Что нельзя допускать в регистрах бухучета
Перейти к содержимому

Что нельзя допускать в регистрах бухучета

Что нельзя допускать в регистрах бухучета

Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

2. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

5. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

7. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа.

8. В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

9. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учета, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учета.

Выбираем регистры для бухгалтерского учета

Регистры бухгалтерского учета — это специальные документы, предназначенные для систематизации, накопления и обобщения информации о финансовой и хозяйственной деятельности. К ним относят:

  • книги;
  • журналы;
  • ведомости;
  • карточки и др.

Учетные регистры в бухгалтерии

Все факты хозяйственной жизни учреждения подтверждают соответствующими первичными документами. Недопустимо внесение хозяйственных операций и записей в бухучет без первички. Фактически учетные регистры — это и есть внутренние документы, которые бухгалтер формирует самостоятельно для подтверждения операций финансово-хозяйственной деятельности организации. Информация, содержащаяся в первичной документации, подлежит специальной регистрации, обобщению и накоплению в особых журналах, ведомостях, книгах и карточках бухучета.

На практике учетные регистры в бухгалтерском учете используются для отражения бухгалтерских проводок и регистрации первичных документов. Информация систематизируется для дальнейшего отражения на счетах бухучета. Бухгалтерские внутренние документы — это основа для формирования достоверной бухгалтерской отчетности и отдельных отчетных форм для управленческой деятельности.

Вести регистры бухучета допустимо не только в бумажной форме, но и в электронном варианте. Например, с использованием специализированных программ или сайтов. Электронные учетные документы заверяют электронной подписью ответственного лица (руководителя и главбуха).

Используйте бесплатный доступ в КонсультантПлюс, чтобы скачать актуальные бланки и найти инструкции по их заполнению.

Виды регистров бухучета

Бухгалтерскую документацию и учетные регистры бухгалтерского учета применяют для накопления и систематизации информации, содержащейся в первичных бланках, принятых к бухучету в организации. Это довольно обобщенное понятие.

Вот пример: для формирования финансовой отчетности, в частности годового баланса, бухгалтер формирует оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухучета. Показатели, содержащиеся в ОСВ, вносятся в отчетную форму в соответствии с установленными требованиями. В этом примере ОСВ является бухрегистром.

При классификации по назначению учетные регистры подразделяются на:

  • хронологические — это формы, в которых регистрация бухданных ведется исключительно в хронологическом порядке, без какой-либо дополнительной детализации, как пример — кассовая книга;
  • систематические — в таких документах информация вносится в разрезе счетов бухучета, это главная книга, шахматная ведомость;
  • синхронистические — отдельный вид документов, в которых объединены принципы отражения бухданных систематических и хронологических РБУ, то есть в такие документы информацию вносят в разрезе счетов в хронологическом порядке. Примером являются любые журналы-ордера.

По объему содержащейся бухинформации:

  • аналитические — РБУ, для которых предусматривается детализация в разрезе одного счета по аналитическим показателям: в разрезе объектов ОС и МЗ, по материально ответственным лицам, номенклатурам, местам хранения и так далее;
  • синтетические — РБУ, в которых информация сгруппирована по счетам бухучета, то есть однотипные операции в денежном выражении отражаются в обобщенном виде (главная книга);
  • комплексные — РБУ, в которых объединены синтетические и аналитические принципы составления, пример — журнал-ордер.

В бухучете предусмотрены и другие классификации РБУ. Например, по формам построения выделяют:

  • односторонние;
  • двухсторонние;
  • шахматные ведомости.

По способу заполнения:

  • заполненные от руки;
  • при помощи печатных машин или компьютера;
  • смешанный способ.

Приведем пример, что такое регистры бухгалтерского учета по форме или внешнему виду документа:

  • ведомость;
  • книга;
  • журнал;
  • карточка.

Весь список регистров бухучета для учетной политики в виде блок-схемы:

перечень регистров бухгалтерского учета для учетной политики

Бюджетный учет

По сути, содержание учетных регистров является индивидуальным для каждого экономического субъекта: организации самостоятельно разрабатывают и утверждают бухрегистры, которые будут использоваться в учете. Такое правило определено в законе № 402-ФЗ. Но есть исключения. Для государственных и муниципальных учреждений бланки разрабатываются и рекомендуются вышестоящими министерствами и ведомствами. Например, Министерством финансов России либо органами исполнительной власти.

Бюджетники работают по унифицированной документации. Бланки закреплены в Приказе Минфина № 52н. Действующий перечень:

Журнал по счету «Касса»

Журнал операций с безналичными денежными средствами

Журнал расчетов с подотчетными лицами

Журнал расчетов с поставщиками и подрядчиками

Журнал расчетов с дебиторами по доходам

Журнал операций расчетов по оплате труда, денежному довольствию и стипендиям

Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов

Журнал по прочим операциям

Иные формы документов, предусмотренные инструкцией № 157н

Унифицированный бланк журнала операций для учреждений бюджетной сферы

Журнал операций

Бюджетники вправе применять дополнительные бухгалтерские документы, необходимые для систематизации информации о фактах хозяйственной деятельности, полученных ценностях, оформленной документации. Бухрегистры ведут как в специальной программе, так и на бумаге по установленной форме. Разрабатывая дополнительные бланки и формы, следует учитывать обязательные требования к реквизитам учетной документации. Список обязательных реквизитов закреплен в ч. 4 ст. 10 закона № 402-ФЗ, п. 11 инструкции № 157н.

Учет в некоммерческой организации

Бухгалтерские документы НКО, как и организаций коммерческого сектора, унифицированных форматов не имеют. Каждый экономический субъект самостоятельно разрабатывает структуру учетной документации, а правильность отражения хозяйственных операций в регистрах обеспечивают те лица, которые их составили и подписали.

В Приказе Минфина № 94н приводится перечень бухрегистров для организации:

Движение наличных в кассе организации за отчетный период

Безналичные операции, движение денежных средств по расчетным счетам

Операции на специальных банковских счетах компании

Займы и кредиты, классифицированные по срокам обращения (краткосрочные и долгосрочные)

Аналитика операций по расходам предприятия

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Расчеты с подотчетниками

Расчеты с покупателями, с бюджетом, дебиторами, кредиторами

Отражение операций по внутрихозяйственным расчетам

20, 21, 23, 25, 26, 29, 69, 70, 94, 96, 97

Журнал учета расходов на основное производство с кредитом соответствующих счетов (операции по ОПР, ОХР, заработная плата персонала, страховые взносы и налоговые отчисления, вспомогательное производство и так далее)

40, 41, 43, 45, 46, 62, 90

Отражение информации о готовой продукции, реализации, прямых продажах

Сведения о целевом финансировании

Операции с основными фондами, начисление амортизации, взносы в уставный капитал

Сведения о сельскохозяйственных операциях

Результаты деятельности (прибыль, убытки, нераспределенная прибыль, убытки)

Вложения во внеоборотные активы. Оборудование, предназначенное для установки и монтажа

Актуальные образцы форм документов бухгалтерского учета 2022 скачайте в статье «Оформляем журнал хозяйственных операций», примеры заполнения бланков смотрите в специальном материале «Как правильно заполнять журнал-ордер».

Как утвердить регистры для работы

Разберемся, как утвердить выбранные бланки. Порядок действий зависит от того, какие формы документации решено использовать в работе.

Вариант № 1. Работаем по унифицированным формам.

Учреждениям государственного сектора допустимо прописать в учетной политике, что для работы будут использоваться бланки и унифицированные формы, утвержденные Приказом Минфина № 52н. Прикладывать образцы не обязательно, допустимо только перечислить наименование журналов, применяемых для работы, с указанием их кодов по ОКУД.

Вариант № 2. Применяем собственные формы.

Если организация применяет самостоятельно разработанные бухрегистры, то такие документы необходимо перечислить в тексте учетной политики, в соответствующем разделе. Затем оформить каждый из используемых документов в виде приложения к учетной политике. Там же прописывают, какие регистры бухучета надо обязательно распечатывать.

Образец бухгалтерского регистра

Рассмотрим самый распространенный образец регистров бухгалтерского учета в учетной политике — главную книгу. Операции записываются в разрезе счетов методом двойной записи. Если какой-то счет не задействован, записи по нему не ведутся. Выглядит это так:

Главная книга

В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.

Учетные регистры бухгалтерского учета (формы, образцы)

Учетные регистры позволяют систематизировать и накапливать поступающую из первичной бухгалтерской документации информацию, которая впоследствии будет использована для отражения на счетах и в бухотчетности. На основании данных из учетных регистров составляются и финансовые отчеты предприятия.

Занося данные в учетные регистры бухгалтерского учета, бухгалтер может одновременно проводить регистрацию первички и осуществлять контроль за хоздеятельностью предприятия путем анализа результатов.

Регистры бухгалтерского учета по характеру ведения записей подразделяются на:

  • систематические — в них ведутся записи по счетам; пример — главная книга предприятия;
  • хронологические, в которых записи ведутся по календарю без другой особой систематизации, например, кассовая книга, журналы регистрации;
  • синхронистические — объединяющие в себе особенности ведения регистров, присущих перечисленным выше группам; примером такой разновидности бухрегистров будет журнал-ордер.

Регистры бухгалтерского учета различаются по форме построения на:

  • одно- или двусторонние;
  • шахматки — в них, как правило, записи по дебету счетов делаются по горизонтали, а по кредиту — по вертикали.

По объему содержания разделение регистров бухгалтерского учета на виды производится следующим образом:

  • аналитические — в таких регистрах конкретизируются показатели определенного синтетического счета; они используются для контроля за состоянием и движением материальных ценностей, расчетов с контрагентами и пр.;

Как вести аналитический бухгалтерский учет, узнайте из Готового решения от КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.

  • синтетические — в них записи делаются на основе сгруппированных однородных документов в денежном эквиваленте и в обобщенном виде; примером может служить главная книга;
  • комплексные — объединяют признаки первых двух подвидов, применяются преимущественно при журнально-ордерной разновидности учета.

По внешнему виду регистры делятся на:

  • карточки — бланки, имеющие вид разграфленной таблицы; карточки бывают контокоррентные, многоколончатые и инвентарные, например, карточка для аналитического учета материалов;
  • книги — разграфленные и сброшюрованные многостраничные регистры; страницы в книгах, как правило, пронумерованы, прошнурованы и скреплены подписью главбуха, например, книга по учету основных средств;
  • свободные листы — это своего рода масштабированные карточки, например, ведомости;
  • машинограммы — регистры, составляемые/распечатываемые при помощи компьютерной техники.

Регистры бухгалтерского учета: перечень

В информации Минфина от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 указано, что унифицированные формы регистров бухгалтерского учета больше не являются обязательными для использования, за исключением тех, которые установлены уполномоченными органами. Теперь при формировании регистров бухгалтерского учета на предприятиях необходимо лишь соблюдать наличие обязательных реквизитов в них (п. 4 ст. 10 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Кроме того, согласно п. 5 ст. 10 закона № 402-ФЗ формы регистров, предоставляемые главбухом, должны утверждаться руководителем организации. Перечень используемых регистров бухгалтерского и налогового учета должен быть приведен в учетной политике компании.

В то же время формы регистров бухучета госпредприятий устанавливаются в соответствии с действующими бюджетными законами. Перечень таких регистров утвержден приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н.

На практике довольно часто коммерческие предприятия при разработке собственных регистров берут за основу перечень и формы регистров, предназначенных для госпредприятий.

Приведем выдержку из этого перечня в виде часто используемых на практике регистров:

  • учета основных средств;
  • группового учета основных средств;
  • и т. д.
  • оборотная;
  • оборотная по нефинансовым активам;
  • накопительные по приходу (расходу) продуктов питания.
  • главная;
  • учета животных / материальных ценностей / бланков строгой отчетности и пр.
  • операций (по счету «Касса», с безналичными денежными средствами, расчетов с подотчетными лицами, поставщиками и подрядчиками, по оплате труда, с дебиторами по доходам);
  • по прочим операциям.
  • карточек;
  • сдачи документов;
  • учета ценных бумаг;
  • депонированных сумм;
  • (сводный) поступления и выбытий.
  • многографная;
  • учета средств и расчетов;
  • учета выданных кредитов (займов);
  • учета (количественно-суммового) материальных ценностей;
  • учета ожидающих исполнения расчетных документов.
  • инвентарных карточек по учету ОС;
  • инвентаризационные.
  • расхождений по результатам инвентаризации;
  • учета невыясненных поступлений.

Унать подробнее, что такое журнально-ордерная форма бухгалтерского учета, вам помогут разъяснения от экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к правовой системе и переходите в Готовое решение.

Также выделяют следующие виды бухгалтерского учета:

  • простая форма ведения учета с применением учетных регистров;
  • мемориально-ордерная форма учета;
  • автоматизированная форма бухгалтерского учета.

В настоящее время автоматизированная форма в перечне способов ведения бухгалтерского учета является наиболее прогрессивной. Ведь при данном типе бухгалтерского учета на основе введенных в систему данных первичных документов производится автоматическая систематизация информации и ее группировка с необходимой степенью детализации за любой промежуток времени. На основе введенных данных программа автоматически заполняет отчетность, а также снижает риск ошибок при ведении учета.

Приказ об утверждении регистров бухгалтерского учета

Регистры бухгалтерского учета — перечень и формы их должны быть утверждены соответствующим приказом. Формы регистров бухгалтерского учета разрабатывает главный бухгалтер, а руководитель утверждает их.

Образцы ведения налоговых регистров можно найти в статье «Как вести регистры налогового учета (образец)?».

Такой приказ обязательно будет затребован для ознакомления проверяющим при проведении налоговой проверки. Исходя из перечисленных там регистров, налоговый инспектор затребует распечатки интересующих его форм.

О том, как будет проходить проверка, вы сможете узнать из статьи «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».

Ведь сегодня почти все компании ведут регистры в виде машинограмм.

А в соответствии с п. 6 ст. 10 закона № 402-ФЗ регистры должны быть оформлены либо на бумажном носителе, либо в электронном варианте и подписаны цифровой подписью. Поэтому регистры придется распечатывать или отправлять в ИФНС в виде подписанного ЭЦП электронного документа.

Зачастую в приказе утверждаются формы регистров для каждого из счетов: карточка счета, оборотно-сальдовая ведомость, анализ счета. Привязку формирования регистров по счетам бухучета целесообразно представить в табличной форме. В таблице потребуется указать Ф.И.О. ответственного за ведение регистра.

Типовые нарушения и недостатки в бухгалтерском учете и отчетности

Вопросы ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности в обязательном порядке включаются в программы ревизий и проверок государственных (муниципальных) учреждений. В публикации мы рассмотрим типовые нарушения и недостатки, выявленные в ходе проверок территориальными органами Федерального казначейства (по материалам Письма Федерального казначейства от 29.05.2020 № 07-04-05/21-10615).

Недостатки при формировании учетной политики

Проверка состояния бухгалтерского (бюджетного) учета и достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности всегда начинается с изучения учетной политики проверяемого учреждения. Напомним, что принятая учреждением учетная политика должна применяться последовательно из года.

Ее изменения могут производиться только в случаях:

изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бюджетного учета;

разработки новых способов ведения бухгалтерского учета. Исправления в учетную политику по данному виду оснований вносятся в случае изменения ранее использовавшегося способа ведения бухгалтерского учета. К таким случаям относятся, в частности, изменении требований в части начисления амортизации материальных и нематериальных активов; изменение порядка оценки списываемых материальных запасов, порядка определения стоимости материальных запасов при их изготовлении учреждением, порядка определения стоимости ценностей, учитываемых на забалансовых счетах;

существенное изменение условий деятельности учреждения. Оно может быть связано, например, с реорганизацией, изменением видов деятельности (допустим, когда учреждение начинает оказывать какой-либо новый вид услуг).

Недостатки при оформлении первичных документов

В силу ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и п. 7 Инструкции № 157н все хозяйственные операции, проводимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Следовательно, любая операция, осуществленная учреждением, должна быть подтверждена соответствующим первичным документом.

Первичные учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при отсутствии унифицированной формы – обязательных реквизитов, предусмотренных п. 7 Инструкции № 157н), и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченных им на то лиц.

К данной группе можно отнести следующие нарушения:

принятие к учету первичных документов, форма которых не утверждена Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее – Приказ № 52н) и не предусмотрена учетной политикой учреждения;

принятие к бухгалтерскому учету первичных учетных документов, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни (п. 5 ст. 161 БК РФ, ч. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, абз. 5 п. 3 Инструкции № 157н);

несвоевременное формирование первичных документов. Например, имел место факт составления первичного документа – бухгалтерской справки на поступление объекта нефинансовых активов – права пользования служебным помещением (часть помещений здания) по истечении восьми месяцев с момента совершения факта хозяйственной жизни – заключения договора безвозмездного пользования служебным помещением;

отражение в бухгалтерском учете операций без оформления первичных документов. Допустим, выявлены факты начисления и выплаты заработной платы за счет средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета на выполнение государственного задания, без оформления первичных учетных документов по начислению и выплате заработной платы;

принятие к учету первичных учетных документов при отсутствии обязательных реквизитов. Например, товарные накладные, акты о приемке-передаче объектов нефинансовых активов принимались к учету при отсутствии обязательных реквизитов (на­именование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, а также подписи лиц, с указанием их фамилий, инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц) (пп. 6, 7 ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 25 ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н). Также могут иметь место случаи неотражения сведений об объектах основных средств в разд. 5 «Краткая индивидуальная характеристика объекта» инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031);

принятие к учету первичных учетных документов, составленных на иностранном языке, при отсутствии либо частичном отсутствии построчного перевода на русский язык информации о хозяйственной операции (п. 13 Инструкции № 157н);

оформление документов, служащих основанием для списания ГСМ и начисления заработной платы (путевых листов). Так, в ходе проверки нередко устанавливаются факты принятия к учету путевых листов, не соответствующих требованиям к их оформлению, а именно отсутствует отметка о проведении предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя (дата, время, подпись и расшифровка подписи медицинского работника), не указаны пункты назначения по маршрутам следования в графах «Место отправления, назначения», не заполнено поле «Удостоверение № », на оборотной стороне путевых листов не указано время выезда и возвращения при каждой поездке, указано недостоверное время работы водителя 24 часа в сутки пять дней в неделю, отсутствуют подписи лиц, пользовавшихся автомобилями (ч. 2 ст. 9, п. 2 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете, пп. 4 п. 3, пп. 4 п. 6, пп. 2 п. 7 разд. II «Обязательные реквизиты путевого листа» Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»).

Ошибки при формировании регистров бухгалтерского учета

Согласно ст. 10 Закона о бухгалтерском учете и п. 11 Инструкции № 157н данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа) и (или) группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в регистрах бухгалтерского учета.

Форма указанных документов, а также других регистров бухгалтерского учета утверждены Приказом № 52н. Если же в деятельности учреждения возникает необходимость использования иных регистров учета, форма которых не утверждена, они могут быть разработаны учреждением самостоятельно и утверждены в рамках формирования учетной политики. При этом регистры бухгалтерского учета, формы которых не унифицированы, устанавливаются учреждением в рамках формирования своей учетной политики и должны содержать обязательные реквизиты.

Регистры бухгалтерского учета формируются в виде книг, журналов, карточек на бумажных носителях, а при наличии технической возможности – на машинном носителе в виде электронного документа (регистра), содержащего электронную подпись.

К нарушениям при оформлении регистров относятся:

несвоевременное отражение фактов хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета. В частности, контрольными органами было установлено, что в нарушение требований ч. 1 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете, п. 10, 318 Инструкции № 157н в журнале по прочим операциям учреждением отражались принятые обязательства по государственным контрактам (договорам) с отсрочкой от 1 до 41 рабочего дня. Также были выявлены факты несвоевременного отражения ГРБС в регистрах бухгалтерского учета (журнал по прочим операциям, главная книга) доведенных сумм лимитов бюджетных обязательств;

неотражение в регистрах бухгалтерского учета фактов хозяйственных операций. Например, в ходе проверки устанавливается, что учреждением в регистрах бухгалтерского учета не отражена сумма начисленного налога на имущество, а также недостоверно отражена сумма начисленного транспортного налога, что приводит к искажению данных соответствующих строк баланса (ф. 0503730) на отчетные даты;

неоформление регистрами бухгалтерского учета результатов проведенной инвентаризации. В ходе проверок выявляются факты неоформления результатов инвентаризации нефинансовых активов (основных средств, материально-товарных ценностей) инвентаризационными описями (сличительными ведомостями) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), а при инвентаризации денежных средств – инвентаризационными описями наличных денежных средств (ф. 0504088), инвентаризационными описями остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082).

Нарушения при осуществлении кассовых операций

Государственные (муниципальные) учреждения, как и любые другие организации, имеют право хранить в кассе наличные деньги исключительно в пределах установленного распорядительным документом учреждения лимита остатка наличных денег. Накопление наличных денег в кассе сверх предусмотренного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплаты заработной платы, стипендий, осуществления выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы, и выплат социального характера, включая день получения наличных денег с банковского счета на осуществление указанных выплат, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом в эти дни кассовых операций. В других случаях накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.

Напомним, что лимит остатка наличных денег должен быть рассчитан учреждением самостоятельно. При этом Порядок ведения кассовых операций, утвержденный Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У, содержит два варианта такого расчета: исходя из объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги либо исходя из объема их выдачи, из которого исключаются суммы, предназначенные для выплаты заработной платы, стипендий и осуществления других выплат работникам.

При наличии у учреждения обособленных подразделений лимит остатка наличных денег определяется с учетом лимитов остатка наличных денег, установленных этим подразделениям.

Экземпляр распорядительного документа об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег направляется данному подразделению в порядке, определенном учреждением.

В ходе проверок выявляются факты неопределения лимита остатка наличных денег в кассе и срок, в течение которого учреждение имеет право хранить в своей кассе наличные деньги сверх установленных им лимитов. Напомним, что превышение установленного лимита остатка наличных денежных средств в кассе учреждения – одно из грубейших нарушений кассовой дисциплины, которое в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:

на должностных лиц – в размере от 4 000 до 5 000 руб.;

на юридических лиц – в размере от 40 000 до 50 000 руб.

Кроме того, имеют место следующие нарушения:

недостача или излишек денег в кассе;

несвоевременное оприходование поступивших в кассу наличных денежных средств;

ненадлежащее заполнение кассовых документов (отсутствие реквизитов, оформление и т. д.);

отсутствие первичных кассовых документов;

превышение лимита остатка денежной наличности в кассе;

непроведение инвентаризации кассы;

несоблюдение предельных денежных размеров наличных расчетов с юридическими лицами по одному платежу;

отсутствие договора о полной материальной ответственности с кассиром учреждения;

нецелевое использование денежных средств;

арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков;

излишнее списание денежных средств по кассе при повторном использовании тех же документов – либо в результате неправильного подсчета итогов в кассовых книгах и отчетах, либо в результате списания сумм без оснований или по подложным документам;

нарушения в корреспонденции счетов бухгалтерского учета;

отсутствие или недостаточный внутренний контроль за движением денежных средств в кассе;

несоблюдение сроков выдачи заработной платы;

неоприходование почтовых марок, приобретенных за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, на счете 0 201 35 «Денежные документы», а списание их на счет 0 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

Ошибки, допускаемые при расчетах с подотчетными лицами

К наиболее распространенным нарушениям, выявляемым контрольными органами в ходе проверок расчетов с подотчетными лицами, можно отнести следующие:

выдача денег под отчет лицам, не отчитавшимся в срок по ранее полученным авансам;

несоответствие фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы;

систематическая выдача сумм под отчет без оснований и необходимости, с последующим возвратом их в кассу;

неудержание денежных сумм с подотчетных лиц, не отчитавшихся в установленный срок;

списание подотчетных сумм при отсутствии первичных документов. Так, авансовые отчеты оформляются, утверждаются и принимаются к учету в день выдачи денежных средств под отчет, то есть до фактического расходования средств, без предоставления документов, подтверждающих фактическое расходование денежных средств;

отсутствие приказов (распоряжений) о направлении работников в командировку;

отсутствие командировочных удостоверений или ненадлежащее их оформление;

неполное заполнение реквизитов командировочного удостоверения (отсутствие печатей в пунктах назначения, отметок);

несоблюдение установленных норм командировочных расходов, возмещение командировочных расходов сверх установленных законодательством норм без основания;

отсутствие приказов (распоряжений) об оплате суточных сверх установленных норм;

отсутствие аналитического учета командировочных расходов в пределах норм и сверх норм;

несоответствие маршрута командирования, длительности пребывания в командировке данным, указанным в удостоверении;

возмещение в составе командировочных расходов сумм, не предусмотренных действующими нормативными документами;

оплата командировочных расходов при командировке на один день и при возможности ежедневного возвращения из пункта командировки к месту жительства или работы;

отсутствие краткого отчета о выполненной работе, который согласовывается с руководителем структурного подразделения и представляется в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением и авансовым отчетом (на одном и том же бланке составляются два документа – служебное задание и отчет о выполненной работе);

некорректное составление бухгалтерских проводок по операциям расчетов с подотчетными лицами. Например, денежные средства, выданные под отчет сотруднику учреждения, в учете отражены по счету 0 302 96 «Расчеты по прочим расходам» вместо счета 0 208 96 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим расходам», а операции по выдаче из кассы подотчетным лицам средств на представительские расходы отражаются с использованием счета 0 208 91 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате пошлин и сборов» вместо счета 0 208 96 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате иных выплат текущего характера физическим лицам»;

неправильное выведение остатков на конец отчетного периода;

несоответствие записей в авансовых отчетах и журналах операций, главной книге или других регистрах.

Нарушения при ведении забалансового учета

К данной группе можно отнести следующие нарушения:

материальные ценности, выданные на основании актов на транспортные средства взамен изношенных, не учитывются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных»;

банковские гарантии, полученные в целях обеспечения исполнения государственных контрактов, не отражаются на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств»;

объекты основных средств стоимостью до 3 000 руб. учитываются на счете 0 101 00 «Основные средства» вместо предусмотренного забалансового счета 21 «Основные средства в эксплуатации»;

на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» не отражается списание материальных запасов (спецодежды), переданных работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей на основании актов о списании материальных запасов;

мягкий инвентарь (спортивная экипировка), выданный в личное пользование работникам (сотрудникам) для использования в процессе спортивных мероприятий, не отражается на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)», а учитывается на счете 0 105 35 «Мягкий инвентарь – иное движимое имущество учреждения».

Прочие нарушения

К прочим нарушениям, в частности, относятся:

в составе основных средств на счете 0 101 00 «Основные средства» учитываются материальные запасы, которые следует учитывать на счете 0 105 00 «Материальные запасы»;

особо ценное движимое имущество (балансовая стоимость которого превышает 200 000 руб. за каждую единицу) учитывается на счете 0 101 34 «Машины и оборудование – иное движимое имущество учреждения», а должно – на счете 0 101 20 «Основные средства – особо ценное движимое имущество учреждения»;

на некоторых объектах основных средств не проставлены инвентарные номера;

первоначальная (фактическая) стоимость объекта нефинансовых активов – права пользования служебным помещением (частью помещений здания) определена в размере, не являющимся справедливой стоимостью объекта нефинансовых активов;

учет библиотечного фонда осуществлялся на счете 0 101 37 «Биологические ресурсы – иное движимое имущество учреждения»;

объекты основных средств (резервуары для воды пластиковые на 2 000 л) учитываются на счете 0 105 00 «Материальные запасы» вместо предусмотренного счета 0 101 00 «Основные средства»;

не начисляется амортизация на объекты основных средств;

расходы на создание нефинансового актива в рамках исполнения государственного контракта отнесены на счет 0 401 20 «Расходы текущего финансового года», а нужно их отразить на счете 0 106 00 «Вложения в нефинансовые активы»;

операция «принятие к учету прав пользования служебным помещением» отражена в учете по кредиту счета 0 302 24 «Расчеты по арендной плате за пользование имуществом» вместо счета 0 401 40 «Доходы будущих периодов»;

не обеспечено отражение дебетового остатка по счету 0 101 38 «Прочие основные средства» при выведении регистров бухгалтерского учета (журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов, главная книга) на бумажные носители;

продукты питания, приобретенные в рамках проведения официальных приемов и списанные в дальнейшем, относятся на финансовый результат по счету 401 20 «Расходы текущего финансового года» вместо отражения по счету 0 105 32 «Увеличение стоимости материальных запасов – иного движимого имущества учреждения»;

в графе 10 разд. 1 сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) не отражена долгосрочная дебиторская задолженность;

в сведениях о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств (ф. 0503175) на отчетную дату не отражены неисполненные обязательства по контрагентам (получателям субвенций), что приводит к искажению показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности не проводится инвентаризация обязательств.

В заключение отметим, что большинство указанных в публикации нарушений влекут за собой искажение отчетности проверяемого учреждения. Напомним, что административная ответственность за искажение бюджетной отчетности установлена в ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *