Сопроводительное письмо: что в нем надо писать (и что – не надо)
12 лайфхаков от HR-экспертов. И бонус – образец письма.
Согласно опросу ResumeLab, в 83% случаев хорошее сопроводительное письмо к резюме помогает получить собеседование, даже если само резюме не очень.
Когда вы пишете сопроводительное письмо, вы делаете это для того, чтобы установить связь с компанией, в которую хотите устроиться. Резюме – это опись ваших навыков и мест работы, а сопроводительное письмо показывает вашу личность.
Анджела Эйлвард
эксперт по составлению резюме
Огромную роль в успешности сопроводительного письма играет его длина. Согласно опросу ResumeLab, 82% экспертов по письмам считают, что хорошее письмо должно быть не длиннее страницы. Другие 18% – за письма, которые занимают не больше, чем полстраницы.
Сопроводительное письмо: нужно ли оно для приема на работу
Если кратко, то да, нужно. Мало того, что это банальный этикет, иногда письмо требуется в тексте вакансии:
Для творческих профессий сопроводительное письмо может быть частью конкурса
Такая просьба выступает в роли фильтра: те, кто не прочитает текст вакансии полностью, не напишут письмо, и их резюме могут не рассмотреть
Рассказываем, как составить идеальное сопроводительное письмо к резюме, а в конце статьи даем образец такого письма.
Разработаем с нуля ваш личный курс или корпоративное обучение для ваших сотрудников
1. Пишите письмо специально для вакансии
Письмо, как и резюме, должно быть создано под вакансию, а не под компанию в целом, в которой вы хотели бы работать.
Проявляйте энтузиазм насчет должности, а не насчет компании. Многие желающие попасть в Buzzfeed писали о том, как им нравится компания, и практически ничего не говорили о должности.
Дэн Гейгер
бывший старший менеджер по персоналу в Buzzfeed
Когда вы пишете не о должности, а о компании, вы заставляете рекрутера или HR-менеджера разбираться и «подгонять» ваше резюме под вакансию. Если вы сделаете это сами, вы сможете «продать» свои услуги лучше.
Каким должно быть резюме в 2022 году – говорят рекрутеры лучших компаний
2. Здоровайтесь правильно
Если есть такая возможность, лучше всего здороваться лично с тем, кто будет читать ваше письмо. Это лучше, чем просто «Добрый день!» Чтобы узнать, кому писать, можно проверить сайт и соцсети компании. Там может быть информация об HR-директоре.
Идеально, когда письмо адресовано тому, кто его будет читать. Если об этом нет информации, можно написать: «Уважаемый HR-менеджер компании […]».
Мервин Робертс-Хантли
карьерный коуч
И постарайтесь не переходить на неформальный язык. «Привет» будет звучать не очень профессионально, но и «Уважаемый господин/госпожа» лучше тоже не писать.
Постарайтесь избегать чересчур формального языка и длинных, сложных предложений. Сделайте письмо профессиональным, но в то же время дружелюбным. Стоит посмотреть сайт и соцсети компании, чтобы узнать, как они общаются, и постараться писать в этом же стиле.
Хари Колам
CEO платформы для поиска талантов Findem
3. Не благодарите слишком много
Консультант по контенту и брендингу Сара МакКорд, когда работала рекрутером в The Muse (онлайн-платформа для карьерного роста), просматривала множество резюме и писем. И она заметила, что тон сопроводительных писем оказывался важным и даже решающим при принятии решения.
Не благодарите того, кто рассматривает вашу кандидатуру, слишком сильно – вы можете показаться человеком, который отчаялся получить работу. Изучать резюме и принимать решения – это работа HR-специалиста или рекрутера, а не услуга вам.
Сара МакКорд
консультант по контенту и брендингу
В письме лучше рассказать об опыте и достижениях, а излишние благодарности и изъявления чувств оставьте при себе.
4. Привлеките внимание того, кто будет читать письмо
Не пишите «Я пишу вам, потому что меня заинтересовала вакансия». Сам факт того, что вы пишете, уже означает, что вакансия вас заинтересовала.
Интереснее всего будет звучать забавное или необычное вступление с каким-то полезным фактом о вас, например:
В моем резюме вы не найдете строчку «Комьюнити-менеджер». Но я три года нанимал(-а) людей онлайн и офлайн, параллельно ведя блог компании и проводя рабочие встречи.
Когда HR-специалисты видят очередное «Я пишу, потому что меня заинтересовала вакансия…», они вздыхают и иногда переходят к следующему письму. Лучше попробовать что-то в стиле:
- «Я хотел(-а) работать в образовании с тех пор как моя школьная учительница в третьем классе привила мне любовь к чтению»;
- «Мой подход к управлению прост: я стремлюсь быть лидером, с которым сам хотел бы работать»;
- «За три года работы в [предыдущей компании], я повысил среднеквартальные показатели на [процент]».
Подобные вступления хороши по двум причинам: они заставляют читать сопроводительное письмо дальше и делают вашу кандидатуру запоминающейся.
Крюк, мост, гадкий утенок, монстры – как правильно использовать сторителлинг
5. Найдите общее у себя и компании
Узнайте о компании как можно больше и найдите что-то интересующее и ее, и вас. Также можете упомянуть, кто рассказал вам о компании и вакансии.
Если с самого начала письма понятно, что общего у вас и компании, – считайте, вы наладили связь с HR-менеджером. Чтобы узнать о компании больше, воспользуйтесь поиском, HR-разделом на сайте компании, изучите, что пишут о ней новостные агентства и деловые издания.
Анджела Эйлвард
эксперт по составлению резюме
6. Не бойтесь шутить
Если вы перечисляете свои навыки списком, то помните, что его может быть сложно читать. Таких сопроводительных писем очень много, и все они сливаются в сознании HR в одно.
Ваша задача – не показать, что вы подходите для вакансии. Ваша задача – показать, что вы подходите лучше остальных. Вам стоит объяснить, что отличает вас от других кандидатов и почему вас стоит позвать на собеседование. Так что лучше «разбавить» повествование о ваших навыках интересными строчками о вашей личности и, возможно, даже шутками:
Я на важном созвоне, и тут перестает работать видеосвязь. Я не такой человек, который будет писать в поддержку и ждать помощи сложа руки – я залезу (грациозно!) под стол и проверю, что все нужные устройства подключены.
Это фрагмент из настоящего сопроводительного письма. Вот чем он примечателен: во-первых, его автор не боится показаться забавным и может разрядить обстановку. Во-вторых, этот фрагмент показывает soft-skills автора: он/она обладает стрессоустойчивостью и не боится нестандартных ситуаций.
7. Пишите с энтузиазмом
После вступления и любезностей переходите к сути и расскажите, почему вы подходите на должность, указанную в вакансии.
Используйте активные слова, глаголы, чтобы показать, как на прошлом месте работы вы принесли пользу компании.
Вместо «Я составлял(-а) финансовые отчеты напишите «Я единолично занимался(-лась) финансовыми отчетами моей команды и презентовал(-а) их высшему руководству». Покажите, что вам нравилось то, чем вы занимались. Привнесите в письмо что-то новое, свежее и не повторяйте в нем свое резюме.
Рейчел Монтанес
карьерный коуч
Это та часть письма, которая очень важна. В ней нужно рассказать о самых важных результатах своей работы на предыдущих местах. Расскажите о том, чем гордитесь, чтобы «продать» себя HR-специалисту.
Меррин Робертс-Хантли
карьерный коуч
8. Покажите свою ценность
Многие кандидаты, особенно те, кто еще на старте карьеры, сосредотачиваются на том, что они получат, если им предложат работу, а не на том, что получит компания. Это не совсем то, чего ждут наниматели.
Нужно показать, как вы будете полезны компании, и лучший способ это сделать – выявить, какие у компании задачи и проблемы, и объяснить, как вы будете их решать. Почитайте новости, найдите тех, кто работает в компании, чтобы узнать о ней больше.
Конечно, когда вы еще не работаете в компании, сложно определить ее ценности, задачи и проблемы. Если у вас нет возможности добыть инсайдерскую информацию о компании, расскажите о своих предыдущих успехах. Например, расскажите, как превзошли ожидания на одном из проектов, и как планируете это делать в новой компании. Воспринимайте сопроводительное письмо как «письмо возможности».
Донна Свей
рекрутер и эксперт по составлению резюме
9. Завершайте письмо с умом
Правильное приветствие заставляет читать письмо, а правильное завершение – «закрывает» письмо на правильной ноте.
Здесь можно еще раз выразить интерес к вакансии и компании. Напишите что-то вроде «Надеюсь, мне удастся принести пользу вашему бизнесу и команде».
Меррин Робертс-Хантли
карьерный коуч
10. Будьте кратки
Многие компании сейчас используют системы управления кандидатами, чтобы автоматизировать работу HR-отдела. В нее попадают кандидаты вместе с их резюме и сопроводительными письмами, и большинство таких систем вмещают 250 символов сопроводительного письма.
Система управления кандидатами – это CRM-система, в которую попадают те, кто откликнулся на вакансию
- привлекательный лид-абзац;
- три-четыре коротких абзаца о ваших сильных сторонах и чем вы подходите компании;
- заключение, в котором снова читается ваш интерес к вакансии.
Рейчел Монтанес
карьерный коуч
11. Проверьте письмо на ошибки
Когда письмо написано, его нужно вычитать. Эксперты говорят, что из-за ошибок и опечаток кандидатам иногда отказывают – ошибки указывают на некоторую беспечность.
Вот несколько способов, как вычитать текст:
- воспользоваться программой, которая проверяет текст на ошибки и опечатки;
- найти профессионального корректора или просто отдать письмо другу/знакомому, у которого все хорошо с грамотностью;
- воспользоваться писательским лайфхаком: прочитать текст от конца до начала. Так он будет выглядеть по-новому, что позволит проще замечать ошибки.
Карьерные эксперты и HR-специалисты делают на этом акцент потому, что, как ни странно, многие игнорируют этот пункт и отправляют письмо сразу после написания.
Обзор для копирайтеров: 17 сервисов, которые облегчат работу с текстом
12. Откажитесь от клише и штампов
Пока проверяете письмо, также просмотрите его на наличие штампов, клише и сложных оборотов. Оно должно быть креативным и оригинальным по смыслу, но не чрезмерно креативным по стилю.
Еще важно избегать клише в примерах и ситуациях, о которых вы говорите в письме.
Все говорят, что они стрессоустойчивы, коммуникабельны и креативны. Это уже немного надоело. Вместо этого можно сказать: «Я решил(-а) эту конкретную проблему, когда работал(-а) в этой компании, и повысил такой-то показатель на 90%». Примеры и статистика лучше, чем клише.
Анджела Эйлвард
эксперт по составлению резюме
Бонус: шаблон сопроводительного письма
Мы сделали для вас шаблон, который поможет написать отличное сопроводительное письмо к резюме. Перейдите по ссылке, нажмите «Файл» –> «Создать копию» и приступайте к заполнению.
Как составить грамотный отклик на вакансию?
Отклик бывает грамотным, подходящим и классным, но не идеальным. Заказчик может выбрать не вас, а кого-то ещё — так тоже бывает. Однако в мире фриланса встречают по отклику, сравните:
- невнятное нагромождение букв, с опечатками и логическими ошибками, но в конце текста скрывается ссылка на идеальное портфолио;
- фрилансер разложил всё по полочкам: честно признался, что у него немного опыта в этой сфере, но приложил примеры работ и написал, что готов выполнить тестовое задание
Вы догадались, что заказчик выберет второго фрилансера, так и не долистав до ссылки на портфолио первого.
Как начать отклик
Поздоровайтесь
Используйте «здравствуйте» или «добрый день», но не «доброго времени суток», от которого так и несёт казёной канцелярщиной. Лучше ошибиться с временем дня заказчика или написать «здравствуйте», чем с первых слов оттолкнуть работодателя.
Обратитесь по имени и представьтесь
Обращениепо имени делает отклик персональнее — вы, как минимум, не поленились посмотреть, кому пишете. Но будьте осторожны: не стоит Леру называть Валерией, а Катерину — Екатериной. Не уверены в имени — уточните у заказчика.
Представляться не обязательно, если заказчику видно ваше имя.
Сразу перейдите к делу
Не расписывайте на миллион символов, что хотите работать с этим заказчиком, — присылайте кейсы, портфолио и резюме. .
Как показать, что вы подходите заказчику
Персонализируйте отклик
Если ещё надеетесь найти идеальный рецепт отклика, вот он: обратитесь к конкретному заказчику, надавите на его боли, подскажите решение проблем. Помните: работодатель ищет исполнителя, который подходит проекту и заполнит пробелы.
Отклики по шаблону не убедят заказчика выбрать Вашу кандидатуру.
Внимательно изучите объявление
Банально: если заказчик просит прислать примеры работ и прайс, не рассказывайте о себеи не присылайте работы не по теме. Будьте лаконичны — не тратьте зря время работодателя и собственное.
Ещё одна банальная вещь: чувствуете, что не соответствуете требованиям, — не пишите. Если мечтать всю жизнь строить ракеты, одного желания и умения собирать ракеты из наборов Лего не хватит для получения работы. Пишут о необходимости 5-ти летнего стажа, а Вы новичок, не откликайтесь
Опишите только релевантный опыт
Работодателю не интересен диплом победителя в школьном конкурсе чтецов, пусть вы и гордитесь победой. Опыт и примеры работ в отклике должны соответствовать вакансии. Можете честно написать, что лендинги создавали только на курсах, и это ваш первый заказ. Но будьте готовы, что работодатель выберет исполнителя поопытнее: не у всех есть время разбираться в деталях работы с новичками.
Дайте немного пользы бесплатно
Например, в письме блогеру с предложением о сотрудничестве, продемонстрируйте умения — набросайте контент-план на две недели или перепишите один из текстов так, чтобы стал цепляющим и лёгким.
Но действует правило «не умеешь — не берись»: польза для заказчика должна быть, только тогда выберут вас.
В конце призовите к действию
Отклик — законченный текст, не бросайте его на середине. В конце оставьте телефон и ссылку на соцсеть, поблагодарите заказчика за уделённое время или пожелайте хорошего дня. Маленький лайфхак: фраза «заранее спасибо за ответ» подталкивает заказчика ответить: «Спасибо, нашел другого специалиста».
Общие советы
Разделите отклик на абзацы
Не пишите сплошным текстом — позаботьтесь об удобстве заказчика . В хорошем отклике — хорошая структура: приветствие, релевантный опыт, несколько лучших работ, призыв к действию, разделённые на удобные абзацы. И не лейте воду: это не дипломная работа.
Выкиньте штампы
У заказчиков уже глаза дёргаются от «готов вам помочь» и «я — высококлассный специалист», пожалейте их нервную систему. Лучше напишите, чем конкретно поможете и подтолкните выбрать себя кейсами и резюме.
Заранее сделайте рыбу
Не себе на ужин, а чтобы быстрее откликаться. Рыба — вольный шаблон, который помогает не писать отклик каждый раз с нуля, а приспосабливать заранее заготовленный скелет под каждого из заказчиков.
Умение писать грамотные отклики приходит с опытом. Пробуйте разные структуры, используйте советы из этой статьи, не бойтесь отказов и не сдавайтесь, если на первые отклики заказчики ответят отказом. Неудачи помогают исправлять ошибки и помогают составить работающий отклик.
Как правильно откликнуться на вакансию: 9 советов от HR-менеджера Хекслета Людмилы Семёновой
Привет, меня зовут Людмила Семёнова, работаю HR-менеджером в Хекслете. Каждый день я получаю десятки откликов на вакансии, но многие из них причиняют мне боль. Сегодня расскажу, как правильно откликнуться на вакансию. Эта информация поможет вам получать больше приглашений на собеседования.
Что делает больно рекрутёру, и почему эта боль возвращается к соискателям
Пару слов о работе рекрутёра. Когда нужно найти специалиста в штат, я публикую вакансию на специализированных сайтах и в других источниках. Изучаю отклики и приглашаю на первичное собеседование только некоторых соискателей.
Часть людей, откликнувшихся на объявление, на собеседование не попадает. Некоторые кандидаты не соответствуют требованиям, это можно увидеть по отклику и резюме. Но большая часть не попавших на собеседование кандидатов проигрывает из-за неудачных откликов.
Хекслет для начинающих: Попробовать обучение на Хекслете вы можете на Подготовительном курсе по основам JavaScript. Теория и практика в браузере, вебинары, лайвкодинг, помощь наставника
Поясню на примере. Допустим, я ищу SMM-маркетолога с релевантным опытом работы. Получаю отклики — это могут быть десятки или сотни писем. Допустим, пришло 20 откликов. Отказываю пяти соискателям из-за нерелевантного опыта — откликнулись три CRM-маркетолога и два контент-маркетолога.
Остаётся 15 откликов. Пять из них пришли с сопроводительным письмом, в котором кандидаты написали, почему решили откликнуться на эту вакансию и кратко описали свои преимущества. Остальные отклики пришли без сопроводительных писем или с шаблонными сопроводительными письмами.
Как вы думаете, кого из соискателей рекрутёр пригласит на собеседование в первую очередь? Вопрос риторический.
Возможно, среди откликов без сопроводительного письма есть интересные кандидаты с релевантным опытом работы. Но у них меньше шансов попасть на собеседование, потому что их отклик я просмотрю во вторую очередь. Возможно, к этому времени уже найдётся достаточное количество кандидатов на собеседование.
Что уменьшает шансы попасть на собеседование:
- Отклик без сопроводительного письма
- Неинформативное или шаблонное сопроводительное письмо
- Явное несоответствие кандидата требованиям вакансии
Два первых пункта связаны с сопроводительным письмом, поэтому уделю этому вопросу внимание.
Что писать в сопроводительном письме и чего писать не надо
Начну с матчасти. Сопроводительное письмо — сообщение, которое вы отправляете вместе с резюме в форме отклика на вакансию на специализированных сайтах или по электронной почте.
Пишите уникальное сопроводительное письмо для каждой интересующей вас компании и позиции.
Основная задача сопроводительного письма — обратить внимание рекрутёра на ваше резюме. Именно поэтому оно пишется очень кратко — не более двух или трёх абзацев — и содержит такую информацию:
- Приветствие
- Позиция, на которую претендуете
- Ваши конкурентные преимущества
В преимуществах напишите, что выделяет вас среди людей со схожим опытом и образованием. Это должно быть что-то уникальное и очень интересное работодателю с точки зрения компетенций.
Хорошо, если вы знаете, над каким проектом предстоит работать, и понимаете, какие компетенции хочет видеть работодатель у соискателей. Найдите соответствующие компетенции у себя и напишите о них.
Также напишите, почему хотите работать именно в этой компании и именно на этой позиции.
Не пишите огромные письма, сэкономьте время — своё и рекрутёра. Избавьте HR-менеджера от описания ваших жизненных обстоятельств, например, не пишите, что хотите получать какую-то определённую сумму, так как вам нужно выплачивать ипотеку.
Найдите баланс между демонстрацией своих сильных сторон и скромностью. Письма, в которых кандидаты хвалят себя без меры, выглядят фальшиво. Вот лайфхак, которым пользуются продавцы: постарайтесь в письме перевести свои сильные качества в выгоды для потенциального работодателя.
Например, «владею английским и французским языком в совершенстве, поэтому смогу без переводчика общаться с иностранными партнёрами». Ещё один вариант: «умею верстать, поэтому кроме задач по бэкенду при необходимости буду брать задачи по вёрстке».
Составьте свое первое резюме: Вы можете бесплатно опубликовать свое резюме в нашем сервисе «Хекслет-CV» и получить советы по его улучшению от разработчиков и HR-менеджеров
Обратите внимание на опыт наших выпускников. Вот несколько историй трудоустройства, авторы которых говорят о важности сопроводительного письма:
- — автор этой истории рассказал, почему стоит потратить время на сопроводительное письмо — автор поделился секретом, благодаря которому стал получать в два раза больше ответов на отклики — здесь выпускник рекомендует писать адресные письма, то есть отвечать на вакансии индивидуальными письмами
Промежуточный итог: сопроводительное письмо должно отвечать на 2 основных вопроса:
- Зачем вы этой компании?
- Зачем эта компания вам?
Покажу вам несколько откликов ребят, которые сейчас работают в Хекслете. В них есть как сильные стороны, так и моменты, которые можно улучшить.
Разбираем реальные отклики на вакансии: сильные и слабые стороны
Вот первый отклик:
Добрый день, любимый «Хекслет»! Меня зовут Дмитрий, предлагаю свою кандидатуру на позицию «Редактор блога».
В интернет-маркетинге с 2009 года, постоянный автор блога «Текстерры», автор гайдов по популярным CMS (WordPress, Joomla!, Drupal, OpenCart). Написал две книги: «Шахматы. Книга-тренер», издательство «Эксмо», 2012 год и «Как создать сайт самому: руководство для гуманитариев», «Текстерра», 2018 год.
В «Хекслет» изучаю профессию Frontend JavaScript, недавно прошел первый проект Brain Games. Умею верстать (HTML/CSS, Bootstrap, Bulma, флексы). Есть экспертиза в поисковом маркетинге и техническом SEO. Формальное резюме предоставлю по требованию. Буду рад обсудить детали. С уважением, Дмитрий.
skype: $
, мой профиль в Facebook.
Хорошие моменты в отклике:
- Соискатель представился
- Указал вакансию, на которую претендует
- Очень кратко описал свой опыт и профессиональные достижения
- Указал то, что может быть релевантно требованиям к вакансии (книги)
- Оставил контакты для связи: профили в социальных сетях и скайп
Можно улучшить
Вместо «любимый Хекслет» я бы рекомендовала найти контакт человека и обратиться к кому-то персонально. Такую информацию можно найти на карьерной странице сайта или погуглить, кто отвечает за набор сотрудников.
Как сказано выше, сопроводительное письмо должно отвечать на 2 основных вопроса:
- Зачем вы этой компании?
- Зачем эта компания вам?
Я не увидела здесь ответов на эти вопросы, хотя сопроводительное письмо до 500 знаков — примерно 3 абзаца — выглядит хорошо. Можно было дополнить его тем, почему соискатель хочет работать в Хекслете, а также написать, что он может дать компании со своей стороны.
Важный момент: резюме обязательно прикладывать сразу, есть вероятность, что запроса просто не будет. Можно добавить цифр: количество статей, рейтинги. В качестве контактов лучше давать телефон, ник в Telegram или email.
Ещё один отклик:
Людмила, здравствуйте!
Меня зовут Иван и я заинтересовался вакансией координатора курсов в вашей компании.
Меня давно интересует онлайн образование, как перспективная сфера, в которой множество интересных задач. В последнее время мне также интересна и сфера IT, поэтому Hexlet заинтересовал вдвойне. Почитал и про ваши ценности — очень отзывается.
У меня есть релевантный роли координатора курсов опыт: я семь лет занимался организацией обучения иностранным языкам, сопровождением учащихся, был ответственным за качество учебного процесса и счастье студентов.
А на последней должности в издательстве «МИФ» я вёл книжные проекты российских авторов, отстраивал бизнес-процессы, следил, чтобы сроки соблюдались, коммуникации были эффективными, а в душах авторов и продуктовой команды царила гармония.
Люблю и умею общаться с людьми, выстраивать отношения и коммуникации, находить оптимальные решения, поддерживать порядок в процессах и комфортную атмосферу для всех участников. В последний год я работал удалённо в распределённой команде, так что успешный опыт удалёнки у меня тоже есть.
Уверен, мой опыт и навыки будут полезны на этой позиции. Более подробно о моём релевантном опыте — в резюме (вы найдёте его во вложении).
Остаюсь на связи и буду рад продолжить общение!
С наилучшими пожеланиями,
$
$
$
Хорошие моменты в отклике:
- Обращение к конкретному лицу
- Соискатель представился
- Заранее прочитал Handbook компании и отметил совпадения со своими ценностями
- Написал кратко о своем опыте и сопоставил его с требованиями к вакансии
- Приложил резюме
- Контакты
- Уложился в формат сопроводительного письма — 3-4 абзаца
Можно улучшить:
Я бы лишь добавила немного информации о достижениях с цифрами.
Добрый день! Меня зовут Святослав, расскажу коротко о себе — сейчас живу в Тбилиси, работаю с текстами последний миллион лет (и сейчас еще учусь на фронтенд-разработке в Нетологии). С текстами больше работаю как журналист — с 2014 по 2016 года был главой отдела новостей в Секрете фирмы, после этого работал в «Афиша.Daily», пишу книжные рецензии в «Бюро.24/7» (а еще был собственный книжный магазин Марки и закладки в Петербурге пару лет назад), и много много много всего, типа «Медузы», «Такие дела» и тп. Сейчас — в основном пишу про науку и высокую технику в издание «Хайтек».
Работал в PR — с музеем современного искусства PERMM, много делал лендинги для разных компаний, занимался пиаром документальных фильмов. Занимался СММ — во многих сми, в которых работал, и еще — в своем книжном магазине «Марки и закладки».
Среди нежурналистских форм — «Большой музей» от московского Политеха и Яндекса, а еще Мамихлапинатана, и «Апрель». Делал сценарии для образовательных Youtube-роликов и подкастов.
ссылки на последние лучшие тексты (ниже список).
Сильные моменты в отклике:
- Есть описание обязанностей и примеры материалов
- Есть достижения
- Есть сопроводительное письмо, а не шаблонное письмо с «Хедхантера»
Можно улучшить:
Можно добавить побольше результатов, цифр.
Даже если вы напишете безупречное сопроводительное письмо, HR-менеджер посмотрит резюме, чтобы решить, стоит ли приглашать вас на собеседование. То есть сопроводительное письмо — хорошее дополнение к резюме, а не его замена. Поэтому информация в резюме должна соответствовать требованиям к кандидату на конкретную вакансию. В письме можно пояснить, чего вам не хватает, рассказать о своей мотивации работать в компании.
Что нужно знать о резюме программиста: подборка полезных материалов
У нас накопилось много полезных материалов о резюме, поэтому в этом разделе ограничусь ссылками.
- Исчерпывающий гайд «Как правильно составить резюме»
- Подробная статья «Как программисту правильно составить резюме»
- Вебинар: рекомендации по составлению резюме от руководителя агентства DigitalHR Екатерины Гавриловой
- Вебинар: разбор резюме программистов в прямом эфире, ведущая — Вероника Ильина
- Слаконар: разбор резюме в текстовом формате, ведущий Пётр Липов
Ещё одна полезная ссылка: сервис Hexlet CV. Здесь вы можете опубликовать резюме, а опытные рекрутёры и разработчики бесплатно проанализируют его и дадут рекомендации по улучшению.
Этих материалов достаточно, чтобы составить резюме, которое обязательно прочитают. А предложенные ниже рекомендации, основанные на моём анализе откликов соискателей, помогут вам учесть в откликах на вакансии тонкие нюансы, на которые обращают внимание рекрутёры.
Как эффективно откликаться на вакансии и каким должно быть резюме: 9 практических советов
Эти рекомендации я написала по результатам анализа откликов кандидатов на наши вакансии.
Совет № 1: внимательно читайте название вакансии и ее описание
Если хотите найти работу, не ленитесь делать разные резюме под разные вакансии, как минимум на HH.ru это точно можно делать, сохранять их и при необходимости отправлять. Если компания размещает вакансию «CPA-маркетолог», а вы откликаетесь резюме с названием Head of marketing или контент-маркетолог, как минимум, это выглядит странно. И если откликов при этом 100, вряд ли до вашего резюме дойдут.
Совет № 2: объясняйте, почему вы откликнулись без релевантного опыта
Ситуация: ваш опыт не соответствует описанию ожиданий в вакансии, но вы все равно откликаетесь. Но не объясняете в сопроводительном письме, почему без определенных навыков откликнулись на эту вакансию. Рекрутёр не будет тратить время на ваше резюме. Но вдруг вы талантливый и всё быстро осваиваете? Увы, без хорошего сопроводительного письма до вашей кандидатуры рекрутёр не дойдёт.
Совет № 3: в резюме указывайте, какие задачи решали и каких результатов добились
Если резюме выглядит, как сочинение без акцентов на результаты или текст длинною в жизнь, у вас мало шансов попасть на собеседование. В каждой работе есть задачи и результат. Все эти простыни никто не читает. Поэтому указывайте, что делали на предыдущем месте работы и чего достигли.
Совет № 4: указывайте причины увольнения
В резюме отсутствуют причины увольнения, особенно, если есть частая смена мест работы — тут 4 месяца, там 5 месяцев — выглядят странно. А может, вас сократили? Но этого никто не знает, и вашу кандидатуру отложат в долгий ящик.
Совет № 5: будьте реалистичными при описании результатов и достижений
Описание эпических достижений и грандиозных результатов при продолжительности работы в 4-6 месяцев выглядит странно. Вы серьезно? Адаптация длится как минимум 3 месяца. Будьте реалистами, указывайте правдивые достижения.
Совет № 6: если добавляете в резюме фото, оно должно быть нейтральным
Не надо присылать работодателю фотографии с бокалами, кошками или на море. Лучше сделайте нейтральное фото на рабочем месте. Фотография с веб-камеры ноутбука подойдёт.
Совет № 7: детально описывайте обязанности на предыдущих должностях
Если описание обязанностей повторяется, и они похожи на набор общих фраз типа «стратегический маркетинг», «управление персоналом», «аналитика», «руководство», «отчётность», вы ставите себя в проигрышную позицию. Рассказывайте потенциальному работодателю, чем вы занимались на самом деле.
Совет № 8: не указывайте неуместные предложения или компетенции
Описание того, что компания не просит в данный момент, обычно выглядит неуместным. Например, мы хотим выстроить и запустить систему работы с партнерскими сетями — это совершенно конкретная задача. Вы в сопроводительном письме пишете, что готовы заняться стратегическим планированием и выстроить рекламные кампании, да потом ещё и всех маркетологов оценить. Спасибо, нам этого не надо.
Совет № 9: не заставляйте рекрутёра переходить по ссылкам и искать ваше резюме
«Здесь я написал о себе кратко, хотите подробностей — вот вам ссылка на Яндекс.Диск», — не надо так делать. Это неудобно для рекрутёра и неэффективно для вас.
Как digital специалисту правильно откликаться на вакансии
Как digital специалист может продемонстрировать свой опыт при отклике на вакансию? Показать хорошее портфолио.
Но в стремлении как можно лучше презентовать свои работы, многие забывают самое важное. Потенциальный работодатель вряд ли станет смотреть портфолио, если его не заинтересует сам отклик. Поговорим о том, как правильно откликаться на вакансии, чтобы привлечь внимание работодателя и мотивировать его изучить ваше портфолио.
- Как правильно откликаться на вакансии
- Как составить резюме
- Что писать в сопроводительном письме
- Что в итоге
Как правильно откликаться на вакансии
Прежде чем откликаться на вакансию, желательно подробнее изучить потенциального работодателя. Узнайте, чем именно занимается компания, какие товары или продукты продвигает. Поищите в сети отзывы клиентов и бывших сотрудников. Постарайтесь выяснить, что именно должен делать искомый специалист.
Все это минимизирует риск, что вакансия не оправдает ожиданий. Также это сократит вам количество заявок, которые вы могли бы послать туда, где потом не захотите работать. Кроме того, знание компании поможет составить более релевантный отклик: вы сможете акцентировать внимание именно на тех навыках и знаниях, которые необходимы для должности.
Теперь к рекомендациям по составлению отклика. Вы его пишете — подробно излагаете свой опыт, рассказываете о себе и расписываете все свои преимущества. Но поставьте себя на место рекрутера или работодателя, который получил 20-50-100 заявок от соискателей. У него просто нет времени на тщательное изучение каждого отдельного письма и биографии кандидатов.
Как правило, все отклики проходят предварительную «очистку», когда отсеиваются неадекватные, профнепригодные и прочие претенденты, которые не соответствуют требованиям.
К примеру, кандидат пишет: «Здравствуйте. Хочу работать в вашей компании. Мне очень нравится ваша тематика, поскольку я увлекаюсь ей с детства…» и дальше рассказывают обо всех своих достижениях детства и юности. Куда попадет это письмо? В корзину. Не будет работодатель читать письмо до пятой страницы, если даже в конце могут быть примеры вполне профессиональных работ.
Другой пример. В вакансии ясно сказано, что нужен человек с отличным знанием английского языка. А соискатель пишет, что владеет языком не очень хорошо, зато отлично переводит с Google Translate. Вероятнее всего, кандидат получит отказ или его отклик просто проигнорируют, поскольку он не соответствует указанным требованиям.
Но самые «умилительные» соискатели — те, которые настолько уверены в своей исключительности, что даже не тратят время на отклик. Обычно их письма выглядят примерно так: «Я идеально подхожу для вашей вакансии. Напишите мне на email» или «Готов к работе».
Итак, несколько рекомендаций, как написать отклик, который как минимум прочитают:
- Укажите, кто вы и зачем пишете. Сразу же в первых строках отклика представьтесь и напишите, на какую вакансию вы откликаетесь.
- Расскажите об уровне соответствия требованиям. Обладаете ли вы всеми нужными знаниями и владеете ли вы всеми указанными навыками.
- Кратко изложите свой опыт. Кем и где работали, насколько долго.
- Напишите о своих ожиданиях. Если работодатель четко не обозначил условия вакансии, то стоит написать о подходящем вам формате работы (в штате, удаленно, по ГПХ и прочее), об уровне оплаты (прайс на услуги или ожидаемый оклад) и прочих важных нюансах.
- Приложите резюме, сопроводительное письмо, и портфолио. В приложенных документах вы можете более подробно рассказать о своих преимуществах.
Ваш отклик не должен быть длинным — несколько абзацев, из которых работодатель поймет, стоит ли изучать информацию дальше.
Меня зовут Иван Иванов. Откликаюсь на вакансию email маркетолога, о которой вы написали в посте на Facebook (ссылка на пост).
Я работаю email маркетологом 5 лет. Умею…, знаю как…. Работал в таких компаниях, как…. Всем перечисленным вами требованиям полностью соответствую. Могу работать по ТД или ГПХ, удаленно либо в офисе в г. Москва.
Более подробно о своем опыте и навыках рассказал в приложенных документах.
- Резюме (ссылка).
- Сопроводительное письмо (ссылка).
- Портфолио (ссылка).
Подобного отклика достаточно, чтобы работодатель понял, что кандидата можно рассмотреть подробнее.
Совет. Все прилагаемые документы оформляйте в удобном формате. Лучше, если это будет ссылка на веб-страницу. Не отправляйте приложения в .doc, .pdf или других подобных форматах, которые требуют скачивания или дополнительного программного обеспечения. Работодатель может побояться скачивать на свое устройство незнакомые файлы или у него не будет возможности просмотреть вложения. Помните, что любое лишнее действие снижает шансы на изучение вашего отклика.
И еще хотелось бы упомянуть одну частую ошибку, которая помогает отсеивать невнимательных претендентов. Это «отклик не по адресу». К примеру, пользователь размещает в соцсети пост о поиске специалиста и просит присылать отклики на указанный email. В ответ он получает десятки сообщений в личку или соискатели откликаются в комментариях к посту. И только несколько человек пишет на email, который принадлежит вовсе не автору поста, а ответственному за рекрутинг лицу. Как думаете, чьи отклики будут просмотрены?
Всегда отправляйте отклики только тем способом, которые указаны в тексте вакансии. Если вам неудобно общаться в мессенджере, скайпе или ином указанном канале — это не проблемы рекрутера.
Автоматизация email рассылок
Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.
Как составить резюме
Резюме соискателя на вакансию — это документ, который содержит основную информацию об опыте работы, образовании и навыках. Оно нужно, чтобы быстро ознакомиться с кандидатурой соискателя. Поэтому к составлению резюме стоит отнестись со всей ответственностью.
Если в сопроводительном письме вы можете более подробно рассказать о своих навыках работы, то резюме — это краткий документ с тезисной информацией. В идеале — уместить все на одну страницу.
Структуру хорошего резюме:
- Личные данные. Имя, отчество, фамилия. Фотография (по желанию). Дата рождения. Страна/город проживания.
- Цель обращения. Указание должности, для которой предоставляется резюме.
- Контактные данные. Телефон, email, мессенджер и прочее.
- Опыт работы, релевантный вакансии. Прежние места работы в хронологическом порядке с указанием занимаемой должности и обязанностей.
- Образование, соответствующее вакансии. Учебные заведения или пройденные программы обучения, полученные специальности, дипломы и сертификаты, достижения, награды.
- Профессиональные навыки. Перечисление знаний и умений, которые необходимы на данной должности — специализация, знание инструментов и прочее.
- Дополнительные навыки. То, что может быть полезно в конкретном случае — опыт управления командой, знание иностранных языков, навыки в смежных сферах и так далее.
- Рекомендации. Положительные отзывы, рекомендации или благодарственные письма от прежних работодателей или клиентов.
- Дополнительная информация. Приемлемые условия работы. Примеры работ, ссылка на портфолио и так далее.
Довольно общеупотребительная практика — шаблонное резюме. То есть человек один раз создает резюме и рассылает его во всех откликах. В этом случае сложно учесть нюансы конкретной вакансии и отобразить конкурентные преимущества соискателя.
Представьте, что работодатель выбирает между двумя резюме. В первом — соискатель описал себя опытным, коммуникабельным, стрессоустойчивым и быстро обучаемым. Во втором — кандидат просто рассказал о том, что именно он умеет делать и как это поможет в работе над конкретными задачами. Вероятнее всего, что у второго претендента больше шансов: он пояснил свою уникальность и одновременно показал, что внимательно ознакомился с вакансией.
Лучше всего — создавать или редактировать резюме персонально для каждого отклика. При этом можно акцентировать внимание именно на тех навыках и знаниях, которые актуальны для вакансии.
Создать резюме в формате веб-страницы можно с помощью конструкторов сайтов. Например, в Tilda Publishing выберите шаблон персональной одноэкранной страницы и оформите его как резюме:
Например, вот так выглядит резюме, созданное в конструкторе Tilda:
Можно сделать резюме в обычном Google Docs. Создайте новый документ или отредактируйте подходящий шаблон:
Вот так выглядит резюме, сделанное по шаблону Google Docs:
Также для создания презентабельного резюме удобно использовать специальные онлайн-конструкторы. Например, в сервисе SweetCV можно выбрать подходящий шаблон и бесплатно создать резюме всего за пару минут. Достаточно заменить шаблонный текст нужной информацией. Готовый веб-документ будет доступен по ссылке, которую можно скопировать в личном кабинете. При необходимости резюме можно оперативно скорректировать или создать новый документ.
Что писать в сопроводительном письме
Сопроводительное письмо к отклику на вакансию — это поясняющий документ. Его задача — более подробно рассказать об опыте работы и навыках. Обычно сопроводительное письмо пишут, если это прямо указано в вакансии или информации слишком много, чтобы все уместить в короткий отклик.
Структуру сопроводительного письма можно разбить на несколько блоков:
- Обращение. По возможности персонализируйте письмо и обращайтесь к конкретному человеку, разместившему вакансию.
- Источник. Расскажите, откуда вы узнали о вакансии.
- Цель письма. Объясните, с какой целью вы пишете.
- Навыки. Перечислите свои основные навыки, значимые для конкретной должности.
- Контактные данные. Укажите, как с вами лучше связаться.
- Подпись. Имя и фамилия.
Самое неоднозначное в данной структуре — описание навыков. Что именно описывать, какие навыки будут более важны? Все просто, читайте требования.
Изучите текст вакансии и поделите все требования на три пункта:
- «Да». Укажите требования, которым вы соответствуете и можете это подтвердить.
- «Нет». Здесь пишем требования, которым вы не соответствуете.
- «Не знаю». В этом пункте будут требования, которые вам непонятны или соответствие которым нечем подтвердить.
В итоге у вас получится примерно такой черновик:
- «Да». Опыт в email маркетинге — 5 лет. Умение работать с сервисами рассылок. Разработка email стратегии. Запуск email рассылок с нуля. Знание английского. Успешные кейсы. Навыки аналитики, дизайна и верстки.
- «Нет». Опыт управления командой, работа в офисе.
- «Не знаю». Коммуникабельность, стрессоустойчивость.
Разобрав «по полочкам» требования, приступайте к сопроводительному письму. Вот как может выглядеть готовый текст:
Меня зовут Иван Иванов. Пишу по поводу вакансии, о которой узнал из поста на Facebook (ссылка на пост).
Хочу работать email маркетологом в вашей компании.
Мой опыт в email маркетинге — 5 лет. Из них 1 год работал помощником email маркетолога в компании «N» и 4 года — на должности email маркетолога в компании «M». Я умею работать со всеми популярными сервисами рассылок…
Самостоятельно разрабатывал email стратегии и запускал корпоративные рассылки с нуля. Смог увеличить базу подписчиков с … до … пользователей. Повысил конверсию с … до … %. Знаю, как работать с инструментами …. Могу самостоятельно выполнять все этапы по запуску рассылки — дизайн, верстка… Умею работать с аналитикой. Английский язык знаю на уровне носителя, поскольку долгое время жил за границей.
К сожалению, я не имею опыта офисной работы, поскольку всегда работал удаленно. Также у меня небольшой опыт управления командой — периодическое удаленное сотрудничество с копирайтерами и дизайнерами. Но я готов к работе в офисе и намерен развивать необходимые навыки управления.
Мне сложно оценить свою коммуникабельность. Но на прежних местах работы мне приходилось много общаться с сотрудниками компании и у меня не возникало проблем с общением.
Что касается стрессоустойчивости, то мне приходилось запускать проекты в авральном режиме и оперативно готовить рассылки для новых продуктов. Я справлялся с этими задачами.
Работа в вашей компании привлекательна для меня возможностью использовать свой опыт в масштабах более крупного бизнеса. Связаться со мной можно по email… или по телефону…
С уважением, Иван Иванов.
В сопроводительном письме не нужно писать свое жизнеописание, рассказывать о хобби и увлечениях, нахваливать себя и навязывать кандидатуру. Также не стоит креативить или шутить: ваш юмор может оказаться неуместным или неприемлемым для работодателя, что станет причиной отказа, если даже в остально вы целиком подходите. Старайтесь придерживаться формулировок делового письма и излагайте только то, что может быть действительно важно для работодателя.
Сопроводительное письмо желательно также оформлять в формате веб-документа. Текст, отправленный обычным сообщением, может затеряться в переписке и его неудобно читать из-за большого объема. Например, вот так выглядит сопроводительное письмо, сделанное в конструкторе SweetCV:
Что в итоге
Итак, вы написали правильный отклик, создали профессиональное резюме и подробно описали опыт в сопроводительном письме. Значит ли это, что вас обязательно возьмут на работу? Нет, никаких гарантий не существует. Одобрение заявки на вакансию — это всего лишь первый этап. Дальше адресат будет оценивать профессиональные навыки, и сравнивать вас с другими потенциальными кандидатами.
У работодателя может быть несколько десятков претендентов. Даже если вы отправили идеальный отклик, кто-то может предложить более релевантный опыт или представить более убедительные кейсы.
Отсутствие ответа от потенциального работодателя — не повод для разочарования. Главное помните, что грамотный отклик на вакансию в сочетании с резюме и сопроводительным письмом в разы повышает шансы на просмотр вашего портфолио и одобрение кандидатуры на фоне конкурентов. Правильно откликайтесь на вакансии и рано или поздно вы найдете работу мечты.