Школу проверяет прокуратура
Полномочия прокуратуры достаточно широки. Она может проверять любую деятельность школы. Поэтому руководителю учебного заведения необходимо знать о правах и обязанностях прокуратуры при исполнении ею надзорных функций. О процедуре проведения проверки в школе и ее возможных результатах — в статье.
Основания для проведения проверки
Повод для проверки в школе — информация о фактах нарушений, требующих принятия мер прокурором. Она может поступать в виде заявлений, жалоб и ходатайств любых лиц. Это родители учеников, органы власти, коммерческие и общественные организации и иные лица.
Отметим, что существует практика планирования Генпрокуратурой РФ регулярных тематических проверок исполнения школами законодательства в масштабах всей страны. Поэтому проверка может также выполняться по поручениям генерального и иных вышестоящих прокуроров.
ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРАТУРЫ
Прокуратура осуществляет, в частности, надзор за соблюдением:
— Конституции РФ и всех законов, действующих на территории РФ;
— прав и свобод человека и гражданина, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Указанные полномочия органов прокуратуры приведены в статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 (далее — Закон № 2202-1).
При этом прокуратура действует независимо от каких бы то ни было органов власти (федеральных, местных или муниципальных), общественных объединений. И свои функции она должна выполнять в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами. Основание — пункт 2 статьи 4 Закона № 2202-1.
Таким образом, прокуратура может проверить, к примеру, как конкретная школа исполняет законодательство и соблюдает права и свободы учеников.
Что могут проверять
Проверке подлежат, например, вопросы соблюдения:
— прав школьников;
— законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии и здоровье населения;
— законодательства о противодействии терроризму или экстремизму.
При этом прокуратура не подменяет собой другие контролирующие государственные органы. Она не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Однако прокуратура может уполномочить провести проверку деятельности школы иные государственные органы. Для этого, как правило, направляется обязательное для исполнения поручение. Так, если проверка касается вопроса использования бюджетных средств, ее по указанию прокуратуры может осуществить контрольно-ревизионное управление Минфина России. А если имеется информация о возможном совершении экономического преступления — служба по линии БЭП МВД России.
Права прокурора при проведении проверки
Прокурор при выполнении возложенных на него функций вправе:
— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения учреждения;
— иметь доступ ко всем документам и материалам;
— проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
— требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
— требовать выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
— требовать проведения проверок и ревизий деятельности учреждений;
— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Основание — пункт 1 статьи 22 Закона № 2202-1.
Как проходит проверка
Уполномоченный прокурор на основании указания вышестоящего прокурора, планового задания или поступившего заявления лица направляет руководителю школы письмо. Оно оформляется на официальном номерном бланке. В этом письме прокурор сообщает о проведении проверки со ссылкой на ее основания.
При этом чаще всего он истребует объяснения и необходимые документы, поручает совершить определенные действия либо провести проверку по определенным фактам. Кроме того, в своем письме прокурор вправе обязать сообщить к установленному сроку о результатах предписанных действий либо вызвать к определенному времени и дате на прием.
При необходимости прокурор согласовывает время и дату посещения школы и личного ознакомления с интересующими его документами. По сложившейся практике при подобном визите он представляется, предъявляет служебное удостоверение и документ, являющийся основанием для проведения проверки. Хотя специально данные действия прокуроров законодательством не регламентированы.
Обязанности работников прокуратуры
Прокурор и следователь имеют право не давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве материалов и не представлять их кому бы то ни было для ознакомления. Исключение — случаи, предусмотренные законодательством. Об этом говорится в пункте 2 статьи 5 Закона № 2202-1.
Тем не менее прокурорские работники обязаны осуществлять свою деятельность гласно. Они должны предоставлять возможность получения в законных пределах сведений о деятельности прокуратуры. Кроме того, при проведении проверок следует исключить случаи истребования лишних документов и сведений, не относящихся к предмету проверки.
Как отсрочить выполнение требований
Требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок. При этом статистическая и другая информация, любые справки, документы и их копии представляются безвозмездно.
Неисполнение законных требований прокурора, а также уклонение от явки по его вызову влекут наложение на виновное лицо денежного штрафа. Такая ответственность предусмотрена статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Но может так случиться, что школа не успевает в установленный срок представить затребованные документы или провести проверку. Тогда необходимо обратиться к прокурору с просьбой о продлении сроков.
Результаты проверки
Если в ходе проверки нарушения не обнаружены, об этом сообщается ее инициаторам и заинтересованным лицам.
В случае же выявления нарушений действующего законодательства прокурор:
— приносит протест об отмене незаконного правового акта;
— вносит представление об устранении выявленных нарушений, их причин и условий;
— выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица;
— направляет предостережение о недопустимости нарушений закона, которые могут произойти;
— возбуждает уголовное дело при выявлении признаков преступлений, предусмотренных законодательством;
— направляет и поддерживает иски в суде в защиту прав и свобод граждан (в случае если нарушение закона приобрело особое общественное значение).
Лицо, издавшее соответствующий правовой акт, должно рассмотреть протест в течение 10 дней с момента его поступления. Затем либо удовлетворить требование, либо оспорить его в суде.
А вот представление прокурора об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений. О результатах следует сообщить прокурору в письменной форме.
Предостережение в целях предупреждения возможных нарушений закона исполняется в установленный прокурором срок. Иначе должностное лицо, которому оно было направлено, может быть привлечено к административной или уголовной ответственности.
Решение можно оспорить
Принятые в результате проверки решения и акты прокурорского реагирования могут быть обжалованы в суде. То же самое касается и незаконных действий (бездействия) прокурора.
Кроме того, школа в случае несогласия с требованиями, решениями и действиями проверяющих вправе обратиться к вышестоящему прокурору вплоть до генерального прокурора РФ.
Как пройти проверку в сфере образования. Требования изменились
Изменились требования к проверкам в сфере образования. Теперь три вида контроля объединили в один, а значит, инспекторы запросят больше документов. Перечень документов для школы и детского сада возьмите в рекомендации. Там же – памятка с опорными точками проверки и два приказа: как подготовиться к контролю и устранить нарушения.
Что изменилось в проверке в сфере образования
Правительство установило новые правила надзора в сфере образования. Три вида контроля объединили в один. Изменили требования к периодичности проверок. Расширили перечень профилактических мероприятий. Разрешили вести фото-, видео- и аудио- фиксацию нарушений.
Объединили три вида контроля в один
С июля 2021 года запланированные проверки по надзору в сфере образования, контролю качества образования и лицензионному контролю проводят в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования. Больше не надо следить за тремя планами проверок и отвечать проверяющим на сходные вопросы. Достаточно найти в реестре проверок контрольное мероприятие по надзору в сфере образования и подготовиться. Инспекторы проверят, как вы соблюдаете общее законодательство в сфере образования, ФГОС общего образования и лицензионные требования. Таким образом, контрольное мероприятие охватит сразу три направления.
- «Пакетное обучение сотрудников» для руководителей
- Школа молодого учителя (дополнительные компетенции)
Установили периоды проверки в зависимости от оценки рисков
Теперь периодичность проверок зависит от категории риска, к которой отнесли школу или детский сад. Она указывает вероятность, с которой объект контроля может причинить ущерб во время своей деятельности. Выделяют три категории: высокого, среднего и низкого риска.
Контрольный орган присваивает их по критериям, установленным в приложении 1 к постановлению Правительства от 25.06.2021 № 997.
Если считаете, что присвоенная категория ошибочна, направьте сведения об этом в контрольный орган. В случае подтверждения сведений, проверяющие изменят категорию в течение пяти рабочих дней (п. 7 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Чем категория риска выше, тем чаще будут плановые проверки.
Периодичность плановых проверок в зависимости от категории риска
Категория риска
Периодичность проверки
Вид проверки
Один раз в три года
Документарная или выездная проверка
Один раз в четыре года
Проверять не будут
Расширили профилактические мероприятия
Чтобы минимизировать нарушения, ввели пять видов профилактических мероприятий. Контрольный орган обязан проводить их регулярно (п. 13 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.
Профилактические мероприятия в сфере образования
Вид мероприятия
Как проводят
Когда проводят
Размещают и актуализируют на официальном сайте и в личных кабинетах образовательных организаций в государственных информационных системах сведения по вопросам соблюдения обязательных требований законодательства в сфере образования и ФГОС общего образования, а также лицензионных требований
Обобщение правоприменительной практики
Обобщают правоприменительную практику на основе результатов проверок и готовят доклад. Размещают его на сайте после публичного обсуждения и утверждения руководителем
Ежегодно до 1 июня
Объявляют школе или детскому саду предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают принять меры.
Предостережение можно обжаловать в течение 10 рабочих дней – подать возражение. Если выяснится, что основания для предостережения не подтвердились, его отменят. Решение сообщат по почте, в том числе электронной
Когда получат сведения о готовящихся нарушениях требований в сфере образования или о том, что нарушения произошли, но нет подтверждения об ущербе
Консультируют на личном приеме или в ходе профилактического визита по вопросам, связанным с организацией и проведением госнадзора:
— периодичности и порядка проведения контроля;
— порядка принятия решений по итогам контрольных мероприятий;
— порядка обжалования решений контрольного органа в сфере образования.
Если поступит 10 и более однотипных обращений, проверяющие опубликуют ответ на сайте контрольного органа
Когда школа или детский сад обратится за консультацией
Проводят в форме профилактической беседы в образовательной организации или с помощью видео-конференц-связи.
В ходе визита инспектор информирует школу и детский сад об обязательных требованиях в сфере образования, основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, видах и сути контрольных мероприятий.
О визите уведомят за пять рабочих дней – по почте, в том числе электронной.
Образовательная организация вправе отказаться от обязательного профилактического визита. Для этого надо уведомить контрольный орган за три рабочих дня до назначенной даты
Для организаций, которые:
— получили лицензию на образовательную деятельность — в течение одного года со дня начала деятельности;
— имеют категорию высокого риска — в течение одного года со дня принятия такого решения
Институт новых технологий в образовании (ИНТехнО) предлагает обучение в любое удобное время. Получите диплом за 2 месяца. Обучение полностью дистанционное. Успейте подать заявку по акционной стоимости!
Практико-ориентированные программы:
Смотрите полный список программ проф.переподготовки и повышения квалификации ✅здесь
Ввели фото-, видео- и аудиофиксацию
Во время опроса и осмотра инспекторы могут проводить фотосъемку, аудио- и видеозапись, чтобы зафиксировать доказательства нарушения обязательных требований.
При фотосъемке делают минимум два снимка каждого из выявленных нарушений. Аудио- и видеозапись проводят при необходимости. Правительство не установило, в каком порядке их проводить. Лишь закрепило, что использовать аудио- и видеозапись, так же как и фото, нужно с учетом требований законодательства о защите государственной, коммерческой, служебной или иной охраняемой законом тайны (п. 46 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).
Информацию о фотосъемке, аудио- и видеозаписи вносят в акт проверки.
Как подготовиться к проверке в сфере образования
Заранее подготовьте коллектив к надзору в сфере образования. Для этого разъясните работникам новые правила. Например, организуйте профильное собрание. Пригласите тех, кто обычно участвует в проверках контрольного органа. Например, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, руководителей методических объединений, ответственного за сайт – в школе, заместителя заведующего и старших воспитателей – в детском саду. Кратко расскажите об изменениях.
Раздайте работникам памятки с правилами проверок. Так им будет легче участвовать в контрольных мероприятиях.
Памятка. Опорные точки проверки в сфере образования
Издайте приказ, чтобы подготовить образовательную организацию к проверке. Определите ответственных. Поручите проконтролировать актуальность информации на сайте школы и детского сада, наличие локальных актов, выполнение требований Закона об образовании. Воспользуйтесь готовым образцом.
Кто проводит надзор в сфере образования
Школу и детский сад проверит региональный контрольный орган в сфере образования. По сути, это орган исполнительной власти субъекта России, осуществляющий переданные полномочия по государственному контролю и надзору в сфере образования. Проверку проведут его должностные лица. Они должны соответствовать двум критериям: 1) обладать полномочиями по государственному контролю, в том числе проводить профилактические и контрольные мероприятия; 2) быть назначенными контрольным органом, что подтверждается решением о проведении контрольного или профилактического мероприятия (п. 8, 9 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).
Инспектор не вправе проверять образовательную организацию, если проводил в ней профилактическое мероприятие, со дня окончания которого не истек год (п. 11 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).
Когда проверят по плану
Школу и детский сад проверят в срок, который указан в плане проверок. Ознакомьтесь с ним на сайте контрольного органа или в едином реестре проверок. В декабре обычно доступен план на следующий год. Образовательную организацию включают в него в зависимости от присвоенной категории риска.
Заранее уведомят только о выездной проверке – минимум за сутки до ее начала. Проверяющие направят копию решения по почте, электронной почте и через портал госуслуг (п. 38 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997, ч. 6 ст. 73, ч. 5 ст. 21 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Документарную проверку проведут без уведомления. Его роль может выполнить запрос контрольного органа прислать документы, которых нет в общем доступе и информационных системах. Если у проверяющих будет достаточно документов, то о контроле вы узнаете только из плана проверок.
Когда проверят вне плана
Внеплановую документарную и выездную проверку проведут, если есть одно из четырех условий:
1) контрольный орган получил сведения о причинении вреда или об угрозе его причинения охраняемым законом ценностям либо выявил в деятельности школы или детского сада индикаторы риска нарушения обязательных требований в сфере образования;
2) Президент или Правительство издали поручение о проведении контрольных мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
3) прокурор издал требование о проведении контрольного мероприятия по поступившим материалам и обращениям;
4) истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения, выявленного во время предыдущей проверки.
Правила уведомления о внеплановом контроле такие же, как для планового. Заранее предупредят только о выездной проверке – за сутки до ее начала. Исключение – сведения о непосредственной угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям. По этому основанию проверят без предупреждения (ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Когда проведут наблюдение за соблюдением обязательных требований
Помимо плановых и внеплановых проверок, контрольный орган наблюдает за соблюдением обязательных требований. Для этого руководитель контрольного органа создает задание, на основе которого инспекторы мониторят все доступные источники с информацией о деятельности школы или детского сада (п. 61 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Для этого могут использовать сведения, полученные:
- в рамках межведомственного взаимодействия;
- по итогам мониторинга системы образования;
- из ЕГРН, ЕГРЮЛ, ФИС ФРДО, ФИС ГИА и Приема, РИС ГИА;
- из государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования (ФГИС КИ);
- с сайтов образовательных организаций.
Если в ходе наблюдения выявят факт причинения вреда охраняемым законом ценностям или угрозы его причинения, сведения о нарушении обязательных требований, готовящихся нарушениях или их признаках, контрольный орган примет одно из двух решений: 1) провести внеплановую проверку – если сведения подтвердятся; 2) объявить предостережение (ч. 3 ст. 74 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Как долго будут проверять
Продолжительность контрольного мероприятия зависит от его вида. Документарная проверка может длиться до 10 рабочих дней. Срок отсчитывается от дня, когда предоставили в контрольный орган требуемые документы. В него не войдет период с момента, когда инспектор сообщит о замечаниях по документам, и до ответа на эти замечания (ч. 7 ст. 72 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Обычную выездную проверку проведут в течение пяти рабочих дней. Филиал на территории другого субъекта РФ проверят дополнительно – еще пять рабочих дней (п. 37 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).
Если выездную проверку проводят дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, она будет длиться 10 рабочих дней. Еще столько же добавят на филиал в другом субъекте России.
Общие основания, по которым проверку можно продлить, теперь отменили. Срок увеличат лишь в случаях и пределах, установленных одним из федеральных законов (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). В основном законе о проверках таких случаев нет. Возможно только приостановить выездную проверку на период экспертизы, если она длится дольше самой проверки (ч. 13 ст. 65 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Какие документы запросят
Перечень документов, которые школа и детский сад должны представить инспектору, указывают в решении о проверке (п. 14 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Дополнительные документы могут потребовать, если их нет в доступе контрольного органа, или в имеющихся документах есть неясности, недостоверная информация.
ВНИМАНИЕ
Запрещено требовать документы, которые не относятся к предмету контроля или могут быть получены от других органов
Контрольный орган на безвозмездной основе получает документы от других органов или подведомственных им организаций в рамках межведомственного взаимодействия, в том числе в электронной форме (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Федеральное законодательство не содержит единого перечня документов, которые может запросить контрольный орган. Могут потребовать документы, о которых говорится в Законе об образовании и подзаконных актах, например которые:
- содержат сведения о разработке и реализации образовательных программ;
- подтверждают наличие в штате или привлечение на ином законном основании педагогов с профессиональным образованием, квалификацией, со стажем работы;
- требуются для реализации образовательных программ с использованием сетевой формы;
- подтверждают соблюдение прав обучающихся, установленных законодательством;
- необходимы для организации и проведения приема на обучение, практической подготовки обучающихся, итоговой аттестации, государственной итоговой аттестации;
- требуются для оформления и выдачи документов об обучении и образовании;
- подтверждают, что исполнен каждый пункт ранее выданного предписания.
Если при выездной проверке присутствует не руководитель, а работник школы или детского сада, его попросят предоставить доверенность или приказ, наделяющий полномочиями (ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Чтобы проверить документы, которые могут запросить контролеры, воспользуйтесь готовыми справочниками. Они составлены с учетом законодательства об образовании, специфики детского сада и школы.
Направьте документы в контрольный орган в электронном виде. Подпишите простой или усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Если проверяющие запросили документы на бумажном носителе, принесите их лично либо направьте по почте заказным письмом (ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
В бумажном виде направьте подлинники или заверенные копии документов – поставьте подпись и печать образовательной организации. Инспекторы не вправе требовать нотариального удостоверения копий. После проверки подлинники вернут.
Срок предоставления документов смотрите в требовании проверяющих. Минимум – два рабочих дня. Если не можете предоставить документы, напишите ходатайство. Укажите причины и дату, когда выполните требование. В течение суток вам продлят срок или откажут. Решение сообщат по электронной почте или через портал госуслуг (ч. 4 ст. 80 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
ВНИМАНИЕ
Не предоставляйте повторно документы, которые ранее направляли в региональный обрнадзор
Если по каким-то причинам уже направляли документ проверяющим, то при повторном запросе вправе его не предоставлять. Напишите об этом в контрольный орган и укажите реквизиты письма, которым направили запрашиваемый документ (ч. 5 ст. 80 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Какие действия проведут
Новые правила детально регламентируют действия проверяющих. Полномочия зависят от вида контрольного мероприятия. В сфере образования проводят три вида контроля: документарную, выездную проверки и наблюдение за соблюдением обязательных требований (п. 26 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997).
Наблюдение – контроль без взаимодействия, который проводят по заданию контрольного органа и регулируют отдельно. А для документарной и выездной проверки установили исчерпывающий набор действий. Так, при документарной проверке инспекторы вправе истребовать документы, получать письменные объяснения и проводить экспертизу. При выездной – дополнительно могут провести опрос и осмотр (п. 30, 39 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Подробнее смотрите в таблице.
Действия инспекторов при контрольных мероприятиях в сфере образования
Действие
Особенности
Обоснование
Инспектор осматривает помещения школы и детского сада в присутствии руководителя или уполномоченного работника либо с применением видеозаписи.
По итогам составляет протокол осмотра. Указывает перечень осмотренных территорий и помещений, вид, количество и иные идентификационные признаки обследуемых объектов
Ст. 76 Закона № 248-ФЗ
П. 40 Положения о контроле
Инспектор опрашивает руководителя и других работников, обучающихся по вопросам, имеющим значение для оценки соблюдения обязательных требований.
Результаты фиксирует в протоколе опроса. Просит подписать опрошенных лиц.
Дополнительно вносит результаты в акт контрольного мероприятия, если сведения имеют значение для проверки. Протокол опроса прикладывает к акту
Ст. 78 Закона № 248-ФЗ
П. 41 Положения о контроле
Получение письменных объяснений
Инспектор запрашивает объяснения от руководителя или иных представителей образовательной организации.
Оформите объяснения в свободной форме и направьте инспектору в указанный в запросе срок
Ст. 79 Закона № 248-ФЗ
П. 43 Положения о контроле
Инспектор выдает требование представить документы, которые имеют значение для оценки соблюдения обязательных требований.
Могут потребовать также материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационных баз, банков данных, носителей информации.
Главное, чтобы эти сведения нельзя было получить от других органов или из открытых источников. Иначе, запрашиваемые документы можно не предоставлять
Ст. 80 Закона № 248-ФЗ
П. 42 Положения о контроле
Контрольный орган приглашает эксперта или экспертную организацию, чтобы провести исследования, которые требуют специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла.
Время экспертизы зависит от ее вида и устанавливается индивидуально.
Результаты оформляют экспертным заключением
Ст. 84 Закона № 248-ФЗ
П. 44 Положения о контроле
Как оформят результаты
По итогам надзора инспектор составит акт – в последний день проверки. (п. 47, 48 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Если выявит нарушения, то в акте укажет, какое обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом оно установлено.
Проверьте, чтобы к акту приложили:
- протоколы контрольных действий;
- документы, иные материалы, которые доказывают нарушения обязательных требований;
- заполненные проверочные листы – если орган контроля их использует;
- предписание об устранении нарушений – если они есть.
Подпишите акт проверки на месте контрольного мероприятия. Это может сделать также работник, которого уполномочили приказом или доверенностью. Если акт составляли не в образовательной организации, получите и подпишите его в электронном виде (ч. 3 ст. 88 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Если не согласны с фактами и выводами, которые изложены в акте, подайте жалобу на имя руководителя контрольного органа. Сделайте это в течение 30 календарных дней со дня, когда узнали или должны были узнать о нарушении своих прав (п. 67, 68 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997, ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Чаще всего срок отсчитывают со дня подписания акта.
Когда нарушений нет, инспекторы вносят сведения в единый реестр контрольных мероприятий (ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). При нарушениях выдают предписание. В нем указывают, что исправить или какие мероприятия провести, устанавливают срок (п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Предписание можно обжаловать. Главное, сделать это в течение 10 рабочих дней с момента получения (ч. 6 ст. 40 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Если не поняли, как исправить нарушение, обратитесь с ходатайством к проверяющим. Инспекторы обязаны разъяснить способ и порядок исполнения своего решения (п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Чтобы исправить нарушения, издайте приказ. Назначьте ответственных и поручите устранить недочеты, которые выявили проверяющие. Используйте готовый образец.
После того, как истечет срок предписания, или контрольный орган получит документы об исправлении нарушений, инспекторы оценят исполнение. На это потребуется 30 рабочих дней (п. 52 Положения, утв. постановлением Правительства от 25.06.2021 № 997). Если все правильно, орган контроля внесет информацию в единый реестр контрольных мероприятий (ч. 3 ст. 95 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Если не отправите документы об устранении нарушения, или из них невозможно будет сделать вывод об исполнении решения, инспекторы проведут повторную проверку – документарную или выездную.
При наличии правонарушения образовательную организацию и должностных лиц привлекут к административной ответственности. Виды и размеры санкций смотрите в справочнике.
За неисправленные или повторные нарушения контрольный орган вправе ужесточать наказание вплоть до лишения лицензии и аккредитации. Подробнее смотрите в таблице.
Ответственность за нарушения в сфере образования
Нарушение
Действия контрольного органа
Основание
Нарушили требования законодательства об образовании, в том числе в части лицензионных требований и ФГОС
Выдает предписание со сроком устранения нарушений до шести месяцев
Ч. 1 ст. 93.1 Закона об образовании
Не исполнили предписание
Возбуждает дело об административном правонарушении.
Запрещает прием в организацию полностью или частично сроком на один год.
Прием разрешат досрочно, если установят исправление нарушения, или вступит в силу решение суда о прекращении производства по административному делу
Ч. 2 ст. 93.1 Закона об образовании
Не исполнили предписание об устранении нарушения требований ФГОС или аккредитационных показателей
Лишает государственной аккредитации в отношении соответствующих уровней образования – после того, как вступит в силу постановление о назначении административного наказания
Ч. 4 ст. 93.1 Закона об образовании
Не исполнили предписание, которое выдали в рамках административного дела
Приостанавливает действие лицензии полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии
Что делать, если в школу пришла прокурорская проверка?
Если к вам пришла прокурорская проверка, то для начала, самое главное — не паниковать и не нервничать. Перед проверкой прокурор и его помощники должны обязательно предъявить свои удостоверения и другие документы, дающие им право на проведение проверки. Также работники прокуратуры должны сообщить причину проверки (проверки бывают плановые и внеплановые). Если проверка внеплановая, то она является следствием получения прокуратурой информации о нарушениях (жалобы, сообщения в СМИ). Как правило, прокуратура предупреждает образовательное учреждение заранее о проведении проверки. Однако проверка может быть и внезапной, но для этого нужны веские причины.
Помните, что прокурор вправе требовать документы, связанные только с предметом проверки. Обязательно подготовьте комплект документов по контентной фильтрации заранее. При проверке, касающейся фильтрации интернета в школе, вам будут необходимы следующие документы:
- Регламент, правила или положение о контентной фильтрации в образовательном заведении,
- Актуальная копия федерального списка экстремистских материалов Министерства юстиции,
- Копии региональных законов и положений о контентной фильтрации и защите детей в интернет,
- Договор с ООО «СкайДНС».
Дополнительно у вас могут быть отдельно оформлены:
- Журнал контроля контентной фильтрации,
- Акты о проверке контентной фильтрации,
- Приказ о назначении ответственного за контентную фильтрацию в образовательном заведении,
- Правила пользования интернетом в школе.
Тем самым вы покажете, что относитесь серьезно к исполнению норм законодательства. Ни в коем случае не препятствуйте получению прокурором необходимых документов, это повлечет за собой возбуждение уголовного дела. Статьей 294 УК РФ предусмотрена ответственность за вмешательство в деятельность прокурора. Также, если сотрудник прокуратуры намеревается забрать оригиналы каких-либо документов, необходимо составить список этих документов и передать их под его расписку.
Как проходит проверка?
Часто проверка в школе касается компьютерного оборудования и Согласно законам «Об образовании» и «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (436-ФЗ) администрация школы должна обеспечить запрет доступа к экстремистским ресурсам, внесенным в список Министерства Юстиции РФ (http://minjust.ru/ru/extremist-materials). В ходе подобной проверки помощник прокурора в течение некоторого времени пытается найти запрещенные ресурсы через поисковые запросы в браузере на школьном компьютере. Если ему удастся зайти на такую страницу или найти в интернете текст, связанный с экстремизмом, то школе будет записано нарушение.
Что делать, если проверка выявила нарушения?
В случае обнаружения проверяющим доступа к запрещенной информации, вы должны обязательно выполнить все требуемые при этом процедуры. Во-первых, вы должны потребовать от проверяющего описание того, что было найдено и какие федеральные или местные законы оно нарушает, причем в письменном виде, с указанием даты и времени нахождения материала. Во-вторых учитель обязан закрыть данный ресурс и препятствовать любым попыткам учащихся зайти на него. Далее действуйте согласно положениям регламента. Также вы можете включить ресурс в список блокировки прямо при проверяющих. При этом обязательно убедитесь в том, что браузер был перезагружен для очистки локального кэша.
Вот например выдержка из регламента в Свердловской области:
4. При обнаружении ресурса, который, по мнению преподавателя, содержит информацию, запрещенную для распространения в соответствии с законодательством Российской Федерации, или иного потенциально опасного для обучающихся контента, Учитель должен предпринять следующие шаги:
4.1. записать адрес ресурса, дату и время его обнаружения;
4.2. закрыть данный ресурс и препятствовать дальнейшим попыткам учащихся зайти на него;
4.3. сообщить информацию о ресурсе в служебной записке на имя Зам. руководителя ОУ по ИПК для блокирования доступа к нему;
Результатом проверки может стать выявление тех или иных нарушений В любом случае, вы должны отреагировать на результат прокурорской проверки, каким бы он ни был. Если вы согласны с выявленными нарушениями — исправьте их в течение месяца и сообщите о проведенной работе в прокуратуру. Если результаты проверки кажутся вам необъективными, и вы не согласны с решением прокурора — обжалуйте решение через вышестоящего прокурора или обратитесь в суд (заявление подается в течение трех месяцев с момента получения решения). Также обязательно отправьте копию претензии прокуратуры в службу технической поддержки SkyDNS, чтобы мы проверили правильность проверки и выявленных нарушений и выдали вам официальное письмо для передачи в прокуратуру. В большинстве случаев претензии к школе после нашего письма снимаются.
Наиболее экономичным, простым и удобным вариантом успешно пройти прокурорскую проверку станет установка облачного контент-фильтра для блокировки доступа к запрещенным сайтам. Специальное решение для школ — SkyDNS.Школа является надежной гарантией успешного прохождения проверки прокуратуры. По доступной стоимости вы получите не только средство управления доступом к интернету, но и целый набор дополнительных функций, таких как блокировка рекламы, безопасный режим на YouTube, режим работы по «белому списку» и многое другое. Нашей системой контент-фильтрации уже пользуются более 6000 учебных заведений в России и странах ближнего зарубежья. Установить и настроить контент-фильтр в школе легко — с этим справится любой учитель информатики.
Что проверяет прокуратура в школе
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 1 ст. 21 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 13-П).
1. Предметом надзора являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
(в ред. Федеральных законов от 01.07.2010 N 132-ФЗ, от 22.12.2014 N 427-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.
Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.
(п. 3 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
4. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
(п. 4 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
5. Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).
(п. 5 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
6. Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:
при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки;
если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;
в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения.
(п. 6 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
7. Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать шесть месяцев. В случае невозможности в течение данных шести месяцев завершить указанные в пункте 6 настоящей статьи мероприятия либо получить необходимые информацию, документы и материалы или их копии срок приостановления проверки может быть продлен по решению Генерального прокурора Российской Федерации или уполномоченного им заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, но не более чем на шесть месяцев.
(п. 7 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
8. Проведение проверки возобновляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, установленных пунктом 6 настоящей статьи.
(п. 8 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
9. В срок проведения проверки не включается срок:
на который указанная проверка была приостановлена;
между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, установленных абзацем первым пункта 2 и пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, и датой их представления;
установленный абзацем вторым пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.
(п. 9 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
10. В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:
для решения вопроса об уголовном преследовании;
для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.
(п. 10 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
11. Руководитель или иной уполномоченный представитель проверяемого органа (организации) уведомляется о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения проверки в течение двух дней со дня принятия решения о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения указанной проверки.
(п. 11 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
12. Проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, допускается в следующих исключительных случаях:
по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
по истечении установленного статьей 24 настоящего Федерального закона срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки.
(п. 12 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
13. К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.
(п. 13 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
14. Если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором Российской Федерации форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации).
(п. 14 введен Федеральным законом от 07.03.2017 N 27-ФЗ)
15. Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.