз в месяц, поэтому данные могут быть не актуальны. Более надежный способ — отправить запрос в территориальное отделение ФСС по месту учета, приложив копию больничного листа. Соцстрах отправит запрос в медучреждение, которое подтвердит или опровергнет подлинность бланка. Минус такого способа — проверка занимает очень много времени.
Поддельный больничный может повлечь за собой негативные последствия.
Больничные могут быть бумажными и электронными. Во всех случаях может потребоваться их проверка. Бумажные, как правило, проверяются на предмет подлинности, электронные — на предмет корректности оформления и в иных целях, предусмотренных спецификой электронного документооборота основных пользователей листка нетрудоспособности — работодателя и медучреждения. Доступ к электронным больничным вправе получить и сам пациент.
Электронный больничный в 2022 году: инструкция для бухгалтера
В 2022 году больничные стали только электронными, во всех регионах России действует система прямых выплат: Соцстрах сам перечисляет пособие, а сотрудники не обязаны предоставлять листок нетрудоспособности. Расскажем, как бухгалтеру организовать работу с больничными по новым правилам.
- Что изменилось в оформлении электронных больничных
- Кто может выдать и получить электронный больничный
- Проактивная выплата пособий: схема взаимодействия
- Как работать с больничными в 2022 году: пошаговая инструкция
- Преимущества электронных больничных
Что изменилось в оформлении электронных больничных
С 2022 года вступили в силу поправки к Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании…», внесенные Федеральным законом от 30.04.2021 № 126. Они устанавливают новые правила электронного документооборота при назначении пособий.
Правило 1: больничный — исключительно в электронном виде
Бумажный листок нетрудоспособности теперь выписывают только работникам, сведения о которых составляют гостайну, или находящимся под госзащитой (п. 28 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Всем остальным сотрудникам больничный оформляется электронно.
Работодатели получают информацию по больничному тоже онлайн. Для этого они обязаны наладить электронное взаимодействие с ФСС. Электронный листок нетрудоспособности (ЭЛН) формируется в ЕИИС «Соцстрах» (п. 4 Приказа Минздрава от 23.11.2021 № 1089н, п. 3 Постановления Правительства от 16.12.2017 № 1567).
Проверять подлинность ЭЛН нет необходимости, так как подделки исключены. Никакие бумажные документы от работника не нужны. Сообщать номер больничного работник не обязан — уведомление об открытом листке работодатель получит из системы ФСС.
Правило 2: новый отчет о застрахованных лицах
С 2022 года почти все пособия выплачиваются в беззаявительном (проактивном) порядке. Для оперативной выплаты ФСС заранее собирает у работодателей сведения о сотрудниках по форме, утвержденной Приказом ФСС от 08.04.2022 № 119. Форма называется «Сведения о застрахованном лице» (СоЗЛ), она содержит персданные застрахованных сотрудников и реквизиты для перечисления им пособий.
Правило 3: сокращен срок для отправки сведений в ФСС
Срок, в течение которого работодатель должен отправить сведения, необходимые фонду для назначения и выплаты пособия, уменьшен с пяти рабочих дней до трех. Отсчет ведется с даты направления запроса фондом. Передаваемые сведения заверяются УКЭП компании.
Правило 4: виновник возмещает фонду излишнее пособие
С 2022 года Соцстрах вправе требовать возмещения излишних расходов, которые возникли у него из-за получения недостоверных сведений (подп. 6.1 п. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ). Если неверные сведения передал работодатель, возмещать лишние расходы будет он. А если виноваты сотрудник или медорганизация, то им и придется расплачиваться за ошибки.
Кто может выдать и получить электронный больничный
ЭЛН выдают сотрудники медорганизаций, имеющих лицензию на медицинскую деятельность (п. 2, п. 3 Приказа Минздрава от 23.11.2021 № 1089н):
- лечащие врачи, кроме врачей скорой помощи;
- фельдшеры, если они выполняют функции лечащего врача;
- зубные врачи, если в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь нет врача-стоматолога.
Получить больничный могут граждане, застрахованные по обязательному соцстрахованию на случай ВНиМ (п. 1 Приказа Минздрава от 23.11.2021 № 1089н):
- россияне;
- постоянно или временно проживающие в РФ иностранцы и лица без гражданства;
- иностранцы и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ (кроме ВКС).
Работники могут отслеживать информацию об ЭЛН на портале госуслуг или в личном кабинете на сайте ФСС.
Проактивная выплата пособий: схема взаимодействия
Порядок взаимодействия ФСС, страхователей и медучреждений в 2022 году выглядит так:
- Медорганизация открывает больничный лист, информация о нем тут же попадает в систему ФСС.
- ФСС смотрит, поданы ли за больного СоЗЛ, и по ним определяет работодателя.
- ФСС извещает работодателя, что его сотрудник открыл ЭЛН.
- После того как больничный закроют, ФСС уведомит об этом работодателя и отправит ему предзаполненные сведения для выплаты пособия.
- Работодатель должен подтвердить, а при необходимости изменить или дополнить эти сведения и передать обратно в Соцстрах в течение трех рабочих дней.
- ФСС может дополнительно направить извещение по инициативе инспектора. Срок ответа — 5 рабочих дней с момента подтверждения получения.
Далее Соцстрах перечисляет пособие и информирует об этом сотрудника и работодателя.
Как работать с больничными в 2022 году: пошаговая инструкция
Шаг 1. Настройте процесс работы с ЭЛН
Назначьте бухгалтера, ответственного за работу с электронными больничными и обеспечьте доступ к онлайн-системе. Если нужно, обучите новым правилам работы тех бухгалтеров, которые раньше работали только с бумажными больничными.
Во многих сервисах разрабатываются новые возможности для работы с электронными больничными. Для работы с электронными больничными можно воспользоваться и бесплатной программой, которую ФСС предлагает скачать в Личном кабинете работодателя.
Расскажите сотрудникам об изменениях, что больничные оформляются только в электронном виде. Можно сделать рассылку по электронной почте.
Шаг 2. Станьте участником ЭДО с ФСС
Способы электронного взаимодействия с Соцстрахом в 2022 году:
- через сервис электронного взаимодействия «Социальный электронный документооборот» (СЭДО), он интегрирован во все учетные бухпрограммы; на сайте фонда (предварительно нужно зарегистрироваться на Госуслугах);
- через оператора ЭДО.
Подключение к СЭДО через Контур.Экстерн
В Экстерне присоединиться к СЭДО можно в разделе «ФСС» — кнопка «Настроить СЭДО». Укажите в окошке регномер в ФСС:
Пройдемся по шагам:
1. Укажите регномер организации. При наличии кода филиала и его кода возможно разделение потоков документов. Для этого введите код.
2. Кликните «Включить СЭДО».
3. При включении СЭДО отобразится статус «Включен СЭДО».
4. Отправьте в ФСС форму «Сведения о застрахованном лице» (СоЗЛ) по каждому работнику — обязательно до его выхода на больничный. Подробнее о форме СоЗЛ читайте в этой инструкции.
Теперь вы сможете получать уведомления об открытии, продлении, закрытии и аннулировании больничных, а также запросы от ФСС по недостающим сведениям.
Документы от Соцстраха поступают в раздел «ФСС» → «Проактивные выплаты» → «Входящие». Подробно о работе с входящими документами ФСС.
Подключение к СЭДО через Контур.Бухгалтерию
В Контур.Бухгалтерии подключиться к СЭДО можно на вкладке «Отчетность» → «ФСС» → «Настроить СЭДО».
Введите регистрационный номер компании, код филиала (при наличии), отправьте запрос на соединение. После того как получите уведомление «СЭДО включен», сможете из Бухгалтерии отправлять в Соцстрах сведения о работниках, принимать запросы и отвечать на них. Смотрите инструкцию по работе с больничным листом в Контур.Бухгалтерии.
Шаг 3. Подайте Сведения о застрахованных работниках
Чтобы ФСС при наступлении страхового случая оплатил работнику больничный, работодатель должен передать в фонд данные для расчета выплаты. Эти данные содержатся в отчете «Сведения о застрахованном лице», его форма утверждена Приказом ФСС от 08.04.2022 № 119.
СоЗЛ передают в ФСС в течение трех дней с даты получения их от сотрудника. Делается это:
- по новым сотрудникам — при трудоустройстве;
- по уже работающим — не позднее наступления болезни;
- при изменении данных работника.
Если у вас нет застрахованных лиц (все сотрудники трудятся по ГПХ), отчет не нужен.
Как подать в ФСС сведения о застрахованном лице
Шаг 4. Получите информацию об открытии ЭЛН
Врач поликлиники входит в систему ФСС и формирует в ней листок нетрудоспособности: вносит необходимые данные, копирует информацию из электронной медкарты. Также он запрашивает в системе уникальный номер электронного больничного.
Готовый больничный медучреждение выгружает в ЕИИС «Соцстрах».
Выдавая больничный пациенту, врач и медучреждение заверяют документ усиленными КЭП. На этом этапе сотрудник не увидит больничного, он только получит уникальный номер, который затем будут использовать медучреждение, работодатель и ФСС.
Соцстрах оповестит работодателя в онлайн-режиме об открытии ЭЛН на сотрудника, а также о каждом изменении статуса листка (открыт, продлен, закрыт, аннулирован) или о направлении работника на медико-социальную экспертизу.
Перечень данных, которые требуются для проведения медико-социальной экспертизы застрахованного и начисления пособия, а также сроки их сдачи утверждены Постановлением Правительства от 16.12.2017 № 1567.
Шаг 5. Передайте недостающие сведения в ФСС
После закрытия больничного ФСС уведомит об этом работодателя и направит ему предзаполненные сведения для выплаты пособия. Работодатель должен их проверить, подтвердить или исправить.
Большая часть сведений о сотрудниках у ФСС уже имеется. Фонд получает данные по межведомственной системе обмена информацией от других госорганов: ПФР, ФНС, ЗАГС.
Если от Соцстраха поступит запрос о представлении дополнительных сведений, работодатель обязан отправить их в фонд, подписав УКЭП, в течение трех рабочих дней после получения информации о закрытии ЭЛН.
Это могут быть сведения о (п. 22 Постановления Правительства от 23.11.2021 № 2010):
- периоде отсутствия работника в связи с болезнью;
- страховом стаже;
- заработке за расчетный период, разбитом по годам;
- замене лет в расчетном периоде;
- районном коэффициенте;
- продолжительности рабочего времени и др.
На основании полученных данных ФСС рассчитает пособие и перечислит его работнику.
Шаг 6. Оплатите первые 3 дня больничного
Если работник болел меньше четырех дней, данные в Соцстрах не подаются: в 2022 году, как и прежде, пособие за первые три дня выплачивает работодатель (Письмо ГУ — МРО ФСС РФ от 26.08.2021 № 10-16/03-629л). Сроки начисления и выплаты пособия законодательно не установлены, закрепите их в ЛНА.
ФСС оплачивает дни болезни, начиная с четвертого. Максимальный срок для перечисления пособия — 10 рабочих дней с момента получения необходимых документов и сведений (ст. 14.1, п. 1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ).
Больничные листы по беременности и родам, по карантину, уходу за больным членом семьи, при несчастном случае на производстве или профзаболевании, протезировании по медпоказаниям оплачиваются полностью из ФСС (подп. 2-5 п. 1 ст. 5, ст. 14.1 Закона № 255-ФЗ, Федеральный закон от 26.05.2021 № 151-ФЗ).
Пособие перечисляют на банковский счет через почту или иную организацию, которую работник указал в «Сведениях о застрахованном лице».
Бумажные больничные листки, выданные работникам до 31 декабря 2021 года включительно, принимайте и оплачивайте, как в прошлом году. Предъявить такой больничный к оплате сотрудник сможет только в течение 6 месяцев после закрытия. Продление бумажного больничного (или дубликат) оформляется в электронном виде (Информация ФСС от 10.01.2022).
Преимущества электронных больничных
В переходе на электронные больничные листы много плюсов:
- Минимум ошибок. При заполнении бумажного больничного ошибаются и врачи, и работодатели. Ревизоры-консультанты ФСС ежегодно находили ошибки в более чем 2 000 000 бумажных больничных, в том числе и бухгалтерские ошибки при расчете пособия. Использование электронных больничных листов способно свести эти ошибки к нулю.
- Меньше злоупотреблений. Новая система электронных больничных исключает злоупотребления при оформлении листков нетрудоспособности. Работнику будет гораздо сложнее подделать электронный листок, а факт подделки легче доказать.
- Меньше работы. С переходом на электронные больничные не нужно будет тратить время на:
- передачу бумажных больничных в территориальные отделения ФСС;
- учет фактов хозяйственной жизни листков, так как они являются бланками строгой отчетности;
- проверку подлинности больничных;
- хранение и обработку архива.
Меньше документов, трудозатрат и нарушений — ниже риски для всех участников электронного обмена.
Подготовила Ольга Якушина, редактор
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как получить информацию о своем «больничном» листе?
Через Электронные кабинеты ФСС РФ на сайте https:// cabinets . fss . ru / в Личном кабинете застрахованного лица (рис.1) или в Личном кабинете получателя социальных услуг на сайте https://lk.fss.ru/ существует возможность ознакомиться со статусом, суммой и количеством электронных листков нетрудоспособности застрахованного лица. Пройти в Личный кабинет получателя социальных услуг можно через официальный сайт Государственного учреждения – регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл http://r12.fss.ru/ (рис.2).
Для перехода в Личный кабинет застрахованного лица необходимо авторизоваться в Личном кабинете сайта «Госуслуги» (рис.3).
В Личном кабинете застрахованного лица существует возможность ознакомиться с электронными листками нетрудоспособности, полученными застрахованным лицом, проверить расчет выплат по листку нетрудоспособности при помощи «Калькулятора выплат», а также написать запрос в Фонд (рис.4).
Нажав на номер электронного листка нетрудоспособности можно ознакомиться с информацией об листке нетрудоспособности (рис.5, рис.6).
Телефон Единого контакт-центра взаимодействия с гражданами:
8 (800) 600-00-00
8 (8362) 69-20-04
8 (8362) 42-62-51
Телефон «горячей линии»
8 (8362) 69-20-49
Телефон для медицинских организаций и страхователей по вопросам, связанным с новой коронавирусной инфекцией COVID-19:
Электронный больничный лист в 2022 году
При участии Юлия Бусыгина
В 2022 году все больничные стали электронными. Бумажные бюллетени больше не оформляются. О том, как получить и оплатить электронный листок нетрудоспособности, каковы плюсы и минусы перехода на новую систему читайте в нашей статье.
Вводная информация
Напомним, что изменения в законодательстве, которые позволили получать больничные листы в электронном виде, вступили в силу в июле 2017 года (Федеральный закон от 01.05.17 № 86-ФЗ). А в конце 2017 года были приняты подзаконные акты, регламентирующие порядок выдачи электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН), а также правила электронного взаимодействия органов ФСС, работодателей и медицинских организаций (утв. постановлением Правительства РФ от 16.12.17 № 1567; далее — Правила № 1567).
После этого ФСС начал работу по постепенному переходу на ЭЛН — этому были посвящены активные информационные компании 2018 и 2019 годов. Начиная с 2022 года, бумажные больничные в общем случае не используются. Листки нетрудоспособности теперь электроные ( ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ; см. «С 2022 года электронные больничные будут формировать без согласия пациента»).
В 2022 году действует порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности в форме электронного документа (приказ Минздрава от 23.11.21 № 1089н; далее — Порядок № 1089н).
Что такое электронный листок нетрудоспособности
Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции, действующей с 1 января 2022 года), медучреждение может формировать больничный лист только в электронной форме без дублирования на бумаге. Такой бюллетень размещен в информационной системе ФСС. Работник при желании может получить от врачей выписку из указанного документа. Подробнее см. « Как ФСС будет выплачивать больничные и декретные с 2022 года и как действовать работодателям ».
ЭЛН является полноценным документом, имеющим ту же юридическую силу, что прежде имел традиционный бумажный больничный лист. При этом технология выдачи электронного листка нетрудоспособности не предусматривает ни его распечатывания для передачи работником работодателю, ни пересылки напрямую из медицинской организации работодателю по ТКС. Все взаимодействие между заболевшим работником, медучреждением и работодателем происходит при участии ФСС через специально созданную для этого информационную систему, которая называется «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах». В этой системе ЭЛН формируются и хранятся на всех этапах работы с ними.
Важно
Создавать больничные листы в электронном виде с использованием ЕИИС «Соцстрах» вправе все медицинские организации: как государственные, так и частные. Следовательно, выдавать ЭЛН могут не только поликлиники или больницы, в которые сотрудники обращаются в рамках ОМС, но медицинские организации (в том числе частные), с которыми работодатель заключил договоры ДМС в пользу своих работников.
Условия работы с ЭЛН
В 2021 году больничный лист в электронном виде выдавали заболевшему сотруднику только с его письменного согласия. Об этом говорилось в пункте 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 16.12.17 № 1567. В 2022 году данный пункт не действует. Следовательно, сейчас ЭЛН оформляют без согласия пациента (см. «С 2022 года электронные больничные будут формировать без согласия пациента»).
Что касается работодателей, то для них с 2022 года работа с ЭЛН стала обязательной.
Чтобы пользоваться системой «Соцстрах», нужно совершить ряд действий. Во-первых, приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись (если таковой еще нет), так как только этот вид подписи можно использоваться при работе с ЭЛН (п. 16 Правил № 1567).
Получить ЭЦП по ускоренной процедуре и с полной техподдержкой Подать заявку
Во-вторых, установить на компьютеры сотрудников, работающих с ЭЛН, специальную программу для проверки электронной подписи и защиты информации.
Наконец, в-третьих, необходимо выбрать программное обеспечение, при помощи которого организация будет работать с ЭЛН. В настоящее время предусмотрено три варианта подобного ПО (подп. «а» п. 10 Правил № 1567). Так, можно применять программные средства, предоставляемые государством: личный кабинет страхователя на сайте ФСС с доступом через портал госуслуг или программу «Подготовка расчетов ФСС», доступную на сайте фонда. Также можно воспользоваться специальными бухгалтерскими сервисами, в которые интергирована опция «Социальный электронный документооборот» (СЭДО). Например, все действия, необходимые для работы с ЭЛН, можно выполнить в системе для подготовки и отправки отчетности « Контур.Экстерн ».
Далее нужно довести до всех сотрудников информацию о том, что организация принимает только ЭЛН. В частности, работникам надо разъяснить, что бумажные бюллетени сейчас не оформляются, что, несомненно, экономит им время.
Как получить ЭЛН
После того, как врач закроет больничный лист, медицинская организация сформирует в ЕИИС «Соцстрах» электронный листок нетрудоспособности, и заполнит в нем свою часть. Далее работник получит от врача специальный талон, где будет указан номер ЭЛН. Собирать дополнительные подписи медработников и проставлять в больничном листе печати медучреждения не надо.
Внимание
Выданный работнику талон с номером ЭЛН не является документом строгой отчетности. Передавать его работодателю не нужно. Талон не является обязательным документом для расчета и оплаты больничного. Работодатель не должен ни требовать его от работника, ни ждать, когда работник его предъявит.
Если сотрудник потеряет талон, то ему придется предпринять следующие действия. Сначала зарегистрироваться на сайте госуслуг, а затем зайти в свой личный кабинет на сайте ФСС, где он сможет увидеть номер своего электронного больничного листа. С помощью этого же кабинета работник может отслеживать движение средств по бюллетеню: сумму назначенного пособия, статус выплаты и т.д.
Инструкция по работе с ЭЛН для работодателя
Информацию об открытии, закрытии, продлении и аннулировании электронных бюллетеней работодатель получает из системы «Соцстрах». Далее страхователь размещает в ней сведения для расчета пособия по каждому ЭЛН и скрепляет их усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Сделать это необходимо в течение трей рабочих дней с момента получения сообщения о закрытом больничном листе.
Какие именно указать сведения, ФСС сообщит в своем запросе. Если все данные у инспекторов уже есть, они не станут запрашивать информацию. Подробнее см. «Какие сведения ФСС запросит у работодателя при начислении пособия: читаем новые правила».
Формируйте электронные реестры и сдавайте их в ФСС через интернет Подключиться
Если при заполнении ЭЛН работодатель допустил ошибку, то соцстрах пришлет ему извещение, где указан список необходимых исправлений. Внести их нужно в течение 5-ти рабочих дней с даты получения извещения.
ФСС выплатит пособия в течение 10 календарных дней после получения от работодателя сведений (см. «Как ФСС будет выплачивать больничные и декретные с 2022 года и как действовать работодателям»). Пособие за первые 3 дня болезни по-прежнему выплачивает работодатель из собственных средств.
Важно
Работник, которому выдан ЭЛН, не должен подавать работодателю заявление о выплате пособия.
Плюсы и минусы электронного больничного
Для страхователей переход на ЭЛН имеет несомненные плюсы. К ним можно отнести:
- полную защиту от оплаты поддельных больничных листов . Подлинность ЭЛН проверяет ФСС еще на этапе выдачи документа медучреждением. А значит, работодатель, запрашивая электронный больничный по номеру, предоставленному работником, получает для оплаты уже проверенный и одобренный фондом документ;
- отсутствие необходимости хранить больничные листы и предъявлять их при проверках. Вся информация об ЭЛН всегда есть в распоряжении ФСС, который может проверить ее без участия организации. А значит, предъявлять электронные больничные листы при проверках не придется. Это подтверждается на сайте ФСС .
Есть удобства и для работников. Электронная форма больничного листа делает невозможной его потерю или порчу. Наконец, в ЭЛН просто не может быть ошибок в указании информации о работодателе, так как медучреждение берет все сведения из базы данных ФСС. Также к плюсам можно отнести возможность отслеживать движение выплат по электронному бюллетеню через личный кабинет.
Что касается минусов перехода на новую систему, то, пожалуй, самый существенный из них на данный момент — сложности при работе с ЭЛН, которые могут возникать из-за технических сбоев в функционировании соответствующих электронных систем. Если судить по информации, размещенной на сайте ФСС , ошибки в работе систем достаточно оперативно устраняются.
Практические выводы
Подведем итоги. Переход на работу с электронными листками нетрудоспособности имеет положительные моменты и для работодателя и для работников. Минусы работы с ЭЛН в настоящее время связаны с технической стороной вопроса. Также придется приобрести необходимое программное обеспечение и сертификаты УКЭП (если их еще нет).