Как формируется штрих код
Перейти к содержимому

Как формируется штрих код

Как сделать штрих-код на товар

Добрый день! Меня зовут Валерий Антонов. Я российский предприниматель, основатель сообщества «Бизнес всем». Сегодня хочу рассказать, как правильно сделать штрих-код на свою продукцию, чтобы он устроил торговые сети и не было мучительно больно за ошибочно потраченные деньги.

В сегодняшней статье ищите ответы на самые популярные вопросы в области штрих-кодирования: можно ли формировать штрих-коды самостоятельно, нужно ли их регистрировать, к кому обращаться и как не попасться на удочку мошенников.

Для тех, кто не любит читать длинные тексты предлагаю посмотреть видео, дублирующее информацию этой статьи.

Штриховой код — это изображение, содержащее закодированную информацию о продукте, которое необходимо для автоматизации систем учета. В большинстве случаев для этого используют коды стандарта EAN.

EAN, European Article Number (европейский номер товара) — самый популярный стандарт кодирования, созданный сначала в Европе, а затем распространившийся по всему миру.

Коды стандарта EAN используются:

  • в онлайн и офлайн магазинах;
  • на складах;
  • в почтовых службах;
  • на маркетплейсах.

Код представляет из себя прямоугольное поле с чередующимися черными и белыми полосами. Внизу располагаются цифры, которые дублируют информацию из комбинации этих полос. Если в случае повреждения кода сканер не сможет его прочитать, то благодаря этим цифрам сотрудник склада или кассир смогут вручную внести информацию в систему.

В настоящее время самые популярные EAN коды в России это:

  • EAN-13 (состоит из 13 цифр) — используется в большинстве случаев;
  • EAN-8 (состоит из 8 цифр) — используется в том случае, когда маленький размер упаковки не позволяет нанести полноценный код из 13 символов.

Штрих-код EAN-13 состоит из нескольких отдельных секторов:

Первые 3 цифры для префикса – означают код национальной организации, в реестре какого государства находится производитель. Каждая страна имеет один или несколько своих кодов. Так, например, для России предусмотрены коды — 460-469 и 793-799, для Китая — 680-689 и 690-699, для Беларуси — 481.

Обратите внимание, что при формировании этих цифр имеется в виду не страна производства, а местонахождение регистрирующего органа. Иными словами, если компания-производитель находится в России, регистрирует продукцию в России, а выпускает её в Китае, то префикс будет российский, а не китайский.

4-7 цифры — это код производителя.

8-12 цифры — это номер товара, под которым он зарегистрирован в базе данных производителя. Не содержит данных о характеристиках товара (цвете, размере и т. д.) .

13 цифра — контрольная. Необходима для запуска считывания сканером и проверки на подлинность кода.

Знак «>» — нужен для определения «свободной зоны». Применяется опционально, его наличие или отсутствие не влияет на работоспособность штрих-кода.

На территории России можно использовать префиксы двух диапазонов. Это связано с территорией использования кодов. Для обращения только внутри России можно использовать 460-469 и 793-799, а если продукция будет продаваться за границей, допускается только 460-469.

Да, можно. Но только для использования внутри одного предприятия. В этом случае нужно использовать проверенное средство для генерации штрих-кодов, чтобы избежать ошибок, а после генерации в обязательном порядке протестировать готовый код на сканере. Для генерации кодов собственными силами нужно, чтобы штрих-код начинался с цифры 2.

Если Вы планируете продавать товары в магазинах или маркетплейсах, необходимо регистрировать штрих-код в системе автоматической идентификации. Вы оплачиваете не штрих-код, а его регистрацию.

В мире, где существуют миллионы разных товаров, есть большая вероятность того, что сформированный самостоятельно код уже может быть кем-то занят. Если произойдет ситуация, что на складе торговой организации лежат два разных товара от разных производителей, но с одинаковым кодом, то возникнет сложность с учетом и персонал будет вынужден вручную разбирать эти товары. Отсюда уникальность штрих-кода является обязательным условием всех предприятий в сфере торговли, которые используют автоматизированную систему учета.

Добиться уникальности стало возможно благодаря специальным базам, которые выдают только свободные штрих-коды и закрепляют на них права за компаниями-производителями. Именно за регистрацию в базе и платит производитель, чтобы быть уверенным, что его код никем не занят.

В России выделяют три основные системы штрихкодирования:

  • ISBN (ISSN) (книжная продукция, журналы и периодические издания) . Коды этих систем представляют из себя международные стандартные книжные номера, которые используются в издательском деле. Именно эти коды применяют в своем учете книжные магазины и библиотеки. Отличие между ними в том, что ISBN назначается для отдельной книги, а ISSN для серии книг. Зарегистрировать коды этих систем можно в «Национальном агентстве ISBN» в составе «Российской книжной палаты».
  • GS1 (все товары) . Международная организация с административными центрами в Бельгии и США. Выдает стандартные коды EAN-13 на один год. Оформление занимает 1 рабочий день после оплаты, есть вступительный взнос и ежегодные членские платежи. В России представлена только одним партнером «Юнискан/ГС1 РУС».
  • DiSAI (все товары) . Российская организация. Создана в 2007 году. Выдает стандартные коды EAN-13 на бессрочной основе. Оформление занимает 1 день без предоплаты, без вступительных взносов и без ежегодных членских платежей. Представлена несколькими регистраторами с обязательной аккредитацией.

Так как с «ISBN» и «GS1» все понятно — у них в системе один представитель, то с «DiSAI» стоит уточнить, что при обращении к их партнеру-регистратору рекомендуем запросить аккредитацию партнера или проверить его нахождение в списке аккредитованных регистраторов на сайте ассоциации «DiSAI».

Все вышеописанные системы обмениваются между собой данными, чтобы выдавать уникальные штрих-коды без повторов. Но на рынке встречаются предложения выдачи кодов другими компаниями, не входящими в официальные системы, которые продают «воздух» — коды, не зарегистрированные в базах. На первый взгляд эти коды выглядят рабочими и даже могут быть приняты для оборота в сетевых магазинах. Однако, есть шанс получить код, который уже занят официальной системой или будет занят в будущем. В этом случае купленный неофициально код станет нерабочим, т. к. магазин или маркетплейс не будет разбираться в ситуации, а возьмет продукт с тем кодом, у которого есть официальная регистрация.

Поэтому советую быть внимательным и не обращаться к тем, кто предлагает приобрести штрих-код вне официальных систем. А также стоит обратить внимание, если компания-регистратор просит у вас ежегодные отчисления — это признак неофициальных регистраторов, т.к. среди официалов ежегодные взносы есть только в «GS1».

Из-за наличия ежегодных отчислений в системе «GS1» регистрация штрих-кодов действует 1 год — до следующего платежа. В системах «ISBN» и «DiSAI» штриховые коды действуют бессрочно до тех пор, пока существует ваша компания. При ликвидации или продаже вашей компании в будущем можно будет перерегистрировать коды на новую компанию за небольшую плату.

Поскольку штрих-коды продаются пакетами, состоящими из фиксированного количества кодов (5, 10, 100, 500 и т. д. штук в пакете) , обычно приобретают кодов больше, чем нужно, чтобы оставшиеся коды оставались в резерве до появления новых товаров. Например, если у вас сейчас производится 20 товаров, то можно приобрести пакет из 50 кодов. В этом случае 30 кодов останутся свободными (50-20=30). На них вы потом сможете самостоятельно вносить информацию о новых товарах, когда они у вас появятся.

Для тех предпринимателей, кто хочет получить штрих-коды на свою продукцию в системе DiSAI быстро и с минимальными затратами, предлагаю обратиться к нам в «МаксиКод» — аккредитованному московскому регистратору.

Наши специалисты с удовольствием проконсультируют Вас, помогут заполнить необходимые документы и проведут процедуру максимально быстро, с заключением договора. У нас отсутствует предоплата, платеж осуществляется в самом конце процедуры после всех проверок работоспособности и уникальности Ваших кодов с выдачей свидетельства от ассоциации DiSAI.

Надеюсь, что смог развеять туман над темой присвоения штрих-кодов для продукции и ответил на интересующие вопросы.

Штрих-коды товаров: что это такое, виды, типы, расшифровка, как формируется

Почепский Олег

Расшифровка значений цифр на штрих-кодах товара интересует не только продавцов, но и покупателей. Это заметные полоски, нанесенные в определенной последовательности и имеющие серьезное значение для идентификации продукта. Их используют для определения данных, отображения вида в складском и торговом учете, разделения разных вкусов или цветов внутри одного наименования во время инвентаризации. Есть различные системы кодирования, функции и технические требования к нанесению.

штрих коды товаров

Штрих-код на упаковке: что это такое и как называется

Так обозначается картинка, которая крепится или печатается для автоматизации учета. Она помогает опознать вещь, выявить конкретную разновидность и проверить информацию о ней в общей базе. С ее помощью можно сократить время на обработку данных и оптимизацию складских помещений.

Кажется, что в код закладывается все о товаре, но на самом деле это просто двухмерная графика, которая предназначена для считывания. Все сведения будут храниться в памяти сервера того предприятия, которое занимается производством обуви, одежды и многой другой продукции.

Можно встретить разные типы штрих-кода:

  • с неповторимым номером продукта;
  • с подробной информацией о производителе;
  • для оптимизации всего, что упаковано в разную тару — пачки, палеты.

История изобретения

Еще в 1948 году многие производства столкнулись с серьезной проблемой необходимости считывания для оптимизации складов и ускорения обработки заказов. Бернард Сильвер, аспирант университета, занялся вопросом маркировки вместе с друзьями. Начало экспериментов было не самым удачным — использовались ультрафиолетовые чернила, которые быстро теряли цвет и стоили дорого.

Правильное решение пришло внезапно — на пляже. Первый нужный код выглядел, как удлиненная азбука Морзе — это были широкие и узкие полоски. Чтобы считывать их, настроили технологию, которую обычно применяли для записи звука к фильмам.

В 1949 году изобретение отправили на получение патента. А в 1951 его отвергли, так как посчитали слишком дорогими воплощение и применение. В 1952 году документально подтвердили уникальность созданной системы, но из-за недостатка финансов и отсутствия спонсоров идею продали компании RCA.

В 1974 году появился первый супермаркет, в котором реализовывалась продукция через считывание. Сейчас чек от этой покупки хранится в музее «Американской истории» как символ начала новой эпохи.

Готовые решения для всех направлений

Склады

Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.

Магазины

Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.

Маркировка

Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.

E-commerce

Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.

Учреждения

Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.

Производство

Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.

RFID

Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.

ЕГАИС

Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.

Сертификация

Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..

Инвентаризация

Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.

Принцип штрихового кода на любом товаре

Так называют создание сменяющих друг друга черно-белых полос с отличающейся шириной. Это кодирование, которое в момент считывания передает данные через сканирующую и расшифровывающую технику.

Именно такая работа считается одним из максимально распространенных способов идентификации.

Максимально известными являются JEAN-13 и EAN-8. Все они имеют определенные значения. Из чего состоит штрих-код:

  • Начальные 2-3 символа указывают на страну, где находится банк сведений. Номера распределяет специальная международная организация.
  • Следующие 4 — цифры изготовителя. Его присваивают национальным органом страны-производителя.
  • Еще 5 — данные о продаваемом изделии. Здесь компания, изготавливающая продукцию, может самостоятельно зарегистрировать и присвоить регистрационные цифры внутри производства. Среди этих номеров обычно кодируется важные отличительные знаки для склада и продажи — окрас, масса, габариты, разновидность, вкус.
  • Последний символ — контрольное число. Он необходим, чтобы закончить считывание с использованием сканера. Находят его с помощью проведения легких арифметических действий.

Номинально размер всего кодированного послания составляет 31,35 мм, но с обеих сторон от него ничего не должно размещаться, поэтому полный размер с полями — 37,29 мм. Первый и последний символы будут удлиненными, чтобы выделить начало сканирования и его конец.

расшифровка штрих кодов на товаре

Функционал

Штрих-код имеет больше полезных функций, чем многие другие знаки, несущие информацию. Он пригодится на любом предприятии, в магазине, на складе.

  • Автоматизированное определение разновидностей при помощи считывающих устройств.
  • Автоматизация учета продукции на складских помещениях.
  • Контроль перемещений, местонахождения любого элемента партии, их количества.
  • Легкость управления погрузки, транспортировки, отгрузки, локализации в помещении.
  • Скорость загрузки и сбора заказа значительно вырастает, минимизируется риск ошибок.
  • Формирование улучшенной культуры обслуживания клиентов.
  • Маркетинговые исследования можно проводить быстрее, их результаты будут более достоверными и точными.

Виды штрих-кодов и их примеры

Существуют 3 формы:

  • EAN-13. Полный адрес из 13 знаков, используются только цифры.
  • EAN-8. Укороченный тип, включает в себя 8 носителей информации.
  • EAN-128. Увеличенный, этот вариант может содержать любое количество символов, цифровых и буквенных, они объединяются в разные группы.

Если нужно понять, как выглядит штрих-код, мы привели образец. У первых двух разновидностей из списка не может быть никаких иных обозначений, только числа. У подробных типов допускается размещение любого объема букв, скобок, других знаков.

Кодировку EAN-8 применяют обычно для маленьких партий или для малогабаритных изделий. Причина использования таких обозначений — проверка продукции на быстром конвейере. Чем меньше длина полосок, тем оперативнее они будут считаны без риска получить ошибочные результаты.

Расширенный формат обычно используется, чтобы снабдить данными другое предприятие, в которое деталь или расходник отправляется. Содержаться в значке штрих-кода может большое количество цифр. Цифровой тип носит такое название не по максимальной длине, а из-за словаря Code-128, который используется при составлении перечня. Он может означать что угодно, обычно содержит в себе закодированные:

  • название;
  • срок годности;
  • дату изготовления;
  • размер;
  • объем;
  • индивидуальный присвоенный номер производителя;
  • число партии или смены;
  • сорт.

Основным остается EAN-13, который постоянно используется в легкой промышленности.

Как расшифровывается информация на штрихкоде о производителе товара

Эти данные выдает международная компания EAN каждому предприятию отдельно. С помощью подобного порядка исключается вероятность возникновения одновременно двух разных элементов с одинаковым номером.

Способов кодирования 2 — линейный и двухмерный. Первый вид считывается только по горизонтали. Так можно закодировать малый объем, только 20-30 символов. Читает такие цифры даже недорогой простой сканер.

Второй вид называется двумерным. Чтобы его считать, потребуется специальное сканирование. С его помощью можно шифровать увеличенный объем данных и выдавать их простым считыванием. Расшифровывается в два направления — вертикальное и горизонтальное. Среди популярных:

  • Aztec;
  • Datamatrix;
  • Data Glyph.

Что же обозначает штрих-код на товаре? В нем закодирована самая важная информация о продаваемой продукции или услуге. Чаще наносят американский унифицированный знак в аббревиатуре UPC, созданный по рекомендациям европейской ассоциации.

Подробно о разновидности EAN-13

Это изображение, состоящее из уникального международного номера. Под полосками дублируется арабскими цифрами. В данной разновидности их будет 13.

Такой порядок необходим, чтобы в случае физического повреждения кода сделать возможной визуальное считывание. Если картинка размылась, поцарапана, не читается сканером по другим причинам, просто вбейте в базу число под ней.

Есть идея, что если расшифровать это послание, можно увидеть много важной информации о продаваемой вещи. На самом деле все иначе: в этом показателе зашифровано послание, которое будет ключом к базе.

Кодировка — добровольное дело, поэтому производитель имеет право получить свой номер в любом отделении. Тогда ему присваивается код той страны, в которой были получены документы. Давайте разберем, что будет закодировано в блоке о товаре. Всего это 5 цифр, если двигаться слева направо, то получим такие данные:

  • наименование;
  • важные для покупателей свойства;
  • вес, габариты;
  • ингредиенты в составе;
  • окрас.

Если смотреть на штрих-код вертикально, последняя отметка является контрольной. Это не случайное число, а вычисляемое из суммы стоящих впереди. Рассчитывается она по алгоритму:

  • все, что на четных позициях, суммируется;
  • затем полученное нужно умножить на 3;
  • плюсуются между собой нечетные числа;
  • складывается итог из раздела 2 и 3;
  • выявляется ближайшее кратное 10 сумме, которая получилась в пункте 4;
  • вычисляется разность между 5 и 4.

То, что получится, будет конечным в коде. Это служит для контроля реальности продукции на продаже. Завершает рисунок значок «>». Он показывает, что товар был изготовлен в соответствии с лицензией.

Как формируется уникальный штрих-код ITF-14

Его применяют, чтобы наладить складской учет и ускорить действия по сбору заказов или комплектующих. Он крепится на тару — индивидуальную или предназначенную для группы вещей.

Если считать такую последовательность сканером, то на ТСД или в базе отобразится не только разновидность продукта, но и количество, заключенное в пачку.

Такая кодировка отличается от EAN-13 появлением первой дополнительной цифры с типом комплекта. Последнее число тоже считается контрольным, но вычисляется без учета надстройки.

Наносится такой код на упаковку в виде наклейки, рисунка или с помощью трафарета. Это более крупное изображение, но оно предназначено, чтобы крепиться к упаковке, а не единице товара.

Как формируется штрих код

Рулонные наклейки со штрих-кодами

Все мы хорошо знаем, что сканер при этом считывает данные штрихового кода, нанесенные на ярлык или этикетку на одежде, обуви, продуктах питания и других товарах, продаваемых в розничной торговле. Однако не многие задумывались — как такой объем информации можно разместить на столь малой печатной площади, которую занимает штрих-код на этикетке.

Но оказывается, штрих-код вовсе и не содержит в себе данные о товаре — это всего лишь графическое изображение международного уникального номера товара, пригодное для автоматизированного или визуального считывания, а все сведения о товаре заложены в память сервера торгового предприятия, откуда они просто вызываются при считывании штрихового кода!

Помимо штрих-кодов с уникальными номерами товара, можно встретить штрих-коды с индивидуальной информацией предприятия изготовителя и штрих-коды, предназначенные для автоматизации складской обработки продукции, упакованной в различные виды тары (коробки, ящики, мешки и т.д.), а также специальные штриховые коды, используемые для самых разных операций по контролю и учёту.

История изобретения.

Изобретатель штрих-кода для этикеток — Бернард Сильвер.

Сильвер поделился этим вопросом со своими друзьями — Норманом Джозефом Вудландом и Джордином Джохэнсоном. Втроём они разработали систему маркировки продукции, основанную на использовании ультрафиолетовых чернил. Однако она оказалась не очень удачной, так как чернила были достаточно дороги и кроме того быстро выцветали на этикетке.

Озарение пришло к Сильверу, как это нередко бывает с изобретателями долго и упорно размышляющими о проблеме, в самом неожиданном месте — на пляже. Он сформировал свой первый штриховой код начертив на песке несколько символов азбуки Морзе: «Я только расширил точки и тире вниз и сделал из них узкие и широкие линии». Для считывания штрих-кода Сильвер приспособил технологию оптического саундтрека (звуковой дорожки), используемую для записи звука к кинофильмам.

В 1949 году Сильвер и Вудланд подали заявку в Патентное ведомство США на признание системы идентификации товаров с использованием штрих-кодов изобретением, а в 1951 году попытались привлечь к реализации своей идеи компанию IBM. Эксперты IBM, хотя и признали перспективность данной технологии, но сочли, что её воплощение в жизнь будет чрезмерно технически сложным и отвергли её, сославшись на то, что на данный момент компания не располагает достаточными временными ресурсами для проведения всех необходимых работ. В 1952 году изобретатели получили Патент и продали его компании Филко (в дальнейшем известную как Гелиос Электрик Компани), которая в том же году перепродала его компании RCA.

Первой покупкой с использованием штрих-кода, нанесённого на этикетку, стала упаковка жевательной резинки Wrigley. Она была совершена в супермаркете «Марш» города Трой в штате Огайо 26 июня 1974 года в 8 часов 01 минуту утра. В настоящее время эта упаковка «жвачки» вместе с чеком хранятся в музее американской истории Смитсоновского института.

Виды штриховых кодов.

Изобретение Сильвера и Вудланда стало основой для разработки целой серии систем, использующих так называемые линейные (или «полосковые) штрих-коды. Такие коды считываются сканером при его горизонтальном перемещении над изображением штрих-кода.
Наиболее распространенным стандартом штрихового кодирования продукции и товаров является в настоящее время система EAN (European Article Number — Европейский Номер Товара), разработанная на основе американской системы UPC (Universal Product Code — Универсальный Код Товаров).

Номера продукции по классификации EAN присваиваются региональными (национальными) представительствами международной организации, ведающей вопросами стандартизации учёта и штрихового кодирования логистических единиц — GS1.

Существует три разновидности кода EAN:
  1. EAN-13 — полный код, содержащий 13 цифр.
  2. EAN-8 — сокращенный код, содержащий 8 цифр.
  3. EAN-128 — расширенный код, содержащий любое количество цифр и букв, объединенных в регламентируемые группы.

Штриховые коды EAN-8 используются для нанесения на изделия малых габаритов, на которых стандартные коды EAN-13 просто не умещаются физически, а также при проведении логистических и сортировочных операций с использованием быстродвижущихся конвейеров — сокращенный размер кода на этикетке снижает вероятность его ошибочного считывания.

Формат EAN-128 предназначен для передачи информации о товаре не потребителям, а другим промышленными предприятиями. Число 128 в названии кода означает не его длину, как в кодах EAN-8 и EAN-13, а то, что в нем используется словарь Code-128 и группы кодов, а сама длина не регламентирована. Код может содержать разнообразную информацию, например, код товара, сроки годности, размеры, объём, код партии производителя и т.д.

В данной статье мы подробно рассмотрим код EAN-13, так как именно он массово используется для маркировки продукции легкой промышленности.

Штриховой код EAN-13.

Код EAN-13 состоит из 13 комбинаций штрихов различной ширины, размещенных на различном расстоянии друг от друга. Каждая комбинация шифрует одну из арабских цифр от ноля до девяти.
Арабские цифры распечатываются ниже их штрихового изображения для того, чтобы дать возможность визуального считывания кода в случае его физического повреждения, сдавшего невозможным считывание с использованием сканера.

Штрих-код ограничен двумя краевыми знаками — удлиненными тонкими штрихами, а также разделён удлинёнными штрихами на две части — левую и правую. Разделение штрих-кода на части предназначено для дополнительной проверки корректности считывания кода специальным алгоритмом, в который мы не будем углубляться.

  • первые 2-3 цифры — региональный код (префикс) страны, где зарегистрирован данный номер;
  • следующие 4-5 цифр — регистрационный номер предприятия в данной стране;
  • следующие 3-5 цифр — порядковый номер продукции внутри предприятия;
  • последняя 13-я цифра — контрольное число, вычисляется из предыдущих двенадцати.

Расшифровка полей штрих-кода на этикетке

Следует отметить, что код страны, указанный в штрих-коде EAN-13, совсем не обязательно совпадает с кодом страны происхождения. Дело в том, что получение штрих-кода дело добровольное и производитель может получить его в любом национальном подразделении GS1. Например, самоклеящаяся этикетка напитка Кока-Кола, производимого в Москве, несёт на себе код Бельгии (54), так как европейское подразделение компании The Coca-Cola Company зарегистрировало штрих-код в Брюсселе.

В таблице приведены префиксы некоторых стран, входящих в систему EAN.

Версия для печати.

Код Страна Код Страна
00-09 США и Канада 64 Финляндия
30-37 Франция 690 КНР
380 Болгария 70 Норвегия
383 Словения 729 Израиль
385 Хорватия 73 Швеция
400-440 Германия 750 Мексика
460-469 Россия 759 Венесуэла
471 Тайвань 76 Швейцария
474 Эстония 770 Колумбия
475 Латвия 773 Уругвай
477 Литва 775 Перу
482 Украина 779 Апгентина
484 Молдова 780 Чили
489 Гонконг 786 Эвадор
45 и 49 Япония 789 Бразилия
50 Великобритания 80-83 Италия
520 Греция 84 Испания
529 Кипр 850 Куба
535 Мальта 858 Словакия
539 Ирландия 859 Чехия
54 Бельгия и Люксембург 860 Югославия
560 Португалия 869 Турция
569 Исландия 87 Нидерланды
57 Дания 880 Южная Корея
590 Польша 885 Таиланд
599 Венгрия 888 Сингапур
600-601 ЮАР 890 Индия
611 Марокко 893 Вьетнам
613 Алжир 90-91 Австрия
619 Тунис 93 Австралия
94 Новая Зеландия 955 Малайзия

Обратите внимание, что коды, начинающиеся с цифры «2» не входят в систему EAN, а предназначены для внутреннего использования отдельными предприятиями. Так, магазин или склад может использовать их для внутреннего пользования при маркировке товаров, не имеющих кода EAN-13. Разумеется, такие коды могут быть не уникальными.

Национальные представительства GS1 имеют право корректировать количество цифр, отводимое на номер предприятие и номер продукции. Главное, чтобы общее количество цифр было равно двенадцати, а полученный штрих-код был уникальным в глобальном масштабе.

Контрольное число (13-я цифра в коде) служит для проверки корректности считывания кода сканером.

Код России на этикетке

  1. Складываются цифры, находящихся на четных позициях: 6+3+2+7+7+7 = 32.
  2. Полученный результат умножается на три: 32*3 = 96
  3. Складываются цифры, находящиеся на нечётных позициях: 4+0+7+0+0+0 = 11
  4. Складываются результаты по п.п. 2 и 3: 96+11 = 107
  5. Определяется ближайшее наибольшее число к п. 4, кратное десяти: 107 → 110
  6. Определяется разность между результатами по п.п. 5 и 4: 110-107 = 3

После сканирования этикетки компьютер вычисляет контрольное цисло и сравнивает его с последней цифрой штрихового кода. Если результаты совпадают, то считывание признаётся успешным.

Штриховой код ITF-14.

Для автоматизации складского учета товаров, помещенных в индивидуальную или групповую транспортную упаковку применяется штриховой код ITF-14 (от английского Interleaved Two of Five). По штрих–коду ITF-14 компьютерная система учета определяет не только вид товара, помешенный в упаковку, но и его количество, которое однозначно соответствует виду упаковки. Другими словами, группа кодов ITF-14 является надмножеством кодов EAN-13 и отличается от них добавлением первой дополнительной цифры, обозначающий вид транспортной упаковки (например, 1 — коробка, 2 — ящик и т.д.).

ITF-14

Как и в коде EAN-13, последняя цифра в коде ITF-14 является контрольной, но определяется она не по всем предыдущим цифрам, а только по 12 из них, следующим за первой.

Обычно код ITF-14 наносится на упаковку в виде наклейки, но в виду того, что он значительно крупнее кода EAN-13, возможно его нанесение непосредственно на поверхность упаковки с использованием трафарета. На упаковки размером до 40х30х20 см и весом до 5 кг, штриховой код ITF-14 наносится только на одну сторону упаковки, а при размерах и весе, превышающих вышеуказанные — на три стороны (боковые и верхнюю плоскости).

Технические требования к нанесению штрих-кодов.

Рекомендуемые (номинальные) размеры штрихового кода EAN-13:
  • ширина символа – 37,29 мм;
  • высота символа – 25,93 мм;
  • высота штриха – 22,85 мм;
  • левая свободная зона – 3,63 мм;
  • правая свободная зона – 2,31 мм;
  • штрихи, образующие левый и правый знаки-ограничители, а также центральный знак-ограничитель должны быть удлинены вниз на 1,65 мм;
  • высота цифр в символе номинального размера — 2,75 мм;
  • минимальное расстояние от верхнего края цифр до нижнего края штрихов — 0,165 мм (рекомендуемое — 0,33 мм).

EAN13 размеры

  • Номинальный размер (со свободными зонами): 37,29х25,93 мм (100%).
  • Минимальный размер (со свободными зонами): 29,83х20,74 мм (80%).
  • Максимальный размер (со свободными зонами): 74,58х51,86 мм (200%).
Рекомендуемые (номинальные) размеры штрихового кода ITF-14.
  • внешний размер с рамкой: 152.40×41.40 мм;
  • толщина рамки: 4,8 мм;
  • левое и правое свободные поля: 10,16 мм.

ITF-14 размеры

Не допускается увеличение размеров ITF-14 более, чем 100% и уменьшение не более, чем на 75%.

Соблюдение вышеописанных требований к размером штриховых кодов обязательно, если Вы хотите самостоятельно изготовить макет этикетки.

Сочетания цветов при нанесении штрих-кода.

Процесс считывания штрихового кода основан реагировании сканером на чередование тёмных и светлых полей, поэтому контрастность перехода от полоски кода к фону должна быть достаточной для уверенного распознавания этого перехода. Наилучшим сочетанием цветов для 100-процентного распознавания штрих-кода с использованием красного луча сканера являются чёрный цвет штрихов и белый цвет фона.

Однако дизайнерские решения этикетки или упаковки продукции могут войти в конфликт с требованием чёрно-белого исполнения штрих-кода.
В этом случае можно воспользоваться рекомендуемыми сочетаниями, приведенными в таблице, а также запретить дизайнеру использование некоторых цветовых комбинаций.

Цветовые сочетания уверенно считываемые сканером.

Синий на белом Коричневый на белом Чёрный на белом Зелёный на белом
Синий на жёлтом Коричневый на жёлтом Чёрный на жёлтом Зелёный на жёлтом
Синий на оранжевом Коричневый на оранжевом Чёрный на оранжевом Зелёный на оранжевом

Цветовые сочетания, не рекомендуемые к использованию (сканирование возможно только при определённых условиях)

Синий на красном Коричневый на красном Чёрный на красном Зелёный на красном
Чёрный на зелёном Чёрный на синем Чёрный на зелёном Черный на коричневом

Цветовые сочетания штрих-кодов, запрещённые к использованию на этикетках.

Красный на зелёном Красный на синем Чёрный на золотом Оранжевый на золотом
Красный на золотом Красный на светло-коричневом Синий на зелёном Жёлтый на белом
Красный на белом Светло-коричневый на белом Золотой на белом Оранжевый на белом

Вверх ↑

Как получить штриховой код EAN?

Для того, чтобы получить коды EAN на свою продукцию, предприятию-производителю необходимо вступить в Национальную организацию товарной нумерации — Ассоциацию автоматической идентификации GS1 RUS (ГС1 РУС).

© Типография «Два клёна», 2016.
При перепечатке ссылка на сайт типографии «Два клёна» обязательна.

Как присвоить штрих код товару и можно ли сделать это самостоятельно

Чтобы избежать путаницы при учете продукции, каждой единице товара присваивается уникальный номер. С помощью специальной программы он переводится в графический вид. В результате получается штрихкод (ШК) — изображение, состоящее из черных и белых линий или квадратов, в котором зашифрована информация о товаре:

  • наименование;
  • дата изготовления;
  • производитель (название и адрес предприятия);
  • срок годности или эксплуатации;
  • состав и другие характеристики (их перечень зависит от вида продукции).

Штриховые коды генерируются автоматически в различных системах кодировки и наносятся на упаковку или этикетку товара, а также на групповую упаковку для транспортировки. Для работы с ними нужно специальное устройство — сканер ШК. Он считывает и расшифровывает их содержимое и передает эти данные на устройства, к которым подключен, — в онлайн-кассу, POS-терминал или на ПК.

В статье расскажем о том, какие виды штрих кодов существуют, где используются, кто и как присваивает их на продукцию и что для этого требуется. Подскажем, как автоматизировать учет товаров с идентификаторами, чтобы проводить операции с ними просто и быстро. А также объясним, как присвоить штрих код товару самостоятельно и в каких случаях это допустимо.

Зачем нужно присвоение штрихкодов на продукцию?

Использование штрихкодов позволяет быстро идентифицировать товары и облегчает работу с ними для всех участников оборота — производителей, импортеров, оптовых поставщиков и розничных продавцов. Они получают ряд преимуществ:

  • возможность создать автоматизированную систему учета и контроля перемещений продукции на предприятии для ее оптимального размещения на хранение, быстрого проведения приемки, отгрузки, инвентаризации и других операций;
  • минимизацию количества ошибок при вводе и обработке данных о товарах;
  • упрощение ведения складского и бухгалтерского учета и другой рутинной работы с документами;
  • рост скорости обслуживания покупателей на кассах при использовании сканеров штрихкодов.

Идентификацию по штрихкодам использует в своих интересах и государство. Например, в ходе таможенного контроля сканируются ШК импортируемой продукции для проверки законности ввоза. В России по штриховым кодам контролируется оборот товаров, подлежащих обязательной маркировке идентификаторами Data Matrix. Прослеживается движение всех видов такой продукции — от момента изготовления и до продажи потребителю.

Honeywell HF680

АТОЛ Impulse 12 BT

Mindeo MD6600

Как понять, какой штрих код нужно присвоить товару?

Вопросами стандартизации учета и штрихкодирования товаров на мировом рынке занимается некоммерческая международная организация GS1. Она имеет представительства более чем в ста странах. Ее филиал в России называется «ЮНИСКАН ГС1/РУС». GS1 управляет несколькими видами ШК, которые используются во всех секторах мировой экономики:

  • семейство EAN — EAN-8, EAN-13 и EAN-14 (включает два формата — GS1-128 и ITF-14);

  • группа UPC — UPC-A и UPC-E;

  • семейство DataBar — штрихкоды «Всенаправленный», «Сжатый всенаправленный», «Расширенный сжатый» и «Расширенный»;

  • GS1 Data Matrix;

  • GS1 QR-код.

В зависимости от внешнего вида ШК делятся на одномерные (1D или линейные) и двумерные (2D). Одномерные выглядят как последовательность чередующихся черных и белых полос. Двумерные имеют вид квадратов или прямоугольников из черных и белых ячеек и способны вместить больше данных, чем 1D-идентификаторы. К линейным штрихкодам относятся EAN, UPC, ITF-14, GS1-128, DataBar, к двумерным — Data Matrix и QR-коды. В России наиболее широко используются EAN-13, ITF-14, GS1-128 и Data Matrix, поэтому их и рассмотрим подробно.

Штрихкод EAN-13 присутствует практически на всех товарах в мире, включая те, которые выпускаются в РФ. Наносится на упаковку каждой единицы продукции, предназначенной для розничного сбыта, и состоит из тринадцати цифр:

  • первые три — обозначают страну изготовления. Для РФ это числа в диапазоне от 460 до 469 включительно;
  • следующие шесть — регистрационный номер производителя, присвоенный ему национальным подразделением GS1;
  • далее идут три, обозначающие код продукции по внутренней системе учета на выпустившем ее предприятии;
  • последняя — контрольная, рассчитывается на основании всех предыдущих.

В коде EAN-13 не всегда указывается именно та страна, в которой был изготовлен товар. Если производственные мощности и главный офис находятся в разных государствах — в идентификатор будет записано то, где зарегистрирована компания, а не то, где находится производство.

Форматы кодирования GS1-128 (прежде назывался EAN-128) и ITF-14 используются для работы с оптовыми партиями продукции: транспортировки, приемки и хранения на складе.

Если российское предприятие выпускает товары для экспорта, то, вероятнее всего, придется сформировать штрих коды GS1-128, так как большинство крупных торговых сетей за рубежом требуют, чтобы на вторичных упаковках была эта маркировка. Она содержит следующую информацию:

  • идентификатор приложения (AI) — описывает формат закодированных данных;
  • тип упаковки;
  • обозначение страны;
  • код производителя;
  • номер товара;
  • контрольное число.

ITF-14 состоит из четырнадцати цифр. В нем указываются:

  • тип агрегированной упаковки;
  • код продукции EAN-13 (кроме последней цифры) — где и кто изготовил, ее номер;
  • контрольное число.

GS1-128 и ITF-14 по размеру крупнее, чем EAN-13 и не требуют идеального качества печати. Выбирать, какой из них использовать, нужно в зависимости от того, сколько данных требуется закодировать (в GS1-128 помещается больше) и на какую поверхность будет наноситься изображение.

GS1-128 в основном применяется для маркировки контейнеров и палет. Его можно печатать на этикетках. А для ITF-14 это невозможно. Он в наибольшей степени подходит для коробок из гофрированного картона.

Идентификаторы EAN-13, GS1-128 и ITF-14 — международные. Предприятия должны наносить их на продукцию, предназначенную для продажи за рубеж. Но при этом лучше заранее уточнить у торговых партнеров, с какими ШК они работают и есть ли у них дополнительные требования.

Если российская компания ориентирована на внутренний рынок и не занимается экспортом, то достаточно получить только российские штрихкоды — в национальных форматах ROS-13 (для розницы и единичных упаковок) и ROS-14 (для опта и логистической тары).

Двумерный идентификатор Data Matrix используется в РФ в качестве средства, по которому в национальной системе мониторинга «Честный ЗНАК» отслеживается движение товаров с обязательной маркировкой. Таким образом государство борется с контрафактом в обороте. Этот ШК наносится на этикетку или упаковку каждого экземпляра продукции. Он включает в себя:

  • GTIN — номер товара в глобальном классификаторе GS1;
  • уникальный серийный номер единицы продукции;
  • проверочный ключ;
  • код проверки для контроля подлинности идентификатора и его защиты от копирования.

При формировании штрихкода datamatrix можно записать в него следующие сведения о товаре:

  • кто и когда изготовил;
  • номер партии, серии;
  • срок хранения;
  • состав и различные параметры (вес, размер и пр.).

Этот вид маркировки обязателен для:

  • обуви;
  • товаров легпрома (некоторых видов одежды и белья);
  • меховых изделий;
  • лекарств;
  • табачной продукции;
  • фотоаппаратов и ламп-вспышки;
  • шин и покрышек;
  • парфюмерии;
  • упакованной питьевой воды;
  • молочных продуктов.

Этот список актуален на октябрь 2021 года. Правительство планирует расширять его. Поэтому рекомендуем предпринимателям следить за новостями по обязательной маркировке на официальном сайте «Честного ЗНАКа».

Что касается остальных штрихкодов GS1, то у каждого из них тоже есть свое назначение и сфера применения. EAN-8 используется для малоразмерных розничных упаковок, на которых не хватает места для EAN-13.

Для продукции, идущей на экспорт в США или Канаду, возможно, потребуется формировать коды UPC системы gs1, так как они являются американскими стандартами ШК для розницы. Формат EAN в этих странах тоже признается, но иногда их компании настаивают на маркировке UPC. Ее разновидность UPC-A считается стандартной, а UPC-E предназначена для товаров маленькой величины.

Идентификаторы DataBar используются в розничной торговле (в основном для продуктов) и позволяют зашифровать много данных в небольшом изображении.

Что касается QR-кодов, то в них можно «зашить» практически любую информацию: ссылки на сайты, текст, номера телефонов и адреса электронной почты, логин и пароль для доступа к Wi-Fi сети и др. Они широко используются во всем мире — в маркетинговых и рекламных компаниях, учебных заведениях, музеях, магазинах, наносятся на товары и т. д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *