Как рассчитать операционную прибыль
Перейти к содержимому

Как рассчитать операционную прибыль

Расчет и формирование операционной прибыли (формула)

Операционная прибыль — важнейший показатель для оценки эффективности основного бизнеса компании, которому потенциальные инвесторы на практике уделяют повышенное внимание. Соответственно, руководству организации, чтобы привлечь инвестиции, следует обеспечить высокое значение этого показателя. Поэтому уметь корректно рассчитывать прибыль важно не только инвестору, но и руководству компании.

Формула операционной прибыли

Операционная прибыль — это прибыль, которую компания получает от основной деятельности. Поэтому основу для ее формирования составляет совокупный доход (выручка) от продажи товаров (работ, услуг).

О том, как определяется валовый доход, см. в материале «Как правильно рассчитать валовый доход?».

Для исчисления операционной прибыли выручку от основной деятельности компании следует уменьшить на величину расходов, сопряженных с получением такой выручки. Вычитаемые расходы в свою очередь подразделяются на:

  • себестоимость реализованной продукции (переменные затраты);
  • накладные расходы, не включаемые в себестоимость, но связанные с извлечением дохода от основной деятельности (аренда помещений, лицензионные платежи и пр.).

При этом в составе доходов (расходов) при расчете операционной прибыли не учитываются проценты к получению (уплате), а также доходы (расходы), связанные с инвестиционной активностью компании (т. е. инвестиционные и финансовые потоки).

Таким образом, операционная прибыль исчисляется по формуле:

ОП — операционная прибыль;

Вр — выручка от реализации товаров (работ, услуг);

Зпер — переменные затраты (себестоимость реализованной продукции);

НР — накладные расходы.

Величину ВР-Зпер также называют маржинальной прибылью, поэтому в укрупненном виде операционная прибыль рассчитывается как разница между маржинальной прибылью и накладными расходами.

Справедливо также утверждение о том, что операционная прибыль — это прибыль от продаж в терминах РСБУ (форма 2 Отчета о финансовых результатах, утвержденного приказом Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н в редакции от 06.04.2015).

Формирование операционной прибыли

Если потенциальному инвестору важна достоверность рассчитанного показателя операционной прибыли, то для руководства компании первостепенно понимание основных факторов, влияющих на ее формирование.

Кроме того, эффективным инструментом анализа деятельности предприятия выступает анализ рентабельности. Подробнее об этом читайте в материале «Как провести анализ рентабельности?».

Необходимость стимулировать рост операционной прибыли рано или поздно возникает в каждой развивающейся компании, стремящейся привлечь крупные инвестиционные ресурсы.

В таких условиях руководство организации может использовать 3 основных рычага влияния на показатель:

  • увеличить выручку от продаж (ценовая политика, расширение ассортимента);
  • оптимизировать переменные затраты (новые технологии производства, система логистики и т. д.);
  • снизить накладные расходы.

Важно помнить, что в формировании операционной прибыли не участвуют финансовые и инвестиционные потоки. Поэтому выдавать займы под проценты либо использовать доходы от участия в других организациях в целях повышения значения показателя смысла не имеет.

Чистая операционная прибыль

По своему характеру операционная прибыль представляет собой прибыль до налогообложения (до налога на прибыль).

Более наглядным показателем для инвестора выступает чистая операционная прибыль, цель расчета которой — показать, какая часть выручки от основной деятельности организации останется в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль.

Формула расчета следующая:

ЧОП — чистая операционная прибыль;

ННП — налог на прибыль.

Показатель чистой операционной прибыли приобретает ключевое значение для инвестора, к примеру, при выборе из нескольких альтернативных инвестиционных проектов, относящихся к регионам (странам) с различающейся налоговой нагрузкой.

О том, как правильно рассчитать налоговую нагрузку в РФ, см. в материале «Расчет налоговой нагрузки в 2015 году (формула)».

Итоги

Методика расчета операционной прибыли компании не является сложной и при наличии достоверных данных о хозяйственной деятельности организации не должна вызывать каких-либо затруднений у заинтересованных лиц. Вместе с тем понимание такой методики в равной степени важно как для потенциального инвестора, так и для руководства компании. От правильности исчисления показателя во многом зависит успешность привлечения необходимых инвестиций (со стороны бизнеса), а также целесообразность и прибыльность вложений (со стороны инвестора).

Что такое операционная прибыль?

Операционная прибыль — одна из строчек в финансовом отчёте компании и важный показатель фундаментального анализа для потенциальных инвесторов. Разберёмся, что это такое, как рассчитывается и чем отличается от чистой и валовой прибыли.

Суть термина

Операционная прибыль — это прибыль от основной (операционной) деятельности предприятия. Показатель отражает доход компании без учёта расходов на налоги и долговые обязательства. Именно с операционной прибыли организация «живёт» — поддерживает и развивает производство. После вычета из неё кредитных платежей, обязательств и налогов остаётся чистая прибыль, из которой формируется сумма дивидендов, если они предусмотрены.

Чтобы узнать размер операционной прибыли компании, достаточно заглянуть в её финансовые отчёты. В сведениях по МСФО это выглядит так.

Рис. 1. Операционная прибыль в отчёте по стандартам МСФО за 2019 год ПАО «Татнефть». Источник: сайт компании

Рис. 1. Операционная прибыль в отчёте по стандартам МСФО за 2019 год ПАО «Татнефть». Источник: сайт компании

Рис. 1. Операционная прибыль в отчёте по стандартам МСФО за 2019 год ПАО «Татнефть». Источник: сайт компании

В отчётах по стандартам РСБУ операционная прибыль отражена в строке с кодом 2200 — «Прибыль от продаж» в форме 2.

Рис. 2. Операционная прибыль за 2019 год в отчёте по стандартам РСБУ ПАО «Татнефть». Источник: сайт компании

Рис. 2. Операционная прибыль за 2019 год в отчёте по стандартам РСБУ ПАО «Татнефть». Источник: сайт компании

Рис. 2. Операционная прибыль за 2019 год в отчёте по стандартам РСБУ ПАО «Татнефть». Источник: сайт компании

В отчётности иностранных эмитентов это значение фигурирует как operating income.

Рис. 3. Операционная прибыль в консолидированном финансовом отчёте McDonald’s. Источник: сайт компании

Часто встречается ситуация, когда за операционную прибыль принимают близкий по определению термин в отчётности иностранных компаний — Earnings Before Interest and Taxes (EBIT) — прибыль до вычета налогов и процентов. Фактически показатели не считаются аналогами, так как имеют разные формулы расчёта: операционная прибыль предприятия включает доходы только от основной деятельности эмитента, а EBIT — от всех направлений. Значения будут равны только в случае, если у компании нет дополнительных источников дохода.

Ещё один показатель, с которым иногда путают операционную прибыль, — Earnings Before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization (EBITDA). Но это не идентичные значения, хотя коэффициент EBITDA часто используется инвесторами для сравнения рентабельности бизнеса. Он показывает прибыль компании до вычета налоговых обязательств, процентов по кредитам и амортизации по основным активам.

Как рассчитывается операционная прибыль

Формула расчёта операционной прибыли зависит от исходных данных. Основная выглядит так:

ОП = В — СС — КР — УР, где:

В — выручка — все денежные средства, которые эмитент получил в результате продажи своих продуктов и услуг;
СС — себестоимость — все затраты на производство конечного продукта;
КР — коммерческие расходы — средства, потраченные на реализацию продукта, например, упаковка и доставка;
УР — управленческие расходы — расходы, которые не относятся к производственным или коммерческим, например, командировки и услуги связи.

Отличия от чистой и валовой прибыли

Есть два других показателя прибыли, с которыми начинающие инвесторы порой путают прибыль от операционной деятельности предприятия — валовая и чистая. Несмотря на наличие слова «прибыль», суть у этих терминов разная.

Валовая прибыль — это доход компании, который остаётся от выручки после вычета себестоимости продукции. То есть операционная прибыль простыми словами — это разность между валовой прибылью и управленческими и коммерческими расходами.

Чистая прибыль — это сумма от дохода предприятия, которая остаётся после вычета всех обязательных платежей — налогов и прочих отчислений, которые подлежат уплате в бюджет. Размер чистой прибыли влияет на величину дивидендных выплат, если они предусмотрены политикой компании.

Для наглядности разберём пример — магазин по продаже сумок. Цена одной сумки — 5 тыс. руб., за месяц их продали 20 штук. Получается, что магазин получил:

20 * 5 тыс. = 100 тыс. руб. Это выручка.

У производителя торговая точка покупала сумки по 2 тыс. руб. за штуку, то есть себестоимость проданных сумок составляет:
20 * 2 тыс. = 40 тыс. руб.

Валовая прибыль — это разница между выручкой предприятия и себестоимостью выпущенной продукции. В нашем примере валовая прибыль составит:

Выручка 100 тыс. — Себестоимость 40 тыс. = 60 тыс. руб.

Хозяин магазина ежемесячно оплачивает аренду 10 тыс. руб. Зарплата продавца составляет ещё 20 тыс. руб. Нам нужно узнать, чему равна операционная прибыль. Формула будет следующей:

Операционная прибыль = Валовая прибыль — Аренда — Зарплата.

Или: 60 тыс. — 10 тыс. — 20 тыс. = 30 тыс. руб.

Чтобы вычислить размер чистой прибыли, нужно знать сумму обязательных платежей и налогов. Допустим, перечисления в бюджет по этим направлениям составят 10 тыс. руб. Тогда чистая прибыль магазина будет равна:

30 тыс. — 10 тыс. = 20 тыс. руб.

Операционная прибыль и инвестиции

Потенциальным акционерам наличие операционной прибыли говорит о том, что выручка компании полностью перекрывает расходы на производство и повседневную деятельность. В противном случае эмитенту приходится прибегать к заёмным средствам или снижению расходов, и, если он не наладит бизнес, это может привести к банкротству. Рост операционной прибыли указывает на то, что компания развивается, то есть она привлекательна для инвесторов.

При фундаментальном анализе компании часто оценивают не само значение, а рентабельность операционной прибыли (operating margin, операционная маржа) — её долю в объёме продаж. Чем выше этот коэффициент, тем эффективнее бизнес. Если показатель составляет 10% или меньше, предприятие находится на грани самоокупаемости.

Чтобы рассчитать коэффициент, размер операционной прибыли делят на сумму выручки и переводят в проценты:

Операционная маржа = (Операционная прибыль / Выручка) * 100%.

Рентабельность операционной прибыли удобно использовать при оценке разных эмитентов в одном секторе экономике. Динамика показателя за несколько лет и его отличие от среднего в отрасли позволяют сделать вывод об эффективности управления компанией.

Операционная прибыль — один из важнейших, но не единственный показатель в финансовых отчётах эмитентов, который помогает оценить перспективность вложений в бизнес. Ранее «Открытый журнал» рассказывал о других данных из отчётности компаний, которые будут полезны инвестору. Изучайте и инвестируйте с умом, а мы продолжим делиться полезными материалами!

Операционная прибыль компании: все, что важно знать инвестору

Прибыль — важнейший показатель финансовой отчетности. Ее анализирует руководитель для принятия решений о дальнейшем развитии бизнеса. Инвестор использует показатель для выбора объекта инвестиций. Но прибыль бывает разная и зависит от исходных данных для расчета. Что такое операционная прибыль и почему инвестору важно ее знать — в статье.

Операционная прибыль компании: все, что важно знать инвестору

Любой показатель прибыли — это результат деятельности компании за какой-то период. Инвестор уделяет ему особое внимание при анализе, потому что не хочет вкладывать деньги в убыточный бизнес. Но анализировать можно деятельность компании целиком или только ее часть. От этого зависит, какую прибыль оценивать — валовую, чистую или операционную. Все виды являются важными для принятия правильного инвестиционного решения.

Что такое операционная прибыль

Предприятие для получения прибыли может вести основную и дополнительные виды деятельности. Например, станкостроительная компания производит станки. Кроме этого, сдает неиспользуемые помещения в аренду всем желающим. В этом случае основной деятельностью будет производство и реализация станков. А дополнительной — сдача в аренду.

Операционная прибыль — это прибыль от основной деятельности предприятия, то есть деятельности, которая приносит наибольшую часть выручки. Она отличается от валовой, которая не учитывает коммерческие и управленческие расходы.

Посмотреть основной вид деятельности компании можно в документах финансовой отчетности, например в бухгалтерском балансе. Для этого нужно найти строчку ОКВЭД — вид основной деятельности при регистрации на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Основной вид экономической деятельности ПАО «Газпром нефть» по ОКВЭД. Источник: сайт ПАО «Газпром нефть»

Формула расчета операционной прибыли

Операционная прибыль рассчитывается по формуле:

Источник: аналитический отдел ООО «Ньютон Инвестиции»

Коммерческие расходы — это расходы на реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг предприятия. Например, они могут включать затраты на упаковку, доставку продукции до склада потребителя, оплату услуг торгового представителя, рекламу.

Управленческие расходы — это расходы, которые не связаны напрямую с основной деятельностью предприятия, но обеспечивают ее нормальное проведение. Например, они могут включать затраты на охрану объектов, покупку канцелярских товаров, связь и интернет, заработную плату бухгалтерии и управленцев, командировки.

Инвестор может оценить операционную прибыль не только в абсолютном значении, но и в относительном. Для этого можно рассчитать показатель рентабельности:

Р = ОП / В × 100%, где

ОП — операционная прибыль;

Рентабельность показывает, сколько предприятие получает операционной прибыли на каждый вырученный от реализации продукции рубль. Чем выше значение, тем эффективнее работает компания по своему основному профилю и тем привлекательнее будут ее акции для инвестиций. Но инвестор должен помнить, что принять правильное решение ему поможет только комплексный анализ предприятия, а не расчет одного показателя.

Отрицательное значение операционной прибыли называется операционным убытком. Вложения в убыточное по основной деятельности предприятие не оправданы.

Где искать операционную прибыль

Если инвестор выбирает ценные бумаги российской компании, то операционную прибыль он найдет в финансовой отчетности по РСБУ и МСФО. Информация есть на официальном сайте эмитента или на сайте Центра раскрытия корпоративной информации Интерфакса: e-disclosure.ru.

В отчетности по РСБУ операционная прибыль называется прибылью (убытком) от продаж. Ее можно найти в Отчете о финансовых результатах (код 2200).

Операционная прибыль в Отчете о финансовых результатах ПАО «Газпром нефть». Источник: сайт ПАО «Газпром нефть»

В отчетности по МСФО операционная прибыль находится в Консолидированном отчете о прибылях и убытках.

Операционная прибыль в Консолидированном отчете о прибылях и убытках ПАО «Газпром нефть». Источник: сайт ПАО «Газпром нефть»

Для анализа иностранного эмитента инвестор может изучить финансовую отчетность на официальном сайте компании. Есть сервис, аналогичный российскому e-disclosure. Он расположен на сайте американского регулятора Sec.gov и называется EDGAR. Операционная прибыль на английском языке — operating income.

Операционная прибыль компании McDONALD’S CORPORATION. Источник: сервис EDGAR

Зачем инвестору знать операционную прибыль

Инвестор покупает акции компании, чтобы сохранить и увеличить свой капитал за счет роста стоимости ценных бумаг или получения дивидендов. В долгосрочной перспективе это возможно, только если развиваются основные направления бизнеса предприятия. Операционная прибыль как раз и позволяет оценить динамику роста.

При фундаментальном анализе инвестор должен оценить значение показателя не за один год, а минимум за 3–5 лет, чтобы получить объективное состояние дел в компании. Ситуация, когда операционная прибыль снижалась в течение нескольких лет, а в текущем году вдруг выросла, должна насторожить, и инвестору нужно выяснить, за счет чего это произошло. Может оказаться, что рост принесла не основная деятельности предприятия, а продажа какого-нибудь объекта.

Например, в России есть предприятия, которые существуют не за счет того, ради чего они создавались, а за счет сдачи в аренду простаивающих помещений. Наличие чистой прибыли в их отчетах не должно ввести инвестора в заблуждение. Инвестиции в такой бизнес не принесут прибыли в долгосрочной перспективе.

Кратко

  • Операционная прибыль показывает результат от основной деятельности компании. Ее следует отличать от других видов прибыли.
  • Инвестор может найти значение операционной прибыли в финансовых отчетах по российским и международным стандартам отчетности.
  • Инвестор должен оценивать операционную прибыль за несколько лет. Рост показателя говорит об успешном развитии компании и ее инвестиционной привлекательности.

Юлия Чистякова

Юлия Чистякова

Читайте также

  • Регистрация
  • Вход
  • Блог
  • Справка
  • Соглашение
  • О компании
  • Раскрытие информации
  • Контактная информация
  • Продукты партнёров
  • Получателям финансовых услуг
  • Информация депозитария
  • Карта сайта
  • Подписка «Огонь»
  • Демосчет
  • Безопасность
  • Куда вложить

Общество с ограниченной ответственностью «Ньютон Инвестиции» осуществляет деятельность на основании лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности №045-14007-100000, выданной Банком России 25.01.2017, а так же лицензии на осуществление дилерской деятельности №045-14084-010000, лицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами №045-14085-001000 и лицензии на осуществление депозитарной деятельности №045-14086-000100, выданных Банком России 08.04.2020. ООО «Ньютон Инвестиции» не гарантирует доход, на который рассчитывает инвестор, при условии использования предоставленной информации для принятия инвестиционных решений. Представленная информация не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией. Во всех случаях решение о выборе финансового инструмента либо совершении операции принимается инвестором самостоятельно. ООО «Ньютон Инвестиции» не несёт ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в представленной информации.

С целью оптимизации работы нашего веб-сайта и его постоянного обновления ООО «Ньютон Инвестиции» используют Cookies (куки-файлы), а также сервис Яндекс.Метрика для статистического анализа данных о посещениях настоящего веб-сайта. Продолжая использовать наш веб-сайт, вы соглашаетесь на использование куки-файлов, указанного сервиса и на обработку своих персональных данных в соответствии с «Политикой конфиденциальности» в отношении обработки персональных данных на сайте, а также с реализуемыми ООО «Ньютон Инвестиции» требованиями к защите персональных данных обрабатываемых на нашем сайте. Куки-файлы — это небольшие файлы, которые сохраняются на жестком диске вашего устройства. Они облегчают навигацию и делают посещение сайта более удобным. Если вы не хотите использовать куки-файлы, измените настройки браузера.

Условия обслуживания могут быть изменены брокером в одностороннем порядке в любое время в соответствии с условиями регламента брокерского обслуживания. Клиент обязан самостоятельно обращаться на сайт брокера за сведениями об изменениях, произведенных в регламенте брокерского обслуживания и несет все риски в полном объеме, связанные с неполучением или несвоевременным получением сведений в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения указанной обязанности.

Сколько вы можете взять из кассы: считаем деньги от продаж до чистой прибыли

Наличные в кассе и поступления на расчётный счёт — это ещё не деньги, которые предприниматель может забрать себе. Сначала придётся покрыть все расходы: поставки, зарплаты, аренду, бухгалтерию, налоги. Вместе с Дмитрием Фурье из « Нескучных финансов » мы разобрались, как выручка постепенно превращается в чистую прибыль — деньги, которые вы можете спокойно взять из кассы. Сделайте копию таблицы — она пригодится по пути.

  • Автор: Вячеслав Уфимцев
  • Редактор: Саша Волкова
  • Иллюстратор: Анастасия Мясникова

Мы начинаем путешествие к оцифрованным финансам. Первую часть пути пройдём вместе с Максимом — владельцем небольшой пекарни. Тем самым, который привлекал актёра рекламировать точку, помните?

У него понятный бизнес — пекарня в спальном районе. Закупил, приготовил, продал — без огромных складских запасов, долгих сроков реализации и отложенных платежей. На таком бизнесе проще следить за финансами, поэтому первые шаги мы пройдем вместе с ним.

Однажды Максим задумался: пекарня за месяц продаёт хлеба и булочек на 648 000₽, а чистой прибыли — 20 000₽. Пойди он сам к себе на работу пекарем, получал бы больше. Чтобы разобраться, как бизнес скатывается с шестисот пятидесяти до пары десятков тысяч, Максим прошёл п уть от продаж до чистой прибыли.

Уровень первый. Выручка


Считаем деньги: как вовремя понять, что бизнес идёт не так хорошо, как кажется

Выручка — деньги, которые Максим получает за продажу булочек и батонов. В розничном бизнесе это все деньги, которые покупатели платят на кассе. В оптовом — сумма всех поступлений за поставки в текущем месяце. Выручка — это деньги, которые вы получили от клиентов за проданные товары или выполненные в этом месяце работы и услуги.

Минутка занудства

Есть бизнесы, где выручка по документам появляется раньше или позже, чем деньги. Об этом мы поговорим позже, а пока упростим, чтобы разобраться с базовыми принципами.

У Максима простой розничный бизнес, так что деньги появляются в кассе или на счёте сразу после сделки. В среднем в день набегает 21 600₽ выручки, это 216 чеков по 100₽. За месяц — те самые 648 000₽.

Выручка = Средний чек * Количество чеков

На первый взгляд неплохо — зарплата топ-менеджера крупной компании. Но это только верхушка айсберга: дальше выручка начинает утекать. К сожалению, не в карман Максима.

Сколько вы можете взять из кассы: считаем деньги от продаж до чистой прибыли, фото 2

Первый уровень — выручка. Деньги от продаж пришли, но мы пока ничего не списали

Сколько вы можете взять из кассы: считаем деньги от продаж до чистой прибыли, фото 2

Первый уровень — выручка. Деньги от продаж пришли, но мы пока ничего не списали

Уровень второй. Маржинальный доход

Маржинальный доход — это деньги, которые остаются у Максима после вычета переменных расходов. Такие расходы зависят от объёма производства и продаж. Больше продали или произвели — больше потратили. Маржинальный доход показывает, сколько денег остаётся на покрытие фиксированных затрат и прибыль.

Большая часть переменных расходов — себестоимость выпечки. Её не слепили из воздуха: пришлось потратиться на муку, дрожжи, масло. Для булочек нужна начинка: сыр, повидло, ветчина. Больше испекли — больше израсходовали.

Часть расходов связаны с потерями и списаниями. Где-то пересыпали муки, просрочилась начинка, что-то не успели продать. Эти затраты тоже переменные — если ничего не печь, то и потерь не будет.

Есть часть расходов, связанных с продажами. Каждую булку нужно упаковать в бумажные пакеты. Часть клиентов платят картой, и банк берёт процент за эквайринг. Эти расходы зависят от количества произведённой и проданной выпечки. Больше продали — больше потратили.

Чтобы посчитать маржинальный доход, вычтем из выручки переменные затраты:

Маржинальный доход = Выручка − Переменные затраты

Максим ежемесячно тратит несколько тонн муки и сотни килограмм начинки, выходит на 241 000₽. На потери закладывает ещё 32 000₽. Ещё около 5000₽ на эквайринг. Итого — 278 000₽.

Маржинальный доход Максима = 648 000₽ − 278 000₽ = 370 000₽.

Оп, и 43% выручки уже нет. Но остаётся ещё 370 тысяч, что с ними?

Для тех, у кого Эвотор

Чтобы посчитать переменные затраты, Максим залезает в товароучётку: смотрит, сколько за месяц потратил муки, масла и бумажных салфеток. Если у вас ещё нет товароучётки, выбирайте: для магазинов, для кафе и ресторанов.

Сколько вы можете взять из кассы: считаем деньги от продаж до чистой прибыли, фото 3

Второй уровень — маржинальный доход. Вычли из выручки переменные затраты

Сколько вы можете взять из кассы: считаем деньги от продаж до чистой прибыли, фото 3

Второй уровень — маржинальный доход. Вычли из выручки переменные затраты

Уровень третий. Валовая прибыль

Валовая прибыль — деньги, которые остаются после вычета из маржинального дохода постоянных затрат. Валовая прибыль показывает, сколько денег остаётся в бизнесе после того, как предприниматель заплатил за производство и продажи.

С переменными расходами мы уже разобрались. Другая же часть издержек пекарни не зависит от оборота — аренда помещения, платежи за приложения для онлайн-кассы, зарплаты пекарям. Эти затраты называют постоянными: даже если пекарня не продаст ни одной булочки, их придётся заплатить в полном размере. Можно уточнить и сказать, что это постоянные затраты производства, потому что они связаны именно с производством выпечки.

Чтобы получить валовую прибыль, вычтем из маржинального дохода постоянные затраты производства.

Валовая прибыль = Маржинальный доход − Постоянные затраты производства

Есть другая формула, она даёт тот же результат, но соединяет в расчётах наши два этапа.

Если сложить переменные затраты производства и постоянные затраты производства, то получим производственные затраты. Это сумма денег, которые каждые месяц уходят на выпечку и продажу хлеба в целом. Если вычесть из выручки производственные затраты, то также получится валовая прибыль.

Валовая прибыль = Выручка − (Переменные затраты + Постоянные затраты производства) = Выручка − Производственные затраты

На зарплаты у Максима уходит 180 000₽ в месяц. На аренду, коммуналку и хозяйственные расходы — ещё 105 000₽. 3000₽ забирают приложения для онлайн-кассы. Итого ещё минус 288 000₽ в месяц.

Валовая прибыль Максима = 370 000₽ − 288 000₽ = 82 000₽.

Сколько вы можете взять из кассы: считаем деньги от продаж до чистой прибыли, фото 4

Третий уровень — валовая прибыль. Вычли из маржинального дохода постоянные затраты

Сколько вы можете взять из кассы: считаем деньги от продаж до чистой прибыли, фото 4

Третий уровень — валовая прибыль. Вычли из маржинального дохода постоянные затраты

Уровень четвёртый. Операционная прибыль

Следующий уровень — операционная прибыль. Это количество денег, которое остаётся после затрат на производство и на содержание прочих бизнес-процессов.

Есть расходы, которые не связаны с работой конкретной пекарни. Это косвенные или административные затраты, которые относятся не к одной точке, а ко всему бизнесу. Косвенные затраты не изменятся, если появится новая точка.

Если вычесть из валовой прибыли косвенные расходы, останется операционная прибыль. Операционная прибыль показывает, насколько эффективно работает бизнес с учётом всех административных издержек, вроде рекламы и обучения персонала. Если операционная прибыль положительная, значит, бизнес-модель устойчивая и операционно бизнес в плюсе.

Если операционная прибыль положительная, значит, бизнес-модель устойчивая и операционно ваш бизнес в плюсе.

Операционная прибыль = Валовая прибыль − Косвенные затраты

Максим платит бухгалтеру 3000₽ за ведение отчётности и подачу документов в налоговую. Сейчас у Максима одна точка, но, если появится вторая, затраты на бухгалтерию не изменятся — те же 3000₽. Ещё однажды Максим отправлял пекарей на обучение и заплатил за это 20 000₽. Пробовал заказывать рекламу в Инстаграме и потратил на это ещё 15 000₽. Однажды обратился за консультацией к более опытному предпринимателю и заплатил за это ещё 5000₽. Затраты на бухгалтерию, обучение, рекламу и консалтинг — косвенные.

Чтобы учитывать всю выручку и следить за рентабельностью бизнеса, используйте дашборд в Личном кабинете Эвотора

При этом постоянных косвенных расходов у Максима немного — стабильна только бухгалтерия, это 3000₽ в месяц. Прочие расходы возникают редко, но Максим всё равно закладывает на непредвиденные затраты ещё 5000₽ в месяц. Итого 8000₽ в месяц.

Операционная прибыль Максима = 82 000₽ − 8000₽ = 74 000₽.

Сколько вы можете взять из кассы: считаем деньги от продаж до чистой прибыли, фото 5

Четвёртый уровень — операционная прибыль. Вычли из валовой прибыли косвенные затраты

Сколько вы можете взять из кассы: считаем деньги от продаж до чистой прибыли, фото 5

Четвёртый уровень — операционная прибыль. Вычли из валовой прибыли косвенные затраты

Уровень пятый. Чистая прибыль

Чистая прибыль — это итоговый финансовый результат бизнеса, деньги, которые предприниматель оставляет себе.

Чтобы получить чистую прибыль, придётся разобраться с оставшимися затратами — неоперационными.

Неоперационные — это налоги, платежи по кредиту и амортизация. Они показывают, сколько стоит заниматься бизнесом: сколько Максиму нужно платить государству и кредиторам за возможность печь и продавать хлеб.

Если бы у Максима оставалось 74 000₽, это всё ещё было бы выгоднее, чем работа пекаря. Но неоперационные расходы резво съедают остаток:

Проценты по кредиту . Максим брал кредит на открытие пекарни и ежемесячно платит по нему 10 000₽. В качестве расходов из них учитываются только проценты — 1700₽. Выплата основной суммы кредита — другой финансовый поток, эти деньги пришли к нему в начале и теперь он их отдает. А вот чтобы выплатить проценты на кредит, деньги нужно заработать, то есть взять из выручки.

Налоги . Максим использует УСН Доходы. В месяц получается 648 000₽ * 6% = 38 800₽.

Амортизация . Год назад Максим потратил 500 000₽ на новую печь, морозильные камеры, тестомес и прочее оборудование для точки. Деньги он потратил сразу, но техника прослужит три года, так что Максим списывает стоимость постепенно — 500 000₽ / 36 месяцев = 13 900₽ в месяц.

Проценты по кредиту + Налоги + Амортизация = 1700 + 38 800 + 13 900 = 54 400₽.

Итого ещё 54 400₽ на неоперационные затраты. И вот только если вычесть их, получается чистая прибыль.

Чистая прибыль = Операционная прибыль − Неоперационные затраты

Чистая прибыль Максима = 74 000₽ − 54 400₽ = 19 600₽.

Сколько вы можете взять из кассы: считаем деньги от продаж до чистой прибыли, фото 6

Наконец-то чистая прибыль. Вычли из операционной прибыли неоперационные затраты

Сколько вы можете взять из кассы: считаем деньги от продаж до чистой прибыли, фото 6

Наконец-то чистая прибыль. Вычли из операционной прибыли неоперационные затраты

Рентабельность: как понять, насколько успешен бизнес и где он проседает

Для всех показателей, которые Максим посчитал, есть ещё один показатель — рентабельность. Её вычисляют как соотношение финансового показателя и выручки. Чем процент выше, тем лучше.

Рентабельность показывает, насколько эффективны затраты, которые нужны на текущем этапе. Например, рентабельность маржинального дохода показывает эффективность использования переменных затрат, а рентабельность операционной прибыли — эффективность использования производственных и косвенных затрат.

Сама по себе рентабельность ничего не говорит. У неё есть два основных сценария использования: сравнить себя с другими и следить за бизнесом. Вот как это работает:

Сравнить себя с другими . Если получится узнать рентабельность предпринимателя с похожим бизнесом, можно оценить, насколько хорошо у вас организованы процессы. Например, у Максима рентабельность маржинального дохода 57%, а в пекарне через квартал — 61%. Вероятно, там эффективнее работают с переменными затратами, например, закупают муку подешевле. Или продают выпечку дороже при тех же переменных затратах. В любом из этих случаев маржинальность продаж будет выше, чем у Максима.

Следить за бизнесом . Рентабельность показателей нужно отслеживать в динамике: сравнивать месяц с месяцем или квартал с кварталом. Допустим, в октябре рентабельность чистой прибыли упала. Максим смотрит и видит, что рентабельность маржинального дохода и валовой прибыли на том же уровне. Значит, проблемы с операционной прибылью и косвенными расходами — потратили больше обычного на рекламу или переплатили за бухгалтерию. Если в какой-то момент просядет чистая прибыль, можно по рентабельности показателей понять, где начались проблемы.

Чтобы найти рентабельность финансового показателя, надо разделить его на выручку.

Рентабельность маржинального дохода = Маржинальный доход / Выручка
Рентабельность валовой прибыли = Валовая прибыль / Выручка
Рентабельность операционной прибыли = Операционная прибыль / Выручка
Рентабельность чистой прибыли = Чистая прибыль / Выручка

У Максима получается так:

Рентабельность маржинального дохода = 370 000₽ / 648 000₽ = 57%
Рентабельность валовой прибыли = 82 000₽ / 648 000₽ = 13%
Рентабельность операционной прибыли = 74 000₽ / 648 000₽ = 11%
Рентабельность чистой прибыли = 19 600₽ / 648 000₽ = 3%

13% рентабельности валовой прибыли в вакууме — это не много и не мало. Для Максима важно следить за изменениями показателей месяц к месяцу — чтобы 13% либо сохранялись, либо росли. А если что-то пойдёт не так, проверка рентабельности всех показателей поможет быстро выявить проблемы.

Например, Максим решит что-то изменить в работе пекарни: найти нового бухгалтера и поставщиков, перевести пекарей на другую систему оплаты, запустить рекламу. В результате изменений рентабельность чистой прибыли может упасть, значит, бизнес начал работать менее эффективно. Если при этом рентабельность маржинального дохода и рентабельность валовой прибыли останутся на том же уровне, значит, проблемы не в производстве. Нужно посмотреть на косвенные и неоперационные затраты — рекламу, обучение персонала, налоги, амортизацию и кредиты — где-то на этом этапе ушло больше денег, чем планировали.

Но может быть и наоборот — снижение суммы закупок у новых поставщиков отразится на рентабельности маржинального дохода и как результат — на рентабельности бизнеса.

Вот, что получилось в итоге у Максима:

Выручка 648 000₽
Маржинальный доход 370 000₽
Рентабельность маржинального дохода 57%
Валовая прибыль 82 000₽
Рентабельность валовой прибыли 13%
Операционная прибыль 74 000₽
Рентабельность операционной прибыли 11%
Чистая прибыль >19 600₽
Рентабельность чистой прибыли 3%

19 600₽ — уже не ноль и не минус, экономика сходится, Максим не несёт убытки. Но это совсем не то, что он представлял себе, когда уходил с работы и брал кредит на запуск пекарни. Максим хочет от бизнеса больше: ему кажется, что и продавать можно лучше, и тратить поменьше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *