Как оформить корректировку долга в 1С
Чтобы минимизировать риски и сократить задолженности, предприятия должны делать сверки взаиморасчетов и добиваться уменьшения задолженностей. Умение правильно оформить корректировку долга несомненно поможет бухгалтеру улучшить финансовое положение организации.
Взаимозачет задолженности
Корректировка задолженности – хозяйственная операция, оказывающая непосредственное влияние на суммарный результат по взаиморасчетам.
Для начала стоит разобраться, в каких же случаях необходим документ «Корректировка долга».
Корректировки чаще всего формируются на основании таких документов, как акт-сверки, информационное письмо от контрагента или же по дополнительному соглашению или договору. Если данные поставщика и покупателя не совпадают, к примеру, была учтена неверная информация, сделаны ошибки в документах или же внесены изменения несогласованные с другой стороной договора, необходимо сделать взаимозачет.
Для проведения взаимозачета следует зайти в раздел «Продажи» или «Покупки», выбрать документ «Корректировка долга» и нажать кнопку «Создать».
После чего необходимо выбрать вид операции. Программой предусмотрено пять различных видов: зачет аванса, зачет задолженности, перенос задолженности, списание задолженности и прочие корректировки. Непосредственно для взаимозачета может использоваться 3 из 5 вариантов: зачет аванса, зачет задолженности и прочие корректировки.
Теперь рассмотрим каждую операцию подробнее.
Если у покупателя есть долг перед организацией или же у третьего лица перед вашей организацией, то вам поможет операция «Зачет аванса». Также она может быть использована с авансами, выданными контрагенту.
Что же следует сделать? Нам необходимо выбрать вариант операции «Зачет аванса», далее выбрать контрагента, чьи авансы мы хотим включить в корректировку и внести данные в табличную часть с помощью кнопки «Заполнить». Она есть в двух вариантах, в верхней части документа и в табличной. Разница в том, что верхняя кнопка заполняет весь документ, то есть кредиторскую и дебиторскую задолженность, а нижняя кнопка заполнит только нужный вид задолженности. После этого в документе появятся справочные суммы по задолженности.
Главное помнить, что для проведения документа суммы кредиторской и дебиторской задолженности должны быть равны, иначе программа будет выдавать ошибку и не проведет документ. Следовательно, если у вас есть разница, то суммы необходимо скорректировать вручную и уровнять.
Зачет задолженности
Следующий вариант – это зачет задолженности, который необходим для взаимозачета долговых обязательств: покупателя перед вашим предприятием или же вашего предприятия перед поставщиком. Взаимозачет можно провести по расчетам с вашей организацией в счет авансов, выданных третьим лицом вашему предприятию или же вашей организацией – третьему лицу. Все остальное заполняется так же, как и в первом варианте.
Перенос задолженности
Также нередко возникают ситуации, когда один контрагент решает оплатить задолженность другого. В таких ситуациях следует сделать перенос задолженности. Для проведения такой операции следует в документе, после выбора нужной операции указать контрагента, чьи долговые обязательства требуется перенести, далее указываем того контрагента, кто в последующем будет рассчитываться по обязательствам.
Далее заполняем все нужные реквизиты: старый и новый договор, счета учета, валюту и прочие. Также следует обратить внимание, что этот вид операции поможет не только осуществить перенос задолженности с одного контрагента на другого, но и перенос между договорами. В таком случае графы «Покупатель (поставщик)» и «Новый покупатель (поставщик)» заполняются одним и тем же контрагентом, а договоры указываются разные.
Списание задолженности
Если же возникла ситуация, когда задолженность не была и не будет оплачена в силу каких-либо обстоятельств, то следует сделать списание задолженности. Для этого в документе стоит выбрать контрагента, чей долг подлежит списанию, в табличной части указать все долговые обязательства. Также данный вид операции можно применять не только для покупателей, но и для дебиторов, ведь не все поставщики при расторжении договоров или отказе от услуг возвращают перечисленные им авансы.
Важно обратить внимание на то, что после кнопки «Заполнить» табличная часть включит в себя все долговые обязательства, даже те, которые еще могут быть оплачены, поэтому их следует удалить из списка, оставив только те, что подлежат списанию. На вкладке «Счет списания» необходимо указать счет, на который спишется кредиторская или дебиторская задолженность.
Если же вам не подходит ни один из предложенных вариантов, то вы можете воспользоваться таким видом операции как «Прочие корректировки». Главное, после проведения документа сформируйте оборотно-сальдовую ведомость, чтобы убедиться в правильности выбранной операции.
Как списать дебиторскую задолженность поставщика?
«Долг платежом красен», ‒ гласит известная пословица. Хорошая пословица, но о ней вспоминает только кредитор, а не должник. Должник же помнит такую: «Обещанного три года ждут». А кто-то её продолжил на современный лад: «А на четвёртый забывают». Поэтому каждый бухгалтер на практике хорошо знаком с понятием «дебиторская задолженность». О проблемах с взысканием долга рассказала наш эксперт Надежда Четвергова.
Если в правовом поле решить проблему со взысканием долга не удалось, то бухгалтеру нужно уметь списывать дебиторскую задолженность (далее по тексту ‒ ДЗ) правильно, так как списание уменьшает налог на прибыль.
Списать ДЗ можно только тогда, когда она станет безнадёжной по следующим основаниям (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчетности, п. 11 ПБУ 10/99, пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ):
- в связи с истечением срока исковой давности;
- при ликвидации должника (или его исключении из ЕГРЮЛ);
- при банкротстве списать задолженность можно только после окончания конкурсного производства и ликвидации организации. Задолженность, включённую в реестр требований кредиторов, списать нельзя, даже если во время банкротства истечёт срок исковой давности;
- задолженность, взыскиваемая по решению суда, станет безнадёжной, если пристав-исполнитель не сможет её взыскать и вернёт вам исполнительный лист.
Как видим, для списания ДЗ нужны веские основания.
Возвратимся к пословице «Обещанного три года ждут, а на четвёртый забывают». Почему именно на четвёртый год? Ответ очевиден, это следует из ГК РФ ‒ общий срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).
Для списания дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности нужны акт инвентаризации расчётов и приказ директора. Срок исковой давности ‒ три года со дня, когда контрагент должен был погасить задолженность. Например, если заказчик должен произвести оплату в срок 10.12.2018, то последний день, когда вы можете обратиться в суд за взысканием, ‒ 10.12.2021. А 11.12.2021 задолженность становится безнадёжной, и её надо списать ( п. 77 Положения по бухучёту № 34н, ст. 266 НК РФ).
Напомним основные моменты.
- Долги по оплате товаров, работ, услуг и задолженность по выданным авансам списывайте в расходы вместе с НДС ( Письмо Минфина России от 21.10.2008 № 03-03-06/1/596).
- НДС, принятый к вычету с аванса, восстановите при списании задолженности ( Письмо Минфина России от 28.01.2020 № 03-07-11/5018).
- Списанный долг учитывайте на забалансовом счёте 007 в течение пяти лет ( п. 77 Положения по бухучёту № 34н).
- В налоговом учёте порядок списания безнадёжной задолженности зависит от наличия резерва по сомнительным долгам . Если его нет ‒ спишите весь безнадёжный долг в расходы. Если есть ‒ спишите долг за счёт резерва, то есть уменьшите резерв на безнадёжную задолженность. Если же резерва не хватит, остаток долга включите в расходы ( ст. 265 НК РФ, Письмо Минфина России от 16.01.2018 № 03-03-06/2/1551).
- На УСН безнадёжную дебиторскую задолженность в расходах учесть нельзя. Но и выручку при её списании в налоговом учёте признавать не надо (Письма Минфина России от 20.02.2016 № 03-11-06/2/9909 , от 22.07.2013 № 03-11-11/28614 ).
Рассмотрим несколько примеров, которые могут случиться на практике, и нюансы, которые при этом возникают.
Пример первый. Какое значение при списании ДЗ может иметь акт сверки взаиморасчётов, подписанный должником?
Мы не зря упоминали пословицу «Обещанного три года ждут, а на четвёртый забывают». То, что безнадёжную ДЗ списывают по прошествии трёх лет, помнят все. Однако списывая такую задолженность, не стоит забывать о том, что в некоторых случаях течение срока исковой давности прерывается и начинает течь заново.
У организации-кредитора в учёте висит ДЗ с истекшим сроком исковой давности (свыше трёх лет). Организация-должник не ликвидирована, свою задолженность перед кредитором признаёт, подписывая акт сверки взаиморасчётов, но и поступлений от неё не ожидается, поэтому такую задолженность бухгалтер кредитора решил списать в расходы по основанию истечения срока исковой давности.
Но бухгалтер кредитора, видимо, забыл или не знал, что есть важный нюанс, связанный с определением срока исковой давности в целях перевода задолженности в разряд безнадёжной. Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). В соответствии со ст. 203 ГК РФ подписание дебитором акта сверки взаиморасчётов прерывает течение срока исковой давности по признанной им задолженности. В частности, время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок и течение срока исковой давности начинается заново.
Согласно позиции Минфина России (письма от 10.07.2015 № 03-03-06/39756, от 19.07.2011 № 03-03-06/1/426), ФНС России (Письмо от 06.12.2010 № ШС-37-3/1695) и УФНС России по г. Москве (Письмо от 17.04.2007 № 20-12/03635) ДЗ можно признать в расходах через три года после последней сверки по ней. Имеются судебные акты, подтверждающие данную точку зрения (Постановление ФАС Уральского округа от 01.02.2013 № Ф09-150/13 по делу № А71-4334/2012, Постановление ФАС Уральского округа от 16.02.2010 № Ф09-6971/08-С2 по делу № А47-3325/2008).
Обратите внимание на видео Удержание имущества как мера обеспечения исполнения обязательств. Самые спорные вопросы по теме разбирает наш эксперт.
Пример второй. Безнадёжная задолженность иностранного покупателя.
В настоящее время активно развивается ВЭД, российские продавцы выходят на международные рынки, и, соответственно, у бухгалтера может возникнуть вопрос, как и когда списывать ДЗ иностранного покупателя, если такая имеется.
Списание безнадёжной ДЗ иностранного покупателя может вызвать сложности у бухгалтера, так как взаимоотношения в данном случае могут регулироваться законодательствами обеих стран.
Рассмотрим пример. Организация-продавец из РФ отгрузила товар иностранному покупателю. Покупатель не оплатил товар, на связь не выходит. В судебном порядке продавец не предпринимал попытки взыскать долг. Может ли продавец товара списать задолженность по сроку исковой давности (три года) в уменьшение налогооблагаемой прибыли при условии, что соглашение сторон о выборе подлежащего применению права:
- регулируются нормами российского законодательства;
- регулируется нормами иностранного права;
- если стороны не выбрали право, которое применяется к их правам и обязанностям по договору.
Сразу отметим, что задолженность может учитываться в расходах (при наличии на это оснований) независимо от принятия мер по её взысканию (Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2018 № 305-КГ17-14988 по делу № А41-17865/2016, Письмо Минфина России от 25.11.2008 № 03-03-06/2/158 и др.).
Безнадежную ДЗ списывают в том периоде, на который приходится дата истечения срока исковой давности (Письма Минфина России от 20.06.2018 № 03-03-06/1/42047, от 25.08.2017 № 03-03-06/1/54556).
Таким образом, важно понимать, в соответствии с законодательством какой страны будет определяться исковая давность, подлежащая применению к соответствующему отношению.
Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложнённым иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров РФ, ГК РФ, других законов и обычаев, признаваемых в РФ (п. 1 ст. 1186 ГК РФ).
Стороны договора при его заключении или в последующем могут выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям, возникшим в рамках данного договора (п. 1 ст. 1210 ГК РФ).
При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора (п. 1 ст. 1211 ГК РФ). Стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора купли-продажи, признаётся сторона, являющаяся продавцом (пп. 1 п. 2 ст. 1211 ГК РФ).
При этом исковая давность определяется по праву страны, подлежащему применению к соответствующему отношению (ст. 1208 ГК РФ).
Таким образом, если задолженность иностранного контрагента признаётся безнадёжной в соответствии с законодательством РФ, то налогоплательщик вправе учесть указанную задолженность в составе внереализационных расходов.
Исходя из приведённых законодательных норм, можно сделать следующий вывод: применение общего срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ, зависит от условий и существа обязательства с иностранным покупателем.
Если в договоре предусмотрено, что отношения его сторон регулируются нормами российского законодательства, то срок исковой давности в три года, установленный ст. 196 ГК РФ, подлежит применению.
Если стороны договорились, что заключённый между ними договор регулируется нормами иностранного права, то срок исковой давности в три года, определённый российским законодательством, применению не подлежит, а применяется срок исковой давности, установленный в соответствии с законодательством государства покупателя.
Если стороны не выбрали право, которое применяется к их правам и обязанностям по договору, то к правоотношениям сторон будет применяться право страны-поставщика (в данном случае российское законодательство), то есть срок исковой давности в три года, установленный ст. 196 ГК РФ, подлежит применению.
Таким образом, при признании для целей налогообложения прибыли ДЗ иностранной компании безнадёжной по причине истечения срока исковой давности для её взыскания российской стороне сделки нужно учитывать вышеперечисленные правовые нюансы.
Аналогичная точка зрения содержится в Письме Минфина России от 23.03.2015 № 03-03-06/1/15719, в котором говорится, что, в случае если задолженность иностранного контрагента признана безнадёжной в соответствии с законодательством РФ, налогоплательщик вправе учесть указанную задолженность в составе внереализационных расходов в порядке, установленном НК РФ.
Пример третий. Нюансы при списании безнадёжной задолженности дебитора, имеющего более одной задолженности перед организацией по разным основаниям.
На практике бывает ситуация, когда должник имеет более одной задолженности перед организацией по разным договорам (например, поставка, оказание услуг, аренда). При этом по одной из них есть судебное решение о взыскании, например по договору поставки, и пристав-исполнитель подтвердил невозможность установления местонахождения должника и отсутствие имущества, на которое может быть наложено взыскание. Может ли кредитор также списать задолженность по договорам оказания услуг, аренды по данному контрагенту?
Увы, ответ ‒ нет. По мнению Минфина, долги, невозможность взыскания которых не подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства (или иными обстоятельствами, указанными в п. 2 ст. 266 НК РФ), не могут быть признаны безнадёжными для целей налогообложения (см. письма от 30.05.2018 № 03-03-06/2/36758, от 21.07.2015 № 03-03-06/2/41683, от 12.08.2013 № 03-03-06/1/32519). Таким образом, учесть в расходах для целей налогообложения можно только ту конкретную задолженность, в отношении которой имеется постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.
Пример четвёртый. Как списать ДЗ, если задолженность, приобретённая по соглашению об уступке прав требования, становится безнадёжной?
Кредитор (цедент), перед которым должник имеет обязательство, передал право требования по нему новому кредитору (цессионарию), заключив с ним договор уступки требования (цессии) (п. 1 ст. 382 ГК РФ). Должник перед новым кредитором задолженность не погасил, срок исковой давности истекает. Возникает вопрос: можно ли учесть во внереализационных расходах задолженность, приобретённую по соглашению об уступке прав требования, по которой истек срок исковой давности?
«Почему бы и нет», ‒ подумает бухгалтер и спишет, руководствуясь НК РФ, а именно п. 2 ст. 266 и пп. 2 п. 2 ст. 265. Но не стоит спешить. Согласно официальной позиции, выраженной Минфином России (письма от 28.10.2013 № 03-03-06/1/45488, от 23.03.2009 № 03-03-06/1/176) и УФНС России по г. Москве (Письмо от 30.01.2012 № 16-15/007470@) задолженность, полученная по соглашению об уступке прав требования, не связана с реализацией товаров, работ, услуг и не учитывается во внереализационных расходах. Данная точка зрения косвенно подтверждается разъяснениями, приведёнными в письмах Минфина России от 17.02.2020 № 03-03-06/1/1085, от 06.09.2018 № 03-03-06/1/63711.
По данной ситуации есть судебные решения в пользу налогоплательщиков. Так, в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 28.04.2012 по делу № А27-4466/2011 и от 18.03.2011 по делу № А27-8234/2010, ФАС Уральского округа от 16.02.2010 № Ф09-6971/08-С2 по делу № А47-3325/2008 судьи посчитали безнадёжной задолженностью долг, приобретённый в силу уступки права требования на основании истечения срока исковой давности. А в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 18.03.2011 по делу № А27-8234/2010 суд, рассматривая спор о периоде включения во внереализационные расходы дебиторской задолженности, приобретённой по договору уступки прав требования, отметил, что налогоплательщик правомерно списал указанную задолженность с истекшим сроком исковой давности.
Таким образом, учитывая наличие положительной судебной практики (но новому кредитору не стоит упускать из виду тот факт, что, скорее всего, за решением подобного вопроса придётся дойти до суда и никто не гарантирует положительный исход), организация ‒ новый кредитор может принять решение о списании во внереализационные расходы по налогу на прибыль дебиторской задолженности, приобретённой по договору цессии, как безнадёжной, по которой истек срок исковой давности.
Итак, подытожим: в статье рассмотрены четыре реальные ситуации, с которыми бухгалтер, ведущий налоговый учёт методом начисления, может столкнуться на практике, не подозревая, какие нюансы следует учесть. Вывод, который можно сделать на основе рассмотренных случаев, такой: прежде чем списать безнадёжную ДЗ, необходимо руководствоваться не только Налоговым кодексом РФ, но и Гражданским кодексом РФ, ознакомиться с разъяснениями официальных органов, судебной практикой.
Хотелось бы закончить статью известной фразой: «Ничто так не укрепляет веру в клиента, как стопроцентная предоплата». Желаем вам, дорогие читатели, надёжных и платёжеспособных покупателей!
В КонсультантПлюс можно найти пошаговые инструкции по данной процедуре:
Вопрос
В учёте организации-кредитора числится ДЗ. Организация-должник по решению налогового органа признана недействующим юридическим лицом (организация в течение последних 12 месяцев не представляла налоговую отчётность) и исключена из ЕГРЮЛ. Может ли кредитор списать в учёте ДЗ по такому основанию?
Ответ
Да, но так было не всегда. Для отношений, возникших до 01.09.2014, исключение из ЕГРЮЛ организации не считалось ликвидацией, и официальные разъяснения, выпущенные в то время, сводились к одному: дебиторскую задолженность недействующего юридического лица, исключённого из ЕГРЮЛ, кредитор не мог включить в состав внереализационных расходов, поскольку в НК РФ не предусмотрено такого основания для отнесения задолженности организации к безнадёжным долгам, как исключение должника из ЕГРЮЛ (Письмо Минфина России от 27.02.2013 № 03-03-06/1/555, от 11.12.2012 № 03-03-06/1/649, Письмо УФНС России по г. Москве от 06.12.2007 № 20-12/116512).
С 01.09.2014 вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ, которым гл. 4 ч. 1 Гражданского кодекса РФ дополнена ст. 64.2. Согласно п. 2 ст. 64.2 ГК РФ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечёт правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом РФ и другими законами, применительно к ликвидированным юридическим лицам.
Таким образом, для отношений, возникших после 01.09.2014, исключение организации из ЕГРЮЛ по решению налогового органа приравнивается к ликвидации, и организация-кредитор может списать ДЗ по такому основанию на дату исключения из ЕГРЮЛ организации-должника.
Надежда Четвергова, ведущий экономист-консультант ООО «Что делать Консалт»
Инструкция: как провести корректировку задолженности по акту сверки
Корректировка долга — это исправление данных бухгалтерского учета по взаиморасчетам с контрагентами. Делать ее нужно, если во время сверки обнаружились расхождения. Если ошибки не исправить, организации грозит штраф.
Зачем проводить сверку долгов
Сверка долгов и корректировка ошибок необходимы для проведения внутренней проверки. Стороны сверяются с целью выявления ошибок в бухгалтерском учете и отражении операций. К сожалению, механические ошибки неизбежны, поэтому для их контроля и предупреждения нужна сверка. Если данные у организации и контрагента совпадают, значит, учет ведется правильно. При обнаружении ошибок будет проводиться корректировка задолженности.
Сверку также можно проводить в следующих случаях:
- при анализе взаиморасчетов для составления итоговой отчетности за год;
- при завершении взаиморасчетов и закрытии контракта с поставщиком;
- при взаимозачетах в ситуации, когда организация заключила с исполнителем несколько контрактов, и по таким соглашениям образовалась и дебиторская, и кредиторская задолженность;
- при выявлении величины образовавшейся дебиторской или кредиторской задолженности, по которой планируется обращение в судебные инстанции за невыполнение требований договора;
- при иных случаях, определенных самой организацией.
В какие сроки
Период и сроки проведения сверки определяются только по решению сторон. Исключением является только сверка за год для итоговой отчетности — здесь период будет отсчитываться либо с даты начала по дату окончания действия договора, либо с начала календарного года (1 января) по 31 декабря.
В рамках взаиморасчетов сторон может проводиться не одна сверка. Следовательно, периоды могут идти друг за другом — по окончании даты предыдущей сверки формируется следующий отчет. Если будет выявлена задолженность, ее необходимо учесть как долг на начало следующего периода.
Как оформлять
По общему правилу, по итогам анализа задолженности готовится акт сверки взаимных расчетов. Унифицированная форма документа не предусмотрена, поэтому стороны могут использовать любой бланк или разработать собственный, закрепив его в учетной политике.
Акт составляется за определенный отчетный период. В документе указываются все операции сторон, отмечается дата совершения действий и сумма по каждому трансферту. Рекомендуется сослаться на сопроводительную и подтвердительную документацию.
После отражения взаиморасчетов приводится сумма задолженности, образовавшейся по факту расхождения между платежами. Регистр подписывается уполномоченными лицами от обеих сторон.
Образец акта сверки взаиморасчетов
Зачем делать корректировку
Корректировка необходима для верного отражения в учете всех проводимых операций с контрагентами. Неверные бухгалтерские записи и неточные суммы взаиморасчетов могут привести к ошибкам в промежуточной и итоговой отчетности и неверной трактовке сведений о текущем финансовом состоянии внешними и внутренними пользователями бухгалтерской отчетности.
Организацию ожидают более серьезные последствия (штрафные санкции), если такие ошибки в учете приведут к неправильным расчетам налогооблагаемой базы, а следовательно, и самих налоговых платежей в бюджет.
Как исправлять
Ошибки в бухгалтерском учете исправить можно. Об этом говорится в ПБУ 22/2010. Порядок исправления ошибок напрямую зависит от того, существенны они или несущественны. Степень существенности каждая организация определяет самостоятельно, не забыв отразить это в учетной политике. Многие организации принимают за существенную ошибку ту, которая искажает данные по отчетам более чем на 5%.
Представим порядок исправления ошибок в таблице:
Дата выявления | Дата исправления | Законодательная норма |
---|---|---|
Ошибочные сведения выявлены до 31.12 отчетного года | Корректировка осуществляется в момент обнаружения неточности | п. 5 ПБУ 22/2010 |
Некорректные данные выявлены 31.12 отчетного года или позднее | Корректировка проводится по состоянию на 31.12 отчетного года | п. 6 ПБУ 22/2010 |
Выявлена несущественная ошибка | Исправляется в момент выявления | п. 14 ПБУ 22/2010 |
Чтобы исправить некорректную информацию, бухгалтеру надлежит просторнировать ошибочные записи в учете, сформировать правильные проводки и составить бухгалтерскую справку. В ней указывается ошибочная операция, дата ее выявления и проводки по корректировке задолженности по акту сверки.
Если некорректные данные учета не влияют на финансовую отчетность (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах), то такие неточности не исправляются. Если неточности затронули в итоговой отчетности показатели нераспределенной и чистой прибыли, то надлежащий счет корреспондируется со счетом 91 в таком порядке:
- Дт 02 Кт 91 — неправильно начисленная амортизация;
- Дт 91 Кт 02 — верные амортизационные отчисления.
Если затронуты любые другие значения баланса, то ошибочные операции сторнируются и составляются корректные проводки.
Какие проводки использовать
Покажем на примере. Пусть по результатам сверки в акте выявлены расхождения по учтенным работам. Специалист отразил 10 000,00 рублей, но работы оказаны на 15 000,00 рублей. Представим проводки по корректировке данных в таблице:
Проводка | Сумма | Описание |
---|---|---|
Дт 20 Кт 60 | 10 000,00 | Затраты по выполненным работам. Эта запись никак не влияет на финансовый результат, не корректируем ее |
Дт 91 Кт 20 | 10 000,00 | Признание издержек по работам в качестве расходов. Влияет на итоги отчета, исправляем запись |
Корректировка | ||
Дт 20 Кт 60 | 10 000,00 | Просторнирована неверная запись |
Дт 20 Кт 60 | 15 000,00 | Указана верная сумма операции |
Дт 20 Кт 91 | 10 000,00 | Восстановление из расходов |
Дт 91 Кт 20 | 15 000,00 | Учет верной величины затрат на выполненные работы |
Как исправить ошибку в налоговом учете
Ошибочные сведения, влияющие на налоговую отчетность, подлежат исправлению в обязательном порядке и в любом случае. Корректируются записи в каждом отдельно взятом отчете.
Некорректные данные за прошлые периоды исправляются посредством корректировочных деклараций. Если ошибочные данные выявлены в отчетном году, то исправления отражаются в налоговой отчетности, которая предоставляется в ИФНС в следующем расчетном периоде.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Корректировка задолженности по акту сверки: проводки
Между предприятиями периодически возникают обязательства и задолженности по ним. Правильность расчетов и суммы долгов контрагенты сверяют путем составления специального документа – акта сверки, в котором зафиксирован размер задолженности сторон друг перед другом, и если обе стороны с этой задолженностью согласны, об этом свидетельствуют их удостоверяющие подписи.
Сверка расчетов может проводиться:
- в рамках инвентаризации расчетов и обязательств для формирования достоверной годовой финансовой отчетности;
- при завершении договора с контрагентом и проведении окончательного расчета по нему;
- для удостоверения наличия долга до наступления срока давности по взысканию;
- при оформлении взаимозачета и т.п.
Период сверки устанавливается сторонами договора. Для подтверждения данных учета дебиторской и кредиторской задолженности для годовой отчетности сверку проводят за календарный год.
Подобная проверка данных дает возможность избежать неточностей в учете обеих сторон. Если же в итоге установлены расхождения, должна быть проведена корректировка задолженности по акту сверки. Проводки, соответствующие ситуации, формируются в учете согласно требованиям ПБУ 22/2010.
Корректировка задолженности по акту сверки: проводки
Обнаруженную неточность необходимо исправить в обязательном порядке, при этом большую роль в учете корректировки играет фактор существенности ошибки и время ее выявления. Напомним, что ошибка считается существенной, если способна повлиять на финансовый результат фирмы и, как следствие, на экономические решения пользователей (п. 3 ПБУ 22/2010), причем, условия существенности предприятия утверждают сами и фиксируют их в учетной политике.
Если ошибка (без учета степени существенности) допущена и выявлена до окончания отчетного года, то исправительные записи по счетам бухучета составляются в месяце ее обнаружения (п. 5 ПБУ 22/2010) – сторнируют ранее сделанные проводки и отражают правильные, либо дополнительно отражают необходимые суммы по счетам.
Таким же образом корректируют неточности, установленные после завершения года, но до даты подписания отчетности, при этом датируют поправки декабрем отчетного года (п. 6 и 7 ПБУ 22/2010).
Несущественная ошибка, определенная после утверждения отчетности и повлиявшая на размер прибыли, корректируется записями по счету 91 прочих доходов и затрат в месяце ее выявления. Если на прибыль ошибка не повлияла, то корректировку проводят, сторнируя прежнюю запись и отражая правильную проводку.
Существенная ошибка, выявленная после подписания, но до утверждения отчетности, устраняется сторнированием неправильной записи и ее заменой на правильную в декабре отчетного года (п. 8 ПБУ 22/2010). Если же ошибка установлена после утверждения отчетности, то исправляют ее в месяце обнаружения, используя счет учета нераспределенной прибыли – сч. 84.
Корректировка кредиторской задолженности по акту сверки: проводки
Проиллюстрируем алгоритмы исправления неточностей в работе с контрагентами компании.
Допустим, по акту сверки от 10.04.2021 установлено, что в учете неверно отражена стоимость материалов, поступивших от поставщика 12.01.2021 – вместо 1 440 000 руб. с учетом НДС бухгалтер учел 1 200 000 руб. с НДС.
Учитывая, что ошибка (независимо от существенности) установлена в течение отчетного года до формирования отчетности, недостающую сумму 240 000 руб. (1 440 000 – 1 200 000) с НДС 20% отражают в апреле 2021г. по соответствующим счетам:
Д/т 10 К/т 60 – 200 000 руб. ((1 440 000 – 1 200 000) / 1,20);
Д/т 19 К/т 60 – 40 000 руб. (200 000 х 20%).
Другой вариант: бухгалтер неверно учел стоимость оприходованных материалов – вместо 1 200 000 руб. с учетом НДС 20% провел 1440000 руб. с учетом НДС. Акт сверки выявил завышение стоимости в учете. Исправления будут выглядеть так:
Д/т 10 К/т 60 –1 200 000 руб. СТОРНО;
Д/т 19 К/т 60 – 240 000 руб. СТОРНО;
Д/т 10 К/т 60 – 1 000 000 руб. – отражена правильная стоимость материалов;
Д/т 19 К/т 60 – 200 000 руб. – отражен НДС 20%.
Таким же образом исправления вносят в учет при обнаружении подобного искажения кредиторской задолженности за прошлый год до подписания отчетности. Исправительные проводки в этом случае датируют декабрем отчетного года.
Корректировка дебиторской задолженности по акту сверки: проводки
По акту сверки с покупателем от 05.02.2021 установлено, что в учете 10.12.2020 неверно отражена выручка — вместо 500 000 руб. зафиксировано 900 000 руб. (Д/т 62 К/т 90). На этот момент отчетность подписана, но не утверждена, а ошибка в сумме 400 000 руб. признана несущественной. Согласно п. 14 ПБУ 22/2010, 05.02.2021 бухгалтер сделает проводку:
Д/т 91 К/т 62 – 400 000 руб. (900 000 – 500 000).
В случае признания этой ошибки существенной, ее исправляют 31.12.2020 записью:
Д/т 62 К/т 90 – 400 000 руб. СТОРНО
Если бы эту существенную ошибку обнаружили после утверждения годовой отчетности (к примеру, в апреле 2021г.), то в ее исправлении задействовали бы сч. 84, сделав в апреле 2021 г. проводку:
Д/ 84 К/т 62 – 400 000 руб.