Учитель начальных классов образование какое должно
8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru
Разъяснения о применении требований к образованию и обучению по должности «учитель», установленных проф. стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования). »
В целях исполнения указания Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Голиковой Т.А. Минпросвещения России направляет для использования в работе согласованные с Минтрудом России разъяснения по вопросу применения требований к образованию и обучению, установленных профессиональным стандартом «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
РАЗЪЯСНЕНИЯ
о применении требований к образованию и обучению по должности «учитель», установленных профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
(Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 28 марта 2019 года № ТС-817/08)
В соответствии с частью первой статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.
Так, на основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование (далее соответственно – СПО и ВО) и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Согласно требованиям к образованию и обучению, установленным профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденным приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н (далее – профстандарт), лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее образование (далее – ВО) или среднее профессиональное образование (далее – СПО) в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВО и специальностей СПО «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо ВО или СПО и дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО) по направлению деятельности в образовательной организации.
Требование профстандарта о наличии ВО или СПО в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность. Условие о получении этой категорией лиц ДПО является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта.
Требование о получении ДПО по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих ВО или СПО в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВО и специальностей С ПО «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.
Обеспечение прав и социальных гарантий уже работающих специалистов (в сфере образования — педагогических работников, имеющих ВО или СПО по направлениям подготовки, специальностям, не соответствующим профессиональным образовательным программам в области образования и педагогических наук) осуществляется с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее – постановление № 584).
Постановлением № 584 предусматривается, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, применяются организациями, перечисленными в постановлении, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнения представительного органа работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее – планы), в которых предусматривается:
определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации;
определение потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций;
проведение соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке.
Срок реализации мероприятий планов организациями – не позднее 1 января 2020 года.
Согласно части четвертой статьи 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников подразумевает, что оно проводится за счет средств работодателя.
Внедрение профессионального стандарта также не может служить основанием для изменения условий трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со статьей 74 ТК РФ.
Как стать учителем начальных классов
Что собой представляет профессия учителя начальных классов
У учителя младших классов более обширное поле деятельности, чем у обычных предметников. Это работа с детьми в первые 4 года после их поступления в школу. Здесь сочетаются должности воспитателя, психолога и преподавателя. Учитель начальных классов социализирует детей, обучая их взаимодействовать с обществом.
Помимо непосредственно преподавательской деятельности в соответствии с утвержденными образовательными программами учитель занимается организацией внеклассных мероприятий. Также он определяет образовательные запросы каждого ребенка, его интересы и склонности.
Чем занимается учитель начальных классов
Для учителя младших классов в профстандарте установлен список должностных обязанностей. Руководство школы по своему усмотрению может немного корректировать этот перечень. Однако общие требования сохраняются.
Обязанности
Основной обязанностью педагога в начальной школе является обеспечение требуемого уровня знаний учеников. Стандарты и программы обучения уже разработаны и утверждены ФГОС НОО. К основным обязанностям преподавателя младших классов относятся:
проведение уроков в соответствии с принятыми программами;
организация и проведение внеклассных мероприятий (экскурсии, посещение выставок, музеев);
разработка обучающей программы с учетом норм и требований законодательства;
составление планов занятий и внеклассных мероприятий на каждый день и четверть;
проверка усвоенных учениками знаний;
индивидуальная работа с учениками (помощь в усвоении материала, воспитательные беседы, мотивационные мероприятия);
беседы с родителями при выявлении проблем у ребенка и для разработки стратегии воспитания;
охрана жизни и здоровья детей во время обучения;
оказание доврачебной помощи;
ежедневная проверка тетрадей (классные и домашние занятия);
обеспечение хранения тетрадей;
контроль посещаемости и успеваемости;
ведение установленной документации;
подготовка и сдача отчетов руководству;
проведение родительских собраний;
участие в педсоветах, семинарах;
регулярное повышение квалификации;
соблюдение локальных нормативных актов.
Что преподает учитель начальных классов
В отличие от узкопрофильных педагогов учителя младших классов занимаются с детьми по всем предметам, установленным программой. И хотя на данном этапе преподаются первичные знания, педагог обязан заинтересовать воспитанников, преподнести информацию в занимательной и понятной форме.
В младших классах изучают:
В некоторых школах в программу могут быть включены дополнительные дисциплины. Например, изучение иностранных языков или основ компьютерной грамотности.
Где может работать
Основное место работы педагога начального общего образования — общеобразовательные и частные школы. Кроме того, можно устроиться воспитателем в детском саду или проводить внешкольные занятия в учреждениях культуры.
Если есть предрасположенность к административной работе, можно рассчитывать на получение места завуча. Но для этого необходимо регулярно повышать квалификацию и демонстрировать высокие организаторские способности.
Личностные и профессиональные качества
Впервые попав в школу, детям может быть сложно учиться. Поэтому педагогу необходимо за первые годы привить им навыки самостоятельности. Научить работать с источниками, самостоятельно одеваться, взаимодействовать с одноклассниками, планировать время и нести ответственность за свои поступки. А для этого учитель должен быть терпеливым и одновременно настойчивым.
Также в список личностных качеств для работы с детьми входят:
терпение и уравновешенность;
умение урегулировать конфликт;
способность быстро принимать решения;
Кроме того, преподаватель обязан овладеть необходимым набором профессиональных навыков:
знать особенности организации санитарно-гигиенических условий;
уметь планировать и осуществлять весь цикл педагогического процесса;
изучить и применять психологию отношений с детьми младшего возраста;
овладеть минимальным набором навыков в педиатрии;
обладать определенными навыками для организации дополнительных занятий.
Требования к должности учителя младших классов
Требования к педагогу определяются государственными профессиональными стандартами. Согласно профстандарту 01.001 “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)” преподаватель должен пользоваться не только базовыми методиками обучения, но и выходящими за рамки классной деятельности (дополнительные занятия, кружки, обучение в полевых условиях). Он должен изучить и применять современные педагогически-психологические технологии. Учитель обязан использовать инновационные методики обучения, позволяющие вовлечь в процесс учеников с особыми потребностями (отстающих, вундеркиндов, иностранцев, инвалидов). Он понимает особенности объективной оценки знаний и умеет проводить тестирования.
Также профстандарты устанавливают минимальный набор необходимых для педагогической деятельности знаний:
нормативные акты о воспитании ребенка;
конвенция о правах ребенка;
основы профессиональной этики;
узкоспециализированные знания по предмету;
приоритетные направления развития образовательной системы.
По закону должность педагога не может занимать человек, имеющий в прошлом судимость. Также не допускаются к педагогическому процессу люди, страдающие следующими заболеваниями: психическими расстройствами, нарушениями зрения и слуха, сердечно-сосудистыми заболеваниями, нарушениями работы вестибулярного аппарата, патологиями ЦНС.
Какое образование должно быть у учителя начальных классов
Согласно профстандарту педагога, утвержденному приказом Минтруда России от 18.10.2013 №544н, обучением школьников может заниматься человек, получивший высшее или среднее профессиональное образование по специальности «преподавание» или «педагогика». Обучение в ВУЗе занимает 5 лет. Для получения диплома колледжа потребуется от 3 до 5 лет.
Но сейчас для людей, получивших непрофильное образование, допустимо овладеть профессией учителя без многолетнего обучения. Имея высшее или среднее образование, достаточно пройти пройти программу профпереподготовки длительностью от 4 месяцев.
Важно! По закону на должность учителя младших классов можно принимать соискателя без опыта работы. Обязательно наличие профильного образования в колледже, ВУЗе или на курсах переподготовки в лицензированных учреждениях ДПО.
Где получить образование учителя младших классов
Предусмотрено несколько возможностей для обучения профессии. В зависимости от уже имеющегося образования и собственных пожеланий можно подобрать оптимальный вариант.
Высшее учебное заведение
Обучение в ВУЗе занимает от 5 лет, при условии, что будет проходить очно. Заочное получение образования обычно требует больше времени. В среднем такие специалисты получают диплом через 5,5-6 лет. Поступление в ВУЗ доступно соискателям, имеющим полное среднее образование (11 классов).
Колледж
Обучение профессии учителя в колледже доступно соискателям с полным и неполным средним образованием. Допустимы очные и заочные формы. На базе 11 классов очное обучение длится 2 года 10 месяцев. Заочное на 12 месяцев дольше.
Тем, кто имеет неоконченное среднее образование (9 классов), на очном отделении придется учиться 3-4 года и 5 лет при заочной форме.
Курсы
Самый доступный вариант для тех, кто уже получил высшее или среднее образование по другой специальности. Курсы профпереподготовки позволяют освоить профессию учителя младших классов гораздо быстрее.
В этом случае сдавать вступительные экзамены нет необходимости. Зачисление проводится без предварительного тестирования. Итоговая аттестация чаще всего предусмотрена в форме теста. Некоторые учреждения ДПО, обладающие необходимыми технологиями, предоставляют возможность пройти обучение дистанционно, что существенно облегчает процесс.
Где пройти профессиональную переподготовку на учителя начальных классов дистанционно
АБиУС проводит дистанционное обучение профессии учителя начальных классов. Курс создан в соответствии с требованиями Федерального Закона №273 «Об образовании» и профстандарта педагога.
В процессе освоения программы слушатели получают базовый набор навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности.Обучение проводится полностью дистанционно в личном кабинете на сайте Академии. Ресурс СДО доступен с компьютера, телефона или планшета. Интерфейс интуитивно понятен пользователю.
Обучение проводят специалисты-практики. За каждым слушателем закрепляется персональный куратор, готовый ответить на возникающие вопросы.
По окончании курса слушатель получает диплом установленного образца с присвоением квалификации учитель начальных классов.Документ об образовании обязательно вносится в государственную базу ФИС ФРДО, высылается бесплатно в любой регион и город России. Диплом дает возможность получить работу как в государственных, так и в частных школах.
Что нужно чтобы стать учителем начальных классов?
Первый учитель играет важную роль в жизни ребенка. Он дает базовые знания об окружающем мире, прививает интерес к учебе, воспитывает и формирует личность. К тем, кто выбрал эту профессию, предъявляются требования, связанные с ее особенностями. Из этой статьи можно узнать, как стать учителем начальных классов, и какие знания и навыки нужны для этой работы.
Что нужно знать о работе учителя младших классов
Учитель начальных классов обучает детей с первого по четвертый класс включительно. Он преподает все предметы, входящие в программу младшей школы. Помимо обучения такой педагог занимается внеклассной и воспитательной работой.
Специфика деятельности
Педагог начальной школы — емкая профессия, требующая широты охвата знаний из разных областей. Учитель должен хорошо разбираться во всех предметах — от математики до рисования. Не менее важно уметь передавать эти знания ученикам в доступной для них форме.
Кроме этого педагогу для успешной работы необходимо разбираться в психологии младших школьников, учитывать их возрастные особенности и изменения. Сложность заключается в том, что первоклассники — это вчерашние детсадовцы, еще не привыкшие к школьному укладу, а четвероклассники — практически подростки, вступающие в фазу переходного возраста.
Поэтому на разных этапах обучения учителю приходится решать разные воспитательные задачи. В начале он помогает детям адаптироваться к новой обстановке, приучает к самостоятельности и дисциплине, «учит учиться» своих воспитанников. На выходе все эти навыки должны быть сформированы и закреплены.
Кроме ведения уроков учителя младших классов обязаны выполнять и другую работу:
- организация и проведение внеклассных мероприятий (праздники, экскурсии);
- индивидуальная воспитательная и психологическая работа с детьми;
- оказание первой доврачебной помощи в случае необходимости;
- разработка программ и учебных планов;
- ведение документации;
- проведение родительских собраний и другая работа с родителями;
- проверка тетрадей;
- участие в педсоветах и работе методических объединений;
- периодическое повышение квалификации.
Полный перечень профессиональных обязанностей и требований, предъявляемых к знаниям и умениям отражен в профессиональном стандарте для учителей.
Преимущества и недостатки
В педагогической деятельности, как и в любой профессии, есть положительные и отрицательные стороны. Причем один и тот же фактор в зависимости от конкретных обстоятельств может расцениваться как плюс или минус.
Например, повседневное общение с детьми будет преимуществом для тех, кто их любит, и у кого есть склонность к педагогической работе. То же относится и к взаимодействию с родителями. Если преподаватель получает от них признательность и благодарность за свою деятельность, это можно расценивать как дополнительный моральный стимул. Если же приходится общаться с конфликтными людьми, постоянно выражающими недовольство действиями учителя, это становится источником постоянного стресса и может привести к профессиональному выгоранию.
В таблице отражены преимущества и недостатки профессии, которые можно трактовать однозначно.
Преимущества | Недостатки |
Социальная значимость деятельности | Постоянный стресс и психологическое напряжение |
Творческий характер работы | Большой объем рутинной «бумажной» работы |
Длительный отпуск (около двух месяцев) | Ненормированный рабочий день |
Отдых всегда в летнее время | Высокий уровень ответственности за безопасность детей |
Хороший соцпакет в государственных школах | Невысокая зарплата |
К плюсам можно отнести и востребованность учителей начальных классов. Найти работу будет несложно.
Заработная плата
Зарплата такого специалиста зависит от многих факторов:
- стаж;
- квалификационная категория;
- нагрузка;
- базовая ставка;
- выполнение дополнительной работы (например, ведение кружка);
- город или регион;
- статус учебного заведения (государственное или частное).
В среднем по России зарплата учителя младших классов в 2021 году — около 30700 рублей. Но в зависимости от конкретных обстоятельств разница в оплате труда может быть огромной.
Так, московские педагоги получают 60-80 тыс. рублей в месяц, а их коллеги из Северо-Кавказского федерального округа — около 25 тыс. рублей.
Базовая ставка подмосковного педагога первой категории — 21 500 рублей, а зарплата с учетом средней нагрузки и всех надбавок — уже 55 000 рублей.
Дополнительным источником дохода для преподавателя начальных классов может стать подготовка детей к школе или, реже, репетиторство.
Как стать учителем младших классов
Стать учителем может любой желающий, если у него нет противопоказаний по состоянию здоровья (например, психических заболеваний). Для этого нужно получить педагогическое образование. Большим плюсом в освоении рабочих навыков и приобретении опыта будет осознанный приход в профессию и любовь к детям.
Необходимые навыки
Для успешной работы педагогу нужны профессиональные навыки и умения. Вот основные из них:
- организация и планирование процесса обучения;
- знание всех преподаваемых предметов;
- применение разных форм и методов воспитания в зависимости от ситуации;
- организация свободного времени воспитанников (ведение кружков, мероприятий праздников);
- оказание первой медицинской помощи;
- организация работы с родителями;
- ведение документации в соответствии с установленными правилами, в том числе — в электронном формате;
- умение пользоваться техническими средствами, офисной аппаратурой.
Преимуществом для освоения профессии учителя будут определенные личные качества: доброжелательность, уравновешенность, чувство юмора, организованность.
Уровень образования
Стать учителем начальной школы можно после обучения в педагогическом колледже или техникуме. Среднего профессионального образования будет достаточно, чтобы работать по этой специальности.
У выпускников педагогических ВУЗов и факультетов больше шансов найти хорошо оплачиваемую работу. Многие профильные гимназии и частные школы предпочитают специалистов только с высшим образованием. Часто по окончании института или университета выпускник получает вторую специальность: например, «преподаватель иностранного языка» или «педагог-психолог».
Продолжительность обучения
Срок обучения зависит от четырех факторов:
- уровня учебного заведения (среднее или высшее);
- образовательной базы поступающего (9 или 11 классов);
- формы обучения (очная или заочная);
- вида программы (специалитет или бакалавриат).
На очном отделении педагогического колледжа студент будет учиться 3 года и 10 месяцев после девятого класса и 2 года 10 месяцев — после одиннадцатого.
Диплом бакалавра можно получить за 4 года, а специалиста — за 5 лет. Обучение на заочном отделении всегда требует больше времени, чем освоение той же программы в очной форме.
Вступительные испытания
Условия поступления зависят от конкретного учебного заведения. Во многие педагогические колледжи можно поступить на основе конкурса аттестатов. Абитуриент имеет право подать документы в несколько учебных заведений одновременно. Это обеспечивает практически стопроцентную гарантию поступления.
В ВУЗ можно поступать только на базе полного среднего образования. Потребуются результаты ЕГЭ по следующим предметам:
- русский язык;
- обществознание;
- история.
Во многих высших учебных заведениях могут потребовать результаты по математике. Если абитуриент поступает на два профиля одновременно, потребуются дополнительные ЕГЭ в соответствии с направлением: информатика, биология, иностранный язык и так далее.
В каких случаях возможно дистанционное обучение
Студенты, впервые получающие профессиональное образование, могут обучаться по одной их трех форм:
- очной;
- заочной;
- смешанной — очно-заочной.
Дистанционное обучение предназначено только для тех, кто хочет усовершенствовать свои профессиональные навыки или стать учителем начальных классов на базе другой специальности. Поэтому такая форма получения образования применяется на курсах профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
Можно ли стать учителем без педагогического образования
В соответствии с профессиональным стандартом учителем начальной школы не может быть человек без педагогического образования. Но для специалистов других направлений предусмотрена возможность получения этой профессии без обучения в ВУЗе или колледже.
При желании учителем младших классов может стать специалист любого профиля, прошедший курсы профессиональной переподготовки соответствующего направления.
Об аттестации
Учителя начальных классов, как и все педагогические работники, периодически проходят аттестацию. Положения, касающиеся ее проведения, отражены в Приказе Минобрнауки № 276.
Аттестоваться на соответствие занимаемой должности один раз в 5 лет обязан каждый педагог. Если аттестацию пройти не удалось (что бывает редко), это не может служить официальным поводом для увольнения. В этом случае работодатель может обязать учителя пройти курсы повышения квалификации, чтобы устранить пробелы в профессиональных знаниях.
Аттестацию на первую или высшую категорию специалист проходит только по собственному желанию. Квалификационная категория устанавливается на 5 лет, в течение которых учитель будет получать за нее ежемесячную надбавку к зарплате.
Наличие документов о получении дополнительного профессионального образования (ДПО) за 5 лет, предшествующих аттестации, увеличивают вероятность присвоения категории.
Где и кем может работать учитель начальной школы
Учитель может найти работу по своей основной специальности в разных учебных заведениях:
- государственных школах;
- частных школах;
- лицеях;
- гимназиях.
Кроме этого школьный преподаватель может найти работу в УДО (например, в центре детского творчества) и руководить там кружком.
Пройдя профессиональную переподготовку, учитель начальных классов может приобрести дополнительную педагогическую специальность, переквалифицировавшись в «предметника», логопеда, школьного психолога.
Учебные заведения
Получить специальность «Учитель младших классов» можно в профильных ССУЗах, ВУЗах или на курсах ДПО.
ССУЗы
К средним профессиональным учебным заведениям относятся техникумы, училища и колледжи. В них можно поступить после 9 или 11 класса. Срок обучения может немного отличаться в разных организациях или на разных программах.
Как правило, на базе 9 классов учеба в ССУЗе длится 4 учебных года, а на базе полного среднего образования — 3 года. Для преподавания в начальной школе этого уровня образования достаточно.
Высшее образование можно получить в педагогическом институте, университете или академии, а также на педагогических факультетах ВУЗов другого профиля. Поступить можно только на базе 11 классов.
Высшее образование нужно в том случае, если молодой учитель нацелен на дальнейшее профессиональное развитие и построение карьеры в сфере педагогики. Например, со временем специалист с высшим образованием может занять руководящую должность в школе, став завучем, а затем и директором.
Дополнительное профессиональное образование дает возможность за короткий срок освоить профессию учителя начальных классов. Поступить на курсы переподготовки можно с профессиональным образованием любого уровня и специализации.
Переобучение длится в среднем 5-6 месяцев. Выпускник получает диплом о профессиональной переподготовке с указанием полученной специальности. Этот образовательный документ дает право работать учителем начальных классов в любом учебном заведении.
Дистанционная профпереподготовка
Преимуществом профессиональной переподготовки является возможность получения этого вида образования в дистанционной форме. Это особенно удобно для взрослых работающих людей. Для прохождения обучения не нужно отпрашиваться с работы, тратить деньги на проезд и гостиницу, ломать привычный уклад жизни.
Заниматься можно дома, в свободное от основной работы время. Продолжительность и частоту занятий студент может установить себе самостоятельно. Можно заниматься ежедневно по полчаса или 1-2 раза в неделю полный день. Также есть возможность возвращаться к пройденным урокам, пересматривая их заново.
Удаленное обучение на учителя начальных классов можно пройти в Академии Дистанционного Образования. Возможно учиться одновременно по 2-3 программам. Это позволяет получить уникальный набор профессиональных знаний и умений под конкретный запрос работодателя или определенное учебное заведение.
По окончании АДО слушатели получают дипломы установленного образца с водяными знаками.
Заключение
Профессия «Учитель начальных классов» дает возможность для творческого роста, развития личности и построения карьеры в новом виде деятельности. Дистанционная форма получения образования позволяет любому человеку при желании сменить работу и добиться результатов на новом поприще.
Учитель начальных классов: профессия и ее особенности
Учителя первых, начальных классов должны обладать обширными знаниями в психологии детей, педагогике. Специалисты выполняют роль психологов, воспитателей и преподавателей одновременно. Также необходимо хорошо знать теорию преподавания дисциплин, предметов. Деятельность требует полной отдачи, умения работать с детьми, находить с ними общий язык, доброжелательности.
Специалисты по начальному образованию находят работу в общеобразовательной школе или частном учебном заведении. Также могут заниматься частной практикой, репетиторством.
Обязанности преподавателя
В младших классах учитель занимается формированием склонностей, навыков к обучению у школьников. Задача преподавателя — научить правильно учиться, мотивировать на получение знаний. Специалисты этого уровня работают в 1-4 кл. В обязанности входят:
- Преподавание базовых дисциплин. Учитель объясняет как считать, читать. Дает минимум по литературе (в рамках чтения), природоведению.
- Разработка эффективного порядка обучения. Методических материалов в рамках утвержденных стандартов. Подготовка планов занятий.
- Мотивация школьников. Педагог занимается стимулированием учебной деятельности. Мотивирует заниматься, осваивать знания.
- Развитие мыслительного процесса подопечных. Способности анализировать информацию.
- Воспитание в учениках стремления к самосовершенстсованию, росту через образование.
- Организация досуга школьников.
Учителя начальных классов — универсальные проводники в мир знаний. Они обеспечивают плавный процесс перехода от детской бытности, без обязанностей и трудностей, к новому этапу. Помогают младшему поколению адаптироваться в новых условиях. Обеспечивают базу для дальнейшего обучения: как полезные сведения, так и мотивацию к образованию.
Кому подойдет профессия
Труд педагога начальных школьных классов подойдет как мужчинам, так и женщинам. Ключевую роль играет не пол, а личные свойства, особенности характера. Для эффективной работы на позиции требуются следующие качества:
- Ответственность. Преподаватели школы, особенно в первые годы, закладывают базу для будущего обучения. Ошибки будут стоить подопечным психологического здоровья и сил для исправления ошибок педагога.
- Терпение. Не все ученики могут освоить материал с первого раза. Некоторые — не хотят. Задача — терпеливо объяснять, мотивировать и мягко, но настойчиво направлять подопечных. Вспыльчивым людям, склонным к срывам, грубости, такая специальность не подойдет.
- Любовь к детям. Без нее невозможно работать в школе. Это чревато проблемами для педагога и его учеников.
- Эмпатия. Умение сопереживать, понимание психологии.
- Умение доносить информацию. Хороший учитель способен объяснить предмет, чтобы его поняли и усвоили. Это дано не всем.
- Гуманность. Бережное и доброжелательное отношение к подопечным.
- Высокие нравственные качества.
Без сочетания этих качеств учитель не сможет работать в школе, доносить информацию и воспитывать подопечных. Принесет много вреда себе и им.
На какое направление поступать?
Чтобы получить профессию учителя начальных классов, нужно среднее специальное или высшее образование.
В первом случае доступны два направления:
- Коррекционная педагогика.
- Преподавание в начальных классах.
Поступление возможно на базе 9-го или 11-го кл. Вступительные испытания отсутствуют. Рейтинг абитуриентов составляют на основе среднего балла аттестата.
В ВУЗах выбор направления шире. Чтобы стать учителем в школе, нужно образование по направлению «Учитель начальных классов». Возможно обучение по нескольким профилям: основному (преподавание дисциплин школьникам 1-4 классов) и дополнительному (музыка, физкультура и пр.). Зависит от университета.
Перечень вступительных испытаний определяется конкретным ВУЗом, направлением подготовки. В большинстве случаев необходимы результаты ЕГЭ по:
- Русскому языку.
- Обществознанию.
- Математике (или биологии).
При поступлении на программу с двумя профилями, потребуется сдать творческий экзамен (рисование, музыка или др.).
Особенности работы, о которых важно знать будущим специалистам
В работе учителя школы, который трудится в первых классах, есть несколько нюансов:
- Комплексный характер обязанностей. Чтобы стать специалистом, найти общий язык с подопечными, донести до них информацию, нужно быть психологом, педагогом, воспитателем в одном лице.
- Значительный объем информации. Учитель занимается преподаванием целой группы дисциплин. Их нужно хорошо знать и понимать. В числе преподаваемого: математика, русский язык и чтение, природоведение (окружающая среда).
- Существенная физическая и психологическая нагрузка. Специалисты учат школьников. А в свободное от основной деятельности время проверяют тетради, домашние задания. Занимаются методической работой. Самостоятельно составляют планы занятий, разрабатывают алгоритмы обучения в рамках установленного стандарта. Это занимает многие часы. При ответственном отношении времени на себя практически не остается.
При формально нормированном графике, нужно готовиться к обязательным переработкам. Нагрузку придется брать на дом.
Плюсы и минусы работы
У работы учителя в школе есть преимущества и недостатки. Среди плюсов:
- Востребованность. Такие специалисты нужны всегда.
- Престиж. Учителя пользуются уважением в обществе.
- Множество вариантов трудоустройства.
- Фактически ненормированный график труда.
- Низкая зарплата на ранних этапах. Хотя ведущие специалисты, особенно в частных учебных заведениях, могут рассчитывать на оплату в разы выше средней.
- Психологические нагрузки.
- Ответственность.
Работа педагога, который занимается обучением младших школьников, сложная. Но благородная и творческая. Желающим трудиться в школе нужно среднее-специальное или высшее образование.
Адреса поступления:
Москва, Измайловский вал, д. 2, м. Семеновская
Москва, Ленинградский пр., д. 80Г, м. Сокол
Время работы:
Пн-пт: 09.00-20.00 Сб-Вс: 10.00-17.00
Эксперт в теме «Высшее образование»
Училась: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», факультет интернет-маркетинга
В «Синергии» отвечает за:
организацию проведения методических экспериментов, внедрение в учебный процесс методических достижений и новых технологий обучения.