Отличие госконтракта от договора
В ст. 3 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе» (далее – 44-ФЗ), регулирующем закупочную деятельность госзаказчиков, дано определение госконтракта. Это соглашение между поставщиком и федеральными, региональными или муниципальными органами власти.
По ст. 3 44-ФЗ госкорпорации и бюджетные учреждения заключают не госконтракты, а контракты.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
При этом процедура выбора поставщика не влияет на то, госконтракт или контракт будет подписан при совершении сделки. Порядок заключения, содержание и форма обоих соглашений одинаковы. Различия лишь в цели:
- контракты заключают, чтобы удовлетворить потребности конкретного учреждения – чтобы удовлетворить потребности государства
Как составить госконтракт
Проект госконтракта составляется на основе типовых форм – рекомендованных образцов и типовых условий контракта. Заказчики прикладывают проект госконтракта к извещению и публикуют в ЕИС (единой информационной системе) и на ЭТП (электронных торговых площадках).
Проект госконтракта не публикуют, если:
- процедура торгов закрытая и тендер содержит конфиденциальные сведения
- заказчик выбирает поставщика путём переговоров без проведения тендера (кроме закупок в электронных магазинах)
Госзакупка на ЭТП
Типовые формы условий контракта утверждены приказами вышестоящих инстанций. По ч. 11 ст. 34 44-ФЗ, если закупка соответствует условиям такого приказа, использовать утверждённую форму обязательно.
Допустим, заказчик проводит тендер на пассажирские перевозки. Форму госконтракта нужно взять из приказа Минтранса от 29.12.2018 № 482, поскольку подписание госконтрактов на закупку транспортных услуг по другим формам запрещено законом.
Напомним, что с типовыми условиями контрактов можно ознакомиться на сайте ЕИС в разделе «Библиотека типовых контрактов».
Библиотека типовых контрактов
Когда предмет закупки не подпадает под правила обязательных типовых форм, заказчики самостоятельно разрабатывают форму проекта госконтракта. Как правило, за основу берётся образец, рекомендованный вышестоящими инстанциями.
Ряд госкомпаний также использует типовые формы контрактов. Раньше Правительство РФ обязывало госкорпорации «Роскосмос» и «Росатом» при заключении контрактов по 44-ФЗ использовать типовые формы. Это положение было закреплено в постановлении Правительства РФ от 02.07.2014 № 606, но 01.01.2022 оно утратило силу, хотя приказы этих госкорпораций продолжают действовать. «Росатом» до сих пор использует в тендерах на закупку услуг по обращению с радиоактивными отходами типовую форму контракта.
Содержание госконтракта
В ст. 34 44-ФЗ изложены требования к содержанию госконтракта. Его заключают с учётом сведений, предоставленных в заявке участником закупки, и на условиях из извещения.
Госконтракт содержит положения о:
- неизменности цены на протяжении всего срока оказания услуги (в ст. 95 44-ФЗ указаны исключения)
- процедуре приёмки
- графике выполнения работ (если требуется более 3-х лет, а стоимость больше 100 млн руб.)
- правилах и сроках оплаты
- порядке и сроках возврата обеспечения
- ответственности сторон
- порядке начисления пеней и штрафов с учётом правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042
- других особенностях, предусмотренных ст. 34 44-ФЗ.
Также заказчики вправе включить в госконтракт положения об одностороннем отказе от удержания неустойки из оплаты за поставленную продукцию.
Заказчики должны составлять проект госконтракта строго по правилам 44-ФЗ и не вправе изменять его содержание по личному усмотрению. Регламентированы и сроки оплаты поставщикам.
Сроки заключения госконтракта
44-ФЗ строго регламентирует порядок заключения госконтракта по результатам тендера или в закупке без проведения конкурса. По ч. 2 ст. 51 44-ФЗ заключение госконтракта по итогам электронных торгов происходит следующим образом:
- Заказчику даётся 2 рабочих дня для формирования в ЕИС проекта госконтракта.
- Поставщик обязан в течение 5 рабочих дней подписать госконтракт.
- Заказчик должен в течение 2-х рабочих дней подписать его со своей стороны.
Всего на подписание контракта уходит до 9 рабочих дней. Если один из участников выставит протокол разногласий, процесс подписания увеличится на 3 рабочих дня (ч. 5 ст. 51 44-ФЗ).
Ч. 6 ст. 50 44-ФЗ устанавливает сроки заключения в запросе котировок в электронной форме:
- Заказчику даётся 3 часа на подготовку проекта контракта.
- Поставщик обязан в течение 1 рабочего дня подписать контракт.
- Заказчик должен в течение 1 рабочего дня подписать его со своей стороны.
Нарушать сроки недопустимо. Если поставщик не подписал вовремя контракт и заказчик сочтёт его уклонившимся от заключения контракта, сведения о поставщике будут внесены в РНП (реестр недобросовестных поставщиков). На заказчика, нарушившего сроки, будет наложен штраф в размере 50 тыс. руб. (ст. 7.32 КоАП).
Изменение госконтракта
Условия изменения госконтракта нужно прописать непосредственно в соглашении. При этом они не должны противоречить закону. Если соглашение не содержит таких положений, изменить его нельзя. Тогда заказчику и поставщику придётся подписать отдельное соглашение о внесении в госконтракт изменений.
По ст. 95 44-ФЗ изменить условия госконтракта можно при определённых условиях, в частности, если:
- сократился госбюджет
- изменились действующие тарифы
- увеличилось или уменьшилось количество товара (не более чем на 10%)
- изменились сроки одного из этапов выполнения работ
- предметом соглашения являются обслуживание зданий, коммунальные услуги, услуги по лечению граждан за рубежом или юридические услуги по представительству за пределами РФ
- долгосрочные госконтракты
- контракты жизненного цикла
- соглашения на проведение НИР (научно-исследовательских работ) и строительных работ
Сделать это возможно при условиях, указанных в ст. 95 44-ФЗ.
Изменить цену НИР или длительность исполнения контракта можно не более чем на 30%. Обязательные условия:
- решение властей
- письменное обоснование, по каким причинам исполнить контракт без изменений невозможно
- доказательства, подтверждающие, что такие причины не зависят от поставщика или заказчика
Что делать, если стройматериалы подорожали? По Постановлению Правительства РФ от 09.08.2021 № 1315 в госконтракт можно внести правки по п. 8 ч. 1 ст. 95 и ч. 70 ст. 112 44-ФЗ, если заказчик включён в перечень и параметры правок соответствуют необходимым условиям.
8 марта этого года в ст. 112 44-ФЗ появилась ч. 65.1: госконтракт можно изменить по причинам, не зависящим от сторон сделки. Допустим, условия контракта невозможно выполнить на прежних условиях из-за внешних санкций. Основанием для внесения изменений будет решение государственных органов.
Что касается форс-мажора, то поставщик по госконтракту будет освобождён от уплаты неустойки. Однако по ч. 9 ст. 34 44-ФЗ условия соглашения не изменятся, если причины форс-мажора не соответствуют основаниям из ст. 95 или ч. 65.1 ст. 112 44-ФЗ. Возникновение форс-мажора поможет подтвердить Торгово-промышленная палата.
Договор: особенности заключения
Что такое договор
В тендерах компаний с госучастием, которые регламентирует ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – 223-ФЗ), принято использовать термин «договор». Закон не даёт определения договору, но применяет этот термин ко всем соглашениям, заключённым по 223-ФЗ.
В ст. 420 ГК РФ говорится о том, что договор – это соглашение между участниками сделки, в котором закреплены их права и обязанности.
Договоры заключают, чтобы обеспечить нужды компаний, а не государства.
Как составить договор
Госкомпании, заключающие договоры по 223-ФЗ, самостоятельно разрабатывают их формы и включают в распорядительные документы. Некоторые госкомпании прописывают обязанность применения этих форм в положении о закупках. Также они ежегодно обновляют типовые формы и утверждают новые.
Пример положения о закупках
Содержание договора
Как правило, договор содержит основные положения, регламентирующие права и обязанности сторон:
- предмет договора
- сумма договора
- ответственность сторон
- порядок исполнения обязательств
- порядок разрешения споров
Ряд госкомпаний включает в договор дополнительные разделы. Так, в договорах «Росатома» имеются разделы:
- общие сведения
- определения и термины
- прекращение договора ранее намеченного срока
- конфиденциальность
- прочие условия
Максимальный срок оплаты для субъектов МСП в закупках по 223-ФЗ сократили до 7 рабочих дней. По Постановлению Правительства РФ от 21.03.2022 № 417 это условие должно быть прописано в договоре.
Также уже готовится к опубликованию законопроект, сокращающий сроки оплаты по договорам и в закупках на общих основаниях.
Изменение договора
По ст. 450 ГК РФ и 223-ФЗ госкомпании вправе после проведения торгов вносить изменения в проект договора. По ч. 5 ст. 4 223-ФЗ на этапе заключения или исполнения договора стороны могут изменить:
- количество товара
- срок поставки
- цену товара
Однако эту возможность нужно прописать в договоре. Она не должна противоречить положению о закупках.
Заключение договора
Основные положения, регламентирующие порядок заключения договора, прописаны в 223-ФЗ. По ч. 15 ст. 3.2 срок подписания договора по результатам тендера должен быть от 10 до 20 дней после публикации итогового протокола в ЕИС.
Сроки обмена заказчика с участником документами, а также заключения договора с единственным поставщиком госкомпания определяет самостоятельно. Эти сведения она включает в положение о закупке.
По ст. 5 223-ФЗ поставщики, нарушившие условия соглашения или уклонившиеся от подписания договора, по решению суда вносятся в РНП. Заказчиков за нарушение сроков по КоАП не штрафуют.
Отличия госконтракта и договора
Для удобства мы подготовили сравнительную таблицу с основными отличиями.
- утверждена приказом о типовой форме
- либо рекомендована вышестоящей инстанцией
- утверждена локальными актами компании (например, положением о закупке)
- либо разрабатывается под каждую закупку индивидуально
- общий порядок регламентирован 223-ФЗ
- детали дорабатывает заказчик и прописывает в положении о закупке
- для поставщика – внесение в РНП (ч. 2 ст. 104 44-ФЗ);
- для заказчика – штраф (ст. 7.32 КоАП)
- для поставщика – внесение в РНП (ст. 5 223-ФЗ)
- заказчика за нарушение сроков не штрафуют
Напомним, что при осуществлении предпринимательской деятельности термины «контракт» и «договор» используют как синонимы. Однако в закупках они строго разделяются – в каждом законе свой термин:
- в 44-ФЗ – контракт
- в 223-ФЗ – договор
Поскольку законодательная база разная, содержание соглашения, его форма и порядок заключения существенно отличаются:
Что такое подставка для госконтракта
Госконтракт и договор — термины, с которыми мы часто сталкиваемся в торгах. Кажется, что это синонимы, но в закупках есть четкое разделение понятий. Разберемся, чем контракт и договор принципиально отличаются друг от друга.
Элла Залужная Автор статей для Контур.Торгов
Особенности заключения госконтракта
Что такое госконтракт
Государственный контракт (госконтракт) — это соглашение между поставщиком и органами власти федерального, регионального или муниципального уровней. Это прямо сказано в ст. 3 федерального закона «О контрактной системе» (44-ФЗ), который регулирует закупочную деятельность госзаказчиков.
Бюджетные учреждения и госкорпорации заключают контракты, а не государственные контракты (ст. 3 44-ФЗ).
Способ отбора поставщика (на конкурсной основе или без проведения тендера) не влияет на то, какой документ будет подписан при заключении сделки — госконтракт или контракт. Порядок заключения таких соглашений одинаковый, различий в форме и содержании документов тоже нет.
Разница только в цели их подписания: госконтракты заключают, чтобы обеспечить потребности государства, а контракты — для закрытия потребностей конкретной организации.
Как составляют госконтракт
Заказчики составляют проект госконтракта на основе типовых форм — типовых условий контракта или рекомендованных образцов. Проект прикладывают к извещению и публикуют в единой информационной системе (ЕИС) и на торговых площадках (ЭТП). В закрытых процедурах, если тендер содержит секретные сведения, проект госконтракта не выкладывают в публичный доступ. В закупках, где заказчик выбирает поставщика без проведения тендера путем переговоров, проект госконтракта также не выкладывают в ЕИС и на ЭТП. Исключение — закупки в электронных магазинах.
Формы типовых условий контракта утверждены приказами вышестоящих ведомств. Если закупка попадает под условия такого приказа, то обязательно нужно использовать утвержденную форму (ч. 11 ст. 34 44-ФЗ). Например, если заказчик проводит тендер на регулярные пассажирские перевозки, форму госконтракта придется брать из приказа Минтранса № 482 от 29 декабря 2018. Подписывать госконтракты на закупку транспортных услуг по другой форме заказчикам запрещено.
Типовые условия контрактов можно посмотреть на сайте ЕИС в разделе « Библиотека типовых контрактов ».
Если предмет закупки не попадает под правила обязательных типовых форм, заказчик разрабатывает форму проекта госконтракта самостоятельно. Обычно за основу берут образцы, которые заказчикам рекомендуют вышестоящие инстанции.
Некоторые госкомпании используют также и типовые формы контрактов. Ранее Правительство обязывало госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» применять типовые формы, если компании заключали контракты по 44-ФЗ. Это регулировалось постановлением Правительства № 606 от 02 июля 2014. С 1 января 2022 года постановление утратило силу, но приказы госкорпораций «Росатом» и «Роскосмос» продолжают действовать. Например, в тендерах на закупку услуг по обращению с радиоактивными отходами Госкорпорация «Росатом» по-прежнему использует типовую форму контракта.
Какие положения включают в госконтракт
Требования к содержанию госконтракта указаны в ст. 34 44-ФЗ. Госконтракт заключают на условиях из извещения и с учетом сведений из заявки участника закупки.
Госконтракт содержит положения о:
- сроках и правилах оплаты;
- порядке приемки;
- гарантийных обязательствах;
- сроке и порядке возврата обеспечения;
- неизменности цены в течение всего срока оказания услуг (исключения указаны в ст. 95 44-ФЗ);
- ответственности сторон;
- правилах начисления штрафов и пеней с учетом правил, которые утверждены правительством (ПП № 1042 от 30 августа 2017);
- графике выполнения работ, если срок их выполнения больше трех лет, а стоимость превышает 100 млн рублей;
- иных особенностях, которые предусмотрены статьей 34 44-ФЗ.
Дополнительно заказчики могут включить в госконтракт разделы о возможности одностороннего отказа и удержания неустойки из оплаты за поставленный товар.
Заказчики готовят проект госконтракта строго по правилам 44-ФЗ и не меняют содержание документа по своему личному усмотрению. Сроки оплаты поставщикам также строго регламентированы контрактным законодательством — об этом мы писали ранее.
В какие сроки заключают госконтракт
Госконтракт заключают по итогам тендеров или в закупках без проведения конкурсных процедур. Порядок заключения контракта строго регламентирован 44-ФЗ. Например, контракт по итогам электронных торгов заключают по такой схеме (ч. 2 ст. 51 44-ФЗ):
- два рабочих дня дается заказчику, чтобы сформировать проект госконтракта в ЕИС;
- пять рабочих есть у поставщика на его подписание;
- два рабочих остается заказчику, чтобы подписать контракт со своей стороны.
В общей сложности подписание контракта занимает до девяти рабочих дней, если участник не выставил протокол разногласий. Схема с протоколом разногласий затянет процесс на три рабочих дня (ч.5 ст. 51 44-ФЗ).
В запросе котировок в электронной форме сроки заключения гораздо короче (ч.6 ст. 50 44-ФЗ):
- три часа у заказчика, чтобы подготовить проект контракта,
- за один рабочий день поставщик должен его подписать,
- один рабочий день у заказчика на подпись с его стороны.
Нарушать эти сроки нельзя. Поставщика, который не подписал госконтракт вовремя, заказчик сочтет уклонившимся и внесет сведения о нем в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Это закроет фирме доступ к госзаказу на два года. Если срок нарушит заказчик, его ждет штраф по статье 7.32 КоАП — 50 тыс. рублей.
Можно ли вносить изменения в госконтракт
Условия изменения госконтракта прописывают в самом соглашении. Они не должны противоречить нормам закона. Если документ не предусматривает возможность изменений, внести их не удастся. В этом случае заказчик и поставщик подписывают соглашение о внесении изменений в госконтракт.
Основания, по которым можно менять условия госконтракта, изложены в статье 95 44-ФЗ. Вот наиболее частые причины:
- увеличение или уменьшение количества товара, но не более чем на 10%;
- изменение действующих тарифов;
- сокращение госбюджета;
- предмет соглашения — коммунальные услуги, обслуживание здания, юридические услуги по представительству за рубежом или услуги по лечению граждан за пределами России;
- изменение сроков отдельного этапа в пределах общей длительности выполнения работ.
Также 44-ФЗ допускает изменение долгосрочных госконтрактов, соглашений на проведение строительных и научно-исследовательских работ (НИР), контрактов жизненного цикла — при соблюдении условий из ст. 95 44-ФЗ. Например, изменение цены НИР или длительности исполнения такого контракта допустимо не более чем на 30%. Обязательные условия:
- письменное обоснование причин, по которым исполнить контракт без изменений невозможно, и доказательства того, что эти причины не зависят от заказчика и поставщика;
- соответствующее решение властей.
Что делать, если подорожали стройматериалы, разъясняет ПП № 1315 от 9 августа 2021: в госконтракт разрешено вносить правки по п. 8 ч. 1 ст. 95 и ч. 70 ст. 112, если заказчик внесен в список из постановления и параметры правок сходятся с установленными условиями.
8 марта 2022 статью 112 44-ФЗ дополнили частью 65.1, которая допускает изменение госконтракта по причинам, которые не зависят от сторон сделки. Например, если выполнить условия контракта на прежних условиях невозможно из-за внешних санкций. В этом случае основанием послужит решение органов власти.
Форс-мажор избавит поставщика по госконтракту от начисления неустойки, но не приведет к изменению условий соглашения, если причины не сходятся с основаниями из ст. 95 или ч. 65.1 ст. 112 (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ). Подтвердить факт форс-мажора поможет Торгово-промышленная палата.
Особенности заключения договора
Что такое договор
Термин «договор» используют в тендерах компаний с госучастием, которые регулирует федеральный закон «О закупках отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ). Закон не разъясняет, что такое договор, но применяет этот термин ко всем соглашениям, которые заключены по 223-ФЗ.
Определение договора можно найти в Гражданском кодексе. В статье 420 ГК сказано, что договор — это соглашение между несколькими участниками сделки, где закреплены их права и обязанности.
Договоры заключают, чтобы обеспечить нужды компаний, а не закрыть потребности государства.
Как составляют договор
Госкомпании, которые заключают договоры по 223-ФЗ, разрабатывают формы соглашений самостоятельно и включают их в распорядительные документы. Например, некоторые компании ежегодно обновляют и утверждают новые образцы договоров. Обязанность применять эти формы прописывают в положении о закупках.
Какие положения включают в договор
Госкомпании включают в договор основные положения, которые содержат права и обязанности сторон, то есть разделы о:
- предмете договора,
- порядке исполнения обязательств,
- сумме договора,
- ответственности сторон,
- порядке разрешения споров.
Некоторые компании вводят дополнительные разделы. Например, Госкорпорация «Росатом» включает в договор такие разделы: «Определения и термины», «Общие сведения», «Конфиденциальность», «Прекращение договора ранее намеченного срока» и «Прочие условия».
Учитывайте, что максимальный срок оплаты для представителей малого и среднего бизнеса в закупках по 223-ФЗ сокращен с 15 до семи рабочих дней — это условие обязательно прописывают в договоре (ПП № 417 от 21 марта 2022). В ближайшее время Правительство может сократить сроки оплаты по договорам и в закупках на общих основаниях. Законопроект уже подписан, его готовят к опубликованию.
Можно ли вносить изменения в договор
223-ФЗ и статья 450 Гражданского кодекса не запрещают госкомпаниям вносить изменения в проект договора после проведения торгов. Заказчик и поставщик на этапе заключения или исполнения договора могут изменить количество товара, его цену и срок поставки (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ). Главное, чтобы эта возможность была предусмотрена договором и не противоречила положению о закупках, которое принято в компании.
Как заключают договор
223-ФЗ регламентирует основные нюансы подписания договора. Например, срок подписания договора по итогам тендера составляет не менее 10 и не более 20 дней после публикации в ЕИС итогового протокола (ч. 15 ст. 3.2. 223-ФЗ). В какие сроки заказчик обменивается документами с участником, а также заключает договор с единственным поставщиком, госкомпании решают самостоятельно и включают эти сведения в положение о закупке.
Поставщиков, которые уклонились от подписания договора или нарушили условия соглашения, что подтверждено решением суда, вносят в РНП (ст. 5 223-ФЗ). Заказчиков за нарушение сроков по КоАП не штрафуют.
Особенности работы с государственным контрактом
В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.
Вопрос: Как отразить в учете организации, применяющей УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), принимающей участие в аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку продукции, внесение денежных средств для проведения операций по обеспечению участия в аукционе, если она не победила в этом аукционе?
Организацией на специальный счет, открытый в банке, перечислены денежные средства в размере 350 000 руб. Сумма обеспечения заявки составила 250 000 руб.
Посмотреть ответ
Понятие государственного контракта
Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).
Вопрос: Как отразить в учете торговой организации (принципала) выплату вознаграждения гаранту (банку) за предоставление банковской гарантии в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку товара?
Согласно договору о выдаче банковской гарантии, заключенному между организацией и банком, вознаграждение гаранта за выдачу гарантии составляет 5 000 руб. и перечислено гаранту в день выдачи гарантии. Срок выданной гарантии составляет 90 дней. Согласно учетной политике организации вознаграждения за выдачу гарантий учитываются в периоде вступления гарантий в силу.
Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.
Посмотреть ответ
Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.
Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.
Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).
Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:
- жизнеобеспечение;
- оборона;
- госбезопасность;
- выполнение международных обязательств;
- целевые программы – муниципальные либо региональные.
В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.
Законодательный регламент государственных контрактов
Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.
Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:
- Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
- Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
- Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.
Заключение госконтракта
Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:
- «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
- Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.
ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.
Сроки подписания госконтракта
Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.
Таблица 1
Когда подрядчик должен подписать государственный контракт
№ | Способ, которым был определен поставщик | Граничные сроки подписания поставщиком |
---|---|---|
Конкурс | С момента размещения протокола | |
1 | Открытый конкурс | 10 дней |
2 | Конкурс с ограниченным участием | 10 дней |
3 | Конкурс в два этапа | 10 дней |
4 | Закрытый конкурс | 10 дней |
5 | Закрытый конкурс с с ограниченным участием | 10 дней |
6 | Закрытый конкурс в два этапа | 10 дней |
Аукцион | С даты размещения протокола или проекта контракта | |
1 | Электронный аукцион | 5 дней |
2 | Открытый аукцион | 10 дней |
Запрос котировок | Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса) | |
Запрос предложений | Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола |
Исполнение госконтракта
ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:
- гарантии от кредитного финансового учреждения (банка);
- денег в указанном количестве.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.
Идентификатор госконтракта
Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:
- идентификационный код заказчика;
- способ, который стал определяющим для поставщика;
- период актуальности контракта (начало и завершение);
- порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).
Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.
Расторжение госконтракта
Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:
- по соглашению сторон;
- в результате судебного решения;
- в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.
Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.
Контракт разрывает заказчик
Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:
- товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
- поставка недоукомплектованной продукции;
- нарушения временных рамок;
- выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.
Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).
Контракт разрывает поставщик
Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:
- поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
- работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
- заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.
Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.
Как заключить госконтракт
Обучение по 44-ФЗ Обучение для госзаказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка Обучение контрактных управляющих Обучение по 223-ФЗ Обучение для заказчиков Обучение для поставщиков Повышение квалификации Профпереподготовка
Антикризисное предложение до 19 октября
Как заключить госконтракт: порядок и нюансы оформления
Полезные материалы для скачивания
Видеообзор изменений в госзакупках в связи с COVID-19
Изменения в законодательстве по госзакупкам
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Новые условия заключения прямого договора
Аукцион в электронной форме
Обзор нормативной базы и порядка проведения и участия
Планирование закупок по 44-ФЗ
Кадровое обеспечение по 44-ФЗ
Требования к контрактной службе, комиссии по осуществлению закупок,
приемочной коммисии, профстандарты
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Понятие госконтракта
- Общий алгоритм заключения госконтракта
- Как заключить госконтракт по 44-ФЗ
- Что нового в обеспечении и исполнении госконтракта в 2019 году
- Как заключить госконтракт, если аукцион ушел в минус
- Как заключить госконтракт без торгов
- Как заключить госконтракт с физическим лицом
Как заключить госконтракт и не допустить при этом ошибок? Знание, что же это за соглашение и на какие законодательные нюансы оно опирается, позволит провести процедуру оформления грамотно.
Поскольку госконтракт – это разновидность договора, оформляемая в госзакупках, нужно также понимать, чем он отличается от стандартного договора. Итак, в чём суть данного документа и какой порядок действий он предполагает при своём подписания, мы расскажем далее.
Понятие госконтракта
Государственный контракт – это разновидность договора, который заключается в рамках госзакупок по 44-ФЗ. Заказчик оформляет данное соглашение, чтобы удовлетворить свою потребность в необходимых товарах и услугах.
Контракт может быть государственным, региональным или муниципальным. Это зависит от того, на каком уровне власти он оформляется. Муниципальные контракты подписывают органы местного самоуправления, государственные – федеральная власть или власти регионов РФ.
Заказчиками могут выступать:
- Местные органы самоуправления и госучреждения от имени муниципалитета.
- Органы государственной власти и организации, представляющие регион или РФ.
В качестве исполнителей могут быть физические лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица. К подписанию госконтракта не допускаются офшорные организации. Некоторые виды бизнеса (в частности, малый бизнес) участвуют в госзакупках на льготных условиях.
Далее в таблице можно увидеть, чем госконтракт отличается от договора:
Исполнитель составляет соответствующий договор на исполнение госконтракта. Условия договора должны соответствовать контракту.
Общий алгоритм заключения госконтракта
Согласно ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, госконтракт заключается с участником, победившим в конкурсной закупке, или же с единственным подрядчиком. Чаще всего госконтракты оформляются на основе проведения торгов. Обе стороны договора должны соблюдать определяемые законом сроки подписания контракта.
Как заключить госконтракт на основе результатов электронного тендера? Ст. 83.2 44-ФЗ подразумевает следующие этапы:
- Выявляется победитель онлайн-торгов.
- Итоговый протокол заносят в систему.
- В течение 5 дней с момента размещения итогового протокола заказчик публикует в ЕИС проект договора без подписей. Еще на этапе конкурса потенциальные исполнители могут изучить данный документ. Это предусмотрено ч. 2 ст. 50 44-ФЗ. После того, как тендер завершился, в проект вносят корректировки, которые были оговорены в процессе торгов. Это касается сведений о подрядчике, продуктах, услугах и их стоимости.
- В течение 5 дней с момента размещения проекта победитель закупки должен подписать его. Если условия исполнителя устраивают, он ставит электронную подпись и публикует договор на предусмотренной для этого онлайн-площадке. Если подрядчиком вносятся поправки, то оформляется и публикуется протокол разногласий.
- После поставщика договор заверяет заказчик. На это ему дается 3 рабочих дня. Если был составлен протокол разногласий, то у заказчика также есть 3 дня, чтобы принять новые условия либо отказаться от них. В последнем случае ему необходимо также письменно обосновать причины отказа. После этого в течение 3 дней исполнитель должен подписать новый проект и опубликовать его в системе.
Датой подписи контракта по законодательству считается дата его оформления по 44-ФЗ.
Чем победителю торгов грозит признание его уклонившимся от заключения госконтракта?
- Подрядчика заносят в реестр ненадежных поставщиков, если недобросовестность его действий будет подтверждена. Если подписанию контракта с его стороны препятствовали технические причины, то в реестр его могут не включить.
- При наличии обеспечения исполнения контракта заказчик вправе удержать его.
- Заказчик имеет право требовать возмещения убытков через суд.
- Заказчик может подписать договор с конкурсантом, занявшим по результатам тендера второе место. Об этом говорится в ч. 14 ст. 83.2 44-ФЗ. После того, как победителя признали уклонившимся и занесли это в протокол, второму участнику в течение 5 дней должны предоставить проект договора. Отказ участника от подписания никаких последствий для него не несет.
Если заказчик со своей стороны допустил какие-либо нарушения в процессе заключения контракта, то исполнитель может подать на него жалобу в ФАС.
Как заключить госконтракт по 44-ФЗ: пошаговая инструкция
В России государственные закупки регулируются Федеральным Законом №44. Согласно правовым нормам, заключение госконтракта возможно в результате конкурса, аукциона, запроса котировок или предложений.
1. Как заключить госконтракт по 44-ФЗ?
В соответствии с 44-ФЗ, предприятие, желающее стать заказчиком, должно подходить под следующие условия:
- Организация, которая ежегодно проводит госзакупки на сумму более 100 000 000 рублей, должна иметь в своем составе подразделение, отвечающее за участие в тендерах и оформление извещений.
- Организация ведет планирование закупок. Планы рассчитываются на 3 года, их размещают в ЕИС для публичного просмотра.
2. Риски госзаказа
В ФЗ-44 существует ряд правил, регулирующих проведение электронных торгов и заключение госконтрактов.
Они связаны с антидемпинговой политикой. Теперь необходимо подтверждать добросовестность поставщика, назвавшего в ходе аукциона цену более чем на 25% ниже. Таким образом, по новым условиям подрядчик обязан предоставить обеспечение исполнения контракта. Сумма обеспечения должна быть в 1,5 раза больше суммы, указанной в извещении и документах заказчика. Если же размер НМЦК составляет не более 15 000 000 рублей, то надежность поставщика подтверждается минимум тремя ранее заключенными госконтрактами, и стоимость хотя бы одного из них должна быть равна цене, предложенной конкурсантом, или дороже на 20%.
Исполнение госконтракта подразумевает и некоторые риски. По законодательству, как заказчик, так и исполнитель могут подвергнуться санкциям.
Подписывая контракт, важно понимать, что указанная в нем сумма не может быть изменена в ходе реализации договора.
Самое большое количество госконтрактов заключается на уровне регионов РФ. Главные заказчики – это органы государственной власти.
3. Срок заключения госконтракта по аукциону в соответствии с 44-ФЗ
На сроки заключения госконтракта влияет разновидность закупки. Перед вами таблица со сроками подписания контракта поставщиком. Он всегда первым заверяет договор подписью. Только после него это может сделать заказчик.
Способы определения поставщика
Когда заключается контракт
Контракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала конкурса
Онлайн-конкурс с ограниченным участием
Контракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала конкурса
Контракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала конкурса
Контракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала конкурса
Контракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала аукциона
Контракт заключается не раньше, чем через 10 дней от начала аукциона
Запрос котировок в электронном виде
Контракт заключается не раньше, чем через 7 дней с момента публикации
Запрос предложений в электронном виде
Контракт заключается не раньше, чем через 7 дней с момента публикации
4. Исполнение государственного контракта
Чтобы заключить госконтракт по 44-ФЗ, исполнитель обязан предоставить заказчику обеспечение исполнения.
Обычно его сумма составляет 10-30% от НМЦК. Обеспечением может являться не только денежная сумма, указанная в контракте, но и гарантия банка. Чаще всего поставщики предоставляют именно её, так как в этом случае не требуется извлекать деньги из оборота, чтобы подтвердить свою надежность.
По 44-ФЗ подходят документы лишь тех банков, которые имеют лицензию на выдачу гарантий и включены в соответствующий реестр.
5. Идентификатор государственного контракта
Согласно ст. 6.1 Федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе», все заключенные госконтракты должны иметь индивидуальные идентификационные номера.
Под этим кодом контракт заносят в реестр.
Номер состоит из 25 знаков. В каждом блоке номера зашифрована информация:
- идентификатор государственного заказчика;
- способ подтверждения надежности подрядчика, на основании которого подписан госконтракт;
- период действия контракта;
- порядковый номер контракта, который зависит от внутренней нумерации заказчика.
Идентификатор – это уникальный код, который никогда не повторяется. Его присваивают контрактам не только в области ГОЗ, но и в других отраслях.
О том, как присваивается ИГК договорам, не относящимся к сфере гособоронзаказа, поясняется в ст.5 ч.2 415-ФЗ.
Что нового в обеспечении и исполнении госконтракта в 2019 году
Чаще всего в документации конкурса указано о необходимости внести обеспечение исполнения контракта. Однако в соответствии со ст. 96 44-ФЗ, если это закупки или запрос котировок у единственного подрядчика, заказчик сам решает, выдвигать ли данное требование.
Если законом предусмотрено обязательное внесение обеспечения, то при заключении госконтракта это условие должно быть соблюдено. Таким образом, участник, победивший в закупках, обязан внести обеспечение до того, как контракт будет подписан.
Отсутствие обеспечения или его несоответствие требованиям конкурса влечет за собой признание заключенного госконтракта ничтожным. Если поставщик не предоставляет обеспечение в указанные сроки, то его считают уклонившимся от подписания контракта.
Зачем необходимо обеспечение исполнения контракта? Во-первых, поставщик, таким образом, подтверждает свою благонадежность. Во-вторых, если он нарушит условия договора, заказчик в качестве компенсации удерживает обеспечение.
В 2019 году появились нововведения, которые касаются обеспечения по госконтрактам. Теперь в торгах с преимуществами для СМП и субъектов НКО сумма обеспечения рассчитывается от цены контракта, а не от НМЦК.
Размер обеспечения должен быть равен авансу или больше. Чтобы не вносить обеспечение, поставщик может подтвердить свою надежность, предоставив документы, из которых следует, что ранее он успешно исполнил три заключенных госконтракта. Общая сумма этих контрактов должна быть не менее НИЦК.
Кроме того, в 2019 году был установлен срок для возврата обеспечения поставщику: не позднее 30 дней после выполнения всех условий контракта. Если речь идет о торгах с преимуществом для СМП, то крайний срок возврата – 15 дней после исполнения договора.
Какой срок должен быть у банковской гарантии, стороны решают сами. Однако она должна действовать не менее 30 дней после выполнения контракта.
В июле 2019 года внесены изменения в правила замены обеспечения. По новым условиям, если гарант лишился лицензии на финансовые операции, то подрядчик обязан предоставить другое обеспечение. Это необходимо сделать в течение месяца после того, как заказчик был об этом проинформирован. Если подрядчик не успел к сроку, ему начисляют пени. Расчет происходит в соответствии с ч. 7 ст. 34 44-ФЗ, то есть по тем же правилам, что действуют в случае неисполнения обязательств по госконтракту.
Изменения затронули и уменьшение обеспечения. Если у банка была отозвана лицензия, то поставщик, предоставляя новую гарантию, имеет право на уменьшение суммы обеспечения. Также изменился способ обеспечения, а исполнение контракта должно быть прописано в договоре поэтапно.
Государственные заказчики с июля 2019 года имеют право требовать от поставщиков банковскую гарантию или обеспечение в виде денежных средств, если контракт подразумевает гарантийные обязательства.
44-ФЗ не регулирует сроки действия заключенных госконтрактов. Они устанавливаются в зависимости от условий закупки и её предмета. Даже если срок контракта подошел к концу, он имеет свою силу до исполнения всех условий, оговоренных в нем.
После того, как контракт был подписан, проводятся определенные процедуры, установленные законодательством:
- Прием продукции или услуги, проверка товара на соответствие заявленному качеству.
- Внесение заказчиком оплаты за поставку товара или выполнение услуги, а также исполнение иных договоренностей.
- Действия заказчика и подрядчика, если изменились условия госконтракта или он был расторгнут по правилам ст. 95 44-ФЗ.
Чтобы определить качество выполненных услуг, заказчик может пригласить специальных экспертов, которые выдадут заключение. Затем оно размещается в ЕИС для открытого просмотра.
Как заключить госконтракт, если аукцион ушел в минус
Федеральное законодательство разрешает в рамках онлайн-аукциона предлагать цену ниже нуля. В ч. 23 ст. 68 Закона № 44-ФЗ говорится о том, если во время онлайн-торгов стоимость госконтракта уменьшается до половины процента от первоначальной суммы или ниже, то аукцион проводится на право заключить контракт. И в этом случае заказчику в ходе аукциона следует увеличивать цену контракта. Закон № 44-ФЗ устанавливает следующий порядок проведения такого аукциона:
1) стоимость контракта в ходе аукциона не должна превысить 100 000 000 рублей;
2) конкурсант не имеет права предлагать цену выше максимально допустимой для этого поставщика. Предельная сумма указывается в решении об одобрении или о совершении по итогам торгов сделок от имени участника аукциона;
3) сумма обеспечения исполнения заключенного госконтракта зависит от начальной стоимости контракта, которая прописана в извещении о проведении конкурса.
Согласно этим правилам, победителем торгов является подрядчик, предложивший самую большую цену за право заключить контракт. Кроме того, его заявка на участие в конкурсе должна соответствовать нормам документации, о которых упоминается в ч. 13 ст. 69 Закона № 44-ФЗ.
В такой ситуации контракт оформляется лишь после того, как победитель внес на предназначенный для этого счет денежную сумму, равную предложенной им заказчику за право заключить контракт. Также подрядчик обязан предоставить обеспечение исполнения контракта.
В проекте контракта заказчиком подтверждается право исполнителя заключить контракт по предложенной им цене, а также необходимо прописать схему расчета штрафов в случае ненадлежащего исполнения.
В реестре контрактов указывается не стоимость договора, а делается отметка «право заключить контракт».
Как заключить госконтракт с физическим лицом
Иногда заказчикам приходится сталкиваться с тем, что победителем аукциона становится физическое лицо. Конечно, такие ситуации достаточно редки, да и суммы контрактов, как правило, маленькие. Но все же Закон № 44-ФЗ регулирует подобные отношения, устанавливая для них определенные правила.
Итак, как заключить госконтракт с гражданином?
- Физическое лицо или индивидуальный предприниматель?
В реальности лишь небольшое количество заказчиков понимают, в чем заключается отличие индивидуального предпринимателя от физического лица. Для многих эти понятия равноценны. Конечно, такое представление ошибочно.
Гражданский Кодекс РФ обязывает физическое лицо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если его деятельность можно охарактеризовать следующим образом:
- имеются стабильные связи с поставщиками и клиентами;
- имущество приобретается или производится с целью получения дохода;
- существуют взаимосвязи между сделками, заключенными за конкретный период.
Это далеко не полный перечень признаков, на основании которых физическое лицо признается предпринимателем.
Заключить договор с физическим лицом можно в результате конкурса или напрямую. Это регламентируется положениями ст.93 Закона 44-ФЗ. Законом такие сделки не ограничиваются.
Обычно речь идет о небольших суммах, поэтому они регулируются п.4-5 ст.93 Закона № 44-ФЗ. Редко, но бывают ситуации, когда стоимость контракта достаточно велика, а исполнителем выступает физическое лицо. Вот эти случаи:
- услуги, связанные с творческой деятельностью;
- услуги по проведению экскурсии;
- услуги преподавателя.
Физические лица также могут принимать участие в закупках. Но комиссия должна понимать, что к заявке от такого конкурсанта предъявляются иные требования.
Для каждого вида закупок существует своя форма заявки. Мы опустим эти подробности и расскажем лишь о том, какие особенности имеет заявка на участие в аукционе от физического лица.
В частности, гражданин указывает не название организации и ее местонахождение, а свои фамилию, имя, отчество и адрес проживания. Выписку из ЕГРЮЛ гражданин предоставить не может, поэтому он прикладывает копии документов, подтверждающих личность.
Несколько слов об ИНН. По закону его необходимо указывать лишь учредителям юридических лиц, поэтому комиссия конкурса не может требовать этого от физического лица.
При заключении госконтракта с физическим лицом, которое не является предпринимателем, учитывается НДФЛ. Часть 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ определяет, что стоимость контракта не должна быть больше суммы НДФЛ.
Однако зачастую данное требование заказчики игнорируют. В отличие от комиссии, которая строго следит за его соблюдением.
Иногда проверяющие органы считают заключенный госконтракт с физическим лицом трудовым договором. Чаще всего это происходит, если действия подрядчика регламентируются внутренним распорядком предприятия, которое является заказчиком. И заказчик же определяет, как должна быть оказана услуга.
Если комиссия сомневается в том, что отношения являются гражданско-правовыми, и заказчик не может представить соответствующие доказательства, то проверяющие органы будут вправе признать договор трудовым.
Как заключить госконтракт без торгов
- Общие положения
Госзаказчики могут заключать самые разные сделки. Среди них встречаются и контракты в области внешней экономической деятельности. Существует отдельное понятие, характеризующее такую сделку. Важно понимать, что прямые контракты ВЭД и прямые закупки по 44-ФЗ – это абсолютно разные вещи. Прямой контракт ВЭД – это договор российского импортера напрямую с производителем продукции. Поэтому такие контракты больше относятся к таможенному законодательству, чем к контрактной системе.
Прямой контракт по 44-ФЗ – это закупка продукции у единственного подрядчика без проведения конкурса. Данная процедура является предметом ст. 93 44-ФЗ. Существует два типа соглашений:
- на сумму не более 100 000 руб.;
- на сумму до 400 000 руб.
Если это малая закупка, то заказчику нет необходимости обосновывать нецелесообразность проведения конкурса, чтобы определить подрядчика, цену госконтракта и другие условия.
В таком случае размещать сведения о такой закупке в ЕИС необязательно. Но заказчику нужно занести всю информацию в журнал регистрации договоров и сохранить документы. Ведь по окончании финансового года все закупщики отчитываются по госконтрактам, а отчеты публикуются в ЕИС.
С 01.03.2019 появился ЕАТ «Березка» — единый агрегатор торговли для малых закупок и госконтрактов на предоставление лекарств по решению лечебной комиссии. Эта платформа позволяет органам исполнительной власти федерального уровня и казенным учреждениям их ведомства оформлять прямые контракты. Это не относится к силовым структурам, которые проводят закупки тем же способом, что и раньше.
Если того требуют специальные акты на уровне муниципалитета или субъектов РФ, региональные и муниципальные закупщики должны заключать госконтракты через агрегатор.
Агрегатор «Березка» доступен на сайте agregatoreat. Теперь здесь можно не только заключить контракт до 100 000 рублей (в соответствии с ч. 4 ст. 93) и до 400 000 рублей (в соответствии ч. 5 ст. 93), но и провести закупку лекарственных средств на сумму 200 000 рублей, что регламентировано ч. 28 ст. 93.
Соглашение до 100 000 рублей можно заключить, если за год объем закупок по этому основанию составляет не более 50 000 000 рублей. Эти ограничения не распространяются на мероприятия, которые закупщики проводят для того, чтобы обеспечить муниципальные потребности сельских поселений.
Важно понимать, что для заключения госконтракта на сумму до 100 000 рублей необходимо включить в него основание, по которому закупщик оформляет заказ. В этом случае основанием считается п. 4 ч. 1. ст. 93 44-ФЗ.
В таких закупках могут участвовать государственные или муниципальные учреждения культуры, деятельность которых связана с сохранением и популяризацией объектов культуры и истории. Также закупки такого рода могут осуществлять государственные или муниципальные образовательные учреждения, перечень которых есть в п. 5 ч. 1 ст. 93. Сумма госконтракта не должна составлять более 400 000 рублей, а годовой объем закупок не должен превышать 20 000 000 рублей и быть на 50% больше, чем СГОЗ.
Важно понимать, что если закупщик превысит указанные рамки, то его могут привлечь к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ. Минимальный штраф, который грозит нарушителю, – 30 000 рублей. Чтобы не попасть в такую ситуацию, заказчик должен следить за потраченной суммой и фиксировать договоры такого рода в отдельном реестре.
Как заключить госконтракт в соответствии с этими правилами? Закупщик устанавливает предмет заказа, его стоимость и условия договора. Далее он предоставляет изложенные требования потенциальному подрядчику. Если последний согласен с условиями, то стороны переходят к подписанию госконтракта.
Итоговые нюансы заключения госконтракта 
Каковы же главные условия госконтракта по 44-ФЗ?
- Объектом контракта является продукция, услуги или работы, которые приобретает закупщик. Объект должен быть прописан очень четко и подробно.
- Стоимость госконтракта.
- Сроки действия контракта и варианты оплаты.
- Сроки оказания услуг, выполнения работ или поставки товаров.
- Ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта.
Заключенный госконтракт имеет 2 экземпляра (по одному для каждой из сторон), выполненных в письменной форме.
Прочие условия, в которых можно оговорить порядок оплаты, аванс или обеспечение исполнения, заказчик и исполнитель определяют самостоятельно.