Как расторгнуть договор с самозанятым образец
Перейти к содержимому

Как расторгнуть договор с самозанятым образец

Соглашение о расторжении договора оказания услуг

Зафиксировать факт досрочного прекращения договорных отношений между заказчиком и исполнителем можно с помощью соглашения о расторжении договора. Этот способ возможен только в том случае, если контрагенты пришли к взаимному согласию. Документ составляют в такой же форме, что и ранее подписанный договор. Как составить соглашение о расторжении договора оказания услуг, в чем особенности такого договора, разберемся в статье.

Внимание! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.

  • Бланк и образец
  • Онлайн просмотр
  • Бесплатная загрузка
  • Безопасно

Когда можно расторгнуть договор

В каких ситуациях можно расторгнуть договор, сообщает ст. 450 ГК РФ:

  1. По соглашению обеих сторон.
  2. По решению суда, если одна из сторон существенно нарушила положения договора, или в других ситуациях, предусмотренных ГК РФ. Обычно это нарушение сроков оказания услуги или выполнения работ, при нарушении обязательств (неперечисление аванса, арендных платежей).
  3. По инициативе одной из сторон. Исходом в этом случае может быть расторжение по взаимному согласию или по решению суда. Это зависит от того, согласна ли вторая сторона с условиями расторжения.

К сведению! Если у одной из сторон есть право расторгать договор в одностороннем порядке, то она должна при реализации этого права действовать добросовестно.

По взаимному согласию контрагенты могут расторгнуть ранее заключенный договор даже тогда, когда это условие в нем не прописано.

Нюансы расторжения договора оказания услуг

При подписании договора оказания услуг предполагается, что некие работы будут выполнены в пользу их заказчика. Обычно исполнитель выполняет их постепенно, иногда длительное время. Оплата может производиться поэтапно или полностью после окончания работы. Если договор расторгают не сразу после заключения, а по истечении некоторого времени, когда часть работ была выполнена, то это означает, что у сторон могут возникнуть такие вопросы:

  • каким образом исполнитель передаст заказчику не полностью выполненные работы;
  • каким способом и в какой сумме заказчик оплатит выполненные работы;
  • каким образом будут учтены расходы организации-исполнителя;
  • каким образом будут учтены расходы компании-заказчика на покупку материалов, инструментов или оборудования, которые необходимы для выполнения работ.

Следовательно, данные моменты необходимо также прописать в соглашении. Для этого стороны должны произвести взаиморасчеты, согласовать процедуры оплаты работы или передачи неиспользованных материалов.

Порядок расторжения договора по соглашению

Ст. 452 ГК РФ рассказывает о порядке расторжения договора. Соглашение нужно составить в той же форме, в которой был совершен договор. Имеется в виду, что для письменной формы договора необходима письменная форма соглашения. Если договоренности были устными, то и соглашение должно быть в такой форме, то есть письменно ничего составлять не нужно.

Порядок действий при расторжении по взаимному согласию будет таким:

  1. Стороны пришли к взаимному согласию расторгнуть договор. Им необходимо оценить материальные и финансовые обязательства, провести сверку расчетов. Исполнитель должен отчитаться о проделанной работе, затраченных материалах. Возможно, он должен будет вернуть часть материалов. Заказчик оценивает работу, решает, каким образом он получит материалы.
  2. Приемка выполненных работ. Составляют акт приема-передачи работ. Акт может быть частью соглашения о расторжении договора.
  3. Составление соглашения, его утверждение обеими сторонами.
  4. Подписание соглашения.
  5. Перевод денег, передача материалов, инструментов, оборудования и т.д., то есть выполнение конечных обязательств.

Внимание! При решении вопроса в судебном порядке соглашение составлять не требуется.

Перед заключением соглашения нужно убедиться, что отсутствуют какие-либо ограничения, могущие сделать этот документ недействительным (п. 1 ст. 450 ГК РФ). К примеру, это нельзя делать, если договор составлен в пользу третьего лица, которое не выражает согласия на досрочное расторжение (п. 2 ст. 430 ГК РФ).

Расторжение договора в части

Иногда стороны не хотят расторгать договор полностью. Возможность отказа от договора в части тех обязательств, которые не были исполнены, прописана законодательно (ст. 450 ГК РФ).

По сути, это просто изменение условий договора, оформить таковое можно путем заключения допсоглашения, которое и внесет изменения в уже действующий договор. Не запрещено и составлять соглашение о расторжении договора в части при согласии обеих сторон. Это применимо для тех случаев, когда характер оказываемых услуг дает возможность поделить их объем на части.

Такое соглашение будет аналогично стандартному соглашению о расторжении договора, в нем нужно будет прописать, какие именно обязательства контрагенты не будут больше исполнять, как будет производиться оплата, и другие нюансы.

Как составить такое соглашение

Письменное соглашение составляют в свободной форме, унифицированного бланка не предусмотрено. Обычно по структуре оно выглядит так же, как и договор, к которому его составляют.

Письменное соглашение оформляют на листе формата А4. Допустимо написание текста от руки. Нужно избегать разговорных слов и выражений, двусмысленных формулировок, неточностей. Необходимо использовать официально-деловой стиль речи.

В документе нужно указать следующую информацию:

  1. Наименование документа, реквизиты договора, к которому оно составляется.
  2. Дату и место соглашения.
  3. Данные о сторонах соглашения. Для организации пишут ФИО лица, выступающего от имени компании, на основании какого документа обладает полномочиями. Для ИП — ФИО и ОГРНИП, паспортные данные, адрес регистрации. Для физического лица — ФИО, паспортные данные, адрес регистрации. Преамбула практически повторяет аналогичную информацию из договора.
  4. Желание обеих сторон расторгнуть подписанный ранее договор.
  5. Если одна сторона должна перечислить другой денежные средства (аванс и т.п.), вернуть материалы, документы, инструменты, оборудование, была проведена сверка расчетов, то указывают и эти факты.
  6. Сроки, в которые стороны должны выполнить свои обязательства, указанные в данном соглашении.
  7. Дата, с которой договор будет иметь юридическую силу. Как правило, пишут, что документ будет действовать с момента его подписания.
  8. Количество экземпляров соглашения.

Документ заканчивают реквизитами и подписями сторон. Нотариально заверять его не нужно. Если от имени компании представитель действует по доверенности, то нужно обязательно проверить срок ее действия. Если он истек, то подпись будет считаться недействительной. Также следует обратить внимание на то, входит ли в состав полномочий представителя подписание такого рода бумаг.

При необходимости к соглашению прикладывают все требуемые документы.

Передать бумаги контрагенту можно лично, с курьером, отправить по почте ценным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Отправляют на адрес, указанный в договоре.

Образец соглашения

Соглашение
о расторжении договора об оказании услуг
от «13» августа 2020 года № 23

«15» ноября 2020 года

Общество с ограниченной ответственностью «Сириус», далее именуемое «Заказчик», в лице генерального директора Грушева Сергея Сергеевича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и общество с ограниченной ответственностью «Альдебаран», далее именуемое «Исполнитель», в лице Константинова Петра Петровича, действующего на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые «Стороны», а индивидуально — «Сторона», составили настоящее соглашение (далее — Соглашение) о нижеследующем:

  1. По согласию обеих Сторон принято решение расторгнуть договор об оказании консультационных услуг от «13» августа 2020 года № 23 (далее — Договор).
  2. Стороны произвели сверку расчетов по Договору (документ прилагается).
  3. Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента подписания Соглашения обязуется перечислить Исполнителю сумму в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей, включая НДС 20% за услуги, которые были фактически оказаны.
  4. Исполнитель в течение 2 (двух) рабочих дней с момента подписания Соглашения обязуется вернуть Заказчику документы, которые были приняты от него по Договору.
  5. Договор считается расторгнутым с момента подписания данного Соглашения.
  6. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
Заказчик Исполнитель
ООО «Сириус», 427960, г. Сарапул, ул. Партизанская, д. 12, тел. 8 (34147) 5-55-55, ИНН 1830980987, КПП 5677892345, ОГРН 4567652348763 ООО «Альдебаран», 426008, г. Ижевск, ул. Колхозная, д. 112, оф. 9А, тел. 8 (3412) 88-88-88, ИНН 5611112223, КПП 562233445, ОГРН 98765433456765432

Заказчик: Грушев / С.С. Грушев
Исполнитель: Константинов / П.П. Константинов

Как перестать быть самозанятым

Стать самозанятым легко — достаточно установить приложение «Мой налог», загрузить в него фотографию паспорта и отправить заявление в налоговую. Вся процедура займет не более 10 минут.

Однако у любого самозанятого после регистрации может возникнуть вопрос: как закрыть самозанятость? Ответ на этот вопрос дается в п. 12 ст. 5 закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

Для этого потребуется:

  1. Зайти в приложение «Мой налог».
  2. Нажать на кнопку «Сняться с учета».
  3. Выбрать причину, по которой вы решили сняться избавиться от статуса самозанятого:
  • отказываюсь от применения специального налогового режима (выбраете, если вы добровольно решили сняться с учета, как плательщик НПД);
  • утратил право на применение специального налогового режима (выбираете в случае, если вы перестали удовлетворять критериям применения НПД по причинам, поименованным в п.2 ст.4 закона «О проведении эксперимента. » от 27.11.2018 №422-ФЗ, например, нанимаете сотрудника на работу, или прекратили деятельность, подпадающую под НПД, и занялись деятельностью, которая не подходит для данного режима налогообложения).
  1. Отправить данные в налоговую.

Снятие с учета происходит моментально. Уведомление от ФНС придет в приложение не позднее следующего дня после отправки данных.

Обратите внимание! Восстановить статус самозанятого можно в любой момент, пройдя повторную регистрацию.

Когда самозанятого снимает с учета налоговая служба

Существуют ситуации, в которых плательщику налога на профессиональный доход не нужно предпринимать никаких действия для того, чтобы сняться с учета в качестве самозанятого — это за него делает налоговая служба:

  • Если годовой доход плательщика превысил лимит в 2,4 млн руб. и ФНС перевела его на другой режим налогообложения.
  • Если налоговой стало известно о том, что налогоплательщик не соответствует требованиям, предъявляемым к самозанятым, по другим критериям (например, он принял на работу сотрудников или занялся перепродажей товаров промышленного производства).

Последствия снятия с учета

Снятие с учета в качестве самозанятого не отменяет обязанности по уплате начисленного налога — погасить задолженность всё равно придется.

Кроме того, повторная регистрация в качестве самозанятого не предоставляет право на получение налогового вычета в размере 10 000 рублей в том случае, если вы полностью получили его ранее. Если же вычет ранее не оформлялся, или был получен частично, право на его оформление сохраняется даже при повторной постановке на учет.

Итоги

Итак, ответ на вопрос, как закрыть деятельность самозанятого, предельно прост: с помощью приложения «Мой налог». При этом впоследствии можно возобновить работу в качестве самозанятого, отправив соответствующее заявление в ФНС.

Как заключить соглашение о досрочном расторжении договора + пример

Соглашение прекращает договор досрочно. Его заключают, когда обе стороны согласны не доводить начатое до конца и рассчитаться.

Расстаться можно на любом этапе исполнения договора. Сила обоюдного соглашения в том, что не надо выжидать никакие сроки, и не надо искать пункт договора или статью закона о возможности досрочного расторжения. Расторгнуть по соглашению можно любой договор: поставки, аренды, подряда и услуг. Основание: ч. 1 ст. 450 ГК РФ.

Представим, что мы заказали ремонт в офисе и подписали договор подряда. Подрядчик обязался сделать работы в три этапа: 1) покрасить стены, 2) положить ламинат, 3) натянуть потолок. Каждый этап стоит 50 000 ₽, общая цена работ 150 000 ₽. Нам сделали стены, мы заплатили 50 000 ₽, и тут мы с подрядчиком решаем закончить ремонт. Нам понадобится подписать соглашение, сверить расчёты и погасить долги. Как это прописать на бумаге, расскажем ниже.

Пока обоюдного соглашения нет, договор действует. Наш подрядчик обязан перейти к следующему этапу ремонта, а мы — продолжать платить, иначе нам набежит неустойка. Это разъяснение ВАС РФ из п. 3 Постановления Пленума № 35.

Особый случай: расторжение договора из-за существенных изменений

У всех случаются ситуации, к которым жизнь не готовила. Но это не про предпринимательский риск. Если бы мы могли просчитать такой поворот событий, уж точно не стали бы заключать договор. По закону это называется «существенным изменением обстоятельств» — ч. 1 ст. 451 ГК РФ.

Если обстоятельства существенно изменились, договор надо менять или расторгать по соглашению. Для расторжения надо отправить контрагенту предложение. Если за 30 дней он не пойдёт на соглашение, договор придётся расторгать в суде. Правило работает и в нашу сторону: если нам прислали предложение расторгнуть договор с объяснением серьёзной причины, стоит согласиться. Иначе есть риск потратить время на суд и уплатить контрагенту его издержки.

Посмотрим на примере реального спора.

ИП сотрудничал с компанией и продавал её имущество как агент. Предприниматель резко заболел: у него нашли эпилепсию и дали третью группу инвалидности. Предприниматель не мог такое предугадать и предложил компании расторгнуть договор по соглашению. Компания отказалась, но ИП пошёл в суд и расторг договор там. Суд признал болезнь существенным изменением обстоятельств. А компанию обязали оплатить предпринимателю работу юриста на 20 000 ₽ и госпошлину 30 000 ₽ — дело № А40-6383/2020.

Если договор расторгнут по уведомлению, соглашение подписывать не нужно

В договоре или законе может быть право отказаться от него в любой момент, направив другой стороне уведомление. Например, такое право есть по договору услуг и подряда. Часто такой пункт включают в договоры аренды и длительные договоры поставки. Взаимосогласие в этом случае не обязательно.

Договор тут прекращается с момента получения уведомления, если более длительный срок не прописан в самом договоре. Поэтому соглашение в виде одного документа подписывать не нужно. У одной из сторон может остаться долг, но он не преграда для отказа по уведомлению. Долг гасят в срок из договора. Это правило из ч. 1 ст. 450.1 ГК РФ.

Оцените все возможности онлайн-бухгалтерии бесплатно.

Форма соглашения о расторжении

Соглашение заключают в той же форме, как и договор. Если договаривались устно, поставить точку можно тоже устно. Если был письменный документ или обмен письмами по электронной почте, то нужно и соглашение о расторжении заключить как единый документ или снова обменяться письмами. Если договор носили к нотариусу, то и соглашение надо заверить у нотариуса.

Ещё если договор зарегистрировали в Росреестре, например, при аренде дольше пяти лет, то и соглашение надо зарегистрировать — ч. 1 ст. 452 ГК РФ.

Самое удобное и надёжное для любого случая — это составить письменное соглашение с подписями обеих сторон. И в нём по пунктам прописать кто, кому и что должен.

Что прописать в соглашении о расторжении + пример

Посмотрим, что нужно написать в соглашении на примере договора подряда из нашего примера с ремонтом.

Какой договор расторгаем

В названии соглашения и первом пункте пишем дату, номер и название договора, который расторгаем. Причину указывать не надо.

Дата прекращения договора

По умолчанию договор прекращается с даты подписания соглашения. Но можно написать другую дату: раньше или позже — ч. 3 ст. 453 ГК РФ.

Возвраты и долги

По общему правилу стороны не могут просить назад, что уже исполнено до даты расторжения. То есть в нашем примере про ремонт подрядчик не обязан возвращать нам деньги за сделанный первый этап.

Правило меняется, если одна сторона получила своё, а то, что должна взамен не исполнила. Высший Арбитражный Суд называет это «нарушением эквивалентности встречных предоставлений» — ч. 4 ст. 453 ГК РФ и п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ № 35.

К примеру, если подрядчик уже получил от нас аванс в 50 000 ₽ за второй этап, но не приступил к нему, эти деньги он обязан вернуть. А если бы мы не успели заплатить за первый этап, то долг получился бы у нас.

Долг платят в срок из договора. А вот в какой срок возвращается аванс, надо написать в соглашении.

Если срок возврата денег упустили, будет действовать общее правило. Деньги надо вернуть в течение семи дней со дня предъявления требования. К примеру, в пункте соглашения написано, что подрядчик обязан вернуть аванс за второй этап в сумме 50 000 ₽, но срока нет. Значит, мы должен написать ему, и он обязан вернуть аванс в течение семи дней с момента получения нашего письма — ч. 2 ст. 314 ГК РФ.

При досрочном расторжении договора аренды надо вернуть помещение по акту, до этого начисляется арендная плата.

Даже если ничего не написать про возврат аванса и долга, они не исчезнут. Контрагент получит своё через суд как неосновательное обогащение по ст. 1102 ГК РФ.

Проценты на деньги, которые возвращают

На аванс, который пролежал у получателя и так и не был отработан, начисляют проценты за пользование по ключевой ставке в силу ст. 395 ГК РФ. Период для начисления — с даты получения денег до даты возврата. Но в договоре можно прописать, что проценты на возврат не начисляют. Основание: п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ № 35.

В одном деле покупатель отсудил у поставщика проценты на сумму 320 000 ₽. Аванс был 8 000 000 ₽ и пролежал у поставщика полгода, пока договор не расторгли по соглашению. Покупателя это не устроило, и он отсудил проценты за пользование — дело № А04-453/2019.

Осторожно с фразой «стороны претензий друг к другу не имеют»

Такая фраза — не формальность. Её стоит включать в соглашение, только если точно знаете, что долгов нет. Если потом окажется, что долг всё-таки был, его будет трудно получить. Суды считают, что раз такая фраза есть в договоре, значит, стороны завершили взаиморасчёты. Пример — дело № А43-28110/2020.

Если к контрагенту появились претензии уже после соглашения

Гарантии на товар, работы и услуги в силу своей природы продолжают действовать и после расторжения договора — ч. 4 ст. 425 ГК РФ.

Если через месяц краска со стен отпадёт, это не помешает нам предъявить нашему подрядчику претензию о качестве работ, но это уже тема новой статьи.

Статья актуальна на 01.06.2022

Продолжайте читать

Аналоги TeamViewer: чем заменить, российские альтернативы

Как установить запрет на «свою еду» в кафе

Как теперь бизнесу принимать оплату из-за рубежа

Рассылка для бизнеса

Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компании СКБ Контур

Как работать с самозанятыми-нерезидентами

Многие компании привлекают иностранных подрядчиков-физлиц. Но одни из них не знают, что иностранцы тоже могут стать самозанятыми, а другие — боятся бюрократических сложностей. Расскажем, что нужно знать бизнесу о самозанятых иностранцах, как влияет на самозанятость статус нерезидента, какие документы и куда придется подать.

Когда подрядчик может стать самозанятым?

Разъяснения по этому поводу дал Минфин в письме от 20.01.2020 № 03-11-11/2644 .

Налог на профессиональную деятельность вправе уплачивать физические лица, которые встали на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика. Причем эта возможность предоставлена не только гражданам РФ, но и жителям стран ЕАЭС — Евразийского экономического союза.

Напомним, что участниками ЕАЭС, помимо нашей страны, являются Армения, Казахстан, Кыргызстан и Беларусь.

Что требуется от иностранца, чтобы стать плательщиком НПД?

  1. Вид на жительство или разрешение на временное пребывание.
  2. ИНН (его получают в налоговой по месту фактического проживания).

Затем иностранец может регистрироваться в качестве самозанятого. Сделать это можно в банке или приложении «Мой налог» ( подп. 4-5 ст. 5 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ ).

Получить пароль можно сразу при обращении за ИНН или позднее — в любой инспекции, которая занимается приемом граждан. Для получения пароля потребуется документ, удостоверяющий личность.

Если вы уже работаете с исполнителями, которые еще не зарегистрировались самозанятыми, но хотели бы это сделать, используйте платформу Qugo . Сервис поможет исполнителям в регистрации и автоматизирует документооборот между самозанятым и заказчиком.

Самозанятый стал нерезидентом — нужно ли беспокоиться заказчику?

Напомним, что любой человек, кто в течение 12 месяцев подряд находится за пределами РФ более 183 дней, становится нерезидентом ( п. 2 ст. 207 НК ).

Если иностранец будет находиться больше 183 дней в году в другой стране, потеряет ли он статус самозанятого?

Закон говорит, что волноваться не о чем. Прямой зависимости от наличия резидентства для ведения легальной деятельности самозанятого нет. Поэтому, даже утратив резидентство, но оставшись гражданином РФ или любой из стран ЕАЭС, самозанятый сохранит свой статус.

Поэтому для заказчика наличие или отсутствие у физлица статуса налогового резидента России решающего значения не имеет.

Что будет, если доход самозанятого превысит лимит

Если доходы налогоплательщика превысят 2,4 млн рублей за год, то он не сможет в этом календарном году продолжить получать доходы в рамках спецрежима.

Есть несколько вариантов дальнейших действий со стороны заказчика:

  1. Прекратить работу с ним и ждать следующего календарного года. К примеру, самозанятый в сентябре 2022 года достиг лимита по доходам. Снова начать работать он сможет в с 1 января 2023 года. При этом отказываться от статуса самозанятого или заново регистрироваться не нужно. Статус налогоплательщик сохранит.
  2. Заключить новый договор , но уже просто с физлицом без особого налогового статуса. Потребуется подать уведомление о расторжении и заключении нового договора в МВД (читайте об этом далее в статье). Придется из вознаграждения по такому договору удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ и уплачивать страховые взносы.
  3. Расторгнуть договор с самозанятым.

Как бизнесу работать с самозанятыми иностранцами?

Кроме обмена стандартными документами по сделке ( договор, акт, чек ), заказчику нужно учитывать требования миграционного учета.

1. В Главное управление по вопросам миграции МВД нужно подать уведомление о заключении договора с иностранцем в течение 3 рабочих дней со дня подписания. Форму уведомления можно найти в Приложение № 7 к приказу МВД от 30.07.2020 № 536.

При работе с гражданами Республики Беларусь уведомлять отдел миграции не нужно.

В такой же срок подается уведомление и при расторжении договора с самозанятым иностранцем (Приложение № 8 к приказу № 536).

Сервис Qugo автоматически формирует уведомления в МВД для постановки на учет граждан ЕАЭС. Вам останется только их передать в ведомство.

2. Если компания предоставляет жилье, то иностранца нужно поставить на миграционный учет по месту пребывания. Уведомление ( Приложение № 4 к приказу МВД от 10.12.2020 № 856 ) направляется в миграционную службу в течение 7 рабочих дней со дня прибытия.

Если иностранец покидает место пребывания, в такой же срок компании нужно подать уведомление об убытии (Приложение № 1 к приказу МВД от 14.09.2020 № 641).

3. Далее исполнитель выполняет работы, оказывает услуги. После того, как результат его работы принят и оплачен заказчиком, самозанятый формирует чек в приложении и пересылает его заказчику. В идеале нужно подтвердить оказанные услуги актом.

Подробно, почему нужно подстраховаться дополнительными документами мы рассказывали в статье « Чем вы рискуете, работая с самозанятыми ».

В целом работа с самозанятыми-иностранцами не отличается от сотрудничества с российскими исполнителями. Главное — соблюдать миграционное законодательство и получать все закрывающие документы и чеки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *