СЗВ‑ТД при увольнении
Переход на электронные трудовые книжки упростил документооборот. Все данные о трудовой деятельности граждан хранятся на индивидуальном лицевом счете (ИЛС). И если работник был уволен, то этот факт обязательно должен быть зафиксирован в электронной трудовой. Для этого работодатель сдает отчет СЗВ-ТД.
Форма СЗВ-ТД при увольнении
Бланк СЗВ-ТД утвержден Постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 № 730п. Этим же актом закреплен и порядок заполнения отчета.
С 1 июля 2021 года форма отчета немного изменилась, из-за принятия Постановления Правления ПФР от 27.10.2020 № 769п:
- исключили поле «Отчетный период»;
- графа «Код выполняемой функции» стала обязательной;
- появилась отдельная графа для сотрудников, которые трудятся в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях;
- добавили возможность для реорганизованных компаний корректировать сведений за правопредшественника.
Разберем порядок составления и сдачи отчета при увольнении сотрудника. Более подробно узнать про отчет СЗВ-ТД в целом можно в нашей статье “Отчет в Пенсионный фонд СЗВ-ТД”.
Срок сдачи СЗВ-ТД при увольнении
Срок подачи отчета зависит от кадрового события. При увольнении, как и при приеме на работу, работодатель сдает отчет не позднее следующего рабочего дня. Например, если сотрудник был уволен 20 декабря 2021 года, то крайний срок сдачи отчета — 21 декабря 2021 года.
В остальных случаях сдать СЗВ-ТД нужно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем. К таким кадровым событиям относятся:
- перевод на другую постоянную работу;
- смена названия страхователя;
- присвоение новой профессии, специальности или квалификации;
- запрет занимать должность;
- выбор способа ведения трудовой книжки.
В таком случае СЗВ-ТД сдается одновременно с СЗВ-М, который тоже предоставляют до 15 числа. Если крайний срок выпадает на выходной или праздник, то он переносится на следующий рабочий день.
Например, если в ноябре 2021 года сотрудник был переведен на другую работу, то сдать СЗВ-ТД нужно до 15 декабря 2021 года.
Форма сдачи отчета СЗВ-ТД при увольнении
Форма сдачи СЗВ-ТД аналогична СЗВ-М. В «бумажной» форме сдают отчет организации, у которых за отчетный период было меньше 25 сотрудников. Если число сотрудников 25 человек и более, сдать отчет можно только в электронной форме.
Порядок заполнения отчета
Отчет СЗВ-ТД довольно прост и сложностей не вызывает. Разберем порядок его заполнения по блокам.
Блок страхователя
Здесь указываем данные о работодателе: регистрационный номер в ПФР, полное наименование, ИНН и КПП. После этого переходим к следующему блоку.
Блок правопреемника
Блок заполняют для корректировки сведений, поданных до реорганизации компании-работодателя. Здесь укажите реквизиты компании до ее реорганизации.
Если реорганизации не было, то блок оставьте пустым.
Блок застрахованного лица
Здесь указываем данные о сотруднике: ФИО, дату рождения и СНИЛС.
Блок выбора трудовой книжки
Здесь отмечаем способ ведения трудовой книжки, выбранный работником.
Табличная часть СЗВ-ТД
Основная часть данных формируется в виде таблицы. Порядок заполнения следующий:
- графа 1 — указываем порядковый номер;
- графа 2 — вписываем дату увольнения сотрудника;
- графа 3 — указываем тип события, в нашем случае это “УВОЛЬНЕНИЕ”;
- графа 4 — для сотрудников, работающих в районах Крайнего Севера, пишем “РКС”, в приравненных местностях — “МКС» (столбец не заполняйте, если сотрудник трудится в обычной местности);
- графа 5 — указываем должность сотрудника в соответствии со штатным расписанием;
- графа 6 — указываем код выполняемой функции, в соответствии с Общероссийским классификатором занятий, утвержденным Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-СТ; выбрать код нужно обязательно, не оставляйте столбец пустым, иначе отчет не примут;
- графа 7 — впишите причину увольнения, например «Трудовой договор расторгнут по инициативе работника, пункт 3 части 1 статьи 77 ТК РФ» или «Уволен за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей — прогул, подпункт “а” пункта 6 части 1 статьи 81 ТК РФ» и так далее;
- графа 8 — вписываем наименование документа-основания, обычно это «Приказ»;
- графа 9 — указываем дату документа-основания;
- графа 10 — номер документа-основания;
- графа 11 — здесь ставится «Х», если сведения нужно отменить.
Штрафы за СЗВ-ТД
Штраф для должностных лиц за ошибки или несвоевременную сдачу СЗВ-ТД составляет 300 — 500 рублей, но можно обойтись и предупреждением (ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ). Юридических лиц к ответственности не привлекают.
Ведите кадровый учет в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия. Сформировать отчет и отправить его в ПФР можно прямо в программе. Система автоматически проверит его на наличие ошибок. Всем новичкам мы дарим бесплатный пробный период на 14 дней.
Документы при увольнении сотрудника
При участии Юлия Бусыгина
Принято считать, что оформить увольнение работника достаточно просто. Нужно лишь иметь соответствующее основание (заявление сотрудника, соглашение сторон, уведомление о предстоящем сокращении и проч.) и составить приказ. Однако в реальности приказ вовсе не завершает процедуру увольнения. Ведь нужно еще рассчитать все выплаты, которые полагаются при увольнении, и перечислить их бывшему сотруднику. Помимо этого, необходимо передать работнику достаточно объемный комплект документов, даже если сам увольняемый об этом не просил. В нашей статье вы найдете полный список документов, которые нужно выдать при увольнении сотрудника в 2022 году. Если этого не сделать, то организации грозят внушительные штрафы.
Обязательный список
Вне зависимости от причины увольнения (по собственному желанию, по соглашению сторон , по независящим обстоятельствам, по сокращению численности или штата , по инициативе работодателя за те или иные проступки и проч.), каждому увольняемому сотруднику необходимо передать следующий комплект документов:
1. Расчетный листок.
Этот документ выдается при проведении окончательного расчета с сотрудником. В нем указываются сведения о всех произведенных при этом начислениях и удержаниях (ст. 136 и 140 ТК РФ). Каждый работодатель самостоятельно разрабатывает и утверждает форму расчетного листа.
2. Трудовая книжка.
Если трудовая книжка велась на бумажном носителе, то ее положено выдать в последний день работы, даже если перед увольнением сотруднику предоставлялся отпуск (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ, определение Конституционного суда РФ от 25.01.07 № 131-О-О, письмо Роструда от 24.12.07 № 5277-6-1). О том, какие записи внести в трудовую книжку при увольнении работника, см. в статье « Заполнение трудовой книжки в 2022 году: правила и образец ».
Если же работник перешел на электронную трудовую книжку, то в последний день работы выдаются сведения по форме СТД-Р (ст. 84.1 ТК РФ; см. «Как заполнить форму СТД‑Р и выдать ее работнику»). Оформить документ можно как на бумаге, так и в электронном виде, заверив файл усиленной квалифицированной электронной подписью. Обратите внимание: выбор способа получения СТД-Р при увольнении — прерогатива сотрудника. А сообщить о своем выборе он должен в соответствующем заявлении (ч. 5 ст. 66.1 ТК РФ).
Важно
Выдавать СТД-Р при увольнении тем, кто решил сохранить традиционную бумажную трудовую книжку, не обязательно (письмо Минтруда от 16.06.20 № 14-2/ООГ-8465; см. «Работник отказался от электронной трудовой: обязан ли работодатель выдать ему сведения по форме СТД‑Р?»).
3. Выписка из формы СЗВ-М.
Данная выписка оформляется за месяц увольнения. В нее переносятся сведения о работодателе, а также данные на увольняемого работника. Выписку следует заверить. Делается это следующим образом. На выписке указывается ФИО и должность лица, уполномоченного заверять документ, далее проставляется его подпись и дата составления выписки. Если в организации есть печать, то выписку нужно также заверить печатью.
4. Выписка из РСВ.
Эта выписка составляется за период с начала квартала по дату увольнения. В нее переносятся сведения о работодателе из титульного листа, а также данные из раздела 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах», касающиеся уволенного работника. Выписку из РСВ нужно заверить в том же порядке, что и выписку из СЗВ-М.
5. Выписка из формы СЗВ-СТАЖ.
Такую выписку нужно сформировать за отчетный год (по дату увольнения работника). В нее переносятся сведения о работодателе и данные об уволенном работнике (письмо отделения ПФР по Москве и Московской области от 03.04.18 № В-4510-08/7361). Выписку из формы СЗВ-СТАЖ нужно заверить по описанным выше правилам (т.е. необходимы подпись, ФИО и должность уполномоченного лица, и печать организации при ее наличии; дата составления выписки).
6. Справка о сумме зарплаты (справка 182н).
Этот документ составляется по форме, утвержденной приказом Минтруда от 30.04.13 № 182н (о том, как заполнить справку, см. в статье « Справка 182н о сумме заработной платы »). Рекомендуем выдать сотруднику 2-3 экземпляра такой справки — это упростит его общение с последующими работодателями.
Совет
Включите в комплект документов, которые в обязательном порядке следует отдать при увольнении сотрудников, несколько экземпляров справки о доходах за текущий и предыдущий годы (подробнее см. ниже).
В некоторых случаях необходимо передать увольняемому сотруднику дополнительные документы.
Так, если организация перечисляла страховые взносы на накопительную часть пенсии работника, то при его увольнении надо составить выписку из формы ДСВ-3 за квартал увольнения. А если за время работы на сотрудника оформлялась медицинская книжка (в т.ч. за счет средств работодателя), то в обязательный комплект документов, выдаваемых при расставании с работниками, нужно включить и ее (письмо Роспотребнадзора от 10.11.15 № 01/13734-15-32).
Также необходимо вернуть сотруднику оригиналы всех документов, которые он принес во время работы. Это могут быть дипломы, сертификаты, медицинские заключения и прочие официальные бумаги.
Внимание
Перечисленные выше документы (за исключением справки о доходах) выдаются по инициативе работодателя. Никаких заявлений от работника не требуется.
Документы по требованию
Все остальные бумаги нужно передать увольняемому работнику только в том случае, если он подал соответствующее заявление. Речь идет о следующих документах:
1. Справка о доходах (п. 3 ст. 230 НК РФ).
Начиная с доходов за первый квартал 2021 год, эта справка оформляется по форме, приведенной в приложении № 4 к приказу ФНС от 15.10.20 № ЕД-7-11/753@. А для доходов 2018 — 2020 годов используется справка по форме, приведенной в приложении № 5 к приказу ФНС от 02.10.18 № ММВ-7-11/566@. Оба бланка не предусматривают указания должности лица, подписавшего справку, и проставление печати организации. Подробнее см. «Справка о доходах, которая выдается физлицу по его запросу: инструкция по заполнению».
Заполните, проверьте и сдайте действующую форму 6‑НДФЛ через интернет Сдать бесплатно
2. Справка для службы занятости.
Официально этот документ называется Справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) для постановки на учет в центре занятости. Рекомендуемая форма приведена в письме Минтруда от 10.01.19 № 16-5/В-5 (см. « Обновлена рекомендуемая форма справки о среднем заработке по последнему месту работы »).
3. Копия приказа об увольнении.
Выдача этого документа предусмотрена частью 2 статьи 84.1 ТК РФ. Там же указано, что копия должна быть заверена работодателем (при заверении этого документа применяются те же правила, что и при заверении выписок из СЗВ-М и других форм). Копия приказа об увольнении выдается в том случае, когда он носит «индивидуальный» характер (например, составлен по унифицированной форме № Т-8 , утв. постановлением Госкомстата от 05.01.04 № 1).
Если же одним приказом увольняется несколько сотрудников (например, использована унифицированная форма № Т-8а ), то оформляется выписка из приказа в произвольной форме. В выписке нужно указать дату и номер приказа об увольнении, сведения об уволенном работнике (ФИО, должность, подразделение), основание и дату увольнения, а также данные о том, кто подписал приказ об увольнении (ФИО и должность).
4. Записка-расчет.
Документ составляется по форме № Т-61 . Она содержит сведения об использованных и неиспользованных за время работы отпусках, а также расчет выплат при увольнении.
5. Другие документы.
Также по заявлению увольняемого работника нужно выдать копии любых других документов, связанных с работой (приказы о приеме, переводах, поощрениях и наказаниях, предоставлении отпусков и т.д.).
Внимание
Повторим, что документы, указанные в этой части статьи, нужно передать работнику только по его требованию. При этом необходимо учесть, что заявление на получение «трудовых» документов подается в письменной форме (ст. 62 и 80 ТК РФ). А вот за справкой о доходах работник может обратиться и устно (п. 3 ст. 230 НК РФ). Именно поэтому на практике эта справка выдается при увольнении вместе с обязательным комплектом документов, о которых говорилось в первой части статьи.
Ответственность за невыдачу документов
Невыдача или несвоевременная выдача увольняемому сотруднику документов из обязательного списка грозит для организации штрафом в размере от 30 000 до 50 000 рублей, а для работодателя-ИП — от 1 000 до 5 000 руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Если же такое нарушение будет совершено повторно в течение года, то штрафы увеличатся. Для организации — до 70 000 руб., а для ИП — до руководителя —20 000 руб. (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
Отметим, что эта же статья предусматривает ответственность должностых лиц компании (например, руководителя): за первое нарушение штраф до 5 000 руб., за повторое — дисквалифиция на срок до 3 лет. При этом, недавно принятые поправки в КоАП запрещают привлекать организацию к ответственности за административное правонарушение, если должностное лицо или иной работник уже понесли наказание за это же нарушение (см. « Принят закон о смягчении административных штрафов для бизнеса »).
За задержку выдачи трудовой книжки наступает материальная ответственность на основании статьи 234 ТК РФ. Компании придется оплатить бывшему сотруднику то время, в течение которого он не мог приступить к новой работе из-за отсутствия трудовой книжки (абз. 2 п. 62 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.03.04 № 2).
Важно
За несвоевременную выдачу СТД-Р установлена аналогичная ответственность на основании статьи 234 ТК РФ. Однако, скорее всего, данную норму будет сложно применить на практике, поскольку работник может получить аналогичные сведения о трудовой деятельности (по форме СТД-ПФР) в Пенсионном фонде, МФЦ или через портал Госуслуг (ст. 66.1 ТК РФ).
В день увольнения сотрудника нет на работе
Как быть, если сотрудник в день увольнения не работал, либо не явился за получением соответствующих документов? Алгоритм действий в подобной ситуации законодательно регламентирован только в части выдачи трудовой книжки и сведений о трудовой деятельности.
В статье 84.1 ТК РФ сказано, что если в последний день работы выдать сотруднику СТД-Р невозможно, то сведения составляются на бумажном носителе и направляются по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. С этого момента работодатель освобождается от ответственности за невыдачу СТД-Р. Полагаем, что аналогичным образом нужно поступить и в том случае, если работник не подал заявление о выборе способа выдачи СТД-Р при увольнении (бумажный или электронный).
Несколько сложнее процедура взаимоотношений с работником, которому в день увольнения не получается вручить трудовую книжку. Ему надо направить уведомление. В нем следует указать, что человек должен явиться за трудовой книжкой, либо дать согласие на ее отправку по почте.
Направить СТД-Р или уведомление нужно не позднее следующего рабочего дня после увольнения сотрудника. Но лучше сделать это в конце того дня, когда состоялось увольнение. Поскольку от штрафа освобождает именно факт направления указанной формы или уведомления, то важно иметь документ, подтверждающий отправку. Поэтому следует использовать регистрируемое почтовое отправление с описью вложения и уведомлением о вручении. Необходимо сохранить опись и почтовую квитанцию. Если уведомление о вручении не вернулось, нужно распечатать информацию о доставке с сайта Почты России.
Письмо следует направить на адрес официального места жительства («прописки») сотрудника. Если в личной карточке есть данные о других адресах работника, рекомендуем дополнительно направить уведомление и по этим адресам. В ситуации, когда все направленные конверты вернулись, их нужно хранить в нераспечатанном виде вместе с документами об отправке.
Если от уволенного человека поступит письменное согласие на пересылку трудовой книжки по почте, ее нужно направить по указанному работником адресу. Для этого также следует использовать регистрируемое почтовое отправление с описью вложения и уведомлением о вручении. Если же согласия на пересылку нет, то трудовая книжка должна остаться у работодателя. Также нельзя направлять трудовую книжку за пределы РФ, даже если сотрудник письменно просит об этом. В таком случае документ тоже остается у работодателя (письмо Минтруда от 17.09.19 № 19-1/ООГ-210; см. « Минтруд сообщил, нужно ли высылать трудовую книжку за границу по просьбе работника » ).
Аналогичный порядок действий можно применять и в отношении всех остальных документов, которые работодатель обязан выдать увольняемому сотруднику.
Совет
Если в день увольнения работника нет на месте, направьте ему два письма. Первое — со сведениями СТД-Р или с уведомлением о необходимости получить трудовую книжку, второе — с уведомлением о необходимости получить остальные документы, обязательные для выдачи при увольнении. Это позволит подтвердить, что работодатель выполнил возложенные на него обязанности в точном соответствии с требованиями Трудового кодекса. А также четко определить, на пересылку каких именно документов согласился уволенный. Если работодатель направит трудовую книжку по почте без прямо выраженного письменного согласия работника, это будет признано нарушением, которое повлечет ответственность по части 1 статьи 5.27 КоАП и по статье 234 ТК РФ. Заметим, что пересылка по почте других документов (кроме СТД-Р) без согласия работника не освободит работодателя от необходимости повторно выдать их при личном обращении.
Заполнение формы СЗВ-М при увольнении сотрудника
Все работодатели (организации и ИП) обязаны ежемесячно сдавать в региональный пенсионный фонд отчет по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах». В этом отчете фиксируются все граждане, с которыми заключены официальные трудовые договоры либо договоры ГПХ. По мнению властей, этот отчет помогает отследить работающих пенсионеров.
Начиная с отчета за май 2021 действует новая форма СЗВ-М (утв. постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103п). Скачать ее можно у нас на сайте, а прочитать об изменениях в ней подробнее можно здесь.
Помимо сдачи СЗВ-М в ПФР, его необходимо выдавать сотруднику на руки.
ВАЖНО! В законе № 27-ФЗ указано, что справку СЗВ-М нужно выдавать при увольнении сотрудников, при подаче заявления застрахованными лицами при выходе на пенсию, а также ежемесячно вместе со сдачей отчета в контролирующий орган.
При этом нужно получать письменное подтверждение от застрахованного лица, что документ ему действительно передан.
Когда и в каком виде работнику нужно выдать справку СЗВ-М на уволенных
В копии СЗВ-М при увольнении сотрудника следует указать только его фамилию и его данные. Информацию по другим сотрудникам указывать нельзя, так как она относится к персональным данным и не подлежит разглашению.
В графе 3 вы в обычном порядке укажете тип «Исходная», а в графе 4 — информацию по работнику.
Смотрите пример заполнения СЗВ-М при увольнении в КонсультантПлюс. Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.
Как правило, заполнение отчета в различных учетных программах позволяет сформировать СЗВ-М уволенным сотрудникам на одно застрахованное лицо.
Подробнее о том, как формируется отчет в 1С, например, читайте в статье «Как в 1С сделать отчет СЗВ-М».
Кроме того, необходимо получить от работника подтверждение о получении отчета на руки. Есть несколько способов сделать это.
- Можно брать с сотрудников письменное подтверждение. Примерное содержание такое: «Я, Иванов Иван Иванович, подтверждаю, что в соответствии с ст. 11 закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ при расторжении трудового договора получил копии СЗВ-М на 15 листах за все время работы».
- Можно распечатать все СЗВ-М по сотруднику в двух экземплярах и при выдаче попросить сотрудника расписаться на втором экземпляре. Впрочем, если этих экземпляров будет достаточно много, то это довольно затратно по времени.
- Можно завести журнал по выдаче копий СЗВ-М и брать росписи с работников при выдаче документов, указывая и причину выдачи. Это, наверное, самый простой и действенный способ получить подтверждение.
Больше о составлении справки СЗВ-М для уволенных сотрудников читайте в нашей статье «Как сделать выписку из СЗВ-М».
Что касается установленных сроков передачи документа на руки сотруднику, то они следующие:
- Ежемесячно — вместе с представлением отчета в ПФР.
- СЗВ-М при увольнении — в день увольнения сотрудника.
Нужно ли при увольнении выдать на руки работнику форму СЗВ-М, которая в ПФР еще не направлена? Ответ на этот вопрос вы найдете в КонсультантПлюс, бесплатно получив пробный полный доступ к системе.
Если в день увольнения сотрудник отсутствовал, рекомендуем, отправить ему уведомление о необходимости получения СЗВ-М на руки. Также можно направить запрос о согласии сотрудника в отправке СЗВ-М почтой. Таким образом будет возможность доказать, что использованы все доступные средства для исполнения обязанности по выдаче сведений из формы СЗВ-М увольняемому работнику.
С нюансами оформления и представления СЗВ-М вас познакомят материалы:
- «Верховный суд РФ начал отменять штрафы за уточнения в СЗВ-М»;
- «Аргументы, которые помогают в разы снизить штраф за СЗВ-М».
Итоги
Выдача на руки копий СЗВ-М работникам при увольнении — это обязанность работодателя. Передать СЗВ-М уволенному сотруднику необходимо в день увольнения. При этом необходимо получить от него письменное подтверждение о получении отчета на руки.
Какие отчеты сдавать при увольнении работника
Передача информации в контролирующие органы — одна из ключевых обязанностей кадрового работника. Рассказываем, какие формы сдавать при увольнении сотрудника в 2022 году.
Объем отчетности, сдаваемой в организации, растет с каждым годом, и все сложнее и сложнее помнить, какие документы требуются, в каком порядке и в какие сроки. Чтобы помочь кадровикам и бухгалтерам разобраться и не запутаться, какие надо сдать отчеты при увольнении сотрудника в 2022 году, мы собрали всю информацию в наглядной таблице:
Название | Срок сдачи | Инструкция по заполнению |
---|---|---|
СЗВ-М | На руки сотруднику в день увольнения | Открыть |
СЗВ-СТАЖ | Открыть | |
РСВ (раздел 3) | Открыть | |
СЗВ-ТД | В ПФР не позднее следующего дня с даты издания приказа об увольнении | Открыть |
Отчет на труд всем | На портал «трудвсем» по факту наступления события | Открыть |
Что и куда сдавать
Практически любой кадровик или бухгалтер, разбираясь, какие отчеты сдавать при увольнении работника в 2022 году, натолкнется на информацию об обязательной выдаче работнику следующих форм отчетности.
Обязанность ежемесячно (сроки сдачи отчета СЗВ в ПФР — не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным) сдавать сведения о СНИЛС и ИНН сотрудников закреплена в п. 2.2 ст. 11 ФЗ № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». При расторжении трудового договора работнику необходимо выдать сведения за последний месяц его работы.
СЗВ-СТАЖ
Эта форма содержит информацию о стаже сотрудника и страховых взносах. В общем случае она подается до 1 марта года, следующего за отчетным. Нет необходимости при увольнении сотрудника сведения подавать в ПФР сразу, информацию об уволенных допустимо подать вместе с работающими, важно уложиться в установленный срок.
Исключением является выход работника на пенсию. В такой ситуации отправить сведения в ПФР следует в срок 3 дня. А вот выдают документ на руки сотруднику всегда в день увольнения.
В него включают сведения за последний год, а о периодах работы — с 01.01.2017 по день расторжения трудового договора.
РСВ (раздел 3)
Сведения, включаемые в раздел 3 отчетности при увольнении, отражают доходы сотрудника и уплаченные на них взносы. При подготовке документа формируют суммы с начала последнего отчетного квартала по день увольнения сотрудника.
Отметим, что срочно подавать отчеты в фонды в 2022 году при увольнении не надо, все данные отправляются в указанные для них сроки. А вот сотруднику на руки выдают печатный экземпляр документов, заверенный подписями ответственных лиц и печатями в день увольнения
Существуют и сведения, которые обязательно передаются в контролирующие органы в день прекращения трудовых отношений или на следующий день.
СЗВ-ТД
С 2020 года вдобавок к уже привычному пакету документов в обязанность как юридическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям вменена необходимость отчитываться о кадровых мероприятиях по всем работникам. Предполагалось, что подача сведений станет ежемесячной на период переходного периода (до 2022 года). Но пандемия COVID-19 внесла коррективы. Контролирующим структурам понадобилась оперативная информация о ситуации на рынке труда. В связи с этим правительство приняло постановление, меняющее порядок подачи сведений. Какие же изменения по отчету СЗВ-ТД в апреле 2020 года внесены?
Главное, что следует запомнить должностным лицам организаций: теперь сдавать сведения о приеме и увольнении всех сотрудников необходимо не позднее дня, следующего за днем издания приказа о предстоящем мероприятии. Правда, возникает вопрос, что сдавать на уволенного работника при увольнении, если дата события и дата мероприятия не совпадают. Нередко при попытке подать сведения через системы ЭДО приходит ошибочный протокол. Сотрудники ПФР, равно как и технические специалисты, рекомендуют в таком случае сдавать отчеты после даты увольнения, хотя формально это противоречит постановлению правительства. До ликвидации этого пробела в законодательстве работодателю предстоит самому решать, как поступить.
Новый отчет на портале «Трудвсем» (в службу занятости)
Постановлением правительства установлена и обязанность работодателя оперативно сообщать сведения о:
- количестве сотрудников, работающих дистанционно;
- численности работающих неполный рабочий день или неполную рабочую неделю;
- количестве работников, находящихся в простое;
- количестве работников, пребывающих в отпусках без сохранения заработной платы;
- численности уволенных в связи с эпидемией COVID-19, карантинными и ограничительными мероприятиями.
Говоря о том, какие отчеты нужно сдать в ПФР при увольнении сотрудника в 2022 году, эти сведения обычно не упоминают. Действительно, сдается он не каждый раз, но если трудовой договор прекращается по сокращению или по причине отказа работника от неполного дня, то отразить это на портале необходимо. Сотруднику в данном случае ничего не выдают, т. к. отчет количественный и персональные данные в нем не фигурируют.
Бумажной формы этот отчет не имеет, заполняются только данные в электронной форме на портале и подписываются ЭЦП.
Особенные отчеты для некоторых категорий
Совместители
Рассматривая, какие документы сдавать в ПФР при увольнении сотрудника в 2022 году с совместительства, а какие — нет, акцентируем внимание на форме СЗВ-ТД. Сдавать ее необходимо на всех работников, а не только основных. То есть подать сведения придется и при увольнении как внутренних, так и внешних совместителей. Причем, если увольняется внутренний совместитель, оставаясь после этого основным работником, отчитаться о расторжении одного из его трудовых договоров все равно придется.
В остальном перечень отчетов тот же.
Иностранцы
Трудоустройство иностранцев имеет особенности, различающиеся в зависимости от их статуса, оснований пребывания в РФ и т. д. Но во всех случаях, выясняя, какие отчеты отправлять в ПФР при увольнении граждан других стран, важно не забыть о необходимости уведомить в трехдневный срок орган по вопросам миграции. В остальном же процедура увольнения и сдачи отчетов происходит так же, как и для россиян.
Пенсионеры
При увольнении пенсионеров сдаются все те же отчеты, что и при увольнении любых других работников. Особое внимание следует уделить подготовке и отправке в ПФР форм СЗВ-ТД и СЗВ-СТАЖ, т. к. от их правильной подачи зависит корректность расчета будущей пенсии.
Вредники и льготники
Лицам, работающим во вредных и опасных условиях труда, в условиях Крайнего Севера, имеющим льготы, важно иметь сведения СЗВ-СТАЖ, чтобы в случае необходимости подтвердить льготный стаж.
Подрядчики по ГПХ
Вопрос, какой отчет необходимо сдать при увольнении сотрудника, работающего по договору ГПХ, не совсем корректен. Строго говоря, такой человек сотрудником не является. Его трудовая книжка не ведется, и СЗВ-ТД сдавать нет необходимости. Но вот некоторые взносы на вознаграждение по договорам подряда уплачиваются, поэтому и дать на руки сотруднику формы РСВ, СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ необходимо.
Бывшие госслужащие
О том, что необходимо уведомлять предыдущее место работы о приеме на работу госслужащих, знают все. А как же с увольнением? Требования сообщать о расторжении трудового договора с таким работником ни один НПА не содержит. Отчеты же в ПФР сдаются в обычном порядке.
Индивидуальные предприниматели
Нередко у них возникает вопрос, какую отчетность надо сдавать, если ИП уволил всех сотрудников, и в какие организации. В таком случае действует общий порядок: подаются все те же сведения, что и организациями.
А вот если ИП не имел нанятых сотрудников и прекратил деятельность, то отчеты по нему не сдаются. Но сняться с регистрации в налоговой, ПФР, ФСС придется.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как заполнить СЗВ-СТАЖ и СЗВ-М при увольнении. Используйте эти инструкции бесплатно.