Сверка с военкоматом как происходит
Приложение N 12
к Методическим рекомендациям (п. 29)
ПРОВЕДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СВЕРОК СВЕДЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ
В ЛИЧНЫХ КАРТОЧКАХ, СО СВЕДЕНИЯМИ, СОДЕРЖАЩИМИСЯ
В ДОКУМЕНТАХ ВОИНСКОГО УЧЕТА СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ И (ИЛИ) ОРГАНОВ
1. Сверка сведений о воинском учете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов, а в поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, — с учетными данными органа местного самоуправления, осуществляющего первичный воинский учет.
2. Дата и время сверки устанавливаются военным комиссариатом (в поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, — органом местного самоуправления), осуществляющим свою деятельность на территории, в пределах которой находится организация. В ходе сверки уточняются сведения, указанные в разделе II «Сведения о воинском учете» личной карточки, а также следующие данные граждан:
фамилия, имя и отчество;
семейное положение и состав семьи;
основные антропометрические данные;
прохождение военных сборов;
адрес места жительства (пребывания), номера контактных телефонов.
До начала сверки указанные данные уточняются по документам воинского учета граждан, соответствующим документам организации, и при личном общении с гражданами.
3. Отметка о проведении сверки производится путем проставления простым карандашом даты сверки и подписи должностного лица (работника) организации (дата указывается тремя парами арабских цифр: например, «11.06.17 г. Иванова»), осуществляющего воинский учет, в пункте 6 «Наименование военного комиссариата по месту жительства» раздела II «Сведения о воинском учете» личной карточки.
4. По завершении сверки 100% личных карточек работником, осуществляющим воинский учет в военном комиссариате, а в поселениях (городских округах), где нет военных комиссариатов, — работником, осуществляющим воинский учет в органе местного самоуправления, производится запись в журнале проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
5. Для сверки учетных сведений личных карточек с учетными данными граждан, состоящих на воинском учете в других военных комиссариатах, направляются списки граждан, пребывающих в запасе, с указанием данных раздела II «Сведения о воинском учете» личной карточки, согласно приложению к настоящему Порядку. Списки составляются в двух экземплярах, второй экземпляр списка, с указанием регистрационного номера и даты отправки хранится в организации в течение года. Отметка о проведении сверки проставляется с указанием даты, исходящего номера списка, например: «30.06.17 г. N 315, Иванова» в пункте 6 «Наименование военного комиссариата по месту жительства» раздела II «Сведения о воинском учете» личной карточки.
Как происходит сверка данных воинского учета с военкоматом
На организации и индивидуальных предпринимателей, которые нанимают на работу граждан, согласно действующему российскому законодательству накладываются социальные обязательства. Это пенсионное и медицинское страхование своих сотрудников (рабочих), в т.ч. ведение учета военнообязанных граждан. Поэтому каждый работодатель должен знать, какие он должен вести документы для выполнения своих обязательств, а также что такое сверка учета работников с районным военкоматом и как она происходит.
Правовая база для ведения учета военнообязанных лиц
По закону не так важно, какой формой собственности обладает юридическое лицо или частный предприниматель. Вести воинский учет сотрудников компании или наемных работников ИП необходимо в любом случае. Это обязательство утверждено законодательством – ФЗ №53 от 28.03.98 г. «О воинской обязанности…».
Как правило, не весь рабочий персонал относится к военнообязанным лицам и подлежит воинскому учету. Поэтому каждый работодатель должен понимать, в отношении кого из сотрудников необходимо осуществлять данный учет. Правительством РФ с этой целью были разработаны специальные нормы – Положение №719 «О воинском учете», которое утвердили 27.11.2006 г. Согласно этому постановлению трудовые организации и ИП при ведении воинского учета обязаны учитывать:
- Мужчин призывного возраста (18-27 лет) с призывной категорией годности;
- Всех остальных военнообязанных граждан (запасников и пр.).
Правила ведения воинского учета в трудовых организациях определены Методическими рекомендациями, утвержденными Генштабом ВС РФ.
Обязанности уполномоченных лиц на предприятии, в т.ч. индивидуальных предпринимателей по ведению учета военнообязанных сотрудников и наемных работников:
- Уточнять у граждан при трудоустройстве наличие у них военных обязательств. Эту информацию можно посмотреть в военном билете или паспорте гражданина РФ (на стр. 13 документа ставится штамп «военнообязанный»);
- Заполнять личные карточки военнообязанных лиц, вносить в них только актуальные данные;
- Обеспечивать своевременное исполнение сотрудниками своих войсковых обязательств (на учебных военных сборах, при мобилизации);
- Тщательно изучать документы, представленные военнообязанным сотрудником (работником), на предмет воинских обязательств, достоверности информации, наличию всех страниц, законности внесения правок (исправлений). В случае подозрения подделки документов работодатель обязан сообщить об этом в территориальный комиссариат и уточнить актуальные сведения по своему сотруднику.
Ведения воинского учета не избежать даже мелкому предпринимателю, у которого есть всего 1 военнообязанный наемный работник. Согласно действующему российскому законодательству (КоАП ст. 21, п/п 1-5) за невыполнение или исполнение ненадлежащим образом своих обязательств по ведению воинского учета предусмотрены штрафные санкции. Для проверки в/у предприниматель или уполномоченное лицо трудовой организации обязательно заводит и регистрирует журнал сверок с территориальным военкоматом, образец которого мы представим немного ниже.
Кто занимается на фирме учетом военнообязанных сотрудников
Согласно ФЗ РФ №53 (ст.1.6) и Положению №719 (п.9) ответственность за ведение воинского учета в трудовых организациях полностью возлагается на их руководителей, соответственно на ИП.
Руководитель компании (предприятия) может назначить специальным приказом ответственным за учет военнообязанных сотрудников и ведение всей необходимой документации одного из своих заместителей или должностное лицо согласно штату.
На период очередного ежегодного отпуска, во время отсутствия по семейным обстоятельствам, по болезни и прочим веским основаниям, когда уполномоченное лицо отсутствует на рабочем месте, его обязанности по воинскому учету временно передаются другому сотруднику отдельным приказом, в т.ч. и вся учетная документация.
Порядок проведения сверок организациями с войсковыми комиссариатами
Сверка организаций с военкоматом подразумевает проверку документации по воинскому учету. Поэтому уполномоченное лицо предприятия должно знать, что нужно представлять военной комиссии.
Каждый работодатель (юридическая организация или индивидуальный предприниматель) обязан проводить сверку данных по воинскому учету в личных карточках трудоустроенных военнообязанных граждан с документами воинского учета районных военкоматов либо органов местного самоуправления (если в населенном пункте отсутствует войсковой комиссариат).
Дату, время проведения сверки устанавливает войсковой комиссариат (орган местного самоуправления), который расположен в том населенном пункте, в котором официально зарегистрирована трудовая организация. В период сверки представители военкомата (органа самоуправления) уточняют данные, указанные в личной карточке военнообязанного работника предприятия (раздел 2 «Сведения о воинском учете»), в т.ч. следующие сведения о гражданине:
- Ф.И.О. гражданина, подлежащего воинскому учету;
- Дату и место рождения военнообязанного гражданина;
- Занимаемую должность на предприятии;
- Наличие образования (среднего, технического, высшего);
- Семейное положение (наличие супруги и детей);
- Состояние здоровья (категория годности к войсковой службе);
- Прохождение войсковых сборов (период, где проходил);
- Антропометрические сведения;
- Адрес официального места проживания (прописка);
- Контакты: номер домашнего и мобильного телефона.
Список граждан, пребывающих в запасе, работающих в организации для сверки учетных сведений о воинском учете, содержащихся в личных карточках, образец: скачать.
Журнал сверки воинского учета военнообязанных сотрудников организации с районным военкоматом, образец для загрузки по ссылке: скачать.
Перед проведением сверки указанные сведения уточняются:
- По личным документам воинского учета военнообязанных граждан;
- Из документации, которая ведется по военному учету сотрудников ответственными лицами на предприятии или ИП;
- Во время беседы непосредственно с самими работниками, подлежащими воинскому учету.
Отметка о выполнении сверки осуществляется путем проставления даты сверки простым карандашом, личной подписи уполномоченного должностного лица (сотрудника) предприятия (дата прописывается арабскими цифрами, например, «03.12.21 г. Харино»), который занимается воинским учетом, в разделе 2, пункт 6 личной карточки сотрудника.
После окончания сверки данных в личных картах всех военнообязанных сотрудников организации с данными в документации районного военкомата или уполномоченного местного органа власти (если в населенном пункте, в котором зарегистрирована трудовая организация, отсутствует войсковой комиссариат), делаются соответствующие записи в Журнале проверок ведения в/у и бронирования военнообязанных сотрудников предприятия, находящихся в резерве ВС РФ.
Для сверки учетных данных личных карт сотрудников организации, которые состоят на воинском учете в территориальных комиссариатах, размещенных в других населенных пунктах, списки сотрудников, находящихся в запасе, отправляются в соответствующие военкоматы по почте. Данные указываются в разделе 2 личной карты военнообязанного гражданина.
Данные списки оформляются в 2-х экземплярах. Один отправляется в уполномоченную организацию (военкомат или орган самоуправления), где гражданин состоит на учете. Второй экземпляр с датой отправки документа и регистрационным номером остается на хранение в отделе кадров трудовой организации на 1 год.
Каждый руководитель ООО и ИП обязан знать, как осуществляется сверка трудовых организаций с территориальным военкоматом в 2022 году, вести всю необходимую документацию, своевременно менять данные в личных карточках своих сотрудников (наемных работников) и сообщать об этом представителям военкоматов или уполномоченным органам власти. За невыполнение работодателями своих обязательств по воинскому учету действующим законодательством предусматриваются административные наказания в виде штрафов.
Ответственность за ведение в/у ненадлежащим образом
Отрицательные результаты проверки ведения учета военнообязанных сотрудников (наемных работников) согласно действующему российскому законодательству предусматривают штрафные санкции к руководителям предприятий.
Размеры штрафов за невыполнение требований по в/у согласно КоАП РФ (ст. 21 п/п 1-7):
- За несвоевременное предоставление сведений по трудоустроенным военнообязанным гражданам в территориальный комиссариат (органы местного самоуправления) – 300-1000 рублей;
- За препятствие мобилизации военнообязанных сотрудников – 500-100 рублей;
- За небрежное хранение документации по воинскому учету – 100-500 рублей.
За совершенные правонарушения по военному учету руководителей трудовых организаций могут привлечь к административной ответственности согласно действующему российскому законодательству в течение 2 месяцев.
Оформление личной карты военнообязанного гражданина – Форма Т-2
В первую очередь для заполнения личной карточки трудоустроенного гражданина, подлежащего воинскому учету, понадобится его паспорт гражданина РФ и военный билет. Дополнительно сотрудник отдела кадров трудовой организации, ответственный за ведение воинского учета рабочих на предприятии, может потребовать следующие документы:
- Приказ директора предприятия об официальном трудоустройстве военнообязанного гражданина;
- Пенсионную страховку;
- Трудовую книжку;
- Свидетельство (выписка из техникума, колледжа, института) о получении общего, технического или высшего образования;
- Документ, подтверждающий постановку военнообязанного работника предприятия или сотрудника компании на учет в налоговой.
Прочая информация вносится в документацию воинского учета на предприятии на основании сведений, предоставленных лично военнообязанным сотрудником (рабочим). К примеру, это могут быть сведения о прохождении дополнительного обучения, владении иностранными языками и пр.
Существуют определенные правила заполнения личных карт военнообязанных граждан для ведения воинского учета в организациях. Поэтому при заполнении формы Т-2 отдел кадров либо сотрудник компании, назначенный приказом директора ответственным за ведение учета военнообязанных лиц в организации, обязан руководствоваться исключительно установленными стандартами.
Можно сделать вывод, что сверка осуществляется со сведениями, которые занесены в Форму Т-2, т.е. личных карты работников организации. Эти документы военнообязанных сотрудников заполняются на основании их личных документов и проведенных с ними беседах.
Воинский учет в 2022 году: как оформлять, вести и хранить карточки
С января 2022 года изменились правила ведения воинского учета у работодателей. О новой карточке, которую разработало Министерство обороны, правилах и особенностях ее заполнения, расскажет эксперт Контура Альбина Пришедько.
- Что изменилось в воинском учете с 2022 года
- В чем отличие новой карточки от Т-2
- Как заполнять карточку воинского учета
- Как хранить карточки
- Как проходит сверка сведений с военкоматом
Что изменилось в воинском учете с 2022 года
Каждый работодатель, кроме ИП, должен вести воинский учет сотрудников. Ему подлежат:
- призывники — мужчины от 18 до 27 лет, которые еще не проходили службу по призыву и не пребывают в запасе;
- мужчины в запасе;
- граждане, уволенные из армии в запас;
- успешно завершившие обучение в военных центрах и кафедрах;
- непрошедшие военную службу, т.к. освобождены от призыва или имеют отсрочку или по другим причинам по достижению ими 27 лет;
- уволенные с военной службы и не поставленные на учет в военкомате;
- прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- женщины с военными специальностями (медики, картографы, радисты,метеорологи, фотолаборанты, телеграфисты).
С 8 января 2022 года вступил в силу приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700. Он утвердил новую Инструкцию «Об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета по воинскому учету в организации». А в ней:
- формы документов, по которым ведется воинский учет граждан в организациях, порядок их хранения и заполнения;
- порядок сверки сведений о воинском учете в учетных документах организаций и военных комиссариатов и (или) органов местного самоуправления.
Приказ Министра обороны РФ от 18 июля 2014 года № 495 автоматически утратил силу.
Главное из Инструкции — для воинского учета появилась специальная карточка. Подробнее расскажем, как ее правильно оформлять, хранить и сверяться с военкоматом.
В чем отличие новой карточки от Т-2
Раньше данные о воинском учете фиксировали в карточке Т-2. Она, как и большинство остальных унифицированных форм, стала необязательной в 2013 году. Еще личная карточка не конкретизированной формы упоминалась в правилах ведения и хранения трудовых книжек, утративших силу с 1 сентября 2021 года. С этого времени работодатели были обязаны вести в Т-2 только воинский учет, так как форма этой карточки полностью была воспроизведена в Методических рекомендациях Генштаба Вооруженных сил РФ.
Поэтому с 8 января 2022 года организации при желании могут полностью отказаться от формы Т-2.
Карточка воинского учета составляется по форме № 10, размещенной в приложении № 22 к инструкции. Она имеет несколько отличий от формы Т-2:
- в новой карточке нужно фиксировать данные о водительском удостоверении, указывать наименование и реквизиты документа воинского учета, отмечать дату и номер документа, которым уведомили военкомат о приеме, переводе, увольнении сотрудника;
- появились отдельные графы для даты сверки с сотрудником и с военкоматом,
- добавлены строки о дополнительных сведениях;
- кадровику больше не нужно фиксировать информацию об окладе работника, а сотруднику ставить подпись напротив записи о приеме или переводе.
Подписывать новую карточку может не любой кадровый работник, а только тот, что осуществляет воинский учет. Он не обязательно должен быть работником кадровой службы.
Как заполнять карточку воинского учета
Данные о воинском учете организация теперь должна фиксировать на бланке формы № 10. Она размещена в Приложении № 22 к Инструкции. Скачать карточку.
Для заполнения понадобятся следующие документы (п.32 Инструкции):
- удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу — для призывников;
- военный билет (временное удостоверение) офицера запаса, солдат, матросов, прапорщиков, мичманов и т.п. либо справка взамен военного билета — для военнообязанных;
- паспорт гражданина РФ или другое удостоверение личности;
- другие подтверждающие документы.
Карточку нужно вести сразу в двух форматах: электронном и бумажном (п. 32, глава IV Инструкции).
Бумажная карточка. Ее можно заполнить сразу вручную или сначала в электронном виде, а потом распечатать. К заполнению бланка от руки есть требования: делать записи можно только синей, черной или фиолетовой шариковой ручкой, почерк должен быть разборчивым, без помарок и неустановленных сокращений. Простым карандашом нужно заполнять данные о семейном положении, месте жительства, месте пребывания, номере телефона и реквизиты «Сверка с документами воинского учета», «Сверка с военным комиссариатом», записи в 7 пункте II части карточки.
Электронная карточка. В инструкции прописано только одно уточнение: вносить изменения в электронную базу данных карт и распечатывать их может только работник, который ведет воинский учет в организации (п. 33 Инструкции).
Бланк новой карточки имеет размер 210×297 мм и состоит из лицевой и оборотной стороны. На первой указывают личные данные, на второй — информацию о воинском учете, приемах и увольнениях, а также дополнительные сведения. Рассмотрим порядок заполнения реквизитов карточки подробнее.
Сверка с документами и военкоматом
В строке «Сверка с документами воинского учета» проставляется дата сверки карточки с данными воинского учета работника.
В графе «Сверка с военным комиссариатом» отмечают факт ежегодной сверки данных воинского учета с военкоматом или органом местного самоуправления:
- при сверке данных с военкоматом (органом местного самоуправления), на территории которого находится организация — фиксируется дата сверки;
- при сверке данных с другим военкоматом (органом местного самоуправления) — фиксируется дата и номер исходящего письма, которым направили данные по форме «Список граждан, пребывающих в запасе» (приложение № 23 к Инструкции).
Эти поля заполняются в следующей последовательности: день, месяц, год, подпись работника, инициал имени, фамилия. Пример: «22.02.22 Коровина И.Коровина». Заполнять сверху вниз. Если военкомат на другой территории, то строка «сверка с военкоматом» заполняется по номеру и дате письма. Например: «23.08.22 №81/ВК-исх»
Раздел I «Общие сведения»
Сведения об образовании, семейном положении, месте работы, должности, месте жительства и другое нужно уточнять у самого военнообязанного и заносить данные в карточку по подтверждающим документам.
Реквизит «Место рождения» заполняйте в именительном падеже с использованием только разрешенных сокращений. Последовательность должна быть такой: село (деревня, аул, кишлак, рабочий поселок), город (поселок городского типа), район, округ, область, край, республика.
Раздел II «Сведения о воинском учете»
Особое внимание ведомство уделяет заполнению части II. Правила для каждой категории военнообязанных свои. У офицеров запаса, солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов запаса данные заполняются по военному билету. У призывников — по удостоверению гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
Образцы заполнения карточек каждого вида смотрите ниже:
Для офицеров запаса
Для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов запаса
Для призывников
Раздел III «Дополнительные сведения»
Этот раздел содержит информацию, которую раньше работодатели не фиксировали. В нем делают следующие записи:
- о принадлежности к казачеству;
- наложении административных взысканий за невыполнение обязанностей по воинскому учету;
- наличии доступа контрольных органов;
- прохождении военных сборов во время работы в организации;
- заключении с работником контракта на пребывание в резерве и дополнительные сведения по вопросам воинского учета.
Раздел IV «Сведения о приеме и увольнении (переводе)»
Графы «Дата и номер приказа» и «Наименование должности» заполняют по кадровым документам организации.
Запись в графе «В какой военный комиссариат направлены сведения» должна совпадать с отметкой в 6 пункте раздела II. Раньше организации не были обязаны фиксировать эти данные для воинского учета.
В графе «Дата и исходящий номер сведений гражданина» ставят отметку о направлении сведений в комиссариат (орган местного самоуправления), в котором работник состоит на учете.
Обратите внимание, организации должны сообщать военкомату о приеме и увольнении гражданина, который состоит на воинском учете. Такое уведомление нужно направить в двухнедельный срок.
Отметка о снятии с воинского учета делается на основании записей в пунктах 26 и 27 военного билета или X разделе военного билета:
- дата в формате «20.03.2010»;
- причина, например «по возрасту» или «по состоянию здоровья»;
- подпись работника, который ведет в организации воинский учет.
Как хранить карточки
Хранить их нужно по действующим правилам в картотеке по соответствующим разделам:
- первый — офицеры запаса;
- второй — солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса;
- третий — военнообязанные женского пола;
- четвертый — призывники;
- пятый — военнообязанные, которые имеют мобилизационные предписания и отметки об этом в военных билетах. Создавать этот раздел в организации нужно, если таких работников больше 500.
Карточки работников, которые поставлены на учет по месту пребывания на срок больше трех месяцев и не подтвержденному месту жительства, теперь нужно формировать в отдельные группы и раскладывать так, чтобы было удобно с ними работать.
Карточки военнообязанных одного раздела нужно располагать в алфавитном порядке. В пятом — по номерам команд (партий) из 2 раздела пункта 7 карточки, в них — в алфавитном порядке, т.е. если в организации несколько работников относятся к одной команде, их нужно выстроить по алфавиту. Например: Иванов, Петров, Сидоров.
Если номера команд содержат и буквы, и цифры, то их можно составлять по номерам в порядке возрастания, а дальше — по буквам в порядке возрастания. Например: Карточки работников, которые сняты с воинского учета, следует хранить отдельно. Их можно уничтожить после сверки с военным комиссариатом или органом местного самоуправления.
Как проходит сверка сведений с военкоматом
Порядок сверки не изменился и соответствует тому, что действовал раньше. Проводить сверку сведений о воинском учете с военкоматами нужно не реже одного раза в год (п. 36 Инструкции). Дату и время устанавливает военный комиссариат, который ведет свою деятельность на территории, в пределах которой находится организация. В сверке уточняются сведения, указанные в разделе II карточки, а также следующие данные о гражданах:
- фамилия, имя и отчество (при наличии);
- дата и место рождения;
- образование;
- должность (профессия);
- семейное положение;
- состояние здоровья;
- прохождение военных сборов;
- адрес места жительства (пребывания);
- номера телефонов.
Альбина Пришедько, аналитик бизнес-процессов Контура
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как оформить бронь сотруднику при частичной мобилизации
Бронирование — оформление отсрочки от мобилизации на срок до 12 месяцев сотруднику, который нужен для бесперебойной работы предприятия. Оно отличается от освобождения от призыва по другим основаниям: при наличии четырех и более детей до 16 лет; по состоянию здоровья и др. Бронь всегда оформляет работодатель на должность, а не на конкретного человека. Рассказываем, как правильно освободить сотрудника от частичной мобилизации.
- Как организовать учет для бронирования
- Кого можно, а кого нельзя бронировать
- Как оформить бронирование: пошаговая инструкция
- Как вести специальный воинский учет
Как организовать учет для бронирования
Организация, в штате которой работает хоть один военнообязанный, должна вести воинский учет (ст. 8 Федерального закона от 28.03.08 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», п. 9 Положения о воинском учете от 27.11.2006 № 719). Если до частичной мобилизации работодатель его не организовал, то самое время это сделать.
Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки
Компании обязаны создавать военно-учетные столы, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации, сдавать отчетность по бронированию (п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.02.97 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке…»). Напомним кратко пошаговый алгоритм организации этой работы.
- Встать на учет в местном военкомате и районной комиссии по бронированию, направив заявление и форму 18 (Письмо Минкультуры от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА). В бланке в графе 11 «Ведет ли организация бронирование» указать «ДА». В каждом муниципалитете свой порядок постановки на учет, поэтому нужно уточнить формы, порядок их заполнения и комплект документов в районной комиссии.
- Организовать учет транспортных средств, если у компании есть собственный автопарк. В период мобилизации у граждан и юридических лиц возникает военно-транспортная обязанность (ст. 13 31-ФЗ, Указ Президента РФ от 02.10.98 № 1175). Это не значит, что автомашины обязательно изымут у владельца для мобилизационных нужд. Но список транспорта для военкомата нужно вести, чтобы не получить административный штраф для юрлиц до 20 000 рублей (ст. 19.25 КоАП РФ).
- Назначить приказом лиц, ответственных за воинский учет (ВУ) в компании. Их количество зависит от числа призывников и военнообязанных в штате (п. 12 Положения № 719). Например, если граждан на воинском учете менее 500, то работу по ВУ может выполнять один совместитель.
Форма приказа приведена в приложении 4 к Методическим рекомендациям по ведению ВУ от 11.07.2017 (МР). Формально документ о назначении ответственных за ВУ нужно согласовать с военкоматом (п. 22 МР). Но лучше уточнить этот вопрос в нем самом. В период частичной мобилизации нагрузка на военкоматы сильно возросла. Возможно, достаточно будет направить копию уже подписанного приказа. - Составить списки работников, подлежащих ВУ, в том числе специальному — по забронированным сотрудникам (п. 14-16 Положения № 719). Заполнить карточки воинского учета по форме 10 (приложение 22 к Инструкции в ред. Приказа Минобороны РФ от 22.11.2021 № 700). Организовать места хранения документов ВУ.
При внедрении воинского учета у организации возникает ряд обязанностей: заполнять карточки на работников, проводить сверку данных с военкоматом и информировать его о приеме-увольнении сотрудников, представлять отчетность. Полный список приведен в Плане работ по ведению ВУ и бронированию (приложение 17 к МР).
Кого можно, а кого нельзя бронировать
Работник может получить отсрочку от мобилизации по брони при выполнении одновременно трех условий:
- Он состоит в запасе ВС РФ.
- Работает в организации, которая имеет право проводить бронирование.
- Его должность или профессия входят в соответствующий список на отсрочку.
Рассмотрим подробнее каждое условие.
Условие 1. Гражданин состоит в запасе
Отсрочку от мобилизации по брони могут получить граждане, состоящие в запасе (ст. 52 53-ФЗ). В список входят военнообязанные, как прошедшие военную службу, так и не прошедшие ее по законным основаниям или без них. То есть «рекордсмены уклонения от призыва», которым удалось скрываться от военкомата до 27 лет, тоже попадают в запас ВС РФ. Их можно включать в списки на отсрочку от частичной мобилизации.
Условие 2. Работодатель имеет право проводить бронирование
Не все компании, ведущие ВУ, могут бронировать работников. Такое право дано организациям, которые:
- работают по госконтрактам в оборонно-промышленном комплексе;
- участвуют в выполнении заданий на поставку продукции (работ, услуг) для госнужд РФ или субъектов РФ в рамках кооперации;
- обеспечивают безопасность государства (силовые ведомства) или жизнедеятельность населения (энергетика, транспорт);
- выполняют задачи, установленные государственными органами власти и органами местного самоуправления.
В большинстве этих компаний работа по бронированию ведется в постоянном режиме на основании Постановления Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 03.02.2015 № 664с (секретно). Отсрочке подлежат не все работники, а только подпадающие под федеральный Перечень должностей и профессий Межведомственной комиссии (МКБ) ВС РФ или территориальный список должностей.
Уточнить, может ли ваша организация бронировать сотрудников, и кого именно, можно в соответствующей районной комиссии по бронированию. Информацию о ней ищите на сайте местной администрации.
После объявления частичной мобилизации по Указу Президента РФ от 21.09.2022 № 647 по большинству регионов процедура бронирования была приостановлена. То есть те компании, которые не вели ее до 21 сентября 2022 года, начать ее не могли.
Отчитывайтесь легко и без ошибок
Удобный сервис для подготовки и сдачи отчетов через интернет. Дарим доступ в Экстерн на 14 дней!
Условие 3. Должность или профессия сотрудника входят в список на отсрочку
В начале октября 2022 года точно известно, что оформить отсрочку от мобилизации своим работникам могут компании, относящиеся к одной из двух категорий:
- Предприятия оборонно-промышленного комплекса. Минпромторг готовит перечень таких организаций и направляет в Минобороны РФ, которое, в свою очередь, спускает списки в территориальные военкоматы (Правила предоставления отсрочек в ред. Постановления Правительства от 30.09.2022 № 1725). Работодатель направляет в призывную комиссию (ст. 20 31-ФЗ, п. 22 Положения о призыве по мобилизации в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 852) перечень работников для бронирования. Та принимает решение об отсрочке на основании списка организаций оборонно-промышленного комплекса из военкомата.
- Аккредитованные ИТ-компании. По ним действует механизм индивидуальных отсрочек. Работник самостоятельно заполняет заявление через Госуслуги, прикрепляет к нему форму подтверждения от работодателя. Минцифры России обрабатывает результаты и формирует персональные списки. Перечни сотрудников направляются в Генштаб.
Полезные статьи
Однако в любой организации есть ключевые работники, отсутствие которых сказывается на ее деятельности — уникальные специалисты. В этом случае работодатель может обратиться с заявлением об отсрочке для конкретного сотрудника в местную призывную комиссию по мобилизации. Этот орган формирует списки для призыва (п. 22 Положения о призыве по мобилизации в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 № 852). Именно такой алгоритм рекомендует, например, Минпромторг Новосибирской области.
Какие граждане не подлежат бронированию
Не подлежат бронированию те работники, которые не состоят на воинском учете, в том числе женщины без военно-учетных специальностей (ВУС) и иностранцы.
Граждане, пребывающие в запасе, проходят медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе (ст. 5.1 53-ФЗ). По его результатам они получают одну из категорий:
- А — годен к военной службе;
- Б — годен с незначительными ограничениями;
- В — ограниченно годен к военной службе;
- Г — временно не годен;
- Д — не годен к военной службе.
Граждане с категориями «Г» и «Д» получают индивидуальную отсрочку или освобождение от частичной мобилизации. К бронированию это также не имеет отношения.
Как оформить бронирование: пошаговая инструкция
Шаг 1. Назначить сотрудника, ответственного за бронирование (п. 22 МР). Это может быть тот же специалист, который ведет ВУ, или другой сотрудник. Если в компании такая работа уже распределена в приказе по воинскому учету, то шаг можно пропустить.
Шаг 2. Составить План воинского учета или внести изменения в существующий План в части бронирования (приложение 17 к МР). По правилам его нужно согласовать с военкоматом, но из-за загрузки в период мобилизации лучше уточнить необходимость согласования в комиссариате.
Шаг 3. Составить перечень работников для бронирования в свободной форме, с указанием Ф.И.О., должности и утвердить его в местной призывной комиссии по мобилизации. Если список уже есть, шаг можно пропустить.
Шаг 4. Заполнить на сотрудника, подлежащего бронированию, форму 10 (приложение 22 к Инструкции № 700), в том числе:
- в пункте 7 раздела II «Сведения о воинском учете» указать «специальный»;
- все данные в пункте 7 записывать простым карандашом.
Работников с бронью не снимают с воинского учета, а переводят с общего на специальный. Их личные карточки по форме 10 в картотеке хранят отдельно.
Шаг 5. Получить в военкомате форму 4 на каждого сотрудника, подлежащего бронированию. Она состоит из двух частей: удостоверение об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и извещение к нему.
Форма 4 относится к бланкам строгой отчетности и изготавливается по заказу Генштаба РФ. Получить ее можно только в военкомате под подпись. Все формы 4 регистрируются в книге учета бланков специального воинского учета. Ее также выдадут в военкомате и расскажут, как заполнять все бланки.
Ответственный за ВУ в компании оформляет обе части формы 4. На извещении ставит подпись руководителя и печать организации. Заполненную форму 4 передается в местный военкомат для завершения оформления. К ней прикладываются военный билет работника, список на бронирование (смотрите Шаг 3) и форму 10.
Военкомат также может запросить форму 20 — справку о количестве бланков строгого учета (форм 4), остающихся в организации.
Военный билет от сотрудника получают под расписку (приложение 17 к Инструкции № 700).
Шаг 6. Забрать в военкомате готовые удостоверения об отсрочке от призыва по мобилизации (часть формы 4) и военные билеты работников. Внести соответствующие данные в форму 10, пункт 7 раздела II.
Шаг 7. Вручить забронированным сотрудникам удостоверения об отсрочке в порядке, определенном организацией. Это бланки строгого учета, поэтому просто передать из рук в руки не получится. Нужно назначить ответственного за вручение, определить порядок получения подписи работника.
Удостоверения об отсрочке вручаются работникам только после объявления мобилизации. В другое время они хранятся у работодателя
Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки
Как вести специальный воинский учет
Работники получают бронь на период до 12 месяцев. Они досрочно утрачивают право на нее при увольнении или переводе на другую работу, поскольку такая отсрочка связана с занимаемой должностью.
Работодатель уведомляет военкомат об аннулировании брони в течение 5 дней (п. 14 приложения 17 к МР). По работникам оборонно-промышленного комплекса установлен другой срок. Работодатель сообщает в военкомат об их увольнении в течение недели (п. 6 Правил № 1725).
Удостоверение об отсрочке у уволенного работника забирают. Все аннулированные, а также испорченные бланки строгой отчетности сдают в военкомат на утилизацию.
Обязанности работодателя при специальном учете практически такие же, как и при общем воинском учете: