Вспомогательный персонал
Нормативные акты трудового законодательства РФ не содержат критериев деления должностей на категории. Кто относится к вспомогательному персоналу, определяет профиль предприятия и руководство. Разделение работников на категории условно, но имеет практическое значение для управления кадрами. Вспомогательный персонал опосредованно влияет на получение прибыли и первым попадает под увольнение в кризис.
Потребность в работниках
Персонал предприятия или учреждения — это люди, занимающие должности согласно штатному расписанию. Для получения прибыли трудовые ресурсы должны быть достаточными, но не избыточными.
При формировании штатного расписания необходимо понимать:
- какие функции, в каком количестве должны исполняться ежедневно;
- какое число работников это осуществит (согласно нормам выработки);
- кто и как будет контролировать процессы;
- потребность в управлении, планировании;
- обслуживающие процессы — специалисты, их количество.
После создания понятной структуры производственных и обслуживающих процессов, переходят к определению личного состава. Расчет численности проводят с учетом категории позиции.
Основной и вспомогательный персонал
Кто входит в группу вспомогательного персонала зависит от производственного процесса. В промышленности — это работники, которые не участвуют в выпуске товаров, обеспечивающих доход предприятия. Их функции можно назвать второстепенными, направленными на поддержание жизнедеятельности самого предприятия.
Вспомогательный персонал организаций определить сложнее. Здесь «продуктом» является интеллектуальный продукт, который измерить количественно невозможно.
Для определения вспомогательных должностей используют следующие признаки:
- участие в обслуживании основных процессов;
- влияние на деятельность компании;
- критичность ротации.
Обратите внимание! Невозможно абстрактно выделить список профессий, которые относятся к вспомогательным.
Например, для большинства компаний клининг является обслуживающей сферой. Однако в фирме, оказывающей услуги аутсорсинга, мастера по уборке — главный персонал.
Неверно относить к второстепенным позициям неквалифицированный труд. В IT компании второстепенными будут управленческие должности, кадровики и даже юристы.
Административно вспомогательный персонал характерен для бизнес-процессов и научной деятельности.
Как определить вспомогательный персонал
Существуют критерии, по которым персонал на каждом предприятии делят на основной и вспомогательный. Отталкиваются от особенностей структуры организации, направления ее деятельности.
Отличительные признаки вспомогательного персонала:
- Сокращение работников не остановит рабочий процесс. Часть функционала безболезненно делегируют другим сотрудникам. Должность можно сократить или уменьшить нагрузку до совмещения.
- Вспомогательные позиции можно назвать обезличенными — ротация не влияет на эффективность выполнения работ.
- Для второстепенных должностей характерна высокая текучесть кадров. Минимальная оплата, отсутствие конкуренции при отборе снижает приоритет позиции, ее ценность в глазах соискателя.
- При передаче в аутсорсинговое агентство вспомогательный персонал приносит наибольшую выгоду.
- Отчетность по труду выделяет неосновные позиции в отдельную графу.
Руководство отдельных ведомств самостоятельно принимает нормативные акты, определяющие порядок отнесения работников к главной и вспомогательной сфере деятельности.
Вспомогательный персонал — примеры профессий
Для того чтобы лучше понимать кто входит в неосновную сферу деятельности, рассмотрим примеры вспомогательного персонала по отраслям.
Государственные структуры:
- Учреждения образования. Основное направление работы — оказание образовательных услуг. К неосновным позициям здесь относят хозяйственно-технических работников. В школах это библиотекарь, завхоз, работники столовой, уборщицы — все, кто не учителя и не администрация. В высших учебных заведениях список вспомогательных должностей пополняют инженеры-лаборанты, системный администратор, техники.
- В здравоохранении ситуация похожая. К вспомогательным относят должности, которые «не врачи». Средний и младший медперсонал имеет обезличенные позиции и не влияет на факт оказания услуги. Хозяйственная часть, клининг, обеспечение расходными материалами — все эти сферы деятельности в медицине являются вспомогательными.
- Силовые структуры имеют более четкое разделение функционала, поскольку введены гражданские должности на вспомогательные позиции. К неосновным здесь относят и административные должности.
Влиятельность позиции в деятельности частной фирмы определяется направлением. Например, завод по производству кирпичей имеет собственный детский сад. Работники детсада будут на обслуживающих должностях. Если лицензионные образовательные услуги оказывает частный детский сад, то к неосновным профессиям здесь отнесут только хозяйственную сферу и снабжение.
Как видно из приведенных примеров разделение персонала на категории является условным. Цель — повышение эффективности управления предприятием.
29/09/2019 Категории персонала
29/08/2019 Подбор персонала через аутсорсинговые услуги
29/08/2019 Как найти сотрудников для магазина
Вспомогательный персонал кто относится
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 июля 2016 г. N 468
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ
ДОЛЖНОСТЕЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ
И ВСПОМОГАТЕЛЬНОМУ ПЕРСОНАЛУ ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ МИНИСТЕРСТВА
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с пунктом 10(2) Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 33, ст. 3852; N 40, ст. 4544; 2010, N 52, ст. 7104; 2012, N 21, ст. 2652; N 40, ст. 5456; 2013, N 5, ст. 396; 2014, N 4, ст. 373), приказываю:
1. Утвердить перечень должностей, относящихся к административно-управленческому и вспомогательному персоналу федерального бюджетного учреждения «Управление административными зданиями Министерства экономического развития Российской Федерации» (приложение N 1).
2. Утвердить перечень должностей, относящихся к административно-управленческому и вспомогательному персоналу федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Лечебно-реабилитационный центр Министерства экономического развития Российской Федерации» (приложение N 2).
к приказу Минэкономразвития России
от 26.07.20__ N 468
ДОЛЖНОСТЕЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ
И ВСПОМОГАТЕЛЬНОМУ ПЕРСОНАЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ «УПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫМИ ЗДАНИЯМИ
МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
1. Административно-управленческий персонал:
— заместитель директора филиала;
— заместитель начальника Учреждения;
— начальник отдела (кадров, юридического, планово-договорного).
2. Вспомогательный персонал:
— бухгалтер всех категорий, включая ведущего;
— ведущий инженер по охране труда;
— ведущий специалист по кадрам;
— заместитель главного бухгалтера;
— инженер по охране труда;
— экономист всех категорий, включая ведущего;
— юрисконсульт всех категорий, включая ведущего.
к приказу Минэкономразвития России
от 26.07.20__ N 468
ДОЛЖНОСТЕЙ, ОТНОСЯЩИХСЯ К АДМИНИСТРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКОМУ
И ВСПОМОГАТЕЛЬНОМУ ПЕРСОНАЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ЛЕЧЕБНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ
ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1. Административно-управленческий персонал:
— главная медицинская сестра;
— заместитель главного врача;
— инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
2. Вспомогательный персонал:
— администратор отдела культурно-массовой работы;
— администратор отдела реализации;
— агент по снабжению;
— библиотекарь всех категорий, включая ведущего;
— бухгалтер всех категорий, включая ведущего;
— горничная, включая старшую;
— дежурный по залу;
— диспетчер автомобильного транспорта;
— заведующий (заместитель заведующего) всех наименований, за исключением медицинских и фармацевтических работников;
Какие функции выполняет вспомогательный персонал?
Вспомогательный персонал какой-либо организации является неотъемлемой и необходимой структурой, обязанности которой будут рассмотрены далее. В структуру всех крупных компаний и предприятий входят не только руководящие работники, осуществляющие постоянное оперативное управление процессами внутри подразделений, но и другие сотрудники. Их обязанности заключаются в поддержке организации за рамками основных технологических моментов.
При этом каждая единица данного персонала имеет свою специальность и определенный нормативными документами перечень обязанностей. Следует постараться получить как можно больше сведений о данном виде персонала, понять, где и какую работу он выполняет, а также рассмотреть несколько примеров из различных трудовых отраслей.
Как понять данное определение?
На сегодняшний день в юридической документации понятию вспомогательный, или технический, персонал есть достаточно четкое и понятное описание. В нем сказано, что под это определение попадают государственные служащие или работники частных компаний, трудовая деятельность которых не влияет на основную работу структуры и не касается принятия решений, принимаемых при административном управлении организацией.
Как правило, их работа подразумевает регулярное проведение материально-технических мероприятий, направленных на улучшение условий функционирования органов управления предприятием, учреждением и другими частными или государственными структурами.
В некоторых случаях вспомогательному персоналу отводится консультативная работа при руководстве предприятия или компании.
Это при том, что его основные функции не включают в себя возможность осуществления стандартизации и занимания должностей, подразумевающих проведение технологических мероприятий с высоким уровнем квалификации.
Чаще всего такое случается, когда компании необходимо сократить свои расходы на содержание слишком большого количества должностей и максимально эффективно распределить их обязанности между другими сотрудниками, у которых есть подобный опыт. Это привело к тому, что многими руководителями для того, чтобы повысить качество выполняемых работ, создаются замкнутые вспомогательные подразделения, укомплектованные из числа рабочих, которые показали наилучший результат на занимаемой ими должности.
Они уже способны самостоятельно контролировать происходящие процессы в том или ином направлении деятельности компании и вносить свои конструктивные дополнения, ориентированные на повышение продуктивности.
Иногда такие подразделения могут получать финансирование из общего бюджета и при этом оставаться независимыми от административного ядра.
В каких отраслях используются вспомогательные структуры
На сегодняшний день практически все отрасли имеют в своем штате вспомогательные подразделения. Они стали частью огромных промышленных предприятий, частных корпораций и фирм с крупным капиталом, военно-промышленных комплексов, и даже в сфере образования они встречаются довольно часто.
Благодаря особенностям своей организации, они дали возможность снять нагрузку с руководящего состава и распределить ее между сотрудниками с меньшим уровнем квалификации.
Часто случается так, что содержать постоянный штат сотрудников для выполнения сезонных или других работ, носящих временный характер, не представляется возможным, и тогда на выручку приходит технический персонал предприятия, который выполняет ту или иную работу после заключения с ним договора.
А когда срок его действия закончится, руководителем организации осуществляется наличный или безналичный расчет.
Примеры структур, в которых данное явление встречается часто
Учебно-вспомогательный персонал в образовании – это сотрудники, которые предусмотрены штатным расписанием школы, института, университета или другого учреждения педагогической направленности, в чьи обязанности входит оказание помощи для улучшения эффективности получения знаний студентами либо учениками. В принципе, к этому критерию мы сможем отнести весь действующий состав учебного заведения, который осуществляет лишь косвенную поддержку при получении знаний. Ими могут стать лаборанты, инженеры по ремонту оборудования, а также работники для проведения хозяйственно-технических мероприятий.
Технический персонал на производстве – в независимости от того, какую продукцию выпускает завод, для его бесперебойного функционирования требуется наличие определенного количества рабочих, которые будут выполнять все мероприятия, направленные на обслуживание оборудования, разгрузку и погрузку готовых изделий, ведение учетной документации и осуществлять охрану территории и находящихся на ней материальных ценностей. Сюда относится персонал предприятия, в обязанности которого входит выполнение действий для нормальной и эффективной работы данного производства.
Вспомогательные структуры в здравоохранении – это весьма важное подразделение, в которое входят не только врачи, но еще и медсестры, акушерки, санитары, фармацевты, фельдшеры. Их главной функцией является обеспечение качественного ухода за больными, снабжение их необходимыми для скорейшего выздоровления медикаментами, чтобы основной состав врачей имел возможность нормально проводить терапевтические и другие процедуры. В некоторых случаях этот список может состоять из работников склада, пищеблока, бухгалтерии и водителей скорой помощи. Это обусловлено тем, что при наличии нескольких отделений в поликлинике может потребоваться дополнительный технический персонал, который должен быть внесен в штатное расписание.
Военно-промышленный комплекс тоже не остается в стороне. Для его обслуживания необходимы достаточно много специалистов с различным уровнем квалификации, в том числе и персонал предприятия для вспомогательных работ. Здесь условия труда требуют особого внимания, поскольку основной поток производства ориентирован на выпуск военного оборудования, а значит, и требования к персоналу будут другими.
Сегодня практически все организации совместно со своими подразделениями решились переходить на обустройство собственных технических структур. Причиной тому послужила их приемлемость в плане экономии средств и максимальное удобство при оперативном управлении. Работающий в них персонал предприятия, как правило, обладает всеми необходимыми навыками и приспособлениями для выполнения задач любой сложности за минимальный промежуток времени.
Будь то учебно-вспомогательный персонал или другой вид аналогичной структуры, можно с уверенностью сказать, что они являются неотъемлемой частью эффективного управления.
Вспомогательный персонал
Вопрос того, кто относится к вспомогательному персоналу, и какие профессии входят в перечень вспомогательных волнует, как непосредственных работодателей, так и самих сотрудников или соискателей на определенные должности. При этом правовое регулирование данного вопроса в РФ практически никоим образом не обеспечивается, поэтому о том, что это такое – вспомогательный персонал, каждый работодатель решает по-своему, за редкими исключениями. Однако существуют отдельные варианты разделения персонала на категории – например на основной и вспомогательный, либо по иным критериям.
Основной и вспомогательный персонал – что это такое
Одним из возможных критериев для разделения различных категорий сотрудников может являться их фактическая функция и важность для работы организации. С этой точки зрения, персонал может подразделяться на:
- Основной персонал. Основной персонал – это работники, которые приносят прямую выгоду предприятию своей деятельностью, либо же являются сотрудниками, без которых нормальное функционирование организации будет невозможным в принципе.
- Вспомогательный персонал. К данной категории трудящихся можно отнести работников, деятельность которых не является ключевой для предприятия, и без которых оно сможет продолжать эффективно функционировать. То есть, вспомогательный персонал выполняет различные дополнительные функции, не связанные с основной деятельностью компании.
В целом, в большинстве случаев, вспомогательный персонал представляет собой либо сотрудников, обслуживающих деятельность предприятия при условии отсутствия в их деятельности производственной и административной функции. Однако в некоторых ситуациях даже наличие таковой функции может не мешать отнесению таких работников к вспомогательным. Например – руководитель ведомственной столовой завода может также относиться к вспомогательному персоналу, равно как и сотрудник данной столовой, даже если питаться в ней могут и посторонние лица, обеспечивая доход предприятию.
Вспомогательный персонал – какие это профессии
Профессии, которые относятся к вспомогательному персоналу, могут серьезно различаться в зависимости от общей сферы деятельности предприятия или иной организации. При этом необходимо отметить, что вспомогательный персонал может и присутствовать в государственных структурах и учреждениях. Далее будет приведен небольшой список примеров профессий вспомогательного персонала:
- Вспомогательный персонал в образовании представлен в первую очередь всеми теми работниками, которые не обеспечивают непосредственного обучения учеников и студентов, а также не являются участниками административного аппарата учреждений. То есть – в первую очередь к таким сотрудникам можно отнести лаборантов, хозяйственно-технических специалистов, ремонтников.
- Вспомогательный персонал в здравоохранении – это сотрудники, которые не являются врачами, однако обеспечивают иную деятельность, помогающую врачам и пациентам. Так, к нему относятся и медсестры, и санитары с фельдшерами, и работники пищеблока, а также уборщики и иные сотрудники.
- Вспомогательный персонал в силовых структурах также может быть представлен не только техническими работниками, но и, например, сотрудниками бухгалтерии и иными работниками, выполняющими непрямые функции охраны правопорядка и защиты безопасности государства.
- В коммерческих учреждениях определение вспомогательного персонала находится в ведении работодателя, поэтому именно он может самостоятельно определять критерии данной группы сотрудников и особенности регулирования их деятельности.
Что следует знать о вспомогательном персонале работодателю
Вспомогательный персонал – это особый элемент структуры кадров, обратить внимание на который необходимо каждому работодателю. Несколько простых аспектов работы подобных сотрудников могут помочь работодателям разрешить множество возможных проблем. В частности, обратить внимание не лишним будет на следующие особенности труда вспомогательных сотрудников: