Для чего нужен летний отдых семей воспитывающих инвалида детства
Перейти к содержимому

Для чего нужен летний отдых семей воспитывающих инвалида детства

Реабилитация детей-инвалидов в условиях летнего лагеря

Новодворцева, М. Р. Реабилитация детей-инвалидов в условиях летнего лагеря / М. Р. Новодворцева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5952/ (дата обращения: 15.10.2022).

В реабилитационной работе с детьми-инвалидами летний период занимает особое место и рассматривается как один из важнейших этапов их оздоровления и социализации в течение года.

Летом 2000 года впервые был организован двадцатидневный выезд воспитанников Республиканского детского дома-интерната для умственно отсталых детей на природу. Двадцать три ребенка-инвалида с неосложненными диагнозами имели возможность впервые уехать из детского дома, отдохнуть и поправить свое здоровье в естественных условиях. Детей сопровождала группа специалистов в составе руководителя врача, медицинской сестры и педагогов для организации культурного досуга. Большую часть свободного времени дети проводили на свежем воздухе и посвящали активным играм: бадминтону, футболу, баскетболу и, конечно же, купанию в реке. Благодаря естественным природным условиям дети приобретали навыки адаптации к жизни в других условиях: учились готовить пищу на костре, помогали взрослым в ведении «домашнего хозяйства», учились ориентироваться в пространстве, наблюдать за различными объектами и явлениями природы. На следующий год данный опыт успешно повторился.

Несмотря на небольшие сроки пребывания детей на природе был накоплен необходимый опыт и заложена основа для проведения подобных мероприятий в будущем. Летом 2002 года было принято решение об организации выезда детей в летний оздоровительный лагерь в условиях совместного проживания со здоровыми сверстниками. С этого момента наши воспитанники имеют возможность ежегодно отдыхать в детском лагере «Берег дружбы» Алданского района. Причем количество детей с каждым годом растет, кроме того в данный процесс включены и дети со сложными дефектами (ДЦП, синдром Дауна, тяжелая умственная отсталость).

Лагерь «Берег дружбы» расположен на берегу реки Алдан среди высоких сосен и кедров, вдали от шумного города. Это замечательная страна, жители которой попадают в сказочный мир игры и приключений, наблюдений и исследований. Жизнь наших воспитанников в лагере подчинялась выверенному распорядку дня, в котором чередовались различные виды деятельности, характерные для процессов активного напряжения и комфортного расслабления, имея строго заданный и четко соблюдаемый ритм.

Одним из важнейших условий жизни лагеря является создание доступной среды для развития детей с нарушениями в развитии. Воспитанники детского дома-интерната живут рядом со здоровыми сверстниками, участвуют в жизни лагеря, общаются, дружат и чувствуют себя нужными, полезными и равными всем остальным.

Содержание программы работы в детском оздоровительном лагере включает в себя следующие направления:

1. организация режима с учетом индивидуальных особенностей детей; — рационное питание;

— воздушные и солнечные ванны;

— лечебные процедуры (по назначениям)

— занятия адаптированными спортивными играми (зарница, футбол, игры по станциям и пр.);

— занятия лечебной физкультурой;

— прогулки, походы, купание;

2. Второе направление работы направлено на реализацию творческого потенциала детей, развитие и формирование художественных и прикладных умений и навыков. В это направление входит:

— работа кружков и мастерских;

Уникальность среды лагеря состоит в возможности решать задачи по основным направлениям реабилитационного отдыха детей-инвалидов:

— оздоровление (утренняя гимнастика на свежем воздухе, закаливающие процедуры, спортивные соревнования и др.);

— социально-коммуникативная реабилитация (изменение характера и круга общения, деятельность в составе малых групп, изменение социальной роли);

— социально-бытовая реабилитация (деятельность, направленная на уход за собой и организация быта, помощь младшим и друг другу);

— социально-средовая реабилитация (овладение технологиями эффективного функционирования в различных средах обитания: походы, сплавы, экскурсии);

— социально-психологическая реабилитация (наблюдение за успехами других детей с ограниченными возможностями, изменение точки зрения на уровень своих возможностей и степень ограничений, повышение собственной самооценки);

— социально-культурная реабилитация (экскурсии, концерты, конкурсы, театральные постановки).

Все указанные направления реабилитации направлены на интеграцию ребенка-инвалида, повышение его физической и социальной активности.

Насыщенная событиями жизнь в лагере на природе дает огромный эмоциональный заряд детям на целый год вперед, позволяет прорвать стену изоляции и чувства одиночества перед трудностями, с которыми сталкиваются дети-инвалиды. Особо значимым для наших воспитанников было пребывание среди здоровых сверстников, их оценка и реакция на ту или иную ситуацию, поведение, эмоциональная поддержка, готовность прийти на помощь. Именно этот фактор играет на наш взгляд определяющую роль в интеграционном процессе. Возможность попробовать новые виды движений (лазание, ползание, балансирование — а это обычные походные ситуации), испытывать разные тактильные, слуховые, зрительные ощущения оказывается очень важным для детей с ограниченными возможностями. Дифференцирование процессов восприятия, расширение объема самостоятельных движений, совместное планирование деятельности, осознание своего участия в нем повышают адаптационные возможности больного ребенка, способствуют появлению нового социального и личного опыта.

Активно принимая участие во всех массовых мероприятиях, и занимая призовые места, участвуя в играх на сплочение коллектива, проводимых между отрядами, наши воспитанники, общаясь со здоровыми сверстниками, стали более раскрепощены в общении. У ребят появилось много друзей, они получили заряд положительных эмоций, массу впечатлений и желание вернуться на берег реки Алдан на следующий год.

1. Белякова И. В. Запоминание стихотворных текстов умственно отсталыми школьниками / Роль обучения в развитии психики — детей олигофренов. Под ред. В. Г. Петровой. — М.,1991.

2. Маймор О. С. Работа над стихотворениями на уроке обучения грамоте во вспомогательной школе// Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов общеобразовательной и специальной школы. — Ташкент, 1988.

3. Петрова В. Г. Исследование вербальной памяти умственно отсталых школьников// Дефектология. — 1986. — № 5.

4. Соловьев И.МЮ, Сумарокова В. А. Память и ее избирательность у умственно отсталых детей// Дефектология. — 1993. — № 1.

5. Суморокова В. А. Оптимизация усвоения учебного материала с учетом развития памяти умственно отсталых школьников// Методические рекомендации. — М.,1986.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
статья на тему

Дадеркина Наталья Михайловна

В Ханты – Мансийском автономном округе создана работоспособная система оказания социальной помощи людям, находящимся в трудных жизненных ситуациях. В структуру учреждений социальной защиты округа входит бюджетное учреждение ХМАО- Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Таукси», что в переводе с хантыйского языка означает «Золотой лебедь» и символизирует жизненный оберег людей — инвалидов, символ надежды, милосердия.

Одним из направлений деятельности учреждения является: организация летнего отдыха для детей с ограниченными возможностями.

Скачать:

Вложение Размер
organizatsiya_letnego_otdykha.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

БУ ХМАО-Югры «Реабилитационный

центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями «Таукси»

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от "нормального" детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, часто и элементарного образования.

Ребенок, имеющий инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей;

— ребенок — не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

В Ханты – Мансийском автономном округе создана работоспособная система оказания социальной помощи людям, находящимся в трудных жизненных ситуациях. В структуру учреждений социальной защиты округа входит бюджетное учреждение ХМАО- Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Таукси», что в переводе с хантыйского языка означает «Золотой лебедь» и символизирует жизненный оберег людей — инвалидов, символ надежды, милосердия.

Одним из направлений деятельности учреждения является: организация летнего отдыха для детей с ограниченными возможностями.

Лето – самая долгожданная пора в жизни любого ребёнка, ведь это самые длинные в году каникулы. А каникулы — это время восстановления здоровья, восполнения сил, развития творческих способностей, открытий нового и интересного. Но каждый ли ребенок может реализовать все это в течение каникул? Это зависит от многих факторов: заинтересованности родителей в обеспечении детей полноценным отдыхом; их занятости, социального статуса семьи (материальной состоятельности, уровня ценностей в семье; умения планировать и организовывать полноценный отдых своего ребенка). Отдалённость регионов, имеющих благоприятные природно-климатические условия, высокая стоимость проезда и путёвок, пониженная иммунная активность несовершеннолетних с ограниченными возможностями, их длительная акклиматизация приводит к невозможности оздоровления большого количества детей за пределами города. Полноценный отдых нужен каждому ребёнку, так как от этого зависят его жизнедеятельность, здоровье, учёба.

В этом случае целесообразней проводить летний отдых и оздоровление детей в пределах города.

Не первый год на базе «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Таукси» в летние каникулы организуется летний отдых под названием «ЭКОГРАД» , совершенно бесплатный для несовершеннолетних с ограниченными возможностями преимущественно с ортопедической и психоневрологической патологией, в том числе ДЦП, в возрасте от 6 до 18 лет. Нужно сказать, что перед сотрудниками центра стоят задачи: обеспечить комплексную реабилитацию несовершеннолетних с ограниченными возможностями через организацию малозатратной формы летнего эколого-оздоровительного отдыха; формировать и развить духовно-нравственный потенциал несовершеннолетних через прикосновение к природе, формировать позитивного взаимодействия с окружающим миром; актуализировать знания детей и подростков о физическом и духовном здоровье человека как части природы, умений и навыков экологической направленности путем вовлечения их в трудовую деятельность на приусадебном участке; развивать познавательные и творческие способности, посредством вовлечения несовершеннолетних с ограниченными возможностями в творческую деятельность с использованием различных форм проведения индивидуальных и коллективных мероприятий, участия в выставках, конкурсах, фестивалях и спортивных мероприятиях; способствовать вовлечению родителей в оздоровительный процесс, нормализации внутрисемейных отношений на основе концепции позитивного родительства через сотрудничество и совместную детско-родительскую деятельность.

Для этого в Центре была создана экологическая -оздоровительно- развивающая среда. Реализация концепции по созданию эколого-оздоровительной развивающей среды, разработанной еще в 2000 году, и апробированной на протяжении ряда лет в учреждении, доказала, что максимальное использование природных ресурсов – солнца, воздуха, воды, флоры и фауны, способствует нормализации физического и психосоматического состояния ребенка проблемами в здоровье. Мир природы открывает широкие возможности для умственного развития детей.

Мероприятия в рамках экологической – оздоровительно — развивающей среды в учреждении являются органичной частью системы комплексной реабилитации несовершеннолетних с ограниченными возможностями.

Успешная социализация несовершеннолетних с ограниченными возможностями, формирование адекватного отношения к собственному «Я» и своему заболеванию через общение с природой, совместную трудовую деятельность со сверстниками и родителями (ассистирование).

Летний отдых — «Экоград» – это не просто изучение экологии и не просто отдых на природе. Вместе – это нечто гораздо большее, где особое внимание уделялось направлениям : оздоровительно-профилактическому, психолого – педагогическому, экологическому, культурно – досуговому, социально-бытовому, спортивному, фольклорному и этнически-патриотическому.

Экологическое воспитание на летнем отдыхе предусматривало спортивно- оздоровительные мероприятия (зарядку, спортивные игры, купание в бассейне, экскурсий в музей под открытым небом «Сибирские увалы», посещения этнографического музейного комплекса им. Т.Д. Шувалова). Это позволило формировать эстетические чувства, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, вырабатывать потребность самовыражения в творческих видах деятельности. Для художественно-эстетического развития детей с учетом их потребностей и индивидуальных особенностей, и развития творческого потенциала проводилась кружковая работа: студии «Мастерица», «Фантазия», «Веселая палитра», «Колобок», «Фитодизайн»

Проводятся практические занятий по флористике, экскурсий, конкурсов рисунков, плакатов, букетов из цветов, изучение методов гербаризации и сушки растений. Организовываются выставки-конкурсы летних букетов, рисунков, стенгазет, защита экологических плакатов. Проводятся викторины, КВН, "Угадай-ка" (загадки о природе), праздники об охране окружающей природной среды, конкурс рисунков и плакатов "Земля наш общий дом". Все мероприятия проводятся в ежедневном режиме, предпочтительно на игровой площадке, на улице (по возможности — в открытой экосистеме), что способствует оздоровительной функции летнего отдыха. Большое значение уделяется работе, где непосредственное участие принимают дети и их родители. Через активные формы летнего отдыха (сказкотерапия, игротерапия, арттерапия, гарденотерапи, агроматерапия) стимулируется личностный рост ребёнка.

Большим преимуществом летнего эколого-оздоровительного отдыха «Экоград» организованного на базе Центра было то — что дети могли не только активно и весело провести свободное время, но и получить комплекс реабилитационных мероприятий оздоровительной направленности — прием узких специалистов (педиатр, физиотерапевт, ортопед); физиолечение, включающее электролечение, светолечение, теплолечение, ультрозвуковое, аэрозоль-лечение, гидролечение; компьютерная диагностика нарушения равновесия, реабилитационные стабилографические тренажеры; БОС-ортопедическтй; массаж (ручной, аппаратный); лечебная физкультура; бассейн; кислородные коктейли. Основными составляющими летнего отдыха детей является оптимальный двигательный режим, сбалансированное питание, обучение гигиеническим навыкам и навыкам безопасной жизнедеятельности, правильному образу жизни.

Специалисты Центра находят подход к каждому ребенку, организовывают работу так, чтобы дети отдохнули с пользой и интересно.

Организация отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями проходит в 3 смены по 30 человек, с дневным пребыванием. В течении 21 дня.

Особое внимание уделяется сбалансированному питанию детей. Каждый день в рационе есть фрукты, овощи, мясные и рыбные блюда. Режим деятельности, расписания занятий и мероприятий составляется с учетом интересов детей, разнообразия видов деятельности, состояния их работоспособности и здоровья. Большой акцент делается на укрепление состояния здоровья, повышение адаптационных возможностей организма, развития самостоятельности, получения практических навыков в работе с различными материалами, развитие коммуникативных навыков, творческую самореализацию.

За период прохождения реабилитационных мероприятий в летний период проводится мониторинг отслеживания эффективности реабилитационных мероприятий, который позволил судить о положительной динамике: в развитии эмоционально- волевой сферы; в развитии коммуникативных навыков; в развитии психических процессов; в речевом развитии; в развитие двигательных навыков; в развитие трудовых навыков; в развитие навыков самообслуживания и культуры поведения; в развитие творческих способностей несовершеннолетних. Мы считаем, что нужно максимально использовать все возможности летнего периода. Ведь само прикосновение к миру природы несет оздоровительный эффект для ребенка-инвалида. За летний период в нашем учреждении отдыхает 90 детей- инвалидов. Результаты мониторинга по летнему отдыху говорят сами за себя – за 2012год отмечается положительная динамика в оздоровлении детей с ограниченными возможностями- 85%, родителей удовлетворены организацией отдыха в реабилитационном центре — 95%.

В 2009 году программа «Экоград» участвовала в городском конкурсе в рамках экологической акции «Спасти и сохранить» «Лучший экологический проект года», где заняло второе место.

Мы стараемся создать атмосферу творчества и радости, дать новые знания и, что особенно важно, получить эмоциональный отклик детей. Благоприятный реабилитационный прогноз, положительные отзывы родителей, эмоционально – положительный настрой детей и подростков позволяют сделать выводы: летний оздоровительный отдых на базе учреждения является эффективной малозатратной формой несовершеннолетних, которая дает возможность родителям при минимальных материальных затратах предоставить своим детям полноценный отдых на летний период, не выезжая за пределы г. Нижневартовска. Итогами реализации программы: улучшение состояния физического здоровья детей, участвовавших в программе; стабилизация межличностных взаимоотношений, приобретение навыков социального общения между детьми и окружающими; проведение содержательного досуга детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов в летний период; улучшение общего психологического состояния детей, снижение уровня тревожности; самореализация и раскрытие в творческой деятельности.

Социальный аспект реабилитации детей-инвалидов через организацию полноценного досуга в летний период

Наличие проблемы интеграции детей-инвалидов в общество можно объяснить двумя главными причинами: с одной стороны, имеющимися у них отклонениями физического или психического развития и с другой -несовершенством самой системы социальных отношений.

Ребенок с ограниченными физическими или умственными возможностями, даже окруженный заботой и любовью семьи, из-за отсутствия полноценного контакта со своими сверстниками, оставаясь один на один с самим собой, начинает испытывать чувство одиночества, ощущение своей «неполноценности». Если это происходит, то он лишается возможности развивать навыки и умения, необходимые для жизни в обществе.

Одно из решений данной проблемы министерство социальной защиты населения Хабаровского края видит в организации полноценного досуга детей данной категории, особенно в летний период.

В текущем году для детей-инвалидов были организованы различные формы отдыха, оздоровления и занятости. Так, совместно с комитетом по физической культуре и спорту, комитетом по молодежной политике Правительства края с 23 по 29 июня в г. Хабаровске прошел 13-й краевой физкультурно-спортивный фестиваль детей-инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в котором приняли участие 63 представителя из 15 территорий края.

Многие ребята- победители районных и городских фестивалей, на протяжении нескольких лет становятся участниками краевого фестиваля. Одними из первых участников были Пивнюк Дарья, г.Хабаровск; Коренской Иван, Нанайский район; Цуканов Артем, район имени Лазо; Анненков Сергей, Бикинский район; Якименко Наталья, Ванинский район; Юрченко Виктор, Вяземский район; Береза Ульяна, Солнечный район; Полторецкая Александра, Ульчский район; Циолик Сергей, Советско-Гаванский район; Наседкин Денис, г.Комсомольск-на-Амуре и др.

Попробовав свои силы на детском фестивале, ребята начинают серьезно заниматься спортом. Цуканов Артем, Анненков Сергей и Брюханов Алексей (Амурский район) в составе сборной команды Хабаровского края приняли участие в турнире по пауэрлифтингу 3-х Международных игр «Дети Азии», проходившем в г.Якутске в 2004 г. Цуканов Артем стал чемпионом в весовой категории до 75 кг, Брюханов Алексей завоевал звание абсолютного чемпиона в весовой категории до 56 кг.

Свой спортивный путь продолжают Букреев Евгений, г.Хабаровск, Волков Максим, район имени Лазо. Букреев Евгений на Чемпионате России по пауэрлифтингу в г.Красноярске стал призером соревнований.

Выпускница прошлого года, неизменный участник наших фестивалей Пивнюк Дарья, активно занимается спортом, выполнила норматив кандидата в мастера спорта по дартсу. Участник фестиваля прошлых лет мастер спорта по плаванию Кобатько Сергей , г.Хабаровск, был неоднократным призером чемпионатов России по плаванию

Кроме спортивных состязаний на 13-м физкультурно-спортивном фестивале для ребят была организована разнообразная культурная программа: экскурсия по городу «Столице края — 150 лет», посещение цирка, театра пантомимы, военно-исторического музея ДВО, участие в развлекательных программах: «Я, ты, он, она!», конкурсе знатоков нашего края, вечере -конкурсе «Хрустальный башмачок для Золушки» и др., а также оздоровление на базе детского санатория «Амурский».

Совместно с комитетом по молодежной политике края на базе краевого оздоровительно- образовательного центра «Юность» был проведен «олимпийский фестиваль» для детей -инвалидов с нарушением слуха.

С целью вовлечения детей-инвалидов в занятия физической культурой и спортом, развития познавательных способностей, на базе детского санатория «Амурский» были организованы краевые профильные спортивная и краеведческая смены. 50 детей-инвалидов из 12-и территорий края приняли участие в различных спортивных соревнованиях, познакомились с историческими местами столицы Дальнего Востока, посетили музеи, стали участниками городских досуговых мероприятий и др. Одновременно в санатории дети-инвалиды получали лечебные и оздоровительные процедуры.

Совместно с АНО «Реальная помощь» (родители, имеющие детей-инвалидов с заболеванием «аутизм») в августе т.г. был реализован социальный проект «Ласковое море» по оздоровлению детей-инвалидов с тяжелыми патологиями физического и психического развития в сопровождении одного из родителей. Целью данного проекта стало не только организация отдыха и оздоровления детей данной категории, но и развитие потенциала детей через вовлечение их в различные виды деятельности с нормально развивающимися детьми в условиях детского оздоровительного лагеря.

Анализ показал, что результатом организации таких форм реабилитации детей-инвалидов стало положительное эмоциональное состояние ребенка, раскрытие его реабилитационного потенциала и достижение комфортного состояния семьи в целом.

Каким может быть летний отдых для детей с особенностями развития

Лето для родителей «особенных» детей не всегда самая долгожданная пора: как продолжить социализацию и не дать им потерять полученные в течение учебного года навыки? Да и просто организовать отдых? О собственном отдыхе родители, как правило, уже и не мечтают.

Ответами на эти вопросы занялись специалисты фонда «Обнаженные сердца» восемь лет назад. О том, как отдых может стать незаменимым социальным опытом для детей с расстройством аутистического спектра, рассказал эксперт фонда, детский невролог Святослав Довбня.

Как все начиналось?

Идея лагеря родилась не только из мысли о летнем отдыхе детей и подростков с расстройством аутистического спектра (РАС). Специалисты фонда побывали в Университете Нью-Мексико (США) в лагере «Восходящее солнце» и там познакомились с интенсивной программой для детей, которые никогда в жизни не бывали на природе. Это дети с разными поведенческими нарушениями, с трудностями в адаптации. В лагере они находились без родителей, для многих разлука с сними случилась впервые в жизни. Поэтому смена в лагере была пятидневной — за это время ребята не успевали соскучиться по дому. Программа их отдыха в лесу совмещалась с обучением специалистов помощи детям с аутизмом.

Первоначально идея создания такой же модели у нас в стране встретила полное недоверие, вызвав массу вопросов: как работать с детьми, которые раньше вообще считались необучаемыми, где взять столько специалистов для их сопровождения, как решать бытовые условия? Но ведь, прежде, чем учить родителей и раздавать им советы, как действовать в тех или иных в ситуациях, нужно самому научиться с таким ребенком и в платке переночевать, и в душ сходить, и одежду помочь переодеть.

Первые лагеря для детей с особенностями развития заработали в 2011 году: фонд оказывал финансовую поддержку организаторам летних проектов во всех регионах России. В 2015 году лагерь, подобный американскому «Восходящее солнце», открылся в Нижнем Новгороде. В нем не только отдыхали дети, но и проходили обучение специалисты из школ, ресурсных центров, в том числе и люди, чья профессия никак не связана с темой аутизма. Обучение было не на словах — в интенсиве на практике отрабатывали все, что узнали в теории. С этого же года лагерь получил название «Лето со смыслом».

Подобные лагеря теперь работают в Челябинске, Костроме, Санкт-Петербурге. Лагерь в Нижнем — самый близкий к своему американскому источнику, и у нас есть надежда, что таких площадок будет больше.

«Лето со смыслом» — в чем все же смысл?

У лагеря нет специальной задачи научить чему-либо, он — терапевтический. То есть дает детям с особенностями развития самый важный для них опыт приобретения независимости, пребывания среди других людей, проживания походов.

Дети поехали отдыхать, но при этом вернулись с огромным количеством навыков. Скажем, никогда не жарили сосиски на костре, а теперь этому научились. Или узнали новые слова. Это не академические навыки, это навыки социальной адаптации и взаимодействия в среде. Они гораздо более важны в жизни для этих детей, многие из которых их просто лишены.

Есть несколько принципов (стратегий), которые помогают людям с РАС быть успешными в обществе. Стратегии применяются и в лагере, они направлены на то, чтобы сделать пространство лагеря более понятным для ребенка с аутизмом. Например, ребенок должен понимать, куда идти, в какой последовательности действовать, ему нужны ясные обозначения в окружающей среде.

Мы используем зрительную поддержку — много картинок, чтобы ребенок понимал, сколько он будет находиться в лагере, что будет дальше, в какой последовательности, например, нужно надеть защитное оборудование, прежде чем пройти по полосе препятствий. Используем также стратегию эффективного подкрепления. Для типично развивающегося человека важна социальная похвала, а для человека с аутизмом она может не работать. Он научится ее принимать, но потом. А пока даже на природе приходится вводить дополнительное поощрение: картинку или конфету за то, что ребенок делает шаги по преодолению каких-либо препятствий.

Дети в лагере. Какие они?

Дети очень разные: есть и нормотипично развивающиеся сверстники, есть дети с РАС, часть из них имеет довольно сложные нарушения коммуникации, взаимодействия, физические сложности. С некоторыми из детей постоянно находятся двое сопровождающих. Смысл «двойного сопровождения» состоит в том, чтобы дать возможность таким детям также получить удовольствие от пребывания в лагере.

Режим дня и набор активностей унифицирован, но в то же время, всё очень индивидуально. Например, подросткам дают больше выбора, что делать сегодня — стрелять из лука или заниматься скалолазанием. Предоставление возможности выбирать связано с уважением к взрослению ребенка, ведь в определенном возрасте отдых становится правом иногда и ничего не делать.

Есть дети, у которых есть серьезные проблемы, мешающие их полноценному участию в жизни лагеря, например, проблемы с внезапным убеганием. В таком случае ребенку нужна особая программа подготовки к лагерю: научить его слышать слово «Стой!», понимать пространство. Есть дети с серьезной проблемой поедания несъедобного: они едят камни, шишки, и с этим тоже ничего нельзя сделать на природе. Таким детям также нужна серьезная поведенческая программа в повседневной жизни, прежде чем они смогут безопасно для себя поехать на природу.

Противопоказанием для пребывания в лагере немного, но они существуют. Для выявления таких противопоказаний, в том числе, и проводится работа с родителями еще до лагеря. Бывает и так, что новая ситуация, условия действуют на ребенка, и он проявляет негибкость в своем поведении. В таких случаях поведенческая команда ждет какое-то время, потом обзванивает родителей, которые забирают ребенка домой. Но это доли процентов случаев.

Взрослые в лагере. Кто они?

Прежде всего, в лагере есть поведенческая команда. Это специалисты, которые обеспечивают содержание и наполнение лагеря, находятся всегда рядом и помогают волонтерам. Конкурс среди волонтеров достаточно большой, все волонтеры проходят интенсивную учебу, направленную на конкретную стратегию сопровождения конкретного ребенка. Поэтому лагерь для взрослых длится не пять дней, как для детей, а семь. Волонтерами могут быть люди совершенно разных специальностей, и в этом смысле лагерь — прекрасный инструмент для обучения специальных помощников, учителей в школах, тьюторов, психологов и других специалистов.

Для взрослых лагерь — мощный импульс к развитию, другому взгляду на жизнь и пониманию себя в ней. Многие волонтеры говорят о том, что становятся более независимыми и успешными, приобретают опыт командной работы. Некоторые после лагеря начинают чаще улыбаться, находят новых друзей, продолжают после лагеря общаться друг с другом.

Все тоже самое можно сказать и про детей. Многие стремятся попасть в лагерь во второй раз.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *