Зачем на работе требуют военный билет 2022
Перейти к содержимому

Зачем на работе требуют военный билет 2022

Как действовать работодателю, если в компанию пришло письмо из военкомата с требованием организовать явку работников, состоящих в запасе?

И. В. Юнг
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Вопрос

В компанию пришло письмо из военкомата с требованием организовать явку работников, состоящих в запасе. Какие действия предпринять работодателю с 21 сентября 2022 года?

Ответ

Повестка о призыве на военную службу по мобилизации может поступить не только на дом, но и по месту работы. Если такая повестка пришла в организацию, вы обязаны оказать содействие военному комиссариату.

Работодателю необходимо совершить в этой ситуации следующие действия:

  1. Оповестите работника о полученном письме (повестке). В повестке (повестках) от военного комиссариата будут сведения о сотрудниках, которые должны явиться в военкомат: их количество, конкретный возрастной порог, звания и коды военно-учетных специальностей.
  2. Вручите каждому работнику повестку под роспись не позднее чем за три дня до указанного в ней срока. Также обеспечьте своевременную явку работника по вызову (повестке) (пп. 7 п. 1 ст. 9 Закона N 31-ФЗ, пп. «ж» п. 32 Положения о воинском учете, п. 7 Положения о призыве на военную службу). Расскажите работнику, что ему нужно явиться в военкомат в указанные в повестке время и дату и взять с собой военный билет, а по уважительным причинам он может пропустить явку в военкомат. Подтвердить, что причина уважительная, нужно будет документально. Например, предоставить листок нетрудоспособности.
  3. Получите у работника подтверждение того, что он оповещен. Для этого предусмотрена часть повестки, которая заполняется работником и в которой он проставляет подпись. В документе предусмотрены графы для заполнения лицом, которое произвело оповещение. После заполнения эта часть возвращается в военный комиссариат.
  4. Освободите работника от работы для прохождения мероприятия, указанного в повестке, и сохраните за ним на это время средний заработок (абз. 3 п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 6 Закона о воинской обязанности, ст. 170 ТК РФ). Основанием будет повестка с указанием причины вызова. На основании повестки рекомендуем издать приказ, чтобы зафиксировать в нем дату освобождения сотрудника от работы, назначить ответственных лиц за оформление необходимых документов и т.д. Приказ издается в произвольной форме (нормативной нет).
  5. Сообщите письменно в военкомат, если нет возможности по каким-то причинам вручить повестку работнику. Если работник отказался получить повестку, составьте комиссионный акт в произвольной форме (нормативной нет). Укажите в акте данные отказавшегося сотрудника, дату и время попытки вручения.

Обратите внимание: ряд поправок в ТК РФ о гарантиях мобилизованным гражданам был принят 27.09.2022 с новыми гарантиями для мобилизованных граждан, а Федеральным законом № 376-ФЗ от 07.10.2022 внесены изменений в основания и порядок оформления отсутствия работника на период его службы в армии.

И. В. Юнг
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях

Поможем не забыть сделать главное

Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.

#Юрист #Специалист по кадрам #Документационное обеспечение работы с персоналом. КДП

Возможно, вам будут интересны эти темы:

Вручение повестки как отдельная обязанность может быть не прописана в должностной инструкции.

С марта 2023 года действуют единые требования к составу и форматам кадровых документов, которые оформляют только в электронном виде.

Минцифры утвердило список из 36 видов деятельности, которые относятся к этой сфере.

За несообщение сведений грозит предупреждение или штраф: на организацию — в размере 3000—5000 руб., на должностное лицо — 300—500 руб.

Правительство утвердило допустимую долю иностранных работников для отдельных отраслей российского бизнеса на 2023 год.

Подать заявление вправе мобилизованный или любой человек за него. Нужно указать сведения о мобилизованном, реквизиты повестки и документы, подтверждающие основания для отсрочки.

Что требуется учитывать при трудоустройстве граждан из ДНР и ЛНР. Проверьте себя по чек-листу.

В конце июня-начале июля вступает в силу сразу несколько изменений по недвижимости. Учесть новшества поможет чек-лист.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе в 2022 году

Бронирование граждан позволяет обеспечить бесперебойную работу предприятий в период мобилизации. Расскажем, что представляет собой эта процедура и какую отчетность предполагает.

Для чего необходимо бронирование граждан в запасе

Мобилизация — перевод экономики, органов власти, Вооруженных Сил и организаций на работу в режиме военного времени (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).

Процедура требует привлечения военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»):

  • прошедших военную службу;
  • закончивших обучение в военных образовательных учреждениях;
  • освобожденных от службы, но годных к ней в военное время и т. д.

Бронирование — временное освобождение сотрудников от призыва на мобилизацию и мобилизационную подготовку для обеспечения работы предприятия.

Как уволить сотрудника в связи с призывом в армию — узнаете здесь.

Кто бронирует граждан в запасе

Если воинский учет ведут все работодатели, то бронируют работников организации:

  • выполняющие госзаказы;
  • участвующие в выполнении мобилизационных заданий по кооперации;
  • обеспечивающие безопасность РФ и жизнедеятельность населения и др.

Чтобы узнать, обязана ли фирма бронировать сотрудников, необходимо обратиться в территориальную комиссию по бронированию при администрации муниципального образования. Например, в Москве сведения о комиссиях доступны на сайте https://www.mos.ru (вкладка «Территориальные органы власти»).

Такая комиссия предоставит информацию о:

  • порядке бронирования граждан запаса;
  • документах, необходимых для бронирования;
  • перечне должностей и профессий, по которым бронируют работников.

Процедуру бронирования проводит назначенный приказом сотрудник. Специальных требований к ответственному нет: это может быть кадровик, табельщик или ведущий воинский учет работник. Но приказ о назначении ответственного согласовывается с военным комиссаром муниципалитета (п. 22, п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).

Пошаговая процедура бронирования граждан запаса в 2021 году

Порядок бронирования работников сводится к нескольким этапам.

Шаг 1. Запрос сведений в комиссии по бронированию, которая предоставит информацию по процедуре и список подлежащих бронированию должностей.

Шаг 2. Издание приказа о назначении ответственного за бронирование сотрудника и согласование документа с военкоматом.

Шаг 3. Разработка Плана работы по ведению воинского учета и бронированию граждан запаса (п. 39 Рекомендаций от 11.07.2017).

Допускается дополнение существующего Плана по ведению воинского учета мероприятиями по бронированию с учетом рекомендаций, полученных в территориальной комиссии, т. е. отдельный План по бронированию утверждать необязательно.

План и его изменения согласовываются с военкоматом (п. 37 Рекомендаций от 11.07.2017).

Шаг 4. Составление списка забронированных работников.

Перечень оформляется в свободной форме с указанием ФИО, должности или профессии и заверяется подписью руководителя и печатью. Дополнительно список может утверждать военкомат либо территориальная комиссия по бронированию, поэтому рекомендуется обратиться к ним с готовым перечнем и заодно проверить его.

Шаг 5. Оформление отсрочки от призыва.

Подготовка списка бронированных сотрудников еще не означает предоставление им отсрочки от призыва — работодателю необходимо оформить удостоверения об отсрочке и сделать отметки в личных карточках.

Такие удостоверения признаются БСО и выдаются военкоматом после подачи пакета документов, среди которых:

  • список работников для бронирования;
  • военные билеты;
  • личные карточки и др.

Удостоверения об отсрочке хранятся у работодателя, а при объявлении мобилизации или военного времени передаются забронированным сотрудникам согласно утвержденному плану и ведомости на выдачу удостоверений.

Ведение специального воинского учета

Основные моменты спецучета:

  • если отсрочка аннулирована (например, по истечении срока, на который она предоставлена, или в связи с признанием работника не годным к службе по состоянию здоровья), работодатель обязан сообщить об этом в 5-дневный срок в военкомат (п. 14 Приложения № 17 к Рекомендациям от 11.07.2017);
  • при аннулировании отсрочки отметки в личных карточках аннулируются, а удостоверения сдаются в военкомат для уничтожения;
  • сдача отчетности (п. 35 Рекомендаций от 11.07.2017).

Об ответственности за отказ от ведения воинского учета вы узнаете из статьи.

Основные отчеты по воинскому учету:

  • руководители;
  • специалисты;
  • служащие;
  • рабочие
  • штате организации;
  • бронировании граждан;
  • числе военнообязанных и призывников

Подробнее об отчетных формах читайте этот материал.

Полезная информация от КонсультантПлюс

Смотрите готовое решение о том, как работодателю организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе (это бесплатно).

Как с 08.01.2022 вести в организации воинский учёт: новая Инструкция

Новый регламент по воинскому учёту для работодателей

С 8 января 2022 года вступил в силу приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700, который утвердил новую Инструкцию об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета (далее – Инструкция МО № 700).

Одновременно с указанной даты утратил силу прежний аналогичный приказ – от 18 июля 2014 года № 495.

По закону организации и их должностные лица ведут и хранят учетные документы граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ (подп. «б» п. 31 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).

Что регламентирует Инструкция МО № 700

Она, в частности, определяет:

  • перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены;
  • перечень, формы документов первичного воинского учета, по которым происходит воинский учет граждан в органах местного самоуправления, порядок их хранения и заполнения;
  • перечень, формы документов воинского учета, по которым ведут воинский учет граждан в организациях, порядок их хранения и заполнения;
  • порядок сверки сведений о воинском учете в документах организаций со сведениями военкоматов и/или местных властей;
  • показатели, по которым оценивают деятельность организаций по ведению воинского учета, и критерии оценки.

Изменения с 2022 года и на что обратить внимание

Основное новшество в том, что с 08.01.2022 организациям нужно заводить на работников специальные отдельные карточки по воинскому учету.

Форма и заполнение карточек воинского учёта

На каждого работника-призывника или военнообязанного нужно вести Карточку гражданина, подлежащего воинскому учету в организации. Это обязательная с 2022 года Форма № 10, которая приведена в Приложении № 22 к Инструкции МО № 700.

Она имеет лицевую, оборотную стороны и формат 210 × 297 мм.

Отметим, что до 08.01.2022 Минобороны рекомендовало в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017) для воинского учета вносить сведения в личные карточки работников по унифицированной форме Т-2. Теперь же для этого предназначен отдельный бланк.

В карточках воинского учёта нужно отражать, в том числе:

  • личные данные работников;
  • сведения о воинском учете;
  • о приемах и об увольнениях.

Заполнять карточки нужно на основании удостоверений призывников и военных билетов (или документов, которые заменяют военный билет).

Остальные сведения можно уточнить у самих работников. В частности, об образовании, месте работы, должности, месте жительства/пребывания (на срок более 3-х месяцев), семейном положении.

Непосредственно порядок и правила заполнения всех реквизитов и разделов карточки воинского учёта с 2022 года регламентирует п. 33 Инструкции МО № 700.

Карточку воинского учёта заполняют чернилами (шариковой ручкой) черного, фиолетового или синего цвета четким, разборчивым почерком без помарок и неустановленных сокращений. Или заполняют в электронном виде и обязательно распечатывают.

Записи о семейном положении, адресе места жительства (пребывания), в том числе фактического, номере телефона делают карандашом.

Хранение карточек воинского учёта

Карточки на принятых на работу надо хранить в картотеке в алфавитном порядке по следующим именно так нумеруемым разделам:

  1. Офицеры запаса.
  2. Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса.
  3. Военнообязанные запаса женского пола.
  4. Призывники.

Если на предприятии на воинском учете стоит более 500 сотрудников, карточки работников с мобилизационными предписаниями и отметками об их вручении в военных билетах нужно помещать в 5-й раздел картотеки. Там их необходимо разложить по номерам команд (партий) на основании данных из пункта 7 разд. II карточки «Сведения о воинском учете», а в них – в алфавитном порядке.

Хранить отдельно (в любом порядке) нужно следующие карточки:

КАТЕГОРИЯ РАБОТНИКОВ КАК ДЕЙСТВОВАТЬ
Снятые с воинского учета Хранят отдельно от картотеки до очередной сверки с военкоматом или органом местного самоуправления и после уничтожают с составлением акта об этом
Кто встал на учет по месту пребывания на срок более 3-х месяцев или по месту жительства (пребывания), не подтвержденному регистрацией Выделяют в отдельные группы и раскладывают в порядке, удобном для работы с ними

Формировать и хранить новые карточки воинского учёта нужно и в бумажном, и электронном виде! (п. 32 Инструкции МО № 700).
Вносить какие-либо изменения в базу данных электронных карт, а также распечатывать их может только работник, ведущий воинский учет в организации.

Сверка данных

По закону работники, ведущие воинский учет в организациях, помимо прочего, сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете в своих документах с данными военных комиссариатов и/или органов местного самоуправления.

Военкоматы и местного власти с 2022 года сверяют данные по новым карточкам. Сам порядок сверки аналогичен прежнему.

Учтите, что в ходе оценки деятельности организации по ведению воинского учета проверяют, в том числе достоверность сведений в карточках работников (п. 54 Инструкции МО № 700).

Воинский учёт работников

Макс Борисов

По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности. В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.

Содержание
  • Зачем нужен воинский учёт
  • Общий и специальный воинский учёт
  • Кто не подлежит воинскому учёту
  • Кто подлежит воинскому учёту
  • Документы воинского учёта
  • Кто ведёт воинский учёт
  • Как вести воинский учёт
  • Чем грозит нарушение воинского учёта

Зачем нужен воинский учёт

В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.

Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.

Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.

Общий и специальный воинский учёт

Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.

Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.

Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.

В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.

Кто не подлежит воинскому учёту

  • Те, кого освободили от воинской обязанности: признали не годным к службе по состоянию здоровья.
  • Те, кто постоянно живёт за границей.
  • Офицеры ФСБ и Службы внешней разведки.
  • Женщины без военно-учётной специальности.

Кто подлежит воинскому учёту

  • Призывники — мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
  • Те, кто отслужил и уволился в запас.
  • Отучившиеся на военных кафедрах и окончившие военные ВУЗы. .
  • Те, кто не служил, потому что был освобождён от призыва.
  • Женщины с военно-учетной специальностью: связисты, врачи, геодезисты и другие.

Воинский учёт распространяется на всех сотрудников по трудовому договору, включая внешних совместителей.

Документы воинского учёта

На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:

  • удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
  • военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.

По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.

Кто ведёт воинский учёт

За воинский учёт отвечает руководитель организации. Чтобы передать эту обязанность другому сотруднику, нужно назначить ответственного. Для этого издайте приказ и отправьте копию на согласование военному комиссару. Если на вашей территории нет военкомата, согласуйте приказ в местной администрации.

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Как вести воинский учёт

В день приёма на работу проверьте отметку в паспорте и документы воинского учёта. На 13-й странице в паспорте должен стоять штамп, например, такой: «‎Обязан (а) исполнять воинскую обязанность». Сверьте данные с приписным или военным билетом. Если у человека нет документов, сообщите в военкомат и вручите сотруднику направление для постановки на воинский учёт. Исправления, подозрительные неточности, поддельные документы — тоже повод позвонить военному комиссару.

Перепишите данные из документов воинского учёта в карточку гражданина, подлежащего воинскому учету в организации по форме 10. Не забудьте уточнить у сотрудника сведения об образовании, месте работы, должности, месте жительства или месте пребывания (на срок более трех месяцев), семейном положении, и другие необходимые для заполнения карточки сведения. Карточки надо формировать и вести электронно и на бумаге. Вносить какие-либо изменения в базу данных электронных карт, а также распечатывать их, можно только работнику, который ведёт воинский учёт в организации. Бумажные карточки храните в отдельной картотеке.

Пример заполнения раздела II «Сведения о воинском учете» в личной карточке по форме Т-2

3. Расскажите сотруднику о его обязанностях: о необходимости вставать на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания, особенно призывникам.

Время, которое сотрудник провёл в военкомате, оплачивается в размере среднего заработка. В табеле учёта рабочего времени поставьте код «Г» или «23».

4. Каждый год согласовывайте план работы по воинскому учёту с военкоматом и ведите его. Сохраните шаблон из методических рекомендаций.

5. Регулярно отчитывайтесь перед военкоматом:

Если организация только создана, поставьте её на учёт в военкомат. Для этого уточните у военного комиссара формат Карточки учёта организации по форме 18 и подготовьте её. Этот отчёт в дальнейшем надо будет сдавать ежегодно, в сроки, которые подскажут в военкомате.

В течение двух недель отправляйте списки принятых и уволенных сотрудников, подлежащих воинскому учёту.

Сведения о сотрудниках — по запросу военкомата, в течение двух недель.

Списки несовершеннолетних сотрудников для первичной постановки на воинский учёт — срок зависит от возраста.

Если организация ведёт специальный воинский учёт, уточните в военкомате какие дополнительные отчёты надо сдавать. Чаще всего это:

Отчёт о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма 6);

Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) на период мобилизации и на военное время (форма 19).

6. Актуализируйте личные карточки, если сотрудник женился, развёлся, получил диплом, перевёлся на другую должность, сменил место жительства. Сообщите об этом в военкомат в течение 2 недель.

Раз в год сверяйте раздел II личной карточки с документами воинского учёта и данными военкомата.

Например, когда сотрудник достиг предельного возраста (для солдат — 50 лет), военкомат должен снять его с учёта и сделать запись в военном билете. После этого вам нужно поставить отметку в личной карточке: «‎Снят с воинского учета по возрасту». Если человека признали негодным к службе, напишите: «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».

7. Заведите журнал проверок. Бланк можно купить в специализированном магазине или взять из методических рекомендаций. Журнал заполняет представитель военкомата во время проверки.

Чем грозит нарушение воинского учёта

С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации. Правда, малый бизнес освобождён от плановых проверок. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.

За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.

Суммы штрафов за нарушения воинского учёта прописаны в главе 21 КоАП РФ.

В срок не сообщить в военкомат о принятых и уволенных сотрудниках, которые должны состоять на воинском учёте — от 1000 до 5000 ₽.

Не отправить в военкомат списки несовершеннолетних сотрудников — от 1000 до 3000 ₽.

Не оповестить сотрудника о том, что пришла повестка, и не дать возможность сходить в военкомат — от 1000 до 3000 ₽.

Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.

Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2022 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст. 21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.

Статья актуальна на 07.10.2022

Продолжайте читать

Что такое среднесписочная численность работников и как её считать

5 законных способов уволить сотрудника без его желания

Как отправить сотрудника в декрет: оформление отпуска, выплата пособия, возмещение из ФСС

Рассылка для бизнеса

Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компании СКБ Контур

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *