Аренда имущества у физического лица – учет в программах 1С
Если компании нужно арендовать помещение, не всегда получается отыскать арендодателя – юридическое лицо. В таких ситуациях возможна аренда у физического лица, но отражение вознаграждения этому лицу осуществляется по несколько другим правилам. Далее будут рассмотрены особенности, присущие отражению аренды у физического лица в учёте на примере программ 1С: Бухгалтерия и 1С: ЗУП.
Договор аренды должен оформляться в соответствии с 34 главой ГК. Арендодатель должен предоставить подтверждение, что у него есть право собственности на сдаваемое помещение – если это будет сделано, у арендатора впоследствии точно не возникнет связанных с ним сложностей.
При отражении операции по аренде у физического лица бухгалтеры часто допускают одну и ту же ошибку: не отражают взятое в аренду имущество на забалансном счёте 001. Для этой проводки требуется указать стоимость имущества – она берётся из договора аренды. Если в документе этой цифры нет, в нём всегда отражена по крайней мере стоимость самой аренды за месяц. Тогда последняя умножается на весь срок, на который рассчитан договор, и в графу «Сумма» вписывается результат.
Что до налогообложения, как гласит пункт 1 статьи 226 НК, фирма-арендатор, заключившая договор с физическим лицом, будет выступать его налоговым агентом. Это означает, что именно она должна заняться удержанием НДФЛ и его последующим перечислением. Страховые взносы при этом не удерживаются, поскольку доходы от аренды к трудовым не относятся. Расходы, которые компания несёт из-за того, что снимает помещение, целиком относят к числу уменьшающих расходы на прибыль – при условии, что они считаются экономически обоснованными.
Отражение оплаты по договору в 1С: ЗУП
В этой программе реализован автоматизированный учёт начислений. Но в первую очередь её нужно настроить: откройте раздел «Настройки», перейдите в «Расчёт зарплаты» и поставьте галочку как отмечено на скриншоте ниже.
Когда это будет выполнено, в разделе «Зарплата» возникнет документ «Начисление прочих доходов», а вкладка «Выплаты» пополнится справочником «Виды прочих доходов физических лиц».
Чтобы заполнить последний, создайте вид прочего дохода «Аренда помещения» и заполните его так, как показано на скриншоте.
Теперь нужно зайти в справочник «Физические лица», находящийся в разделе «Кадры», чтобы добавить в него арендодателя. Заполните данные, в том числе выберите его налоговый статус. От того, относится ли он к резидентам, зависит ставка НДФЛ: для резидентов она равняется 13%, для нерезидентов 30%.
Чтобы оформить начисление средств за аренду, откройте раздел «Зарплата», а там «Начисление прочих доходов».
Появится форма: в ней нужно указать вид дохода и месяц, за который он начисляется, даты перечисления платы за аренду и платежа по НДФЛ, номер платёжного поручения. Нажмите на кнопку «Подбор» и добавьте арендодателя в таблицу снизу. Если доход этого физического лица отражается в первый раз, следует поставить галочку как показано на следующем скриншоте. В графе «Начислено» в таблице укажите сумму платы за аренду, заполните также графу «НДФЛ». Расчёт суммы к выплате произойдёт автоматически, так что останется только провести документ.
Стоит отметить ещё одну деталь: в графе «Счёт, субконто» доступен выбор счёт учёта затрат – это позволит правильно отразить операцию в бухгалтерском учёте.
После выполнения всех этих операций арендная плата будет отражена в бухгалтерском учёте, и во всех необходимых отчётах эта операция далее будет учитываться верно.
Учёт аренды имущества у физического лица в 1С: Бухгалтерии
В этой программе нет возможности вести автоматизированный учёт такой операции, потому процесс будет немного длительнее. В первую очередь следует перейти в раздел «Зарплата и кадры» и заполнить справочник «Физические лица».
Сведения о физическом лице вносятся так же, как и в 1С: ЗУП. После этого оформляется начисление арендной платы: для этого перейдите в раздел «Операции» и откройте документ «Операции, введённые вручную».
На сумму арендной платы по договору – Дт 26 Кт 76.10.
На сумму удержанного НДФЛ – Дт 76.10 Кт 68.01.
Оформление проводок ещё не означает, что операции будут отражены в налоговых регистрах. Чтобы это обеспечить, перейдите в раздел «Зарплата и кадры», далее «НДФЛ» и «Все документы по НДФЛ», создайте документ «Операция учёта НДФЛ».
В первой вкладке, «Доход», укажите дату, когда он был получен, код, вид и сумму.
Во второй вкладке укажите дату получения и вид дохода, а также сумму налога к удержанию.
Третью вкладку пропустите, а на следующей, «Удержано по всем ставкам», выберите ставку налогообложения, укажите суммы выплаты за аренду и налога, код дохода – 1400.
Последняя закладка нужна для реквизитов платёжного документа для перечисления НДФЛ. После её оформления можно делать проводку документа.
Чтобы проверить, правильно ли отражена операция, сформируйте справку 2-НДФЛ по арендодателю. Для этого в разделе «Зарплата и кадры» выберите «2-НДФЛ для сотрудников». По следующему скриншоту можно проверить, верно ли было проведено заполнение:
НДФЛ должен быть перечислен не позже следующего дня после перевода средств арендодателю.
Рассмотрим, как должен заполняться отчёт 6-НДФЛ в этом примере. В первом разделе указываются: сумма начисленного дохода, исчисленного и удержанного налога.
В разделе 2 отмечаются даты: получения, удержания, крайний срок перечисления НДФЛ.
Поскольку к трудовым доходам выплата за арендную плату не относится, начисления по ней не нужно отражать в расчётах РСВ, СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ.
Хотите получать подобные статьи по четвергам?
Быть в курсе изменений в законодательстве?
Подпишитесь на рассылку
Аренда имущества сотрудника: бухучет, налоги, риски
Организация может использовать личное имущество работников в производственных целях. Для этого она заключает договор аренды с сотрудником или устанавливает ему компенсационные выплаты. Рассмотрим правовые нюансы и разберем, как правильно обосновать и учесть расходы по аренде или выплате компенсации.
Арендодатель передает имущество арендатору во временное владение и пользование или во временное пользование. Сделку оформляют договором аренды, в котором предусмотрено вознаграждение арендодателю (ст. 606 ГК РФ). «Бесплатный» аналог аренды — договор ссуды (гл. 36 ГК РФ, ст. 689 ГК РФ). Вид договора влияет на особенности налогообложения.
Арендные отношения всегда регулируются ГК РФ и договором аренды. Даже если арендодатель — штатный работник организации.
Используя имущество сотрудника в производственных целях, компания может выбрать один из трех вариантов:
- заключить с ним договор аренды и выплачивать арендные платежи;
- оформить договор ссуды;
- оформить документы для компенсационных выплат.
В зависимости от того, что именно организация арендовала у сотрудника, возможны разные варианты отражения операций в учете и разные налоговые последствия. В статье рассмотрим следующие аспекты:
Аренда транспортных средств у сотрудника
Плату сотруднику за аренду у него автомобиля можно оформить договором аренды, но если он согласен отдать машину во временное пользование бесплатно, оформляется договор ссуды. Еще один вариант — оформить компенсационные выплаты за использование личного автомобиля сотрудника для работы.
Договор аренды
Договор аренды транспортного средства (ТС) может быть заключен с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем) или без таких услуг (без экипажа).
При аренде ТС договор должен быть заключен в письменной форме, но госрегистрации он не подлежит.
Аренда без экипажа. Арендатор при расчете налога на прибыль включает в расходы арендную плату в полном объеме (пп. 10 п.1 ст. 264 НК РФ). Также он может учесть в размере фактических затрат расходы на:
- текущий и капитальный ремонт (п. 1, 2 ст. 260 НК РФ);
- ГСМ (п. 1 ст. 254 НК РФ);
- страхование автотранспорта (ст. 263 НК РФ).
Расходы по эксплуатации по большей части несет арендатор. Но стороны могут прописать в договоре, кто и какие расходы на содержание транспорта возьмет на себя.
Арендатор обязан удерживать НДФЛ при перечислении арендной платы (п. 1, 2 ст. 226 НК РФ). Он выступает налоговым агентом, так как арендодатель — физлицо, а арендная плата — его доход (ст. 209, пп. 4, 6 п. 1 ст. 208 НК РФ).
По договору аренды без экипажа арендные платежи не облагаются страховыми взносами, в том числе и от несчастных случаев (п. 4 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 №125-ФЗ).
Аренда с экипажем. Как и по договору аренды без экипажа, арендатор включает в расходы арендную плату в полном объеме, затраты на ГСМ, расходные материалы и вознаграждение водителю (письмо Минфина от 21.09.2012 № 03-03-06/1/495).
Расходы на страхование автотранспорта, текущий и капитальный ремонт оплачивает арендодатель (ст. 634 ГК РФ).
Плату за аренду и за управление автомобилем в договоре нужно разделить, так как они облагаются по-разному:
- арендная плата — только НДФЛ;
- вознаграждение за управление машиной — НДФЛ и страховыми взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В бухучете операции по аренде транспортных средств отражаются так:
Проводка | Значение |
---|---|
Дт 001 «Арендованные основные средства» | Объект ОС принят к учету в оценке, установленной договором аренды |
Дт 20 (23, 25, 26, 29, 44…) Кт 73 (76) | Отражена плата за аренду личного имущества сотрудника (сотрудника, работающего по договору ГПХ) |
Дт 73 (76) Кт 68 | Удержан НДФЛ с арендной платы |
Дт 73 (76) Кт 50 (51) | Выплачена арендная плата за минусом НДФЛ |
Дт 68 Кт 51 | Перечислен НДФЛ в бюджет |
Кт 001 | Возврат объекта ТС по стоимости учета |
Счета учета затрат организация выбирает самостоятельно исходя из того, связаны расходы по аренде ТС с основным производственным процессом или их можно отнести на общехозяйственные затраты, прямые это или косвенные затраты.
Договор ссуды
Договор ссуды не предусматривает выплат сотруднику за использование ТС, поэтому у организации возникает внереализационный доход в сумме рыночной стоимости аренды аналогичного автомобиля (пп. 8 п. 2 ст. 250 НК РФ, письмо Минфина от 27.08.2019 № 03-03-07/65526). Рыночную стоимость нужно подтвердить документально (ст. 105.3 НК РФ).
В целях налогообложения прибыли внереализационный доход признается ежемесячно в течение всего срока использования имущества.
Арендатор обязан проводить текущий и капитальный ремонт автомобиля и нести все расходы на его содержание (ст. 695 ГК РФ). Эти затраты, подтвержденные документами, можно включать в расходы при расчете налога на прибыль.
Аренда недвижимости у сотрудника
Договор аренды недвижимости нужно заключать в письменном виде. Госрегистрация не нужна, если срок действия менее года.
Арендовать у сотрудника можно нежилые помещения (гараж, склад, апартаменты и т.п.) или жилые — например, для размещения иностранных специалистов, работников из других городов или с разъездным характером работы.
При расчете налога на прибыль организация включает в расходы арендную плату в полном объеме (пп. 10 п.1 ст. 264 НК РФ) и коммунальные платежи в размере фактических выплат (п.1 ст. 264 НК РФ).
Перечисляя арендную плату, арендатор удерживает НДФЛ (п. 1, 2 ст. 226 НК РФ) и уплачивает его по месту своего нахождения. Если арендодатель зарегистрирован как ИП, он сам будет начислять и уплачивать налог на доходы. Коммунальные услуги организация-арендатор оплачивает на основании копий счетов коммунальных служб, НДФЛ с этой суммы не удерживается.
Арендная плата и компенсация оплаты коммунальных услуг не облагаются страховыми взносами (п. 4 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Можно ли учесть для целей налога на прибыль расходы на аренду жилого помещения под офис
На это у Минфина есть две точки зрения:
- Нельзя, так как гражданское и жилищное законодательство не разрешает использовать жилые помещения для целей, не связанных с проживанием (ст. 168 ГК РФ, письма Минфина от 29.09.2014 № 03-03-06/1/48504, от 28.03.2017 № 03-11-11/17851).
- Можно, если жилое помещение используется для реальной предпринимательской деятельности, а расходы экономически оправданы и документально подтверждены (письмо Минфина от 18.10.2005 № 03-03-04/1/285, постановления ФАС МО от 27.07.2009 по делу № А41-19766/08, от 16.06.2010 N КА-А40/5879-10-3 по делу № А40-125078/09-126-900).
Компенсации за использование имущества работника
Аренда подразумевает, что арендодатель передает личное имущество арендатору. Но иногда сотрудник сам использует личный автомобиль, телефон, ноутбук и другое имущество для работы. Если это происходит с согласия и в интересах работодателя, сотруднику полагается компенсация, которая складывается из двух составляющих (ст. 164, 188 ТК РФ):
- компенсации за сам факт использования имущества сотрудника;
- возмещения расходов, связанных с эксплуатацией.
Компенсации относятся к прочим расходам. Чтобы учесть их, нужно:
- Получить согласие работника на использование принадлежащего ему имущества в интересах работодателя;
- Получить от работника заявление о выплате компенсации;
- Определить размер компенсации и расходов, зафиксировать их в письменном соглашении;
- Издать приказ о выплате компенсации и возмещении дополнительных расходов;
- Хранить документы, которые подтверждают право собственности сотрудника или право владения имуществом;
- Собирать документы, подтверждающие расходы (чеки, квитанции, копии договора на услуги связи и т.д.).
На УСН «доходы минус расходы» компенсации за использование имущества (кроме автомобиля и мотоцикла) нельзя учесть в расходах, так как они не указаны в ст. 346.16 НК РФ. Аналогично с возмещением эксплуатационных расходов. В этом случае лучше заключать договор аренды.
Компенсации за использование автомобиля можно учесть для целей расчета налога на прибыль и единого налога по УСН только в пределах норм (Постановление Правительства от 08.02.2002 № 92):
- для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см включительно — 1200 рублей в месяц;
- для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см — 1500 рублей в месяц;
- для мотоциклов — 600 рублей в месяц.
В сумму компенсации входят затраты на ГСМ и на техническое обслуживание (подп.11 п.1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина от 23.03.2018 №03-03-06/1/18366, определение ВС от 06.05.2020 №307-ЭС20-5919).
Остальных компенсаций эти правила не касаются — на ОСНО их можно учитывать в тех размерах, которые предусмотрены трудовым договором, допсоглашением, приказом.
Размер компенсации
Размер компенсации должен быть обоснован. Если она слишком большая, налоговая может прийти к выводу, что это скрытая оплата труда и организация уклоняется от уплаты налогов.
Чтобы не сталкиваться с претензиями проверяющих, размер компенсации следует определять исходя из срока полезного использования имущества и нормы амортизации (письмо Минфина от 02.11.2004 № 03-05-01-04/72). Так как имущество используется не только для работы, но и в личных целях, нужно дополнительно рассчитать рабочее время.
Пример. Компенсация за использование личного ноутбука для работы
Срок полезного использования компьютерной техники и печатающих устройств — от двух до трех лет включительно (код ОКОФ 330.28.23.23 «Машины офисные прочие»).
Ноутбук используется не только в рабочих, но и в личных целях, поэтому в расчет компенсации включаем только рабочее время.
Например, в апреле рабочее время составляет 24 % от общего времени (175 раб. часов / (30 календарных дней × 24 часа) = 24 %).
В мае — 18 % от общего времени (135 раб. часов / (31 календарный день × 24 часа) = 18 %).
Компенсация за использование в рабочих целях личного ноутбука стоимостью 56 000 рублей составит:
- в апреле — 373,33 рубля (56 000 / 36 месяцев × 24 %),
- в мае — 280,00 рублей (56 000 / 36 месяцев × 18 %).
НДФЛ и страховые взносы с компенсации
НДФЛ и страховые взносы по компенсационным выплатам, предусмотренным соглашением сторон трудового договора, не начисляются (п. 1 ст. 217, подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
В 6-НДФЛ их показывать не нужно (письма ФНС РФ от 11.04.2019 № БС-4-11/6839@, от 21.07.2017 № БС-4-11/14329@), но с РСВ ситуация другая. Компенсации за использование имущества отражаются в расчете:
- по строкам 030 подраздела 1.1 (по страховым взносам на ОПС) и подраздела 1.2 (по страховым взносам на ОМС) Приложения 1 к Разделу 1;
- по строке 020 Приложения 2 (по страховым взносам на ВНиМ) к Разделу 1;
- по строке 140 подраздела 3.2.1 Раздела 3;
- по строке 150 подраздела 3.2.1 Раздела 3 должна показываться база для исчисления страховых взносов на ОПС по работнику за вычетом упомянутых компенсационных выплат.
Риски в договорах аренды
ФНС внимательно следит за тем, чтобы компании не нарушали налоговое законодательство. Особенно тщательно проверяют договоры, заключенные между взаимозависимыми лицами.
Арендодатель — руководитель
Если организация арендует имущество своего руководителя, то он может подписать договор аренды как со стороны арендодателя, так и со стороны арендатора (п. 3, ст. 182 ГК РФ).
С особой тщательностью нужно подготовить все подтверждающие документы. Не стоит устанавливать арендную плату или компенсационную выплату выше зарплаты.
Органы ФНС сравнивают арендную плату в договоре с рыночной. Если стоимость аренды больше, налоговая пытается оспорить в суде правомерность отнесения арендной платы на расходы и доначислить налоги. Это касается аренды и у физлиц, и у компаний:
- искажение стоимости аренды в несколько раз служит признаком ухода от налогов (постановление АС ВВО от 17.01.2019 № А28-16263/2017);
- инспекторы отказались признавать в расходах арендную плату, которая превышала среднюю цену в регионе (постановление АС ВСО от 22.04.2019 № А19-25754/2017);
- контролирующие органы проверяют обоснованность расходов, проводя экспертизу стоимости аренды (постановления АС СЗО от 10.04.2019 № А21-5787/2016, АС ЦО от 26.06.2019 № А48-1103/2018).
Переквалификация деятельности физлица в предпринимательскую
Если сотрудник получает регулярный доход от определенной деятельности, стоит проверить, не подпадает ли она под критерии предпринимательской, чтобы избежать взыскания налоговой недоимки (письмо ФНС РФ от 07.05.2019 № СА-4-7/8614@).
Налоговая может переквалифицировать деятельность физлица, если есть признаки, что это предпринимательская деятельность. В их числе:
- приобретаемое имущество не предназначено для использования в личных целях;
- есть доказательства систематического получения прибыли;
- реализованное имущество ранее использовалось в предпринимательских целях;
- устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.
Если физлицо передает в аренду имущество, которое ранее приобрело для личного пользования, то речь не идет о предпринимательской деятельности.
В качестве доказательств предпринимательской деятельности могут быть рассмотрены показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов, размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупка товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений и пр.
Если сотрудник регулярно получает доходы от деятельности, то на него будет распространяться режим налогообложения для ИП. При этом налоговый орган имеет право доначислить НДС, предусмотренный для ОСНО, за последние три года, предшествующих принятию решения о проведении выездной налоговой проверки.
Материал подготовила Елена Романова, копирайтер
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Аренда автомобиля сотрудника без экипажа – как отразить в учете?
По мнению контролирующих органов (письма Минфина России от 06.10.2008 № 03-03-06/1/559, УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.1), для подтверждения расходов в виде арендной платы по договору аренды транспортного средства (ТС) необходимы, в том числе:
- акт приемки-передачи арендованного имущества,
- иные документы, подтверждающие использование арендованного транспортного средства в производственной деятельности организации-арендатора.
К таким документам, в частности, относятся приказ руководителя организации о закреплении арендованного ТС за сотрудниками и заявки на использование арендованного автомобиля. К названным документам нужно приложить также копии путевых листов, которые позволят определить регулярность и время использования, а также маршрут движения арендованных транспортных средств.
Расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ) и ремонт автомобиля, понесенные вашей организацией в процессе эксплуатации арендованного автомобиля, подтверждаются документами о приобретении и расходовании топлива, о проведении ремонтных работ.
Документами, подтверждающими покупку ГСМ, являются платежные документы об оплате топлива (например, кассовые чеки). Количество израсходованного топлива подтверждается путевыми листами.
Документами, подтверждающими расходы на ремонт автотранспортного средства, являются, например, акты выполненных ремонтных работ (унифицированная форма акта отсутствует, поэтому исполнитель может составить акт в произвольной форме с соблюдением требований о необходимых реквизитах, установленных ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).
При аренде автомобиля без экипажа у вашей организации-арендатора не возникает:
- расчетов по НДС, связанных с данной операцией;
- каких-либо налоговых последствий в части уплаты налога на прибыль;
- обязательств по уплате налога на имущество (т. к. имущество (автомобиль), полученное вашей организацией-арендатором по договору аренды, остается собственностью арендодателя);
- обязательств по уплате транспортного налога (т. к. автомобиль зарегистрирован на арендодателя (ст. 357 НК РФ), при этом, если ваша организация поставит автомобиль на временный учет в ГИБДД, то плательщиком транспортного налога все равно будет арендодатель (письмо Минфина России от 04.03.2011 № 03-05-05-04/04)).
При аренде автомобиля у физического лица, которое не является предпринимателем, ваша организация-арендатор выступает как налоговый агент (п. 2 ст. 226 НК РФ) и должна удержать с суммы арендной платы НДФЛ по ставке 13 % и перечислить удержанную сумму налога в бюджет по месту учета вашей организации-арендатора в налоговом органе не позднее дня фактического получения денег в банке на выплату арендной платы или дня ее перечисления на счет физлица (п.п. 4 и 6 ст. 226 НК РФ, письмо Минфина России от 01.06.2011 № 03-04-06/3-127, от 06.12.2010 № 03-04-06/3-290 и от 16.08.2010 № 03-04-05/3-462).
Страховые взносы
Сумма арендной платы, выплаченная физическому лицу за пользование автомобилем, не облагается страховыми взносами во внебюджетные фонды (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, письмо Минздравсоцразвития России от 12.03.2010 № 550-19).
Взносы на страхование от несчастных случаев с арендной платы уплачиваются только в том случае, если такая обязанность установлена договором аренды (п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
Бухгалтерский учет
В бухгалтерском учете организации-арендатора формируются проводки (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н):
Дебет 001 – арендованный автомобиль отражен за балансом;
Дебет 20 (26, 44 или иной счет учета затрат) Кредит 73 (76) – начислена арендная плата;
Дебет 20 (26, 44 или иной счет учета затрат) Кредит 60 (76) – учтены расходы на содержание автомобиля;
Дебет 19 Кредит 60 (76) – учтены суммы НДС, предъявленного контрагентами в части расходов по автомобилю;
Дебет 68 Кредит 19 – суммы НДС, предъявленного контрагентами в части расходов по автомобилю, приняты к вычету;
Дебет 73 (76) Кредит 68.01 – удержан НДФЛ из суммы арендной платы, начисленной арендодателю;
Дебет 73 (76) Кредит 51 – выплачена арендная плата за «минусом» удержанного НДФЛ.
Самую полную информацию о порядке заключения договора аренды транспортного средства без экипажа, и о налоговых последствиях, которые возникают у сторон договора, можно найти в справочнике «Договоры: условия, формы, налоги» в разделе «Юридическая поддержка» в ИС 1С:ИТС.
Бухгалтерский учет при аренде основных средств (нюансы)
Основополагающий документ, регламентирующий арендные отношения, — это гл. 34 Гражданского кодекса РФ.
ВАЖНО! С 2022 года учитывать арендные операции нужно в соответствии с новым ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет арендной платы», утв. приказом Минфина от 16.10.2018 № 208н. Для многих участников договора аренды учет существенно усложнился. Узнать, как изменился учет аренды в 2022 году, вам поможет эта статья.
Объектом аренды может быть разное имущество, обладающее свойством не терять натуральные свойства при эксплуатации, объединенное в правовом поле под термином «непотребляемые вещи». Эта особенность позволяет вернуть исходный объект правообладателю без изменения его функциональных и качественных характеристик. Это земельные участки, здания, оборудование, транспорт и другие подобные объекты, как правило основные средства организаций.
Объект, признаваемый в составе основных средств, отвечает критериям, установленным в п. 4 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», действующего с 2022 года, до 2022 г. — п.4 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н. Критериев всего 4:
- объект предназначен для использования в деятельности организации, в том числе в арендных сделках для передачи арендатору;
- объект используется продолжительное время, превышающее 12 месяцев, или период, превышающий обычный операционный цикл длительностью более 12 месяцев;
- объект должен приносить доходы в будущем, его перепродажа не предполагается;
- объект имеет материально-вещественную форму.
Имеется и дополнительное условие: критерии должны выполняться все одновременно.
С 2022 года утратил силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», его заменили два новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Как арендатору отражать в бухгалтерском учете капитальные вложения в форме неотделимых улучшений в арендованное имущество, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.
Арендодатель (собственник имущества) сдает его в аренду, арендатор принимает. По общему правилу при аренде собственником предмета сделки остается арендодатель, смены собственника не происходит. Арендатор временно, в период действия договора аренды, пользуется и владеет имуществом, не являясь его собственником.
Право собственности может переходить только в случае, если договором предусмотрено условие выкупа имущества по окончании аренды. Например, если отдельный вид договора аренды, договор лизинга, содержит такое условие, выкуп оформляется уже в рамках других договорных отношений — купли-продажи, поскольку лизинг по существу — это аренда, а условия перехода права собственности регулируются договором купли-продажи.
Судебную практику по договорам аренды см. здесь.
Учет у арендодателя и арендатора существенно различается. Проверьте, правильно ли вы учитываете арендные операции с помощью советов от КонсультантПлюс. Полный пробный доступ к системе К+ можно получить бесплатно. Если вы сдаете в аренду имущество, вам поможет это Готовое решение, а если арендуете — тогда вам в этот материал.
Учет ОС у арендодателя
ВНИМАНИЕ! Бухгалтерский учет аренды следует вести в порядке, установленном ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Подробнее о новом стандарте мы писали в статье. Он обязателен к применению с 01.01.2022. Информация ниже в статье представлена для ситуаций, актуальных до 01.01.2022.
Кто должен вести учет основных средств — объектов аренды на своем балансе?
Арендодатель. Как любой собственник, он обязан вести учет своего имущества.
Какие балансовые счета применяются для учета основных средств в аренде?
Счета 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения» по первоначальной стоимости.
В плане счетов бухгалтерского учета (утвержденном приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) выделен счет 01 для всех основных средств, в том числе для находящихся в аренде. Наряду с этим, в ФСБУ 6/2020, так же как и ранее действовавшем ПБУ 6/01, указывается, что основные средства, назначение которых — передача в аренду, следует считать доходными вложениями. Для их учета есть счет 03.
Какие счета применяются для учета доходов от аренды?
Счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы».
Если организация получает основные доходы от сделок по аренде имущества, п. 5 ПБУ 9/99 (утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н) предписывает считать арендные платежи выручкой. Следует использовать счет 90.
При этом в п. 7 ПБУ 9/99 арендные платежи включаются в список прочих, но с оговоркой: «Учесть положения п. 5». Это означает, что если у организации есть иные основные направления, отличные от арендной деятельности, то арендные поступления, будучи прочими доходами, аккумулируются на счете 91.
Организация относит свои доходы к тому или иному виду самостоятельно, вносит сведения об этом в учетную политику.
Как выглядит учет аренды основных средств на уровне бухгалтерских проводок, описано в таблицах. Далее по тексту применяются следующие сокращения:
- ОС — основные средства;
- ДВ — доходные вложения.
Если аренда ОС — основная деятельность
Проводки
Содержание
Дт 03 / ДВ в организации
Объект ДВ введен в эксплуатацию. Проводка в сумме первоначальной стоимости