Как действовать работодателю, если в компанию пришло письмо из военкомата с требованием организовать явку работников, состоящих в запасе?
И. В. Юнг
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Вопрос
В компанию пришло письмо из военкомата с требованием организовать явку работников, состоящих в запасе. Какие действия предпринять работодателю с 21 сентября 2022 года?
Ответ
Повестка о призыве на военную службу по мобилизации может поступить не только на дом, но и по месту работы. Если такая повестка пришла в организацию, вы обязаны оказать содействие военному комиссариату.
Работодателю необходимо совершить в этой ситуации следующие действия:
- Оповестите работника о полученном письме (повестке). В повестке (повестках) от военного комиссариата будут сведения о сотрудниках, которые должны явиться в военкомат: их количество, конкретный возрастной порог, звания и коды военно-учетных специальностей.
- Вручите каждому работнику повестку под роспись не позднее чем за три дня до указанного в ней срока. Также обеспечьте своевременную явку работника по вызову (повестке) (пп. 7 п. 1 ст. 9 Закона N 31-ФЗ, пп. «ж» п. 32 Положения о воинском учете, п. 7 Положения о призыве на военную службу). Расскажите работнику, что ему нужно явиться в военкомат в указанные в повестке время и дату и взять с собой военный билет, а по уважительным причинам он может пропустить явку в военкомат. Подтвердить, что причина уважительная, нужно будет документально. Например, предоставить листок нетрудоспособности.
- Получите у работника подтверждение того, что он оповещен. Для этого предусмотрена часть повестки, которая заполняется работником и в которой он проставляет подпись. В документе предусмотрены графы для заполнения лицом, которое произвело оповещение. После заполнения эта часть возвращается в военный комиссариат.
- Освободите работника от работы для прохождения мероприятия, указанного в повестке, и сохраните за ним на это время средний заработок (абз. 3 п. 1 ст. 4, п. 1 ст. 6 Закона о воинской обязанности, ст. 170 ТК РФ). Основанием будет повестка с указанием причины вызова. На основании повестки рекомендуем издать приказ, чтобы зафиксировать в нем дату освобождения сотрудника от работы, назначить ответственных лиц за оформление необходимых документов и т.д. Приказ издается в произвольной форме (нормативной нет).
- Сообщите письменно в военкомат, если нет возможности по каким-то причинам вручить повестку работнику. Если работник отказался получить повестку, составьте комиссионный акт в произвольной форме (нормативной нет). Укажите в акте данные отказавшегося сотрудника, дату и время попытки вручения.
Обратите внимание: ряд поправок в ТК РФ о гарантиях мобилизованным гражданам был принят 27.09.2022 с новыми гарантиями для мобилизованных граждан, а Федеральным законом № 376-ФЗ от 07.10.2022 внесены изменений в основания и порядок оформления отсутствия работника на период его службы в армии.
И. В. Юнг
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях
Поможем не забыть сделать главное
Посмотрите актуальные чек-листы для бухгалтера, специалиста по кадрам и юриста.
#Юрист #Специалист по кадрам #Документационное обеспечение работы с персоналом. КДП
Возможно, вам будут интересны эти темы:
Вручение повестки как отдельная обязанность может быть не прописана в должностной инструкции.
С марта 2023 года действуют единые требования к составу и форматам кадровых документов, которые оформляют только в электронном виде.
Минцифры утвердило список из 36 видов деятельности, которые относятся к этой сфере.
За несообщение сведений грозит предупреждение или штраф: на организацию — в размере 3000—5000 руб., на должностное лицо — 300—500 руб.
Правительство утвердило допустимую долю иностранных работников для отдельных отраслей российского бизнеса на 2023 год.
Подать заявление вправе мобилизованный или любой человек за него. Нужно указать сведения о мобилизованном, реквизиты повестки и документы, подтверждающие основания для отсрочки.
Что требуется учитывать при трудоустройстве граждан из ДНР и ЛНР. Проверьте себя по чек-листу.
В конце июня-начале июля вступает в силу сразу несколько изменений по недвижимости. Учесть новшества поможет чек-лист.
Бронирование граждан, пребывающих в запасе в 2022 году
Бронирование граждан позволяет обеспечить бесперебойную работу предприятий в период мобилизации. Расскажем, что представляет собой эта процедура и какую отчетность предполагает.
Для чего необходимо бронирование граждан в запасе
Мобилизация — перевод экономики, органов власти, Вооруженных Сил и организаций на работу в режиме военного времени (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
Процедура требует привлечения военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»):
- прошедших военную службу;
- закончивших обучение в военных образовательных учреждениях;
- освобожденных от службы, но годных к ней в военное время и т. д.
Бронирование — временное освобождение сотрудников от призыва на мобилизацию и мобилизационную подготовку для обеспечения работы предприятия.
Как уволить сотрудника в связи с призывом в армию — узнаете здесь.
Кто бронирует граждан в запасе
Если воинский учет ведут все работодатели, то бронируют работников организации:
- выполняющие госзаказы;
- участвующие в выполнении мобилизационных заданий по кооперации;
- обеспечивающие безопасность РФ и жизнедеятельность населения и др.
Чтобы узнать, обязана ли фирма бронировать сотрудников, необходимо обратиться в территориальную комиссию по бронированию при администрации муниципального образования. Например, в Москве сведения о комиссиях доступны на сайте https://www.mos.ru (вкладка «Территориальные органы власти»).
Такая комиссия предоставит информацию о:
- порядке бронирования граждан запаса;
- документах, необходимых для бронирования;
- перечне должностей и профессий, по которым бронируют работников.
Процедуру бронирования проводит назначенный приказом сотрудник. Специальных требований к ответственному нет: это может быть кадровик, табельщик или ведущий воинский учет работник. Но приказ о назначении ответственного согласовывается с военным комиссаром муниципалитета (п. 22, п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).
Пошаговая процедура бронирования граждан запаса в 2021 году
Порядок бронирования работников сводится к нескольким этапам.
Шаг 1. Запрос сведений в комиссии по бронированию, которая предоставит информацию по процедуре и список подлежащих бронированию должностей.
Шаг 2. Издание приказа о назначении ответственного за бронирование сотрудника и согласование документа с военкоматом.
Шаг 3. Разработка Плана работы по ведению воинского учета и бронированию граждан запаса (п. 39 Рекомендаций от 11.07.2017).
Допускается дополнение существующего Плана по ведению воинского учета мероприятиями по бронированию с учетом рекомендаций, полученных в территориальной комиссии, т. е. отдельный План по бронированию утверждать необязательно.
План и его изменения согласовываются с военкоматом (п. 37 Рекомендаций от 11.07.2017).
Шаг 4. Составление списка забронированных работников.
Перечень оформляется в свободной форме с указанием ФИО, должности или профессии и заверяется подписью руководителя и печатью. Дополнительно список может утверждать военкомат либо территориальная комиссия по бронированию, поэтому рекомендуется обратиться к ним с готовым перечнем и заодно проверить его.
Шаг 5. Оформление отсрочки от призыва.
Подготовка списка бронированных сотрудников еще не означает предоставление им отсрочки от призыва — работодателю необходимо оформить удостоверения об отсрочке и сделать отметки в личных карточках.
Такие удостоверения признаются БСО и выдаются военкоматом после подачи пакета документов, среди которых:
- список работников для бронирования;
- военные билеты;
- личные карточки и др.
Удостоверения об отсрочке хранятся у работодателя, а при объявлении мобилизации или военного времени передаются забронированным сотрудникам согласно утвержденному плану и ведомости на выдачу удостоверений.
Ведение специального воинского учета
Основные моменты спецучета:
- если отсрочка аннулирована (например, по истечении срока, на который она предоставлена, или в связи с признанием работника не годным к службе по состоянию здоровья), работодатель обязан сообщить об этом в 5-дневный срок в военкомат (п. 14 Приложения № 17 к Рекомендациям от 11.07.2017);
- при аннулировании отсрочки отметки в личных карточках аннулируются, а удостоверения сдаются в военкомат для уничтожения;
- сдача отчетности (п. 35 Рекомендаций от 11.07.2017).
Об ответственности за отказ от ведения воинского учета вы узнаете из статьи.
Основные отчеты по воинскому учету:
- руководители;
- специалисты;
- служащие;
- рабочие
- штате организации;
- бронировании граждан;
- числе военнообязанных и призывников
Подробнее об отчетных формах читайте этот материал.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Смотрите готовое решение о том, как работодателю организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе (это бесплатно).
Как с 08.01.2022 вести в организации воинский учёт: новая Инструкция
Новый регламент по воинскому учёту для работодателей
С 8 января 2022 года вступил в силу приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700, который утвердил новую Инструкцию об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета (далее – Инструкция МО № 700).
Одновременно с указанной даты утратил силу прежний аналогичный приказ – от 18 июля 2014 года № 495.
По закону организации и их должностные лица ведут и хранят учетные документы граждан, поставленных на воинский учет, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ (подп. «б» п. 31 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).
Что регламентирует Инструкция МО № 700
Она, в частности, определяет:
- перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены;
- перечень, формы документов первичного воинского учета, по которым происходит воинский учет граждан в органах местного самоуправления, порядок их хранения и заполнения;
- перечень, формы документов воинского учета, по которым ведут воинский учет граждан в организациях, порядок их хранения и заполнения;
- порядок сверки сведений о воинском учете в документах организаций со сведениями военкоматов и/или местных властей;
- показатели, по которым оценивают деятельность организаций по ведению воинского учета, и критерии оценки.
Изменения с 2022 года и на что обратить внимание
Основное новшество в том, что с 08.01.2022 организациям нужно заводить на работников специальные отдельные карточки по воинскому учету.
Форма и заполнение карточек воинского учёта
На каждого работника-призывника или военнообязанного нужно вести Карточку гражданина, подлежащего воинскому учету в организации. Это обязательная с 2022 года Форма № 10, которая приведена в Приложении № 22 к Инструкции МО № 700.
Она имеет лицевую, оборотную стороны и формат 210 × 297 мм.
Отметим, что до 08.01.2022 Минобороны рекомендовало в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017) для воинского учета вносить сведения в личные карточки работников по унифицированной форме Т-2. Теперь же для этого предназначен отдельный бланк.
В карточках воинского учёта нужно отражать, в том числе:
- личные данные работников;
- сведения о воинском учете;
- о приемах и об увольнениях.
Заполнять карточки нужно на основании удостоверений призывников и военных билетов (или документов, которые заменяют военный билет).
Остальные сведения можно уточнить у самих работников. В частности, об образовании, месте работы, должности, месте жительства/пребывания (на срок более 3-х месяцев), семейном положении.
Непосредственно порядок и правила заполнения всех реквизитов и разделов карточки воинского учёта с 2022 года регламентирует п. 33 Инструкции МО № 700.
Карточку воинского учёта заполняют чернилами (шариковой ручкой) черного, фиолетового или синего цвета четким, разборчивым почерком без помарок и неустановленных сокращений. Или заполняют в электронном виде и обязательно распечатывают.
Записи о семейном положении, адресе места жительства (пребывания), в том числе фактического, номере телефона делают карандашом.
Хранение карточек воинского учёта
Карточки на принятых на работу надо хранить в картотеке в алфавитном порядке по следующим именно так нумеруемым разделам:
- Офицеры запаса.
- Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы запаса.
- Военнообязанные запаса женского пола.
- Призывники.
Если на предприятии на воинском учете стоит более 500 сотрудников, карточки работников с мобилизационными предписаниями и отметками об их вручении в военных билетах нужно помещать в 5-й раздел картотеки. Там их необходимо разложить по номерам команд (партий) на основании данных из пункта 7 разд. II карточки «Сведения о воинском учете», а в них – в алфавитном порядке.
Хранить отдельно (в любом порядке) нужно следующие карточки:
КАТЕГОРИЯ РАБОТНИКОВ | КАК ДЕЙСТВОВАТЬ |
Снятые с воинского учета | Хранят отдельно от картотеки до очередной сверки с военкоматом или органом местного самоуправления и после уничтожают с составлением акта об этом |
Кто встал на учет по месту пребывания на срок более 3-х месяцев или по месту жительства (пребывания), не подтвержденному регистрацией | Выделяют в отдельные группы и раскладывают в порядке, удобном для работы с ними |
Формировать и хранить новые карточки воинского учёта нужно и в бумажном, и электронном виде! (п. 32 Инструкции МО № 700).
Вносить какие-либо изменения в базу данных электронных карт, а также распечатывать их может только работник, ведущий воинский учет в организации.
Сверка данных
По закону работники, ведущие воинский учет в организациях, помимо прочего, сверяют не реже 1 раза в год сведения о воинском учете в своих документах с данными военных комиссариатов и/или органов местного самоуправления.
Военкоматы и местного власти с 2022 года сверяют данные по новым карточкам. Сам порядок сверки аналогичен прежнему.
Учтите, что в ходе оценки деятельности организации по ведению воинского учета проверяют, в том числе достоверность сведений в карточках работников (п. 54 Инструкции МО № 700).
Воинский учёт работников
По закону все организации ведут воинский учёт, ИП — нет. На практике малые предприятия часто забывают об этой обязанности. В статье разберём, как организовать учёт и чем грозит его отсутствие.
Содержание
- Зачем нужен воинский учёт
- Общий и специальный воинский учёт
- Кто не подлежит воинскому учёту
- Кто подлежит воинскому учёту
- Документы воинского учёта
- Кто ведёт воинский учёт
- Как вести воинский учёт
- Чем грозит нарушение воинского учёта
Зачем нужен воинский учёт
В России — всеобщая воинская обязанность: мужчины должны год отслужить в армии, а после состоять в запасе.
Военкоматы хотят знать, где живут военнообязанные, на кого они учатся и по какой специальности работают. Это нужно, чтобы планировать призыв и проводить сборы, в общем, поддерживать обороноспособность страны.
Воинский учёт в организациях помогает собирать и систематизировать информацию о призывниках и военнообязанных.
Общий и специальный воинский учёт
Воинский учёт может быть двух видов: специальный и общий.
Специальный учёт применяют к сотрудникам, на которых распространяется бронь. Это значит, что во время мобилизации за ними будет закреплена определенная должность. Какие профессии нужны для бронирования — решает комиссия по мобилизации.
Если ваша организация попала в список, вы получите утвержденный перечень профессий и выписку из нормативных документов. По ней будет понятно, как организовать специальный учёт.
В остальных случаях работники подлежат общему воинскому учёту. Ниже будем говорить только о нём.
Кто не подлежит воинскому учёту
- Те, кого освободили от воинской обязанности: признали не годным к службе по состоянию здоровья.
- Те, кто постоянно живёт за границей.
- Офицеры ФСБ и Службы внешней разведки.
- Женщины без военно-учётной специальности.
Кто подлежит воинскому учёту
- Призывники — мужчины в возрасте от 18 до 27 лет.
- Те, кто отслужил и уволился в запас.
- Отучившиеся на военных кафедрах и окончившие военные ВУЗы. .
- Те, кто не служил, потому что был освобождён от призыва.
- Женщины с военно-учетной специальностью: связисты, врачи, геодезисты и другие.
Воинский учёт распространяется на всех сотрудников по трудовому договору, включая внешних совместителей.
Документы воинского учёта
На основании этих документов ведут воинский учёт и заполняют личные карточки сотрудников:
- удостоверение (приписное свидетельство) — у призывников;
- военный билет или временное удостоверение — у военнообязанных мужчин.
По правилам хранить документы по воинскому учёту нужно в железном шкафу.
Кто ведёт воинский учёт
За воинский учёт отвечает руководитель организации. Чтобы передать эту обязанность другому сотруднику, нужно назначить ответственного. Для этого издайте приказ и отправьте копию на согласование военному комиссару. Если на вашей территории нет военкомата, согласуйте приказ в местной администрации.
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как вести воинский учёт
В день приёма на работу проверьте отметку в паспорте и документы воинского учёта. На 13-й странице в паспорте должен стоять штамп, например, такой: «Обязан (а) исполнять воинскую обязанность». Сверьте данные с приписным или военным билетом. Если у человека нет документов, сообщите в военкомат и вручите сотруднику направление для постановки на воинский учёт. Исправления, подозрительные неточности, поддельные документы — тоже повод позвонить военному комиссару.
Перепишите данные из документов воинского учёта в карточку гражданина, подлежащего воинскому учету в организации по форме 10. Не забудьте уточнить у сотрудника сведения об образовании, месте работы, должности, месте жительства или месте пребывания (на срок более трех месяцев), семейном положении, и другие необходимые для заполнения карточки сведения. Карточки надо формировать и вести электронно и на бумаге. Вносить какие-либо изменения в базу данных электронных карт, а также распечатывать их, можно только работнику, который ведёт воинский учёт в организации. Бумажные карточки храните в отдельной картотеке.
3. Расскажите сотруднику о его обязанностях: о необходимости вставать на воинский учёт по месту жительства или по месту пребывания, особенно призывникам.
Время, которое сотрудник провёл в военкомате, оплачивается в размере среднего заработка. В табеле учёта рабочего времени поставьте код «Г» или «23».
4. Каждый год согласовывайте план работы по воинскому учёту с военкоматом и ведите его. Сохраните шаблон из методических рекомендаций.
5. Регулярно отчитывайтесь перед военкоматом:
Если организация только создана, поставьте её на учёт в военкомат. Для этого уточните у военного комиссара формат Карточки учёта организации по форме 18 и подготовьте её. Этот отчёт в дальнейшем надо будет сдавать ежегодно, в сроки, которые подскажут в военкомате.
В течение двух недель отправляйте списки принятых и уволенных сотрудников, подлежащих воинскому учёту.
Сведения о сотрудниках — по запросу военкомата, в течение двух недель.
Списки несовершеннолетних сотрудников для первичной постановки на воинский учёт — срок зависит от возраста.
Если организация ведёт специальный воинский учёт, уточните в военкомате какие дополнительные отчёты надо сдавать. Чаще всего это:
Отчёт о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма 6);
Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) на период мобилизации и на военное время (форма 19).
6. Актуализируйте личные карточки, если сотрудник женился, развёлся, получил диплом, перевёлся на другую должность, сменил место жительства. Сообщите об этом в военкомат в течение 2 недель.
Раз в год сверяйте раздел II личной карточки с документами воинского учёта и данными военкомата.
Например, когда сотрудник достиг предельного возраста (для солдат — 50 лет), военкомат должен снять его с учёта и сделать запись в военном билете. После этого вам нужно поставить отметку в личной карточке: «Снят с воинского учета по возрасту». Если человека признали негодным к службе, напишите: «Снят с воинского учета по состоянию здоровья».
7. Заведите журнал проверок. Бланк можно купить в специализированном магазине или взять из методических рекомендаций. Журнал заполняет представитель военкомата во время проверки.
Чем грозит нарушение воинского учёта
С проверкой могут прийти из военкомата или местной администрации. Правда, малый бизнес освобождён от плановых проверок. Теоретически возможна внеплановая проверка по жалобе, но нам о таких случаях неизвестно.
За нарушение воинского учёта предусмотрена административная ответственность. Оштрафовать могут руководителя или ответственного за воинский учёт.
Суммы штрафов за нарушения воинского учёта прописаны в главе 21 КоАП РФ.
В срок не сообщить в военкомат о принятых и уволенных сотрудниках, которые должны состоять на воинском учёте — от 1000 до 5000 ₽.
Не отправить в военкомат списки несовершеннолетних сотрудников — от 1000 до 3000 ₽.
Не оповестить сотрудника о том, что пришла повестка, и не дать возможность сходить в военкомат — от 1000 до 3000 ₽.
Насколько велика вероятность получить штраф — сказать сложно. Постановления выносят военные комиссары, а их решения не попадают в базы судебных дел. Иными словами, достоверной статистики нет.
Срок привлечения к ответственности — два месяца со дня нарушения. Предположим, 1 марта 2022 года вы приняли на работу военнообязанного и до 14 марта не сообщили в военкомат. Это нарушение ч. 3 ст. 21.4 КоАП, но если его обнаружат после 14 мая, то оштрафовать уже не смогут.
Статья актуальна на 07.10.2022
Продолжайте читать
Что такое среднесписочная численность работников и как её считать
5 законных способов уволить сотрудника без его желания
Как отправить сотрудника в декрет: оформление отпуска, выплата пособия, возмещение из ФСС
Рассылка для бизнеса
Подписываясь, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от группы компании СКБ Контур