Что такое запрос согласия cons
Перейти к содержимому

Что такое запрос согласия cons

Запрос согласия

Запрос согласия – это процесс, с помощью которого эмитент ценной бумаги предлагает изменения к существенным условиям соглашения об обеспечении. Эти изменения предназначены для инвесторов, имеющих долю в ценной бумаге. Учитывая, что для таких критических изменений обычно требуется взаимное согласие, запрос согласия обычно представляет собой запрос разрешения на внесение изменения от имени заинтересованной стороны.

Ходатайство о согласии обычно необходимо подавать в Комиссию по ценным бумагам и биржам США (SEC). Хотя и SEC, и штаты регулируют ходатайство о согласии, штаты часто играют более важную роль.

Понимание запроса согласия

В запросе согласия обычно указывается конкретная дата, к которой заинтересованные стороны должны ответить на запрос эмитента о внесении существенных изменений в соглашение об обеспечении. Эмитент ценных бумаг может ввести изменения, если требуемое количество или процент заинтересованных сторон согласны с изменениями. Если с изменениями согласны менее необходимого процента заинтересованных сторон, мера не выполняется, и изменения не могут быть приняты.

Пример запроса согласия

Типичный пример запроса согласия происходит на рынке облигаций. Если первоначальные условия соглашения больше не соответствуют интересам эмитента и держателей облигаций (что влияет на жизнеспособность выпуска облигаций), эмитент может обратиться к держателям облигаций с помощью заявления о согласии. Держатели облигаций, которые согласны с изменениями, могут получить согласительную выплату.

Получение согласия и инвесторы-активисты

Хотя большинство крупных корпоративных изменений происходит на ежегодных собраниях акционеров; Иногда инвесторы-активисты могут вносить серьезные изменения в частном порядке, в отдельный момент. После письменного запроса согласия от имени одного инвестора или группы инвесторов остальным акционерам, активисты уведомят руководство компании о решении внести изменения. В большинстве случаев это касается смены директоров или руководителей компании, хотя это может происходить по разным причинам. Хотя большинство американских компаний запрещают запрашивать согласие через свои Свидетельства о регистрации (CoI) или подзаконные акты, меньшинство по-прежнему принимает изменения в этой форме. Текущий показатель составляет примерно 70% публичных компаний США, ограничивающих или запрещающих запросы согласия.

Как отмечалось выше, хотя и SEC, и штаты могут регулировать ходатайство о согласии, штаты могут иметь больше полномочий в этих ситуациях. Здесь государства могут определить, могут ли акционеры компании запросить письменное согласие и каким образом. В то же время SEC наблюдает и регулирует конкретный процесс ходатайства.

Памятка: как действовать, если вас просят подписать согласие на обработку персональных данных

Прежде чем разбирать сам алгоритм действий, хотелось бы оговорить один важный момент. Школа или любое другое учреждение в котором с вас могут попросить подписать согласие на обработку персональных данных (далее — ПД) скорее всего действует не по своей воле. И наверняка не желает вреда нашим детям. Директор школы может вообще не понимать, чем чревато предоставление персональных данных вашего ребёнка широкому кругу «третьих лиц». Надо постараться с самых первых минут наладить сотрудничество с образовательным учреждением и его руководителем с тем, чтобы решить вопрос к обоюдному удовлетворению.

Только если руководство учреждения заняло позицию «так или никак» (позиция учреждения дополнительного образования может ещё быть выражена словами «не нравится — не ешьте»), приходится пререходить на официальный уровень общения и требовать положенного по закону.

В этом случае общение ведётся в форме переписки, причём каждое ваше обращение или заявление должно быть оформлено в двух экземплярах, один из которых вы отдаёте учреждению, а второй, с отметкой о том, когда этот документ был принят учреждением, оставляете себе. Отметка учреждения должна представлять собой штамп или подпись от руки, в котором должно быть написано, когда и кем была принята копия документа (в случае, если на документ ставится официальная печать учреждения, запись о том, кто принял документ, необязательна). Если в организации отказываются ставить отметку о принятии необходимо направить документ почтой заказным письмом (с описью вложения, если документ имеет существенное значение).

Алгоритм действий в этом случае следующий:
1. Необходимо официально запросить ответы на все свои вопросы, в том числе .запросить ссылку на закон, обязывающий вас предоставить персональные данные в запрошенном объёме и обоснование того, что для достижения цели обработки данных нужны именно эти данные.
2. Если вы не согласны с целями обработки данных, набором данных, способами обработки или перечнем лиц, допущенных к обработке данных, требуйте внесения изменений в согласие или напишите свой вариант, который вас устраивает. Чтобы организация, в которую вы обращаетесь за услугами и пр., не отказала в обслуживании, предоставьте согласие на данные, которые реально необходимы (в т.ч. возможно вычёркивание из типовых заявлений лишнего). . сфотографируйте или скоприруйте то заявление, которое вы подписывали или подавали (как правило такие заявления в одном экземпляре дают для заполнения и гражданин не может после объяснить, что подписывал).
3. Если вас не устраивает ответ на ваш запрос, вы видите там какие-то нарушения законодательства, обращайтесь в орган, контролирующий соблюдение законодательства — Роскомнадзор. В обращении в свободной форме изложите, в чём, по вашему мнению состоит нарушение закона и приложите переписку с учреждением. Можно также обратиться в прокуратуру с просьбой проверить соблюдение закона о ПД в конкретном учреждении (не исключено, что в соответствии с п. 3.5. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генерального прокурора РФ № 45 от 30.01.2013 жалоба будет перенаправлена в специализированный контрольный орган, но может быть рассмотрена прокуратурой и по существу).

(Образцы обращений и запросов будут размещены в конце статьи).

Отмечу, что последний шаг — мера достаточно сильная. Как правило, всё решается на предыдущих этапах.

Теперь немного подробнее о правовых основаниях действий по защите ПД. Действуем мы, опираясь, в основном на закон № 152-ФЗ «О персональных данных», от 27 июля 2006 года.

В статье 5 закона написано:
«п. 1. Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе.
п. 2. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных».
— то есть, если данные собираются для обеспечения учебного процесса, то, например, сведения о доходе родителей — явно избыточны.

Ст. 5. п. 5: «Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки».
— Например, если в качестве цели заявлено «обеспечение учебного процесса», а требуют, скажем, данные о доходах родителей — налицо вопиющее несоответствие между целями и собираемыми данными.

В статье 9:
«п. 1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором».
— Именно согласно этой статье закона мы и запрашиваем всю информацию, которая необходима нам для принятия решения. Без полноты сведений наше решение нельзя будет назвать «информированным и сознательным».

Ст. 14:
«п. 7. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:
«1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором;
2) правовые основания и цели обработки персональных данных;
3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;
4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;
5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;
10) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами».
— На случай, если Вы уже дали согласие на обработку ПД, а теперь засомневались, как будут использоваться ваши персональные данные, пошлите запрос с вот этим списком вопросов. Можно совместить такой запрос с отзывом согласия. Статья 18 обязывает оператора предоставлять эту информацию:

«1. При сборе персональных данных оператор обязан предоставить субъекту персональных данных по его просьбе информацию, предусмотренную частью 7 статьи 14 настоящего Федерального закона».

Таким образом, действующее законодательство предоставляет немало возможностей для обеспечения собственной информационной безопасности. Осталось только ими воспользоваться.

Правомерно ли если организация единовременно возьмет согласие у сотрудника на передачу его персональных данных третьим лицам в рамках деятельности организации и потребности в такой передачи? (А не каждый раз запрашивать у работника согласие для разных контрагентов).

Ответ: Персональные данные без согласия работника можно передать третьим лицам только в установленных законом случаях, например, в налоговый орган, ПФР и ФСС. В других ситуациях надо получить письменное согласие работника (ст. 88 ТК РФ, Разъяснения Роскомнадзора). Работодателю надо запросить отдельное письменное согласие работника на передачу его персональных данных третьему лицу (с указанием конкретного третьего лица).

Контрагент вправе передавать персональные данные работникам своей организации при соблюдении установленного порядка. На каждую передачу персональных данных работника третьим лицам необходимо оформлять отдельное письменное согласие на передачу персональных данных (абз. 2, 3 ст. 88 ТК РФ, ч. 5 ст. 5, ч. 3 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Нельзя в согласии в разовом порядке написать, что работник не против передачи своих персональных данных любым третьим лицам, с которыми у работодателя может быть заключен договор.

Обоснование: Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ)).

Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона N 152-ФЗ). Таким образом, передача персональных данных является обработкой персональных данных.

По общему правилу обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных. Отдельного согласия потребует обработка персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения (п. 1 ч. 1 ст. 6, ст. 10.1 Закона N 152-ФЗ).

Не требуется согласия субъекта персональных данных в случаях, перечисленных в п. п. 2 — 11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, в том числе когда обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).

Необходимость согласия работника на передачу третьему лицу его персональных данных. В рассматриваемой ситуации работник, чьи персональные данные указаны в договоре оказания услуг между организациями, не является ни стороной этого договора, ни выгодоприобретателем (поручителем) по нему.

Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со ст. 19 Закона N 152-ФЗ (ч. 3 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).

При этом лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных (ч. 4 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Работодатель вправе передавать данные о работнике без его согласия третьим лицам при угрозе жизни и здоровью человека, а также в иных случаях, установленных законом. Во всех остальных случаях сообщать персональные данные работника третьей стороне работодатель может только на основании письменного согласия работника (абз. 2, 3 ст. 88 ТК РФ).

Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7 Закона N 152-ФЗ).

Таким образом, в рассматриваемом случае заключение договора оказания услуг между организациями преследует коммерческие цели, поэтому работодатель не вправе передавать персональные данные работников без их согласия третьим лицам.

Согласие работника на передачу персональных данных на обработку конкретному третьему лицу — документ, необходимость получения которого возникает, если работодатель передает персональные данные работника третьим лицам, в том числе поручает обработку персональных данных работника другим лицам, в частности при заключении гражданско-правовых договоров с контрагентами (абз. 2, 3 ст. 88 ТК РФ, ч. 3 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).

В частности, при привлечении сторонних организаций (на основании заключенных с ними договоров) для выполнения каких-либо услуг, которые будут затрагивать обработку персональных данных работника, работодатель обязан соблюдать требования, установленные ч. 3 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, в том числе получить согласие работников на передачу их персональных данных. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки (ч. 5 ст. 5 Закона N 152-ФЗ).

На каждую передачу персональных данных работника третьим лицам необходимо оформлять отдельное письменное согласие на передачу персональных данных (абз. 2, 3 ст. 88 ТК РФ, ч. 5 ст. 5, ч. 3 ст. 6 Закона N 152-ФЗ). Нельзя в согласии в разовом порядке написать, что работник не против передачи своих персональных данных любым третьим лицам, с которыми у работодателя может быть заключен договор.

В согласии работника на обработку его персональных данных конкретным третьим лицом нужно указать, в частности, наименование контрагента, осуществляющего обработку персональных данных (также рекомендуется указать его ИНН, ОГРН), перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие, перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, цель их обработки, срок, в течение которого действует согласие на обработку персональных данных, а также способ его отзыва (ч. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ) (см. Форму: Согласие на передачу персональных данных работника третьим лицам (образец заполнения) (Подготовлен специалистами КонсультантПлюс, 2021) ).

В случае, когда работодатель передает персональные данные работника контрагенту без поручения на обработку персональных данных (например, когда от имени работодателя оказывать услуги контрагенту будет указанный работник), возможно прийти к выводу, что контрагент приобретает статус оператора и должен получить письменное согласие субъекта персональных данных (работника) на такую обработку. Поэтому работодателю следует передать своему контрагенту письменное согласие работника (п. п. 2, 3 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ, абз. 3 ст. 88 ТК РФ).

В случае, когда с согласия работника работодатель поручает обработку персональных данных третьему лицу, ответственность перед работником за действия указанного лица по-прежнему будет нести работодатель, а лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению работодателя, будет отвечать непосредственно перед работодателем (ч. 3, 5 ст. 6 Закона N 152-ФЗ).

Работодатель обязан предупредить своего контрагента, получающего персональные данные работника, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этого лица подтверждения того, что это правило соблюдено. Лица, получающие персональные данные работника, обязаны соблюдать режим секретности (конфиденциальности) (абз. 4 ст. 88 ТК РФ).

  • издать приказ о назначении лица, ответственного за организацию обработки персональных данных, которое должно осуществлять внутренний контроль за соблюдением оператором и его работниками законодательства РФ о персональных данных, в том числе требований к защите персональных данных;
  • установить правила доступа к персональным данным, обрабатываемым в информационной системе персональных данных; обеспечить регистрацию и учет всех действий, совершаемых с персональными данными в информационной системе персональных данных;
  • утвердить локальный акт по вопросам обработки персональных данных. В рассматриваемом случае таким документом может быть положение о порядке обработки персональных данных контрагентов и иных лиц, не являющихся работниками данной организации, в котором должны быть описаны все действия, связанные с обработкой персональных данных физических лиц — представителей других компаний, а также указаны ответственные работники за обработку таких персональных данных.

Обратите внимание! За нарушение законодательства в области персональных данных предусмотрена административная и уголовная ответственность (ст. 13.11 КоАП РФ, ст. 137 УК РФ).

Как работать с персональными данными клиентов и собирать согласия на их обработку

Когда компания берет у клиентов номера телефонов, e-mail или другие личные сведения, необходимо получать согласие на их обработку. В статье рассказываем, как грамотно составить согласие на обработку персональных данных и избежать типичных ошибок

Ульяна Жаркова

Ульяна Жаркова

Если вы используете в своей работе персональные данные клиентов, например у вас есть программа лояльности или email-рассылки, по закону вы обязаны собирать согласия на обработку этих данных.

Старший юрист Mindbox Ульяна Жаркова и юрист Mindbox Кира Лукашина рассказывают про порядок работы с персональными данными, объясняют, в каких случаях необходимо собирать согласия на их обработку и как это правильно делать.

В статье даем примеры согласий на обработку данных, разбираем ошибки из практики и объясняем, чем грозит компании нарушение закона о персональных данных.

В конце статьи — шаблон клиентского согласия на обработку персональных данных — адаптируйте его под себя и используйте в своей работе.

Когда необходимо собирать согласия на обработку персональных данных

Персональные данные — это любая информация, по которой клиента можно идентифицировать: ФИО, номер телефона, email, паспортные данные, дата рождения, адрес, cookie-файлы и так далее.

Собирать согласия на обработку персональных данных нужно всем компаниям, которые работают напрямую с покупателями-физлицами.

«Чтобы понять, нужно ли брать согласие у клиента на получение и обработку данных, достаточно ответить на один вопрос: оставил ли вам покупатель информацию, по которой вы можете его идентифицировать, даже косвенно?

Если ответ „да“, вам надо запрашивать согласие на обработку этих данных.

Например, клиент оставил вам свой email или телефон в заявке на обратный звонок, значит, он передал вам свои персональные данные. С согласия клиента можно эти данные использовать: перезвонить и предложить оформить заказ, отправить пуш-уведомление о скидках на старую коллекцию, отправить email-рассылку с подборкой книг в интернет-магазине и так далее.

Если вы собираете данные в таком формате, что клиента невозможно идентифицировать, вам не нужно брать согласие на обработку его данных.

Допустим, компания проводит анонимный опрос или публикует отзывы под вымышленными именами или без указания конкретных данных: „отзыв Алисы К.“, „отзыв нашего покупателя из Химок“, „отзыв многодетной мамы“.

Еще сбор согласий не нужен в особых случаях, которые прописаны в законе. Например, закон не требует получать согласие от клиента, если его данные нужны для исполнения договора, который он уже заключил.

Не нужно брать согласие на обработку адреса, если клиент заказал у вас товар и оформил доставку на дом, потому что заключен договор купли-продажи и для его исполнения вам необходим адрес доставки».

Кира Лукашина

Кира Лукашина

Мы выделили три частых ситуации, когда бизнес работает с персональными данными клиентов и нужно получить согласие на их обработку:

  1. Компания собирает на сайте cookie-файлы.
  2. На сайте компании клиент может оставить контактную информацию.
  3. Компания собирает данные офлайн.

Компания собирает на сайте cookie-файлы. Практически все сайты используют cookie-файлы, они собирают информацию об активности пользователя. С помощью cookie компания может узнать IP-адрес клиента или другие технические параметры устройства, с помощью которых пользователя в дальнейшем можно идентифицировать.

Раньше вопрос, считать ли cookie-файлы персональными данными, был спорным, но сейчас Роскомнадзор и суды широко трактуют понятие «персональные данные» и относят к ним cookie.

Поэтому, если ваш сайт собирает cookie-файлы, на нем должна всплывать плашка с запросом согласия на сбор cookie.

Согласие на обработку персональных данных Плашка с запросом согласия на сайте Mindbox

Клиент оставил свои данные на сайте. Обычно сайт компании — это не только визитная карточка бизнеса, но и способ сбора контактной информации клиентов.

Сбор клиентской информации компании организуют в разных формах: оформление заказа, регистрация в личном кабинете, поле для ввода номера телефона, на который перезванивает менеджер, подписка на рассылку компании, попапы со специальными предложениями или просьбой оставить отзыв об услуге или товаре.

При заполнении такой формы клиент передает вам свои персональные данные, поэтому вы должны получить его согласие.

Компания собирает информацию о клиенте офлайн. Бизнес может использовать разные маркетинговые инструменты для офлайн-сбора информации о клиенте: анкетирование, опрос, регистрация в программе лояльности на кассе в момент покупки.

Сбором информации считают любой случай, когда вы просите клиента оставить свои данные на бумаге или даже просто назвать их продавцу, который их потом запишет.

Способы сбора согласий на обработку персональных данных

Вы можете собирать согласия у клиентов любым способом и в любой форме — в законе нет установленных шаблонов и правил. Исключение: бизнес, который работает с особенно важными данными, например с данными о здоровье или национальной принадлежности. Для этих категорий в законе прописаны повышенные требования, но к большинству компаний они не относятся.

Собирать согласия можно в письменном или электронном виде — на усмотрение бизнеса. Мы рекомендуем хранить согласия в течение всего срока их действия — обычно это период, в течение которого планируется обработка данных, и 3 года после.

В таблице — популярные способы сбора согласий.

Рассмотрим каждый из способов.

Печатная анкета. В ней должен быть пункт о согласии на обработку персональных данных. Клиент заполняет ее от руки. Анкета должна храниться в бумажном виде.

Форма сбора персональных данных с согласием на обработку Бумажная анкета может отражать дух бренда, а не просто служить для сбора персональных данных

Подтверждение согласия через СМС-код или звонок. Продавец со слов клиента вносит его данные в электронную систему у кассе для участия в программе лояльности и просит клиента подтвердить свое согласие на передачу данных через СМС-код или звонок. Система автоматически отправляет клиенту код подтверждения.

Перед тем как подтвердить свое согласие на обработку данных, клиент должен ознакомиться с правилами программы лояльности и полным текстом согласия. Для этого можно отправить клиенту ссылку на эти документы в СМС.

Чекбокс с галочкой согласия в общей форме заявки. Клиент ставит галочку «согласен» в чекбоксе формы для сбора данных напротив ссылки на согласие и правила обработки персональных данных на сайте. Отправленная заявка с проставленной галочкой сохраняется на сайте. При необходимости ее можно выгрузить и использовать в качестве доказательства того, что клиент дал согласие.

Правильный чекбокс согласия на обработку персональных данных Cайт Holodilnik.ru: пример правильного использования чекбокса с галочкой согласия

Двойное подтверждение — double opt-in. Клиент дает согласие через e-mail или СМС. Например, сначала оставляет свой e-mail в форме на сайте, а затем подтверждает согласие, кликнув на ссылку в письме. Или оставляет на сайте номер телефона, а потом отправляет подтверждение в ответ на СМС, которое пришло от компании, или называет код продавцу в магазине.

Код подтверждения по СМС — double-opt-in Обычно double opt-in используют в двух каналах: e-mail и СМС

Главное: вне зависимости от формы согласия сохранить подтверждение того, что клиент согласился на обработку своих персональных данных. Для этого сохраните заполненную от руки анкету или выгрузите логи — технические файлы о действиях клиента на сайте.

Согласия нужно хранить на случай проверки контролирующими органами или жалобы клиента.

Что должно быть в согласии на обработку персональных данных

Чтобы подготовить правильную форму согласия, нужно проанализировать весь процесс сбора данных и с учетом этого лаконично и в понятной форме объяснить клиенту, что вы собираетесь делать с его данными. В законе прописаны обязательные требования к тексту согласия — изучите их при подготовке формы.

Вот примерный перечень того, что нужно указать в согласии:

  • наименование вашей компании, как оператора, который получает согласие субъекта персональных данных, например ООО «АБВ», ИНН, адрес;
  • цели обработки персональных данных, например участие в программе лояльности, рекламные рассылки;
  • перечень персональных данных, на обработку которых человек дает согласие: ФИО, дата рождения, адрес, телефон, email и другие;
  • перечень действий с персональными данными, на совершение которых человек дает согласие, например сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение, обновление, изменение, извлечение, использование, передача, распространение, предоставление, доступ, обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
  • конкретный перечень лиц, которым могут быть переданы данные, если вы собираетесь передавать их другим компаниям. Например, ООО «Ромашка», ИНН, адрес;
  • срок действия согласия: сколько времени нужно для достижения цели обработки данных, например «На срок участия покупателя в программе лояльности»;
  • способ, которым человек может отозвать согласие, например отправить письменный запрос в свободной форме на адрес вашей компании или заполнить специальную форму на сайте, отписаться через кнопку отписки в e-mail.

Закон запрещает собирать избыточные данные, не нужные для целей, которые вы заявляете в согласии. Например, если компания указывает, что собирает данные для рекламной email-рассылки, она не может требовать от клиента паспортные данные: это незаконно.

Топ-5 ошибок компаний при сборе персональных данных

Часто компании в России пытаются собирать данные, но делают это неправильно — такие случаи можно встретить в сети. Если вы видите, что на сайте собирают данные определенным образом, не стоит копировать такой пример, он может быть некорректным.

Мы собрали ряд примеров, как делать не надо, — они нарушают требования закона о сборе согласий на обработку данных.

В форме сбора данных нет запроса согласия на обработку. Даже если компания разместила на сайте политику обработки персональных данных в футере, она обязана запрашивать согласие при сборе данных в понятной клиенту форме.

Форма сбора данных Согласие клиента нужно получить в явной форме — в примере нет ни галочки, ни предупреждения, ни прямого вопроса

Чтобы не нарушить закон, в форму надо добавить явный запрос согласия, например поставить чекбокс или добавить подпись «Нажимая кнопку „Проконсультируйте меня“, вы даете согласие на обработку персональных данных» и прикрепить ссылку на это согласие.

Галочка в чекбоксе на согласие поставлена заранее. Если у вас в форме есть чекбокс, заполнение которого подтверждает согласие на обработку данных, нельзя автоматически делать его отмеченным. Клиент должен вручную поставить галочку, иначе это нарушение закона: согласия в явной форме не было.

Это же правило действует при согласии на получение рассылки и участие в программе лояльности: галочка не должна быть проставлена заранее. Если один из клиентов возмутится и напишет жалобу в ФАС, бизнес может получить штраф.

Галочка в согласии на обработку персональных данных При оформлении заказа нельзя принуждать клиента к подписке на рассылки или участию в программе лояльности

В согласии написано, что данные передаются третьим лицам, но данные этих лиц не указаны. Если в согласии вы не перечислили партнеров, которым раскрываете персональные данные клиентов, значит, у вас отсутствует согласие на передачу клиентских данных — вы не сможете это делать.

Cогласие на обработку персональных данных: указываем всех, кому передаются данные Необходимо перечислить все компании, которым вы планируете передавать персональные данные клиентов

В согласии не указано, на что именно соглашается клиент. Если нет ссылки на полный текст согласия, это нарушение закона.

Неправильное согласие на обработку персональных данных В этой форме согласия отсутствуют обязательные реквизиты: нет ссылки на текст согласия

В тексте согласия написано, что клиент соглашается на обработку неограниченного перечня персональных данных. По закону список персональных данных, на обработку которых клиент дает согласие, должен быть четко определен — надо прописать, какие именно данные вы собираете и зачем.

Согласие на обработку персональных данных: образец заполнения перечня данных Нельзя писать «включая, но не ограничиваясь» в согласии на обработку персональных данных. Список сведений должен быть точным

Как накажут бизнес, который не соблюдает правила обработки персональных данных

Не соблюдать требования к сбору персональных данных — риск для компаний и ИП. Ваш бизнес могут проверить по жалобе клиента или конкурента. Нарушение на сайте могут заметить сотрудники Роскомнадзора в процессе мониторинга — для этого не требуется даже проведение проверки.

Раньше при выявлении нарушений Роскомнадзор часто ограничивался предупреждением. Компания могла исправить нарушения и спокойно работать дальше. Но с учетом изменений в законе и тенденций в правоприменительной практике мы ожидаем, что Роскомнадзор будет штрафовать бизнес сразу, без предупреждения.

Размер штрафа зависит от вида нарушения.

Штрафы могут быть наложены за каждый факт нарушения. Размер штрафов зависит в том числе и от «злостности» нарушения. Например, если крупная компания неоднократно попадалась на незаконных практиках и умышленно идет на очередное нарушение в корыстных целях, скорее всего, штраф для нее будет больше, чем для ИП, который допустил нарушение по незнанию и сразу исправил свою ошибку. Точный размер штрафа определяет контролирующий орган в каждом случае индивидуально.

Чтобы избежать штрафов и недовольства клиентов, собирайте согласия и обрабатывайте персональные данные законно.

Чтобы помочь в этом, мы подготовили примерный шаблон клиентского согласия об обработке персональных данных. Скачайте его на свой гугл-диск и адаптируйте под свой бизнес.

Рекомендуем проконсультироваться с юристом, стандартная форма согласия может не учитывать особенности внутренних процессов в конкретной компании.

Главное

  1. Чтобы понять, нужно ли брать согласие у клиента на получение и обработку персональных данных, достаточно ответить на один вопрос: оставил ли вам покупатель информацию, по которой вы можете его идентифицировать, даже косвенно? Если ответ «да», вам надо запрашивать согласие на обработку этих данных.
  2. Самые частые случаи, когда требуется согласие на обработку персональных данных: компания собирает на сайте cookie-файлы, на сайте компании клиент может оставить контактную информацию, компания собирает данные офлайн.
  3. Собирать согласия у клиентов можно любым способом и в любой форме: в законе нет установленных шаблонов и правил. На усмотрение бизнеса возможен письменный или электронный формат.
  4. Хранить согласие нужно в течение всего срока его действия — обычно это период, в течение которого планируется обработка данных, — и 3 года после.
  5. В согласии на обработку данных должны быть следующие пункты: наименование вашей компании как оператора; цели обработки персональных данных; перечень персональных данных; перечень действий с персональными данными; конкретный перечень лиц, которым могут быть переданы данные; срок действия согласия; способ, которым человек может отозвать согласие.
  6. Если вы видите, что на сайте собирают данные определенным образом, не стоит копировать такой способ, он может быть некорректным.
  7. Не соблюдать требования к сбору персональных данных — риск для компаний и ИП. Ваш бизнес могут проверить по жалобе клиента или конкурента. Нарушение на сайте могут заметить сотрудники Роскомнадзора в процессе мониторинга — для этого не требуется даже проведения проверки. Размер штрафа зависит от вида нарушения и составляет от 30 до 500 тысяч рублей за каждый случай.

Читайте новости в Telegram

Разборы юристов, полезные статьи о бизнесе и личный опыт предпринимателей

Читать Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *